Меню

Священная озеро при храме

Священное озеро на Кольском полуострове, древний великан, пирамиды и обсерватория саамов

Озеро, расположенное недалеко от посёлка Ревда и соседних Хибин. Место любимо простыми туристами и любителями эзотерики. Споры о расположенных здесь объектах с каждым годом разгораются заново. Эзотерики считают, что здесь располагалась древняя цивилизация — Гиперборея.

С саамского языка слово «сейд» означает священный камень, в котором находится пристанище шамана. Часто в шаманских традициях отдалённые озёра играли роль святынь, соборов, храмов.

Источник Яндекс Картинки

В 1997 г была предпринята очередная экспедиция по поиску затерянных цивилизаций в этом районе. Руководителем был Валерий Дёмин. В процессе были найдены предполагаемые останки сооружений и древней обсерватории на вершине горы Нинчурт.

В 1998 г Дёмин повторил экспедицию, только в состав вошли различные специалисты по аномальным явлениям: колдуны, шаманы, уфологи, экстрасенсы.

Источник Яндекс Картинки

В итоге в медиа пространстве появилось всё больше легенд о Сейдозере. О возможности полётов НЛО и проживании Йети на Кольском полуострове.

Источник Яндекс Картинки

Туристы стремятся увидеть здесь наскальное изображение Куйва. Изображение человека высотой 50 м было найдено в 1921г. Тем кто видел скалу вблизи предполагают, что изображение образовано водой, мхом и трещинами.

Многие замечают ступенчатые пирамиды, на самом деле это просто форма сопок, вероятно, гранёных рукотворно. Учёные предполагают, что саамы использоваи их в качестве капищ.

Источник Яндекс Картинки

Источник Яндекс Картинки

Добраться до Сейдозера можно как на автомобиле, так и на общественном транспорте. Для начала вы доедете на поезде до станции Оленегорск. Здесь можно заказать такси или воспользоваться автобусом, который следует в поселок Ревда. Если вы поедете на общественном транспорте, то от Ревды вам придётся ловить попутку или идти пешком до начала маршрута.

Источник

Священная озеро при храме

Священный Светлояр исполняет желания и хранит древнюю тайну

У выпускников школы села Владимирское Нижегородской области есть традиция – перед каждым экзаменом трижды обходить вокруг святого озера Светлояр.

– Главное, во время такого обхода сосредоточиться на своем желании, – говорит одиннадцатиклассница Полина Бредихина. – Сейчас мы про ЕГЭ загадываем. А когда аттестаты получим, будем просить, чтобы озеро помогло нам поступить в университет. Чтобы желание исполнилось наверняка, лучше обходить озеро босиком. В прошлом году все выпускники нашей школы поступили, и в позапрошлом тоже. Да у нас во Владимирском все выпускники учатся там, где загадали. Готовятся, конечно. Но если бы не озеро, нам бы так не везло.

Светлояр находится в ста километрах от Нижнего Новгорода. Умыться его водой, обойти с просьбой приезжают люди со всего мира. По легенде, когда-то на месте озера стоял град Китеж. Во время нашествия монголо-татарского хана Батыя город ушел под воду.

– До сих пор верующие люди – и местные, и приезжие – слышат звон подземных колоколов, – рассказывает жительница села Владимирское, биолог Ирина Панкратова. – Был здесь город или нет, до сих пор неизвестно. Прошло 800 лет, а ученые так и не определились.

Исследование озера Светлояр началось еще в конце XIX века, сюда приезжали экспедиции из Казанского университета. В ХХ веке озеро изучали ученые из Петербурга.

– Аквалангисты выяснили, что озеро состоит из нескольких ступеней, – рассказывает Ирина. – Южная терраса – самая молодая и неглубокая, возникла она всего 400 лет назад. А самая глубокая, северная, появилась 800 лет назад. Именно там под слоем ила были найдены древесные щепки. Сделали анализ и обнаружили, что они обработаны резцом, а значит, над ними трудился человек. Ученые назвали это место аномальной зоной К – по первой букве названия древнего города. Так что, возможно, град Китеж – это не только легенда.

До сих пор существовало несколько версий возникновения озера. Самая правдоподобная – метеоритное происхождение. Место, куда упал огромный метеорит, заполнилось водой, а холмы по берегам – это выбросы земли. Также ученые не исключают, что именно здесь проходит субконтинентальный разлом земной коры. Начинается он на Карпатах, пересекает Харьков, Нижегородскую область и идет к Сибири.

– Тем не менее Светлояр по-прежнему остается одним из самых загадочных мест, – говорит биолог Панкратова. – Сама я звона колоколов не слышала. Но как-то, находясь на Светлояре, чувствовала благоухание ладана. А ведь кроме меня там было всего несколько человек, и никто с зажженными свечами не ходил. А недавно я наблюдала такую картину. Недалеко от озера есть у нас камень со стопой Богородицы. Приехали школьники с учителями на экскурсию, все зашли в церковь.

Молоденькая учительница раньше других оказалась на улице и решила освятить крестик в ступе – там после дождя воды на два сантиметра было. Я сама видела, как она цепочку снимала и крестик опускала в воду. И вдруг он пропал! Всем классом искали – не нашли. Я потом верующим людям об этом рассказала. Предположили, что кто-то в группе не поверил в чудодейственность озера, и, чтобы люди уверовали, Господь решил сотворить чудо. Второе объяснение было таким: возможно, эта женщина несла тяжкий крест и на святом месте освободилась от него.

Сейчас каждое лето берег Светлояра усеян отдыхающими, сюда приезжают купаться со всей России.

– Люди пытаются двух зайцев убить: и отдохнуть на полную катушку, и попросить что-нибудь у озера. Но ведь так не бывает. Давно замечено, что Светлояр помогает людям, которые приходят сюда с верой. Причем неважно, к какой конфессии принадлежит этот человек. Те, кто верят, обходят озеро молча, просят за своих близких. Поэтому мы запрещаем плавать по озеру на матрасах. Нехорошо, когда те, кто считают Светлояр святым местом, видят посреди озера загорающих голых людей.

Священнослужители вообще хотят запретить купание на Светлояре. Считается, что люди оставляют в воде свои грехи, и она теряет целительные свойства.

– Раньше ведь как было: придут люди на озеро, помолятся, обойдут его, а потом зачерпнут воды, чтобы умыться, – говорит местный священник отец Владимир. – Причем умываются над землей, чтобы ни одна капелька не упала в святое озеро. Сейчас так поступают только пожилые люди и верующие.

Особенно много народу приезжает на озеро Светлояр 6 июля. Верующие – на праздник Владимирской иконы Божьей Матери. Все остальные едут встречать ночь Ивана Купалы.

– И для нас, и для нашего озера нашествие людей – настоящее бедствие, – считает завуч сельской школы Елена Баталова. – Отдыхающие, которые едут отмечать языческий праздник, плетут венки. Цветы рвут вокруг озера, в результате страдает местная флора. Потом эти венки бросают в озеро. А мы их вывозим грузовиками! Собирать их надо обязательно, иначе они начинают гнить и озеро заболевает. В эти дни столько народу одновременно купается, что нам, местным жителям, становится больно за водоем. Как наш бедный Светлояр все это выдерживает, непонятно!

Кстати, экологи уже бьют тревогу. Три года назад Светлояр начал цвести. Обычный человек этого цветения пока не замечает, но анализ воды с каждым годом все хуже.

– Появляются микроскопические сине-зеленые водоросли, которые можно рассмотреть только через микроскоп, – говорит биолог Ирина Панкратова. – Вода меняет цвет, становится зеленоватой. И если хотя бы не сократить число туристов, жаждущих искупаться в водах Светлояра, скоро цветение будет более буйным, что губительно для водоема. Раньше местную воду заливали в аккумуляторы, пили, не процеживая. Теперь лучше этого не делать.

Читайте также:  Загрязнение озер в беларуси

Пока минерализированная вода Светлояра по-прежнему считается целебной. По мнению ученых, в Светлояре содержатся серебро и медь, а они действуют как антисептики.

– Мы считаем, что наше озеро подземный Китеж охраняет, – считают местные жители. – Когда-то озеро спасло город от монгольских завоевателей, теперь пришло время городу спасать озеро. Не зря же до сих пор ученые не определились с происхождением нашего Светлояра.

Ученые и правда пока теряются в догадках. Специалисты из петербургского Института озероведения в одну из последних экспедиций никак не могли определить глубину озера.

– Прибор показывает 34 метра, – рассказывает краевед Алексей Гроза. – И вдруг неожиданно совсем рядом уже четыре метра. Сначала думали, что аппаратура сломалась. Проверили – все работает. Ученые были в шоке – им показалось, как будто они нащупали купола церквей древнего города. Водолазы исследовали дно, но ничего не нашли.

В старину озеро Светлояр обползали на коленях.

– Во время войны из села всех мужиков на фронт забрали, – вспоминает жительница села Владимирское Лидия Павловна. – Наш отец тоже пошел воевать. Так женщины в праздники собирались и обходили озеро на коленях, молились, чтобы их мужья вернулись живыми. И зарок давали, что, если так случится, они снова придут на Светлояр. Наш отец вернулся, и мама снова обползла озеро. Я-то уже не ползаю на коленках, 85 лет все-таки в этом году исполнилось. Но обходить – обхожу. И обязательно про себя читаю народную молитву: «Святые горы, святые соборы, подземные люди, молите Бога о нас». Я за себя никогда не прошу – только за детей и внуков.

Подземный звон жители села Владимирское слышат постоянно. На эту тему здесь шутить не любят. Считается, что «подземные люди» могут обидеться.

– Когда я маленькой была, мы с бабушкой на озеро приходили, – рассказывает другая жительница села Анна Алексеевна. – Она часто просила меня: «Ну-ка, внученька, прислони ушко к холму. Может, услышишь звон китежских колоколов». И я слышала. А теперь постарела, слух уже не тот. Давно уже я этого чудесного звона не слыхала.

Те, кому святое озеро Светлояр помогает, обязательно возвращаются сюда снова, чтобы поблагодарить его.

– Недавно вот женщина приезжала со взрослым сыном, – рассказывает биолог Ирина Панкратова. – Родился этот симпатичный юноша в 1988 году. У него были серьезные проблемы с дыханием, врачи говорили, что не выживет. Пока мать была в роддоме, бабушка малыша исчезла из дома на два дня. И где-то в это время в больнице случилось невероятное – малыш вдруг задышал. Врачи не могли понять, в чем дело. И только недавно бабушка рассказала, что тогда ездила на Светлояр, обползла его трижды и вымолила выздоровление для внука. Тогда мать и сын тоже приехали, чтобы поклониться святому озеру.

Воду из озера верующие набирают в бутылки и привозят с собой. Считается, что она не портится десятилетиями. Те, кто верят в его чудодейственную силу, используют ее бережно – добавляют по капельке в обычную воду и пьют.

Озеро Светлояр находится в ста километрах от Нижнего Новгорода.

• Площадь водоема составляет 12 гектаров. Озеро имеет форму овала.
• Расстояние по периметру Светлояра вдоль кромки – 1 километр 324 метра. По деревянным мосточкам – 1 километр 800 метров.
• Исследователями в разное время высказывались гипотезы о ледниковом, карстовом, старичном, вулканическом, неотектоническом, солянокупольном и космическом – метеоритном происхождении озера. В 2009 году опубликованы результаты полевых исследований, подтверждающих гипотезу о метеоритном происхождении озер.

Источник

О загадочных и священных озерах

Саамские озера наказывают жадных

Великан Куйва. Фото: Metro

Места силы
Аполлинария Ивановна Голых родилась в тундре, на Кольском полуострове. Она – одна из старейших представителей малочисленного народа саами. Аполлинарии Ивановне 80 лет. Живет она на берегу Ловозера, но ни разу не подходила близко к священному водоему.
– Нельзя, – объясняет Аполлинария Ивановна. – Озеро не любит праздного и любопытного взгляда. Это сейчас рыбаки каждый день бороздят по воде на лодках, ловят рыбу. Раньше рыбачить можно было в особых местах. Может, от того, что мы не уважаем свои святыни, нас, саамов, остается на земле все меньше и меньше?
Ловозеро и Сейдозеро, расположенные в самом сердце Кольского полуострова, считаются у местного населения священными много веков. Издревле здесь жили саамы – малочисленный финно-угорский народ. Согласно последней переписи населения, сейчас проживает всего 1800 представителей этой народности, и половина из них – в Ловозерском районе Мурманской области. Здесь издревле все названия на саамском языке. На нем и сейчас говорят взрослые и дети.
Когда-то в этом районе Кольского полуострова был шаманизм. Он и сейчас здесь остался, правда, сами шаманы не афишируют свои способности и знания. Большинство саамов – православные, и, тем не менее, в крайних случаях обращаются к помощи местных знахарей.
– Вот я, например, крещеная, иногда хожу в церковь, – рассказывает Аполлинария Ивановна. – Но земля у нас особая, и здесь не каждая церковь строится. Вот в соседнем поселке, например, нет храма. А пытались строить его дважды. Один раз во время строительства рабочий случайно отрубил себе ногу топором. Решили, что строительство надо отложить. Выбрали другое место. Снова авария случилась. И тогда решили, что деревня обойдется без церкви. Здесь особые места, и православные священники с этим считаются. Если местные духи не позволяют, значит, не надо идти против их воли.
По побережью священных озер можно увидеть сейды – священные камни для поклонения. Сюда местные и туристы приносят свои подношения и просят о самом сокровенном.
– Сейды – как гнезда. Здесь хранятся чужие тайны, и разорять их нельзя ни в коем случае: духи могут осерчать и наказать, – говорит Аполлинария Ивановна. – Мой муж однажды набрел на такой сейд. Под слоем мха нашел несколько горстей медных и серебряных монет XVII века. И взял одну монету с собой. Когда я узнала об этом, спросила: «Зачем взял? Не ты туда ее положил, не тебе и забирать». Он собирался вернуть ее обратно, но все времени не было. А потом неожиданно заболел и скончался… Уже наши дети отнесли монетку к берегу. Сейд не нашли и бросили монету в воду. Больше в нашей семье никаких бед не случалось…
Священные сейды и сейчас считаются местами поклонения. Причем это необязательно камень. Сейдом может считаться ущелье в горе, дерево в лесу, горная тропа. Каждый выбирает сейд для себя и доверяет ему свои тайны и самые сокровенные просьбы.

Источник

Святое озеро в Косино

Rinat» > Святое озеро в Косино

Святое озеро расположено в Косино-Ухтомском районе недалеко от одноименной железнодорожной платформы и входит в систему Косинских озер. Вместе с Черным и Белым озерами оно образует так называемое Трехозерье. Благодаря целому ряду причин, это место очень популярно среди жителей Москвы и гостей города.

Читайте также:  Все про голубые озера кбр

Прежде всего, стоит отметить, что Святое озеро имеет очень богатую историю, а также окружено легендами, повествующими о событиях Древней Руси. За все время его существования сохранилось множество летописей, документов и даже сказаний, которые относятся к разным эпохам, что свидетельствует о популярности места не только в современном мире. В первую очередь связано это с уникальным составом воды, сложившимся в результате взаимодействия с илистым дном, почва которого признана целебной.

В настоящее время многие люди по-прежнему приезжают на Святое озеро для того, чтобы подправить свое здоровье лечебной глиной. Есть и те, кто просто желает провести время на природе, не выезжая далеко за пределы города. Стоит отметить, что с недавних пор все три озера включены в природно-исторические парк «Косинский».

Святое озеро в Косино

Рыбалка

На Косинских озёрах, в систему которых входит Святое, организовано культурное рыбное хозяйство. Ловля рыбы в Святом озере бесплатна и возможна круглый год, однако из-за заболоченных берегов мало кто из желающих делает выбор в пользу этого места. Хотя водоем насчитывает около 12 видов рыб, а больше всего здесь окуня, плотвы и ерша. Также, в воды озера выпустили мальков щуки, стекловидного угря, разновозрастного карася, карпа, форели и судака.

По мнению многих рыбаков, бывающих на Святом озере, весной и осенью на червя, тесто, каши, картофель и мотыля чаще всего клюют лещ, окунь, плотва, ерш, карп и карась. Осенью же лучше всего ловить на живца, клюет в основном окунь. Зимой рекомендуют использовать мормышку, берут плотва, окунь и ерш.

Главными преимуществами Святого озера рыбаки считают спокойствие и тишину, так как людей здесь, как правило, мало. Однако следует учесть, что на выбор места для ловли придется потратить достаточно много времени. Связано это с тем, что передвигаться вдоль заболоченной береговой линии непросто: ходить удается только по положенным местными жителями доскам, которые есть далеко не везде.

Святое озеро в Косино

История возникновения Святого озера в Москве

Согласно древним преданиям, Святое озеро возникло задолго до основания и развития Москвы. Легенды достаточно красочно описывают существовавшую на этом месте церковь, построенную неизвестным священником, и Букала, жестокого участника междоусобных войн.

Около 900 лет назад витязь, получив серьезное ранение, отстал от княжеского войска и случайно встретил на берегу озера упомянутого выше отшельника. Под влиянием старца Букол раскаялся во всех совершенных грехах и полностью исцелился. Воин решил отказаться от кровавой вражды, поселившись в лесу на берегу реки, которую в наше время мы называем Москвой. Позднее именно в этом месте будет возведен Московский Кремль. Букал проводил свои дни, молясь о судьбе русского народа, пока однажды ему не привиделся огромный город с каменными домами и искусно сделанными церквями.

Однако радость витязя была омрачена: помимо величия будущего города он увидел бунты, несчастья, сражения и даже пожар 1812 года. Неведомый голос поведал Букалу, что Москва станет центром Руси, а сама Богородица возьмет ее под свою защиту. Витязь поделился своим озарением с отшельником, и вместе стали они вновь молиться о судьбе города. Именно в храме Девы Марии на месте будущего Святого озера Букал увидел свое второе видение: приход Царицы Небесной и ангелов вместе с ней. Посчитав себя недостойным ее видеть, бывший воин вышел из храма и затем тот стал торжественно опускаться под землю. Тогда и появилось Святое озеро.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Действительно, современными учеными было установлено, что озеро имеет карстовое происхождение, то есть было образовано в результате провала грунта. Этим объясняется его большая глубина. Более того, исследователи обнаружили, что водоем пересыхал и вновь наполнялся водой как минимум три раза. В торфяных отложениях на дне найдены следы былых пожаров.

Дальнейшая история Святого озера также богата событиями. Есть сведения, что после Куликовской битвы русские воины омывали здесь раны, так как испокон веков считалось, что вода в озере способствует исцелению. С XVII в. зародилось массовое паломничество, о чем свидетельствуют найденные на дне серебряные копейки времен царя Михаила Федоровича и монеты, введенные в обиход при Алексее Михайловиче. Гораздо позднее неоднократно посещал столь необычное место и Петр I, который позднее подарил уже вновь построенному храму икону, привезенную Шереметевым из поездки по Италии.

Во время Наполеоновских войн храм был разграблен, а затем и вовсе разрушен. Только в послевоенные годы здесь был возведен новый храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», который существует и в настоящем времени.

Святое озеро в Косино

Можно ли купаться в озере

Святое озеро отличается тем, что имеет практически идеально круглую форму, которая объясняется его карстовым происхождением. Более того, оно достаточно большое — диаметр Святого составляет 430–460 м, а площадь — 0,08 км². То, что водоем образовался путем провала грунта, повлияло и на глубину. В среднем она составляет 3 м, а максимально — 5 м, что является достаточно крупными величинами для озер.

Особый интерес представляет дно озера, покрытое плотным слоем ила, который признан лечебным, так как содержит йод, серебро и бром. Согласно исследованиям, это сильно повлияло на физико-химический состав водоема. Ученые говорят, что в старину крестьяне даже лечились от ревматизма и кожных заболеваний, обливаясь водой из Святого озера и натираясь илом. Помимо химического состава, Святое озеро отличается от других Косинских озер своей более низкой температурой, чему до сих пор не нашли объяснения, а также более чистой и прозрачной водой. Интересно, что за столько лет существования, водоем ни разу не цвел. Такие уникальные свойства озерной воды способствуют тому, что место пользуется большой популярностью как среди местных жителей, так и среди гостей города. Кроме того, к Святому озеру всё еще совершаются настоящие крестовые походы.

Святое озеро в Косино

Также следует отметить, что берега водоема в основном заболочены примерно на 200–250 м, из-за чего подойти к нему во многих местах трудно, однако есть центральный удобный спуск со стороны Народного парка и храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Там же постоянные посетители Святого озера устроили небольшой стихийный пляж.

Важно сказать, что он не оборудован ни туалетами, ни раздевалками. На его территории нет кафе и развлечений, но в нескольких метрах ближе к парку находится неплохая детская площадка и пространство со спортивными тренажерами. В отличие от соседнего Белого озера, Святое не вошло в официальный перечень водоемов Москвы, разрешенных для купания, однако отдыхающие все равно приезжают на берег этого водоема, чтобы окунуться в целебную воду и просто хорошо провести время на природе.

Cвятое озеро в Москве на панораме Google-карт

Как добраться до Святого озера в Косино

Водоем находится в 2,5 км от МКАД по Новоухтомскому шоссе, а его координаты на карте — 55.715170, 37.868984.

Добраться до Святого озера можно на общественном транспорте. Для этого нужно доехать до станции метро «Улица Дмитриевского», затем пешком пройти по ул. Салтыковская до Народного парка, за которым находится озеро. Также, рядом находится остановка «Народный парк», до которой ходят автобусы № 14, 613, 792, 885, 940к, 1064, 1149, 1225 и 1227к.

Читайте также:  Назовите озера приморского края

На личном автомобиле из центра Москвы нужно проехать по Косинскому шоссе до ул. Салтыковская, проследовать до Народного парка, затем пройти пешком до самого озера еще около 300 м.

Комфортную поездку до Святого озера могут также обеспечить такие сервисы такси, как Uber, Яндекс. Такси, Ситимобил, а также заказ такси «Везёт» и «Максим».

Святое озеро в Косино на видео

Источник



Священная озеро при храме

Священный град Китеж на берегу озера Светлояр и храм бога Ярилы

Сокровение града Китежа

Согласно более позднему преданию, град Большой Китеж был построен на берегу озера Светлояр князем Юрием Всеволодовичем, сыном Всеволода Большое Гнездо.

И назван сей град был Большим Китежем в отличие от Китежа Малого. И был это город значительный, с белокаменными храмами. И если Малый Китеж мыслился как резиденция князя и соперник Владимира, то тем более это можно было сказать о Большом Китеже.

В легенде говорится, что оба Китежа построил Юрий Всеволодович. Но, согласно летописям, Городец (Малый Китеж) за 100 лет до Юрия Всеволодовича (в 1152 г.) был основан другим Юрием – Долгоруким. Об этом, между прочим, сообщает известная историкам Супрасльская летопись: «И сыпа город Кидешьку той же Городец на Волзе» (Полное собрание русских летописей. Т. XVII, с. 26).

Соединение в преданиях Юрия Долгорукого и его внука Юрия Всеволодовича вполне понятно, всё же с тех пор и до времени записи легенды прошло семь столетий. И тем более, по легенде, Юрий Всеволодович так и остался в Китеж-граде, когда тот стал невидимым; он правит святым градом Ярилы и поныне.

Забота обоих Юриев о священном граде Китеже и храме бога Ярилы вполне объяснимо, ибо покровителями Юрия считались не только христианский святой Георгий, но и древний бог Яр. Само имя князя ближе по звучанию к имени бога. И надо сказать, что имя Юрий возникло именно в те годы. А то, что в княжеской семье чтили древних русских богов, подтверждают и рельефы княжеского Дмитровского собора, где мы можем видеть изображения древних богов, а рядом изображение самого князя Юрия (младенец на руках Всеволода).

Известно также, что сам князь Юрий Всеволодович был по достижении совершеннолетия пострижен по древнему языческому (ведическому) обряду. И это говорило о том, что Юрий был воспитан в традициях древней веры.

И все же думаю, что изначально в преданиях говорилось об основании как Малого, так и Большого Китежа Юрием Долгоруким. Впрочем, так же как и в случае с легендами об основании Москвы, образ Юрия Долгорукого мог вытеснить образ и более древнего князя, например, Моска Свентоярича. Ведь мы говорим о Китеже, о святом граде, который существует со времён изначальных, ведических…

Предание о граде Китеже переносит нас во времена Батыева нашествия. Оно дополняет летопись. В летописи говорится, что Батый в 1238 г. после разорения всех владимиро-суздальских земель разбил на реке Сити князя Юрия Всеволодовича, где тот будто бы и погиб.

Однако, согласно легенде, в сей битве Юрий не погиб. С остатками войска он ушел в Городец (Малый Китеж). Батыю со всеми войсками пришлось вновь идти по уже разоренной им земле и второй раз осаждать город, который был им взят ранее. Стойко сражались русские воины, но сила Батыева была неодолима, город вновь пал. И тогда Юрий скрылся в заволжских лесах в Большом Китеже.

Большой Китеж был тайным священным городом. В те годы города обычно строили в местах удобных, по берегам больших рек, на перекрёстках торговых путей. Или возводили крепости на дорогах, где можно было ждать вражье войско. Однако положение Китежа иное, ибо это не торговый град, а град священный. Он за дремучими лесами и зыбучими болотами, нет к нему торной дороги…

Сильно досадил Батыю Юрий Всеволодович. Почти год он сражался с его полками. Сжёг все города Владимирской Руси. Но князь был жив, сопротивление продолжалось. И вот после долгой военной дороги, бесчисленных осад, изрядно обессилев, он встретил на Сити свежие войска князя! Насилу одолел. Новое сражение у Малого Китежа. Ох, и велика сила степного войска, был вновь взят и этот град. Но князь вновь ускользнул.

Сколько городов лежит в пепле и прахе. Залита кровью Владимирская Русь. Пора идти на Киев и далее в Европу, к Средиземному морю. Батый желает стать владыкой мира! Но нельзя оставлять в тылу князя Юрия, личного врага, ибо вновь соберется под его знаменами русская сила.

Где же сей град Китеж? Верно служившие ему проводники из купцов, знавшие все пути и броды, разводят руками. Слышали о таком городе, да не знают, где он. Не было в сём городе торга – знать, нет в нём и товаров… Странный город… И тогда Батый приказал пытать пленных: пусть откроют, где Большой Китеж! Где сокрыта русская сила?

Молчат пленники: как выдать врагу святыню? Но вот не вынес пыток, нашёлся один предатель, пустой человечишко, некий Гришка Кутерьма, дружинник князя. Знал он тайную дорогу и провёл по ней Батыевы войска.

И дошли вороги до лесного озера Светлояр. И увидели стены и башни Китеж-града. И вот вновь стоят стеной перед Батыем русские воины.

Батый бросает вперед свои полки… Но что это? Перед очами Батыя происходит чудо: город проваливается в землю, постепенно исчезает с глаз, провал заполняется водой, а храмы скрываются под земляными холмами. И тут ужас объял врагов, и бежали они прочь от этого великого чуда. Затем разорённая и опустевшая «страна заузольская лесом порасте»…

Укрыли Китеж-град сама Мать Сыра Земля и озеро Светлоярово! Не достать теперь князя Батыю! А значит, возродится Земля Русская, сбросит завоевателей!

…Прошли века. Но не забыты озеро Светлояр и град Китеж. И стекаются к сему месту старообрядцы и те, кто помнит древнюю веру. И рассказывают о чудесах и знамениях.

Говорят, что со дна озера Светлояр доносится звон колоколов и что люди с чистой душой, праведники, могут не только узреть сей зачарованный град, но и уйти в него навеки. Рассказывают, что иногда у озера являются китежские старики, покупают хлеб у крестьян, а расплачиваются монетами XII века (такие монеты потом дома хранят как святыню). Они расспрашивают о делах на Руси, качают головами: не пора ли возвращаться?

Иногда видят верующие люди свечи, горящие под водой, купола церквей, отражающихся в озере. Рассказывают, что один заблудившийся пастух даже ужинал там и хотел было в другой раз туда пробраться, но уже не нашёл дороги.

И поныне мы можем видеть остатки тех землянок и скитов первых старообрядцев, селившихся по берегам озера, которые и прославили Светлояр и невидимый Китеж-град своими рассказами.

Один из тех рассказов был опубликован семёновским старообрядцем Степаном Мелединым «Китеж на Светлояром озере» в журнале «Москвитянин» (№ 12, 1843 г.). Это была первая статья о Китеже и Святлояре, а теперь их насчитываются уже сотни, если не тысячи…

Источник

Adblock
detector