Меню

Реки волжско камского бассейна

Водный транспорт

Волжско-Камский бассейн обслуживает экономически наиболее развитые и плотно заселенные районы европейской части России. Он является главным. На него приходится ½ грузооборота всего речного транспорта страны. Подавляющая часть перевозок в этом бассейне осуществляется по Волге, Каме и каналу имени Москвы. Наиболее крупными портами

бассейна являются три московских (Южный, Западный и Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский.

На втором месте по объему выполняемой работы стоит Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками. Здесь крупными портами выступают Новосибирск, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Сургут, Уренгой, Лабытнанги. Третьим по важности является воднотранспортный бассейн европейского Севера. Главной магистралью бассейна является Северная Двина с притоками Сухоной и Вычегдой. Ведущим портом является Архангельск. [20, c298]

Большое значение для снабжения Якутска и промышленных очагов Якутии играют Лена и расположенный на ее пересечении с БАМом порт Осетрово.

Стержнем воднотранспортной системы является Единая глубоководная система европейской части России общей протяженностью 6,3 тыс. км. В нее входят глубоководные участки Волги (от Твери до Астрахани), Камы (от Соликамска до устья), Москвы-реки, Дона и межбассейновые глубоководные соединения – Московско-Волжское, Волго-балтийское, Беломорско-Балтийское, Волго-Донское. Составляя лишь 6 % от общей протяженности внутренних водных путей, данная система выполняет 2/3 всей перевозочной работы речного транспорта страны.

Полезные статьи

Факторы определяющие развитие и особенности размещения приборостроения.
На развитие и размещение отраслей приборостроения оказывает влияние, в отличие от тяжелого машиностроения, для которого является преобладающим сырье .

Природные условия и природные ресурсы.
Нерудные ресурсы: Район богат высококачественными огнеупорными глинами, имеющими хорошую пластичность и исключительно высокую температуру плавления .

Экономика.
3.1. Макроэкономика. Нидерланды имеют относительно небольшой, но весьма высокоразвитый промышленный сектор. Три направления выделяются по объему п .

Источник

Раздел 2. Движение судов по внутренним водным путям Волжского и Камского бассейнов.

2.1. На внутренних водных путях Волжского и Камского бассейнов (р. Волга (661- 3029 км); р. Кама (1383-1584,0 км); р. Ока (0- 58,1 км) осуществляется обязательное диспетчерское регулирование движения судов ФБУ «Волжское ГБУ» . На участке р.Кама: устье р.Вятка (1584,0 км) – пром. порт Соликамск (2495,0 км) осуществляет обязательное диспетчерское регулирование движения судов ФБУ «Камводпуть».

Информация о нахождении диспетчерских пунктов по регулированию движения флота в границах ФБУ «Волжское ГБУ» и ФБУ «Камводпуть» отражена в Атласах ЕГС.

Судоводители обязаны передавать диспетчеру информацию, установленную «Порядком диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях РФ», утвержденного приказом Минтранса РФ № 47 от 01.03.2010г.

2.2. Суда при движении по внутренним водным путям Волжского и Камского бассейнов должны следовать в пределах судового хода. При этом должны соблюдаться установленные соотношения габаритов судов и водного пути. За пределами установленного судового хода, а также на водных путях, когда судовой ход не оборудован (при условии, что они пригодны для судоходства), могут осуществлять движение суда технического флота (путейские) и суда Волжского УГМРН Ространснадзора, остальные суда по согласованию с ФБУ «Волжское ГБУ», ФБУ «Камводпуть» и Волжским УГМРН Ространснадзора, с составлением мероприятий по обеспечению безопасности судоходства.

2.3. Суда, включая скоростные, при встречном движении поперёк судового хода могут расходиться любыми бортами, сторону расхождения определяет судно, идущее от правого берега, и показывает её подачей отмашки, заблаговременно согласовав свои действия по радиосвязи.

2.4. Суда при заходе на р. Кама и при выходе из неё на р. Волга, должны оставлять осевой поворотный буй № 90 слева. Суда на подходе к этому бую должны согласовывать свои действия по радиосвязи.

2.5. Ввиду больших суточных колебаний уровней воды на участке Городец — Нижний Новгород, суда следующие вниз, перед выходом из шлюзов 15,16 должны выходить на радиосвязь с диспетчером движения «Городец — 2» для получения разрешения на дальнейшее следование вниз.

2.5.1. Движение судов на участке Городец – Нижний Новгород осуществляется в соответствии с «Порядком диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях РФ», которое должно находиться на каждом судне.

2.5.2. Запрещается самостоятельный заход и выход судов, следующих под обработку на акваторию ОАО «Волга» (Балахнинский ЦБК) по дополнительным судовым ходам на 868,5 и 871,5 км. Движение осуществляется по согласованию с мастером смены цеха водного транспорта ОАО «Волга» на 24 канале УКВ радиостанции – позывной «Кубрик».

2.5.3. При подходе к границам Городецкого РГС иС вахтенные начальники судов должны определить фактическую осадку с занесением результатов замеров в судовой вахтенный журнал и докладом диспетчеру «Городец-2».

2.5.4. В межшлюзовом бъефе Городецкого РГСиС разрешается постановка нефтеналивных судов и составов в ожидании судопропуска из расчета не более чем на шесть судопропусков.

2.6. При подходе к мостам судоводители обязаны проверить исправность рулевого, дистанционного управления, автосцепного и буксирного устройств, сопоставить габариты судна с габаритами моста с учетом фактических уровней воды и волнения; при прохождении ориентироваться сигналами на мостах и навигационной обстановкой. В случае отсутствия сигналов на мосту прекратить движение до выяснения условий прохождения.

2.7. Вся информация о порядке пропуска судов через наплавные мосты, местах отстоя судов в ожидании разводки и особенностях прохождения судов в разводку отражена на соответствующих листах Атласа ЕГС.

2.8. На речных участках реки Кама, рек Вишера, Белая, Уфа и с нижних бьефов Камской, Воткинской, Нижнекамской и Павловской ГЭС плотосоставы буксируются с механизированными понтонами, которые вычаливаются в Орле, Нижней Курье, Усть-Бельске. Допускается, как исключение, буксировка плотов на участке Тюлькино-Орел в сопровождении вспомогательных судов. Капитан буксировщика обязан перед выходом в рейс провести инструктаж команды понтона о значении сигналов по управлению тормозным и становым железом и согласовать взаимодействие по управлению плотосоставом с капитаном вспомогательного судна, о чем сделать запись в судовом журнале. Буксировка плотов по Пермскому, Сарапульскому, Уфимскому Дежневскому рейдам, под Усть-Чукурьинский, Березниковский, Шакшинский, Пугачевский, Оренбургские, Демский и Затонский мосты осуществляется с помощью вспомогательного судна, оборудованного исправной радиостанцией.

2.9. Отдельные участки акваторий портов, причалов, пристаней, переправ, других мест с интенсивным движением относятся к зонам повышенной опасности. В зонах повышенной опасности запрещается производить обгон всем судам и составам, кроме скоростных, пригородных, внутригородских пассажирских и разъездных судов, производить остановку, маневрировать, за исключением возникновения аварийной ситуации, подхода и отхода от причалов.

2.10. Постановкой судов на рейды ожидания шлюзования, снятием с рейдов и движением судов до границы шлюзов руководит диспетчер движения. Необходимая информация об организации судопропуска через шлюзы помещается на соответствующих листах Атласа ЕГС. Суда, направляющиеся на шлюзование, должны выполнять требования действующих Правил пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации.

2.11. Пропуск через шлюзы маломерных судов регламентируется местными схемами, составляемыми ФБУ «Волжское ГБУ» и ФБУ «Камводпуть» по согласованию с Волжским УГМРН Ространснадзора и Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС РФ.

2.12. В Волжском и Камском бассейнах запрещается:

2.12.1. – буксировка судов под бортом или способом толкания, когда не обеспечивается круговой обзор с поста управления или видимость ходовых огней;

2.12.2. – совместная буксировка и толкание состава несколькими судами при отсутствии между ними взаимной радиосвязи;

2.12.3. — буксировка плавучих кранов с поднятой стрелой (за исключением случаев перестановки их в местах производства работ при отсутствии воздушных переходов, мостов);

2.12.4. — заход всех судов, включая маломерные, на акватории пляжей и мест, отведенных для купания;

2.12.5. — движение судов, судоводительский состав которых имеет 2-сменный (по 12 часов) график работы при нахождении на судне непрерывно более 30 суток;

2.12.6. — движение буксируемых и толкаемых составов, не соответствующих схемам формирования составов в Волжском и Камском бассейнах;

2.12.7. — плавание судов, в том числе маломерных и парусных, в верхнем и нижнем бьефах гидроузлов на расстоянии менее 1 км от плотины;

2.12.8. — следование судов и составов грузоподъемностью более 1000 тонн по рекам Вишера, Колва, Весляна и Коса вниз в темное время суток;

2.12.9. — подход судов к необорудованному берегу без предварительных промеров и траления места подхода, проведенных компетентной организацией и подтвержденных соответствующим актом;

2.12.10. — обгон плотосоставов друг другом на реках и речных участках водохранилищ.

2.12.11. — одновременный выход судов и плотов из параллельных камер шлюзов в один и тот же бьеф;

2.12.12. — включение на судах наружной радиотрансляции во время шлюзования, стоянки у причала, за исключением подачи вахтенным начальником необходимых команд и распоряжений;

2.12.13. — движение всех судов при визуальной видимости менее 1,0 км на участках:

— Городецкий гидроузел – Голошубиха – в оба направления (848 — 963 км);

— Голошубиха – Васильсурск — вниз (963 – 1071 км);

— Козьмодемьянск – Ильинка — в оба направления (1114 – 1140 км);

— Чебоксарский гидроузел — Козловка — в оба направления (1182 – 1257 км);

— в районе Казанского порта — в оба направления (1295 -1324 км);

— в районе Самарского гидроузла — в оба направления (1662 – 1680 км);

— в районе Самарского порта — в оба направления — (1729 – 1738 км);

— Саратовский гидроузел — ухвостье о. Девушкин (Пустынный) — в оба направления (1998 — 2020 км);

— в районе Саратовского порта — в оба направления (2147 — 2179 км);

— Волгоградский гидроузел – с.Ветлянка – в оба направления (2527 – 2817 км);

— с.Ветлянка — с.Стрелецкое – вниз (2817 – 3029 км);

— Керчево — о.Боровской (2546,0 — 2509,0 км) — в оба направления;

— Орел — Усть-Кондас (2453,5 — 2447,5 км) — в оба направления;

— Пермский шлюз — Нижняя Курья (2273,0 — 2244,5 км) — в оба направления;

— Чайковский – Тарасово (1929,0 — 1824,0 км) в оба направления, за исключением одиночных судов вверх.

Читайте также:  Что сейчас с рекой усманка

— элеватор г.Набережные Челны – Нижнекамск (1650,0 – 1622,0 км) — в оба направления;

— Чистополь – Камское Устье (1508 — 1383, 0 км) — в оба направления;

— на всех притоках р.Волга, р.Кама – в оба направления;

— при прохождении вновь строящихся мостов.

2.12.14. Движение судов в темное время суток на участках водных путей с неосвещаемой судоходной обстановкой при отсутствии или неисправности РЛС, УКВ радиостанции, курсоуказателя.

Источник

ВОЛЖСКО-КАМСКИЙ КАСКАД ГИДРОУЗЛОВ

Река Волга при ее длине от истока до устья 3 531 км занимает первое место по протяженности в Европе. Она берет начало на Валдайской возвышенности у села Волговерховье (228 м над уровнем моря) и впадает в Каспийское море на отметке 28 м ниже уровня моря. Общее падение реки составляет 256 м. Волга связана с пятью морями: Азовским, Балтийским, Белым, Каспийским и Черным, соединяет Северную и Западную Европу с Центральной Азией и имеет около 200 притоков, из которых наиболее крупный и многоводный левый приток Волги – Кама.

Площадь бассейна реки Волги составляет 1 360 тыс. км 2 (136 млн. га), что превышает территорию Франции, Испании и Италии вместе взятых, и объединяет 151 000 рек, ручьев и водостоков, причем более 90 % их приходится на реки длиной менее 10 км. Общая протяженность реки с ее притоками насчитывает 574 000 км.

Здесь проживают 63 млн. человек и сосредоточено более 60 % промышленного и половина сельскохозяйственного потенциала России.

Вследствие такого географического расположения реки, а также ее протяженности Волга представляет собой уникальную экологическую систему. Условно можно выделить три участка реки: Верхняя Волга, Средняя Волга и Нижняя Волга. Волга протекает через четыре климатических зоны: верхняя Волга через лесную, средняя Волга через лесостепную и нижняя Волга через степную и полупустынную зоны.

Волга является типичной равнинной рекой с относительно небольшими глубинами, которые значительно изменяются на всем протяжении реки. Кроме того, для Волги является характерным неравномерное распределение стока по годам и, в особенности, по сезонам. Избыток воды в одни периоды и недостаток ее в другие затруднял транспортное использование реки, не позволял правильно организовать орошение земель и водоснабжение городов.

Как и подавляющее большинство российских рек (исключение составляют лишь северокавказские и дальневосточные реки), в естественных условиях основное питание Волга получает за счет таяния снега в период весеннего половодья. За три весенних месяца на Волге и подавляющему большинству ее притоков проходит 60–65 % годового стока. Затем обычно наступает летне-осенняя межень, когда расходы в реке уменьшаются по сравнению с половодьем в десятки раз. Затем, в период осенних дождей, водность рек Волжского бассейна и самой Волги вновь возрастает, но ненадолго. Вместе с ледоставом река засыпает – наступает зимняя межень, подпитка идет только от подземных вод. О размахе колебаний этих величин для Волги можно, например, судить по стоку в ее замыкающем створе, то есть на самом нижнем участке реки, где проводятся наблюдения. Суммарный среднемноголетний сток Волги составляет 251 км 3 в год, что соответствует расходу реки около 8 000 м³/с. Сток снижается в маловодные годы до 162 км 3 (как это было в крайне засушливом 1921 году), и поднимается в многоводные до 382 км 3 (1926 год). Внутригодовые колебания водности (расходы) Волги могут сильно отклоняться от среднего значения. В 1926 году в районе Волгограда был зафиксирован максимальный расход воды, достигший 59 000 м 3 /с. В летнюю межень эти расходы падали до 2 000 м 3 /с, а в зимнюю межень даже до 700 – 800 м 3 /с. Например, 12 декабря 1939 года был зафиксирован абсолютный минимум – 525 м 3 /с.

Такие колебания водности, естественная изменчивость стока существенно мешали судоходству.

Наравне с путем «из варяг в греки», проходившим по Днепру через Киевскую Русь, Волга была важнейшим транспортным путем государства Российского. Особенно после того, как реку соединили с реками Балтийского бассейна через Вышеневолоцкую систему, построенную в начале XVIII века по замыслу Петра I для связи Петербурга с остальной Россией. Вышневолоцкая система, реконструированная в 1944 году, работает до сих пор, однако ее функция изменилась. Судоходное значение система практически утратила, вместе с тем она передает часть стока реки Мсты, принадлежащей к бассейну Балтийского моря, через Тверцу в Верхнюю Волгу, улучшая приходную часть ее водохозяйственного баланса. В среднем через Вышневолоцкую систему в Волгу перебрасывается около 0,9 км 3 воды в год, что увеличивает естественный сток Волги в створе Иваньковского гидроузла, из которого ежегодно на нужды водоснабжения Москвы подается до 2 км 3 . Таким образом, Петр I положил начало реконструкции Волги, соединив ее верховья с водными путями Балтийского склона, в результате чего москвичи пьют воду северных рек.

Усиление транспортного значения Волги в связи с сооружением Вышневолоцкого соединения очень скоро выявило недостаточность естественного летнего стока Волги для развивающегося судоходства. В естественном состоянии в летнюю межень на всем протяжении реки от Твери до Астрахани образовывались сотни маловодных перекатов, при этом на некоторых глубина падала до 0,5 м и ниже. С появлением на Волге пароходов (в 40-х годах XIX века) положение еще более осложнилось: выше Рыбинска в маловодные годы крупные суда вообще не могли ходить.

К середине XIX столетия стало очевидным, что без регулирования стока водохранилищами улучшить условия судоходства на Верхней Волге невозможно. Именно тогда, в 1843 году, был построен Верхневолжский бейшлот – плотина, повысившая уровень четырех верхневолжских озер – Волго, Веслуг, Стерж и Пено, создавая таким образом запас воды во время весеннего половодья, чтобы срабатывать его в период летней межени.

По существу, таким образом на Волге было создано первое регулирующее речной сток водохранилище, по тогдашним меркам очень большое (его полезный объем составлял около 385 млн. м 3 ). Сработка этого объема в период судоходства позволяла повышать глубины в створе у Твери более чем на 25 см, а вместе с Заводским водохранилищем, входящим в состав Вышневолоцкой системы, глубины у Твери повышались более чем на полметра. Так на Верхней Волге впервые была решена проблема водного транспорта.

Однако по мере развития торгово-экономической деятельности во второй половине XIX столетия увеличивающийся грузооборот по Волге требовал всё больших глубин и на нижележащих участках реки. В Рыбинске в этот период сосредоточилась вся хлебная торговля Поволжья, Нижегородская ярмарка привлекала к себе большегрузные суда, идущие снизу, а многочисленные мели не позволяли использовать на полную мощность их возможности. Так, летом 1891-го маловодного года грузовое движение через знаменитый Урановский перекат было приостановлено вовсе, за несколько дней там скопилось более 300 грузовых судов.

Стало ясно, что без регулирования стока транспортную проблему Волги не решить. Правда, возникновение железных дорог, берущих на себя большую часть перевозок, и появление паровых землечерпательных машин, эффективно прорезающих мели и перекаты, отодвигало осуществление планов регулирования стока на Волге. Вместе с тем, развитие электричества, появление гидротурбин наталкивало на идею создания комплексных гидроузлов, обеспечивающих как требуемые условия для судоходства, так и условия для производства электроэнергии.

С 1909 года в России началась разработка планов создания глубоководной транспортной сети Европейской части страны, где Волге придавалось первостепенное значение, и не только как воднотранспортной артерии, но также и как источнику дешевой электрической энергии.

Уже тогда было ясно, что Волга обладает большим энергетическим потенциалом. Перепад высот по течению реки на основном судоходном участке от Углича до Астрахани превышает 100 м, а среднемноголетний расход воды в замыкающем створе составляет, как уже сказано, около 8000 м 3 /с. Было подсчитано, учитывая Каму и другие крупные реки бассейна Волги, что ее энергетический потенциал составляет около 30 млрд. кВт·ч в год. Цифра для того времени фантастическая, но вполне реальная. (Современный Волжско-Камский каскад гидроэлектростанций в среднем за многолетие вырабатывает до 40 млрд. кВт·ч в год, а установленная мощность его ГЭС превышает 11 млн. кВт.)

Таким образом, энергетическая оценка Волжского потока, а также оценка транспортных возможностей реки была подготовлена еще до Октябрьской революции, и только первая мировая война, революция и разруха не позволили приступить к реализации планов «шлюзования» Волги и начать строительство гидроэлектростанций.

В 1920–30 годы Советская страна бурно развивалась и требовала новых энергетических и транспортных мощностей. Проблема коренной реконструкции Волжского водного пути становилась все более актуальной. Создаваемого Верхневолжским бейшлотом подпора было недостаточно. Попытки улучшить условия судоходства путем возведения продольных и поперечных дамб, сужающих русло, не давали желаемых результатов.

В конце 20-х годов начали производиться изыскательские работы в различных районах Верхней Волги, чтобы дать рекомендации для улучшения водного пути от Твери до Рыбинска. Была исследована возможность реконструкции Вышневолоцкой системы, законсервированной еще в 1889 году. От этого варианта пришлось отказаться, так как для эффективной реконструкции системы требовались огромные объемы землеройных работ. Исследовались также варианты увеличения объема водохранилища, регулируемого Верхневолжским бейшлотом, и восстановления продольных и поперечных дамб на участке Углич – Мышкин. Но это все были лишь частные решения проблемы, которые, конечно, не могли коренным образом улучшить водные пути на Верхней Волге, не говоря уже о том, чтобы сделать Волгу судоходной на всем ее протяжении.

Для строек первых пятилеток, индустриализации страны требовалось все больше электроэнергии. Необходимо было комплексное решение проблемы использования водных ресурсов Волги.

Над созданием грандиозного плана освоения Волги трудилась большая группа учёных и инженеров. План этот получил стратегическое название «Большая Волга». Он носил комплексный характер: при его разработке были учтены и предусмотрены нужды судоходства, орошения, энергетики, водоснабжения и многое другое. По проекту Волга должна была превратиться в широкую водную магистраль, соединиться с северными и южными морями, стать мощной фабрикой электрической энергии и часть своих вод направить для орошения в засушливые районы.

Читайте также:  Географическое положение рек австралии

Возможности реализации старых и новых планов «социалистической реконструкции Волги» и создания «Волжской электропроводной транспортной магистрали» рассматривались и обсуждались на сессии Академии наук СССР в 1933 году «Проблемы Волго-Каспия».

Решения этой сессии АН СССР – это по существу научное обоснование преобразования реки Волги в водно-ресурсную систему, которая функционирует сегодня. Более того, эта сессия определила долгосрочный план освоения всех природных ресурсов Волжско-Каспийского региона, который включал «дополнительное питание Волжского бассейна из соседних многоводных речных систем» (Дон, Онега, Сухона, Вычегда и Печора). На сессии наряду с водными проблемами одновременно решались вопросы энергетики и гидротехники, сельского хозяйства, геологии, рыбного хозяйства – практически все вопросы развития народного хозяйства этого региона.

Конечно, в духе тогдашней индустриализации страны, в целом решения сессии АН СССР имели технократическую направленность. Тем не менее, проблема взаимодействия экономики и природы не была обойдена. На сессии высказывалось серьезное беспокойство о судьбе «рыбного дела Каспия» в связи с проектируемым гидротехническим строительством, а также сомнения по поводу массированного орошения в Заволжье. Но все же общая направленность решений сессии определялась задачей реконструкции Волги: предусматривались создание глубоководной магистрали, производство дешевой электроэнергии и борьба с засухой с помощью орошения, плюс переброска стока северных рек для компенсации изъятия стока Волги.

Рекомендации сессии АН СССР были впоследствии подкреплены рядом партийно-правительственных постановлений.

Центральным звеном созданной водно-ресурсной системы должен был стать Волжско-Камский каскад гидроузлов с водохранилищами, позволяющий выполнить возложенные на него функции: энергетические, транспортные, водоснабженческие, ирригационные и др.

На Волге намечалось создание восьми крупных гидроузлов, так называемого Волжского каскада. Образование этими гидроузлами системы водохранилищ позволило бы перераспределять сток Волги по временам года в соответствии с требованиями народного хозяйства. Каждый нижележащий гидроузел должен был создавать подпор до следующего, верхнего гидроузла, что обеспечивало бы судоходство по всему волжскому пути, каналам и крупным притокам Волги. В составе гидроузлов предусматривались шлюзы для пропуска судов и гидроэлектростанции, которые бы давали дешевую электроэнергию.

Проект «Большая Волга» стал претворяться в жизнь с того момента, когда приступили к строительству канала имени Москвы. Строился канал с 1932 по 1937 годы.

Иваньковский гидроузел на Волге – головное сооружение канала. У селения Иваньково Волгу перекрыли плотиной и заставили разлиться по пойме. Здесь возникло Московское море, а река в 1937 году стала вращать турбины Иваньковской ГЭС. Весть о том, что русские впервые в истории остановили и заставили работать на себя величайшую реку Европы, облетела весь мир. Мощность ГЭС была скромной, всего 30 тыс. кВт.

Позднее ниже Иванькова началось сооружение Угличского и Рыбинского гидроузлов. Угличская ГЭС мощностью 110 тыс. кВт была построена в 1940 году, а первая очередь Рыбинской ГЭС – в 1941 году. Верхневолжские ГЭС в тяжелую военную зиму (1941–1942 гг.) давали до 3,5 млрд. кВт-час электроэнергии. Рыбинское «море» в то время было самым большим искусственным водоемом в мире (и остается сейчас самым большим в Европе).

Верхняя Волга на протяжении 1300 км стала подвластна человеку. Пополнилась центральная энергосистема, глубокосидящие астраханские речные корабли дошли до Москвы.

В 50-е годы на Волге было завершено строительство Рыбинской ГЭС. В 1956 году закончено строительство Горьковской ГЭС (Нижегородской).

В начале Самарской Луки выше города Куйбышева (Самары) в 1950 году начались работы на Волге у Жигулей по сооружению Куйбышевской (Волжской) ГЭС. Через 8 лет работы были закончены, возникла Волжская ГЭС им. Ленина мощностью в 2,3 млн. кВт.

В 1951–62 гг. сооружается Волгоградский гидроузел с Волгоградской ГЭС мощностью 2,5 млн. кВт. Волгоградское и Куйбышевское водохранилища орошают более 2 тыс. га плодородных засушливых земель.

В эти же годы построена первая ГЭС на Каме, недалеко от города Перми – Камская ГЭС с оригинальной конструкцией (совмещает водосливную плотину и здание ГЭС), чем достигается экономия в стоимости бетонных сооружений.

Затем на Каме строятся Воткинская ГЭС мощностью в 1 млн. кВт и Нижнекамская ГЭС. С 1967 года начали давать ток первые агрегаты Саратовской ГЭС. Пуск Чебоксарской ГЭС практически завершил строительство Волжско-Камского каскада. Весь комплекс сооружений на Волге получил название «Великий Волжский Каскад». Волжско-Камский каскад ГЭС образовал систему водохранилищ (от Костромы до Волгограда), которая позволяет перераспределить сток воды по временам года в соответствии с требованиями народного хозяйства и орошать засушливые земли Среднего и Нижнего Поволжья (более 2 млн. га, что составляет около половины всех орошаемых земель России).

Волга снабжает водой тысячи предприятий и десятки городских поселений, расположенных на её берегах.

Волжские и Камские ГЭС позволяют экономить ежегодно до 25-30 млн. тонн угля. Кроме того ГЭС выполняет функции регулирования графика нагрузки энергосистем. Себестоимость энергии от ГЭС в 4-5 раз ниже себестоимости электроэнергии ТЭЦ в районах Поволжья и Центра.

Создание каскада ГЭС улучшило судоходные условия: образовался глубоководный путь с едиными гарантированными глубинами (3,65 м – до 4 м) на протяжении 3 000 км на Волге и 1 200 км на Каме, что снизило себестоимость перевозок по Волжскому бассейну в 2-3 раза по сравнению с другими внутренними водными путями и в 2-3 раза по сравнению с прилегающими железными дорогами.

Таким образом, хронология строительства Волжского каскада ГЭС такова:

Гидроузел Начало строительства Ввод в строй
Волжский каскад
Иваньковская ГЭС 1932 г. 1937 г.
Угличская ГЭС 1935 г. 1940 г.
Рыбинская ГЭС 1935 г. 1941, 47 г.
Нижегородская (Горьковская) ГЭС 1948 г. 1957 г.
Чебоксарская ГЭС 1967 г. 1986 г.
Волжская (Жигулевская) ГЭС 1950 г. 1957 г.
Саратовская ГЭС 1956 г. 1971 г.
Волгоградская (Волжская) ГЭС 1950 г. 1961 г.
Камский каскад
Камская ГЭС 1949 г. 1958 г.
Воткинская ГЭС 1955 г. 1963 г.
Нижнекамская ГЭС 1963 г. 1987 г.

Сегодня Волжско-Камский каскад гидроэлектростанций насчитывает 11 гидроузлов, восемь из которых расположены на Волге и три на Каме. В бассейне Волги созданы водохранилища общей площадью 25 тыс. км 2 . К наиболее крупным водохранилищам относятся Нижнее Новгородское, Самарское и, конечно, Рыбинское водохранилище, которое при площади зеркала в 4580 км 2 является самым большим водохранилищем Европы. Это водохранилище, ширина которого достигает 60 км, является частью Волго-Балтийского канала и соединяет Волгу и Балтийское море.

В систему Волжского каскада вошли гидроузлы – Иваньковский, Угличский, Рыбинский, Горьковский (Нижегородский), Чебоксарский, Куйбышевский (Волжский, Жигулевский), Саратовский, Волгоградский. На Каме действуют три гидроузла – Камский, Воткинский и Нижнекамский. У каждого гидроузла выше плотины находится водохранилище, вода из которого расходуется для нужд промышленности, сельского хозяйства и населения.

В водохранилищах Волжско-Камского каскада накоплено 186 км 3 воды. Это примерно 65 % среднегодового стока Волги. Но полностью эта накопленная вода никогда не используется. В работе находится только часть этого объема, именуемого полезным. На Волге полезный объем водохранилищ, практически ежегодно заполняемых в период весеннего половодья, и срабатываемый в период летней межени для нужд речного транспорта и в период зимней межени для выработки электроэнергии на ГЭС, оценивается величиной порядка 80 км 3 . Общая длина Волжско-Камских водохранилищ составляет около 3 500 км, в том числе по створу Волги 2 500 км. В свободном, не зарегулированном состоянии остался лишь участок Волги ниже Волгоградской плотины, судоходные глубины на котором в межень регулируются попусками из водохранилищ.

Таким образом, в советское время в результате строительства Волжско-Камского каскада ГЭС сбылись пророческие слова поэта Н.А. Некрасова:

Иных времен, иных картин

Предвижу я начало:

Освобожденный от оков

Созреет, густо населит

Наука воды углубит,

По гладкой их равнине

И будет вечен бодрый труд
Над вечною рекою.

Конечно, такие коренные преобразования природы имели и отрицательные моменты. Во имя получения большого количества электроэнергии шли на затопление земель на больших площадях. Под водой оказались два млн. га земель, тысячи деревень и даже некоторые города.

На берегах реки расположены около 300 крупных предприятий химической, металлургической, оборонной промышленности, которые ежегодно сбрасывают около 20 км 3 сточных вод. Мутность волжской воды возросла в 1000 раз, водообмен замедлился в 12 раз. Если до строительства плотин вода от Рыбинска до Волгограда добегала за 50 суток (в половодье – за 30), то теперь – только за полтора года. В результате самоочищаемость Волги, вода которой полвека назад считалась питьевой, снизилась в десятки раз.

После строительства плотин ГЭС снизилось рыбохозяйственное значение Волги за счет ухудшения качества воды (промышленные стоки) и затруднения хода рыбам на нерест.

Именно по экологическим причинам, в частности, по размеру затопляемых площадей, два гидроузла из каскада (Чебоксарский и Нижнекамский) так и не были доведены до проектных показателей.

Теперь коротко о каждом гидроузле Волжско-Камского каскада.

Источник

#Половодье2021

На Волжско-Камском каскаде ГЭС проходит период половодья.

Изменения уровней водохранилищ ГЭС РусГидро на р. Волга и Кама

ФПУ — 113.4 м

НПУ — 113 м

УМО — 109 м

Уровень — 112.91 м 0.08

Свободная ёмкость — 20 млн.м 3 18

Приток — 760 м 3 /c 18

Общий расход — 968 м 3 /c 95

Расход через водосбросы — 375 м 3 /c 95

ФПУ — 103.81 м

НПУ — 101.81 м

УМО — 96.91 м

Уровень — 101.86 м

Свободная ёмкость — -240 млн.м 3

Приток — 3800 м 3 /c

Общий расход — 3786 м 3 /c 2

Расход через водосбросы — 1088 м 3 /c

ФПУ — 85.5 м

Уровень — 83.98 м

Свободная ёмкость — 30 млн.м 3

Приток — 5290 м 3 /c

Общий расход — 5596 м 3 /c 138

Читайте также:  Карта рек красноярско края

Расход через водосбросы — 760 м 3 /c 128

ФПУ — 69.5 м

НПУ — 63.3 м

УМО — 62.5 м

Уровень — 63.29 м 0.06

Свободная ёмкость — 11 млн.м 3 66

Приток — 12300 м 3 /c 66

Общий расход — 11320 м 3 /c 180

Расход через водосбросы — 5200 м 3 /c 280

ФПУ — 55.3 м

УМО — 45.5 м

Уровень — 53.11 м 0.03

Свободная ёмкость — -707 млн.м 3 193

Приток — 22043 м 3 /c 193

Общий расход — 17977 м 3 /c 155

Расход через водосбросы — 4450 м 3 /c 15

ФПУ — 31.4 м

Уровень — 28.13 м 0.04

Свободная ёмкость — -244 млн.м 3 76

Приток — 18298 м 3 /c 76

Общий расход — 16702 м 3 /c 1147

Расход через водосбросы — 2928 м 3 /c 1059

ФПУ — 16.3 м

Уровень — 15.09 м 0.03

Свободная ёмкость — -293 млн.м 3 98

Приток — 16720 м 3 /c 98

Общий расход — 17480 м 3 /c 30

Расход через водосбросы — 2820 м 3 /c 50

ФПУ — 110.2 м

НПУ — 108.5 м

УМО — 100 м

Уровень — 107.07 м 0.19

Свободная ёмкость — 2530 млн.м 3 303

Приток — 7480 м 3 /c 303

Общий расход — 2851 м 3 /c 1015

Расход через водосбросы — 0 м 3 /c

Уровень — 87.48 м 0.1

Свободная ёмкость — 1550 млн.м 3 95

Приток — 3984 м 3 /c 95

Общий расход — 2142 м 3 /c 689

Расход через водосбросы — 0 м 3 /c

#Половодье 2021
в социальных сетях

  • Волжская ГЭС
  • Воткинская ГЭС
  • Жигулевская ГЭС
  • Камская ГЭС
  • Каскад Верхневолжских ГЭС
  • Нижегородская ГЭС
  • Саратовская ГЭС
  • Чебоксарская ГЭС

Подписывайтесь и получайте оперативную информацию о прохождении паводка

в объективе

Волжская ГЭС работает в режиме специального обводнительного попуска в низовья Волги

Волга – крупнейшая река в Европейской части России. В ее бассейне проживает более 60 млн человек – больше трети населения страны, сосредоточено около 45% промышленного производства и примерно 50% сельхозпотенциала России.

На Волге и ее крупнейшем притоке Каме создан Волжско-Камский каскад водохранилищ, имеющий огромное социально-экономическое значение. Каскад обеспечивает надежное водоснабжение городов и промышленных предприятий, защиту от наводнений, орошение засушливых земель, работу водного транспорта, выработку электроэнергии на ГЭС.

В состав “РусГидро” входят следующие ГЭС Волжско-Камского каскада: Угличская, Рыбинская, Нижегородская, Чебоксарская, Камская, Воткинская, Жигулевская, Саратовская и Волжская. Режим работы водохранилищ каскада определяется Федеральным агентством водных ресурсов.

Источник



Отзывы наших отдыхающих

На водохранилищах различают: нормальный подпорный уровень или горизонт (НПУ, или НПГ) – уровень, который плотина может поддерживать в течение длительного времени при обеспечении нормальной эксплуатации всех сооружений; форсированный подпорный уровень (ФПУ) – высший подпорный уровень, который можно поддерживать недолгое время в период пропуска паводка, обеспечивая сохранность сооружений; уровень мёртвого объёма (УМО) – минимальный уровень, допустимый в условиях нормальной эксплуатации.
Статические запасы воды представляют собой неиспользуемую часть водохранилищ – так называемый «мёртвый объём». Будучи разово наполненной речной водой, эта ёмкость сохраняется на весь срок существования водохранилищ. Неиспользуемая часть воды, по инженерным соображениям, предусматривается при строительстве любого водохранилища, как емкости и отстойника для речного стока. Твердые частицы выпадают в осадок при изменении гидравлических параметров потока в момент «впадения» в водохранилище. Мёртвый объем водохранилищ постепенно заиливается. Поэтому величина статических запасов речных вод весьма условна, фактически она существенно меньше.
Назначение Яузского водохранилища – водоснабжение г. Москвы. Из него сток р. Яузы подается по каналу в Верхнерузское водохранилище и далее в Москву-реку. Остальные водохранилища имеют емкость менее 10 млн. м3 и используются для рыборазведения, орошения и рекреации.
Главное русло р. Оки остается незарегулированным. Регулирование имеет особое значение на ее левых притоках, протекающих по Московской области. Суммарный полезный объем водохранилищ составляет здесь 1,05 км3, их назначение – водоснабжение г. Москвы и Московской области. Наиболее крупные водохранилища: Можайское (0,22 км3), Истринское (0,17 км3), Рузское (0,21 км3) и Озернинское (0,14 км3).
Следует также отметить каскад резервно-отстойных водохранилищ, образующих водораздельный бьеф канала им. Москвы: Икшинское, Пестовское, Учинское, Пяловское, Клязьминское, Химкинское. Помимо транспортного назначения, эти водохранилища играют важную роль в водоснабжении г. Москвы и Московской области, а также в обводнении Москвы-реки, Яузы, Клязьмы и Учи.
Канал им. Москвы, соединяющий р. Москву с р. Волгой имеет общую длину водного пути 128 км, из них 19,5 км проходит по водохранилищам. Канал берет начало на правом берегу р. Волги у г. Дубны – в 8 км выше устья р. Дубны. Здесь создано Иваньковское водохранилище. Трасса канала идет на юг к г. Москве, пересекая возвышенную Клинско-Дмитровскую гряду. На трассе канала расположено 9 шлюзов. На волжском склоне – от Иваньковского водохранилища до водораздела (124 м над уровнем моря) – 5 ступеней, на московском склоне – 4 ступени. Кроме Иваньковского в систему входят Химкинское, Клязьминское, Пяловское, Учинское, Пестовское и Икшинское водохранилища. На трассе канала находятся 8 ГЭС и Иваньковская ТЭС. Канал решил проблему водоснабжения г. Москвы и обеспечил водный путь из Балтийского в Каспийское и Чёрное моря.
В Орловской, Калужской, Тульской и Ивановской областях, где в основном зарегулирован сток бассейна Оки, водохранилища используются для целей водоснабжения либо комплексно – для водного транспорта, рыборазведения, водоснабжения. Это небольшие водохранилища (с полезной емкостью, как правило, до 10 млн. м3) сезонного или многолетнего регулирования.
Более 60% объема зарегулированного стока рек Южного склона сосредоточено в водохранилищах Волжско-Камского каскада, которые используются в целях энергетики, промышленного и коммунального водоснабжения, водного транспорта, ирригации, рыбного хозяйства, рекреации. На Волге и ее главном притоке Каме построены 11 гидроэлектростанций. Суммарная установленная мощность Волго-Камского каскада составляет 11409 МВт. Строительство плотин, водохранилищ и гидроэлектростанций снизило скорость течения реки, повлияло на качество воды, рыбопродуктивность и биоразнообразие.
Всего в бассейне Волги насчитывается около 800 водохранилищ с суммарным полезным объемом 101 км3 и площадью зеркала 30,4 тыс. км2. Они аккумулируют почти 70% среднегодового стока волжского бассейна.
Из восьми крупных гидроузлов с водохранилищами на р. Волге четыре (Иваньковское, Угличское, Рыбинское и Горьковское) образуют непрерывный каскад на Верхней Волге (пятое – Верхневолжское водохранилище– находится в верховьях реки).
Эти водохранилища вместе с р. Окой формируют 45% годового стока р. Волга, еще 45% стока приходится на бассейн р. Камы.
В пределах Ярославской области расположены два водохранилища комплексного назначения – Рыбинское и Угличское.
В Тверской области насчитывается 20 водохранилищ с суммарным полезным объемом 2,3 км3. Наиболее крупные из них – Верхневолжское (0,466 км3), Вазузское (0,428 км3), Вышневолоцкое (0,243 км3) и Иваньковское (0,9 км3). Все они в большей или меньшей степени предназначены для водоснабжения Москвы, обводнения рек Окского бассейна, а также для энергетики, водного транспорта и рыборазведения. Более мелкие водохранилища используются для целей водоснабжения, рыбного хозяйства, энергетики, рекреации.

Куйбышевское водохранилище, протяжённостью до слияния реки Волги с рекой Камой от Куйбышевского гидроузла – 309 км; от Куйбышевского гидроузла до Чебоксарского гидроузла по реке Волге – 508 км; от Куйбышевского гидроузла до Нижнекамского гидроузла по реке Волге и реке Каме – 578 км. Полный объём водохранилища – 58 км3, полезный – 33,9 км3. Это самое крупное водохранилище Волжско-Камского каскада (оно контролирует 97% водных ресурсов Волги), дающее возможность проводить в современных условиях внутригодовое распределение стока Волги в створе Куйбышевского гидроузла. Основные притоки к Куйбышевскому водохранилищу: Кама, Большой Черемшан, Свияга, Сок, Большой Кинель, Уса.

Саратовское водохранилище, протяжённостью – 350 км. Полный объём водохранилища – 12,87 км3, полезный – 1,75 км3. Саратовский гидроузел расположен в 1129 км от устья Волги. Саратовское водохранилище является водохранилищем недельного регулирования стока с большим водообменном. Основные притоки к Саратовскому водохранилищу: Самара, Чапаевка, Сызрань, Чагра, Малый Иргиз.

Волгоградское водохранилище, протяжённостью – 540 км. Полный объём водохранилища – 31,45 км3, полезный – 8,25 км3. Волгоградский гидроузел расположен в 606 км от устья Волги. Гидрологический режим Волгоградского водохранилища определяется работой ГЭС и хозяйственными попусками воды. Основные притоки к Волгоградскому водохранилищу: Терешка, Курдюм, Большой Иргиз, Большой Караман, Еруслан.
В соответствии с нормативным классом капитальности, Куйбышевский, Саратовский и Волгоградский гидроузел рассчитаны на пропуск весеннего половодья вероятностью превышения 0,1% (это расход в 60 тыс. м3/с). В нормальных условиях эксплуатации и проверены на пропуск катастрофического половодья вероятностью превышения 0,01% (это расход в 70 тыс. м3/с).
В современных условиях водохранилища Волжско-Камского каскада используется для срезки естественных максимальных расходов и осуществления специального весеннего попуска на Нижнюю Волгу.

Волго-Каспийский канал. Общая длина канала составляет 210 км. Он начинается из протоки Бертюль, в 21 км ниже Астрахани, и заканчивается в глубоководной зоне Каспийского моря. Канал обеспечивает в межень судоходство через дельту Волги.
Первые 90 км канала проходят по естественному руслу западного рукава р. Волги – Бахтемиру, а далее он разработан до глубин для судового хода и ограничен от мелководий дельты искусственными песчаными грядами. Это вдоль береговые возвышения, достигающие высоты 1-2, иногда до 3 м над меженным уровнем, или искусственные острова. Ширина островов 150-200 м, длина – от 1 до 10 км. Последние 64 км канала не имеют надводных берегов, его борта скрыты под водой на 1-3 м от поверхности.
Гидрологический режим канала определяется Волгоградской ГЭС и вододелителем в дельте Волги. Наибольшая годовая амплитуда уровня воды на р. Волге (г. Астрахань) составляет 4,45 м, а на Волго-Каспийском канале в 137 км ниже Астрахани – 1,14 м. В среднем амплитуда уровней на канале находится в пределах 0,5-0,7 м.

Источник

Adblock
detector