Меню

Рисунок по рассказу астафьева васюткино озеро

Образ и характеристика Васютки из рассказа Васюткино озеро Астафьева 5 класс сочинение

Васютка тринадцатилетний мальчик из Сибири. Все лето вместе с бригадой отца Григория Шадрина, матерью и дедом Афанасием он живет на берегу Енисея на рыболовецком стане. Васютке очень хорошо в тайге, в бригаде отца. Васютка трудолюбив, не может сидеть без дела когда рядом работают взрослые. Он выполняет посильную работу, собирает кедровые орехи.

Васютка обладает очень пытливым умом. Он внимательно слушает взрослых, запоминает всё, что они говорят. «Тайга хлипких не любит, «- учат его родные. По вечерам, когда рыбаки щелкают принесенные им орехи, Васютка слушает их истории и решает, а как бы он поступил в той или иной ситуации. Бывая в тайге, он всегда думает о людях, делает зарубки на деревьях потому, что понимает, не одному ему они пригодятся.

Васютка любит природу, свою тайгу. Для него тайга как семья. Васютка разговаривает с кедровкой и белкой, попусту не стреляет, но и с голоду себе пропасть не дает. Первый раз он удачно стреляет глухаря. Из-за него то и начались все его беды. В свои тринадцать лет Васютка знает правила поведения в тайге. Эти знания спасут ему жизнь. Когда Васютка поймет, что он заблудился, растеряется и заплачет. Но он быстро возьмет себя в руки и начнет искать путь домой. Он сможет проявить характер и не только выжить, но и найти дорогу домой. Васютка умело разжигает костер даже в дождливую погоду, знает как приготовить пищу

Когда опускается ночь и одному становиться страшно, он вспоминает свою школу, друзей, учительницу. Он почти еще нигде не бывал, кроме Игарки, но верит, что придет время и он увидит большой и интересный мир. Выйдя к озеру Васютка понимает, что спасен, ведь озеро проточное, а значит впадает в Енисей. Он продирается сквозь бурелом, спешит к отцу и матери, но при этом думает какое отличное озеро он нашел, сколько там рыбы и как хорошо рыбакам будет ловить рыбу.

Совершенно заслуженно озеро назвали его именем «Васюткино озеро». И пусть на карте это всего лишь маленькая точка, в судьбе мальчика и всей рыболовецкой бригады это большое открытие.

Васютка героический мальчик, он помогает поверить, что из любой ситуации можно найти выход. Ему мало лет, но он настоящий мужчина, сибиряк.

Сочинение Характеристика и образ мальчика Васютки

Главным героем произведения является мальчик по имени Васютка, тринадцати лет, родившийся в семье начальника рыболовецкой бригады.

Летние каникулы парнишка проводит вместе с семьей, занимаясь рыболовецким промыслом в таежном лесу. Васютка – трудолюбивый, смекалистый ребенок, родившийся в таежных краях и любивший родные места. Он помогает взрослым в их сложной работе, знакомясь с образом жизни рыболовов, в свободное время бродит по лесу, изучая природу, собирая кедровые орехи, ягоды, а по вечерам обожает сидеть у костра и слушать невероятные истории рыбаков.

Бегая по лесу, Васютка не забывает уроки и советы, данные ему отцом и дедом, о том, что в тайге необходимо быть внимательным и серьезным, ведь тайга не любит слабых людей. Он ориентируется на местности, используя зарубки на деревьях, рассматривая заросли мха.

Однажды, увлекшись охотой за глухарем и позабыв об осторожности, мальчик забредает далеко в лесные дебри и понимает, что заблудился. Сначала Васютка, находясь в растерянности, чувствует навернувшиеся на глаза слезы и ощущает дикий приступ страха, но вспомнив отеческие наказы и наставления, берет себя в руки и начинает думать, как найти дорогу к стоянке лагеря.

Мальчик понимает, что не стоит тратить силы на бесполезный крик о помощи и организовывает ночлег, позаботясь о мерах безопасности. Васютке удалось разжечь костер и приготовить незатейливый ужин. Поскольку мальчик отличается наблюдательностью и смекалистым умом, он двигается по направлению к северу и обнаруживает небольшое озерцо. Исследовав водоем, Васютка обнаруживает, что он является проточным озером, впадающим в реку. Кроме того, озеро оказывает богатым разнообразной рыбой.

Несколько дней мальчик шагает вдоль реки и находит дорогу к родным, которые потеряли уже всякую надежду на поиск мальчика.

Вернувшись к родным, Васютка рассказывает о своем необычной приключении, отец Васютки гордится сыном, не растерявшимся в трудной ситуации и мужественно преодолевшим все трудности пребывания в таежном лесу. Рыбаки, обследовав нашедшее мальчиком озеро, понимают, что Васютка открыл новое место для удачного лова рыбы и в честь храброго парнишки называют озеро его именем – Васюткино.

Поступки

Портрет Васютки в первую очередь основан на его поступках. Мальчик описывается автором как настоящий герой, которому не безразлична жизнь других людей.

Васютка знал, как тяжело приходилось рыбакам, в число которых входил и его отец. Поэтому он любил для них собирать в лесу орехи. В собирании орехов герой видел свою работу: «Орехи кто-то должен добывать? Должен». Но не только работой, но и удовольствием было для Васютки это дело: «Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнёт».

Когда мальчик заблудился, он показал себя как смышленого, умного и сообразительного человека, которому удалось выжить в трудных условиях. Герой помнит все советы и все наказы отца и деда. Знания лесной жизни и защиты своей жизни в условиях выживания помогли Васютке спастись и добраться до дома, где его искали уже пятый день. Сообразительность и рассудительность – вот основные качества, которые помогли герою рассказа выжить. Ваське удалось не только выжить, но и найти озеро, которое впоследствии назвали в его честь.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Описание Васютки», рассмотрит внешнюю характеристику персонажа рассказа «Васюткино озеро» и его поступки, основанные на смелости и героизме.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

Вариант 3

Рассказ написанный в 1952 году и позднее опубликованный при прочтении будоражит наши чувства и мысли. Это история о ситуации, в которую может попасть каждый человек, а так же как в ней не потеряется и не растеряться.

Повествование ведется от третьего лица и можно заметить, что в рассказе представлено минимальное количество героев. Вся эта неторопливость и последовательность в действиях заставляет читателя сочувствовать мальчику.

В данном произведении мы видим обыкновенные будни рыбацкого стана. Василий это обычный школьник и сын бригадира, которому исполнилось тринадцать лет, очень прилежный и трудолюбивый. Он как и все озорлив и любит порезвиться. Василий никогда не откажет в помощи взрослым, так как он считает себя самостоятельным человеком.

Одно из любимых занятий Василия это охотится, и собирать кедровые орехи. И вот однажды, зайдя глубоко в лес, он понимает, что заблудился. После продолжительных часов блуждания по лесу он понимает, что никто ему не поможет выбраться. Васютку начинает одолевать паника и ужас, но на помощь приходит рассудительность не погодам взрослого парня. Его выдержке может позавидовать любой читатель. Он начинает вспоминать, как можно выжить в таких условиях. Главным помощником в трудной ситуации становятся советы, всплывшие в его памяти от отца и бывалых охотников. Он находит водоем и вспоминает уроки, где если идти по пути водоёма можно выйти к берегу Енисея. Так же автор очень ярко и красочно изображает окружающую природу, которая по своему дополняет картину и помогает мальчику добраться до нужного пункта. Все это поддерживает боевой дух и позволяет ему продержаться в лесу несколько дней.

Как бы не было тяжело школьнику, но за эти дни он прошел большой путь, который не под силу многим взрослым. Несмотря на это он находит путь домой и сообщает рыбакам о своей находке в глубине леса. В конце рассказа автор повествует о том как мальчика возвращают к матери и тот показывает рыбакам свою находку. Такая развязка произведения заставляет нас улыбнуться.

Популярные сочинения

  • Современному школьнику компьютер не заменит друзей — сочинение (рассуждение)
    Все мы сегодня очень легко подключаемся к компьютерам. Почему это так? С одной стороны, потому что через них мы разгружаемся, отдыхаем, а с другой — избегаем неудобств живого общения.
  • Сочинение Мой любимый предмет Математика 5 класс
    Я учусь в 5 классе, и моим любимым предметом в школе является математика. Это точная наука. Она мне нравилась с самого первого класса.
  • Сочинение Природа просит защиты (эссе)
    На протяжении столетий люди беспощадно уничтожали естественную среду обитания и не думали о ее важности. Они думали, что мир вокруг нас за короткое время восстанавливается, поскольку почти все были убеждены в том

Характеристика 4

Васютка (Василий Шадрин) – главный герой рассказа Виктора Петровича Астафьева «Васюткина озеро». На момент повествования мальчику 13 лет, Васютка является сыном бригадира рыбаков – Гриория Афанасьевича Шадрина.

Васютка растет в таежном краю в районе города Игарка. Все лето мальчик вместе с родителями живет на берегу Енисея в рыболовецкой избушке. Отличительной чертой Васютки является любознательностью, он внимательно слушает рассказы взрослых, запоминает навыки и премудрости жизни в тайге. Васютка следует правилам таежной жизни, он непренебрегает советаи старшего поколения.

Мальчик трудолюбив, он не может сидеть без дела. Дни в рыболовецком стане были однообразными и скучными, здесь не было ровесников Васютки, его товарищей, поэтому не с кем было и поиграть, некуда было сходить. Чтобы хоть как-то занять свое время, мальчик отправлялся в лес за кедровыми орехами, которыми «снабжал» рыбаков. Для того, чтобы не заблудится в лесной чаще Васютка оставлял зарубки на деревьях.

Читайте также:  Озера борового казахстан названия

В свои 13 лет Васютка многое знает. Мальчик умеет стрелять из ружья, по деревьям определять южную и северную стороны, также Васютка знаком с приметами о погоде. Эти знания помогают ему не только выжить в тайге, но и выбраться из нее, когда Васютка, погнавшись за глухарем, теряет дорогу к жилью рыбаков. Пять дней продолжались поиски мальчика, родные начали терять надежду на его спасение. Однако Васюткино понимание природы спасает его. Ориентируюсь по сторонам света, мальчик понимает, что лучше идти на север, ведь к югу тайга разрослась настолько, что найти ее конец будет невозможно. Васюка обнаруживает озеро богатое белой рыбой, по этому признаку мальчик понимает, что оно поточное, что оно сможет вывести его к какой-нибудь небольшой речке, впадающей в Енисей. Так он и нашел дорогу к Енисею, где его подобрала шлюпка с рыбами.

Васютка прошел очень долгий и трудный путь в холоде и темноте. Но обладая сильным характером и хорошими знаниями и умениями, он смог выбраться из тайги. Васютка проявил такие качества, как храбрость и находчивость. По возвращению домой мальчик рассказал о водоеме, который обнаружил. Озеро было богато рыбой и бригаде Шадрина оно настолько понравилось, что было принято решение назвать его в честь отважного мальчика – Васюткиным.

Вариант 4

Тринадцатилетний мальчик Васютка проживает со своей семьей на берегу Енисея. Его отец с другими мужчинами рыбачит изо дня в день. Мальчик же старается им помочь, чем может. Поэтому он ходит в тайгу собирать кедровые шишки, семечки из которых так любят пощелкать рыбаки вечерами. Мальчику очень интересно слушать истории, рассказанные взрослыми опытными людьми, он размышляет об этом.

Просто сидеть дома Васютке не интересно. Такие вылазки в лес помогают ему лучше узнать законы природы, различать растения и животных. Постепенно он заходит все дальше и дальше, исследуя все новые территории. Это говорит о том, что Васютка – очень любознательный мальчик. Еще он уважает старших, запоминает все, чему они его учат. Краюшка хлеба, прихваченная с собой в тайгу по их наставлению, очень помогла ему.

Парнишка любит природу, он ценит ее дары. Несмотря на небольшой возраст, он хорошо обращается с ружьем, но зря не тратит патроны и не убивает птиц или белок ради развлечения. Это демонстрирует ответственное отношение к природе. Но все же он – охотник, поэтому не смог устоять перед соблазном подстрелить глухаря и на какое-то время потерял бдительность.

Когда Васютка заблудился в тайге и искал дорогу домой, то в эти несколько дней раскрылись его самые лучшие черты характера. Как и любому человеку, тем более подростку, ему было страшно и на глаза не раз наворачивались слезы. Но он смог собраться с духом, не стал паниковать, наоборот – Васютка мыслил очень рационально.

Мальчик не стал тратить все силы на пустые крики, ведь его все равно никто не услышит. Он позаботился о своей безопасности и устроился на ночлег, а также сумел приготовить птицу. Он четко распределил имеющиеся запасы пищи, зря не тратил патроны.

Васютка – очень наблюдательный парнишка, он смог понять, что выходит к озеру по кочкам и изменившейся растительности. Далее он присматривается к рыбе и определяет, что это озеро должно впадать в реку. Уже на берегу реки мальчик стал разводить костер и стрелять из ружья, чтобы на него обратили внимание. Он все правильно рассчитал. Несмотря на огромную радость возвращения домой, Васютка смог отыскать дорогу к озеру с рыбой. Внимательный, наблюдательный, с отличной памятью мальчик.

Васютку можно охарактеризовать как смелого и находчивого парнишку, сумевшего рационально мыслить в экстремальной ситуации, с которой достойно справиться мог бы не каждый взрослый. Он достоин того, чтобы его именем назвали озеро.

Другие сочинения: ← Тайга хлипких не любит↑ Астафьев В.П.Деревенская проза Астафьева →

Мальчик Васютка из рассказа «Васюткино озеро»

Краткое содержание, которое вы только что прочитали, не позволяет подробно описать характер этого мальчика. Однако общее представление о нем вы вполне можете составить. Человеческая сущность, как известно, лучше всего раскрывается в экстремальных ситуациях. Это и есть главная мысль рассказа, который написал Виктор Астафьев. Васютка оказался в одной из них. И он смог проявить мужество, находчивость, решительность. Конечно, мальчик очень испугался, поняв, что значило потеряться в лесу. Однако природа не любит трусливых и слабых, и Васютка отлично это осознавал. Конечно, он много раз был в лесу и знал из рассказов рыбаков, как нужно поступать в таких ситуациях. Вместе с тем Васютка понимал, как легко сгинуть навеки в просторах суровой тайги. Поэтому ему понадобилась вся его воля, мужество и самообладание для того, чтобы не поддаться панике. Виктор Астафьев отмечает, что Васютка, как опытный взрослый, обдумывал каждый шаг, каждое действие, устраиваясь на ночлег, выбирая направление, добывая еду. Благодаря мужеству он вышел победителем из леса. Его победа заключалась в том, что он преодолел в себе страх и растерянность, и это помогло Васютке вернуться домой. Он выдержал испытание, а наградой стало озеро, полное рыбы, о котором мальчик поведал рыбакам.

Не правда ли, интересную историю рассказал нам Астафьев («Васюткино озеро»)? Главные герои — это лишь одна сторона анализа этого произведения. Можно продолжить размышлять о нем, к чему мы и призываем читателя.

Источник

Презентация по литературе на тему «Иллюстрации к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»(5 класс)

Иллюстрации к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Иллюстрации к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Спасибо за внимание

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Номер материала: ДБ-1685821

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Рисунок по рассказу астафьева васюткино озеро

Рассказ «Васюткино озеро»: история, фото

cvetikova
Произведения «Васюткино озеро» Астафьев В. П. написал в 1952 году. Краткое содержание рассказа поможет ознакомиться с этой интересной историей за 15 минут. Биография писателя позволит узнать о его трудной, но интересной судьбе.

Содержание статьи

  • Биография В. П. Астафьева
  • Тяжелые годы
  • Семья
  • Главный герой рассказа

Рассказ «Васюткино озеро» принадлежит советскому писателю Виктору Петровичу Астафьеву. В произведении повествуется о мальчике Васютке. Здесь подробно описывается тайга в районе Енисея, труд рыбаков. Писатель сам родом из тех мест, поэтому знал обо всём этом с детства.

Биография В. П. Астафьева

Виктор Астафьев родился в 1924 году в Енисейской губернии в селе Овсянка. У него был столетний прадед, у которого имелась мельница. Из-за этого старик и его семья были раскулачены Советской властью и сосланы в Сибирь. В дороге глава семьи скончался. Его прозорливый сын ещё до раскулачивания успел отселить Петра (отца будущего писателя), поэтому спас эту часть семьи.

Но Петр Астафьев был легкомысленным пьющим человеком. По его вине произошла авария на мельнице. А так как к этому времени ее уже отобрали, она принадлежала колхозу, то мужчина был осужден и сослан в лагерь.

Его жена и до этого была вынуждена работать за двоих, а после ареста мужа стала ещё и периодически посещать его в лагере. В одну из таких поездок женщина утонула в Енисее, так как лодка перевернулась. Так Виктор остался один, ведь братьев и сестёр у него не было, они умерли ещё в младенчестве.

Через 5 лет, отбыв наказание, в село вернулся Петр Астафьев. Вскоре он женился, но мачеха не заменила мальчику мать. У неё не сложились с ним отношения, и ребёнок был отправлен в детский интернат для сирот.

Ещё в школе он начал писать. Когда в старших классах задали сочинение, он придумал рассказ, который после войны лёг в основу произведения «Васюткино озеро». Но обо всём по порядку.

Тяжелые годы

Началась война. К этому времени юноша уже вышел из интерната, окончив школу, а потом и железнодорожное училище. Он работал сцепщиком.

Читайте также:  Новостройки в светлогорске у озера

Как и другие труженики железной дороги, Астафьев получил бронь. Однажды к ним на станцию пригнали поезд из Ленинграда. Виктора поразило то, что он увидел — это были вагоны с телами ленинградцев, ведь почти все они умерли по дороге. Астафьев, потрясенный до глубины души, решил отправиться добровольцем на фронт.

Раньше о войне писали как о чём-то героическом и даже интересном. Попав туда, Виктор Петрович понял, что это не так. Описывая впоследствии войну, он утверждал, что это боль, страх и ужас.

Виктора отправили в запасной полк. Здесь были ужасные условия — зимой бараки не отапливались, ребят очень плохо кормили, лечения практически не было, как и военной подготовки. Поэтому многие истощенные и ещё «необстрелянные» солдаты из его полка погибли в своём первом бою.

Виктор Петрович написал роман «Прокляты и убиты» в 1993 году, в котором изложил события тех лет.

Семья

После войны Астафьев демобилизовался и уехал на Урал. Он женился на Марии Корякиной, которая также стала писательницей. В браке, продлившемся целых 55 лет, у супругов появились две дочери и сын, но одна из малышек умерла ещё в младенчестве. Супруги воспитали и двух приемных девочек. Скончался Виктор Петрович Астафьев в 2001 году. Он был похоронен на родине около деревни Овсянки.

Люди до сих пор помнит и чтит этого народного писателя. В его селе есть библиотека, названная в честь Виктора Петровича, имеется дом-музей писателя. В школьную программу входят многие произведения Астафьева, в том числе и «Васюткино озеро». Этот светлый рассказ позволяет еще больше полюбить русскую природу, учиться состраданию, находчивости.

«Васюткино озеро» — краткое содержание

Этот рассказ знакомит читателя с мальчиком Васюткой 13-ти лет. Он вместе с родителями, дедом и друзьями отца отправился на берег Енисея. Взрослые мужчины должны были здесь рыбачить, но подвела погода. Похолодало, пошли дожди, и улов стал мизерным. Отец Васютки был бригадиром и призвал всех отправиться вниз по Енисею, чтобы там ждать осенней путины.

Рыбаки погрузили свои пожитки в лодки и стали переправляться на другое место. Тут все расположились в избушке, стоявшей на берегу Енисея. Кроме Васютки детей там больше не было. Поэтому скучающий мальчик начал развлекать себя сам. Каждый день он отправлялся в ближайший лес за кедровыми шишками, затем угощал ими взрослых.

Когда вблизи избушки этих природных трофеев практически не осталось, мальчик решил освоить дальние места. Он хотел отправиться прямо так, но мать настояла, чтобы сын взял с собой хлеб и спички. Главный герой послушался родительницу, после чего отправился в путь.

Дальше сюжет рассказа переносит читателя в таежные места. Виктор Петрович описывает их со знанием дела. Набрав шишек, мальчик увидел глухаря. Прицелившись, Васютка выстрелил в птицу. Сначала раненый глухарь не сдавался и пытался улететь, но затем упал на землю. Взяв этот трофей, парень хотел отправиться домой, но понял, что заблудился.

Он стал искать зарубки на деревьях, которые помогли бы ему обнаружить нужную тропинку, но не отыскал их. Тогда главный герой рассказа «Васюткино озеро» попытался выйти к Енисею, ведь около реки должны быть люди. Но и это не удалось. Василий понял, что ему придется ночевать в тайге и поступил правильно. Сначала он разжег костер, потом отгреб тлеющие поленья, положил на горячую почву свой трофей в виде птицы, сверху прикрыл ее горящими углями. Поужинав, ребёнок убрал остатки еды, отгреб угли и лёг на тёплое место кострища, предварительно положив сюда мягкий мох.

Узнав данные подробности, читатель будет иметь представление о том, как вести себя в такой экстремальной ситуации в лесу.

На следующий день Васютке снова не удалось выйти к людям. Но он периодически стрелял уток, запекал их, поэтому у него была еда. Так ребёнок провёл несколько дней и лишь на пятый вышел к озеру. Оно было удивительное, как в сказке. В этом водоеме водилось много рыбы. Васютка правильно решил, что озеро должно быть соединено с рекой. Так он нашёл Енисей, а проплывающее судно отвезло ребенка к родителям.

Парень рассказал рыбакам про чудесное озеро, которое затем назвали его именем. Через 2 дня Василий привёл их к этому водоему. Бригада обосновалась здесь. Было решено поставить избушку и рыбачить в этом чудесном месте.

Вот такой интересный рассказ со знанием дела написал Виктор Петрович Астафьев. Конечно, многим бы хотелось отыскать это чудесное озеро, побывать там. Но писатель ещё в начале рассказа предупреждает, что его не отыскать на карте, хотя похожих в этой местности немало. И художественное слово Виктора Петровича помогает мысленно переместиться в этот чудесный природный край и побывать там, не выходя из дома.

Главный герой рассказа

Конечно же, это Васютка. Смелый мальчик не отчаялся, когда попал в трудную ситуацию. Он поступил очень правильно, вспомнив нравоучение родителей и рыбаков. Старшие часто рассказывают о различных случаях, о том, как нужно вести себя в экстремальной ситуации. Поэтому Вася взял с собой самое необходимое:

  • хлеб;
  • ружье;
  • спички.

Эти предметы позволили ему не голодать, не мерзнуть. Он знал, что остатки пищи нужно на ночь подвесить на дерево, чтобы их не съели звери.

В этом рассказе отец Василия — Шадрин Григорий Афанасьевич. Этот мужчина умный, деловой, надёжный. Наверняка, создавая это сказочное произведение, Астафьев подразумевал под образом Васютки себя и хотел, чтобы у него был такой отец. Ребёнок мечтал о полноценной семье. Ведь в рассказе фигурируют еще мать и дед.

Несмотря на трудную судьбу, Виктор Петрович Астафьев смог стать уважаемым человеком, любил природу и смог создать много чудесных произведений.

Источник

Я нашла «Васюткино озеро»

Казалось бы, все читающие рассказ Виктора Петровича Астафьева давно знают о том, что это озеро названо по имени его литературного героя Васютки, и тщетно искать его на карте Игарского района. В одном из своих краеведческих очерков я попыталась всё-таки установить точное название озера, на котором рыбачил мальчишкой Виктор Петрович. Предполагала, что отправиться на рыбалку он мог из посёлка Карасино, где гостил летом у отца. В окрестностях Карасино озера с названиями Лебяжье, Щучье, Тайменье, Окунево, Карасино. Возможно, мальчонкой он заночевал на одном из них, рассуждала я. Рассматривала варианты «прообраза» и из названий других озёр – Маковского, Кетского. Хотя и сомневалась в возможности попасть туда подростку, но упомянула, поскольку факты рыбалки на этих водоёмах писателя исторически достоверны.

В документальном биографическом очерке «Сопричастный» писатель упоминает о рыбалке на озере «Маковское». Но оно находится на значительном удалении от Игарки и от Карасино, и вряд ли подросток мог дойти до него пешком. В свой последний приезд в Игарку мы летали на вертолёте на озеро Кетское (Хетское), и об этом одна из последних написанных автором затесь «Прощай, Кетское озеро». Хотя и недалеко оно от Игарки, но всё-таки 15-минутный полёт на вертолёте для идущего своим ходом значителен. Так что, написав однажды очерк « Как найти «Васюткино озеро? » я окончательно на вопрос не ответила.

Люблю читать старые игарские газеты. Правда, материал, на который я буду опираться в дальнейшем, не такой уж и старый – всего каких-то три десятка лет с небольшим. Посвящён он не Виктору Петровичу, а его учителю Игнатию Дмитриевичу Рожественскому (10 ноября 1910 – 3 июля 1969 года). Известный в городе краевед Леопольд Антонович Барановский в очерке «Памяти поэта» под рубрикой «Страницы истории» в газете «Коммунист Заполярья» за 17 марта 1987 года рассказывает о поэте, который «жил, работал среди нас, воспевал наш город и его людей», был учителем словесности в классе у Виктора Астафьева.

Я была знакома лично и с Леопольдом Антоновичем Барановским , и с другим краеведом – Павлом Алексеевичем Евдокимовым. В те времена, когда ещё не было компьютеров, куда всегда можно занести ставшую вам известной информацию, они хранили магнитофонные ленты, делали выписки из ставших им известными источников на бумажные карточки. Весь фактический материал краеведы десятилетиями сохраняли в рукописном виде и использовали для написания очерков для городской газеты.

Я нашла «Васюткино озеро»

Став известным писателем в 1979 году впервые после двадцатилетнего отсутствия Виктор Петрович Астафьев побывал в городе детства. Был приглашён на празднование пятидесятилетия города, встречался с читателями. Полномасштабного интервью с ним в городской газете тогда опубликовано не было. Видимо, за чередой юбилейных мероприятий как-то об этом не подумали, хотя на местном телевидении он выступал. Но тогда видеозаписи ещё не существовало, всё шло в прямом эфире.

Однако, зная скрупулезность и дотошность моих коллег, полагаю, что магнитофонная запись телевизионного, либо иного выступления Астафьева перед игарскими читателями у Леопольда Барановского могла быть. Иначе бы в очерке о Рождественском нужный нам эпизод он изложил бы авторским текстом. А он заключил его в кавычки – значит, владел точной зафиксированной речью писателя Астафьева перед земляками.

Читайте также:  Правда битва чудское озеро

Цитирую этот пассаж полностью: «Мне часто задают вопрос о том, как я стал писателем. И всегда я отвечаю (это прозвучало на многих встречах с читателями), что этим я обязан преподавателю литературы игарской школы № 12 Игнатию Дмитриевичу Рождественскому. Я никогда не забуду урок, который был посвящён нашим сочинениям. Каждому из них он давал свою оценку. Но принцип у него был своеобразный: лучшие сочинения подвергались его анализу и оценке последними. И самым последним было моё сочинение. Вы, наверное, не представляете моего состояния. Волнение, смущение, гордость… В этом сочинении я рассказал о том, как провёл свой выходной день на рыбалке на Моргуновских озёрах и о пути туда через Гравийку. Он тогда сказал, что если я серьёзно буду к этому делу относиться, то добьюсь положительных результатов. Воспользовался я советом учителя довольно поздно, через тридцать лет. Но всем этим я обязан ему…»

Вот такая цитата, а в ней главное для нас – та знаменитая рыбалка, когда в памяти подростка родился рассказ «Жив», положенный в основу художественного рассказа «Васюткино озеро», была « на Моргуновских озёрах » и путь туда лежал через Гравийку .

Я нашла «Васюткино озеро»

Координаты Моргуновского озера обозначены как: 67°35’31″N 86°38’47″E.

Сравним, координаты города Игарки: 67°27’93″N 86°36’162″E.

И реки Гравийки: 67°39’13″N 86°54’11″E.

Озеро Хетское находится от Моргуновских озёр на настоянии 48 километров, озеро Маковское на расстоянии 104 километров, озеро Налимье на расстоянии 120 километров.

Действительно, это могли быть только Моргуновские озёра. И мой отец рыбачить ходил именно на эти озера, и Витёк Астафьев один ходил пешком именно туда.

Речка Гравийка – ближайшая к городу Игарке река, правый приток Енисея. Она небольшая по размеру, всего 45 километров. Впадает в Енисей напротив выходящего на время из воды песчаного острова, названного как Опечек, – любимого места отдыха игарчан в жаркие летние дни. На Опечке чувствуешь себя не хуже, чем на песчаном побережье южного моря. А на самой Гравийке, которая к средине лета обмелевает, точнее, на её берегах игарчане собирают грибы, ягоды.

Я нашла «Васюткино озеро»

В карьере, находящемся поблизости, богатом гравием, (и отсюда пошло название речке Гравийка) – ещё совсем недавно для строительных нужд города добывались песчанно-гравийные смеси. Когда в средине 50-х годов прошлого века карьер был открыт, предполагалось, что его объёмов хватит на сотни лет городского строительства. Ныне даже мост через Гравийку от города находится в аварийном состоянии и по нему рискованно проезжать на автомобилях.

Но для игарчан, идущих пешком через Гравийку на Моргуновские озера, мост удобен. Во время рыбалки Виктор Астафьева (1938 – 1941) его ещё не было.

Я далека от мысли о том, что на Моргуновских озёрах должен быть установлен какой-то памятный знак, связанный с тем, что здесь рыбачил Виктор Астафьев и именно оно описано в рассказе «Васюткино озеро». Но найденная мной совершенно случайно точная запись выступления Виктора Астафьева краеведом Леопольдом Барановским позволила пролить свет на события, которые по-праву можно считать историческими.

Читайте Астафьева!

Иллюстрация рассказа «Васюткино озеро», художник Н.А. Устинов, сборник детских рассказов «В тайге, у Енисея», издательство «Малыш», Москва, 1985 год; Виктор Астафьев и его давний друг игарчанин Виктор Карпович Сергейкин на рыбалке в Игарке, снимок из семейного архива игарчанина Александра Савельева; озеро Моргуновское – топокарта из интернета, речка Гравийка, фото Анатолия Казакова.

Источник



«Васюткиными тропами» (урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро») — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемТамара Ерлыченкова

Похожие презентации

Презентация на тему: » «Васюткиными тропами» (урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)» — Транскрипт:

1 «Васюткиными тропами» (урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

2 Маршрутный лист: Опушка Архивариусов Поляна Лесовиков Просека Юных натуралистов Пригорок загадок Родник Литераторов Берег Успеха

5 Сибирь – родина В.П. Астафьева

10 1)Что изображено на рисунке?

14 Затеси – зарубка, стёс на дереве

16 Валежина – сухие ветки, упавшие на землю

17 Васютка бродил по лесу: а) в поисках кедровых орехов для рыбаков; б) выполняя поручение отца; в) ради удовольствия.

18 Заметив в глубине тайги жёлтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там: а) речка; б) болото; в) озеро.

19 Главному герою удалось спастись в лесу благодаря: а) богатейшей флоре и фауне; б) тёплой осенней погоде; в) умениям и навыкам таёжного жителя.

21 «Мальчик стоял неподвижно и не спускал глаз с огромной птицы»

22 Сергей Сюхин. Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

23 «Перед глазами Васютки небольшое унылое озеро, подернутое у берегов ряской»

24 Просека Юных натуралистов

25 Советы идущему в лес: 1.Продумай тщательно маршрут. 2.Не забудь взять компас. 3.Возьми спички для костра. 4.Захвати с собой тёплые вещи. 5.Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы)

27 Если ты заблудился: Не паникуй, успокойся Прекрати бесполезное движение Осмотри место, где находишься Собери хворост, дрова для костра (на ночь) Разожги костёр, приготовь пищу Подготовь из веток, травы место для ночлега Спокойно ожидай спасателей, родственников

28 Законы тайги «От затесей далеко не отходи – сгинешь». «Идёшь в лес – бери еду, спички, соль». «Тайга хлипких не любит!»

29 Тайны Тайги Кедровка – птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра. Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно подходит с тыла. Заполярная тайга не страшна зверьми. Лиственный лес обычно тянется по берегам реки. Трава растёт обычно возле больших водоёмов. Если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею. Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме. У костра заблудившегося скорей заметят. с какой стороны у дерева ветвей больше – там юг. Вызвездило – к холоду.

30 «Да, не удивляйтесь и не думайте. Что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё в нашей стране безымянных озёр и речек». «Рыбаки из бригады Шадрина совсе было приуныли. Частые осенние дожди впучили реку. Вода в ней поднялась и рыба стала плохо ловитья.»

31 Экспозиция — подготавливает восприятие читателя, помещается в начале произведения.

32 «Весело насвистывая шёл он по тайге, следил за пометами на деревьях и думал о том. Что наверно, всякая таёжная дорога начинается с затесей.»

33 Завязка — это событие, которое является началом действия.

35 1) «Вдруг он спохватился: где же затеси? Пора уж им быть.»

36 1) Потеря затесей

37 Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух: «Ладно, не робей.»

38 2) Страх и отчаяние героя

39 3) Тайга, наша кормилица, хлюпких не любит!» И он стал припоминать всё, чему его учили…..

40 3) Действия по спасению.

41 4) «Неужели впереди Енисей?»

43 Под утро он уловил равномерно повторяющиеся звуки: бут-бут…Из предрассветной мглы всплыл высокий неуклюжий силуэт бота.» От бота отошла шлюпка. Васютку вытащили на берег.

44 Кульминация – момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении

45 И вот Васютка дома! В избушке натоплено так, что дышать нечем.» Через два дня Васютка, как заправский провожатый, шагал по берегу речки вверх, а бригада рыбаков за ним.

46 Развязка – это завершающая часть развития действия (Васютка дома! Путь к озеру и его освоение)

47 Эпилог – это заключение, сделанное автором после изложения повествования Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».

48 Композиционный план рассказа «Васюткино озеро» Экспозиция. 1.Рассуждение об озерах и их названиях. 2.Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки. Завязка. Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря. Развитие действия. 1.Страх и отчаяние Васютки. 2.Решительные действия по своему спасению. 3.Просвет в пути. Кульминация. Появление бота и возвращение героя. Развязка. 1.Васютка дома. 2.Путь к озеру и его освоение. Эпилог. Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».

49 Узнайте по эпитетам, о чём речь? неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый

51 Небольшое, унылое, подёрнутое ряской

53 Молочный, клейкий, неподвижный

55 Далёкие, таинственные, мерцающие

57 Берег Успеха Выразите своё отношение к герою. Чему вы научились у Васютки?

58 Выводы: 1. Память о традициях стала для Васютки спасательным кругом. Воспользовавшись им, он делает свою памятную зарубку – открывает озеро. Пусть и для нас его уроки станут ориентиром в жизни. 2. В.П.Астафьев своим творчеством старается показать, что все животные и растения проживут без человека, но человек без природы обречен на гибель.

59 Зарубки на сердце Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава – Васюткиного озера сияние!

60 Домашнее задание: 1) Написать письмо Васютке; 2)Подготовить иллюстрации к одному из событий, произошедших с героем в тайге!

Источник

Adblock
detector