Меню

Река калка это русь или нет

Битва на Калке: причины, карта битвы и последствия

Битва на Калке

Превентивная война — самоубийство из-за страха смерти

Отто фон Бисмарк

Битва на Калке произошла 31 мая 1223 года и длилась 3 дня. Место битвы – река Калка (территория современной Донецкой области). В этом сражении впервые сошлись друг против друга войска русских князей и монголы. Результатом битвы стала безоговорочная победа монголов, которые убили множество князей. В данном материале мы собрали детальные сведения о сражении, которое имело огромное значение для Руси.

Причины и предпосылки сражения

В 1221 году монголы начали свой восточный поход, главной задачей которого стало покорение половцев. Этот поход возглавили лучшие полководцы Чингисхана – Субедей и Джебе, а длился он 2 года и вынудил большую часть войска половецкого ханства бежать к границам Руси и обратиться к русским князьям с призывом о помощи. «Сегодня они покорят нас, а завтра и Вы станете их рабами» — с таким призывом хан Котян Сутоевич обратился к Мстиславу Удалому.

Русские князья держали совет в Киеве, решая, что делать в этой ситуации. Решение было принято, скорее, компромиссное, чем необходимое. Было решено дать бой монголом, при этом причины битвы были следующими:

  • Русичи опасались, что половцы сдадутся монголам без боя, перейдут на их сторону и объединенным войском войдут на Русь.
  • Большая часть князей понимала, что война с армией Чингисхана – вопрос времени, поэтому выгоднее разбить его лучших полководцев на чужой территории.
  • Половцы, перед лицом огромной опасности, буквально засыпали князей богатыми дарами, часть ханов даже приняла христианство. Фактически участие русской дружины в походе было куплено.

После объединения армий, для переговоров прибыли монголы, которые обратились к русским князьям: «До нас дошли слухи, что Вы хотите идти войной на нас. Но мы этой войны не хотим. Единственно, чего хотим, наказать половцев, вечных рабов своих. Слышали, что и Вам они много зла сделали. Заключим же мир, а холопов своих мы накажем сами». Но переговоров не последовало, послы были убиты ! Это событие сегодня трактуется следующим образом:

  • Князья понимали, что послы хотят разбить союз, чтобы уничтожить потом каждого поодиночке.
  • Был совершен страшный дипломатический промах. Убийство послов вызвало ответную реакцию монголов и последующие зверства, случившиеся на Калке, недальновидные правители сами спровоцировали.

Участники битвы и их численность

Противоречивость сражения на реке Калке заключается в том, что достоверных сведений о том, какова была численность войск с той и другой стороны – нет. Достаточно сказать, что в трудах историков русское войско оценивается от 40 до 100 тысяч человек. С монголами ситуация похожая, хотя разброс в цифрах значительно меньше – 20-30 тысяч воинов.

Важно отметить, что период раздробленности на Руси привел к тому, что каждый князь старался преследовать исключительно свои интересы, даже в самые трудные времена. Поэтому, даже после того, как киевский съезд решил, что нужно принять бой с монголами, только 4 княжества отправили в бой свои дружины:

Монгольские вйоска в битве

  • Киевское княжество.
  • Смоленское княжество.
  • Галицко-Волынское княжество.
  • Черниговское княжество.

Даже в таких условиях у объединенного русско-половецкого войска было ощутимое численное преимущество. Как минимум 30 тысяч русских войск, 20 тысяч половцев и против этой армии монголы выставили 30 тысяч человек во главе с лучшим полководцем Субедеем.

Определить точное количество войск с той и другой стороны сегодня невозможно. К такому мнению приходят историки. Причин несколько, но главная – противоречие в летописях. Например, тверская летопись говорит, что только от Киева погибло в битве 30 тысяч человек. Хотя на самом деле, во всем княжестве едва можно было набрать такое количество мужчин. Единственное, что можно сказать точно – объединенное войско состояло в своей массе из пехоты. Ведь известно, что к месту битвы двигались на ладьях. Конницу же так никогда не транспортировали.

Ход битвы на реке Калке

Калка – небольшая река, которая впадает в Азовское море. Эта ничем не примечательное место приняло одно из грандиозных сражений своей эпохи. Монгольское войско стояло с правого берега реки, русское – с левого. Первым пересек реку один из лучших полководцев объединенного войска – Мстислав Удалой. Он лично решил осмотреть местность и положение противника. После чего отдал приказ остальным войскам форсировать реку и готовиться к битве.

Битва на Калке - карта

Карта битвы на Калке

Сражение на Калке началось ранним утром 31 мая 1223 года. Начало битвы не предвещало ничего плохого. Русско-половецкое войско теснило противника, монголы отступали с боями. Однако, в конечном итоге все решили разобщенные действия. Монголы ввели в бой резервы, в результате чего завладели полным преимуществом. Изначально крупного успеха и прорыва обороны, достигло правое крыло конницы Субедея. Монголы разрезали армию противника на 2 части и обратили в бегство левое крыло русского войска, которым командовали Мстислав Удалой и Даниил Романович.

После этого началась осада оставшихся сил русских на Калке (половцы бежали еще в самом начале битвы). Осада длилась 3 дня. Монголы предпринимали один штурм за другим, но безрезультатно. Тогда они обратились к князьям с требованием сложить оружие, за что гарантировали им безопасный отход с поля битвы. Русичи согласились – монголы своего слова не сдержали и убили всех, кто сдался в плен. С одной стороны это была месть за убийство послов, с другой стороны – реакция на сдачу в плен. Ведь у монголов считает позорным пленение, лучше умереть в бою.

Битва на Калке достаточно подробно описана в летописях, где можно проследить ход событий:

  • Новгородская летопись. Указывает на то, что главная неудача в битве кроется в половцах, которые бежали, внеся сумятицу и панику. Именно бегство половцев отмечается, как ключевой фактор поражения.
  • Ипатьевская летопись. Описывает в основном начало битвы, подчеркивая, что русские очень сильно теснили врага. Последующие события (бегство и массовую гибель русского войска) по данной летописи обусловлены введением монголами в бой резервов, которые и перевернули ход сражения.
  • Суздальская летопись. Дает более детальныве причины поражения, которые связаны с тем, что было описано выше. Однако, в этом историческом документе указывается, что половцы бежали с боля битвы, поскольку монголы ввели резервы, чем испугали врага и получили перевес.

Дальнейшие события, после поражения, отечественные историки комментировать не любят. Однако, факт остается фактом – монголы сохранили жизнь всем русским князьям, военноначальникам и полководцам (убили после сдачи в плен только рядовых воинов). Но это не было великодушием, план был очень жесток…

Субедей приказал построить шатер, чтобы его армия могла славно отпраздновать победу. Шатер этот приказали строить на … русских князьях и полководцах. Пол в шатре был устелен на телах еще живых русских князей, а сверху пили и веселились монголы. Это была страшная смерть для всех, кто сдался в плен.

Истерическое значение сражения

Значение битвы на Калке является неоднозначным. Главное, о чем можно говорить – впервые русские войны увидели страшную мощь армии Чингисхана. Однако, поражение не привело ни к каким кардинальным действиям. Как и говорилось, монголы не искали войны с Русью, они еще к этой войне не были готовы. Поэтому, одержав победу, Субедйе и Джебе совершили еще один поход в Волжскую Булгарию, после чего отправились домой.

Несмотря на отсутствие территориальных потерь со стороны Руси последствия для страны были весьма плачевные. Мало того, что русская армия ввязалась в битву, которая ей не была нужна, защищая половцев, так еще и потери оказались просто кошмарными. 9/10 русского войска было убито. Никогда еще таких значимых поражений не было. Более того, в битве (и после нее во время пира монголов) погибло множество князей:

Поражение на Калке

  • Киевский князь Мстислав Старый
  • Черниговский князь Мстислав Святославич
  • Александр Глебович из Дубровицы
  • Изяслав Ингваревич из Дорогобужа
  • Святослав Ярославич из Яновиц
  • Андрей Иванович из Турова (зять киевского князя)

Такими были для Руси последствия сражения на реке Калке. Однако, чтобы окончательно закрять данную тему, необходимо рассмотреть один очень важный и очень спорный вопрос, который поднимают историки.

В какой местности произошла битва на Калке?

Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден. Само название битвы указывает на место сражения. Но не все так очевидно, тем более, что точное место (не просто название Реки, а конкретное место, где на этой реке была битва) не установлено. Историки говорят о трех возможных местах битвы:

  • Каменные могилы.
  • Курган Могила-Северодвиновка.
  • Село Гранитное.

Для понимания того, что происходило на самом деле, где произошла битва, и как она происходила, рассмотрим некоторые интересные высказывания историков.

Отмечается, что упоминание о данной битве есть в 22 летописях. Во всех из них название реки употребляется во множественном числе (на Калках). Историки давно обратили внимание на этот факт, который заставляет думать, что сражение проходило не на одной реке, а не нескольких более мелких, и расположенных близко друг к другу.

Софийская летопись указывает, что у Калки произошло небольшое сражение между передовым отрядом русского воска и небольшой группой монголов. После победы русские отправились дальше к новой Калке, где 31 мая случился бой.

Данные мнения историков мы привели для полного понимания картины событий. Объяснений множеству Калок может быть дано огромное количество, но это уже тема для отдельного материала.

Источник

Где находится Калка (река)? Сражение на реке Калке

Богата великими историческими событиями запорожская земля. На одном из них мы подробно остановимся. Это первая битва русских воинов с татаро-монголами. Год битвы на реке Калке — 1223, месяц — май. Нельзя считать точно установленным место, где она произошла. Известно по летописям только то, что это река Калка.

Но где же следует искать эту реку, каменистое место, на котором находился боевой лагерь Мстислава Романовича, киевского князя? Настойчиво ищут ответ на этот вопрос такие запорожские краеведы, как Архипкин и Шовкун. Результатом исследований стали выводы и предположения, изложенные вкратце в этой статье. Прочитав ее, вы узнаете, где находится река Калка, по мнению этих исследователей.

Краткое описание событий, предшествовавших битве

Русские князья, как говорится в летописях, помогали половцам в их борьбе с татарами, собирали на Днепре свои силы, у брода Протолче, у острова Хортица. Разбив в этом месте главные отряды татаро-монголов, полки русских пошли в степь, преследуя отступающих. Через восемь дней они достигли места, где река Калка протекала. В то время здесь находились основные силы татаро-монголов. Именно в этом месте (река Калка) разыгралась известная битва.

Читайте также:  Река шудья пермский край

Неожиданное нашествие монголов

Судя по четвертой Новгородской и Лаврентьевской летописям, нашествие на Русь монголов было неожиданным. Просто не знали в то время русские летописцы о том, что 30 тысяч человек Чингисхана (войска Субеде-Багатура и Джебе-Нойона) обошли Каспийское море с юга, разрушили г. Шемаху, взяли г. Дербент.

Двигаясь затем на северо-запад, они разбили совместные силы половцев и алан. Половецкое войско под командованием сына Кончака, хана Юрия, вынуждено было отступить до Днепра вдоль Азовского моря. На правый берег переправилась его часть, во владения Котяна, половецкого хана. Другая часть устремилась в Крым, в восточные его области, куда татаро-монголы проникли вслед за половцами. Здесь в 1223 году, в январе, они разорили крепость Сурож (сегодня Судак).

Стратегическое решение русских князей

В этом же году, ранней весной, к Мстиславу Удалому в Галич за помощью примчался Котян. Русские князья по инициативе Мстислава собрались в Киев на совет. Было решено спуститься по Днепру, по правому его берегу, минуя при этом левобережные реки, которые были заполнены в это время вешними водами, что сильно затрудняло передвижение. Затем быстрым маршем продвинуться по просохшим южным степям, добраться до Половецкого вала (то есть перекопа), где дать на чужой земле бой татаро-монголам.

Неожиданная встреча

Но единого руководства из-за феодальных распрей не было в половецких и русских войсках. Они двигались к острову Хортица разрозненно. Весеннее бездорожье задержало войска северных князей. Русы у Хортицы, встретив послов татар, перебили последних и двинулись правым берегом вниз по реке. Однако дойти они смогли только до Олешья, где их поджидали уже татаро-монголы.

На юге земля просохла быстрее, что дало войскам неприятеля возможность выйти из Крыма, после чего продвинуться через Половецкую степь на север и главные силы расположить до прихода войск русских на правом берегу Калки. План, принятый на совете князей (дать на чужой земле бой), таким образом, был сорван.

Мстислав Удалой, галичский князь, не предупредив о своем выступлении остальных, перешел реку Калку вместе с половцами и начал сражение с татарами. Опрокинутые натиском врага половцы отступили.

Отражение атаки войсками Мстислава Романовича

Дружины Мстислава Романовича спешно вынуждены были построить укрепление вокруг своего лагеря и отбивали три дня атаки врага. Вооруженные оружием ближнего боя (дубинами и топорами) русские воины нанесли тяжелые потери татаро-монголам. Был убит, в частности, Тоссук, старший сын Чингисхана (изображение последнего представлено ниже), отец Батыя.

Часть монголов остается на Калке

Татары на третий день безуспешного сражения предложили русским заключить мир, но сами же его нарушили. Дав возможность, согласно договору, русским войскам идти на Русь, они напали на дружины, отходящие к Днепру, и побили многих. Мстислав Удалой, переправившись через реку с остатками своих войск, повелел сжечь лодки. Оставив на Калке у места битвы лагерь с добром, награбленным в Крыму, а также больных и раненых нукеров, татары тремя поредевшими туменами пошли на север по левому берегу реки Днепр.

Калка — река, где также осталась часть войска русских, которая укрылась в зарослях плавней, непроходимых для конницы. Неся большие потери при встрече ожесточенного сопротивления, татары все-таки смогли добраться до Переяслава. Однако они вдруг повернули обратно, когда до Киева, главной цели, было рукой подать.

Мнения о том, где находилась Калка

Распространено мнение, что сражение на реке Калке произошло в районе так называемых Каменных могил. Он находится на территории Донецкой области Украины, в 5 километрах южнее Розовки. Также многие считают, что Калка — река, сегодня известная как приток Кальмиуса (река Кальчик).

Однако сложно поверить в то, что выступив из Крыма и продвигаясь при этом на север, татаро-монголы от Олешья повернули в Половецкую степь, опустошенную ими, для того, чтобы расположиться для битвы с войсками русских у пересыхающей степной речки. Маловероятно также и то, что идя по Днепру правым берегом вниз, русское войско переправилось у Олешья на левый и двинулось без обоза в степь пешим строем.

К тому же анализ древних названий различных рек привел к мысли о том, что Калка (река) является древнеславянской транскрипцией названия Калкан-Су (половецкого), означающего в переводе «водный щит». Она же по-татарски называлась Иол-кинсу, что означает «конская вода».

Юань Ши, китайский хронист 13 века, писал, что битва с татаро-монголами русского войска произошла у реки А-ли-ги. В дословном переводе это означает «конский водопой». То есть можно допустить, что теперешняя Конка и есть та загадочная Калка, река, у которой произошло знаменитое сражение. А холм, который возвышается на правом ее берегу в двух километрах от деревни Юльевки — то самое «место камянисто».

Находки, свидетельствующие о том, что битва на Калке могла быть возле деревни Юльевка

Нельзя было и представить лучшего места для лагеря Мстислава Романовича. На вершине холма, у узкого въезда, были обнаружены горы камней — остатки укреплений. Возможно, это свидетельство того, что в этом месте произошло сражение на реке Калке.

Интересно то, что это грушевидная гора, высота которой более 40 метров, а ширина — 160 в самом широком месте. «Гру ша» соединена с материком «хвостиком». Ширина его составляет лишь 8-10 метров. Это небольшой полуостров, с юга и востока омытый водами реки Конки, а с запада окруженный непроходимой и заболоченной Городысской балкой. Местные старожилы называют эту возвышенность Саур-Могила. Нередко возле нее находят наконечники стрел, куски ржавого железа, а однажды был откопан на берегу железный якорь. В 12 метрах от подножья, на южном склоне Саур-Могилы, была найдена рукоять меча, а также несколько стрел и бронзовая печать с изображением льва.

Сегодня в Каховском море, к западу от железнодорожного моста, проведенного через Конку, виднеется небольшая группа островов. Они являются остатками Великих Кучугур, которые затопило водохранилище.

Следы средневекового города сохранились почти на всех из них. Разные названия дают ему различные источники. Он именовался во время битвы на Калке как Самыс (тюркско-половецкое название), а население этих мест славяне именовали болгарами. Здесь найдены наряду со множеством серебряных и медных монет различных периодов наконечники стрел, ключи, замки, стремена, фрагменты кольчуг, нагрудные бронзовые образа (иконки), шейная гривна, остатки лошадиной сбруи и другие предметы времен Киевской Руси.

Найдены также предметы военного назначения и домашнего обихода: фрагменты наконечников стрел, кинжалов, сабель времен Золотой Орды. Все это дает повод предполагать, что город был связан с битвой, произошедшей на Калке.

Болгары в летописях

В зарослях плавней, недоступных для конницы татар, собрались остатки войск русских. Когда после битвы орда двинулась на север, совместно с болгарами, жителями Самыса, они напали на лагерь, оставленный монголо-татарами, и уничтожили его. На подходе к городу Переяславу татары получили весть об этом от гонцов.

Понимая, что Киев не взять ослабленным туменам, темники решили возвратиться на Калку для того, чтобы отомстить за дерзкий набег русам и отобрать у них добро, награбленное в Крыму. В летописях рассказывается о том, что, повернув вспять, татары пошли на болгар (1223, река Калка). Этот народ был принят в позднейших исследованиях за волжских болгар.

Сегодня битва на реке Калке (1223 год) рассматривается историками как стратегическая разведка боем. Однако это также была битва, в которой кровью скрепилось братство различных народов Древней Руси.

Найденные захоронения

Наличие захоронений может указать, где находится река Калка, а также где было точное место сражения половцев и Мстислава Удалого. По пути на Комишуваху, в 7 км от Савур-могили, на склонах находится множество горбов, происхождение которых неизвестно. Возможно, в этом и таится разгадка.

Трупы татар сжигали, согласно обычаю. Остатки трех печей сохранились на месте, находящемся неподалеку. Это ямы с обожженными стенками, диаметром до 3 метров, глубина которых составляет до 4 метров. Найдено было в пепле несколько кусочков бронзы. Возможно, это были застрявшие в теле пряжки от ремней или стрелы.

Вывод

Итак, битва на реке Калке произошла в 1223 году. К сожалению, доказать ее точное местонахождение историки сегодня все еще не сумели. Однако сопоставление письменных источников, предметов вооружения, а также предположительного места, где была битва, дает основание считать, что сражение на Калке — событие, произошедшее на берегах Конки в лагере, остатки которого сегодня находятся в Запорожском районе, у села Юльевка.

Битва на Калке завершилась разгромом русских войск. Удалось бежать Мстиславу Удалому. Раненых и убитых в этой битве было множество, лишь десятая часть войска выжила. А татаро-монголы прошли по всей Черниговской земле до Новгорода-Северского. Жестокие люди Субэдея и Джебе командовали этими полками. Они ненавидели русских и уничтожали на своем пути все, сея разрушения и смерть вокруг. Люди прятались в лесах, боясь этих нападок, для того чтобы сохранить хотя бы свои жизни.

ага ты там точно был, всех пересчитал. конечно злодеи из киева завоевали твои финно-карельские деревни в 9-10 веке научили ковать железо, построили школы, до… Читать ещё

ага ты там точно был, всех пересчитал. конечно злодеи из киева завоевали твои финно-карельские деревни в 9-10 веке научили ковать железо, построили школы, дороги, приучили вытирать попу. вот ведь злодеи просто

Река Калка точнее Кальмиус на территории нынешней Донецкой республики — место битвы, об этом пишет Груссе. Почему завязалась битва? Дело в том, что киевские кн… Читать ещё

Река Калка точнее Кальмиус на территории нынешней Донецкой республики — место битвы, об этом пишет Груссе. Почему завязалась битва? Дело в том, что киевские князья убили 9 монгольских послов, а 10-му выкололи глаз и отправили обратно. Убийство послов по монгольскому закону — преступление, которому нет прощения никому на свете. Число киевского войска и вассалов составило 82 тысячи, а монголов с примкнувшими к ним бродниками-казаками и народами Северного Кавказа — 25 тысяч.

Источник

Река калка это русь или нет

Краевед из Запорожской области Сергей Кухленко полагает, что первая битва дружины русских князей с монгольской ордой произошла вовсе не Калке, а … на Терсе-реке

Читайте также:  Реки пермского края их характеристики

“Бысть победа на всі князи Руоскыя. Такого же не бывало никогда же», — с нескрываемым сожалением заметил о событиях начала лета 1223 года летописец [была, в смысле, победа над всеми русскими князьями, чего не бывало прежде], когда орды Чингисхана, впервые сошедшись в бою с русичами, разгромили их в жестокой битве.
Сечи на берегу известной каждому со школьной скамьи реки предшествовало обращение половцев к русским князьям: в степи, мол, нашей враги объявились [старинные писания их «безбожниками моавитскими» и «татарами» именуют], и если вы не поможете нам, то завтра порублены будете, как мы сегодня.

После совета в Киеве выдвинули князья свои полки к Хортице — к “бродоу оу Протолчи”. И потом, после первой стычки с татарами — скорее всего, с их разведотрядом, якобы восемь дней шли “до реки Калкы”, где и произошло решающее сражение, завершившееся разгромом сводного русского войска.
Невиданным, если верить летописцу, доселе. Это — известные факты. А вот о месте битвы историки спорят до сих пор, предполагая, что произойти она могла как у Кальмиуса, например, так и у Кальчика, скажем. С чем категорически не согласен краевед из запорожского райцентра Новониколаевки, географ по образованию, Сергей Кухленко.
В первую очередь Сергей Иванович подверг сомнению дальность перехода русских войск: — Кальмиус тот же, ведь за пределами Запорожского края находится! Ну, никак не могло, — полагает исследователь старины седой, — войско, да еще и с обозом, уйти так далеко от Хортицы. К тому же, русичи ИСКАЛИ татар в степи, а не спешным маршем по ней передвигались. Следовательно, «битва на Калке», скорее всего, произошла где-то неподалеку от днепровских порогов.
И краевед-энтузиаст стал анализировать названия рек первой степной зоны, на территории которой как раз и расположен нынешний Новониколаевский район Запорожской области. И почти сразу обратил внимание на реку Терсу.
Согласно традиции, название ее якобы свидетельствует о характере реки, текущей… В ОБРАТНОМ НАПРАВЛЕНИИ. В самом деле: Терса как бы вызов бросает доминирующим рекам региона — Днепру и Молочной. Не по пути, дескать, мне с вами — я в обратную от вашего следования сторону бежать намерение имею. И бежит. многие тысячи лет.
Вскоре, покопавшись в атласах, краевед обнаружил, что река с аналогичным названием имеется… в Волгоградской области, впадая, через Хопер и Медведицу, в Дон. И, отправив письма на Волгоградчину, в тамошние краеведческие музеи [почти, согласитесь, на деревню дедушке] — с просьбой дать свою интерпретацию названия Терса, Сергей Кухленко с нетерпением стал ждать ответов. И дождался таки!
Первое послание, правда, новониколаевца не удовлетворило. “Название Терса, — говорилось в нем, — обозначает реку, текущую в обратном направлении”.

В обратном чему? – еще раз взглянув на карту Волгоградской области, задумался Сергей Иванович.
Явная нестыковка вырисовывается! А тут как раз еще одно письмецо с берегов Волги подоспело. Сведущий, как оказалось, человек автором его был. “Слово «Терса», — поделился он соображениями, которые совпали с предположением новониколаевца, — дошло до нас из тюркского языка и составлено оно из слов «тере» и «су», что значит «колючая вода». Не случайно поэтому корень «тер» имеется в однозначно «колючем» слове «терен».
В Новониколаевском районе от него происходят названия не только реки, но и сел Терновка, Терсянка и Терноватое.
— Колючей, — объясняет мой собеседник, — воду в реке называли потому, что она была обжигающе-ледяной. Колюче-ледяной!
А Колючая — это и есть летописная Калка, как первоначально, по-русски величалась Терса.
— Кто же ее переименовал?
— Да те же татары, разгромившие русское войско и ставшие хозяевами степи со всеми ее реками. Да и не переименовывали они Калку — на свой лад они стали ее называть, не изменив сути понятия «колючая вода».
— Ну, хорошо, а где же тогда последствия сражения великого — захоронения погибших, оружие их, наконец?
— Оружие в те времена давние забирали победители — в качестве военного трофея: оно дороже любых драгоценностей ценилось! А захоронения? Кто ж хоронил русичей, коль войско их на голову разгромлено было? Татары? Вряд ли! Звери-птицы растащили по степи тела убитых, наверное. Кстати, ни в каких других местах — на берегах иных рек-Калок – захоронений тоже не обнаружено.
Владимир ШАК
[Газета «МИГ», Запорожье]

Источник



Калка – клубок загадок

Калка – клубок загадок

Первое столкновение русских с «монголо-татарами» на реке Калке в 1223 г. довольно подробно и детально описано в древних отечественных летописях – впрочем, не только в них, есть еще так называемая «Повесть о битве на Калке, и о князьях русских, и о семидесяти богатырях» [173].

Однако изобилие сведений не всегда вносит ясность…

В общем-то, историческая наука давно уже не отрицает того очевидного факта, что события на реке Калке – не нападение злых пришельцев на Русь, а агрессия русских против соседей. Судите сами. Татары (в описаниях битвы на Калке монголы никогда, ни разу не упоминаются) воевали с половцами. И прислали на Русь послов, которые довольно дружелюбно попросили русских в эту войну не вмешиваться. Русские князья этих послов… убили, а по некоторым старым текстам, не просто убили – «умучили». Поступок, мягко говоря, не самый пристойный – во все времена убийство посла считалось одним из самых тяжких преступлений. Вслед за тем русское войско выступает в дальний поход. Покинув пределы Руси, оно первым нападает на татарский стан, берет добычу, угоняет скот, после чего еще восемь дней движется в глубь чужой территории. Там, на Калке, и происходит решающее сражение, союзники-половцы в панике бегут, князья остаются одни, три дня отбиваются, после чего, поверив заверениям татар, сдаются в плен. Однако татары, разозленные на русских (вот странно, с чего бы это?! Никакого особого зла те татарам не сделали, разве что убили их послов, напали на них первыми…) убивают пленных князей. По одним данным, убивают просто, без затей, по другим – наваливают на связанных доски и садятся сверху пировать, негодяи.

Показательно, что один из самых ярых «татарофобов», писатель В. Чивилихин, в своей почти восьмисотстраничной книге «Память», перенасыщенной руганью в адрес «ордынцев», события на Калке несколько смущенно обходит. Упоминает мельком – да, было что-то такое… Вроде бы там и повоевали малость… [212]

Понять его можно: русские князья в этой истории выглядят не самым лучшим образом. Добавлю от себя: галицкий князь Мстислав Удалой не просто агрессор, но и форменный подонок – впрочем, об этом погодя…

Вернемся к загадкам. Та самая «Повесть о битве на Калке» отчего-то не в состоянии… назвать противника русских! Судите сами: «…из-за грехов наших пришли народы неизвестные, безбожные моавитяне, о которых никто точно не знает, кто они и откуда пришли, и каков их язык, и какого они племени, и какой веры. И называют их татарами, а иные говорят – таурмены, а другие – печенеги».

В высшей степени странные строки! Напоминаю, написанные гораздо позже описываемых событий, когда вроде бы уже полагалось точно знать, с кем же сражались на Калке русские князья. Ведь часть войска (хотя и малая, по некоторым данным – одна десятая) все же вернулась с Калки. Мало того, победители, в свою очередь преследуя разбитые русские полки, гнались за ними до Новгорода-Святополча (не путать с Великим Новгородом! – А.Б.), где напали на мирное население – так что и среди горожан должны быть свидетели, своими глазами лицезревшие противника[20].

Однако этот противник остается «неведомым». Пришедшим неизвестно из каких мест, говорящем на бог весть каком языке. Воля ваша, получается некая несообразность…

То ли половцы, то ли таурмены, то ли татары… Это заявление еще больше запутывает дело. Уж половцев-то к описываемому времени на Руси знали прекрасно – столько лет жили бок о бок, то воевали с ними, то вместе ходили в походы, роднились… Мыслимое ли дело – не опознать половцев?

Таурмены – кочевое тюркское племя, в те годы обитавшее в Причерноморье. Опять-таки были прекрасно известны русским к тому времени.

Татары (как я скоро докажу) к 1223 г. уже как минимум несколько десятков лет жили в том же Причерноморье.

Короче говоря, летописец определенно лукавит. Полное впечатление, что ему по каким-то чрезвычайно веским причинам не хочется прямо называть противника русских в том сражении. И это предположение ничуть не надуманное. Во-первых, выражение «то ли половцы, то ли татары, то ли таурмены» никоим образом не согласуется с жизненным опытом русских того времени. И тех, и других, и третьих на Руси прекрасно знали – все, кроме автора «Повести»…

Во-вторых, сразись русские на Калке с «неизвестным», впервые увиденным народом, последующая картина событий выглядела бы совершенно иначе – я имею в виду сдачу князей в плен и преследование разбитых русских полков.

Оказывается, князья, засевшие в укреплении из «тына и телег», где три дня отбивали атаки противника, сдались после того… как некий русский по имени Плоскиня, находившийся в боевых порядках противника, торжественно целовал свой нательный крест на том, что пленным не причинят вреда.

Обманул, паскуда. Но дело не в его коварстве (в конце-то концов, история дает массу свидетельств того, как сами русские князья с тем же коварством нарушали «крестное целование»), а в личности самого Плоскини, русского, христианина, каким-то загадочным образом оказавшегося среди воинов «неведомого народа». Интересно, какими судьбами его туда занесло?

В. Ян, сторонник «классической» версии, изобразил Плоскиню этаким степным бродягой, которого изловили по дороге «монголо-татары» и с цепью на шее подвели к укреплению русских, чтобы уговорил их сдаться на милость победителя.

Это даже не версия – это, простите, шизофрения. Поставьте себя на место русского князя – профессионального солдата, за свою жизнь вдоволь повоевавшего и со славянскими соседями, и со степняками-кочевниками, прошедшего огни и воды…

Вас окружили в далекой земле воины совершенно неизвестного доселе племени. Три дня вы отбиваете атаки этого супостата, чей язык не понимаете, чей облик вам странен и противен. Вдруг этот загадочный супостат подгоняет к вашему укреплению какого-то оборванца с цепью на шее, и тот, целуя крест, клянется, что осаждающие (снова и снова подчеркиваю: неизвестные вам доселе, чужие по языку и вере!) вас пощадят, если сдадитесь…

Читайте также:  Тувим а в речке

Что же, вы сдадитесь в этих условиях?

Да полноте! Ни один нормальный человек с мало-мальским военным опытом не сдастся (к тому же вы, уточню, совсем недавно убили послов этого самого народа и пограбили вдоволь стан его соплеменников).

А вот русские князья отчего-то сдались…

Впрочем, почему «отчего-то»? Та же «Повесть» пишет совершенно недвусмысленно: «Были вместе с татарами и бродники, а воеводой у них был Плоскиня».

Бродники – это русские вольные дружинники, обитавшие в тех местах. Предшественники казаков. Что ж, это несколько меняет дело: сдаться уговаривал не связанный пленник, а воевода, почти что равный, такой же славянин и христианин… Такому можно и поверить – что князья и сделали.

Однако установление подлинного социального положения Плоскини лишь запутывает дело. Получается, что бродники в сжатые сроки сумели договориться с «народами неизвестными» и сблизились с ними настолько, что ударили совместно на русских? Своих братьев по крови и вере?

Снова что-то не складывается. Понятно, бродники были изгоями, сражавшимися только за себя, но все равно, как-то очень уж быстро нашли общий язык с «безбожными моавитянами», о которых никто не знает, откуда они пришли, и какого они языка, и какой веры…

Собственно говоря, одно можно утверждать со всей определенностью: часть войска, с которым рубились русские князья на Калке, была славянской, христианской.

А может, не часть? Может, и не было никаких «моавитян»? Может, битва на Калке и есть «разборка» меж православными? С одной стороны – несколько союзных русских князей[21], с другой – бродники и православные татары, соседи русских?

Стоит принять эту версию, все встает на свои места. И загадочная дотоле сдача князей в плен – сдавались не каким-то неведомым чужакам, а хорошо знакомым соседям (соседи, правда, нарушили слово, но тут уж как повезет…)[22] И поведение тех жителей Новгорода-Святополча, что непонятно почему вышли навстречу татарам, преследующим бегущих с Калки русских… с крестным ходом!»

Такое поведение опять-таки не укладывается в версию с неведомыми «безбожными моавитянами». Наших предков можно упрекнуть во многих грехах, но вот излишней доверчивости среди таковых не числилось. В самом деле, какой нормальный человек выйдет ублаготворять крестным ходом некоего неизвестного пришельца, чей язык, вера и национальная принадлежность остаются загадкой?!

Однако, стоит нам предположить, что за бегущими остатками княжеских ратей гнались некие свои, давно знакомые, и что, особенно важно, такие же христиане – поведение жителей города мгновенно теряет всякие признаки сумасшествия или нелепости. От своих, давно знакомых, от таких же христиан и в самом деле был шанс оборониться крестным ходом.

Шанс, правда, на сей раз не сработал – видимо, разгоряченные погоней всадники были чересчур уж обозлены (что вполне понятно – их послов убили, на них самих напали первыми, рубили и грабили) и с ходу посекли тех, кто вышел навстречу с крестом. Замечу особо, подобное случалось и во время чисто русских междоусобных войн, когда разъяренные победители рубили направо и налево, и поднятый крест их не останавливал…

Таким образом, битва на Калке – вовсе не столкновение с неведомыми народами, а один из эпизодов междоусобной войны, которую вели меж собой христиане-русские, христиане-половцы[23] и христиане-татары. Русский историк XVII века суммирует итоги этой войны так: «Татары после этой победы до основания разорили крепости и города и села половецкие. И все земли около Дона, и моря Меотского[24], и Таврики Херсонской (что после перекопания перешейка меж морями до сего дня именуется Перекопом), и вокруг Понта Евксинского, то есть Черного моря, татары под свою руку взяли, и тамо поселились».

Как видим, война шла за конкретные территории, меж конкретными народами. Кстати, крайне любопытно упоминание о «городах, и крепостях, и селах половецких». Нам долго втолковывали, что половцы – степняки-кочевники, но кочевые народы не имеют ни крепостей, ни городов…

И напоследок – о галицком князе Мстиславе Удалом, вернее, о том, за что он как раз и заслуживает определения «подонок». Слово тому же историку: «…Храбрый же князь Мстислав Мстиславич галицкий… когда прибежал к реке к лодьям своим (сразу после поражения от «татар» – А.Б.), переправившись через реку, повелел все лодьи потопить, и порубить, и пожечь, убоявшись погони татарской, и, страха исполнен, пеш в Галич добрался. Большая же часть полков российских, бегучи, достигла лодий своих и, узревши их до единой потопленными и пожженными, от печали и нужды и голода не смогла через реку переплыть, там же умерли и погибли, кроме некоторых князей и воинов, на плетеных таволжаных снопах через реку переплывших».

Вот так. Между прочим, эта мразь – я о Мстиславе – до сих пор в истории и литературе именуется Удалым. Правда, далеко не все историки и литераторы восхищены сей фигурой – еще сто лет назад Д. Иловайский подробно перечислил все промахи и нелепости, совершенные Мстиславом в качестве князя галицкого, употребив примечательную фразу: «Очевидно, под старость Мстислав окончательно лишился здравого смысла». Наоборот, Н. Костомаров ничтоже сумняшеся считал поступок Мстислава с лодьями прямо-таки само собой разумеющимся – Мстислав, дескать, этим «не дал переправиться татарам». Однако, простите, они ведь все равно как-то переправились, ежели «на плечах» отступающих русских домчались до Новгорода-Святополча?!

Благодушие Костомарова по отношению к Мстиславу, по сути, и погубившему своим поступком большую часть русского войска, впрочем, объяснимо: в распоряжении Костомарова была лишь «Повесть о битве на Калке», где о гибели воинов, которым не на чем было переправиться, не упоминается вовсе. Историк, которого я только что цитировал, Костомарову определенно неизвестен. Ничего странного – эту тайну я раскрою чуть погодя.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Калка – клубок загадок

Калка – клубок загадок Первое столкновение русских с «монголо-татарами» на реке Калке в 1223 г. довольно подробно и детально описано в древних отечественных летописях – впрочем, не только в них, есть еще так называемая «Повесть о битве на Калке, и о князьях русских, и о

КАЛКА — КЛУБОК ЗАГАДОК.

КАЛКА — КЛУБОК ЗАГАДОК. Первое столкновение русских с «монголо-татарами» на реке Калке в 1223 г. довольно подробно и детально описано в древних отечественных летописях — впрочем, не только в них, есть еще так называемая «Повесть о битве на Калке, и о князьях русских, и о

Калка – клубок загадок

Калка – клубок загадок Первое столкновение русских с «монголо-татарами» на реке Калке в 1223 г. довольно подробно и детально описано в древних отечественных летописях – впрочем, не только в них, есть еще так называемая «Повесть о битве на Калке, и о князьях русских, и о

Калка — клубок загадок

Калка — клубок загадок Первое столкновение русских с «монголо-татарами» на реке Калке в 1223 г. довольно подробно и детально описано в древних отечественных летописях — впрочем, не только в них, есть еще так называемая «Повесть о битве на Калке, и о князьях русских, и о

Каяла и Калка

Каяла и Калка Итак, наши изыскания привели к тому, что вероятнее датировать «Слово о полку Игореве» XIII в., но приоритет в этой области принадлежит Д. Н. Альшицу, который привел доказательства того, что «Слово» написано позже 1202 г.[570]. Кроме того, можно думать, что автор его

Каяла и Калка.

Каяла и Калка. Итак, наши изыскания привели к тому, что вероятнее датировать «Слово» XIII в.; но приоритет в этой области принадлежит Д. Н. Альшицу, который привел доказательства того, что «Слово» написано позже 1202 г. [14, с. 37-41]. Кроме того, можно думать, что автор «Слова» был

Калка

Калка События 1237–1240 гг. имеют определенную предысторию. В 1223 году состоялся первый выход татар на историческую сцену Руси. В 1223 году произошла печально известная битва на Калке (ныне Кальчик, река, приток реки Кальмиус, в Донецкой области Украины).Вот как развивались

Калка

Калка «Описание первого нашествия монголов на Русь составлено подробнее других событий и в некоторые летописи внесено отдельной статьей» (Полевой. т.2, с.501, 527). Русские князья «ввязались» в войну с монголами по просьбе половцев о помощи для отпора агрессору.Отметим одно

Калка

Калка Бросив самый общий взгляд на историю создания огромного Монгольского улуса, мы вправе теперь вернуться на Русь. Но, прежде чем приступить к рассказу о тогдашних русско-монгольских отношениях, напомним читателю о самой Руси начала XIII в.Как уже говорилось, в отличие

Каяла и Калка

Каяла и Калка Итак, наши изыскания привели к тому, что вероятнее датировать «Слово о полку Игореве» XIII в., но приоритет в этой области принадлежит Д.Н. Альшицу, который привёл доказательства того, что «Слово» написано позже 1202 г.[700]. Кроме того, можно думать, что автор его

Калка

Калка «Описание первого нашествия монголов на Русь составлено подробнее других событий и в некоторые летописи внесено отдельной статьей» (Полевой, Т. 2, с. 501, 527).Русские князья «ввязались» в войну с монголами по просьбе половцев о помощи для отпора агрессору.Отметим одно

КАЛКА

КАЛКА Монголо-татарский отряд численностью 30 тысяч под водительством хана Джебе и главного полководца монголов Субудай-багатура перешел Кавказский хребет и в предгорьях Северного Кавказа в 1222 году напал на половцев. Половецкие отряды под водительством хана

Глава четвертая. Калка. Прелюдия

Глава четвертая. Калка. Прелюдия «Въ лъто 6730. Не бысть ничто же» [41, с. 256]. «В год 6730 (1222). Ничего не было» [41, с. 257], — гласит Галицко-Валынская летопись. Даже полной строчки не написано! Всего три слова. Значит, тихо было на Руси в том году, земля жила своей размеренной жизнью, в

Калка (31 мая 1223 г.)

Калка (31 мая 1223 г.) Монгольские ханы издавна обращали свой взор на западные земли, славившие многолюдностью и богатством. Персидский историк Фазлаллах Хамадани Рашид ад-Дин пишет: «По высочайшему повелению Чингис-хана Джучи должен был отправиться с войском воевать все

Источник

Adblock
detector