Меню

Стихотворный размер прозвучало над ясной рекою прозвенело в померкшем лугу

Анализ стихотворения «Вечер» (А.А. Фет)

Анализ стихотворения «Вечер» (А.А. Фет)

Полный анализ стихотворения «Вечер», которое написал Афанасий Афанасьевич Фет, дает возможность узнать историю создания произведении и основные моменты произведения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому изучение стихотворения «Вечер» станет намного проще и интереснее.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы, проблемы
  6. Средства художественной выразительности
  7. Смысл произведения

История создания

Анализируемое стихотворение «Вечер» впервые увидело свет в 1855 году. Данное произведение относится к пейзажной лирике, которую писал автор, уже находясь в зрелом возрасте. Ведь он написал его в тот момент, когда переступил черту тридцати пяти летнего возраста.

Афанасий Афанасьевич всегда с трепетом относился к природе, поэтому его творчество пронизано чувственностью и искренностью. Все творчество автора можно отнести к направлению «Чистого искусства». Он всеми путями пытался показать читателю, насколько прекрасен окружающий мир. Что необходимо хоть иногда отвлекаться от жизненных проблем и просто любоваться природой.

Жанр, размер

Стихотворение «Вечер» относится к пейзажной лирике. В нем она представлена во всей своей красе. Автору удалось показать читателю ту самую красоту природы, передав её звуки, тени и световые эффекты. Этим и отличается творчество Тютчева от остальных поэтов. Он по крупинкам рисует целостную картину, собирая воедино все незримые детали. Таким образом, ему удается погрузить читателя в мир природы, познакомив с едва уловимыми явлениями.

Картину вечера ему удалось передать идеально, постепенно разворачивая перед читателем все очень постепенно. Благодаря его мягкому описанию того самого перехода, когда ночь сменяет день, автору удается изобразить вечернее время суток. Он плавно передает, как постепенно угасает свет, меняя свой оттенок. Так же он не обделяет вниманием и звуки, которые так же изменяются ближе к вечеру, становятся более приглушенными и мягкими.

Поэту удается в своем творчестве показать взаимоотношение человека с природой, при этом раскрывая всю красоту и многогранность окружающего мира. В своем творчестве поэт не поднимает проблемы человечества, не рассматривает остро стоящие вопросы., которые мы так часто встречали в декадансе. Для его написания поэт использует трехстопный анапест.

Композиция

Данное стихотворение делится на две части. Первая часть стихотворения состоит из одной строфы. Здесь Фет умудряется создать таинственную атмосферу, тем самым погружая читателя в мир природы. Здесь он раскрывает все таинства, которые не всегда можно увидеть с первого взгляда.

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Вторая, она же заключительная часть стихотворения, состоит из двух строф. Здесь поэт знакомит читателя с вечерним временем. Тут он подробно описывает, как и саму природу, так и свои ощущения, которые у него при этом возникают.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,-

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

Образы и символы

Погружая читателя в вечернюю атмосферу, автор не использует громкие сравнения, а так же точные описания. Он передает всю красоту вечера, используя лишь ощущения. Автор настолько завуалировано описывает природные явления, что если бы он не указывал названия, читателю было бы не просто понять, о чем идет речь.

Фет показывает плавную и мягкую смену одного времени суток другим, используя при этом описание световых и звуковых эффектов.

Как такового лирического героя найти в стихотворении сложно, поскольку его образ изображен достаточно размыто. Мы больше чувствуем его присутствие, чем наблюдаем. Переданы больше его чувства и ощущения. Через них он и описывает вечер, со всеми его проявлениями.

Темы, проблемы

Основной темой анализируемого стихотворения можно назвать тему красоты окружающего мира. Автор знакомит читателя со всем великолепием природы, которое как нельзя лучше предстает перед читателем с приходом вечера. Фету удается показать именно этот плавный переход от дневного света к вечернему полумраку.

В данном произведении отсутствуют какие-либо проблемы и вопросы. Здесь просто показана красота, величие и великолепие природы. Им необходимо просто наслаждаться, не отвлекаясь на внешние раздражители.

Читайте также:  Чем можно прикормить рыбу в речке

Если говорить о настроении стихотворения «Вечер», то здесь мы видим лишь гармоничное отношение людей и природы. Лирический герой настолько поражен красотой вечернего времени суток, что мечтает стать с ним одним целым, раствориться в нем полностью. Его не волнует то, что происходит вокруг него. Он хочет остаться наедине с ним, молча и спокойно наблюдая за его красотой.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Вечер» Афанасий Афанасьевич использует большое количество различных троп, благодаря которым придает стихотворению особый шарм и чувственность. Здесь встречаются метафоры, эпитеты, сравнения. Вся это совокупность средств художественной выразительности придает произведениям Фета особую таинственность и волшебность.

Смысл произведения

Афанасий Афанасьевич творил в направлении так называемого «Чистого искусства». Это становится хорошо заметно, если немного познакомиться с лирикой Фета. Свои произведения он посвящал тому, что воспевал красоту окружающей природы. Он замечал все те мелочи, на которые обычный обыватель не обратит никакого внимания. Этим он и пытался поделиться с читателем, погрузив его в мир прекрасного.

Основной мыслью стихотворения «Вечер» автор показывает то, что человек должен как можно больше уделять времени природе. Он должен стараться научиться у неё умиротворению, спокойствию и величию. Человек должен стараться жить по законам природы, и лишь тогда он сможет достичь той самой внутренней гармонии, о которой так давно мечтает. Наблюдая за вечерним закатом, все это испытывает наш лирический герой.

Поэт старается призвать читателя к созерцанию природы. Ведь обычно мы просто проходим мимо, не обращая внимания на окружающую нас красоту. Автор же старается задержать человека, чтобы тот отвлекся от повседневных хлопот и хоть немного посмотрел вокруг. Ведь каждый человек хотя бы один раз жизни переживал подобные чувства. Любовался закатом, полностью растворяясь в природе. В этот момент нас не интересуют проблемы, дела, переживания. Есть только мы и природа.

И вот если бы человек чаще вот так вот проводил время наедине с природой, то его внутреннее состояние становилось бы намного лучше. Ведь если внутри царит гармония, то она впоследствии проявляется и в наших поступках, общении с другими людьми, мыслях. Поэтому не стоит постоянно находиться в состоянии постоянной спешки и бега. Необходимо хоть иногда садиться и смотреть на столь прекрасный закат.

Источник

Вечер

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,-

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

Краткое содержание

В стихотворении красочно описывается вечернее время. Лирический герой делится с нами своим впечатлением от вечерней поры. Читатели могут наблюдать, как на большом художественном полотне сменяют друг-друга красочные картинки. Стихотворные строки передают чувство ожидания, которое испытывает поэт.

История создания

Стихотворные строки увидели свет в 1855 г. Это яркий пример зрелой пейзажной поэзии автора: в момент написания ему уже исполнилось тридцать пять лет. Всё творчество Фета, и это стихотворение в частности, относится к направлению, именуемому чистым искусством. Автор направляет вектор читательского внимания на великолепие окружающей природы.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру «пейзажная лирика» в её идеальном проявлении. Фет наполняет стихотворные строки не только видимыми образами, но и звуковыми. Он погружает нас не только в пейзаж природы, но и в особое настроение вечерней поры, навеянное пейзажем.

Стихотворение создано в трёхсложном стихотворном размере: оно написано анапестом. Посредством перекрёстной рифмовки автор соединяет между собой части стиха.

Композиция

Композиционное «здание» произведения состоит из двух частей:

Первая часть – это, всего лишь, одна единственная строфа. Внутри неё автор рисует особую атмосферу таинственности. Это необходимо, чтобы читатели могли погрузиться в первозданный природный мир, где всё эфемерно.

Вторая часть включает две строфы. Автор рисует окружающую природу во время сумерек, смотря на неё сквозь призму собственных эмоций.

Читайте также:  Здесь можно увидеть дельту крупнейшей реки русской равнины мы предлагаем сплав по реке катуни

Образы и символы

Фет использует несколько ключевых образов для точной передачи стихотворного смысла:

  • образ вечера передаётся не яркими сравнениями и точными описаниями, а через палитру ощущений поэта: что-то тайное «прозвучало над ясною рекою», что-то зыбкое «прозвенело в померкшем лугу»;
  • образ зарницы – она светит зелёными и голубыми огоньками. Её описание лишено конкретики. Но, автору удаётся передать плавность течения времени, которое человек способен воспринять как череду сменяющихся звуковых/световых эффектов;
  • образ лирического героя предельно размыт. Мы можем воспринимать лишь чувства, переживаемые наблюдателем: «На пригорке то сыро, то жарко». Герой повествует о том, что испытывает в данный момент.

Темы и настроение

При чтении этого стихотворения следует понимать, какую проблематику поднимает поэт: ключевая тема – красота и величие природы, которые особенно заметны вечером. Поэт передаёт неуловимый момент перехода дня в ночь: «…но зарница уж теплится ярко, голубым и зелёным огнём». В произведении отсутствует понятие проблематики: стихотворные строки проникнуты умиротворением, предчувствием скорой ночи. Стихотворное настроение передаёт гармонию человека и природы. Лирический герой покорён красотами природного пейзажа.

Основная идея

Основная идея заключена в мысли о том, что все люди должны внимательно наблюдать за окружающей природой, перенося её законы на свою жизнь. Это позволит им достичь внутренней гармонии.

Смысл произведения – в созерцании природы, красоту которой не замечает большинство людей. Задача поэта – остановить человека, продемонстрировав ему незамеченное ранее великолепие окружающего мира.

Средства выразительности

Особую чувственность произведению дарит богатая палитра тропов. Особую проникновенность ему придают:

  • эпитеты – «ясная река», «померкший луг», «немая роща», голубой и зелёный огонь», «ночное дыхание»;
  • метафоры – «убегает на запад река», «вздохи дня», «зарница теплится», «облака разлетелись»;
  • сравнение – «облака, как дым».

Лирический герой воспринимает окружающий мир, словно это живое существо: он ощущает себя не только наблюдателем природы, но ещё и её неотъемлемой частью.

Источник

Анализ стихотворения «Вечер» Фета

Наполненное восхищением стихотворение “Вечер” – один из лучших образцов пейзажной лирики Фета. Краткий анализ “Вечер” по плану поможет ученикам 7 класса погрузиться в прекрасный мир его поэзии и понять, почему это произведение так в нём выделяется. На уроке литературы его можно использовать в качестве основного материала или как дополнительный разбор.

Анализ стихотворения «Вечер» Фета

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вечер.

История создания – написано оно в 1855 году, когда поэт был уже в достаточно зрелом тридцатипятилетнем возрасте.

Тема – очарование природы, которая в вечернее время кажется особенно таинственной.

Композиция – стихотворение можно разделить на две части: первая строфа является зачином, остальные две раскрывают его.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – анапест с перекрёстной рифмовкой.

Эпитеты“ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зелёный огонь”.

Метафоры“убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится”.

Сравнение“разлетелись, как дым, облака “.

История создания

Афанасия Афанасьевича Фета всегда глубоко волновала тема природы. Особенно он интересовался таким таинственным, по его мнению, явлением, как переход ото дня к ночи. Благодаря дару видеть прекрасное в том, что другие считают повседневностью, поэту и удавалось создавать очаровательные пейзажные зарисовки, такие, как написанный в 1855 году “Вечер”.

Несмотря на то, что поэту к тому времени уже исполнилось тридцать пять, он не утратил юношеской свежести восприятия и продолжал считать природу прекрасной и достойной созерцания.

Также в этом произведении отразилось типичное фетовское восприятие природных явлений как чего-то, что помогает познать космическое начало и имеет скрытое начало.

Стихотворение посвящено природе, а точнее – её таинственному очарованию в то время, когда ясность дня переходит в глубину ночи. Это действительно самое волнующее время суток и самое загадочное, что поэт искусно передаёт с помощью безличных предложений. Он пытается передать неуловимую красоту, придавая поэзии музыкальность.

Композиция

Первая часть произведения состоит из одной строфы и как раз наполнена безличными предложениями. Они и помогают Афанасию Афанасьевичу создать атмосферу таинственности, показать, насколько загадочен природный мир.

Читайте также:  Мы в огненной реке аккорды

А вот вторая часть, состоящая из двух строф, представляет собой как раз попытку эту загадку разгадать. Размышления лирического героя, основанные на визуальных впечатлениях, раскрываются уже более традиционным способом. Автор рисует прекрасную картину природы в вечернее время, когда всё понемногу засыпает с одной стороны, и как будто предчувствует утро – с другой.

Очевидно, что лирический герой видит всю развернувшуюся перед ним картину с пригорка, где то жарко, то сыро (очевидно, от ветра с реки). Это позволяет ему видеть больше, как если бы он был непосредственным участником. Такой взгляд “сверху”, немного отстраненный и в то же время пристальный, типичен для фетовских стихов. Именно за счёт него была сформирована композиция: сначала лирический герой видит и слышит нечто неясное, но, вглядевшись, может разгадать хотя бы часть природных загадок. Таким образом Афанасий Афанасьевич передаёт свою философскую идею.

Это пейзажная лирика в лучшем своём проявлении – задушевном, таинственном, музыкальном, написано в жанре лирического стихотворения. Поэт наполняет его не только визуальными, но и акустическими образами, как бы погружая читателя не только в пейзаж, но и в особое вечернее настроение, этим пейзажем навеваемое.

Произведение имеет трёхсложный стихотворный размер – Афанасий Афанасьевич использует для него трёхстопный анапест. Перекрёстная рифма как будто связывает между собой части произведения, а последовательное сохранение ритмики делает его ещё более цельным.

Средства выразительности

Богатая палитра тропов, использованная Фетом, делает стихотворение “Вечер” глубоко чувственным. Проникновенность ему придают тропы:

  • Эпитеты – “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зелёный огонь”.
  • Метафоры – “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится” .
  • Сравнение – “разлетелись, как дым, облака “ .

Все эти художественные средства помогают передать взгляд лирического героя, наблюдающего за уходом дня. Он восхищён великолепием пейзажа, чувствует природу как живое существо и ощущает себя наблюдателем и частью её в одно и то же время.

Таким образом, поэт показывает красоту не только природы, но и своей души, которая умеет видеть всё окружающее особенным и прекрасным. Кто знает, смог ли бы кто-то, кроме Фета, увидеть столько очарования в самых обычных сумерках. Афанасий Афанасьевич не только видит его, но и стремится поделиться своим ощущением с читателем.

Источник



Стихотворный размер прозвучало над ясной рекою прозвенело в померкшем лугу

Метры и размеры стиха

Анапест — трехсложная стопа с ударением на третьем слоге (схема стопы анапеста: — — ! ), а в стихе в целом — на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.

Анапест — (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами, с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение («ТАм, в ночнОй завывАющей стУже», А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Adblock
detector