Меню

Села по реке косьва

Река Косьва

Река Косьва — горная река, берущая начало в горах Северного Урала. Она начинается на севере Свердловской области от слияния двух истоков: Большой Косьвы, текущей от Павдинского Камня, и Малой Косьвы, берущей начало на южном склоне Косьвинского Камня (1520 м).

Вскоре река покидает территорию Свердловской области и течет по Пермскому краю, впадая затем в Каму.

Название реки произошло от коми-пермяцкого «кос» («кэс») — «сухой, мелкий» и «ва» — «вода», то есть «мелкая вода».

Косьва в черте Губахи

Река Косьва в черте города Губахи. Фото — rasheetka

Длина Косьвы – 283 километра, площадь бассейна – 6 300 кв.км, средний уклон – 1 м/км. Главные притоки Косьвы: Кырья, Большая Ослянка, Вильва (левые), Тылай, Тыпыл, Няр (правые). В нее впадает 299 притоков длиной менее 10 км.

На Косьве есть несколько геологических памятников природы Пермского края – разрезы Белая гора, Холодный и Ладейный Лога, Губаха, Рассольный, Хорошевка и др.

В долине Косьвы встречаются многочисленные интереснейшие окаменелости, которые пополнили экспозиции многих музеев Урала и России. Вообще отложения бассейна Косьвы в окрестностях Губахи крайне интересны для геологов и всем, кому любопытны окаменелости. Специалистами высказывались предложения создать здесь крупный геопарк, который может стать основой для создания геолого-палеонтологического музея под открытым небом федерального значения. В прошлом с XIX века в бассейне Косьвы работало несколько золотых и платиновых приисков.

В 20 в. здесь проводились сплошные вырубки и молевой сплав по реке от пос. Широковский. Здесь берега реки пропитаны бензином и маслами от лесозаготовительной техники до сих пор.

Чердынский камень с Косьвы

Вид с Косьвы на Чердынский камень. Фото — sania-fefelov

Косьва в истории

В верховьях Косьвы проходила, старейшая дорога соединяющая Прикамье и Сибирь через Верхотурье — знаменитый Бабиновский тракт. В сталинские времена в долине реки были лагеря узников ГУЛага, занятых на каторжных работах. Заключенные занимались лесоповалом, работали в шахтах и на рудниках, строили водохранилище и ГРЭС.

В XIX веке по реке Косьве сплавляли барки с рудой и заводской продукцией. В «Записках УОЛЕ» (т. VI, вып. 2, 1882 г.) сообщается о находке месторождения железа в логу речки Ореховки, притока Косьвы, и говорится:

«В 1864 году Верхкосьвенский крестьянин Александр Жильнов заявил Кизеловскому управлению, что им во время охоты найдено в логу р. Ореховки, впадающей в Косьву, несколько кусков руды, которые и представил в контору… Удаленность от завода, отсутствие к руднику дорог мало привлекали туда кого бы то ни было, и дело шло тихо. К тому же сразу нужно было и основать поселение и ввести сплав руды, что при незнании в последнем случае реки вело к тому, что барки гибли. Со временем русло реки расчислили, утесы сорвали порохом и самые опасные места сделали таким образом менее опасными. В 1875 году из десяти сплавленных барок погибло шесть и с тех пор началась расчистка русла, что продолжается, впрочем, и теперь.

Дорог тоже не было, и хотя первоначально и была проложена дорога, но проезд по ней был невозможен, так как проводилась, как и все дороги в имении, непременно по прямой линии, приходилось переезжать такие болота, что проезд верхом был опасен, или спускаться и подниматься по таким горам, что перевозка какой бы то ни было клади была окончательно невозможна, и езда на рудник была возможна только по Косьве зимой по льду, летом в лодке».

Заброшенный поселок Верхняя Косьва

Заброшенный поселок Верхняя Косьва. Фото — dron1976

И еще любопытная информация из «Записок УОЛЕ», т. VI, вып. 1, 1880 год. Н.Н. Новокрещенных сообщал о загадочной зобной эпидемии в деревне в долине реки Косьвы (интересно и упоминание об исчезающем под землей косьвинском притоке). Итак, читаем:

«Деревня Иоанно-Губахинская, она же и Половинка (сейчас это место обозначено на картах как станция Половинка-Чусовская — П.Р.), расположена на небольшом косогоре между Кизеловским заводом и Губахинской пристанью (на речке Косьве) в двух верстах от станции Половинки (Нагорной по последнему объявлению) Луньевской железной дороги.

Вся местность около этой деревни возвышена и здесь один из самых высоких пунктов железной дороги на водоразделе Косьвы и Яйвы. Собственно деревня Половинка лежит на Косьвинском склоне водораздела и расположена около речки Губашки верстах в 4 ниже ее начала.

Начало свое речка Губашка берет на плоской возвышенности, составляющей громадный пласт продуктусового известняка и затем ниже деревни Половинки теряется в воронках этого известняка; под пластами известняка идет верст десять и выходит около реки Косьвы, разделяясь на два рукава, один из которых тянется речкой версты на две, а другой впадает в Косьву на уровне этой реки прямо из горы, образующей мощный пласт известняков… Все ручейки, вся вешняя вода попадает в воронки известняков и вместе с Губашкой скрывается под землей.

Деревня Половинка заселена в начале восьмисотых годов и жители ее занимаются выжегом древесного угля, а также перевозками. Поставленные в экономическом отношении отлично, жители живут безбедно, даже хорошо… Домашняя обстановка довольно хорошая; большинство домов в несколько комнат и вообще во всем видно благосостояние.

Это наружная сторона, но теперь мы заглянем с другой стороны. Зайдите в любой дом, и вы встретите уродов. Ни довольство, ни обстановка не спасет этих несчастных, обреченных на вырождение.

В этой деревне живет 15 семейств, составляющих население в 70 душ. Население пополняется входящими из других местностей, которые через более или менее значительный промежуток времени обрекаются на ту же участь, как и местные жители. Меня интересовала эта деревня, и на днях я получил список всех жителей этой деревни, из которого ясно видно общее заражение всей почти деревни. Зоб если не у всех, то скоро будет у всех…

Зобы эти громадных размеров. Я видел и знаю случай, где зоб, как подушка, начинаясь с подбородка, идет на грудь… Собственно же в Кизеловском заводе зобатых очень мало…»

Рассвет на Косьве

Рассвет на Косьве. Фото — haiwian

Экология Косьвы

В бассейне Косьвы, около Губахи и Кизела, – большие залежи каменного угля.

В каменноугольном периоде палеозойской эры на месте Кизеловского угольного бассейна (КУБа) из моря поднялся остров. На нем росла буйная папортниковая растительность, процветали гигантские насекомые. Отмирая, они падали в тропические болота, давая тем самым начало образованию залежей каменного угля.

В конце периода остров опустился в пучины моря, замуровав, как консервная банка, горючие угли в толщах осадочных пород.

В настоящее время работавшие в советское время многочисленные угольные шахты закрыты, а вытекающие из них обильные подземные воды, превращаясь в результате химических реакций в слабую серную кислоту, отравляют воду в Косьве (ниже Губахи) и других реках. Даже на снимках из космоса она выглядит как оранжевая змейка.

Впрочем, на Косьве загрязненный участок находится уже в нижней части описываемого маршрута сплава и по нему можно не сплавляться.

Отравленная Косьва

Отравленная шахтными водами река Косьва ниже Губахи. Фото — Aleksei119

Сплав по Косьве

Сплав начинается с верховий Косьвы в Свердловской области, а заканчивается на Широковском водохранилище в Пермском крае.

Сначала нужно ехать по Серовскому тракту до Серова, затем в направлении на Ивдель до города Карпинска. Из Карпинска повернуть на Кытлым (при желании и достаточном количестве времени можно прогуляться на самую высокую вершину Свердловской области — гору Конжаковский камень). Далее, из Кытлыма, нужно доехать лесными дорогами до бывшего поселка Усть-Тылай или, если получится, переехать реку вброд и доехать до Усть-Тыпыла. Дорога здесь совсем плохая, проехать можно только на автомобилях повышенной проходимости. С заброской можно договориться в Кытлыме с местными жителями. Отсюда начинается сплав по Косьве. Второй вариант предпочтительней от того, что между Усть-Тылаем и Усть-Тыпылом (расположенных близ устьев рек Тылай и Тыпыл соответственно) Косьва очень сильно изрезана драгой, представляет собой сложный лабиринт из островков и проток.

Также до Кытлыма можно доехать на общественном транспорте: на поезде или автобусе до Серова, затем на автобусе до Карпинска (или сразу на автобусе из Екатеринбурга), откуда ходит автобус до Кытлыма (расписание нужно предварительно уточнять на автовокзале города).

Расстояние до места начала сплава от Екатеринбурга – около 500 километров.

Река Косьва

Шиверка на реке Косьве. Фото — svetatusheva

Сплавляться по Косьве лучше всего во второй половине мая — июне (когда в горах еще тает снег) или после обильных дождей. В противном случае препятствием для сплава могут стать мели и оголившиеся камни.

Река Косьва больше подходит для опытных туристов. Для новичков она может представлять опасность своими порогами и малолюдностью. В случае аварии сойти с маршрута будет невозможно. Места здесь дикие, нередко встречается хозяин тайги – медведь.

Все немногочисленные деревни на реке Косьве заброшены. Продукты на весь период сплава нужно брать с собой, докупить необходимое будет негде.

Косьва славится своей красивой, дикой природой. Это горно-таежная река, течение быстрое. На описываемом участке Косьва течет преимущественно с севера на юг, затем склоняется к юго-западу.

Верховья сильно изрезаны драгой и часто разделены на несколько рукавов. Встречается много перекатов, шивер и порогов. Имеются глубокие ямы и короткие плесы.

Главная опасность — Тулымский порог (или порог Медвежьи Головы) длиной около 6 километров. В путеводителе начала XX века об этом пороге написано:

«Косьвинские пороги лежат выше Троицкого рудника, в 6 в. ниже устья рч. Тыпыла. Пороги, по местному тулумы, образовались от заграждения р. Косьвы камнями и тянутся верст на 5-6. Главные пороги называются Большою и Малою медвежьими головами. Течение р. Косьвы здесь стремительное и, за немногими исключениями, она течет в глубокой горной теснине».

Есть и другие пороги, меньшей протяженности.

Порог на Косьве

Встречается много мелей (особенно в начале сплава). Возможно, придется проводить судно вручную (учтите, что вода в реке, бегущей с гор, очень холодная).

Берега Косьвы покрыты лесом. За каждым поворотом открываются необыкновенные виды на лесистые горы, причудливые скалы вонзаются в реку.

С реки открываются шикарные виды на высокие уральские горы и хребты, возвышающиеся неподалеку. На некоторые из них можно совершить радиальные восхождения. Например, стоит посетить гору Большая Ослянка (1119 м) – высшую точку Среднего Урала.

Здесь же, на берегу реки, – бывший поселок Большая Ослянка. В нем сохранились остатки лагеря для заключенных. Поселок обезлюдел совсем недавно – в начале 2000-х, поэтому еще сохранились домики поселка.

Большая Ослянка

До Широковского водохранилища вода в Косьве чистейшая, поскольку в верховьях реки нет ни предприятий, ни населенных пунктов.

Перед Широковским водохранилищем можно совершить волок до другой, не менее интересной реки – до реки Усьвы. От Косьвы до Усьвы в этом месте 7-10 километров. Здесь есть несколько дорог, но во избежание неприятностей стоит использовать gps-навигатор или внимательно следить за картой и компасом.

Можно плыть и дальше – по глади Широковского водохранилища. Но плыть по стоячей воде придется долго. Плаванье может затруднить встречный ветер и волна (к тому же при весеннем сплаве на водохранилище еще может быть лед).

Широковское водохранилище, Пермский край

Широковское водохранилище. Фото с сайта business-class.su

Широковское водохранилище вытянулось по Косьве с северо-востока на юго-запад на 25 километров. Ширина водохранилища – от 1 до 4 километров, прощадь 41 кв.км. Глубина — до 36 метров (средняя глубина – 12,9 метров).

Читайте также:  Река язык государство в африке

Водохранилище и Широковская ГЭС строились с 1942 по 1948 годы силами заключенных ГУЛага, большинство из которых составляли репрессированные калмыки. Многих калмыков депортировали прямо с фронта Великой Отечественной, от сталинских репрессий при этом не спасали и высокие награды, полученные за смелость в бою. Было много в Широклаге и советских немцев. Многие из узников так навсегда и остались в уральской земле. В поселке Широковском стоит памятный знак репрессированным калмыкам с надписью «Вечная память фронтовикам-калмыкам, погибшим на строительстве Широковской ГЭС в 1944 — 1945 гг.».

Широковская ГЭС – первая гидроэлектростанция на Урале.

Широковская ГЭС на реке Косьве, Пермский край

Плотина Широковской ГЭС. Фото — tasio

Интересно то, что 1 февраля 1956 года почти в центре водохранилища упал метеорит, пробивший толстый лед. На льду вокруг полынья осталась метеоритная пыль. Все попытки разыскать Широковский (или Углеуральский) метеорит на дне водоема не увенчались успехом. Поиски осложнялись большой глубиной водохранилища в этом месте (23 метра). Так что не только челябинский метеорит на Урале попадал в водоемы.

В поселке Широковский можно закончить сплав, либо обнести плотину водохранилища и продолжить сплав чуть дальше – до города Губаха. В окрестностях Губахи Косьва очень красива, здесь много скал и пещер, длина некоторых из которых доходит до нескольких километров. При желании в них можно заглянуть по окончании сплава. Также в черте Губахи и близ нее много исчезающих и снова выныривающих из-под земли речек (на картах они показаны пунктирами). Есть здесь и красивые каменные останцы.

Скалы на Косьве

Скалы на Косьве близ Губахи. Фото — vargasllosa

Сразу после Губахи река Косьва сильно отравлена шахтными водами, вытекающими из заброшенных шахт Кизеловского угольного бассейна. Здесь она совсем не похожа на ту чистую Косьву, что выше водохранилища. Так что ниже Губахи по Косьве лучше не плавать – вода грязная (употреблять ее для приготовления пищи и вовсе опасно для жизни), да и сама река после Губахи постепенно превращается в равнинную.

Из города Губахи на электричке или автобусе можно легко доехать до Перми, также через Губаху ходит поезд Соликамск — Екатеринбург.

Ниже Губахи к Косьве несколько раз подходит железная дорога, откуда на электричках можно доехать до Перми.

Продолжительность сплава по реке Косьве – примерно 5-7 дней. От точки начала сплава до поселка Широковский примерно 170-180 километров.

Рыбалка на Косьве

На верхней Косьве великолепная рыбалка. Здесь водятся такие ценные рыбы, как хариус и таймень. Также попадается на крючок щука, окунь, судак, голавль, ерш, плотва, чебак, язь, лещ и др. После Губахи рыбы в реке нет.

Источник

Река Косьва – разделяя Урал

Косьва – живописная река, протекающая по территории Пермского края и Свердловской области. В переводе с коми-пермяцкого, Кос-ва – «река с порогами или порожистая река». Река Косьва интересна своим географическим положением и красивыми достопримечательностями. Реку облюбовали рыболовы, а также любители сплавов. Большинство жителей Прикамья знакомятся с этой рекой, проезжая из Перми в Верхнекамье.

Географическое положение реки

Река Косьва находится вдали от популярных туристических маршрутов. Именно поэтому большинство людей мало знакомы с ее географией. Река интересна тем, что беря начало в Свердловской области, является природным разделителем Северного и Среднего Урала. Протяженность реки составляет 282 километра, что меньше средней протяженности аналогичных уральских рек.

Река Косьва в Пермском крае

Река Косьва получила свое название от порогов.

Косьва характеризуется слабым хозяйственным освоением. Единственный крупный хозяйственный объект на реке – это Широковская ГЭС, которая стала первым подобным сооружением на Урале. Сегодня, Широковская ГЭС – туристический объект, заслуживающий отдельного знакомства. Всем, кому интересны география и история XX века, мы рекомендуем посетить это место.

Широковская ГЭС на Косьве

Широковская ГЭС на Косьве

После Широковской ГЭС Косьва пересекает хребет Рудянский спой, на котором находится живописный Ладейный лог и гора Крестовая. Течение реки в этих местах становится более спокойным. Спустя 100 километров после ГЭС Косьва впадает в Каму.

Статья про Камскую ГЭС и город Чайковский, где находится Вотскинская ГЭС.

Сплав по реке Косьва

Река Косьва не так популярна, как Усьва или Чусовая. Это объясняется трудностью с заброской на сплав. Заброс на сплав происходит из Свердловской области, для заброса требуется транспорт повышенной проходимости. Протяженность сплава– свыше 100 километров, заканчивается у Широковской ГЭС. Для сплава весной необходимо иметь специальную подготовку и опыт.

Косьвинский камень на реке Косьва

Косьвинский камень недалеко от истока реки

Продолжительность сплава по Косьве составляет 8-9 дней. В ходе прохождения маршрута можно посетить гору Ослянка, у подножия которой протекает река. Сплав по Косьве желательно совершать в составе организованной группы, с человеком, знакомым с местностью. На протяженности всего маршрута сплава (до Широковской ГЭС) отсутствуют населенные пункты, поэтому необходимо позаботиться о запасах продовольствия.

Рыбалка на реке Косьве

Река Косьва богата рыбой, распространенной в акватории уральских рек. Здесь хорошо ловится сорога, лещ, чехонь и окунь. Реже встречаются щука, судак и хариус. Наиболее популярные места для рыбалки на Косьве находятся у Широковской ГЭС (перед плотиной по обеим сторонам ГЭС), а также у моста через Косьву на дороге Пермь-Березники. В обе точки рыбалки можно добраться на обычном транспорте.

Видео про реку Косьва

Источник

Река Косьва

Эта живописная река начинается в Свердловской области в 17 км южнее посёлка Кытлым, в результате слияния рек Большая Косьва и Тылай. В этих же местах возвышается гора Косьвинский камень. Вскоре Косьва оказывается на территории Пермского края, по которому и течёт большую часть своего пути. Впадает в реку Каму. В результате строительства Камского водохранилища в устье образовался обширный Косьвинский залив. Урез устья 108 м.

Длина реки Косьвы 283 км, площадь бассейна 6300 кв. км (а вместе с рекой Большая Косьва – 354 км и 7400 кв. км соответственно). Скорость течения от 0,7–1,0 м/с до 0,1–0,3 м/с. Самые большие притоки: Тылай, Кырья, Тыпыл, Няр, Большая Ослянка, Вильва.

Река Косьва около Губахи

Немного истории

По мнению лингвиста, специалиста по уральской топонимике А.К. Матвеева, название реки произошло от коми-пермяцкого «кось» — «порог», «перекат», «мель» и «ва» — «вода». То есть Косьва – «Порожистая вода».

Через Косьву проходил старый Бабиновский тракт. В прошлые века река Косьва имела значительное транспортное значение, на ней было несколько пристаней. С верховьев сплавляли руду, а от Губахинской пристани отправляли в барках уголь и чугун.

Вид на Косьву с горы Ладейной

Н.Н. Новокрещеных в «Записках УОЛЕ» (т. VI, вып. 2, 1882 г.) писал:

«В 1864 году Верхкосьвенский крестьянин Александр Жильнов заявил Кизеловскому управлению, что им во время охоты найдено в логу р. Ореховки, впадающей в Косьву, несколько кусков руды… Удалённость от завода, отсутствие к руднику дорог мало привлекали туда кого бы то ни было и дело шло тихо. К тому же сразу нужно было и основать поселение и ввести сплав руды, что при незнании в последнем случае реки вело к тому, что барки гибли. Со временем русло реки расчистили, утёсы сорвали порохом и самые опасные места сделали таким образом менее опасными. В 1875 году из десяти сплавленных барок погибло шесть и с тех пор началась расчистка русла, что продолжается впрочем и теперь».

Река Косьва около Губахи. Старое фото

От деревни Верх-Косьвинской неоднократно предпринимались попытки сплавов. В конце XVIII века оттуда пытались отправить медь с бывших Походяшинских заводов. Попытка не увенчалась успехом и, по сообщению Н.Н. Новокрещеных, выстроенные тут барки постепенно сгнили. В начале 1850-х годов заводовладельцы хотели эксплуатировать леса Растесской дачи и пробовали сплавлять по Косьве лес, но из-за нехватки рабочих из тысячи сплавленных брёвен до устья Косьвы у реки Камы дошло лишь семь.

Лишь с 1864 года по Косьве стали отправлять барки с Троицкого рудника в 52 км ниже деревни Верх-Косьвинской. Первое время случались многочисленные крушения. С 1875 года начались работы по расчистке Косьвы. Опасные места срывали и взрывали, благодаря чему позже сплав проходил обычно без аварий.

В советское время на реке велись интенсивные лесозаготовки. Лес по берегам выше плотины Широковской ГЭС вырубали, древесину отправляли вниз молевым сплавом. С тех времён дно Широковского водохранилища устлано утонувшей древесиной. Кое-где в верхнем течении реки ещё сохранились руины закрытых лагерей для заключённых.

Скала на реке КосьвеНа реке Косьва

Сплавы по Косьве и особенности реки

Косьва – горная река с многочисленными перекатами, шиверами и порогами. Наиболее серьёзен Тулымский порог (второе название – Медвежья Голова), перепад одной из его ступеней – около 2 м.

Верхняя часть реки дикая и достаточно труднодоступная (до Широковского водохранилища), населённых пунктов там нет. Туристические сплавы по Косьве начинают с территории Свердловской области, а заканчивают на Широковском водохранилище или чуть выше. Сплавляться по Косьве лучше всего в конце мая – июне или после значительных дождей. Летом река мелеет. Некоторые туристы перед Широковским водохранилищем совершают волок к реке Усьве (около 10 км), по которой продолжают сплав.

Река Косьва

Близ Косьвы стоит самая высокая гора Среднего Урала – Большая Ослянка (1119 м).

На Косьве неплохая рыбалка. В верхней части реки встречаются хариус и таймень, ниже — лещ, язь, плотва, окунь, судак.

Скалы на Косьве в Губахе

Широковское водохранилище

Это водохранилище построено для Широковской ГЭС. Протяжённость Широковского водохранилища около 25 км. Широковская ГЭС была пущена в декабре 1947 года. Это первая на Урале ГЭС средней мощности. При её строительстве в 1942 году рядом возник посёлок Широковский. Плотина Широковского водохранилища достаточно живописна. Ей длина 300 м, высота 40 м.

Водохранилище и Широковскую ГЭС строили в 1942-48 годах заключенные ГУЛага, большинство из которых были калмыками. Некоторых калмыков депортировали в Широклаг прямо с фронтов Великой Отечественной, от репрессий не спасали даже награды за смелость в бою. Были здесь и советские немцы. Многие погибли. В посёлке Широковском установлен памятник репрессированным калмыкам.

Плотина Широковской ГЭС

Площадь водоёма 31,8 кв. км. Максимальная глубина около плотины – 34 м, средняя глубина – 4 м (но по другим данным, 12,9 м).

1 февраля 1956 года в Широковское водохранилище упал метеорит. На месте падения на льду образовалось отверстие диаметром 42 см. Глубина здесь составляла 23 м. Водолазы пытались найти метеорит на дне, но безуспешно.

Широковское водохранилище

Река Косьва в районе Губахи

По берегам реки встречаются красивые скалы. Самая красивая и доступная часть реки находится около города Губаха. Здесь много живописных скал, встречаются пещеры. Особенно славятся скалы горы Ладейной. Около неё к реке выходит Ладейный лог с многочисленными пещерами (самая известная — Российская) и карстовым провалом. На левом берегу Косьвы возвышается гора Крестовая с популярным горнолыжным центром и скальным гребнем на вершине.

Гора Ладейная

В 2019 году на Косьве в черте Губахи снимали фильм по роману Алексея Иванова «Сердце Пармы». Здесь стоят декорации в виде деревянной крепости.

Декорации фильма

Интересна Косьва и многочисленными окаменелостями. Находки с Косьвы есть в геологических коллекциях многих музеев. Некоторые геологические разрезы объявлены памятниками природы (в частности обнажения Губахинское и Белая Гора).

Окаменелости с берегов Косьвы

В черте Губахи в Косьву попадают самоизливом отравленные шахтные воды из закрытых угольных шахт. Если выше Губахи Косьва – чистейшая горная река, то ниже река сильно загрязнена. Никаких мер по очищению шахтных вод не предпринимается.

Шахтные воды в Губахе

На правом берегу Косьвы расположен город-призрак Верхняя Губаха.

Читайте также:  Где находится река кия хабаровский край

P.S. Когда удастся организовать экспедицию со сплавом по Косьве, статья будет значительно дополнена.

Источники:
Матвеев А.К. Географические названия Свердловской области. – Екатеринбург, 2007.
Новокрещенных Н.Н. Разведки на золото в Ростесской даче, находящейся в северо-восточном углу Соликамского уезда // Записки УОЛЕ, т. XII, вып. 1, 1889.
Рундквист Н.А., Задорина О.В. Урал. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия
Энциклопедия Пермского края

Источник



Отчет: поход по рекам Косьва и Усьва

Эпиграф

Введение

Состав группы:
— Кузнецов Стас, stask@udm.ru, 1977 г.р. — командир, завхоз, кок.
— Широбоков Александр 1977г. — костровой, добытчик, мозг.
— Кузнецова Ирина 1977г. — дежурная.
— Ведерников Стас 1986г. — матрос.

Прохождение маршрута:

— река Большая Косьва (устье реки Малая Косьва, старая драга) — сплав
— река Косьва — сплав
— лесоучасток Чиркова — пешком
— река Усьва — сплав
— село Усьва

Заброска от Перми

14:40 (московское время) Поезд 086 Москва-Серов. Билеты 300 р (9,5$).

В Серове были в 5.40 (местное время). В 8:50 идет поезд до Карпинска (билеты 20 р — 0,7$). Это на самом деле поезд из Свердловска, в Серове он делиться на 2 части, одна идет до Североуральска другая до Карпинска. Поезд идет полупустой. Пока его ждали, расположились в скверике перед вокзалом. Мы с Иринкой пошли в город за едой. Магазины начинаются в километре от вокзала.

В Карпинске были около 10 часов. До Кытлыма ходят автобусы в 7 утра и в 15.30 через день. На утренний мы не успели, до послеобеденного ждать не хотели. От ж.д вокзала поехали на автовокзал в надежде найти машину и сделали это зря — от автовокзала довольно далеко до выезда из города, как потом выяснилось — дорога на Кытлым находится недалеко от ж.д вокзала и нам бы пойти туда и ловить попутку. Водитель частного автобуса, что вез нас на автовокзал сказал что можно попытаться нанять микроавтобус, парк которых находится недалеко от ж.д. вокзала, но те заломили цену 1.5 тысячи.

Помыкавшись по площади, мы договорились с водителем все того же автобуса, и за 700 рублей поехали в пустом автобусе в Кытлым. По пути дорогу нам перебежал бурундук. В Кытлыме были около 14:00.

Машину здесь найти не сложно, единственно, почему отказывают везти — мало бензина. С утра из Кытлыма до реки уезжает много рыбаков, но как же попадешь туда с утра.

Магазин был на обеде и хлеба докупить не удалось. Порыскали в поисках картошки, еле нашли по 70р за ведро. Ни у кого нету.

Мы договорились с водителем МАЗа на 300 рублей. Когда подошло время грузиться он вдруг сказал что повезет за 400, сторговались за 350.

Косьвинский камень роют военные, вернее роют шахтеры из Екатеринбурга, военные только служат. Все местные считают тайну этого строительства своим БОЛЬШИМ СЕКРЕТОМ для маленькой компании, поэтому даже подвипывший «Федорыч», который был нашим проводником, несколько раз повторил, что там просто шахты роют и все. Что же там на самом деле нам рассказал рыбак, в жизни шахтер из Екатеринбурга. Похоже, и Саддаму не снилось, что можно выстроить под землей.

Поехали по ужасной дороге до старой драги что в Устье Малой Косьвы на реке Большая Она Же. «Федорыч» был одет в одни спортивные штаны, но, тем не менее, порывшись где-то глубоко в кармане этих штанов, достал оттуда: бинокль и предложил смотреть вперед. Всю дорогу он отговаривал нас идти в Старый Тыпыл (Усть-Тыпыл), по его словам там живет Старик и поэтому нельзя. Водитель сказал, что там живут 2 жулика и еще кто-то.

После километров 20-и пути у МАза полетел задний мост. О ремонте не могло быть и речи. Мы отдали водиле оговоренные 300 рублей и пошли пешком. Вот она сила уговора — интересно, во сколько ему обойдется отбуксировать машину и отремонтировать ее.

Тащить вещи было невозможно — деревня теперь будет только на Усьве и у нас была еда на всю дорогу и байда. Нам тут же попался мужик на мотоцикле с самодельной коляской и собакой в ней. Погрузили туда Шурика и часть вещей, налегке отправились вдогонку. Из кустов вылез заяц и поковылял перед нами, он понимал, что нам не до него.

Дошли до места, откуда работала драга — завалы гравия. И тут произошло чудо. Нам на встречу выехал грузовик и, развернувшись, подъехал задом, нас встречали. Последние километра 3 пути доехали с ветерком. Это были рыбаки из Кытлыма, которые прониклись плачем Шурика о нашей незавидной судьбе и непомерной ноше. У одного из них были родственники из Ижевска, и мы немного потрещали обо всем этом. За подвоз мы с радостей отдали им бутылку. Вообще у нас было всего 3 бутылки, если бы мы знали какая разная будет у них судьба.

Когда собрали байду, к нам подошел рыбак и предложил поменять щуку на бутылку, мы отказались. Встали на воду в 18:00, сфотографировались и погребли. Вскоре (через километр) встали на правом берегу, замечательный галечный пляжик.

Только потом заметили, что в траве было аккуратное гнездо какой-то пичужки с 4-мя яйцами. Ночью она прилетала, с утра яйца были теплыми, но вряд ли они не погибли :(. Воистину: убил туриста — спас дерево.

Сплав

Поговорим о погоде: все дни была жара, только в последний день сплава в течение двух часов шел дождь и все оставшееся время погода хмурилась. Мы все сгорели, не взяли помады лечительной, губы потрескались так, как и зимой не бывает.

Из кровососущих тварей днем пауты, к вечеру и с утра комары и мошка. Не то чтобы смертельно, но досаждают. Брали с собой и жгли спирали от комаров, от остальных отмахивались, репеллентами пользовались только во время перехода с Косьвы на Усьву.

Весь май-июнь шли дожди, поэтому воды было много. Просыпаясь, каждое утро мы видели, как вода убывает, если бы шли недели на две позже, то клей бы у нас кончился еще раньше : и прохождение порогов было бы уже не таким веселым занятием.

В поезде забыли 3 коврика и приходилось обходиться оставшимися 3-мя. Один разрезали и положили под перед и зад кильсона, думали хватит: Потом когда поняли что не хватит, стали на день подкладывать в середину еще один, а ночью снимали его. Благо скоро на камнях немного погнули стрингеры и байда приобрела изящный прогиб а просовывание коврика стало беспроблемным. Но вместе с этим появилась другая проблема: теперь проклейка шкуры не совпадала с положением стрингеров, поэтому шкура в этих критических местах стала уязвимой для камней. К слову сказать, проклейка по кильсону к концу путешествия от частого использования сошла на нет.

У нас с собой было все, чтобы ловить рыбу: кораблик, сети, спининги, снасти для удочки, резинки, донки. И что же: за весь поход поймали одну щуку и окуня :(. Кораблик плыть отказывался: неудачная конструкция. Сеть моментом набивается травой и в нее никто не идет. На спининг ловить просто нет мест, да и навыка в мелкой быстрой реке ловить нету. На резинку попался хариус, но он, видимо, был не как все, поэтому и попался.

Весь день гребли через гравийные отвалы от драги. Река здесь состоит из множества проток, течение быстрое. Получили сквозные пробоины, в течение часа клеились. Обедали в Усть-Тыпыле, никаких жуликов не видели, вернее не искали. Сфотографировались на фоне Косьвинского камня и погребли дальше. На стоянку встали в устье реки Кырья — по правому берегу на повороте реки хорошие места.

Пожалуй, в этот день мы прошли наибольшее расстояние, километров 40, и все из-за быстрого течения. Думали, что обедать будем еще до порогов, на деле же проскочили их до обеда. При этом забирались на холм, что на правом берегу перед Усть-Тылаем в устье реки Тылай. Фотографировались.

Пороги слышно и видно из далека, так что неожиданно из-за поворота они не выскакивают. Все ступени проходили ближе к правому берегу. Несмотря на то, что в трехместной байде ехало 4 человека и все как один первый раз видели пороги, а вылезать на разведку никто не дернулся, все было весело и без потерь. Самая веселая вторая ступень порогов. Байдарку заливало, мы были мокрые по макушки, особенно доставалось впередсмотрящему Шурику, я как рулевой загорал на корме и мне доставалось только от боковых валов.

Следующие ступени менее приятны при прохождении, там мельче, а камней больше, постоянно насаживали байду поперек камней — там-то и приобрела она пресловутый изящный изгиб.

Между ступенями мы останавливались и все фотографировали. У нас собой был старый Зенит и к нему два объектива.

Прошли нежилую Верхнюю Косьву. Там обитает старик да старуха. Там, где мы еле уворачивались от мелей, старик рассекал на моторной лодке. На берегу расположились рыбаки на УАЗике.

Ночевали на острове. Пекли картошку с тушенкой в фольге. Спать было жестко — палатку ставили на галечном пляже, подстилали траву, но не помогло: с утра все болело.

Как обычно был жаркий солнечный день. Обедали на скалистом правом берегу ниже нежилой Малой Ослянки. К 17 часам подошли к Большой Ослянке, проплыли мост с разрушенной центральной секцией, на берегу стояли рыбаки из Перми. В деревне было заметно движение, ездили грузовики, ходили отдельные личности, но деревня нежилая. Встали на стоянку на острове за поворотом. Там несколько островов разделенных протоками и заросшими травой. Дак вот, надо проплыть подальше по реке и на правом берегу острова длинный пляж и обрывистый берег с поляной наверху. Там была плановая стоянка, в зарослях обнаружились развалины бани, утащили оттуда печку и на небольшом обрыве у берега вкопали ее и обложили камнями. Построили каркас, завтра будет баня.

Встали пораньше. Небо было затянуто облаками, и мы уже успели расстроиться, что на горе будем рассматривать туманы. Взяли с собой перекус и вдвоем со Стасом почапали вброд через протоку на берег, откуда уходила лесная дорога. Через 20 минут ходьбы она вышла на хорошую грунтовку, которая идет от Большой Ослянки, вдоль речки, за гору.

Прошли 40 минут по этой дороге, по пути набрали воды из ручейка. Тучи разошлись, стало ясно и жарко. Увидели каменистую дорогу направо и двинули по ней. Вернулись мы другим путем: если пройти подальше минут на 15-20, то направо в гору уходит просека, как-будто камни сыпались сверху вниз и расчистили путь на гору. Но, в общем, это не важно, забраться можно везде, лишь бы в лесу было сухо.

Подъем на вершину занял 2 часа. Гора выложена ступеньками, крутые подъемы чередуются с ровными площадками, покрытыми толстым слоем мха. На гору вышли около меньшего пика, который на карте обозначен 1030 метров. Заметили несколько заснеженных полянок у большего пика, идти до него было километра 2, после утомительного подъема нам этого делать расхотелось. Хорошо сделали, что взяли с собой ветровки, на верху дул холодный ветер, на следующий день горло все равно болело :(. На самом пике, как и положено, красовалась надпись «Я здесь был». С горы хорошо просматривалась западная долина, с востока несло облака, и небо было затянуто. Сделали несколько фотографий. Укрывшись от ветра, перекусили чем бог послал, и потопали обратно. На верху из живности заметили полчища пауков, которые разбегались уже метра за 2-3 от нас, то ли мы так топотали, то ли у них у всех по биноклю. Кроме пауков наверху нас встречала пичужка, которая потренькала вокруг нас, покружила и улетела.

Читайте также:  Характеристика одной из рек евразии по выбору

Спуск занял час-полтора, под камнями журчала невидимая речка, по дороге заметили много грибов, собирали их, пока шли по лесной дороге (километра 2), ведущей к острову. Уже вечером пережарили, хватило на два дня грибной кухни.

За день ходьбы стерли себе ноги, вид с горы оказался не очень впечатляющим, я ожидал чего-то большего: то ли гора была меленькая, то ли мало попотели, пока ползли наверх. Конечно, наверху мы крикнули «Ура!», но было чувство неудовлетворенности.

Дома нас ждала почти готовая баня, накрыли ее тентом из таффеты с покрытием из серебрянки, ничего у нас не расплавилось, правда, над печкой мы положили что-то напоминающее деревянную столешницу. У нас было мягкое сидение из советского автобуса, ну раз так, то мы на нем и сидели. Жару хватило всем, правда под конец, когда в бане в последний раз собралась вся компания, пар был мокрый, и мы сидели в тумане.

Ну а после баньки, конечно же, тяпнули и спали очень хорошо.

За этот день мы должны были доплыть до речки Чирковки. Днем проплыли мимо нежилого Троицка, от которого не осталось ни одного дома, и такого же Рассольного. К вечеру были у места перехода. Сначала на левом берегу впадает ручей, потом метров через 300 заболоченное устье реки Чирковки. Остановились ниже места впадения этой речки — ближе к дороге в лес. На ужин хотели прикончить бутылку, положили ее в воду, чтобы охладить. Когда пришло время наливать, оказалось что внутренности разбавило водой — пришлось вылить :(. Так закончилась история второй бутылки.

Вышли в 12 часов. Сначала шли минут по 20, отдыхали минут по 5. Через час такой ходьбы дошли до лесоучастка, там стоят останки техники и разваленные дома. Чем дальше в лес, тем дольше и чаще приходилось отдыхать — груз становился неподъемным. Шли по описанию трех путешественников на TAZу, найденном в Инете. В лесу, на развилке, где они выбрали правую идущую в гору, более накатанную колею, мы решили, что мы умнее и пошли по дороге, которая идет навстречу нашей и уходит в низ на северо-восток. Когда прошли ложбину с ручейком (набрали воды), вскоре вышли на широченную хорошую дорогу. На карте ее не было, но это нас не смутило и мы пошли на северо-восток, мимо реки не промахнулись бы в любом случае — слева высокие холмы, была вероятность только, что нам придется выйти выше, чем урочище Побоище. В результате так и получилось, эта дорога километров через 5-6 раздваивается и оба отростка идут по когда-то вырубленным лесам вниз к реке.

С этой дороги попасть на Побоище можно — там есть заросший отворот направо, но он был слишком заросший для нас, привыкших к хорошим дорогам, к тому же пройдя по нему, я уперся в болото (в ложбине течет ручей, впадающий в Усьву), дорога есть, пройти можно, но мокро. К тому же мы не знали, где мы находимся и что это за отворот.

В результате мы прошли на 5 километров больше, чем было запланировано и на реку вышли на 5 км выше, чем рассчитывали. На карте это место обозначено как брод, на нашей карте была обозначена дорога, идущая к этому месту от урочища вдоль берега, мы же шли по дороге, которая идет вдоль реки, на расстоянии 2-3 километров от нее.

На Усьве мы появились в 21 час, весь путь занял 9 часов. Вброд перешли реку, немного ниже на левом берегу была хорошая стоянка с готовыми дровами. Вымылись в реке, хорошо поужинали и завалились спать.

Этот день был самым тяжелым за весь поход. Днем мы не обедали, был небольшой перекус из орехово-сухофрукто-медовой массы, ну и весь день пили как лошади. В лесу всю дорогу нас сопровождали полчища паутов — мазались реппелентами — помогло.

Самым стойким оказался самый молодой участник похода — Стас, ему было 18, а нам всем по 25-26. Но, тем не менее, именно он всю дорогу заводил и тормошил нас. Его окрики «Встать! работать, негры, солнце еще высоко» и «Да что мы, разве не дойдем, да нам это раз плюнуть, да я только во вкус вошел» сделали свое дело. Ночевали мы на берегу Усьвы.

Вода в Усьве гораздо мягче, чем в Косьве. Об этом нам подсказал чай, который заваривался не в пример лучше, пена на воде, да и просто — попейте воду из обеих речек и вам не надо будет ничего заваривать, чтобы определить это. Скорость течения заметно ниже, чем в Косьве, нам, привыкшим мерить километраж десятками, приходилось вспоминать прошлогодную Сылву и налегать на весла. Стали появляться омуты и заросшие травой подводные камни. Почти исчезли кедры, кто-то говорил, что это были вовсе не кедры, а кедровые лиственницы.

Остановились на свежескошенном правом берегу, ниже устья Большого Басега. Нагребли сена под палатку — получилась замечательная перина. На сенокосах работают безгодовские жители. Сенокосы начинаются от урочища Побоище, и добираются до них кто на грузовиках, кто на моторных лодках. Один из таких лодочников причастен к незавидной судьбе нашей третьей бутылки.

Мы с комфортом расположились на полянке, положили, как и повелось, бутылочку в воду, запекли картошки с тушенкой, проехал мужик на моторке, мы уже было напряглись, что нас будут ругать за осквернение покоса, но случилось непоправимое. Когда пришло время достать бутылку, мы с ужасом обнаружили, что волной от лодки ее унесло. Даже расстроились немного. Но, видимо, кому-то было угодно, чтобы в этом походе мы обходились без профилактических мероприятий. Компенсацией нам был замечательный сон на толстенной подстилке со всеми сопутствующими ароматами.

К обеду добрались до Безгодово. Магазин находится в глубине деревни. Там не оказалось хлеба и сахара — все увезли на покос. Сегодня вечером должен быть завоз, а нам достались одни остатки. Купили гигиеническую помаду! Наши израненные сгоревшие губы и носы дергались от счастья. В деревне было два дома, у кого были куры, как нам объяснили, корм нынче дорогой, потому и не держат. По дороге, которая поднимается от реки, в первых же домах купили все кисломолочное, яйца.

В деревне разруха, леспромхоз превратился в ЗАО и скорее мертв, чем жив, работы нету.

На обед остановились на левом берегу, проплыв километр от нового автомобильного моста.

На стоянку остановились рано, около уреза Шпалорез в 17 часов. Байдарка, груженая продуктами и лакомствами, плыть отказывалась. На дне омута заметили не шпалы, а рельсы. Кроме того, на правом повороте речки был замечательный галечный пляж. Напротив был высокий скалистый берег, перед ним замечательный омут.

Это был праздник живота. Однообразная сухоеда сменилась деревенскими разносолами, творогом, сметаной, пожарили блины. В банке с надписью «Черника повидло» оказалось яблочное повидло с ароматизатором, разумеется, идентичным натуральному. Рядом остановились рыбаки из Свердловской области на резиновых лодках, угостили нас жареными хариусами.

В омуте ставили сеть, но неудачно. На спининг попалась щука и окунь — завтра будет уха.

Погода хмурилась, вскоре после отправления пошел дождь и шел часа 2. Мы успели порядком вымокнуть, но зато бодро гребли, когда было уже проголодались, дождик кончился и мы остановились на обед, вышла замечательная уха. Щука и окунь были страшно жирными и наваристыми.

Остановились в километре-двух ниже поселка Громовой. На высоком правом берегу обнаружилась плановая стоянка с баней у воды. Муки на блины не хватило, — насыпали крошки от печенья. Мне пришлось привлечь все свои кулинарные таланты, чтобы переворачивать подгоравшую и разваливающуюся субстанцию на сковороде. Сахар нам заменяли растворенные в воде карамельки. Вся полянка была обвешена спиралями от комаров и вечер прошел в комфорте.

Проснулись пораньше (в 7 часов), чтобы не опоздать на всякие паровозы. Наскоро перекусили манной кашкой. Сахара не было, поэтому растворяли конфетки и вливали эту чачу в кашу. Погода была мерзкая: холодно и преддождливо. Поехали. Прошли какое-то подобие порогов, успели огорчиться, что это все. Река стала глубже и все сужалась. Дно и берега из больших плит с острыми краями. Тут мы и увидели порог, ну как всегда без разведки сунулись по центру и сразу получили 2-е пробоины, они были расположены так удачно, что оказалось возможным ехать дальше: двое пальцами затыкали дырки, двое гребли. Само собой, что при этом было невозможно отгрести от прижима, который обнаружился за поворотом. Вылетели благополучно на плиту, снялись с нее и погребли. Оставалось километра 3-4 пути, а у нас двое затыкают двое гребут. По берегам камни рыжего цвета, мелко, нисколько не живописные виды села по обоим берегам. Встали за железнодорожным мостом справа.

Электрички идут в 13.50 и в 14.34 местного времени, следующая в 18 с чем-то и с нее уже не успеваешь на электричку Чусовская-Пермь, которая идет вроде в 17.20. Расположились с комфортом в пустом вагоне, билеты у нас никто не проверял. Устроили перекус. В Чусовской сразу пересели на уже стоявшую электричку до Перми.

В Перми были в десятом часу, билетов до Ижевска, конечно же, не было и мы устроились ночевать на вокзале. Рядом расположилась группа туристов из Сыктывкара, которые после 20-и часового переезда на автобусе застряли на ночь на вокзале. Они добирались до Чусовой. Дорога уже отбила половину желания, кроме того, за каждым деревом им мерещились толпы кровожадных клещей. Вообще не первый раз сталкиваешься с тем, что во всей стране люди уверены, что мы здесь живем, спим и едим с клещами из одной тарелки. Мы подлили масла в огонь и рассказали о прочитанных в интернете историях об украденных на Чусовой местными жителями плавсредствах.

Наши и сыктывкарские тела плотным кольцом облегли аптечный ларек, тела ворочались и натыкались на непонятно откуда взявшийся ларек. При этом все громыхало, и тетенька внутри вздрагивала, выходила с обходом и охала. Рядом коротала ночь женщина преклонного возраста, с которой мы проболтали значительную часть ночи в разговорах о реках и всем таком: она оказалась походницей со стажем, была везде, что течет на Среднем и не слишком Северном Урале. Сегодня днем она вернулась домой из похода и тут же ночью поехала в Москву к дочери в гости — вот что значит, спешить жить.

С утра на первом трамвае добрались до автовокзала и без приключений уехали на автобусе в Ижевск.

Источник

Adblock
detector