Меню

Роль рек в освоении

Роль рек в освоении и заселении Сибири

  • Авиация и космонавтика
  • Административное право
  • Английский язык
  • Арбитражный процесс
  • Архитектура
  • Астрология
  • Астрономия
  • Банковское дело
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Биографии
  • Биология
  • Биология и химия
  • Биржевое дело
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Валютные отношения
  • Ветеринария
  • Военная кафедра
  • География
  • Геодезия
  • Геология
  • Геополитика
  • Государство и право
  • Государство и право
  • Гражданское право и процесс
  • Делопроизводство
  • Естествознание
  • Журналистика
  • Зарубежная литература
  • Зоология
  • Издательское дело и полиграфия
  • Инвестиции
  • Информатика
  • Информатика, программирование
  • Исторические личности
  • История
  • История техники
  • Кибернетика
  • Коммуникации и связи
  • Компьютерные науки
  • Косметология
  • Краткое содержание произведений
  • Кредитование
  • Криминалистика
  • Криминология
  • Криптология
  • Кулинария
  • Культура и искусство
  • Культурология
  • Логика
  • Логистика
  • Маркетинг
  • Математика
  • Медицина
  • Медицинские науки
  • Международное публичное право
  • Международное частное право
  • Международные отношения
  • Менеджмент
  • Металлургия
  • Москвоведение
  • Музыка
  • Муниципальное право
  • Налогообложение
  • Наука и техника
  • Начертательная геометрия
  • Новейшая история, политология
  • Оккультизм и уфология
  • Остальные рефераты
  • Педагогика
  • Полиграфия
  • Политология
  • Право
  • Предпринимательство
  • Промышленность, производство
  • Психология
  • Психология, педагогика
  • Радиоэлектроника
  • Реклама
  • Религия и мифология
  • Риторика
  • Сексология
  • Социология
  • Сочинения по литературе и русскому языку
  • Статистика
  • Страхование
  • Строительные науки
  • Строительство
  • Схемотехника
  • Таможенная система
  • Теория организации
  • Теплотехника
  • Технология
  • Товароведение
  • Транспорт
  • Трудовое право
  • Туризм
  • Уголовное право и процесс
  • Управление
  • Управленческие науки
  • Уфология
  • Физика
  • Физкультура и спорт
  • Философия
  • Финансовые науки
  • Финансы
  • Фотография
  • Химия
  • Хозяйственное право
  • Цифровые устройства
  • Экологическое право
  • Экология
  • Экономика
  • Экономико-математическое моделирование
  • Экономическая география
  • Экономическая теория
  • Эргономика
  • Этика
  • Юридические науки
  • Юриспруденция
  • Языковедение
  • Языкознание, филология

Роль рек очень велика как в освоении, так и в заселении Сибири. Человек для оседлой жизни всегда выбирал берега рек. Из первичных небольших поселений впоследствии возникли города. Подавляющее большинство самых многолюдных городов мира расположено у рек. Люди, дружившие с рекой, всегда находили в ней защиту от врагов. Для них она была дорогой в соседние страны, границей, отделявшей одно племя или одно государство от другого, или местом, где брали воду для питья или поили скот.

Река орошала поля, двигала колёса мельниц, а позже – давала электрическую энергию, городам, сёлам, промышленным предприятиям. А также облегчала добычу пищи: рыбы, зверя, ягод, орех, грибов и т. д. И использовалась, как средство передвижения. Сначала на плотах и небольших судах, а в нынешнее время на кораблях, катерах и т. д. Люди давно поняли, что водный транспорт самый дешевый и самый экономичный. И потому наравне с сухопутными прокладывали водные пути сообщения.

Открытие великих сибирских рек Оби, Енисея и Лены и дальневосточного Амура составило целую большую эпоху в истории нашего государства. Основными действующими лицами этого периода были простые русские люди – землепроходцы.

После открытия Оби ничто не могло удержать русских землепроходцев в дальнейшем стремлении на восток. К другим великим сибирским рекам – Енисею и Лене, к просторам Дальнего Востока и берегам Тихого океана.

Укрепившись на берегах Оби и Иртыша, русские стали всё более углубляться в восточные области Сибири с их суровыми величественными таёжными лесами, большими полноводными реками, обилием рыбы и зверя.

Иван Грозный в послании к королеве Елизавете в категорической форме возражал против намерений англичан распространить своё влияние на районы Сибири. Он предупреждал: эти земли принадлежат русскому государству, и англичанам в них делать нечего.

Так из притязаний англичан ничего не вышло.

Русские между тем не теряли времени зря. В неведомые земли, расположенные к востоку от реки Обь, один за другим посылались отряды из “охочих” (добровольцев) и “служилых” людей. На свой страх и риск устремлялись они в тайгу, проводили в скитаниях долгие годы, перенося лишения и подвергаясь опасности. Многие погибли, не достигнув цели. Но особенно упорные и смелые сделали много полезного для государства.

Следом за землепроходцами двигались в Сибирь переселенцы. Они строили на берегах рек жильё, вырубали участки леса, осваивали земли. Из небольших поселений позднее вырастали города и сёла.

Оксфордский профессор Дж. Бейкер писал:

“Продвижение русских через Сибирь в течение 18 века шло с ошеломляющей быстротой. Успех русских отчасти объясняется наличием таких удобных путей сообщения, какими являются речные системы Северной Азии”

От заснеженных вершин Алтайских гор, преодолевая на протяжении нескольких тысяч километров обширные степи, дремучие таёжные леса, необозримые болотные массивы и тундровые равнины, несёт к Северному Ледовитому океану свои воды могучая сибирская река Обь.

“Русской Амазонкой” называл её писатель С. Елпатьевский, и это неспроста. В самом деле, эти две могучие реки весьма схожи между собой: обе берут начало на гребнях высоких гор и на большей части своего пути протекают по самым большим на Земле низменностям, занятым лесами и болотами.

Обь – двурогая река. Она берёт начало в горах двумя большими ветвями.

Левый исток – река Катунь – зарождается от ледника на самой большой вершине Алтая – Белухе. Эта бурная горная река проносит свои воды по дну глубоких тесных ущелий. Она вздувается летом от обилия талых ледниковых вод и мелеет от недостатка питания в остальные сезоны года. К устью она приходит такой же полноводной, как Урал или Кура.

Бия – правая её ветвь – вытекает из живописного Телецкого озера, называемого в народе золотым озером Алтая. В противовес Катуни. Бия – спокойная река, её плавное течение лишь местами прерывается порогами и стремнинами.

Уникальное, удивительное сочетание разнообразных и обильных природных ресурсов бассейна Оби – леса, рыбы, газа, угля тепловой и гидравлической энергии – говорит о том, что этому краю предстоит большое будущее. И хотя многое нужно ещё изучить, прежде, чем освоить, уже сейчас мы можем смело назвать бассейн Оби краем несметных богатств.

И Обь, эта “русская Амазонка”, не в пример далеко текущей от неё на другом континенте царице рек Амазонке, щедро одаривает народ сокровищами своего бассейна.

От заснеженных гребней Саян через горы и равнины, леса и степи, от южных широт до студёного Северного Ледовитого океана течёт Енисей – величайшая река нашей Родины. Енисей катит свои воды через всю Сибирь; словно измерив всю необъятную ширь, делит он глубоким руслом эту огромную страну на две равные части и отдаёт их своим сёстрам. Оби достаётся Западная Сибирь, Лене – Восточная Сибирь.

На склонах Байкальских гор гигантским ожерельем охватывающих зеркальную гладь Байкала с запада, берёт начало небольшой горный поток. Чем более отделяется он от своей колыбели, тем становится шире. И, наконец, превращается в могучую полноводную реку – Лену.

Добравшись до Енисея, русские землепроходцы слышали, что где – то далеко на востоке течёт Елюнэ – “Большая река” и живёт на ней “много народов”.

Красой Сибири, сибирской красавицей называют реку Лену.

В первой половине прошлого века на Лене были открыты богатейшие месторождения золота. В то время здесь было мало русских поселений. Но сибирские купцы частенько посещали эти места. На баржах, нагруженных товарами, они спускались вниз по реке, приставали к берегам и устраивали ярмарки. Якуты и тунгусы привозили меха и обменивали их на мануфактуру, инструменты, ружья, порох и другие нужные вещи.

Сделав такой рейс и обменяв дешевые товары на драгоценные меха, купец, добравшись до Якутска, бросал баржу и возвращался домой богатым человеком.

Вскоре весть о сказочных ленских богатствах разнеслась по Сибири и всей России. И тогда вспыхнула золотая лихорадка

К Лене кинулись толпы безумцев, жаждавших легко и быстро разбогатеть. Среди них были купцы, чиновники, ремесленники, но чаще всего – беглые преступники и солдаты.

“Нажива”, однако, оказалась делом совсем не из лёгких. Природа щедро разбросала по ленской земле клады с золотом, но запрятала их в труднодоступных местах, где нет ни жилья, ни дорог. Захоронив их в земле, она сковала её вечной мерзлотой, сделала здесь зиму суровой и долгой, а лето коротким.

Золото погубил много народа. Никем не подсчитано, сколько людей умерло от голода, болезней, нещадной эксплуатации. Но в золотоискателях никогда не ощущалось недостатка. “Людям золото – словно мухам мёд. Сколько их ни гибнет, а всё новые и новые налетают”, — говорили старые люди.

В условиях Сибири дороги прокладывать трудно. Поэтому люди стремятся как можно полнее использовать реки, самой природой созданные водные пути. Лена стала большой голубой дорогой, соединяющей южные районы Восточной Сибири (Сибирскую железную дорогу) с северными районами и с Северным морским путём. 4 тысячи километров – такова длина судоходного участка по Лене.

Мощные гидроэлектростанции на Оби, Енисее, Иртыше дают электроэнергию народному хозяйству Сибири.

Текущая река – это сама жизнь.

Реки, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, о возделанных полях, о великолепии городов и о славе людей.

(П. Семёнов – Тян-Шанский)

Сотней солнц ты неустанно

Будешь нам светить века,

Обь – подруга океана,

Обь – великая река!

… в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея… Енисей – могучий, неистовый богатырь…

Источник

Роль рек в освоении и заселении Сибири

Роль рек очень велика как в освоении, так и в заселении Сибири. Человек для оседлой жизни всегда выбирал берега рек. Из первичных небольших поселений впоследствии возникли города. Подавляющее большинство самых многолюдных городов мира расположено у рек. Люди, дружившие с рекой, всегда находили в ней защиту от врагов. Для них она была дорогой в соседние страны, границей, отделявшей одно племя или одно государство от другого, или местом, где брали воду для питья или поили скот.

Река орошала поля, двигала колёса мельниц, а позже – давала электрическую энергию, городам, сёлам, промышленным предприятиям. А также облегчала добычу пищи: рыбы, зверя, ягод, орех, грибов и т. д. И использовалась, как средство передвижения. Сначала на плотах и небольших судах, а в нынешнее время на кораблях, катерах и т. д. Люди давно поняли, что водный транспорт самый дешевый и самый экономичный. И потому наравне с сухопутными прокладывали водные пути сообщения.

Открытие великих сибирских рек Оби, Енисея и Лены и дальневосточного Амура составило целую большую эпоху в истории нашего государства. Основными действующими лицами этого периода были простые русские люди – землепроходцы.

После открытия Оби ничто не могло удержать русских землепроходцев в дальнейшем стремлении на восток. К другим великим сибирским рекам – Енисею и Лене, к просторам Дальнего Востока и берегам Тихого океана.

Укрепившись на берегах Оби и Иртыша, русские стали всё более углубляться в восточные области Сибири с их суровыми величественными таёжными лесами, большими полноводными реками, обилием рыбы и зверя.

Читайте также:  Как оформить доклад про реку

Иван Грозный в послании к королеве Елизавете в категорической форме возражал против намерений англичан распространить своё влияние на районы Сибири. Он предупреждал: эти земли принадлежат русскому государству, и англичанам в них делать нечего.

Так из притязаний англичан ничего не вышло.

Русские между тем не теряли времени зря. В неведомые земли, расположенные к востоку от реки Обь, один за другим посылались отряды из “охочих” (добровольцев) и “служилых” людей. На свой страх и риск устремлялись они в тайгу, проводили в скитаниях долгие годы, перенося лишения и подвергаясь опасности. Многие погибли, не достигнув цели. Но особенно упорные и смелые сделали много полезного для государства.

Следом за землепроходцами двигались в Сибирь переселенцы. Они строили на берегах рек жильё, вырубали участки леса, осваивали земли. Из небольших поселений позднее вырастали города и сёла.

Оксфордский профессор Дж. Бейкер писал:

“Продвижение русских через Сибирь в течение 18 века шло с ошеломляющей быстротой. Успех русских отчасти объясняется наличием таких удобных путей сообщения, какими являются речные системы Северной Азии”

От заснеженных вершин Алтайских гор, преодолевая на протяжении нескольких тысяч километров обширные степи, дремучие таёжные леса, необозримые болотные массивы и тундровые равнины, несёт к Северному Ледовитому океану свои воды могучая сибирская река Обь.

“Русской Амазонкой” называл её писатель С. Елпатьевский, и это неспроста. В самом деле, эти две могучие реки весьма схожи между собой: обе берут начало на гребнях высоких гор и на большей части своего пути протекают по самым большим на Земле низменностям, занятым лесами и болотами.

Обь – двурогая река. Она берёт начало в горах двумя большими ветвями.

Левый исток – река Катунь – зарождается от ледника на самой большой вершине Алтая – Белухе. Эта бурная горная река проносит свои воды по дну глубоких тесных ущелий. Она вздувается летом от обилия талых ледниковых вод и мелеет от недостатка питания в остальные сезоны года. К устью она приходит такой же полноводной, как Урал или Кура.

Бия – правая её ветвь – вытекает из живописного Телецкого озера, называемого в народе золотым озером Алтая. В противовес Катуни. Бия – спокойная река, её плавное течение лишь местами прерывается порогами и стремнинами.

Уникальное, удивительное сочетание разнообразных и обильных природных ресурсов бассейна Оби – леса, рыбы, газа, угля тепловой и гидравлической энергии – говорит о том, что этому краю предстоит большое будущее. И хотя многое нужно ещё изучить, прежде, чем освоить, уже сейчас мы можем смело назвать бассейн Оби краем несметных богатств.

И Обь, эта “русская Амазонка”, не в пример далеко текущей от неё на другом континенте царице рек Амазонке, щедро одаривает народ сокровищами своего бассейна.

От заснеженных гребней Саян через горы и равнины, леса и степи, от южных широт до студёного Северного Ледовитого океана течёт Енисей – величайшая река нашей Родины. Енисей катит свои воды через всю Сибирь; словно измерив всю необъятную ширь, делит он глубоким руслом эту огромную страну на две равные части и отдаёт их своим сёстрам. Оби достаётся Западная Сибирь, Лене – Восточная Сибирь.

На склонах Байкальских гор гигантским ожерельем охватывающих зеркальную гладь Байкала с запада, берёт начало небольшой горный поток. Чем более отделяется он от своей колыбели, тем становится шире. И, наконец, превращается в могучую полноводную реку – Лену.

Добравшись до Енисея, русские землепроходцы слышали, что где – то далеко на востоке течёт Елюнэ – “Большая река” и живёт на ней “много народов”.

Красой Сибири, сибирской красавицей называют реку Лену.

В первой половине прошлого века на Лене были открыты богатейшие месторождения золота. В то время здесь было мало русских поселений. Но сибирские купцы частенько посещали эти места. На баржах, нагруженных товарами, они спускались вниз по реке, приставали к берегам и устраивали ярмарки. Якуты и тунгусы привозили меха и обменивали их на мануфактуру, инструменты, ружья, порох и другие нужные вещи.

Сделав такой рейс и обменяв дешевые товары на драгоценные меха, купец, добравшись до Якутска, бросал баржу и возвращался домой богатым человеком.

Вскоре весть о сказочных ленских богатствах разнеслась по Сибири и всей России. И тогда вспыхнула золотая лихорадка

К Лене кинулись толпы безумцев, жаждавших легко и быстро разбогатеть. Среди них были купцы, чиновники, ремесленники, но чаще всего – беглые преступники и солдаты.

“Нажива”, однако, оказалась делом совсем не из лёгких. Природа щедро разбросала по ленской земле клады с золотом, но запрятала их в труднодоступных местах, где нет ни жилья, ни дорог. Захоронив их в земле, она сковала её вечной мерзлотой, сделала здесь зиму суровой и долгой, а лето коротким.

Золото погубил много народа. Никем не подсчитано, сколько людей умерло от голода, болезней, нещадной эксплуатации. Но в золотоискателях никогда не ощущалось недостатка. “Людям золото – словно мухам мёд. Сколько их ни гибнет, а всё новые и новые налетают”, — говорили старые люди.

В условиях Сибири дороги прокладывать трудно. Поэтому люди стремятся как можно полнее использовать реки, самой природой созданные водные пути. Лена стала большой голубой дорогой, соединяющей южные районы Восточной Сибири (Сибирскую железную дорогу) с северными районами и с Северным морским путём. 4 тысячи километров – такова длина судоходного участка по Лене.

Мощные гидроэлектростанции на Оби, Енисее, Иртыше дают электроэнергию народному хозяйству Сибири.

Текущая река – это сама жизнь.

Реки, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, о возделанных полях, о великолепии городов и о славе людей.

(П. Семёнов – Тян-Шанский)

Сотней солнц ты неустанно

Будешь нам светить века,

Обь – подруга океана,

Обь – великая река!

… в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея… Енисей – могучий, неистовый богатырь…

Источник

Роль рек в освоении

Роль рек в освоении и заселении Сибири

Роль рек очень велика как в освоении, так и в заселении Сибири. Человекдля оседлой жизни всегда выбирал берега рек. Из первичных небольшихпоселений впоследствии возникли города. Подавляющее большинство самыхмноголюдных городов мира расположено у рек. Люди, дружившие с рекой,всегда находили в ней защиту от врагов. Для них она была дорогой всоседние страны, границей, отделявшей одно племя или одно государство отдругого, или местом, где брали воду для питья или поили скот. Река орошала поля, двигала колёса мельниц, а позже – давалаэлектрическую энергию, городам, сёлам, промышленным предприятиям. А такжеоблегчала добычу пищи: рыбы, зверя, ягод, орех, грибов и т. д. Ииспользовалась, как средство передвижения. Сначала на плотах и небольшихсудах, а в нынешнее время на кораблях, катерах и т. д. Люди давно поняли,что водный транспорт самый дешевый и самый экономичный. И потому наравнес сухопутными прокладывали водные пути сообщения. Открытие великих сибирских рек Оби, Енисея и Лены и дальневосточногоАмура составило целую большую эпоху в истории нашего государства.Основными действующими лицами этого периода были простые русские люди –землепроходцы. После открытия Оби ничто не могло удержать русских землепроходцев вдальнейшем стремлении на восток. К другим великим сибирским рекам –Енисею и Лене, к просторам Дальнего Востока и берегам Тихого океана. Укрепившись на берегах Оби и Иртыша, русские стали всё болееуглубляться в восточные области Сибири с их суровыми величественнымитаёжными лесами, большими полноводными реками, обилием рыбы и зверя. Иван Грозный в послании к королеве Елизавете в категорической формевозражал против намерений англичан распространить своё влияние на районыСибири. Он предупреждал: эти земли принадлежат русскому государству, иангличанам в них делать нечего. Так из притязаний англичан ничего не вышло. Русские между тем не теряли времени зря. В неведомые земли,расположенные к востоку от реки Обь, один за другим посылались отряды из“охочих” (добровольцев) и “служилых” людей. На свой страх и рискустремлялись они в тайгу, проводили в скитаниях долгие годы, переносялишения и подвергаясь опасности. Многие погибли, не достигнув цели. Ноособенно упорные и смелые сделали много полезного для государства. Следом за землепроходцами двигались в Сибирь переселенцы. Они строилина берегах рек жильё, вырубали участки леса, осваивали земли. Изнебольших поселений позднее вырастали города и сёла.Оксфордский профессор Дж. Бейкер писал: “Продвижение русских через Сибирь в течение 18 века шло с ошеломляющейбыстротой. Успех русских отчасти объясняется наличием таких удобных путейсообщения, какими являются речные системы Северной Азии” От заснеженных вершин Алтайских гор, преодолевая на протяжениинескольких тысяч километров обширные степи, дремучие таёжные леса,необозримые болотные массивы и тундровые равнины, несёт к СеверномуЛедовитому океану свои воды могучая сибирская река Обь. “Русской Амазонкой” называл её писатель С. Елпатьевский, и этонеспроста. В самом деле, эти две могучие реки весьма схожи между собой:обе берут начало на гребнях высоких гор и на большей части своего путипротекают по самым большим на Земле низменностям, занятым лесами иболотами. Обь – двурогая река. Она берёт начало в горах двумя большими ветвями. Левый исток – река Катунь – зарождается от ледника на самой большойвершине Алтая – Белухе. Эта бурная горная река проносит свои воды по днуглубоких тесных ущелий. Она вздувается летом от обилия талых ледниковыхвод и мелеет от недостатка питания в остальные сезоны года. К устью онаприходит такой же полноводной, как Урал или Кура. Бия – правая её ветвь – вытекает из живописного Телецкого озера,называемого в народе золотым озером Алтая. В противовес Катуни. Бия –спокойная река, её плавное течение лишь местами прерывается порогами истремнинами. Уникальное, удивительное сочетание разнообразных и обильных природныхресурсов бассейна Оби – леса, рыбы, газа, угля тепловой и гидравлическойэнергии – говорит о том, что этому краю предстоит большое будущее. И хотямногое нужно ещё изучить, прежде, чем освоить, уже сейчас мы можем смелоназвать бассейн Оби краем несметных богатств. И Обь, эта “русская Амазонка”, не в пример далеко текущей от неё надругом континенте царице рек Амазонке, щедро одаривает народ сокровищамисвоего бассейна. От заснеженных гребней Саян через горы и равнины, леса и степи, отюжных широт до студёного Северного Ледовитого океана течёт Енисей –величайшая река нашей Родины. Енисей катит свои воды через всю Сибирь;словно измерив всю необъятную ширь, делит он глубоким руслом эту огромнуюстрану на две равные части и отдаёт их своим сёстрам. Оби достаётсяЗападная Сибирь, Лене – Восточная Сибирь. На склонах Байкальских гор гигантским ожерельем охватывающихзеркальную гладь Байкала с запада, берёт начало небольшой горный поток.Чем более отделяется он от своей колыбели, тем становится шире. И,наконец, превращается в могучую полноводную реку – Лену. Добравшись до Енисея, русские землепроходцы слышали, что где – тодалеко на востоке течёт Елюнэ – “Большая река” и живёт на ней “многонародов”. Красой Сибири, сибирской красавицей называют реку Лену. В первой половине прошлого века на Лене были открыты богатейшиеместорождения золота. В то время здесь было мало русских поселений. Носибирские купцы частенько посещали эти места. На баржах, нагруженныхтоварами, они спускались вниз по реке, приставали к берегам и устраивалиярмарки. Якуты и тунгусы привозили меха и обменивали их на мануфактуру,инструменты, ружья, порох и другие нужные вещи. Сделав такой рейс и обменяв дешевые товары на драгоценные меха, купец,добравшись до Якутска, бросал баржу и возвращался домой богатымчеловеком. Вскоре весть о сказочных ленских богатствах разнеслась по Сибири ивсей России. И тогда вспыхнула золотая лихорадка К Лене кинулись толпы безумцев, жаждавших легко и быстро разбогатеть.Среди них были купцы, чиновники, ремесленники, но чаще всего – беглыепреступники и солдаты. “Нажива”, однако, оказалась делом совсем не из лёгких. Природа щедроразбросала по ленской земле клады с золотом, но запрятала их втруднодоступных местах, где нет ни жилья, ни дорог. Захоронив их в земле,она сковала её вечной мерзлотой, сделала здесь зиму суровой и долгой, алето коротким. Золото погубил много народа. Никем не подсчитано, сколько людей умерлоот голода, болезней, нещадной эксплуатации. Но в золотоискателях никогдане ощущалось недостатка. “Людям золото – словно мухам мёд. Сколько их нигибнет, а всё новые и новые налетают”, — говорили старые люди. В условиях Сибири дороги прокладывать трудно. Поэтому люди стремятсякак можно полнее использовать реки, самой природой созданные водные пути.Лена стала большой голубой дорогой, соединяющей южные районы ВосточнойСибири (Сибирскую железную дорогу) с северными районами и с Севернымморским путём. 4 тысячи километров – такова длина судоходного участка поЛене. Мощные гидроэлектростанции на Оби, Енисее, Иртыше дают электроэнергиюнародному хозяйству Сибири. Текущая река – это сама жизнь. (В. Гюго) Реки, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, овозделанных полях, о великолепии городов и о славе людей. (П. Семёнов – Тян-Шанский) Сотней солнц ты неустанно Будешь нам светить века, Обь – подруга океана, Обь – великая река! (Казимир Лисовский) … в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея… Енисей – могучий,неистовый богатырь… (А. П. Чехов) Кто сравнится прозрачной водою Ну, хотя бы с одной Ангарою? А красою и силой своею Кто, скажите, под стать Енисею? А какие тут дивные вёсны! А какие тут звонкие сосны! А какая тайга вековая, А какие тут горные цепи, А какие – от края до края – Медуницей пропахшие степи!… (Казимир Лисовский) Хотя всегдашними снегами Покрыта северна страна, Где мёрзлыми борей крылами Твои взвевает знамёна… Там Лена чистой быстриной, Как Нил народы напояет И бреги наконец теряет, Сравнившись, морю шириной. (М. В. Ломоносов) Наша Лена широка и быстра, Славной Волге родная сестра. (Из старинной песни)

Читайте также:  Где находится река унжа

Демократия: не ограниченная никакими законами и опирающаяся на прямое насилие власть демократов. Григорий Точкин
ещё >>

Источник



Урок Роль рек в развитии человеческой цивилизации
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Урок географии по теме:»Роль рек в развитии человеческой цивилизации» в 8 классе. Составлен в соответствии с ФГОС. Методическая разработка урока продолжает серию интегрированных уроков разработанных мной. Междисциплинарное обучение особенно актуально при подготовке современных уроков. Чтобы повысить познавательный интерес к таким предметам как история и геграфия. Создание «ситуации интереса», мотивировать учебную деятельность, именно для этого нужны межпредметная интеграция. Междисциплинарное обучение — это тема над которой я работаю в плане профессионального роста.

Скачать:

Вложение Размер
Урок Роль рек в развитии человеческой цивилизации 105.3 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Стольникова Е.В.- учитель географии, Первая кв. категория Павдинская СОШ Новолялинского городского округа, Свердл. обл.

Роль рек в развитии человеческой цивилизации

Цель урока : Вместе с учащимися подойти к пониманию важности наличия гидроресурсов в стране на примере возникновения древних речных цивилизаций. Познакомить учащихся с известными историческими речными системами и природными условиями государства Древнего Египта. Продолжить работу над формированием умений у учащихся работать с историческими источниками, текстовым материалом учебника, с исторической картой, интернет – ресурсами.

  • Образовательные:

Расширить и углубить знания о реках, о строении реки, видах рек, типах речных долин; умения определять исток, устье реки, притоки, режим, питание реки.

  • Развивающие :
  • развитие навыков работы с информационным материалом.
  • развитие навыков использования, обработки информационных ресурсов.
  • формирование критического мышления.
  • Воспитательные :
  • Формирование единой картины мира.
  • Формирование экологического мышления и чувства любви к родной природе.
  • способствовать осознанию социальной, практической и личностной значимости учебного материала.

Предполагаемые результаты обучения:

  • Личностные : повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.
  • Метапредметные : при помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; с помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.
  • Предметные : знать и объяснять понятия: река, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел; уметь находить и показывать реки на карте мира, России, Свердловской области, Называть и показывать на карте современные государства, на территории которых существовали древние речные цивилизации; знать особенности горных и равнинных рек, составлять описание реки по плану.

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, группах.

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», атласы.

Основные понятия изучаемые на уроке: пороги, великие речные системы, плодородная долина, дельта, оазис, ил, рельеф, древние цивилизации, орошаемые ирригационные земли Необходимое техническое оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет.

Основные : Базовый учебник: И.И. Баринова. География России. 8 класс. М.: « Дрофа», 2011г.

  • атлас и контурные карты 8 класс, карта полушарий, физическая карта России.
  • Дополнительные : энциклопедии, справочники по географии, Интернет-ресурсы.

Форма проведения урока : групповая с элементами игры.

Методические материалы, технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, инструктивные карты, настенные карты по истории Древний Египет, Индия, Китай. плакат « Долина Нила в период дождей», презентации обучающихся, презентация учителя: « Роль рек в развитии человеческой цивилизации».

Организационный момент: а) создание позитивной мотивации; б) актуализация знаний; в) определение цели урока.

Основная часть: а) обобщение учебного материала – Великие речные системы – колыбель древних цивилизаций ,

Б) Заключительная часть: а) подведение итогов урока, б) рефлексия, в) домашнее задание.

— Как же здесь хорошо. — И горы, и лес, и речка, и зелёный заливной луг — всё это ноты отдельной могучей гармонии.

Д. Н. Мамин — Сибиряк

I. Организационный момент . Мобилизующий этап.

Эпитет урока: Реки как люди…вспоминаются слова великого классика Льва Николаевича Толстого, и поэтому человек всегда старался жить с рекой душа в душу!

— Звучит песня в исполнении Людмилы Зыкиной «Течёт река Волга»

Каждый Современный человек в нашей стране, пожалуй, не представляет свою жизнь без водного ландшафта. Река, озеро, море вдохновляют, дают дополнительные силы, а значит, влияют на здоровье человека, что имеет важное значение в наше сложное время, которое требует от нас максимальной отдачи и самоотдачи. Берег реки или озера излюбленные места отдыха. Реки издавна являлись «колыбелью» человечества и целых цивилизаций. Люди давно научились использовать энергию движущейся воды. Много веков совершенствовалось водяное колесо, пока не стало современной гидравлической турбиной. На реках строили плотины и водяные мельницы. Гидроэлектростанции (ГЭС) производят самую дешёвую энергию. Стоимость энергии, вырабатываемой ГЭС, в пять раз ниже стоимости энергии, поставляемой тепловыми и атомными электростанциями, но и в других сферах человеческой деятельности.

Проверка домашнего задания. Входной тест: (2 мин.)

1. Расположите реки в порядке уменьшения их длины и площади: Амур, Северная Двина, Урал, Объ, Лена, Волга.
2. Часть реки, заливаемая водой во время временного подъёма воды в реке, называется притоком, рукавом, поймой, заводью.
3. Сгруппировать горные и равнинные реки: Волга, Объ, Ока, Терек, Северная Двина, Кубань, Лена.
4. Выработанное рекой углубление, по которому идёт основное течение реки, называется: берег, бассейн, старица, русло.
5. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется: приток, исток, излучина, меандра, устье. 6. Важно! Исток реки может находиться в море или океане. 7. Река, не относящаяся к крупным рекам России, однако, стихийные бедствия, из – за подъёма воды в реке доставляли горожанам немало проблем?

…Но силой ветров от залива Переграждённая Она Обратно шла, гневна, бурлива, И затопляла острова, Погода пуще свирепела, Она вздувалась и ревела, Котлом клокоча, и клубясь, И вдруг, как зверь, остервенясь, На город кинулась. Пред нею Всё побежало, всё вокруг Вдруг опустело – воды вдруг Втекли в подземные подвалы, К решёткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь, как тритон, По пояс в воду погружён.

8. Самая народная река в России (матушка)…, а «батюшка»… I.2. Мотивационный момент . Целеполагание.

Обратите внимание на карту России, а затем на карту мира. Вы увидите множество нитей голубого цвета, их огромное множество. Все это реки. Издавна человека привлекали эти удивительные творения природы.

Река, словно живое существо… Разве бывает она одинаковой в течении всего года? Конечно же нет. Весной она полноводная и часто разливается, летом мелеет. Зимой прячется под ледяное покрывало и спит до весны, до тех пор, пока не сойдёт лёд.

У каждой реки свой характер, «почерк», «паспорт» и целый ряд только ей присущих черт и особенностей. С каждым мгновением, с каждым своим шагом река изменяется. Как не вспомнить здесь мудрое выражение древнегреческого философа Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Это справедливо, поскольку в каждое следующее мгновение – река новая, другая. Через горы и равнины, леса и луга, степи и пустыни несут свои воды – прозрачные и мутные, холодные и тёплые, пресные и солоноватые.

Как вы думаете, ребята, какую тему, нам с вами, нужно рассмотреть дополнительно, чтобы лучше усвоить тему «Реки» …? Сообщаю тему урока: тема урока « Роль рек в развитии человеческой цивилизации»

Запишите в тетрадь. Обратите внимание на карту. Вы увидите множество нитей голубого цвета, их огромное множество. Все это реки

Предлагаю определить значимые цели урока по теме урока:

  • Повторить понятия: река, русло, исток, устье, приток, природные ресурсы, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.
  • Более подробно познакомиться с крупнейшими реками России и мира, с целью более яркого представления о роли рек в мировой истории.
  • Научиться показывать реки мира, России на физической, политической и исторической картах.
  • Значение водных ресурсов для хозяйственной жизни человека и государства.
  • Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

1.3. Создание проблемной ситуации

Проблемное задание: «Почему именно на берегах Нила возникла древнейшая речная цивилизация?»

Долина Нила — Колыбель древнего Египта.

В северо – восточной Африке простираются огромные пустыни. Красновато – жёлтые пески сменяются лишь высокими скалами. По этой земле несёт свои воды одна из самых крупных рек в мире – Нил. Пройдя пороги, река спокойно текла на север. Впадая в Средиземное море, она разделялась на несколько рукавов, образуя огромный треугольник – дельту. Египет – так называемая страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря. Каждый год в июле начинался разлив Нила . Истоки Нила находятся в Центральной Африке. В начале лета там идут проливные дожди, и тает снег на вершинах гор. Потоки воды устремляются в реку, подмывая почву и неся с собой ил – частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород. Накануне разлива ширина реки уменьшалась наполовину. Всё живое изнемогало от жажды. Дождей в Египте почти не бывает. Но вот, О, чудо. В Ниле прибывала вода, река становилась мутно – зелёного цвета, а затем красного. Вода поднималась с каждым днём, заливая всю долину до самых горных обрывов. Нил оживлял землю, жаждущую влаги. Лишь в ноябре Нил возвращался в свои берега, и вода становилась голубой и прозрачной. После разлива на полях оставалась не только влага, но и плодородный ил. Вот почему почва в долине Нила мягкая и жирная. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить многочисленный народ, в том числе и тех, кто сам её обрабатывал, — ремесленников, воинов, слуг и приближённых правителя Египетского государства. Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет! Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота. Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут. Песни египтян Нилу

— Итак, сегодня мы посвящаем наш урок рекам большим и могучим: « »

II. Основная часть а) повторение учебного материала. Проводит беседу. Работа с мультемедиа-учебником (Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 класс – урок «Воды суши. Реки.»)

Равнины России прорезаны речными долинами. Часто реки глубоко врезаются в толщу земли и образуют обрывистые берега и скалы. Такие отвесные скалы и утёсы – берега рек называют скалы – «бойцы» или «камнями». Большинство рек берут своё начало в горах. Горы имеют склоны, которые тянутся в различных направлениях, именно по склонам гор бойко сбегают, шумя и звеня, речки, постепенно расширяя своё русло у подножия гор, и становясь уже равниной, величавой рекой. Несут свои воды реки России, питая и обеспечивая ресурсом миллионы своих граждан. Удивительные эти реки: вода прорезала твёрдые скалы, реки эти большие и очень красивые, вода в них вкусная, и в реках много разной рыбы.

Вопрос : — Как вы думаете, как можно объяснить понятие «водораздел рек»? — — Приведите примеры водораздела рек Волги и Оби. Водораздел – это линия по наивысшим точкам местности, что разделяют сток атмосферных и речных вод на разные стороны склона. Представьте себе, что из одной и той же тучи упадёт рядом две капельки воды. Одна скатиться по склону влево, а другая вправо. Первая попадёт в ручеёк, затем в реку, что несёт свои воды в Европу. Другая – убежит с рекой на просторы Сибири, в Азию. Отдают свою воду реки морям, океанам. Вот и водораздел. Самые большие и полноводные реки текут в восточной и западной — равнинной, частях России. — — Приведите примеры водораздела рек Волги и Оби? Это великая река Волга и её крупный приток Кама, Дон, Северная Двина, Обь с рекой – притоком Иртыш, Енисей, Лена, Амур и т.д. Вопрос : Весной, когда начинается таяние снега и льда, уровень вод в реках повышается. – Как называется это явление? Это явление носит название половодья , и продолжается две – три недели. Случается на реках кратковременный подъём уровня воды после продолжительных летних ливневых дождей. Реки – продукт климата? Что означает это образное выражение?

б) этап интеграции знаний и учебного материала. Путем подводящего диалога учитель побуждает учащихся к самостоятельному нахождению дополнительной информации и учебного материала , используя интернет – ресурсы и предлагает найти ответ на вопрос:

— На уроках истории мы познакомились с речными цивилизациями . (Учитель истории) — Вспомним, где зародились эти цивилизации… Великие речные цивилизации древности:

  • Древний Египет (В долине реки Нил);
  • Древняя Месопотамия (В долине рек Тигр и Евфрат);
  • Древняя Индия (В долине рек Инд и Ганг);
  • Древний Китай (В долине рек Янцзы и Хуанхэ); Задание на определение картографических умений: Найти и показать по исторической карте территории этих речных государств.

Цивилизация и Великие исторические реки.

До сих пор достоверно неизвестно, в каких физико – географических условиях возникла первичная цивилизация, послужившая первичным фундаментом всемирной истории человеческого рода. Четыре древнейшие великие культуры зародились и развились на берегах больших рек. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где возникла и выросла китайская цивилизация. Индийская культура не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга. Ассиро – вавилонская цивилизация зародилась на берегах Тигра и Евфрата – двух жизненных артерий Месопотамской долины, наконец, Древний Египет был, как это утверждал древнегреческий ученый Геродот «даром» или «созданием» Нила.

Для сопоставления с почти верными взглядами Птолемея посмотрим, как отвечали в последние времена фараонов египетские ученые на вопрос о великой тайне «Головы Нила». По словам Геродота, эта тайна была известна лишь одному человеку — верховному жрецу при храме богини Нейт в Саисеvi. Каким образом греческому путешественнику удалось выведать эту тайну? Этого Геродот не говорит, он лишь рассказывает в своей «Истории», что местом истоков Нила служат две горы с остроконечными вершинами — Крофи и Мофи, — расположенные между Сиеной (Асуаном) и Элефантиной (Абу). Отсюда видно, что древние египтяне отождествляли истоки Нила с крайним пределом его благотворных разливов; ни египтяне, ни Геродот, который дает в своей «Истории» точный маршрут от Элефантины до Мероэ через Тахомпсо, и далее, до страны Аутомолов, не могли не знать, что река продолжается значительно дальше этого мнимого места истока.

Но в глазах народа, благосостояние которого зависело исключительно от разливов Нила — сама сущность Нила была божественной, для него, не так важны были споры о происхождении реки и дальнейшие её исследования .

По прошествие многих веков поток цивилизации спустился по берегам рек к морю и распространился по его побережью. Так наступила вторая эпоха в развитии цивилизации, которую можно назвать морской. Так, например, та же самая река, которая составляет непобедимое препятствие для некультурного народа, становится средством сообщения у народа культурного. Всякая большая река впадает в море. Всякая речная цивилизация, то есть цивилизация, развившаяся на берегах больших рек, должна рано или поздно погибнуть: или быть поглощенной в широком потоке, или развиться в более обширную, морскую цивилизацию.

Все древние народы вели свою историю с самого начала мира, и каждый из них с детской гордостью запечатлевал в своих преданиях и священных гимнах те обстоятельства, при которых появился данный народ . Но новейшие успехи антропологических и исторических наук сильно поколебали эти традиционные воззрения, согласно которым колыбель великих цивилизаций человечества находилась в области между озером Балхаш и устьями рек Тигр и Евфрат. Одна, особенно, яркая черта, по моему мнению, характеризует этот второй период развития цивилизации: отныне отдельные народы и нации могли исчезать с исторической арены, могли умирать, как это случилось с древними египтянами и самими финикийцами, но светоч всемирной цивилизации от этого не угасает и, разгораясь все ярче и ярче, преемственно передается одним народом другому.

Фрагмент известной книги русского учёного Льва Ильича Мечникова «Цивилизация и Великие исторические реки»

Как использовали гидроресурсы? Что означает ирригационное земледелие? И какие основные виды природных ресурсов, также использовали представители этих цивилизаций? «Почему древнегреческий ученый Геродот называл государство Египет даром Нила?» Африка и Азия обязаны расцветом своей цивилизации не климату (климат засушливый), а — плодородию своей почвы. Так ли это? Вопросы и задания для работы в группах

— Как же формировалось русло у реки? — Неужели воды рек со временем могут изменять рельеф? — Что означает образное выражение «река труженица»?

— На этот вопросы готовила ответы группа – учёных — гидрограф. Они расскажут нам о том, как постепенно метр за метром, воды реки, проделывая колоссальную работу, прокладывают свою «дорогу» сквозь толщу горных пород

в) работа в группах . Учитель оценивает работу обучающихся в группах . Оценивает результаты опережающего задания «Пойменные почвы».

Первый гидрограф В чём же заключается деятельность текучих вод?

— Как выглядит русло реки, заливаемая вешними водами пойма реки?

— Перечислите основные различия горных и равнинных рек ?

— Как образуются речные долины?

Формирование форм рельефа — речных пойм и долин Флювиальный рельеф (в переводе с латинского – флювий – течение воды). Формируется водой, текущей по поверхности суши. Движущаяся вода размывает, переносит и отлагает продукты разрушения, создавая эррозийные (разрушение) и аккумулятивные (накапливаемые) формы рельефа. Речную долину можно определить как линейно вытянутую форму рельефа, по дну которой протекает постоянный водный поток. Основными элементами рельефа долины является днище и склоны. Дно невыработанных долин (обычно горных) совпадают с руслом, но чаще русло – это углубление на дне долины. Склоны могут быть простыми и ступенчатыми, крутыми и пологими, высокими и низкими.

Типы речных долин

Второй гидрограф — почвовед Формирование аллювиальных пойменных почв

Любая почва – это многофазное органоминеральное биолостное тело природы, которое обладает плодородием, является исчерпаемым возобновимым природным ресурсом. Василий Васильевич Докучаев формулирует процесс Почвообразования как природный процесс превращения исходной породы в новое природное тело, состоящее из разнообразных слоёв, и обладающих уникальными свойствами. Докучаев назвал почву «зеркалом ландшафта» природы. Почему? Давайте посмотрим, как на процесс почвообразования влияют другие факторы: климат, рельеф, воды, деятельность человека.

Источник

Adblock
detector