Меню

Путешествие по реке в тюмени

Путешествие по реке в тюмени

В XVIII веке российским городам стали давать гербы по европейскому образцу. На тюменской гербе была изображена «в синем поле серебряная река с плывущим по ней натурального цвета с золотой мачтой судном, называемом дощаником: в знак того, что от сего города начинается плавание по рекам». «Серебряная река»- это Тура. По ней от Тюмени начинался Великий Сибирский речной путь: суда по Туре, Тоболу, Иртышу, Оби и их притокам проникали далеко в глубь Сибири, на Алтай, выходили в моря Ледовитого океана, а по ним в другие реки Сибири – Енисей и Лену. Этот путь не устарел и сегодня, хотя часть грузов и пассажирских перевозок взяли на себя другие виды транспорта- железнодорожный, автомобильный, воздушный.
Задолго до прихода русских с Сибирь по берегам Туры густо стояли небольшие татарские поселения- юрты. Время их возникновения теряется в глубине веков. Одним из таких поселений была Чимги-Тура, на месте которой построена Тюмень. Тура связывала многочисленные народы и использовалась давно. По ней шел древний торговый путь из Сибири в Поволжье.

По Туре 400 лет назад пришел в Сибирь Ермак Тимофеевич с дружиной и положил начало присоединению зауральских земель к Российскому государству. Река стала первой дорогой в Сибирь из Европейской России. По ней в течение десятилетий осуществлялась вся связь со «вновь приобретенными землицами». Через год после основания Тюмени по Туре ушел к устью Тобола отряд русских воинов под руководством Данилы Чулкова, чтобы заложить город-крепость Тобольск, ставший вскоре столицей Сибири.

На Туре началось сибирское судостроение. В Тюмени долгое время наиболее почетным делом считалось изготовление лодок, дощаников и других речных судов, которые пользовались постоянным спросом.

В прошедшие века берега Туры и ее притоков покрывали густые леса, река была многоводна, и по ней торговые суда поднимались от Тюмени далеко вверх по течению. Из Туринска вниз везли хлеб, европейские товары, сплавляли лес, а вверх шли суда с сибирскими и китайскими товарами.

Теперь грузовые теплоходы и баржи поднимаются по Туре только до Тюмени, в 1980-е годы вверх ходил один раз в сутки пассажирский теплоход до Слободы Туринской.

Тура берет начало на восточном склоне Среднего Урала, у самой границы двух материков – Европы и Азии, и, преодолев 1030 км, впадает в Тобол на территории Ярковского района. По Тюменской области она проходит 260 км. Здесь Тура – типичная равнинная река. Летом течет тихо и спокойно, русло очень извилисто. Весной, разливаясь на 3-5 км, выходит на пойму, заливая ее на 10-25 дней. Колебания уровня воды между меженью (летом) и весенним половодьем достигают 5-6 метров, а в наиболее водные годы -7-8 метров. В 1979 году вода в Туре поднималась до небывалой отметки – 9,15 м.

Путешествовать по Туре лучше всего летом и ранней осенью, когда течение ее замедляется. С реки открываются великолепные виды на зеленые или тронутые осенней позолотой прибрежные леса, где можно собрать грибы, ягоды, лекарственные травы. Конечно, отправляясь в путь на своем судне, туристы должны знать правила движения по рекам и быть дисциплинированными, чтобы не мешать речному транспорту. Надо помнить, что вода в Туре непригодная для питья и приготовления пищи без специальной обработки в системе водопровода. Останавливаться на ночлег рекомендуется там, где в пойме есть озера, а они встречаются почти на всем пути.

От инженерно-строительной академии в Тюмени до устья Туры 187 км, до Тобольска 442 км.

Далеко протянулась Тюмень вдоль реки Туры. По ее правому берегу проложена железная дорога, здесь находятся и причалы. В районе ТЭЦ-1 Туру пересекает совмещенный (автомобильно-железнодорожный) мост. По нему шли поезда на Тобольск, пока строили у деревни Субботиной железнодорожный мост. Справа поднимаются корпуса элеватора. Левобережье низкое, голое, лишь вдали видны роща и поселок Мыс.

За селом Яр Тура становиться шире, она петляет по долине. То на одном, то на другом берегу поднимаются высокие кручи, которые река усиленно размывает, особенно в половодье. На 167-м км, у крутого поворота, расположен поселок Антипино (http://safe-rgs.ru/721-antipino-ot-derevni-do-zhilogo-rayona-tyumeni.html). Здесь, на правом берегу, много причалов. У поселка Тура подмывает береговой яр, обрушивая проходящий по самой его кромке Старый Тобольский тракт. Левый берег низок, почти везде гол, даже ивняка мало.

Вдали над рекой виден железнодорожный мост. В июле 1969 года по нему прошел первый поезд на Тобольск. За мостом, на правом обрывистом берегу, стоит деревня Субботина, а несколько ниже, за крутым поворотом,- село Мальково. Миновав его, Тура довольно далеко уходит от правого коренного берега. В пойме по обоим берегам много больших и малых озер, приписанных охотничьим коллективам различных тюменских предприятий. Многие озера протоками соединены с Турой.

В июне- июле 1918 года на Туре шли напряженные бои между флотилией белых, наступавших на Тюмень, и красной флотилией под командованием П.Д. Хохрякова. Она долго удерживала белых в устье Тавды, а после захвата ими Ялуторовска отступила к Тюмени. П.Д. Хохряков приказал развязать плоты и пустить бревна по реке молем. Был июль, стояла сильная жара, Тура обмелела, и бревна забили перекаты у деревни Паренкиной и Субботиной. Красная флотилия выиграла время и ушла вверх по реке.

Читайте также:  Почему реки выходят из берегов а моря нет

За деревней Якуши Тура резко поворачивает влево, к селу Борки (126 км), а потом, сделав несколько петель по долине, подходит к деревне Криводановой (112 км), расположенной на правой прибрежной горе. Здесь находится сосновый бор, богатый грибами и ягодами. Последний населенный пункт Тюменского района на Туре – село Созоново (102 км) – стоит на левом берегу, у крутой излучины реки. Километрах в пяти –шести ниже в Туру справа впадает Пышма, и более километра обе реки текут рядом, разделенные узкой песчаной полосой. Место слияния рек привлекает многих туристов, приезжающих сюда.

Ниже устья Пышмы Тура становится шире и многоводнее, делает несколько крутых петель по пойме. Левый берег ее обрывист, над водой поднимаются Грязнухинский и Остаповский яры. Правый берег покрыт сосновым лесом, который подходит к песчаным пляжам. Вскоре лес подступает к реке и на левом берегу.

В августе 1919 года, когда колчаковцы пытались задержать стремительное наступление Красной Армии, на Туре вновь шли бои. Отступая, белые посадили на баржи около 6000 пленных красноармейцев – здоровых и тифознобольных вместе. Конвой получил приказ расправиться с ними в пути. Красноармейцы от болезней, голода, жажды умирали. Вблизи Матушевских юрт (деревня Матуши Ярковского района, 79 км) они подняли восстание. Их расстреляли из пулеметов. Потом, по ночам колчаковцы стали партиями расстреливали и остальных. Тела сбрасывали в воду. Уцелело только несколько человек из тех. Кто был ранен и мог спастись вплавь.

Еще несколько крутых поворотов делает Тура, и на левом берегу появляется пристань села Дубровное (50 км). Оно расположено неподалеку от реки. На 28 км в Туру впадает речка Межница, у которой раскинулось большое село покровское (25 км). Между Дубровным и Покровским в пойме много озер-стариц. Берега Туры довольно однообразные, невысокие, поросшие тальником.
1 июля 1918 года на Туре у Покровского сражалась Красная и Белогвардейская флотилии. Одновременно бой шел и на суше. Белые были разгромлены и отошли вниз по реке, их наступление на Тюмень сорвалось.
В 255 км от Тобольска Тура впадает в Тобол. Вблизи ее устья по Тоболу встречаются небольшие песчаные острова, у берегов тянутся Чулковские яры. На 245-237 км Тобол образует почти замкнутую петлю. В этом месте образовался остров, который летом отделен от материка узкой мелкой протокой. Воды Тобола летом идут вправо, к Штинникову яру, а весной – по протоке. Видимо, со временем Тобол пробьет здесь новое русло, а его излучина превратится в озеро-старицу.

На 233 км в Тобол слева впадает река Усалка. На 223 км на правом берегу стоит село Маранка, ранее – центральная усадьба колхоза имени Калашникова- первого его председателя, убитого кулаками в 1931 году.

В 200 км от устья Тобол делает очередной крутой поворот. Здесь, на левом берегу, расположен районный центр- село Ярково. У села есть пристань. Десятью километрами ниже, справа, впадает в Тобол речка варварка. Неподалеку расположена деревня Варварка, названная именем татарского мурзы. По преданию, его войско пыталось преградить путь дружине Ермака вниз по Тоболу. В течение нескольких дней казакам приходилось высаживаться на берег и вступать в бой.

На 180 км, слева, видно устье речки Иски, двумя километрами ниже расположено село Артамоново, есть пристань (178 км). За крутым Чегановским поворотом, справа, на крутом яру, стоит село Иевлево (160 км). В годы гражданской войны село было важным опорным пунктом на Тобольском направлении, где пересекались водная и сухопутная дороги. Здесь проходили жаркие бои между Красной Армией и белогвардейцами.

Четырьмя километрами ниже села есть деревня Березовый Яр. Во время похода Ермака вблизи нее состоялось большое сражение.

Крутой берег Тобола тянется до села Гилево, где река круто поворачивает вправо. Вскоре на правом яру видна небольшая деревня Пинжаки.

У Караульного яра (143 км), в окрестностях которого в пойме много озер, Кучумово войско держало осаду, поджидая дружину Ермака. Разгорелся бой, татары были рассеяны.
Далее у Тобола населенных пунктов нет до Горбунова яра, на котором стоит деревня Ульянова (129 км). Неподалеку от нее находится железнодорожная станция Усть-Тавда.

Четырьмя километрами ниже в Тобол впадает река Нерда (123 км), а еще чуть ниже – Тавда (116 км). В годы гражданской войны за это стратегическое важное место шли бои.

Ниже устья Тавды, на правом берегу, расположено село Бачелино (112 км), возле него пристань, причал лесозавода. За селом справа тянутся высокие прибрежные горы. Особенно высокая гора находится у деревни Липовки, где установлен ретранслятор. Берега Тобола здесь низкие, песчаные, кое-где поросшие тальником. На 97 км, слева, находится деревня Мазурова, в двух километрах от которой есть железнодорожный разъезд. Коренной правый берег уходит далеко от реки, он порос кустарником, лесом. На нем видна последняя деревня Ярковского района- Бехтери. Неподалеку проходит граница Тобольского района.

Как показало археологическое обследование Тобола, его берега были заселены уже в далекой древности. Обнаружены древние городища в устье Иски, у деревень Варвара, Бор, курганы у сел Гилево, Маранка, Карбаны и других.

Ниже Бехтерей в Тобол впадают небольшие речки Шестаковка и Бабасаны. На правом берегу, на 78 км, стоит деревня Бабасаны. По преданию, возле нее произошла ожесточенная схватка татарского войска под руководством Маметкула, начальника Кучумовой конницы, с дружиной Ермака.

Читайте также:  Приполярный урал река манья

За Бабасанами Тобол уходит к левому коренному берегу, на котором расположены деревня Тахтаир (75 км) и Ахманайские юрты. Вскоре река пересекает пойму почти поперек и устремляется к правому высокому берегу. До деревни Бишура (60 км) она течет вблизи него. На берегу стоит село Дегтярево, деревеньки Тоболтуры, Мартяшево, Лягушино и другие. С 49 по 43 км в русле Тобола находится узкий Дегтяревский остров, расположенный напротив одноименного села. Судовой ход проложен у правого высокого берега, где на 40 км видна Тоболтуринская гора.

Ниже встречаются деревни Блинникова (34 км), Меримы (29 км). С 10 по 9 км в русле лежат низкие песчаные острова. На 8 км в Тобол слева впадает Суклемка. На этой речке в 1745 году тобольские купцы братья Медведевы построили первую в Сибири писчебумажную фабрику.

Позже, в 1778 году ее приобрел В.Я. Корнильев, прадед Д.И. Менделеева. Ему принадлежала в Тобольске типография, в которой были отпечатаны первые в Сибири книга и журнал.

В 4 км от устья Тобола поднимается Медянский яр, протянувшийся до Медянский юрт. Поблизости от них Тобол впадает в Иртыш. Впереди виден Тобольск.
скачать dle 12.1

Источник

Речные круизы в Тюмени

Викинг

  • Береговая улица, 273
  • ежедневно, 10:00–00:00
  • Посмотреть на карте

Рубрики: Речные круизы

Киви

  • улица Республики, 59, оф. 119
  • +7 (3452) . Показать телефон
  • пн-пт 10:00–19:00; сб 10:00–16:00
  • Посмотреть на карте

Рубрики: Речные круизы, Турфирмы

  • Береговая улица, 273
  • ежедневно, 10:00–20:00
  • Посмотреть на карте

Рубрики: Речные круизы

  • проезд Геологоразведчиков, 7
  • +7 (922) 2. Показать телефон
  • ежедневно, 11:00–18:00
  • Посмотреть на карте

Рубрики: Речные круизы, Турфирмы, Детские экскурсии

  • улица Республики, 156, этаж 1
  • +7 (3452) . Показать телефон
  • пн-пт 09:00–19:00
  • Посмотреть на карте

Рубрики: Речные круизы, Турфирмы, Детские экскурсии

  • улица Дмитрия Менделеева, 18, офис 304, этаж 3, ТЦ Дарина
  • +7 (3452) . Показать телефон
  • пн-пт 10:00–19:00; сб 11:00–17:00
  • Посмотреть на карте

Рубрики: Речные круизы, Турфирмы

Причал № 1

  • Пристанская улица, 15
  • пн-пт 08:00–19:00; сб,вс 10:00–16:00
  • Посмотреть на карте

Рубрики: Речные круизы, Организация и проведение детских праздников

Робинзон

  • улица Александра Матросова, 1к2/6
  • Посмотреть на карте

Рубрики: Речные круизы

  • улица Герцена, 84/2А
  • +7 (904) 4. Показать телефон
  • пн-пт 11:00–18:00
  • Посмотреть на карте

Рубрики: Речные круизы, Детские экскурсии

  • улица Республики, 33
  • ежедневно, 9:00–19:00
  • Посмотреть на карте

Рубрики: Речные круизы, Турфирмы

  • улица Республики, 63
  • +7 (3452) . Показать телефон
  • Посмотреть на карте

Рубрики: Речные круизы, Турфирмы

  • Холодильная улица, 142
  • +7 (3452) . Показать телефон
  • Посмотреть на карте

Рубрики: Речные круизы, Турфирмы

V. S. Tour [Закрыто]

  • улица Республики, 92
  • +7 (3452) . Показать телефон
  • Посмотреть на карте

Рубрики: Речные круизы, Турфирмы

  • ул. Пермякова, 1, оф. 212
  • 8 (800) 77. Показать телефон
  • пн-пт 10:00-19:30; сб 11:00-17:00
  • Посмотреть на карте

Рубрики: Речные круизы

Ода Тур [Закрыто]

  • Заречный проезд, 33
  • +7 (3452) . Показать телефон
  • пн-пт 10:00–20:00; сб,вс 10:00–18:00
  • Посмотреть на карте

Рубрики: Речные круизы, Турфирмы, Детские экскурсии

Отпуск Тур [Закрыто]

  • Широтная улица, 106А/3
  • +7 (3452) . Показать телефон
  • ежедневно, 9:00–18:00
  • Посмотреть на карте

Рубрики: Речные круизы, Турфирмы

Солнцетур Тюмень [Закрыто]

  • улица Михаила Сперанского, 17
  • 8 (800) 70. Показать телефон
  • пн-пт 10:00–19:00; сб 10:00–16:00
  • Посмотреть на карте

Рубрики: Речные круизы, Турфирмы

  • проезд Геологоразведчиков, 6В
  • Посмотреть на карте

Рубрики: Речные круизы, Турфирмы

  • улица Ленина
  • +7 (3452) . Показать телефон
  • пн-пт 9:00–18:00
  • Посмотреть на карте

Рубрики: Речные круизы

Тюмень-Траст [Закрыто]

  • улица Герцена, 84/1
  • +7 (904) 4. Показать телефон
  • пн-пт 10:00–19:00
  • Посмотреть на карте

Рубрики: Речные круизы

Речные круизы в Тюмени – это постоянное движение, знакомство с новыми людьми и городами. Неспешный ход теплохода по реке позволит любоваться чудными пейзажами, размеренный плеск волн, крик чаек за бортом и теплое солнце расслабят, а комплексное питание, комфортные каюты и развлекательная программа помогут забыть обо всех проблемах. С первой минуты пребывания на теплоходе вы попадаете в сплошной праздник с музыкой, смехом, новыми друзьями. Круиз по реке – это незабываемый отдых, познавательный, развлекательный и очень удобный, который поможет отдохнуть от суеты жизни, бытовых проблем и городской пыли. Белый теплоход будет неспешно плыть, картинка за бортом ежеминутно меняться, открывая все новые горизонты.

Несомненное преимущество, которым обладают речные круизы в Тюмени, – полное отсутствие необходимости оформлять дополнительные документы, бронировать гостиницу и беспокоиться об удобстве. Вернувшись из такого путешествия, вы еще долго будете разглядывать фотографии, и делиться яркими воспоминаниями со своими близкими. Не забудьте заблаговременно ознакомиться с расписанием речных круизов во избежание лишних неудобств. Рейтинг круизов по рекам и каналам составлен на основе оценок и отзывов посетителей этих заведений. Вы также можете принять участие в формировании рейтинга, проголосовав за заведение, которое вы уже посетили, или оставив свой отзыв.

Источник

Речные круизы

по России из Тюмени

(Отправление из Перми)

19.05.2021 () 28.05.2021 (Пт)

наличие мест
онлайн

Пермь – Елабуга – Казань

20.05.2021 (Чт/07:00) 22.05.2021 (Сб/07:00)

наличие мест
онлайн

Пермь – Елабуга – Казань (Тетюши) – Ульяновск – Самара (трансфер) Челябинск

20.05.2021 (Чт/07:00) 24.05.2021 (Пн)

наличие мест
онлайн

Пермь – Волгоград – Казань – Пермь

20.05.2021 (Чт/07:00) 31.05.2021 (Пн/09:30)

наличие мест
онлайн

Пермь – Елабуга – Казань (Тетюши) – Ульяновск – Самара – Саратов

20.05.2021 (Чт/07:00) 24.05.2021 (Пн/09:00)

наличие мест
онлайн

Пермь – Елабуга – Казань (Тетюши) – Ульяновск – Самара

Читайте также:  Пруд переходит в реку

20.05.2021 (Чт/07:00) 23.05.2021 (Вс/08:30)

наличие мест
онлайн

Пермь – Чайковский – Ульяновск – Винновка – Самара

20.05.2021 (Чт/17:00) 23.05.2021 (Вс/13:30)

наличие мест
онлайн

Пермь – Самара – Винновка – Казань – Пермь

20.05.2021 (Чт/17:00) 27.05.2021 (Чт/09:00)

наличие мест
онлайн

Пермь – Нижнекамск – Ульяновск – Винновка – Самара – Казань

20.05.2021 (Чт/17:00) 24.05.2021 (Пн/16:30)

наличие мест
онлайн

Пермь – Казань – Елабуга – Сарапул – Чайковский – Пермь

20.05.2021 (Чт/18:00) 25.05.2021 (Вт/11:00)

наличие мест
онлайн

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 22
  • Следующая

— Я хочу заказать круиз

по любому маршруту

Ваша заявка принята, в самое ближайшее время наш менеджер свяжется с вами

Не нашли нужный круиз?

обращайтесь к нашим консультантам

вас всегда проконсультируют

наши специалисты

ПОДБЕРИТЕ МНЕ КРУИЗ

в самое ближайшее время наш менеджер свяжется с Вами

На этой странице представлено 213 круизов по России из Тюмени в 2021 году на теплоходах Санкт-Петербург по низким ценам от 3200.00 до 183600 рублей. Поможем подобрать вам лучшие варианты речных круизов — оставьте заявку на подбор или позвоните нам по номеру 8 800 775-70-51

На этой странице представлено 213 круизов по России из Тюмени в 2021 году на теплоходах Санкт-Петербург по низким ценам от 3200.00 до 183600 рублей. Поможем подобрать вам лучшие варианты речных круизов — оставьте заявку на подбор или позвоните нам по номеру 8 800 775-70-51

Он-лайн оплата картой Visa
Он-лайн оплата картой Mastercard
Оплата через Сбербанк он-лайн и банкомат Сбербанка.
Он-лайн оплата картой МИР
Оплата через JCB
Он-лайн оплата Apple Pay
Он-лайн оплата Google Pay
Он-лайн оплата Samsung Pay
Наличная и безналичная оплата

Источник



«Капитан лодки Владимир Владимирович». История тюменца, влюбленного в Туру

Тюменец ходит по реке на лодке, которой больше 50 лет

Для многих тюменцев Тура начинается и заканчивается большой гранитной набережной, а часовая экскурсия на теплоходе — единственная возможность соприкоснуться с рекой, которая когда-то была большой и судоходной. У тюменца Владимира Бухвалова, одного из немногих, есть собственная лодка, и он точно знает, что Тура — это не только красивый вид с набережной. Какой река была в прежние годы, где лучше всего купаться и нужна ли Тюмени марина, читайте в нашем репортаже про настоящего тюменского капитана.

Тура в истории одной семьи

Владимир Бухвалов — коренной тюменец. Его отец жил в Сараях, — районе, который когда-то располагался у нынешней развязки Мориса Тореза. В прежние времена там добывали глину и делали кирпичи, которые сохли в специальных сараях. Отсюда и название района, на тот момент одного из самых криминогенных в Тюмени. Сарайская детвора на поездах ездила купаться на Туру. В те времена от станции Тюмень к пристани через весь город шла железная дорога. И несколько раз в день паровозы доставляли грузы, которые баржами отправляли на север. Юные обитатели Сараев прыгали на подножки вагонов и ехали на реку.

— В мою молодость эта железная дорога еще работала, были дети, которые травмировались во время таких поездок. Поезда перестали ходить, когда отпала необходимость перевозки грузов речным транспортом. Да и частое перекрытие улицы Республики при прохождении паровоза с вагонами обозлило — не столько жителей, сколько начальство. Оно едет, а ему — бах! — шлагбаум. Вот и закрыли железку, а потом разобрали, — вспоминает Бухвалов.

Тура во второй половине ХХ века для многих тюменцев была единственной возможностью отдохнуть на природе, не покидая город. На реке, там где сейчас огромная гранитная набережная, можно было взять напрокат лодку, предварительно отстояв очередь.

— В 1952 или 53 году на Туре перед речкой Тюменкой, прямо под спуском, около Строительного университета, были деревянный понтон и плотомойка, где женщины белье полоскали. Там были деревянные причалы с тяжелыми деревянными шлюпками, которые сдавали напрокат. Как-то мы пошли туда большой компанией: я, отец, мать, крестный отец с женой, отстояли очередь, только взяли весла, подлетает мужичок, кричит: «Я прокурор, лодка — моя». Отец обозвал его по-русски и отбил лодку, мы сели и поехали на веслах против течения. Мне было года четыре, и это был мой первый раз на воде, — рассказывает Владимир Бухвалов.

А чуть позже его отец сделал собственную лодку — деревянную, но с автомобильном мотором.

Лодка, которой больше полувека

Лодка, которую более полувека назад смастерил отец Владимира Бухвалова, до сих пор на ходу. Все эти годы тюменец ее совершенствует. Сначала на катерке стоял двигатель от «Победы», потом от «Волги», а сейчас — от «Нивы» на 1,7 литра. Владимир Бухвалов — поклонник советский техники, потому что она ремонтопригодна.

— Вся советская техника основана на том, что едешь — сломалось, выскочил, привинтил — дальше поехал. Можно, конечно, купить и поставить импортные подвесные моторы, но техника всё равно ломается. Если вышел из строя жигулевский мотор, мне для ремонта нужно, если сильно постараться, сутки-двое, если не очень — то 3–4 дня. Я иду на берег, в ближайшей лавочке покупаю запчасти, которые лежат там и ждут меня. Ставлю и еду дальше, — рассуждает Бухвалов.

Источник

Adblock
detector