Меню

Российская электронная школа озера

География. 6 класс

Составные части гидросферы

А знаете ли вы где на суше сосредоточены самые большие запасы пресной воды? Озёра – крупнейшие резервуары пресной воды. А какие бывают озёра и как они образуются? Многие из Вас, кто был в деревне видели колодцы. Там, где нет централизованного водопровода, люди добывают воду из земли, используя подземные воды. Что мы знаем о них? Тема нашего урока: «Озёра, подземные воды, ледники».

Цели и задачи

Цель: формирование представления об озёрах, подземных водах и ледниках как частях гидросферы.

изучить особенности возникновения озёрных котловин;

изучить особенности образования подземных вод;

— изучить особенности размещения грунтовых и межпластовых подземных вод;

сформировать представления о значении озёр, подземных вод и ледников в жизни человека;

способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Узнаем, научимся, сможем

как образовались озёрные котловины;

— как образуются подземные воды;

— как распространены подземные воды в недрах Земли;

— какое значение имеют подземные воды и как их необходимо охранять;

— значение озёр, подземных вод и ледников в жизни человека ;

мы научимся:

— определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр мира и России ;

— анализировать различия озёр по происхождению котловин;

— выявить причины образования подземных вод, ледников.

Водная оболочка Земли

Составной частью какой оболочки Земли являются озёра, болота, подземные воды и ледники? Выберите один вариант ответа.

Источник

География. 8 класс

Конспект объясняющего модуля

Ключевые слова:
Озеро, озёрная котловина, Каспийское море, Байкал, водохранилища, болота.

Основные понятия

Озеро – естественный водоём, образованный в понижении земной поверхности и не имеющий непосредственной связи с морем. Озёра подразделяются по происхождению озёрной котловины (тектонические, вулканические, карстовые, лиманные и др.), по водному режиму (сточные и бессточные), по химическому составу вод (пресные и солёные), по температурному режиму, по условиям существования органического мира (содержанию питательных веществ).

Озёрная котловина – естественное понижение земной поверхности, вместилище озёрной воды. По происхождению озёрные котловины бывают: тектонические (расположенные в грабенах или прогибах земной коры), вулканические (в кратерах вулканов или кальдерах), ледниковые (образованные в результате деятельности ледника), карстовые (в воронках или пещерах), речные (старицы), прибрежные (лагуны, лиманы) и др.

Водохранилище – искусственный водоём объёмом более 1 млн м³, создаваемый, как правило, в русле реки в результате затопления естественных понижений земной поверхности или вырытых котлованов путём устройства плотин и дамб, перегораживающих течение. Водохранилища создаются для накопления воды с целью регулирования её стока, строительства ГЭС (гидроэлектростанций для выработки энергии за счёт энергии потока воды), улучшения условий судоходства, водоснабжения и т. п. Они могут достигать глубины 100 м и более.

Болото – участок ландшафта, характеризующийся избыточным увлажнением. Для болота характерно отложение на поверхности почвы не до конца разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф.

Пояснения:
Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик и интерактивная карта об озёрах России, их различии по происхождению котловин и наличию стока, о водохранилищах, болотах.

Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

Источник

География. 6 класс

Конспект урока

География, 6 класс

Урок 05. Озёра, подземные воды и ледники

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению озёр, подземных вод и ледников как составных частях гидросферы.
  2. В ходе урока школьники познакомятся с классификацией озёр по происхождению.
  3. Узнают об особенностях образования подземных вод и необходимости их охраны.
  4. Узнают какое значение озёра, подземные воды и ледники имеют в жизни человека.

Озеро – водоёмы в природных углублениях на поверхности суши со стоячей или слабопроточной водой.

Подземные воды – воды, находящиеся в верхней части земной коры.

Ледники – крупные массивы льда на земной поверхности, обладающие способностью к движению.

Водохранилище – искусственно созданный водоём.

Болото – участок земной поверхности, сильно увлажнённый и поросший влаголюбивой растительностью.

Основная и дополнительная литература по теме

  1. География. 5 – 6 класс / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Сайт: Научно — популярная энциклопедия. Вода России. http://water-rf.ru/.
  3. Сайт: География. https://geographyofrussia.com/mirovoj-okean-i-ego-chasti/.
  4. Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru.
  5. Сайт: Издательство «Просвещение» www.prosv.ru.
  6. Сайт: Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей it-n.ru.
  7. Сайт: Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.
  8. Сайт: Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru.
  9. Сайт. Мир океана. http://www.seapeace.ru.
  10. Сайт. Гидрометцентр России. https://meteoinfo.ru.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

А знаете ли вы где на суше сосредоточены самые большие запасы пресной воды? Озёра – крупнейшие резервуары пресной воды. Многие из вас, кто был в деревне видели колодцы. Там, где нет централизованного водопровода, люди добывают воду из земли, используя подземные воды. Тема нашего урока: «Озёра, подземные воды, ледники».

Озёра – водоёмы в природных углублениях на поверхности суши со стоячей или слабопроточной водой. Озёра различаются по происхождению озёрных котловин и свойствам воды. Вода в озёрах Земли может быть пресной или солёной. Она питает озёра из разных источников и участвует в круговороте воды в природе. Болота образуются при зарастании озёр и в условиях избытка влаги и плохого стока.

Читайте также:  Необычные озера мира сообщение

Подземные воды – воды, находящиеся в верхней части земной коры. Водопроницаемые породы: песок, гравий, галька, щебень, известняк. Водоупорные породы: глина, гранит. Подземные воды – важнейший источник питьевой воды. Вода, просачивающаяся в земную кору, залегает пластами поверх водоупорных слоёв пород или между ними.

Ледники – крупные массивы льда на земной поверхности, обладающие способностью к движению. Покровные ледники высоких широт и ледники высоких гор – запас пресной воды для людей и источник питания многих рек и озёр.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Заполните пропуски в тексте.

Лёд – _____________главная причина того, что Южное полушарие холоднее Северного. Горные ледники имеют ледяные __________ и длинные ледяные языки. Ледник спускается вниз под действием __________и тает. Тающие воды дают начало____________.

Варианты ответов:

Северного Ледовитого океана

Правильный вариант ответа:

Лёд – материка главная причина того, что Южное полушарие холоднее Северного. Горные ледники имеют ледяные шапки и длинные ледяные языки. Ледник спускается вниз под действием текучей воды и тает. Тающие воды дают начало горным рекам.

Задание 2. Заполните пропуски в таблице.

Источник



Уроки «Российской электронной школы» по отечественной истории — хулиганство

«Ребята! У нас отличная новость: школа стала мобильной и с легкостью может поместиться в ваших компьютерах и планшетах. Теперь вы сами организуете свою учебу, выбираете учебные предметы, занимаетесь у лучших учителей страны. Все просто, доступно и интересно… Уверены, что вам здесь понравится. „Российская электронная школа“ — это школа без границ, это школа безграничных возможностей!» — так встречает сейчас школьников Министерство просвещения РФ на своей «государственной образовательной платформе» — «Российская электронная школа» (РЭШ).

А вот размещенное там же обращение к родителям школьников:

«„Российская электронная школа“ — это лучший педагогический коллектив страны, современные педагогические технологии, интересные интерактивные уроки. Образовательная программа школы полностью соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам, а сформированный образовательный контент смело можно назвать уникальным».

На сегодняшний день «Российская электронная школа» — это ключевой ресурс национального проекта «Образование», доступный каждому пользователю, имеющему выход в интернет.

С начала апреля 2020 года из-за эпидемии коронавируса российские школы перешли на т. н. дистанционное обучение, которое на практике осуществляется посредством персональных компьютеров и планшетов, подключенных к интернету. И здесь Министерство просвещения предложило задействовать в дистанционном обучении «Российскую электронную школу».

1 апреля 2020 года министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил:

А начиналась «Российская электронная школа» так. В 2015 году рабочая группа при Госсовете предложила президенту и правительству в рамках программы «цифровизации» создать общедоступную электронную школу для каждого школьника страны, где будут размещены учебные материалы и пособия, уроки и обучающие программы. 23 декабря 2015 года на заседании Госсовета президент РФ Владимир Путин поддержал это предложение и отдал соответствующие распоряжения. В итоге к лету 2019 года проект «Российская электронная школа» был осуществлен сначала Министерством образования и науки РФ, а потом его преемником — Министерством просвещения РФ в рамках федерального проекта «Цифровая среда» национального проекта «Образование».

На старте министр образования и науки Дмитрий Ливанов назвал начатый его ведомством проект РЭШ «открытым ресурсом с полным школьным курсом» и обозначил его целевую аудиторию — это школьники и учителя. Более того, в министерстве у Ливанова сообразили, что проект РЭШ нацелен на трансграничное влияние «Русского мира». Утверждалось: «Суть „Российской электронной школы“ — в обеспечении доступа к знаниям русскоговорящих детей со всего мира».

12 сентября 2017 года в Москве состоялась торжественная церемония подписания соглашения о взаимодействии между Минобрнауки России и правительством Москвы по вопросам, связанным с формированием «открытой информационной образовательной среды „Российская электронная школа“». Мэр Москвы Сергей Собянин заявил тогда, что образование в Москве — «на правильном пути». На развитие проекта «Московская электронная школа» (МЭШ) правительство столицы выделило полторы тысячи грантов.

С 6 по 27 ноября 2018 года прошла апробация интерактивных уроков «Российской электронной школы». А 10 апреля 2019 года в рамках VI Московского международного салона образования (ММСО) на стенде Министерства просвещения РФ были показаны уроки «Российской электронной школы».

Ровно через год Министерство просвещения предложило задействовать РЭШ для дистанционного обучения школьников. 17 марта 2020 года Министерство просвещения на своем официальном сайте опубликовало методические рекомендации «Российская электронная школа в два клика» по использованию портала «Российская электронная школа». В документе сообщается:

В связи с такими заявлениями дальше посмотрим, что из всего этого получилось. Поскольку автор, пишущий эти строки, компетентен в проблемах отечественной истории, то и посмотрим, как эта история преподается в РЭШ.

В преподавании отечественной истории в РЭШ используется т. н. интерактивный урок. Основой интерактивного или иначе «цифрового урока» является мультимедийное сопровождение, которое создает нужную для преподавания наглядность.

Читайте также:  Кубенское озеро рыболовные базы

Разберем конкретно одно интерактивное занятие РЭШ по истории России с «удаленными» школьниками: 9 класс, 19 урок на тему «Внешняя политика Александра I в 1801—1825 годах. Отечественная война 1812 года» (преподаватель Морев Константин Юрьевич). Война 1812 года как для учителя, так и для школьника — тема благодатная и, прямо скажем — классическая. Для оформления интерактивного занятия Морев выбрал закадровый текст, произносимый «учителем», на фоне движущейся мультимедийной карты Европы, дополняемой по сюжету иллюстрациями. Тема внешней политики в конкретный исторический период требовала для пояснения именно политической карты с меняющейся на ней обстановкой. Прокомментируем дальше эту интерактивную карту в ее отдельных моментах, проиллюстрировав наш комментарий сделанными сканами. Проблемные места на картах обозначены мной красными стрелками.

В начале урока на карте обозначена общая политическая ситуация с территориальными пределами Российской империи на 1801 год. Оказывается, Российская империя в начале ХIХ века не включала в свою территорию: Выборгскую губернию на Карельском перешейке, Прибалтику, Белоруссию (Минск) и Малороссию (Киев), а также Крым, причерноморские области Новороссии и Кубань. Также вне территории Российской империи находилась область Уральского казачьего войска и южная Сибирь.

Интерактивная карта поясняет сюжет русско-турецкой войны 1806−1812 годов. Оказывается, что в этот период Крым, Новороссия, Кубань составляли часть территории Османской империи. По итогам этой войны с Турцией, сообщает урок, Россия присоединила к себе территорию Бессарабии. Территория Бессарабии локализована на среднем Днепре (!) западнее Смоленска и восточнее Минска.

Интерактивная карта изображает ситуацию в Европе на период 1801—1807 годов. Оказывается, Россия с 1805 по 1815 год вела войну не с Французской империей в ее расширявшемся территориальном охвате, а с «Францией» в ее государственных границах 1792 года. Также оказывается, что этой Франции противостояла «зелененькая» с корабликами «Великобритания», контролировавшая в это время Северную Ирландию, но не весь остров Ирландия. Из этого можно усмотреть, что современная Ирландская республика существовала уже в начале ХIХ века.

Интерактивная карта изображает ситуацию в Европе на период русско-шведской войны 1808−1809 годов. Оказывается, в этот период «Швеция» располагалась там, где теперь находится современная Финляндия, но не на Скандинавском полуострове, где ей положено быть. Дания располагается, там, где теперь — т. е. на Ютландском полуострове и на соседних островах. Маленькое Датское королевство в этот момент якобы не состояло, как это было, в унии с Норвегией. Бедный принц датский!

Интерактивная карта заканчивает сюжет о русско-шведской войне 1808−1809 годов. «1809 — Финляндия входит в состав Швеции». Посмотрите, где находится «присоединенная» Финляндия — она обозначена «светло-зелененьким», и где — Швеция. Между присоединенной «Финляндией» и «Российской империей» в районе Выборга и у севера Ладоги остается незанятый буфер. Интересно, что там было?

В ходе интерактивного урока ученик продолжает дальше осваивать «историческую Европу». На интерактивной карте в центре Европы вдалеке от всех морей появляется злая зеленая козявка — «Пруссия» — примерно там, где исторические земли — Вюртемберг и Франкония.

Вот удаленные школьники и подошли к агрессии Наполеона против России в 1812 году. На всей западной границе Российской империи (Московии) в районе Вильно, Минска и Киева появляется три черных солдатика от Наполеона. Они нам напоминают про группы армий (Heeresgruppe) — «Центр», «Север» и «Юг». Минск по неизвестной причине на карте перемещается далеко на запад — в «Пруссию», а Смоленск туда, где раньше был Минск. Присоединенная «Финляндия» исчезает, и на ее месте опять во всей своей территориальной целостности появляется «Швеция», которая отделена Ботническим заливом от Скандинавии. К северо-востоку от Москвы находится какое-то очень большое озеро. Что бы это такое было?

Наполеон со своими армиями наконец-то вторгся в пределы Российской империи. Две русские армии — Барклая и Багратиона — отступили к Смоленску (кружочек с цифрой «два»), чтобы соединиться там. Эти русские силы дальше пойдут к Бородино, которое расположено к северу от Смоленска. От Смоленска до Бородино рукой подать, не то, что от Бородино до Москвы. А тем временем кружочек с цифрой «три» движется по бескрайним степям на восток к нижней Волге. Это русская армия Тормасова отступает, по-видимому… в Сталинград.

После Бородинского сражения Наполеон (синие) в начале сентября 1812 года занимает Москву. Кутузов (красные) оставляет Москву, совершает гениальный Тарутинский маневр и оказывается со всей своей русской армией на окраинах Тулы. Рядом с Тулой где-то находится Калуга, куда мечтает попасть Наполеон, но точно где — непонятно. Армия Тормасова тем временем бесследно исчезла в районе Сталинграда.

Наполеоновские войны завершены. Венский конгресс 1814—1815 годов решает судьбы Европы. «Козявка» Пруссия из зеленой становится синей и перемещается из центра на север к Балтике, обретая выход к морю. Но теперь «Пруссия» окружена с трех сторон некой «Германией». Главный же результат, сообщает урок — по итогам Венского конгресса на границах Российской империи, (это там, где раньше была Бессарабия) и недалеко от Смоленска, создается «Царство польское» (так с прописной буквы!). В районе Малороссии и там, где порой появлялся «Киев», на карте обозначилась «Австрийская империя». Теперь еще более очевидно, что «Украина» — это австрийский проект. Очевидно, что через несколько уроков «Австрийская империя» со столицей в Киеве окончательно станет «Украиной». Конец урока. После «интерактивного урока» запустим постановку «интерактивных задач».

Читайте также:  Озера койбальской степи хакасия

Что это такое? Подобный образовательный контент, как его оценивают из Министерства просвещения, действительно «смело можно назвать уникальным» У нас сейчас много на официальных уровнях переживают по поводу фальсификации нашей истории. Из-за этого даже даты ключевых событий в Государственной думе передвигают… Комиссии создают… Протесты шлют со Смоленской площади из нашего МИДа в чужой МИД… Но что делать с означенным интерактивным сопровождением урока по Отечественной войне 1812 года? Что делать? Ведь это не фальсификация… Ведь это даже и не невежество… Ведь это даже не халтура… Это озорное хулиганство! Министерство просвещения со своей «интерактивностью» посредством РЭШ занимается форменным «затмением». Министерство затмения в эпоху коронавируса с министром затмения во главе…

Наша интеллигенция давно приобрела обычай «не любить» Сталина за его «репрессии». Но что делать с автором подобного урока — «учителем» Моревым? Получается, что с ним, очевидно, надо поступать по рецепту против общественного вандализма и хулиганства премьер-министра Республики Сингапур Ли Куан Ю — т. е. пороть в ближайшем полицейском участке — «на конюшне». А с министра Кравцова и его предшественников — бывших министров Ливанова и Васильевой, московской мэрии и других ответственных негодяев следует взыскать средства, затраченные на РЭШ, чтобы эту РЭШ в ее проблемных уроках исправить.

Из Министерства просвещения заявляют, что в проекте «Российской электронной школы» для подготовки уроков были заняты лучшие учителя России. Так ли это? Нет, выясняется, что автор 19-го урока для 9-го класса «Отечественная война 1812 года» — Константин Морев (1986 года рожд.) никогда не работал в школе, но зато активно занимается частным репетиторством в Москве. Дает частные уроки для школьников 10−11 классов, готовящихся к ЕГЭ, по цене 1500 руб. за час. Учит (sic!) работать с картами — «в ЕГЭ на них можно набрать немало баллов». Старается «не работать в квартирах, где есть большие и неуравновешенные собаки». Лозунг репетиторства у Морева простой: «Интересно. Качественно. Надежно». А также по совместительству возле репетиторства кандидат философских наук Константин Юрьевич Морев (он же Тарновский) работает старшим преподавателем на кафедре гуманитарных и естественных наук Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина (Москва). «Креакл» и жертва Перестройки — Константин Тарновский (он же Морев) в 2008 году закончил исторический факультет МГУ по специальности «историк, преподаватель истории». Но потом в Тульском педагогическом университете Константин Тарновский (он же Морев) в 2012 году получил степень кандидата философских наук. В 2017—2018 годах Морев (он же Тарновский) принял участие в нескольких «исторических и просветительских проектах» — «Карта истории» (sic!) и «Российская электронная школа».

Разумеется, предъявленный нами случай с интерактивным уроком «Российской электронной школы» по истории Отечественной войны 1812 года — является крайним примером. Но, то, что мы успели посмотреть среди уроков РЭШ, определенно свидетельствует о том, что интерактивные уроки по отечественной истории часто не соответствуют в отдельных ключевых моментах выложенным в разделе «Школа» РЭШ тематическим планам по предметам и рабочим программам по классам. А предъявленные в РЭШ рабочие программы, в свою очередь, в отдельных своих аспектах не соответствуют историко-культурному стандарту 2014 года. Учителя на «интернактивных уроках» РЭШ преподают темы, как говорится, «кто во что горазд» с опорой на собственный «багаж» знаний и чаще всего — даже без согласования с изложением в тройке «единых учебников» по отечественной истории, запущенным в школьное преподавание с 2016 года. Создается впечатление, что учителя интерактивных уроков РЭШ вообще никогда не заглядывали в подготовленную ИРИ РАН в 2014 году «Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории». Фактически, за период до начала ХIХ века они воспроизводят материал учебника «Истории СССР» академика Милицы Васильевны Нечкиной (1901—1985). Даже достижения советской историографии 1970−1980-х годов не дошли до этих «лучших учителей России», задействованных в РЭШ.

Таким образом, утверждение Министерства просвещения, что в создании интерактивных уроков РЭШ задействован лучший педагогический коллектив страны — по части отечественной истории, — это ложь.

Ложью является и утверждение, что образовательная программа РЭШ по части отечественной истории полностью соответствует федеральным государственным образовательным стандартам.

Утверждение, что интерактивные уроки РЭШ успешно прошли независимую экспертизу — также является ложью. Это доказывает предъявленный нами пример урока по истории Отечественной войны 1812 года. Содержанием созданной в 2019 году РЭШ тогда никто не интересовался. Сейчас РЭШ в целях дистанционного обучения задействовали в «удаленном образовании». В результате огрехи РЭШ полезли наружу.

Источник

Adblock
detector