Урок Роль рек в развитии человеческой цивилизации
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Урок географии по теме:»Роль рек в развитии человеческой цивилизации» в 8 классе. Составлен в соответствии с ФГОС. Методическая разработка урока продолжает серию интегрированных уроков разработанных мной. Междисциплинарное обучение особенно актуально при подготовке современных уроков. Чтобы повысить познавательный интерес к таким предметам как история и геграфия. Создание «ситуации интереса», мотивировать учебную деятельность, именно для этого нужны межпредметная интеграция. Междисциплинарное обучение — это тема над которой я работаю в плане профессионального роста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок Роль рек в развитии человеческой цивилизации | 105.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Стольникова Е.В.- учитель географии, Первая кв. категория Павдинская СОШ Новолялинского городского округа, Свердл. обл.
Роль рек в развитии человеческой цивилизации
Цель урока : Вместе с учащимися подойти к пониманию важности наличия гидроресурсов в стране на примере возникновения древних речных цивилизаций. Познакомить учащихся с известными историческими речными системами и природными условиями государства Древнего Египта. Продолжить работу над формированием умений у учащихся работать с историческими источниками, текстовым материалом учебника, с исторической картой, интернет – ресурсами.
- Образовательные:
Расширить и углубить знания о реках, о строении реки, видах рек, типах речных долин; умения определять исток, устье реки, притоки, режим, питание реки.
- Развивающие :
- развитие навыков работы с информационным материалом.
- развитие навыков использования, обработки информационных ресурсов.
- формирование критического мышления.
- Воспитательные :
- Формирование единой картины мира.
- Формирование экологического мышления и чувства любви к родной природе.
- способствовать осознанию социальной, практической и личностной значимости учебного материала.
Предполагаемые результаты обучения:
- Личностные : повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.
- Метапредметные : при помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; с помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.
- Предметные : знать и объяснять понятия: река, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел; уметь находить и показывать реки на карте мира, России, Свердловской области, Называть и показывать на карте современные государства, на территории которых существовали древние речные цивилизации; знать особенности горных и равнинных рек, составлять описание реки по плану.
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, группах.
Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», атласы.
Основные понятия изучаемые на уроке: пороги, великие речные системы, плодородная долина, дельта, оазис, ил, рельеф, древние цивилизации, орошаемые ирригационные земли Необходимое техническое оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет.
Основные : Базовый учебник: И.И. Баринова. География России. 8 класс. М.: « Дрофа», 2011г.
- атлас и контурные карты 8 класс, карта полушарий, физическая карта России.
- Дополнительные : энциклопедии, справочники по географии, Интернет-ресурсы.
Форма проведения урока : групповая с элементами игры.
Методические материалы, технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, инструктивные карты, настенные карты по истории Древний Египет, Индия, Китай. плакат « Долина Нила в период дождей», презентации обучающихся, презентация учителя: « Роль рек в развитии человеческой цивилизации».
Организационный момент: а) создание позитивной мотивации; б) актуализация знаний; в) определение цели урока.
Основная часть: а) обобщение учебного материала – Великие речные системы – колыбель древних цивилизаций ,
Б) Заключительная часть: а) подведение итогов урока, б) рефлексия, в) домашнее задание.
— Как же здесь хорошо. — И горы, и лес, и речка, и зелёный заливной луг — всё это ноты отдельной могучей гармонии.
Д. Н. Мамин — Сибиряк
I. Организационный момент . Мобилизующий этап.
Эпитет урока: Реки как люди…вспоминаются слова великого классика Льва Николаевича Толстого, и поэтому человек всегда старался жить с рекой душа в душу!
— Звучит песня в исполнении Людмилы Зыкиной «Течёт река Волга»
Каждый Современный человек в нашей стране, пожалуй, не представляет свою жизнь без водного ландшафта. Река, озеро, море вдохновляют, дают дополнительные силы, а значит, влияют на здоровье человека, что имеет важное значение в наше сложное время, которое требует от нас максимальной отдачи и самоотдачи. Берег реки или озера излюбленные места отдыха. Реки издавна являлись «колыбелью» человечества и целых цивилизаций. Люди давно научились использовать энергию движущейся воды. Много веков совершенствовалось водяное колесо, пока не стало современной гидравлической турбиной. На реках строили плотины и водяные мельницы. Гидроэлектростанции (ГЭС) производят самую дешёвую энергию. Стоимость энергии, вырабатываемой ГЭС, в пять раз ниже стоимости энергии, поставляемой тепловыми и атомными электростанциями, но и в других сферах человеческой деятельности.
Проверка домашнего задания. Входной тест: (2 мин.)
1. Расположите реки в порядке уменьшения их длины и площади: Амур, Северная Двина, Урал, Объ, Лена, Волга.
2. Часть реки, заливаемая водой во время временного подъёма воды в реке, называется притоком, рукавом, поймой, заводью.
3. Сгруппировать горные и равнинные реки: Волга, Объ, Ока, Терек, Северная Двина, Кубань, Лена.
4. Выработанное рекой углубление, по которому идёт основное течение реки, называется: берег, бассейн, старица, русло.
5. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется: приток, исток, излучина, меандра, устье. 6. Важно! Исток реки может находиться в море или океане. 7. Река, не относящаяся к крупным рекам России, однако, стихийные бедствия, из – за подъёма воды в реке доставляли горожанам немало проблем?
…Но силой ветров от залива Переграждённая Она Обратно шла, гневна, бурлива, И затопляла острова, Погода пуще свирепела, Она вздувалась и ревела, Котлом клокоча, и клубясь, И вдруг, как зверь, остервенясь, На город кинулась. Пред нею Всё побежало, всё вокруг Вдруг опустело – воды вдруг Втекли в подземные подвалы, К решёткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь, как тритон, По пояс в воду погружён.
8. Самая народная река в России (матушка)…, а «батюшка»… I.2. Мотивационный момент . Целеполагание.
Обратите внимание на карту России, а затем на карту мира. Вы увидите множество нитей голубого цвета, их огромное множество. Все это реки. Издавна человека привлекали эти удивительные творения природы.
Река, словно живое существо… Разве бывает она одинаковой в течении всего года? Конечно же нет. Весной она полноводная и часто разливается, летом мелеет. Зимой прячется под ледяное покрывало и спит до весны, до тех пор, пока не сойдёт лёд.
У каждой реки свой характер, «почерк», «паспорт» и целый ряд только ей присущих черт и особенностей. С каждым мгновением, с каждым своим шагом река изменяется. Как не вспомнить здесь мудрое выражение древнегреческого философа Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Это справедливо, поскольку в каждое следующее мгновение – река новая, другая. Через горы и равнины, леса и луга, степи и пустыни несут свои воды – прозрачные и мутные, холодные и тёплые, пресные и солоноватые.
Как вы думаете, ребята, какую тему, нам с вами, нужно рассмотреть дополнительно, чтобы лучше усвоить тему «Реки» …? Сообщаю тему урока: тема урока « Роль рек в развитии человеческой цивилизации»
Запишите в тетрадь. Обратите внимание на карту. Вы увидите множество нитей голубого цвета, их огромное множество. Все это реки
Предлагаю определить значимые цели урока по теме урока:
- Повторить понятия: река, русло, исток, устье, приток, природные ресурсы, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.
- Более подробно познакомиться с крупнейшими реками России и мира, с целью более яркого представления о роли рек в мировой истории.
- Научиться показывать реки мира, России на физической, политической и исторической картах.
- Значение водных ресурсов для хозяйственной жизни человека и государства.
- Уметь определять водоразделы и бассейны рек.
1.3. Создание проблемной ситуации
Проблемное задание: «Почему именно на берегах Нила возникла древнейшая речная цивилизация?»
Долина Нила — Колыбель древнего Египта.
В северо – восточной Африке простираются огромные пустыни. Красновато – жёлтые пески сменяются лишь высокими скалами. По этой земле несёт свои воды одна из самых крупных рек в мире – Нил. Пройдя пороги, река спокойно текла на север. Впадая в Средиземное море, она разделялась на несколько рукавов, образуя огромный треугольник – дельту. Египет – так называемая страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря. Каждый год в июле начинался разлив Нила . Истоки Нила находятся в Центральной Африке. В начале лета там идут проливные дожди, и тает снег на вершинах гор. Потоки воды устремляются в реку, подмывая почву и неся с собой ил – частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород. Накануне разлива ширина реки уменьшалась наполовину. Всё живое изнемогало от жажды. Дождей в Египте почти не бывает. Но вот, О, чудо. В Ниле прибывала вода, река становилась мутно – зелёного цвета, а затем красного. Вода поднималась с каждым днём, заливая всю долину до самых горных обрывов. Нил оживлял землю, жаждущую влаги. Лишь в ноябре Нил возвращался в свои берега, и вода становилась голубой и прозрачной. После разлива на полях оставалась не только влага, но и плодородный ил. Вот почему почва в долине Нила мягкая и жирная. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить многочисленный народ, в том числе и тех, кто сам её обрабатывал, — ремесленников, воинов, слуг и приближённых правителя Египетского государства. Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет! Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота. Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут. Песни египтян Нилу
— Итак, сегодня мы посвящаем наш урок рекам большим и могучим: « »
II. Основная часть а) повторение учебного материала. Проводит беседу. Работа с мультемедиа-учебником (Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 класс – урок «Воды суши. Реки.»)
Равнины России прорезаны речными долинами. Часто реки глубоко врезаются в толщу земли и образуют обрывистые берега и скалы. Такие отвесные скалы и утёсы – берега рек называют скалы – «бойцы» или «камнями». Большинство рек берут своё начало в горах. Горы имеют склоны, которые тянутся в различных направлениях, именно по склонам гор бойко сбегают, шумя и звеня, речки, постепенно расширяя своё русло у подножия гор, и становясь уже равниной, величавой рекой. Несут свои воды реки России, питая и обеспечивая ресурсом миллионы своих граждан. Удивительные эти реки: вода прорезала твёрдые скалы, реки эти большие и очень красивые, вода в них вкусная, и в реках много разной рыбы.
Вопрос : — Как вы думаете, как можно объяснить понятие «водораздел рек»? — — Приведите примеры водораздела рек Волги и Оби. Водораздел – это линия по наивысшим точкам местности, что разделяют сток атмосферных и речных вод на разные стороны склона. Представьте себе, что из одной и той же тучи упадёт рядом две капельки воды. Одна скатиться по склону влево, а другая вправо. Первая попадёт в ручеёк, затем в реку, что несёт свои воды в Европу. Другая – убежит с рекой на просторы Сибири, в Азию. Отдают свою воду реки морям, океанам. Вот и водораздел. Самые большие и полноводные реки текут в восточной и западной — равнинной, частях России. — — Приведите примеры водораздела рек Волги и Оби? Это великая река Волга и её крупный приток Кама, Дон, Северная Двина, Обь с рекой – притоком Иртыш, Енисей, Лена, Амур и т.д. Вопрос : Весной, когда начинается таяние снега и льда, уровень вод в реках повышается. – Как называется это явление? Это явление носит название половодья , и продолжается две – три недели. Случается на реках кратковременный подъём уровня воды после продолжительных летних ливневых дождей. Реки – продукт климата? Что означает это образное выражение?
б) этап интеграции знаний и учебного материала. Путем подводящего диалога учитель побуждает учащихся к самостоятельному нахождению дополнительной информации и учебного материала , используя интернет – ресурсы и предлагает найти ответ на вопрос:
— На уроках истории мы познакомились с речными цивилизациями . (Учитель истории) — Вспомним, где зародились эти цивилизации… Великие речные цивилизации древности:
- Древний Египет (В долине реки Нил);
- Древняя Месопотамия (В долине рек Тигр и Евфрат);
- Древняя Индия (В долине рек Инд и Ганг);
- Древний Китай (В долине рек Янцзы и Хуанхэ); Задание на определение картографических умений: Найти и показать по исторической карте территории этих речных государств.
Цивилизация и Великие исторические реки.
До сих пор достоверно неизвестно, в каких физико – географических условиях возникла первичная цивилизация, послужившая первичным фундаментом всемирной истории человеческого рода. Четыре древнейшие великие культуры зародились и развились на берегах больших рек. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где возникла и выросла китайская цивилизация. Индийская культура не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга. Ассиро – вавилонская цивилизация зародилась на берегах Тигра и Евфрата – двух жизненных артерий Месопотамской долины, наконец, Древний Египет был, как это утверждал древнегреческий ученый Геродот «даром» или «созданием» Нила.
Для сопоставления с почти верными взглядами Птолемея посмотрим, как отвечали в последние времена фараонов египетские ученые на вопрос о великой тайне «Головы Нила». По словам Геродота, эта тайна была известна лишь одному человеку — верховному жрецу при храме богини Нейт в Саисеvi. Каким образом греческому путешественнику удалось выведать эту тайну? Этого Геродот не говорит, он лишь рассказывает в своей «Истории», что местом истоков Нила служат две горы с остроконечными вершинами — Крофи и Мофи, — расположенные между Сиеной (Асуаном) и Элефантиной (Абу). Отсюда видно, что древние египтяне отождествляли истоки Нила с крайним пределом его благотворных разливов; ни египтяне, ни Геродот, который дает в своей «Истории» точный маршрут от Элефантины до Мероэ через Тахомпсо, и далее, до страны Аутомолов, не могли не знать, что река продолжается значительно дальше этого мнимого места истока.
Но в глазах народа, благосостояние которого зависело исключительно от разливов Нила — сама сущность Нила была божественной, для него, не так важны были споры о происхождении реки и дальнейшие её исследования .
По прошествие многих веков поток цивилизации спустился по берегам рек к морю и распространился по его побережью. Так наступила вторая эпоха в развитии цивилизации, которую можно назвать морской. Так, например, та же самая река, которая составляет непобедимое препятствие для некультурного народа, становится средством сообщения у народа культурного. Всякая большая река впадает в море. Всякая речная цивилизация, то есть цивилизация, развившаяся на берегах больших рек, должна рано или поздно погибнуть: или быть поглощенной в широком потоке, или развиться в более обширную, морскую цивилизацию.
Все древние народы вели свою историю с самого начала мира, и каждый из них с детской гордостью запечатлевал в своих преданиях и священных гимнах те обстоятельства, при которых появился данный народ . Но новейшие успехи антропологических и исторических наук сильно поколебали эти традиционные воззрения, согласно которым колыбель великих цивилизаций человечества находилась в области между озером Балхаш и устьями рек Тигр и Евфрат. Одна, особенно, яркая черта, по моему мнению, характеризует этот второй период развития цивилизации: отныне отдельные народы и нации могли исчезать с исторической арены, могли умирать, как это случилось с древними египтянами и самими финикийцами, но светоч всемирной цивилизации от этого не угасает и, разгораясь все ярче и ярче, преемственно передается одним народом другому.
Фрагмент известной книги русского учёного Льва Ильича Мечникова «Цивилизация и Великие исторические реки»
Как использовали гидроресурсы? Что означает ирригационное земледелие? И какие основные виды природных ресурсов, также использовали представители этих цивилизаций? «Почему древнегреческий ученый Геродот называл государство Египет даром Нила?» Африка и Азия обязаны расцветом своей цивилизации не климату (климат засушливый), а — плодородию своей почвы. Так ли это? Вопросы и задания для работы в группах
— Как же формировалось русло у реки? — Неужели воды рек со временем могут изменять рельеф? — Что означает образное выражение «река труженица»?
— На этот вопросы готовила ответы группа – учёных — гидрограф. Они расскажут нам о том, как постепенно метр за метром, воды реки, проделывая колоссальную работу, прокладывают свою «дорогу» сквозь толщу горных пород
в) работа в группах . Учитель оценивает работу обучающихся в группах . Оценивает результаты опережающего задания «Пойменные почвы».
Первый гидрограф В чём же заключается деятельность текучих вод?
— Как выглядит русло реки, заливаемая вешними водами пойма реки?
— Перечислите основные различия горных и равнинных рек ?
— Как образуются речные долины?
Формирование форм рельефа — речных пойм и долин Флювиальный рельеф (в переводе с латинского – флювий – течение воды). Формируется водой, текущей по поверхности суши. Движущаяся вода размывает, переносит и отлагает продукты разрушения, создавая эррозийные (разрушение) и аккумулятивные (накапливаемые) формы рельефа. Речную долину можно определить как линейно вытянутую форму рельефа, по дну которой протекает постоянный водный поток. Основными элементами рельефа долины является днище и склоны. Дно невыработанных долин (обычно горных) совпадают с руслом, но чаще русло – это углубление на дне долины. Склоны могут быть простыми и ступенчатыми, крутыми и пологими, высокими и низкими.
Типы речных долин
Второй гидрограф — почвовед Формирование аллювиальных пойменных почв
Любая почва – это многофазное органоминеральное биолостное тело природы, которое обладает плодородием, является исчерпаемым возобновимым природным ресурсом. Василий Васильевич Докучаев формулирует процесс Почвообразования как природный процесс превращения исходной породы в новое природное тело, состоящее из разнообразных слоёв, и обладающих уникальными свойствами. Докучаев назвал почву «зеркалом ландшафта» природы. Почему? Давайте посмотрим, как на процесс почвообразования влияют другие факторы: климат, рельеф, воды, деятельность человека.
Источник
Особенности развития речных цивилизаций
Даже если сильно не углубляться в древнюю историю, можно заметить, что государства могли благополучно развиваться только вблизи от воды, особенно от полноводных рек. Даже у школьников древний Египет ассоциируется в первую очередь с рекой Нил. Наиболее развитыми речными цивилизациями древнего мира были Египет, Китай, Месопотамия и Индийская цивилизация. В этой статье мы перечислим основные причины заселения у рек, а также главные речные цивилизации. Мы расскажем об их особенностях, связанных с речными каналами, как в древности люди использовали реки, как местоположение влияло на становление культуры и быта.
Ответить на вопрос, почему люди расселялись вдоль рек, несложно. Без пропитания человек сможет прожить около месяца, без воды не выживет и недели. В древности у людей не было возможности сохранять воду на долгое время. Раз запасов не было, был нужен стабильный источник. Именно поэтому люди жили у полноводных рек, и это не единственная причина.
Почему цивилизации развивались у рек?
Дело не только в том, что вода нужна для питья. В реках также можно ловить рыбу для пропитания. Не просто рыбачить, а ставить сети, чтобы добывать больше рыбы. Это безопаснее, чем охотиться, и проще, чем вспахивать землю. Однако, заниматься земледелием около водоемов тоже было легче, так как почва здесь достаточно увлажнена. Жители таких земель не зависели от дождей, к тому же зачастую в приречных землях формировался мягкий климат.
Даже в жару находиться у реки приятнее, это помогает пережить зной людям и животным, которые использовались для возделывания земель и на еду. У человека не было необходимости таскать ведрами воду для питья крупному рогатому скоту, так как можно было просто отвести животных к водоему. Скот мог не только попить, но и поесть, так как на берегах всегда много растений.
Даже древние люди не могли не заметить, что если долго не купаться, то от тела пойдет резкий запах. Самих людей он скорей всего не смущал, но привлекал хищников. Поэтому вода была нужна для поддержания чистоты тела, когда появилась одежда — для ее стирки. Наличие рядом воды было вопросом безопасности и выживания, поэтому человек стремился жить у реки.
О речных цивилизациях
Место обитания и особенности развития — это ответ на вопрос, почему цивилизации Древнего Востока называют речными. Такой термин появился в науке в 19 веке, им обозначили первые крупные цивилизации в истории человечества. Их экономика держалась на сельском хозяйстве, и дела шли успешно благодаря условиям для земледелия. Возможность возделывать землю и выращивать разные культуры стала защитой от голода, позднее — залогом успешной торговли с другими странами.
Все четыре древние государства расположились между 20 и 40 градусами северной широты. Нил породил древнеегипетское государство, Ганг и Инда — индийское, Евфрат и Тигр — шумерское, Янцзы и Хуанхэ — китайское. На примере каждого из них мы можем рассматривать закономерности развития древнего мира.
Древний Египет
Зародился в области нижнего течения Нила в северо-восточной части материка Африка. Древнейшие из найденных признаков цивилизации датируются четвертым тысячелетием до нашей эры. Именно тогда властью фараонов был объединен Верхний и Нижний Египет. В развитии были периоды взлетов и падений. Пик успеха пришелся на 16-11 века до нашей эры, период назвали Новым царством. После него осталось множество монументов, именно по ним современные ученые изучали эту страну. В 4 веке до нашей эры Египет попал под влияние Греции, потеряв свои уникальные черты. История страны завершилась в 30 году до н.э., когда пала власть фараонов. Это произошло после завоевания Римом.
Египтяне занимались земледелием, поэтому они зависели он Нила. После регулярных разливов реки на местах посевов оставалось много ила. Это естественное удобрение позволяло им собирать большие объемы урожая. Благодаря помощи Нила, у людей оставалось больше времени, и они проводили его за творческой деятельностью или изобретением новых устройств и технологий. Это основная причина величия государства.
Египтяне, как и другие народы, стремились подчинить природу своей воде. Они делали плотины, чтобы воды Нила шли туда, куда им нужно. При этом они понимали, что должны подчиняться природным циклам и делили год на периоды в соответствии с ними. Большая часть посевов приходилась на зерновые культуры, но здесь были и виноградники, плодовые деревья. Выращивали лен и папирус, из первого — пряли, из второго — делали бумагу, что тоже стало вкладом в науку. Дома строили из кирпича-сырца, этот материал позволял создать прохладу даже в пик летнего зноя. Чтобы отводить тепло, стены окрашивали белым цветом, затем завешивали коврами из льна, которого было в избытке.
Месопотамия
Эта речная цивилизация Древнего Востока достигла совершенства в вопросе орошения посевов. В современном мире на территории Междуречья или Месопотамии расположен Ирак. Если египтяне были целостным народом, хоть и без единой религии, то данное государство формировалось не так. Это отдельные племена, которые тысячелетиями покоряли друг друга и сливались в новые.
Долина Евфрата и Тигра была особенно плодородной, даже если сравнивать ее с Нилом. Одна из причин в том, что сюда шли воды с Армянского нагорья и несли в себе аллювиальные отложения, отличное удобрение. Поэтому племена и стремились сюда, здесь можно было обеспечить себе пропитание. Позднее Междуречье обрело логистическую ценность, оно выгодно расположилось между Средиземноморьем и Персидским заливом. Это способствовало развитию торговли.
С 4 до 6 тысячелетия до н.э. на территории по очереди правили несколько народностей — Вавилония, Шумеры, Ассирия, Аккад. У них разные культуры и разный язык, но все же Междуречье можно считать одной цивилизацией. И образовалась она преимущественно благодаря появлению системы ирригации на реках. Чтобы выращивать урожай, народы строили здесь водохранилища и проводили от них каналы. Такие разработки позволили орошать посевы не только при разливе рек, а в течение всего цикла выращивания. Прогресс позволил разделить типы труда, так возникли ремесла, затем произошло классовое расслоение. Именно оно стало движущей силой для распространения рабства.
Рабство было очень распространено, но земледелием занимались и свободные люди. Они объединялись в общины, выполняли обязанности по отношению к товарищам по общине и работали на нужды государства: строили и расчищали каналы. Не занимались этим только знатные люди. Чем лучше становилась система ирригации, тем сильнее проявлялась тенденция к формированию городов, в наиболее удобных местах строили храмы, хранилища для зерна, мастерские.
Междуречье было плодородным, но бедным на леса и металлы. Это дало стимул к развитию торговых отношений, урожай обменивали на то, чего у них не хватало. Торговали с разными странами, от Египта до Индии, от Аравии до Средиземноморья. К 3 тысячелетию до нашей эры зародилась шумерская клинопись, людям было сложно вести хозяйства храмов, не фиксируя данных в письменном виде. Шумеры писали специальными палочками на глиняных табличках.
Древняя Индия
Зарождение древнеиндийской цивилизации — наименее изученная тема. Эта народность почти не оставила после себя памятников, поэтому исследовать было крайне сложно. Документальные свидетельства начали появляться только в третьем столетии до нашей эры в период вторжения войск Александра Македонского. Но кое-что науке все же известно.
Это третья по древности цивилизация после Египта и Месопотамии, самая большая по площади. У нее есть другое название — Хараппская, период существования — 34-14 века до нашей эры. В период расцвета численность достигала пяти миллионов. С ними вели речную торговлю Шумеры, они называли Индийское государство Мелуххой.
Индийцы занимались металлургией и ирригационным земледелием. Считается, что именно они создали первые туалеты, так как смогли освоить водопровод и систему канализации. Такие находки были обнаружены в древнем городе Мохенджо-Даро. Также были развиты охота и рыболовство. Города начали появляться лишь с зарождением цивилизации, у каждого была своя защитная цитадель. Эти поселения отличаются продуманной планировкой, дома создавали двухэтажными.
Древний Китай
Еще одной колыбелью зарождения древних цивилизаций стал бассейн реки Хуанхэ. Древние китайцы создали здесь свою этническую общность в третьем тысячелетии до нашей эры. У этого общества есть интересная особенность — они полностью изолировались от своих современников. Если на западе и знали, что где-то восточнее есть Китай, то только на уровне легенд и мифов.
Со временем люди начали расселяться за пределы бассейна Хуанхэ, они выбрали еще одну пригодную для жизни местность — вдоль реки Янзы. Хуанхэ постоянно менялась, создавала наводнения, меняла очертания залива, в который впадала. В древние времена ее долина была лесом, но человек этот лес уничтожил. Вместе с лесными массивами пропали тапиры, носороги, бамбуковые крысы. Как и другим странам, Китаю было нужно выживать, поэтому они без раздумий вмешивались в природу.
У древних людей не было выбора, так как они были очень уязвимыми перед силами природы. Особенно это наглядно на примере Китайцев. Они селились в долинах рек, но еще не умели бороться с наводнениями. Разлив реки мог привести к гибели целого поселения. Это отразилось в письменности, иероглиф, обозначавший слово “несчастье” долго рисовали, как разлившуюся реку.
К середине первого тысячелетия до нашей эры жители Поднебесной научились делать железные орудия и смогли возделывать твердую почву. Благодаря этого народ смог расселиться по тем землям, которые раньше считались непригодными для жизни, плотность населения стала ниже. Так осваивали холмистые районы, заходили на северные степные области. Относительно Индии Древний Китай изучен достаточно хорошо, однако, ученые до сих пор открывают новые подробности и факты.
Речные цивилизации древнего мира были первыми организованными государствами. У каждого из них свой путь становления, но объединяло их одно — формирование возле рек и упор на сельское хозяйство.
Источник
Роль и значение рек (в жизни людей)
Вода играет выдающуюся роль в жизни нашей планеты. Она — участник глобальных круговоротов и самых грандиозных процессов на Земле. Вода — источник жизни!
Вода всегда оказывала важное влияние на формирование человеческой культуры и развитие цивилизации. Велико значение рек в истории развития земледелия. Благодаря орошению осваивались засушливые земли и выращивались сельскохозяйственные культуры. До сих пор развитие степного земледелия, да и не только степного, зависит от полива культурных растений.
В жизни людей совершенно особенная роль принадлежит рекам.
Огромные территории нашей планеты с непроходимыми лесами были бы недоступными, если бы не реки. На равнинных, часто заболоченных пространствах страны сформировалась густая разветвлённая речная система с медленным течением, благоприятная для расселения, судоходства, рыболовства.
До возникновения железнодорожного и автомобильного транспорта реки были одним из основных путей передвижения — «природой данный путь». Этой привычной и надёжной дорогой пользовались и летом, и зимой — словом, круглый год, исключая короткое безвременье ледостава и ледохода. Если летом, то в лодке, если зимой, то санным путём. В реках ловили рыбу, их поймы использовали как сенокосы, огороды, а также для устройства колодцев.
Географы всегда отмечали высокое значение рек для сельского и промышленного хозяйства. Местности, лежащие на судоходных реках, как правило, отличаются более сильным развитием промышленности и торговли по сравнению с землями, лишёнными водных удобных сообщений и потому более бедными.
И действительно, многие крупные города возникали на реках или у места слияния рек. При этом обеспечивалась связь с другими районами, а крутые берега рек к тому же служили надёжной защитой от нападения неприятеля. Например, Великий Новгород на р. Волхове, впадающей в Ладожское озеро; Тверь на р. Волге; Владимир на р. Клязьме; Москва на р. Москве.
Источник
Реферат: Цивилизация и Великие исторические реки
Цивилизация и Великие исторические реки
Человеческая история представляет не что иное, как длинный ряд примеров того, как условия среды и очертания поверхности нашей планеты оказывали благотворное или задерживающее влияние на развитие человечества. Так, например, океаны, которые являются в наше время орудием международного единения и путем торговых и идейных сношений, некогда вселяли в человечество только чувство ужаса и служили средством разъединения народов.
Изрезанные побережья, образующие бесчисленные полуострова и заливы, характерные для Греции, без сомнения, оказали огромное влияние на развитие древних эллинов и способствовали прогрессу мореходства и развитию культуры этой страны. Многочисленные полуострова и заливы Великобритании способствовали также развитию английского народа и сделали из Англии морскую державу. Но что значат и какое влияние имеют эти изгибы берега в настоящее время, когда достаточно для парохода несколько часов, чтобы пройти то расстояние, по которому корабли Одиссея блуждали в течение многих лет. Какое значение имеют теперь естественные гавани, когда человек может на песчаном берегу, некогда недоступном для больших кораблей, создавать такие искусственные порты, куда могут входить океанские пароходы?
Таким образом, географическая среда не оказывает своего влияния в одинаковой степени всегда и постоянно. Ее влияние не происходит с фатальной необходимостью. Поражающий пример изменения физико-географической среды мы видим в Месопотамии — в древней области, где протекают реки Тигр и Евфрат. Некогда в этой благословенной долине культурные племена благодаря искусственному орошению и канализации достигли того, что земля давала урожаи много раз в год. Когда Месопотамия была завоевана арабами, для которых родной стихией была песчаная степь с редкой и тощей растительностью, Месопотамия мало-помалу превратилась в пустыню: арабы постарались придать ей вид родной Аравии, они вырубали леса, не поддерживали запруды, оставляли без ремонта каналы, и постепенно пески покрыли плодоносные земли.
Таким образом, главную причину и характер социальных учреждений и цивилизации данного народа мы не должны искать всецело только во влиянии окружающей среды; характер цивилизации и социального строя зависит главным образом от того способа приспособления к условиям окружающей среды, какой практикует данный народ.
Это положение верно и по отношению к рекам, как и ко всем другим органам нашей планеты. Ценность и полезность рек изменялась самым странным образом. Прежде всего, все реки, протекающие в полярных областях или находящиеся значительную часть года скованными льдами, как Печора, Обь, Енисей, Лена и др., текут, как бы, вне исторической зоны, за пределами истории. Точно так же в тропической области, там, где естественные географические условия не способствуют в сильной мере развитию в человеке энергии и где, следовательно, народы едва вышли из стадии первобытного состояния, реки имеют также только второстепенное значение в жизни людей. Так, самая большая река на Земле — Амазонка — протекает почти по необитаемым областям. Наконец, самая большая река умеренного пояса — Миссисипи, — играющая огромную роль в экономической жизни Соединенных Штатов, ранее не имела никакого значения для индейцев, так как, живя охотой, они не нуждались в этой реке.
Однако, не приписывая влиянию рек на человека никакого таинственного и фатального характера, тем не менее, необходимо признать тот факт, что с начала истории цивилизация Старого Света зародилась и развилась на берегах больших рек, между 20 и 40 градусами северной широты. Нил в своем нижнем течении, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы были колыбелью цивилизации и своими ежегодными разливами являлись учителями прибрежных жителей.
С первых проблесков зари исторических времен эти реки наложили на жителей, населявших их берега, своего рода ярмо исторической необходимости: народы, обитавшие в бассейнах этих рек с самого начала своего существования были прочно привязаны к цивилизации и прогрессу.
В своей книге Лев Мечников прекрасно изложил различные исторические периоды, берущие начало в бассейнах названных рек. Он пишет, как эти различные, узконациональные культуры, постепенно смешиваясь друг с другом, способствовали зарождению средиземноморской цивилизации: на западе — цивилизации, охватившей Малую Азию и Западную Европу, а на востоке — цивилизации Китая и Японии. Наконец, автор говорит нам о начале «мировой» цивилизации, океанической, интернациональной, которая охватила не только народы Европы, но и народы Америки и Австралии.
Нил – одна из крупнейших рек мира. Именно этой реке Египет обязан своей историей. Каким же образом история этой страны так тесно переплетается с историей Нила, что даже можно сказать, что Нил создал Египет.
Не испытывая благодетельных воздействий нильских разливов, почве Египта пришлось бы мучиться от засух и медленно, под действием горячих ветров, превращаться в безжизненную пустыню.
Но, к счастью для египтян и всего человечества между Нилом и Красным морем высится горный массив Абиссинии, привлекающий дождевые облака и испарения Индийского океана. Когда солнце вступает в зенит нашего северного полушария, в этой горной стране разражаются с необычайной силой тропические ливни; всего за несколько часов образуются огромные потоки, отрывающие большие куски скал и прокладывающие себе русло в ущельях и долинах.
Река Собат, самый южный из нильских притоков, уже носит до известной степени характер периодического абиссинского потока; Голубой Нил и Атбара находятся уже в полной зависимости от времен года. Только благодаря их периодическим половодьям Нил выходит из берегов и оплодотворяет страну во всех тех местах к югу от первого порога, где это допускается понижением берегов.
Воды Нила, прозрачны и светлы, а воды Атбары и Голубого Нила приносят из своей родной страны особый черный осадок, который река и распределяет в виде удобрения слоями по всей долине. После того как река снова войдет в свое обычное русло, обитателям Египта ничего более не остается делать, как рассыпать семена по жирному грязному илу и ждать пока они взойдут.
Но всякая медаль имеет свою оборотную сторону. Конечно, Нил — бесспорное благо для жителей Египта, потому что он «создает лучшую пищу», вызывает к жизни растительность, которой питаются животные, приготовляет «жертвенные приношения для всех богов» и т.д., но, для того чтобы стать благом, разлив Нила должен достигнуть высоты шестнадцати футов, а это случается далеко не каждый год. Общая сумма условий, производящих разлив, слишком сложна, чтобы здесь не играла роли случайность. Тем более, что достаточно всего только трех футов нехватки до нормального уровня в высоте воды и появится на сцену та жизненная картина, о которой говорит Библия в предании о тощих коровах.
Раньше, чем одарить египтян своими дарами, Нил подвергал их тяжким испытаниям. Дикие племена и орды всех цветов кожи, пришедшие на берега Нила, прежде чем перейти к тесной солидарности и пользоваться благами цивилизации, гибли целыми массами от голода, нищеты и болезней, невзирая на изумительные природные богатства нильской долины.
Поддерживать в реке постоянное русло; распространять оплодотворяющее начало по возможно более широкой поверхности при помощи ирригационных каналов; устраивать поперечные плотины, заставляющие воды задерживаться на долгое время над почвой и спокойно осаждать свой ил; укреплять и защищать места, избранные для поселения, от опасности быть снесенными слишком сильным разливом; сооружать приспособления для поднятия воды в места, куда не достигает разлив; наконец, когда уровень воды начинает понижаться, облегчать регулярный спад воды с тем, чтобы не оставалось луж и болот, испарения которых могли бы заражать воздух, — вот полная программа необходимых работ, которые древние египтяне должны были исполнять, чтобы пользоваться естественными благами нильских разливов. Вот почему древним египтянам пришлось выполнить и завершить работу по завоеванию почвы.
Необходимые работы по ирригации, вытекавшие из физических условий нижней нильской долины, плодородие которой находилось в зависимости от работ, оказали на историю Египта столь решительное влияние, что их невозможно игнорировать. Система общественных работ, регулирующих и усиливающих благодетельные последствия разливов, образует в Древнем Египте нечто стройное, целое, объединяющее составные части необходимой связью и комбинирующее их отдельные действия на всем протяжении Египта, от порогов Сиены (Асуана) до моря. Достаточно, чтобы одна какая-либо часть общей работы была не исполнена, чтобы вся система оказалась в опасности. Пусть только одна какая-либо область вверх по течению реки допустит свои каналы заполниться илом, прекратит уход за ними, и равновесие окажется нарушенным для всех областей, лежащих ниже по реке, и урожай будет погублен, быть может, во всей стране. Необходима всюду одинаковая бдительность, необходимо, чтобы в целой системе и в ее отдельных частях царствовало одно общее направление и, чтобы все подчинялись одной воле. Лежавшие в основе этой необходимости физико-географические условия не ограничивались наложением единства на всех обитателей Египта. Необходимым последствием и логическим результатом всех физико-географических условий Египта являлось осуждение древних египтян под иго деспотизма. Ни один народ не доводил до такой большой степени повиновение царской власти, не возносил самого понятия ее на такую высоту, не признавал за нею божественное происхождение, как египтяне. Объясняется это, конечно, тем, что ни один народ не испытывал настолько сильно необходимости в центральной воле для более рациональной организации материальной жизни и для производства всего необходимого для пропитания. Таким образом, Нил сыграл роковую роль и при складывании политического строя Египта. Поэтому можно сказать о географическом происхождении в Египте абсолютизма и деспотизма.
Египет представляет собою плодородный оазис, отделенный от остального мира песчаными пустынями, скалистыми пространствами, морями и обширными болотами. Совершенно иной характер имеет область рек Тигр и Евфрат, окраинные части которой, с первого взгляда имеют, как будто, самостоятельный характер, тогда как на самом деле они зависят всецело, и исторически и географически, от двух великих рек Передней Азии, которые образуют «Страну двух рек», или страну Междуречья — Месопотамию.
Уже за 2300 лет до начала нашей эры в долинах горной Армении возникли зачатки цивилизации, но эти зачатки не получили своего дальнейшего развития. В Армении и в верховьях Евфрата и Тигра не было тех физико-географических условий, которые могли бы укрепить и дать дальнейшее развитие зародышам культуры. Такие условия мы встречаем лишь в области нижнего течения названных рек.
К югу от Арарата и Тандурека горы понижаются, образуя несколько параллельных цепей, направляющихся от истоков Аракса и от озера Урмии на юго-восток, к Мекрану; эти цепи отделяют Месопотамию от высокого плоскогорья Ирана, проходя по левому берегу Тигра. Некоторые вершины этих гор, как, например, Эльвенд, к юго-западу от Экбатаны, и Алиджук, к югу от Испагани, поднимаются на высоту 3000 — 4000 метров; здесь же находится вершина Ку-и-Дена в 5200 метров высоты, представляющая после Демавенда наиболее возвышенный пункт Передней Азии. Со стороны Ирана и Белуджистана эти горные цепи образуют как бы одну сплошную стену, постепенно понижающуюся к юго-востоку. У подошвы этой стены на высоте почти 1500 метров над уровнем моря группируются наиболее знаменитые исторические города Персии и Мидии: Экбатана, Испагань, Персеполь, Шираз.
Если существует какое-либо место в Месопотамии, на котором по-настоящему зародилась цивилизация, так это там, где была Нижняя Халдея. Эта первобытная цивилизация, как и цивилизация Египта, имела своей колыбелью самую южную часть вавилонской долины, почва которой сплошь состоит из наносной земли. Из всей долины Тигра и Евфрата это были первые места, где человек мало-помалу освободился из своего животного состояния и сумел перейти в стадию цивилизованной жизни. Точно такая же картина наблюдалась и в Египте, в долине Нила. С течением времени в той и другой стране цивилизация все более и более крепла и распространялась с низовьев рек вверх по течению. Известно, что Фивы в Египте возникли гораздо раньше Мемфиса; точно так же и в Месопотамии первое развитие цивилизация получила в городах Ур и Ларзам, лежавших почти в устье Евфрата и Тигра.
Религия с ее символами и обрядами, зародившись в нижнем течении Нила, Евфрата и Тигра, распространялась по тому же пути, каким шла цивилизация вообще. Таким образом, в бассейне Тигра и Евфрата цивилизация возникла в Нижней Халдее. Наиболее известным из этих центров халдейской цивилизации был Вавилон. Также предполагается, что народ, известный в истории под именем ассирийцев, заимствовал из Халдеи первые зачатки своей цивилизации.
На этом сходство с Египтом не заканчивается. По всей видимости, когда в этой области только появились первые люди, она представляла собой картину такого же хаоса, как и первобытная нильская. Чтобы сделать из этой пустыни одну из самых богатых и обильных областей в мире, первобытным жителям надлежало урегулировать течение рек и при помощи каналов и плотин распределить равномерно по всей местности живительную влагу, которая в ущерб для некоторых частей территории скоплялась в других, — словом, нужно было сделать буквально то же, что пришлось сделать первобытным жителям Египта. Следовательно, обитатели равнины под страхом угрозы самых ужасных несчастий принуждались к сложному и мудрому координированию своих индивидуальных усилий. Как следствие, государственное устройство Халдеи было очень похожим на государственное устройство древнего Египта.
Различие географической среды не замедлило создать с течением времени между цивилизациями Египта и Халдеи весьма характерные и заметные отличия. Хотя Нижняя Халдея представляет, без сомнения, наиболее изолированную часть тигро-евфратского бассейна, тем не менее, ее изолированность далеко не столь сильна, как в Египте. С самого раннего периода месопотамской истории Халдея и Ассирия подвергаются различного рода внешним влияниям. Не так далеко находилось одно государство, в Библии называемое Элам и в самом раннем периоде истории изобиловавшее городами. В этих городах-крепостях находили себе приют различные разбойники, которые на протяжении многих веков совершали набеги на Халдею.
Но по мере того как цивилизация, родившаяся в области разливов и наносов, поднималась вверх по течению Тигра и приближалась к горной стране Курдистан, ей предстояло встретиться с еще более многочисленными и не менее воинственными, нежели эламиты, разбойничьими племенами. Усваивая постепенно религию, обряды, письменность, искусство и науку халдеев, жители остальной Месопотамии в конце концов в течение второго тысячелетия до начала нашей эры приобрели господство над всем средним течением Евфрата и Тигра. К тому времени они сделались опасными соперниками Вавилона, ослабевшего вследствие постоянных войн с фараонами XVI, XVII и XVIII династий.
Рассматривая историю месопотамской цивилизации, необходимо подчеркнуть тот факт высокой важности, что без своих халдейских предшественников народы Верхней Месопотамии, по всей вероятности, не были бы в состоянии подняться над той низкой ступенью культуры, на какой находятся даже и в наше время жители Курдистана и Луристана. Но, с другой стороны, без ассирян мирная земледельческая цивилизация Нижней Халдеи потребовала бы целых тысячелетий для того, чтобы выйти за пределы нижнего течения Евфрата и Тигра и распространиться по всей Передней Азии вплоть до Эгейского моря.
Общие черты исторического и культурного движения, происходившего в первобытной истории Египта и Месопотамии, с полной очевидностью обнаруживаются и в сложной и таинственной истории Индии. Контраст между идиллической анархией первобытной ведийской эпохи и жестоким деспотизмом кастовой организации общества в брахманический период индийской истории теснейшим образом соответствует разнице физико-географических условий, среди которых осуществились последовательные фазы исторической эволюции Индии. Более древняя из этих фаз, именно отмеченная характером идиллической анархии, развилась в волшебно плодородных долинах Кашмира; вторая началась и протекала в области Мадья-деса (центральная часть Индо-Гангской долины).
Индусские и персидские поэты воспевают Кашмир как страну наслаждений; самое ее название, воспринятое литературой всего западного культурного мира, сделалось синонимом страны очарований. Климат Кашмира по своим достоинствам не имеет себе равного в Индии и весьма напоминает климат Западной Европы, обладая при этом большим постоянством. По всей стране поднимаются высокие холмы, образуя округленные долины, в которых народная фантазия помещала рай. Действительно, эти долины не имеют себе подобных по климатическим достоинствам, плодородию почвы, пленительности и великолепию окрестных пейзажей, отражающихся в озерах и текущих водах.
В то время как эта очаровательная местность, благоприятствовала развитию пастушеской жизни и земледелия, вся обширная область Мадья-деса, упоминаемая законами Ману под названием Центральной страны, носила те отличительные черты, которые способствуют развитию речных цивилизаций и уже рассмотрены на примерах Нильской долины и Месопотамии.
Малейшая нерегулярность в годовых климатических колебаниях, зависящая от изменений в атмосферном давлении, в распространении ветров и осадков, грозит здесь для населения самыми тяжелыми последствиями. Когда не бывает долго дождей, то реки и каналы пересыхают, и огромное количество людей ожидает голодная смерть. Голодовки в Индии являются постоянной угрозой не только для населения Синда и Пенджаба, но и для населения всего бассейна реки Ганг и восточных берегов Индостана. Вся эта местность периодически лишалась бы всего населения, умиравшего от голода, если бы здесь нельзя было устраивать каналов и искусственного орошения. Собственно, земледелие тут возможно только при помощи этих искусственных каналов. Но достаточно какой-либо реке, питающей эти каналы, высохнуть или изменить свое русло, и вся окружающая местность становится пустыней. Постоянную необходимость возмещать недостаток воды искусственным образом, слишком сложным для того, чтобы выполняться отдельными семьями или коммунами, дополняет еще один элемент, уже отмеченный при рассмотрении Нила и рек Месопотамии.
Ареной культурной истории Индии в продолжение всей ведийской эпохи была западная половина Мадья-деса. В старинных индийских трактатах упоминается только об одной реке — Синд (Инд); только в одном из гимнов упоминается о Ганге. Наоборот, в брахманическую эпоху цивилизация расцветает на берегах Ганга, а вся западная часть страны превращается в дикую область.
Несмотря на крайне скудные памятники, оставленные первобытной индийской цивилизацией, несмотря на очевидное искажение памятников древней письменности позднейшими поколениями брахманов, все же имеется возможность проследить распространение индийской цивилизации с верховьев Инда к устью, в ту страну, где Инд, пробившись через пески пустыни, теряется в огромной лагуне. По мере того как древние арийцы, основатели индийской цивилизации, удалялись из счастливой Верхней страны, в их душах ослаблялось доверие к своим силам. Радостное настроение, порожденное свободной жизнью под благодетельным небом, среди богатых пастбищ и плодородных полей, заменялось чувством страха перед засухами и боязнью недостатка воды. Религиозный культ все более и более отклоняется от божеств Агни и Сомы, мирных покровителей домашнего очага; на сцену выдвигаются новые божества — бог атмосферы Индра и повелитель ветров Рудра, который громовым голосом гоняет по небу облака и заставляет их орошать поля арийцев. В общественной жизни начинают играть заметную роль жрецы, как обособленная жреческая каста.
Инд иногда сравнивают с Нилом, так как и он орошает своими водами пустыню и оплодотворяет прилегающую к нему местность. Не без некоторого основания можно назвать и весь Пенджаб Египтом в миниатюре, окруженным четырьмя или пятью маленькими Месопотамиями. Раздробление его территории на разные физико-географические области препятствовало образованию в его границах единого политического целого и, наоборот, благоприятствовало созданию нескольких областных деспотий, управлявшихся отдельными деспотами, которые строили дороги, проводили каналы и т.п. Надо полагать, что в минуту общих бедствий эти отдельные государства должны были вступать друг с другом в союз, но история не сохранила об этом никаких воспоминаний; чаще всего эти деспотии враждовали друг с другом и стремились победить своих соперников.
Оба великих речных бассейна — бассейн Инда и бассейн Ганга, — не будучи разделены никакой естественной преградой вроде высокой горной цепи, обладали почти одинаковыми географическими условиями, а, следовательно, и почти тождественными данными для решения основной проблемы своего существования — регулирования вод. В долине Ганга, в среднем выпадает несколько больше дождя, чем в долине Инда, но все же количество влаги и здесь недостаточно, чтобы обеспечить урожай хлебов. В урожайные годы плодородие почвы здесь не меньше, чем в долине Нила и в Месопотамии; благодаря этому восточная часть устья была с незапамятных времен населена наиболее густо и следовательно, наиболее сильно страдала от засух и голодовок. Целая сеть заботливо поддерживаемых каналов является здесь настоятельно необходимой, для того чтобы полностью эксплуатировать в целях земледелия капризные течения Ганга.
Некоторые исследователи ставят вопрос: не зародилась ли индийская цивилизация раньше в долине Ганга, чем в долине Инда. Но разрешить этот вопрос не представляется возможным за неимением данных. Можно лишь предполагать, что плодородные долины по Гангу и его притокам раньше увидели высшие фазы цивилизации. Интересно отметить, что Пенджаб и доселе остается беден большими городами, тогда как в восточной части таких городов сравнительно много.
Достигнув предела развития речного периода цивилизации, индусская нация, запертая в изолированной стране, примирилась со своей судьбой и безропотно покорилась; индусский народ замер в бездействии, характерной чертой индусской жизни явилось факирство — это своеобразное явление, самопроизвольно выросшее на почве, оплодотворенной Гангом.
Есть много причин, по которым для европейцев крайне трудно составить правильное понятие о Китае и его истории. Дело в том, что хотя Небесная империя и не в состоянии, в смысле древности, оспаривать пальму первенства у Египта и Халдеи, но тем не менее Китай, бесспорно, принадлежит к числу великих речных очагов культуры и цивилизации. Китай интересен и потому, что государство фараонов и Ассиро-Вавилония чрезвычайно давно отошли в область археологии, тогда как Китай до сих пор является современной действительностью.
Две западные великие древние цивилизации — нильская и месопотамская, — достигнув известной степени развития, распространились до морского побережья, и перешли в стадию морской цивилизации. Индия, запертая в бассейне своих рек, не имевших удобного сообщения с морем, кончила тем, что замерла и обособилась от общего потока всемирной истории. Один лишь Китай, прогрессивно расширяя область своего культурного воздействия, остался, тем не менее, в колыбели своей цивилизации — в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы. Территория собственно Китая составляется главным образом из бассейнов трех великих водных артерий — Хуанхэ, Сицзян (Жемчужная река) и Янцзы, — дополняемых обширной системой притоков, а, следовательно, и путей сообщения между Монголией и Тонкинским морем. Все эти реки точно так же оплодотворяют своими наводнениями культурную страну Китай, как Нил, Тигр, Евфрат и Инд оплодотворяют остальные местонахождения великих речных цивилизаций. При этом зона наводнений, при периодических разливах Хуанхэ и ее притоков, соприкасается на юге с зоной, орошаемой Янцзы, и вместе они образуют нечто, по основным характерным чертам весьма схожее с нильской дельтой, только в гораздо больших размерах. Как и египтяне, китайцы, жившие в долинах по среднему течению обеих великих рек, могли достигнуть моря только после многовековой работы на месте своей оседлости, только после превращения беспредельных пространств, покрывающихся илом и грязью, в возделанную и густонаселенную страну. Вся область, известная под названием Цзинань, некогда подвергавшаяся постоянной опасности быть разоренной волнами, а теперь плодородная и цветущая, является результатом искусства и труда китайцев. Целый лабиринт каналов, прорезывающих в разных направлениях провинции Аньхой и Чжэцзян, гигантские плотины, сдерживающие постоянно изменяющиеся течения рек, потребовали для своего сооружения громадного количества труда, даже по сравнению с Египтом. Все гигантские сооружения в Китае носили, несомненно, более утилитарный характер, нежели большая часть предприятий фараонов, но в смысле достигнутых результатов они были тождественны, так как и доселе Хуанхэ смывает иногда с лица земли результаты труда бесчисленных поколений.
Хуанхэ (Желтая река) обладает, быть может, даже в более сильной степени всеми отличительными чертами великих исторических рек, создавших цивилизацию. Благодаря ей и Янцзы Китай представляет собою такую географическую среду, которая, вознаграждая, с одной стороны, человеческий труд, с другой — внушает прибрежным обитателям под страхом смерти солидарность и постоянную суровую трудовую дисциплину во всех, даже самых узких, областях жизни. Говоря о результатах влияния среды, следует, кстати, отметить важное отличие в данном отношении между Китаем и, хотя бы, Египтом. В Египте великая историческая река Нил была покорена и приспособлена к нуждам человека при помощи страшного угнетения и порабощения народных масс. В Китае нечто аналогичное случилось лишь в стране Цзинань и в области нижнего плёса реки Хуанхэ, там, где находились налицо условия, близкие к физико-географическим условиям Нила. Наоборот, в области желтозема не было никакой нужды в больших общественных работах; почвенные и географические условия этой области требуют здесь разделения земель на участки, орошения их каналами и участия в работе небольших групп. Это последнее условие, несомненно, способствовало развитию среди населения чувства семейной и общинной автономии, столь характерной для земледельческого Китая; с другой стороны, отличительные особенности почвы пробуждали у населения инстинкт солидарности. Отсюда, вероятно, ведет свое происхождение господство патриархальных начал в китайской жизни в эпоху Конфуция.
До сих пор точно неизвестно, откуда на историческую арену явились «сто семей», эти первые культурные работники в бассейне великих китайских рек. Сами китайцы, по-видимому, не сохранили никаких определенных воспоминаний о своей первоначальной родине. Тем не менее, масса обстоятельств устанавливает тот факт, что будущие цивилизаторы Небесной империи переселились туда еще в состоянии варварства и что, следовательно, они не могли бы быть отпрысками какой-либо уже культурной группы.
До настоящего времени Китай не обладает единым национальным языком, так что обитатели различных кварталов одного и того же города не в состоянии понимать друг друга без посредства письма (т.е. идеографического языка). Даже возникновение единства Китая стало возможным лишь благодаря этому последнему. Однако, разнообразие наречий в Китае не помешало образованию единой китайской нации, и коренная причина этого заключается, наверное, в характере главной китайской реки Хуанхэ. Эта река является творцом Небесной империи, и ее значение и роль в деле создания китайской нации легко можно видеть.
Китайские летописи началом Небесной империи считают потоп. Так, в начале классической книги «Летопись» написано: «Вышедшая из берегов вода вселяет в меня ужас (говорит Яо); эти вышедшие воды затопляют все. Яо приказал Иу регулировать течение воды. Отныне вода будет течь по руслам, и это будут реки Хуанхэ, Цзи и Хань. Когда опасность потопа миновала, люди поселились на умиротворенной земле». Иу, в дальнейшем, стал императором, построил плотины и упорядочил течение вод, после того как заставил Хуанхэ, Янцзы и течь по своим руслам и сделал землю пригодной для жилища людей, приступил к организации государства, разделив его на девять провинций. Карты этих провинций, или областей, он начертал на бронзовых вазах; дальше рассказывается, как Иу приступил к разделу земли и к обложению жителей каждой провинции налогом, сообразуясь с плодородием почвы.
Это расселение шло таким образом: из области «Желтой земли» «сто семей» направились на восток, вниз по течению Хуанхэ; путь на запад и на север был прегражден монголами-кочевниками, и, кроме того, области к западу и к северу от Хуанхэ были неплодородны, поэтому китайцы должны были завоевывать области в бассейнах Янцзы и Ханьцзян, постепенно покоряя дикие племена. В эпоху Менция «татуированные варвары» занимали еще весь южный Китай, но китайская культура проникла сюда через юго-восточные притоки Янцзы.
Эта необходимость последовательного завоевания трех речных бассейнов является причиной запоздания китайской цивилизации, так как китайцам приходилось несколько раз начинать свою культурную работу. Китайцы хорошо сознавали зависимость их цивилизации от рек; они отлично понимали роль и значение в деле создания их государства великих рек, и на их образном языке правительство и власть обозначаются понятием текущей воды.
Каждая из четырех великих культур древности, как это свидетельствует изучение, является результатом гидрологических систем тех стран, которые служили им колыбелью, и, сообразно с этим, культурная история во всем Старом Свете представляет собою тяжкую задачу, заданную человеку физико-географическими особенностями страны.
В своей книге Мечников доказывает, что с его точки зрения основной причиной зарождения и развития цивилизаций являются реки. Ведь все народы, которым было суждено стать «избранными» и раньше всех начать развивать культуру, обитали на берегах великих рек.
Приведенных в его книге фактов вполне достаточно, чтобы понять отсутствие синхронизма между цивилизациями древних народов. Если бы даже ученые сумели доказать, что четыре древние цивилизации не зародились самостоятельно и независимо друг от друга в тех странах, где они развились, если бы был даже установлен факт происхождения этих цивилизаций от одного общего корня, то и тогда период созревания и роста цивилизации мог бы быть неодинаков для различных стран и ее последовательное развитие могло бы идти более или менее быстрым темпом соответственно физико-географическим условиям данной страны. Однако, это были наиболее развитые культуры и, в общем, они развивались хоть и не совсем в одно время, но приблизительно одинаковыми темпами и по почти одному сценарию.
Источник