Меню

Разливы нефти в реках

Разливы нефти: почему они случаются так часто и можно ли их предотвратить

Фото: Getty Images

По данным Министерства энергетики в России только за 2019 год произошло более 17 171 аварий с разливом нефти. Наша страна занимает первое место по загрязнению окружающей среды горюче-смазочными материалами во всем мире.

Крупнейшие случаи с разливом нефти в 2020 году:

  • Находка, Приморский край: из-за взрыва цистерны в окружающую среду попало около 2500 т мазута.

Причина: износ оборудования.

  • Химки, Московская область: разлив горюче-смазочных материалов (ГСМ) в реке Грачевка. Площадь ущерба 23 тысячи га. Превышение предельно допустимой концентрации в 1 тыс. раз.

Причина: администрация города не установила очистительные сооружения.

  • Порт Хатанга, Таймыр: 1 т нефтепродуктов попала в реку при перекачке во время шторма. Часть ГСМ попала в залив моря Лаптевых.

Причина: отрыв судна от берега.

  • Новая Кежма, Красноярский край: около 10 т нефтепродуктов попало в реку Ангару.

Причина: взрыв цистерны при ее транспортировке на барже ООО «Приангарский ЛПК».

  • Норильск, Красноярский край: утечка 20 тыс. т дизельного топлива в реку Амбарную, озеро Пясино и Карское море.

Причина: многочисленные нарушения «Норникеля» по обслуживанию РВС на ТЭЦ-3 и таяние вечной мерзлоты.

Основные причины разливов

Разлив нефти происходит по двум причинам: эксплуатационная и аварийная. Со второй причиной все понятно — избежать стихийных бедствий невозможно. Они вызывают естественный износ резервуарного парка.

Первая же причина вызвана уже самим человеком или неисправностью используемой трубопроводной системы, ответственность за которую также лежит на людях.

Основными проблемами являются:

  • правила забора проб и перекачивания топлива не соблюдаются;
  • проверки целостности и состояния резервуаров не проходят в нужное время;
  • нефтебазы не готовы к весеннему паводку;
  • несвоевременный ремонт оборудования и систем.

Куда уходит нефть

Нефть может переполнять резервуары, что приводит к количественным потерям. Но бывают и качественные, которые вызваны попаданием в сырье кислорода и окислителей, из-за чего на стенках хранилищ образуются осадки, смолы и отложения.

Есть еще одна причина потери нефтепродуктов — испарение. Этот специфический процесс вызван так называемыми большим и малым дыханием.

Малое дыхание вызвано температурными перепадами корпуса и внешней среды. Это частое явление среди наземных резервуаров. То есть, если за пределами хранилища жарко, его стенки нагреваются вместе с нефтью. Она в свою очередь начинает испаряться, вытесняя образующееся давление в сосуде.

При понижении температуры действует обратный принцип: внутри цистерны образуется вакуум из-за недостатка давления.

Большое дыхание вызвано вытеснением воздуха при откачке нефти, из-за чего происходят качественная и количественная потери нефти.

Причина — нарушение регламента зачистки резервуаров при переходе на другой тип ресурса, частая смена сортов пропускаемой через парк продукции, отсутствие программы качественной подготовки трубопровода для перекачки разных типов материала.

Что на самом деле обязаны делать нефтяные организации

По данным МЧС во всех местах хранения и добычи нефти должны быть собственные подразделения для ликвидации разливов. Также компании обязаны проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными службами.

В случае разлива организации обязаны немедленно оповещать соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления и организовывать работу по их локализации и ликвидации. Для этого у них обязательно должен быть резерв финансовых средств и материально-технических ресурсов.

Что делать, если утечка уже произошла

При поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива по регламенту МЧС не должно превышать четырех-шести часов.

Но во время крупных аварий эти цифры остаются лишь на бумаге. Так, например, последствия взрыва нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе устраняли 152 дня.

Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon произошел 20 апреля 2010 года у побережья Луизианы. Разлив стал одной из крупнейший техногенных катастроф за всю историю человечества. Погибло 11 человек, еще 17 пострадало. За 152 дня в воды Мексиканского залива попало более 5 млн барр. нефти, заняв 5% площади самого залива. Причинами послужили: недостаток информации, неудачная конструкция скважины, недостаточное цементирование, изменения в проекте и желание сэкономить на стоимости и длительности работ.

Cпособы устранения нефтеразливов

Существует четыре основных способа ликвидации нефтеразливов, но у каждого из них есть свои недостатки. Поэтому для устранения последствий катастроф нужен индивидуальный подход к каждой.

  • Механический способ

Этот метод наиболее благоприятен для экологии. Принцип работы заключается в использовании нефтесборщиков и установок для сепарации (отделения воды от нефтепродуктов).

Чтобы пятно не увеличивалось, используют специальные боновые заграждения, которые задерживают и собирают нефтяное пятно. Сами боны находятся на поверхности воды и удерживаются с помощью якорей. Боны делают из специальной ткани, стойкой к воздействию различных химикатов и нефти.

Далее нефть собирают с помощью специальных насосов и рукавов. Но пятно от топлива очень тонкое, поэтому убрать его без сорбирующего вещества невозможно. А оно, в свою очередь, уже не так экологично.

  • Химический способ

Для этого используют специальные вещества — диспергенты и сорбенты. Последние разработки стали менее токсичными для окружающей среды, но все-таки такой метод стараются применять только в экстренных случаях.

Дозировка вещества рассчитывается исходя из объемов нефти (отношение по объему должно составлять около 1-5%).

Диспергент разделяет нефть на мельчайшие капельки, которые растворяются в воде до безопасной концентрации. Куда же она исчезает потом? Благодаря процессу биодеградации нефть перестает быть токсичной для окружающей среды. Но все равно диспергент образует осадок, который опускается на дно, создавая вторичное загрязнение.

  • Термический способ

Самый простой, но губительный для экологии способ — сжигание нефти. При горении в атмосферу выбрасывается до 10% разлитого топлива в виде сажи. У этого метода есть еще один существенный недостаток. Когда легкие фракции разлива заканчиваются, горение прекращается, а тяжелые компоненты остаются нетронутыми.

Такой способ весьма популярен и чаще всего используется вместе с механическим для сбора несгоревших остатков. Но, например, в Норильске от сжигания отказались, так как в городе состояние воздуха и без того критическое.

  • Биологический способ

Этот способ чаще всего становится финальной стадией предыдущих трех. В пораженный участок воды спускают суспензии с бактериями-разрушителями, которые способствуют той самой биодеградации.

Но разливы редко можно предугадать. Поэтому, чем лучше предприятие подготовлено к различным сценариям разлива, тем меньше вероятность попадания вредных выбросов в окружающую среду.

Защита ливневых стоков

При грамотном проектировании завода количество потенциальных аварий минимально. В таком случае даже нет необходимости в применении дополнительных мер.

Так, например, расположение контейнеров с нефтепродуктами на непроницаемой поверхности с уклоном позволит собирать возможные утечки в одном регулируемом месте.

Правда, на многих предприятиях в таком месте расположена ливневка, в которую также стекает дождевая вода. Получается, что природные осадки собираются с нефтепродуктами и попадают в почву.

Фото:unsplash

Чтобы этого избежать, предприятие может использовать специальные дренажные покрытия, которые быстро герметизируют стоки и предотвращают просачивание нефтепродуктов.

Существует много методов по устранению разливов, очистке вод суспензиями, диспергентами и бактериями, но все эти методы не могут восстанавливать экосистемы, которые уничтожаются с каждой аварией.

Поэтому нефтяным компаниям важно постоянно контролировать исправность всего оборудования, иметь достаточный резервный фонд для предотвращения утечек и постоянно внедрять инновации, которые сведут до нуля возможность возникновения новой техногенной катастрофы.

Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

По линии разлива: что приводит к авариям с нефтепродуктами в России

В Красноярском крае возбудили уголовное дело после очередного разлива нефтепродуктов — в этот раз около 500 л дизельного топлива в реку Ангару. Об уголовном деле стало известно в воскресенье, 11 октября. По предварительной версии, причиной стал износ цистерны. Использование устаревших технологий и изношенного оборудования — один из ключевых факторов, который приводит к подобным авариям, они в России происходят регулярно, указывают эксперты. Подробнее о ситуации — в материале «Известий».

Разлив вследствие разрыва

О том, что в реку Ангару в Красноярском крае вылилось по меньшей мере несколько сот литров дизельного топлива, стало известно в конце прошлой недели.

В субботу, 10 октября, в Главном управлении МЧС по Красноярскому краю сообщили, что на территории Кежемского района по решению администрации с 9 октября был введен режим чрезвычайной ситуации «в связи с разливом нефтепродуктов в реку Ангару».

Тогда же в единой дежурно-диспетчерской службе края пояснили, что топливо разлилось на базе в городе Кодинске при раскачке баржи. По данным администрации района, по предварительным данным, в реку попало около 500 л дизельного топлива. На место выехала группа из представителей Следственного комитета, полиции, администрации и три спасателя. Там настаивали, что течь удалось оперативно устранить, а масляных пятен на воде не наблюдалось.

123

При этом сам разлив произошел еще 2 октября. Это подтвердили в том числе в Западно-Сибирском управлении на транспорте СК РФ, где в воскресенье, 11 октября, возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 247 УК РФ о нарушении правил при производстве, транспортировке, хранении и других видах использования опасных видов отходов, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

«При движении транспортировочной баржи, принадлежащей ООО «Приангарский ЛПК», по реке Ангара в районе 196 км от г. Кодинска Кежемского района Красноярского края из цистерны, находящейся на борту баржи, вследствие ее износа и разрыва произошел разлив дизельного топлива в реку Ангару», — уточнили в ведомстве.

Наказание по ч. 1 ст. 247 предусматривает штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев, принудительные работы или ограничение свободы на срок до двух лет.

Тонкой пленкой

Это не первый случай за последнее время. Самой громкой стала экологическая катастрофа в Норильске, где в конце мая также из-за износа цистерны разлилось больше 20 тыс. т дизтоплива — этой осенью стало известно, что Росприроднадзор подал к «Норникелю» рекордный иск на 148 млрд рублей. Суд рассмотрит иск в ноябре.

Читайте также:  Стихотворение это очень интересно от кого река бежит

В сентябре на Таймыре из-за прорыва трубы при перекачке нефти в почву и реку Хатанга попало более 1 тыс. т сырой нефти. Еще один разлив был зафиксирован также на Таймыре ранее в июле — тогда в безымянное озеро, по официальным данным, попало около 44 т авиационного топлива.

Ликвидация последствий разлива нефти на реке Хатанга

Ликвидация последствий разлива нефти на реке Хатанга

Заявленный объем утечки не сравним с катастрофой уровня Норильска, однако пока неясно, насколько эти цифры соответствуют реальности — и есть риск, что в действительности объемы могут быть более значительными, отмечают опрошенные «Известиями» эксперты.

— Есть ситуации, когда на поверку масштабы резко увеличиваются или официальные данные расходятся с оценками экспертов, — рассказывает Алексей Книжников, руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса. — При этом дизельное топливо быстрее испаряется — то, что не смогли собрать за неделю, скорее всего, просто испарилось. Какая-то часть топлива успела раствориться. То, что растворилось, вызывает опасения, потому что это токсичные вещества, которые наиболее вредны.

Пленка, которую образует на воде такое топливо, достаточно тонкая, поэтому даже при незначительных объемах она способна покрыть большую площадь, объясняет преподаватель кафедры «Экология промышленных зон и акваторий» Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ) Геннадий Граховский.

— Многое также зависит от того, есть ли ниже по течению населенные пункты или водозаборы, потому что в районе дикой тайги ущерб природе, конечно, будет нанесен, но измерить его будет сложнее. Там, где ведется какая-то хозяйственная деятельности, он будет нагляднее, — подчеркивает эксперт.

Наличие водозаборов в районе разлива может существенно усугубить ситуацию, согласен Алексей Книжников. Поэтому общая рекомендация, по его словам, — провести серьезный экологический мониторинг и в том числе проверить их наличие.

Официальной причиной происшествия, как следует из информации СК РФ, пока признали износ цистерны, в которой перевозили топливо. Однако речь идет не столько об износе, сколько о допотопности использованных технологий, подчеркивает собеседник издания: «На видео есть непонятный резервуар на плавучей барже. Уровень безопасности не выдерживает никакой критики».

нефть

Формально, сейчас подобные объекты должен контролировать Гостехнадзор, объясняет Геннадий Граховский. Кроме того, собственный технический контроль предусмотрен и внутри пароходств. Есть также регистр для судов. Однако большая часть требований касается непосредственно транспортных средств — на те же емкости, например цистерны, они не распространяются.

95% аварий

Из-за высокой степени износа оборудования в России происходит около 95% всех аварий, связанных с нефтепродуктами, считает Елена Сакирко, руководитель энергетической программы российского отделения Greenpeace. Проблема существует на всех стадиях — от добычи до хранения и транспортировки. В том числе высокий износ оборудования стал причиной аварии в Норильске, напоминает она.

Нежелание компаний вкладываться в новые и более безопасные технологии усугубляется отсутствием должной экологической ответственности и необходимого регулирования на государственном уровне.

— Штрафы за разливы и подобные аварии для юрлиц очень низкие. Кроме того, в России нет системы экологического мониторинга, то есть государство реагирует на то, что уже произошло. Но не осуществляет контроля за, например, своевременной заменой оборудования. В том числе трубопроводов, — отмечает она.

Назначенный «Норникелю» штраф в 148 млрд рублей, по ее словам, стал своего рода прецедентом. Сама ситуация в Норильске спровоцировала повышенное внимание к экологическим проблемам и, в частности, подобным авариям. О них стали чаще писать в СМИ и соцсетях, перестали пытаться замолчать, отмечают опрошенные «Известиями» эксперты. На имеющиеся проблемы в этой области обратили внимание и на государственном уровне — в частности, в Арктике после Норильска было проверено около 400 объектов, напоминает Елена Сакирко.

Ликвидация последствий розлива нефтепродуктов из резервуара

Ликвидация последствий разлива нефтепродуктов из резервуара ТЭЦ-3 под Норильском

Однако, отмечают собеседники издания, для решения проблемы необходимы в первую очередь системные изменения. Так, обращает внимание Алексей Книжников, необходимо отказаться от использования устаревших технологий, «которые отсылают нас обратно во времена СССР».

Сократить число аварий также позволит более активный переход на альтернативные источники энергии и развитие «зеленой» энергетики, говорит Елена Сакирко. Прежде всего они необходимы в труднодоступных местах с хрупкой и столетиями формировавшейся экосистемой. Кроме того, по ее словам, необходимо ужесточить требования по замене изношенного оборудования и запретить продлевать срок действия трубопроводов, поскольку большая часть происшествий происходит уже после его продления. А также ужесточить финансовую ответственность.

— Очень важно, чтобы работы по ликвидации аварии, которые проводит компания-виновник, не были включены в общую сумму компенсации ущерба. Есть вещи, которые уже нельзя восстановить или исправить. Должна быть одна сумма за ликвидацию аварии и другая — за тот ущерб, который уже невозможно ликвидировать, — заключает она.

В региональном управлении СК РФ сообщили, что проводят обыски в «Приангарском ЛПК», допрашивают членов судовой команды и руководство компании. «Известиям» не удалось оперативно связаться с представителями компании, чтобы уточнить эту информацию.

По данным из открытых источников, компания действует с осени 2010 года на базе законсервированного лесопильного производства в городе Кодинск Кежемского района. По информации с официального сайта, ее деятельность включает Россию, страны СНГ, Японию, Китай и Евросоюз. В 2012 году она получила статус одного из крупнейших инвестиционных и приоритетных проектов в области лесного хозяйства в регионе.

Источник

Самые крупные разливы нефти, похожие на катастрофу в Норильске

В конце мая 2020 года на ТЭЦ-3 в Норильске из-за просадки фундамента под резервуаром с дизельным топливом на сушу и в реки Амбарная и Далдыкан вытекло почти все его содержимое. 15 тысяч тонн нефтепродуктов попали в ближайшие реки и водоемы, а еще 5 тысяч тонн — в грунт. Дошло до того, что 3 июня в Красноярском крае объявили ЧС федерального масштаба. По мнению ученых, регион оказался под угрозой экологической катастрофы — большинство животных и обитателей водоемов, скорее всего, не переживут это бедствие. В то же время, к большому сожалению, разливы нефти и нефтепродуктов на суше или воде — не такая уж и редкость: за последние 100 лет таких инцидентов было довольно много, и есть ряд самых крупных, которые уже привели к экологической катастрофе.

Разлив нефти в Норильске стал крупнейшим в истории Арктики

Разлив нефти в Норильске

В результате аварии на норильской ТЭЦ-3 29 мая 2020 года произошла утечка 21 тысячи тонн нефтепродуктов. Если сравнить эту цифру с крупнейшими разливами, она не кажется такой большой, но тем не менее, не стоит относиться к этой аварии лишь как к небольшой проблеме. Она может нанести непоправимый ущерб не только обитателям ближайших водоемов, но и многим животным на суше.

Реки Амбарная и Далдыкан стали сильно загрязнены нефтепродуктами

Первыми приняли на себя удар обитатели ближайших водоемов. Взрослые особи еще способны покинуть зараженную территорию и уплыть подальше, а вот молодые рыбы спасти уже не получится. Суммарно пострадают почти 40 видов рыб, среди которых лососевые, сиговые, сибирский осетр и хариус. Из-за нефтяной пленки на поверхности воды у них случится кислородное голодание. Многие виды рыб просто перестанут существовать, не говоря о других водных обитателях. Изначально нефтепродукты попали только в реки Амбарная и Далдыкан, однако вскоре достигли озера Пясино и реки Пясина.

Нефть в реке Пясина

После попадания нефтепродуктов в реку Пясина ликвидаторам аварии стало гораздо сложнее извлечь их. Это река с очень быстрым течением и высоким уровнем воды. Поэтому часть токсичных веществ быстро растворилась и осела на дне, а другая — устремилась дальше по течению в Карское море. Теперь полностью отфильтровать топливо стало невозможно.

Ликвидаторы пытаются остановить распространение нефти по реке Пясина, однако течение слишком быстрое

Проблема также есть и в летучести нефтепродуктов. За счет ветра они могут достигнуть отдаленных районов, проникнуть в почву и попасть в грунтовые воды (родники). Поэтому в опасности не только водные обитатели, но и наземные — песцы, арктические зайцы, полярные волки, грызуны, северные олени. Под угрозой и птицы — утки, гуси, лебеди, кулики. Масштаб поражения — несколько десятков километров. Причем даже если птицы смогут улететь дальше, после контакта с нефтепродуктами они все равно будут подвержены болезням и окажутся слабее своих сородичей. Пострадают даже люди, особенно те, для кого главный источник пищи — рыба. Ловить ее в зараженных водоемах нельзя. Но все ли будут соблюдать эти рекомендации?

Рыбу, которая выживет после аварии в Норильске, нельзя будет есть. Она может содержать тяжелые металлы и следы нефтепродуктов. Причем речь идет не только о месте разлива, но и десятках километров около него.

Пока что, по разным оценкам, из разлитого топлива собрано пока лишь несколько сотен тонн, это тысячные доли от общего объема утечки. При этом наиболее эффективно водоем можно очистить именно в первые дни: топливо довольно быстро испаряется, и скоро на воде уже не будут видны следы нефтепродуктов. Но это вовсе не означает, что их там не будет.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на нас в Google Новостях!

Самые крупные случаи разлива нефти

Почему вообще происходят разливы нефти? Иногда всему виной погодные условия, из-за которых повреждаются емкости для хранения нефтепродуктов. А в прошлом веке несколько таких случаев имели место во время военных действий: одна сторона просто стреляла ракетами без разбора по кораблям соперника, и под удар неминуемо попадали нефтяные танкеры. Тем не менее в большинстве случаев причиной подобных бедствий является человеческий фактор: плохая инспекция резервуаров на наличие трещин и «усталости металла», ненадежное крепление и так далее.

Читайте также:  Исследовательская работа по малым рекам

Разберем самые крупные случаи разлива нефти в истории, которые имеют много общего с катастрофой в Норильске.

Разлив нефти в Персидском заливе — 1,2 миллиона тонн

Этот случай остается крупнейшим и самым ужасным разливом нефти в мировой истории. Он произошел 28 февраля 1991 года во время войны между многонациональными силами во главе с США и Ираком за восстановление независимости Кувейта. Аварию намеренно устроили иракские солдаты, когда отступали от Кувейта — они сочли ее мстительной военной операцией. Солдаты обстреляли множество нефтяных вышек и специально открыли клапаны нефтяных скважин и колодцы. Таким образом был организован сброс нефти в Персидский залив. В итоге в водоем попало около 1,2 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов.

Разлив нефти в Персидском заливе привел к уничтожению тысяч видов рыб

Как будто этого было мало, армия Ирака при отступлении успела поджечь нефтяные скважины, которые удалось полностью потушить только через 9 месяцев! Экология Персидского залива сильно пострадала из-за этого инцидента — погибли десятки тысяч птиц и водных обитателей. Многие животные погибли из-за густого дыма от горящих скважин. Он даже привел к человеческим жертвам — пилоты транспортного самолета Саудовской Аравии из-за дыма не смогли посадить самолет, погибли 90 человек. Если бы это произошло среди лесов, жертв среди животных оказалось бы еще больше, но поскольку нефтебазы размещены в пустыне, там не так много обитателей.

Пожары на нефтебазах в Персидском заливе тушили почти 9 месяцев

На устранение катастрофы потребовалось больше 10 лет, за это время в Кувейте, Турции и ОАЭ наблюдались черные дожди из остатков нефтепродуктов. Это бедствие считается одним из самых тяжелых в истории.

Разлив нефти в Мексиканском заливе — 800 тысяч тонн

Это разлив уже произошел неумышленно, однако последствия для окружающей среды также оказались катастрофическими — в Мексиканский залив попало почти 800 тысяч тонн нефти. Авария произошла 20 апреля 2010 года из-за взрыва и последующего за ним пожара на нефтяной платформе Deepwater Horizon, принадлежащей BP, в 80 километрах от побережья штата Луизиана. В момент взрыва на платформе погибли 11 нефтяников, еще 17 сильно пострадали. Также несколько человек впоследствии погибли при ликвидации аварии.

Тушение платформы Deepwater Horizon

В результате взрыва повредились нефтяные скважины на глубине 1 500 метров, и вся нефть оттуда устремилась в открытые воды. В результате на Мексиканском заливе образовалось пятно, площадь которого достигла 75 тысяч квадратных километров (почти 5% площади всего залива). Многие рыбы и птицы погибли, другие виды животных до сих пор находятся на грани исчезновения. Благодаря тому, что множество жителей приняли участие в спасении животных и ликвидации аварии, природе был нанесен не такой сильный ущерб, какой мог бы быть при полном бездействии.

Последствия разлива нефти в Мексиканском заливе

Разлив нефти в Кампече (Мексика) — 500 тысяч тонн

Еще один крупный разлив нефти также произошел в Мексике, но уже гораздо раньше — 3 июня 1979 года. Компания Pemex, которая принадлежит мексиканскому правительству, пыталась пробурить нефтяную скважину в бухте Кампече на юге Мексиканского залива на глубине более 3 000 метров. В ходе бурения произошла авария, вызванная остановкой циркуляции бурового раствора, из-за чего нефтяники не могли поддерживать оптимальное давление в буровом валу. В итоге под образовавшимся бесконтрольным напором в воду прорвалась нефть, которая всплыла на поверхность и загорелась. Бурильная платформа Sedco 135, с которой осуществлялась операция, также загорелась и рухнула в море.

На устранение последствий этой аварии ушел почти год

В результате в Мексиканском заливе оказалось 500 тысяч тонн нефти (да уж, настрадался он знатно). Для устранения утечки использовались химические вещества, которые собирали нефть с поверхности и позволяли быстро ее извлечь. Тем не менее окончательно утечку удалось устранить почти через год — в марте 1980 года.

Столкновение нефтяных танкеров — 330 тысяч тонн

Через месяц после катастрофы в бухте Кампече произошла еще одна катастрофа — уже у берегов Тринидад и Тобаго, вызванная полностью человеческим фактором. 19 июля 1979 года там столкнулись два нефтяных танкера — Atlantic Empress и Aegean Captain («Атлантическая императрица» и «Эгейский капитан»). В результате аварии Atlantic Empress загорелся, его долгое время не могли потушить, после чего прогремело несколько взрывов и нефть из танкера стала выливаться со скоростью десятков тонн в час.

Пожар на Atlantic Empress, вызванный столкновением двух танкеров

Второе судно тоже загорелось, однако его смогли отбуксировать в безопасное место и потушить. Первый танкер сгорел полностью и ушел под воду. Экипажи обоих танкеров погибли в катастрофе, большинство отравилось угарным газом.

Этот разлив нефти считается самым масштабным в истории судоходства — около 330 тысяч тонн. Хотя нефть не успела дойти до берега, водным обитателям был нанесен непоправимый ущерб. Целые виды рыб перестали существовать.

Разлив нефти в Узбекистане — 285 тысяч тонн

Не только в открытых водах происходили подобные катастрофы. Так, 2 марта 1992 года произошел выброс нефти на месторождении Мингбулак в Ферганской долине в Узбекистане. Одна из скважин взорвалась, ее не могли потушить в течение двух месяцев, и всего было разлито свыше 285 тысяч тонн нефти.

Дым, который зафиксировали со спутника во время аварии в Ферганской долине

О причинах взрыва никто так и не сообщил, место катастрофы быстро окружили дамбами и разлив удалось остановить. Однако он до сих пор является крупнейшим в истории на сухопутной территории Азии. Можно только догадываться, сколько животных погибло из-за этой катастрофы.

Один из способов минимизировать последствия таких аварий — использовать более экологически чистое дизельное топливо.

Как чистят разливы нефти

Если нефть разливается на водных поверхностях, для ее очистки ученые используют сжигание, химические и натуральные сорбенты, грибы и даже бактерии. Также распространено механическое выкачивание нефти: специальные насосы «сгребают» верхний слой воды и перекачивают ее в отдельные резервуары. Однако такой способ является не самым эффективным, поскольку позволяет собрать не больше 20% топлива.

Часто нефть на поверхности воды намеренно поджигают — так, например, делали при разливе нефти после аварии танкера Torrey Canyon в 1967 году и аварии Exxon Valdez у берегов Аляски в 1989 году. Тем не менее эта мера эффективна только в первые дни, когда нефтяная пленка на поверхности воды еще толстая. Потом поджигать нефтепродукты уже не получается — вода не позволяет это сделать из-за непосредственной близости.

Как только нефтяная пленка становится слишком тонкой, начинают применять химические реагенты — они связывают нефтепродукты между собой и под свой тяжестью опускаются в толщу воды. Такой метод очистки применяют при авариях в открытом море — это позволяет убрать пленку с поверхности воды и не дать ей добраться до побережья. Именно так ликвидировали последствия аварии в Мексиканском заливе в 2010, когда взорвалась нефтяная платформа Deepwater Horizon, и нефть непрерывно поступала в акваторию залива.

Рабочий убирает следы нефтепродуктов с береговой линии в Мексиканском заливе

Проблема этого метода в том, что химические реагенты очень токсичны, и применение их на мелководье очень опасно, поскольку может навредить экосистеме. Нефть все равно попадает в живые организмы и осаждается на дне. Да, глазу она уже не видна, но что происходит под водой, страшно даже представить.

В качестве альтернативы химическим реагентам применяют природные сорбенты — например, шелуху семян риса или подсолнечника, крошку древесного угля или опилки. Они действуют как гигантская губка. В этом случае ущерб природе от очистки будет минимальным, но проблема в том, что такие сорбенты собирают не так много нефтепродуктов, как химические. Ученые постоянно ведут разработку новых способов очистки водных поверхностей от нефти, одним из новейших является сорбент на базе терморасширенного графита, который собирает порядка 80 граммов нефти на грамм сорбента. Для сравнения — природные сорбенты могут впитывать не больше 5 граммов нефти на 1 грамм.

Пока лучше всего использовать сорбенты вместе с микробиологическими препаратами. Так сорбенты впитывают нефтепродукты, а микроорганизмы тут же начинают их перерабатывать. Полученную массу можно собрать, вывести и утилизировать где-то в другом месте.

Переработка нефти не сказать, чтобы полезна для окружающей среды. Огромное количество парниковых газов и других веществ с каждым днем все больше отравляют нашу планету. Однако же ученые нашли способ получения топлива из нефти. При этом совершенно без вреда для атмосферы.

Полная очистка места загрязнения от нефти возможна с использованием бактерий — их распыляют на поверхность загрязнения уже после того, как минимум 90% нефтяных продуктов уже отработаны. Для этого используются высушенные микроорганизмы: микробную биомассу высушивают с помощью сорбентов или другим способом, в итоге получается порошок со спорами микробов и живыми клетками. Впоследствии их можно легко доставить до места загрязнения и применить. Некоторые виды грибов также способны «переваривать» нефтепродукты, но вырастить их гораздо сложнее, чем бактерии.

Последствия разлива нефти

За последние 100 лет крупные разливы нефти привели к экологическим катастрофам

Даже если получится как можно быстрее ликвидировать нефтяное пятно на воде, большинство обитателей водоема неизбежно погибнут. Однако если вообще ничего не предпринимать или действовать слишком медленно, под угрозой может оказаться большее количество рыб и других водных жителей. Речь идет о десятках тысячах особей, которые умрут от отравления нефтяными продуктами.

Одна капля нефти делает непригодной ни для питья, ни для рыб, ни для чего бы то ни было живого 25 литров воды.

Читайте также:  Топ 20 рек мира по длине

К чему приводят аварии с нефтью на суше? Здесь все гораздо хуже. Если с воды собрать нефтепродукты еще можно, то на суше загрязнения такого рода могут просачиваться очень глубоко. И достать их оттуда уже не так просто. Если нефть ушла не дальше 50 сантиметров под землю, ее еще можно собрать сорбентами. Однако иногда она проходит через верхние горизонты грунта и упирается в слой вечной мерзлоты. Это опасно тем, что нефтяное пятно скапливается над слоем, образуя линзу, и растекается — уже горизонтально. Копать грунт, чтобы убрать загрязнение — тоже идея не из лучших, можно повредить упорный слой мерзлотных пород или глины, которые удерживают нефтепродукты. И нефть таким образом окажется еще глубже.

Разливы нефти на суше могут быть еще опаснее

Многое также зависит от типа топлива, которое разлилось. Так, в случае с катастрофой в Норильске в среду попало дизельное топливо. В нем много ароматических углеводородов и канцерогенов. За счет того, что они плохо растворяются в воде, легко изымаются вместе с нефтепродуктами. Но это дополнительная работа.

Чтобы узнать, когда последствия разлива будут полностью ликвидированы, необходим экологический мониторинг. Он включает в себя регулярный отбор проб грунта и воды после зачистки места аварии. Проблема в том, что эта мера крайне затратная, поэтому мало кто этим занимается. А стоило бы. Ну, или более аккуратно обращаться с нефтепродуктами, чтобы подобных катастроф не случалось, раз уж научились как-то их добывать нефть.

Источник



Разлив нефтепродуктов: последствия и методы устранения

Достижения технического прогресса все больше приносит губительных последствий для окружающей среды, вызывая угнетение экологических систем и исчезновение уникальных природных комплексов. Особое место в этом вопросе отводится нефтяной промышленности, которая вносит свой немалый вклад в отравление природы. Выбросы токсичных веществ переработанной нефти, аварии танкеров, взрывы нефтяных платформ, аварии на буровых установках и скважинах. Предупредить все возможные катастрофы в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли на сегодняшний день практически невозможно. Но существует ряд мер по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, своевременное принятие которых в силах остановить пагубное воздействие на экосистемы.

Причины разлива нефти

Добыча нефти объединена целым комплексом производственных сооружений, которые взаимосвязаны различными системами трубопроводов и энергопередач, а также организацией самим процессом работы. Из основных сооружений этого комплекса выделяют:

  • скважины (добывающие, разведочные, наблюдательные и нагнетательные),
  • станции,
  • нефтехранилища,
  • трубопроводы,
  • площадки и другое.

И каждое из них несет потенциальную угрозу разлива нефти и нефтепродуктов. Почти все этапы операции в нефтяной отрасли, как показывает практика, сопровождаются отдельными авариями.

Основные причины разливов:

  • Аварийные проливы при добыче и транспортировке.
  • Незаконные врезки в нефтепроводы.
  • Изношенность оборудования.
  • Нарушение правил эксплуатации оборудования.
  • Неоперативное реагирование.
  • Несовершенство технологий.

очистка береговой линии

Аварийный разлив нефтепродуктов

К сожалению, экологические бедствия, спровоцированные наземными разливами нефти, становятся все более частыми. Под разливом следует понимать сброс нефти и нефтепродуктов на почвенный покров (грунт), поверхность воды, прибрежную зону рек и других водоемов. В результате этого наносится существенный урон длительного характера всей окружающей природе.

Аварийный разлив нефтепродуктов охватывает немалые площади. На отдельных месторождениях количество разливов порой достигало нескольких аварий в день. Но вовремя принятые меры помогали стабилизировать ситуацию и уменьшить негативные последствия. Следует заметить, что не всегда сразу удается ликвидировать причины аварии из-за невозможности быстро подоспеть к месту происшествия. И, как следствие, нефть заливает значительные угодья и попадает в воду. Ежегодное количество разливающейся нефти в России в среднем составляет 19-20 млн тонн в год, а это около 7% добычи.

последствия нефтяных загрязнений

Последствия нефтяных загрязнений

Разлив нефтепродуктов является одной из самых распространенных причин загрязнения наземных и водных экосистем. Как следствие этого, нарушается ход естественных процессов, что приводит к изменению условий обитания живых организмов. Пролитая нефть из танкеров, трубопроводов несет гибель всему, с чем соприкасается: уничтожается вся растительность, районы поражения становятся непригодными для обитания каких-либо животных. К примеру, некогда кишащие жизнью мангровые болота теперь исчезают и уходят в историю.

Нефтяная пленка на поверхности водоема нарушает его биологические процессы и вызывает дефицит кислорода, изменяя состав воды. Оседающие на дне масла и мазут дают вторичное загрязнение. Все это приводит к уменьшению популяции рыб, водоплавающих птиц и млекопитающих. Символом экологической катастрофы вызванной нефтяной промышленностью стала покрытая нефтью птица.

Нефть наносит необратимый ущерб и здоровью человека, попадая в хозяйственно-питьевые водоемы и объекты. За последние только годы количество онкологических заболеваний возросло почти в два раза в таких городах, как Лангепас, Мегион, Радужный. В Нижневартовске питьевая вода загрязнена нефтепродуктами на 97%. Последствия от аварийных разливов будут давать о себе знать еще многие десятилетия.

гибель морской фауны

Угроза Мировому океану

Нефтяные загрязнения представляют наибольшую угрозу для жизни Мирового океана. Ежегодно в него поступает до 14 млн тонн нефтепродуктов. Образуемая на поверхности воды пленка лишает кислорода морскую флору и фауну. Было подсчитано, что литра нефти достаточно, чтобы лишить кислорода 4О0 тыс. литров морской воды. Также нарушается регулярный обмен теплом, влагой, газами, энергией между океаном и атмосферой. От токсичных соединений погибают, прежде всего, мальки и планктон.

Самую серьезную опасность представляют крупные аварийные разливы нефти и нефтепродуктов при крушении танкеров и разрыве трубопроводов. Тонна нефти способна покрыть пленкой площадь в 12 км 2 поверхности моря. Загрязнение таких морей, как Ирландское, Северное, Яванское, Средиземное, а также Мексиканского, Токийского и Бискайского заливов заставляют бить тревогу экологов всего мира. Следует помнить, что именно Мировому океану отводится значимая роль в формировании климата планеты, он вырабатывает 70% кислорода для обеспечения жизни на Земле.

причины разлива нефти

Локализация разливов

Каким бы ни оказался масштаб разлива нефтепродуктов потерь избежать не удастся. Это настоящая трагедия для местной окружающей среды. Поэтому локализация разлива является первостепенной задачей. Сегодня существует множество технологий для быстрого реагирования на местах аварии. На суше главной опорой служит подпорная стенка, которая представляет собой массивное ограждение. Но в случае больших разливов нефти к локализации подключают траншеи.

В водной среде локализация нефтяного пятна осуществляется с участием боновых заграждений. Они делятся на следующие типы:

  • отталкивающие (используют в важных экологических местах и защиты побережья),
  • сорбирующие (впитывают нефть, уменьшая ее концентрацию),
  • надувные (первоначальное окружение пятна).

Немедленная локализация места аварии является самым первым пунктом в плане ликвидации разлива нефтепродуктов.

Основные методы устранения разлива

Выбор метода для ликвидации нефтяных загрязнений будет индивидуальным для каждого конкретного случая. Это связано с природными, климатическими условиями, с рельефом местности и с объемом пролитого нефтепродукта. Ликвидация разлива представляет собой очень трудоемкий процесс и огромные финансовые затраты, поэтому предупреждение проблемы всегда предпочтительней, чем ее устранение.

Для устранения нефтяных загрязнений применяют следующие методы:

  • Термический. Этот метод заключается в выжигании слоя нефти при ее достаточной толщине.
  • Механический. Подразумевает сбор нефти от ручного вычерпывания до машинного оборудования.
  • Физико-химический. Метод используется при малой толщине нефтяной пленки с применением сорбентов и диспергентов.
  • Биологический. Преимущество этого метода заключается в использовании природных микроорганизмов.

Стоит отметить, что даже с указанными методами достигнуть хороших результатов очистки на местах нефтяных аварий довольно затруднительно.

нефтяное загрязнение водоемов

Сбор нефтепродуктов с водной поверхности

Для ликвидации разлива нефтепродуктов применяются специальные технические средства нефтесборщики, имеющие специфичные комбинации устройств. Нефтесборщики оснащены скиммерами (нефтесборными устройствами), которые собирают верхний слой воды вместе с нефтяной пленкой. Исходя от объема разлившихся нефтепродуктов и их состава, а также от погодных условий используются разные типы скиммеров.

Скиммеры подразделяются на самоходные, стационарные, буксируемые и переносные. Также они различаются по принципу своего действия:

  • гидродинамические (разделение жидкости разной плотности – нефти и воды),
  • вакуумные (всасывание поверхностного слоя воды для последующего отделения нефти),
  • пороговые (через прохождение порога отделяется вода от нефти),
  • олеофильные (продукты нефти налипают к олеофильным материалам).

нефтяные аварии

Утилизация отходов

После ликвидации разлива нефтепродуктов огромные объемы собранных отходов требуют утилизации. Сразу следует уточнить, что только соответствующие органы могут принимать окончательное решение о методе работы с отходами. В первую очередь материал помещают на временное хранение до конца проведения мероприятий по устранению аварии. К примеру, если шла очистка береговой линии, то место хранения отходов располагается в верхней части пляжа, обязательно выше линии прилива. Вывоз будет осуществляться в два этапа: от временного хранения к промежуточному, затем на окончательную утилизацию или обработку.

К сожалению, в Российском государстве утилизация нефтяных отходов чаще всего подразумевает захоронение в специальных могильниках. Но такой способ утилизации весьма ненадежный, так как отходы продолжают наносить вред окружающей среде.

причина разлива нефти

Предотвращение разлива нефтепродуктов

Заранее предвидеть точное время и место аварии, а также масштабы всей катастрофы невозможно. Но чтобы максимально предотвратить риски разлива нефтепродуктов разрабатывается индивидуальный план для каждого конкретного предприятия, где добывают, хранят или транспортируют нефть. В плане рассматриваются все возможные чрезвычайные ситуации и определяются меры по их предотвращению, защите территории и окружающей среды при ликвидации аварии. Обстоятельно прогнозируются все моменты последствий разлива: маршруты стекания и скопления нефтепродуктов, воздействие на природные и хозяйственно-бытовые объекты.

Для обеспечения большей эффективности мероприятиям по предупреждению нефтяных аварий и их ликвидации правительством РФ был утвержден комплекс нормативных документов, регулирующий деятельность предприятий по добыче, транспортировке, переработке нефти и нефтепродуктов.

разлив нефти

Заключение

Экологические проблемы, связанные с нефтяными разливами становятся все более приоритетными для многих государств. В России ежегодно совершается около 10 тысяч только официально зарегистрированных аварий, но настоящие цифры назвать никто не может. Учитывая текущее положение вещей, основной задачей является минимизация пагубных последствий аварий на окружающую среду. Поэтому при ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов будет иметь огромное значение скорость реагирования персонала, качество сбора сырья и экологичность применяемых технологий.

Источник

Adblock
detector