Меню

Река пет пителинский район

Река пет пителинский район

Фото и видео авторов

Пителинский район для большинства рязанских туристов тот ещё медвежий угол — соседство с Кадомским и Ермишинским районами даёт путешественнику повод отложить поездку на неопределённый срок. Действительно, путь из Рязани займёт более четырёх часов, придётся преодолеть 240 километров (через Шацк), а москвичам и все 340 (через Егорьевск и Касимов). Оправдывает расстояние вид, который открывается с дороги на село Пёт — чудо-храм завораживает, и доказательство тому — впечатлившиеся туристы с массой восхищений от увиденного на просторах интернета.

Живут здесь хорошие люди, душой болеющие за судьбу своего храма. Хранитель ключей от входа для сознательных гостей в церковь — дед Анатолий. Сетует, что не так давно храм стоял ровно, теперь же зарос, да и лестницу на колокольню пришлось разрушить, чтобы никто не пострадал. С удовольствием общается с приезжими местная жительница, уроженка села Новая Деревня Мария Ивановна Сушина. Рассказывает, что в своё время в селе Пёт было развито сельское хозяйство, пасли скот — имелось 1200 голов дойного стада, молодняк, свиньи, овцы и куры, сажали 600 гектаров картофеля, сеяли зерновые. В советские годы имелся крахмальный завод. По словам Сушиной, крахмал поставлялся даже в Индию. Но всё распалось, теперь живут здесь в основном пенсионеры, постоянно около 150 человек. Осталось две коровы на село, а протяжённость Пёта аж четыре километра.

Найти информацию о храме в селе Пёт крайне трудно. В основном, это цитаты из книги «Рязанские достопамятности» Вагнера и Чугунова, изданной в 1974 году. Авторы пишут, что «в селе Пёт в 1912-1913 годах по заказу купца Портнова был сооружён крайне любопытный храм, напоминающий некоторые произведения Алексея Щусева, навеянные древнерусскими образцами, как, например, храм-памятник на Куликовом поле. Снова, как и в Гусь-Железном , бросаются в глаза непомерно большие размеры храма, сильно контрастирующие с более чем скромным окружением. Что это? Тщеславие купца (такое ведь бывало нередко) или желание увековечить памятное событие? Этот вопрос пока остаётся без ответа, но не исключено первое, так как заказчик постройки изображён на одном из столбов».

Если заглянуть внутрь, то из сохранившихся изображений лишь одна фреска — преподобного Ефрема Сирина. Архитектуру храма авторы «Рязанских достопамятностей» также называют не совсем обычной для этих мест: «Фантазия зодчего придала пяти куполам храма удивительно вытянутые формы, похожие на застывшее пламя свечи. В шатровой колокольне тоже подчёркнуто сужение вверх. Её четверик почти незаметно переходит в шатёр. Это сообщает образу постройки какой-то мемориальный характер. Словно пламя шести жертвенных свечей замерло и окаменело в вершине храма. Не следует ли видеть здесь некий символ? Но и на этот вопрос мы не находим ответа».

Старожилы вспоминают, что в советские годы в храме было зернохранилище и мельница — мололи зерно на муку для скота. «Пол в своё время сделали очень хороший, ведь сохранился и по сей день. Под полом в холодных подвалах резали и хранили свиней — весной набивали снег, который замораживался в лёд, а на него клали тушу, она не пропадала», — рассказывает Мария Сушина. Теперь же жителям села Пёт ничего не остаётся, как наблюдать за общим разрушением храма — фасад размывает и разбивает корнями деревьев, которые на треть захватили архитектурный памятник.

Увидеть то, что пока сохранилось можно, приехав из Рязани по трассе М5 «Урал» до Шацка, затем повернуть налево на дорогу Р-124 на Сасово и далее, проехав Пителино, свернуть налево на указателе Пёт.

Источник

Команда Кочующие

Командный раздел

Марий Эл

Татарстан

Регионы

Окно в природу

Блог от Лоцмана

Последние комментарии

Популярное содержимое

За сегодня:

  • Самые красивые места Татарстана
  • Гостевая
  • Заповедник Галичья гора
  • Реки Сибири
  • Самые красивые места Марий Эл
  • Аномальные зоны и мистические места Владимирской области
  • Сарайлинские пещеры
  • Загадочные места и аномальные зоны Марий Эл
  • Загадочные места и аномальные зоны Самарской области
  • Река Кобра

За всё время:

  • Гостевая
  • Татары (происхождение, обычаи, традиции, праздники)
  • Национальная татарская одежда
  • Загадочные места и аномальные зоны Татарстана
  • Самые красивые озера Марий Эл
  • Город Ярославль
  • Самые известные татары
  • Река Ока
  • Самые красивые усадьбы России
  • Загадочные места и аномальные зоны Марий Эл

Река Пёт (Пётка, Петьялка)

Команада Кочующие - река Пётка

ОБЩИЕ ДАННЫЕ РЕКИ:

Пёт (Петьялка) — река в России, протекает в Республике Марий Эл, Республике Татарстан.

Устье реки находится в 68 км по левому берегу реки Илеть (Волжский р-н РМЭ).

Длина реки Пёт составляет 58 км.

Площадь бассейна — 483 км².

По данным государственного водного реестра России относится к Верхневолжскому бассейновому округу.

Код водного объекта в государственном водном реестре — 08010400712112100001791

Код по гидрологической изученности (ГИ) — 112100179

Код бассейна — 08.01.04.007

Река Пёт, Пётка, Петьялка

Замерзает в последней декаде ноября, вскрывается во 2-й декаде апреля.

Питание снеговое и родниковое, в нижнем течении имеет существенную подпитку из болот.

Река характеризуется высоким и резким половодьем, которое приходится на апрель и начало мая, низкой летней и зимней меженью.

Территория водосбора в верховьях занята в основном сельскохозяйственными угодьями и полями, после Петьяла и Сосновки река уходит в леса, но в пойме реки есть заливные «Пёткинские» луга и пастбища для скота. После озера Кугу-ер (Большое озеро) Пёт протекает по настоящей марийской тайге в ГПНП «Марий Чодра».

Река Пёт, Пётка, Петьялка

(озеро Кугу ер)

Наиболее известен левый приток Пётки – речка Люйка (по-русски, Люлька), на которой стояла Люйская мельница с домиком лесной охраны, и которую в этом же месте пересекал легендарный Галицкий (Старый Казанский) тракт. Люйка – типичный лесной ручей, который берет начало из болотца, что рядом с южной частью Кленовой горы.

Рядом же протекает левый приток – речка Тош, в которой студеная и чистая вода.

Река Пёт, Пётка, Петьялка

Также есть правые притоки Пижан, Аз, на которых также располагались водяные мельницы.

Гидрорежим реки в течение года непостоянен. Максимальный расход воды наблюдается в весеннее половодье. В это время оно уносит около 50 — 65% годовой нормы. Около 20% воды стекает в летние и осенние месяцы, остальная часть — в зимний период.

Весенний подъем воды в реке начинается в конце марта — начале апреля. Ледоход весной непродолжительный, происходит активное затопление поймы и заливных лугов.

Обычно вначале вскрываются верховья Пётки, которые находятся в полях, и уже через неделю вскрываются низовья. Наиболее долго лёд лежит в проточном озере Кугу ер, бывает, что до 1 декады мая.

Через 5-8 дней после вскрытия река полностью очищается ото льда. Наибольший подъем воды наблюдается во второй половине апреля – начале мая. Примерно высота вешних вод колеблется в среднем от 2 до 5 метров. Спад их уровня постепенный, растянутый и продолжается до конца мая — начала июня. Летне-осенняя межень часто прерывается дождевыми паводками.

Река Петьялка

Средняя месячная температура воды в июне — августе колеблется от +17 до +20°С.

Населённые пункты:

Мемдель, Никольское, Петьялы, Сосновка, Кожла-сола,

Пёт на всем течении огибает с юга и с запада Сотнурское нагорье, а после Петьял является естественным разделителем Сотнурской и Кленовой горы.

Теперь про название реки!

Как правило, большинство туристов и приезжих (и на картах. ) называют речку неправильно – Петьялка, то река, которая протекает у деревни Петьялы. Как раз, наоборот, именно деревню Петьялы и назвали от реки Пёт (с марийского: Петьял – это и есть деревня у реки Пёт). По этой причине местное марийское название речки: Пёт, русское же название: Пётка. Оба этих названия обычно игнорируются, и почему-то привилось неправильное название Петьялка – то есть река, протекающая у такой-то деревни, которая стоит у этой же реки – абракадабра!

Читайте также:  Река термез в лондоне

(речка у деревни Петьялы)

Существует две версии названия реки.

Первая версия связана с тем, что в древности племена мари двигались в эти глухие места со стороны Волги (от нынешних Помар). Места тут были богаты зверем и дичью, и трудный лесной путь перегораживала быстрая и полноводная речка, за которой стояла живописная гора. От марийского слова: переграждать, перекрывать, и произошло название речки: Пёт (звук «ё» читается кратко, близко к звуку «о»). Тут же били чистые и вкусные родники, поэтому место понравилось, и люди решили здесь основать свой илем, который и получил название Петьял.

По другой легенде дело было так: давным-давно на этой территории находился большой дремучий лес. Пришел сюда со стороны деревни Керебеляк мужик с тремя сыновьями, которых звали Пектык, Сурган, Тогзян. Понравилось им это место, и решили они здесь остаться. Каждый из них построил здесь дом и обзавелся хозяйством. Жители д. Петъял до сих пор две улицы называют Сурлук и Тогзянлук, по именам двух поселенцев. Название же реки (и потом деревни) произошло от имени старшего сына Пектык. Заменив букву К на Т — получилось: Пет и Пет-ял (ял-деревня).

Вторая версия, конечно, менее реальна, так как по многим данным заселение мари долины реки Пёт произошло намного раньше, чем заселение в Керебелякском крае, о чем говорят легенды самих Мушмари, исторические данные, а также то, что Галицкая дорога проходила в этих краях ещё во времена Казанского ханства. Поэтому, скорее всего, обе легенды происходят от одного корня, то есть мари пришли сюда именно с запада. Косвенно это подтверждает и тот факт, что Петьяльские мари не называют себя мушмари, тогда как, Керебелякские мари (а также мари на правобережье Илети: Озёрки, Шигаково, Кожла-Сола, Ошутьялы, Шелангер) однозначно относятся к мушмари. Местные краеведы отмечают и тот исторический факт, что река Илеть в древности являлась естественной границей племенных союзов, которую старались не пересекать, чтобы не попадать в чужие охотничьи угодья. Про это есть отдельные легенды и рассказы, которые по мере возможности будут выставляться на сайте.

Одна из многочисленных легенд этого края так рассказывает о заселении древними мари долины реки Пёт. В древности племена мари жили в дремучих лесах около реки Казанка (нынешний Татарстан). Но постепенно Булгары (потом татары) обживали новые территории и продвигались на север. Это вынуждало мари уходить из насиженных мест. Так, и Ази со своей женой Чачавий во время бегства от татарского хана нашли красивое и укромное место около маленькой речки. Место молодым понравилось, и они решили здесь обосноваться. Построили дом, Чачавий собирала лесные ягоды, грибы, делала запасы на зиму. Ази выкорчевал лес, вспахал землю, посеял рожь, семена одолжил у Эштывай кугыза, который жил в соседнем илеме. Весной у них родились близнецы. Сыновей назвали в честь отца: Кугу Ази и Изи Ази.

Позже у них появились три дочери: Ласкай, Сасканай и Унай, а затем сын Ор Ази («Ор» означало «новый»). Илем расширялся, стал деревней, которую назвали в честь младшего сына — «Оразъял» (Новый Азъял). Когда стали частыми набеги татар на эти края, старый Ази стал искать новые места для жилища, чтобы быть подальше от «врагов». Ази переселяет старших сыновей за реку Петку, у которой были крутые берега, а дальше — непроходимые леса. В ту сторону татары не наведывались. Кугу Ази переселился выше, хотя местность была болотистой. Илем разрастался и превратился в большую деревню Кушыл Азъял (Верхний Азъял). Изи Ази переселился ниже, в равнинную часть. Эту деревню назвали Улыл Азъял (Нижний Азъял). В окрестностях деревни били чистые родники, овраги с маленькими речушками. Так возникли деревни Оразъял, Верхний Азъял и Нижний Азъял. В Оразъяле сейчас уже нет жителей марийцев — татары вытеснили их. Но название деревни сохранилось марийское.

Река Пёт по своему характеру условно делится на три части.

(исток Пётки у д. Мемдель)

Верховья реки, как уже писалось, расположены в полях. Немного южнее истока (4 км.) расположено озеро Юртушинское. Летом речушка здесь превращается в ручей, а вода в Пётке мутноватая и даже кое-где зацветает.

Речка протекает мимо деревень Кульбаш, Юртыш, Большие Яки, Каратмень, Уразла, Олыкял, Никольское (где стоял езжалый двор на Старой Казанской (Галицкой) дороге).

(долина Пётки с Сотнурского нагорья)

От Петьял начинается средняя — луговая часть реки. В этих местах много родников и мелких ручьёв, благодаря которым Пёт становится настоящей речушкой. Тут же расположено одно из известных мест в Марий Эл – Свято-Гурьевский храм с чудотворными источниками.

чудотворные Петьяльские источники

Эти целебные родники, которые способны лечить разные заболевания. При этом факты чудесных исцелений многократно и документально зафиксированы! Данное место имеет благодатную энергетику, а сама церковь чудесным образом сохранялась всё советское время, и практически не закрывалась! Объект является местом паломничества не только православных, но также татар, чувашей и чимарий (некрещеных мари).

В церкви хранится православная святыня – чудотворный Крест, с которым связаны свои предания!

В этих местах Пётка близко подходит к Сотнурскому нагорью, русло реки очень живописно, особенно если смотреть с самой горы.

(Пётка в луговой средней части течения)

В нескольких километрах от берега реки – на восток расположена уже нежилая деревня Кусола, про которую есть своя легенда. Местное предание гласит, что эту деревню в давние времена прокляла Овда, которую чем-то обидели жители деревни. Овда предсказала, что деревня постепенно исчезнет с лица земли. Деревня действительно постепенно таяла. Молодые уезжали в города, некоторые строили дома в соседнем селе Сотнур и переезжали туда. Дома сиротели, часто бывали пожары. Как правило, огонь охватывал не один двор, а сразу 4-7 хозяйств. Свершилось ли проклятие Овды или это следствие нынешней экономической политики, или же произошло такое стечение обстоятельств.

Далее Пётка постепенно уходит в леса, но в окружении Петьяльских заливных лугов. В долине Пётки расположены многочисленные пойменные луга и пастбища. Сочетание резких весенних разливов, плодородные земли и сочные травы дают возможность удачно проводить сенокосы и пасти скот.

В левобережье реки расположен старинный Галицкий тракт, а вдоль правого берега также идет дорога в сторону озера Кугу ер.

Недалеко от долины реки здесь также расположены замечательные озера Челдови и Большой и Малый Каракарьер. Из-за глинистых и торфяных берегов вода в Пётке бывает мутноватой, особенно после дождей и паводка. Речка тут живописна, с небольшими изгибами и старицами. Ширина реки летом обычно 2-3 метра, но встречаются омутки в 5-6 метров длиной, где уже можно удачно рыбачить.

Справа и слева от Пётки располагаются луговины в окружении леса и зарослей черёмухи, ежевики, рябины, тальника и дикого хмеля.

На Пёткинских лугах растет много медоносов, поэтому там до сих пор располагаются пасеки.

В этих местах много подземных источников, которые питают Пётку, поэтому река становится более полноводной до впадения в озеро Кугу ер.

(речные протоки между озерами Кугу ера)

Марийское озеро, Кугу-ер

(речка Пётка ниже озера Кугу ер)

Нижняя часть Пётки начинается от озера Кугу ер. Это живописное проточное озеро, состоящее как бы из трех частей. На озере раньше была хорошая рыбалка, поэтому мы в юности сюда ездили, аж, из Красногорска, чтобы порыбачить на пёткинских ямах и на Кугу ере.

На озере водятся бобры, растут редкие нынче белые кувшинки, левый берег сильно зарос шиповником, ежевикой, черемухой и ивой. Везде большие заросли крапивы, а лес обвит диким хмелем.

Читайте также:  Речка овечка мост хвост

Весной сюда прилетают разные виды уток: чирки, кряковые, серые и широконосые утки. В озере водятся раки.

Ширина озера достигает 30-40 метров, а глубина до 7-8 метров, а потом Пёт снова вытекает из озера и уже течет в настоящей марийской тайге. В этих местах в русле очень много поваленных деревьев, коряг и топлёнок. Всё это затрудняет движение лодки в русле, но во время весеннего паводка сплав по реке возможен до самого устья Пётки.

(речка Пётка ниже озера Кугу ер)

В пойме Пёта и в окружающих лесах водятся лоси, медведи, бобр, выдра, куница, заяц, белка, сюда заглядывает даже рысь. В борах водятся: рябчик, глухарь, тетерев, дикий голубь, весной тянет вальдшнеп, токуют бекасы, дупеля, кулики. Расположение в этих краях Парка Марий Чодры способствует сохранению животного и растительного мира.

В конце 40-х годов прошлого века в Пёткинские леса завезли бобров из Воронежского заповедника – они отлично прижились в этих краях и удачно размножаются. Позднее сюда также завозили норок и ондатру.

Перед впадением в Илеть река расширяется и впадает большим потоком – в этом месте образуется большой омут, глубиной до 7 метров, который известен среди местных рыбаков, как Пёткинская яма. Там, и в окрестных местах, водятся лещ, голавль, щука, язь, плотва, елец, карась.

Около устья Пётки находится большая пасека. Долгое время в 70-х и 80-х годах на ней работал житель деревни Петьял Гурий Алексеев со своими сыновьями. На пасеке был очень вкусный мёд!

(устье реки Пёт — река Илеть )

Сплав

Река Пётка от Петьяльского моста является сплавной во время вешнего половодья, которое обычно продолжается с последней декады апреля до первой декады мая. Однако надо учитывать, что в русле много завалов. Также сплавляться по Пётке надо на байдарках или надувных лодках, так как катамарану здесь пройти будет очень сложно. У Кочующих также есть опыт осеннего сплава по Пётке на каяке от озера Кугу ер до Илети – по малой воде на каяке данный маршрут вполне проходим.

Местные жители также сплавляются весной от Кугу ера до Илети на самодельных плотах, а потом спускаются вниз по Илети до Красногорска.

пасека на реке Пёт (Петьялка)

ИСТОЧНИК ФОТО И МАТЕРИАЛА:

Работы Красногорского краеведа Олега Чубарёва.

Источник

Пёт и Нестерово: две красивейшие церкви на краю Рязанской области

Есть на территории Пителинского района Рязанской области две красивейшие церкви. Выглядят они очень величественно и имеют интересную историю. Архитектура этих сооружений, будто бы из какого-то сказочного мира, вызывает непередаваемый детский восторг.

ВВЕДЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ПЁТ

Когда-то село Пёт относилось к Елатомскому уезду Тамбовской губернии. Пёт (Пят) впервые упоминается в окладной книге в 1676 году. Согласно историческим записям, уже в то время в селе находилось 78 дворов и деревянная церковь, освященная в честь Святого Георгия Победоносца. Название своё село получило от номерного «пятого» железного рудника, находившегося неподалеку. Вплоть до революции 1917 года населённый пункт именовали Пят, а потом – Колхоз имени Крупской. Постепенно историческое название вернули, немного трансформировав его в «Пёт», а само село по территориальному признаку отнесли в состав Рязанской области.

В 1850 году на средства помещика П.М. Кашкарова в Пёте построили на месте старой новую деревянную церковь. Но уже в 1912-1913 годах недалеко от этой деревянной церкви был возведён уникальный архитектурный шедевр в неорусском стиле в авторской интерпретации — Введенский храм. Судя по архивным документам, построен он был на средства прихожан по решению собрания епархии.

Правда, есть легенда, что церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенская церковь) была возведена к 300-летию Дома Романовых на средства местного купца Портнова, имевшего в Пёте крахмало-паточную фабрику.Якобы, он попросил благословения у батюшки на совершение крупной сделки и пообещал, что, если всё получится, часть денег пожертвует на новую каменную церковь, и слово своё в итоге купец сдержал.

Введенский храм построен по передовой для начала XX века технологии с использованием железобетона по проекту гражданского архитектора Александра Георгиевича Молокина родом из Вильнюса, окончившего с отличием Петербургский институт гражданских инженеров, где он получил серебряную медаль за дипломную работу, которой как раз и был проект Введенской церкви.

Известно, что в 1911 году А.Г. Молокин приехал работать в Тамбов. Возможно, именно там архитектору удалось встретить и удивить купца Портнова необычными формами будущего храма, и в последствии получить подряд на его проектирование.

То, что Введенский храм действительно детище Молокина, подтверждают найденные в Тамбовской областном архиве документы. Сохранился полный набор изначальных проектных чертежей с пояснительной запиской, написанной рукой автора.

Удивительно, но факт! В практике А.Г. Молокина больше проектов церквей не было. Введенская церковь в селе Пёт – единственная в его жизни! Сам же архитектор в основном известен по работам в Харькове, где по его проектам построено много общественных зданий.

Вот, что говорят по поводу архитектуры Введенского храма в селе Пёт авторы книги «Рязанские достопамятности» 1974 года издания Г.К. Вагнер и С.В. Чугунов:

«Фантазия зодчего придала пяти куполам храма удивительно вытянутые формы, похожие на застывшее пламя свечи. В шатровой колокольне тоже подчёркнуто сужение вверх. Её четверик почти незаметно переходит в шатёр. Это сообщает образу постройки какой-то мемориальный характер. Словно пламя шести жертвенных свечей замерло и окаменело в вершине храма. Не следует ли видеть здесь некий символ? Но и на этот вопрос мы не находим ответа».

По рассказам старожилов, свет на оконные витражи церкви падал так, что в любую погоду казалось будто бы на улице солнечно. А в центре зала висело огромное паникадило, украшенное хрусталём.

О судьбе купца Портнова ничего не известно, но его фабрика в с. Пёт с приходом советской власти была национализирована и продолжила действовать до конца 80-х годов XX века уже в качестве крахмально-паточный завода. Предприятие было крупное. По словам местных жителей крахмал оттуда поставлялся даже в Индию!

После революции церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была закрыта. Во время войны она использовалась под склад, позднее под колхозные нужды в качестве зернохранилища и мельницы. Под полом храма в холодных подвалах резали и хранили свиней — весной набивали снег, который замораживался в лёд, а на него клали тушу, таким образом мясо не пропадало. В начале 90-х церковь была окончательно заброшена и начала разрушаться. Соответственно, от былого величия внутри храма практически ничего не осталась, да и внешне многое пришло в упадок.

С 1996 года усилиями местных жителей и волонтёров данный храм потихоньку восстанавливается, в нём опять начали проводить церковные службы.

Сегодня Введенская церковь в с. Пёт Пителинского района — памятник архитектуры регионального значения. Церковь находится в достаточно неплохом состоянии и является одной из достопримечательностей Рязанского края. Несмотря на свой размер, храм смотрится очень гармонично, особенно впечатляют внутри него высоченные своды. Кое-где сохранились остатки былой росписи. Архитектура церкви очень необычна для нашей полосы, а решение куполов делает её уникальной, что и привлекает многочисленных краеведов и туристов.

Не знаю по какой причине, но у меня этот шедевр архитектуры ассоциируется почему-то с замком графа Дракулы. Производит восхищённое и в тоже время гнетущее впечатление.

ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО В НЕСТЕРОВО

Также очень интересный памятник архитектуры находится в селе Нестерово, чуть южнее Пителино и почти рядом с кольцевой трассой. Это высоченная Церковь Дмитрия Солунского в стиле барокко с построенной позднее колокольней в стиле классицизма. Архитектор данного чуда, к сожалению, не известен.

Читайте также:  В сырой чаще около речки

Само село Нестерово возникло ещё в XVI веке, но тогда оно называлось Костино. Согласно изученных источников, село Костино, Нестерово тож, на речке, на Ежицкой Вершине, впервые упоминается в писцовой книге поместных и вотчинных земель Подлесского стана Шацкого уезда за 1645 год. В писцовой книге указывалось, что оно прежде было вотчиной боярина Григория Гавриловича Пушкина, предка великого поэта, а в 1645 году принадлежало восьми владельцам, в том числе служилым людям Нестеровым, по чьей фамилии село и стало именоваться. В XIX веке село называлось уже Нестерово (Дмитриевское). Второе имя дано по грандиозной двухэтажной церкви в честь Дмитрия Солунского. В1862 году Нестерово становится волостным центром. В селе значятся130 домов и 1121 житель, а также имеется завод рогатого скота.

Что же касается церкви Дмитрия Солунского, то строительство храма началось в 1707 году и длилось без малого четыре десятка лет (с 1714 по 1741 годы действовал запрет Петра Великого на возведение каменных зданий). Освящение Дмитриевского храма состоялось только в 1744 году. Колокольня появилась позже – на рубеже XVIII-XIX веков — и поэтому сохранилась лучше. Заказчиком строительства выступил Константин Федорович Ушаков, самый состоятельный на тот момент помещик в Нестерово. По словам местных краеведов, К.Ф. Ушаков с самого начала задумал новый храм таким грандиозным — то ли хотел перещеголять соседние губернии, то ли «знал за собой большие грехи». В общем, обстоятельства возникновения оригинального нестеровского храма так и остаются неизвестными.

Следует отметить, что Дмитриевская церковь, связана с колокольней совершенно необычным образом — длинной многоступенчатой лестницей-пандусом на трех арках. Лестница начинается от подножия колокольни и ведет во второй этаж храма и на окружающее его открытое «гульбище», восточная часть которого тоже стоит на высоких арках.

Кстати, в одной из колонн колокольни был обнаружен сокрытый тайный проход. Причем ведёт он на самый верх и «петляет» — меняя колонну с каждым витком подъёма.

Раньше в царские времена около величественного храма в Нестерово проходила ежегодная ярмарка в 10-ю пятницу после Пасхи, на которую съезжались купцы из Шацка, Касимова, Елатьмы, а также крестьяне из окрестных деревень со своими продуктами. Торговля шла два дня.

В советский период церковь прекратила своё существование. Сначала использовалась под склад, а позднее была заброшена и начала разрушаться.

Сегодня церковь Дмитрия Солунского находится в полуразрушенном состоянии. На стенах внутри храма сохранились остатки росписей (в плохом состоянии). Ещё в 2004 году неподалеку от церкви находился местный ликеро-водочный завод, и прямо рядом с храмом была устроена свалка отжимок этого производства.

Неподалеку от церкви Дмитрия Солунского в траве лежат два надгробия бывших владельцев усадьбы, находящейся когда-то в Нестерово, на надгробиях фамилии Ушаковых и Волконских (на одном из надгробий – поэтическая надпись: «Другу моему от супруги княгини Волконской в память и благодарность за прошедшее счастье»). Последним владельцем данной усадьбы с конным заводом 1910-х годах был коллежский секретарь князь В.И. Кудашев.

Следует отметить, что в Нестерово имелась ещё одна усадьба, которой в середине и второй половине XIX века владел прапорщик Н.И. Воейков (1772-1866), а в1910-х годах тайный советник С.В. Воейков (1860-1937).

От вышеуказанных дворянских усадеб сохранились лишь пруд и парк, здание церковно-приходской школы 1895 года, а также ныне действующая Никольская церковь начала XIX века (домовой храм князей Волконских), похожая на одноэтажный флигель в стиле классицизма, в которой в годы советской власти располагался сельский клуб (вход был сделан через алтарь, где была раздевалка, напротив алтаря располагалась сцена).

Уникальную по своим масштабам и красоте церковь Дмитрия Солунского в селе Нестерово пытаются отреставрировать. Территорию вокруг храма очищают от мусора и зарослей. Собирают деньги на восстановление. Работы предстоит много. Но процесс потихоньку идёт, и даже уже разработан проект восстановления храмового комплекса за авторством Арины Шульпиной. Дай бог, чтобы этот памятник федерального значения обрёл наконец новую жизнь и начал радовать своим видом прихожан и туристов!

Автор статьи: Денис Шибаев

1) Материалы сайта «История, культура и традиции Рязанского края»;

2) Информация с сайта «СОБОРЫ.РУ — Народный каталог православной архитектуры»;

3) Книга «Рязанские достопамятности» Г.К. Вагнера и С.В. Чугунова, 1974г.;

4) Книга «Рязанские достопамятности» Г.К. Вагнера и С.В. Чугунова, 1989г.;

5) Статья Ольги Драган «Далекое, но незабытое» (начало) от 27.09.2019 года на сайте «Рязанские Ведомости»;

6) Статья Ольги Драган «Далекое, но незабытое» (продолжение) от 18.10.2019 года на сайте «Рязанские Ведомости»;

7) Статья «Пёт» в разделе «Экскурсия» на сайте ИА «МедиаРязань»;

8) Статья «Храм во имя святого великомученика Дмитрия Солунского» от 06.03.2011 года в разделе «Блогосфера» на сайте ИА «МедиаРязань»;

9) Статья «Нестерово — село в Рязанской области, о котором мы ничего не знаем. » от 24.04.2013 года на сайте «LIVEJOURNAL»;

10) Группа «Церковь Димитрия Солунского» в российской социальной сети «Вконтакте».

Источник



Реки Пителинского района

Между прочим!

Чтобы отобразить на карте реки, протекающие через Пителинский район, поставьте галочку в соответствующем пункте.

Реки Процент периметра Отобразить на карте
Пёт 48%
Мокша 16%
Петас 10%
канал имени Мишутина 7%
Ока 6%
  • Культурные растения Пителинского района
  • Дикие растения Пителинского района
  • Сорняки Пителинского района
  • Вредители Пителинского района
  • Болезни растений Пителинского района
  • Почвы Пителинского района
  • Сорта Пителинского района

Последние публикации на Доморосте

Плавающий гриль или отдых с шашлыками прямо на воде

Время отдыха на свежем воздухе пришло и можно окунуться в шашлычно-коньячные пристрастия, причем прямо посреди реки или озера. Такие возможности доступны тем, кто прикупит себе плавучий гриль Float-N-Grill. На специально оборудованном для этих целей.

Инновационные солнечные панели от японцев Ricoh

Японская компания Ricoh, которая занимается разработкой и выпуском МФУ, использовала технологию органических фотопроводников, чтобы создать новейшие инновационные солнечные панели. Солнечные элементы Ricoh EH DSSC, сенсибилизированные маркером.

Куда не страшно ехать за границу в 2021 году

Да уж, ныне коронавирус портит все планы. Хотелось отдохнуть летом где-то в теплых краях. Но где? Все направления ненадежные, ничего понятного нету. Крым Кто-то скажет, что Крым наш — надо туда. Я посмотрел, жуть. Соотношения цена — качество.

Дом попал на $263 или почем поверка

Любые измерительные приборы имеют межповерочный интервал . В том числе и общедомовой прибор учета тепла. Без него платить за отопление выходит дороже и его установка оправдана. Но истек срок и теперь нужно платить за его поверку $263. Если раскидать.

Новая схема «развода» ?

Как потерять 1871,50 тенге (или $4,4) гоняя воздух и товары? И так по порядку . 15 марта 2021 года я делаю очередной заказ на Wildberries на сумму 3777 рублей Работают они по предоплате и с карты VISA списали 22501.10 тенге Через 5 дней товар можно.

Новый прибор определяет Covid-19 за 30 минут

Компактное устройство разработали ученые университета в Иллинойсе (кампус Урбане-Шампейн), которое по образцу слюны определить наличие коронавируса за полчаса. Прибор работает на батарейках, а потому его вполне можно брать с собой. Интересно, что.

В больницах Колорадо теперь помогает робот-хирург

В больницах Колорадо теперь помогает робот-хирург Благодаря использованию системы коленного сустава ROSA в больнице Parker Adventist Hospital (Колорадо) операции будут более точными. Дерек Джонсон, доктор этой клиники, поделился своими впечатлениями.

27 мая 2-21 года пройдет конференция «Мир. Труд. Мобайл»

Анонсирована конференция по мобильной разработке и UI/UX-дизайну под оригинальным названием «Мир. Труд. Мобайл», о которой поведал Иннополис. В качестве спикеров приглашены специалисты из различных компаний, включая Instagram, Orion Inovations, Mail.

Источник

Adblock
detector