Меню

Речка яуза в москве

Яуза. В поисках истока.

Про Яузу я уже достаточно много написал, но пока не весь её путь проследил. Надо было, конечно, начинать с истоков и дальше последовательно вниз по течению. Но неволить себя не хотелось, писал про то, что посетил и отснял в хронологическом порядке. Выдались три часа свободного времени и сухая погода, поэтому решил пробиться к истокам. Одну попытку уже делал, но упёрся в непроходимое болото и поменял планы. В этот раз цель была конкретная — добраться до истока. Изучая тему, я понял, что единого мнения о том, где находится исток Яузы, нет. И это немудрено, потому как начинается река на достаточно плоской местности, где нет родников, только сырые низинки и болотца.
В некоторых источниках указывается, что истоком Яузы является озеро Красное на территории Щёлоковского лесничества. Да, именно в таком написании, не Щёлковского, а Щёл о ковского. Думаю, что это опечатка. которая гуляет по сети так никем и не исправленная. Не знаю, что это за озеро, не нашёл. Но название его понятно, достаточно посмотреть на цвет воды в одном из предполагаемых ручьёв — истоков.

Почвы болотные, с большим содержанием железа. Осень в этом году сухая, вода застоялась.

2. В других источниках пишут, что Яуза начинается в юго-восточной части Королёва в районе улицы Кольцова. Да, есть там махонький прудик-лужица, из которого вытекает ручей.

3. Лично мне больше нравится версия, по которой истоком надо считать вот эту низинку.

4. Вода проступает и за этими деревцами. Это можно считать вторым ручейком, образующим Яузу. По крайней мере, на Викимапии именно это слияние обозначено как исток.

5. Сливаются эти два тоненьких ручейка возле мостика, ниже которого уже полноценная, заполненная водой канава, которую можно назвать началом реки.

6. Мостик, конечно, не в лучшем состоянии, протащить по нему велосипед стоило определённых усилий.

Читал, что именно около этого мостика стояла табличка с указанием, что здесь находится исток Яузы. Так что, будем считать этот мостик первым на Яузе.

Источник

Река Яуза

Яуза — река, протекающая в Москве и Московской области, самый крупный приток реки Москвы на территории столицы.

Характеристики Яузы

Длина Яузы — 48 км, из них на протяжении 27,6 км Яуза протекает в границах Москвы. Площадь водосборного бассейна — 452 км2. Средняя ширина в Москве — 25 метров, наибольшая ширина у Сыромятнического гидроузла — 58 метров. Глубина реки Яуза — до 1 метра, в среднем — 60 см.

Исток и устье Яузы

Исток (начало) реки Яузы находится в Мытищинском районе Московской области, а устье Яузы (место, где она впадает в Москва-реку) находится в центре Москвы, у Большого Устьинского моста.

Притоки Яузы

Всего притоков у Яузы — 18: из них 12 — правых и 6 — левых. Самые крупными являются Работня, Сукромка, Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка, Ичка, Будайка, Богатырский ручей, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.

Судоходство по Яузе

Река теоретически судоходна на протяжении участка от устья до Глебовского моста (район Сокольников), протяженностью 9,2 км, но только для судов с минимальной осадкой и надводным габаритом. Фактически судоходство по реке осуществляется только от устья до Сыромятнического гидроузла, протяженность 2,7 км, где в период навигации, с середины апреля и по середину ноября, работает технический флот ГБУ «Мосводосток» — буксиры и несамоходные шаланды, а также самоходные мусоросборщики.

Планы по запуску на Яузе пассажирского прогулочного судоходства так и остались планами. После ввода в эксплуатацию Канала имени Москвы в 1937 году предусматривалось строительство его второй очереди — Восточного судоходного канала, с помощью которого планировалось повысить уровень воды в Яузе до необходимого для судоходства уровня. Параллельно в низовьях реки был построен Сыромятнический гидроузел, давший подбор в её центральной части, а ниже него подпор воды давал Перервинский гидроузел на реке Москве. Но реализации планов по строительству Восточного канала помешала Великая Отечественная война.

В середине 1950-х годов с полномасштабной модернизацией ВСХВ в ВДНХ рассматривался вариант запуска прогулочных судов от центра Москвы до выставки, а обводненение участка реки в этом районе планировалось сделать за счет переброски воды из Химкинского водохранилища через Лихоборский канал в реку Лихоборку, являющуюся притоком Яузы и вливающаяся в нее как раз в районе ВДНХ. Но и эти планы не были реализованы.

Гидротехнические сооружения на Яузе

Мосты на реке Яузе (от устья до Лихоборки):

Малый Устьинский мост
— Астаховский мост
— Тессинский мост (пешеходный)
— Высокояузский мост
— Костомаровский мост
— Андроников виадук (железнодорожный)
— Таможенный мост (пешеходный)
— Салтыковский мост (пешеходный)
— Новолефортовский мост
— Лефортовский мост
— Госпитальный мост
— Рубцов мост (пешеходный)
— Железнодорожный мост Казанско-Рязанского направления
— Электрозаводский мост
— Электрозаводский мост (пешеходный)
— Русаковский мост (пешеходный)
Матросский мост
Преображенский метромост
Глебовский мост
— Олений мост
— Краснобогатырские мосты
— Богатырский мост
— Железнодорожные мосты Ярославского направления
— Пешеходный мост
— Ростокинский акведук («Миллионный мост»)
— Пешеходный мост
— 2-й Ростокинский мост
— 1-й Ростокинский мост
— Ростокинский пешеходный вантовый мост
— Пешеходный мост
— Пешеходный мост
— Пешеходный мост
— Мост «Плотина»
— Пешеходный мост
— Железнодорожные мосты МЦК

Читайте также:  Одна из рек беларуси подробная

Причалы на реке Яузе (от устья до Сокольников):

— Сыромятнический
— Разумовский
— Туполевский
— Лефортовский
— Семёновский
— Рубцковский
— Электрозаводский
— Преображенский

Набережные реки Яузы (в алфавитном порядке от устья до Сокольников):

— Андроньевская (левый берег)
— Берниковская (левый берег)
— Головинская (левый берег)
— Госпитальная (левый берег)
— Золоторожская (левый берег)
— Костомаровская (правый берег)
— Красноказарменная (левый берег)
— Лефортовская (правый берег)
— Набережная Академика Туполева
Набережная Ганнушкина (левый берег)
— Николоямская (левый берег)
— Подгорская (правый берег)
— Полуярославская (правый берег)
Преображенская (левый берег)
— Рубцовская (правый берег)
Русаковская (правый берег)
— Семёновская (левый берег)
— Серебряническая (правый берег)
— Сыромятническая (правый берег)
— Устьинская (правый берег)

Интересные места и здания на реке Яузе:

— Высотный жилой дом на Котельнической набережной
— Спасо-Андроников монастырь (Музей имени Андрея Рублёва)
— Усадьба Строгановых
— Лефортовский парк
— Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (главное здание)
— Учебно-лабораторный комплекс МГТУ им. Н.Э. Баумана
— КБ Туполева
— Лефортовский дворец
— Территория «Электрозавода»
— Ростокинский акведук

Фотографии участков реки Яузы

Река Яуза в районе Свиблово:

река Яуза

Фото: Михаил Архипов, 2020 г.

Река Яуза в районе ВДНХ (Ростокино):

река Яуза

Фото: Михаил Архипов, 2010 г.

Река Яуза в районе Сокольников:

река Яуза

Фото: Михаил Архипов, 2020 г.

Река Яуза в районе «Электрозавода»:

река Яуза

Фото: Михаил Архипов, 2020 г.

Река Яуза в районе Лефортово:

река Яуза

Фото: Михаил Архипов, 2020 г.

Река Яуза в Андроникова монастыря:

река Яуза

Фото: Михаил Архипов, 2011 г.

Устье реки Яузы:

река Яуза

Фото: Михаил Архипов, 2020 г.

Источник

Речка яуза в москве

June 2nd, 2015 , 04:33 pm

Искателями давно замечена интересная закономерность связанная с повышенной секретностью при строительстве искуственных гидротехнических сооружений. Особенно этим славится Московский гидроузел. Оно конечно понятно — стратегический ресурс города, водообеспечение, вода важнее продовольствия, а диверсии могут иметь последствия очень большие. НО. При чем тут секретность при строительстве открытых, и практически доступных любому прохожему сооружений. Я могу понять, когда закрытые сооружения строят, чтобы ни одна нехорошая личность не знала, но вот каналы. Что-то тут не то.

Но оказывается данная секретность присуща в истории строительства этих открытых сооружений, а это уже никакой стратегической целесообразностью не объяснить, если только эта секретность не предназначена для сокрытия каких-то фактов.
Чтобы ненароком не нарушить секретных данных, и не иметь последствий, я буду предлагать только открытые материалы, которые любой может при желании найти сам. Но как обычно — найти может, увидеть может, а увидеть подвох — не может.

Река Яуза — одна из самых загадочных рек Москвы. По территории Москвы практически везде одета в каменные одежды, и внешним видом больше напоминает канал, чем реку, но тем не менее — это Река.

Вот как она выглядит в нашем городе:

То что она достаточно старая, ни один историк спорить не будет, с её названием связано много исторических фактов и топонимов на территории Москвы. И то что она является одной из крупнейших приток Москва-реки, ни для кого не секрет. Но её особенностью является её происхождение.

Яуза, наиболее крупный левый приток Москвы — реки, берет свое начало в районе г. Мытищи. Общая протяженность реки – 48 километров, в том числе в черте города – 30 километров.
Яуза впадает в р. Москву у Большого Устьинского моста. В черте города река принимает 80 притоков, основные из которых: Лихоборка, Ичка, Золотой Рожок, Каменка, Будайка, Копытовка, Рачка, Рыбинка, Синичка, Чермянка.
В конце 30 – х годов 20 века русло реки было выправлено и расширено почти в 2 раза – до 25 метров.
В 1940 году в трех километрах от устья реки был построен гидроузел, который превратил Яузу в судоходную реку (на протяжении 9,5 км для маломерных судов).
Взято отсюда: http://www.mosvodostok.com/objects/rivers/

О ней есть очень хороший и красочный материал http://www.biancoloto.com/yauza.html

Часть позволю процитировать:
Яуза — самый крупный приток Москвы-реки, вторая по величине река города (после Москвы-реки).
Длина 48 км (в черте города 29 км).
Яуза берёт свое начало из болот на территории Лосиного Острова. Пересекает г.Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву, где принимает многочисленные притоки.
В Москве протекает в районах Медведкова и Бабушкина, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо; впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.

Читайте также:  Винтовые сваи в реке пирс

Факты которые приводятся выше, общеизвестные, но есть странности. Например место начала Яузы, согласно официальной истории — Мытищинские болота (некоторые говорят о мытищинских торфяниках), вот как выглядит это место сейчас:

Источник



Река Яуза — наибольший приток Москва-реки в столице

Самым крупным притоком Москвы-реки в пределах столицы России является река Яуза. Площадь бассейна, в котором она располагается, составляет 452 км2. Ее длина – 48 км, а ширина варьируется от 20 до 65 м, в основном такое расхождение происходит из-за искусственного расширения русла. Протекает река в северо-восточном и центральном районах Москвы. В 1908 году ее назвали официальной границей Москвы, на участке между Камер-Коллежкого вала и места впадения р. Копытовки. Пойма реки Яуза располагается в Северо-Восточном округе столицы. Она окружена небольшими лугами и полями. Питание водного потока на 90% снеговое.

Судоходство

Яуза проходима для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ, на Яузе появляются суда «Мосводостока» — организации, на которую возложена ответственность за состояние реки. Доступен для мотоботов также верхний участок Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 2 км. Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг. Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20—25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров. На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.

Судоходная обстановка на Яузе представлена знаками «Якоря не бросать», установленными на стенках набережных. Самый верхний знак находится выше моста Ярославского шоссе. На шлюзе Сыромятнического гидроузла установлены светофоры. Над верхними воротами установлен знак «Надводный габарит-6.0 м». Над плотиной предупреждающие красные огни.

Содержание

  • 1 Притоки
  • 2 Происхождение названия
  • 3 Судоходство
  • 4 План реконструкции Яузы
  • 5 Сыромятнический гидроузел
  • 6 Спрямление русла Яузы
  • 7 Дноуглубительные работы
  • 8 Экология
  • 9 Фауна
  • 10 Строения 10.1 Мосты через Яузу
  • 10.2 Тоннели под Яузой
  • 10.3 Здания на берегу Яузы

11 Яуза в искусстве 12 Галерея 13 См. также 14 Примечания 15 Литература 16 Ссылки

План реконструкции Яузы

Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 г. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов. В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х гг выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал, по которому из Химкинского водохранилища вода поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку. Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

Географические особенности

Яуза растянулась по Москве на 27 км, выныривая из района МКАДа на Широкую улицу. Течет через Бабушкинский район и Свиблово, Ботанический сад, проспект Мира, затем попадает в «объятия» набережной в Сокольниках. Перед тем как попасть в Москву-реку, протекает через Лефортово и Земляной вал.

Пойма реки Яуза практически в естественном состоянии сохранилась лишь в районе между Лосиным Островом и Сокольниками. Можно сказать, что этот участок совсем не затронул век технологий. Здесь она частично покрыта лесом. В то время как другие районы в основном заболоченные или представляют собой пустыри с сорняками. В 60-70 гг. из-за постоянных работ по расширению русла значительно снизился уровень воды в Яузе. Для того чтобы наполнить ее, были построены каналы, соединяющие Волжский бассейн, Химкинское водохранилище и Головинские пруды. Благодаря построению такого пути приток Лихоборка наполнялся водой, которую разносил по всей реке Яузе.

Сыромятнический гидроузел

Основная статья: Сыромятнический гидроузел

Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893—1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники).

Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.

Читайте также:  Рыбалка по малым рекам енисея

В 2005—2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.

Несколько слов о Москве-реке

Рассказывая о р. Яузе, нельзя обойти вниманием ее устье – Москву-реку. Она является главнейшей артерией столицы Российской Федерации. Ее общая протяженность составляет 502 км. Москва-река берет свое начало из большого болота возле Старького (Смоленская область). Впадает у города Коломны в Оку. Еще с древности она была достаточно важным водным объектом для государства, объединяя Новгород и Смоленск, Волгу и Дон. Такое же ее значение остается и на сегодняшний день. Происхождение названия реки связывают с фино-угорским, балтийским и славянскими языками. Точной версии не существует.

В реке Москве водится около 30-35 видов рыб. Чаще всего встречается лещ, плотва и окунь, намного реже щука, густера, жерех, сазан, судак и голавль. Лишь истинному рыбаку повезет поймать сома, язя, ряпушку и подуста. Для того чтобы увеличить популяцию такой рыбы, как стерлядь, в реку выпускают молодь, которую выводят искусственным путем. Благодаря действиям человека в Москву-реку переплывают рыбы из рядом располагающихся водохранилищ и рыбных хозяйств. Появляются популяции таких видов, как карп, угорь, толстолобик, чехонь и форель.

Экология

Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Участились случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.

Ещё в конце XIX — начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона говорилось: «По берегам Я. в черте города и его непосредственных окрестностях много фабрик и красильных заведений, вследствие чего вода реки сильно загрязнена, окрашена и совершенно негодна для питья»[2]; с тех пор, по заявлениям экологов, ситуация только ухудшается пропорционально росту производства и населения Москвы.

Исторические сведения о реке Яуза

Водный поток Яузы практически всегда был судоходным, соединяя юг России с Владимиром. В древних летописях было сказано, что он являлся достаточно важным водным путем города. В XVII веке на ней был создан флот. Петр I, последний царь и первый император Руси, мечтал, что именно она будет соединять Волгу и Москву-реку. Здесь был построен завод, на котором происходила выделка парусов.

На островах возле Яузы располагались мельницы, которые перемалывали зерно, поэтому люди, проживающие в округе, в основном занимались продажей хлеба. В древние времена река была важной торговой точкой, однако со стремительным развитием технологий она быстро потеряла свою значимость. Сейчас ее используют для проведения экскурсий по самому большому городу России, рассказывая людям историю и показывая достопримечательности.

Дноуглубительные работы

Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы. В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе начались дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В работах принимали участие плавкран «ПК-141», буксирные катера и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 куб. метров каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью руфулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса. В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкосидящие катера типа «КС-100», «Сходня» и «Сетунь». В июле 2011 года проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу. В 2013 году работы продолжились. Проводилась расчистка русла плавкраном «ПК-141» вдоль правого берега вниз по течению от Сыромятнической до Серебрянической набережных. В ноябре 2013 года началась расчистка русла Яузы в районе Оленьего моста с помощью земснаряда «WATERMASTER». Весной 2014 года работы продолжились в районе Матросского моста. В апреле 2014 года «WATERMASTER» начал работу в районе Лефортовского моста. На берегу у моста был установлен сортировочный «завод» для обработки пульпы, подаваемой с земснаряда.

Спрямление русла Яузы

В 70-х годах двадцатого века в районе Медведково проводились работы по спрямлению русла Яузы. Вызваны они были сложностью строительства метромоста нового участка Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, а также с предполагавшейся застройкой правого берега реки (на месте, где находилось старое русло Яузы впоследствии были построены два жилых квартала между проездом Шокальского и Сухонской улицей)[3]. Работы по спрямлению русла Яузы в районе Медведково были завершены в 1979 году.

Источник

Adblock
detector