Меню

Река это природное сообщество 2 класс окружающий мир

Тест по теме «Природные сообщества- лес, водоём!
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Алиева Марина Александровна

Тест разработан по программе «Начальная школа 21 века». Его можно использовать на уроках окружающего мира во 2 классе.

Скачать:

Вложение Размер
test_po_teme_prirodnye_soobshchestva.doc 37 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме: «Природные сообщества — лес, водоём»

Фамилия, имя__________________ I вариант

1. Живые существа, обитающие в одном месте, связанные между собой и очень нуждающиеся друг в друге называются —

в) природным сообществом

2. Выбери правильный ответ. В лесу растения образуют ярусы:

а) верхний – травянистые растения, средний – деревья, нижний – деревья;

б) верхний – деревья, средний – травянистые растения, нижний — кустарники;

в) верхний–деревья, средний–кустарники, нижний – травы, мхи и лишайники

3 . Выбери правильный ответ. Лес называют природным сообществом, потому что…

а) в лесу рядом друг с другом растут разные растения

б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой

в) весь лес заселён животными

4. Выбери правильный ответ. Водоем называют природным сообществом, потому что.

а) в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;

б) в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой;

в) в нем обитают разнообразные живые организмы.

5. Какие природные сообщества представлены следующими растениями и животными

а) Рогоз, кубышка, стрелолист, рак, бобр, цапля ______________________________________________________

б) Ель, сосна, берёза, малина, кукушка, дятел, лось

в) медуза, дельфин, кальмар, кит, электрический угорь

6. Отгадайте по описанию животных и растения леса.

а) Мягок, а не пух; зелен, а не трава. ________________________

б) Это подземный житель, поэтому плохо видит. __________________

в) В народе эту птицу прозвали «большой головой». Летает она бесшумно, ведёт ночной образ жизни ____________________________

г) Стройное высокое дерево. Хвоя на её ветках негустая и мягкая. Каждую осень сбрасывает свои иголки, а весной вырастает новая хвоя._____________________________

д) Про какое дерево так говорят:»Могучий, развесистый, величавый»___________________

Тест по теме: «Природные сообщества- лес, водоём»

Фамилия, имя__________________ II вариант

1. Живые существа, обитающие в одном месте, связанные между собой и очень нуждающиеся друг в друге называются —

б) природным сообществом

2. Выбери правильный ответ.

а)в еловом лесу больше растет берёз

б) в смешанном лесу растут хвойные и лиственные деревья

в) в лиственном лесу растут лиственницы

3 . Выбери правильный ответ. Лес называют природным сообществом, потому что…

а) в лесу рядом друг с другом растут разные растения

б) весь лес заселён животными

в) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой

4. Выбери правильный ответ. Водоем называют природным сообществом, потому что.

а) в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;

б) в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой;

в) в нем обитают разнообразные живые организмы.

5. Какие природные сообщества представлены следующими растениями и животными

а) Дуб, барбарис, берёза, малина, кукушка, дятел, медведь ______________________________________________________

б) Рогоз, кубышка, стрелолист, рак, бобр, цапля

в) медуза, дельфин, кальмар, кит, электрический угорь

6. Отгадайте по описанию животных и растения леса.

а) Путника друг, невзрачный листок, ты на порезанный палец влажной заплаткою лёг ________________________

б) Кто плотину построил на реке __________________

в) В народе эту птицу прозвали «большой головой». Летает она бесшумно, ведёт ночной образ жизни ____________________________

г) Стройное высокое дерево. Хвоя на её ветках негустая и мягкая. Каждую осень сбрасывает свои иголки, а весной вырастает новая хвоя._____________________________

д) Ленивая, толстая и неповоротливая рыба __________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природное сообщество- пресный водоёмдля 4 класса.

урок окружающего мира в форме путешествия по родному краю по теме «Природное сообщество», система Л.В.Занкова.

тест по окружающему миру 4 класс.

Урок «Природоведение» по учебнику А.А.Плешакова, 4 классЦели урока: Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма; познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов, с .

Урок по окружающему миру 4 класс «Природное сообщество пресного водоёма»

Тест на тему «Какие бывают водоёмы» предназначен для 2 класса(4 четверь) пр программе «Начальная школа 21 века». Тест в двух вариантах.

Тестовое задание по окружающему миру для учащихся 4 класса по теме «Жизнь пресного водоёма».

Источник

Урок окружающего мира на тему «Реки» во 2-м классе по программе «Школа-2100»

Задача: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.

  1. Познакомить учащихся с особенностями рек (исток, устье, берега, притоки), с причинами течения рек, их полноводьем.
  2. Научиться находить важнейшие реки на карте и правильно их показывать.
  3. Воспитывать любознательность, любовь к природе.

Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.

Оборудование: проектор мультимедиа, карта полушарий, карта Республики Башкортостан.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

– Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

– Тема нашего урока “Реки”.

– Что бы вы хотели узнать о реках?

– На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?

  • Что такое река?
  • Откуда берется в реке вода?
  • Почему вода в реке не кончается?
  • Для чего нужны реки?
  • Как реки изменяют земную поверхность?

III. Совместное “открытие” знаний.

Река – это постоянно текущая вода.

– Как образуется река?

– Откуда река берет свое начало?

– Как называется место рождения реки?

Место рождения реки называется – исток.

Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.

– Как называются эти речушки?

Эти реки называются – притоками.

Притоки могут быть левыми и правыми.

– Почему их так называют: левый приток и правый приток?

Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается великая русская река Волга.

Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком.

– Посмотрите на схему реки.

– Как же называется место, где река впадает в другой водоем?

Это место называется – устье.

– Рождаться реки могут и в горах. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.

– Как определить, где левый берег, а где правый?

+ Нужно встать по течению.

– Какие новые слова вы видите на рисунке?

– Как вы думаете, что такое русло?

Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.

– Что такое течение?

Течение – это движение воды в реке.

– Одинаковое ли течение в реках?

– Посмотрите, как вы думаете, от чего зависит какое в реке течение ? Почему одни реки текут тихо, спокойно, а другие быстро, даже кажется, что вода в реке бурлит?

– Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.

Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.

– А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.

– Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?

– Где река берет “вечнотекущую “ воду?

Рекам постоянно необходимо питание.

– Откуда реки получают питание?

– Питание может быть разное:

  1. дождевое
  2. ледниковое
  3. подземные воды
  4. снеговое.

– Основным источником питания являются осадки.

– А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.

– Ребята, почему же вода в реке не кончается?

Вывод: реки получают постоянное питание и в природе происходит круговорот воды в природе.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

IV. Закрепление изученного. Работа по рисунку

– Что же мы уже узнали о реках. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.

– Как это называется и что это такое? (исток, правый берег, левый, притоки, устье).

– У каких рек течение сильнее?

– Какое питание получают реки?

– В какое время года река получает большее питание?

+ Весной – во время таяние снегов.

Летом – при выпадении большого количества осадков.

– Как это время называется?

Половодье – большой и продолжительный по времени подъем воды.

V. Работа с картой.

1. Карта полушарий.

– Если река получает хорошее питание, и если у реки много притоков, то тогда и река становится крупнее.

– Откройте карту полушарий стр. учебника 128-129.

1-й ряд: ищет крупные реки Евразии.

2-й ряд: ищет реки Америки.

3-й ряд: ищет реки Африки.

– Нужно найти и показать. Как обозначены реки на картах? Откуда начинаем показывать?

+ Синими нитями. Показывать начинаем от истока – начала реки.

Африка: Конго, Нил.

Америка: Амазонка, Парана, Миссисипи, Макензи.

Евразия: Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Меконг.

Большая часть этих рек находятся в нашей стране. Это – Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур.

2. Реки Башкортостана.

– Посмотрите на карту нашей республики. Есть ли в нашем крае реки?

– Какие крупные реки нашего края вы знаете?

Более 600 рек украшают природу нашего Башкортостана. Матерью башкирских рек считается Агидель (Белая). Другие крупные реки: Караидель (Уфимка), Дема, Ик, Сакмара. Каждая река неповторима своим течением, своими берегами. У каждой реки свой характер. Живописны берега наших рек. То они покрыты зеленью лесов и полей, то возвышаются над реками высокие горы с пещерами. Есть реки с водопадами.

Атыш – водопад, природный памятник, находящийся на правом берегу реки Лемезы, в Белорецком районе.

Он образован подземной речкой в месте ее выхода на земную поверхность. Водопад низвергается из глубокой пещеры, расположенной в отвесной скале Ширина струи – 6 м, высота – 4,5 м. Внутри грота вода бьет из наклонного отверстия мощной восходящей струей, поэтому водопад назван Атыш, что в переводе с башкирского языка означает “бьющий, стреляющий). Из озера вытекает река Атыш.

– Для чего нужны реки?

Река – место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек.

По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто, нам назло, даже битое стекло.
Мы приехали на речку понедельник провести.
Только чистого местечка возле речки не найти.
(С. Михалков “Прогулка”)

– Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие?

– Какие правила, они нарушили?

– Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?

Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!

– Рассмотрите рисунок. Какие понятия вам знакомы. Дайте им определение.

– Скажите, кто стоит на правом берегу, кто на левом?

– Что находится от ребят вверх по течению? Вниз?

– Как нужно стоять по отношению к реке, чтобы узнать, где у нее правый берег, а где левый?

– Кому понравился сегодняшний урок?

– Что вам на уроке понравилось?

– Какой информацией, полученной на уроке, вы бы хотели поделиться с родителями?

– Получили ли вы ответы на свои вопросы?

– На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать?

IX. Домашнее задание.

Всем: У. с. 104-107

Постарайтесь найти ответ на вопрос: “Как реки изменяют земную поверхность?”

  1. Подготовить сообщение о крупных реках России.
  2. Выполнить макет местности, по которой протекает река
  3. Составить кроссворд по теме “Реки”.

Источник

Природное сообщество — виды, признаки и примеры

Природное сообщество это единение представителей флоры и фауны, которые адаптировались к условиям определённой местности. Наука, изучающая взаимодействия живой и неживой природы, называет такие сообщества экосистемами или биогеоценозом. Они наполнены бактериями, грибами, различными растениями и животными, которые способны обеспечить круговорот веществ и выделение потока энергии.

Что такое природное сообщество

Существующие на земле многочисленные естественные сообщества основаны на различных природных процессах и на нахождении растений и животных на одной территории в течение длительного периода времени.

Биогеоценозы характеризуются:

особыми природными условиями – температурой воздуха, количеством воды, света и т. д.;

особым растительным и животным миром (флорой и фауной), представители которого могут быть производителями, потребителями или разрушителями;

Природные сообщества взаимодействуют между собой, образуя экосистемы, которые в свою очередь являются частью биосферы, живой оболочки Земли.

Виды природных сообществ и их признаки

Природные сообщества подразделены по площади на:

крупные, такие как океан, материк, тайга;

средне- и мелкомасштабные – луга, реки, озёра, пруды.

естественными, то есть саморегулирующимися экосистемами, такими как луг, болото, море;

искусственными, жизнедеятельность которых регулируется с помощью человека, такими как огород, аквариум или парк.

Разнообразие естественных биогеоценозов зависит от состава растительности. При наличии большого количества древесных растений биогеоценоз носит название – «лес». Лес может быть берёзовым, дубовым, сосновым и прочим, в зависимости от преобладания определённой древесной породы.

Вместе с деревьями в сообществе «лес» находятся представители кустарников и трав, низкорослых растений, мхов и лишайников, бактерий и насекомых. Здесь же проживают травоядные и хищные животные. В лесу находят себе место жительства различные птицы.

Все представители биогеоценоза выполняют определённые роли в пищевой цепочке и влияют на жизнедеятельность друг друга.

Примеры взаимодействий в других естественных природных сообществах, имеющих свои особенности:

в поле или на лугах, где цветение разнотравья привлекает множество насекомых – опылителей, где почва становится плодороднее от наличия микроорганизмов в ней, где животный мир менее разнообразен;

в степи, характеризующейся малым количеством деревьев, равнинной поверхностью с невысоким травяным покрытием, ночным образом жизни животных и особыми климатическими условиями и пр.

Взаимодействие в искусственных природных сообществах осложнено тем, что его нужно создавать, поддерживать и контролировать человеком.

Рассмотрим, насколько неустойчивы взаимодействия в искусственно созданном человеком биогеоценозе — водоёме.

При определении состава водного сооружения необходимо помнить о наличии в нём грибов, бактерий, фитопланктона, зоопланктона, птиц и рыб. Должны быть созданы условия, необходимые для их жизнедеятельности, состоящие из наличия:

высокой плотности жидкости;

слабого насыщения кислородом;

незначительного колебания температур.

Создание перечисленных условий – трудная задача, требующая специфических знаний и умений. Так же проблемно поддерживать эти условия и контролировать их.

Пищевые связи и роли в сообществах

Для природных сообществ характерна совокупность живых организмов с условиями окружающей среды, которая тесно связана цепью питания.

Она в свою очередь состоит из различных организмов, являющихся в большинстве едой для других представителей сообщества:

растений, основному звену пищевой цепи;

первичных консументов: насекомых, моллюсков, травоядных животных;

вторичных консументов: паразитов и плотоядных — хищников.

Важными представителями пищевой цепочки являются редуценты — так называют организмы, питание которых состоит из животных и растительных остатков. Эта группа состоит из грибов и бактерий.

Структура природного сообщества

Структура сообщества заключается в движении различных веществ от одного организма к другому и их возврата в окружающую среду.

Солнечной энергией и неорганическими веществами питаются автотрофы, являющиеся основой природных сообществ, занимающихся синтезированием органики. Созданные автотрофами органические вещества потребляют гетеротрофы, которые представлены бактериями, грибами и животными.

Основой природного сообщества является возникновение устойчивого круговорота веществ, которые поглощаются из окружающей среды и в неё же возвращаются, что является результатом жизнедеятельности всех членов экосистемы.

При благоприятных экологических условиях местности увеличивается и видовой состав сообщества.

Влияние человека на природные сообщества

Являясь единой живой системой, биогеоценоз может быть разрушен или потерпеть изменения даже из-за изменения одного его компонента.

Рассказы о появлении различных изменений или исчезновений некоторых видов представителей фауны или флоры являются тревожным сигналом, оповещающим о нарушении внутренних процессов сообщества.

Так, разрастание тростника по берегам озера может превратить его в болото. А причиной этого может быть исчезновение вида рыб, которые питаются растениями.

Чаще эти изменения связаны с деятельностью человека:

при вырубке леса происходит опустынивание земель;

при строительстве дамб – заболачивание территории;

распахивание земель и применение химикатов в земледелии – к исчезновению многих видов животных и растений;

загрязнение воздуха, проведение автомобильных и железнодорожных магистралей приводят к разрушению природных сообществ.

Примеров можно приводить большое количество. Сохранение природных сообществ становится уже проблемой всего человечества, так как их видоизменение и даже исчезновение влияют на жизнедеятельность всей биосферы Земли. А это уже угроза жизни людей на нашей планете.

Источник



Природные сообшчества 2 класс

Тема: Природные сообщества
Цель: — создать условия для формирования понятия «природное сообщество», для знакомства с особенностями и условиями жизни в природных сообществах;
— развивать умения устанавливать взаимосвязи в природных сообществах, анализировать их сходные и отличительные черты;
-воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: раздаточный иллюстративный материал для организации работы в группах, учебник « Мы и окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, листы форматом А-4 для моделирования.

1) Организационный момент
2).Актуализация опорных знаний
-Вспомните, какие события заставили наших предков славян уйти в Залеские земли?
— В 13 веке Киевская Русь была покорена татаро – монголами, разрушена, сожжена, разграблена. Славянам трудно было в этих условиях жить, да ещё и платить дань. Спасаясь от преследования завоевателей, славяне уходили всё дальше на север, осваивая новые территории.
— Что пришлось им увидеть на новом месте, как вы, думаете?
-Это были леса, иные климатические условия, другие птицы и звери.
— Считали ли славяне себя защищёнными от врагов?
— Не совсем. И всё же, татаро – монголы опасались заходить в Залеские земли, поэтому жизнь здесь была более спокойной.
-Облегчили ли славяне своё существование, как вы думаете? Почему?
— Надо было приспосабливаться к новым условиям жизни. Основное занятие славян было земледелие, но в лесу не было пашней, а для того, чтоб их создать, надо было корчевать лес. А это требовало времени. Поэтому славяне старались быстрее изучить возможности новой территории.
— А о каких возможностях они уже знали?
— Можно срубить дом, охота и рыбалка давали пищу.
— Из тех загадок, что я просила вас приготовить, выбрала несколько. Разгадайте их.
— Дети наизусть читают загадки:
Я из крошки – бочки вылез
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч.
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Скачет завирушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка. (лягушка)

Маленькие зверьки – серенькие шубки,
Чёрненькие глазки, остренькие зубки. (мыши)
На лужайке жарко стало
Дремлет каждая травинка.
Звонко вдруг застрекотала
Швейная машинка.
Сгорбив худенькие спинки,
Подымая плечики,
На невидимой машинке
Шьют в траве (кузнечики)

лягушка дуб мышь кузнечик

Все слова-отгадки вывешиваются на доске:
— Разделите ряд слов на группы.
Рассматриваются и обсуждаются все варианты. Остановимся на следующем:
-Где каждый живёт: в болоте, на озере, в пруду, т.е. в водоёме, в лесу, в поле, на лугу.

лягушка вода /водоём
дуб мышь кузнечик суша /лес поле луг
Так мы решили квартирный вопрос: нашли какую квартиру в каком доме занимают эти представители. Дома многоэтажные, густозаселённые. Верно ли, что жизнь в таком доме будет многообразной?
— Почему?
Потому что живут разные животные и растения.
— А может ли, например, мышка переехать жить в другой дом, скажем в озеро, а карасик на поле?
-Нет, для мышки нет в озере, а для карася на поле подходящих условий жизни.
4) Определение темы урока.
— Учитывая всё сказанное, определите тему урока.
— Мы будем рассматривать и обсуждать жизнь леса, поля, луга и водоёма, как новые условия, к которым должны были приспособиться славяне.
В ходе обсуждения, я надеюсь, мы сможем дать определение, закончив предложение
Лес, поле, луг, водоём – это

5) Работа по теме урока:
Поработаем в группах.
Вспомните правила работы в группе.
Правила сотрудничества в группе:

Работать дружно, выслушивать каждого, не ссориться, подготовить отвечающего.
Общаться вполголоса, по сигналу об окончании работы в группе — обсуждение прекратить.
Отвечать чётко, кратко.
Члены группы могут дополнить ответ.
Правила этикета при работе в группах:

Терпеливость
Доброжелательность
Вежливость
От твоей работы зависит общий результат работы в группе

— Выберите карточку с ключевым словом и соответствующее приложение. Прочитайте
внимательно приложение: оно поможет вам выполнить задание: вы сможете оживить дом, связав в единое целое его обитателей. (Выбор произвольный. Например:
1 группа –дуб. 2 группа – мышь. 3 группа – кузнечик. 4 группа – лягушка.)

водоёмы лес поле луг

Лес, поле, луг, водоём – это

Для работы группы №1
Прочитайте внимательно:
В наших лесах растёт много замечательных деревьев. Самое примечательное дерево – дуб.
Дуб богатырского сложения. Он раскидистый, могучий, любит солнышко, поэтому высокий. Прожить дуб может 500 — 1000 лет. А некоторые дубы доживают до двух тысяч лет.
Наши предки, славяне, считали дуб святым деревом и посвящали его богу Перуну. Дуб не любит слишком влажных почв, а вот небольшой недостаток влаги он переносит хорошо. Хотя дуб сильное дерево, но очень боится морозов. Его молодые веточки и листики погибают при заморозках. Поэтому дуб начинает зеленеть позже всех деревьев.
Плоды дуба – жёлуди. Они содержат большой запас питательных веществ и его проростки растут быстрее и лучше, чем проростки других растений.
В лесу у дуба много друзей. Его веточки, листья, кора привлекательны для гусениц, жуков, лосей. А желудями лакомятся кабаны, мыши, сойки, белки и одновременно расселяют дубки на новые территории. На лакомок охотятся волки, лисицы, совы, орлы и змеи.

— Свяжите в единое целое:
дуб, лисы, волки, лоси, белки, сойки, совы, змеи, орлы, кукушка, гусеницы, мыши, кабаны, клевер.

Для работы группы №2
Прочитайте внимательно:
На равнинах, где деревьям не хватает влаги, появляется поле, поросшее в основном хлебной и зерновой растительностью.
Человек распахивает поля и засевает их пшеницей, рожью, овсом, ячменем, просом, подсолнечником, кукурузой, сахарной свёклой и кормовыми травами. Культурным растениям мешают злостные сорняки – прежние жители дикого поля: пырей, осот, полынь, лебеда, сурепка, овсюг и другие. Большой вред полю наносят разного рода грызуны: суслики, мыши.
Мыши небольшие грызуны серого цвета. Они могут жить в доме, в лесу. А в поле живёт полевая мышь, где она легко лазая по стеблям растений, поедает хлебные зёрна, светлячков, сверчков, кузнечиков, кобылок, червей. Все мыши предпочитают жить в норках, а эта прямо на земле свивает гнездо из прутиков, соломы, травы.
Крупным животным в поле не наесться вдоволь, ни спрятаться, а вот, кролики, лисы захаживают частенько. Многие птицы считают поле своим домом и столовой: перепёлки, скворцы, жаворонки, вороны, канюки, луни, коршуны, ястребы.

— Свяжите в единое целое:
волк, лисица, пырей, заяц, хорёк, осот, змея, полоз (уж), суслик, сурок, сверчки, кузнечики, кобылки, перепёлки, травы, коршун, лунь, канюк, ворона, скворец, жаворонок, лось.
— Что лишнее пришлось исключить из цепочки слов:
——————————————— .
— Почему?

Для работы группы №3
Прочитайте внимательно:
В каждом крае есть немало мест, где растут только одни травянистые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют лужайками, большие –лугами. Часто луга расположены по берегам рек, озёр. Эти луга – одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно разрастаются. Эти луга так и называются — заливные.
Уже в апреле луг становится золотым и радостным –это расцветают одуванчики. Пройдёт время и полетят на пуховичке-парашютике семена. Красивы луга в летнюю пору. Жарким днём удивителен аромат от пёстро цветущих трав, над которыми порхают бабочки, деловито жужжат пчёлы, гудят толстяки-шмели. В сочной зелени тимофеевки луговой, мышиного горошка, ежи сборной, клевера ползают гусеницы, снуют жуки-навозники и жуки-могильщики, мышкуют лисы. Божьи коровки заняты поиском тли, а кузнечики стрекочут, перепрыгивая с места на место, будто рассылают телеграммы со срочными новостями.
Над лугом летают множество птиц: перепела, коростели, трясогузки. Их привлекают насекомые. Зорко оглядывает луг коршун. Чем сегодня поживиться? А под землёй кипит своя жизнь, роют мышки норки, червячки ходы — проходы, а самый главный землекоп – крот. Свежие холмики земли петляют то тут, то там.
Оживите луг

— Свяжите в единое целое:
одуванчики, лопухи, жаворонки, дождевые черви, бабочки, пастушья сумка, мыши, стрекозы, пчелаы, жужелицы, кузнечики, ромашки, ласка, карась.
— Что лишнее пришлось исключить из цепочки слов:
——————————————— .
— Почему?

Для работы группы №4
Прочитайте внимательно:
Водоёмы в виде болот, прудов, озёр, речек, канав, ям с водою и просто луж имеются всюду и все густо заселены. Велик и многообразен мир пресных водоёмов.
Во время купания мы часто наступаем на скользкие, покрытые зеленоватым налётом камни. Это водоросли. Водоросли и водные цветковые растения (ряска, элодея, кувшинка, кубышка) – жители наших водоёмов. Они берут питание из воды, грунта или ила на дне водоёма. Водные растения разрастаются, обогащают воду кислородом и становятся пищей для разных животных: моллюсков, рыб, насекомых.
Зелёные ковры на поверхности водоёма- ряска. Это крошечные цветки, листьев у ряски нет, состоит она из пластинки и корешка, погружённого в воду. Ряску любят утки, гуси.
Берега, на которых сильно разросся камыш, тростник, осока, рогоз, хвощ – стали домом для лягушек. Благодаря своей зелёной окраске, она нашла надёжное убежище от врагов – аиста, цапли, щуки, выдры, лисиц. Сама же лягушка предпочитает на обед комаров, стрекоз, клопов, жучков, пауков, улиток, а иногда не отказывается и от маленьких рыбок.
Лягушка интересно ловит добычу: у неё резко и сильно растягивается язык, который покрыт слизью. Насекомые к нему и прилипают.
В теплые весенние ночи эти животные любят петь, устраивая целые концерты. Личинка лягушки – головастик, который появляется в воде из икринки, становится добычей для многих рыб, ужей.

— Свяжите в единое целое:
лягушка, аист, водоросли, пиявки, мошки, лисицы, комары, стрекозы, клопы, ряска, жучки, ерши, рачки, мотыль, карась, выдра, окунь, уж, утки, щука, гуси, суслик.
— Что лишнее пришлось исключить из цепочки слов:

6) Отдых а) для глаз
б) для мышц тела

7) Обсуждение результатов работы групп. Моделирование.
— Расскажите о чем узнали?
— По какому принципу вы связали в одно целое обитателей (водоёма, поля, леса, луга)?
приспособленность к определённым условиям и по пищевым связям)
— Покажите на примере такую связь.( Дети могут использовать памятку докладчику)
-Памятка докладчику.
Мы (работали изучили, анализировали, рассмотрели) с текстом о жизни ..(поля).
В результате анализа текста мы выяснили, что
на (поле )растут (злаки, культурные растения, сорняки)
и обитают .(следующие животные.)
Их связывает то, что (они приспособлены к данным условиям жизни(к среда обитания), и пищевые связи)
— Мы исключили ( лося ), потому, что
-Демонстрация модели.
-Если дети не в полном размере показали взаимосвязи внутри сообщества, предлагаю объяснить схему пищевых связей: зерно – мышь — лисица
8) Отдых
9) Обобщение:
— Прочитайте статью в учебнике на странице 125. Выделите самое существенное.

-Итак, вы заметили, что в определённых условиях окружающей среды образуются особые связи между живой и неживой природой и одновременно между живыми организмами – растениями, животными.

Сделаем вывод: Единство живой и неживой природы, которые складывается в определённых условиях окружающей среды, называется природным сообществом.
А теперь продолжим предложение:
Лес, поле, луг, водоём – природное сообщество.

10) Итог урока.
— Угадайте о каком природном сообществе говорят:
— Я с утра в нём гуляю.
От росы я весь промок,
Но зато теперь я знаю
Про берёзку и про мох,
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху
У которых за ежат
Все иголочки дрожат. (лес)

— А на нём растут ромашки, лютик едкий, клевер-кашка.
Что ещё?
Кошачьи лапки, одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки, грамафончики – вьюнки.
Ещё много разных травок у тропинок и канавок
И красивых и пушистых, разноцветных и душистых! (луг)

— Бежит тропинка по равнине,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – пшеницы море,
Иль по колено травы. (поле)

— Посмотрите вот сюда.
Тихо плещется вода.
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, м тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит.
Всюду жизнь кипит в нём.
Это пресный..(водоём)

— Все обходят это место.
Здесь земля как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи-
Нет опоры для ноги. (болото)

— Там посадили зёрнышко –
И вырастили солнышко.
Это солнышко сорвём –
Много зёрен соберём.
Их поджарим – погрызём.
А приедут гости –
Им дадим по горсти. (поле)

— — О чем вы хотели бы поговорить на следующем уроке?
— Ответы детей.
— Да, мы рассмотрим каждое сообщество, проследим подробнее связи внутри сообществ и между ними, попытаемся сделать выводы о том какова роль человека в сохранении жизни на Земле.

И закончить урок хочется таким стихотворением:
Все мы снимаем угол свой
У матушки – природы,
И крыша нам над головой –
Есть купол небосвода.
А весь большой и старый дом
Битком набит жильцами,
И уживаться надо в нём,
Хоть мы с усами сами.
Народу разного полно –
Кто мельче, кто крупнее,
Кто выбирает в речке дно,
Кто воду побыстрее.
Кто любит раньше всех вставать,
А кто поздней ложиться.
Умей соседа подобрать,
Чтоб в тереме ужиться.
Соседство сложное подчас,
Сообщество – не дружба.
Быть может, он порой для нас –
Спасательная служба.
Годится нам в соседи тот,
Кто больше пользы принесёт,
С ним есть чем поживиться
Иной сосед опасен,
Но в целом мир прекрасен!

11) Рефлексия:
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что вас заинтересовало, обрадовало или огорчило, заставило задуматься?

12) Домашнее задание.
Приготовьте сообщения или выполните творческое задание (панно, сборник загадок, сочинение, сказку, подборку стихотворений) к теме «Лес – природное сообщество».

13) Оценивание:
— Кого в своей группе вы хотели бы отметить?). Объясните свой выбор.
— Оцените свой вклад в этот урок самостоятельно: заполните карточку достижений.
Карточка достижений
Дата:
Ф.И.О.

Самооценка:
Оценка группы:
Оценка учителя:

Памятка докладчику.
Мы (работали изучили, анализировали, рассмотрели) с текстом о жизни .
В результате анализа текста мы выяснили, что (на ,в) .
растут
и обитают ..
Их связывает то, что ..
— Мы исключили , потому, что .

Мы (работали, изучили, анализировали, рассмотрели)
с текстом о жизни
В результате анализа текста мы выяснили, что (на ,в) .
растут
и обитают ..
Их связывает то, что ..

— Мы исключили ,
потому, что..

Демонстрация модели.
Привести пример связей.
..

Источник

Читайте также:  Фон реки с деревом
Adblock
detector