Меню

Река лекса в карелии

«Кровавые реки»: фирма брата крупного чиновника загадила лес в Карелии

В Карелии разгорелся очередной экологический скандал. Возле поселка Попов Порог в Сегежском районе обнаружили кроваво-красные реки, текущие от местного форелеводческого хозяйства. Тревогу забили местные жители, после чего депутат Заксобрания Андрей Рогалевич выложил в сеть снимки и видео. Иначе как кошмарными их не назовешь. Потоки крови, смешанной с рыбьими внутренностями, живописно разливаются по свежему снегу.

Форелеводческое хозяйство принадлежит крупной компании ООО «Русское море «Аквакультура». Очевидцы предположили, что причиной загрязнения стали сточные воды, которые без какой-либо очистки сбрасывали прямо на «рельеф местности», как сказали бы чиновники. К слову, чиновники фотографиями заинтересовались и провели аж несколько проверок. Результаты, правда, вышли диаметрально противоположными.

Так, сотрудники Министерства сельского и рыбного хозяйства никакого криминала не нашли.

– Предприятие с 2010 года располагает цехом по первичной переработке продукции аквакультуры (потрошение и производство соленой икры), сточные воды цеха направляются на комплекс очистных сооружений и после очистки отводятся на заболоченный участок леса, отгороженный дамбой. На момент осмотра сброс окрашенных сточных вод не обнаружен, в местах видимых разливов от производственных стоков были обнаружены предметы, по внешнему виду и цвету напоминающие икринки рыб… В связи с проведением сезонных работ по подъему товарной рыбы, начатых в октябре, и интенсивным работам по ее потрошению в цехе (на настоящий момент переработано более 800 тонн рыбы) очистные сооружения работают под нагрузкой, что могло привести к сбросу окрашенных сточных вод с остаточными продуктами переработки рыбы, – сказано в пресс-релизе Минсельхоза.

А вот специалисты Минприроды, выехав на место 22 декабря, увидели совсем другую картину. Настолько другую, что ведомство уже направило в суд иск с требованием приостановить работу предприятия.

– Выявлены нарушения природоохранного законодательства. Производственные отходы сбрасывали на территорию, которая находится в водоохранной полосе Сегозерского водохранилища. Там же занят участок лесного фонда, мы будем просить их освободить его. И чтобы они оформили решение о сбросе вод, очищенных до необходимых показателей,

– рассказала начальник отдела государственного экологического надзора Анастасия Петухова.

Площадь загрязнения, по данным министерства, составила 152 квадратных метра. Сотрудник министерства сообщила, что в момент проверки некие лица обслуживали очистные сооружения и собирали кровавые воды с поверхности. Возможно, действительно произошла некая авария. Однако специалист-ихтиолог, пожелавший сохранить анонимность, полагает, что экологическое бедствие произошло из-за систематических нарушений.

– Сколько нужно скинуть, чтобы это все пошло в таком виде? Вообще, у форелевых хозяйств есть бетонированные ямы со щелочью, где все уничтожается. Они же не дураки, чтобы сбрасывать просто так. Но некоторые форелеводы, скажем так, довольно охреневшие, они привыкли к безнаказанности… – сказал наш собеседник.

Министр сельского хозяйства Карелии пояснил мягкую позицию своего ведомства.

– Есть две точки зрения, которые, может быть, не совсем согласуются. Я, в частности, не готов подписываться под словом «реки». Есть круговорот веществ в природе, и органика в органической среде либо наносит ущерб, либо не наносит ущерба вообще – все зависит от концентрации. Вопрос – как оценивать. Да, это однозначно плохо, этого не должно быть. Сам факт выхода неочищенных стоков – это нарушение. Но сознательно сгущать краски я не готов, – сказал Владимир Лабинов порталу «Петрозаводск говорит».

В компании «Русская аквакультура» сообщили РБК, что они остановили производство на предприятии до завершения пуска новой очистной системы. В ее строительство вложили около 20 миллионов рублей. «Компания строго придерживается принципов устойчивости в своей работе и в координации с местными властями делает все возможное для расследования причин сложившейся ситуации, устранения ее последствий и недопущения повторения в будущем», — сказали в фирме.

Портал «Петрозаводск говорит» пытался связаться с представителем компании. Корреспондент оставил секретарю свой номер телефона, но никто не перезвонил.

Компания «Русское море «Аквакультура» – весьма крупная. По данным Seldon, в 2019 году ее выручка составила 9 миллиардов рублей. Она управляется ПАО «Русская Аквакультура», почти половина которой принадлежит некоему Максиму Воробьеву. Не путаем его с известным нам гендиректором «Карельского окатыша»; Воробьев-форелевод – брат губернатора Московской области. Он же руководит советом директоров компании. Есть среди интересантов москвичи, питерцы и даже норвежцы, а сама фирма «Русское море «Аквакультура» зарегистрирована в Мурманской области.

Туда, очевидно, уходят и налоги с ее доходов. Карелии же остаются только кровавые реки и рыбья требуха. Хорошая инвестиционная политика. // Фото: Андрей Рогалевич

Источник

Женский монастырь на реке Лекса — 310 лет со дня образования

Дмитрий Степанов

Учитель истории, г. Кузнецк Пензенской области

Раскол русской церкви XVII в., вызванный реформами патриарха Никона, глубоко потряс всю Россию. Гонение за веру вынудило многих покинуть обжитые места, бежать из центра России на окраины. Выго-Лексинский монастырь, или общежительство — один из крупнейших в Императорской России старообрядческих центров поморцев, был основан в 1694 году приверженцами дораскольных традиций русской церкви как некий «остров истинного благочестия». Основателями монастыря были Даниил Викулин, братья Денисовы, Петр Прокопьев, Трифон Петров. Спасение на Выгу и Лексе нашли древлеправославные христиане из самых разных районов страны. Поэтому в основе Русской Северной традиции старообрядцев Выга были элементы культуры всех народов Русской земли.

Настенный лист «Выгорецкие старцы». Даниил Викулов, Андрей Денисов, Симеон Денисов, Петр Прокопьев. Кон. XVIII — нач. XIX в. ГМИР

Выговская пустынь, как ее называли современники, стала уже в 18 веке единственным крупным центром старообрядцев-безпоповцев. Многие безпоповские согласия, в частности федосеевское, начинают включать Выговский монастырь времен братьев Денисовых в родословия своих согласий. Уже в 1706 году в 20 верстах от мужской Богоявленской обители, стоявшей на реке Выг, построили женскуюКрестовоздвиженскую на реке Лексе, с часовней в честь Воздвижения Креста Господня. Официальное название — Пречестная обитель девственных лиц Честнаго и Животворящего Креста Господня. Матушкой в обители была настоятельница Соломония (1677–18.02.1735), родственница Андрея Денисова. В Выговском летописце написано: «7214 (1706 года) На Лъксу преселишася и монастырь устроиша. Того же года приъзжалъ на Выгь Феодосии Васильевъ и раздор учинилъ».

Женская обитель на Лексе получила свое название от протекающей здесь одноименной реки. Эти места идеально подходили для прибежища гонимых старообрядцев: глухие, непроходимые леса и болота, отсутствие поселений, удаленность от административных центров.

Даниил Викулов и Петр Прокопьев с изображением «Прекрасной пустыни». Выг, 1810-е годы

В основе устройства Выго-Лексинского общежительства, насельниками которого были в основном миряне, лежал принцип монашеского общежительства, подразумевавший общую молитву, общую трапезу, общее имущество. В общежительстве было обязательным безбрачие, в «скитах» (крестьянских хуторах, существовавших вокруг Выго-Лексинского общежительства) допускалась семейная жизнь.

Архитектурно Лексинское общежительство было организовано как монастырь: в центре стояла соборная часовня, соединенная с трапезной, из которой крытые переходы вели в столовую; по периметру располагались жилые кельи, больницы, хозяйственные постройки; все строения были обнесены высокой деревянной оградой, главные ворота которой именовались святыми.

Выголексинский монастырь. Фрагмент лубка первой половины XIX в.

Престольным праздником Лексинской Крестовоздвиженской часовни было Рождество Иоанна Предотечи, 24 июня по старому стилю. По свидетельству письменных источников, в этот день, как и на Воздвижение, сюда сходилось «многое множество» народа: не только пустынножителей, но и крестьян окрестных волостей.

Приведем выдержку из статьи, опубликованной И. Шевелкиным в «Русских ведомостях» за 1866 г., №53. Автор посетил Выго-Лексинский монастырь в 1840-х гг.: «Лекса служила вместе и институтом, куда безпоповцы почти со всех мест привозили дочерей своих для обучения грамоте, письму, рукоделию, а главное древнему благочестию. (…) Молодые же девицы, отданные в науку, в часовню к службам ходили только по воскресеньям и по праздникам, в будни же занимались грамотой, рукоделиями и иконописанием на древний пошиб». Далее И. Шевелкин отмечает их успехи в вязке, шитье шелком и бисером, но в особенности в иконописи и письме полууставом.

Н. Я. Озерецковский побывал на Выгу много раньше, в 1785 г., и в своих записках также обращал особое внимание на искусство шитья золотом и серебром лексинских мастериц. Вышивкой украшали повойники и шапки, башмаки и перчатки, которые шили на продажу. Наиболее известны вышивки середины XIX в. по белому полотну с изображением птиц Сиринов и Алконостов, фантастических геометрических фигур, растительных узоров, а также изображений древа жизни в виде куста с ягодками и листиками.

По ревизии 1723 года, в женской обители было записано 15 дворов, в мужской — 25 дворов.

Летописец упоминает о пожаре 1727 года: «На Лъксы женский монастырь погоръ майя 15. На Выгу монастырь погоръ того же майя 27». И спустя пару лет был монастырь отстроен заново: «7237 (1729 года) На Лъксы пребрашася в новой монастырь». После пожаров заново писались иконостасы в часовнях на женской (1727 г.) и мужской половине (1732 г.) Лексинской обители. Широко практиковалось изготовление образов на заказ.

В 1731 году в женскую обитель из Сибири был привезен новый колокол. Выговский источник упоминает: «Того же года из Сибири привезоша два колокола — единъ на Выгь, другии на Лъксу». В 1838 году появился еще один колокол в женской обители.

Панорама Выговского и Лексинского общежительств и поклонение иконе Богоматери. Художник В. Тарасов, 1838 г.

В 1739 году Самариным было представлено в Тайную канцелярию «Описание обретающимся в Олонецком уезде как мужеска так и женска полу раскольническим скитам зданий». В «Описании» говорится, что «в Лекском общежительстве» находилась часовня «во имя Воздвижения Честнаго Креста с перерубом. Покрыта на две стороны тесом. На ней глава и крест деревянные. При той часовне — колокольня, на которой больших и малых колокол 4. Около той часовни 25 келий с сенми и чуланами, в том числе столовая, в которую от часовни имеются переходы, 1 хлебня, 1 поварня, 1 портомойня, 2 избы скитских, 4 красильни, 1 приворотня. Округ того строения ограда деревянная; в той же ограде скотской двор с хлевами и с сенным сараем. Близ того строения на означенной реке — мельница. При той мельнице изба с сенми и с чуланами да два сушила и 3 анбара хлебных малых».

Читайте также:  Дождь в реку гиф

В 1740–1770-х годах на Пигматской пристани было заведено судовое строение, построены две пильные мельницы, на Выгу — две больницы и столовая, на Лексе — новая часовня. В 1748 году сгорела по каким-то причинам кузница: «Лъксы кузнъчна келия згоръла». В 1760 году была построена новая больница. В 1767 году построена мельница, а в 1776 году часовня: «Того же года на Лексы часовню нову женску построиша. Обновление было сентября 13». Однако многие строения на Выгу и Лексе были уничтожены тремя пожарами 1787 года, когда в полмесяца сгорели почти дотла все строения монастырей. Спустя пару лет на средства благотворителя петербургского купца Ф. К. Долгого были восстановлены многие постройки мужской и женской обители, на Лексе сооружена женская больница, носившая имя Феоктистовых (перестроена в 1804) и другие постройки. Все Долгие, как великие помощники и меценаты монастыря, были занесены в монастырский синодик.

По рассказам современников середины XIX в. на Лексе значился «дом Галашевской из 13 довольно больших комнат». Хозяйкой его была дочь Ф. К. Долгого. В 1866 г. этот дом поразил П. Н. Рыбникова, который в своих путевых заметках по Петрозаводскому и Повенецкому уездам записал: «Мы поместились в последнем здании и долго ходили, разглядывая комнаты. Как и все раскольничьи постройки, оно со множеством входов и выходов, построено из весьма прочного материала и содержится в чистоте. Комнаты высокие, окна светлые, вообще дом такой, каких и в Петрозаводске немного. Одно отделение, совершенно пустое, замечательно по росписным дверям своим: на них довольно хорошо изображены разные апокалипсические и символические изображения: тут есть и птицы с человеческою головой и “Европия” в виде величавой женщины; под изображениями объяснительные надписи».

В больнице в Лексе имелось четыре «кибитки» — отделения, в каждом из которых под руководством смотрительницы, «большухи», трудились по 12 девушек-работниц, «из сих каждая определялась к двум, трем и четырем больным, смотря по болезни». В 1804 году перестроили больницу купцами-благотворителями Феоктистовыми, в 1854 году перестроили «малую» больницу в Данилове и Лексе.

Монастырский Устав требовал от насельников добродетельной и целомудренной жизни. Этим объясняются многие нравоучительные сюжеты выговских лубков и росписей по дереву. Тем не менее на Выгу допускалось производство изделий, предназначенных только для мирян, в частности, лексинскими мастерицами вышивались бумажники, кисеты, подвязки, перчатки.

Лубок Аптека духовная. Выг, конец XVIII — начало XIX в.

Лубок Древо разума. Лекса, 1816 г.

Во главе женского общежития находилась «большуха» или «начальная мать». Обитательницы Лексы принимали от нее благословение «на всякое время». Ее помощницей являлась «строительница» — она должна была «знать всякое дело и благочиние во всех службах и строение всякое, и келарское дело». Другой помощницей являлась «казначея» — «та да знает в платье и в обуви, и в пряже, и в раздаче». Особые «старицы-надзирательницы должны были пещися о всяком благочинии церковном и трапезном». На соборах Выгорецкого общежительства при обсуждении религиозных и хозяйственных вопросов участвовала и представительница Лексы — «начальная мать».

Лубок Смерть праведника и грешника. Выг, конец XVIII – начало XIX в.

В Лексинском общежительстве все, кроме престарелых и больных, должны были трудиться: одни на крестьянской работе, другие в швейной и т. д.. В первой четверти XIX века в одной только Лексинской мастерской перепиской рукописей было занято несколько сот женщин — «грамотниц». Ежегодный доход Выголексинского общежительства от продажи рукописных книг оценивался в это время властями в 10000 руб. Списывание книг в Карельском Поморье не прекратилось и после закрытия общежительства правительством в 50-х гг. XIX в. Оно продолжалось в скитах, старообрядческих селах и деревнях выходцами с Выга и Лексы в организованных ими школах, которые просуществовали вплоть до начала XX века. Помимо обучения книжной грамоте, на Выгу была организована школа знаменного пения. Особую роль в становлении знаменного пения в храмах на реке Лекса сыграли сестры-насельники монастыря. Особое место в становлении единой певческой традиции в монастырях принадлежит И. Москвитину (1680–1755), сыну священника Кремлевского Успенского собора, который пришел на Выг в 1719 году. Он обучал братию знаменному пению. Среди его учеников был и Андрей Денисов, который обучал жительниц Лексинского общежительства.

Женский монастырь на реке Лекса — 310 лет со дня образования

В 1816 г. на Лексе проживало 720 монахинь. Их труд способствовал экономическому процветанию Выговской общины. Поморские старообрядцы вели активную просветительскую работу. В пустыни обучали грамоте детей обоего пола, в Лексинской женской обители учили еще и пению по крюковым нотам. Выго-Лексинская литературная школа сочиняла стихи с распевами на конкретные события: более 20 выговских стихов с распевами, посвященных памяти А. Денисова, стихи С. Денисову, Викулину, Прокопьеву, стих, сочиненный по случаю составления «Поморских ответов» («Си глаголют пустынножители Неофиту»). Стих «Псальма лексинских девиц» описывает жизнь и быт Лексинской обители в 1-й четверти XIX в., «приветственные рифмы» лексинских девиц благотворительнице пустыни Н. К. Галашевской, написанные в 1820-е годы. Когда на Выг из Москвы пришел знаток знаменного распева Иван Иванов, Андрей Денисов собрал «лучших грамотников» и сам вместе с ними стал учиться крюковому пению, затем обучили и лексинских грамотниц. На Лексе он «собра грамотниц старых и малых, которые не учены пению и нача их сам учити пению, овые из молодых, скоро навыкаху и научишася добре, а овые не малое время учишася», затем насельницы «друг друга начаша учити». Так была достигнута исключительная красота богослужения в выговских храмах; высокий уровень музыкальной культуры позволил выговцам перелагать на знаменный распев даже стихи, оды и псалмы собственного сочинения. Выговские наставники проявляли постоянную заботу о школах и книгописной мастерской. «Грамотные» кельи, в которых, видимо, совмещалось обучение грамоте и переписка книг, были в мужском и женском монастырях (в конце XVIII — начале XIX в. на Лексе было даже две таких кельи), а также на Коровьем дворе. В этих кельях был нарисован церковный поморский лубок. О большом значении женской Лексинской школы говорит то, что в Поморье она называлась «Лексинской Академией».

Симеон Титович, настоятель обители на Лексе, в молодости использовал всякую возможность научиться у Семена Денисова добродетельному житию и книжной премудрости, тем самым заслужил уважение и почет среди поморцев. Известны имена наставников и настоятельниц, например: Елена Григорьевна в 1818 году, Осиф Федорович в 1828 году; Матрона Филиппова и Федосья Анисимовна.

Панорама Выговского и Лексинского общежительств. Художник В. Тарасов

Ужесточение мер против Выга заметно усилилось с назначением в губернию А. В. Дашкова (1836–1840). По данным 1837 года, в Данилове, Лексе и пашенных дворах находилось 1382 старообрядца. А уже в 1850 годах 20 мужчин и 252 женщины. 3 июня 1857 года была закрыта и опечатана лексинская Крестовоздвиженская соборная часовня. Имущество часовни было описано, частично утрачено, частично стало передаваться в единоверческие церкви Петрозаводского уезда. Опись ее имущества, включавшая 370 икон, 40 печатных книг и 48 рукописей, была составлена 11 июля 1857 г. Связано уменьшение количества жителей монастырей с репрессиями Николая I и уничтожением монастырей и их построек. В 1912 году на проходившем в Москве 2-м Всероссийском соборе христиан поморского церковного общества был поставлен вопрос об увековечении памяти поморских отцов, основателей монастырей и поморского согласия. В настоящее время на месте обителей располагаются поселки и небольшие поселения дачного типа. В Данилове в руинированном виде сохранились несколько деревянных построек середины XIX века. Женская пустынь на реке Лекса оказала большое влияние на культуру и быт крестьянского населения Русского Севера. Поэтому можно говорить о большом воздействии Выга и Лексы на культуру России.

Фото Данилова монастыря. 18 век

«Даниловский погром», получивший в народе название «мамаева разорения», нанес непоправимый урон не только экономическому и культурному развитию Заонежья, но, несомненно, и всей русской культуре. Проезжавший по этим местам в конце 19 века поэт К. К. Случевский мог записать в своих путевых заметках:

От Данилова и Лексы не осталось более и тени… Это теперь почти такой же миф, как и онежский водяной царь…

Немедленной высылке подлежали «молодые грамотные девки», а также руководители киновии, среди которых уставщицы и большухи: А. Дорофеевалучшая грамотница на Лексе»), Н. Макарьевасовершавшая постоянные отлучки в Санкт-Петербург к Галашевской»), Н. Аникина, Ф. Горшкова, А. Фролова, М. Филиппова.

В 1859 году архиепископ пишет письмо министру внутренних дел С. Ланскому: «… проживающие в Лексе раскольницы собираются тайно для богомоления… в оба селения беспрепятственно входят высланные из оных в 1855-1856 годах…». Церковный чиновник жалуется, что происходит послабление гражданского начальства к старообрядческим обителям на Выге и Лексе. Уже к середине 1860-х годов на Лексу и Выг возвращаются десятки высланных ранее старообрядцев. Так, под предлогом «работ», «встреч с родственниками» вернулись Е. Фёдорова, «к которой ходят на исповедь», А. Горева и К. Осипова, «известные грамотницы Заонежья», и многие другие.

Посетивший Выг и Лексу с миссионерской целью в 1881 году П. Мегорский отметил «…большее число живущих там лиц, чем официально числится. Тут были и молодые женщины, и девушки, занимающиеся плетением «готянов» из разноцветного шёлка…». В лексинской «больнице» совершалось общее богомоление, в «братском доме» проживала купчиха из Зарайска П. Типицина.

Въездные ворота и часовня в Данилов. Фото 1904 г.

Сегодня Выго-Лексинское общежитие восстанавливается силами христиан поморцев Севера России и других районов. Куратором от Российского Совета Выголексинского общежительства стал член Невской поморской старообрядческой общины Михаил Евгеньевич Юшко. Работы по восстановлению христианской жизни на месте бывшего Выговского Данилова мужского монастыря начались еще в 2010 году. Благословил это богоугодное дело Председатель Российского Совета и Единого Совета Древлеправославной Поморской Церкви о. Олег Иванович Розанов. Еще в 2009 году группа паломников установила на месте Женской обители поклонный крест. На все воля Божия и наша активная позиция по восстановлению поморского староверия на историческом святом для поморцев Выгу и Лексе. Храни Бог тех, кто вносит посильную лепту в строительство и восстановление Выго-Лексинского общежития.

Читайте также:  Река южная африка 7 букв

Крест поклонный на месте женской обители

Вид на деревню Данилово. Современное фото

Димитрий Степанов, учитель МБОУ СОШ № 17 г. Кузнецка

1. Озерецковский Н. Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989. С. 177.
2. Русское медное литье: Сборник статей. М., 1993. Вып. 1–2; Винокурова 9. П., Молчанова О. В., Петрова Л. А. Медная пластика // Неизвестная Россия. С. 37–39;
3. Юхименко Е. М. «Монастырь, нарицаемый Данилов…» // Культура староверов Выга. С. 6–7.
4. Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний http://ethnomap.karelia.ru/
5. Изделия старообрядцев-мастеров народного искусства в собрании Государственного Эрмитажа. И. Н. Уханова. Старообрядчество в России (XVII–XX века). Сб. научн. трудов. Вып. 3. Гос. Исторический музей. Отв. ред и сост. Е. М. Юхименко. — М.: Язык славянской культуры, 2004
6. Е. И. СЕРЕБРЯКОВА, Е. М. ЮХИМЕНКО и Е. И. ИТКИНА: Выго-Лексинская поморская старообрядческая книгописная школа XVIII-XIX в.в. http://www.raruss.ru/
7. Книжица Самарского староверия. Выго-Лексинский летописец. Часть 1 (1420–1770) http://samstar-biblio.ucoz.ru/
8. Кортава Т. В. Словесная школа Выговской пустыни как отражение языковых и культурных традиций допетровского времени
9. Серебрякова Е. И., Юхименко Е. М. Литературная и книгописная школы Выга
10. Уханова И. Н. Изделия старообрядцев-мастеров народного искусства в собрании Государственного Эрмитажа
11. Юхименко Е. М. Выговское старообрядческое общежительство: комплексный подход к изучению
12. Рыбников П. Н. Из путевых заметок по Петрозаводскому и Повенецкому уездам // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1867 г. Петрозаводск, 1867. С.36.
13. Юхименко Е. М. Новые, городские элементы в Выговской культуре и искусстве первой половины XIX в.
14. Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. — СПб.,1862. — С.107.
15. Юхименко Е. М. Система образования в Выговской поморской пустыни
16. Юхименко Е. М. Старообрядческая столица на севере России
17. Юхименко Е. М. Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства. В 2-х т. Т.1 — М.: Языки славянских культур, 2008
18. Г. Есипов. «Раскольничьи дела XVIII столетия», ч. 1, стр. 536–537
19. «Исторический вестник» 1880 г. т. 5, стр. 525.
20. Церковный календарь христиан древлеправославно-кафолического исповедания и благочестия старопоморского согласия на 1996 год.
21. Ивана Никифоровича Заволоко «260-летие основания Лексинского общежительства (1706–1966)». Старообрядческий Церковный календарь, 1966 год
22. 3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. VII a. С. 486.
23. «Исторический Вестник», 1880 г. Т. 5. С. 525.
24. Андреев В. В. Раскол и его значение. С. 252.
25. «Христианское чтение», февраль 1910 г. С. 163.
26. Черепнин Л. В. Русская палеография. М., 1965. С. 488.
27. Свирин А. Н. Искусство книги Древней Руси. М., 1964. С. 149.
28. Майнов В. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб., 1877.
29. Ончуков Н. Е. Старина и старообрядцы. СПб., 1905.
30. Бонч-Бруевич В. Д. Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. СПб. – Пг., 1908–1916. Т. 1. С. 296.
31. Малышев В. И. Древнерусские рукописи Пушкинского дома. М.-Л., 1965. С. 11-12.
32. Ружинская И. Н. Старообрядцы Выга в годы правления Александра II. Старообрядчество: история, культура, современность — М.: 2002
33. Ружинская И. Н. Выг в конфликте консерваторов и либералов 50–60-х годов XIX в. Старообрядчество: история, культура, современность.Ч.1 — М.: 2005
34. Описание Выго-Лексинского общежительства. Юхименко Е. М. Литературное наследие выговского старообрядческого общежительства. В 2 т. Т.1 — М.: Языки славянских культур, 2008
35. С. Г. Вургафт, И. А. Ушаков Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Источник

Реки на карте Карелии. Какую выбрать для рыбалки и сплава?

По территории Карелии протекает более 27 тысяч рек. Длина большинства рек не достигает 10 км. Они образованы тающими ледниками и тектоническими движениями.

Глубина в реках разная, от 0,3 м до 15 м. В последние годы здесь увеличивается количество спортсменов, занимающихся сплавом на рафтах и байдарках.

Большая часть карельских рек относится к бассейнам Белого и Балтийского морей. Их характерной особенностью является наличие перекатов, порогов, гряд и протекание через несколько озер. Своеобразные озерно-речные системы.

Сяпся

Река небольшая, ее длина всего 36 км, приток Шуи. Сяпся относится к бассейну Балтийского моря. Берет исток в Сямозере и течет по Пряжинскому району. Устье — в Вагатоозере. Долгие годы по ней сплавляли лес, начиная от берега Сямозера, затем по Сяпсе, Вагатоозеру и по Шуе до Логмозера в Соломенский лесозавод, расположенный недалеко от Петрозаводска. У реки много притоков, но большинство из них не носят названий.

Ученые считают, что название реки происходит от древнего слова šämä (саамы). Они были одними из первых поселенцев на Сямозере.

В ее водах можно поймать хариуса, форель, семгу, леща, окуня, щуку. В начале течения реки расположены стоянки рыбаков и охотников. Далее начинаются пороги, некоторые из них имеют 1 категорию сложности. Наиболее славятся среди них Сарикоски и Горбункоски. По реке организованы сплавы на катамаранах и байдарках.

Река, входящая в бассейн Онежского озера, вытекает из озера Суоярви. Ее длина составляет 194 км. Протекает через Шотоозеро и Вагатозеро, по трем районам Карелии: Суоярвскому, Пряжинскому, Прионежскому. Устье находится в Логмозере. Перепад между истоком, находящимся на высоте 137 м над уровнем моря, и устьем составляет 104 м.

У Шуи 6 крупных притоков длиной от 21 до 184 км. На ней в 1936 году финнами была построена Игнойлинская ГЭС.

В реку поднимается на нерест лосось. Организовываются туристические маршруты на рафтах по порогам, проводятся спортивные состязания по водному туризму. Шуя пользуется у рыболовов и спортсменов популярностью, благодаря близкому расположению к Петрозаводску.

На одном из берегов реки расположилось село Киндасово, где каждый год в июне проводится фестиваль веселья и юмора.

Село даже получило славу карельского Габрово. А еще рядом с ним находится уникальный музей копий мировых артефактов, в том числе каменный лабиринт. В окрестностях Киндасово проходили съемки фильма С. Ростоцкого «А зори здесь тихие».

Узнать расписание авиабилетов до Петрозаводска можно здесь:

Волома

Исток реки находится в озере Волома. Ее длина 138 км. Протекает по Муезерскому и Медвежьегорскому районам и впадает в Селгозеро. Относится к бассейну рек Кольского полуострова и Карелии, впадающих в Белое море. В верховьях – мелкая с большим количеством порогов. В нее впадает много небольших рукавов и речек. Наиболее крупные Аминдомаоя, Лазаревская, Пелкула и Талвиесдеги.

Река несудоходна. Но привлекает рыбаков. Можно выловить не только плотву и щуку, но и хариуса.

Самая крупная карельская река начинается в озере Кивиярви. Преодолев 282 км и несколько озер, заканчивается в Онежском озере. На ней, на расстоянии 27 км от истока, расположен карельский водопад Кивач, после которого начинается судоходная часть реки.

Из-за того, что на Суне построен Сунский каскад ГЭС, Кивач заметно стал мельче. Своей красоты он достигает только весной, в период массового таяния снегов. В 32 км находятся остатки осушенного водопада Гирвас.

У Суны много притоков, причем встречаются крупные: Мотко, Ярмянда, Каранга. На реке много порогов, но они легко преодолеваются. Поэтому считается идеальным местом для начинающих рафтеров. Течение у реки медленное, поэтому учиться сплаву неопасно.

Рыбакам на Суне раздолье. Здесь можно выловить налима, судака, форель, щуку, язя.

Больше информации о водопаде и заповеднике Кивач читайте в этой статье.

Укса (Уксунйоки)

На юге Карелии через Суоярвский и Питкяратский районы протекает Укса, впадающая в Ладожское озеро. Длина реки составляет 121 км, а ширина колеблется от 10 до 50 м. Исток находится в озере Куйккаярви. На этом участке река носит название Куйккайоки, а после озера Хаукилампи ее называют Уксунйоки.

Вдоль течения реки разбросаны пороги, называемые падуны. Перепады между ними составляют до 2,5 м. Уксунйоки очень популярна среди водных туристов, именно благодаря им.

На небольшом отрезки реки сплав наиболее активный и интересный. Среди препятствий пороги Каньон, Мельница, Розовый слон (Лапа), Храмина.

В реке много рыбы. Это традиционные щука, налим, окунь, сиг, форель, встречается лосось.

Кереть

Горно-таежная Кереть начинается в озере Петриярви, а устье находится в Белом море. Ее длина порядка 80 км. На всем протяжении реки много порогов, некоторые имеют острые вершины. Это пороги Варацкий, Керчуг, Кривой, Морской, Мураш, Щелевой. Именно ими привлекает река спортсменов. В период большой воды маршрут становится сложным, но преодолимым.

В реке — большое разнообразие рыбы. Много традиционной и лососевых. Местные жители занялись разведением семги, оказавшимся удачным.

Кереть известна тем, что во времена Ивана Грозного в ней «освежали» жемчуг. У керетской воды пониженная кислотность, благодаря чему ему возвращали первоначальный цвет.

Здесь можно посмотреть наличие железнодорожных билетов до Петрозаводска:

Река относится к бассейну Белого моря. Исток — озеро Верхотинное. Она делится на Верхний Выг, впадающий в Выгозеро, и Нижний, вытекающий из него и впадающий в Белое море. Протяженность реки в верхнем течении 135 км.

Название реки произошло от норвежского слова vug, означающего «впадина». И не случайно. Верхний Выг находится в заболоченной низменности и протекает через несколько озерец. В древности реку использовали в качестве транспортного пути из Белого моря.

Неподалеку от Выгогзера на берегу были обнаружены наскальные рисунки-петроглифы, относящиеся к IV–III тысячелетиям до н.э. Здесь находилась стоянка доисторического человека. Скалу, названную Бесовы следки, ученые считают местом жертвоприношений. А на острове Ерпин Пудас сохранилась карельская Камасутра — наскальные рисунки эротической направленности.

Читайте также:  Река адыча в якутии

Питается болотной водой и имеет коричневый цвет. Она богата плотвой, ряпушкой, окунем, щукой, язем, сигом. В основном здесь можно встретить рыболовов и сборщиков лесных ягод, водный туризм почти не развит.

Читайте здесь статью о Онежских и Белоорских петроглифах

Ковда

Исток реки Ковда находится в Топозере. Длина — 233 км. На всем протяжении река несколько раз меняет свое название. От Софьянга до Ковдочка и Иова.

По мнению ученых слово «ковда» связано с саамским словом «кувт», что в переводе означает «змея». Впадает в Белое море.

На реке построен каскад ГЭС с водохранилищами.Во время затопления оставлено много деревьев, которые так и стоят в воде. Доступ на реку в большинстве участков затруднен. Популярности у нее среди рыболовов почти нет. Хотя можно выловить сига, налима, щуку, хариуса, форель. Сплавляться по этой реке также неинтересно. Течение медленное, спокойное. Русло подходит байдарочникам.

Чирка-Кемь

Река входит в Баренцево-Беломорский бассейн. Протяженность 221 км. Образована слиянием рек Кемь и Чирка. Устье находится в озере Юшкоярви. Пополняют реку снеговые и дождевые воды. Вода — темная, видимость — плохая. Пересекает несколько озер Акан-ярви, Кальви, Перялампи, Хижозеро другие. Вокруг нее красивейшие леса и песчаные пляжи по берегам озер. Много порогов и перекатов. Некоторые из них не замерзают даже зимой.

Расположена неподалеку от границы с Финляндией. По этой причине водный туризм стал разрешенным недавно. Спортсменов привлекают высокие гряды. Большой порог получил название Тахко-Падун. В переводе с языка саамов слово означает «жернов». Примечателен и Горшок, падающая вода которого слышна далеко вокруг.

На берегу Юшкозера, через которое протекает река, находится деревня с таким же именем. Она уникальна висячими мостами, связующими берега. В августе проходит фестиваль «Руны Калевалы древней не забыты и поныне», на который приезжают гости не только из Карелии, но и Финляндии. Ведь именно здесь проводил свои фольклорные экспедиции Элиас Лённрот, издатель национального эпоса «Калевала».

На реке находится поселок Боровой. Сюда приезжают за хариусом, кумжей, сигом и ряпушкой.

На севере республики в озере Нижнее Куйто берет начало Кемь длиной 191 км. Устье находится в Белом море. По территории Финляндии река течет под названием Писта. Между озерами Хапъярви и Юлиярви ее называют Ешанйоки.

По своему течению несколько раз меняет характер от спокойного до буйного и наоборот. До строительства ГЭС на реке насчитывалось 35 порогов, некоторые из них исчезли. Несколько валов, бочек, поворотов образуют порог Коран-Кошки. Примечательны оба Шурпая, Белый порог и порог Ламбилева.

В реке водятся все виды карельских рыб. Рыболовы предпочитают отправляться в верхнее течение в середине июня. Тогда вода становится прозрачной, и рыба ловится отлично.

О достопримечательностях, расположенных в городе Кемь и неподалеку читайте здесь.

Водла

Река образована слиянием рек сухая Водла и Вама. Устье находится в Онежском озере. Общая длина составляет 149 км. Притоков много, некоторые достаточно протяженные. Река частично судоходная. На удалении 138 км от устья находится небольшой 2-метровый водопад Падун. Долгое время вокруг него существовал волок для безопасного перетаскивания судов.

Немного южнее были обнаружены Онежские петроглифы, представляющие собой изображения различных животных и птиц.

Вверх по течению на расстоянии 30 км находится город Пудож. В его окрестностях находится Водлозерский национальный парк. Сохранился деревянный Ильинский погост построенный в конце XVIII века.

По реке сплавляются при помощи катамаранов и рафтов. Рыбы водится обильно: плотва, окунь, щука, хариус и многие другие. Проблему представляет противостояние местных рыбаков, не желающих делиться ею с приезжими.

Хотите услышать любопытные факты и легенды, сделать яркие снимки и зарядиться энергией от природы Карелии? Тогда отправляйтесь на индивидуальную экскурсию с гидом “Ладожские шхеры, или карельские фьорды”.

Это правый приток реки Кемь, вытекающий из озера Валтума. Относится к Баренцево-Беломорскому бассейну. Ее длина 142 км. Река впадает в Кемь, пересекая 15 озер. В верхнем течении много мелководных перекатов. Ниже множество порогов: Кожаный, Ойнегайне, Лоунапорог и другие. Привлекает водных туристов маршрутом со сложностью третьей категории. Адреналин здесь обеспечен.

В центре Муезеро находится остров Троица. На нем — старообрядческий скит. Деревянная церковь святого Николая чудотворца построена в 1602 году. Сохранилась часовня на мощах св. Кассиана.

Воньга

Из Энгозеро берет начало река Воньга (Вонга) протяженностью 106 км. Она протекает по территории Лоухского и Кемского районов и впадает в одноименную губу Белого моря. Ширина — от 25 до 40 м, глубина — до 2,5 м. На реке насчитывается 27 порогов и перекатов. Самые большие Ассу, Быстрый, Гагаринский, Горбатый, Вяккер, Собачий. Их с удовольствием преодолевают водные туристы.

Одновременно реку облюбовали рыболовы. В ней водятся кумжа, окунь, щука, речная форель, хариус, язь.

Тохманьйоки

Исток реки расположен на территории Финляндии в озере Тохмаярви. Относится к Балтийскому бассейну. Длина 64 км. На ней расположены Рускеальские водопады, возле которых снимались фильмы «А зори здесь тихие» и «Темный мир».

Больше информации о горном парке Рускеала найдете в этой статье.

В озере Котлованное берет начало река, относящаяся к Беломорскому бассейну. Протяженность реки 197 км. Течение неспокойное с множеством порогов. В реке много хариуса, плотвы, налима, сига, щуки.

Из небольшого Мелозера вытекает Сума протяженностью 164 км. Она находится в Беломорском и Сегежском районах республики Карелия. Устье — в Белом море. Рыбалка разрешена только на поплавочную удочку, поэтому рыбаков мало. Много перекатов, интересных для путешествия на рафтах или байдарках.

Тунгуда

Из озера Пертъярви вытекает Тунгуда, впадающая в Нижний Выг. Ее длина 128 км. Относится к бассейну Белого моря. На реке хорошо учится начинающим водным туристам. Есть перекаты и не сложные пороги.

Колода

Река длиной 112 км протекает по Пужодскому району. Относится к бассейну Балтийского моря. Начинается в озере Глубокое, впадает в Водлу в районе деревни Кубовская. По течению быстрой реки находятся пороги. Много традиционной для Карелии рыбы.

Источник

Лекса (приток Выга)

Лекса (Лекша) — река в России, протекает в Республике Карелия, Архангельской области. Устье реки находится в 63 км по правому берегу реки Выг. Длина реки составляет 72 км, площадь водосборного бассейна — 539 км².

Содержание

  • 1 Данные водного реестра
    • 1.1 Притоки (км от устья)
  • 2 Примечания
  • 3 Ссылки

Данные водного реестра

По данным государственного водного реестра России относится к Баренцево-Беломорскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — бассейн озера Выгозеро до Выгозерского гидроузла, без реки Сегежа до Сегозерского гидроузла, речной подбассейн реки — подбассейн отсутствует. Речной бассейн реки — бассейны рек Кольского полуострова и Карелии, впадает в Белое море [1] .

По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов [1] :

  • Код водного объекта в государственном водном реестре — 02020001212102000005295
  • Код по гидрологической изученности (ГИ) — 102000529
  • Код бассейна — 02.02.00.012
  • Номер тома по ГИ — 02
  • Выпуск по ГИ — 0

Источник



Лекса (приток Выга)

Лекса (приток Выга) (Республика Карелия)

Blue 0080ff pog.svg

Blue pog.svg

Лекса (Лекша) — река в России, протекает в Республике Карелия, Архангельской области. Устье реки находится в 63 км по правому берегу реки Выг. Длина реки составляет 72 км, площадь водосборного бассейна — 539 км².

Содержание

Данные водного реестра

По данным государственного водного реестра России относится к Баренцево-Беломорскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — бассейн озера Выгозеро до Выгозерского гидроузла, без реки Сегежа до Сегозерского гидроузла, речной подбассейн реки — подбассейн отсутствует. Речной бассейн реки — бассейны рек Кольского полуострова и Карелии, впадает в Белое море [2] .

По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов [2] :

  • Код водного объекта в государственном водном реестре — 02020001212102000005295
  • Код по гидрологической изученности (ГИ) — 102000529
  • Код бассейна — 02.02.00.012
  • Номер тома по ГИ — 02
  • Выпуск по ГИ — 0

Притоки (км от устья)

  • 1 км: река Сергиевская (пр)
  • 22 км: река Стороница (лв)

Примечания

  1. Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 2. Карелия и Северо-Запад/ Под ред. Е. Н. Таракановой. — Л. : Гидрометеоиздат, 1965. — 700 с.
  2. 12Государственный водный реестр РФ: Лекса (Лекша). Архивировано из первоисточника 14 июля 2012.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Лекса (приток Выга)» в других словарях:

Елотозерка (приток Выга) — Елотозерка Характеристика Длина 10 км Бассейн Белое море Бассейн рек Выг Водоток Исток … Википедия

Кунокса (приток Выга) — Кунокса (Кунас) Характеристика Длина 21 км Площадь бассейна 115 км² Бассейн Белое море Бассейн рек Выг Водоток … Википедия

Мондрика (приток Выга) — Мондрика (Мандрека, Мандрика) Характеристика Длина 15 км Бассейн Белое море Бассейн рек Выг Водоток Исток … Википедия

Нава (приток Выга) — Нава Характеристика Длина 11 км Бассейн Белое море Бассейн рек Выг Водоток Исток … Википедия

Овыть (приток Выга) — Овыть (Овоть) Характеристика Длина 34 км Площадь бассейна 133 км² Бассейн Белое море Бассейн рек Выг Водоток … Википедия

Пала (приток Выга) — Пала (Чёрная) Характеристика Длина 28 км Площадь бассейна 80,7 км² Бассейн Белое море Бассейн рек Выг Водоток … Википедия

Смольная (приток Выга) — Смольная Характеристика Длина 10 км Бассейн Белое море Бассейн рек Выг Водоток Исток … Википедия

Торома (приток Выга) — Торома Характеристика Длина 12 км Бассейн Белое море Бассейн рек Выг Водоток Исток … Википедия

Филимоновка (приток Выга) — У этого термина существуют и другие значения, см. Филимоновка. Филимоновка (Большая Филимоновка) Характеристика Длина 16 км Бассейн Белое море Бассейн рек Выг Водоток … Википедия

Шелта (приток Выга) — Шелта Характеристика Длина 15 км Площадь бассейна 50,5 км² Бассейн Белое море Бассейн рек Выг Водоток … Википедия

Источник

Adblock
detector