Меню

Путешествие с реки виктория по нилу

Долгая дорога к гориллам Уганды. Ч-11. У истока Нила

Нашему второму путешествию по Африке, основной целью которого было знакомство с гориллами, обитающими в Уганде, уже пошла третья неделя и третья тысяча километров разнокалиберных африканских дорог. Путешествие проходило на специальной высокопроходимой машине-автобусе, оборудованной всем необходимым для долгого автономного пребывания в отсутствие цивилизации, начиная от палаток и заканчивая хорошими кухонными принадлежностями и походной мебелью.

Начав свой путь в Найроби, мы познакомились с животным миром, обитающим в северной части Кении и побывали на знаменитом озере Накуру, известном своими розовыми берегами от сотен тысяч фламинго.

Встретив Новый 2010-й Год, мы пересекли границу с Угандой и двинулись вдоль берега озера Виктория в сторону Руанды к озеру Буньони — месту обитания наших дальних предков — горилл. Это место было интересным не только своею встречей с гориллами, но также и с пигмеями — низкорослой народностью, вышедшей из джунглей в цивилизацию к берегам озера Буньони.

На обратном пути в Кению, на пару дней остановились у истока Нила и провели там незабываемый по своим острым эмоциям сплав! Это был не простой рафтинг! В анналах мировых рейтингов сплавов по горным рекам он стоит на очень большой высоте по сложности спусков — на нем преобладают пороги 4–6 категорий сложности. Кто знает, что это такое — хорошо понимает и эмоции участников этих сплавов, преодолевших все эти пороги.

9 января. Исток Нила. Джинджа.

Сегодня свободный от всяких мероприятий день и можно познакомиться с городом Джинджа, в окрестностях которого мы остановились на три ночи в кемпинге Adrift/Nile High Campsite на правом берегу Нила. Джинджа в переводе нашего гида Стивена, не помню с какого языка — это Имбирь — растение, которое мы знаем прежде всего по его очень полезным для здоровья корням.

Джинджа, расположившийся на берегу озера Виктория, был основан в 1901 году и считается не только главным индустриальным центром Уганды, но и вторым по величине городом страны после столичной Кампалы. Вытекающее из озера Виктории русло Нила перекрыто дамбой, на которой в 1954 году была построена гидроэлектростанция Owen Falls Dam, снабжающая электроэнернгией Уганду и часть районов Кении и Танзании.

По верхней части дамбы проходит шоссе, соединяющее Кампалу и Джинджу. Проезжая вчера через эту плотину, мы, было, сунулись с камерами в окна, но гид Стивен тут же посулил для всех громадный штраф и кутузку — «Это стратегический объект! Везде стоят камеры!». Однако мы ничего не заметили, кроме многочисленных гусей и аистов, плававших в тихих затоках перед плотиной. Нашли чем нас удивлять! Каких-то сто метров плотины! Они не видели наших Днепрогэса и Красноярской!

Город Джинджа знаменит тем, что здесь берет свое начало река Нил. К ее истоку от нашего кемпинга мы решили добраться до точки Source of the Nile Animal Park на такси. А дальше пешком. И тогда мы «повторим» подвиг английских исследователей Джона Спика и Джеймса Гранта, первыми из европейцев нашедших в Уганде ее истоки.

Территория истока функционирует по всем правилам местного бизнеса — огорожена забором и мимо рядов с сувенирами не пройдешь. За 10.000 угандийских шиллингов ($5,5) с носа проходим по парку мимо снующих под ногами мартышек и далее по дорожке вдоль рядов с сувенирной продукцией спускаемся к реке.

Пройдя по небольшой лестнице, мы снова оказались в торговых рядах с типично африканскими сувенирами. За поворотом уже слышались звуки ритмичной музыки. На травяном бугорке видим танцующих девчонок лет 12 в юбочках из лыка. Рядом стояла пышная тетка, загораживая весь проход к реке и собою, и своей протянутой рукой с блюдом для вознаграждения танцующих девчат.

Чтобы посмотреть сам исток Нила, нужно взять лодку. Уже по дороге нас постоянно стали напрягать на эту тему два парня и предлагать свои лодки — «самые дешевые — всего по 10.000 с человека». Я знал, что это, с большой вероятностью, посредники. Проявив выдержку и задерживаясь у лотков с сувенирами, мы спокойно подошли к берегу и взяли лодку на шесть человек всего за 30.000 Ушек. Думаю, что и это был перебор за получасовую прогулку.

С третьей попытки старта мотор затарахтел и лодка, преодолевая сильное течение, пошла навстречу великому открытию 19 века — истоку Нила. История его поисков изобиловала трагическими страницами, хорошо показанными в знаменитом фильме Роберта Рафелсона «Лунные горы».

Пытаясь усилить впечатления от местных красот, лодочник повел свою тарахтевшую ладью вдоль берегов, чтобы удивить белых людей изобилием птиц, сидевших на прибрежных кустах. Но они, заслышав наше приближение, все время дружно снимались со своих мест и перелетали все дальше и дальше от нас.

Погоня за птицами сочеталась с приближением к небольшому островку, стоявшему посреди русла. Там уже толпился народ. В ста метрах от этого островка был другой, весь заросший кустами.

Справа расстилалось озеро Виктория и было видно, как вода из него бурным потоком с большой скоростью устремлялась в это пространство между островками. Это и есть исток Нила. И именно отсюда идет отсчет продолжительности одной из величайших и самых длинных рек мира протяженностью 6650 км. Расстояние от Петербурга до Забайкалья…

На берегу нашего острова было два сооружения — доска с информацией том, что мы там, где надо и каменный обелиск, на который все лезут сделать фото типа «Я и исток Нила». Но на фото будет видна только физиономия и кладка из камня. А сам исток будет сзади фотографа.

Спросив нашего лодочника об истории этих мест, услышал что-то невразумительное. Вряд ли он что-то знал о первооткрывателях этих мест Ричарде Бертоне и Джоне Спике из 19 века. И уж тем более он ничего не знал о сопутствующих открытиях Джеймса Брюса в еще более ранние времена. Исследователи поздних времен нашли доказательства истоков Нила еще в Бурунди и Руанде. В конечном итоге все эти реки-притоки и образуют тот самый Нил, который мы знаем по Египту.

Зато он с готовностью вызвался отвезти нас поближе к городу — «я вас высажу в порту»! Мы поплыли налево от русла по озеру Виктория мимо заросших кустами берегов. Осока, высокая трава, среди которой было много водоплавающих птиц. Нигде не было видно песчаных пляжей и никто не купался. В самом озере купаться нам не советовали — можно заболеть шистоматозом. И у одного нашего парня, таки, его обнаружили дома в Киеве. И где только он сумел подхватить его? Проплыв около двух километров, наш кормчий сказал — сейчас будем причаливать. И где же тут порт? Впереди был только маленький дряхлый мостик, на котором женщина полоскала белье.

— Вот здесь! Где выходим на берег — там и порт!

Мы высадились рядом с мостиком и, распрощавшись с нашим «капитаном», пошли пешком по красной грунтовой дороге в указанном им направлении.

Протопав не спеша пару километров, добрели до центра Джинджи. Не город, а восточный базар. Здесь все на виду и ни от кого нет секретов — все делается на улице. Шьют одежду, готовят еду и все продают. Думаю, здесь можно даже найти пропеллер от старого Фармана.

Источник

Загадка Нила (об открытии озера Виктория)

С древнейших времен умы географов занимал вопрос: откуда начинается Нил? О том, где лежат его истоки, существовали самые различные мнения, ходили легенды.
Еще географ классической древности – Геродот тщетно пытался решить эту загадку. Он сам побывал на великой реке Африки, он первым из греческих путешественников поднялся по Нилу до первого порога (у Асуана). Дальше пройти Геродот не сумел и вынужден был повернуть обратно. Но он неустанно расспрашивал самых знающих и просвещенных людей об истоках реки. Однако «. ни один из тех, с кем мне приходилось беседовать, – разочарованно писал впоследствии Геродот, – ни из египтян, ни из ливиян, ни из эллинов не говорил, что знает их. »
С тех пор еще многие столетия хранила Африка тайну Нила. Еще долгие века всякий, кто пытался проникнуть в нее, терпел неудачу. Он возвращался ни с чем или не возвращался вовсе. И все-таки каждое путешествие не было совершенно бесплодным. Оно давало новые сведения о долине Нила, побуждало к новым исследованиям и приближало день важного открытия.
В 1768 г. англичанин Джеймс Брюс с побережья Красного моря прошел в глубь Эфиопии. Он подтвердил уже полузабытые к тому времени сведения греческих и португальских путешественников: на высоком Эфиопское нагорье из озера Тана берет начало Голубой Нил. Одна из двух ветвей, слияние которых образует могучий нильский поток, орошающий земли Египта, обрела свое место на географической карте.
Но это была только часть разгадки. Истоки второй ветви – Белого Нила – по-прежнему покрывала завеса неведомого.
Впрочем, с годами накопились довольно убедительные сведения о том, что Белый Нил зарождается где-то на юге, из озера, в дремучей стране Лунных гор.
Человечество вступило во вторую половину XIX столетия, шел уже 1857 г., когда произошли события, о которых мы сейчас расскажем.
. Джон Хеннинг Спек и Ричард Френсис Бертон были сильны, молоды и упрямо верили в успех экспедиции. Последние сборы задержали их в Занзибаре до августа. Теперь они покидали городок.
Во внутреннем кармане охотничьей куртки Бертона лежала записка. В ней кратко излагалось задание Лондонского географического общества. Путешественники помнили его наизусть. Они должны были пройти как можно дальше по направлению к озеру Ньяса. О его существовании имелись лишь неясные слухи. Потом им надлежало направиться на север к горам, где, как предполагалось, берет свое начало река Нил.
. Уже много дней назад исчезла за горизонтом зеленоватая полоска океана. Все дальше в глубь Африки уходят путешественники.
Когда на западе предутреннее небо еще мерцает блекнущими звездами, лагерь экспедиции уже пробуждается. Быстро окончен завтрак. Носильщики уже скрутили на головах высокими тюрбанами куски грубой ткани, которые ночью служили им подстилкой, а днем станут подкладкой для груза. Все готово. Старшина носильщиков и проводников громко провозглашает: «сафари, сафари!» (путешествие, путешествие!), и нестройной толпой, далеко растянувшись, караван выступает в дальнейший путь.
Шли холмами через бурую сухую саванну. Жесткие высокие травы резали ноги и больно секли лицо. Плотными зарослями вставали кустарники. Африканцы их метко прозвали «Подожди немного»: длинными и твердыми, как кость, шипами они рвали одежду и впивались в тело. Раны нарывали и гноились. Африканское солнце нагнетало нестерпимый зной. Ночью не давали заснуть москиты и больно жалящие муравьи.
Когда были съедены последние запасы, взятые из Англии и Занзибара, начался голод. Пришлось делать длительные остановки, чтобы охотой добывать пропитание. Теперь жизнь людей зависела от охотничьей удачи.
Дни складывались в недели, недели в месяцы. Экспедиция вступила в густой тропический лес. Каждый шаг давался с боем. Надо было прорубаться сквозь крепкие сплетения ветвей и лиан. По ночам жгли яркие костры, а вооруженные копьем или луком дежурные с беспокойством прислушивались к неясным шумам сумрачного леса.
Минуло семь месяцев, как экспедиция покинула Занзибар. Утомительно знойным февральским днем 1858 г. Бертон и Спек больные, обессиленные частыми приступами тропической лихорадки, с трудом поднялись на гору. С нее открывался далекий вид на окружающую страну. То, что представилось взору путешественников, было первой наградой за перенесенные ими труды и лишения. Впоследствии Бертон рассказывал: «Я забыл и опасности, и страдания, и боль. Я забыл, что нам, быть может, еще труднее будет выбраться из этой страны, чем сюда прийти». Перед Бертоном и Снеком в обрамлении высоких скалистых берегов лежало одно из самых глубоких озер земного шара – Танганьика. Они были первыми европейцами на его берегах.
Это было большое открытие. Однако оно не решало загадки Нила. Не из Танганьики он брал свое начало. Спек узнал от одного торговца-араба, что на севере есть еще озеро, гораздо больших размеров. Спек решил идти к нему. Там – он был в этом уверен – должны лежать истоки великой реки.

Читайте также:  Почему реку назвали тускарь

Бертон отказался от этого путешествия. Он не верит в его успех, он болен и обессилен, он не может и не хочет больше никуда идти, он подождет Спека, чтобы вместе возвратиться в Занзибар и на родину.
Наняв носильщиков, Спек отправился к неизвестному озеру один.
Снова начались дни жестокой борьбы с природой. Снова Африка испытывала упорство и волю человека. И снова человек победил.
Шла третья неделя пути, когда перед Спеком раскинулась зеленовато-голубая гладь огромного озера. Близ берега над водой поднимаются небольшие островки. Некоторые из них покрыты густым тропическим лесом, другие – сочными луговыми травами. На белых каменных глыбах греются шумные стаи чаек, нырков, куликов и бакланов. В мелких заливах, которые густо заросли высоким папирусом, прячутся от дневного зноя целые стада гиппопотамов и крокодилов.
Племена, населявшие эту страну, называли озеро – Нианца, что значит просто – «озеро»; арабы, проникавшие сюда по торговым делам, дали ему имя «Уекрево» по названию одного из островов; Спек наименовал его в честь английской королевы – озером Виктории.
Так впервые на карту было нанесено «Африканское море» – одно из самых больших озер на земле. По площади оно уступает только Каспийскому морю и озеру Верхнему в Северной Америке.
«Я не сомневаюсь, – записал в своем путевом журнале путешественник, – что озеро, лежащее у моих ног, дает начало той интересной реке, истоки которой породили столько догадок и сделались елью стольких исследователей». Но одной уверенности путешественника науке недостаточно. Нужны фактические, неопровержимые доказательства.
Прошло некоторое время, и Джон Спек доказал правильность своего предположения.
Летом 1862 г. Лондонское географическое общество получило предельно короткую телеграмму: «The Nile is settled» («Нил установлен»). Дальше следовала подпись: Джон X. Спек. Настойчивый путешественник снова возвратился на берега Виктории и нашел в его северной части истоки Нила. Вытекая из озера, вода с шумом соскальзывает с широкой каменной ступени Рипонского водопада, образуя реку Виктория-Нил; последняя впадает в озеро Кьога; из него вытекает Соммерсет-Нил; он впадает в озеро Альберта, из которого берет начало Альберт-Нил; ниже он получает название Бахр-эль-Джебель, а приняв новый приток – Бахр-эль-Газель, именуется уже Белым Нилом.
Сливаясь вместе, Белый и Голубой Нил образуют могучую и полноводную реку Нил, истоки которой так долго составляли загадку для науки.

Источник

Путешествие с реки виктория по нилу

Какие ассоциации у вас возникают при упоминании реки Нил: самая длинная река в мире? Большие стаи крокодилов, жаждущих втянуть в свою пасть все живое, попавшиеся им на пути? Огромные ладьи с путешественниками, странствующими от Средиземного моря к Индийскому океану? Раскинувшиеся на берегах Нила джунгли с густыми зарослями высоких пальм и тропических растений? Сегодня Нил превратился в грязную реку, и купаться там нельзя? Круиз по Нилу, в котором я побывала этим летом, показал, что многие наши представления о Египте и Ниле – это заблуждения… Что именно и почему? Ответы вы найдете в следующих дневниковых записях.

Наше путешествие по Нилу начинается из Луксора. В 16-11 вв. до н.э. он был столицей Египта и вошел в историю под греческим названием Фивы. Именно в этот период было сооружено наибольшее количество древнеегипетских памятников. В Луксоре, в музее под открытым небом, мы воочию увидели величие и грандиозность сооружений, созданных несколько тысячелетий назад, прикоснулись к памятникам древнейшей истории и почувствовали силу и значение времени. Оно, словно играет с нами, создавая эклектические картины. Устремленные ввысь колонны, величественные фигуры царей и фараонов, таинственные иероглифы, высеченные в камне, и вызывающая дрожь тишина, которая царит в храмах, диссонирует с тем, что мы видим за пределами этих уникальных сооружений. Оживленные улицы, где есть место как лошадям с каретами (хантурам), так и авто последних моделей, громко говорящие арабы, сопровождающие свою речь размашистыми жестами, современные гостиницы, и весьма привлекательные дунканы – магазинчики, в которых можно купить как местные колоритные изделия, так и привычные нам вещи, сделанные в Поднебесной.

Кстати, недостроенные многоэтажные дома, которые часто встречаются в Египте, – обычное явление для многих арабских стран. По мере увеличения семьи и появления средств, египтяне расширяют свое жилище, достраивая этаж за этажом, и сохраняя налоговые льготы. Недостроенные дома в некоторых арабских странах не облагаются налогом.

Исторически сложилось, что восточный, или правый, берег Нила стал городом живых, а западный – городом мертвых. На правом берегу можно посетить Луксорский и Карнакский храмы, Музей мумификации, где находится коллекция свыше 150 экспонатов – мумии людей и животных, а также инструментов, при которых проводилась мумификации. Их способы сегодня выглядят весьма изощренными. Геродот описал три вида и способа мумификации: первый – наиболее надежный и дорогой, второй – подешевле и третий совсем простой, который состоял в посыпании тела содой. При этом все способы мумификации длились 70 дней. Экспонаты в музее представляют все три вида мумификации.

Осмотрев город живых, на небольшой лодке мы переплываем на левый берег Нила, в город мертвых. По сути, это обширный некрополь с гробницами фараонов и знати. Перед поездкой в Египет я просмотрела множество фото гробниц и в реальности ожидала увидеть богатые убранства, внушительные саркофаги, позолоченные статуи, испытать фейерверк эмоций, сравнимых с ощущениями, полученными в «комнате страха». Но увы… гробницы изнутри выглядят тускло, убого, и, к сожалению, у большинства туристов вызывают разочарование. А те гробницы, что сохранили свою ценность (среди которых и гробница Тутанхамона), находятся под строжайшим контролем, и их посещение разрешено только для очень важных гостей, например, глав государств.

Кстати, арабы умудряются подзаработать и в некрополе. При входе в гробницу они дают нам небрежно рваные куски картона в качестве веера, а при выходе просят свой бакшиш (чаевые). Однако не всем удается стойко выдержать 50-градусная жару. Например, прямо у входа в гробницы мы увидели спящего араба, смиренно проживающего день в месяц Рамадан, когда нельзя выпить ни глотка воды.

Но город мертвых обязательно стоит посетить! Восхитительный храм царицы Хатшепсут, единственной женщины-фараона, величественные Колоссы Мемнона, которые еще несколько столетий назад при заходе солнца издавали звуки, похожие на человеческий голос, а также долина царей и цариц не оставят вас равнодушными. Огромное песчаное пространство с каменными гробницами вокруг словно шепчет нам, что время здесь остановилось. Но ученые продолжают раскопки, сейчас они ведутся около Колосса Мемнона. Как пишет журнал GEO, археологи уже обнаружили более 80 статуй, созданных еще в 14 веке до н.э. (!).

Источник

Круиз по Нилу: описание маршрута, достопримечательности, отзывы

Если вас интересует вопрос о том, как полноценно и интересно провести время в Египте, то обязательно следует выбрать круиз по Нилу из Каира или Луксора. Таким образом, можно не только весело развлечься, но и ознакомиться с древней историей этой страны. Сейчас по самой длинной реке постоянно курсируют красивые яхты, которые предоставляют все удобства для туристов, так что подобная поездка точно станет одним из ярких моментов отдыха. В этой статье будет рассказано о том, как можно самостоятельно организовать круиз по Нилу, чтобы увидеть все самые интересные достопримечательности Египта.

Немного о Египте

Теперь непосредственно поговорим о том месте, где находится река Нил, а именно о Египте. Стоит понять, что сюда едут не столько за красивыми пейзажами, сколько за тем, чтобы ознакомиться с древней историей этого государства. История этой бывшей империи, истинной колыбели цивилизации, насчитывает более пяти тысяч лет. Только здесь осталось одно из семи чудес света — пирамиды в Гизе, которые ежегодно привлекают сотни тысяч туристов. Практически вся страна сейчас держится именно на туристическом бизнесе, поскольку жаркий климат и теплые воды Красного моря привлекают путешественников отдохнуть на пляжах. Но особое внимание действительно приковывает к себе самая длинная река в Африке. Именно поэтому круизы по Нилу являются одним из самых простых и удобных способов развлечься в этой стране, которая практически полностью состоит из пустыни.

Лучший сезон

Площадь страны, где находится река Нил, более чем на 95 % состоит из пустыни, а потому следует приготовиться к тому, что погода будет невероятно жаркой. Днем часто температура будет доходить до 40 градусов. В связи с этим важно учитывать, когда именно круиз по Нилу будет наиболее удобен.

Стандартно самый пик сезона для туристов в Египте проходит с декабря по февраль, поэтому не имеет смысла в этот период отправляться в плавание на яхте, поскольку на них будет находиться огромная толпа туристов, а на забитом транспорте особо не насладишься отдыхом. Именно поэтому самым удобным вариантом станет октябрь и ноябрь. В этот период еще нет настолько палящего солнца, а курсирование яхт уже более-менее стабильно. Единственным минусом может быть только то, что в это время уровень воды в реке достаточно низок, а потому яхте может быть тяжело передвигаться.

Путешествие в Египет

Конечно, если вы действительно очень сильно желаете насладиться красотами реки, то первоначально придется взять отпуск и сесть на самолет «Москва – Каир». Именно этот город, который находится в северной части страны, является столицей государства Египет. К тому же, здесь находится и дельта Нила, поэтому Каир является самой лучшей отправной точкой нового приключения. Стандартно большинство самолетов действительно садятся в международном аэропорту Каира, поэтому он является наиболее загруженным в стране.

Круиз через турагенство

Когда вы высадились в аэропорту Каира, то самым удобным вариантом дальнейшего путешествия станет приобретение тура. Таким образом, полный пакет предоставит услугу не только самого круиза и экскурсий, но и трансфера из отеля и обратно. Сейчас такие туристические пакеты с легкостью можно купить в любом турагенстве или даже в отеле в крупных городах — Хургаде, Каире или Шари-эль-Шейхе. Да, действительно, такой способ путешествия будет дороже, но зато не придется ни о чем заботиться.

Самостоятельная организация

Те, кто не желает связываться с туристическими агентствами, могут самостоятельно организовать для себя приключение. Для них круиз, после того как они прибудут самолетом из Москвы в Каир, начинается именно из столицы. Поскольку сам круиз начинается либо в Луксоре, либо в Асуане, то наиболее оптимальным вариантом станет поездка из Каира в Луксор на автобусе, которые постоянно здесь курсируют. Они весьма комфортабельны, так что неудобств не будет. Помимо автобусов, также ходят и поезда, поэтому часто путешественники выбирают ночной поезд, который уже к утру примчит вас в нужное место менее чем за 50 долларов. Можно осмотреть только те достопримечательности, которые интересны, а не все что входят в туристический пакет. А экскурсии и билеты в древние места можно покупать прямо на местах. Единственным минусом является то, что придется тщательно следить, во сколько отходит пароход, поскольку никто ждать опоздавших не будет.

Читайте также:  Самые глубокие реки россии топ 10

Направление

Круизы по Нилу всегда проводятся только в одном направлении, то есть из Луксора в Асуан или обратно. Однако бывалые путешественники советуют отправной точкой выбирать именно Луксор, поскольку он наиболее близок ко всем остальным городам-курортам и так значительно можно урезать путешествие. Продолжается такой круиз в течение 4-х дней — этого времени полностью хватает на то, чтобы осмотреть все интересные достопримечательности без особой спешки.

Веселье на яхте

Для тех, кто хочет не только проникнуться историей страны, которая рассказывается на протяжении круиза из Луксора в Асуан, но и хорошенько развлечься, стоит в качестве средства передвижения выбрать именно яхту. Сейчас они отличаются повышенной комфортностью, а их огромные размеры дали возможность называть их настоящими «плавучими отелями». В них можно найти не только палубу и каюты, но и фитнес-залы, рестораны, магазины. Номера также весьма уютные, с кондиционером, телевизором и даже душем, так что помимо того, что отдых происходит на воде, их ни чем нельзя отличить от тех гостиниц, что располагаются на земле. Помимо этого, во время круиза по Нилу обязательно предлагается трехразовое питание в течение дня, однако за напитки придется платить самим.

Отдых на фелюке

Тем же кто, наоборот, хочет во время круиза по Нилу из Луксора насладиться покоем и тишиной, стоит выбирать традиционную парусную лодку, которая называется фелюк. Здесь не будут предлагать разнообразные развлечения, зато на них можно полноценно расслабиться под шум воды. Правда, и спать придется под открытым небом, но зато можно будет насладиться великолепнейшим закатом. На таких лодках можно совершить полноценное путешествие или арендовать ее всего на несколько часов по своему желанию.

Примерный маршрут

Несмотря на то, что существует огромное множество предлагаемых туров по реке, большинство из них строятся на одном маршруте, поэтому достопримечательности особо не различаются. Среди них обязательными местами остановок будут:

  1. Луксор. Является не только начальным пунктом путешествия, но и одним из самых древних городов мира. Сейчас он стал во многом цельным музеем, располагающимся под открытым небом. Обязательно следует хотя бы раз в жизни посетить знаменитый Город мертвых, в котором располагается Долина Царей, где было найдено невероятное количество захоронений — 42 гробницы фараонов. К тому же, внимание привлекает и Аллея сфинксов, растянувшаяся на пару километров.
  2. Эдфа также обладает огромным мифологическим смыслом. В этом городе, по легендам, боролись два бога — Хор и Сет. Хор победил в этой битве, но лишился одного из своих глаз. Данная легенда во многом дает понимание самой власти, которая на протяжении тысячелетий существовала в Египте, а именно олицетворению фараонов в божеств. Древние египтяне считали, что первым правителем был бог Осирис, который был потом убит Сетом, возжелавшим для себя трон. Его жена Исида в последствии смогла оживить своего супруга, а после родила ему сына — Хора. В этой битве молодое божество смогло отомстить за своего отца, став полноценным наследником. Фараоны считали себя олицетворением именно этого божества, так что здесь был построен один из самых красивых храмов, посвященных ему.
  3. Ком-Омбо располагается в северной части реки и посвящен двум богам, Хорусу и Себеку. Здесь находится их храм, который олицетворяет их величие.
  4. Асуан является конечным пунктом путешествия. Здесь обязательно нужно посмотреть на одну из самых огромных плотин в мире, которая по высоте достигает более сотни метров. Кстати, в ее строительстве активное участие принимал СССР, так что в местном павильоне можно будет полюбоваться на многочисленные фотографии и планы, написанные на русском. Строительство данной плотины привело к образованию искусственного озера Насера, которое настолько огромно, что его часто называют внутренним морем. Помимо этого, здесь находятся древние храмы и Асуанский базар, на котором можно приобрести национальную одежду и настоящие ароматные специи.

Дополнительно также можно будет посетить величественный храм Абу-Симбел, а также остров Филе и Нубийскую деревню. Особое внимание здесь следует уделить именно Абу-Симбел, особенно если имеется интерес к древней истории. На его стенах до сих пор, уже тысячелетия написана интереснейшая философская мысль, которая в переводе гласит: «Когда человек познает, что движет звездами, Сфинкс засмеется, и жизнь на земле прекратится».

Отзывы

По отзывам, круиз по Нилу является одним из самых интересных и познавательных для тех, кто хочет погрузиться в историю столь древней страны. Правда, они же советуют приготовиться и к ряду неудобств. В первую очередь к тому, что жара будет очень сильная, а солнце будет нещадно палить, а по ночам, наоборот, может быть достаточно холодно. К тому же, египетские перевозчики особо не отличаются пунктуальностью, так что зачастую приходится дожидаться отправления на точках.

Но в целом, при таком способе путешествия придется привыкнуть к тому, что программа тура будет очень насыщенной. Отставать от группы ни в коем случае нельзя, поскольку есть возможность опоздать или вообще потеряться. Круиз будет достаточно утомительным — нужно будет долго ходить под солнцем и очень рано вставать, так что путешественникам с маленькими детьми и пожилым людям такой отдых будет не самым удобным. Но зато так максимально быстро можно ознакомиться с рядом самых интересных достопримечательностей страны.

Источник



Виктория-Нил. Рафтинг. Каякинг. Сплав. /р. Белый Нил / Уганда / 2006

Если есть для водника рай на Земле, то он, без всякого сомнения, находится на Белом Ниле, в Уганде.

Почему? Посуди сам – лето круглый год (это же Африка!), вода в реке теплая, всегда! И воды этой много. Даже очень много. Широкое русло Нила разбито островами на многочисленные рукава, в которых притаились пороги и водопады на любой вкус, любой сложности. В порогах огромные волны и бочки бьют, словно о стену. И при этом почти все безопасно. Не нужно думать о стоянке и ночлеге. Для этого есть уютные кемпинги с водой, электричеством и Интернетом, а в баре всегда есть пиво.

Виктория-Нил. Рафтинг. Каякинг. Сплав. /р. Белый Нил / Уганда / 2006

Здесь красивые места. На красной земле цветет кофе. Хороший кофе. Воздух наполняет аромат жасмина. Дружелюбное черное население. Много солнца, много фруктов. Мало забот. Ощущение настоящего отпуска, или даже награды. Награды? Возможно…

Именно о таком месте мы мечтали на берегу холодного озера Дюпкун на Путоранах. Было начало августа. Накануне, на сплаве целый день шел дождь, то тише, то сильнее. Температура едва дотягивала до + 10 С. Ночью около ноля. А в тот вечер выглянуло солнце, и над озером разлился потрясающий северный закат. Сидя у костра и отплевываясь от вездесущей мошки, пили коньяк, припасенный по случаю дня рождения. Делились впечатлениями, строили планы на будущее. Участники экспедиции на Голубой Нил вспоминали о своих экстремальных приключениях в Эфиопии. Крокодилы, водопады, тропические ливни, паводки, вооруженные банды и т. д., и т. п. Голову кружило от всех этих африканских чудес. Кто-то предложил сплавиться по второму истоку великой реки – Белому Нилу. Тогда это воспринималось как, нечто нереальное, как что-то невозможное. Мы сидим за Полярным кругом, на сотни верст ни души. До конца маршрута в Хатанге более 1000 километров. А тут Африка, Нил…

Прошло два с половиной года…

Январь, 2006. Наша рязанская команда в Джинже, Уганда. Мы уже две недели в Африке. Было восхождение на Килиманджаро, была поездка в Нгоро-Нгоро — зоопарк под открытым небом. Закончились утомительные переезды по Кении и Танзании. Но все эти яркие и пыльные впечатления позади. Теперь точка приложения наших усилий – Виктория-Нил (Victoria Nile). Так называется верхняя часть Белого Нила между озерами Виктория и Альберта.

Виктория-Нил. Рафтинг. Каякинг. Сплав. /р. Белый Нил / Уганда / 2006

У нас три четырехместных катамарана среднего объема, достаточно опытная команда и сильное желание, как можно быстрее сесть на воду. Под завязку грузим матату (это местный микроавтобус-такси) нашим снаряжением и едем в кемпинг Nile River Explorers. NRE – это самый популярный кемпинг в верховьях реки. Он расположен на высоком берегу Нила, рядом с водопадом Буджигали. Отсюда мы и начнем сплав по Нилу.

Сплав

При подготовке к путешествию у нас было очень мало информации о реке. И мы решили разобраться на месте, какие участки реки пригодны для спортивного сплава на наших судах, а какие нет. В итоге, уже на реке, выяснилось, что длина первого порожистого участка представляющего для нас интерес, около 50 км. Дальше начинается судоходный участок реки и озеро, т.е. более 100 км спокойной воды. Следующий участок с порогами, интересными для сплава находится в Национальном парке Мерчисонские Водопады. Каждый день пребывания в нем, как нам сказали, стоит 50$ за каждого человека. А денег и времени, как всегда в обрез.

После короткого совещания, учитывая советы менеджеров кемпинга NRE, хорошо знающих реку — решили пройти только верхний участок, от Буджигали. А чтобы наша флотилия не «заблудилась» в протоках и для связи с «аборигенами», нам от кемпинга (за 100$!) был выдан гид по имени Алекс – черный парень на каяке.

Когда мы почти собрали каты, или «катарафты» (так «они» называют наше уникальное отечественное средство сплава), какой-то «финн», увидев их, подошел и спросил: — « До моря поплывете?». Мы посмеялись над его шуткой и в ответ предложили «пройтись» с нами. Он, замахав руками, исчез. Возможно, три наших К4 выглядели весьма необычно среди здешних каяков и рафтов. Возможно, не совсем обычно выглядели мы, притащившие их сюда, за 6000 км от Рязани.

И вот настал долгожданный момент — спускаем катамараны на реку. Мы на воде, на Ниле!

Ширина реки здесь, в самых верховьях, местами доходит до трехсот метров. Берега не высокие, холмистые. В местах выхода коренных пород русло реки перегораживают острова. Тем самым образуются мощные пороги в протоках. При расходе реки в 1500! куб. метров в секунду возникают масштабные препятствия в виде валов и бочек. За два сплавных дня мы должны пройти примерно 50 км и около 20 порогов от 3 до 5+ мкс, которые расположены в протоках между островами. Конечно, прохождение таких препятствий требует от экипажей наличие опыта и слаженной работы. При ошибке может положить в любом месте, но не волнуйтесь – крокодилов здесь нет. Их давно всех истребили, гиды сказали нам – «купайтесь спокойно»!

Виктория-Нил. Рафтинг. Каякинг. Сплав. /р. Белый Нил / Уганда / 2006

Виктория-Нил. Рафтинг. Каякинг. Сплав. /р. Белый Нил / Уганда / 2006

Виктория-Нил. Рафтинг. Каякинг. Сплав. /р. Белый Нил / Уганда / 2006

Первые пороги не выше 3-ки. Есть время привыкнуть к воде, адаптироваться. Идем без осмотра. Он здесь редко где возможен, да и не нужен — из-за большого количества островов и огромной ширины русла все равно ничего не увидишь. Алекс перед порогом кратко объясняет ближайшему экипажу, что это за препятствие и линию движения в нем. Идем друг за другом на дистанции.

Читайте также:  Как называется крупная река в сибири с женским именем

Виктория-Нил. Рафтинг. Каякинг. Сплав. /р. Белый Нил / Уганда / 2006

Виктория-Нил. Рафтинг. Каякинг. Сплав. /р. Белый Нил / Уганда / 2006

Сложность постепенно нарастает. Валы в иных порогах достигают 3-х метров, и их приходится обходить. Нередко требуется очень быстро принимать решение и маневрировать прямо перед сливом. Проходим все пороги без переворотов. Параллельно с нами черные гиды веду группу на рафтах, у них уже состоялась пара оверкилей. Забавно наблюдать, как в несложном трехметровом сливе с рафта смывает весь экипаж. Практически все пороги на Ниле заканчиваются плесом, где в случае переворота можно спокойно поставить судно на ровный киль, собрать экипаж и продолжить сплав.

От прохождения получаем огромное удовольствие. На широких плесах можно слегка расслабиться – кульбит с ката и ты плаваешь на спасе в теплой нильской воде!

Однако отдыхать еще рано, река показывает нам свою мощь. Последнее препятствие первого дня – водопад Itanga все же вынудил один из наших экипажей отказаться от прохождения. Гиды «зачалили» нас к месту, где обносят каяки и рафты. Но стартовать отсюда для прохождения водопада не совсем удобно. Приходиться делать траверс почти до середины протоки и потом, круто развернувшись носами по течению резко набрать скорость для прыжка примерно с 8-ми метровой высоты. Более интересное прохождение было бы в протоку между островов, ближе к левому берегу. В этом случае, катамаран, проходя по основной струе фантастических размеров, попадает в такие же огромные валы и бочки. В нашем случае, прыгнув вдоль правого берега, где слив более пологий, пришлось лавировать между маленькими островами и береговыми скалами…

Виктория-Нил. Рафтинг. Каякинг. Сплав. /р. Белый Нил / Уганда / 2006

Виктория-Нил. Рафтинг. Каякинг. Сплав. /р. Белый Нил / Уганда / 2006

Вечер. Первый день сплава по Нилу завершился. Переполненные впечатлениями и пивом, сидим на открытой веранде в баре. Уже отгорел сочными алыми красками африканский закат. Традиционная вечеринка рафтеров только разгорается. Веселый шум, хохот, суета создают приятный фон. Этот фон помогает расслабиться и раствориться в густом ночном воздухе. Почти идеальное место для релаксации. Но мысли невольно «поворачивают» к дому, от ностальгии не уйти:

— У нас сейчас мороз за 30.

— Да тут даже ночью жара.

— А мы вообще, на одной планете.

Виктория-Нил. Рафтинг. Каякинг. Сплав. /р. Белый Нил / Уганда / 2006

Виктория-Нил. Рафтинг. Каякинг. Сплав. /р. Белый Нил / Уганда / 2006

На следующий день мы продолжили сплав. Этот участок Нила уже меньше насыщен порогами и они несколько проще. Но нам пришла отличная идея — покататься на нильских волнах. Глядя на то, как каякеры крутят в бочках фристайл, нам захотелось сделать нечто подобное, но только на К4. Поначалу ничего не получалось. Пару волн мы проехали мимо, не зацепившись. Видимо они были мелковаты для нас ( или наоборот?). Смогли зарубиться с третьей попытки, в бочке посолидней. Катамаран мгновенно превратился в дикого скакуна, который пытается скинуть седока или опрокинуться вверх копытами. Еще это похоже на какой-то дикий, бешеный танец. А под катом вот-вот разверзнется водная бездна. Есть! АДРЕНАЛИНИТ! Парни сразу ожили. Оседлали еще несколько волн. Чем больше размер волны, тем больше кружит и кидает кат в разные стороны. Чем меньше размер волны, тем больше нужно прикладывать усилий, чтобы зацепиться и не слететь с нее. Эту джигитовку мы окрестили «водным родео» и Нильские пороги идеальное для этого место. Маленький минус – на популярные волны есть очередь. Поэтому в суводи приходится постоянно отрабатывать назад, чтобы не «затоптать» впереди стоящих каякеров.

Рафтинг

Вместе с нами по Африке путешествовала небольшая команда наших рязанских дайверов.

По первоначальному плану они собирались арендовать рафт и сплавиться по Нилу параллельно с нами. А после этого переехать и понырять на Занзибаре. Но тут опять вмешались проблемы типа время-деньги-не-ту, и вполне понятное для любого дайвера желание – быстрей на дно!( или до дна!). В результате мы поехали в Уганду одни. Так и не получилось из них рафтеров, а мы сплавлялись чисто катамаранной компанией.

Надо сказать, что рафтинг по Нилу – действительно экстремальный отдых, особенно для тех, кто ни разу не держал в руках весло. И это правда, что огромные нильские валы и «бочки» неминуемо перевернут ваш рафт.

Вообще рафтинг – это сплав на специальных надувных плотах (рафтах) по бурным горным рекам с преодолением порогов различной сложности. Для этого, помимо специального снаряжения, требуется хорошая физическая и профессиональная подготовка (в России рафтинг используется в коммерческих целях). Коммерческий рафтинг проводится на участках реки безопасных для жизни, при этом рафтом управляет опытный гид, хорошо знающий этот маршрут. Дополнительно, для большей безопасности, применяется страховка с воды. Ее осуществляют гиды на каяках — это на случай переворота рафта.

Виктория-Нил. Рафтинг. Каякинг. Сплав. /р. Белый Нил / Уганда / 2006

Существует всеобщая, международная классификация сложности порогов (мкс) по степени опасности и проходимости.

Категория I: несложные.

Течение имеется, однако единственную опасность представляют небольшие мели, на которых могут встречаться одиночные выступающие камни.

Категория II: умеренно сложные.

Линия движения очевидна с наплыва, однако существуют простые препятствия. Могут присутствовать небольшие сливы и бочки. В некоторых местах поток ускоряется.

Категория III: сложные.

Существует вполне определенная линия движения, которой необходимо придерживаться, однако ее легко увидеть с наплыва. Валы могут быть высокими и беспорядочными. Камни и другие препятствия могут быть многочисленными. Существуют бочки и небольшие улова.

Категория IV: очень сложные.

Линия движения в пороге не всегда очевидна. На этом уровне сложности большинство каякеров предпочитает проходить пороги с предварительным просмотром. Пороги непрерывны, вода может быть мощной. Бочки очень мощные. Необходимо постоянное маневрирование.

Категория V: чрезвычайно сложные.

Предварительная разведка препятствий, как правило, необходима, поскольку они содержат участки, представляющие серьезную опасность для жизни. Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и сложные бочки. Препятствия непрерывны.

Категория VI: официальный верхний предел.

Возможность прохождения существенно зависит от уровня воды. Последствия ошибок чрезвычайно серьезны. Может включать любые типы препятствий со сложным заходом и выходом. После того, как препятсвие класса 6 было многократно пройдено, его рейтинг может быть снижен до 5 к.с.

Степень сложности рафтинга на Виктории-Ниле вполне соответствует 4-5 к.с.. – это сложный маршрут, но в зависимости от вашего выбора гиды могут уменьшить сложность маршрута. Возраст участников от 16 лет и выше, специальной подготовки не требуется. Опытные инструкторы за полчаса занятий на спокойной воде научат, как правильно грести и падать внутрь рафта и держаться, чтобы не оказаться за бортом. Именно такие «ученья» мы видели на реке перед сплавом.

Все маршруты рассчитаны на полдня, один день и два полных дня. Наибольшей популярностью пользуется однодневный маршрут. Обычно сюда включена доставка и питание. За день проходятся все 5 основных порогов, это около 30 км. Водопад Itanga — «Плохое место» конечная точка дневного сплава. Это место своей мощью впечатлило всех участников сплава. Не часто увидишь, как река шириной с Волгу всей водной массой прорывается через водопад. Гиды зачаливают рафты и каяки к правому берегу до водопада. Однодневный маршрут закончен. После «фото экипажа на память», бурного обмена впечатлениями от переворота (даже не сомневайтесь — переворот будет обязательно!, это уже «включено» в программу сплава), людей и снаряжение грузят на транспорт и везут назад в кемпинг. А теплым африканским вечером, плавно перетекающим в ночь, всех участников рафтинга ждет горячая! вечеринка с просмотром фильма о сплаве. За 50$ его можно купить на память.

Каякинг.

Именно каякерам больше других пришлись по вкусу эти пороги.

Виктория-Нил, как они утверждают, самое лучшее и удобное место для тренировок зимой, идеальное место для сплава или фристайла и, конечно, для общения. Каждый год здесь собираются лучшие каякеры из разных стран. Ветеранов и новичков привлекают уникальные пороги разной степени сложности. Каждый может подобрать волну под себя. Как правило, все останавливаются либо в вышеупомянутом NRE — это верхний кемпинг (рядом волна Ugly sisters ), либо в Hairy Lemon — «Волосатый Лимон» (волны Nile Special и Nile Club) — нижний кемпинг. Обычно от кемпинга идет сплав до одного из порогов, потом катание на волне, потом на следующий порог, катание и т.д., в условленном месте вылезаешь на берег, где тебя уже поджидает такси (это может быть небольшой грузовичок на несколько человек или бода-бода — мотоцикл на одного пассажира). Грузишь снаряжение, садишься и обратно в кемпинг.

Виктория-Нил. Рафтинг. Каякинг. Сплав. /р. Белый Нил / Уганда / 2006

Каяк можно взять на прокат(50$ за день). Возможно обучение в школе каякеров. Квалифицированные инструкторы начнут обучение с самых азов. Вводные уроки стоят 60$ с человека в день.

Среди наших не нашлось желающих воспользоваться этой услугой. Зато нашлись желающие просто покататься на каяке без посторонней помощи. Взяли каяк на прокат и ребята, похоже, остались довольны.

Наш экипаж не ограничился двухдневным сплавом. Затащив кат выше Буджигали мы провели хорошую тренировку. Затем прошли водопад и после непродолжительного отдыха снова устроили «водное родео» на Ниле, на радость черной ребятне, стоящей на берегу.

День отъезда, как всегда бывает, подкрался незаметно. Утром неспешно погрузили все снаряжение в матату и отправились в аэропорт Энтэбе. Затем перелет до Каира, где из-за нестыковки рейсов мы задержались на сутки (пирамиды, сфинксы, папирусы…) и лишь на следующий день мы в ледяной (-27) Москве. Одеваем все теплые вещи какие есть и бежим в поджидающий нас рязанский автобус.

За окном уже мелькают рекламные щиты трассы М-5, под колесами хрустит перемерзший январский снег. А мы сидим в теплом кругу друзей и пьем за успешное завершение этой экспедиции и за те, которые ждут нас впереди.

Мы возвращаемся домой.

Виктория-Нил. Рафтинг. Каякинг. Сплав. /р. Белый Нил / Уганда / 2006

Справка

Черчилль называл Уганду Жемчужиной Африки за неповторимую красоту и мягкий климат.

Виктория-Нил. Рафтинг. Каякинг. Сплав. /р. Белый Нил / Уганда / 2006

Уганда – государство в Восточной Африке. Это аграрная страна, где экспорт отличного кофе занимает первое место в доходной части бюджета. На втором месте – туризм. Столица Кампала. Денежная единица – угандийский шиллинг. 1 US $ = 1.747 U. Sh. ( январь 2007 г.). 1000 U. Sh = 15 руб. Уганда – авторитарная президентская республика, где вся власть сосредоточена в руках президента. Политическая ситуация в стране несколько напряженная. Мы это почувствовали, когда в Джиндже мимо нас на приличной скорости помчалась колонна примерно из 10 автомобилей. В открытых грузовиках сидели вооруженные автоматическим оружием солдаты, на джипах бойцы стояли за станковыми пулеметами. Спросили- что это было? нам ответили, — это проследовал президент Уганды. Правда, кроме этого случая вооруженных солдат мы больше не встречали. Власти опасаются террористов из повстанческой группировки Армия сопротивления Господа. Вообще история этой страны на протяжении последних 40 лет изобилует кровавыми событиями. При диктатуре Иди Дада Амина, который временами любил отведать человеческого мяса, было убито более 300.000 человек. Идусы, а в основном они занимались торговлей, были объявлены вне закона, их имущество было национализировано, а затем разграблено. Война с соседней Танзанией, бомбежки Суданской авиации, противостояние внутри самой Уганды – все это долетает отголосками до сегодняшних дней. Проезжая по стране мы не заметили ничего, что напоминало бы о тех событиях. Президенту и правительству страны удалось переломить ситуацию в позитивном направлении. Подтверждением этому является то, что ежегодно страну посещает большое количество туристов.

Чтобы попасть в Уганду мы воспользовались авиакомпанией Egypt Air т.967-06-21 (посадка в Каире), но можно лететь Emirates т.514-19-19 (через Дубаи).

Перед поездкой в Африку не забудьте сделать прививку от желтой лихорадки, а за 2 недели советуем начать принимать таблетки против малярии.

Источник

Adblock
detector