Меню

Рисунки берега над рекой

Река Реж. Путеводитель по маршруту сплава

Реж – красивая река в Свердловской области, популярная среди туристов-водников. Украшением реки служат многочисленные скалы. На некоторых из них сохранились древние наскальные рисунки. По берегам раскинулись старинные деревни. Предлагаю познакомиться с особенностями и достопримечательностями этой реки.

С помощью этой статьи вы увидите почти все достопримечательности реки Реж на маршруте сплава. Интересных мест там хватает, поэтому материал получился большой, хотя сокращал как мог – запаситесь терпением 🙂

Особенности реки Реж

Длина реки Реж – 219 км. Реж образуется при слиянии рек Аять и Большой Сап. Реку Аять, берущую начало из Аятского озера, по сути можно считать началом Режа. Площадь водосборного бассейна – 4400 км². Когда Реж сливается с рекой Нейвой, образуется Ница – приток Туры.

Питание реки преимущественно снеговое. Среднегодовой расход воды — 11,9 м³/с. Скорость течения от 0,6 м/с в верховье до 0,4 м/с вблизи устья. На реке создан Режевской пруд.

В реке встречается рыба: уклейка, плотва, пескарь, щука, окунь, ерш, лещ.

Происхождение названия

Алексей Рычков в книге «По реке Реж» приводит местное предание:

«В селениях по берегам реки Реж живет легенда, согласно которой первый русский поселенец, оказавшись в устье реки, где Реж сливается с Нейвой, был поражен его быстрым течением: «Батюшки, да он же Невью будто бы режет». Так, по легенде, у реки появилось современное название».

Ученые-лингвисты же выдвигают следующие версии происхождения гидронима:

  • с фино-угорских языков в значении «обрыв», «обрывистые берега» — за многочисленные скалы;
  • в мангазейских памятниках XVII века, как установил А.К. Матвеев, слово «реж» использовалось как «приток».

По реке назван одноименный город – единственный на Реже.

Маршрут сплава по реке Реж

По Режу сплавляются в его верхнем и среднем течении. В верховьях река пригодна для сплава лишь весной. Маршрут начинается в Колташах, а заканчивается в городе Реж. Река сильно петляет, встречаются мели, «расчески», упавшие деревья. Этот участок хорош отсутствием населенных пунктов и сравнительно дикой природой. В Колташах расположена небольшая, но достаточно оригинальная скала Ежик.

Самая красивая скала в верховьях Режа – это Шайтан-камень. На нем сохранились древние рисунки. Также писаница есть на Бородинских скалах. Еще одна скала – Пять Братьев расположена в верховьях Режевского пруда. В верхнем течении река пересекает самоцветную полосу. Близ берегов известны месторождения турмалина и шайтанского агата-переливта.

На этом участке в Реж впадает правый приток – река Адуй, на которой расположен Адуйский камень. От слияния с Адуем река становится шире.

Более доступный и популярный маршрут сплава проходит по среднему течению реки – от города Реж до станции Коптелово (92 км). Вот на нем-то и остановлюсь подробнее, тем более в рамках проекта «Ураловед» мы проходили его неоднократно. Названия скал в статье приводятся по книге Алексея Рычкова «По реке Реж».

Сплавляться по Режу лучше весной по большой воде (хотя по этой реке сплавляются на протяжении всего сезона). На майские праздники здесь всегда много туристов. Летом местами может быть слишком мелко, нужно быть готовыми к ручной проводке. Уровень воды сильно зависит от плотины пруда в городе Реже. Сплав может быть и сокращен, возможные варианты точек старта-финиша: Першино, Глинское, Сохарево, Мироново, Арамашево. Ко многим описанным в статье достопримечательностям можно добраться и на машине.

Сплав по реке прост и приятен. На этом участке нет порогов, сложных шивер, расчесок, завалов. Опасность могут представлять лишь небольшой порожек в левой протоке около Сохарево да встречающиеся в русле острые камни. Также нужно осторожно проходить под мостами.

В городе Реже лучше всего начинать сплавы от моста через реку Реж около устья речки Бобровки (а перед этим можно познакомиться с достопримечательностями города Режа). Здесь, на левом берегу реки Реж, есть удобное место для сборки плавсредств.

Первая скала встречается на правом берегу – это Белый камень, природный символ города Режа. Он получил название за свой цвет. Здесь встречается редкая скальная флора. Имеет статус памятника природы Свердловской области.

Далее на правом берегу встретится самая высокая скала на участке от Режа до Першино – Хвощевский камень. Его высота до 25 м. Перед ним в Реж впадает ручей Хвощевка. В прошлом поблизости действовал Хвощевский железный рудник.

На правом берегу показывается Коровий камень. Внешне он очень похож на Белый камень. За ним уже видны дома первого на пути села – Першино.

В скалах на левом берегу в самом начале села Першино расположена Першинская пещера. Достаточно большой вход в основании скалы виден издалека. Сама пещера короткая, но при этом, благодаря легкодоступности, пожалуй, самая популярная на реке Реж.

Неподалеку находится Першинский мраморный карьер, мрамор с которого использовался в том числе для отделки станции метро «Проспект Космонавтов» в Екатеринбурге.

Ниже по течению встречается старый мост, настил которого прижат впечатляющими огромными каменными глыбами – чтобы не унесло.

Село Першино было названо по имени первопоселенца – Перши Засыпкина. Оно было основано в 1658/59 годах. Если пройтись по главной улице села, можно посмотреть старинные домики. Сохранились и руины Покровской церкви, построенной в 1907 году.

Напротив села – протяженные Першинские скалы, являющиеся памятником природы, а ниже стоит скала Чертов Палец, названная так за характерный останец. Там имеется пещера.

Через несколько сотен метров возвышается Белая скала высотой 20 м. Также ее иногда называют скалой Разбойник. Она как бы нависает над рекой, обрывается в воду. На скале вбиты крючья, здесь иногда тренируются скалолазы. Здесь была обнаружена древняя писаница, но, увы, рисунки уничтожены копотью костров. Сверху можно полюбоваться открывающимися видами на реку и Чертов Палец.

Далее на левом берегу в нижней по течению части невысокой скалы можно разыскать Голендухинскую пещеру. У входа в пещеру видны следы раскопок – здесь поработали ученые Института экологии растений и животных УрО РАН. Сразу за ней к реке выходит лог с суходолом.

Далее встретятся две достаточно выразительные, похожие друг на друга скалы – Голендухинский Белый камень на левом берегу и Большой камень на правом. Большой камень имеет статус памятника природы.

На левом берегу – деревня Голендухино. Первое упоминание этого населенного пункта относится к 1680 году. Названа так по фамилии первопоселенцев. В начале XX века в окрестностях были найдены никелевые руды. На базе этого месторождения в 1936 году в Реже была пущена первая шахтная печь Режевского никелевого завода. Напротив деревни – Голендухинский камень. Породы здесь меняются со светлых известняковых на темные вулканические.

На впадающей тут речке, между рекой Реж и деревней, образовался небольшой, но живописный Яшмовый водопад. С реки его не видно. О его существовании мне подсказал турист, знаток реки Реж Михаил Данилов, за что ему спасибо!

За деревней на полянке на левом берегу бьет Петрухин ключик. В роднике можно набрать чистой воды. Здесь оборудовано место отдыха. Особенный интерес представляет необычный стол из мельничного жернова. Ниже встречаются скалы, которые Алексей Рычков условно назвал Шесть Братьев.

Незадолго до села Глинского на правом берегу стоит камень Глинский. Его высота – около 40 м. Это геоморфологический и ботанический памятник природы. На скале установлена соответствующая табличка. Здесь встречается комплекс редкой скальной флоры. Местные жители называют его скалой Смерти. В 1918 году здесь было расстреляно несколько местных жителей, симпатизирующих большевикам.

На другом берегу для туристов обустроена поляна Смолянка – популярное место отдыха. Здесь есть беседки, столы, костровища.

Далее начинается довольно большое село Глинское. Оно считается первым русским поселением на территории современного Режевского района. Первое документальное упоминание села относится к 1658 году. Здесь же был построен первый каменный храм на территории Режевского района. Николаевская церковь была заложена в 1816 году, освящена в 1819 году. В 1935 году ее закрыли. Глинское – самое благоустроенное село района. Здесь имеется велоклуб «Когти», народный хор, фольклорный ансамбль «Земляничка», цирковая студия «Самоцвет». В окрестностях села расположено месторождение яшмы. Вазы из глинской яшмы можно увидеть в Тронном (Георгиевском) зале Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Главная достопримечательность села – впечатляющий рукотворный водопад на месте спуска воды из пруда. По возможности рекомендую сделать остановку во время сплава и прогуляться до этого водопада вдоль речки Глинки.

На левом берегу Режа в черте села возвышаются живописные Глинские скалы. После Глинского друг за другом идут деревни Ощепково и Чепчугово. В Ощепково на берегу обустроен источник, славящийся своей вкусной водой. Напротив второй деревни стоит красивый Чепчуговский камень. Его часть словно срезана по диагонали – таковы особенности залегания известняковых слоев. В средней части скалы так и манит своей загадочной темнотой карстовое отверстие.

За Чупчугово на левом берегу стоит темная скала Смерти. Видимо, ее так назвали за расположенное наверху кладбище. А впереди уже виден автомобильный мост на трассе Екатеринбург – Алапаевск.

За мостом расположено самое опасное место на этом участке сплава. Если вы не стремитесь к экстриму, то лучше проходить остров по правой протоке близ небольших скал. Здесь бурный, но безопасный перекат. Если же вам хочется приключений, то можно пройти по левой протоке, где имеется единственный на Реже порог. Он остался от стоявшей тут до 1970-х годов мельницы.

Деревня Сохарева стоит на обоих берегах Режа. Две части деревни связаны ветхим деревянным мостом. За деревней возвышается Балабанов камень.

Ниже по течению, на правом берегу, за лесом виднеются небольшие Сохаревские скалы. В одной из них расположен вход в Сохаревскую пещеру. Другое название – Жуковская. С реки пещеру не видно. Чтобы попасть внутрь, придется ползти. Внутри расположен грот длиной 10 м и высотой до 2,5 м, от которого отходят узкие ходы. Общая протяженность ходов пещеры – 43 м. Здесь были найдены следы пребывания древнего человека эпохи неолита. Сохаревская пещера вместе со скалами является геоморфологическим памятником природы.

За поворотом реки на левом берегу стоит скала Боруха с Сохаревской писаницей. Древние наскальные рисунки сохранились на двух средних скалах.

Ниже встретится бурный перекат с острыми камнями. По берегам встречаются скалы Старик, Чирков камень, Пьющая мышь. Река Реж покидает Режевской район и попадает на территорию Артемовского района.

Незадолго до деревни Луговой на правом берегу расположен бывший детский лагерь «Сосновый Бор». Он давно заброшен, но территория охраняется сторожем. Здесь сохранились корпуса лагеря, памятники, а над рекой нависают тросы от бывшего подвесного моста.

Ниже показывается деревня Луговая. Она была основана в середине XVII века. В ней сохранилось много старинных домов, в том числе кирпичных. Обилие кирпича тут не случайно: в районе Луговой, Липиной и Мироново было развито кирпичное производство. В конце деревни на берегу Режа лежит наполовину вросший в землю мельничный жернов Липинской мельницы. Следы самой мельницы можно рассмотреть около расположенного тут острова, а на реке в этом месте образовался бурный перекат. Место около жернова называют Поляной художников.

Отсюда начинается череда самых красивых режевских скал. Сразу за Поляной художников возвышаются Липинские скалы. В верхней части скал видна сквозная арка, к которой при желании можно подняться. Одна из скал прозвана Головой манси (или Лицом шамана) за внешнее сходство с профилем лица представителя этого народа.

Вскоре показывается небольшая деревушка Липино. Она была основана казацким атаманом и бывшим верхотурским таможенным головой Андреем Липиным в 1646 году. В прошлом здесь проходила древняя Калмацкая дорога из казахских степей. Через реку Реж в этом месте был брод, так же названный Калмацким. По этому пути с юга степняки не раз совершали набеги на русские поселения. Самыми серьезными из них были нашествия 1662 и 1663 годов. Деревня была сожжена, но позже отстроена заново. В 1677 году Липино с окружающими землями перешло Богоявленскому монастырю. Гуляя по Липино, кажется, что старинных домов тут больше, чем современных.

Сразу за деревней расположен Липинский лог – глубокий овраг, правый берег которого скалистый. Раньше по логу проходила граница между землями покровских и арамашевских крестьян, а также монастырскими угодьями. Если присмотреться к камням и скалам, то можно заметить многочисленные окаменелости: морские лилии, кораллы, брахиоподы, трилобиты и т.д. Также в логу находили кости вымерших животных (например, мамонтов). Поблизости расположен детский лагерь «Сокол».

Далее вдоль правого берега Режа тянется очень впечатляющая, длинная и высокая скала Тигрова голова. Высота скалы – порядка 40 м, а протяженность – около 200 м. Особенно впечатляет нижняя часть скалы, напоминающая голову кошачьего. Также иногда эту скалу называют Соколом.

Из-за поворота на левом берегу показывается великолепный Мантуров камень. Пожалуй, это самая известная скала реки Реж. Ее название связывают с Парфеном Мантуровым – одним из первых жителей села Мироново, погибшим в 1663 году во время нападения башкир. По легенде, увидев врагов, он спрятал в укрытии маленького сынишку, а сам вместе с женой Авдотьей, отвлекая внимание кочевников, побежал к реке. Враги настигли их на вершине скалы. Парфен погиб, а жена попала в плен.

Высота скалы – 40 м, протяженность – около 300 м. В этом месте река делает поворот на 180 градусов. Стоит подняться наверх и полюбоваться открывающейся панорамой. Кстати, сюда можно попасть не только во время сплава, но и на автомобиле.

Скала сложена серыми известняками. На камнях встречается множество окаменелостей. Больше всего древних морских лилий. Примерно в середине скалы по трещине образовалась небольшая пещера, стены которой сплошь покрыты окаменелостями. Мантуров камень имеет статус геоморфологического, ботанического и археологического памятника природы Свердловской области.

Ниже скалы через реку переброшен подвесной мост. Далее начинается село Мироново. Оно было основано в 1655 году, названо по фамилии первопоселенцев. В центре села находится Георгиевская церковь, освященная в 1818 году. Построена в стиле сибирского барокко. В советское время в здании размещались кузница, гараж. Сейчас церковь восстановлена. В селе имеется клуб-музей, есть свой фольклорный ансамбль. Около автомобильного моста через реку установлен каменный крест в память о расстрелянных в 1918 году местных священниках.

Напротив Мироново встретятся скалы Парус, Кутафья и Дыроватый камень (или Сфинкс). В последней из них имеется сквозная пещера. Ее хорошо видно с воды.

После Мироново за поворотом начинается небольшая деревня Бучино. Она названа по фамилии одного из первопоселенцев – Федора Бучи. Напротив деревни – детский лагерь «Зеленый луг». Вскоре река Реж попадает на территорию Алапаевского района.

На левом берегу стоит деревня Гостьково, которая впервые упоминается в 1639 году. Первопоселенцем деревни был Артемий Федоров по прозвищу Гостько. В 1662 году около этой деревни состоялось крупное сражение с башкирами, после которого расположенное тут поле получило название Побоище. Курган на месте захоронения воинов прослеживался до 1980-х годов, пока не был распахан. С реки в деревне видно стоящее на холме полуразрушенное здание Константино-Еленинской церкви, построенное в 1895 году.

Читайте также:  Река огайо это приток миссисипи

Напротив деревни встречаются полузаросшие скалы. На одной из скал была найдена Гостьковская писаница. К сожалению, в настоящее время древние рисунки утрачены под обильной копотью от костров.

Но все же самое интересное место в окрестностях Гостьково – это Гостьковская пещера на правом берегу Режа. Небольшой вход в нее не видно с реки. Внутри можно ходить в полный рост. Протяженность пещеры – около 30-40 м. Внутри интересны затопленные вертикальные шурфы с деревянной крепью. Если присмотреться, на стенах можно заметить следы от инструментов. Таким образом, это не пещера естественного происхождения, а искусственная штольня. Что и когда здесь добывали – выяснить пока не удалось.

Встречающиеся ниже по течению после Гостьково скалы имеют названия Лежачий камень, Змеиный (Амфитеатр), Черепаха.

Перед следующей деревней на левом берегу покажется живописный камень Бык, часть которого отделяется от массива трещиной. За ним на правом берегу уже виден камень Говорун. По одной версии, название дали по журчанию воды (в этом месте под скалой бурный перекат), по другой – по громкому эху.

30-метровый камень Говорун интересен сохранившейся Раскатихинской писаницей. Древние рисунки нанесены в двух местах. Первая группа изображений расположена на скале, обрывающейся в воду. Здесь быстрое течение, поэтому успеть заметить (и тем более сфотографировать) рисунки непросто. Вторая группа рисунков расположена справа от разлома, по которому можно подняться на скалу. Изображения перекрыты слоем кальцитового натека.

Деревня Раскатиха упоминается в документе 1652 года. Ее основателями были Степан Косухин и Лука Прокопьев. После Раскатихи встретится камень Плита или Ребристый, а ниже – камень Семь братьев, обильно исписанный краской. С реки видна лишь часть скал. Поблизости на правом берегу расположен курорт «Самоцвет».

На левом берегу возвышается Дунькин камень. По легенде, в давние времена в Арамашевской слободе жили Иван и Дуня. Они провели детство вместе, незаметно выросли и полюбили друг друга. Настала пора свадьбы. Ваня поехал в город за покупками, да там уцепилась за него одна красавица так, что позабыл Иван свою Дуняшу. Узнав про измену, в слезах Дуня бросилась на прибрежный утес, где часто сидели и мечтали с Ваней. Оттуда она бросилась в холодные воды реки Реж. С тех пор скалу и зовут Дунькиным камнем. В нижней части скалы имеется грот.

Ниже сильно выступает в русло реки совсем невысокий, но выразительный камень Мамин. По форме он напоминает лягушку. Согласно местной легенде, однажды на этом камне останавливался писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк и даже якобы занимался тут творчеством.

Ниже на правом берегу встретятся безымянные скалы, а впереди виден автомобильный мост к станции Самоцвет. Еще в 1990-е годы на левом берегу перед селом Арамашево стояло трехэтажное здание мельницы. Ее хотели перевезти в Нижнесинячихинский музей-заповедник, но не успели.

На левом берегу начинается большое село Арамашево. Арамашевская слобода возникла на реке Реж в 1631 году и была одним из самых старых поселений русских крестьян в этой части Урала. Арамашевская слобода имела значительное административное и военное значение, ей принадлежали обширные земли. Название Арамашево произошло от названия речки Арамаш, упоминаемой в документах XVII века. Считается, что оно восходит к башкирско-татарскому «эрэмэ» или «урема», что значит место у реки, поросшее густым кустарником.

Близ берега Режа обустроен родник «Крещенский». В самом селе сохранилось немало старых домов. В Арамашево имеется краеведческий музей и изба-музей народной росписи. Для возрождения культуры села и развития здесь туризма многое делает директор Арамашевского краеведческого музея Вера Васильевна Реутова.

На высоком 40-метровом Церковном камне стоит Казанская церковь. В прошлом в этом месте стояла деревянная крепость, защищавшая от набегов кочевников. Каменная церковь была построена в 1800 году. В советское время была закрыта, стояла заброшенной. По легенде, главный церковный колокол скинули в реку, где он бесследно пропал. Недавно церковь была отреставрирована, но теперь выглядит как обычный новодел.

Кстати, реконструированная башня Арамашевского острога стоит в Нижнесинячихинском музее-заповеднике деревянного зодчества. Там же можно увидеть якорь, найденный на реке Реж в районе села Арамашево. В середине XX века его использовали для укрепления деревянного моста через реку Реж, где его и приметил основатель музея И.Д. Самойлов.

За Церковным камнем стоит меньший по высоте Шуриков камень. Затем из-за поворота на правом берегу вырастает грандиозный Шайтан-камень. По преданию, по ночам у скалы появлялись огоньки, а во время порывов ветра возникали таинственные звуки, что пугало местных жителей. Поэтому они и назвали скалу Шайтан-камнем. Его высота около 50 м. Здесь любят тренироваться альпинисты.

В Шайтан-камне есть пещера, которая в прошлом якобы была связана с подземным ходом, шедшим от Казанской церкви. По легенде, там прятались местные жители во время башкирских налетов, отчего она получила название пещеры Спасения. В советское время, когда церковь стояла заброшенной, в ее подземелье любили играть дети. Однажды там завалило камнями мальчика. После этого ход в церкви засыпали, а пещеру на Шайтан-камне взорвали. Сейчас в этой части скалы видна обширная каменная осыпь. Тем не менее, в верхней части осыпи можно найти вход в эту пещеру. Попасть в привходовую часть просто, а дальше пещера сложна для прохождения из-за шкуродеров и вертикальных участков, доступна только опытным спелеологам. Длина ходов пещеры достигает 210 м. Это самая протяженная (и в то же время самая сложная) пещера на реке Реж.

Большинство туристов в Арамашево заканчивают сплав. Однако интересные места есть и ниже по течению.

Село Арамашево постепенно переходит в деревню Косякова. Рядом стоит известняковый Косяковский камень. Ниже по правому берегу встречается цепь темных скал.

Ниже по течению на левом берегу стоит деревня Катышка. Отсюда в Нижнесинячихинский музей-заповедник было перевезено здание пожарной. Также И.Д. Самойлов собрал в этой деревне часть коллекции уральской народной живописи на досках. В Катышке сохранилось здание деревянной Покровской часовни, построенное в 1893 году (утрачены главка и звонница). Также здесь стоит колоритная деревянная изба, которой не менее двух веков.

Ниже Катышки показывается красивый железнодорожный мост через реку с двумя опорами, построенный в 1910-е годы. Здесь проходит железнодорожная ветка Егоршино – Алапаевск. Во время Гражданской войны мост дважды взрывали: сначала красные, затем белые.

Ниже на правом берегу встречается череда скал высотой до 30-40 метров. Самая интересная и красивая из них – камень Писаный. На скальном останце, внешне напоминающем клык, сохранились древние рисунки – Исаковская писаница. Впервые ее обследовал В.Я. Толмачев в 1914 году. В конце 1950-х годов писаницу изучал В.Н. Чернецов. Он писал следующее:

«Сама скала как будто не имеет особого названия, или, во всяком случае, нам не удалось его выяснить. Обычно ее упоминают лишь как Писанец. Интересно отметить, что у жителей д. Исаковой сохранились некоторые поверья, связанные со скалой. Считают, что там живет Змей и что ходить туда небезопасно».

В.Н. Чернецову удалось выделить 7 групп изображений. В наши дни было обнаружено еще одно панно с рисунками, а также несколько гравированных фигур. Рисунки Исаковской писаницы хорошо различимы на скальной поверхности. Камень Писаный является памятником природы.

Вскоре река приближается к железнодорожной станции Коптелово. Здесь можно собрать плавсрества, подняться в гору по тропинке и дойти до платформы. На пригородном поезде можно доехать до Артемовского, Екатеринбурга или Нижнего Тагила.

При желании можно продолжить путь и дойти по реке до села Коптелово, интересного своим музеем. По пути встретятся деревни Исакова и Таборы, а также несколько скал и языческий идол. Две из этих скал (камни Крутой и Основанский) имеют статус памятников природы. Далее река Реж приобретает равнинный характер и не столь интересна для сплавов.

Желаю вам отличных сплавов по реке Реж! И берегите природу!

Рычков Алексей. Режевские сокровища: по реке Реж. – Реж, 2015.
Рундквист Н.А., Задорина О.В. Свердловская область. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия
Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. – Екатеринбург, 2010.
Матвеев А.К. Географические названия Свердловской области. – Екатеринбург, 2007.
Памятники природы Свердловской области

Источник

Как рисовать воду в пейзаже. Нарисовать реку, озеро, море: живопись, пейзаж. Часть II

* Стоящую (неподвижную) воду пишем вертикально, движущуюся — по течению.

В большинстве случаев, удобнее рисовать воду, как ни странно, вертикальными мазками. Так реалистично и удобно рисовать отражения в воде берега, деревьев, кромки земли, травы и так далее.

Кроме того, первый красочный слой — подмалёвок — в зоне воды тоже проще писать полуабстрактными пятнами вертикально, чтобы потом поверх положить направления водной ряби и потоков воды по горизонтали или диагонали.

Именно за счёт разнообразных направлений вода будет выглядеть как живая в картинах и рисунках. А если ещё уделить особое внимание направлению мазков краски в пейзаже и написать небо горизонтально, лес и поле — вертикально, траву у берега — по диагонали, а воду — вертикально, тогда от пейзажа и вовсе будет глаз не оторвать. Маленькая профессиональная хитрость художника. Иногда можно и так писать. Как видите, фактуры в живописи тоже имеют значение

* Помимо движения, в воде всегда есть контрдвижение (рябь, след от движущихся объектов и другое).

Если уж заговорили о фактурах и движении мазков в живописи пейзажа, обратите внимание на картины художников-пейзажистов: любое большое однообразное по направлению пятно всегда разбито противоположным по направлению движением, в монотонную ритмическую структуру они вносят некий диссонанс. Это постоянно встречается в природе, кроме того, человеческий глаз остро чувствует и наилучшим образом воспринимает такой контраст направлений. Это стоит учитывать и в своей художественной практике. Выразительность в пейзаже только усилится.

* Цвет воды не синий.

Это значит, что вода в реке не синяя, как объясняли в детском саду — она серо-голубая, болотно-зелёная, бирюзово-изумрудная, сложная, разнообразная по цвету: светлоте, насыщенности, цветовому тону. Но не следует совсем исключать чистые спектральные цвета — всему своё место. Стоит подбирать цветовые замесы и оттенки так, чтобы изображение выглядело, действительно, водой, а не краской. И этому можно и нужно учиться, чтобы стать художником по-настоящему.

* Один базовый цвет для неба + один базовый цвет для воды.

Палитру красок для пейзажа следует заранее продумывать. Чтобы не было путанницы в оттенках и, соответственно, хорошо была видна разница ещё и по цвету между небом и водой, стоит взять разные синие краски. Для неба- свою, для воды — свою. Они будут различаться и по цвету (цветовому тону)и по химическому составу, что поможет получить огромное количество разнообразных замесов: где-то близких по качеству цвета друг к другу, где-то различных. Это облегчит занятия живописью.

* Отражения берега имеют значение (цвет, тональность и фактура).

Обратите внимание, насколько сильно отличие воды у самого берега от воды в самом сердце водоёма. Обычно у берегов она теплее (охристее, коричневее, желтее, рыжее), темнее и сложнее по цвету. Но, опять же, всё очень индивидуально — уточняйте цветовые отношения в натуре. В любом случае, цветовая разница между водой у берега и в самом водоёме, его основной части, очевидна

* Прозрачность воды и движение водных потоков: как нарисовать?

Разница течений хорошо видна, если писать море с высоты: часть его выглядит глубоким ультрамарином, часть — бирюзовой голубизной, а кое-где их разбивают совсем изумрудные потоки. Это и стоит отразить в этюде. Даже едва уловимый цветовой нюанс имеет значение. А чтобы вода получилась прозрачной, кое-где, в глубине её, особенно у линии берега, стоит добавить тёплых оттенков: ряска, цвета земли и глины, сероватых камней. Можно даже наметить пару-тройку таких камешков, скрытых водой, если, конечно, такая степень детализации уместна. В прозрачной морской голубизне иногда видны подводные скалы и бурые массивы водорослей — их тоже можно изобразить при помощи изменения цветового замеса в тёмную и тёплую сторону, ведь в природе, в натуре, море выглядит именно так.

Словом, без практики любая теория становится бесполезной, а уж в ремесле художника тем более. Больше пишите, исследуйте изменение цвета в воде на практике, рисуйте на пленэре летом. Нарисовать пейзаж можно по-разному, а вот как нарисовать природу реалистично, я вам подсказала. Теперь пора применять и исследовать полученную информацию. Красивых пейзажей и интересных творческих находок вам, дорогие друзья, начинающие художники!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂

Источник

Река карандашом – Как нарисовать реку карандашом поэтапно

Река — это плавный водоем. Реки разных размеров встречаются под разными именами — ручей, ручей, ручей, ручей, рилл, беги, жги и бек, и это лишь некоторые из них. Реки часто начинаются в горных районах и впадают в более крупные водоемы, такие как озера или моря. Некоторые из самых известных рек в мире включают реку Нил в Египте, на африканском континенте; река Миссисипи в США, Северная Америка; и река Амазонка в Бразилии, Южная Америка.

Реки жизненно важны для жизни, потому что они обеспечивают достаточный запас пресной воды. С древности поселения и города часто возникали возле рек. Реки были также источниками пищи, включая рыбу. Древние мифологии часто включали речных богов и богинь, которые были призваны во времена засухи.

Реки также играют роль в современной культуре. Многие аспекты жизни можно сравнить с рекой. Например, песня «Роза» открывается словами «Некоторые говорят, что любовь, это река, которая тонет нежный тростник». В фильме Диснея «Покахонтас» (1995) изгиб реки используется для обозначения неизвестного будущего и основных решений, которые предстоит принять в песне «Просто вокруг реки Бенд».

Хотите нарисовать пейзаж с течением реки? Сделать это проще, чем когда-либо, с помощью этого простого, пошагового руководства по рисованию. Все, что вам нужно, это карандаш и лист бумаги. Вы также можете использовать цветные карандаши, маркеры, цветные карандаши или краски, чтобы затенить законченный рисунок.

На каждом этапе этого руководства по рисованию вам будут предоставлены как иллюстрация, так и пояснительный текст. Обратите особое внимание на выделенные синие линии на каждой иллюстрации; они указывают новые линии, которые будут добавлены к вашему рисунку.

Если вам понравился этот урок, см. Также следующие руководства по рисованию: Снежинка, Луна и Дождь.

Читайте также:  Карта реки оки в алексине

Как нарисовать реку карандашом поэтапно

Мы, люди, очень любим отдыхать. И существует для таких действий самые различные заведения и места. Тут вам и клубы всякие с попсой, и бары-рестораны с красивыми официантками, да что уже говорить, наша любимая ванна – вот среда отдыха. Но позвольте сказать, что это – места для личностей не творческих и едва романтичных. Природа – вот это, я понимаю, отдых. Сходить поплавать на озеро, прихватить собой палатку и зависать у костра. Нет озера вблизи? Не проблема – просто завалитесь в лес, насобирайте шишек, цветков, диких животных попугайте. А если вам повезло выбраться на речку – счастье вам. А пока что давайте узнаем как рисовать реку карандашом.


Представьте себе – жаркое, нереальное лето. Вы сидите за своей железкой в инете, в одних трусах, заливаетесь потом и кроете матом отметку на плюс 40 градусов. Страшно руку на солнце высунуть – загорится. Двухлитровая бутылка воды под ногами уже почти испарилась. Но вы собираетесь и идете в лес, к реке. Вот он рай! Вода холодная, но телу не страшно, и вы бросаете его в объятия жидкости. Вы скажете, что бассейн лучше. Но нет, из реки можно пить, сколько хочешь, и, что главное – писать и не боятся, что вас попалят. Природа заботится о ваших нуждах. Чтобы заинтересовать неверующих в блестящей репутации реки летом, да и не только, расскажу интересные фишки:

  • Кто не знает, самая длинная река в мире – Амазонка (почти 7200 км). Смешно то, что, вплоть до 2010 года, на ней не было построено ни одного моста. И только недавно появился один, длиной 3595 метров. Почему было так – загадка, но плавать там точно каждый теперь умеет.
  • У вас бывало так, что вчера вы были на реке, а сегодня пришли – и пусто? Если нет, значит вы не были в Индии, на реке Коси. Эта хитрюга каждый год прокладывает себе новое русло, а старое высыхает. Таким способ она избегает службы в армии.
  • Не завидуйте жителям Саудовской Аравии. В этой прекрасной стране нет абсолютно ни одной постоянно текущей реки. Это именно тот единственный случай, когда бассейн – ваше спасение.

Выбирайтесь в природу так часто, как можете. Прогресс не стоит на месте, и скоро лесы, которые украшают ваш город, вырубят, а реки и ручьи высушат. Давайте увеличим популяцию рек, и каждый нарисует по одной. Начнем.

Как нарисовать реку карандашом поэтапно

Шаг первый. Берем карандаш в руки и рисуем лесной пейзаж. Начнем с того, что нарисуем волнистые линии, с которых потом получится прекрасная река. Другая, горизонтальная линия – это линия горизонта.


Шаг второй. Поскольку нашей реке повезло жить в лесу, вокруг неё должно быть много деревьев. Их и рисуем, много стволов всех размеров.


Шаг третий. Стволы есть, а листья не видно. Исправляем – рисуем облачка на стволах, позже с них получится необходимая зеленая шапка. Еще у нашей реки есть два маленьких водопада, их тоже не забываем.


Шаг четвертый. Крупной штриховкой рисуем различные тени. Это лес, и их тут будет много. Такой же штриховкой наносим линии на руке, обозначая этим направление течения.


Шаг пятый. Как принято у нас на последнем шаге, убираем все облака зелени, которые не подошли, всю опавшую листву, в общем, убираем все ненужное и корректируем рисунок на свой вкус.

Природа полна прекрасными местами. Вот вам несколько красивых пейзажей для рисования:

  1. Учимся рисовать желто-красную осень;
  2. Прекрасный водопад;
  3. Озеро в горах;
  4. Закат;
  5. Берег;

Как нарисовать воду

Рисовать воду всегда непросто, но весьма увлекательно. Этот элемент пейзажа всегда сильно меняется с учетом окружения. Значительные водные массы, такие как пруд, река или океан, отражают на поверхности как цвет неба, на и береговой пейзаж. На цвет воды влияет множество факторов, среди них время года, время суток и погодные условия.

Вода, вне всякого сомнения – весьма сложный объект. На поверхности воды можно найти не только множество теней, но и отражений, нередко от различных световых источников. При этом плоскость воды постоянно меняет свою форму и находится в непрерывном движении.

И несмотря на это, нарисовать воду так же просто, как и обычные элементы пейзажа.

Если озеро, река или океан освещены прямыми солнечными лучами, то отображать массу воды следует с простого подмалевка, который выполнен теплым цветом. Изображать воду на данном этапе следует так же, как и освещенную область суши. Если же часть воды расположена в тени, для подмалевка используется холодный цвет. Аналогичное относится и к воде, которая рисуется если солнце закрыто плотными тучами.

На втором этапе в воду добавляются новые теплые и холодные краски. Обычно вода не слишком яркая, поэтому тон большинства красок следует делать более приглушенным. В поверхности воды отражаются множество объектов, таких как небо, деревья, трава, дома и т.д. Поэтому в цветовую массу воды нужно добавлять те краски, которые соответствуют цвету определенных объектов.

Например, если вы рисуете реку, освещенную солнцем, подмалевок воды нужно выполнить розовой или желтой краской. Затем добавляются холодные тона, которые отвечают цвету неба и деревьям, растущим на берегу реки. Такие краски следует наносить слоями, однако не смешивайте их, если не хотите, чтобы цвет воды помутнел.

Хотя солнечный цвет на рассвете совершенно отличатся от света на закате, в обоих случаях подмалевок освещенных областей водной массы нужно выполнять теплыми красками, а для затененных областей использовать холодные краски.

Вода не стоит на месте, она меняется и движения в результате течения или силы ветра. Так как изменения происходят все время, не стоит за ними гнаться. Лучше выберите интересный узор, который сформировал ветер на поверхности воды. Если же этот узор станет вам в процессе работы неинтересным, его без проблем можно будет изменить нужным образом.

Вода – такой же компонент пейзажа, как берег и деревья. Поэтому анализируйте сцену, выявляйте узор светотени на плоскости воды и сравнивайте цветовую массу воды с массами суши как по цвету, так и по тону.

Рисовать воду нужно плавными и текучими мазками. Мазки должны отличаться от тех, что используются для рисования статичных объектов. Попробуйте уловить ритм узора светотени на плоскости воды. Каждая водная масса имеет свои уникальные черты, которые можно и нужно найти.

При рисовании воды опирайтесь только на собственное восприятие, забудьте любые правила или наставления. Однако, есть все же несколько правил, которых желательно придерживаться.

  • В яркий солнечный день цвет суши всегда более яркий и контрастный, нежели цвет отражения суши на плоскости воды.
  • Отражения объектов, которые ярко освещены солнцем, на поверхности воды выглядят более темными и холодными, если сравнивать непосредственно с самими объектами.
  • Отражения объектов, расположенных в тени, выглядят в воде более светлыми, холодными и приглушенными, нежели сами объекты.

Теперь перейдем к конкретным примерам.

Следующая картина создана ранним утром. Река окутана легкой дымкой. Для подмалевка неба использовалась лимонно-желтая краска, а вода окрашивалась розовым цветом Затем в воду была добавлены светло-желтая краска, светлая лазурь (смешана с белилами) и виридоновая зеленая краска. Все краски наносились слоями таким образом, чтобы через них незначительно просвечивался розовый подмалевок. Это позволяет создать иллюзию воды, освещенной ярким светом. На третьем этапе в массы воды добавлены вертикальные цветные полосы, за счет чего реализована перспектива. Для формирования иллюзии глубины пространства используется контраст между яркими цветами на переднем плане и более размытыми и холодными цветами на заднем плане.

рисунок реки

В этой картине передний план освещен, а задний расположен в тени. Граница между тенью и светом формирует яркую композиционную диагональ. Струи водопада, которые видно на заднем плане, выглядят размытыми, поскольку для их написания использовались холодные и приглушенные краски, которые наносились мягкими и неторопливыми мазками. А вот на переднем плане вода выглядит совсем по другому – создается иллюзия, что вот-вот, и вода помчится сквозь картину. Для создания энергичного движения воды использовались контрастные краски, которые наносились достаточно резкими мазками мастихина.

Композиция в этой картине соответствует принципу трех третей. Картина явно разделена на три горизонтальных полосы – деревья вверху, водопад и водная заводь. Для создания мягкой воды, закрытой дымкой, на заднем плане использовалась кисть. Беспокойная вода на переднем плане отображалась с помощью мастихина. Сначала для воды в заводи был создан подмалевок с густой краской розового цвета. Затем поверх этого розового слоя наносились мазки синей, желтой, зеленой и фиолетовой краски, которые не смешивались. Это дало возможность получить сияющую водную плоскость. Если все такие краски просто мешать, то вода в заводи стала бы тусклой и неяркой. В каждой цветовой массе есть как вертикальные, так и горизонтальные полосы. Полосы помогают детализировать цвет каждой цветовой массы и дают возможность создать иллюзию движения воды в заводи слева направо и спереди назад.

еще один рисунок водопада

Старайтесь воспринимать воду как обычный элемент пейзажа, и тогда ее создания будет не более сложным, нежели работа над деревьями, берегом и другими объектами.

Рисунок берега реки

Как нарисовать старую кирпичную стену

Пейзаж с прудом

Принципы полноцветного видения в пейзаже

Целостное восприятие картины

Когда части важнее целого

Как нарисовать реку » Твори чудо

Сейчас мы будем рисовать реку карандашом поэтапно. Самая большая по длине река — Амазонка. Ее длина составляет около 7 тысяч километров.

Материалы для работы

— карандаш — ластик — черный маркер — цветные карандаши или акварельные краски

Приступаем к рисованию реки. В первом шаге все просто, что вам нужно сделать, это нарисовать две волнистые линии, которые будут напоминать дорогу. Обратите внимание, что линии в верхней части сужаются.

Нарисуйте на реке волнистые линии, которые будут напоминать ручьи, которые бегут в вниз по реке. Затем нарисуйте камни разных размеров.

Теперь начните рисовать листву вокруг реки, это могут быть кусты, трава и цветы. Пейзаж можете нарисовать, какой угодно, хоть предгорья.

Продолжайте рисовать зелень. Теперь нарисуйте большие деревья. Это могут быть сосны, дубы или другие виды деревьев.

В последнем шаге вам нужно лишь нарисовать маленькие кусты травы, а также добавить некоторые другие элементы.

Обведите эскиз реки черным маркером и сотрите ластиком не нужные линии.

В конце разукрасьте пейзаж. Реку разукрасьте синим или голубым цветом. Траву салатовым цветом. Камни серым цветом. Деревья разукрасьте зеленым цветом. Не забудьте нарисовать облака, чтобы больше оживить пейзаж. Обратите внимание, что дальние деревья темнее и имеют темно-зеленый цвет. Все, пейзаж с рекой нарисован.

Интересное о реках

— Амазонка не сильно оторвалась от реки Нил, если их сравнивать по длине. Нил меньше всего лишь на 150 километров, точная длина реки Нил составляет 6852 километра.

— Самой чистой рекой является Иртыш, а самой грязной Сарно, при сравнении с другими реками в Европе.

— Самой глубокой рекой является Конго, ее глубина больше 230 метров.

Схема рисунка

Карандашом можно создать реалистичный пейзаж в черно-белых тонах. При желании вы добавите ему красок при помощи цветных карандашей, акварели. На черно-белой картине может быть запечатлена осень во время сумерек.
Расположите листок вертикально, начните с рисования основных линий. Сначала начертите остроносый треугольник, основание которого лежит посередине правой стороны листа. Расположен он горизонтально, угол в 30 градусов лежит в середине листка.

От него до левой стороны полотна прочертите прямую линию, отступите наверх 3 см, проведите от треугольника отрезок (А), параллельный данной линии. В левой части листа тоже нарисуйте остроносый треугольник, но он меньше первого примерно вдвое. Треугольники – это береговые линии.

Отрезок «А» поможет создать задний план. Для этого от него проведите 2 линии. Первую – направо под углом 45 градусов. Вторую линию – наверх и чуть влево. Вместе с только что проведенной чертой, она образует угол 35 градусов.

Этот последний треугольник будет символизировать небо. Пока оставьте его нетронутым. На всех остальных набросайте овалы, круги и обрисуйте их волнистыми линиями. Это кроны деревьев. Остроносый треугольник, который вы рисовали на левой стороне листа, обрисуйте волнистой линией – это берег реки. Сама она будет течь издалека, а затем нижняя сторона правого и левого треугольника станут ее берегами. Она течет к зрителю, на переднем плане занимая все пространство листа.

Как нарисовать реку: советы начинающим художникам

Каждый человек, хоть раз пытавшийся нарисовать пейзаж, одним из компонентов которого была вода, знает, как это сложно сделать. Река, озеро и даже лужа, — все это рисуется по одному принципу. Главное, выполнять работу пошагово. Только благодаря ежедневной работе можно добиться хороших результатов в любом деле. В этой статье мы рассмотрим, как нарисовать реку начинающему художнику.

Подготовительная работа

Любая творческая деятельность начинается с идеи и вдохновения. Чтобы их получить, нужно или выйти на природу и посмотреть на пейзажи, или же найти красивые картинки в Интернете. Сразу стоит отметить тот факт, что с электронного аналога рисовать намного проще, чем непосредственно с натуры. Ведь в фотографиях уже есть компоновка объектов и пойман свет. Но стоит отметить, что если вы будете все время рисовать с картинки, то рисовать с натуры вы не научитесь. Поэтому для начинающего художника будет лучшим вариантом самостоятельно сходить на природу и сфотографировать понравившиеся ему пейзажи. В нашем случае центром композиции должна выступать река. Самые красивые фото получаются на закате или рассвете, но и в середине дня можно поймать удачные кадры.

Набросок будущего пейзажа

Познакомившись с натурой, можно приступать к рисованию. Как нарисовать реку поэтапно? Начинать нужно с эскиза.

Первым делом нужно будет сделать компоновку. Река – это большой водный массив, и вся она в пейзаж не поместится. Нужно определить места, откуда она будет вытекать, и куда впадать. Даже если вы рисуете безветренную погоду, нужно понимать, в какую сторону течет река. После того как компоновка будет завершена и все части пейзажа продуманы, можно приступать к работе. Как нарисовать реку на начальном этапе? Намечать ее нужно только штрихами. Не следует сразу прорисовывать волны, вполне хватит границ водного массива. Остальные детали будут доработаны в дальнейшем.

Графическое изображение

Как нарисовать реку карандашом? Когда эскиз готов, можно переходить к штриховке. Вода в графическом варианте должна быть нарисована за счет игры света и тени. Поэтому для начала нужно проложить на водной глади ручейки. Дальше следует затемнить каждый отдельный поток у основания, а в центре оставить естественный блик.


Самая реалистичная водная гладь получается, если художник затирает штрихи. Река не имеет видимых для глаза переходов. Поэтому, после того как разрозненные светотеневые кусочки будут заштрихованы, нужно пройтись по ним ватным диском. Нажимать сильно на него не нужно, так есть большая вероятность того, что получится грязь. Как нарисовать реку, если под рукой нет ваты? В этом случае растирать штрихи нужно кончиками пальцев. Легкими касаниями нужно пройтись по течению воды. Завершающим этапом будет прорисовка естественных границ.

Читайте также:  Реки александровского района оренбургской области

Рисуем акварелью

Живопись — сложный вид изобразительного искусства. А акварель — одна из сложнейших техник, но, несмотря на это, всем людям, которые задаются вопросом, как нарисовать реку, следует изучить именно акварельные приемы. Так как, овладев самым сложным искусством, более легкие методы, такие как акрил или масло, будет нетрудно освоить. Первым делом в рисунке нужно залить реку основным цветом. В зависимости от освещения она может быть голубого, зеленого или фиолетового цвета. Дальше нужно будет мазками вводить другие оттенки. Вода всегда бликует. Даже если вы рисуете хмурую погоду, все равно на поверхности нужно оставить несколько белых пятен. У берегов река будет темнее, так как эта часть воды находится в тени. В этом месте можно использовать не только темно-синюю краску, но и вводить зеленые, коричневые и охристые оттенки. После того как река нарисована, даем рисунку просохнуть и прорисовываем детали.


Это может быть струйка течения, которую видно с берега, или косяк рыбок, проплывающих мимо, а может быть и листва, если пейзаж был осенним. Именно благодаря мелким деталям вы получите неповторимый пейзаж. Тренируйтесь хотя бы раз в неделю, и у вас все обязательно получится.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать водопад нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
  • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Уроки живописи — Как нарисовать реку карандашом поэтапно


Представьте себе – жаркое, нереальное лето. Вы сидите за своей железкой в инете, в одних трусах, заливаетесь потом и кроете матом отметку на плюс 40 градусов. Страшно руку на солнце высунуть – загорится. Двухлитровая бутылка воды под ногами уже почти испарилась. Но вы собираетесь и идете в лес, к реке. Вот он рай! Вода холодная, но телу не страшно, и вы бросаете его в объятия жидкости. Вы скажете, что бассейн лучше. Но нет, из реки можно пить, сколько хочешь, и, что главное – писать и не боятся, что вас попалят. Природа заботится о ваших нуждах.

Чтобы заинтересовать неверующих в блестящей репутации реки летом, да и не только, расскажу интересные фишки:

  • Кто не знает, самая длинная река в мире – Амазонка (почти 7200 км). Смешно то, что, вплоть до 2010 года, на ней не было построено ни одного моста. И только недавно появился один, длиной 3595 метров. Почему было так – загадка, но плавать там точно каждый теперь умеет.
  • У вас бывало так, что вчера вы были на реке, а сегодня пришли – и пусто? Если нет, значит вы не были в Индии, на реке Коси. Эта хитрюга каждый год прокладывает себе новое русло, а старое высыхает. Таким способ она избегает службы в армии.
  • Не завидуйте жителям Саудовской Аравии. В этой прекрасной стране нет абсолютно ни одной постоянно текущей реки. Это именно тот единственный случай, когда бассейн – ваше спасение.

Выбирайтесь в природу так часто, как можете. Прогресс не стоит на месте, и скоро лесы, которые украшают ваш город, вырубят, а реки и ручьи высушат. Давайте увеличим популяцию рек, и каждый нарисует по одной. Начнем.

Как нарисовать реку карандашом поэтапно

Шаг первый. Берем карандаш в руки и рисуем лесной пейзаж. Начнем с того, что нарисуем волнистые линии, с которых потом получится прекрасная река. Другая, горизонтальная линия – это линия горизонта.


Шаг второй. Поскольку нашей реке повезло жить в лесу, вокруг неё должно быть много деревьев. Их и рисуем, много стволов всех размеров.


Шаг третий. Стволы есть, а листья не видно. Исправляем – рисуем облачка на стволах, позже с них получится необходимая зеленая шапка. Еще у нашей реки есть два маленьких водопада, их тоже не забываем.


Шаг четвертый. Крупной штриховкой рисуем различные тени. Это лес, и их тут будет много. Такой же штриховкой наносим линии на руке, обозначая этим направление течения.


Шаг пятый. Как принято у нас на последнем шаге, убираем все облака зелени, которые не подошли, всю опавшую листву, в общем, убираем все ненужное и корректируем рисунок на свой вкус.


Природа полна прекрасными местами. Вот вам несколько красивых пейзажей для рисования:

Источник: dayfun.ru Пометить материал как неуместный

Оценка информации

Как нарисовать речку поэтапно | Хорошие уроки

Это достаточно сложный урок, поэтому вам может потребоваться достаточно много усилий, чтобы его повторить. Если с первого раза не получилось нарисовать речку — не отчаивайтесь и попробуйте еще раз. Попробуйте приложить максимум усилий, чтобы выполнить этот урок. Если же, все-таки не получится — можете попробовать выполнить урок «Как нарисовать вазу». Но я верю, что у вас всё получится.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать речку нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
  • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Настоящая природа во всей своей красе может раскрыться только если рисовать ее с натуры. Нарисовать получится гораздо лучше, если вы будете смотреть прямо на речку. Если же такой возможности нет, то могут выручить обычные фотографии, которых в поисковиках просто навалом.

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок «Рисуем Буратино». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Все сложные рисунки должны создаваться с помощью перспективного мышления и видения. Предмет должен быть не только формой на листе. Вы должны его рисовать объемно, то есть создавая из простых геометрических тел так, как будто они друг на друге: вот шар на кубе, а вот два шара рядом. Из этих примитивных форм и состоит всё живое и не живое на земле.

Совет: создавайте набросок как можно менее толстыми штрихами. Чем толще будут штрихи наброска — тем трудней их будет стереть в последствии.

Первым шагом, точнее нулевым, всегда нужно размечать лист бумаги. Это даст вам понять где конкретно будет находиться рисунок. Если вы расположите рисунок на половине листа — вторую половину вы сможете использовать для другого рисунка. Вот пример разметки листа по центру:

Шаг первый. Берем карандаш в руки и рисуем лесной пейзаж. Начнем с того, что нарисуем волнистые линии, с которых потом получится прекрасная река. Другая, горизонтальная линия — это линия горизонта.

Шаг второй. Поскольку нашей реке повезло жить в лесу, вокруг неё должно быть много деревьев. Их и рисуем, много стволов всех размеров.

Шаг третий. Стволы есть, а листья не видно. Исправляем — рисуем облачка на стволах, позже с них получится необходимая зеленая шапка. Еще у нашей реки есть два маленьких водопада, их тоже не забываем.

Шаг четвертый. Крупной штриховкой рисуем различные тени. Это лес, и их тут будет много. Такой же штриховкой наносим линии на руке, обозначая этим направление течения.

Шаг пятый. Как принято у нас на последнем шаге, убираем все облака зелени, которые не подошли, всю опавшую листву, в общем, убираем все ненужное и корректируем рисунок на свой вкус.

Я искренне надеюсь, что вам понравился урок о том, как нарисовать речку, надеюсь было интересно и познавательно. Теперь можете обратить внимание на урок «Как нарисовать утку» — он такой же интересный и увлекательный. Делитесь с друзьями этим уроком в соц. сетях.

Как нарисовать водопад карандашом

Многие интересуются, как нарисовать водопад карандашом. Чтобы в итоге получилось небольшое художественное произведение в виде карандашного пейзажа, следует придерживаться не сложной инструкции.

Как рисовать водопад карандашом: поэтапная инструкция
Этап 1.
Сначала на листе бумаги отмечают уровни будущего ландшафта: высоту возвышенности и территорию внизу. Далее на возвышенности наносят силуэты деревьев. В воде обозначают наличие крупных валунов. Добавляют несколько линий, являющихся указателем движения воды.

Источник



Река на картинах известных художников: как мастера разных эпох писали речные пейзажи

Река на картинах известных художников — частый элемент пейзажа. Иногда она становится главным героем произведения: живописец сосредотачивается на её характере — то плавном, то спокойном, выписывает тончайшие нюансы цвета, отдаёт ей основную часть холста, выносит на передний план, заставляет играть первую скрипку. Такой привилегии чаще всего удостаивались широкая Волга, могучий Енисей, знаменитая Темза… В этом случае, определяя вид пейзажа, можно смело говорить: речной. Впрочем, иногда река на картинах является только частью большого пейзажа: иногда очень важной, иногда фоновой. В этом случае она превращается в часть оркестра, и её красота гармонично вплетается в музыку шедевра.

Река на картинах известных художников. Исаак Левитан. «Вечерний звон»

Речной пейзаж может быть частью природного, сельского и даже городского ландшафта. Например, изображение Темзы у здания лондонского парламента у Клода Моне (Oscar-Claude Monet) — это городской пейзаж, неизвестная речка Михаила Константиновича Клодта, к которой пришли коровы на водопой — часть сельского.

Река на картинах известных художников. Клод Моне. «Здание парламента, размышления о Темзе»

Река на сюжетных картинах не только выступает фоном: зачастую она тесно взаимодействует с персонажами. Порой она выступает неотъемлемым сюжетообразующим элементом. Например, у Ильи Ефимовича Репина изнурённые бурлаки тянут по Волге тяжело гружённую баржу. А у Рафаэля (Raffaello Santi) дочь фараона со служанками находит в Ниле корзину с младенцем Моисеем, которому суждено стать великим пророком.

Река на картинах известных художников. Илья Репин. «Бурлаки на Волге»

Давайте же познакомимся с прекрасными шедеврами, на которых изображены голубые, синие, бирюзовые, стальные, перламутровые серебряные ленты рек, и узнаем, героинями каких историй они становились.

Река на картинах известных художников. Иван Шультце. «Тихий вечер»

Реки на картинах разных жанров

Красота рек на картинах пейзажистов многолика:

  • на зимних пейзажах их сковывает лёд;
  • на весенних — неукротимые силы заставляют воды ломать льдины и широко разливаться;
  • на летних — воды ярко синеют под солнечными лучами;
  • на осенних пейзажах — приобретают холодный стальной оттенок.

Река на картинах известных художников. Петер Мёрк Мёнстед. «Блики солнца на ручье Себю»

Река на картинах известных художников. Иван Шультце. «Ноябрь»

Закат и рассвет золотят речную гладь, луна бросает на неё таинственные блики или заставляет светиться в ночи.

Река на картинах известных художников. Альберт Бирштадт. «Водопады Сан-Антонио» («Водопады Сан-Антонио»)

Иногда налетает ветер, и тогда водная стихия может стать грозной, опасной. А иногда, как в «Лягушатнике» Пьера Огюста Ренуара (Pierre-Auguste Renoir), ветерок легко играет с зыбью Сены, которая окружает очаровательное кафе.

Река на картинах известных художников. Пьер Огюст Ренуар. «Лягушатник»

Но струящиеся потоки вод, как уже говорилось, встречаются не только в пейзажах. Мы часто видим их и в работах других жанров.

В мифологических, библейских и исторических произведениях они становятся частью конкретного сюжета. Например, многие живописцы обращались к крещению Христа в Иордане или к уже упомянутой истории Моисея, найденного плывущим в корзине по Нилу. Такие вещи мы встретим у живописцев Возрождения и творцов барокко, у представителей классицизма и апологетов академизма.

Река на картинах известных художников. Лоуренс Альма-Тадема. «Обретение Моисея»

Встречаются водные глубины и в литературным сюжетах, к которым обращались живописцы. Например, прерафаэлита Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) вдохновила трагическая история Офелии.

Река на картинах известных художников. Джон Эверетт Милле. «Офелия»

У баталистов речная синь становилась территорией битвы: бурлила, вскипала под копытами лошадей, терялась в клубах порохового дыма, окрашивалась кровь.

Река на картинах известных художников. Василий Суриков. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

Река на картинах известных художников. Эмануэль Лойце. «Вашингтон переправляется через Делавэр»

В пасторалях, наоборот, речки становятся местом отдыха и наслаждений. Например, подобный фон любили живописцы эпохи рококо. У Франсуа Буше (François Boucher) — изобилие таких сцен.

Река на картинах известных художников. Франсуа Буше. «Гнездо»

В бытовых сценах речки могут выполнять самую разную роль, связанную с занятием персонажа. Например, герои могут купаться, рыбачить, полоскать бельё.

Река на картинах известных художников. Луис Хименес Аранда. «Прачки на берегу реки»

Настроение зависит от замысла автора и во многом от стиля: например, у реалистов часты сюжеты, в которых берег оказывается местом тяжёлого труда или подчёркивает жизненные тяготы героев, как Виктора Михайловича Васнецова, где бедная пожилая пара перебирается из одной трущобы в другую на стылом фоне зимней Невы.

Река на картинах известных художников. Виктор Васнецов. «С квартиры на квартиру»

В жанре ню водная стихия часто отражает красоту обнажённой натуры. Купающиеся прелестницы — один из традиционных сюжетов.

Река на картинах известных художников. Гюстав Курбе. «Купальщица»

Но не всегда подобное ню эротично. Например, написанное в стиле символизма «Купание красного коня» Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина — это аллегория приближающейся революции.

Река на картинах известных художников. Кузьма Петров-Водкин. «Купание красного коня»

Реки на картинах русских художников

Россия богата большими и малыми реками. Конечно же, знаменитые русские пейзажисты не могли не отдать дань красоте речных лент, струящихся по просторам родной земли.

Река на картинах известных художников. Исаак Левитан. «Тихая обитель»

Тончайшим лиризмом наполнены речные пейзажи Исаака Ильича Левитана. Этого гения называли мастером «пейзажа настроения». Его картины замечательно отражают, например, дрёму погружающегося в сон Золотого Плёса, задушевность разливающегося над водой вечернего звона, умиротворённость возвышающейся над берегом тихой обители…

Река на картинах известных художников. Исаак Левитан. «Вечер. Золотой плёс»

Величавы и неторопливы потоки вод у Михаила Константиновича Клодта – кажется, что ветер в принципе не способен нарушить зеркало речной глади. Замечательно удавались Клодту эпические, панорамные вещи. Одна из них — «Волга у Жигулей», великолепный образец пейзажной эпики.

Река на картинах известных художников. Михаил Клодт. «Волга у Жигулей»

У Архипа Ивановича Куинджи речные панорамы наполнены музыкой, мистикой, поэзией и ощущением трансцендентной бесконечности. Наполненное отражённым лунным светом «Ночное» завораживает своей магией.

Река на картинах известных художников. Архип Куинджи. «Ночное»

А вот у Ивана Ивановича Шишкина речки на картинах невелики. Шишкин был мастером лесного пейзажа, поэтому и речушки у него прячутся в сумраке леса.

Река на картинах известных художников. Иван Шишкин. «Лесная речка»

Изумительно играл красками рассвета и заката Иван Фёдорович Шультце.

Река на картинах известных художников. Иван Шультце. «Зимний пейзаж с рекой»

Особый характер у пейзажей Алексея Кондратьевича Саврасова. Он реалистично писал природу, не приукрашивая её и находя красоту в обыденности. Поэтому хотя разливы весенних вод у Саврасова порой грустны и унылы, но в них звучит чудесная музыка обновления.

Река на картинах известных художников. Алексей Саврасов. «Весна. На большой реке»

Есть на шедеврах русских мастеров и северные, и сибирские реки. Например, Василий Иванович Суриков не единожды живописал Енисей. Частая гостья на картинах и Нева. А у Василия Дмитриевича Поленова особой любовью пользовались Ока и небольшие речки — Оять, Орю, Клязьма и Свинка. Ведь даже в самой маленькой речушке — бездна красоты!

Река на картинах известных художников. Василий Поленов. «Речка Свинка близ Алексина»

Если вам нравится изучать живопись и открывать для себя новые имена, вы можете попробовать себя и на ниве коллекционирования. На сайте Very Important Lot регулярно проводятся аукционы, на которых выставляются произведения наших современников и старых мастеров. На них можно подобрать для своей коллекции вещи в самых разных жанрах и стилях — в зависимости от вашего вкуса.

Источник

Adblock
detector