Меню

Сброс ливневых стоков в реку

Сброс стока на рельеф или в канаву. Можно ли сбрасывать сток после аэрационной установки или септика в канаву или на рельеф?

В процессе хозяйственной и бытовой деятельности человека потребляется огромное количество воды, которая после использования образует немалое количество загрязненных различными веществами стоков. Все их требуется отводить в окружающую среду, причем делать это нужно таким образом, чтобы не наносить ей вред (или хотя бы минимизировать его до приемлемых пределов). Эта проблема с каждым годом приобретает все большую остроту. Водопотребление в промышленности, сельском хозяйстве и в быту постоянно растет, причем стоки в итоге оказываются все более и более загрязненными.

Сброс сточных вод

Согласно действующему российскому природоохранному законодательству

, сброс неочищенных сточных вод запрещен, и тем предприятиям и частным лицам, которые его допускают, грозят немалые
штрафы
. Более того, для особо злостных нарушителей, которые многократно и злостно нарушают правила и нормативы сброса стоков, не заботятся об их очистке от вредных примесей, предусмотрена даже
уголовная ответственность
.

Для того чтобы соблюсти все требования, предъявляемые сейчас к сбросу сточных вод, необходимо использовать специализированные очистные сооружения. Одним из их наиболее известных и авторитетных отечественных производителей является . Она уже в течение многих лет разрабатывает, изготавливает на собственных производственных мощностях, монтирует, запускает в эксплуатацию и обслуживает оборудование и сооружения, предназначенные для очистки сточных вод самого различного происхождения и состава.

Что такое сброс сточных вод?

Сброс сточных вод – это отведение загрязненной в результате бытовой, хозяйственной или промышленной деятельности человека, воды от места деятельности людей. Сброс сточных вод может производиться в канализационные системы, в водоемы различного назначения и непосредственно на рельеф. При этом, естественно, страдает экология, что недопустимо в соответствии с природоохранным законодательством нашей страны.

В соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Водным кодексом РФ № 74-ФЗ, перед организацией сброса сточных вод в окружающую среду, должен быть проведен комплекс мер по их очищению и контролю химического состава. Законный сброс может проводиться только в том случае, если концентрация опасных химических веществ в воде не превышает предельно допустимые уровни, установленные нормативами государства. Для контроля этих показателей и недопущения загрязнения водоемов и рельефа, для официального сброса сточных вод необходимо обязательно получить соответствующее разрешение в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Схема сброса в водоёмы

выпуск сточных вод

Проект сброса стоков в водоемы предусматривает обязательное получение соответствующего разрешения и выполнение контрольных заборов для определения качества воды. Также нужно знать объёмы сбрасываемых стоков.

Требования, которые предъявляются к стокам, сливаемым в водоем, зависят от его назначения и разновидности. Определённые виды стоков (бытовые и промышленные) строжайше запрещено сбрасывать в водоёмы на территории хозяйств, которые обслуживают нужды бытового водоснабжения, в рыбоохранной зоне, а также на территории заповедников.

Способы очистки бытовых сточных вод и нормы

Выпуск сточных вод в водные объекты запрещён в таком случае:

  • Если очищенная вода может быть использована для других технических нужд или полива.
  • Стоки, содержащие вирусы, болезнетворные бактерии и паразиты.
  • Если после очистки в воде присутствуют не нормируемые по концентрации вещества.
  • При превышении количественных показателей по тем или иным компонентам в составе воды.

Для чего нужно оформлять разрешение на сброс сточных вод?

Меры по необходимости получения разрешительной документации на сброс сточных вод направлены на сохранение экологического благополучия региона и защиту жизни и здоровья населения. Достигается эта цель путем запрета на сброс неочищенных сточных вод и требований по установке и применению очистительных сооружений.

Для решения природоохранной задачи, все сточные воды делят на три группы:

  • бытовые;
  • промышленные;
  • поверхностные (ливневые).

Добиться полного устранения или снижения негативного воздействия сточных вод на окружающую среду, можно посредством механического и биологического очищения воды перед отводом. Меры очищения должны разрабатываться индивидуально, в зависимости от типа сточных вод, концентрации загрязняющих веществ и особенностей точки сброса.

Нормы законодательства, регламентирующие сброс сточных вод

Изначально, право граждан на проживание в благоприятной экологической среде, устанавливается Конституцией РФ. Конкретные нормы и правила по вопросам сохранения экологии определяются Федеральным законом N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Сброс сточных вод регламентируется отдельным сводом законов — Водным кодексом РФ. Важнейшим нормативно-документальным актом, определяющим порядок получения разрешения на сброс сточных вод, является Приказ Минприроды России от 09.01.2013 № 2.

В соответствии с перечисленными выше законодательными актами, можно выделить ряд норм и правил, выполнение которых обязательно для законного сброса сточных вод в окружающую среду:

  • Производить сброс сточных вод можно только на определенном расстоянии от жилых домов и объектов общественного пользования. Эта норма направлена не только на защиту жизни и здоровья населения, но и на предотвращение распространения неприятного запаха в местах жизни и работы людей.
  • Стоки могут быть сброшены в канализацию, водоем или на рельеф только после прохождения через фильтр, мощность, конструкция и тип которого определяется уровнем загрязнения сточных вод. Для жилых домов обычно достаточно прохождения сточных вод через аэробный реактор, что позволяет получить воду, с концентрацией загрязняющих веществ ниже предельно допустимого уровня. Для промышленных предприятий используются более мощные очистительные сооружения, многоуровневой механической и биологической системы очистки воды (метантенки, аэротенки, септики и т.п.).
  • Если очистные сооружения обладают высокой мощностью, для их установки требуется разработка соответствующего проекта с расчетом санитарно-защитной зоны, размер которой достигает 50 метров. В этой зоне не запрещено жилое строительство и размещать объекты общественного пользования.
  • Отведение сточных вод должно проводиться посредством утепленной трубы. Также определенные требования предъявляются к параметрам уклона оголовка – конец трубы должен обязательно располагаться выше локализации дренажной канавы.
  • Приоритетным способом отведения сточных вод считается ее слив самотеком. Если реализовать такую технологию отведения воды на деле невозможно, необходимо использовать дренажный насос.

Дренажные поля, кассеты, колодцы — где можно применять, а где нельзя

Перед покупкой септика необходимо изучить, позволяют ли геологические условия вашего участка установить бюджетное решение. Возможно, оптимальнее будет поставить биологическую очистку бытовых стоков.

Инженер — технолог со стажем более 15 лет.

Важно учесть, что дешевые решения для отвода стоков часто оказываются псевдобюджетными. Например, обслуживание, установка, дополнительные коммуникации и возможные проблемы в эксплуатации септика из бетонных колец, из расчета на срок пользования от 3 лет, может стать существенно дороже, нежели установить сразу био-септик.

  • Переливной септик из бетонных колец, кирпича;
  • Самодельные септики любого типа;
  • Проточные энергонезависимые септики;
  • Другие устройства с очисткой сточных вод менее 50-60%.

Если система чистит стоки на 90 и больше процентов устанавливать дренирующие элементы нет смысла, кроме случаев, когда воду некуда деть и единственный вариант сбрасывать ее прямо на участок.

Когда можно (при условии совпадения всех пунктов списка):

  • Низкий уровень грунтовых вод. До 1.5 метра от поверхности грунта и ниже.
  • Хорошо впитывающие грунты. Песок супесь, песчаники.
  • Расстояние до хозяйственных построек превышает 5 метров.
  • Дистанция от ручья и другого природного водоема до септика и дренажа более 15 м.
  • Ближайшее дерево расположено на расстоянии более 3-х метров.
  • Если рядом водохранилище — расстояние до него должно превышать отметку 30 метров.
  • Источник питьевой воды должен находиться не ближе 50 метров от дренажа и полей дополнительной фильтрации стоков.
  • От дороги нужно отступить не менее 5 метров.

Способы сброса сточных вод

В соответствии с действующим законодательством сточные воды от жилых домовладений, коммерческих предприятий, промышленных и сельскохозяйственных объектов может отводиться либо в канализационную систему, либо непосредственно в окружающую среду.

  • Сброс сточных вод в канализацию.
    Приоритетный способ отведения сточных вод в городских условиях — сброс в центральную или локальную канализационную систему. Главное преимущество этого способа – канализация оснащена всеми очистительными системами и эффективно выполняет функцию сбора и транспортировки большого объема сточных вод. При этом перед сбросом стоков в канализационную систему, их также очищают до установленных законом уровней загрязнения.
  • Сброс сточных вод на рельеф.
    Если отведение сточных вод в канализационную систему невозможно, сброс может быть организован непосредственно на рельеф. Особенно часто такая система отвода применяется для ливневых вод, которые перед сбросом достаточно очистить механическим способом. Если речь идет о бытовых и промышленных стоках, производить их сброс на рельеф допускается только после согласования конкретной точки сброса с территориальными органами Росприроднадзора. Бытовые и промышленные стоки перед отводом на рельеф обязательно должны пройти механическое и биологическое очищение и лабораторное исследование образцов. Сброс на рельеф допускается только после официального подтверждения того факта, что концентрация загрязняющих веществ ниже предельно допустимого уровня. Это необходимо в рамках защиты экологического состояния почвы и водных резервуаров.
  • Сброс сточных вод в водоемы.
    В современных условиях, промышленными предприятиями очень часто используется способ сброса сточных вод в близлежащие водоемы. Для осуществления этого метода может использоваться береговой и русловой способ сброса сточных вод. Для получения разрешения на сброс сточных вод в водоем необходимо разработать подробный проект, который направляется на дальнейшее согласование и утверждение в органы Росприроднадзора. Комиссия при этом оценивает не только уровень загрязнения стоков, но и назначение конкретного водоема для сброса. Категорически недопустим отвод сточных вод в водоемы, вода из которых используется для технических нужд, полива сельскохозяйственных угодий и бытовых нужд. Также нельзя сбрасывать в водоемы стоки, содержащие болезнетворные бактерии и паразитов.

Куда сливать воду из септика

При выборе способа отвода обращают внимание на глубину залегания грунтовых вод. При этом целесообразно учитывать показатели за несколько лет. За основу обычно берут весну, когда подземные воды подходят ближе к поверхности. В результате на выбор влияет 2 показателя:

  1. Высокие грунтовые воды с уровнем от 1-1.5 метра и выше;
  2. Низкие грунтовые воды до 1.5 метра и ниже.

Основной признак высоких грунтовых вод — по весне талая вода не уходит в грунт и летом, осенью во время дождей лужи стоят на земле и долго не впитываются.

Фильтрующий или дренажный колодец для септика

Схема очистки септика с фильтрующим колодцем

Собирает воду, фильтрует через дренажный слой и пропускает в землю. Способ подходит для местности, где грунт хорошо пропускает воду (например, песчанистый грунт).

На тяжелых плотных слоях (глина, суглинки) дренажный колодец применять невозможно.

Входная труба колодца должна располагаться ниже глубины промерзания, а его дно, как минимум на 50 см выше уровня грунтовых вод. В противном случае зимой и весной вода не будет уходить из накопителя.

Согласно санитарным нормам необходимо соблюдать минимальное расстояние до подземного источника воды – 50 м, до жилого дома – 4 м.

Дренажный колодец можно изготовить самостоятельно или приобрести готовый.

Для постройки используют:

  • керамический (красный) кирпич;
  • бетон;
  • природный камень;
  • бетонные кольца;
  • автомобильные покрышки;
  • пластиковая конструкция.

На дно засыпают подушку из щебня 10-15 см и песка до 30 см. В стенах изготавливают дренажные отверстия. Пространство между наружными стенками и грунтом также засыпают щебнем. Вокруг горловины устраивают бетонную отмостку.

В случае использования проточных очистных сооружений (кольца, накопительные септики). Продолжительность работы фильтрующего колодца в зависимости от интенсивности эксплуатации составляет, в среднем, от 3 до 10 лет. Затем потребуется замена дренажной засыпки.

Инженер — технолог со стажем более 15 лет.

Важно понимать, что используя кольца или септики без биологической очистки, рано или поздно будет заиливание грунта под дренажем. Причем независимо от того, какого рода стоки. Затем придется вынимать засыпку и вкапываться глубже на метр или кольцо.

Со временем дальнейшее раскапывание станет невозможным. К тому же это крайне затратно. Потому оптимальный вариант — использование био ЛОС и слив на грунт уже чистой воды.

Поля фильтрации

Дренажные поля аэрации используются при установке двух- трехкамерных септиков, требующих доочистки грунтом. Метод применим при низком уровне грунтовых вод ниже полутора метров от поверхности земли. Поле располагают на максимально отдаленном расстоянии от жилья и источников воды.

В конструкции используют перфорированные трубы, которые укладывают поверх дренажного слоя из песка (от 10 см) и щебня (минимум 40 см). Установку засыпают основным грунтом толщиной 30 см.

Время службы до смены отсыпки – от 3 до 7 лет и зависит во многом от качества стоков. Если стоки будут жирными, то забиваться будет быстрее.

Инженер — технолог со стажем более 15 лет.

Трубы закапывают ниже уровня промерзания на 50 см, иначе вода в них может замерзнуть, и придется решать вопрос, куда сливать воду из септика зимой.

Накопительный водосборник

В отличие от дренажного, накопительный колодец выполняют в виде герметичной емкости, куда допускается выходящую воду из септика и ил сливать даже при высоком уровне грунтовых вод.

Такой способ используют в случаях, когда:

  • объём стоков превышает возможности грунта принять воду;
  • высокий уровень грунтовых вод, а слив в придорожную канаву или за забор невозможен.

Материалом для изготовления служит кирпич, литой бетон, бетонные кольца или металл. Есть готовые герметичные емкости из пластика. Например, подземные пластиковые емкости Росток.

Благодаря химической стойкости, наибольшей популярностью пользуется пластик. В отличие от других конструкций, пластиковые резервуары не требуют дополнительной гидроизоляции.

Металлические ёмкости также могут применяться для накопления очищенных стоков, но в агрессивной среде они быстро ржавеют.

Выгребная яма из железобетонных колец или кирпичной кладки нуждается в дополнительной гидроизоляции. Такой вариант далеко не бюджетный и периодически требует обновления.

Чтобы вода из септика поступала самотёком, отводящую трубу укладывают под наклоном в сторону накопителя. Если же уклон отрицательный по отношению к емкости — придется применять насос для принудительного сброса сточной воды из септика.

Фильтрующие кассеты

Самый трудоемкий и дорогой фильтрующий элемент из вышеперечисленных. Принцип работы устройства похож на действие полей фильтрации.

Внутри кассет проходит подводящий стоки трубопровод, сами кассеты ограждены непроницаемыми стенками и крышкой. Главное предназначение кассет — фильтрация стоков на, слабо пропускающих жидкость, глиняных землях.

Расчёт площади лучше заказать в специализированной организации, имеющей данные по характеристикам грунтов. В среднем для семьи из 3-х человек площадь фильтрации составит 12 м2 на суглинках и 15 – 18 м2 на глинистых грунтах.

Уровень очистки после фильтрующего элемента кассетного типа может достигать 95-98%, но строительство такой конструкции очень недешевое.

Инженер — технолог со стажем более 15 лет.

Если дренаж закопан неглубоко и канализация используется не регулярно, а наездами, то для фильтрующих кассет и полей важно сделать гидро- и теплоизоляцию, чтобы снизить риск промерзания трубы для слива в зимнее время года. Не забываем про правила уклона, даже при принудительном отведении вод насосом.

Читайте также:  Если для рек характерно летнее половодье зимняя межень то питание этих рек

Дренажные тоннели

Куда сливать воду из септика — дренажные тоннели

Емкости без дна в форме перевернутого корыта, имеющие сплошные или перфорированные стенки. Для производства инфильтрационных тоннелей используют полиэтилен и полипропилен ввиду их прочности и надежности. У технологии есть 3 преимущества:

  1. Большой объем для заполнения сточных вод;
  2. Не требует так много места для установки, как фильтрационное поле например;
  3. Можно собрать дренаж любого объема. Конструкция модулей позволяет соединять их друг с другом последовательно и параллельно;

Схема монтажа аналогична полям почвенной фильтрации. Однако модели с гладкими стенками нужно засыпать сверху и по сторонам только песком.

Инженер — технолог со стажем более 15 лет.

Любую фильтрующую установку нужно оборудовать вентиляционным стояком, через который происходит приток воздуха и его выход на крыше через фановую трубу. Верхняя точка стояка должна возвышаться над землей на 0,7-0,8 м. Таким образом, уходят газы и запахи из отстойника.

Ливневая канализация (ливневка)

Ливневая канализация — куда сливать воду из септика

Такая система работает по принципу самотека. Её используют в основном там, где нет возможности установить дренажный колодец. Монтаж очень простой и можно построить своими руками. Для изготовления ливневки используются лотки и трубы разного диаметра.

Здесь главное — выдержать правильный угол уклона. В противном случае придется использовать насос.

В конечной точке ливневки должен находиться колодец-водосборник, где собранная вода дополнительно очищается и уходит в почву. Но этот способ подходит только в том случае, когда установлена станция био-ЛОС с очисткой стоков от 95%. Более подробно о ливневке читайте в нашей статье про дождевую канализацию.

Сброс стоков в канаву, за забор, водоем

Самый простой способ. Но возможен только при использовании биологических систем очистки с результатом выше 95%. Стоки сливаются в глубокую канаву на участке или за забором вдоль дороги.

Этапы получения разрешения на сброс сточных вод

Получение разрешения на сброс сточных вод предполагает последовательное проведение таких этапов:

  1. Этап №1 – Привлечение специалистов и проведение исследований.
    Для получения разрешения на сброс сточных вод, в первую очередь необходимо привлечь компетентных сотрудников аккредитованной лаборатории, которые произведут заборы образцов сточных вод, законсервируют их и проведут необходимые лабораторные исследования. По результатам этих исследований заказчику выдается протокол с таблицей по содержанию загрязняющих веществ в образцах. При этом на анализ стоки должны поступать после прохождения очистительных сооружений и установок. Если по результатам исследований концентрация вредоносных химических примесей ниже предельно допустимых уровней, указанных в нормативах, заказчик может рассчитывать на положительное решение Росприроднадзора по выдаче разрешения на сброс. Также на этом этапе оценивается количество стоков, подлежащих отведению от объекта за определенную единицу времени.
  2. Этап №2 – Разработка плана мероприятий по снижению концентрации загрязняющих веществ в стоках и уменьшению их объемов.
    Далее составляется список мероприятий, которые могут быть реализованы заказчиком с целью снижения негативного воздействия стоков на окружающую среду. Сюда могут входить и технологии модернизации очистных систем, и технологическое совершенствование технологий работы объекта.
  3. Этап №3 –Согласование точки сброса сточных вод с органамиРосприроднадзора.
    Далее необходимо обратиться в территориальное отделение Росприроднадзора для определения оптимальной точки сброса сточных вод. Для получения согласования в эти органы необходимо предоставить протоколы исследований стоков, схемы отвода и разработанный ранее перечень мероприятий по снижению загрязняющего действия сточных вод.
  4. Этап №4 –Составление отчета о выполнении разработанного природоохранного плана.
    На основании реализации разработанных ранее мер по снижению негативного воздействия стоков на окружающую среду, составляется соответствующий отчет.
  5. Этап №5 –Обращение в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору для получения разрешения.
    Все документы, собранные на предыдущих этапах, совместно с заявлением, подаются в Федеральную службу по экологическому надзору, на которую возложены функции по выдаче разрешения на сброс сточных вод.

Как мы работаем?

Специалисты возьмут на себя все хлопоты по разработке и согласованию проекта отведения стоков, и получению разрешения на сброс сточных вод. Наши услуги предполагают проведение такого комплекса мероприятий.

Мероприятия Описание
Анализ деятельности объекта сброса и инвентаризация документации Свою работу наши сотрудники начинают с комплексного анализа процесса образования стоков и изучения всей имеющейся технологической документации. Это позволяет максимально грамотно составить документальные подтверждения безопасности сброса сточных вод для окружающей среды.
Организация лабораторных исследований Далее наши сотрудники привлекут компетентных специалистов для забора и консервации образцов стоков, с дальнейшим проведением лабораторных исследований. Дальнейшие действия специалистов полностью определяются полученными результатами лабораторных исследований образцов.
Разработка и реализация плана по снижению загрязненности стоков Если проведенные исследования показали, что концентрация вредных химических веществ в стоках превышает предельно допустимые уровни, установленные нормативами, специалисты разрабатывают план снижения токсичности. На этом этапе наши сотрудники предлагают заказчику варианты технологической модернизации или установки необходимых очистительных приборов. Это позволяет довести загрязненность сточных вод до приемлемой и безопасной границы.
Согласование точки сброса сточных вод Если исследования показывают, что концентрация загрязнений в стоках соответствует предельно допустимой, сотрудники «Экобезопасность» грамотно оформят всю необходимую документацию, обратятся в территориальное отделение Росприроднадзора и согласуют точку сброса сточных вод.
Получение разрешения на сброс сточных вод в Федеральной службе по экологическому надзору По результатам согласования с территориальными органами Росприроднадзора наши специалисты оформят все необходимые документы для обращения в Федеральную службу по экологическому надзору и получения соответствующего разрешения на сброс сточных вод.

Устройства, контролирующие состав стоков

Когда предприятие подключается к основной канализации, его оснащают канализационным колодцем для контроля. Сооружение должно быть расположено за границами предприятия для свободного доступа к нему разных служб. Из колодцев будут брать пробы. Если предприятие работает с опасными веществами, то на них должен быть организован автоматический контроль над стоками.

Внимание! Запрещено сбрасывать стоки, если хотя бы один элемент превышает норму ПДК.

Если в стоках содержится много солей, значит, их нужно предварительно очищать, либо обессоливать. При организованном соблюдении требований ПДК сточных вод можно сохранить экологию на местности, особенно это касается техногенных предприятий.

Стоимость

Стоимость услуги по согласованию точки сброса сточных вод в канализацию, водоем или непосредственно на рельеф и получения разрешения на сброс в нашей компании составляет _________ (нет данных). В эту цену входят следующие преимущества сотрудничества с нашей компанией:

  • профессионализм и грамотность наших специалистов в области природоохранного законодательства;
  • кратчайшие сроки выполнения всего спектра услуг;
  • привлечение компетентных специалистов, работающих в аккредитованных государством лабораториях;
  • большой опыт работы в области разработки и реализации природоохранных мероприятий, направленных на снижение загрязненности сточных вод;
  • низкие цены на профессиональные услуги.

Можно ли сливать в дренажную канаву по закону

Проточные станции или ЛОС от ведущих производителей качественно очищают стоки, поэтому со сливом в канаву проблем с законом не возникнет. Особенно при использовании ультрафиолетового обеззараживания и микрофильтра на выходе из аэрационной станции.

Инженер — технолог со стажем более 15 лет.

С септиками из бетонных колец есть нюансы:

  • во-первых, через швы бетонных колец, даже если они герметизированы, рано или поздно просачивается его содержимое и засоряет грунт;
  • во-вторых, такая конструкция никак не очищает стоки.

По законодательству это будет приравниваться к сбросу отходов. В этом случае предусмотрено административное наказание.

Посмотреть нормативы устройства автономной канализации можно в регламентирующем документе СП 30.13330.2016.

Куда жаловаться если соседи сливают стоки в канаву, ливневку или на рельеф

Соседи должны знать, что федеральным законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии за такой сброс стоков без их предварительного обеззараживания предусматривается административная ответственность. Написать жалобу можно в СНТ Роспотребнадзор, после чего с их письменным ответом обратиться в суд. На практике такие случаи происходят крайне редко.

Куда сливать очищенную воду если нет канавы

Обработанные септиком стоки должны подаваться на доочистку на полях фильтрации или в дренажном колодце. Но не у каждого позволяет место на дачном участке их установить. В этом случае остается использовать накопитель.

Можно ли сливать воду в свой огород для полива

Огороды поливать нежелательно даже осветленными стоками из биостанции. После энергонезависимых анаэробных септиков вода не пригодна не только для полива, но и для сброса на грунт.

Необходимые для процедуры документы

При оформлении разрешения на сброс сточных вод в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору необходимо предоставить такой перечень документальных свидетельств:

  • заявление по установленной форме;
  • согласование точки сброса стоков с органами Росприроднадзора;
  • план снижения сбросов сточных вод;
  • отчет о выполнении плана, с приложением протоколов лабораторных исследований;
  • копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ (для юридических лиц);
  • НДС, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод.

Рубрики

В статье приведен сравнительный анализ положений Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2, и утратившего силу Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 288.

13 сентября 2013 г. вступил в силу Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденный Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2 (далее — Административный регламент № 2).

Не секрет, что указанный документ был долгожданным как для действующих, так и для будущих водопользователей, особенно учитывая, что с 14 декабря 2012 г. указанные лица находились в состоянии правового вакуума — в отсутствие утвержденного порядка получения разрешения на сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект (далее — разрешение на сбросы), в т.ч. требований к представляемым в государственные органы документам, необходимым для оформления соответствующего разрешительного документа, оснований для отказа в приеме заявления, а также в выдаче разрешения на сбросы.

Напомним, что ранее регулировавший интересующую нас сферу отношений между государственным органом и водопользователями Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденный Приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 288 (далее — Административный регламент № 288), утратил силу в связи со вступлением в силу Приказа Минприроды России от 31.10.2012 № 357 «О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации».

В связи с появлением нормативного правового акта, направленного на установление обязательной процедуры получения разрешения на сбросы, весьма актуален вопрос, связанный с формированием у водопользователей понимания о качественных изменениях порядка оказания соответствующей государственной услуги в сравнении с порядком, существовавшим в бытность Административного регламента № 288.

Анализ административных регламентов проводился по следующим направлениям:

  1. комплектность представляемых для выдачи разрешения документов;
  2. основания для отказа в приеме заявления;
  3. срок рассмотрения и принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) разрешения;
  4. основания переоформления разрешения;
  5. основания для приостановления действия, аннулирования разрешения;
  6. форма разрешения.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА № 2 И АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА № 288

Для начала важно отметить, что в период с середины 2011 г. до настоящего времени в России было принято большое количество административных регламентов по исполнению соответствующими органами исполнительной власти государственных функций и оказания государственных услуг (в соответствии с их компетенцией). Данное обстоятельство обусловлено поручениями Правительства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти о необходимости приведения административных регламентов в соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». Указанное Постановление в том числе содержит общие требования к содержанию и составу разделов административных регламентов по оказанию федеральным органом исполнительной власти государственной услуги, что объясняет единообразие принимаемых с момента вступления в силу указанного нормативного правового акта административных регламентов.

Итак, приступим к сравнительному анализу административных регламентов.

Как видно из таблицы, на настоящий момент для получения разрешения на сбросы достаточно представления информации о заявителе, а также о местонахождении его отдельных производственных площадок. При этом в соответствии с новым порядком выдачи разрешений на сбросы заявитель (например, из соображений сокращения срока оказания государственной услуги) вправе представить в орган, уполномоченный на выдачу указанного разрешительного документа (территориальный орган Росприроднадзора), помимо заявления, следующие документы:

  • копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ (для юридических лиц);
  • копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
  • копию свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;
  • НДС, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с приложением данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод, оформленных в установленном порядке;
  • решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод, выданное в установленном порядке, или лицензия на водопользование и договор пользования водным объектом, сроки действия которых не истекли;
  • ранее установленные лимиты на сбросы (при их установлении).

НА ЗАМЕТКУ

Представление указанных документов является правом, а не обязанностью водопользователя. Отметим, что данные документы могут быть получены административным органом по межведомственному запросу.

Таким образом, с 13 сентября 2013 г. соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в рамках принятия и рассмотрения материалов хозяйствующего субъекта, планирующего сбрасывать / сбрасывающего сточные воды в водный объект, не вправе требовать от заявителя представления сведений, которые ранее представлялись в составе обязательного комплекта документов.

Обратите внимание, что указанное нововведение не должно рассматриваться водопользователями как возможность получения разрешения на сбросы в отсутствие утвержденных НДС, т.к. одним из оснований отказа в выдаче разрешения на сбросы как в пределах НДС, так и в пределах лимитов является истечение срока действия утвержденных в установленном порядке НДС, информация о которых (с приложением данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод), в свою очередь, обязательно должна быть получена административным органом по межведомственному запросу у государственного органа, который указанной информацией обладает.

Читайте также:  Река была холодная обильная

Иначе ситуация обстоит с необходимостью наличия действующего решения о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод, т.к., хотя указанная информация и запрашивается административным органом посредством межведомственного запроса, отсутствие подобного решения не является основанием для отказа в выдаче разрешения на сбросы. Это является принципиальным отличием от ранее действовавшего порядка.

Следует отметить, что в отсылочной норме Административного регламента № 2, устанавливающей основание для отказа административного органа в приеме заявления, по-видимому, допущена техническая ошибка. Так, в соответствии с п. 23 указанного нормативного правового акта в приеме документов отказывается, если заявление о предоставлении государственной услуги направлено заявителем, который не является лицом, соответствующим требованиям, изложенным в п. 4 Административного регламента № 2. Однако указанный пункт не предусматривает требований к заявителю. Данные требования предусмотрены п. 2 Административного регламента № 2, согласно которому государственная услуга предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим любые виды хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, которая приводит к сбросам веществ и микроорганизмов в водные объекты.

В свою очередь, утративший силу Административный регламент № 288 не содержал прямых указаний на возможность отказа в приеме документов заявителя, хотя в качестве критерия приема документов предусматривал, по сути, их комплектность в соответствии с требованиями, установленными самим регламентом. Старый порядок, помимо всего прочего, предусматривал возможность приостановления рассмотрения материалов заявителя по причине их некомплектности.

Административный регламент № 2 предусматривает основание для переоформления разрешения на сброс, не предусмотренное ранее Административным регламентом № 288, а именно
реорганизация юридического лица.
Важно учитывать, что «изменение организационно-правовой формы» юридического лица (как основание для переоформления разрешения, предусмотренное Административным регламентом № 288) — понятие более узкое, чем «реорганизация» юридического лица. Так, изменение организационно-правовой формы в соответствии с гражданским законодательством представляет собой такую форму реорганизации, как преобразование юридического лица. При этом реорганизация юридического лица может осуществляться также в форме слияния, присоединения, разделения или выделения. В первых двух случаях права и обязанности реорганизованного лица переходят к юридическому лицу — правопреемнику на основании передаточного акта, в последних двух — на основании разделительного баланса, что имеет важное значение при определении принадлежности выпусков сточных вод в водный объект к лицам-правопреемникам.

Как уже было отмечено, старый и новый порядки оформления разрешения на сбросы отводят на переоформление разрешения на сбросы 10 рабочих дней.

Административный регламент № 2 устанавливает срок, в течение которого после реорганизации (изменения реквизитов юридического лиц, индивидуального предпринимателя) юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают подачу заявления о переоформлении разрешения на сброс, а именно 30 рабочих дней (п. 50 Административного регламента № 2). При этом возможным правовым последствием нарушения указанного положения регламента может выступать отказ в приеме документов на переоформление в связи с несоблюдением установленного срока. Однако подобный вывод напрямую не подтвержден требованиями рассматриваемого нормативного правового акта, т.к. Административный регламент № 2 устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, в который нарушение указанного срока не входит.

Таким образом, в настоящее время разрешение на сбросы не может быть приостановлено или аннулировано ввиду отсутствия оснований для начала соответствующих административных процедур. Однако указанное не исключает возможности приостановления деятельности юридического лица в целом в порядке применения соответствующего вида административного наказания при привлечении лица к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

Извлечение из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 8.14. Нарушение правил водопользования

1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В отличие от Административного регламента № 288 действующий Административный регламент № 2 не утверждает форму разрешения на сбросы, а лишь предусматривает обязательные требования к содержанию указанного разрешительного документа.

Так, в разрешении на сбросы указываются:

  • реквизиты приказа территориального органа Росприроднадзора, на основании которого выдано разрешение;
  • для юридического лица — полное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика;
  • для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика;
  • наименование водного объекта, в который осуществляется сброс сточных и (или) дренажных вод;
  • срок действия разрешения по каждому выпуску;
  • дата выдачи разрешения;
  • должностное лицо, подписавшее разрешение (руководитель территориального органа Росприроднадзора или должностное лицо, его замещающее).

Перечень, допустимые концентрации и количества загрязняющих веществ по каждому из выпусков сточных и (или) дренажных вод указываются в приложении к разрешению, оформляемому в табличной форме, которое является неотъемлемой частью разрешения. Разрешение подписывается руководителем территориального органа Росприроднадзора или лицом, его замещающим, и заверяется оттиском гербовой печати.

Представляется, что потенциальных заявителей или настоящих водопользователей (в части сброса сточных вод в водный объект) может удивить такое отличие действующего порядка выдачи разрешения на сбросы от ранее действовавшего. Также интересен тот факт, что Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденный Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650, содержит форму разрешения на выбросы. Однако следует учитывать, что полномочие по утверждению Минприроды России формы разрешения на выбросы закреплено за ним п. 5.2.26 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 № 404. В отношении разрешения на сбросы подобного полномочия данное Положение не предусматривает.

Обобщая изложенное, следует отметить, что нами были рассмотрены основные, наиболее принципиальные различия административных регламентов по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водный объект. В процессе правоприменения могут возникнуть скрытые различия между старым и новым порядком, выявление которых вне непосредственного взаимодействия с административным органом затруднительно.

Особенности процедуры

Отведение сточных вод от жилых домовладений – процесс несложный и обычно быстро решаемый. Значительно более сложная и длительная процедура – получение разрешения на сброс большого количества сточных вод, образующихся на промышленном предприятии. С целью предотвращения аварийных ситуаций и нарушения природоохранного законодательства, после получения разрешения на сброс сточных вод, надзорные органы обязаны проводить регулярные проверки. Такие проверки проводятся не чаще одного раза в три месяца и не реже одного раза в год.

Основанием для внеплановой проверки может служить аварийная ситуация на предприятии, выявление фактов сброса сточных вод в окружающую среду без предварительного очищения и наличие в составе стоков запрещенных веществ. Также особенное внимание надзорных служб привлекают предприятия, которые ранее получали рекомендации и предписания по изменению режима сброса стоков.

Штрафы и ответственность

Нарушение природоохранного законодательства в области сброса сточных вод, наказывается статьями 8.13 и 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях — «Нарушение правил охраны водных объектов». В соответствии с этими статьями нарушителю грозит штраф в размере от 500 рублей до 1 тысячи для граждан, от 10 до 20 тысяч для должностных лиц и от 80 до 100 тысяч рублей для юридических лиц.

— ваш надежный помощник в сфере соблюдения норм природоохранного законодательства и грамотного оформления разрешения на сброс сточных вод.

Источник

Можно ли осуществлять сброс дождевых и талых вод в водоем без предварительной очистки?

Оглавление

Можно ли осуществлять сброс дождевых и талых вод в водоем без предварительной очистки?

Вид документа:
Консультация

Принявший орган: Эксперт

Тип документа: Ответ на частный запрос
Дата начала действия: None
Опубликован:

  • Водный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 28 июня 2014 года) Кодекс РФ
  • СанПиН 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных вод СанПиН
  • МУ 2.1.5.800-99 Организация госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод МУ (Методические указания)
  • Основные требования к охране водных объектов
  • Нормативы допустимого воздействия на водные объекты
  • МУ 2.1.5.800-99 Организация госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод МУ (Методические указания)
  • Правовые основы регулирования водоохраной деятельности

Можно ли осуществлять сброс дождевых и талых вод в водоем без предварительной очистки?

Можно ли осуществлять сброс дождевых и талых вод в водоем без предварительной очистки?

Согласно п.п.4.7 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», к отведению поверхностного стока в водные объекты предъявляются такие же требования, как к сточным водам .

В соответствии с п.4 ст.35 ВК РФ, количество веществ и микроорганизмов , содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые (п.п.4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00):

  • могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве
  • содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл 100
  • содержат вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические ПДК или ОДУ, а также отсутствуют методы их определения
  • содержат чрезвычайно опасные вещества, для которых нормативы установлены с пометкой «отсутствие»

Согласно п.п.3.2 МУ 2.1.5.800-99 «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод», к наиболее опасным в эпидемическом отношении относят следующие виды сточных вод:

  • хозяйственно-бытовые сточные воды
  • городские смешанные (промышленно-бытовые) сточные воды
  • сточные воды инфекционных больниц
  • сточные воды от животноводческих и птицеводческих объектов и предприятий по переработке продуктов животноводства, стоки шерстомоек, биофабрик, мясокомбинатов и т.д.
  • поверхностно-ливневые стоки
  • шахтные и карьерные сточные воды
  • дренажные воды

Для поверхностно-ливневых вод характерна неравномерность объема по сезонам года, а уровень микробного загрязнения зависит от степени благоустройства территории.

В соответствии с санитарными правилами по охране поверхностных вод от загрязнения, сточные воды, опасные в эпидемическом отношении, должны подвергаться обеззараживанию.

Необходимость обеззараживания сточных вод указанных категорий обосновывается условиями их отведения и использования при согласовании с органами госсанэпиднадзора в территориях.

Обязательному обеззараживанию подвергаются сточные воды при сбросе в водоемы рекреационного и спортивного назначения, при их повторном промышленном использовании и т.д.( МУ 2.1.5.800-99).

Следовательно, осуществлять сброс дождевых и талых вод в водоем без предварительной очистки нельзя.

Источник

Сброс сточных вод в водный объект. Статья 7.6 КоАП РФ + ущерб

Сброс сточных вод в водный объект

Сброс сточных вод в водный объект — достаточно серьезное нарушение, за которое ваше предприятие может быть привлечено не только к административной ответственности. За данное нарушение предприятию еще и рассчитают ущерб, который, как правило, в 10 раз больше, чем сумма штрафа.

Сброс сточных вод в водный объект

Причем нарушением считается не только сброс неочищенных сточных вод, но и сброс недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты.

Недостаточно очищенные сточные воды — это сброшенные сточные воды после очистных сооружений с превышением нормативов ПДК загрязняющих веществ, которые установлены разрешением на сброс ЗВ в ОС.

Сброс сточных вод в водный объект законодательство

Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе следующего принципа — платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

статья 44 Водного кодекса Российской Федерации

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

статья 56 Водного кодекса Российской Федерации

Запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

пункт 1 часть б ст.60 Водного кодекса Российской Федерации

Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

часть 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

часть 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Ущерб от сброса сточных вод

В соответствии со ст. ст.77 , 78 Федерального закона РФ от 10.01.2002. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 69 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с природоохранным законодательством ; Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды

Расчет ущерба производится на основании Методики исчисления размера вреда, утверждённой Минприроды России от 13.04.2009 № 87.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда

статья 78 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Таким образом, если ваше предприятие коснулась такая ситуация, то вам:

  1. предложат в добровольном порядке оплатить ущерб предоставим вам расчет ущерба с сопроводительным письмом;
  2. в случае неуплаты в установленный срок вашему предприятию будет предъявлен иск о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Читайте также:  Где ловить леща в реках

Требования к сбросу сточных вод в водный объект

  • разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду/ с 01.01.2019 расчет нормативов допустимых сбросов для объектов НВОС 2 категории;
  • решение о предоставлении водного объекта в пользование;
  • ведение учета сброса сточных вод;
  • свидетельство о поверке оборудования;
  • производственный контроль за сбросом сточных вод в водный объект.

Штраф за сброс сточных вод в водный объект

Ответственность сброс сточных вод в водный объект предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ:

КоАП РФ Статья 7.6. Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий

Водопользование с нарушением его условий —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Источник



Какие бывают сбросы загрязняющих веществ в водные источники?

С каждым годом возрастает количество используемых человеком водных ресурсов. Вода необходима нам в быту, а также для ведения хозяйственной деятельности. В связи с этим наблюдается стремительный рост объема загрязненных стоков, которые необходимо отводить от мест, где проживают люди.

Для обеспечения защиты окружающей среды и в заботе о здоровье населения власти страны строго контролируют процесс сброса стоков в водные объекты. Контроль над соблюдением природоохранного законодательства всеми субъектами хозяйственной деятельности в последнее время усилен.

Виды сбросов

Под сбросом сточных вод понимают процесс отведения загрязненной воды от места деятельности людей. Все сбросы можно разделить на три типа:

  1. Бытовые сточные воды. К ним относят воду, которая была использована для обеспечения жизнедеятельности людей. Такие стоки производятся в жилых домах, офисах, образовательных учреждениях и т.д. Выводятся бытовые сточные воды обычно в централизованные канализационные системы (ЦКС), откуда стоки поступают на очистные сооружения.
  2. Промышленные сточные воды. Если предприятие небольшое, то сброс стоков также может быть осуществлен в ЦКС. Но на крупных заводах и фабриках обустраивают собственную систему водоотведения. Стоки в этом случае сначала проходят многоуровневую очистку, а потом сбрасываются в близлежащий водоем.
  3. Поверхностные стоки образуются в результате обильных атмосферных осадков (ливневые).

До недавнего времени разрешалось стоки (после тщательной очистки) сбрасывать на рельеф. Для этой цели некоторые предприятия использовали, например, овраги. Но сейчас такой вид сброса стоков запрещен – его приравняли к загрязнению почвы. Теперь отводить сточные воды можно только в водные объекты.

Снизить негативное влияние на окружающую среду позволяет тщательная очистка стоков. Способы очистки во многом зависят от типа сточных вод, их загрязненности, а также особенностей водного объекта, в которой планируется делать сброс.

Допустимые сбросы

В каждом регионе действуют собственные нормы по допустимым концентрациям загрязняющих веществ в стоках. Исходя из этого, устанавливаются допустимые сбросы для каждого из предприятий, ведущих деятельность в данной местности.

Допустимыми сбросами называют массу загрязняющего вещества, которую разрешается сбрасывать в водный объект в определенном месте и при определенных условиях в единицу времени.

На основании допустимых сбросов разрабатываются нормативы для предприятий, которые осуществляют стоки в природные водоемы.

Норматив сбросов загрязняющих веществ

Состав воды в водоеме, в который осуществляется сброс стоков, должен оставаться таким, каким он сформировался под воздействием природных факторов. Именно поэтому для всех субъектов хозяйственной деятельности устанавливаются нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в отводимых стоках. Такие нормативы позволяют контролировать вред, наносимый окружающей среде водопользователем.

Нормативы сбросов устанавливаются на основании расчетов. Предприятия должны подготовить проектную документацию, в которой будет представлено обоснование допустимых концентраций.

Такой проект нормативов предельно допустимых сбросов (проект нормативов ПДС) разрабатывается и согласовывается в отношении каждой из точек сброса.

Точка сброса

Отведение сточных вод осуществляется по специально обустроенным трубопроводам. Точкой сброса специалисты называют место непосредственного попадания стоков из труб в водный объект. Строятся такие трубопроводы за счет предприятий, которые планируют осуществлять сброс стоков в природные водоемы.

Но проложить трубы – это полдела. Понадобится также произвести расчеты обоснования точек сброса и согласовать их в надзорных органах. Только после этого можно будет пройти государственную экспертизу проекта очистных сооружений, позволяющую эксплуатировать точки сброса сточных вод.

Проект экологического обоснования, позволяющий судить о соответствии процесса организации точки сброса действующему природоохранному законодательству, включает в себя:

  • полное описание точки сброса;
  • актуальную характеристику местности;
  • все варианты воздействия действующей точки сброса на окружающую среду;
  • план мероприятий по предотвращению негативного воздействия от функционирования точки сброса;
  • рекомендации по проведению природоохранных мероприятий, а также выводы экспертов.

Кроме проекта, в пакет документов, направляемых на согласование, должны входить справки из ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». В них указываются фоновые концентрации водного объекта и атмосферного воздуха, а также гидрологическая характеристика водоема.

Необходимы также разрешительные документы от производителя очистных сооружений (техническая документация, сертификаты и т.д.) и рыбохозяйственная характеристика водного объекта.

Сбор данных, запрос справок и выписок, подготовка проекта занимает достаточно много времени. Поэтому многие организации процесс формирования пакета документов для согласования в Росприроднадзоре доверяют сторонним компаниям, специализирующимся в данной области.

Программа регулярных водных наблюдений

Все организации, претендующие на право пользования водным объектом, в обязательном порядке должны разработать программу регулярных водных наблюдений. Такая программа представляет собой комплекс мероприятий, которые должен выполнять водопользователь для оценки негативного влияния стоков на водоем. В точках, которые были предварительно согласованы, по установленному графику осуществляется забор проб. Результаты такого контроля фиксируются в журнале.

Таким образом, к основным задачам программы регулярных водных наблюдений можно отнести:

  1. Отбор проб и проведение лабораторных исследований, а также документирование результатов исследований.
  2. Осуществление экспертной оценки полученных результатов.
  3. Составление отчетной документации.

Результатом действия этой программы становится оценка качества сбрасываемых стоков, а также постоянное наблюдение за используемым водоемом.

Разрешение на пользование водным объектом

Получить возможность пользоваться водным объектом в ходе своей хозяйственной деятельности может любая организация или предприятие. Для этого необходимо выполнить ряд обязательных требований и получить соответствующее разрешение. Если водоем будет использоваться для отведения загрязненных стоков, то разрешение выдается только после принятия местными органами исполнительной власти соответствующего решения.

Для получения разрешения потребуется подготовить достаточно внушительный пакет документов:

  • заявление с указанием полной информации о предприятии. Сюда вносятся сведения о планируемой деятельности на водном объекте и необходимый срок действия разрешения;
  • выписка из Государственного водного реестра. Если окажется, что в этом реестре нет указанного вами водного объекта, то разрешение не будет выдано. Сбрасывать стоки нельзя в небольшие речки и озера;
  • план местности с подробными пояснениями, где именно планируется осуществлять сброс сточных вод;
  • план мероприятий по отслеживанию качества сбрасываемых стоков и воды в водоеме, а также другие планируемые природоохранные действия;
  • документы, подтверждающие наличие аппаратуры, при помощи которой будет осуществлен мониторинг состояния воды.

Рассматривается запрос в течение 25 календарных дней. Если все документы оформлены правильно, характеристики водоема позволяют использоваться его для конкретной деятельности и при этом не создаются помехи другим водопользователям, то разрешение будет выдано.

Расчет сбросов загрязняющих веществ

Все расчеты в отношении планируемых сбросов загрязняющих веществ выполняются по утвержденным методикам. Существуют специальные формулы, которые позволяют рассчитать предельно допустимые концентрации для каждого из загрязняющих веществ.

Расчеты загрязняющих веществ позволяют определить:

  1. Нормативы предельно допустимых концентраций.
  2. Фактический сброс предприятием загрязняющих веществ.
  3. Временно согласованный сброс. Такие лимиты устанавливаются в случае, когда фактический сброс превышает установленные нормативы. ВСС действует до тех пор, пока предприятие не снизит концентрации загрязняющих веществ в своих стоках. Для этого разрабатывается план мероприятий, благодаря которым стоки будут очищаться тщательнее.
  4. Плату за сброс ЗВ (загрязняющих веществ). Суммы выплат в казну за пользование водным объектом зависят от степени загрязненности стоков. Если предприятие придерживается установленных нормативов, то такая плата будет минимальной. Если же лимиты превышены и установлен ВВС, то при расчетах используются дополнительные коэффициенты. Плата также может рассчитываться за аварийный или сверхлимитный сброс стоков.

Все расчеты ведутся на основании лабораторных исследований заборов воды в определенных точках. Выполнять такие работы могут только специалисты из аккредитованных лабораторий.

Рассчитать стоимость решения на пользование водным объектом?

Количество выпусков (сбросов) в открытый водный источник?
шт.

Количество площадок?
шт.

Количество ЛОС?
шт.

Нормативные документы сбросов ЗВ

Основным нормативным документом в сфере использования водных ресурсов является Водный кодекс РФ, принятый 03.06.2006 года за номером 74-ФЗ.

При подготовке разрешительной документации и использовании водного объекта руководствуются и такими нормативными актами:

  1. Закон «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г. Этот документ определяет государственную политику в области охраны природных ресурсов в целом, и водных объектов в частности.
  2. Указ Президента РФ №236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 04.02.1994 года.
  3. Постановление Правительства РФ № 545 «Об утверждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов» от 03.08.1992 года.
  4. КоАП (30.12.2001 №195-ФЗ). В главе 8 устанавливается административная ответственность за различные правонарушения природоохранного законодательства.
  5. Земельный кодекс РФ (25.10.2001 №136-ФЗ).
  6. Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»(30.03.1999 №52-ФЗ).

Кроме того, сферу пользования водными объектами регламентируют правительственные постановления, приказы Министерства Природы, Ростехнадзор и другие инстанции. Эти нормативные документы разъясняют правила оформления отчетной документации, проведения расчетов платы за негативное воздействие на ОС, требования к проведению заборов проб воды и т.д.

Согласование сбросов с надзорными органами

Прежде чем начать пользоваться водным объектом для вывода стоков, необходимо получить массу разрешений и пройти несколько процедур согласования.

Сегодня предприятия не подают отдельные проекты нормативов по допустимым сбросам, выбросам и отходам. Все эти данные разрабатываются в рамках Программы Экологического Контроля (ПЭК) или Декларации о воздействии на окружающую среду. По сути, эти документы являются едиными разрешительными документами на осуществление хозяйственной деятельности, приносящей вред ОС.

А вот точки сброса согласовывать придется. Но единого механизма этой процедуры на сегодняшний день нет. Дело в том, что получить разрешение на использование точки сброса можно только после того, как будут построены очистные сооружения. Но предприниматели не спешат вкладывать деньги в строительство без определенных гарантий. Эта проблема решается в регионах по-разному:

  • первым этапом является предварительное согласование точки сброса. Под предварительным согласованием в разных регионах понимают разные действия. Например, в Московской области необходимо согласовать свою деятельность с Росрыболовством. В других регионах предприниматели предоставляют в надзорные органы проектную документацию будущих очистных сооружений и предварительные расчеты. В результате можно рассчитывать на письменный ответ, где будет сказано, что у контролирующих инстанций нет возражений для использования водного объекта и выдачи разрешения;
  • второй этап – непосредственное возведение очистных сооружений и строительство трубопровода. Согласование на этом этапе касается разрешений относительно проведения строительных работ;
  • непосредственное получение разрешения. Собирается пакет документов, который передается на рассмотрение и согласование в уполномоченных органах.

Процесс согласования точки сброса достаточно сложный. Отчасти потому, что в каждом регионе к этому вопросу подходят по-разному. Чтобы избежать лишних проволочек, лучше доверить решение этого вопроса профессионалам.

Штрафы за сброс загрязняющих веществ

Осуществление сброса загрязненных стоков в водоемы без соответствующих разрешений является серьезным правонарушением. Виновные лица будут привлечены к административной ответственности:

  1. Невыполнение требований к обустройству источников выбросов грозит штрафами для должностных лиц от 20 тыс. рублей до 40 тыс. рублей. Штраф для организации в этом случае составит 100 – 200 тыс. рублей.
  2. Отсутствие отчетности или ее несвоевременная подача грозит штрафом для должностного лица 10– 20 тыс. рублей, а для юр. лица 50–100 тыс. рублей.
  3. Искажение информации также приравнивается к правонарушению. За него должностное лицо заплатит штраф 15–30 тыс. рублей, а юр. лицо 100–200 тыс. рублей.

С недавних пор размер выплат для предприятий не зависит от формы собственности. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юр. лица будут нести одинаковую ответственность. Кроме административных штрафов нарушители также внесут плату за нанесенный окружающей среде вред.

Если в ходе незаконных выбросов был нанесен значительный ущерб окружающей среде или здоровью людей, проживающих в данной местности, то виновный может быть привлечен к уголовной ответственности.

Источник

Adblock
detector