Меню

С арабского означает то что за рекой

Откуда взялись странные названия российских рек

Важная особенность гидронимов в том, что это самые старые имена

В древних былинах, сказках и песнях (народных и авторских) часто упоминаются названия рек и речек, а то и просто слово «река» в разных вариациях. На берегах рек – Калки, Каялы, Невы, Вожи, Дона, Непрядвы, Волги – происходили знаменитые сражения. Герои-полководцы получали титулы по названиям рек, где они одерживали победы, – Александр Невский, Дмитрий Донской, Румянцев-Задунайский, Суворов-Рымникский…

«Вон как он дно прет!»

Однако названия большинства рек остаются загадками. Например, в Московской области есть три небольших реки – Сестра, Малая Сестра и Большая Сестра. Значит, чем-то похожи или впадают в одну и ту же реку? Есть и несколько рек по имени Дубна. Тоже все понятно – дубы растут по берегам! А вот две речки с названием Яхрома – это как понять? Да какая-то тетка кричит: «Я хрома!» Тогда уж можно продолжать: Осетр – там осетры хорошо ловились, Воря (тоже не одна) – там, говорят, какой-то вор, искупавшись, решил раскаяться и закричал: «Вор я!», Вобля и Моча – ну, это понятно…

А название знаменитой реки Днепр, протекающей по России и Украине (там он – Днипро), один наблюдатель объяснял так: «Вон как он дно прет! Днипро – он и есть Днипро!» В Тамбовской области есть река Ворона, а в Нижегородской река Сережа – здесь и так ясно! И так далее и тому подобное…

На самом деле, конечно же, все не так просто. Иначе как бы пришлось объяснять происхождение таких известных гидронимов, как, например, «Кама», «Ока», «Дон», «Сура», «Вятка», «Хопер», «Урал», «Тобол», «Иртыш», «Обь», «Чулым», «Енисей», «Бирюса», «Ангара», «Амур», «Зея»? Или, если взять западнее, «Москва», «Клязьма», «Лама», «Вожа», «Протва», «Руза», «Нерль», «Цна», «Десна», «Мокша», «Молога», «Сейм», «Псел», «Оскол», «Двина», «Волхов», «Нева», «Онега», «Пинега», «Мезень», «Вохма»?

А сколько одноименных рек протекает в отдаленных друг от друга местах – Ока в Европе и Ока в Азии, Нерль во Владимирской и Тверской областях, несколько Яуз только в Подмосковье, Сережа нижегородская и Сережа тверская, Воря московская и Воря смоленская, Цна тверская и Цна тамбовская, Исса псковская и Исса мордовская…

В чем тут дело? Что значат эти названия? Почему они так разбросаны по стране? И на каких языках были названы эти реки?

Издалека долго течет река…

У гидронимов, то есть названий рек, есть одна важная особенность. Это самые старые имена! Город может сменить несколько названий в течение десятилетия, страна – за один век, море – за тысячу лет. А вот река нередко сохраняет имя, полученное в незапамятные времена.

Возьмем для начала самую известную реку России. Что означает слово «Волга»? Ведь не иностранное, а свое, русское, славянское… Догадались? Можно подсказать: в некоторых местностях по Волге и Дону есть прилагательное «волглый», то есть «влажный, мокрый». Это значит, что «Волга» означает всего-навсего… «влага» или «вода». От «Волги» и название маленькой речки – «Волгуша».

А приток Волги – Ока? Поскольку там, где она протекает, проживали племена финно-угорской языковой группы, слово «Ока» производится от финского «йоки» – «река», «поток воды».

Проследуем в Сибирь. Вот река Обь. Эта могучая река протекает по землям, где издавна живут ханты и манси. А самые древние жители Приобья – ираноязычные скифы – обитали когда-то у истоков реки. В иранском языке слово «об» значит «вода» и «река». Стало быть, названия «Обь», «Ока» и «Волга» – практически синонимы.

Волга не всегда носила русское имя. Ранее для булгар и хазар имя великой реки звучало и писалось как «Итиль», что переводится тоже как «река». А еще раньше Волга называлась словом «Ра» – «река».

И в связи с этим стоит обратить внимание на целое семейство рек и речек, названия которых оканчиваются на «-ра». Сколько их? Например, в Подмосковье – Истра, уже знакомые Сестра, Малая Сестра и Большая Сестра, Нара, в Рязанской области – Пара и Пра, в Калужской – Жиздра, в Самарской – Самара, а через Пензенскую и Ульяновскую области, через Мордовию и Чувашию течет приток Волги – большая река Сура. В Вологодской, Новгородской и Пермской областях есть реки с названием «Вишера», в Республике Коми – «Печора».

Значит, все эти названия образованы из слова «ра», то есть «река», и какого-нибудь «довеска», характеризующего эту реку. В названии «Сура», возможно, соединились два слова, обозначающие реку – древнее «ра» и более позднее тюркское «су».

В Европейской России много подобных речных семейств. Вот, например, еще одно: Москва, Нева, Протва, Непрядва, Лысьва, Сосьва, Калитва, Сылва, Вильва, Койва… Здесь в основе каждого названия слово «ва», которое тоже означает «вода» или «река» на одном из финно-угорских языков, а именно на современном коми-зырянском или древнем мерянском (народ меря соседствовал когда-то со славянскими и другими племенами, а затем растворился в них).

А какая это вода или река – Талая (Сылва), Новая (Вильва) или Птичья (Койва), – об этом говорит первый слог гидронима.

Названия многих рек оканчиваются на «-на» – например, «Десна» (в бассейнах Днепра, Москвы, Южного Буга) или «Сосна», «Тосна», «Березина». Известны целых четыре Дубны, две Двины (Северная и Западная). Нетрудно догадаться, что каждое из этих названий составное – первый слог описывает, какая именно «на» (то есть «вода» или «река») протекает в данной местности. И не надо быть специалистом по топонимике, чтобы догадаться о смысле названий типа «Онега» («Ветлуга», «Молога», «Пинега») или «Яуза» и «Береза» с «Вазузой». Скорее всего слог «-за» или «-уза» тоже переводится как «река» или «вода».

На языке древних скифов

Отдельного рассмотрения заслуживают названия таких рек, как Москва, и целого семейства сходных между собой имен – Дон, Дунай, Днепр, Днестр.

О происхождении гидронима «Москва» ученые спорят давно. Есть предположения, что это наименование складывается из определения «моск», восходящего к прибалтийско-финскому «муст» («мутный», «темный») и мерянского «ва». По другой гипотезе, в основе лежит мерянское слово «маскава» – «медведица». Интересно, что и в одном из языков североамериканских индейцев есть слово «мусква» – «черный медведь»…

Что касается Дона, Дуная, Днепра и Днестра, то в названиях этих рек основа – «дон» или «дн», то есть «река» на языке древних скифов, кочевавших на огромных пространствах Европы и Азии. Скифы были ираноязычным народом. К таковым же относятся и современные осетины, на языке которых «дон» – тоже «река».

Правда, есть еще река Дон в Шотландии. Побывали там скифы или это случайное совпадение? Может быть, и не совсем случайное. Потому что некоторые исследователи не исключают скифский след в Шотландии. Очень уж похожи названия этих далеких друг от друга народов! По-русски скифские владения – «Скифия» («Скития») или «Скуфь», а шотландские по-английски – «Скотланд»…

В азиатской России картина с названиями рек примерно такая же. С Обью уже все ясно – иранское «оба» значит «вода» или «река». Откуда иранское в Сибири? Сибирь велика – по площади она больше всей Европы. И всякому языку там найдется место. В частности, ираноязычные скифы проживали когда-то как раз в тех местах, откуда начинается река Обь, то есть в предгорьях Алтая.

Приток Оби – Томь, впадающий в нее недалеко от города Томска, называется так из-за темноватого цвета воды. На языке народа кетов (их еще называют «енисейскими остяками») слово «тома» означает «темная».

Другой приток Оби – Иртыш – получил имя от монгольского «эртис» – «река». По другой версии, в основе этого гидронима – тюркские слова «ир» («земля») и «тыш» («рыть»). Есть и кетское слово «Ирцис» – «бурная, стремительная река», каковой и является Иртыш в верховьях. Удивительное дело! Кеты – очень маленький народ, их всего несколько тысяч, а дали имена таким большим рекам.

Читайте также:  Наб черной речки 15а

Гидроним «Енисей» складывается из эвенкийского «енэ» – «большая река» и опять же кетского «сесь» – «река». Это естественно – ведь Енисей протекает по землям, населенным этими народами. Но и не только: на территории Тувы Енисей именуется по-тувински – Улуг Хем («большая река»).

А вот имя реки Амур имеет более сложное происхождение. Монголы называют ее Хара-Мурэн – «черная большая река, впадающая в море». Эвенки зовут ее словом «Амар» или «Амур» («река»), нанайцы – «Маму» («мутная»).

Есть в Сибири и несколько рек, имена которых оканчиваются на «-я». На Дальнем Востоке это – Зея и Бурея, в Западной Сибири – Чая (в Томской области), Кия и просто Яя (Кемеровская область). Здесь велика вероятность того, что в основе этих названий находится мансийское «я» – «река». Что касается названия реки «Кия» (приток Чулыма), то в нем соседствуют селькупское «кы» («река») и мансийское «я». Чулымцы (иначе чулымские татары – небольшой тюркоязычный народ) называли эту реку Кысу, соединяя селькупское «кы» и тюркское «су» – то и другое означает «река». Интересно, что похожее название – «Кы-чу» – имеет река, на берегах которой располагается столица Тибета – знаменитый город Лхаса…

А на Северном Урале протекает уникальная река Чусовая, приток Камы. Уникальность ее в том, что ее название отражает историю пребывания на берегах реки поочередно нескольких разных народов. Получается, что когда-то здесь проживали племена тибетского происхождения, давшие реке имя «Чу» («река»). Затем их сменили некие тюрки (скорее всего – вездесущие татары), добавившие свое название «су» («река»). Позже появились коми-пермяцкое «ва» («река») и мансийское «я» (тоже «река»). Чу-су-ва-я!

Может быть, это и легенда, но говорит она о многом и в значительной степени отражает действительность.

Источник

31 арабское слово, которое вы знаете.

В принципе, русский и арабский — языки совсем разные. Это вам не польский или болгарский, его слова надо учить, практически, с нуля. Но, как и в любом иностранном языке, есть слова понятные, вот, о них мы сегодня и поговорим. Для общего, так сказать, развития. Для того, чтобы начать говорить на каком-то языке, кстати, совершенно не обязательно начинать зубрить буквы — как оказывает практика, именно на этом этапе большинство желавших что-то выучить и «отваливается». Однако, когда дети учатся говорить, они начинают именно со слов, а ни разу не с букв и не с правил.

Слов, которые так или иначе могут быть понятны русскоязычному человеку, в арабском больше, чем будет в этом обзоре. Но мы не будем замахиваться на Вильяма нашего Шекспира все сразу. Да и задачи такой у большинства читателей нет. Но, волне может быть, что вот эта подборка подтолкнет кого-то к тому, чтобы позднее «набраться» еще каких-нибудь слов. И, возможно, научиться на арабском объясняться. Ибо, как считают профессионалы-лингвисты, для того, чтобы начать говорить на языке, достаточно уже 200 слов. 30 из которых вы уже точно «выучили». А вообще, человек в быту использует где-то слов 700. Это не много.

Слова, о которых ниже пойдет речь, почти как русские. Но иногда немного иначе произносятся.

Начнем с еды.

Лимун — лимон, да. Но будьте осторожны, ибо лимоном некоторые называют. апельсин. И если хотите лимонный сок в кафе, просите лимонад. Иначе, могут принести именно апельсиновый.

Батенджан — баклажан.

Банадура (бандора в некоторых диалектах) — помидор.

Шав е рма — да, она самая.

Шураба — суп (мы ведь понимаем слово шурпа, которое к нам из Средней Азии пришло?)

Фасулия — фасоль

Салата — салат, но салат листовой, который растение, называется другим словом.

Шоколата — шоколад, шоколадка

Суккар — сахар

Шай — конечно же, это чай. Чай с сахаром будет «шай маа суккар», но имейте в в виду, что подавляющее большинство арабов кладет туда полстакана сахара. Кладите сами 🙂 А вот кофе на арабском ни разу не кофе. Его называют другим словом, которое может быть понятно тем, кто владеет украинским: кахва. На украинском просто буква х выпадает, но слово, безусловно, одно и то же и имеет изначально арабское происхождение.

31 арабское слово, которое вы знаете.

Названия, пришедшие в арабский из европейских языков, международные

Такси — оно и в Африке, да.

Бензин — тоже точно так же называется.

Крем — крем, которым мажутся, если кулинарный, то, скорее, скажут «крема»

Керосин — аналогично.

Мубаил — мобила

Телевизьюн — телек.

Радио — радио

Мусика — музыка

Картона — коробка из картона

Банталун — штаны

Шорт — шорты

Жакет — куртка, кофта

31 арабское слово, которое вы знаете.

Слова, заимствованные европейцами из арабского

Сундук — ящик

Хашиш — трава, а не то, что вы подумали

аль-кухоль (кухоль) — алкоголь

Живность

С названиями всяких зверей почти полное несовпадение двух языков, но кое- что есть.

Котт — кот. А «кошка» будет .. котта.

Дельфин — дельфин. Но акула, скажем, называется совсем другим словом, не похожем на русское.

Зурафа — это жирафа.

Диносур — динозавр.

31 арабское слово, которое вы знаете.

Вот так вот. Как видите — это не страшно. И даже не больно

Источник

Аргунь и Ангара, реки — этимология

Сергей Колибаба Из Едема выходил река (Н.Х.Р., Н.Г.Р.), для орошения рая
Быт.2:10

Во времени и пространстве названия водных объектов (гидронимы) показывают особую консервативность, они сохраняются в письменных источниках и общей памяти человечества (фоновое знание) на тысячелетия и поэтому имеют особую историко-лингвистическую ценность.

При интерпретации гидронимов мы используем методы «прямого» и «обратного» чтения имен; значительное количество терминов и имен приобретают СМЫСЛ (их можно помыслить), когда их читают справа налево, как в иврите. Психология называет это явление «зеркальным чтением и написанием», данный метод истолкования вызывает у некоторых читателей недоумение и сомнения в здравом смысле автора. Сообщаю читателю, что этот метод не является изобретением автора, а заимствован из современной научной литературы.

Психология пришла к пониманию проблемы «зеркального письма» (правши, левши) совсем недавно, по фактам медицинского исследования раненых солдат периода азиатских войн 1950-60 годов. При этом выяснилось, что алфавитные и иероглифические языки «обитают» в разных полушариях человеческого мозга; популярно тему изложил доктор Б.Ф. Сергеев в работе «Ум хорошо…» (М., 1984). В древности способом кодирования тестов с помощью обратного написания и чтения пользовались очень часто, на нём основаны и некоторые профессионально-тайные языки.

1) Река Аргунь, версии истолкования гидронима

Большая река в Сибири, длина 1620 км., сливаясь с Шилкой, образует реку Амур, судоходна (нерегулярно) для небольших лодок и катеров. С XVII века по Аргуни шли торговые пути из Сибири к центрам Восточного Китая.

а) Существующая этимология гидронима

Википедия /Аргунь (монг. Эрг;нэ, бур. ;ргэн, эвенк. Ергэне)

«Современная транскрипция названия реки происходит от эвенк. Ергэне — «извилистая река». В переводе с монг. Эрг;нэ — означает «широкий». На китайском языке она называется Эргун Хэ (река Эргун), в верховьях известна как река Хайлар (Хайлархэ). Существует другое, менее вероятное объяснение происхождения названия реки. Забайкальский краевед и врач Н. Кашин писал в своей статье «Несколько слов об Аргуни», что «монголы зовут ее не Аргунью, а Аргуном, что значит: приторный, жирный».

Существовали и другие транскрипции: Эргунэ (у монголов), Аргуна (у Рашида Эддина (ад Дина)), Ургену (в хронике Т. Тобоева), Эргунь (у краеведа И. Юренского, 1852), Аргонь (у гольдов, по Максимовичу). У русских впервые название этой реки встречается: на «Чертеже Сибири» 1667 года как Аргуня, на «Чертеже» 1698 года как река Аргуна».

Читайте также:  При разливах реки двуречья

б) Восточная литература. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей

Раздел 4. Упоминание о тюркских племенах, прозванием которых в давнее время было монголы, от которых появилось много племен, как то будет подробно изъяснено (ниже)

|S 59| … Глава первая о тех, кого называют монгол-дарлекин. Они являются отраслями и племенами, ведущими свое происхождение от остатков монгольских племен нукуз и кият, некогда ушедших на Эргунэ-кун (река Ангунь), [где] размножились.

* Есть ещё река Аргун (Аргунское ущелье на Кавказе, Чечня), груз. Arghuni, длина 198 км.

2) Река Ангара, версии истолкования

Ангара, бур. Ангар м;рэн — река в Восточной Сибири, самый крупный правый приток Енисея, вытекает из озера Байкал, длина — 1779 .

«Название произошло от бурятского корня анга, означающего «разинутый», «раскрытый», «открытый», а также «промоина», «расселина», «ущелье». В исторических источниках Ангара впервые упоминается в XIII веке под названием Анкара-Мурэн».

* Восточная литература. Рашид-ад-Дин (сборник летописей), 1952, т.1, кн.1: 73; 101-102

«Народы, которых с древнейших времен и до наших дней называли и называют тюрками, обитали в степных пространствах, в горах и лесах областей Дешти Кипчака, русов, черкесов, башкиров, Таласа и Сайрама, Ибира и Сибира, Булара и реки Анкары, в пределах областей, которые известны [под названиями] Туркестана и Уйгуристана…»…

Раздел 2. Племя татар

«По слиянии этих рек образуется река Анкара-мурэн. Река эта чрезвычайно большая; на ней живет одно монгольское племя, которое называют усуту-мангун».

б) Версии гидронима Ангара, см. http://www.tuva.asia/journal/issue_2-3/3795-burykin.html

Бурыкин Алексей Алексеевич. Енисей и Ангара. К истории и этимологии названий гидронимов и изучению перспектив формирования географических представлений о бассейнах рек Южной Сибири

Выводы по гидрониму Ангара в этой статье: «Материалы статьи позволяют сделать вывод, что название реки Ангара, вопреки распространенному мнению, происходит не из бурятского, а из эвенкийского языка, и связь этого названия с современной рекой Ангарой оказывается относительно поздней, датируемой концом XVII в.».

в) Словари по географии/ Ангара; http://slovariya.ru/geo/tskr/angara

«(Ирк. обл.) р., приток Енисея — на бур. языке от корня анга (см.) слова ангай, ангара, ангагар, ангархай одинаково означают «разинутый», «открытый», «раскрытый», «зияющий», а также «расселина», «ущелье», «промоина». И если иметь в виду, что Ангара в своем истоке, прорезая горы, стремительно течет по расселине, ущелью, то она действительно напоминает «рот», «открытую пасть», жадно и непрерывно поглощающую воды Байкала.

Происхождение названия Ангара связано с характером морфологии долины реки у ее истока, напоминающем расселину, ущелье, по которому Ангара вырывается из Байкала. Название Ангара в исторических источниках впервые упоминается в XIII в. в форме Анкара-мурэн».

г) Т.Б. Тагарова Иркутский государственный университет Рецензия на монографию: Гурулев С.А. Реки бассейна Байкала: историко-топонимический анализ.

«Автор признает, что часть названий рек не поддается однозначному этимологическому толкованию. Выявлено незначительное количество топонимов, этимологию которых не представляется возможным истолковать. Например, неоднозначно толкование происхождения гидронима Ангара. Корень названия реки Ангары,…, может быть отнесен к языкам многих народов.

По мнению монголоведов Г.Д. Санжеева, Т.А. Бертагаева и др., гидроним произошел от эвенкийской и бурятской корневой основы анга – «пасть животного, рот», в переносном смысле – «ущелье, расселина, промоина» (на ассоциации истока Ангары, напоминающего открытую пасть, поглощающую воды Байкала). Приводятся сведения об упоминании реки Ангары у Рашид-ад-Дина (1310 г.), в китайской летописи «Юань ши» (1368–1369 гг.), а также в документах русских первопоселенцев XVII в.».

3) Обобщение и вывод

а) Все исследователи отмечают, что гидронимы первоначально зафиксированы письменно в труде Рашид ад-Дина «Сборник летописей».

Рашид ад-Дин, Еврейская электронная энциклопедия (кратко)

«РАШИД АД-ДИН Фазлаллах ибн Абу-л-Хайр Хамадани (Рашид ад-Давла; 1247 – казнен 1318, похоронен в Тебризе), врач, историк и политический деятель периода правления в Иране монгольской династии Ильханидов (Хулугуиды). …
Принадлежал к семье хамаданских евреев, служивших в администрации Ильханидов. …
Рашид ад-Дин освоил в молодости искусство врачевания, однако начал свою карьеру не как врач, … в финансовом ведомстве Ильханидской державы в правление Абака-хана (1265–82). В начале правления Газан-хана (1295–1304) Рашид ад-Дин был придворным врачом.

Газан-хан назначил Рашид ад-Дина везиром, ответственным за проведение экономической реформы, направленной на упорядочение налоговой системы и денежного обращения и приведшей к стабилизации экономического положения в стране. Успех реформы привел к тому, что Рашид ад-Дин стал фактически вторым после Газан-хана лицом в стране; его сыновья были наместниками ряда областей империи. Он сделал города Тебриз и Султания центрами учености. Труды Рашид ад-Дина написаны по-персидски. В 1302 г. он по заданию Газан-хана начал свой основной исторический труд — «Джами‘ат-таварих» («Сборник летописей»)». Считают, что ислам принял около 1277 года, т.е. будучи в тридцатилетнем возрасте.

См. также подробно на сайте «Традиция, русская энциклопедия»; https://traditio.wiki/-

б) Ислам // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

«Проникновение ислама в среду татарской и монгольской знати Сибирского улуса традиционно связывается с религиозной реформой Узбек-хана, в 1312 введшего ислам в качестве государственной религии Золотой Орды. Условной датой начала распространения ислама в Сибири считается 1394—95, когда якобы первые мусульманские миссионеры стали распространять среди язычников истинную веру. Дальнейшая исламизация части языческих племен региона произошла в результате политики Муххамада Шейбани-хана (конец XV — начало XVI в.).
Распространение ислама в Сибири также неразрывно связано с контактами с Казанским ханством и Ногайской ордой. После разгрома Казанского ханства (1552) казанские муллы приглашаются ханом Кучумом в Сибирское ханство для распространения ислама среди сибирских татар, до этого мало затронутых мусульманским влиянием. Согласно наиболее распространенной точке зрения, ислам был введен Кучумом как официальная религия Сибирского ханства в 1570-е гг.».

Исходя из приведенных историко-лингвистических фактов ясно, что гидронимы Аргунь и Ангара были известны на рубеже XIII-XIV вв. Очевидно, что их возникновение и распространение (тиражирование) связано с военной, экономической и религиозной деятельностью в период экспансии монголов (XIII в.).
Захватив колоссальную территорию, на большей части которой длительное время господствовали арабы, монголы привлекли арабских деятелей науки, экономики и культуры к работе по организации крупнейшего государства мира. Среди арабской научной и экономической элиты было много евреев, что очевидно прослеживается по биографии Рашида ад-Дина. Монголы также позаимствовали и арабскую религиозную идеологию — ислам, доктрина (догматика) которого формировалась под влиянием иудаизма, а соответственно и религиозную лексику – имена и термины.

* Рашид ад-Дин. Сборник летописей

12. «Как упоминается в истории мусульман и значится в Пятикнижии детей израильских, Ной-пророк разделил землю от юга до севера на три доли: первую дал Хаму из своих детей, бывшему отцом негров; среднюю — Саму, бывшему отцом арабов и персов, и третью Яфету, бывшему отцом тюрок. Его он послал в восточную сторону».

Целесообразно рассмотреть термин в связи с сакральными языками религиозной идеологии, арабским (ислам) и ивритом (иудаизм).

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Логика гидронимов

Этимологи не пришли к разумному осмыслению гидронимов Ангара и Аргунь, обычно представляется одновременно несколько версий из языков разных народов живущих в бассейне этих крупных рек. Проведем простой эксперимент, выделим корень из существующих имен, удалив гласные буквы.

Монгольский язык — Эрг;нэ, корень Р.Г.Н.
Бурятский язык — ;ргэн, корень Р.Г.Н.
Китайский язык — Эргун Хе, корень Р.Г.Н.
Персидский (арабский) – Аргуна, корень Р.Г.Н.
Русский язык — Аргуня, Аргуна, Аргунь, корень Р.Г.Н.
Эвенкский язык — Ергэне, корень Р.Г.Н.

Русский язык – Ангара, корень Н.Г.Р.; бурятский Ангар м;рэн, корень Н.Г.Р.

Читайте также:  Характеристика реки лена питание реки

Итак, очевидно, что корень гидронима АРГУНЬ (Р.Г.Н.) тождественен корню гидронима АНГАРА (Н.Г.Р.), АРГУНЬ =АНГАРА; один набор согласных знаков, надо только прочитать гидроним АНГАРА наоборот = АРАГНА (Р.Г.Н.).

Соответственно, два термина составленные из одинаковых знаков должны иметь одно содержание (значение), их можно мыслить однозначно: «иметь не одно значение — значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет (определенных) значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности — и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить (каждый раз) что-нибудь одно» (Аристотель, Метафизика, Киев, 2002, гл. 4, с. 116).

* Закон тождества — основной закон логики (А=А), в процессе рассуждения каждое осмысленное выражение (понятие, суждение) должно употребляться в одном и том же смысле.

Мы можем сделать вывод — АРГУНЬ = АНГАРА = корень Р.Г.Н. = корню Н.Г.Р., соответственно и наоборот — Н.Г.Р = Р.Г.Н.

б) Терминология. Язык корня Н.Г.Р.

В работе Рашида ад-Дина речь идет о крупных реках (Аргунь, Ангара), выделенный нами корень Н.Г.Р. в основных семитских языках имеет значение – РЕКА (как правило, крупная). Тождественность корня Н.Г.Р. с понятием река очевидна; АРГУНЬ=АНГАРА=Н.Г.Р.= РЕКА.

Термин Н.Г.Р. в семитских языках (перевод Гугл)

Арабский язык (произносят как nagr): аккадского (Нару), угарит. (NHR), арамейский (Nahra), иврит (Нахр). В арабском – nahr, формы — anhar, anhur, nuhur, nuhr. Турецкий язык — Nehir- река. Персидский язык — от арабского nahr, произношение — /n;hr/.

* АРГУНЬ = А+РГУН+Ь = термин прочитан наоборот Ь+НУГР +А = корень Н.Г.Р. река.

* АНГАРА = А+НГАР+А = корень Н.Г.Р. река.

Пояснение. ЕЭБЕ/буква иврита he (Х-Г)

«He, (= лат. h, греч. spiritus asper) по-русски большей частью не произносится: ()Авель, ()Осия, Авра()ам, Син()едрион, или, ассимилируясь с гласным звуком, выражается буквою u (= греч. «эта», происходящим от евр. ;), например: Ииуй, Иису(с). Подобно хет, и he в конце слова выражается через й: Моисей. Впрочем, he иногда выражается через Г (h): Гиллель, Гегай».

Итак, мы можем утверждать, что гидронимы Аргунь и Ангара образованы из общесемитского слова-понятия Н.Х.Р. река, которое было заимствовано местным населением: монголами, бурятами, эвенками и др.

в) Библейский образ

См. стронг;
Наиболее распространенный письменный документ в средневековую эпоху – Библия, на основе религиозно-литературных образов и терминологии Святого Писания формировалась лексика, мышление, общественная организация и государственность многих народов. Основные Законы в Библии даны как своеобразный алгоритм (последовательность действий) жизнедеятельности человека и общества – «делай — не делай». Делай «так» и получишь желаемый результат, будешь делать «не так» — погибнешь. Бог накажет, пошлет наводнение, землетрясение, засуху и т.п.
Постоянное (ежедневное, месячный и годичный циклы изучения) повторение Законов в проповедях и молитвах способствовало массовому обучению населения Слову Бога и распространению библейской терминологии (образов) по всему миру.

* Иов 14:11: «Уходят воды из озера, и река (НАХАР) иссякает и высыхает».

* Бытие 15:18: «В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки (НАХАР) Египетской до великой реки (НАХАР), реки (НАХАР) Евфрата».

Таким образом, гидронимы Ангара и Аргунь образованы от общесемитского термина Н.Х.Р., НАХАР река. Очевидно, что тиражирование имен, а в России выделено около 40 гидронимов содержащих корень Н.Г.Р. (есть они и в Европе и в Америке), связано с распространением религиозной терминологии иудеохристианства и ислама.

Источник



Мавераннахр

Маверанна́хр (араб. ما وراء النهر ‎, ма вара́’ ан-нахр — то, что за рекой или Заречье [1] ), известен также под названиями Трансоксания (Трансоксиана, лат. Transoxiana ) и Фараруд (перс. فرارود ‎ Farārud) — историческая область в Центральной Азии.

Название появилось во время арабского завоевания VII—VIII веков и означало первоначально области по правому берегу Амударьи. Мавераннахр является калькой с пехл. «Farārōd» — «заречье», которое восходит к др.-перс. «*pāra-» ‘(противоположный) берег’ + «rautah-» ‘река’ . Согдийским эквивалентом пехл. «Farārōd» является «Pāryāp» от «*pāra-» + ««p» ‘вода, река’, то есть «противоположный берег реки». Город с согдийским названием Фараб существовал на месте городища Отрар, на правом, противоположном, по отношению к Согду, берегу Сырдарьи. Родом оттуда был философ Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад Фараби́. «Заречьем» правобережье Амударьи назвали жители левобережья, то есть Хорасана, так как соседствовали с Согдом и имели с согдийцами весьма тесные родственные, культурные, экономические, духовные и иные связи. Позднее этим термином стали обозначать регион между Амударьёй и Сырдарьёй.

В целом соответствует области Согд (Согдиана), но не включает Фергану и Памир. На территории Мавераннахра расположена бо́льшая часть Узбекистана, запад Таджикистана и Киргизии, восток Туркмении и южные регионы Казахстана. Древнейшие и наиболее крупные города — Самарканд, Бухара, Худжанд, Хива, Туркестан и другие.

История

Регион был одной из сатрапий государства Ахеменидов под именем Согдиана. Во время владычества Сасанидов регион часто называли Согдианой, по названию бывшей на этой территории ахеменидской провинции, используя это имя для того, чтобы отличить эти территории от земель соседней Бактрии.

Китайский исследователь Чжан Цянь, который посетил соседние Бактрию и Парфию наряду с Согдианой в 126 году до н. э., составил первое известное китайское описание региона. Чжан Цянь характеризует материальную культуру Парфянского царства как развитое урбанистическое общество, выращивающее зерновые и виноград, чеканящее серебряные монеты и производящее изделия из кожи [2] . Земли в междуречье Сырдарьи и Амударьи последовательно входили в состав государства Селевкидов, Греко-бактрийского царства, Парфянской и Кушанской империй до царствования династии Сасанидов.

В сасанидское время регион стал крупным культурным и научным центром за счёт эффективного царского управления и доходов, получаемых благодаря торговле на северном участке Великого шёлкового пути. Сасанидское правление на этих землях было прервано вторжением эфталитов в конце V века и было возобновлено лишь к 565 году.

Крупнейшими городами и культурными центрами Трансоксианы в ту эпоху являлись Самарканд и Бухара. Оба находятся в южной части Мавераннахра, (но севернее Аму-Дарьи, в долине реки Зеравшан), на сухих, но плодородных равнинах. Оба города остались центрами персидской культуры и цивилизации после исламского завоевания Ирана и сыграли решающую роль в возрождении персидской культуры с созданием государства Саманидов. Во многом это стало возможно потому, что часть персидских вельмож и помещиков бежали в эти земли после арабского вторжения.

Завоевание Средней Азии, предпринятое наместником халифов в Хорасане Кутейбой ибн Муслимом в период с 706 по 715 годы (Кутейба завоевал земли Балха и Пайкенда, Бухару, Шуман, Кеш и Нахшаб, после чего совершил поход к Кашгару (713), но был вынужден отступить), было заторможено после убийства Кутейбы и мятежей в Омейядском халифата до 738 года. Завоевание было продолжено Наср ибн Сейяром (англ.) русск. в 738—740 годах. В 740 году Наср ибн Сейяр объявил амнистию всем участникам прежних восстаний, даже отрёкшимся от ислама. Этот шаг закрепил арабское преобладание на западе Центральной Азии. Династия Тан контролировала восточную часть «земель за Рекой» до разразившейся гражданской войны.

Чингисхан вторгся в Мавераннахр в 1219 году во время монгольского завоевания государства Хорезмшахов. Перед своей смертью в 1227 году он передал западные земли Центральной Азии своему второму сыну Чагатаю, основавшему государство, известное под именем Чагатайского улуса. В 1370 году эмир Тимур, выходец из племени Барлас, был провозглашён верховным эмиром Турана, таким образом, дав начало новому государству на месте западного Чагатайского улуса. При Тимуре Мавераннахр, со столицей в Самарканде, в последний раз стал средоточием исламского могущества в Азии. Владения Тимура простирались от Гоби до Мраморного моря и от Иртыша до Ганга, а столица их — Самарканд — сделалась центром просвещения, промышленности, наук и искусств.

Источник

Adblock
detector