Меню

Проект озера 4 клас

Проектная деятельность в начальных классах по теме «Водоемы нашего края». 4-й класс

Предмет исследования: “Водоёмы нашего края” (окружающий мир).

Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.

  • Повышение мотивации к обучению.
  • Разработка и написание проекта “Водоёмы нашего края”.
  • Формирование экологической грамотности.
  • Формирование бережного отношения к водоёмам нашего края.
  • Повышение самооценки учащихся.
  • Приобщение родителей к совместной деятельности.
  • Презентация проекта.
  • Познакомить с водоёмами нашего края.
  • Организовать исследовательскую работу по изучению водоёмов нашего края.
  • Учить оформлять исследования как проект.

Зачем нужно изучать водоёмы нашего края?

  • Какую воду мы пьём?
  • В какой воде купаемся?
  • Какое значение имеет вода в жизни человека и всего живого?
  • Почему надо охранять водоёмы от загрязнения?

Проект рассчитан на 4 учебные недели.

Участники проекта: учащиеся 4 “Б” класса МОУ СОШ №4 г. Нижний Ломов.

  • Значение воды для человека и других живых организмов.
  • Водные ресурсы Пензенской области.
  • Растительный мир пресных водоёмов.
  • Животный мир пресных водоёмов.
  • Экологическое состояние водоёмов нашего края.
  • Загадки, пословицы, рассказы о воде.
  • Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
  • Обучение приёмам исследовательской работы с книгами, использование материалов промышленных предприятий и служб города, сети Интернет в целях получения новых знаний.
  • Приобретение коммуникативных навыков.
  • Развитие речи и обогащение лексики.
  • Активное участие родителей в школьной жизни ребёнка.
  • Повышение профессиональной компетенции учителя.

1. Введение в тему .

Учитель: Мы снова вместе. Начинаем урок Мир вокруг нас.

— Отгадайте загадку и вы узнаете тему урока.

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в роднике,
А широкий — в море. (Река)

— Внимание на экран. Каким вы видите океан? (Cлайды)

— Какой видите реку?

— Какая вода нам нужна?

Воды на земле одновременно и много и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода — солёная и не пригодна для питья, использования в производстве и сельском хозяйстве.

Пресной воды существенно меньше, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за их загрязнения.

И эта проблема не может не волновать нас – главных потребителей пресной, питьевой, чистой воды.

Из газеты “Маяк. Куранты” от 27.10.09. мы узнали, что в нашей области работает программа “Чистая вода”, а из другой статьи от 7.09.09, что специалисты ЖКХ чистили и углубляли русло реки Ломовка. У нас возникли вопросы:

— Какую воду мы пьём?

— В какой воде мы купаемся?

— Почему русло реки Ломовка затянуто илом?

— Чем и как мы можем помочь сохранить воду чистой?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили исследовать их и разработать информационный проект “Водоёмы нашего края”.

И сегодня мы защищаем свой проект. Форма защиты – отчёт.

— Географы (представляются) расскажут о значении воды в жизни человека и всего живого, о водных ресурсах Пензенской области.

— Ботаники познакомят с растительным миром пресных водоёмов.

— Зоологи доложат об исследовании животного мира пресных водоёмов.

— Экологи исследовали экологическое состояние пресных водоёмов и расскажут о своих методах работы.

— А литераторы напомнят о том, что проблема чистой воды волнует и их — людей искусства.

— Ребята, у вас на столах Информационные карты с заданиями.

По ходу отчётов каждой группы заполняйте их.

Водоёмы – это _____________________________________

Водоёмы бывают __________________________________

Естественные водоёмы: _____________________________

Искусственные водоёмы: ____________________________

Рек в области ______________________________________

Самая большая река _________________________________

Сура – приток ______________________________________

Мокша – приток ____________________________________

Хопёр – приток _____________________________________

Ломовка – приток ___________________________________

Питание рек _______________________________________________________

— Заполните таблицу (слайд):

Плавают на поверхности ______________________________

Прикрепляются ко дну ________________________________

Плавают в толще воды ________________________________

Загрязняют водоёмы __________________________________

Охрана водоёмов _____________________________________

В Красной книге ______________________________________

Слово географам. (Отчёт географов. Водоёмы нашего края)

План работы географов (слайд).

  • Значение воды.
  • Водные ресурсы.
  • Река Сура и её притоки.
  • Река Мокша и её притоки.
  • Река Хопёр и её притоки.
  • Родники.

Ученик: Значение водоёмов в природе очень велико: это и купание, и полив, и питьё, а также работа предприятий, а уж о том, что вода является домом для рыб, известно всем. Остановимся на каждом пункте.

• Купание (слайд). Мест для купания в нашей области достаточно, хотя в некоторых районах их состояние оставляет желать лучшего. Возьмём для сравнения города Пензу и Нижний Ломов. Итак, что мы видим? В Пензе есть оборудованные пляжи и зоны отдыха. Это пляж в районе Барковки, Арбековский пруд, зона отдыха в посёлке Ахуны. А вот в моём городе Нижний Ломов таких пляжей практически нет.

• Питьё (слайд). Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела.

Вода необходима нашему организму для удаления вредных веществ. Если массу тела: 3*2, можно определить, сколько воды в твоём теле. Масса моего тела 48 кг, делю на 3=16 кг и умножаю на 2=32 кг, а это значит, что наше тело состоит на 2/3 из воды.

Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. В сутки человеку требуется более 2 л воды.

Вода к нам в квартиру поступает из водоёмов, пройдя предварительную обработку на очистных сооружениях. Воду пьют и звери, и птицы, в ней нуждается все живые организмы.

• Полив (слайд). На территории Пензенской области выращивается много сельскохозяйственных культур, которые требуют полива. На эти нужды идёт вода, не прошедшая фильтрацию.

• Работа предприятий (слайд). Работа любого предприятия связана с расходом воды. Вода “добывает” электрический ток, работая на электростанциях. Вода необходима на таких предприятиях как баня, бассейн, автомойка, без воды не замесить тесто, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды. А в нашем городе все такие предприятия работают.

• Дом для рыб (слайд). В нашем крае много водоёмов, где водится большое количество рыбы. Есть виды рыб, что разводят в искусственных водоёмах, а есть те, что размножаются в естественных условиях.

• Вода – транспортные магистрали (слайд). Вода не только “поит”, но и ещё обеспечивает перевозку грузов, пассажиров по водным путям.

Обобщение. Значение воды (слайд).

Водные ресурсы Пензенской области.

Ученик: Мы собрали информацию о водоёмах Пензенской области. Все водоёмы по происхождению мы разделили на две группы (слайд):

Естественные водоёмы – созданы природой Искусственные водоёмы – созданы человеком
Реки и ручьи 302 (более 10 км) Пруды 839
Озёра 240 Водохранилища 2
Родники более 40 Каналы
Моря и океаны

Территория нашего края представляет возвышенную равнину, расчленённую долинами рек и речушек. На территории Пензенской области насчитывается 2746 рек и ручьёв, в том числе 302 реки протяжённостью свыше 10 км, 240 озёр естественного происхождения.

Обобщение по Информационной карте (пункт 1).

Отчёт ботаников. Растительный мир водоёмов нашего края.

Учитель: Ярким, нарядным, притягательным выглядит водоём в тёплое время года. Тихий плеск воды, обилие цветов с синими, фиолетовыми, розовыми, жёлтыми головками цветов не перестают привлекать наш взор, восхищать своей красотой. Слово ботаникам.

Ученик: Мы исследовали растительный мир водоёмов нашего края методом наблюдения, методом опроса, методом сбора информации из детских энциклопедий “Я познаю мир”, “Всё обо всём” и атласа — определителя “От земли до неба”. В результате работы мы разделили все растения на 4 группы, в зависимости от того, где они растут (слайд):

рогоз кубышка роголистник ряска
камыш кувшинка зелёные водоросли
тростник рдест
стрелолист
осока

Первая группа (слайд). Рогоз, камыш, стрелолист, тростник, осока прикрепляются своими корнями ко дну водоёма, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Эти растения встречаются по берегам водоёмов. Их высота достигает до 1 метра. Люди их часто путают. Внимательно рассмотрите рисунок, и вы запомните различия. У камыша и тростника соцветия — метёлки, а у рогоза — коричневый “палец”.

Ко 2-й группе (слайд) мы отнесли кубышку (жёлтая лилия), кувшинку (белая лилия), рдест плавающий и рдест курчавый. Корни этих растений тоже на дне, а их широкие листья и цветы плавают на поверхности водоёма. Эти растения украшают реки, пруды и озёра. Кубышка встречается чаще, чем кувшинка. Оба растения нуждаются в охране и занесены в Красную книгу Пензенской области.

В пруду или озере можно увидеть торчащий из воды невзрачный колосок, а рядом овальные плавающие листья. Это рдест плавающий. Большая его часть скрыта под водой.

Третья группа (слайд). В водоёмах живёт растение, которое свободно плавает в толще воды, т.к. у него нет корней. Это роголистник. Его листья по форме напоминают рог, отсюда и название.

Читайте также:  Рыба в красногвардейском озере

А в толще воды плавают мельчайшие зелёные водоросли. Разглядеть их можно только в микроскопе. Иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной.

К 4-й группе (слайд) мы отнесли ряску — крошечное растеньице, плавающее на поверхности воды. Этих растений нередко бывает так много, что они полностью затягивают водоём.

Пробы воды на цветность из реки Ломовка в районе Красного моста показывает, что в реке есть зелёные водоросли, т.к. вода — зелёного цвета, а глубина 0,5-1,5 метров. Это подтверждает и статья корреспондента Е.Саляева “… Посмотрите на русло реки. Почему-то после очистки и углубления русла оно стало мелким и чуть ли не сплошь заросло водорослями” (слайд-фото).

Хотелось бы видеть нашу речку полноводной с обилием кувшинок и кубышек.

Велика роль растений в водоёме. Растения выделяют в воду кислород необходимый для дыхания организмов, служат пищей животным, подводные заросли служат убежищем для животных.

Обобщение по Информационной карте (пункт 2):

— Какие растения можно встретить по берегам реки Ломовка?

— Назовите растение с плавающими на поверхности воды листьями и жёлтыми цветами, оно занесено в Красную книгу?

— Растение, имеющее листья-стрелы с широкими наконечниками?

— Растение, которое часто путают с камышом, с мягким коричневым наконечником?

— По наличию кубышек и кувшинок в водоёме можно определить глубину водоёма: кувшинке доступна глубина — до 2 м, а кубышке — до 3,5 м.

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре —
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз — это брасс,
Одной, другой — это кроль.
Все, как один, плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Отчёт зоологов. Животные водоёмов.

Учитель: Богат и разнообразен животный мир водоёмов нашего края. Свой отчёт продолжают зоологи.

Ученик: Я начну свой отчёт с загадок о жителях водоёмов:

Ползает наоборот,
Задом наперёд,
Всё под водой
Хватает клешнёй (Рак)

У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба)

Рыбы (слайды) — постоянные обитатели водной среды. В процессе исторического развития, у рыб вырабатывались различные приспособления к условиям жизни в водоёмах. У рыб обтекаемая форма тела, кожа покрыта чешуёй, имеются плавники. Дышат жабрами. Изгибая туловище и хвост, рыба движется вперёд. Рыбы видят близкие предметы, различают звуки.

В процессе исследования узнала, что рыбы, живущие в пресной воде, приспособились жить одни в стоячей воде (караси, карпы), другие — в проточной воде (щука, окунь).

Игра. Найди и исправь ошибки в тексте (слайд).

Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие жёлтые кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы. А по водным растениям медленно ползают двустворчатые моллюски-прудовики и катушки

Отчёт экологов. Экологическое состояние водоёмов.

Учитель: Люди часто нарушают экологическое равновесие, что вредит всему живому. Наши экологи исследовали этот вопрос, им слово.

Ученик: Первое впечатление о состоянии наших водоёмов сложилось, когда мы читали статьи в газете “Маяк. Куранты”: “Чистая вода дошла не до всех”, “А стоки так и текут”, “Где купаться хочется – там нельзя…”.

И мы решили узнать: Какую воду мы пьём? В какой воде купаемся? Мы нашли ответы:

По данным Госкомэкологии области качество воды в пунктах наблюдения на основных реках области соответствует 3-ему классу (умеренно загрязнённые). В таких реках как Сура, Пенза, Труев, Ломовка, Мокша, в Сурском водохранилище, особенно ниже расположенных на них городов и населённых пунктах, периодически регистрируются превышения предельно допустимых норм органических загрязняющих веществ, азота аммонийного, нефтепродуктов, фенолов, железа, марганца, ряда тяжёлых металлов.

Основной причиной такой ситуации является, во-первых, отсутствие очистных сооружений ливневой канализации городов; во-вторых, высокий процент износа действующих очистных сооружений. Так из 87 °С области работают не более 15.

Ученик (слайд): Водоснабжение города Нижний Ломов происходит из родников. Мы попытались узнать, в каком состоянии находятся родники. И вот что выяснили.

Питание родников происходит, в основном, за счёт атмосферных осадков. Химический состав этих вод зависит от состава и степени загрязнения того слоя земли, через который фильтруются атмосферные воды, а также от состава вод расположенных вблизи водоёмов.

Вода в 74% обследованных родников соответствует установленным для питьевой воды нормам. Чаще всего в родниковой воде обнаруживаются превышение по нитратам, фенолам, железу, марганцу, свинцу. 72% родников содержат ионы серебра.

Ученик: Мы предлагаем:

Выпустить листовку-обращение к жителям микрорайона с просьбой объединить усилия для решения актуальной экологической проблемы.

Уважаемые жители нашего города!

Мы обращаемся к тем, кто забыл о том, что нужно заботиться о своём здоровье и о здоровье окружающих. Мы не должны жить сегодняшним днём, чтобы наши ошибки пытались исправить наши дети и внуки.

Убедительно просим вас: “Не загрязняйте окружающую природу! Остановите человека, который своими действиями ухудшает экологию”.

Всё в ваших руках и в ваших силах!

Ученики 4 “Б” класса МОУ СОШ №4 г. Нижний Ломов

3) Распространить памятки-закладки о правилах поведения на водоёмах среди учащихся школы.

  • Не бросай мусор в воду.
  • Не оставляй мусор на берегу.
  • Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.

Учитель: С возникновением человеческого общества появился мощный фактор воздействия на живую природу. Создание крупных городов и водохранилищ, развитие промышленности оказывает губительное воздействие на окружающую среду.

Наше потребительское отношение к природе и неразумное вмешательство в неё может привести общество к экологическому кризису, важнейшее проявление которого – онкологические заболевания, заболевания дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта. А здоровье не могут заменить никакие блага цивилизации.

— Ребята! Вы отлично поработали. В отчётах прозвучали ответы на интересующие вас вопросы:

— Какое значение имеют водоёмы для человека и всего живого?

— Зачем нужно знать растительный и животный мир водоёма?

— Почему надо охранять водоёмы от загрязнения?

— Что и как можем сделать мы для того, чтобы вода в водоёмах была чистой?

Продуктом вашей проектной деятельности стала книга “Водоёмы нашего края” (Показ книги: книга распечатана на цветном принтере, выполнена в твёрдом переплёте. Свёрстана по материалам научных групп, имеет несколько частей, куда включены тексты, рисунки, фотографии, карты, таблицы, рассказы о воде, пословицы и поговорки).

— Каково её назначение?

1. Информировать учащихся и родителей о жизни водоёмов нашего края.

2 . Принять участие в районном конкурсе “Зеркало природы”.

3 . Направить один экземпляр книги заказчику — ПИРО (институт развития образования).

Вклеить информационную карту в рабочую тетрадь и по её плану составить рассказ о водоёмах нашего края, дополнив своими наблюдениями.

Источник

Проект «ОЗЕРО БАЙКАЛ — уникальное творение природы». Исполнитель: ученица 4 класса Спирина Яна. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемИрина Лукшина

Похожие презентации

Презентация 4 класса на тему: «Проект «ОЗЕРО БАЙКАЛ — уникальное творение природы». Исполнитель: ученица 4 класса Спирина Яна.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Проект «ОЗЕРО БАЙКАЛ — уникальное творение природы». Исполнитель: ученица 4 класса Спирина Яна

2 Путешествуя по страницам учебника «Окружающий мир», у меня вызвало интерес озеро Байкал. Цель проекта: Познакомиться с особенностями озера Байкал. Задачи: Найти материал и его изучить.

3 Расположение озера Байкал В огромной каменной чаше, почти в центре Азии, на высоте 455 м над уровнем моря, площадью 31,5 тыс. кв. км.

4 Размеры озера Байкал Длина его равна 636 км( это как от нашего села до города Екатеринбурга), наибольшая ширина — 79 км( от нашего села до Ирбита), наименьшая — 25 км (от нашего села до Байкалово).

5 Глубина озера Байкал Это самое глубокое озеро на земном шаре. Глубина его достигает 1641 м.

6 Озеро Байкал –питьевая вода В Байкале сосредоточено 23 тысячи куб. км (22% мировых запасов) чистой, прозрачной, пресной, щедро обогащенной кислородом, неповторимой по качеству воды.

7 Озеро Байкал, как море, имеет острова На озере 22 острова. Самый большой из них — Ольхон. Береговая линия Байкала протянулась на 2100 км.

8 Реки впадающие в озеро. Насчитывают 336 больших и малых притоков озера. Самые крупные из них — Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Снежная, Турка.

9 Озеро Байкал – начало реки Ангары. Вытекает из озера лишь одна — могучая и стремительная Ангара, которая впадает в Енисей.

10 Озеро Байкал в «короне». Высокие (до 3500 м), со снежными вершинами горы, как зубчатой короною, венчают сибирскую жемчужину. Их гребни хребтов то удаляются от Байкала на км и более, то приближаются вплотную к берегам.

Читайте также:  Озеро с лилиями картина

11 Водопады Байкала. Скатываются к Байкалу с большой высоты ручьи и речки. В местах, где на их пути встречаются уступы из твердых пород, реки образуют живописные водопады.

12 Возраст озера Байкал. Байкал уникален своей древностью. Ему около 25 миллионов лет.

13 Старый или молодой Байкал? Обычно озеро в 1020 тыс. лет считается старым, а Байкал молод, и нет никаких признаков того, что начинает стареть и когда-нибудь, исчезнет с лица Земли, как исчезли и исчезают многие озера.

14 Интересный факт. Исследования говорят о том,что Байкал является зарождающимся океаном. Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью до 2 см в год.

15 Форма озера Байкал может изменится. Формирование его берегов не закончилось до сих пор; на озере часты землетрясения, колебания отдельных участков берегов. За один только год на Байкале регистрируют до 2000 мелких толчков землетрясений.

16 Царство пресноводных животных. Байкал — это уникальное явление на нашей планете. В его фауне представлены почти все основные типы пресноводных животных мира.

17 Звери, живущие около озера Байкал. В прибайкальской тайге можно встретить многочисленных таежных обитателей: медведей, белок, колонков, горностаев, лисиц, рысей и знаменитого байкальского соболя, нередки и лось, изюбр, кабарга, росомаха.

25 Рыба озера Байкал В озере живет 56 видов рыб: байкальский осетр, омуль, таймень, ленок, черный и белый хариус, около 30 видов бычков- подкаменщиков и др.

29 Чудеса озера Байкал. Пожалуй, самая экзотическая рыба Байкала голомянка. Бледно-розовые, с перламутровым отливом, полупрозрачные рыбки содержат до 43% жира. Голомянка единственная в наших широтах живородящая рыба.

31 Чудеса озера Байкал. Единственное млекопитающее, освоившее водные просторы озера, тюлень, или байкальская нерпа.

32 Солнечных дней больше, чем на курорте Байкал уникален и по своим природным особенностям. Здесь, например, в год бывает больше солнечных дней, чем на прославленных черноморских курортах. И это где встречается вечная мерзлота и живут олени — обитатели широких арктических тундровых просторов!

33 Бывает ли лёд на озере Байкал? Вода озера в летний период прогреваются до глубины м и, как аккумулятор, накапливают огромное количество тепла. Поэтому, несмотря на суровые сибирские зимы, Байкал долго не замерзает.

34 Замерзает озеро Байкал в январе Лишь в январе он сковывается льдом, к марту толщина льда достигает одного метра. От льда освобождается озеро на юге в мае, а на севере — в первой декаде июня. В самый теплый период года температура воды в Байкале не превышает градусов.

35 Озеру Байкал нет равных во всём мире! «Славное море, священный Байкал- песнь о Байкале. Сколько о нем сложено песен и преданий. И сам он, как легенда, вечно новый и древний. Много еще неразгаданных тайн хранят его прозрачные глубины, он могучий, богатый и щедрый, и нет ему равных в суровой его красоте.

Источник

Проект озера 4 клас

  • Исследовательские работы
    • Исследовательские работы школьников
    • Краеведение
    • ОБЖ
    • ОРКСЭ
    • Самоуправление в школе
  • Методические материалы
  • Игры, тренажеры, тесты
    • Игры и тесты по окружающему миру
    • Игры и тренажеры по математике
  • Контакты

Темы исследований

  • ДОУ (детский сад)
  • Начальная школа
  • Окружающий мир
  • Литературное чтение
  • Русский язык
  • Литература
  • Английский язык
  • Математика
  • Физика
  • Астрономия
  • Химия
  • Информатика
  • Биология
  • Экология
  • История
  • Обществознание
  • Краеведение
  • География
  • Физкультура
  • Музыка
  • ИЗО
  • ОБЖ
  • МХК
  • ОРКСЭ
  • Социальные проекты
  • Экономика
  • Психология
  • Педагогика
  • Литература по проектам

Оформление работы

  • Виды исследовательских работ
  • Организация и проведение работы
  • Этапы исследовательской работы
  • Оформление исследовательской работы
  • Структура исследовательской работы
  • План исследовательской работы
  • Титульный лист исследовательской работы
  • Содержание исследовательской работы
  • Введение исследовательской работы
    • Обоснование актуальности исследования
    • Проблема исследовательской работы
    • Цель исследовательской работы
    • Объект и предмет исследования
    • Задачи исследовательской работы
    • Гипотеза исследовательской работы
    • Методы исследования
    • Теоретическая значимость работы
    • Практическая значимость работы
  • Заключение исследовательской работы
  • Список литературы
  • Приложения исследовательской работы
  • Защита исследовательской работы
  • Исследовательская деятельность учащихся

Наш баннер

Исследовательские работы и проекты

Проект «Великое озеро Байкал»

Данная исследовательская работа на тему «Великое озеро Байкал» посвящена изучению озера Байкал с точки зрения достопримечательности не только России, но и всего мира. Проект рассчитан для учащихся 4, 5 и 6 классов в рамках предмета окружающий мир или география.

В процессе работы над исследовательским проектом по географии «Великое озеро Байкал» учеником 5 класса была поставлена цель познакомиться с величественным озером Байкал, изучить его историю и особенности.

Данный проект о великом озере Байкал может быть применен как на уроках окружающего мира в начальной школе, так и на уроках географии для учащихся постарше, а также для самостоятельного заочного путешествия по великому и красивейшему озеру Российской Федерации — озеру Байкал.

Оглавление

Введение
1. Интересная информация о Байкале.
2. Возраст озера Байкал.
3. Происхождение названия озера Байкал.
4. Вода Байкала.
5. Ветер и волны на Байкале.
6. Животный и растительный мир Байкала.
7. Население Байкала.
Заключение
Список литературы.

Введение

В 5 классе у нас появился новый предмет география, который позволяет узнавать о нашей планете много интересного, сидя за партой. На одном из уроков мы путешествовали заочно по морям, рекам, океанам и озерам. Меня заинтересовал рассказ учителя об удивительном озере Байкал.

«Байкал — кладовая чудес и загадок», «Байкал – чудо природы», «Байкал-жемчужина Сибири» читал я в книгах и интернете, и мне так захотелось увидеть это замечательное озеро и больше узнать о нем. Когда-нибудь моя мечта, надеюсь, осуществится, и я увижу Байкал своими глазами.

Я выбрал эту тему, потому что считаю ее актуальной, так как теперь я могу познакомить своих друзей и одноклассников, маму и папу с великим озером Байкал.

Цель моего проекта: знакомство с величественным озером Байкал.

Задачи проекта:

  • Найти информацию и иллюстрации с помощью интернет ресурсов об озере Байкал.
  • Научиться работать с программой Microsoft Office Power Point.
  • Создать презентацию «Великий Байкал».
  • Создать продукт – плакат с информацией о Байкале.
  • Публично защитить проект.

Гипотеза: Байкал уникальное озеро мира, которому нет равных.

будет плакат и презентация на тему «Великий Байкал». Этот продукт , я считаю достигнет цели проекта, так как в ходе своей работы я сам узнал много нового и интересного о жизни на Байкале.

16 апреля Выбор темы и уточнение названия. Планирование. Сбор информации в интернете и библиотеке.
17-19 апреля Обработка полученной информации, консультация руководителя проекта — Цедиленковой С.И.
20-22 апреля Изготовление продукта (написание письменной части, выполнение плаката). Работа с источником информации, поиск, отбор, анализ и обобщение полученных сведений.
23-26 апреля Подготовка презентации (оформление результатов исследования, подготовка продукта к сдачи на проверку)
24 мая Защита проекта. Обсуждение результатов работы.

Я начал свою работу с того, что стал искать литературу в интернете и библиотеке по данной теме, обратился к дополнительным источникам «электронная библиотека».

Сначала мне захотелось внимательно рассмотреть расположение Байкала на карте Мира. Затем мне стало интересно, а что знают мои одноклассники о Байкале.

  • кто что-нибудь знает и слышал, читал об озере Байкал?
  • кто был с родителями на берегах удивительного озера?
  • кто хотел бы побывать на Байкале, полюбоваться его красотой?
  • хотели ли расширить свои знания о знаменитом на весь мир озере?

диаграмма байкал

Потом я приступил к работе над проектом, стал анализировать информацию об озере.

Затем на листе А24 мне захотелось отразить основную информацию об озере Байкал. Я распечатал понравившиеся мне фотографии наклеил их и подписал. Мне нравилось оформлять листок ватмана о Байкале, я решил составить еще и презентацию для защиты проекта. В конце работы мне пришлось свести всю найденную информацию и оформить это в виде презентации.

Интересная информация о Байкале

Легендарное озеро Байкал расположено в центре Азии, на стыке Иркутской области и Республики Бурятия. Озеро в форме полумесяца вытянуто с севера на юго-запад его глубина достигает 1637 метров.

Наибольшая ширина в центральной части — 81 км. Площадь водной поверхности Байкала составляет 31500 км2. Длина береговой линии озера — около 2000 километров.

Байкал содержит 23000 кубических километров чистейшей пресной воды, что составляет 20% мировых запасов пресной воды, находящейся в незамерзшем состоянии.

«Байкал – далай» — называют озеро буряты, что означает «Байкал – море». Нет на Земле другого столь глубокого озера.

Озеро Байкал находится на юге Восточной Сибири. В Байкал несут свои воды 300 рек и речушек, а вытекает из него единственная река — Ангара. Но она очень многоводна, так как из озера выносится столько воды, сколько поступает.

Возраст озера Байкал

Обычно в литературе приводится возраст озера 20-25 млн. лет. На самом деле возраст Байкала точно не известен. Точно можно сказать, что Байкал очень древнее озеро. Если допустить, что возраст Байкала действительно несколько десятков миллионов лет, то это самое древнее озеро на Земле.

Читайте также:  Геологическая история происхождения котловины озера байкал кратко

Считается, что Байкал возник в результате действия тектонических сил. Тектонические процессы идут и в настоящее время, что проявляется в повышенной сейсмичности Прибайкалья.

Происхождение названия озера Байкал

Проблеме происхождения слова «Байкал» посвящены многочисленные научные исследования, что говорит об отсутствии ясности в данном вопросе. Существует около десятка возможных объяснений происхождения названия. Среди них наиболее вероятным считается версия происхождения названия озера от тюркоязычного Бай-Куль — богатое озеро.

Из прочих версий можно отметить еще две: от монгольского Байгал — богатый огонь и Байгал Далай — большое озеро. Народы, жившие на берегах озера, называли Байкал по-своему. Эвенки, например, — Ламу, буряты — Байгал-Нуур, даже у китайцев было название для Байкала — Бэйхай — Северное море.

байкал

Довольно часто Байкал называют морем, просто из уважения, за буйный нрав, за то, что далекий противоположный берег часто скрывается где-то в дымке. При этом различают Малое Море и Большое море. Малое Море — то, что расположено между северным побережьем Ольхона и материком, все остальное — Большое море.

Вода Байкала

Байкальская вода уникальна и удивительна, как сам Байкал. Она необыкновенно прозрачна, чиста и насыщена кислородом. В не столь уж и древние времена она считалась целебной, с ее помощью лечили болезни. Такая высокая прозрачность объясняется тем, что байкальская вода, благодаря деятельности живых организмов, в ней обитающих, очень слабо минерализована и близка к дистиллированной.

Объем воды в Байкале около 23 тысяч кубических километров, что составляет 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды. Ежегодно экосистема Байкала воспроизводит около 60 кубических километров прозрачной, насыщенной кислородом воды.

Ветер и волны на Байкале

Ветер на Байкале дует почти всегда. Известно более тридцати местных названий ветров. Это вовсе не означает, что на Байкале существует такое количество разных ветров, просто многие из них имеют несколько названий. Особенность байкальских ветров в том, что они почти все, почти всегда дуют вдоль берега и укрытий от них не так много, как хотелось бы.

Животный и растительный мир Байкала

Многие животные и растения больше не встречаются нигде в мире.

Всего можно насчитать больше 2600 видов обитателей.

Разнообразие и красота животного и растительного мира озера никого не оставляет равнодушным. В самом озере обитает уникальная губка (байкальский рачок), именно благодаря деятельности этого существа вода остается кристально чистой. В Байкале водятся тресковые, осетровые, лососевые, сомовые и карповые виды, а также омуль, голомянка, хариус, окунь, щука и сиг.

животный мир

Но самым известным и популярным эндемиком озера можно назвать нерпу. В лесах же обитают такие сибирские животные, как медведи, волки, лисы, зайцы и соболи. Также туристы на своем пути могут встретить хорька, росомаху, горностая, сурка, белку, сохатого лося, тарбагана, кабана, изюбра и дикую козу

В озере насчитывается 58 видов рыб. Наиболее известные — омуль, сиг, хариус, таймень, осетр, голомянка, ленок. На побережье Байкала произрастает около 2000 видов растений. На берегах гнездится 200 видов птиц. В Байкале встречается уникальное, типично морское млекопитающее — байкальская нерпа. Предполагается, что она попала в Байкал из Ледовитого океана в ледниковый период по Енисею и Ангаре.

Сибирь центр промысловой охоты. Народы которые населяли лесные территории Прибайкалья, всегда занимались охотой. Прежде всего это добывание морского зверя – байкальской нерпы, обитающей только в озере Байкал. А также, крупных промысловых птиц, копытных и пушных видов, включая мелких и крупных хищных животных в окружающих озеро горно-таежных лесах.

Население Байкала

Основные национальности Байкала — Буряты. Они являются одними из коренных народов Сибири.

Тогда и начали русские на Байкале осваивать неведомые, диковинные сибирские земли. Этот был долгий и непростой.

Шаманы.
Шаманизм — религиозное явление. Родиной шаманизма, «избранной землей» шаманов, принято считать Центральную и Северную Азию, а сакральным центром шаманов северного мира — остров Ольхон на Байка Встретить шамана – это большая удача. Шаман или шаманка – это носитель глубочайшего знания своего народа.

Кто такой шаман? Первым непременным условием для того, чтобы стать шаманом, было наличие удха — шаманского происхождения или корня. Вторым верным признаком являлось наличие шаманской болезни – сильнейшие головные боли. Избранный человек либо начинал общаться с духами и помогать людям, либо, если отказывался принять дар – вскоре умирал. Заключение

По итогам данной работы я убедился, что озеро Байкал, одно из величайших пресных озер мира, которое находится на юге Восточной Сибири. Самый крупный – остров Ольхон. Крупнейший природный резервуар пресной воды. Озеро и прибрежные территории отличаются неповторимым разнообразием флоры и фауны. Местные жители исторически называют озеро Байкал «священным морем».

Байкал – край небывалой сказочной красоты. Природа создала здесь свой уникальный мир, где всё живет в гармонии.

Байкал — достопримечательность не только России, а всего мира. Многих людей планеты это озеро привлекает не только своей неповторимой красотой, но и прежде всего уникальной чистотой своих вод. Байкал обладает уникальными особенностями. Ему нет равных в мире по возрасту, глубине, запасам и свойствам пресной воды, многообразию и эндемизму органической жизни.

Неповторима красота Байкала, живописные его берега и острова привлекали и привлекают туристов из нашей страны и зарубежья.

Неповторимый животный и растительный мир озера делают его «музеем живых древностей».

озеро байкал

В 1996 году Байкал был объявлен территорией всемирного наследия ЮНЕСКО.

Таким образом, гипотеза, предполагаемая в начале исследования полностью нашла своё подтверждение: Байкал — самое уникальное озеро мира.

Результативность работы

  • Узнал много интересного об озере Байкал;
  • поделился приобретенными знаниями с товарищами по классу;
  • вызвал у них интерес и желание заняться исследовательской работой;
  • освоил программу Microsoft Office Power Point.
  • научился работать с различными источниками: книгами, справочниками, журналами, интернет;
  • расширил кругозор.

Чем больше мы будем знать о Байкале, тем больше будем его ценить, бережнее к нему относиться к таким удивительным местам, и может быть, моя мечта осуществится, я побываю на Байкале.

Беречь Байкал — святое дело:
Его судьба — у нас в руках!
Сама природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!
И верю я: Байкалом будет
России слава прирастать!
И нам потомки не забудут
За это должное воздать.

Список используемой литературы

1. Агнесов Р. Байкальской тропой. М.: 1971г

2. Большая советская энциклопедия, M. изд-во Советская энциклопедия, 1978г., Т.4

3. Горощенко В.П. Природа и люди. Хрестоматия по природоведению.Изд-во «Просвещение», 1976г.

4. Сборник стихов о Байкале. -Иркутск: Изд-во Иркут.ун-та, 1983г

5. Тахтиев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2001

Источник



Озеро Байкал (доклад, 4 класс, окружающий мир)

Опубликовано: 3 ноября 2016 года
Предмет: окружающий мир
Класс: 4 класс

Байкал — уникальное озеро, полное кристально чистой пресной водой. Расположено это чудо природы в России, на востоке Сибири. По некоторым оценкам геологов оно сформировалось более 20 миллионов лет назад и претендует на звание самого старого озера в мире.

По размерам озеро просто огромно, а его глубина в некоторых местах превышает полтора километра. Это делает Байкал глубочайшим озером на всей земле. Со всех сторон водоем окружают горы, а посреди озера есть 30 островов.

Ежедневно Байкал пополняется водами сотен речек и ручьев, а вытекает из него всего одна река — Ангара.

Вода озера Байкал издревле считалась целебной. Секрет кроется в ее чистоте и исключительном составе. В водах озера растворено крайне мало, по сравнению с другими водоемами, минеральных веществ. Благодаря этому в весенний период гладь Байкала настолько прозрачна, что легко можно увидеть, что происходит под водой на глубине до 40 метров.

В зимнее время поверхность Байкала покрывается толстым слоем прозрачного льда. Эта ледяная корка прочна настолько, что по ней можно ездить на автомобиле.

Водоем богат разными видами рыб, а в прибрежной зоне обитают тюлени и байкальская нерпа. Обилие и разнообразие рыб в водах Байкала обеспечивает отличные условия проживания для птиц, питающихся рыбой. Среди них есть чайки, огари, крохали и турпаны.

В лесах вокруг озера встречается самый маленький в мире олень — кабарга. Знаменит Байкал и своей популяцией бурых мишек.

В наши дни многие туристы предпочитают посещение природной сокровищницы Байкала отдыху за рубежом. Сейчас продолжается активное строительство баз отдыха и инфраструктуры, делающих отпуск на Байкале не только увлекательным, но и комфортным.

Источник

Adblock
detector