Переправы
Движение по реке
В незнакомой местности любую речку можно использовать в качестве ориентира или в качестве пути передвижения, поскольку этот путь обеспечивает довольно точный маршрут и обычно выводит к населенным пунктам. Река может служить источником пищи и питьевой воды, а также предоставляет возможность передвижения в лодке или на плоту. В этом случае ваше передвижение будет открытым, вас могут скорее обнаружить. Но при необходимости маскировки будьте готовы переходить реки вброд, идти в обход, пробиваться через густые заросли по берегам. Если вы следуете по реке в горной местности, ориентируйтесь по водопадам, обрывам и притокам. На равнине реки обычно более извилисты, окружены болотами или кустарником. Здесь мало вероятности найти ориентиры.
Движение по побережью или вдоль берега
Передвижение по побережью — долгий окольный путь, однако берег является хорошим исходным пунктом для ориентировки, а также местом, где можно найти себе пищу и кров.
Преодоление густой растительности
Продвигаться через густой подлесок и джунгли необходимо только с опущенными рукавами. Это поможет избежать ссадин и царапин.
В дальнейшем избежать царапин, синяков и не потерять направление и уверенность можно, используя так называемый «зоркий глаз». Не сосредотачивайте внимания на деревьях и кустарнике, находящихся прямо перед вами. Устремите взгляд дальше, за пределы того, что непосредственно окружает вас, и смотрите не на заросли, а сквозь них. Периодически останавливайтесь и смотрите под ноги.
Будьте осторожны, медленно и методически продвигайтесь по густому лесу или джунглям, периодически останавливайтесь, чтобы прислушаться и сориентироваться. Пробираясь сквозь заросли, пользуйтесь ножом или тесаком, но не рубите ветки без необходимости. В лесу шум слышен на большом расстоянии; его можно уменьшить, если рубить кустарник ударом вверх. Раздвигать заросли можно палкой, но так, чтобы не потревожить муравьев-соленопсисов. Поднимаясь по склону, не хватайтесь за кусты, так как на них могут быть колючки или острые шипы.
Многие дикие животные лесов и джунглей передвигаются по извилистым и пересекающимся тропам, которые часто ведут к воде или на поляны. При возможности их следует использовать, или наоборот, избегать. Если же вы пользуетесь тропами, то не придерживайтесь их слепо. Часто проверяя азимут, убедитесь, что эти тропы ведут в нужном направлении.
Залезая на дерево для ведения наблюдения или добычи плодов для питания, держитесь ближе к стволу, поскольку здесь ветви прочнее.
Линии электропередач
Во многих странах электро- и телефонные линии на протяжении многих километров проходят через малонаселенную местность. Обычно продвигаться в таких местах можно довольно свободно, используя расчищенные просеки для этих линий. Однако следует соблюдать осторожность, чтобы избежать возможных травм или осложнений, связанных с электротоком.
Переход по снежным полям и леднику
Самый быстрый способ спуска с крутого склона, покрытого снегом, это спуск на ногах с использованием топорика или крепкого шеста (длиной примерно в 1,5 м) в качестве опоры. Топориком или шестом можно также определить наличие расселин (трещин на льду).
Как правило, расселины бывают под прямым углом к направлению движения ледника. Обычно их можно обойти, поскольку они редко пересекают весь ледник. Если ледник покрыт снегом, надо быть особенно осторожным. Если двигается группа, то в этом случае все ее члены должны идти в связке. По возможности избегайте ледников и участков с большими расселинами.
Передвижение по крутому склону, покрытому снегом, облегчается, если пересекать его по диагонали, вытаптывая ногами ступеньки. Однако остерегайтесь обвалов, особенно в период весенней оттепели или после снегопада. Передвигаясь в том месте, где есть опасность обвалов, держитесь дальше от склона, а если его надо пересечь, идите как можно выше. Поднимаясь на склон, держитесь прямо. Попав в снежный обвал, делайте плавательные движения, чтобы остаться на поверхности.
При переходе через снежные поля в горах следует опасаться свисающих выступов снега с подветренной стороны. Эти нависшие глыбы снега не выдержат вас; обычно их можно заметить с подветренной стороны, в то время как с наветренной стороны вы можете видеть только слегка закругленный, покрытый снегом гребень горы. Передвигайтесь по гребню с наветренной стороны ниже линии нависших глыб.
Переправа через реку
Во всех случаях, кроме передвижения по пустыне, всегда есть вероятность того, что вам придется переправляться через реки или водные преграды. Водное препятствие может быть от небольшого, протекающего по долине ручья глубиной до лодыжки до стремительной реки, берущей начало с ледника или полей вечного снега. Тот, кто знает, как преодолевать такие препятствия, может с успехом переходить самые бурные реки.
Прежде чем войти в реку, определите температуру воды в ней. Если вода очень холодная и нет мелкого брода, то не следует пытаться переходить реку вброд, так как холодная вода может легко вызвать шоковое состояние, которое иногда приводит к временному параличу. При отсутствии брода постарайтесь сделать импровизированную переправу, свалив дерево в реку или построив простой плот.
Прежде чем попытаться переправиться через реку, поднимитесь на высокое место и выясните:
При выборе места переправы помните о следующем:
Способы переправы через реку
Переход вброд. Прежде чем войти в воду, снимите обувь и носки, а затем снова наденьте только ботинки. Не рискуйте: вы можете поранить ноги об острые камни или палки. В качестве опоры используйте прочный шест. Держите его направленным против течения для того, чтобы разбить поток. Шест помогает также более уверенно ступать по дну и может быть использован для проверки дна реки с целью обнаружения впадин и ям.
Преодоление реки вплавь. Плывите брассом, на спине или на боку. При этих способах плавания движения бесшумны, менее утомительны по сравнению с другими способами и, кроме того, можно переправить небольшой узел с одеждой или снаряжением. Если возможно, снимите одежду и снаряжение и переправьте их через реку на плотике. Идите вброд, пока вода не будет вам по грудь, потом плывите. Если берег реки слишком обрывистый и река глубока, заходите в нее медленно, чтобы не наступить на корягу и не упасть, споткнувшись о находящиеся в воде препятствия. На глубоких местах при быстром течении переплывайте реку наискосок по течению. Если нужна маскировка, используйте ветки кустарника.
Если вы не можете плыть, у вас есть возможность форсировать реку, пользуясь подручными средствами. К ним относятся:
Одежда. Снимите брюки в воде; завяжите узлом каждую штанину и застегните ширинку; возьмите брюки за пояс с одной стороны и широко взмахните ими, подняв над головой и опустив вперед так, чтобы они открытой поясной частью тяжело шлепнулись о воду. В каждую штанину попадет воздух. Если в той обстановке, в которой вы находитесь, шум не имеет значения, прыгайте в воду, держа брюки перед собой.
Баллон из полиэтиленовой пленки. Это плавсредство изготавливается из рулона полиэтиленовой пленки, свернутой в два слоя. Концы собираются и фиксируются резиновым жгутом. Воздух накачивается через металлический штуцер. Такой же баллон можно изготовить из прорезиненной ткани, парашютного капрона.
Бревна или доски. Прежде чем использовать деревянные предметы для переправы через реку, проверьте их плавучесть. Это особенно важно в тропиках, поскольку большинство деревьев в тропиках, в особенности пальмы, тонут даже в том случае, когда дерево сухое.
Переправа на плоту. Переправа через реку на плоту является наиболее древним и часто безопасным и быстрым способом преодоления водных преград. Однако сооружение плота в условиях борьбы за выживание очень утомительный труд, требующий много времени, особенно если нет соответствующего инструмента и помощи. Плоты можно делать из сухостойных деревьев, бамбука или кустарника.
Лучше всего плоты делать из елей. Плот можно построить без гвоздей и веревок, если у вас есть топор и нож.
Запомните, что для трех человек плот должен быть 3,6 м длиной и 1,8 м шириной.
Стройте плот на двух спусковых бревнах, установленных наклонно к берегу. Обтешите бревна топором, чтобы остальные бревна, из которых будет состоять плот, ровно лежали на них.
Вырубите по два смещенных паза с двух сторон каждого бревна на обоих его концах (рис. 7).
РИС. 7. Сооружение плота из бревен
Пазы делаются треугольной формы, широкими в основании.
Чтобы скрепить бревна плота, пропустите через каждый паз трехгранную поперечину, длина которой примерно на 30 см больше, чем ширина плота. Бревна плота соединяются сначала с одной стороны, потом с другой.
Закрепите (свяжите) вместе выступающие концы двух поперечин на каждом конце плота, чтобы обеспечить дополнительную прочность. Когда плот попадает в воду, поперечины набухают, связывая бревна прочно между собой.
Если поперечины слишком свободно сидят в пазах, их необходимо заклинить тонкими кусочками сухого дерева. Они разбухнут, когда намокнут, и тем самым закрепят поперечины.
Даже при наличии топора этот вид работы требует умения и большой затраты времени. Более простой и быстрый способ — это использование «сдавливающих балок», которые связываются по обоим концам и удерживают бревна плота (рис. 8).
РИС. 8. Сооружение плота способом «сдавливающих балок»
Хороший прочный плот можно изготовить из бамбука. Бамбук легок, упруг и легко режется.
Легко сделать отличный плот из брезента, полотнища малой палатки или другого водонепроницаемого материала, соорудив раму из веток кустарника.
В северных районах зимой середина реки может не замерзать благодаря быстрому течению. Переправиться через такую реку можно на льдине, использовав ее в качестве плота, предварительно отколов льдину с помощью топора или даже шеста (если во льду есть трещина) от берегового льда. Размер такого плота должен быть примерно 2×3 м. Для передвижения через открытую часть реки используют шест.
Преодоление стремнин или рек с быстрым течением. Переплывать реку в местах стремнин или быстрого течения не так сложно, как может показаться. На мелких стремнинах лягте на спину так, чтобы ноги были направлены вниз по течению, тело лежало горизонтально, руки по бедрам. Руками делайте движения подобно тому, как тюлень работает своими ластами. На глубоких стремнинах плывите на животе, стремясь пристать к берегу, когда это возможно. Следите, за местами, где сходятся потоки: вас может затянуть в опасные водовороты, которые они образуют.
Переправляться на плоту через глубокую и быструю реку целесообразно на излучине, использовав силу течения и привязав плот под углом по типу воздушного змея (рис. 9).
РИС. 9. Переправа через реку на излучине: 1 — направление течения; 2 — сила течения
Этим способом пользуются, когда переправляется несколько человек. При этом необходимо учитывать следующее:
плот должен быть привязан под углом к течению;
длина веревки от места ее закрепления должна быть в 7-8 раз больше ширины реки;
веревку следует прикреплять к плоту таким образом, чтобы иметь возможность регулировать ее длину и изменять угол крепления плота для того, чтобы при необходимости можно было вернуться на первый берег.
Преодоление прибоя. При приближении к берегу волны становятся выше и короче. Часть волны, обращенная к берегу, изгибается и разбивается, выбрасывая воду на берег. Большие волны разбиваются дальше от берега.
При умеренном прибое плывите вперед с небольшими волнами (гребень волны поднимет ваше тело); после того как гребень волны прошел и волна еще не разбилась, ныряйте вниз.
При сильном прибое плывите к берегу в промежутках между волнами. Когда подходит следующая волна, повернитесь лицом к ней, нырните, затем повернитесь к берегу и плывите к нему, когда волна прошла.
Если волны большие, то обратный поток наступающей волны может быть опасным. Если вы попадете в этот поток, не пытайтесь плыть против него. Плывите вместе с ним. Если попадете под него, поднимитесь на поверхность и двигайтесь к берегу на гребне следующей волны.
Преодоление зыбучих песков, трясины, болот. Такие препятствия чаще всего встречаются в тропиках и субтропиках. На трясине нет никакой растительности; обычно на ней не может удержаться даже камень. Если вы не можете обойти это препятствие, попытайтесь соорудить переправу, использовав бревна, ветви или листву. Если под рукой нет ничего из вышеперечисленного, форсируйте это препятствие следующим образом: ложитесь лицом вниз, раскинув руки, и начните плыть или пробираться вперед через трясину, держа тело горизонтально. Таким же способом можно преодолевать зыбучие пески.
Источник
Способы переправ через реку
Вообще без рюкзаков, можно ехать хоть с чемоданом, переходы налегке
В основном налегке, но есть переходы и с рюкзаком
Поход с полноценными ходовыми днями под рюкзаком, переходы 7-15 км, вещи с собой, в том числе еда и общественное снаряжение
Походы-восхождения с акклиматизацией, походы с технически сложными или длинными переходами (20+ км)
Походы только для опытных туристов или восхождения свыше 4000м, требующие специальных альпинистских навыков
Переправа через реку: подготовка и организация
Для того чтобы перейти реку вброд нужно четко знать все правила безопасности, так как опрометчивое поведение может привести к серьезным последствиям. Пересекать реку впервые нужно в присутствии инструктора, так как почерпнуть всю важную информацию только из литературы, не прибегая к практике, не получится. Все тонкости и подробности организации переправ вы узнаете, прочитав эту статью.
Перед тем как организовать переправу через реку, нужно правильно оценить ситуацию для того чтобы подобрать подходящий способ, а также сделать выводы об эффективности такой затеи. Как известно, неразрешимых задач нет, но иногда правильным вариантом будет выбор обходного пути.
Что нужно знать перед переправой через реку
Часто во время пеших походов, особенно в горной местности, на маршрутах путешественников туристов встречаются реки, которые могут стать серьезной преградой для неподготовленного человека. Для организации переправы через реку сперва нужно оценить ее по четырем критерием:
- ширина;
- глубина;
- поверхность дна;
- течение.
Сильное течение, даже при небольшой глубине и ширине реки, создаст дополнительные сложности при переправе. В случае с горной рекой критерии имеют еще большее значение, так как они могут заметно изменятся (мягкий знак) в зависимости от метеорологической ситуации (дождь, гроза, таяние снегов и т.д.).
Внимание! Переходить реку в брод с сильным течение (таким считается течение со скоростью более 3 м/с) небезопасно. В этом случае от переправы стоит отказаться.
Проведем измерения
Для того чтобы определить скорость течения можно воспользоваться простейшим арифметическим уравнение: V=S/T. В уравнении V – скорость течения, S – путь, пройденный объектом, и T – время, за которое объект прошел этот путь. Организовать такое измерение на местности наиболее удобно вдвоем. Для этого нужно:
- вам и вашему спутнику стать параллельно реке на отмерянном расстоянии S друг от друга;
- сбросить в воду объект, к примеру небольшую щепку;
- засечь время T за которое объект преодолеет участок отмерянного пути S.
Рекомендуемый путь S между участниками измерения должен быть не менее 10 метров. Такое значение позволит узнать скорость без существенных погрешностей.
Формула для расчета скорость течения
Узнать глубину реки можно по нескольким показателям. Если водная преграда не очень широкая, достаточно будет вооружится веткой максимально доступной длины, которую можно найти неподалеку. После, прощупав дно в нескольких местах, найти максимальный результат, изучив границу увлажненного участка ветки. Также этот метод позволит узнать и поверхность дна, благодаря остаткам песка или другого вещества на конце палки. В случаях, когда ширина реки не позволяет замерять глубину с берега нужно будет ориентироваться по визуальным показателям. К примеру, небольшая рябь или волны с образованием так называемых «барашков» на поверхности будет означать мель. Спокойная поверхность воды при наличии хотя бы минимального ветра (практически штиль) сообщает о большой глубине. Обычно такое поведение характерно для русла реки с глубиной 2-3 метра.
Способ измерения ширины реки
Если вы не часто берете свою лазерную рулетку собой в поход, то перед вами станет вопрос о том, как узнать расстояние до другого берега, то есть ширину реки. Для этого есть не слишком точный, но весьма простой метод, знания которого в походе будет полностью достаточно. Способ основывается на пропорциональном изменении угла поля зрения и расстояния. Для организации таких измерений нужно:
- подобрать травинку или тонкую прямую ветку;
- выбрать два неподвижных объекта на противоположном берегу, расположенных на расстоянии друг о друга (деревья, камни или особенности рельефа, которые могут выступить в роле условных точек);
- взять ветку или травинку и на вытянутых руках (постоянно следите за этим) расположить ее таким образом, чтобы ее концы визуально касались условных точек (выбранных объектов);
- сломав ветку максимально ровно пополам, взять ее таким же образом и начать отходить назад до тех пор, пока объекты снова не окажутся на ее концах.
- измерять расстояние, пройденное вами от местоположения в начале и конце мероприятия.
Это расстояние и будет шириной реки. Основываясь на таких данных можно просчитать нужное количество материалов для организации переправы, к примеру, при помощи бревен.
Как узнать ширину реки
Способом можно воспользоваться и в другом порядке, использовав изначально сложенную вдвое травинку и подходя к реке развернуть ее в полный размер.
Способы переправы через реку
Переправа вброд через реку является наиболее распространенным вариантом пересечения водных объектов, но для ее выполнения также, как и для других способов, понадобится небольшая подготовка в целях безопасности. Конечно же такой вариант возможен только если глубина не будет превышать полу метра для горных рек или немного более этого для рек с меньшим течением. Для осуществления переправы вброд нужно подобрать место, где река разливается наиболее широко. Для перехода нужно оснаститься прочной опорой (палкой), длиной около 2,5-х метров (выше вашего роста с вытянутой рукой), которая способна выдержать ваш вес. Опора выполняет несколько ролей:
- помогает удержать равновесие;
- позволяет прощупать дно на шаг вперед.
Найти идеальные условия для переправы через реку удается редко, так как идти долгое время вдоль русла – утомительное занятие. Переходить вброд в опасных участках желательно группами, где первым в качестве разведки реку пересекает наиболее опытный участник. Шест, используемый как опора ставится против течения. Если же шест будет упираться в дно по течение, его может в любой момент смыть, что вероятнее всего приведет к потере равновесия. Во время групповой переправы используется несколько методов для обеспечения дополнительной безопасности. Наиболее простой вариант, когда за первого участника, имеющего опору, держится второй. Роль второго участника удерживать первого за бедра с упором, создавая дополнительное давление на дно. При переходе реки по одному, используется трос, которым закрепляться первый участник. Надежно закрепив трос на человека, веревка под углом обхватывается за дерево, что позволяет получить большее сопротивление. По мере преодоления реки, участники, находящиеся на берегу, понемногу добавляют длину троса.
Внимание! Старайтесь держать трос в натянутом состоянии, это предотвратит его попадание в воду. В реке плохо натянутый трос может зацепится за камни или другие преграды.
Переход реки вброд со страховочными тросами
Участник, дошедший до противоположного берега первым, сможет зацепить трос за дерево или другую опору. Сделав таким образом канатный поручень, придерживаясь за него, остальные путешественники смогут безопасно перебраться на другой берег. Для еще большей безопасности с поручнем могут использоваться карабины.
Навесная переправа через реку
Также после того, как группе удастся переправить одного из участников на противоположный берег можно будет организовать навесную переправу через реку. Существует два вида навесных переправ, которые можно разделить по признаку перехода:
- вертикальный (участники держаться за верхнюю веревку, стоя при этом на нижней);
- горизонтальный (здесь также присутствует две веревки, но в качестве опоры используется лишь одна, вторая может служить для переправки грузов или в критических ситуациях – пострадавших).
Пример навесной переправы для вертикального перемещения
При переходе по навесным переправам часто используются карабины. Организация вертикальной переправы без карабина не возможна, так как нижняя веревка при помощи него крепится к верхней. Если с переправой в вертикальном положение все очевидно и для ее организации достаточно надежно закрепить концы веревок на деверьях при помощи любого узла, к примеру восьмерки, и натянуть конструкцию, то в случае с горизонтальным, где присутствует транспортировочный трос, все будет немного сложнее. Нижняя веревка здесь не испытывает какого-либо натяжения, а используется для передвижения грузов. Верхний канат должен быть максимально натянут, за него и цепляется карабин, прикрепленный к проводнику (узел) на подвижном тросе.
Схема построения навесной переправы
Как выбраться из болота
Путешествие по болотистой местности – не лучший вариант развлечения. Но, если вы пошли в поход по Карелии или Ленобласти и ситуация не оставляет вам выбор, нужно обязательно знать, что делать. Стоит понимать, что идти по болоту невозможно. С каждым шагом оно будет засасывать вас все глубже и глубже, и любые необдуманные действия могут лишь усугубить ситуацию. Существует один действенный вариант как выбраться из болота. Ступая в топь, вооружитесь палкой выше своего роста. В случае попадания в болота не пытайтесь идти по дну, его там нет. Положите палку в горизонтальное положение, сместите свой вес и обопритесь о нее. После этого нужно приложить максимум усилий на палку, не делая лишних движений ногами. Подтягиваться таким образом весьма затруднительно, но это единственный вариант, который позволит выбраться из болота. Подтягиваясь вы перемещаете свой корпус с каждым усилием все выше, до тех пор, пока не окажитесь ближе к поверхности болота. На этом этапе площадь соприкосновения с поверхностью станет максимальной, и вы сможете удерживаться на поверхности. Оказавшись на поверхности, нужно ползти по-пластунски, пока не доберетесь до берега.
В болотистой местности как нигде, желательно находится в группе, так как ваш спутник, находясь еще на твердой земле, сможет помочь вам выбраться, протянув палку или даже просто руку.
Будь это переход реки вброд или внезапно возникшее на вашем пути болото, всегда нужно быть подготовленным, так как всего несколько простых правил безопасности позволят сохранить жизнь. Также стоит помнить, что путешествия в одиночку или же группой неопытных участников не лучшая затея.
В заключение смотрите видео о переправе через реку полиспаст:
Хотите в путешествие с Перправами? Ждем вас на Мультинских озерах на Алтае и в турах на Камчатку.
Источник
Как в походе безопасно перебраться на другой берег
Здравствуйте, друзья и читатели моего блога! Поход одного дня или многодневный — это всегда проверка на прочность. Причем с появлением опыта, хочется выбирать все более сложные маршруты. Поэтому рано или поздно вы столкнетесь с необходимостью пересечь водную преграду.
Виды переправ через реку
Существует несколько возможностей переправиться через реку. Какую выбрать, зависит от опытности группы или ее кураторов, а также от внешних факторов – рельефа, особенностей речки, погоды и т.д.
Вброд
Речная переправа — это настоящее испытание в походе, причем как для новичков, так и для опытных туристов. Каждый водоем уникальный, также при форсировании реки нужно учитывать много факторов, поэтому перед переходом, следует хорошо подготовиться и взвесить все «за» и «против».
Правила переправы через реку вброд.
Шаг 1. Визуальное определение мелководья.
На наличие брода могут указывать:
- рябь на поверхности,
- островки суши,
- расширение русла,
- перекаты,
- наличие тропинок местных жителей идущих к реке.
При этом важно исключить наличие в месте переправы водоворотов воды, торчащих коряг, застрявших деревьев, тины. Все это может сильно усложнить движение.
Также место должно быть удобно для спуска в воду и выхода на берег с другой стороны.
Шаг 2. Вычисление скорости реки.
Удобно определять скорость вдвоем. Первый человек стоит выше по течению, второй ниже. Расстояние между ними должно быть 10 м. Первый кидает в воду легкий предмет, например, шишку, второй в это время включает секундомер, как только шишка с ним поравняется, секундомер выключают и делают простейшие вычисления. Скорость будет равна величине от деления расстояния (10 м) на время (в секундах).
По тому же принципу возможно узнать скорость течения и в одиночку. Вбейте у воды колышек, отойдите выше по течению на 10 м. Бросьте шишку и включите секундомер. Когда шишка поравняется с колышком, секундомер нужно остановить. Для чистоты эксперимента и с учетом поправки на погрешность собственного глазомера желательно повторить операцию с шишкой до 5 раз. Затем вычислить среднее значение времени и только после этого рассчитать скорость.
Чем выше скорость, тем меньше глубина должна быть на мелководье. Т.е. при 1 м/с допустима глубина 1 м, при 2 м/с – 0,5 м. При большем течении, выбирайте другой способ переправы или ищите другой брод на реке.
Шаг 3. Разведка.
Самому опытному участнику похода следует провести разведку. Для этого нужен шест (не менее 2 м). Им прощупывают дно, кроме того, он служит страховкой от падения.
Важно! Шест нужно упирать в дно против течения, иначе его может снести потоком, а заодно и человека.
Через 30 метров по течению должны дежурить, умеющие плавать, участники, их цель подстраховать разведчика в случае его падения в воду. Вооружиться им нужно длинными палками, веревками, всем тем, что поможет вытащить человека.
Шаг. 4 Переправа.
После того, как первый участник прошел, за ним ровно по тому же месту должны идти остальные. Проходить водную преграду нужно в обуви.
У рюкзаков отстегните ремни на груди и поясе, также рекомендуется снять одну лямку. Если в условиях спокойной реки некоторые туристы пренебрегают этим правилом, то для горной реки и при высокой скорости течения, вопрос имеет особую остроту. При падении рюкзак может зацепиться за что-нибудь на дне или своим весом просто помешает вам быстро вынырнуть.
Переправа через горные реки вообще имеет свои нюансы. Часто это высокая скорость течения, холодная вода и непредсказуемое дно. Учитывая все это, не рекомендую пытаться перейти речку, если глубина свыше 1 м, а скорость более 1 м/с. Ищите места с пологим входом-выходом и самой низкой скоростью течения.
Если вы знаете, что по маршруту необходимо будет форсировать горную реку. Имейте ввиду, что на уровень речки могут влиять осадки, т.е. зная погоду можно скорректировать путь. Также помните, утром реки сильно мелеют, а к ночи наоборот наполняются водой.
По бревну
Чтобы организовать переправу по бревну, потребуется сноровка и опыт бывалых туристов.
В случае, когда деревья растут в непосредственной близости от реки, можно срубить дерево, и постараться его уронить, так, чтобы оно легло поперек речки. При этом нужно учитывать, что длина ствола должна быть на 2-3 метра больше, чем ширина реки. После того, как дерево упало, мешающие и крупные ветки нужно обрубить. Сделать это может опытный в походном деле участник. Он сидится на дерево, обхватывает его ногами и таким образом рывками постепенно передвигаться вперед. После того, как он окажется на другом берегу, необходимо посмотреть, требуется ли дерево дополнительно укрепить, чтобы оно не перекатывалось из стороны в сторону при переправе людей.
Источник
Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.
Страховка при переправе через горные реки вброд.
Переправляться вброд нужно только в ботинках на босу ногу. В этом случае меньше шансов повредить ноги о камни на дне реки. Верхнюю одежду лучше снять, чтобы уменьшить сопротивление набегающему потоку. Если вода теплая, а переход мал, глубокийброд лучше пройти без одежды. Снятую одежду поместите под верхний клапан рюкзака или, связав в узел, держите над головой.
Идти надо мелкими шажками, не торопясь, ощупывая дно ногами. В одиночку можно переправляться через реку навстречу течению, упираясь в дно крепким деревянным шестом. Если поток бурный, с мутной водой, не позволяет просмотреть характер дна, для опоры удобно использовать шест, подстраховав еговеревкой или репшнуром. Если одному переправляться трудно, можно войти в воду вдвоем—втроем.
Переправа вброд через сложные реки парами и шеренгой.
Этот способ заключается в следующем; два или три-пять человек, крепко обнявшись за плечи, двигаются несколько против течения. Безопасность такой переправы зависит от согласованности движений переправляющихся. В момент, когда один делает шаг, другой его поддерживает. При очередном движении нужно найти удобное место для ноги, чтобы она не скользила. Движение желательно осуществлять приставными шагами. Для улучшения страховки первый, идущий в шеренге, опирается на шест. При переправе кругом переправляющиеся, крепко обнявшись за плечи, образуют круг и передвигаются вращением против часовой стрелки.
Для перехода реки вброд можно пользоваться и другим способом переправы — колонной, который заключается в следующем. Группа выстраивается на берегу вдоль реки, в затылок друг другу. Впереди встает самый сильный участник с шестом в руках. За ним — второй, не уступающий по силе первому. В середину встают менее сильные и малоопытные члены группы. Туристы обеими руками крепко держат друг друга. Колонна, по команде первого, приставными шагами входит в воду, лицом навстречу течению. Основную силу напора воды принимает на себя первый. Он с силой опирается на шест, выставленный вперед вверх по течению.
Второй в колонне удерживает первого за пояс, придавливая его вниз, не давая возможности потоку опрокинуть ведущего, и т. д. Каждый страхует впереди стоящего. Колонна медленно приставными шагами переходит реку. Командует движением колонны ведущий. При этом способе переправы требуется четкое взаимодействие движений всех членов группы.
Система страховки при переправе через горные реки вброд.
Если переправа через горные реки осложнена, лучше переправляться вброд по перилам. На рисунке ниже показана организация такой переправы и страховки ее участников.
Переброска бревна через реку.
При сплаве бревна нужно заранее определить точку на противоположном берегу (большой камень, дерево и др.), в которую бревно упрется своей вершиной. После укладки бревна первый участник переправы безрюкзака (с прикрепленной к грудной обвязке страховкой с берега и вспомогательной страховочной веревкой) проходит по бревну на другой берег и выше от бревна по течению воды натягивает перила. Таким образом организуется переправа и необходимая страховка переправляющихся.
Способы переправы вброд через небольшие реки и другие водные преграды.
После выбора места брода и определения скорости течения приступают к проведению разведки. Она осуществляется одним из участников группы с обязательной страховкой, в качестве которой может быть прочный шест (палка) длиной 2-2,5 метра. Переправляющийся начинает двигаться несколько под углом к течению, опираясь на шест. При очередном передвижении его переставляют сверху по течению (напором воды он будет прижиматься ко дну). Ставить шест вниз по течению и опираться на него — грубая ошибка. В таком положении он не является страхующим средством, его легко может сбросить течением, после чего последует неминуемая потеря равновесия и может произойти падение в воду.
При переходе вброд реки, равнинной или горной, первый переправляющийся должен пройти без рюкзака, в обуви. Переходящий должен уметь хорошо плавать. Турист, который перешел реку первым, должен быть готовым к оказанию помощи своим товарищам. Если кто-то из участников не очень уверен в преодолении водной преграды, его необходимо подстраховать, выделив ему в помощь более опытного участника. На сложном участке реки помимо шеста переправляющийся пользуется страховочной веревкой. Страховка первого осуществляется основной и вспомогательной веревками, которые со стороны груди пристегиваются карабином к грудной обвязке. При движении страховочные веревки находятся под некоторым углом относительно одна другой — основная сверху по течению, вспомогательная — ниже.
Каждую веревку удерживают два туриста и, по мере надобности, выдают. При срыве направляющего основная веревка не выбирается, а лишь удерживается или слегка выдается. Подтягивание упавшего к берегу осуществляется вспомогательной веревкой. После переправы первого туриста основная веревка закрепляется за надежный предмет и натягивается страхующим на уровне груди переправляющихся. Тем самым веревка служит в качестве перил, при помощи которых осуществляется безопасность дальнейшей переправы. Движение производится приставными шагами, при поддерживании руками за натянутые перила, лицом навстречу течению.
При сильном течении на переправе, прежде чем начать движение, турист прикрепляется к перилам (основной веревке) карабином или страховочной петлей, находящейся на его грудной обвязке (со стороны груди). Последний участник отвязывает веревку и прикрепляется к ней. Вспомогательная и основная веревки закрепляются карабином со стороны груди. Опираясь на шест, турист переправляется через реку.
Подвесная переправа через горные реки.
Если вышеперечисленные способы переправ невозможны из-за чрезмерно бурного потока реки, ее ширины, используется подвесная переправа. При длинных навесных переправах, во избежание чрезмерного натяжения веревки и обрыва, используют двойную веревку. В момент скожения по наклонной веревочной переправе нельзя хвататься за веревку, возможен ожог. Во избежание удара о берег запрещается спускаться головой вперед.
Прикрепление грудной обвязки переправляющегося карабином к несущей веревке обязательно. Поскольку в любом случае посреди реки веревка провиснет, к переправляющемуся пристегивают вспомогательную веревку — ею его подтягивают к берегу. На подвесной переправе рюкзаки, ледорубы, другое снаряжение транспортируют отдельно.
Техника безопасности
Особенности горных рек
Областью питания горной реки являются снежники и ледники ее бассейна. Это определяет ряд специфических особенностей горных рек. Для них характерны суточные колебания расхода воды. После восхода солнца вода начинает прибывать и достигает максимума во второй половине дня (16—17 часов) в верхнем течении реки. Вечером уровень реки начинает снижаться и достигает минимума в утренние часы (5—7 часов), служащие поэтому лучшим временем для переправы. Как максимум, так и минимум расхода воды в горных реках неодинаковы и зависят от погоды. В ясную погоду дневные паводки очень интенсивны, зато после ясной ночи утром вода спадает, местами обнажая дно. В пасмурную погоду амплитуда паводков и спадов не столь велика. Дожди и фены могут быстро в неурочное время увеличить мощность потока. Пасмурная, холодная погода приводит к снижению уровня горных рек. Сезонный расход воды в горных реках резко отличает их от равнинных. В самое сухое и жаркое время года (июль — август) наступает паводок. Наиболее низкий уровень наступает в самое холодное время года — ноябрь — февраль (в северном полушарии). Верховье горной реки отличается сравнительно небольшой мощностью потока. Здесь зачастую возможна переправа вброд пеших путешественников и даже преодоление потока по камням. Среднее течение характеризуется увеличением мощности водного потока, большой трудностью и опасностью переправ. Низовья рек, берущих начало в горах, отличаются от рек, целиком текущих по равнине, не характером дна, берегов, скоростью течения, а низкой температурой воды, своеобразными суточными и сезонными колебаниями своего уровня. Вода горных рек, особенно в верховье, достигает 3—6°. Скорость течения — до 6, а местами и до 10 м/сек. Берега обычно крутые, обрывистые, дно каменистое, склонное к постоянным изменениям рельефа под влиянием паводков. Горные реки — серьезное препятствие на пути альпиниста. Сбивающее с ног течение, ледяная вода, от которой коченеют ноги, катящиеся по дну крупные камни, способные сбить или поранить переправляющихся, шум воды, мешающий звуковой корректировке и рассеивающий внимание, мелькание водных струй, приводящее к головокружению и потере ориентировки,— все это делает переправу опасной и требует тщательной подготовки к ней. Выбор места, времени и способа переправы Место переправы определяется: шириной и глубиной реки, характером дна и крутизной берегов, скоростью течения и режимом реки, который зависит от времени суток, времени года, метеорологических условий: наличия мест для организации страховки, наблюдения за переправой и руководства ею. Для переправы с помощью технических средств (над водой) благоприятна суженная часть реки с деревьями на берегу и скальными выступами. Место для брода надо искать там, где река разделяется на рукава или разливается по широкой пойме. Подходящим для переправ по воде (с помощью сплавных средств) считается участок реки с ровным, без бурунов, течением и удобными для причаливания берегами. Утро — лучшее время суток для переправы, отвечающее условиям наибольшей безопасности. Необходимо, однако, помнить, что в среднем и тем более в нижнем течении больших по протяженности горных рек (крупные горные реки Средней Азии) наблюдается значительное запаздывание суточного паводка. Способ переправы через реку — вброд, над водой или по воде — выбирается в соответствии с характером участка реки, техническим оснащением и подготовленностью группы.
Способы переправы через горные реки
Переправа вброд.
Для брода выбирается участок, где река течет несколькими руслами или широко разливается: ниже островков и крупных каменных глыб, на участках со спокойным течением и гладкой поверхностью воды, что свидетельствует об отсутствии крупных валунов и неровностей дна. Глубокие, выше пояса, броды труднопреодолимы. Местные жители обычно хорошо знают несколько бродов, которыми пользуются в быту. Однако надо каждый раз уточнять маршрут брода, так как под влиянием паводков русло может неожиданно измениться. На лошадях или верблюдах переправа вброд упрощается, так как они хорошо ведут себя при переходе реки. Ишаки переправляются хуже и зачастую требуют дополнительной страховки во избежание уноса животного потоком. Если предстоит пешая переправа, надо тщательно разведать реку и наметить точную трассу перехода через нее, с учетом глубины, скорости течения, увлекаемых водой камней, характера дна, а также подготовить места для страховки и наблюдения. В простых случаях, когда снос человека рекой угрожает лишь неприятным купанием, может быть осуществлена переправа вброд без страховки. Наиболее удобными способами в этом случае будут: одиночный переход реки с опорой на двухметровый шест, которым упираются в дно против течения; шеренгой — лицом к движению, обнявшись за плечи или за талию, причем сверху по течению становится наиболее сильный (рис. 89, а); по двое — лицом друг к другу, положив руки на плечи товарища и передвигаясь приставным шагом, боком к движению (рис. 89,б); в кругу — взявшись за плечи наподобие хоровода из 4—6 человек (рис. 89, в); колонной — боком к движению, лицом вверх по течению, положив руки на плечи идущего впереди. Передний опирается шестом о дно.
Переправа группы вброд через реку, представляющую определенную опасность, осуществляется с соблюдением всех необходимых мер предосторожности. Первым на страховке с берега (если возможно — с высокого, во избежание срыва переправляющегося из-за касающейся воды веревки) переходит реку наиболее опытный и сильный альпинист. Желательно, чтобы он имел в руках шест, которым следует упираться в дно против течения (рис. 90). Выйдя на противоположный берег, первый, закрепляет веревку в натянутом положении для использования ее в качестве перил. Переправляясь вдоль перил, необходимо соблюдать следующие правила: идти ниже веревки (по течению); страховаться, пристегнув грудную обвязку к перильной веревке с помощью карабина или петли из репшнура и придерживаясь руками за перила; схватывающий узел для страховки на перилах не применять; переходить по перилам только по одному человеку. В осложненных случаях (сильное течение, глубокая вода, валуны на дне, ослабевшая группа и т. д.) переправляющиеся страхуются дополнительно с берега веревкой или репшнуром, который выбирается обратно с помощью скользящего по перилам карабина (рис. 91). Последний в группе снимает перильную веревку, прикрепляется к ней и, опираясь на шест, переправляется на другой берег. Перильная веревка используется как страховочная.
Как правило, горную реку переходят в ботинках. Носки снимать не следует: ботинок плотнее сидит на ноге, и теплее. После переправы надо вылить воду из ботинок, вытереть их изнутри сухой тряпкой, отжать и выколотить о сухой камень носки. Решая вопрос о переправе через горную реку, группа обязана трезво взвесить свои возможности и ни в коем случае не идти на риск. Известно много случаев, когда при глубине по колено поток сбивал переправляющихся с ног. Нужны воля и мужество, чтобы выйти победителем из поединка с рекой. Большое значение имеют оперативные действия товарищей на берегу, направленные на оказание всей возможной помощи находящемуся в воде.
Переправы над водой.
На подходах альпинисты бывают вынуждены преодолевать верховья рек, боковые ручьи в ущельях, прыгая через поток по камням, выступающим из воды. Перед тем как ступить на первый камень, следует внимательно просмотреть путь, наметить каждый очередной шаг (прыжок), стараясь не пользоваться неустойчивыми, скользкими камнями. Особенно внимательными нужно быть при переходе таким способом непрямой, ломаной, трассы, когда во время серии прыжков надо резко менять направление от одного камня к другому. Узкие потоки и отдельные рукава преодолеваются одним прыжком. Иногда такой прыжок приходится делать с разбега. Тогда надо заранее определить место толчка и приземления после прыжка. При переправе часто требуется страховка (рис. 92). При массовом переходе возможна страховка с помощью натянутой над водой перильной веревки, к которой альпинист пристегивается карабином, находящимся на индивидуальной вспомогательной веревке, обеспечивающей свободу движений (рис. 93). Подробнее об этом см. на стр. 200. В первую половину сезона в верховьях горных рек можно переправиться через поток по лавинному завалу. В сомнительных случаях организуются страховка и предварительное опробование прочности снежного моста, например сваливанием на него каменной глыбы. В среднем течении горных рек, в сужениях, имеющих относительно высокие берега, возможна переправа через реку по поваленному дереву или по бревну. Укладка бревна через поток требует расчета и смекалки. Обычно бревно, поставленное вертикально на краю берега, с помощью привязанных к верхнему концу веревок опускается на противоположный берег (рис. 94). Непросты также переход по нему первого из группы и организация перил (рис. 95). Вместо бревна могут быть использованы жерди, доски и другой подручный материал, который потребует предварительной подготовки. Короткие жерди можно сколотить или связать в более длинный «хлыст», тонкие, прогибающиеся — в более прочный пучок из нескольких жердей. В предвидении подобных переправ группе желательно иметь топор и даже крупные гвозди. Этот инвентарь будет нелишним и при организации бивуака. При наличии крутых берегов, скальных глыб на краю берега, растущих на берегу деревьев несложно организовать подвесную канатную переправу. Переправив на противоположный берег первого одним из приведенных выше способов (или даже, для экономии сил и времени всей группы,— в обход по удаленной переправе, леднику и т. д.), натягивают через реку основную веревку. Чтобы избежать большого провисания веревки во время переправы, а также упростить извлечение веревки с противоположного берега по окончании переправы, натягивается сдвоенная веревка. Переправляющийся подвешивается на грудной обвязке, «беседке» или люльке из ледоруба к натянутой веревке с помощью карабина или блока и скольжением передвигается на противоположный берег (рис. 96). Карабин с «беседкой» (люлькой) вытягивают обратно репшнуром. При наклонном положении веревки возможно скольжение вниз «самоходом». В этом случае переправляющийся на надежной страховке с берега скользит над рекой ногами вперед, не хватаясь голыми руками за канат во избежание ожогов ладоней, и старается в конце переправы самортизировать возможный удар о берег. Скорость скольжения можно регулировать с берега вспомогательной веревкой. При горизонтальном канате или при наклоне его вверх переправляющийся передвигается вдоль каната, подтягиваясь руками. В этом случае он скользит головой вперед в горизонтальном положении (спиной вниз), перебирая руками по канату. При массовой переправе по горизонтальному или наклонному вверх канату полезно к люльке (карабину, «беседке») привязать вспомогательные веревки с обоих берегов, что даст возможность помочь переправляющемуся и ускорить переправу, а также дополнительно обезопасить ее. Переправляющийся для обеспечения безопасности должен пристегнуться к канату карабином, находящимся на короткой петле самостраховки, привязанной к его грудной обвязке.
Если приходится воспользоваться старой переправой или естественно упавшим через поток деревом, необходимо тщательно осмотреть сооружение, проверить его прочность и только после этого начинать переправу. Для обеспечения мер безопасности при массовых переправах необходимо: 1) создать пункт наблюдения и руководства переправой, с которого просматривалась бы вся переправа и можно было подавать необходимые сигналы; 2) ниже по течению в удобном месте создать пост не менее чем из 2 человек, один из которых, надежно страхуемый двумя другими, готов при надобности броситься в реку для перехвата сорвавшегося в воду участника (рис. 97); 3) страхующие на переправах и на посту перехвата должны страховать выпуская (или выбирая) веревку просто руками (как при страховке через выступ, дерево или крюк), но не через поясницу или через плечо. Здесь 2—3 человека надежно удержат сорвавшегося, смогут в любую минуту выдать слабину и подтянуть упавшего в нужном месте к берегу; 4) обеспечить надежной самостраховкой самих страхующих.
Переправа по воде.
При определенных условиях — ровный рельеф дна, достаточная глубина, скорость течения не превышает 3—4 м/сек, подходящие для причаливания берега — возможна переправа через горную реку по воде, конечно при наличии средств переправы. Переправа вплавь из-за низкой температуры воды, опасности ударов о камни и необходимости последующей сушки имущества в обычных условиях должна быть отвергнута. Для переправы по воде используются (в зависимости от состояния реки и материальных возможностей) лодки обыкновенные, надувные, надувные бурдюки, плотики из надувных бурдюков (салы), автокамеры, труднозатопляемые предметы (фашины, мешки брезентовые, набитые соломой или ветками, и т. д.). На плавсредствах нужно правильно расположить груз и людей, следить, чтобы судно не кренилось. Груз надежно крепится к «плавсредству», а люди обеспечивают себе страховку и возможность немедленно его покинуть при необходимости (рис. 98). Особое внимание уделяется расчету трассы: определяется скорость течения реки, ее ширина, высчитывается время, необходимое для перегона выбранного сплавного средства через реку при помощи имеющихся в распоряжении группы гребных средств (весла, лопаты, доски и пр.), затем определяется трасса от удобного для спуска к воде места отправления до безопасного места причаливания. На случай проноса судна мимо места причаливания нужно иметь запасной пункт для выхода на берег ниже по течению. Большое неудобство этого способа переправы — необходимость доставки судна вверх по течению для повторных переправ. Чаще всего это приходится делать «посуху», что затруднительно в условиях крутых берегов горных рек. В очень редких случаях можно организовать паром — переправу по воде с помощью натянутого над рекой каната, по которому на блоках (карабинах) будет скользить судно, перетягиваемое от одного берега к другому с помощью вспомогательной веревки. Паром имеет смысл устраивать только на местах длительного пользования переправой. Следует отметить также возможность применения средств переправы по воде для транспортировки людей и грузов сплавным способом вниз по течению на не слишком бурных, хорошо изученных горных реках.
«Федерация альпинизма Нижегородской области» Нижний Новгород
Основные правила переправы через горные реки.
1. Перед осуществлением переправы необходимо тщательно разведать берега. Дать оценку обстановке с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использования опор, отобрать материалы и снаряжение для организации переправы. 2. Определить способ переправы. 3. Выбрать место и время переправы. 4. Установить место для наблюдения, откуда просматривается вся переправа и можно руководить ею. 5. При особо сложной ситуации пользоваться только двойной страховкой. 6. Прежде чем начать переправу, следует проверить надежность точек закрепления, состояние веревок. 7. Выпускать на переправу первым наиболее опытного.
8. Припереправе с опорой на шест упираться им следует выше по течению. 9. При передвижении с организацией страховки перилами двигаться надо сбоку перил, ниже по течению. 10. Не употреблять при переправе схватывающего узла. 11. Не допускать к переправе одновременно двух и более человек. 12. На подвесной переправе рюкзаки, ледорубы, другое снаряжение транспортируют отдельно. 13. Обязательна надежная страховка и самостраховка. 14. При групповой переправе нужна строжайшая дисциплина и порядок.
По материалам книги SURVIVAL (Выживание). Коледа С.И., Драчев П.Н.
Способы переправы реки и водных препятствий вброд.
Способы переправы вброд
Глубина брода в м. при скоростях течения | ||||
до 1 м/сек | 1-1.5 м/сек | до 2 м/сек | до 4 м/сек | |
Пешком | 1 | 0,9 | 0,8 | 0,6 |
Верховыми лошадьми | 1,2 | 1,1 | 1 | 0,8 |
Телегой в упряжи | 0,7 | 0,65 | 0,6 | 0,5 |
Вьючными лошадьми | 0,6 | 0,5 | 0,45 | 0,4 |
Автотранспортом | 0,5 | 0,45 | 0,4 | 0,3 |
Непроходимые участки реки характеризуются недоступностью подхода к водной преграде : отвесные или крутые склоны, камнепады, каньоны, множество глубоких проток, сильно заболоченные, вязкие, илистые берега и дно реки, ямы и водовороты. Река имеет большую ширину, глубину и сильное течение. Признаки труднопроходимых водных участков — широкая пойма реки, сильное течение, низкие заболоченные или крутые берега. Неблагоприятные метеорологические условия (дождь, снег) влияют на прохождение водных преград. Проходимые реки имеют небольшую глубину и среднее течение, преодолеваются вброд в одиночку, парами и небольшими группами.
Источник