Меню

Шкворень актер угрюм река

«Угрюм-река» — полная экранизация романа Вячеслава Шишкова

Драматическая история Прохора Громова — мечтателя, капиталиста, первопроходца и преобразователя Сибири, идущего к цели, не жалея ни себя, ни других

Многосерийный фильм «Угрюм-река» — возможность взглянуть на классическое произведение и актуальные до сих пор проблемы – стремления к наживе, нездоровому эгоизму и неуемной страсти под углом нынешнего времени.

В центре сюжета — трагедия главного героя и история освоения Сибири. Масштабные съемки и экспедиции, потрясающий состав создателей и артистов обещают сделать фильм главным телевизионным проектом года!

История создания произведения «Угрюм-река»

В далеком 1928 году писатель Вячеслав Шишков выпустил в свет одно из главных своих произведений – роман «Угрюм-река». Основа произведения – реально существовавшая история, которую писатель узнал во время службы техником в Томском округе водных путей сообщения. Там он работал вместе с Николаем Ефимовичем Матониным — потомком богатейшего предпринимательского рода.

Видимо, Матонин и рассказал Шишкову о жизни золотопромышленников енисейской тайги, ведь прототипами членов семьи Громовых в романе «Угрюм-река» стали купцы Косьма Куприянович, Аверьян Косьмич и Николай Ефимович Матонины, которых в крае считали кровопийцами и убийцами. В основе романа также — богатейший личный опыт самого Шишкова в качестве путешественника: с 1900 по 1920 год он проводил ежегодные экспедиции на реках Иртыш, Обь, Бия, Катунь, Енисей, Чулым, Лена, Нижняя Тунгуска и Ангара.

Угрюм-река — название не существующее, в романе описана река Нижняя Тунгуска, автор также немного изменил названия населённых пунктов: например, Подволочная — Подволошино, Почуйское — Чечуйск.

Сюжет фильма «Угрюм-река»

Отец и сын Петр и Прохор Громовы влюбляются в одну женщину – роковую красавицу Анфису Козыреву. Чтобы избавиться от соперника, отец отправляет Прохора в опасный путь: поручает пройти непроходимую доселе Угрюм-реку.

Прохор выполняет поручение, но возвращается в родное село совсем другим человеком: теперь он намерен покорить всю Сибирь. Постепенно жажда золота и одержимость собственным величием приводят Прохора к краху.

Создатели о работе над фильмом «Угрюм-река»

Центральную фигуру в сериале сыграл Александр Горбатов, известный зрителям по фильмам «Ненастье», «Тихий Дон», «Мурка». На протяжении всей картины мы увидим преображение героя – из мечтательного и целеустремленного юноши в грозного и жестокого тирана. Изменения коснулись и самого актера — для роли Прохора Александр Горбатов сильно сбросил вес — с 110 до 87 килограмм.

Александр Горбатов: «Мы все, читая один и тот же роман, видим его по-разному. Мой персонаж совершает поступки, у него есть цель – добиться того, чего не добился никто до него, но у того, кто забрался высоко, в определенный момент может закружиться голова. В такие моменты мы ставим на кон все, идем на жертвы».

Роль отца Прохора – Петра Громова, разбогатевшего на нечестно нажитом наследстве, исполнил Александр Балуев («Жуков», «Кандагар», «Турецкий гамбит»).

Александр Балуев: «Мой Петр Громов – это сильный характер и, в общем-то, человек с несчастной судьбой, которого погубили его страсти. Он нашел опору в не им приобретенном благополучии, ослеплен чувствами, живет в каком-то бреду, заливаясь горькой. В этой истории очень много небанальных подходов к героям, к их развитию. Мне было интересно понять, что такое человек страсти, и что она может с ним сделать».

Не менее яркими получились в фильме и женские роли. Так, например, показать всю страстность характера красавицы Анфисы Козыревой, из-за любви к которой теряет голову сразу несколько мужчин, удалось Юлии Пересильд («Зулейха открывает глаза», «Золотая орда»).

Юлия Пересильд: «Мне не хотелось делать ее безумной соблазнительницей, потому что мне нравится, что она непоследовательна и парадоксальна – это притягивает мужчин. Мне кажется, что Анфиса – страстная натура, для которой недостаточно одной жалости. Временами ее можно даже ненавидеть».

Роль жены Прохора Нины Куприяновой – женщины, которая готова пойти на многое ради своей любви и семьи, исполнила Софья Эрнст

Софья Эрнст: «Нина Куприянова — девочка из хорошей семьи, которой родители дали возможность учиться. Она мыслит передовыми идеями, несмотря на то, что живет далеко от столицы, следует актуальным темам того времени, живет в некоторой степени даже идеями феминизма. Но все это романтичные размышления юной девушки, которая еще не сталкивалась с настоящей жизнью».

Режиссер Юрий Мороз: «Мне нужно было, чтобы произошла трансформация с Ниной от девочки, которая «собирает бабочек» и прикалывает их в гербарий, до властной женщины, которая победила всех. И в итоге Нина, действительно, побеждает — самая слабая становится самой сильной, ведь в переломные моменты основная тяжесть ложится на женские плечи. Мужчина может сойти с ума, покончить с жизнью, а женщина все равно остается как база, как основа жизни».

В фильме зрители увидят еще много интересных и запоминающихся персонажей, история каждого из которых, без сомнения, заслуживает отдельного художественного произведения. К примеру, герой Юрия Чурсина («Волшебник»), сыгравшего в фильме инженера Андрея Протасова, показал, что далеко не все были согласны с методами ведения бизнеса предпринимателями того времени.

Юрий Чурсин: «На моем герое завязана романтическая линия, и, поскольку Прохор Громов является этаким борцом с романтикой, потому что он слишком деятельный, ему некогда, в противовес Прохору существует мой герой, который полон этой романтики. Между ними происходит что-то похожее на конфликт идей и дела. И дело во многом берет верх над идеей».

Наиболее интересная история приключилась с персонажем Ибрагимом-Оглы — черкесом и верным другом Прохора. Сыгравшего его актера, Юрия Миронцева, создатели проекта нашли в прямом смысле по дороге на работу!

Режиссер Юрий Мороз: «В романе Ибрагим — черкес. И мы, естественно, искали артиста кавказской внешности, и у нас даже был утвержден актер из Грузии. Но у него возникли трудности с получением рабочей визы, и вот где-то за недели две до начала съемок мне приходит фотография от нашего художника по гриму: там Юра Миронцев в таком виде, в каком он в фильме — с большой рыжей бородой, бритый. Она пишет: «Посмотри, сейчас встретила в автобусе. Артист». А я смотрю и понимаю, что это точно тот, кто нам нужен. Я тут же пошел к Денису — это было в 2 часа дня, в 4 часа мы сделали ему пробы, и в 7 часов его утвердили. Давно с таким не сталкивался, это был самый настоящий случай».

В сериале зрители также познакомятся с большим историческим периодом нашей страны – временем «золотой лихорадки» в Сибири. В первой половине XIX века в этом регионе Российской империи велась неорганизованная массовая добыча золота, которая, с одной стороны, способствовала развитию торговли в Сибири, а с другой — стоила здоровья и даже жизни большому количеству людей, поскольку технический переворот в отрасли от ручного труда к автоматизированному произошел лишь в последней четверти века.

Режиссер Юрий Мороз: «Это история становления главного героя и история освоения Сибири. Прохор Громов обустраивает дикие таежные места, строит сталеплавильный завод, организовывает и упорядочивает жизнь вокруг. Обратной стороной его деловитости стало то, что по мере того, как он богатеет, в корне меняется его характер: он, из молодого человека, мечтающего «построить город Солнца», превращается в монстра».

Где и как снимался фильм «Угрюм-река»

Съемки «Угрюм–реки» поражают своей масштабностью. Фильм снимали на Урале, в Минске, в Суздале, в Кинешме, Москве и Подмосковье. Подготовительный и съемочный период занял больше года. Особенно сложной была сибирская часть, так как съемки там связаны с труднодоступными местами, куда нужно было доставлять лодки, технику, а удаленность от жилья составляла 100-150 километров. С точки зрения логистики этот проект создатели ленты называют одним из самых сложных — состоялось семь экспедиций, три локации были связаны с путешествием по реке. «Но главное, что зритель увидит на экране реальную природу, для нас была важна достоверность происходящего»,— рассказывает режиссер Юрий Мороз.

В фильме «Угрюм-река» много натурных съемок. Так, завораживающие по красоте кадры пролетов на рекой и тайгой, которые зрители увидят в начале каждой серии, были сняты на реке Мана под Красноярском. Непростыми получились съемки на реке Исеть на Урале, где актерам на лодке пришлось преодолевать пороги. «В нашей ситуации съемки с дрона были единственной возможностью. Нужен был объем, его можно было увидеть только сверху. Раньше мы бы этого не сняли — не нашли бы такого количество вертолетов. Для меня очень важно, чтобы в картинке была сенсорика, чтобы это было неподдельно, чтобы была бурлящая вода, скалы, тайга, на лодке плыли актеры, а не дублеры», — делится режиссер Юрий Мороз. Шестиметровую деревянную лодку привозили на машине и спускали на воду за 50 метров до порогов. За съемочный день можно было снять всего два дубля.

Читайте также:  Шире реки наименее удобный

Продюсер Денис Евстигнеев: «Мы пытались снять все честно, не на крупных планах, а на фактуре. Декорации строились в каждом из пяти городов. Эти локации не были отдельными и должны были сойтись в монтаже, например, в резиденции Громова. Это была невероятная по масштабу работа!» Например, город Громов, который Прохор построил в тайге. Когда–то в молодости он увидел излучину реки и сказал: «Я здесь построю город».

Это — сняли на Урале. Потом в эту излучину создатели вмонтировали тот город, который он построил. Начинается он с нарисованной с помощью компьютерной графики башни. Имение снимали в Подмосковье в Середниково, бараки и дамбу – в Минске, а завод и лесопилку – на Урале. «Это все собрать воедино было непросто, каждый момент необходимо было учитывать на съемках, чтобы все соединялось художественно», — объясняет режиссер Юрий Мороз.

Но со съемками на натуре были связаны и дополнительные трудности. Уральская погода то и дело преподносила сюрпризы, усложняя съемочный процесс. Нужно снимать сцену с дождем, а на улице +30°, и наоборот. Мешали не только капризы природы, но и надоедливые насекомые. Кроме того, создатели фильма столкнулись с отсутствием настоящей зимы. А в фильме зрители увидят снежную сибирскую зиму! Весь снег в фильме — искусственный или нарисованный.

Подготовка к съемкам заняла продолжительное время. Над фильмом работала команда профессионалов, за плечами которых не один исторический фильм. Нужно было найти натуру и интерьеры, сшить сотни исторических костюмов. Гримеры подготовили около пятидесяти париков и бород всех цветов и размеров. Художник по костюмам Лариса Лебедева, художник постановщик Александр Максимович, художник по гриму Наталья Горина, художник по реквизиту Александр Пугачев глубоко вникали в каждый вопрос, изучали архивы и материалы о купеческой жизни в Сибири, этнографические материалы о тунгусах, фото и документы о строительстве заводов и мануфактур и разработке золотых приисков. «Грим и костюм, вся визуальная часть — абсолютно блестящая, и я очень благодарен нашей команде. Мы не хотели, чтобы герои выглядели ряженными. У нас получилось все органично!» — говорит продюсер Денис Евстигнеев.

По словам художника по костюмам Ларисы Лебедевой, основная задача была исторически подлинную вещь максимально облегчить, что-то в нее привнести. Референсами были картины художников-передвижников. А у Прохора и Синильги в мистических сценах использовали китайские мотивы. Костюмы тунгусов шили вручную и даже консультировались с шаманом, который сказал, что костюм правильный и «даже пахнет шаманом». Поскольку между первой и второй частью фильма проходит 10 лет, меняются герои и их характеры: если у молодого Прохора в костюме вначале преобладает лен, холст, то в финале — сюртуки и костюмы.

Образ Анфисы будет необычным. Актриса с режиссером придумали, что роковая красотка будет рыжей! По словам режиссера «Анфиса — другая, просто даже по отношению ко всем остальным. А у рыжих людей почему-то всегда какая-то особенная жизнь и судьба. Анфиса — она раздражитель для всех». Для платьев Анфисы выбирали специально яркие цвета. Хотя это не имеет полного соответствия исторической достоверности, но это работает на образ.

По словам художника по гриму Натальи Гориной (Лучшая работа художника по гриму и пластическим спецэффектам – «Золотой орел» 2020 за фильм «Тобол») завивали героинь Софьи Эрнст и Юлии Хлыниной настоящими старинными железными «марселевскими» щипцами, которые накаливались на газовой горелке. Современными бигудями такую завивку сделать невозможно.

Дух злой шаманки Синильги является Прохору в переломные моменты жизни. Она похоронена недалеко от резиденции Громово, и Прохор часто приходит к ее гробу. По словам художника-постановщика Александра Максимовича мрачное сооружение на сваях на холме производило мистическое ощущение на всю съемочную группу.

Рассказывает режиссер Юрий Мороз: «Тунгусы все, что хотели сохранить, поднимали на столбы, чтобы уберечь от диких животных. Это некое место силы. Главное было — найти ему место – он должен был стоять высоко на обрыве. Это пространство отличается от всей остальной жизни. Синильга в фильме олицетворяет природу. Она появляется в лесу, под водой, в замерзшей реке, на качелях. Я хотел, чтобы она была царицей огня, воды, леса и т.д. Мне интересно было придумывать фантастическую реальность».

По сюжету романа главный герой построил в своей резиденции башню, которая возвышается над всем окружающим пространством: над тайгой и над рекой. Большую часть времени он проводит в башне, где располагается его рабочий кабинет, и оттуда руководит своим производством. Башня Прохора – это соединение Азии и Европы.

«Художник-постановщик Александр Максимович проделал огромную и сложную работу. На первом этаже стояла динамо-машина (машина, посредством которой, при пользовании механической работы, получается электрический ток) и различная машинерия, которая обслуживает резиденцию Прохора».

Одна из запоминающихся сцен в фильме — большое застолье в семье Петра Громова. Реквизитор Александр Пугачев изучал, что ели в купеческих семьях именно в Сибири, как это подавали на стол. Блюда зачастую были сезонные и готовились они специфически.

«Я консультировался с поварами, которые занимаются русской кухней – что как подавалось, с чем, сколько было смен блюд. Ели крепко, не так как сейчас. У нас наливочки были бутафорские, конечно, но вообще в Сибири ценились ягодные, а еще больше настойки от 17 до 40 градусов, хреновухи, медовые напитки – наименований было бесконечное множество. Это была целая культура, которая сейчас почти полностью потеряна».

Частные старатели мыли золото лотками, но они снимали только «золотую пенку». А золотые прииски вели разработки уже машинами, вплоть до паровых машин, чтобы снять больше золота даже с бедных месторождений за счет обогащения руды. «Золотой амулет Прохора делали из меди, и затем он был позолочен, чтобы получился правильный цвет и сияния. А промысловое золото изготовляли по геологическим образцам и затем напыляли золотой краской», — рассказывает художник по реквизиту Александр Пугачев.

«Я старался, чтобы музыка для этого сериала была русской по своему характеру и колориту и чтобы она раскрывала масштаб событий и личностей героев. В этот раз я в определенном смысле традиционен – использовал русские интонации и этнические инструменты. Особенно много этнических мотивов и напевов в той части, которая связана с образом тунгуски-шаманки Синильги. Для нас важно, чтобы музыка органично сочеталось с сюжетом, событиями и героями сериала, и в то же время очень хочется, чтобы она была красивая», — рассказал композитор и дирижер проекта Юрий Потеенко.

Особый колорит музыкальному оформлению сериала придает не только использование традиционных сибирских инструментов, но и симфонические инструменты, использованные в новом качестве: «Кроме того, что флейта, гобой и кларнет принимают участие в оркестре как традиционные инструменты – для них прописаны соло, в которых музыкальный материал имеет абсолютную этническую подоплеку».

Краткое содержание фильма «Угрюм-река»

На суде Прохор называет Ибрагима убийцей. Нина также дает показания против Ибрагима. Тот проклинает обоих. Проходят годы. Прохор женат на Нине. У них подрастает дочь Верочка. Прохор Громов теперь успешный фабрикант и золотопромышленник. К нему приходит наниматься разбойник Филька Шкворень, обещая показать тунгусские золотые земли.

Прохор приглашает в управляющие Андрея Андреевича Протасова, а сам снаряжает экспедицию с Филькой Шкворнем за золотом. Сведения Фильки оказываются верными: Прохор открывает богатый прииск. Однако, выясняется, что у прииска есть владелец – Преперентьев…

Прохор отправляется в Петербург, чтобы выкупить прииск у Преперентьева. При помощи взятки министру ему удаётся совершить сделку. Прохор знакомится с Авдотьей Праховой, приближенной к высшим кругам. Она приводит его к своим друзьям, где Прохора обкрадывают и избивают. До резиденции Громово доходят слухи, что Прохор убит.

Умирает отец Нины — Яков Назарович Куприянов. Нина становится богатой наследницей. Вместе с Протасовым она мечтает улучшить качество жизни рабочих. Прохор же не желает слушать ни о каких о нововведениях. Нина присылает на прииск Прохора инспектора Новикова, который должен навести там порядок. Однако Прохор находит способ оградиться от нежелательного вмешательства.

Леса охватывают сильнейшие пожары. Сибирь горит! Протасов обещает рабочим поддержку от Прохора, если те помогут в тушении. Прохору приходится дать слово, что условия труда будут улучшены. Огонь отходит, однако Прохор не собирается выполнять данных ранее обещаний…

Рабочие доведены до крайности невыносимыми условиями труда. Под предводительством Дарьи и Тимохи Фаркова они решают выступить с мирным протестом под окнами резиденции Прохора Громова. Вместе с рабочими идут их жены и дети. Прохор призывает полицию и военных усмирить бунт. Представители закона открывают огонь по демонстрантам…

Прохор требует от Нины денег на свершение своих грандиозных планов. Нина не верит мужу. Петр Данилович приезжает к Прохору поговорить, но тому невыносимо выслушивать покаяние отца. Прохор просит Шкворня отвадить Петра от дома. Шкворень решает этот вопрос. К Прохору приезжает генерал расследовать расстрел мирных демонстрантов…

Читайте также:  Ооо реки инн 7706536692

В то время как Прохор занят воплощением своих безумных идей, Нина узнает о том, что предприятия мужа близки к банкротству. Она решает взять управление его активами в свои руки. Тем временем Ибрагим готовит жестокую расправу над предавшим его другом…

Премьера состоялась 9 марта на Первом канале

Источник

Трагические судьбы и страшные смерти звезд фильма «Угрюм-река»

А «Экспресс газета» решила навестить могилы актеров, блиставших в 4-серийной советской версии, и напомнить об их не всегда простых судьбах.

Георгий Епифанцев (1939 — 1992)

  • Похоронен на Троекуровском кладбище.
  • Роль: Прохор Громов.

В «Угрюм-реке» герою Епифанцева предрекали: «Начало у тебя будет хорошее, середка бурная, а конец страшный». По злой иронии судьбы у бывшего однокурсника Владимира Высоцкого и отца популярного ныне актера Владимира Епифанцева так сложилась и реальная жизнь. В конце 60-х благодаря телесериалу Георгий Семенович купался в лучах славы. А уже в следующем десятилетии от нее не осталось и следа.

В 80-е Епифанцев ушел из МХАТа и начал гастролировать по провинции с собственным спектаклем. Но прилично заработать на этом не получилось. После развала СССР Георгий Семенович еле сводил концы с концами, бросил профессию и устроился продавцом на рынок. Тоску по творчеству глушил водкой.

— Я переставала с ним разговаривать, муж не выдерживал, что называется, полз на брюхе, клялся, что такого больше не случится, — сетовала его жена — театральный художник Татьяна. — Но все повторялось. Когда человек пьет, он же делает это на какие-то деньги. А их нам катастрофически не хватало. Надо было растить троих детей.

Однажды Епифанцев, возвращаясь с работы, переходил железную дорогу и угодил под товарняк. Вдова утверждала, что в его крови не обнаружили следов алкоголя.

Афанасий Кочетков (1930 — 2004)

  • Похоронен на Троекуровском кладбище.
  • Роль: Данила Громов.

С женой — кинорежиссером Искрой Бабич, снявшей популярный фильм «Мужики!», Афанасий Иванович не раз бурно ссорился и расходился. Но к концу 90-х, когда обоим было под 70, они вновь зажили под одной крышей. Вскоре у Искры Леонидовны обнаружили рак поджелудочной железы, и она скончалась. На этом фоне Кочетков стал еще больше переживать за единственную непутевую дочку. Ольга Кочеткова тогда была известной в узких кругах рокершей и лидером группы «Ю». Приезжая к ней в гости, отец частенько заставал Олю мертвецки пьяной. В марте 2004-го 43-летняя женщина умерла от панкреонекроза, который развился из-за ее хронического пристрастия к спиртному.

После похорон Кочетков мог часами рассматривать фотографии скончавшихся жены и дочери. Жаловался, что жизнь без них опостылела. Вскоре Афанасий Иванович впервые за долгую карьеру не явился на репетицию в родной Малый театр. Обеспокоенные коллеги дома его не нашли, а спустя девять дней актера обнаружили в совершенно другом районе Москвы, лежащим без сознания на газоне. Пролежав в реанимации неделю, Афанасий Иванович скончался. Только после этого поклонникам стало известно, что последние семь лет Кочетков боролся с раком крови и проходил химиотерапию. Вследствие этого у него и могли случиться потеря памяти и инсульт. Но рассматривалась и другая версия: якобы народного артиста могли покалечить из-за двух квартир — его и дочери.

Валентина Владимирова (1927 — 1994)

  • Похоронена на Ваганьковском кладбище.
  • Роль: Марья Кирилловна Громова.

Пережив в юности фашистскую оккупацию на родной Украине (тогда ее фамилия была Дубина), актриса, чьим амплуа стали образы простых женщин, почти всю жизнь сохраняла веселый нрав. Много снималась (например, в «Белом Биме Черное ухо» исполнила роль злюки-соседки), играла на сцене, была счастлива в личной жизни. Воспитала дочь Оксану от мужа-оператора Валерия Владимирова, с которого буквально пылинки сдувала.

В середине 80-х все резко изменилось. Ей перестали давать роли, телефон молчал, а бороться и постоянно напоминать о себе Валентина Харлампиевна не хотела. Она жила в доме напротив «Мосфильма» и, наблюдая в окно за киностудией, страдала, что она рядом, а работы нет. Из театра киноактера уволилась, поругавшись с директором. А вскоре в автокатастрофе погиб ее супруг, которого она выходила после тяжелейшего инсульта. Мужчина решил прокатиться, хотя Владимирова умоляла этого не делать. Но он успокаивал: «Я туда и обратно». Обратно — не случилось… После трагедии Валентина Харлампиевна переехала в деревню. Сама колола дрова, ходила за водой. Жила одиноко, почти ни с кем не общалась. И сетовала, что жизнь прошла зря.

— Умерла очень тихо и спокойно, — вспоминала коллега Надежда Румянцева. — Ее нашла соседка. Валя сидела за столом, положив голову на руки, как будто просто уснула.

Даниил Нетребин (1928 — 1999)

  • Похоронен на Митинском кладбище.
  • Роль: Константин Фарков.

Выпускник ВГИКа играл простых русских мужиков, рабочих и военных. Одна из самых ярких ролей Нетребина — отец Даньки и Ксанки в «Неуловимых мстителях». Актер искренне любил свою профессию и никогда не жаловался на судьбу, хотя знаменитым так и не стал. В 80 — 90-х зарабатывал озвучкой. Был однолюбом: больше 40 лет душа в душу прожил с оставившей профессию художницей Татьяной Вагановной. Пара вырастила дочь Марину, которая сейчас работает на телевидении.

В конце жизни Даниил Матвеевич жил на даче на скромную пенсию. Собирал корни деревьев, из которых мастерил поделки. Известие о кончине артиста прошло незаметно. К тому моменту он был забыт зрителями.

Виктор Чекмарев (1911 — 1987)

  • Похоронен на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга.
  • Роль: Петр Данилыч Громов.

Амплуа злодея закрепилось за ним после роли рецидивиста Шмыгло в послевоенном детективе «Дело Румянцева». Чекмарев настолько вживался в образы подлецов, что иногда на него кидались с кулаками случайные прохожие. Хотя в обычной жизни актер был добродушным и душевным.

Отучившись в юности на землемера, Виктор Константинович стал актером-самородком и долгие годы служил в провинциальных театрах. До войны работал в Благовещенске, потом в Северодвинске. В годы Великой Отечественной войны играл на сценах Передвижного театра Дорпрофсожа Амурской железной дороги. Не раз оказывался на волоске от гибели, когда состав, в котором размещалась труппа, бомбили.

С женой актер познакомился во время войны в дальневосточном городе Свободный. Нина готовила бойцов-лыжников для фронта, но ради любимого переквалифицировалась в актрисы. После свадьбы в 1942-м молодым выделили отдельное купе. В 1943-м у них родился сын Костя.

Зрелые годы Чекмарев провел в Ленинграде. Помимо съемок в кино, рисовал картины, вместе с сыном ходил на охоту и рыбалку. Увлекся водным туризмом и сам строил катера. Стал членом ДОСААФ и судьей по водно-моторному спорту республиканской категории.

Источник

Актеры фильма «Угрюм-река», описание сериала

В 1968 году на советские экраны вышла картина Ярополка Лапшина «Угрюм-река». В этом фильме сыграли как актеры, ставшие впоследствии легендами отечественного кино, так и артисты, чьи имена сегодня забыты. Трагическую гибель исполнителя главной роли нередко связывают с работой в этой картине. Как сложились судьбы актеров фильма «Угрюм-река»?

Предыстория

Золотая лихорадка в Сибири (вторая половина XIX века) послужила основой для сюжета романа Вячеслава Шишкова. Писатель совершил несколько экспедиций в эту далекую, богатую и загадочную местность. В 1928 году Шишков издал книгу «Угрюм-река». Возможно, при написании этого произведения он использовал историю, которую когда-то услышал от жителей Сибири. Но, скорее всего, в основе романа художественный вымысел.

Фильм

Сценаристы старались не отступать от литературного первоисточника. О том, как подбирались актеры фильма «Угрюм-река», неизвестно. Примечательно, что исполнитель главной роли в некотором роде повторил судьбу своего героя. О чем картина «Угрюм-река?». Фильм, актеры которого представлены ниже, повествует о событиях начала двадцатого века. Главный герой — зажиточный сибиряк. В центре сюжета — история семьи Громовых.

Актеры фильма «Угрюм-река» — Георгий Епифанцев, Виктор Чекмарев, Афанасий Кочетков. Они сыграли представителей трех поколений семьи Громовых — сына, отца, деда. Показаны события начала двадцатого века и конца девятнадцатого.

Когда-то Данила Громов (дед главного героя) разбогател на грабежах. Перед смертью он поведал о происхождении своего состояния сыну. Тот богатства отца преумножил, но уже честным путем. И вот повзрослел, возмужал младший из Громовых — Прохор. Главный герой — человек честный, нравственный. Но за грехи Данилы Громова вынуждены платить его потомки. В жизни Прохора происходит одно потрясение за другим. Он напряженно трудится, но жизненные неприятности приводят его к самоубийству. Такую печальную историю рассказывает фильм «Угрюм-река».

Актеры и роли

Прохора Громова сыграл Герогий Епифанцев. Его отца — Виктор Чекмарев. Роль деда-злодея исполнил Афанасий Кочетков. Другие актеры фильма «Угрюм-река»:

  • Валентина Владимирова.
  • Людмила Чурсина.
  • Павел Махотин.
  • Владимир Емельянов.
  • Гиви Тохадзе.
  • Александр Демьяненко.
  • Валентина Телегина.
Читайте также:  Что добывают в реке лена

Актеры фильма «Угрюм-река», сыгравшие второстепенных персонажей: Евгений Весник, Иван Рыжов, Анатолий Соловьев, Анатолий Торопов, Николай Бадьев.

Георгий Епифанцев

Актеры фильма «Угрюм-река» почти незнакомы молодому поколению. А о Георгии Епифанцеве вспоминают все чаще в связи с сыном — популярным артистом и режиссером Владимиром Епифанцевым. Но в картине Лапшина сыграли замечательные, талантливые артисты, и забыты они несправедливо.

Георгий Епифанцев в кино снимался мало. Он был, прежде всего, театральным актером. Много лет играл во МХАТе и театре на Таганке. В шестидесятые годы его стали приглашать в кино. Епифанцева начали узнавать на улице, и теперь уже не только любители театрального искусства, но и обычные зрители. А уж после премьеры фильма «Угрюм-река» он стал безумно популярен.

Он был талантливым актером. Кроме того, обладал редкой мужской красотой. Но отчего-то в семидесятые годы его все меньше приглашали в кино. После выхода «Угрюм-реки» главных ролей ему больше не давали. Епифанцева зрители постепенно начали забывать. Но он не отчаивался: сочинял стихи, писал картины. В конце же восьмидесятых финансовое положение в семье стало настолько тяжелым, что он ушел из театра и отправился торговать на рынок.

Беда в том, что Епифанцев, как и многие представители его профессии, стресс снимал алкоголем. Однажды, возвращаясь домой, находясь в нетрезвом состоянии, он попал под товарный поезд. Это произошло в 1991 году. А задолго до трагического события один из персонажей «Угрюм-реки» сказал Прохору: «Начало у тебя будет хорошим, середина — средней, а конец страшным».

Афанасий Кочетков

Этот актер сыграл в кино множество ролей. Самый знаменитый его образ — тургеневский Герасим. Кочетков снимался в кино до последних дней своей жизни. В 2005 году вышел фильм, в котором он сыграл последнюю роль. Но актера уже не было в живых. Афанасий Кочетков ушел из жизни в 2004 году. Причина смерти — травма головы, происхождение которой неизвестно. За восемь дней до смерти Кочетков исчез, родственники забили тревогу. Обнаружен актер был в одной из больниц, но что с ним случилось и где он пропадал больше недели, он так и не смог объяснить в силу тяжелого состояния. Через три дня после госпитализации Кочетков умер.

Людмила Чурсина

Актриса до роли в фильме, о котором идет речь в этой статье, уже сыграла в кино несколько героинь. Но были они преимущественно второстепенные. Роль в фильме «Угрюм-река» стала для Чурсиной первой серьезной работой в кино. Судьба ее сложилась намного удачнее, нежели личная и профессиональная жизнь Епифанцева. Людмила Чурсина сыграла несметное количество ролей, в 1981 году получила звание Народной артистки, снимается в кино и по сей день.

Александр Демьяненко

Об этом актере можно не рассказывать. Его герой — Шурик — один из самых знаменитых персонажей советского кино. Но, помимо всем известных комедий, в фильмографии Демьяненко немало работ. И комедийных среди них не так много. В картине «Угрюм-река» актер сыграл приказчика.

Другие актеры фильма «Угрюм-река»

Фото главных героев этой картины представлено в статье. Персонажей в фильме немало — более двадцати. Стоит сказать несколько слов об актерах, которые сыграли второстепенных героев. Виктор Чекмарев снимался много в семидесятые годы. Но зрителям запомнился, главным образом, по двум фильмам: «Угрюм-река», «Дни Турбиных».

Валентина Телегина, сыгравшая в киноленте Лапшина кухарку Варвару, однажды сказала: «Я всегда играю только одну роль — роль простой русской женщины». И, действительно, на счету этой актрисы огромное количество работ. Но все ее героини имеют что-то общее, хотя при этом яркие, интересные. Ее персонажи отличаются теплотой, достоверностью.

Одну из ролей в киноленте сыграл Евгений Весник. Актер исполнил восемьдесят ролей в кино и озвучил более ста героев зарубежных фильмов. Голосом Весника говорит и Филька Шкворень — один из персонажей «Угрюм-реки». Сыграл же этого героя Анатолий Соловьев — «звезда» легендарного телевизионного фильма «Тени исчезают в полдень» и других советских картин.

Источник



Кто лучше? Сравниваем актеров нового и старого фильмов «Угрюм-река»

Начался показ долгожданной картины — в ней 16 серий.

На Первом канале наконец-то вышла экранизация нового многосерийного фильма «Угрюм-река», по одноимённому роману Вячеслава Шишкова. Первая экранизация — о семье сибирских предпринимателей Громовых в конце 19-го — начале 20-го веков — вышла в 1968 году. Одновременно с событиями, происходящими с героями романа, прослеживается жизнь России и Сибири на фоне Золотой лихорадки и роста промышленности.

Старый и современный фильмы отделяет полвека. Режиссёр Юрий Мороз предупредил, что данный фильм вовсе не ремейк, а новый взгляд на роман.

«В основе советской картины была тема классовой борьбы. Сегодня она нам кажется неактуальной, и мы сфокусировались на мелодраматической и мистической линиях. Придумали некоторые сюжетные ходы, а также в корне изменили мотивацию главного героя Прохора Громова, сделав ее более понятной современному зрителю», — рассказал «7Дней» режиссер Юрий Мороз.

Перед новой версией всегда интересно сначала посмотреть и вспомнить старый 4-серийный фильм советской эпохи. А можно сравнить актеров.

Александр Балуев: «Человек страсти, его несет стихия»

В романе отражена жизнь трёх поколений, с упором на судьбу внука. Дед, Данила Громов, ещё до революции разбогател, занимаясь разбоем. Именно его испорченная карма повлияет на следующие поколения.

Наследство, как и положено, перешло к сыну — Петру Громову. Он приумножил богатство ведя предпринимательскую деятельность. В новой версии его играет Александр Балуев — всем известно, что он хороший актёр. Ранее эту роль исполнял Виктор Чекмарёв.

«7Дней» задали Александру Балуеву вопрос: «Каким получился ваш герой?»

«Трагическим. Он человек страсти и не знает, как с этой страстью совладать. Его несет неуправляемая стихия. Надеюсь, это будет мощное серьезное кино. Там же сам роман до краев насыщен событиями, и снято интересно», — считает актер.

Александр Горбатов: «На пути к мечте становится монстром»

Прохора Громова — главного героя, внука Данилы и сына Петра — в 1968 году играл колоритный Георгий Епифанцев. В новой версии Прохора Громова играет тоже яркий актёр Александр Горбатов.

«Мы никак не пытались переплюнуть тот старый фильм, ни с кем не соревновались. Снимали фильм, который очень актуален для нашей страны в связи с тем, что сейчас происходит. И главный герой там строит город Солнца, город мечты. А то, что он на пути к мечте становится монстром, — это уже другая история. Дело второе», — рассказал «7Дней» Александр Горбатов.

Самое сложное для актера было – резко похудеть для роли.

«Я же не мог себе позволить играть Прохора в молодости с весом 110 килограммов. А до этого я снимался у Сергея Урсуляка в «Ненастье» в роли «афганца» Сереги Лихолетова, и Сергей Владимирович просил, чтобы я был мощным, крупным, это был такой ход. И вот мне пришлось срочно худеть, я отменил полностью продукты фодмап (содержащие короткоцепочечные углеводы. — Прим. ред.) и два раза в день занимался спортом. Скинул вес до 87 килограммов», — признался «7Дней» Горбатов.

Юлия Пересильд: «Самобытный, мощный характер»

Красавица Анфиса станет камнем преткновения между отцом и сыном. В старой версии её играла Людмила Чурсина. Теперь вдовушку-колдунью, от красоты которой теряли ум все мужчины большой сибирской деревни, в том числе отец и сын Громовы (Александр Балуев и Александр Горбатов), сыграла Юлия Пересильд.

«Съемки были очень волнительны! Очень жалко, что я не смогла быть на премьере. Буду смотреть! Это было путешествие и во времени, и в пространстве! Картина глубоко зашла внутрь по многим причинам», — призналась Юлия.

Пересильд очень переживала, как воспримет ее игру Людмила Чурсина.

«Очаровательная женщина, актриса. Очень многогранная. Это другая женщина, нежели моя Анфиса. Есть вещи, которые она просто блистательно делает. Я надеюсь, ей удастся в «Угрюм-реке» по-своему осмыслить этот самобытный, женский, мощный характер», — заявила Чурсина.

В других ролях

Нина Куприянова, дочь богатого купца и жена Прохора Громова, на которой он женился по расчёту. В её роли снялась Валентина Иванова, а в новом фильме играет Софья Эрнст (жена Константина Эрнста), который является продюсером данного сериала.

Роль Ильи Сохатого, приказчика Петра Громова, в старом фильме блестяще исполнил Александр Демьяненко, а в новой версии его играет Александр Яценко.

Миллионера, владельца заводов на Урале и отца Нины Куприяновой, Якова Назаровича, в 1968 году сыграл Владимир Емельянов, а в новой постановке эта роль досталась Роману Мадянову.

Разбойника Фильку Шкворень играл Анатолий Соловьёв, а в новой версии роль досталась колоритному актёру Виталию Кищенко, который почти всегда играет резко отрицательных героев.

Источник

Adblock
detector