Меню

Сплав по реке кама

Команда Кочующие

Командный раздел

Марий Эл

Татарстан

Регионы

Окно в природу

Блог от Лоцмана

Последние комментарии

Популярное содержимое

За сегодня:

  • Самые красивые места Татарстана
  • Гостевая
  • Заповедник Галичья гора
  • Реки Сибири
  • Самые красивые места Марий Эл
  • Аномальные зоны и мистические места Владимирской области
  • Сарайлинские пещеры
  • Загадочные места и аномальные зоны Марий Эл
  • Загадочные места и аномальные зоны Самарской области
  • Река Кобра

За всё время:

  • Гостевая
  • Татары (происхождение, обычаи, традиции, праздники)
  • Национальная татарская одежда
  • Загадочные места и аномальные зоны Татарстана
  • Самые красивые озера Марий Эл
  • Город Ярославль
  • Самые известные татары
  • Река Ока
  • Самые красивые усадьбы России
  • Загадочные места и аномальные зоны Марий Эл

Сплав по верховьям Камы

Сплав по верховьям Камы

Небольшое описание похода.
Мысль сходить в верховья Камы появилась несколько лет назад. И после прошлогоднего весеннего похода по Омутной и верхней Вятке (Омутнинск — Песковка) окончательно утвердилась. Верхняя Вятка нас поразила не только красивыми местами, а в большей степени приветливостью и дружелюбностью людей, встречавшихся на пути.
Всюду нас спрашивали «надо ли чем вам помочь» и помогали, но увы мы не могли ответить взаимностью (предлагали, но им это было в обиду). В городской суете это крайняя редкость.

А здесь все друг за друга. Поэтому хотелось чего-то подобного и мы решили, что следующей весной идём на Каму. Рассматривали вариант и летний, но по малочисленным отчётам, на Каме много мелей и каменистое дно, что не очень хорошо для каркасных байдарок.

Сплав по верховьям Камы

Из 2х вариантов маршрута от Гордино до Афанасьево и от Афанасьево до Бора выбрали первый, так как в верховьях реке уже и поэтому интереснее.
В Удмуртию, в самые верховья из Кировской области добраться проблематично, так как на границе в лесу 1км ничейного непроезжего участка. А вот до Гордино из Афанасьево можно добраться даже на рейсовом автобусе.
Поэтому отвезли байдарки на мест старта (мост через р. Ёрдва), а сами отвезли машины в Афанасьево и вернулись на рейсовом автобусе. По пути на место старта ещё посетили самую высокую точку области 337м. Вид оттуда значительно закрывают леса, поэтому не стоит ждать чего-то большого.
Сплав был запланирован на 4 дня, маршрут около 80км. Как и на Вятке справа высокие холмы, слева леса на низком берегу. Также как и на Вятке много памятников и крестов событий Гражданской войны.
Много народу тут погибло, на фото 4457 крест на Марковском угоре стоит прямо на месте пулеметного расчета Белогвардейцев.

4112 храм Афанасьево

Сплав по верховьям Камы

4120 храм Гордино

Сплав по верховьям Камы

4126 байдарки Ладога-2 и Варзуга-2

Сплав по верховьям Камы

4133 слив пруда, в прошлом году Ёрдву запрудили и обрыбили местные жители

Сплав по верховьям Камы

4138 устье Ёрдвы, Кама тут малюсенькая

Сплав по верховьям Камы

4159 Кама вечер 29.04.2018, стоянка №1, первые два дня шло много льда, постоянно приходилось маневрировать, что добавило интереса

Сплав по верховьям Камы

4167 вода на подъеме, до полуметра за сутки, завтра поля значительно зальются

Сплав по верховьям Камы

4169 Место стоянки №1

Сплав по верховьям Камы

Сплав по верховьям Камы

4177 Каждый день были заморозки до -3-4 градусов. Здесь на 1-2 градуса холоднее Кирова.

4193 База отдыха Гордино, также тут Кони-ферма, прокат лошадей

4211 где-то сорвало мост

4231 около д. Угор, хлеб 22р. буханка, хрустящая корочка

4238 вид от Угора

4247 в деревне увязался Бобик, мы его накормили, а он хотел к нам в Байдарку, 1км пробежал вдоль берега

далее он поплыл за нами, но в итоге 2 раза переплыл ледяную Каму, а мы умчали

4293 около д. Ромаши

4302 стоянка в устье р. Кедра

4314 Баня №2, в этом день купались, в бане было очень жарко, уже в 8 вечера температура была ниже 0

4329 заморозки, но утреннее солнце быстро растопило иней

4366 ДК в п. Камский (левый берег)

4381 паром снят, на берегу осталось большое количество машин

4388 Подвесной мост в п. Камский и другие, длина почти 150м, мост сильно раскачивается и присутствует небольшой винт, не легко тут жителям

4399 Марковский угор

4404 Бузмаковская купель и Абрамовский святой источник

4413 Внутри чисто и светло как дома, даже в Великорецком нет такого уюта

4447 на месте пулеметного расчёта

4459 место гуляний

4484 около городище Шудьякар

4520 около д. Харины

4530 Баня №3, стоянка на городище Шудьякар

4551 мост в п. Афанасьево

4560 деревушка слева

4563 п. Афанасьево

4564 Пруд Б. Холуница 2 мая

_________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Автор: Артем Лоувел.

Источник

Сплав по реке кама

Мне давно хотелось побывать в верховьях Камы и сплавиться по ней, стартовав как можно ближе к истоку. Раза два я даже начинал готовиться к такому походу, но различные причины вынуждали останавливать подготовку. Тогда самой серьёзной проблемой для меня была организация заброски в те труднодоступные места.

Но вот в конце мая идеей пройти по Верхней Каме проникся мой земляк Александр Шарихин – один из сильнейших туристов-водников Удмуртии (думаю, и России). Прежде всего, Александр покопался в итературе и в материалах ныне несуществующего нашего городского турклуба. В результате выяснилось: очень вероятно, что никто из туристов по этому участку Камы ещё не ходил и, следовательно, есть шанс совершить первопрохождение.

Также он узнал, что непосредственно в верховьях находится бобровый заказник и сплав можно начать лишь в километрах 30 ниже истока. Группа более 30 человек набралась быстро. Поход решили провести в «длинные» выходные – праздничный день 12 июня плюс суббота и воскресенье.

Старт – у моста через Каму на дороге между деревнями Степаненки и Ильмово (последняя сейчас нежилая), финиш – у моста перед впадением в реку левого притока Лопья рядом с деревней Лаврушенки. Длина маршрута примерно 110 км. График похода получился напряжённым для трёх ходовых дней, но сократить маршрут не было возможности. Автопредприятие, где заказали транспорт для заброски и отъезда домой, категорически отказалось высылать за нашей группой автобус на обратный путь дальше Лаврушенок изза отсутствия нормальной дороги.

Читайте также:  Какие реки текут в древнем китае

Вечером предпраздничного дня 11 июня в 18.00 участники похода собрались в условленном месте. Подошёл заказанный автобус, мы погрузились в него и отправились на северовосток Удмуртии. По дороге проезжаем райцентры Якшур-Бодья, Игра, Дебессы, Кез. Примерно через 10 км после Кеза асфальт закончился.

И тут все услышали самые настоящие причитания нашего водителя: «Ой, да куда я заехал? Ой, как я отсюда выберусь?». Было странно слышать такое от человека достаточно мужественной профессии, но я его понимал. Первый раз в этих местах я побывал давно, ещё школьником, в своём первом настоящем велопоходе.

Этот участок маршрута мы проходили через два дня после сильного дождя, и мне в память врезалась такая картина: в низине, полностью зарывшись колёсами в уже засохшую грязь, стоит грузовик ГАЗ-51. Шофёр, поняв бесполезность попыток выбраться на хорошую дорогу, ушёл и, видимо, гдето загулял, а машина осталась… Подъехали к деревне Кулига.

Дальше наш путь лежит на запад в направлении деревни Степаненки. На северной окраине Кулиги находится официальный исток Камы. К сожалению, заехать к нему нам уже не хватает времени, так как начинает темнеть. В Кулиге я увидел настоящий 2-этажный северный дом (в нём и жильё, и все хозяйственные постройки, и скотина находятся под одной крышей).

Для Удмуртии это – большая редкость. Автобус идёт по очень приличной грунтовке, но шофёр продолжает причитать, уже никого не стесняясь: «Ой, да куда я заехал? Ой, да здесь, наверное, никто не живёт!». Наконец, справа на обочине, у поворота на лесную дорогу, видим два колёсных трактора с тележками.

Они, согласно предварительной договорённости, ждут нашу группу. ыстро перегружаем вещи и байдарки из автобуса в тележки и дальше двигаемся на север. То, по чему мы едем, дорогой назвать трудно, это классическое российское «направление». Даже тракторы с трудом преодолевают эту разбитую грунтовку.

Так, для переезда через одну из канав трактористы цепляют тракторы друг за другом и по очереди перетаскивают тележки. Но даже самая плохая дорога всегда кончается. Уже в сумерках впереди появляется Кама и разрушенный мост – ориентир начала маршрута. Разгружаем вещи, прощаемся с трактористами, начинаем ставить лагерь и заготавливать дрова.

Разгорается костёр, и дежурные приступают к готовке ужина. Уже совсем стемнело, некоторые участники после быстрой разгрузки не могут найти свои рюкзаки, палатки, коврики и др. Но постепенно всё находится и после позднего ужина лагерь засыпает. На часах около 3.00. Подъём в первый ходовой день был, естественно, поздним. Погода с утра выдалась хорошая, солнечная.

Все заняты сборкой байдарок. Проблем, увы, хватает. Новички вообще не знают, как собирать байдарку, другие вроде и имеют опыт, но так давно не выбирались на маршрут, что путают нос с кормой, а кильсон со шпангоутом. Да ещё, как обычно, не все ответственно отнеслись к подготовке своих судов к походу.

У некоторых байдарок текут болочки, у иных не хватает шпилек, а у одной даже отсутствует стрингер (!). Делать нечего – нужен ремонт. Общими усилиями заклеиваются оболочки, шпильки заменяются болтами и проволокой из ремнаборов, а вместо стрингера ставится обструганная ветка. Два экипажа собираются идти по маршруту на 2-местных катамаранах.

Эти ребята давно собрали и надули свои плавсредства, упаковали вещи и теперь со снисходительными улыбками наблюдают за вознёй байдарочников. Но вот, в конце концов, все суда собраны и загружены. Стартуем после обеда, около 13.00. Верхняя Кама не похожа на другие реки Удмуртии. Каменистое дно, наличие перекатов, густой, преимущественно еловый, лес по берегам, слабая извилистость русла делают её похожей на таёжную реку.

Берега обрывистые, высотой до 1,5 м. Удивляет отсутствие завалов. Ширина реки не превышает 6–8 м, глубина примерно по пояс. По берегам нет удобных площадок для стоянок. Места здесь глухие. На одном из участков реки наш экипаж вырвался вперёд. Вдруг неожиданно, примерно в 15 м перед нами реку перешёл крупный лось. Мой матрос Яна была в полном восторге.

Ближе к вечеру лес немного отошёл от реки и его место заняли пышные луга. А вот и первый завал, правда, легко проходимый. За ним лес на правом берегу кончился и появился большой луг, где мы решили встать на ночь. Места кругом очень живописные и весь свободный народ разбредается фотографировать.

К сожалению, группа выбилась из графика, но есть надежда нагнать время завтра. Увы! Утром нас разбудил стук капель по палатке. Идёт сильный дождь. Чтобы зря не мокнуть, позавтракали в палатках. Часам к 11 дождь начал стихать, и дежурные с несколькими энтузиастами пошли готовить обед. Примерно через полчаса из палаток вылезли остальные и начали собираться.

Дождь почти кончился, тихонько моросил, потом до вечера то начинал капать, то прекращался. После обеда стартуем и почти сразу после стоянки проходим два разрушенных моста. Река стала более извилистой, еловый лес по берегам сменился зарослями лиственных деревьев. Завалы стали попадаться чаще, но все легко проходимые.

На ночь становимся на правом берегу, на лугу, где когда-то был летний лагерь для коров. Остатки изгородей разбираем на дрова. Отставание от графика увеличилось. Утро порадовало солнцем. Но через пару часов небо опять затянуло, и периодически начал капать мелкий дождик. Справа Кама приняла первый крупный приток Нилкам.

Сразу после него видим первых людей на маршруте: две местные девушки пасут стадо тёлок. Девушки оказались «продвинутыми» и попросили закурить. После впадения Нилкама сбылась «мечта водника»: начались серьёзные завалы. Сначала их проходили без обносов, с разборкой завала или проводкой судов. Но вот попался «суперзавал » с обносом метров в 500.

Всё бы ничего, обнос – дело ривычное, но берег зарос крапивой по пояс. Потом, после переноса последней байдарки, вся крапива была безжалостно вытоптана, но вначале все «носильщики» были ею основательно покусаны. «Суперзавал», к счастью, оказался последним на маршруте. Река вышла на безлесную равнину, стала ещё сильнее петлять и сменила общее направление с северного на западное.

Читайте также:  Как назвать молочную реку с кисельными берегами

На правом берегу появились пасущиеся стада лошадей – тоже редкость для Удмуртии. Вскоре на этом же берегу показался и первый населённый пункт на маршруте – деревня Коровино. Возле недавно построенного моста у деревни (на карте его нет) останавливаемся на совещание. Время примерно 15.00. Чтобы дойти до конечной точки маршрута, нужен целый ходовой день.

Но его у нас уже нет. Поздний старт, утренний дождь, разборы завалов и обнос отняли много времени. Командир даёт команду собираться, а сам отправляется в деревню. Возвращается через полчаса с хорошими новостями. В деревне есть телефон, по которому он дозвонился до ближайшей автостанции в деревне Карсовай (это примерно в 50 км по дороге от Коровино).

Автобус, заказанный нами на обратный путь, попытался доехать до условленного места у моста, но в нескольких километрах за Карсаваем застрял в грязи и его еле вытащили с помощью тягача. Теперь он ждёт нас на местной автостанции. За нами уже выслали автобус «ПАЗ» повышенной проходимости (разумеется, за дополнительную плату).

На этом «ПАЗе» по чуть подсохшей после дождя грунтовке наша группа благополучно добралась до Карсавая. Вскоре мы сидели в заказанном автобусе и ехали домой. Вместо расчётных 8–9 часов вечера группа в Ижевске оказалась во 2-м часу ночи (на радость местным таксистам). Так закончилось это небольшое путешествие, сбылась моя мечта, и нашей группе, очень возможно, удалось совершить первопрохождение этого участка Камы.

Советы для тех, кто захочет повторить этот маршрут. Посёлок Кез лежит на северном участке Транссиба, из Кеза до деревни Кулига можно доехать рейсовым автобусом, дальше надо договариваться с местными жителями о заброске на тракторах до разрушенного моста на дороге Степаненки – Ильмово (нежилое).

Я думаю, есть смысл запланировать маршрут на 6–8 ходовых дней и идти по Каме до дер. Афанасьево (Кировская обл.) или до района Нижнекамская – Рудничный. Выбраться из тех мест можно по железной дороге на поезде Нижнекамская – Киров. Оптимальное судно для этого маршрута – байдарка типа Таймень.

Источник

Сплав по реке кама

Путешествие по реке Каме. Часть 1. От Перми до Чайковского

В ближайших планах моего ЖЖ до конца лета — Урал, Урал, и ещё раз Урал. :)) Челябинск, красоты Урала близ Красноуфимска Свердловской области, а ещё фотообзор Камы — от истока до устья в трёх частях на основе фотографий прошлых лет. Начнём именно с него.

Кама — крупнейший приток Волги, несущий к ней с Урала громадную массу воды. Официальная длина Камы сегодня — 1805 километров (если считать окончанием реки Камский залив Куйбышевского водохранилища), а до создания водохранилищ протяжённость Камы составляла более 2000 километров (от истока до места слияния Камы и Волги, затопленного теперь Куйбышевским морем). Кама настолько велика, что при встрече с Волгой в 70 километрах к югу от Казани, она по многим параметром даже больше великой русской «матушки-реки», поэтому многие люди (особенно, конечно, на Урале), любят говорить, что на самом деле не Кама впадает в Волгу, а ровно наоборот — Волга в Каму. Но об этом мы ещё поговорим, а пока — предлагаю вашему вниманию небольшое фотопутешествие по Каме. Верховья Камы в этот раз оставим за скобками (но я немного напишу про те места), а начнём мы от Перми и далее вместе пройдём 900 км по Каме до места её слияния с Волгой.

Кама берёт начало из ключей в центральной части Верхнекамской возвышенности в одном из самых отдалённых уголков Удмуртской глубинки и далее в верховьях течёт по достаточно малонаселённым уголкам Удмуртии и Пермского края. В верховьях Кама несколько раз меняет направление своего течения — вначале она течёт на север, затем — на восток и по мере приближения к главному Уральскому хребту поворачивает к югу, делая таким образом большую петлю. Затем (уже после Перми) река сохраняет направление течения с севера на юг, постепенно беря всё более на запад. После слияния с Белой (своим самым крупным притоком) Кама течёт практически строго на запад, сохраняя это направление до своего слияния с Волгой.

В верхнем течении Кама течёт через густые леса Предуралья, течение реки быстрое, русло извилистое. В связи с особенностями грунтов цвет воды в Каме — тёмно-бурый. Уже с самых первых километров своего пути с Урала к Волге Кама принимает многочисленные притоки и быстро набирает мощь. В верхнем течении в Каму впадают Весляна, Коса, Пильва, Уролка и другие реки.

Чуть выше устья Вишеры находится посёлок Керчевский, где в 1930-1980-е находился один из крупнейших в мире лесосплавных рейдов. В советское время по Каме сплавлялось огромное количество леса: в верховьях — молевым способом (россыпью), а далее в огромных плотах. Посёлок Керчевский был центром и главным отправным пунктом лесозаготовок и лесосплавной промышленности на Урале — в навигацию всё русло реки от берега до берега было забито молевым лесом, который тут обвязывали и собирали в гигантские многокилометровые плоты для дальнейшего сплава. Целый город на воде! В связи с природоохранными мероприятиями в период с 1960-х по 1980-е объём лесосплава в бассейне Камы сократился почти втрое, а с 1995 года и вовсе был запрещён. Сегодня лес по Каме перевозят только на грузовых судах, и уже не в таких огромных количествах, как лет 50 назад.

А далее Кама встречается с Вишерой — одним из крупнейших своих притоков и одной из самых живописных рек Урала. Вишера — крупнейший приток Камы в её верхнем течении. При этом (как и в случае с Волгой и Камой), уральские краеведы часто любят говорить, что не Вишера впадает в Каму, а наоборот, Кама в Вишеру. При встрече реки действительно сопоставимы, но Кама всё-таки чуть больше: 1) Кама несёт в среднем порядка 550 кубических метров воды в секунду, а Вишера — 460; 2) Длина Камы от истока до места встречи с Вишерой — порядка 700 км, а длина Вишеры — 415 км; 3) На стороне Вишеры разве что строение долины — при встрече двух рек Кама подходит к Вишере под углом и в дальнейшем как бы принимает её направление. В любом случае, объединившись с Вишерой, Кама становится могучей рекой — ранее от места слияния с Вишерой заканчивалась Верхняя Кама и начиналось её среднее течение. Сегодня ниже устья Вишеры начинается Камское водохранилище, поэтому границу Верхней и Средней Камы правильнее проводить по плотине Камской ГЭС, расположенной в Перми.

Читайте также:  Письмо реки 6 класс

Камское водохранилище огромно — оно было образовано в 1954 году плотиной Камской ГЭС, поднявшей уровень воды в Каме на 20 метров, и протянулось по реке на 370 километров. На берегу водохранилища находятся крупные промышленные города Урала — Соликамск и Березники (центры Березниковско-Соликамского промышленного района добычи и переработки калийных солей, производства различных минеральных удобрений, магния и пр.; по ряду предприятий — монополисты на российском рынке). В Камское водохранилище впадает около 40 рек, в том числе могучая Чусовая с Сылвой. До образования водохранилища Сылва впадала в Чусовую в 20 километрах перед её впадением в Каму; сейчас устья Чусовой и Сылвы превратились в длинные заливы Камского моря: по Чусовой подпор воды распространяется на 153 километра, а по Сылве — на 120.

Камская ГЭС находится в северных районах Перми, и на расположенное выше неё Камское водохранилище можно съездить — например, на электричке от центра Перми до микрорайонов Голованово или Лёвшино. Там интересные места — Чусовской залив, бывшее место впадения Чусовой в Каму, Камская ГЭС и уникальные сооружения шестикамерного судоходного шлюза.

1. В центре Перми Кама — очень мощная река.

Источник



Часть 5. Туристический маршрут по Каме

Павел Пестриков Протяженность — 530 км. Число ходовых дней — 20. Сезонность — июль — август. Категория сложности — I.

Маршрут проходит по Кировской и Пермской областям. Кама (длина 2009 км) берет начало на Верхне-Камском водоразделе, на высоте 280 м над уровнем моря, и впадает в Волгу слева в 1850 км от ее устья. От верховья и до устья левого притока — Весляны правый берег Камы высокий, крутой, а левый пологий, местами заболоченный. Оба берега лесистые, река очень извилистая, течение 2-3 км/час, на перекатах до 10 км/час. За устьем Весляны правый берег несколько понижается, русло становится шире. Появляются мели и перекаты, на изгибах реки — песчаные пляжи. Между левыми притоками Тимшером и Южной Кельтмой Кама пересекает заболоченную низину, далее высокие берега чередуются с низкими. После впадения левого притока — Вишеры сказывается подпор Камского водохранилища. На большей части маршрута хорошая рыбная ловля, особенно в старицах и прибрежных озерах, которых много по левому берегу. В лесах обилие грибов и ягод.
Подъезд к началу маршрута — от станции Рудничный на тупиковой ветке железнодорожной линии Киров — Пермь попутным транспортом до села Волосница (8 км), расположенного на берегу Камы. Надо помнить, что берега Камы до села Бондюг населены редко и всем необходимым запастись заранее. Первое на пути — большое село Кай, основано Строгановыми в XVI веке. Здесь в 1898-1899 годах отбывал ссылку Ф. Э. Дзержинский. В доме, где он жил, мемориальный музей. В месте впадения левого притока — Порыша расположено село Усть-Порыш (есть магазин).
Ниже по реке — районный центр Гайны. В нем нужно пополнить запасы продуктов, так как впереди значительный ненаселенный участок. От Гайны на Каме имеется речная обстановка, но судоходство проводится только в высокую воду, а в межень ходят катера.В селе Бондюг на левом берегу памятник архитектуры 1817 года — Крестовоздвиженская церковь. Есть почта и магазин. Дальше на пути село Пянтег, в котором в 1913-1914 годах жил в ссылке К. Е. Ворошилов. Тут также создан мемориальный музей. Интересен памятник архитектуры — церковь Богоявления.
На подходе к поселку Керчевскому генеральная запань и сплоточный рейд. Если в запани нет прохода для судов, предстоит большой обнос или обьезд, в зависимости от количества леса. Если обнос сложный, здесь можно закончить маршрут и доехать на катере или буксире до Тюлькино, где находится формировочный рейд
Дальнейший путь идет по широкому разливу Камы и заканчивается в Соликамске, откуда по железной дороге или теплоходом можно доехать до Перми — крупного промышленного и культурного центра Урала с многочисленными музеями и историческими памятниками.
Соликамск — одно из древних поселений Урала (основан в XV веке). В настоящее время промышленный центр и большая пристань на берегу Камского водохранилища. В городе- краеведческий музей, памятник участникам Великой Отечественной воины, воеводский дом (XVII век), Троицкий (XVII век) и Крестовоздвиженский (XVIII век) соборы и др.
Следует помнить, что Кама — сплавная река и в районе Керчевского могут быть запани, а на отдельных участках — заторы. Поэтому надо заранее уточнить в Керчевской сплавной конторе Пермской области сроки сплава, место, величину запаней, есть ли проходы для судов. Лучший месяц для похода — август: к этому времени уменьшается количество гнуса, заканчивается сплав, в лесах обилие ягод и грибов. Маршрут можно закончить в Гайны и автотранспортом через Кудымкар доехать до железнодорожной станции Менделеево или до Перми.

Источник

Adblock
detector