Меню

Символика реки как символа

Символика реки как символа

Река — амбивалентный символ, который соответствует как созидательной, так и разрушительной силе природы. С одной стороны, она означает плодородие, движение и очищение, а с другой — препятствие, опасность, связанную с потопом, наводнением.

В ряде мифологий река в качестве некоего «стержня» Вселенной, мирового пути, пронизывает верхний, средний и нижние миры, выступая как космическая (или мировая) река. Некоторые традиции описывают две космические реки, которые текут параллельно (иногда с неба) и впадают в общее море. В другом варианте из находящегося в центре Вселенной моря или озера вытекают главные реки или одна река. Истоки выдающейся в том или ином отношении реки часто относились к какой-нибудь сверхъестественной сфере; например, истоки Нила — к священному ущелью, а ключевых рек Азии (Брахмапутра, Ганг, Инд и Амударья) — к мировой горе Меру.

Река

Широко распространена в разных традициях идея четырех стран света, которые задают структуру пространства. В индуизме четыре реки рая текут с горы Меру, образуя горизонтальный крест земного мира и соотносясь с четырьмя элементами, четырьмя фазами циклического развития, четырьмя эпохами (югами). Четыре реки, указывающие стороны света, известны в шумеро-семитской традиции, в библейских легендах, есть они и в мусульманской традиции; упомянуты четыре реки и в «Младшей Эдде». Четыре реки рая, текущие в направлении четырех сторон света, берут начало в источнике, ключе или колодце у корней Древа Жизни или из скалы под ним в центре рая.

Для многих крупных цивилизаций, благополучие которых зависело от орошения полей природными водами, реки были важными символами плодородия, очищения и возобновления. Река — артерия земли и источник жизни для людей оседлых культур. Общепринятое представление о райских потоках, текущих от Древа Жизни, является метафорой божественной энергии, духовной пищи, творческой силы, которая истекает из своего неявного источника в явный и подпитывает всю вселенную.

Горная река

Своим течением, динамикой разливов река определяет решающие для человеческого существования периоды времени, символизируя мировой поток явлений, течение жизни, необратимое течение времени и, как следствие, потерю или забвение. Она является символом постоянной изменчивости: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

Нередко реки представлялись как границы, преграды, разделяющие миры живых и мертвых, вход в подземное царство, рубеж между своим пространством и чужим. Устье реки имеет то же символическое значение, что и ворота или дверь. Оно обеспечивает доступ в иное царство, в океан единства. Мотив вступления в реку означает начало важного дела, подвиг; переправа через реку — завершение подвига, обретение нового статуса, новой жизни. В обрядах перехода и при «путешествиях» из одного состояния в другое движение обычно мыслится как переправа с одного берега реки на другой.

Река может выступать символом очищения и исцеления. Так, «возвращение к истоку» — это возврат к изначальному, райскому состоянию с целью обрести просветление. Вода рек является священной: ею крестят при первом посвящении, омывают грехи, очищают тело и душу, она снимает усталость — физическую и душевную.

Бог Ра на реке Нил

В Древнем Египте Нил, «великая река», всегда был источником жизни, общим достоянием двух земель — Верхнего и Нижнего Египта. Широко известно изречение Геродота: «Египет — дар Нила». Во многих текстах подчеркивается космичность Нила, его подземный и небесный характер. Существовали представления, согласно которым по небесному Нилу днем плывет ладья Солнца. Под землей тоже есть Нил, по нему Солнце, спустившись за горизонт, путешествует ночью. Образ подземного Нила был тесно связан со смертью, с душами умерших и судом над ними в загробном мире. Обращаясь к богу, египтянин говорил: «Ты создал Нил в преисподней и вывел его на землю по желанию своему, чтобы продлить жизнь людей, подобно тому, как ты даровал им жизнь, сотворив их».

Бог Хапи был образом Нила, протекавшего на земле. Он почитался как «высокий Нил, который дает жизнь всей стране своим питанием», как податель влаги и урожая. По преданию, пещера, откуда бог следил за подвластной ему рекой, находилась немного южнее Асуана, на острове Бига у первого порога.Сам Нил населяли добрые и злые божества в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей. Отцом Xапи был первобытный океан Нун. Праздник, посвященный Xапи, был приурочен к началу разлива Нила. В этот день ему приносили жертвы, в реку бросали свитки папируса с перечислениями даров.

Месопотамия

В Месопотамии водная стихия внушает ужас и трепет, так как несет с собой разрушение, грозит смертью людям, размывает холмы, на которых построены храмы богов. За четыре тысячелетия до наших дней так описывали грозные наводнения Тигра и Евфрата: «Никому не остановить пожирающий все поток, когда небо гремит и дрожит земля. » С другой стороны, когда разливаются Тигр и Евфрат, пышно расцветает и жизнь, растительная и животная.

Силу пресных вод, рек, прудов и дождей в Шумере олицетворял бог Энки. Обычно Энки изображается с двумя потоками — Тигром и Евфратом, — низвергающимися с его плеч или же из вазы, которую он держит в руках. Богу Энки было поручено устройство космоса. Он установил водный режим Евфрата и Тигра, отделил болота от моря. Согласно мифу, бог Энки вместе с богиней Нинмах вылепил людей из речного ила; несмотря на данную клятву блюсти тайну, он предупредил Атрахасиса о потопе.

Главной рекой ведийской сакральной географии является Сарасвати. Она благодатна, полноводна, стремительна; ее поток величием превосходит все другие воды; ее вода очищает, исцеляет, приносит дары, пищу, потомство, жизненную силу, бессмертие. Сарасвати — богиня священной речи, поэтому покровительствует певцам и поэтам.

Священная река Ганг

Для индусов река Ганг олицетворяет собой Гангу, богиню очищения. Божественная Ганга — осевой символ Вселенной, небесная река, излившаяся на землю. Когда Ганга падала с неба, ее принял Шива, чтобы она не разрушила своей тяжестью землю, а с его головы она стекла вниз семью потоками. Слившись с океаном, Ганга ушла в подземный мир — паталу. Она изображается восседающей на фантастическом морском животном — макаре, с сосудом, наполненным водой, и с лотосом в руках. Один из сыновей Ганги стал известен под именем Бхишмы — наставника пандавов и кауравов в эпосе «Махабхарата».

Каждый год паломники совершают долгие и трудные путешествия к Гангу в надежде, что их грехи будут смыты, если они искупаются в этой священной реке или напьются ее воды. Индусы также верят, что если они будут кремированы на берегах Ганга, а их пепел развеян над рекой, то их души будут исключены из цикла новых рождений и смогут достичь рая, или нирваны.

В Древнем Китае река выступала символом вечной жизни. Считалось, что существование государства непосредственно зависит от гор и рек: если горы рушатся, а реки высыхают, то это предвещает его гибель. Задача правителя состоит в регулировании потока вод, тем более что управлять людьми по китайским понятиям — все равно что управлять водами. Так, великий Юй, легендарный правитель древности, в борьбе с наводнением проложил реки и каналы, которые доходили до Восточного океана и сохранились по сей день. А дойдя до великой реки Хуанхэ, Юй встретил там речного духа Хэ-бо, который дал Юю камень, где был изображен план борьбы с наводнением.

Небесная река Хуанхэ

Согласно легендам, Хуанхэ и «Небесная река», Млечный Путь, сливаются где-то на краю света. Когда-то это была одна река, разделявшая мир небесный и мир земной. На ее берегах встретились Небесная ткачиха и Волопас; с историей их любви и разлуки в Китае и Японии связан традиционный праздник встречи влюбленных в седьмой день седьмой луны на мосту из сорочьих хвостов.

Считалось, что люди, утонувшие в реке, становились ее феями и духами. В плохом настроении они устраивали наводнения, поднимали бури. Существуют легенды о борьбе отважных героев с этими речными духами: Ли Бин борется с драконом, который жил в реке и каждый год забирал двух молодых девушек, стрелок И — с Хэ-бо, причинявшим бедствия людям.

В скандинавском эпосе все реки берут начало из истока, который называется Кипящий Котел. Вода в него стекает с «дубовых кончиков рогов» чудесного оленя. Этот олень, Эйктюрнир, «стоя на Вальгалле, поедает листья с мирового дерева Иггдрасиль». Поток Кипящий Котел находится в середине царства мертвых, а у самых врат Хель, преисподней, течет река Гьелль — «шумная». Мертвецы, бредущие в Хель, должны вброд пересекать эту реку.

В греческой мифологии Океан — это божество реки, окружающей землю и море. Со своей женой Тефидой он породил три тысячи дочерей — океанид и столько же сыновей — речных потоков. Океан известен своим миролюбием и добротой, он не участвовал в битве титанов против Зевса и сохранил свою власть, а также доверие олимпийцев. Его мудрая дочь Метида — супруга Зевса. Океан омывает на крайнем западе границы между миром жизни и смерти.

Туман над рекой

Чтобы попасть в Аид, царство мертвых, душам умерших необходимо было преодолеть подземные реки. Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон. Огненная река Пирифлегетон (Флегетон) окружает Аид. Через Ахеронт Харон перевозит души умерших. Кокит (Коцит, «река плача») отличается ледяным холодом. Лета, персонификация забвения, — река в царстве мертвых, испив воду которой, души умерших забывают свою прошлую жизнь. Клятва водой Стикса — самая страшная: нарушивший ее бог подвергается девятилетнему изгнанию. Во время раздоров боги по приказу Зевса произносят клятвы над водой Стикса, которую приносит Ирида.

В христианской мифологии считается, что реки, в качестве награды людям, прокладываются в пустыне, иссекаются из скалы; в качестве наказания — иссушаются, превращаются в пустыню, в смолу, в кровь, наполняются гадами. В христианстве четыре реки рая, истекающие из одной скалы, символизируют четыре Евангелия, идущие от Христа, а также являются метафорой божественной энергии и духовной пищи, которые подпитывают всю Вселенную. Эти «реки воды жизни» таинственно подмешиваются к водам земли и подслащивают их горечь. Раннее христианское искусство изображает Христа или Агнца стоящим на вершине горы, из которой изливаются четыре потока. Крестные купели часто украшаются символическими изображениями райских рек, а вода для крещения символизирует священную воду Иордана, в котором Иоанном был крещен Иисус.

В геральдическом искусстве реки означают, что «основатель рода такого благородного происхождения либо на службе своего господина великое путешествие через море совершил, либо первым переправился через реку, атакуя или преследуя врага, либо какой иной похвальный поступок на воде содеял. Равно как и поныне подвижные воды не терпят в себе никакой падали и гнилости и извергают их беспокойной волною, так же и духи небесные непраздны и выполаскивают утомляющих их своим пустомельством. Светлые воды очищают ото всякой нечистоты, подобно верному другу, что не только пороки ведает, но и пути избавления». (Ганс Бидерманн, «Энциклопедия символов»)

Читайте также:  Река ока климатический пояс

Источник

Символика реки как символа

«Редкая птица долетит до середины Днепра».

Николай Васильевич Гоголь.

Начну с интересного момента – в русском языке слова «река» и «речь» имеют общий корень и, по сути, общее значение. Речь – речка, речной, реченька, …наречие. Река – изрекать. Читаем у Пушкина: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». В ряде славянских языков прослеживается сходная тенденция. Разве что у поляков река – ‘rzeka’, тогда как ‘rzecz’ – это не слова, но конкретная вещь, а иной раз — дело, благо (так, Речь Посполитая – буквально общее дело Литвы и Польши). Любопытно, что название немецкой реки Spree перекликается с немецким глаголом ‘sprechen’ (говорить, вещать) и с существительным ‘Sprache’ (собственно, речь). Напомню, что в этих местах когда-то проживали именно славянские племена. Итак, речь – это река, это плавное течение, а иной раз – просто вода. Вы заметили, что когда человек много и красиво говорит не по делу, а плавает всё вокруг да около, ему говорят: «Слишком много воды». Но вода – это начало жизни, в том числе – духовной. Так, что Иоанн Предтеча крестил в водах реки Иордан, а Владимир – Красно Солнышко крестил киевлян в притоке Днепра – в реке Почайне. Слово «исток» — не просто география, но и философия, культура, душа народа. Народные истоки. Вода, река воспринимаются, как почин, иной раз, как смывание с себя негативного прошлого – современные учёные даже утверждают, что у воды есть свой «характер», своя энергетика, это не просто H2О. В конечном итоге, планетарная жизнь зародилась именно в воде…

…Ленский, Онегин, Печорин – фамилии ключевых персонажей русской литературной классики взяты не из жизни, а созданы искусственно, по прихоти авторов. Лена, Онега, Печора – северные, неласковые реки, а так называемая «холодная харизма» считалась модным и непременным качеством настоящего романтического героя первой половины XIX века. Интересно, что псевдоним Ленский довольно часто брали себе актёры, писатели и журналисты. Наиболее известный случай – Дмитрий Тимофеевич Ленский (настоящая фамилия Воробьёв), автор замечательных водевилей, многие из которых популярны по сию пору (например, «Лев Гурыч Синичкин»). Нина Заречная – один из самых драматических и сложных персонажей в творчестве Чехова. Заречная – «за рекой», а это в сказках и мифах может символизировать погибель. Но обо всём по порядку.
Культурологические словари утверждают, что «…природный объект – река (вода) – преобразуется цивилизацией в культурный объект и осмысляется в мифологии, в искусстве, философии и т.д. как концепция». Общеизвестно, что цивилизационные процессы в истории человечества напрямую связаны с Нилом, с Гангом, с Междуречьем, с Тибром, . с Москвой-рекой и так далее. Река – это жизнь. Василий Ключевский утверждал, что славянин искони любил свою реку, «жил с нею душа в душу». Итак, «…реки имеют особую роль в жизни народа Руси, реки всегда приносили русскому человеку только добро». Кроме того, речные пути, в частности, знаменитый путь «из варяг в греки», служили политико-экономическим и цивилизационным стержнем, вокруг которого созидалась земля Русская. Но здесь мы имеем дело не только с материальной выгодой, которую давала река, но и с религиозным, мифологическим, сказочным пластами культуры и сознания.
В античной традиции существовала река забвения – Лета. Согласно мифологии, умершие люди должны были испить её воды, чтобы забыть свою земную жизнь. В нашем языке есть устойчивая смысловая конструкция – «кануть в Лету», иначе говоря – подвергнуться полному забвению. В русских народных сказках иной раз встречается такой сюжет – главный герой отведал воды из некоей реки (чаши) и – позабыл всё то, зачем он шёл и куда стремился. Или, например, из памяти тут же стирался образ невесты, родного дома и так далее. Тема живой и мёртвой воды и неких волшебных вод, превращающих братца-Иванушку в козлёночка, также не менее популярны в русском фольклоре.
Подземный Стикс древних греков – олицетворение мрака и ужаса. Согласно мифам, именно река, по сути, отделяет мир живых от мира мёртвых. Для сравнения – в дохристианскую эпоху у ряда славянских, балтских и скандинавских племён было принято захоронение в ладье. Арабский путешественник, писатель Ибн Фадлан, посетивший в X веке русские земли, подробно описал не только быт и нравы славян, но и похоронный обряд в ладье. В этой связи вспоминается хитроумный план и – красивый в своём изуверстве жест княгини Ольги, которая отомстила древлянам за убийство Игоря. Помните? «Сказали же древляне: Вот убили мы князя, возьмём жену его Ольгу за князя нашего Мала, и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим. И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым». Княгиня же сделала вид, что согласна, однако, поставила условие: «Ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье», – и вознесут вас в ладье». Дело кончилось плохо – Ольга велела сбросить ладьи в специально вырытую яму и похоронить древлян заживо. Ладья – символ погребения, вот княгиня их и похоронила. Вспоминаем мифологического лодочника Харона – перевозчика душ в своей ладье. Итак, река – это рубеж, граница миров. Знаменитый бой Ивана-Царевича (или Ивана — крестьянского сына) с чудищем происходит чаще всего на некоем Калиновом мосту, перекинутом через огненную реку. В некоторых вариантах её называют река-Смородина.
В сказках и в песнях часто используется мотив «за рекой». Таким образом, Заречная – говорящая фамилия. Переправься на тот берег – получишь или сокровище, или же – найдёшь свою печаль, а то и смерть. В этой связи интересен текст старинной казачьей песни «По Дону гуляет казак молодой». О чём, дева, плачешь? О том, что ей нагадали погибнуть в день свадьбы: «Поедешь венчаться – обрушится мост». У этой истории есть много вариантов, один из которых такой: «А дева, а дева – под мутной водой». Или читаем у Пушкина о Мёртвой Царевне:
«Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора.
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный».
Итак, «за рекой» означает в ином мире, в другом измерении, возможно, что на том свете. Культовая советская песня о гибели юных бойцов-будённовцев носит красноречивое название «Там, вдали за рекой». Культовая фигура советского агитпропа Василий Чапаев, как известно, погиб, не сумев переправиться через реку. Даже в этой важной детали – основа мифа о легендарном красном командире. Река – жизнь, но река – и смерть, переход в иномирье. «Мать моя утонула, купаясь на реке Волге, когда мне было восемь лет», — интересно, что именно так начинается, пожалуй, самая парадоксальная вещь Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика». Эта повесть, наполненная красивым и пугающим символизмом, не может служить исключительно детским повествованием. Итак, своенравная река убивает, река круто меняет жизнь и – судьбу. «Пройдено. Прожито. Крест», — эту странную фразу главный герой-пионер постоянно повторяет по ходу повествования…
Или вот. В пьесе Александра Островского «Бесприданница» Лариса, по сути, гибнет не в тот момент, когда в неё стреляет ревнивый неудачник Юлий Карандышев, а когда она согласилась поехать с Паратовым за Волгу. С этого мгновения началось её стремительное и неумолимое падение в бездну. Драматург, хорошо знавший значение мифологических символов (в его пьесах они встречаются чаще, чем у других авторов), намеренно создаёт подобную ситуацию. Убегая, Лариса говорит совершенно определённо: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Как в сказках – или сокровище, или гибель. Третьего не дано. Эльдар Рязанов в своей версии «Бесприданницы» («Жестокий романс») исказил, точнее – грубо осовременил ситуацию, впрочем, для зрителя середины 1980-х знаки-символы-приметы были уже совершенно не важны.
Кроме того, река, вода часто символизируют течение жизни, перемены. Так, всем известно изречение Гераклита: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Всё течёт – всё изменяется. Об этом же пелось в советской песне на стихи Льва Ошанина «Течёт река-Волга». «Издалека долго течет река Волга,…Конца и края нет. » Это – монолог жизни, от юности («А мне семнадцать лет») до старости. А река Волга только видится всё той же, она – меняется вместе с нами… Или, например, добрый фильм «Верные друзья» — пожилые учёные решили тряхнуть стариной и совершить увлекательное, где-то даже опасное путешествие на плоту. Символ — преодоление косности и застоя, случившегося в бытии трёх старых друзей, ибо река – это пробуждение и это – проверка на прочность. И, как пелось в их песне «Лодочка»:
«И путь наш не кончается,
Простор речной широк.
И гонит, гонит лодочку
Попутный ветерок».
Итак, течение реки – это движение, это перемены. Но… Тут живо вспоминается картина Михаила Нестерова «Молчание» — фигурки рыбачащих монахов. Желая изобразить Вечность, художник обращается к теме успокоенной воды – мы не видим ни единого волнения на её глади. Жизнь не бурлит, не бьёт ключом, а посвящена иным смыслам – тут день, как год, а год – как день. Тут нет времени и, как уже упоминалось, река – это речь, а здесь – молчание. Ибо мысль изреченная есть ложь. Молчание подчёркивается и полной тишиной воды. Но такая безмятежная благодать далеко не всегда нравилась русским людям!
В Советском Союзе тема реки и воды часто использовалась для изображения эпичной борьбы со стихией. Или – в качестве торжества Человека, хозяина природы. Отовсюду доносились слова бравурной песни: «Мы покоряем пространство и время – мы молодые хозяева земли!» И воды – тоже. Вода сильна, а мы сильнее. Здесь представляется наиболее интересным детское стихотворение Самуила Маршака «Война с Днепром». Именно – война, то есть битва не на жизнь, а на смерть. Или мы, или – нас.
«Человек сказал Днепру: — Я стеной тебя запру.
Ты с вершины будешь прыгать,
Ты машины будешь двигать!
-Нет,- ответила вода,- Ни за что и никогда».
В этом есть что-то от древних мифов — просто какое-то обуздание Посейдона. Разумеется, как всегда, победил могучий советский человечище, а Днепрогэс – тому материальное подтверждение. Есть и другая история – гораздо более печальная. Это – бессмысленная и жестокая по отношению к природе идея поворота северных рек, чтобы напитать водой южные районы. Красивая и благая с виду, задумка нанесла ущерб экологии в ряде регионов, хотя, у неё по сию пору есть свои сторонники.
Россия – страна великих рек, поэтому главную реку России – Волгу часто именуют одним из русских национальных символов, причём не только у нас, но и во всём мире. Забавный эпизод – в своих мемуарах великий кутюрье Кристиан Диор описывает Ленинград 1931 года (Диор тогда ещё не был мастером дамских платьев, а прибыл в СССР вместе с компанией своих друзей – молодых архитекторов). Так вот, будущий модельер упоминает обветшалые красоты старого Петербурга и — реку Волгу… Для него Россия и есть Волга. Во всём мире известна песня о Стеньке Разине со словами:
«Волга-Волга, мать родная. Волга русская река
Не видала ты подарка от донского казака…»
Тут, по сути, обыгрывается один из древних ритуалов принесения человеческой жертвы – божеству («подарок»). Что интересно, слова песни послужили названием для эпохальной советской кинокомедии «Волга-Волга». Это был настоящий гимн водной стихии и – реклама только что открывшегося канала Москва-Волга. Интересно, что и в фильме, и в сопровождавшей его песне, река воспринимается ещё и как синоним свободной и могучей России.
«Красавица народная,- как море, полноводная,
Как Родина, свободная,- широка, глубока, сильна!»
В кадр попали не все куплеты, написанные Василием Лебедевым-Кумачом. Вот очень примечательный фрагмент:
«Пусть враги, как голодные волки,
У границ оставляют следы,-
Не видать им красавицы Волги,
И не пить им из Волги воды!»
Что характерно, немецкие фашисты захлебнулись именно Волгой – собственно Сталинградская битва окончательно сломала хребет германской военной машине… Итак, река – это Жизнь, это перемены, это постоянно меняющиеся декорации, точнее – берега. Вместе с тем, это мрачный символ своенравной природной стихии, которая постоянно требует жертв. Река – символ смерти. Именно у Чёрной речки – название говорит само за себя — был смертельно ранен Пушкин. Река – речь, слово. Но, вместе с тем, река и – тишина, молчание. Вода убивает, вода даёт жизнь. Мёртвая и живая вода. «Течёт река Волга – конца и края нет». Интересно, что Эдуард Лимонов посвятил одну из своих удачнейших книг именно воде, точнее — времени. «Всё содержащееся под этой обложкой называется «Книга Воды». Можно было бы назвать её «книга времени». Потому что оно о времени. Но я предпочёл воду». Вода, время, пространство, …Бог.

Читайте также:  Собака хочу в рек

Источник

Символика реки как символа

Мировой поток явлений, течение жизни. Река жизни — это царство божества, макрокосм. Река смерти — явное существование, мир изменений, микрокосм. Возвращение к истоку, символически изображаемое в виде реки, текущей вверх, — это возврат к изначальному, райскому состоянию, с целью обрести просветление. Устье реки имеет то же символическое значение, что и ворота или дверь. Оно обеспечивает доступ в иное царство, в океан единства. В обрядах прохода и при путешествиях из одного состояния в другое движение обычно мыслится как переправа с одного берега на другой через реку жизни или смерти. Если путешественник направляется к устью реки, то берега оказываются опасными, и их следует избегать, так что все в целом путешествие через реку приобретает символическое значение опасного прохода.

Четыре реки рая, текущие в направлении четырех сторон света, берут начало в источнике, ключе или колодце у корней Древа Жизни или из скалы под ним в центре рая. Они символизируют творческую силу, истекающую из своего неявного источника в явный мир до его крайних пределов (моря). Иными словами, от высшего уровня к низшему. В буддизме река — поток жизни. Реки рая приносят духовную силу и пищу. Чтобы обрести просветление, нужно проследить реку жизни назад, до самых истоков. В христианстве четыре реки рая, истекающие из одной скалы, символизируют четыре Евангелия, идущие от Христа. У греков реки изображаются в виде мужей с рогами и длинными волнистыми бородами. В еврейской каббалистической традиции реки жизни соответствуют Дереву Сефиротов, поскольку несут духовные влияния из Горнего Мира в Дольний.

Индуизм. Четыре реки рая текут от корней Древа Жизни, стоящего на горе Меру, в направлении четырех сторон света, образуя горизонтальный крест земного мира, соотносясь с четырьмя элементами, четырьмя фазами циклического развития, четырьмя эпохами (югами), четырьмя жертвенными чашами Вед. Индуистская амрита связана с ведической сомой, истекающей от Древа Жизни. Реки, выгравированные на дверях храмов, символизируют очищение адепта, ритуальное омовение, купание в священной реке приносит очищение. Иран. Река Жизни течет от Древа Жизни и ассоциируется с истечением священной хаомы. Скандинавы. В Асгарде текут четыре молочные реки. Шумеро-семитская традиция. Четыре реки рая образуют четыре четверти земли, соответствуют четырем сторонам света и четырем сезонам..

Созвездие, см. Эридан.. ..

Крупный естественный водоток, по которому избыток воды, попадающий на сушу в виде дождя или снега, возвращается в океан. Реки являются составной частью гидрологического цикла (круговорота воды в природе), в котором вода постоянно перераспределяется на суше и в атмосфере. Реки дренируют лишь ок. 60% площади всей суши. В сухих областях постоянные водотоки отсутствуют, поскольку выпадающие там скудные осадки быстро впитываются в грунт. В холодных областях влага аккумулируется в форме льда и очень м..

Годубая река. Публ. Патет. Поток транспортируемого по трубам газа. НРЛ-81. Мокиенко 2003, 95.. ..

Реченька, речка, речонка, речушка, (водная, голубая) (артерия, дорога, магистраль, трасса), голубой нил, устье, приток, поток, протока. ..

О величине, глубине. Об уровне воды. О характере дна, русла. О цвете, прозрачности, температуре воды. Безбрежная, беспредельная, большая, бурая, великая, высохшая, глубокая, голубая, громадная, длинная, желтая, змеистая, извилистая, изгибистая (разг.), излучистая, иссохшая, каменистая, ледяная, маловодная, мелкая, мелководная, мелкодонная, многоводная, мутная, неглубокая, обмелевшая, огромная, пересохшая, полноводная, прозрачная, прохладная, разливистая, разливная, разливчатая (разг.), светлая, ..

Ж. (от реять, течь, общего корня с речь?) поток водный, проточная по земляному ложу вода, большего объема, чем речка и ручей. Речажина пск. Речка, реченька, речушка. Речушка, реченка. Речища. | *Река, рекой, говор. О чем-либо с виду схожем с рекою, или для выраженья понятия о струе, потоке. Реки слез проливаю. Слезы рекой. Река Крови. Ливень рекой, кафтан становой, байберек по белой земли, на нем травы и реки золотые, стар. Продольные полосы, лентою. И большой бадьей реки не вычерпать. Что за го..

Ж.1) Постоянный водоем с естественным течением воды по разработанному ею руслу от истока до устья.2) перен. Текущая вода или другая жидкая масса. Поток.3) перен. Разг. Огромная движущаяся масса чего-л.. ..

РЕКА́ -и́, вин. Реку́ и ре́ку. Мн. Ре́ки, дат. Река́м и ре́кам, тв. Река́ми и ре́ками, предл. О река́х и в ре́ках. Ж.. ..

-и, вин. Реку и реку, мн. Реки, рек, рекам и (устар.) рекам, ж. 1. Постоянный водный поток значительных размеров с ес-тественным течением по руслу от истока до устья. Северные реки. Москва-р. Пойти нареку, за реку. Любоваться на реку. Подводная р. (глубинное течение в море, океане). Р. Забвения (в греческой мифологии:река Лета, погружение в к-рую означало полное забвение, исчезновение. Высок.). 2. Перен. Поток, большое количество, масса. Людские реки заполнили улицы. Слезы льются рекой. II ласк.

Общеславянское слово, имеющее индоевропейскую природу. Восходит к той же основе, что и латинское rivus – «ручей» и таким образом родственно современному английскому river – «река».. ..

Общеслав. Суф. Производное от той же основы, что ринуться, реять, лат. Rivus «ручей», др.-инд. Ráyas «течение», ср.-ирл. Rian «река».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Латинское – rivus (ручей).. ..

Река́ мн. Ре́ки, укр. Рiка́, др.-русск., ст.-слав. Рѣка ποταμός, κρημνός (Остром., Супр.), болг. Река́, сербохорв. Риjѐка, мн. Ри̏jеке̑, словен. Rẹ́ka, чеш. Řеkа, слвц. Rieka, польск. Rzeka, в.-луж., н.-луж. Rěka, полаб. Rė́ka. Родственно рой, ри́нуть(ся), ре́ять. Далее родственно др.-инд. Ráуаs м. «течение, ток», rī́уаtē «двигается, начинает течь», rītíṣ ж. «ток, бег», rētas «течение», rīṇas «текущий», галльск. Rēnos «Рейн», ср.-ирл. Rían «река, дорога», лат. Rīvus м. «ручей, канава».

— водный поток, протекающий в долине и характеризующийся достаточно большими размерами (от нескольких — до тысяч км). По характеру стока различают Р. Постоянные и периодические, по характеру питания — Р. Дождевого, снегового, ледникового, подземного и смешанного питания, по условиям формирования — Р. Равнинные, горные, болотные, карстовые. Различаются исток Р.— место, откуда Р. Вытекает, и устье речное — место, где она заканчивается. Оно может быть при впадении в конечный водоем, др. Реку. В зас..

Река́водный поток сравнительно больших размеров, как правило, постоянный (в ряде районов на отдельных участках временно пересыхающий или перемерзающий), текущий в выработанном им русле, питающийся за счёт стока с его водосбора. К гл. Характеристикам реки относятся. Расход и уровень воды в отдельные отрезки времени, годовой объём стока, дл. Реки, площадь водосбора, а также уклон водной поверхности, шир. И глуб. Русла, скорость течения, мутность и химический состав воды, сток наносов и сток раство..

РЕКА, большой естественный канал, наполненный водой, которая течет за счет перепада высот под действием силы тяжести. Вода в реке пополняется из притоков, подземных источников, дождевых вод, стекающих со склонов в долину и падающих на поверхность реки, а также и за счет таяния снега и ледников. Речная система — это сеть соединяющихся каналов. Ее можно разделить на притоки, которые накапливают воду и ОСАДОЧНЫЕ ПОРОДЫ, основное русло реки и устье, где откладывается большая часть осадочных пород. Р..

-если не имеется в виду вообще река или определенная из контекста река, то подразумевается Евфрат (Быт 31.21. Исх 23.31. Нав 24.2,4,15. Езд 4.10,16. Пс 79.12. Ис 11.15. 27.12. Зах 9.10), иногда-Тигр (Быт 36.37. 1Пар 1.48) и в некоторых случаях-Нил (Ис 19.5-7. 23.3,10. Зах 10.11). По именам в Писании упомянуты следующие реки (и потоки). Авана, Арнон, Евфрат, Гихон, Гозан, Иордан, Кане, Киссон, Нил, Тигр, Фарфар, Фисон, Хиддекель, Ховар, Хораф, Улай (см. Также Сихор,а). При реках у евреев очень ча..

I. Р. На Ближнем Востоке — это не пересыхающие и в засушливое время года водные артерии. Фисон, Гихон, Тигр и Евфрат (Быт 2:10-14), Нил (Быт 41:1. Ис 23:3), Иордан. Много говорится о Евфрате (называемом просто «Р.» — Нав 24:2 и след.,14 и след.). Как погран. Р. Земли обетованной он имеел особое значение (Исх 23:31). Кр. Того, он упомянут в Откр 16:12, где сказано, что в конце времен Евфрат будет препятствовать вторжению царей с востока в землю обетованную, пока не высохнет и не откроет им путь. ..

Читайте также:  Река нерль не спеша течет по болоту ее притоки

Важный мифологический символ, элемент сакральной топографии. В ряде мифологий, прежде всего шаманского типа, в качестве некоего «стержня» вселенной, мирового пути, пронизывающего верхний, средний и нижний миры, выступает т. Н. Космическая (или мировая) Р. Она обычно является и родовой (или шаманской) Р. Иногда её составной частью бывает символически переосмысленная реальная главная Р. Данного региона. Примером космической Р. Может служить эвенкийская Мумонги хокто бира («водяная дорога-река»). В..

Философский камень герметиков и алхимиков. Символизирует поиск единства, андрогинность, единство противоположностей, целостность, а также просветление и обретение центра. Это единство Солнца и Луны, мужского и женского, царя и царицы, серы и ртути, возникающее после смерти (nigredo) как родящий камень (petra genetrix) с совершенством гермафродита.. ..

В ритуальной и храмовой архитектуре резец является активным мужским принципом по отношению к пассивному женскому. Вместе с молотом и киянкой он символизирует волю, определенность, различение. Придает форму женственной первоматерии при помощи острого, мужского, оформляющего инструмента. Означает также образование, знания в действии, исправление ошибок.. ..

Простой хитон Христа. Означает милосердие. Крест на спине — это крест, пронесенный на Голгофу. Пятна — пятна от рук Христа на кресте. Полоска спереди — это след кнута. Риза, одетая поверх других одежд, означает защиту милостыни. Это также пурпурное царское облачение, одетое на Царя Иудейского.. ..

Имеет то же символическое значение, что и зерно на Западе. Как основная пища (хлеб насущный) имеет божественное происхождение. Может быть волшебным и давать сверхъестественное пропитание, подобно манне, а также чудесным образом наполнять амбары. Символ изобилия и божественного попечения. Его возделывание стало необходимостью только после утраты рая и отделения Неба от Земли. Рис символизирует бессмертие, духовную пищу, изначальную чистоту, славу, солнечную энергию, знание, изобилие, счастье и пл..

Источник



Древние символы Вода и Земля — символика неживой природы

Вода — символ женского начала, чистоты, здоровья. На Востоке вода может быть символом вечно меняющегося мира иллюзий. Значение древних символов Воды — источник и гробница всего сущего во вселенной.

Символ непроявленного, первичной материи. «Жидкость все проверяющая» (Платон).

Любая вода является древним символом Великой Матери и ассоциируется с рождением, женским началом, утробой вселенной, первоматерией, водами плодородия и свежести, источником жизни.

Вода как древний символ

Вода — жидкий двойник света. Она также сравнивается с непрерывным изменением материального мира, бессознательным, забывчивостью. Вода растворяет, уничтожает, очищает, «смывает» и восстанавливает.

Ассоциируется с влагой и циркуляцией крови, жизненными силами как противопоставлением сухости и неподвижности смерти.

Вода возвращает к жизни и дает новую жизнь, отсюда крещение водой или кровью в обрядах инициации — вода и кровь смывают старую жизнь и освящают новую.

Погружение в воду символизирует не только возврат к первоначальному состоянию чистоты, смерть в старой жизни и возрождение в новой, но также омовение души в материальном мире.

Источник Жизни берет начало от корней Древа Жизни, которое растет в центре Рая.

В виде дождя вода несет оплодотворяющую силу небесного бога, что символизирует плодородие. Как роса, она олицетворяет благовещение и благословение, духовное обновление и свет восхода.

Нырнуть в воду — значит искать секрет жизни, ее конечную тайну. Ходить по воде- значит преступить за границу материального мира. Все великие мудрецы ходили по воде.

Текущая вода-это «живая вода». Пересечь водную преграду — значит перейти из одного онтологического состояния в другое.

С другой стороны, это символ отделения, например, при пересечении моря или реки смерти. Но, поскольку вода имеет силу и жизни, и смерти, она может не только отделять, но и соединять.

Вода и огонь являются враждующими стихиями, которые, в конечном счете, проникают друг в друга и объединяются, символизируя противоречия материального мира.

В состоянии противоборства они — необходимые для жизни тепло и влага, но «горящая вода» — это союз противоположностей.

Огонь и вода ассоциируются также с двумя великими началами, Отцом-Небом и Матерью-Землей, причем в этом случае Отец-Небо превращается в оплодотворяющую влагу дождя, изливающуюся на Землю.

Вода и вино символизируют слияние человеческой и божественной природы, или божественность, незримо присутствующую в человечности.

Нижние Воды — это Хаос, или вечно меняющийся материальный мир, а Верхние Воды — царство всеобъемлющих вод.

Нижние и Верхние Воды связаны с Малыми и Большими Мистериями, а вместе они составляют Единое и означают всеобщее обновление.

Потревоженные воды — символ превратностей судьбы, иллюзий и тщеславия жизни — «призрачный поток ощущений и идей».

Бегущая вода означает жизнь и ее источник, символом которого является волнистая линия, спираль или меандр.

Вода, подобно дереву, роще, камню и горе, может символизировать космос во всей его полноте.

Символами порождения и уничтожения жизни, разделяющих и объединяющих сил воды часто являются существа комбинированной природы, чудовища или драконы, змеи, сокол, лев, крокодил и кит, в то время как питающая и плодородная сила изображается в виде коровы, газели, а чаще всего рыбы.

Вода имеет огромное значение в магических ритуалах (стихии).

В русском фольклоре водяной-морской царь — властвовал над водной стихией. В Древней Руси вода считалась первоосновой всех вещей.

Чистая вода олицетворяла честность, правдивость («Вывести на чистую воду»).

Баламутная, нечистая — нечестность, изворотливость («Ловить рыбку в мутной водице»). Течение воды ассоциировалось с течением времени («Годы бегут, как вода»).

В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения.

Вода, смешанная с вином, символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, «зачатие от воды и от Духа», смешение низшего и высшего в человеке. Согласно св. Киприану, Христос — это вино, а вода-тело Христово.

В христианском искусстве вода символизирует смирение. Вода, окружающая что-либо, имеет не просто оборонительное значение, пространство внутри круга становится чистым и священным.

Вода с глиной олицетворяют творение и символизируют горшечника, придавшего вселенной ее облик.

Глубокие вода моря, озера, колодца ассоциируются с царством мертвых или местом обитания сверхъестественных существ и тесно связаны с Великой Матерью. Смирение изображается как вода, смешанная с вином.

Роса — символ Благовещения.

Что символизируют волна, дождь, лед

Волна

Поскольку вода символизирует бесконечное движение, волны олицетворяют превратности жизни, изменения, иллюзии, тщеславие и возбуждение.

Кто с водяным ладит — у того и дождь вовремя в поле, и рыбы в неводах вдоволь. Народные представления о волне хорошо отразил А.С. Пушкин:

Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли.

Дождь

Символизирует Божественное благословение, нисхождение небесного блаженства и очищения, плодородие.

Символизм дождя сходен с символизмом солнечных лучей в случае, когда он олицетворяет оплодотворение и духовное открытие.

Все боги Неба оплодотворяют Землю дождем. У славян дождь был божьей благодатью, он уподоблялся молоку. Тучи наши предки представляли как женские груди.

Образ небесной воды в орнаменте выражался в виде вертикально-динамичного рисунка.

Олицетворяет скованность, холод, хрупкость, недолговечность. Является символом плотных вод земли в противовес «свежим» и живительным водам родника в Раю.

Он также обозначает жестокосердие, холодность и отсутствие любви. Тающий лед означает смягчение жестокого сердца.

Что символизируют море, озеро, река, омут

Символ безграничного водного пространства. С ним сравнивают поле: рыбаки называют его несеяным полем, с которого они собирают жатву, моряки — дорогой.

Они предпочитают не купаться в море, сравнивая его с дорожной пылью.

Наводнение. Символизирует лунную силу вод. Конец старого цикла и начало нового. Смерть и возрождение.

Озеро

Означает женское начало, стихию влажности, место обитания чудищ или магических женских сил, подобных тем, что упоминаются в выражении «дева озера».

Океан. Стихия зарождения жизни, безбрежности, сумма всех возможностей. Символизирует женское начало. Означает первоначальные воды, хаос, бесформенность, материальное существование, бесконечное движение.

Это источник всякой жизни, заключающий в себе все потенции, сумма всех возможностей в проявленном виде, непостижимое, Великая Мать. Символизирует также море жизни, которое предстоит пересечь.

Место опасности, перехода, порог в подводное царство; обманчивое спокойное место: «Затянуть в омут», «В тихом омуте черти водятся».

Символ необратимого потока времени. Символ потери и забвения. Река-дорога в страну мертвых. Река — символ преграды, разделяющей два мира.

Символ постоянной изменчивости: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Вода рек священна. Ею крестят при первом посвящении, ею омывают грехи, очищают тело и душу.

Она снимает усталость — физическую и душевную (река забвения Лета). Река дает плодородие. Река — артерия земли. Она — источник жизни для людей оседлых культур. Их реки — Нил, Ганг, Хуанхэ -символы и гаранты благополучия.

Мировой поток явлений, течение жизни.

  • Река жизни — это царство божества, макрокосм.
  • Река смерти — явное существование, мир изменений, микрокосм.

«Возвращение к истоку», символически изображаемое в виде реки, текущей вверх, — это возврат к изначальному, райскому состоянию, с целью обрести просветление.

Устье реки имеет то же символическое значение, что и ворота или дверь. Оно обеспечивает доступ в иное царство, в океан единства.

В обрядах прохода и при «путешествиях» из одного состояния в другое движение обычно мыслится как переправа с одного берега на другой через реку жизни или смерти.

Если путешественник направляется к устью реки, то берега оказываются опасными, и их следует избегать, так что все в целом путешествие через реку приобретает символическое значение опасного прохода.

Четыре реки рая, текущие в направлении четырех сторон света, берут начало в источнике, ключе или колодце у корней Древа Жизни или из скалы под ним в центре Рая.

Они символизируют творческую силу, истекающую из своего неявного источника в явный мир до его крайних пределов (моря). Иными словами, от высшего уровня к низшему.

Река — дорога вниз, к океану, река порождает океан. Река-стена, преграда, которую преодолевают либо с помощью посредника, либо волшебным образом: огненная река, река Стикс и т. п.

В христианстве четыре реки Рая, истекающие из одной скалы, символизируют четыре Евангелия, идущие от Христа.

Что символизирует роса

Символ здоровья, чистоты, любви, святости. Славяне считали росу слезами Богородицы. Означает свет рассвета, духовное освежение, благословение, доброе слово.

Сладкая роса — это мир и преуспевание. Она может олицетворять изменение, иллюзию и мимолетность. Связана с Луной, приходом ночи и сном.

Источник

Adblock
detector