Меню

Шишкина школа балет лебединое озеро

Путешествие в сказку Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Лебединое озеро»

Александра Веремеенко
Путешествие в сказку Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Лебединое озеро»

Путешествие

в сказку

Знакомство с балетом П. И. Чайковского

«Лебединое озеро»

Вы со сказкой никогда,

Никогда не расставайтесь.

Пусть бегут, бегут года –

К сказкам снова возвращайтесь!

1. Воспитывать эмоциональное отношение к живописи, классической музыке, искусству слова.

2. Развивать воображение, фантазию, умение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности.

3. Закрепить знания об особенностях некоторых шедевров мировой культуры, созданных композиторами, поэтами, художниками.

• портреты П. И. Чайковского,

фонограммы: музыка из балета “ Лебединое озеро”,

• иллюстрации балета.

– Итак, мы с вами сегодня отправляемся в сказочное путешествие. В нашем путешествии примут участие музыка, проза, поэзия, живопись, сказка, фрагменты из мультфильма и кинофильма. Садитесь поудобнее, прикройте глаза… начинаем…

(Звучит “Интродукция” из балета П. И. Чайковского)

– Сгущаются сумерки. Лес замер в ожидании чуда. На озеро опустился голубовато–серебристый туман, приглушил его сияющее зеркало… Из–за макушек вековых сосен торжественно выплывает луна. Она протекает сквозь синеватую пелену и становится похожей на задымленное круглое стеклышко или на потускневшую жемчужину. Окружающий лес утонул во тьме и бросает на воду темную тень.

– Но что это? Какие–то необычные звуки нарушают здешнюю тишину. Это из зарослей величественно выплывают лебеди.Всмотритесь: может быть, это юная царевна со свитой, заколдованные злым волшебником.

– Кажется, что всё поёт. Эта мелодия завораживает, манит в волшебную страну грез. Там, где музыка, – там и волшебство.

– Понравилось ли вам путешествие к озеру? Что вы из него запомнили?

– Во время словесного рассказа раздавалась музыка. Созвучна ли она по настроению, по ее особенностям тому лесному пейзажу, о котором шла речь?

– Она “словно соткана из легких, прозрачных звучаний, и поэтому слушать ее нужно не дыша, чтобы не вспугнуть очарования волшебства”. Кудеснику–композитору очень хотелось рассказать о том, как таинственны лесные озера, как рождается на их берегах сказка.

– И так Действие I. Юный принц Зигфрид достиг совершеннолетия. К нему собрались друзья. Веселье прерывает владетельная принцесса – мать Зигфрида, которая сообщает ему, что завтра на балу ему предстоит выбрать невесту среди девушек, приглашенных на праздник. Над парком, где веселится принц Зигфрид с друзьями, пролетает стая лебедей. Ночью Зигфрид отправляется поохотиться на лебедей. И что же он видит?

Белые лебеди – это прекрасные девушки, заколдованные злым Гением – Ротбартом. Только по ночам превращаются они в людей. Лебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу, к берегу темного озера, около которого высятся развалины мрачного замка.

(Прослушивание “Танца лебедей”).

– Какие чувства передавали девушки в своем танце? (Ответы детей: боль, печаль, тоску. Они страдали от того, что потеряли свободу и не могут снова стать людьми.)

– Вместе с обаятельными и грациозными девушками–лебедями на озере резвились и маленькие лебеди, помните? А какие они? Какой образ нарисует ваше воображение? Как они танцуют?

(Прослушивание “Танца маленьких лебедей”).

– Эта музыка трогательно проста, поэтична, исполнена наивной грации. Музыка привлекательна. Чайковский великолепно использовал здесь звучание деревянных духовых инструментов. Отрывистые, легкие звуки двух гобоев и аккомпанирующих им фаготов воспроизводят “топчущиеся” изящные и слаженные движения танцующих маленьких лебедей.

– А теперь представьте, что вы – маленькие лебеди, и потанцуйте. Только не все вместе, а по нескольку человек.

(Звучит современное переложение “Танца маленьких лебедей”)

– Здесь, на берегу озера, принц встречает прекрасную Одетту. Их сердца загораются любовью. Что же принц обещал Одетте?

(Ответы детей: принц поклялся в любви.)

– Да, ее красота очаровывает принца, и он клянется девушке–лебедю Одетте в вечной любви. Только искреннее чувство может спасти Одетту и ее подруг от злых чар Ротбара. И это спасет их от заклятья и вернет свободу.

– Почему принц так полюбил Одетту? Какая она, расскажите!

(Ответы детей и прослушивание фрагмента “Одетта” – адажио из балета “ Лебединое озеро”).

– Второе действие. Бал. По приказу матери принц должен выбрать себе невесту. На балу самые разные принцессы танцуют с Зигфридом, но он ни на кого не обращает внимания. И вдруг замечает девушку, очень похожую на Одетту. Кто же это?

Читайте также:  Картинки берегов озера байкала

(Ответы детей: это Одиллия, дочь злого волшебника).

– Вы правы. Она поразительно похожа на Одетту. Злой Гений приказывает ей очаровать Зигфрида и вырвать у него признания в любви. Они решили обмануть принца, чтобы помешать ему освободить от заклятия Одетту.

– Внешне Одиллия очень похожа на Одетту. А какая она по характеру? Давайте послушаем музыку.

(Звучит фрагмент “Одиллия”, выслушиваются ответы детей).

– Да, она холодная. Но принц, не узнав Злого Гения, принимает Одилию за свою возлюбленную – Одетту. Он объявляет матери о своем решении жениться не этой девушке. Колдун торжествует! Клятва нарушена, теперь Одетта и ее подруги погибнут. В это время в окне появляется Одетта. Зигфрид в отчаянии. Он понимает, что стал жертвой обмана. Но уже поздно – клятва произнесена. Ротбар и Одиллия исчезают. Несчастный принц в порыве отчаяния убегает к озеру.

Снова на озере страшная буря. Это злой волшебник хочет помешать принцу встретиться и объясниться с Одеттой. Но Зигфрид пробивается сквозь грозу и мрак, сквозь злые чары и все преграды. Добро побеждает зло.

– Подведем итог. Вы видите, композитору так удалось рассказать о добром и светлом, злом и жестоком, что вы, слушая музыку, узнаете и добрую Одетту, и холодную Одиллию.

– О персонажах балета можно рассказывать и с помощью красок. Но сначала подумайте, какие краски вы подобрали бы, рассказывая о добром, светлом? И какие краски для того, чтобы рассказать о злом, жестоком? Вот теперь приступайте к рисованию.

(Раскрашивание индивидуальных заготовок – лебедей).

– После путешествия вы получили задание нарисовать то, что вам понравилось в нашем путешествии?

Конспект для подготовительной группы

«Лебединое озеро». Оформление детской площадки«Лебединое озеро». Оформление детской площадки «Лебединое озеро» — оформление детской площадки. Цель: создать условия для организации оздоровительной, познавательной, творческой деятельности.

«Лебединое озеро» своими руками«Лебединое озеро» своими руками Доброго времени суток дорогие МААМовцы! Недавно я рассказывала в своем блоге, как мы украшали корабль осенними цветами. Сегодня хочу представить.

Комплексная НОД «Путешествие в сказку» Цель: создать условия для закрепления ранее изученного: форма, величина, цвет, количество. Задачи: — учить видеть основные формы предметов,.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе. Знакомство с творчеством П. И Чайковского ЦЕЛЬ: Познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных.

Конспект занятий по лепке «Лебединое озеро» в старшей группеКонспект занятий по лепке «Лебединое озеро» в старшей группе Конспект занятия по лепке в старшей группе. Лебеди на озере. Программные задачи: Расширять знания о водоплавающих птицах. Продолжать учить.

Мастер-класс по модульному оригами «Лебединое озеро»Мастер-класс по модульному оригами «Лебединое озеро» Для изготовления лебедей нам понадобится белая бумага формата например «А 4». Вначале нарезаем прямоугольники. Для больших лебедей.

Мастер-класс «Лебединое озеро счастья»Мастер-класс «Лебединое озеро счастья» «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев, От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

НОД «Путешествие в сказку «Репка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 г. Курганинска Конспект непосредственной образовательной.

Проект «Путешествие в сказку» Проект «Путешествие в сказку» Выполнила: воспитатель Раднаева Г. Г. 2016 г. Путешествие в сказку. Мотив: В группу.

Вечер развлечения «Слушаем сказку» (По произведениям Грига, Чайковского, Бизе) Вечер развлечения «Слушаем сказку» (По произведениям Грига, Чайковского, Бизе)Цель: Развивать у детей умение чувствовать характер музыки,.

Источник

Большой театр обновил «Лебединое озеро». Каким стал легендарный балет ― фото

В новой версии «Лебединого озера» появятся ранее утраченные номера, обновятся музыкальные фрагменты и общая драматургия на фоне роскошного сценического оформления. Как изменилась легендарная балетная постановка ― вы увидите первыми в фотоленте Sputnik.

Премьера обновленного «Лебединого озера» в постановке художественного руководителя Большого театра Валентина Елизарьева состоится в субботу 15 мая, по слухам, в гости ждут президента Александра Лукашенко с сыном Николаем.

«Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского на протяжении всего XX века был и по-прежнему остается самым популярным балетным спектаклем в мире, и именно с него многие начинают знакомство с искусством балета.

Поклонникам легендарного спектакля в обновленной белорусской версии обещаны новые хореографические и музыкальные фрагменты, которые маэстро Елизарьев готовил лично. При этом белорусский хореограф с мировым именем сохранил в балете основу хореографии Мариуса Петипа, Льва Иванова и Асафа Мессерера.

Читайте также:  Ладожское озеро со стороны питера

Белорусская труппа не раз возила «Лебединое озеро» на зарубежные гастроли, и сам Елизарьев также ставил этот балет не только на родине в Минске, но и в Токио.

Художником-постановщиком обновленного балета выступил народный художник России Вячеслав Окунев, с ним маэстро Елизарьев уже создавал национальный балет «Страсти (Рогнеда)», удостоенный Госпремии Беларуси. Кроме того, одна из недавних работ Окунева для белорусской сцены ― опера «Князь Игорь».

Новую музыкальную редакцию балета создал дирижер Владимир Оводок, сохранив при этом оригинальную партитуру великого Чайковского.

Главные балетные партии в обновленном «Лебедином озере» ― роли Одетты (Одилии) и Зигфрида исполняют как опытные народные артисты Ирина и Олег Еромкины, так и молодой сценический дуэт Людмила Уланцева и Артем Баньковский.

По приглашению Валентина Елизарьева на сцену вернулась заслуженная артистка Беларуси Татьяна Шеметовец, в «Лебедином озере» опытная балерина исполняет роль королевы.

На пресс-конференции накануне главной премьеры сезона маэстро Елизарьев признался, что давно готовился к этой работе, исследовал исторические материалы, поднимал архивы. Речь идет не только о реставрации хореографии и более логичной драматургии, но и о возвращении в спектакль номеров, которые постепенно исчезали из постановки: русский танец, танец клоунов, отдельные мизансцены и большие сцены, а также о восстановлении оригинальных второго и четвертого актов. В итоге «Лебединое озеро» возвращается на сцену в новом художественном виде.

И в завершение сюрприз от маэстро Елизарьева: финал «Лебединого озера» обещан счастливым.

Источник

ВидеоПриз ру

шишкина школа балет

Музыка 71. Балет П.Чайковского

Подпишитесь на канал Шишкиной школы и смотрите новые уроки: http://www.youtube.com/user/ShishkinaShkola Шишкина .

Музыка 31. Опера — Шишкина школа

Подпишитесь на канал Шишкиной школы и смотрите новые уроки: http://www.youtube.com/user/ShishkinaShkola Шишкина .

Музыка 72. Чайковский.

Подпишитесь на канал Шишкиной школы и смотрите новые уроки: http://www.youtube.com/user/ShishkinaShkola Шишкина .

Музыка 66. Опера Н.Римского-Корсакова

Подпишитесь на канал Шишкиной школы и смотрите новые уроки: http://www.youtube.com/user/ShishkinaShkola Шишкина .

Азбука цирка 18. Балет на канате — Шишкина школа

Юные зрители побывают в цирковых школах, познакомятся с начинающими и опытными артистами цирка, в том числе и с .

Музыка 38. Концерт — Шишкина школа

Подпишитесь на канал Шишкиной школы и смотрите новые уроки: http://www.youtube.com/user/ShishkinaShkola Шишкина .

Азбука цирка 29. Воздушное кольцо — Шишкина школа

Все дети любят ходить в цирк. Зрелище на манеже завораживает — все выглядит праздничным, лёгким, радостным, .

Музыка 64. Опера М.И.Глинки

Подпишитесь на канал Шишкиной школы и смотрите новые уроки: http://www.youtube.com/user/ShishkinaShkola Шишкина .

Музыка 34. Оперетта — Шишкина школа

Подпишитесь на канал Шишкиной школы и смотрите новые уроки: http://www.youtube.com/user/ShishkinaShkola Шишкина .

Музыка 50. Вокализы — Шишкина школа

Подпишитесь на канал Шишкиной школы и смотрите новые уроки: http://www.youtube.com/user/ShishkinaShkola Музыка 50.

Музыка 28. Канон — Шишкина школа

Подпишитесь на канал Шишкиной школы и смотрите новые уроки: http://www.youtube.com/user/ShishkinaShkola Шишкина .

Азбука цирка 21. Фестиваль. Часть 2 — Шишкина школа

Юные зрители побывают в цирковых школах, познакомятся с начинающими и опытными артистами цирка, в том числе и с .

Музыка 54. Полька — Шишкина школа

Подпишитесь на канал Шишкиной школы и смотрите новые уроки: http://www.youtube.com/user/ShishkinaShkola Шишкина .

Азбука цирка 40. Кольца малые — Шишкина школа

Все дети любят ходить в цирк. Зрелище на манеже завораживает — все выглядит праздничным, лёгким, радостным, .

Музыка 36. Джаз — Шишкина школа

Подпишитесь на канал Шишкиной школы и смотрите новые уроки: http://www.youtube.com/user/ShishkinaShkola Шишкина .

Музыка 32. Романтизм — Шишкина школа

Подпишитесь на канал Шишкиной школы и смотрите новые уроки: http://www.youtube.com/user/ShishkinaShkola Шишкина .

Музыка 48. Шумовые инструменты — Шишкина школа

Подпишитесь на канал Шишкиной школы и смотрите новые уроки: http://www.youtube.com/user/ShishkinaShkola Сегодня .

Музыка 69.

Подпишитесь на канал Шишкиной школы и смотрите новые уроки: http://www.youtube.com/user/ShishkinaShkola Шишкина .

О Балете

Anna Cours de danse

Шишкина школа рассказывает о балете.

Азбука цирка 22. Дети — Шишкина школа

Юные зрители побывают в цирковых школах, познакомятся с начинающими и опытными артистами цирка, в том числе и с .

Источник



«Лебединому озеру» 140 лет: десять фактов о самом популярном балете

«Лебединое озеро» давно вошло в круг самых любимых балетов во всем мире. Между тем, история шедевра, ознаменовавшего собой начало новой эпохи в балетном жанре, складывалась не так блистательно. Скорее, драматически. В материале m24.ru собраны факты, касающиеся создания этого замечательного, новаторского произведения, интерес к которому не ослабевает уже 140 лет.

1. Балет «Лебединое озеро» хронологически относится к концу московского периода в жизни композитора. Об этом времени биографы Чайковского говорят как о годах «плена» педагогической службы, связанной, впрочем, с осознанием молодым Чайковским своего предназначения. Променяв полнокровную и стабильную, в чем-то не вполне устроенную жизнь на артистические странствия, музыкант открыл для себя путь к композиторскому призванию.

В Москве Чайковский написал огромное количество самой разной музыки: 5 опер, 4 симфонии, около сорока романсов, программные произведения. Критики расценивали обращение композитора к жанру балета как смелый шаг, так как весь массив ранее созданных произведений сформировал отношение к этому виду искусства как к зрелищу чисто развлекательного характера. Чайковского давно привлекала мысль осуществить творческие идеи в этом жанре, что совпало и с материальной заинтересованностью: «взялся за этот труд отчасти ради денег», – писал он Римскому-Корсакову.

Читайте также:  Пансионаты озеро рица абхазия

2. Большой театр, которому предстояло первым поставить новый балет, на тот момент обладал весьма скромными (по сравнению с Петербургом) творческими ресурсами, а его танцовщики и вовсе считались «периферийной труппой». Театр никак не мог решить сложности, возникавшие время от времени из-за смены хореографов. Чайковский, искушенный балетоман, объективно оценивал талант людей, первыми представивших его творение. По мнению русского музыкального критика Германа Лароша, чешский хореограф Вацлав Рейзингер поставил «едва ли не самый казённый, скучный и бедный балет, что дается в России». Тем не менее, первая постановка «Лебединого озера» просуществовала в репертуаре Большого по меркам той эпохи достаточно долго – шесть лет. Балет выдержал 39 показов.

3. Чайковский скрывал переживания по поводу относительной неудачи своего первого балета. А после его отъезда из Москвы труппа театра начала позволять себе вольности – заменять музыку Чайковского вставками из других балетов. «Хорош мой балет или плох, но мне хотелось бы одному нести ответственность за его музыку», – говорил композитор.

4. В конце 1877 года после просмотра балета Лео Делиба «Сильвия» Чайковский дважды в переписке с Надеждой фон Мекк и Сергеем Танеевым назвал «Лебединое озеро» «чистой дрянью». Автор сурово судил не только партитуру своего балета, но и более ранние сочинения. Исследователи творчества Чайковского полагают, что он не обратил внимание на слабость литературно-драматической основы «Сильвии», но нашел в ней множество чисто музыкальных достоинств. Этот интерес затмил собой все прочие недостатки балета Делиба.

5. «Лебединому озеру» предшествовал замысел четырехактной «Сандрильоны» (то есть «Золушки»). Этот балет также предназначался для сцены Большого театра, но по неясным причинам композитор от него отказался. Судьба созданных эскизов также неизвестна.

Гала-концерт в честь 140-летия «Лебединого озера»

6. Принимаясь за «Лебединое озеро», Чайковский не рассчитывал совершить открытие в жанре. Тем не менее, им было создано реформаторское произведение: «первый психологический балет», «балет-драма». В этом «Лебединое озеро» разнится, скажем, со «Спящей красавицей». Балетный критик Александр Демидов называл их в своей монографии «антиподами».

7. Чайковского не стало 6 ноября 1893 года. Через несколько месяцев в Мариинском театре в память о композиторе состоялся показ второй картины «Лебединого озера». Успех этого вечера определил вопрос о возрождении всего балета. Замысел осуществился в 1895 году. Спектакль был приурочен к бенефису балерины Пьерины Леньяни (эта виртуозная танцовщица познакомила публику с невиданным трюком – 32 фуэте). Благодаря работе двух балетмейстеров – Мариуса Петипа и Льва Иванова – «Лебединое озеро» утвердилось на сцене, обрело долгую и успешную репертуарную жизнь в театрах по всему миру. Критика писала, что несмотря на вмешательство в партитуру балета, полную переоркестровку, осуществленную Рикардо Дриго, купирование кульминационной сцены бури, перестановку номеров, балету в целом это пошло на пользу.

8. В 1953 году еще одной вехой в истории «Лебединого озера» стал спектакль на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, созданный Владимиром Бурмейстером. Он вернул ту часть музыки Чайковского, которую хореографы обычно исключали из постановки. Бурмейстер изменил финальную сцену: его балет заканчивался уничтожением злых сил и победой добра и любви. Девушка-лебедь в человеческом облике обретала счастье с прекрасным принцем.

9. Современное «Лебединое озеро» – материал для эксперимента. В 1995 году вышла одиозная постановка британского хореографа Мэтью Боурна, в которой все партии исполняли мужчины. Интересно, что в этом либретто критики усмотрели непосредственную связь с отношениями членов королевской семьи Великобритании и событиями, которыми в то время пестрела газетная хроника.

10. Майя Плисецкая рассказывала, как Евгений Светланов дирижировал «Лебединое озеро» в Пекине в 1959 году. «Я была потрясена: в третьем акте, который начинается трубами на выход Одилии. меня накрыл целый взрыв звуков в невероятном темпе. Но я успела, и это было страшно эффектно. Дальше, уже в финале, идут туры по кругу, и Светланов вновь задал такой темп! Я начала круг и подумала: «Или насмерть, или выжить!».

Источник

Adblock
detector