Меню

Река в которую вылили нефть

Самые крупные разливы нефти, похожие на катастрофу в Норильске

Разлив нефти в Норильске стал крупнейшим в истории Арктики

В конце мая 2020 года на ТЭЦ-3 в Норильске из-за просадки фундамента под резервуаром с дизельным топливом на сушу и в реки Амбарная и Далдыкан вытекло почти все его содержимое. 15 тысяч тонн нефтепродуктов попали в ближайшие реки и водоемы, а еще 5 тысяч тонн — в грунт. Дошло до того, что 3 июня в Красноярском крае объявили ЧС федерального масштаба. По мнению ученых, регион оказался под угрозой экологической катастрофы — большинство животных и обитателей водоемов, скорее всего, не переживут это бедствие. В то же время, к большому сожалению, разливы нефти и нефтепродуктов на суше или воде — не такая уж и редкость: за последние 100 лет таких инцидентов было довольно много, и есть ряд самых крупных, которые уже привели к экологической катастрофе.

Разлив нефти в Норильске

В результате аварии на норильской ТЭЦ-3 29 мая 2020 года произошла утечка 21 тысячи тонн нефтепродуктов. Если сравнить эту цифру с крупнейшими разливами, она не кажется такой большой, но тем не менее, не стоит относиться к этой аварии лишь как к небольшой проблеме. Она может нанести непоправимый ущерб не только обитателям ближайших водоемов, но и многим животным на суше.

Реки Амбарная и Далдыкан стали сильно загрязнены нефтепродуктами

Первыми приняли на себя удар обитатели ближайших водоемов. Взрослые особи еще способны покинуть зараженную территорию и уплыть подальше, а вот молодые рыбы спасти уже не получится. Суммарно пострадают почти 40 видов рыб, среди которых лососевые, сиговые, сибирский осетр и хариус. Из-за нефтяной пленки на поверхности воды у них случится кислородное голодание. Многие виды рыб просто перестанут существовать, не говоря о других водных обитателях. Изначально нефтепродукты попали только в реки Амбарная и Далдыкан, однако вскоре достигли озера Пясино и реки Пясина.

Нефть в реке Пясина

После попадания нефтепродуктов в реку Пясина ликвидаторам аварии стало гораздо сложнее извлечь их. Это река с очень быстрым течением и высоким уровнем воды. Поэтому часть токсичных веществ быстро растворилась и осела на дне, а другая — устремилась дальше по течению в Карское море. Теперь полностью отфильтровать топливо стало невозможно.

Ликвидаторы пытаются остановить распространение нефти по реке Пясина, однако течение слишком быстрое

Проблема также есть и в летучести нефтепродуктов. За счет ветра они могут достигнуть отдаленных районов, проникнуть в почву и попасть в грунтовые воды (родники). Поэтому в опасности не только водные обитатели, но и наземные — песцы, арктические зайцы, полярные волки, грызуны, северные олени. Под угрозой и птицы — утки, гуси, лебеди, кулики. Масштаб поражения — несколько десятков километров. Причем даже если птицы смогут улететь дальше, после контакта с нефтепродуктами они все равно будут подвержены болезням и окажутся слабее своих сородичей. Пострадают даже люди, особенно те, для кого главный источник пищи — рыба. Ловить ее в зараженных водоемах нельзя. Но все ли будут соблюдать эти рекомендации?

Рыбу, которая выживет после аварии в Норильске, нельзя будет есть. Она может содержать тяжелые металлы и следы нефтепродуктов. Причем речь идет не только о месте разлива, но и десятках километров около него.

Пока что, по разным оценкам, из разлитого топлива собрано пока лишь несколько сотен тонн, это тысячные доли от общего объема утечки. При этом наиболее эффективно водоем можно очистить именно в первые дни: топливо довольно быстро испаряется, и скоро на воде уже не будут видны следы нефтепродуктов. Но это вовсе не означает, что их там не будет.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на нас в Google Новостях!

Самые крупные случаи разлива нефти

Почему вообще происходят разливы нефти? Иногда всему виной погодные условия, из-за которых повреждаются емкости для хранения нефтепродуктов. А в прошлом веке несколько таких случаев имели место во время военных действий: одна сторона просто стреляла ракетами без разбора по кораблям соперника, и под удар неминуемо попадали нефтяные танкеры. Тем не менее в большинстве случаев причиной подобных бедствий является человеческий фактор: плохая инспекция резервуаров на наличие трещин и «усталости металла», ненадежное крепление и так далее.

Разберем самые крупные случаи разлива нефти в истории, которые имеют много общего с катастрофой в Норильске.

Разлив нефти в Персидском заливе — 1,2 миллиона тонн

Этот случай остается крупнейшим и самым ужасным разливом нефти в мировой истории. Он произошел 28 февраля 1991 года во время войны между многонациональными силами во главе с США и Ираком за восстановление независимости Кувейта. Аварию намеренно устроили иракские солдаты, когда отступали от Кувейта — они сочли ее мстительной военной операцией. Солдаты обстреляли множество нефтяных вышек и специально открыли клапаны нефтяных скважин и колодцы. Таким образом был организован сброс нефти в Персидский залив. В итоге в водоем попало около 1,2 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов.

Разлив нефти в Персидском заливе привел к уничтожению тысяч видов рыб

Как будто этого было мало, армия Ирака при отступлении успела поджечь нефтяные скважины, которые удалось полностью потушить только через 9 месяцев! Экология Персидского залива сильно пострадала из-за этого инцидента — погибли десятки тысяч птиц и водных обитателей. Многие животные погибли из-за густого дыма от горящих скважин. Он даже привел к человеческим жертвам — пилоты транспортного самолета Саудовской Аравии из-за дыма не смогли посадить самолет, погибли 90 человек. Если бы это произошло среди лесов, жертв среди животных оказалось бы еще больше, но поскольку нефтебазы размещены в пустыне, там не так много обитателей.

Пожары на нефтебазах в Персидском заливе тушили почти 9 месяцев

На устранение катастрофы потребовалось больше 10 лет, за это время в Кувейте, Турции и ОАЭ наблюдались черные дожди из остатков нефтепродуктов. Это бедствие считается одним из самых тяжелых в истории.

Разлив нефти в Мексиканском заливе — 800 тысяч тонн

Это разлив уже произошел неумышленно, однако последствия для окружающей среды также оказались катастрофическими — в Мексиканский залив попало почти 800 тысяч тонн нефти. Авария произошла 20 апреля 2010 года из-за взрыва и последующего за ним пожара на нефтяной платформе Deepwater Horizon, принадлежащей BP, в 80 километрах от побережья штата Луизиана. В момент взрыва на платформе погибли 11 нефтяников, еще 17 сильно пострадали. Также несколько человек впоследствии погибли при ликвидации аварии.

Тушение платформы Deepwater Horizon

В результате взрыва повредились нефтяные скважины на глубине 1 500 метров, и вся нефть оттуда устремилась в открытые воды. В результате на Мексиканском заливе образовалось пятно, площадь которого достигла 75 тысяч квадратных километров (почти 5% площади всего залива). Многие рыбы и птицы погибли, другие виды животных до сих пор находятся на грани исчезновения. Благодаря тому, что множество жителей приняли участие в спасении животных и ликвидации аварии, природе был нанесен не такой сильный ущерб, какой мог бы быть при полном бездействии.

Последствия разлива нефти в Мексиканском заливе

Разлив нефти в Кампече (Мексика) — 500 тысяч тонн

Еще один крупный разлив нефти также произошел в Мексике, но уже гораздо раньше — 3 июня 1979 года. Компания Pemex, которая принадлежит мексиканскому правительству, пыталась пробурить нефтяную скважину в бухте Кампече на юге Мексиканского залива на глубине более 3 000 метров. В ходе бурения произошла авария, вызванная остановкой циркуляции бурового раствора, из-за чего нефтяники не могли поддерживать оптимальное давление в буровом валу. В итоге под образовавшимся бесконтрольным напором в воду прорвалась нефть, которая всплыла на поверхность и загорелась. Бурильная платформа Sedco 135, с которой осуществлялась операция, также загорелась и рухнула в море.

На устранение последствий этой аварии ушел почти год

В результате в Мексиканском заливе оказалось 500 тысяч тонн нефти (да уж, настрадался он знатно). Для устранения утечки использовались химические вещества, которые собирали нефть с поверхности и позволяли быстро ее извлечь. Тем не менее окончательно утечку удалось устранить почти через год — в марте 1980 года.

Читайте также:  Как вы понимаете высказывание толстого люди как реки вода во всех одинаковая

Столкновение нефтяных танкеров — 330 тысяч тонн

Через месяц после катастрофы в бухте Кампече произошла еще одна катастрофа — уже у берегов Тринидад и Тобаго, вызванная полностью человеческим фактором. 19 июля 1979 года там столкнулись два нефтяных танкера — Atlantic Empress и Aegean Captain («Атлантическая императрица» и «Эгейский капитан»). В результате аварии Atlantic Empress загорелся, его долгое время не могли потушить, после чего прогремело несколько взрывов и нефть из танкера стала выливаться со скоростью десятков тонн в час.

Пожар на Atlantic Empress, вызванный столкновением двух танкеров

Второе судно тоже загорелось, однако его смогли отбуксировать в безопасное место и потушить. Первый танкер сгорел полностью и ушел под воду. Экипажи обоих танкеров погибли в катастрофе, большинство отравилось угарным газом.

Этот разлив нефти считается самым масштабным в истории судоходства — около 330 тысяч тонн. Хотя нефть не успела дойти до берега, водным обитателям был нанесен непоправимый ущерб. Целые виды рыб перестали существовать.

Разлив нефти в Узбекистане — 285 тысяч тонн

Не только в открытых водах происходили подобные катастрофы. Так, 2 марта 1992 года произошел выброс нефти на месторождении Мингбулак в Ферганской долине в Узбекистане. Одна из скважин взорвалась, ее не могли потушить в течение двух месяцев, и всего было разлито свыше 285 тысяч тонн нефти.

Дым, который зафиксировали со спутника во время аварии в Ферганской долине

О причинах взрыва никто так и не сообщил, место катастрофы быстро окружили дамбами и разлив удалось остановить. Однако он до сих пор является крупнейшим в истории на сухопутной территории Азии. Можно только догадываться, сколько животных погибло из-за этой катастрофы.

Один из способов минимизировать последствия таких аварий — использовать более экологически чистое дизельное топливо.

Как чистят разливы нефти

Если нефть разливается на водных поверхностях, для ее очистки ученые используют сжигание, химические и натуральные сорбенты, грибы и даже бактерии. Также распространено механическое выкачивание нефти: специальные насосы «сгребают» верхний слой воды и перекачивают ее в отдельные резервуары. Однако такой способ является не самым эффективным, поскольку позволяет собрать не больше 20% топлива.

Часто нефть на поверхности воды намеренно поджигают — так, например, делали при разливе нефти после аварии танкера Torrey Canyon в 1967 году и аварии Exxon Valdez у берегов Аляски в 1989 году. Тем не менее эта мера эффективна только в первые дни, когда нефтяная пленка на поверхности воды еще толстая. Потом поджигать нефтепродукты уже не получается — вода не позволяет это сделать из-за непосредственной близости.

Как только нефтяная пленка становится слишком тонкой, начинают применять химические реагенты — они связывают нефтепродукты между собой и под свой тяжестью опускаются в толщу воды. Такой метод очистки применяют при авариях в открытом море — это позволяет убрать пленку с поверхности воды и не дать ей добраться до побережья. Именно так ликвидировали последствия аварии в Мексиканском заливе в 2010, когда взорвалась нефтяная платформа Deepwater Horizon, и нефть непрерывно поступала в акваторию залива.

Рабочий убирает следы нефтепродуктов с береговой линии в Мексиканском заливе

Проблема этого метода в том, что химические реагенты очень токсичны, и применение их на мелководье очень опасно, поскольку может навредить экосистеме. Нефть все равно попадает в живые организмы и осаждается на дне. Да, глазу она уже не видна, но что происходит под водой, страшно даже представить.

В качестве альтернативы химическим реагентам применяют природные сорбенты — например, шелуху семян риса или подсолнечника, крошку древесного угля или опилки. Они действуют как гигантская губка. В этом случае ущерб природе от очистки будет минимальным, но проблема в том, что такие сорбенты собирают не так много нефтепродуктов, как химические. Ученые постоянно ведут разработку новых способов очистки водных поверхностей от нефти, одним из новейших является сорбент на базе терморасширенного графита, который собирает порядка 80 граммов нефти на грамм сорбента. Для сравнения — природные сорбенты могут впитывать не больше 5 граммов нефти на 1 грамм.

Пока лучше всего использовать сорбенты вместе с микробиологическими препаратами. Так сорбенты впитывают нефтепродукты, а микроорганизмы тут же начинают их перерабатывать. Полученную массу можно собрать, вывести и утилизировать где-то в другом месте.

Переработка нефти не сказать, чтобы полезна для окружающей среды. Огромное количество парниковых газов и других веществ с каждым днем все больше отравляют нашу планету. Однако же ученые нашли способ получения топлива из нефти. При этом совершенно без вреда для атмосферы.

Полная очистка места загрязнения от нефти возможна с использованием бактерий — их распыляют на поверхность загрязнения уже после того, как минимум 90% нефтяных продуктов уже отработаны. Для этого используются высушенные микроорганизмы: микробную биомассу высушивают с помощью сорбентов или другим способом, в итоге получается порошок со спорами микробов и живыми клетками. Впоследствии их можно легко доставить до места загрязнения и применить. Некоторые виды грибов также способны «переваривать» нефтепродукты, но вырастить их гораздо сложнее, чем бактерии.

Последствия разлива нефти

За последние 100 лет крупные разливы нефти привели к экологическим катастрофам

Даже если получится как можно быстрее ликвидировать нефтяное пятно на воде, большинство обитателей водоема неизбежно погибнут. Однако если вообще ничего не предпринимать или действовать слишком медленно, под угрозой может оказаться большее количество рыб и других водных жителей. Речь идет о десятках тысячах особей, которые умрут от отравления нефтяными продуктами.

Одна капля нефти делает непригодной ни для питья, ни для рыб, ни для чего бы то ни было живого 25 литров воды.

К чему приводят аварии с нефтью на суше? Здесь все гораздо хуже. Если с воды собрать нефтепродукты еще можно, то на суше загрязнения такого рода могут просачиваться очень глубоко. И достать их оттуда уже не так просто. Если нефть ушла не дальше 50 сантиметров под землю, ее еще можно собрать сорбентами. Однако иногда она проходит через верхние горизонты грунта и упирается в слой вечной мерзлоты. Это опасно тем, что нефтяное пятно скапливается над слоем, образуя линзу, и растекается — уже горизонтально. Копать грунт, чтобы убрать загрязнение — тоже идея не из лучших, можно повредить упорный слой мерзлотных пород или глины, которые удерживают нефтепродукты. И нефть таким образом окажется еще глубже.

Разливы нефти на суше могут быть еще опаснее

Многое также зависит от типа топлива, которое разлилось. Так, в случае с катастрофой в Норильске в среду попало дизельное топливо. В нем много ароматических углеводородов и канцерогенов. За счет того, что они плохо растворяются в воде, легко изымаются вместе с нефтепродуктами. Но это дополнительная работа.

Чтобы узнать, когда последствия разлива будут полностью ликвидированы, необходим экологический мониторинг. Он включает в себя регулярный отбор проб грунта и воды после зачистки места аварии. Проблема в том, что эта мера крайне затратная, поэтому мало кто этим занимается. А стоило бы. Ну, или более аккуратно обращаться с нефтепродуктами, чтобы подобных катастроф не случалось, раз уж научились как-то их добывать нефть.

Источник

«При хорошей проверке здесь можно все закрывать» В Норильске произошла экологическая катастрофа. Жители города рассказывают, что думают об ее истинных причинах и виновниках

На месте ликвидации последствий разлива топлива на ТЭЦ-3, 6 июня 2020 года, спустя неделю после утечки топлива Кирилл Кухмарь / ТАСС / Scanpix / LETA

29 мая в Норильске на территории ТЭЦ-3 «Норильского никеля» из резервуара с дизельным топливом вытекло 20 тысяч тонн жидкости и попало в реки и почву. Это настоящая экологическая катастрофа , но широко известно о ней стало только из соцсетей и спустя два дня. Владимир Путин отругал местных чиновников. Задержан начальник цеха, к которому относится резервуар. «Медуза» спросила у жителей Норильска, что горожане говорят об утечке, ее причинах и истинных виновниках аварии.

Читайте также:  Сплавы по карельским рекам

СотрудникНорильско-Таймырской энергетической компании, которой принадлежит ТЭЦ-3

В самом городе волнения нет, а в верхах царит паника, потому что ситуация вышла на высокий уровень, за рамки нашей компании. И когда все доходит до главного офиса «Норникеля», это влечет внеплановые проверки, снятия с должностей. Москва быстро находит крайних и карает показательно. Сейчас боятся больше всего этого. Диалога нет, все идет в одностороннем порядке из Москвы. Это ударило по репутации и самой компании, «Норникель» потерял в котировках на бирже. Это убытки, и за это кто-то должен быть назначен ответственным.

Оборудование в нашей компании если не сказать древнее — ничего не сказать. Местами потихоньку идет модернизация, но все упирается в бюджеты, которые нарезает норильский главный офис. Запросы очень большие, а финансирование не соответствует. И складывается ситуация, что аварийное оборудование работает на грани по десять лет. Это приводит к технологическим авариям. Коренная причина не в том, что люди не хотят работать и плохо следят. Это есть в любой компании. Но здесь дело в ветхости оборудования, которое не меняется. На наших объектах при хорошей проверке можно было все закрывать. Но как тогда люди будут отапливаться зимой? Как будет работать экономика города, зависящих от него предприятий?

Сейчас идет поиск крайнего. Директор, понятно, он отвечает, но не он распределяет бюджет. И если серьезно, то именно нехватка бюджета на плановые работы и модернизацию приводит к таким последствиям. Вся ситуация с нефтепродуктами подконтрольна Ростехнадзору, все резервуары проходят освидетельствования.

Несколько раз в год бывают аварии. Это все оборудование, у которого выходит срок использования. Аварии контролируемы и в максимально быстрый срок устраняются. Не возникало раньше таких ситуаций, которые требовали серьезного вмешательства сторонних структур. Почти все подразделения уже давно обозначили предельно четко проблемные места. При желании компания могла бы провести модернизацию за пять лет. И мы за, лишь бы были деньги. Доставка оборудования в Норильск — это сложная логистика: цены на оборудование от материка в 2-2,5 раза больше. Это все сказывается на бюджете, бюджет не резиновый. Денег нет, но вы держитесь. Мы держимся.

Если работники потеряют рабочие места, то только те, кто были причастны каким-либо образом к аварии или если их такими посчитает комиссия. Для нас всех это обычная рядовая ситуация. Произошла авария, надо устранять и дальше работать. Норильск не просто так северный город. Закалка у людей здесь серьезная.

Что случилось в Норильске

Никита Злотников

педагог дополнительного образования в гимназии № 1

Это ужасное событие. Подобного раньше не случалось, это одна из крупнейший аварий, которая происходила. Только в советское время была авария на ТЭЦ, когда ее не могли завести. Доходило до того, что город нужно было эвакуировать, так как люди могли просто замерзнуть.

Ужасно, что человек , которого привлекли к уголовной ответственности и в отношении которого ведется сейчас следствие, он скорее всего, не виноват. В городе собирают подписи под петицией, чтобы провести беспристрастное расследование, что человек просто исполнитель, буквально заступил на свою должность и отработал полгода, а резервуары стоят по 30-40 лет. В чем он виноват? Финансирование по замене резервуара — это не стопроцентная ответственность начальника цеха. Большинство людей склоняется к тому, что если бы собственники больше внимания уделяли замене и техническому оснащению, у нас было бы меньше таких проблем. Советское наследие все таки амортизируется, ветшает.

Ринат Файзулин

Член общественного совета при министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края

Для жителей вся ситуация не является катастрофой. Катастрофа произошла за пределами города, и формально население не затрагивает. Вытекло и вытекло, люди не почувствовали. Почувствовали любители природы, рыбаки, охотники, и люди из соседних поселков, которые проживают рядом с рекой. Это катастрофа для окружающей среды: и ущерб колоссальный, и природа будет тяжело переваривать все. Если через несколько десятилетий станет лучше, будет хорошо. И рыба из этих рек и озер может пропасть. Будет отчет и можно будет увидеть, сколько солярки смогли извлечь из воды. Все остальное останется в почве.

У нас основной хозяйствующий субъект — «Норильский никель», от него основные аварии. Но настолько масштабной ситуации, что не удалось скрыть, не было. Несколько лет назад было зафиксировано и сейчас наблюдается каждой весной — вода рек становится красного цвета. Как-то произошла утечка сульфата железа, и он окрасил воду. Но мы привыкли. Вода поднимается, смывает отложения сульфатов железа и вода окрашивается. А потом вода спадает и становится прозрачной.

Оборудование стареет, изнашивается, есть нормативный срок службы. «Норильский никель» признал, что они не проводили планово-профилактические работы дамб и цистерн более 30 лет. Признались, что Ростехнадзор, который определяет объекты повышенной опасности, сделал предписание, что надо этот резервуар покрасить, загрунтовать. Они не выполнили.

По социальным сетям я вижу, что рядовые работники «Норильского никеля» на местах прекрасно знают, что на проведение работ выделяется недостаточно. Но это же разговоры. «Норильский никель» заявил, что экология выходит на первый план и эта сфера будет финансироваться — например, чтобы выбросы SO2 были меньше. Все баки с емкостями проверят, где-то подремонтируют, подшаманят и такой аналогичной катастрофы, во всяком случае с соляркой, не произойдет. Можно сказать, что эффективно работают люди, которые отвечают за пиар «Норникеля».

Разлив дизельного топлива в реке рядом с Норильском Ирина Яринская / AFP / Scanpix / LETA

Руслан Абдуллаев

руководитель общественного объединения «Мой дом»

Я приятно удивлен вниманием со стороны президента и федеральных властей к ситуации. Это то, чего нам не хватало, чего мы были лишены из-за замкнутости, отдаленности и специфической информационной монополии, которую тут воплотил «Норникель». Наши реки уже много лет страдают, туда идут постоянно аварийные несанкционированные сбросы. Все трубопроводы дырявые, постоянно текут, и это по ландшафту выходит в реку Долдыкан и дальше. Комбинат на протяжении 70 лет производит металл и все отходы далеко не отводит. Город превратился в свалку.

Тут сразу душат, никаких акций экологических нет. «Норникель» — градообразующее предприятие, даже если ты там не работаешь, другие структуры и даже муниципальные, под ними. И правоохранительная, и судебная система не защищает интересы горожан, а способствует разложению правового беспредела. Это неудивительно и не новость. Ситуация показала, что отсутствует какой-либо контроль и надзор, что опасные производственные объекты истощились, а советское наследие себя изжило. Мифическое благополучие сформировано благодаря пресс-релизам и ручным СМИ. Информационным вакуумом обволокли и сформировали это благополучие, которое не имеет ничего общего с правдой. Сформировали некую безальтернативность, безысходность и в ней живут люди. Есть какая-то обреченность, и все это влияет на психологическое и физическое здоровье горожан. Основные масса людей города — это работники компании [«Норникель»], и кулуарно все все понимают.

Анастасия Семенихина

У нас город и раньше был экологической катастрофой. Я живу тут с рождения, и если раньше тут были совхозы и природа, то сейчас это просто большая помойка и очень грязный город. Тут экологии давно настал конец. А солярка добавила свое. На нас это пока что не отразилось, но факт, что власти скрыли момент и мы узнал через соцсети, нас немножко напугал. Они хотели сделать по-тихому и замять, чтобы никто не узнал.

Все понимают, что резервуар очень старый, его не ремонтировали с 1985 года. Как у нас обычно в городе — на все жалеют деньги. Резервуар стоял с топливом на скале, из-за потепления грунт просел, возможно еще что-то произошло, и резервуар лопнул. Был очевидец, он ехал на машине и обнаружил солярку, задел это пятно на машине, не сразу понял, что это топливо, вышел, посмотрел, что капот задымился и машина его сгорела.

Телекомпания Енисей

49,1 тыс. подписчиков

Смотреть позже Посмотреть на В Норильске на ТЭЦ-3 из резервуара вытекло дизельное топливо и загорелось Телекомпания Енисей

Читайте также:  Какие города в россии названные по именам рек

У нас много людей хотят поменять город, убраться, придумывают проекты, которые идут на благо городу. Но они либо выигрывают маленький грант, либо их совсем не поддерживает администрация, и они все делают своими силами. Либо они бастуют и пишут жалобы, чтобы обратили внимание на проблему, но особо ничего не происходит.

В ситуации с топливом страдают речные жители, рыба, которая в Красной книге. Никто не относятся к этому серьезно. У нас непутевые власти пришли к управлению города и края. Когда губернатор края узнал об аварии, он не сразу сообщил, приехал только через два дня, когда дошло до президента и его за грудки схватили.

Источник

Катастрофа в Норильске 2020: разлив нефтепродуктов

10 июня 2020 в 10:47

  • Авария
  • Экологические последствия
  • Реакция правительства
  • Способы устранение последствий
  • Экологическая катастрофа в Норильске
  • Норильск глазами эколога

29 мая в Норильске на ТЭЦ-3 произошла экологическая катастрофа, в результате которой в водоемы и почву попали десятки тысяч тонн топлива. ТЭЦ-3 является одной частью «Норильско-Таймырской энергетической компании». Она обеспечивает энергоснабжение Норильского промышленного района, а также предприятия компании «Норникель». За последние годы данная авария может стать одной из самых опасных техногенных катастроф.

Авария

На ТЭЦ-3 из разгерметизированной цистерны вылилось огромное количество топлива. На территории разлива солярки заехал автомобиль, в результате чего возник пожар. Тушение пожара заняло 2 часа. Дизельное топливо попало в реки Далдыкан и Амбарная. Порядка 6 тысяч тонн топлива проникли в почву, а около 15 тысяч тонн – в воду. Допустимая концентрация опасных веществ превышена в более, чем несколько десятков раз.

Экологические последствия

По данным красноярской прокуратуры, общая площадь загрязнения составила 180 тысяч квадратных километров. Сумму причиненного ущерба водным объектам оценивается в 86 миллионов долларов. До сих пор не была подсчитана сумма ущерба, нанесенная почве и атмосфере.

Есть предпосылки к тому, что компания «Норникель», для которой шло электричество с ТЭЦ, сможет отклониться от финансовой ответственности. Основная предпосылка заключается в том, что руководители компании уже заявили, что в разливе топлива виноват процесс глобального потепления. По их мнению, таяние ледников, в которые строители цистерны вбивали сваи, привело к их опущению вниз, ««а остальные в силу конструкции плиты не смогли воспринять оставшуюся нагрузку, и их просто сломило».

Источник



Хронология крупнейших случаев разлива нефти и нефтепродуктов в России

ТАСС-ДОСЬЕ. 3 июня 2020 года президент РФ Владимир Путин согласился с предложением главы МЧС Евгения Зиничева признать чрезвычайной ситуацией федерального характера произошедший в Норильске разлив 20 тыс. тонн топлива. 29 мая на территории ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК, входит в группу «Норильский никель») произошла разгерметизация резервуара с дизельным топливом.

По данным мониторинга Росприроднадзора, в 2019 году в России было зарегистрировано 819 случаев разлива нефти на общей площади 93,6 га — значительно меньше, чем в 2018 году (3 053 случая на площади в 214,5 га).

ТАСС рассказывает о крупнейших подобных случаях в истории РФ, когда суммарная масса разлившейся нефти или нефтепродуктов превышала 1 тыс. тонн.

1994, Республика Коми, 94 тыс. тонн нефти

В июле-августе 1994 года в Усинском районе Республики Коми на нефтепроводе «Возей — Головные сооружения» из-за коррозии образовались многочисленные отверстия, из которых на грунт вылилось, по оценке экспертов МЧС России, до 94 тыс. тонн сырой нефти. Происшествие стало крупнейшей экологической катастрофой за предыдущие 20 лет в истории нефтедобычи на территории СССР и РФ. Причиной разлива стало плохое техническое состояние нефтепровода, который не имел действенной антикоррозийной защиты и работал с 1970-х годов без должного ремонта. Загрязненная территория включала в себя восемь населенных пунктов с общей численностью населения 63,5 тыс. человек, общая площадь загрязнения достигла 270 га. По реке Печора нефть дошла до Баренцева моря, нефтяное пятно растянулось на 18 км. В сентябре-октябре 1994 года в результате ливневых дождей произошло вторичное загрязнение большой территории вдоль рек Колва и Уса. Сбор нефти и рекультивацию на участках разливов удалось завершить только в первой половине 2000-х годов.

1997, Саратовская область, 1,5 тыс. тонн нефти

16 февраля 1997 года в Саратовской области в результате разрыва нефтепровода «Самара — Тихорецк» разлилось около 1,5 тыс. тонн нефти. Было загрязнено 10-12 га земель. В пойму ручья Мечетка, впадающего в Волгу, попало порядка 200 тонн нефти. Содержание нефтепродуктов в протоках Волгоградского водохранилища превышало максимально допустимую величину в 10 тыс. раз. Восстановительные работы на нефтепроводе завершили 19 февраля 1997 года.

1999, Башкирия, 1 тыс. тонн нефти

12 июня 1999 года в Салаватском районе Башкирии, близ села Терменево рядом с границей Челябинской области, произошел разрыв магистрального нефтепровода «Туймазы — Омск — Новосибирск». Всего из трубы вытекло около 1 тыс. тонн нефти, при этом около половины этого объема попало в реку Ай. В зоне экологического бедствия оказался памятник истории и культуры — пещерный комплекс Сикияз-Тамак. Рекультивация сельхозугодий и очистка водоемов заняли несколько месяцев.

2003, Пензенская область, 10 тыс. тонн нефти

29 января 2003 года в Пензенской области, в 4 км юго-западнее Кузнецка, произошел прорыв трубы магистрального нефтепровода «Дружба», за которым последовал пожар. Вылилось около 10 тыс. тонн сырой нефти, площадь разлива составила 2 тыс. кв. м. Утечка произошла во время профилактических работ: при попытке перекрыть задвижку нефтепровода произошли выброс и воспламенение конденсата. Погиб рабочий-бульдозерист, еще три человека пострадали. Практически вся вытекшая нефть сгорела — распространение пожара удалось остановить за счет оперативного возведения песчаных валов. Ущерб был оценен в 50 млн рублей.

2004, Иркутская область, 4,5 тыс. тонн нефти

15 ноября 2004 года в Иркутской области, на магистральном нефтепроводе «Западная Сибирь — Ангарск» (принадлежит компании «Транснефть»), в промышленной зоне между городами Зима и Саянск, произошел разрыв трубы. В результате на поверхность вытекло около 4,5 тонн нефти. Основная часть горючего сконцентрировалась в котловане, из которого брали грунт на отсыпку дорог. Также оказались залиты 6 га сельхозугодий. Специалисты оценивали затраты на ликвидацию последствий аварии в 40 млн рублей.

2007, Керченский пролив, более 10 тыс. тонн нефтепродуктов

11 ноября 2007 года в условиях сильного шторма в Керченском проливе в районе 451-й якорной стоянки морского порта Кавказ потерпели крушение четыре российских судна — сухогрузы «Вольногорск», «Нахичевань», «Ковель» и нефтеналивной танкер «Волгонефть-139». Кроме того, сухогруз «Камюст-1» затонул в районе мыса Песочный. В результате ЧП шестеро моряков погибли, 11 пропали без вести. Танкер разломился надвое. Из задней части судна, перевозившего 3,5 тыс. тонн мазута, вытекло около 1,3 тыс. тонн, еще около 1 тыс. тонн удалось откачать с борта. Всего в результате четырех крушений в пролив попало 2 300 тонн смазочных материалов, 5,5 тонн дизельного топлива, более 1,3 тыс. тонн мазута и 7 тыс. тонн серы. Была загрязнена акватория Таманского залива и прилегающей береговой полосы на общем протяжении около 250 км в России и Украине, погибли до 35 тыс. птиц. Общий ущерб составил 30 млрд рублей.

2012, Ненецкий автономный округ, 2,2 тыс. тонн нефти

20 апреля 2012 года в Ненецком автономном округе на месторождении имени Р. Требса и А. Титова («Башнефть-Полюс») при проведении работ по расконсервации скважины произошел неконтролируемый выброс нефти. Фонтан удалось заглушить только к утру 22 апреля. В результате на землю вылилось около 2 200 тонн нефти, площадь загрязнения составила 1 га. Росприроднадзор оценил ущерб от аварии в 13,5 млн рублей.

2020, Приморский край, 1,6 тыс. тонн мазута

14 марта 2020 года в Находке (Приморский край) на топливном складе котельной КГУП «Примтеплоэнерго» в результате взрыва произошел выброс из емкости порядка 1,6 тыс. тонн мазута на площади около 1 га. В результате пострадали расположенное рядом озеро Соленое и его береговая полоса. К 30 апреля основной объем попавшего в озеро мазута удалось собрать с использованием сорбентов.

Источник

Adblock
detector