Меню

Река сооружение арка что это

Аркаим и аркадская топонимика Евразии

Аркаим и аркадская топонимика Евразии

В лесостепной зоне Сибири, Южного Урала, Среднего Поволжья, Подонья, Днепра расцветала самобытная культура древнего народа. Археологи еще не нашли бумажной справки с печатью, указующей дату рождения и национальность данной культуры.

Археологи называют людей, создавших уникальные очаги культуры в III–II тыс. до н. э., племенами ямной, срубной, андроновской культуры. Посмотрим на наследие высокой культуры с позиций лингвистики, исторической географии, национальных традиций и промыслов.

На восточных склонах Каменного Пояса (Урала) найден древний город (городище), который археологами назван Аркаим. Нашли целый куст (свыше 20) городов необычной планировки и развитых ремесел. Крупнейший из них назвали Аркаим.

Откуда пошло имя Аркаим? Что оно значит? Раскопы неизвестных городов, селений, курганов всегда именуются по ближайшим гидронимам, топонимам (урочищам).

Среди ближайших урочищ – гора Аркаим, по которой и назвали открытый город (будем так называть этот очаг самобытной культуры и развитых технологий).

Что известно об этом топониме? На региональных картах XIX века соседняя (на удалении нескольких километров от городищ) долина называлась Аркаинская пустошь. То есть имеем топоним Аркаин. На картах начала ХХ века появляется и гора Аркаим. Видим одно, хоть и варьируемое, имя у долины и возвышающейся над ней горы.

Названия рекам и урочищам давали преимущественно оседлые народы. Кочевники пришли-ушли, иногда надолго, иногда совсем. Держать в памяти отдельные горки, озера и речки кочевнику без нужды, да и сложно. Для оседлых народов обозначение урочищ и малых рек в округе – необходимость. Имена рек и урочищ живут долго, тысячелетиями. И по ним видно, кто тут жил. Лесостепи Южного Урала и Сибири по европейским понятиям заселены мало, можно проехать десятки километров и не увидеть ни одного человека. Что тут было 300 лет назад, знаем. Сколь пустынной была местность ранее, тем более тысячелетия назад, представить нетрудно. Безлюдность, малолюдность – гарантия консервации топонимов.

Вполне естественно, что остались топонимические следы от пребывания древнего народа. В архаичных топогидронимах Поволжско-Уральского региона отражена и национальность русского народа – «росс», «рос». И вероисповедание данного народа обозначено рядом символов, включая слово «арко», «арка».

В санскрите «арка» – это солнце. Исследователь Ригведы Н. Гусева переводит «арка» как «солнце», «луч», «блеск».

Присмотримся к слову «аркаим», «аркаин». В современном русском языке образ солнца отчасти сохраняется: арка – дуго-образный мост, свод, перемычки в строительстве, сводчатые переходы. В древности арка(о) – солнце, идущее по дуге, по небосводу, по арке. Преемственность видна.

Традиция солнцепоклонения у древних россов наблюдается повсюду: в вышивке на одежде и полотенцах, деревянной резьбе на посуде и в избах, в песнях и сказках. Древнейшая архаика присутствует в русском языке. И это доказуемо. Что, в свою очередь, доказывает происхождение слова «арко» («арка») из русского языка.

Поклонение солнцу-арко видно и в обрядах, окружавших печение хлеба и банное священнодейство. Печево и помывка у россов превращались в ритуальные действия… Причем столь разные занятия объединены одним «солнечным» словом: «пар», «парка».

Опара имеет несколько вариантов: опарка (оп-парка), парка (п-арка). И в этих словах видна древнейшая архаика, когда самым ходовым обозначением солнца было слово «арка». Период этот, верно, очень давний, до нашей эры. Тем интереснее нам слова «опара», «опарка», «парка», где корень «арка» – солнце. Тут древнейшая архаика, подтверждающая появление топонимов и гидронимов Арка, Арко, Аркаим, Аркадак, Арканон, Аркадия… Тем более что все они находятся в местах древнейшего проживания россов.

Силуэт города Аркаим сходен с силуэтом «звезд» храма Солунь

Проверим по В. Далю. Тут тоже многовариантность, что указует на архаичность данного русского слова-образа:

«Опаривать» – «обварить, ошпарить, обдать кипятком»;

«Опара, тесто в деже, квашне, заправленное дрожжами или закваской; приготовленная для этого закваска; пареный в кипятке корм для скота…»;

«Опар, опарка» – ожог, пузырь от ожога».

Парка для росса есть пар, жар (где корень «ар»).

Видна отчетливая связь слова «парка» с огнем, кипятком, парящей водой, пузырем от ожога (солнечного или водяного). Парка – это Перунова Арка. Корень «арка» – солнце. Опара в квашне ставилась «подходить» на солнце, на арке. Опара, опарка, парка приближают нас к Арко, Аркаиму.

Вполне очевидно, что в разговорном русском языке архаичный образ сохранился и имеет прямую связь с Арко (солнцем) и солнцепоклонниками и топонимами древних россов, росолан, савроматов.

И само слово «арко(а)» состоит из двух русизмов. Применяя авторский метод рассмотрения культовых слов ведической веры, вполне отчетливо видим в данном слове и культ солнца, и культ воды, а также и национальную принадлежность словообразователей. Да и «арка» образована наложением двух культовых слов: ар-рка. Арка – это ар-р(е)ка, ариев-река, река солнца, река света. И действительно, не только горы, но имеем и несколько гидронимов с основой «арка». Что и увидим в данной главе. Соединять жар и воду, будь то в банном образе (парка) или в именах рек (Арка) – исключительно русская традиция, ведическая традиция.

Древние россы поклонялись солнцу и родникам, рекам. И этим оправдано появление соответствующих топонимов и гидронимов. По логике, и гора с именем Арко, Аркаим должна быть не скалистым выступом, а в чем-то похожей на арку. Так думалось не видя горы. Верно ли? За ответом отправимся в Аркаим.

Проезд и поиски Аркаима со стороны Оренбурга и Башкирии несколько затруднены. По сравнению с Самарской областью Южный Урал более пустынен. Джип скульптора Ивана Мельникова нес нас по ночной грейдерной трассе от Саракташа до Медногорска, из-под фар постоянно вспархивала разная живность, одних сов взлетело девятнадцать. Но даже в этих местах есть риск застройки исторических объектов.

Во время посещения горы ожидания подтвердились. С помощью проводника нашли гору. Это округлая сопка с покатыми склонами, полностью соответствующая образу «арко».

Аркаин, Аркаим – это самая большая, господствующая гора в округе. Высота – 398 метров. На вершине горы плато, с которого открывается красивый вид на окружающие поля, леса и горы-сопки. На плато видим груду ритуальных камней и следы от исчезнувшей вышки геодезистов.

На 2008 год никто из археологов исследований тут не проводил. А жаль. Гора становится местом паломничества пока еще редких туристов (урочище удалено от города), но их поток год от года растет.

Итак, Аркаин, Аркаим – это город солнца. Арко-Арка-Аркаин-Аркаим – есть город рядом с культовой горой, в имени которой сохранился древний культ поклонения солнцу. И слово это есть в ведах. Слово, известное несколько тысячелетий, известное в письменном виде. Слово, напрямую связанное со сводом, с кругом, с горами.

Арка в виде свода – есть элемент ритуально-строительный. Еще на заре нашей эры арки строили в виде отдельно стоящих сооружений, как символы победы. Наиболее известны триумфальные арки древнего, языческого Рима. Через арки проходили легионы возвращающихся победителей. И тут арка – культовое сооружение.

В русском языке есть слово «аркан». Интересное слово. Аркан – длинная веревка с подвижной петлей на конце для ловли «солнцевых коней»… Веревка плелась из конского волоса (из конских грив и хвостов). Веревка собиралась в круг (арко) перед броском на шею скакуна. Аркан в скрученном виде, в форме круга, кольца, «арко» и перевозился прикрепленным к луке седла. Видим, что в русском языке солнечный диск (арка) и скрученная в кольцо веревка (аркан) одноименны не случайно, но объединены одной формой.

Из русского языка слово «аркан» перекочевало к соседним азиатским народам. Но в древности аркан у них назывался по-другому. Да и аркана в том виде, что мы знаем, у них не было. Так, монголы и кочевники севера ловили коней петлей на палке.

Аркан у разных народов зовется по-разному – лассо, и так далее.

Хорошо известен обряд, проводимый волхвами, – жертвоприношение коней богу солнца. И тут арко-арка, конь, и аркан для ловли коня связаны одним ритуалом, одним обрядом поклонения и жертвоприношения.

У Даля слово «аркан» (петля для ловли коней) помечено как «тат.» – татарское. Однако это от навязанного ошибочного представления, что кочевники используют «свое» изобретение – аркан. Первые кони приручены древними 6–8 тысяч лет назад здесь, в лесостепи Поволжья и Урала. Первые колесные повозки тоже изобретены поволжско-уральскими россами. И колеса у них со спицами. У азиатских и некоторых народов Кавказа арбы даже в XIX веке были из сбитых сплошных дисков. То есть видим в технологиях строительства повозок (колесниц) отставание в несколько тысячелетий. Не только колеса, но и аркан – есть изобретение древнего росса. И это подтверждается культовым, «солнечным» именем арка-аркан, коренным русским словом.

Аркан – это солнце, это древние обряды поклонения богу солнца Арко (Арка), это предмет древнего ритуала.

У древних римлян, живших по соседству с западными анклавами древних россов и немало от них перенявших (см. кн. «Священные реки России»), аркан известен в качестве таинства. Арканум (arkanum) – все секретное и таинственное, обожествляемое язычниками. «Под этим словом понимались мистерии или тайные учения, совершенно недоступные для людей, непосвященных в них».

Отсюда слово-образ перекочевало и в карты Таро с их арканами. Отсюда и триумфальные арки и своды в строительстве. Но все идет от религиозных обрядов древних россов, от священных урочищ, подобных Аркаиму.

О том, что древние обряды поклонения солнцу и слово «арка, арко» соединяют россы, можно говорить вполне уверенно и обоснованно. ВЕЗДЕ, ГДЕ ЖИВУТ РОССЫ, ТАМ ОБРЯДЫ ПОКЛОНЕНИЯ СОЛНЦУ-АРКО И ТАМ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ТОПОНИМЫ И ГИДРОНИМЫ.

Сия цепочка длинная, совершенно неслучайная и не имеющая аналогов у других народов. Начнем с Аркадии, чье имя состоит из двух русских слов: арка-дия (дий), что означает арка бога, глаз бога (Дия).

«Аркадия, гористая область, центр Пелопоннеса. Ныне частично входит в одноименный ном (административная единица Греции). В древности население Аркадии, богатой прекрасными пастбищами, занималось главным образом скотоводством. В переносном смысле – идиллическая страна «аркадских пастушков». Это энциклопедическая справка. В ней есть «аркадские пастушки», игрецы, поэты, певцы. Такие же пастушки-солнцепоклонники, как и в Аркаиме (Аркаине). И тут, и там население занимается пастушеством, оседлым пастушеством, а не азиатским, не перегонным, не кочевым. И тут, и там селения у пастухов коренные. И в Аркаиме, и в Аркадии Арко – символ мировой горы, символ мирового древа, символ солнца-арко, лестница в небесный мир.

Логично предположить, что в Аркадии, как и в Аркаиме, жили россы. Греция полна русских топонимов: Загора (на берегу Моря), Пруссия (Поруссия), Коловрита, Поле (Polia), Воевода (Voivoda), Коло (Colo), река Морава, река Ладон, мыс Ставрос (имя русского богатыря), Князево (Kniasovo) и другие.

И в Аркадии много чисто русских топонимов и названий. Достаточно сказать, что столицей области Аркадия является город с показательно-образцовым именем Триполис, Триполица (Три-поля). И имя это чисто русское. Не греческое, не немецкое, не тюркское, а именно русское, состоящее из двух русских слов.

И до сих пор тут живут так называемые пеласги, о которых академики Российской академии наук писали еще в XIX веке, что они русского корня, русских традиций. Дореволюционные историки считали, что в Греции это единственный очаг коренного населения.

У них еще и сейчас можно найти остатки древнерусской культуры. В частности, А. Чертков нашел у пеласгов русские слова, считал их славянами.

Авторы статьи «Аркадия» в словаре Брокгауза и Ефрона вначале безапелляционно заявили: «Вопрос о происхождении и исторической роли пеласгов относится к числу неразрешенных и неразрешимых». Но далее заколебались вместе с «линией партии»: «…Фукидидъ утверждалъ, что до троянскихъ войнъ Грецiя не имела общаго названия, а были отдельныя племена и, между прочимъ, пелазгическое (I, 3, 2). Эфоръ, примыкая къ Гелланику, считалъ родиной П. Пелопоннесъ (Аркадiю) и предполагалъ, что весь полуостровъ называли Пелазгiей. По его мненiю, П. были воинственнымъ народомъ и предпринимали походы на Эпиръ, Фессалiю и Критъ, оставляя везде свой элементъ».

«Тумзеръ («Griechische Staatsaltertumer», т. I) считаетъ П. Варварами, распространившимися съ С. по греческой территорiи. Быть можетъ, они – иллирiйцы, о чемъ свидетельствуютъ: 1) некоторыя названiя иллирiйскихъ местечекъ, встречающiяся въ пелазгическихъ областяхъ; 2) название Эпира, который считался пелазгической областью; 3) мифическое существованiе въ Южной Италiи П., въ связи съ новейшими открытiями, обнаружившими тамъ следы иллирiйскаго племени, и 4) тотъ фактъ, что въ историческое время П. жили какъ самостоятельное племя на иллиро-фракiской территорiи».

Ерзают господа норманисты. Еще бы! Не вдаваясь в десятки, если не сотни местечек с чисто русскими именами, выделим лишь три. Арко-Арка-Аркадия – название самой страны есть русское, от русского имени, от русского бога солнца; столица Аркадии Триполис-Триполица и главная река Аркадии священный Ладон (русский бог Ладо). И язык у них древнерусский. Аркадийцы были пастухами, охотниками, земледельцами. Народ патриархальный, гостеприимный и воспетый поэтами.

О том, что россы жили на территории, которая ныне называется Греция, и имелись города, отражающие их самоназвания, писал академик В. Ламанский. Из его труда «О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании» (СПб, 1859 г.) приведем несколько цитат, которые вмещают значительную часть древней истории:

«Самый Цареград (отнят греками у россов и переименован в Константинополь, затем отнят турками у греков и назван Стамбул. – Прим. Бажанова) и принадлежащие к нему местности имели имена славянские. Белград и Поле – ясные тому доказательства» (стр. 12).

«По свидетельству Иродота, Скилакса и др., в числе городов Вифинии были, между прочим, Kios (Киев)».

Для сравнения: в устье реки Онега (Белое море), на другом краю Европы, есть остров Киос. И тут русская земля и русские люди.

О неслучайности появления на Русском севере многочисленных ведических гидронимов Инд, Ганг, Индус и т. д. в соединении с русизмами вроде Киос говорят и речные промыслы россов. Среди прочего у рыбаков-поморов видим в былинах лодку брама («Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григоровичем в 1899–1902 гг.», стр. 4). Брама – это Брахма, имя бога, давшего название одной из древнейших религий – брахманизму. Брамины – это брахманы, служители данной религии. В России известно множество топонимов и селений с корнем «(б)рахман». За последнее тысячелетие многое подзабылось, но мы отчетливо видим и браму, и рахманов, и инды с гангами, и Виндию (Индею) и понимаем, что не только Казахстан, но Индия (Виндия) имеют и русскую историю, и русскую географию, и русскую языковую основу, где во главе веды и ведуны-венды. Люди, певшие о Дунай-реке, спустя два тысячелетия после исхода с Дуная-Истры разнесли по белу свету многочисленные истры, дунаи, инды, брамы и роси, руси, поруссии, арконы, киосы. Этническое происхождение этих слов не вызывает сомнений, ибо они известны и в древнерусском языке (до н. э.), и в современном тоже; укладываются в религиозно-астральные представления россов и их традиции.

Птоломей и Плиний знали в Вифинии город Любуша (Ламанский, стр. 152). Русизм данного имени и доказывать не надо.

«Некогда (идет ссылка на греческую рукопись о житии св. Климента, найденную В. И. Григоровичем, которая повествует и о славянах. – Прим. Бажанова) рукою и властью Александра с Олимпа, что подле Бруссы, они (россы-руссы. – Прим. Бажанова) были отодвинуты к Северному океану и Мертвому морю, потом, через продолжительное время, вооруженною силою они перешли Истр (Дунай) и заняли все соседние земли, Паннонию и Далмацию, Фракию и Иллирию и большую часть Македонии и Фессалии» (стр. 153).

В Фессалии порт Волос носит имя древнерусского бога Волоса-Велеса. Сюда еще и еще можно прибавить, но и так все на месте и все ясно. Россы живут на Балканах и в Малой Азии (Турции) и у россов есть Акадия и Сурия. Что вполне очевидно.

Греки восприняли значительную часть русской мифологии, о чем свидетельствуют и греческие историки, и греческие легенды, где есть Аркас – царь Аркадии, сын Зевса и нимфы Каллиосто. К имени Аркас еще вернемся, отметив наличие у русских имени, связанного с богом солнца. Имя Арко Аркович присутствует не только в русских былинах, но и как имя обычных россов, знаемое по старинным письменным источникам, что указывает на его этническое происхождение.

Не только древнегреческие писатели отмечали заимствование ведических таинств у венедо-фрако-россов. По сути, к тем же выводам приходят и современные зарубежные историки.

Исследуя греческие мифы, Роберт Грейвс пишет об аборигенах Балканского полуострова и окружающих территорий, об Аркадии и населяющих ее пеласгах. Грейвс не определяет этническую принадлежность так называемых пеласгов (древнегреческие авторы в этом более продвинуты). Однако мы знаем не только о русском имени Арко и Аркадий, но и видим в данном регионе реки Быстрицу (как во Фракии, ныне Румынии), Ладон, город Триполицу, Пруссию и другое – названия, чья этническая принадлежность не вызывает сомнений. Здесь присутствует наследие россов, которое ни с каким другим спутать невозможно. Тот же вывод можно сделать и по трудам зарубежных исследователей.

Процитируем Р. Грейвса, его труд «Мифы древней Греции» (1992 г., М.):

«Первым человеком стал Пеласг, предок всех пеласгов; он вышел из земли Аркадии, а за ним пошли другие, которых он научил делать хижины и питаться желудями, а также делать одежды из свиных шкур, в которых до сих пор еще ходят бедняки Эвбеи и Фокиды» (ссылка на Павсания, VIII, 1, 2) (Грейвс, стр. 16).

«Утверждение Павсания о том, что Пеласг был первым человеком, свидетельствует о преемственности традиции неолитической культуры в Аркадии вплоть до классического периода» (Грейвс, стр. 17).

Видим, что пеласги в Аркадии – древнейшие аборигены, чья культура облагораживала дикие горы Балканского полуострова и ближайших островов с неолита, с каменного века, за пять тысячелетий до нашей эры. Греки – позднейшие пришельцы из глубин Азии.

Читайте также:  Река ока протекает в орле

Только после победы греков в Малой Азии над Троей, видимо, над крупнейшим княжеством россов или союзников россов, появилось сильное давление и на Аркадию, и на пеласго-россов.

Одновременно шла борьба и за религиозно-культурную самобытность. Греки испытали сильнейшее влияние русской ведической культуры, но старались придать своим таинствам греческие названия, придать богам греческие имена. Вместо Перуна появился Зевс, вместо русалок – нимфы и т. д.

И все же сквозь тысячелетия в греческих мифах проступают и Аркадия, и Марсий (Мара), и Пан.

«Победу Аполлона над Марсием и Паном увековечили завоевания эллинами Фригии и Аркадии и последующее вытеснение в этих районах духовых инструментов струнными, везде, кроме сельской местности» (Грейвс, стр. 57). Тут же читаем:

«Соединение Аполлона с Дриокой на горе Эта, возможно, свидетельствует о вытеснении культа дуба культом Аполлона, священным деревом которого был тополь».

Шло вытеснение, подмена культов дуба, красной и белой лошади (савра и сивки-бурки), вытеснение духовых инструментов (самары, свирели). Но даже в положении сплоченных победителей Трои греки, бедные культурой, продолжали заимствования у разрозненных пеласго-россов, о чем свидетельствуют мифы об Аполлоне.

Грейвс по греческим источникам утверждает: «Вернувшись в Грецию, Аполлон разыскал Пана – козлоногого аркадского бога, пользовавшегося дурной репутацией, и уговорил его научить искусству прорицания. После чего он захватил Дельфийский оракул, оставив у себя на службе его жрицу Пифею».

Косвенно данную тему затрагивает российский профессор Б. А. Успенский, который заметил, что в Аркадии до н. э. был символ из соединенного креста и полумесяца. Соединение солнца и полумесяца в русском языке называется солунь.

И топоним, и город Солунь тоже в Греции – ныне называется Салоники. Истинно русские земли. «Равноапостольные Мефодий и Константин (Кирилл), учителя словенские, родившиеся в этом городе, традиционно именуются как «солунские братья». И таких свидетельств немало.

Итак, в славянских землях имеем Аркаим (Аркаин) и Аркадию. Что еще имеем? Имеем селение Арколе в Северной Италии, на стрелке рек Адиджа и Альконе. О Северной Италии как месте проживания славян писал В. Ламанский со ссылкой на древнего историка Страбона. Сам Страбон оставил следующие строки о Северной Италии: «После Троянской войны с Антинором часть венетов (россов. – Прим. Бажанова) Пафлагонских бежала сюда». «У греков пользовались славою лошади венетские». «Венетия – родина диких лошадей».

Напомним, что на реке Самара еще в XVIII веке водились дикие тарпаны, и приток Таволжанка имеет втекающую речушку Тарпановка.

Имеем и город Арко, и реку Арко в Альпах, в Тироле, около города Рива. Почти два века назад австрийско-немецкий профессор Бидерман («Slavenreste in Tirol») доказал, что Тироль «первоначально был населен ретийцами», славянами. Этот город лежит «в бассейне реки Сарки» (Сарка), что, видимо, означает Святая Арка, Солнечная Арка. То есть имеем и гидроним, в основе которого имя бога солнца Арко (Арка), а это тоже чисто русская традиция обожествления рек. Государство россов в Альпах (ныне Тироль) называлось Ретия. Здешний Арко и Ретия выводят нас на историю за тысячелетие до нашей эры. Не только арканы, но ретры вошли в культуру средиземноморской цивилизации.

В. Ламанский определяет: «pеtra (ретра) – изречения (оракул), договор (более позднее «рота»)» (стр. 551).

У древних греков ретра – изречение оракула, договор; арета – добродетель; это договоры, освященные божественной волей. Ликургова Рета – закон Спарты, датируемый концом VIII века до н. э.

То, что россы проживали на Балканах и в Альпах, по Дунаю, до VIII в. до н. э., вполне очевидно. И образы арка (арко), рета, дий (Арка-дия) уже тогда определяли бытие россов. И во всех этих регионах есть топонимы, урочища и селения, горы с корнем из данных слов-образов.

Греческие источники отправляют россов на берега «Северного океана» «рукою и властью Александра» Македонского (356–353 гг. до н. э.), т. е. дают нам достаточно определенный период исхода россов на берега Балтийского моря. Полагаем, что отступление Балканского анклава на север было не в пустыню, а к своим сородичам. Но тем не менее и тут волхвы россов строили храмы очень давно. Чуть ниже коснемся этого.

По средневековым германским, датским источникам хорошо известно о полабских славянах, о Поруссии (Пруссии), об острове Рюген с его мысом Аркон. Тут был город Аркон и грандиозный храм, следы которого видны и поныне («Священные реки России», стр. 62–63). К уже длинной цепочке прибавляем еще одно звено – Аркон.

Древние россы часто называли свои реки именами своих богов. Мы уже упоминали реку Сарки (Сарка). Знаем и о повторяемости священных гидронимов.

В той же лесостепной зоне, что и Аркаим, но за полторы тысячи километров, в Саратовской области, в междуречье Волги и Дона есть еще один памятник гидронимии – река Аркадак (Арка-дак) приток Хопра, приток Дона. Есть тут и селение, районный центр Аркадак, поименованный по имени реки.

Имеем четко видимый корень «арка». Вторая составляющая – «дак», вполне вероятно, обозначала «даки» – одно из названий россов иноземцами. Именовать реки именами солнца (Яро, Сура, Савр и т. д.) – известный древнерусский культ. И тут имя Арка-Арко дано реке, то есть воде. Очень русская традиция. Неповторяемая у других европейских народов.

Рядом с Аркадаком крупный могильник Крутец. Близко и легендарная стрелка Дона и Донца с целым кустом культовых гидронимов, таких, как Богучар… (см. гл. XV «Божественные реки…»).

Да и на левом берегу Рось-Волги, на одной широте с Аркадак течет река Еруслан. В древнем написании Яруслан (Ярослан). В старых приказах и имя атамана Ермака писали Ярмак, а Ерему писали Ярема.

При реставрации старого имени Ярослан получается не два, а даже три русских слова в одном. Древнейший гидроним состоит из имени бога солнца (Яро), национальности его поклонников (рос) и промысла, которым они занимались (лан – обработанное, вспаханное поле).

То есть имеем Яро-рос-лан. В сочетании «Яро» и «рос» – известный прием наложения двух слов для образования нового образа. И тут в очередной раз видим и самоназвание народа срубно-ямной культуры, и род деятельности – земледелие, и вероисповедание – солнцепоклонники.

Ярослан – ПОЛЕ РОССОВ, ПОКЛОННИКОВ ЯРО.

И данный гидроним вполне проецируется на поселенцев реки Аркадак, на ее поименователей. Именно эти жители реки Аркадак и жители пустоши и горы Аркаин (Арка – индея) – Аркаим и изобрели колесницы, колесо со спицами, изобрели особенные бронзовые сплавы и оригинальные технологии плавки руды, металла, изобрели своеобразную градостроительную архитектуру и сочетали пастбищное, оседлое скотоводство, земледелие и ремесла, включая металлургию. Отсюда колесница попала в Европу и в Египет через столетия и даже тысячелетия после ее изобретения и активного использования солнцепоклонниками Русской равнины.

На широте лесостепи есть и еще один родственный гидроним, отражающий религиозно-астральные представления древних россов, рекосолнцепоклонников.

Река Аркарка («Географические словарь», 1801 г.) впадает в Иртыш. Тут ведическая река Тара; сам Иртыш в основе близок к Ирию. Интересующая нас река Аркарка особо выделяется русизмом второй составляющей своего имени. Аркарка – Арка-р(е)ка, то есть река Солнца, река Арко, река ариев. Тут и культовая река Васюган и Васюганье с ведическим корнем «ган».

Цепочку с русским корнем «арка (арко)» можно продолжать и продолжать. Относительно недалеко от Аркаима есть река Аркалык. Сегодня это Северный Казахстан, Тургайская область. Гидроним Тургай и топоним Тургай – область, где течет Аркалык, – тоже русские. Тургай, тур-гай – есть туров лес. И тур, и гай – два русских слова. Если некоторым казахским авторам будет не хватать слов, то можно подарить им и слово медведь (медом ведающий), и слово коза (козак), и слово стан (стоянка, остановка, станица). Мы не можем и не собираемся запрещать заимствования, но должны узнавать и помнить родные корни.

Пройдем на западный край «русского поля», во Фракию (самоназвание Славия, Славиния), ныне Румынию, захваченную у россов во II веке н. э. римским императором Ульпием Траяном.

Большая часть россов из Фракии и Дакии ушла на север и восток. Часть россов осталась. Римские переселенцы ассимилировались с остатками русского народа и сохранили значительную часть древней топонимики, подчеркну – русской топонимики.

Амулеты волхвов и жителей долины Аркаин

Стыдно за российских историков и археологов, которые веками топчутся на месте, не смея признать русское наследие, русское самоназвание ранее IX века как в России, так и в местах древнего проживания россов. Фракия – русская земля.

Здесь не только город Русса, река Истр-Дунай, но и тысячи топонимов русского происхождения. Для простого россиянина доступны атласы крупного масштаба, но даже здесь вы найдете множество свидетельств, русских корней. Многие из них заменяют табличку «русские»: горы Пояна-Рускэ, река Бега, селения Рекаш, Оцелу-Рошу, Оравица, Топлец, Оршова, Козла, Речица, Дева… Сюда можно добавлять и добавлять.

Особо выделим куст крупных рек с ведическими именами. Румынские топографы приписали им румынское окончание «ш», но суть не изменилась. Река Арьеш, приток Сомеш, приток Муреш. Река Арь, река Сома, река Мура имеют не просто русские, а культовые, ведические имена. Арь, Оравица, Оршова, Орь – наследие россов-ариев – имеем по всему «русскому полю», по всей Русской равнине. Арь и коло соединены в образ Арко. Арко есть солнце ариев. Арка – ариев р(е)кА. Бросается в глаза и постоянное соседство топонимов рос и арь, арко, ибо россы были солнцепоклонниками на протяжении тысячелетий.

Итак, в местах проживания древних россов видим Аркаим, Аркаин, Аркадия, Арколе, Арко (город и река), Сарки (река), Аркон, Аркадак, Аркарка (река), Арьеш (река), Аркалык (река). И нет сомнений, что данные топонимы русские. Их связывает только русский этнос и ведическая вера.

Да, мы имеем достаточно протяженную цепочку топонимов и гидронимов с одним именем, и все они в местах древнего проживания россов. И если, например, на острове Рюген храмы россов и сами россы были уничтожены в 1163 году королем Вильгельмом I при поддержке католической церкви, то топоним Аркон в Германии остался, как остались сотни урочищ (включая села и города) с корнем «рос», «рус» и тысячи с корнями «ладо», «тур», «бреги», «сура» и им подобными… Топонимы рос, росс, русин, арий дают ответ на этническую принадлежность обитателей этих территорий. Очевидно и происхождение урочища Аркаим.

Россия в отличие от Японии, Китая… не имеет территориальных претензий к другим государствам, но и забывать свою историю, великую историю народ России не вправе, а вправе иметь доступ к ее закрытым и запрещенным страницам.

Народ наш памятливый. Он сохранил былины, подтверждающие русскость имени Арка, Арко. Греки сохранили имя Аркас (Арка-с) царя Аркадии. По сути, то же имя записано и у староверов в устье реки с культовым названием Индигирка. Старообрядцы пришли к берегам Ледовитого океана в XVII веке, скрываясь от религиозных притеснений. Записана былина в поселке Русское устье от Ив. Ив. Чикачева в начале ХХ века, задолго до открытия городища Аркаим, и жила своей жизнью, не соприкасаясь с российскими «реформами». Так вот, в «Думе полуденной» у Ивана-царевича есть помощник Арко Аркович. И это тоже прямое свидетельство традиции давать имена богов и рекам, и урочищам, и сказочным и реальным героям; Дунай, Истр, Волга, Рос, Рус, Арко… – это и личные имена древних россов.

Данная позиция происхождения слова «арка (арко)» и имени Аркаин (Аркаим) вполне обоснована и доказуема. И справка из домкома нам не нужна. Все достаточно очевидно.

В поисках истины пришлось побывать в историко-культурном заповеднике областного значения «Аркаим». О самом заповеднике написано немало, в том числе и первооткрывателем античного города профессором Г. Б. Здановичем, его коллегой и супругой С. Я. Зданович (руководители археологических раскопок 1987–1991 гг.). Приезжают сюда специалисты из разных учреждений и городов. Потому коснемся города-солнца в общих чертах, но по некоторым вопросам дадим свое видение узловых точек.

Приведем сухую справку, размещенную на интернет-сайтах музея:

«Аркаим был открыт в июне 1987 года археологической экспедицией Челябинского государственного университета. Располагается памятник на территории Большекараганской долины, на мысе, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утеганка. Свое название Аркаим получил от близлежащей сопки и урочища.

Археологические раскопки поселения Аркаим производились в 1987–1991 годах (руководитель Г. Б. Зданович). При общей площади памятника около 20 тыс. м 2 археологическими раскопами вскрыто 8055 м 2 ».

«К моменту раскопок на Аркаиме хорошо прослеживались обводной ров, за ним два кольца земляных валов, центральная площадь. Археологические исследования показали, что валы – это остатки оборонительных стен, сложенных из грунта, сырцовых блоков и дерева. Внутри каждого кольца, словно спицы в колесе, расположены жилища, которые строились из бревенчатых каркасов и грунтовых блоков.

Геофизические методы позволили установить, что укрепленное поселение состояло из 60 построек (35 – во внешнем круге, и 25 – во внутреннем). На сегодняшний день археологами исследовано 29 жилищ. Стены жилищ представляли собой два параллельных ряда столбов, обшитых плахами и находящихся на расстоянии около метра друг от друга. Промежуток между столбами заполнен грунтом или сырцовым кирпичом. Четыре или шесть рядов столбовых конструкций разделяют здание по длине. Несколько поперечных перегородок образуют отдельные комнаты. Хозяйственные отсеки с погребами и колодцами, металлургическими печами расположены в глубине помещений. Удивительно разнообразны конструкции очагов и каминов.

Круговые и радиальные улицы, система водосброса и канализации, основания надвратных башен, ниши и переходы внутри мощных оборонительных стен – все это представляет собой необычайно яркую картину и говорит о довольно развитой культуре аркаимцев.

На поселении собрана большая коллекция керамики, изделий из кости и камня, металлических орудий труда и многочисленные предметы, связанные с металлургическим производством, уникальные по своей сохранности.

В настоящее время раскоп на археологическом памятнике-поселении Аркаим законсервирован. Для осмотра оставлен небольшой участок, где вы можете увидеть фундамент оборонительной стены, реконструкцию участка внешней оборонительной стены, основания двух жилищ с примыкающими к ним «двориками» и ровик».

Археологический памятник датируется XVIII–XVI вв. до нашей эры. Памятник эпохи бронзы.

Вот еще данные по Аркаиму из буклета, выпущенного сотрудниками музея-заповедника:

«Укрепленные поселения Южного Урала – современники первой династии Вавилона, фараонов Среднего Царства Египта и критомикенской культуры Средиземноморья. Время их существования соответствует последним векам знаменитой цивилизации древней Индии – Махенджадаро и Хараппы. Не исключено, что «Страна городов» – одна из немногих первичных цивилизаций Старого Света. Она шла в своем развитии особым альтернативным путем, во многом не похожим на те пути к цивилизации, которые позднее наметились на Западе и Востоке».

«Планировочная структура Аркаима очень компактна, продуманна и функциональна. Основа планировки – два концентрических кольца оборонительных сооружений (диаметр внутренней стены – 85 м, внешней – 143–145 м), два кольца жилищ и круговая улица. Центр планировочного каркаса – овально-квадратная (25?27 м) площадь. Кровли внутреннего кольца жилищ во время ритуальных действ на площади превращались в огромный амфитеатр.

Внутреннее кольцо фортификационных сооружений приспособлено для палеоастрономических наблюдений. По основным параметрам оно близко кольцу менгиров Стоунхенджа (Англия). В «городе» было четыре основных входа, ориентированных по сторонам света, но только западный вход был широким (4–5 м) и выходил на круговую улицу, остальные сопрягались с узкими длинными лабиринтами внутри радиальных стен. Эти стены разбивали второе кольцо жилищ на четыре сектора, что увеличивало возможности обороны. На аэрофотоснимках просматривается также третья линия защитных сооружений, охватывающая значительную территорию, вероятно, для содержания и охраны скота. Удивительно, что при строительстве города первичный грунт снимался только там, где планировалось размещать жилье».

«Толщина внешней оборонительной стены достигает 5,5 м, высота ее основной части не менее 5 м. Она состояла из бревенчато-грунтовой части и деревянного бруствера. У основания стены – ее продолжение, обводной ров глубиной до двух метров. Он содержался сухим и служил как бы продолжением стены. Ее высота вместе со рвом составляла около 7 м. На дне рва фиксируются очаги, каменные выкладки и водосбросные колодцы с обязательными очистными сооружениями. Внутри стен располагались помещения и ниши, куда можно было попасть из жилых домов. Стена цитадели имела толщину по основанию 2,5–3 м и была примерно в полтора раза выше внешней «городской» стены».

В строительстве Аркаима использован кирпич-сырец, а также грунт – прообраз бетона. Есть и факт срубового строительства, т. е. имеем высокое плотницкое искусство обработки дерева.

Аркаим в системе городов, что тоже говорит об общем уровне развития его жителей. А они умели плавить бронзу (с добавлением олова, мышьяка), в чем опередили другие «оазисы» культуры. Придумали дутье печи не мехами, а тягой при посредстве колодца, соединенного с печью.

Аркаимцы, россо-арии являются и активными строителями колесниц, что мы видим по всему Южному Уралу, Поволжью и Подонью.

Тут и ливневая канализация, и городская площадь, и многое другое, что указует нам на древнейшую высокую культуру, обогнавшую свое время по многим позициям. И культура эта присутствует в десятках городов Южного Урала.

Подобные памятники есть и в других регионах России в лесостепной зоне.

«Андроновские памятники простираются на 3 тыс. км от западных склонов Уральских гор и левого берега реки Урал через весь Казахстан в Западную Сибирь до Енисея, далее через Среднюю Азию до правого берега реки Амударьи. То, что андроновская культура имеет отношение к индоариям, показали раскопки уникального по сохранности поселения вблизи местности Аркаим (о нем будет рассказано в следующих номерах), а также открытие в Волго-Донском регионе могильников, в которых захоронены воины-колесничие. В Подонье (пос. Ливенцовка) обнаружен памятник подобие Аркаима – полукруглый мыс высотой 20–21 м огорожен двойным полукольцом мощных каменных сооружений и окружен рвами. Стены представляют собой два ряда панцирной кладки, жилые помещения, как и в Аркаиме, расположены между двумя стенами и имеют трапециевидную форму».

Археологи «по привычке» называют эту культуру андроновской, не рискуя объявить ее этническую принадлежность. Однако, что же еще видят исследователи?

Читайте также:  Как доехать от черной речки до студенческой

Астроархеолог К. Быструшкин пишет: «Аркаим – интерпретация Вселенной. Это особый мир, где духовностью насыщено все – от жилищных построек до скульптурных изображений, выполненных из камня».

«Аркаим и Стоунхендж расположены практически на одной географической широте: Стоунхендж – 51° 1’ Г, Аркаим – 52° 39’. В нашем северном полушарии это единственная широта, на которой азимуты Солнца и Луны в их крайнем склонении разделены углом в 90°, т. е. круг и квадрат (круг как символ непроявленного мира, а квадрат – как символ разделения) – самые оптимальные формы для точности наблюдений и постройки обсерватории подобного типа».

«Аркаимская долина – великолепное место для постройки суперобсерватории». Ничего революционного в этом не утверждается. Мы знаем, что волхвы как солнцепоклонники были звездочетами, первыми астрономами и стремились давать предсказания, сообразуясь с положением звезд, солнца-арко, луны. Однако тут излишних фантазий не нужно, мы можем говорить только о вещах очевидных.

Стоунхендж в Англии, конечно, культовое сооружение, связанное со звездным миром. Сооружение чисто культовое, но более простое по сравнению с Аркаимом.

А что такое Стоунхендж как географическая точка в плане топонимии? Объект этот относительно близок к острову Рюген в Балтийском (Венедском, читай Русском) море, по которому активно плавали древние россы, что уже не требует дополнительных доказательств.

На Рюгене (Руяне) мыс и город Аркон с грандиозными храмами и значительным, развитым сообществом волхвов, «молодцев поученых». От Руяна-Аркона до Стоунхенджа не так уж далеко.

О топонимическом окружении Стоунхенджа есть интересные сведения, приводимые английским исследователем Г. Бейли («Потерянный язык символов». М., 1996 г.). Бейли рассказывает о Перуне (правда, видимо, от скромности не упоминает, что это бог россов), которого в Северной Европе (в т. ч. в Арконе) изображали «с тремя головами, с огненно-красным лицом, обрамленным языками пламени». В честь бога Перуна славяне поддерживали вечный огонь, а в случае его затухания вновь зажигали при помощи искры, выбитой из камня в руке идола бога» (стр. 265).

Г. Бейли от корня «пер» выводит названия Персия, Перуджа и даже Перу (индейцы называли себя «дети солнца») (стр. 265).

Может быть, и не стоит все сводить к Перуну, но вполне определенная связь есть. В Стоунхендже она вполне очевидна.

«Можно предположить, что своим названием Каменный амфитеатр в Корнуолле, известный как Круг Перрана, обязан Богу солнца Перуну; расположен он в местечке Перранзаболоу, которое представляет руины древнего поселения, изобилующего археологическими находками». В Корнуолле тоже сохранились Колодец Перрана и Перранпорт (стр. 267).

Итак, Бейли приводит факты, свидетельствующие о русских корнях и русском имени и этой древней обсерватории.

Есть и другие приметы того, что эта обсерватория закладывалась волхвами древних россов; сомнений в том, что Перун есть русский бог огня, молнии, дождя, нет. Перун хорошо известен по многим топонимам в русских землях и по храмам, ему посвященным.

Итак, Аркаим и Перунов Стоунхендж объединены не только одной широтой, но и древнерусской ведической религией. И это достаточно серьезно.

Россия и сейчас огромная страна. Удастся ли россам удержать страну, когда под боком с невероятной скоростью размножаются южные и азиатские народы? Не в последнюю очередь это зависит и от возрождения национального самосознания россов, инстинкта самосохранения, да и умения правителей объединить россов и близкие им народы на сохранение самобытности и независимости.

Во время посещения заповедника Аркаим (оно было коротким) удалось пообщаться с научным сотрудником музея Ф. Н. Петровым. И автор благодарен ему за интересную беседу. Вместе с тем увиделось и движение научных работников по старой, норманистской колее. А надо бы смотреть шире.

Многие археологи называют поселение уровня Аркаим городищем и стесняются назвать его городом. А это город в полном смысле слова. Город и по архитектуре, город по числу жителей (до 1,5 тыс. чел.), город по уровню развития ремесел.

В Европе и США немало современных населенных пунктов с еще меньшим числом жителей, однако именуемых городами. Для своего же времени Аркаим не просто город, а крупный город; видимо, еще и центр системы городов.

Ф. Н. Петров считает, что Аркаим построили тюрки-кочевники и тут оппонирует профессору Здановичу. Такая точка зрения критики не выдерживает. Кочевым народам города просто не нужны. Даже спустя тысячелетия у Золотой Орды города без стен… Строили здания военнопленные из числа завоеванных народов. Аркаим не был городом кочевников, тут пастушество не кочевое, а пастбищное. Даже в глухой русской деревне (пастух или очередной двор) пасли стадо в окрестностях селения, но не бродили за стадом всей общиной. Так было и тысячу, и две тысячи лет назад, так было и много ранее.

Скажем, для калмыков на Волге, в Самарской губернии в 1736 году правительство Российской империи построило город Ставрополь (Тольятти), открылась школа, дома для правителей Орды. Калмыкам предоставлена луговая степь с озерами, реками и прекрасными сосновыми борами. Они имели полное самоуправление, льготы по налогам (точнее, отсутствие налогов) и места для поселков. Но им не разрешалось кочевать за пределами отведенной территории.

И калмыкам это не понравилось. Теплым избам они предпочли холодные юрты, засушливые, но бескрайние степи и свободную гоньбу скота. Калмыки ушли с земли подаренной, но ограничивающей их передвижение. И ни князья, ни ламы их не удержали. И это в XVIII в. нашей эры, что же говорить о XVIII в. до нашей эры. Кочевникам (Золотая Орда) города могли строить только военнопленные. Но Аркаим не ставка хана, а культовый город россо-ариев, россо-венедов.

Аркаимцы – металлурги, искусные металлурги, и, без сомнений, тут производство металла и изделий из него не ограничивалось собственным потреблением.

Слышал возражения такого свойства: мало отходов производства. А почему их должно быть много? Рачительный хозяин убирается в своем доме. Кроме того, нам (в Самарской области, в частности) известны древние печи непосредственно в степи, где из руды выплавляли металл. В городе могло быть уже только литье изделий.

В деревне моего отца была кузня-избушка и один кузнец с молотками (с технологией, недалеко ушедшей от каменного века, тут горн раздувался мехами, даже проще, чем в Аркаиме). Один кузнец обеспечивал несколько деревень серпами, косами, болтами, скобами и т. д.

А в Аркаиме 4–5 тысячелетий назад в каждом жилище одна, две, а то и три (!) домницы. В Аркаиме сотни домниц. И само слово «домница» русское по происхождению. И никто не стал бы строить столько домниц, если бы металл не был востребован. Металл из здешних руд найден даже на реке Оке (см. труды Бадера).

Гора и пустошь Аркаин-Аркаим в нескольких километрах от остатков города Аркаим, но топоним тоже русский.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Топонимика

Топонимика Агну — Керас, мыс — Умм-эль-Набайиль (Египет)Агригент, город — Агридженто (Сицилия)Адана, город — 1) Адана (Турция); 2) Аден (НДР Йемен)Адрия, город — сел. Атри (Италия)Акампсис, река — Чорох (СССР)Акесин, река — Алькантара (Сицилия)Акций, мыс — Скила (Греция)Алалия,

Ранняя петербургская топонимика

Ранняя петербургская топонимика В попытке объяснить смысл какого-либо названия заложено не что иное, как неистребимое стремление к самоутверждению. Не случайно поэтому огромное количество легенд связано с топонимикой, особенно на раннем этапе освоения любой

Топонимика столицы России

Топонимика столицы России Познакомимся с одной из трех частей ономастики – топонимикой.Наш очередной сюжет будет посвящен Москве, а топонимика, как сказано чуть выше, изучает, в частности, происхождение названий городов, сел, улиц, площадей, церквей, входящих в состав

Таврская топонимика

Таврская топонимика Сегодня в выявление их облика вносят вклад и лингвистические исследования топонимов — уцелевших названий рек, гор, урочищ н поселений, не объяснимых из татарского, греческого, итальянского и других языков. Необходимость глубокого изучения

3. Аркаим

3. Аркаим На Южном Урале в Кизильском районе Челябинской области в 1987 г. были обнаружены останки древнего поселения. Здесь 4 тысячи лет назад стоял город-крепость с толщиной стен до 5 метров и высотой около 8 метров. Разрушенный временем, оставленный людьми, он раскрывает

Питейная топонимика

Питейная топонимика До революции считали, что златоглавая была весьма богата ресторанами. Говорили: «Москва людна и хлебна», «Славна Москва калачами, а Петербург — усачами». Вид на Москву-реку с купальнями, на Романовский сквер, памятник Александру IIЛучшими считались:

Топонимика старой Масленицы

Топонимика старой Масленицы Издавна русские люди праздник Масленицы называют: «честная Масленица», «широкая Масленица», «веселая Масленица».А в церковных книгах Масленица обозначена как Сырная неделя.В нашем городе в старину по набережным Москвы-реки проходили

Аркаим и арийская идея

Аркаим и арийская идея Современные эзотерики, политические радикалы и поклонники неоязычества безмерно превозносят обнаруженный в 1987 г. в Челябинской области первобытный поселок Аркаим XVII–XVI вв. до н. э. как едва ли не столицу «русско-арийской цивилизации»

Аркаим

Аркаим Коллеги Дугина из движения Молодая Евразия предложили сделать новой политической столицей город Аркаим. Этот древний и загадочный мегалитический город на Южном Урале, недалеко от Челябинска, раскопанный археологами в 1980-е годы, должен подчеркнуть принадлежность

Аркаим

Аркаим В 1987 г. на Южном Урале было сделано археологическое открытие, которое потрясло весь мир. Ученые обнаружили город, возраст которого, по различным данным, оценивается в 3800–4800 лет! Он носит гордое имя Аркаим. Сопоставляя это название со словами славянского языка, в

Топонимика?

Топонимика? Были теории и об исконно русском происхождении «русских». Так австрийский барон, а заодно писатель и историк, Сигизмунд фон Герберштейн, живший в XV–XVI веках, считал, что Русь получила своё название по имени одного очень древнего города рядом с Великим

Источник

Река сооружение арка что это

Строители нескольких древних цивилизаций были знакомы с аркой, но, по странным причинам,
использовали её лишь в утилитарных или подземных сооружениях, таких как хранилища или
водостоки.
Апогей её использования настал в готической архитектуре, но для современной архитектуры
конструкция арки была нехарактерна.

Эти контрфорсы миланского собора смотрятся просто великолепно.

«Готическая система позволяла облегчить каменные конструкции».

Арка позволяет ограничивать пространство или создавать проёмы в каменных стенах, поскольку, по сути,
она представляет собой безупречную сжимающую конструкцию, идеально сочетающуюся с такими материалам,
как камень и кирпич, обладающими большой силой сжатия, но малым растяжением. Тем не менее, арка в
своём основании создаёт распор, сопротивление которому обеспечивает стабильность структуры.

Первым архитектурными возможностями арки воспользовались древние римляне. Она послужила основанием для
создания величественных мостов, акведуков и виадуков во времена экспансии Римской Империи, что позволило
Риму стать первым мегаполисом с населением свыше миллиона человек. Аркообразные проёмы, образующие
ярусы аркад, применялись в сооружениях, подобных Колизею, а триумфальные арки воздвигались в честь
крупных военных побед. Благодаря выдавливанию арки формировали своды, а их вращение позволило создать
конструкцию купола.
Несмотря на её огромные размеры, у полукруглой арки, предпочитаемой римлянами, а позднее возрождённой в
романской архитектуре Европы во времена первой волны строительства церквей и монастырских зданий, было
два серьёзных недостатка: она обладала значительным распором и, будучи основой системы сводов, могла
применяться лишь для формирования крестовых сводов. Эти недостатки устранило появление готической
стрельчатой арки, обладавшей меньшим распором и возможностью покрывать сводом прямоугольные пролёты
благодаря тому, что её вертикальные и горизонтальные размеры могли изменяться независимо друг от друга.
Готическая система позволяла облегчить каменные конструкции; чтобы справиться с оставшимися проблемами,
связанными с распорами, каменщики разработали сложную систему контрфорсов.

Предоставив строителям возможность изменять соотношение ширины и высоты, готическая система
стрельчатых арок и сводов, представленная в своей первозданной и чистой форме в Амьенском
соборе, кардинально изменила будущее каменной архитектуры.

Самые прочные формы арок представлены параболической и катенарной конструкциями. Они послужили основой
каталонской системы возведения сводов, использованной Антонио Гауди, в насмешку называвшим контрфорсы
«архитектурными костылями», а позднее применимыми венесуэльским инженером Эладио Диесте.

Железобетонная стяжка, применяемая Луисом Каном для укрепления арочных проемов.
Надо заметить, что подобное конструктивное решение применяется сейчас при
проектировании зданий в сейсмически опасных районах.

В современной архитектуре арки не заслужили популярность; отчасти потому, что имелись такие материалы,
как сталь и железобетон, обладавшие большой силой сжатия и растяжения, частью от того, что необходимая
для их сооружения кладка свода по кружалам дорого обходится, а частью и потому, что они имеют не такой
современный вид. Тем не менее, их ожидало триумфальное возвращение в работе Луиса Кана, представившего
железобетонные стяжки для сопротивления распору, а также в кирпичных постройках в Индии и Бангладеше,
где были представлены необычные перевёрнутые арки, противостоящие вертикальному распору, образующемуся
под воздействием землетрясений.

Вдохновленный «римским великолепием», Луис Кан применил принципы каменной архитектуры в кирпичных
зданиях в Индии и Бангладеш, удвоив арки таким образом, чтобы сформировать круглые проёмы.

Источник

Значение слова «арка»

А́РКА, -и, род. мн. а́рок, дат. а́ркам, ж.

1. Дугообразное перекрытие проема в стене (окна́, двери, ворот или пролета между двумя опорами — столбами, устоями моста и пр.). Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату. Л. Толстой, Война и мир. Справа по склону горы раскинулся город — старинные, почерневшие от времени замки, сквозные арки древних колоколен. Новиков-Прибой, Море зовет.

2. Декоративное сооружение в виде ворот, с проездами, завершенными сводом. У входа в город стояла триумфальная арка, увитая гирляндами. В. Кожевников, Мать.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.

А’РКА, и, ж. [латин. arcus — дуга]. Архитектурное сооружение криволинейной формы, служащее для перекрытия отверстия в стене или промежутка между отдельными стенами. Стрельчатая а. Зубчатая а.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

а́рка

1. архит. дугообразное перекрытие стенного проёма или пространства между двумя опорами ◆ В церкви нашей две половины, соединяющиеся большой, высокой аркой. А. А. Есенина, «Родное и близкое», 1960–1979 г. (цитата из НКРЯ)

2. архит. сооружение в виде больших ворот с таким перекрытием ◆ Триумфальная арка.

3. проём с таким перекрытием в стене, использующийся для прохода, проезда ◆ Мужчина стал спускаться к «России» через узкий Хрустальный переулок, по которому тянулись с многочисленными подворотнями и арками старинные торговые здания, набитые теперь офисами. Владимир Черкасов, «Чёрный ящик», 2000 г. (цитата из НКРЯ)

4. любой дугообразный объект ◆ Арка радуги. ◆ Арка циклоиды.

5. неол. сквозной сюжет у нескольких серий телесериала

Источник

АРОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

АРОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Происхождение, история, физические свойства и виды арок.

АРХИТЕКТУРА

Арка – одна из древнейших архитектурных форм, на заре цивилизации она не была просто перекрытием, она несла в себе ритуально-символический смысл. Слово «арка» происходит от латинского «arcus» – дуга, но существует версия, что слово происходит от ивритского «арука», что означает «длинная, тянущаяся». С развитием каменного зодчества, арки приобрели повсеместный характер и стали частью многих типов сооружений. Сегодня арка является популярным декоративным элементом, подчеркивающим изящность и одновременно монументальность объекта, наряду с этим они заняли нишу в промышленном строительстве и стали неотъемлемым элементом многих хозяйственных построек.

МОСТ. Бульон, Франция БОЛЬШАЯ МЕЧЕТЬ В КАЙРУАНЕ, древнем священном городе (Тунис) IGDA/G. Dagli Orti

Так как же появился столь прекрасный и незаменимый элемент? Откуда человек смог его почерпнуть? Какие схожие конструкции присутствуют в архитектуре и природе? Как развивалась и трансформировалась арка в ходе истории, и какие приобретала значения для человечества? Люди часто забывают о значимости обыденных вещей и редко задумываются о происхождении, на первый взгляд привычного и естественного. Потому-то и стоит периодически освещать простые, знакомые каждому и давно забытые как проблема, вещи и явления.

Изучение арок, как основного элемента храмовой и соборной архитектуры, а так же, и как отдельно стоящего произведения монументальной архитектуры – триумфальной арки, занимает в истории искусств огромное место. Применение арок как пролетов или несущих конструкций имело повсеместный характер уже в начале нашей эры, а оформление арочной конструкцией входа и окон – с 10 по 15 века являлось каноническим и предопределяло становление архитектурных стилей. Возможность распределять нагрузку всего здания на одни лишь арки сыграла роль в становлении и развитии искусства постройки готических соборов, и способствовала появлению в них витража. Особое место арочный пролет занимает в мостострое, ведь именно благодаря этому элементу было создано огромное количество переправ. Сейчас же при помощи арочного принципа можно с легкостью создать покрытия промышленных, сельскохозяйственных и общественных зданий пролетом от 12 до 100м. Это могут быть ангары и складские помещения, спортивные и торговые комплексы, различные кровельные системы. Виды и формы арок, их назначение, а так же сооружение, в которых они применяются, достигли необыкновенного разнообразия и, скорее всего, пришли к кульминационному моменту развития, продолжая свой длинный исторический путь.

ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА. Париж ОДИН из входов в комплекс мечети Сулеймания. Арх. Синан. Стамбул УЛИЦА в г.Падуя, Италия

Происхождение и природа арок

Как же человек пришел к такой несокрушимой и долговечной конструкции, которую легко соорудить из природных материалов, создав прочную опору для всего сооружения?

Скорее всего, люди заметили эту форму в природе, окружающей человека испокон веков. Арки были всегда на виду у человека – это и вход в пещеру, и грот, и склоненные друг к другу деревья, и радуга, и полукруг заходящего солнца. В мире встречаются необычные и причудливые природные арки. Они разбросаны по свету и присутствуют на каждом материке. Эти гигантские естественные шедевры вырезаны из твердых скал, под влиянием воды, ветра и солнца.

Читайте также:  Река якутии правый приток лены 5 букв

ЕСТЕСТВЕННАЯ АРКА. Солерно. Италия

Некоторые из них возвышаются на десятки метров над землей, в то время как другие едва сформированы и почти незаметны, но в любом случае их объединяет одно – все эти красивые естественные формирования обладают уникальной формой арки. Примеров таких явлений бесконечное множество, так что придется привести лишь наиболее монументальные и известные арки. Это Лондонская арка на побережье южной Австралии, гора Слоновий хобот, расположенная на побережье реки в южном Китае, утес Персе в Квебеке в восточной Канаде, Дердл-Дор – выступ на северном побережье Великобритании, Лазурное Око на западном побережье мальтийских островов. Радужный мост и Изящная арка находятся в США в штате Юта, где располагается целый национальный парк арок. В парке находится более 2000 природных арок из песчаника, а так же множество других ландшафтных образований. Он имеет площадь 309 кв. км и находится неподалеку от города Моаб. А самой большой на данный момент считается арка, расположенная в Китае, – мост Фей, пролет которой около 120 метров. Подобные, сформированные природой, арки можно встретить и в России: гора Кольцо в окрестностях Кисловодска, грот Дианы в мысе Лермонтова, Арка Стеллера на дальневосточном побережье, скала Золотые ворота близ массива Кара-Даг и др.

У людей первобытного мира арка принимала участие в ритуалах и, скорее, служила символом, в который вложен особый смысл, ведь через нее можно пройти. Например, у некоторых племен центральной Африки существует обряд, согласно которому, что бы мальчик стал мужчиной, он должен на несколько дней отправиться в лес и выжить там. Племя строит из веток арку на окраине леса, юноши, которые должны доказать, что уже готовы повзрослеть, уходят через арку в чащу, а оставшееся в деревне племя, начинает их оплакивать. Когда же те вернуться, то считаются уже зрелыми и готовыми к жизни мужчинами. Так же, пигмеи верят в существование бога радуги и, когда она, наконец, появляется, они, выражая желание общаться с ним, берут лук и стреляют в радугу. У римлян, где богом ворот и дверей был двуликий Янус, проход через ворота, по сторонам которых находились алтари Януса и Юноны, символизировал переход из одного возраста в другой. Значение ворот в религии Древнего Рима не ограничивалось обрядом юношеской инициации, но также было своеобразным способом очищения от зла. Арка была символом небосвода, у греков она обозначала Зевса, у римлян – Юпитера, а 35 арок символизировали дорогу жизни. Арки участвовали и в ритуале чествования и освящения победы. Триумфальные арки в конце концов наводнили всю Италию. Они были символом, увековечивающим победы. Однопролетные, глубокие, массивные арки на Руси были городскими воротами, защищающими от врагов, но в мирное время служили точкой отправления ритуальных шествий, так например, у главных ворот встречали масленицу и поедали блины. Дуга была и обтекаемым, динамичным элементом, присутствуя в конской упряжке. Важным является присутствие арки в обряде кумования на троицу. По обычаю, нужно сплести верхушки двух молодых, стоящих рядом берез, и, пройдя через получившуюся арку, обняться и поцеловаться – покумоваться. После этого девушки становились неразлучными подругами, и их не должны были посещать ссоры. Таким образом, арка, как символ, элемент быта, инструмент обрядов присутствует у различных народов и цивилизаций и играет важную роль в их жизни и культуре.

Физические свойства

Распределение сил

Суть работы арки можно представить на следующем простом примере: любая прямолинейная балка под воздействием нагрузки будет прогибаться. Происходит это потому, что под действием нагрузки в поперечных сечениях балки возникают продольные сжимающие и растягивающие напряжения. При этом в верхней части сечения действуют сжимающие напряжения, а в нижней части – растягивающие напряжения. Под действием этих напряжений верхняя часть балки сжимается, а нижняя – растягивается. В итоге, после прогиба балки, получается как бы перевернутая арка. Но если взять балку, уже имеющую некоторую кривизну оси, относительно большую по сравнению с пролетом, и перевернуть ее, то мы получим нечто, напоминающее арку. Такая теория касается арок, выполненных из цельного пласта материала. Совершенно другая идея лежит в основе арок, собранных из отдельных элементов, чаще всего, каменных. Сегменты выточены в виде усеченных клиньев, так что, опираясь друг на друга, они последовательно предают нагрузку, идущую сверху, соседнему сегменту, пока та вся не перейдет в опоры. Так что, если материал арки и опор имеет соответствующую прочность, то при повышении нагрузки арка лишь становится плотнее и крепче, это увеличивает срок ее службы и улучшает устойчивость.

Расчет арок

Расчет арок производится по правилам строительной механики. Начинают с замера и учета всех нагрузок, таких как масса самой арки, снеговая и ветровая нагрузки, а также прочие нагрузки, связанные с использованием помещения. После чего можно переходить к расчетам, которые выполняются в следующем порядке:

геометрический расчет арки;
статический расчет;
подбор сечений и проверка напряжений;
расчет узлов арки.

Нагрузки

Приходится учитывать, что нагрузки, действующие на арку, могут распространяться равномерно, на всю площадь поверхности, а могут быть сосредоточенны в отдельных местах. Например, точно постоянной и равномерной нагрузкой можно считать давление от массы покрытия и самой арки. К ним чаще всего добавляют условно полученный запас прочности, равномерно распределенной по длине пролета. Для определения массы арки используют коэффициенты собственной массы kсв = 2…4, который зависит от массы покрытия gn, снега p, других нагрузок и присутствует в выражении

Снеговую нагрузку р так же условно считают равномерно распределенной по длине пролета покрытия и определяют по нормам нагрузок и воздействий. Стрельчатые арки в этом случае принимают за треугольные, а для сегментных арок вводят определенные коэффициенты. Ветровую нагрузку q и считают приложенной нормально к поверхности покрытия и определяют так же по нормам нагрузок и воздействий. При этом для упрощения расчета криволинейные эпюры этой нагрузки можно заменять прямолинейными, а стрельчатые так же заменяют треугольными. Сосредоточенные, временные нагрузки Р включают в себя массу подвесного оборудования, или оборудования, находящегося на покровах пролета, и временных нагрузок на нем.

Геометрический расчет арки

Он заключается в определении всех размеров, углов и их тригонометрических функций полуарки, необходимых для дальнейших расчетов. Исходными данными при этом являются пролет l, высота f, а в стрельчатых арках также радиус полуарки r или ее высота f.

Статический расчет

Если рассматривать трехшарнирную арку, то опорные реакции состоят из вертикальных и горизонтальных составляющих. Причем вертикальные реакции определяют так же, как в свободно опертой балке, из условия равенства нулю моментов в опорных шарнирах. Горизонтальные реакции, которые называют распором, определяют из условия равенства моментов нулю в коньковом шарнире. Продольные и поперечные силы можно определять только в сечениях у шарниров, где они достигают максимальных величин, что необходимо для расчетов узлов. Полученные результаты сводят в таблицу усилий, по которой затем определяют максимальные расчетные усилия при основных наиболее не выгодных сочетаниях нагрузок.

Подбор сечений и проверка напряжений производятся по максимальным значениям расчетных усилий. При этом ветровые нагрузки учитываются только в тех случаях, если ветер более чем на 20% увеличивает расчетные усилия. Так же производится ряд проверок, на прочность, устойчивость к деформациям.

После глобальных расчетов выполняется анализ узлов арки, как опорных, так и замковых, если они есть. Производится проверка узла на смятие и устойчивость к горизонтальным нагрузкам.

Источник



Река сооружение арка что это

А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.

Содержание

История

Арки впервые появились во II тысячелетии до н. э. в архитектуре Древнего Востока, в частности в Междуречье, где строительство кирпичных сооружений достигло высокого уровня. Широкое распространение также получили арки в архитектуре Древнего Рима.

Механика

Арка — это криволинейный брус плавного обриса, несущая строительная конструкция. В отличие от балки которая испытывает нормальное механическое напряжение, арка испытывает касательное механическое напряжение, из-за чего возникает горизонтальная опорная реакция (распор). От свода арка отличается лишь значительно меньшей шириной. Под вертикальной нагрузкой арка работает в большей степени на сжатие и в меньшей степени на изгиб.

Арки бывают безшарнирные, двухшарнирные и трёхшарнирные; если опорные концы арки соединить стержнем (затяжкой, которая воспринимет горизонтальную реакцию), то получается арка с затяжкой.

Названия частей арки

  1. Замковый камень — поперечное сечение около вершины
  2. Клинчатый камень
  3. Внешняя поверхность свода (экстрадос)
  4. Пятовый камень (импост) — поперечное сечение около опоры, пята арки
  5. Внутренний свод (интрадос)
  6. Стрела подъёма — расстояние центра замкового камня арки от линии, которая соединяет центры двух пятовых камней арки
  7. Пролёт
  8. Опорная стена

Расстояние между центрами пят называется расчётной проймой. При увеличении стрелы подъёма уменьшается распор арки. Ось арки подбирают так, чтобы сжатие на изгиб было минимальным; тогда арка будет наиболее крепкой и стойкой. Крепость арки зависит от её формы. Простейшие арки имеют форму полукруга, однако теоретически наиболее крепкими являются арки с формой параболы или цепной линии. Параболические арки впервые использовал испанский архитектор Антонио Гауди. Такие арки передают весь распор на опорную стену и не требуют дополнительных элементов.

Арки, перекрывающие несквозной проем, называются слепыми. Одной из целей этого является увеличение прочности стены при экономии материала. В древности известен прием, когда арка делалась для облегчения, например, когда перекрытие проёма в стене было выполнено в виде плоской арки, для разгрузки которой над нею делалась слепая арка.

Типы арок

Круглая или полуциркульная

Круглая пологая арка или сегментная

Ползучая или косая арка

Плоская сжатая арка

Опрокинутая килевидная арка

Четырёхцентровая арка — «Тюдор»

По форме различают арки:

  • аравийская — имеет повышенный центр построения, была распространена в зодчестве народов востока, в испано-мавританской архитектуре.
  • аркбутан — арка с пятами на разных уровнях, наклонно передающая распор свода на внешнюю опору.
  • вогнутая — перекрытая двумя дугами, обращёнными выпуклыми сторонами в пролёт.
  • двухлопастная — сложенная из двух малых арок одинаковых размеров, импосты и соединения которых расположены на одном уровне.
  • двухцентровая — дуга, образованная из двух дуг одного и того же радиуса, пересекающихся в замке под тупым углом.
  • диагональная — расположена в крестовом своде по диагонали квадрата или прямоугольника, то есть Нервюра, которую называют «ожива».
  • эллиптичная — образована в пересечении частью эллипса.
  • заплечная — устроенная над углублением в стене, тип круглой арки.
  • обратная — с обращенной вниз выпуклостью дуги.
  • зубчатая — с равномерным расположением по внутренней поверхности остроконечных выступов.
  • килеподобная (килевидная или «ослиный хребет») — имеет вид поперечного разреза опрокинутого килевого судна, нашла применение в русском зодчестве.
  • клинчатая — выложенная их клинчатых камней или из прямоугольных камней с клинчатыми швами.
  • косая — см. ползучая.
  • коробовая или эллиптическая — дуга, описанная из трех, пяти, семи центров. Разновидностью её является седловидная арка.
  • круговая (стиснутая) — описана полукругом из центра, расположенного ниже пят.
  • угловая — то же самое, что и митровая.
  • ланцетоподобная (копьеподобная) — образована двумя дугами, которые соединяются под углом и имеет формы стрельчатой равносторонней, стрельчатой стиснутой, стрельчатой плоской.
  • ломаная — см. стрельчатая.
  • лучковая (круговая) — с дугой менее полуокружности (одноцентровая).
  • мавританская — то же самое, что и аравийская
  • митровая — с двумя симметричными спадами в завершении.
  • многолопастная — вид арки, составленной из трех или большего числа кривых, пересекающихся под острым углом.
  • овальная — образует в своде часть овала.
  • выпукло-вогнутая — выгибы у пят обращены выпуклыми сторонами в середину пролёта и плавно переходят в одноцентровой или многоцентровой подъём по вертикальной оси.
  • параболическая — образует в своде часть параболы.
  • опрокинутая — такая, в которой замок находится ниже пят. Выполняет функции разгрузочной и устраивается в нижней части стены.
  • перспективная — концентрическая, уходящая внутрь стены уступами уменьшающихся радиусов, находит применение при оформлении порталов.
  • полуциркульная или полукруглая — её дуга описана полуокружностью; наиболее распространенный вид арки.
  • подвесная — состоит из двух дуг, точка пересечения которых расположена ниже вершины арки.
  • подковообразная — то же самое, что аравийская.
  • сводная — то же самое, что ланцетоподобная.
  • стрельчатая — состоит из двух дуг, пересекающихся в замке под острым углом. Получила широкое применение в готической архитектуре. Различают стрельчатую арку, сжатую и ланцетовидную.
  • плоская — со стрелой подъёма в несколько раз меньше пролёта.
  • ползучая или «кобылья голова» — арка, имеющая опоры (пяты) на различных уровнях, например, под маршами лестниц.
  • подпружная — вспомогательная арка, укрепляющая или поддерживающая различные конструкции сводов.
  • портьерная — образована двумя или четырьмя дугами с центрами за пределами пролёта.
  • притупленная — пологая стрельчатая с округлениями в пятах.
  • пятилистная — навершие окна в виде пятилистника.
  • разгрузочная — арка, заделанная в стене и распределяющая нагрузку от верхних частей здания на опоры, или наоборот, от отдельных опор на стенку фундамента.
  • сжатая (лежачая) — завершенная горизонтальной перемычкой.
  • скамеечка — беседка в виде триумфальной арки со сквозными решетчатыми стенками, к которым примыкают сиденья.
  • стрельчатая — образована двумя дугами, которые пересекаются под углом.
  • ступенчатая — система арок в виде нескольких ярусов закомар.
  • трёхлопастная — образована тремя полуокружностями, причём приподнятое среднее опирается на концы боковых, которые зеркально повторяют друг друга.
  • трёхцентровая — полуовальная в разрезе, состоит из дуг трёх окружностей, из которых наибольшее среднее построенное радиусом из центра на оси пролёта. Две другие дуги прокладываются радиусами из точек, что находятся значительно выше.
  • «тюдор» — пологая с заострённым верхом.
  • воображаемая или фальшивая — арка, не дающая горизонтального распора, так как выложена путем горизонтального напуска камней.
  • царская — расположенная в Царских вратах иконостаса христианского храма.
  • щековая — подпружная крестового свода, расположена по бокам прямоугольника его плана. Окружает свод перпендикулярно к его образующей.
  • упорная — см. аркбутан.

Арки сооружаются также в виде отдельных сооружений:

  • мемориальная — сооруженная в память о важном событии или исторической личности.
  • триумфальная — подробнее см. триумфальная арка.

Полуциркульная арка

Полуциркульная (полукруглая) арка — арка, имеющая форму полуокружности, центр которой расположен на уровне пят арки.

Простейший и наиболее распространённый тип арки. Присутствует в зодчестве разных эпох, стран и стилей. Наиболее характерна для классической архитектуры, где она чаще всего бывает обрамлена архивольтом (от лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») или выделена рядом клинчатых камней с замковым камнем посередине. Обычно опирается на пилоны.

Лучковая арка

Лучковая арка — арка, имеющая форму дуги примерно в четверть окружности. В Древнем Риме арки такой формы служили перемычкой оконных проемов в жилых зданиях. Типичным примером применения лучковой арки является сегментный арочный мост.

Стрельчатая арка

На Востоке полукруглая арка претерпела наиболее сильную трансформацию, превратившись в так называемую стрельчатую, или ломаную арку, дуги которой пересекаются под углом.

По форме различают несколько видов стрельчатых арок:

  • равносторонние арки, центры дуг которых находятся в пятах арок;
  • сжатые арки, центры дуг которых находятся на горизонтальной линии, проходящей через пяты арок;
  • плоские арки, центры дуг которых находятся ниже пят арок.

См. также

  • Замковый камень
  • Аркада
  • Ордерная аркада
  • Триумфальная арка

Ссылки

Арка на Викискладе ?
  • Арка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • АРКА — Термины на А, 6 часть — Арн — Арx — Здания ру — дом и всё о нём — терминология и типы арок.
  • Арка — статья в Большой Советской Энциклопедии.

Spas Preobrazheniye Ilyiha Church.jpg

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Арка» в других словарях:

арка́да — аркада … Русское словесное ударение

арка́л — аркал … Русское словесное ударение

арка́н — аркан … Русское словесное ударение

арка — и, м. arc m., ит. arco <лат. arcus. 1. архит. <Ворота> построены на манеру, или на образец, арка Триумфальнаго. Матвеев Зап. 1 58. Выше самых ворот или арков. Лом. АСС 9 160. Для лучшей обсушки болот потребно сделать арку под Лиговой… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

АРКА — (франц. arc, от лат. arcus лук, искривление, свод). 1) отверстие в стене, имеющее полукруглый верх. 2) ворота с полукруглым сводом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРКА дугообразный проезд или… … Словарь иностранных слов русского языка

АРКА — закрепленный по концам кривой брус плавного очертания, обращенный выпуклостью навстречу действующим на него нагрузкам. А. служат для перекрытия отверстий между опорами; применяются в мостах в качестве главных ферм (см. Мост арочный), как… … Технический железнодорожный словарь

Арка — (от лат. arcus дуга, изгиб), криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами). В зависимости от размера пролёта, нагрузки и назначения арка выполняются из камня, железобетона,… … Художественная энциклопедия

АРКА — АРКА, арки, жен. (лат. arcus дуга). Архитектурное сооружение криволинейной формы, служащее для перекрытия отверстия в стене или промежутка между отдельными стенами. Стрельчатая арка. Зубчатая арка. ❖ Триумфальная арка триумфальные ворота.… … Толковый словарь Ушакова

АРКА — Ассоциация рекламных компаний Алтая организация АРКА Агентство страховщиков автогражданской ответственности авто, Молдова АРКА Анапская региональная курортная ассоциация организация … Словарь сокращений и аббревиатур

Арка — – конструкция в форме кривого бруса для перекрытия проемов в стене или пролетов между опорами в зданиях, мостах и других сооружениях. [Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ «Строительство» НИИЖБ им. А. А. Гвоздева,… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

АРКА — жен., лат. перекинутая чрез промежек дуга, перемычка, свод стеною (не баней, не главою). Римская арка круглая сверху; восточная островата; готическая стрельчата. Арочный, арковый, к ней относящийся. Аркада жен. целый ряд, порядок перемычек,… … Толковый словарь Даля

Источник

Adblock
detector