Меню

Саврасов озеро в горах швейцарии описание

Саврасов озеро в горах швейцарии описание

Картина «Летний пейзаж с дубами» служит примером удачного соединения живописцем найденных ранее мотивов окруженной деревьями поляны и «звонкой» выжженной степи. Полотно написано в романтическом духе и выражает искреннее любование природой.
При создании работы, Саврасов использовал натурные зарисовки, которые способствовали мастерской передаче впечатления открывающегося пространства, холодного облачного неба, стремящегося за горизонт и отражающегося на поверхности лужи на переднем плане.

Написанное художником на даче княгини Марии Николаевны полотно «Вид в окрестностях Ораниенбаума» демонстрирует умение автора очень точно разделять планы. В центральной части полотна мы видим залитую ярким солнцем поляну, которая с одной стороны окружена осенними деревьями и валунами, поросшими мхом, а с другой стороны нам открывается вид на море. Одинокий дуб стоит на фоне ясного неба, раскинув свои ветви, листва на которых пронизана солнцем. Холодный дневной свет ложится на мшистые валуны возле зеркальной поверхности лужи и бурую траву. В глубине поляны едва заметна светлая фигура сидящей женщины. Соврасов очень живописно передает бескрайность пространства и очарование бытия в её суровых проявлениях. Коллекционер и меценат Павел Третьяков приобрёл эту картину в 1858 году для своей коллекции, которую затем подарил родине.

Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически ясным по композиции и колориту решениям.

Повседневное и поэтическое органично сливаются здесь воедино так, как это происходит в реальной жизни. Светлая ясность и простота созданного образа, спокойствие и небросская красота изображенной природы определяют основную концепцию данного произведения.

В развитии творчества Саврасова этого периода важную роль играла не только работа над подмосковными пейзажами. Значительную помощь в становлении художника оказала поездка на Украину. Результатом этой поездки стали работы «Степь днем», «Рассвет в степи», «Вид Киева», датированные 1852-м годом. В этих работах художник стремился передать свои чувства и впечатления от степных просторов и показать характер и особенности украинской природы.

В картине «Степь днем» Саврасов прекрасно передал ощущением степного зноя. Выжженная солнцем трава и начинающий пересыхать ручей, будто обдают зрителя жаром. В безоблачном небе парит одинокая птица, а внизу, на земле две куропатки пытаются найти отдых от полуденного зноя в пожухшей степной траве.

Необычное звучание придает работе удивительное свечение, которое исходит от этого равнинного, казалось бы, унылого пейзажа. Именно благодаря ему, картина, наполненная любованием раздольем и чувством поэтического восторга, не похожа ни на уже приевшиеся публике итальянские виды, ни на другие переполненные романтизмом произведения русских художников.

Соврасов мастерски передал атмосферу расслабленного предзакатного отдыха, подчеркнув его голубоватой пеленой легкого тумана, спускающегося на украинскую степь, остывающую от летнего зноя, и город вдали. Полотно, как и все работы художника этого периода, отличаются плавным рисунком, нежностью цветового строя и прозрачной светотенью. Критики с восторгом отмечали свежесть изобразительных приемов мастера, в которой, помимо романтизма, присутствовал объективный взгляд не только на природу, но и на жизнь крестьян, фигуры которых стали, сначала изредка, появляться в его картинах.

Читайте также:  Чем заинтересовались рыбаки васюткино озеро

В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. С этого времени начинается двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической деятельности. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И. И. Левитан: «Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».

«Эпоха реформ», наступившая в стране сразу после поражения России в Крымской войне и смерти императора Николая I, открыла новый этап в творчестве художника.
Менялось отношение к изображению и восприятие природы, которое становится более бытовым. Первоначально, характерно изменившийся пейзаж служил исключительно фоном для полотен на сельскую тематику. Лишь спустя почти десять лет, природа получила своё собственное значение и звучание, в её неразрывной связи с судьбой русского народа.
Живописец ещё продолжал писать возвышенно — поэтические картины, изображая природу в романтическом духе, но теперь на его полотнах все чаще встречались сельские виды.

В некоторых известных работах шестидесятых годов нетрудно уловить приметы происходивших в его творчестве перемен к раскрытию сюжета, новое появляется и в выборе мотивов и в способах их воспроизведения.
Лучшими примерами того являются три пейзажа, написанные Саврасовым — «Вид на Москву от Мазилова», «Пейзаж с мельницей» и «Вечерний пейзаж». Увлеченный сложностью и красотой передаваемого момента, Саврасов по-новому использует доступные ему приемы живописи. Ему удается гармонично слить воедино конкретность и обобщение, реальную сиюминутную красоту природы и ее переходное состояние.

Работа «Летний пейзаж с мельницами» , выполненная в мягких тонах, очень реалистично передает тепло летнего вечера на опушке леса, перед которым выстроился ряд мельниц. Бронзовые оттенки, в которые окрасил траву и деревья золотисто-розовый закат, придает пейзажу умиротворенное звучание.

А чтобы несколько приглушить возвышенность картины, художник изобразил над лениво текущей речкой, поросшей камышами и кувшинками, полуразвалившийся деревянный мостик. Одинокая женская фигура в крестьянской одежде направляется от берега реки к Мельницам. А пред ней раскинулась бескрайняя степь на фоне заката. В этом южном сельском пейзаже все ещё сильно звучание идиллических ноток, с которыми так трудно было расстаться романтичному художнику.

Читайте также:  Урок литературы по произведению астафьева васюткино озеро

Большую роль в развитии творческого гения художника сыграла поездка в Англию в 1862 году. Там он смог познакомиться с европейским искусством и, в частности, с передовой пейзажной живописью Англии, мало известной в России. Имея к тому времени десятилетний опыт самостоятельной работы, художник был уже внутренне подготовлен к восприятию опыта зарубежного искусства. “Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне”, — писал Саврасов в одном из писем.

Из всего, что увидел Саврасов в Англии, самым значительным было знакомство с английским пейзажным искусством. Сам художник в первую очередь отмечает глубину мысли, строгую наблюдательность и местный характер колорита и рисунка.

Очевидно, что знакомство с английским пейзажем не могло привести к прямому подражанию в творчестве Саврасова семидесятых годов, но, по собственному признанию художника, он сумел извлечь пользу из впечатлений от поездки. После Англии художник отправляется в Швейцарию для знакомства с горными пейзажами. Но если Англия познакомила его с миром искусства, то Швейцария представила ему замечательные виды и открыла художнику путь для эмоционального ее восприятия и собственного творчества.

Природа для живописи там “в высшей степени интересна”, так отзывался о красоте местной природы Саврасов, и он целиком сосредоточивается на открывающихся перед ним пейзажах и на способах их живописного выражения. Судить об этом мы можем по дошедшему до нас полотну “Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена” (1862).

Источник

Саврасов: не только «Грачи», но и европейские пейзажи

До того, как Саврасов стал тем кого называют «исконно русским живописцем», «певцом русской природы» и так далее, он, как и многие другие русские художники, совершил поездку в Европу.

После чего — вполне ожидаемо — настойчиво обвинялся в том, что слишком много пишет того, что там, и слишком мало того, что у нас.

Весьма академический пейзаж:

Этот, как мне кажется, уже немного свободнее и живописнее:

Водопад

Довольно сильный контраст между небом и землей:

Швейцарский вид. 1862

Швейцарский пейзаж с лошадьми. Не позже 1867

Здесь грань ощущается уже мягче:

Вид в Швейцарских Альпах (Гора Малый Рухен). 1862

Тут уже более характерный для художника колорит и стиль:

Гибель корабля в море. 1862

А тут уже любимые Саврасовым цвета и оттенки, хотя, может быть, немного ярче привычных:

Источник

Саврасова иногда называют художником одной картины.

«Без воздуха пейзаж — не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь — значит пейзаж дрянь.»
(Саврасов А.К.)

Читайте также:  Воронежская область озера с рыбой

Алексей Кондратьевич Саврасов родился 24 мая 1830 года в семье московского купца третьей гильдии.

В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал «приспособить сына к коммерческим делам», Саврасов в 1844 году поступает в Московское училище живописи и ваяния. В 1848 году в отчетах Совета Московского художественного общества упоминается об успехах лучшего ученика перспективного и пейзажного класса А. К. Саврасова, которым руководит известный московский «видописец» К. И. Рабус.

На средства И. В. Лихачева, мецената, члена Совета Московского художественного общества, Саврасов в числе учащихся летом 1849 года едет на юг России и пишет виды Одессы и Малороссии. За программные работы этого года художника награждают похвальным листом, а 25 сентября 1850 года он кончает Училище и получает звание неклассного художника за картины «Вид Московского Кремля при луне» и «Камень у маленького ручья».

В юношеских произведениях Саврасова — «Вид Москвы с Воробьевых гор» (1848, ГТГ), «Вид Кремля в ненастную погоду» (1851, ГТГ) — сказалось внешнее влияние романтизма. Однако пейзажи Саврасова отличались живыми наблюдениями, искренностью чувств.

Вид Москвы с Воробьёвых гор.1848г

Вид Кремля в ненастную погоду.1851г.

Летом 1854 года художник работает у Финского залива под Петербургом. На осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 г.) привлекли внимание две его картины: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые художнику присваивается звание академика.

Источник



LiveInternetLiveInternet

Музыка

Статистика

Саврасов Алексей Кондратьевич. «Озеро в горах Швейцарии» 1866

Озеро в горах Швейцарии. 1866.jpg

«Озеро в горах Швейцарии»
1866
Холст, масло. 51 x 68 см
Государственная Третьяковская галерея

Процитировано 4 раз
Понравилось: 8 пользователям

  • 8 Запись понравилась
  • 4 Процитировали
  • Сохранили
    • 4Добавить в цитатник
    • Сохранить в ссылки


    Озеро в горах Швейцарии.

    Блистает озера кристалл,
    и режет гладь нож — Солнца лучик.
    О, сколько здесь природы тайн,
    чарующий нас мир подлунный

    вдаль манит готикою скал,
    под вечных льдов вершин сиянье,
    слились с горами облака,
    и нет границ меж сном и явью!

    А камни — памятью веков
    лежат у озера в раздумьях,
    от бликов солнечных рукой
    глаза прикрой.Пещеры дуги

    и арки вглубь тебя зовут,
    где недра гор, их сердцевина.
    Но сини озера влекут —
    вдруг душу в зеркале увидишь.

    Саврасов Алексей Кондратьевич.
    «Озеро в горах Швейцарии»

    Источник

Adblock
detector