Река, которая смывает грехи: Факты о святом Ганге, от которых холодеет кровь
Ганг – река, образованная слиянием рек Бхагирати и Алакнанда, именно поэтому она является самой длинной рекой в Индии, которая протекает и через Бангладеш. Издревле именно Ганг играл огромную роль в индийской цивилизации в течение более чем двух тысячелетий, поддерживая своё население через воды и плодородные равнины, среди прочего. С незапамятных времён Ганг считается священной рекой в индуизме, доминирующей религии в Индии, и упоминается во всей индийской литературе с древних времён.
Воды Ганга.
А ещё, существует множество различных мифов, связанных с этой рекой, главные из которых акцентируют внимание на том, каким образом она возникла и чего стоило царю Бхагиратхи принести её на землю. Стоит также отметить тот факт, что бассейн Ганга считается одним из самых населённых речных бассейнов в мире, а река и вовсе поддерживает максимальное количество людей на всём земном шаре, считаясь при этом одной из самых грязных рек на планете Земля.
Небесная река.
1. Согласно мифу, Ганг был создан от омовения стоп Вишну
Кристально чистые воды священного Ганга.
В древних индийских текстах асуры описывались как могущественные полубоги. Согласно индийскому мифу, Бали Чакраварти был царём асуры и горячим преданным Верховному божеству Вишну, который является одним из трёх самых важных богов в индуистской религии наряду с Брахмой и Шивой.
Верховное божество Вишну.
Вишну спустился на землю как карлик-брамин в царстве Бали. Хотя он был предупреждён об истинной природе этого карлика, Бали хотел сдержать своё слово и дать Брахману всё, что тот хотел, и это было три шага, измеренные его ногой. Затем карлик-брамин вырос в гиганта. На первом шаге он измерил землю, а на втором – небо. Для третьего шага ничего не оставалось. Смиренный царь предложил свою голову, а брамин поставил ногу и подтолкнул Бали к Патала Лока (низшему миру). Омыв стопы, Вишну собрал святую воду в горшок, который находился в Брахмалоке, высшем Небесном Царстве. Из-за этого мифа Ганг также известен как Вишнупади, что означает «происходящий от лотосных стоп Вишну».
2. Она спустилась на землю, благодаря усилиям царя Бхагиратха
Река Ганг на закате.
Согласно мифу, царь Сагара должен был совершить великий ритуал, чтобы обрести огромную власть. Этот ритуал включал в себя жертвоприношение лошади. Опасаясь его превосходства, Индра украл жертвенное животное и оставил его в ашраме мудреца Капилы. Не найдя коня, Сагара послал на его поиски шестьдесят тысяч своих сыновей. Найдя его в обители мудреца, они подняли шум, который нарушил поклонение мудреца. Более того, они обвинили его в краже лошади. И тогда разгневанный мудрец Капила сжёг их всех дотла. Без завершения церемониальных обрядов они блуждали как призраки. В ответ на просьбу мудрец сказал, что только если Ганга будет течь по пеплу, они смогут перейти на небеса.
Спуск Ганги — картина Раджи Рави Вармы.
Через несколько поколений Царь Бхагиратха, потомок царя Сагары, совершил покаяние Господу Брахме, длившееся несколько тысяч лет. Довольный этим, Брахма удовлетворил желание Бхагиратхи о том, чтобы Ганга текла по земле и освобождала его предков. Однако силу падения могущественной богини Ганги было бы трудно выдержать. Только Бог Шива мог предотвратить это разрушение. Таким образом, после дальнейшего покаяния Бхагиратхи перед Шивой, Господь медленно освободил её от своих замков, чтобы она могла исполнить своё предназначение. Желание Бхагиратхи исполнилось, когда богиня Ганга ступила на землю в облике одноимённой реки. Именно поэтому, в память о его трудах главный поток древней реки был назван Бхагиратхи.
3. Ганг упоминается во всей древнеиндийской литературе
Рамаяна.
Ведическая эпоха (примерно 1500 – 500 гг. до нашей эры.) была периодом в истории индийского субконтинента, начавшегося к концу цивилизации долины Инда и до второй урбанизации в центральной Индо-Гангской равнине. Он назван в честь четырёх Вед, старейших писаний индуизма. Цивилизация долины Инда, одна из четырёх великих древних цивилизаций, была основана на реках Инд и Сарасвати. Ригведа, один из древнейших дошедших до нас текстов на любом индоевропейском языке, таким образом, делает больший акцент на Инде и Сарасвати, хотя Ганг также упоминается.
Шантану встречает богиню Гангу — изображение Уорика Гобла, 1913.
Упадок цивилизации долины Инд в начале второго тысячелетия до нашей эры отмечает точку, в которой вся существующая в то время индийская община перемещается в бассейн реки Ганг, покидая местообитания рядом с Индом. Именно поэтому три Веды делают акцент на особой важности этой реки. Сама же история этого места, которое, как верили индусы, было создано Бхагиратхой, была описана в нескольких главных манускриптах древних времён, а именно в Рамаяне, Махабхарате и Пуране. В эпосе Махабрата указывается, что главной богиней Ганга является жена Шантану, которая приходится матерью известному воину Бхишме. В древнеиндийской литературе существует множество других историй, связанных с богиней Гангой.
4. Ганг образован слиянием двух рек Бхагиратхи и Алакнанды
Слияние рек Бхагиратхи и Алакнанда в Девпраяг, образовали Ганг.
Священная река имеет два источника потоков, Бхагиратхи и Алакнанда. Первый формируется у подножия ледника Ганготри, в Гомукх (штат Уттаракханд, Индия). А второй – Алакнанда образуется в результате таяния снега таких вершин, как Нанда Деви, Трисул и Камет. Термин Панч Прайаг (пять слияний) зачастую используют для обозначения пяти священных речных слияний с Алакнандой в Уттаракханде. Ниже по течению расположены Вишнупраяг, где река Дхаулиганга впадает в Алакнанду; Нандпраяг, где впадает река Нандакини; Карнапраяг, где впадает река Пиндар; Рудрапраяг, в котором располагается река Мандакини; и, наконец, Девпраяг, где река Бхагиратхи сталкивается с Алакнанду, тем самым создавая единый и неповторимый Ганг.
Рудрапраяг Сангам.
Из Уттаракханда эта река берёт свой путь на юго-восток, в сторону Народной Республики Бангладеш, после чего её воды омывают Бенгальский залив. Речные воды Ганга, а также реки Брахмапутра и других, более мелких речных представителей, оказываются в Бенгальском заливе, где создают дельту Сундарбана, которая на сегодняшней день считается самой крупной в мире с площадью примерно шестьдесят тысяч кв. км (23 000 кв. миль).
5. Ганг — самая длинная река в Индии
Карта объединённых водосборных бассейнов Ганга (жёлтый), Брахмапутры (фиолетовый) и Мегхны (зелёный).
С длиной 2525 километров, священный Ганг является самой длинной рекой в Индии. За ним следует Годавари, который имеет длину 1465 километров (910 миль). Что касается стока, то Ганг является семнадцатой по величине рекой в мире со средним годовым стоком около 16 650 м3/с, что превышает более чем вдвое годовой сток гораздо более длинной реки Инд. Также стоит отметить, что реку Ганг, Брахмапутру и Мегхну объединяет общий сток. Благодаря этому средний расход воды в год составляет около 38 000 м3/с. Отметим, что такой показатель занимает четвёртое место в мире, уступая только таким крупным рекам, как Амазонка, Ориноко и Конго. Один только бассейн реки Ганг, за исключением его дельты и вод, что принадлежат Мегхне и Брахмапутре, насчитывает примерно 1 080 000 км2 (420 000 кв. миль). Он распределён между четырьмя нациями. Индия имеет 861 000 км2 (332 000 кв. м, 80%); 140 000 км2 (54 000 кв. м, 13%) находится в Непале; 46 000 км2 (18 000 кв. м, 4%) находится в Бангладеш; в то время как Китай имеет 33 000 км2 (13 000 кв. м, 3%).
6. Ганг обеспечивает продовольствием более 400 миллионов индийцев
Овощной индийский рынок.
На протяжении более чем двух тысячелетий плодородная равнина Ганга поддерживала население различных великих народов Индии от империи Маурьев до Империи Великих Моголов. Все они имели свои демографические и политические центры на Гангской равнине. Сегодня воды Ганга и его притоков орошают поля миллионов акров сельскохозяйственных культур, выращенных вдоль его берегов. Эти фермы обеспечивают продовольствием более четырёхсот миллионов жителей, что составляет почти треть населения Индии. Таким образом, значение Ганга для Индии невозможно переоценить. Фермеры выращивают широкий спектр сельскохозяйственных культур на плодородной почве этой для многих святой реки: так, здесь можно отыскать не только классические для этой местности сахарный тростник и рис, но и такие, более редкие культуры, как чечевица, картофель и даже пшеница.
Рынок в Индии.
Более мелкие водные образования, такие как болота, которые окружают Ганг, создают необходимую почву, что может похвастаться своей плодородностью. Так, местные умельцы выращивают не только кунжут с джутом, но и бобовые культуры, горчицу, которой славится Индия, и даже острый перец чили. Именно благодаря возможности свободно вести сельское хозяйство, бассейн Ганга считается одним из густонаселённых мест в мире, что находятся на территории мировых рек.
7. Ганг имеет высокую долю антибактериальных агентов
Река Ганг в Варанаси.
Помимо сельского хозяйства, люди, живущие вблизи Ганга, зависят от реки в плане рыболовства, транспорта, производства гидроэлектроэнергии и питьевой воды. Река обеспечивает водой около сорока процентов населения Индии в одиннадцати штатах, обслуживая, по некоторым данным, население, численность которого всё время растёт и сегодня насчитывает свыше 500 млн. человек. Ганг также служит туристическим и рекреационным целям. Места у реки поблизости Уттар-Прадеш и Уттаракханд ежегодно привлекают миллионы людей в мире для паломничества, что и приносит миллионные доходы государству.
Неиссякаемый источник полезных бактерий и вирусов.
Стоит отметить и лечебные свойства вод, что содержит в себе неиссякаемый источник полезных вирусов. Бактериофаги – это вирусы, которые заражают и убивают бактерии и могут стать полезной альтернативой антибиотикам. Они по существу безвредны для человека, потому что они очень специфичны для штаммов. Кроме того, они часто нацелены на бактерии, которые вызывают смертельные заболевания. Ганг содержит больше бактериофагов, чем любая другая река в мире, благодаря чему его вода обладает самоочищающимися и целебными свойствами. Впервые это было обнаружено британским бактериологом Эрнестом Хэнкином в 1896 году при изучении загадочных антибактериальных свойств Ганга.
8. Индусы считают, что купание в Ганге смывает человеческие грехи
С незапамятных времён Ганг считается священной и самой святой из всех рек в индуизме. Она олицетворяется как богиня Ганга и считается, что купание в реке приносит удачу, вызывает отпущение грехов и облегчает мокшу (освобождение от цикла жизни и смерти). Богиня Ганга часто изображается в индийской культуре с четырьмя руками и установленной на ней своей ваханой (колесницей), Макарой, животным с головой крокодила и хвостом дельфина. Есть много священных мест вдоль реки Ганг, включая Ганготри, Харидвар, Аллахабад, Варанаси и Кали Гат.
Кумбха Мела – это массовое индуистское паломничество веры, которое отмечается сразу в нескольких точках: так, сюда входят Прайаг, Нашик, Удджайн и, конечно же, Харидвар. Однако только две паломнические точки связаны с этой священной рекой. Одна из них располагается с Харидваре, а другая – там, где воды Ганга соединяются с Ямуной в Алла хабаде. Согласно последним данным, собранным на период 2013 года, примерно 120 миллионов людей посетили Кумбха Мелу. Также отмечается, что был установлен местный рекорд – свыше 30 миллионов людей за день. Сегодня эта точка считается самым большим в мире местом, куда могут приехать религиозные паломники со всех частей света.
Праздник кувшинов.
9. Речные дельфины Ганга
Гангский дельфин или сусук.
Ученые считают, что в водах Ганга свой приют нашли свыше 350 видов речных существ. Согласно научным исследованиям за 2007 и 2009 годы, было установлено наличие 143 видов рыб. Среди самых примечательных стоит отметить карпообразных (барбарисы), силуриформные (сомы) и перциформные (окунеобразные). Названные виды, соответственно, составляют половину, 23% и 14% от всего количества речных существ в этих водах.
Помимо рыб, Ганг содержит несколько видов крокодилов, включая гариала и крокодила-грабителя. Ганг также хорошо известен не только учёным, но и туристам благодаря такому фаунистическому представителю, как речной дельфин.
К сожалению, они находятся на грани исчезновения.
Известно, что он обитает в основном в самых тихих местах Ганга и Брахмапутры. И совсем недавно индийское правительство решило возвести это существо в ранг Национального водного животного. Говоря о других живых существах, не забудем, что река Ганг также насчитывает рекордное количество видов птиц, что во всей Индии считаются уникальными. Увы, на сегодняшней день из-за массового браконьерства, отстрела, а также загрязнения реки, строительства плотин и другой деятельности человека многие птицы, наряду с речным дельфином, находятся на грани вымирания.
10. Загрязнение Ганга
Загрязнение Ганга является одной из главных проблем, которую Индия должна решить. Когда индийское правительство осознало серьёзность проблемы в 1970-х годах, участки, протяженностью более шестисот километров вдоль Ганга, уже были признаны фактически экологически мёртвыми зонами. Загрязнение Ганга обусловлено несколькими причинами, включая человеческие отходы и результаты деятельности промышленных комплексов. Продолжающееся земледелие с широким использованием химических пестицидов и инсектицидов, поступающих непосредственно в воды из-за неправильно сформированного сельскохозяйственного стока, стало причиной, почему воды Ганга со временем всё больше и больше загрязняются, и становятся непригодными для существования. Однако не только промышленность вредит общим показателям качества воды в этой реке.
Канпур — один из крупнейших центров промышленности в Индии, и многие производства сбрасывают отходы в Ганг без всякой очистки.
Купание и стирка грязных вещей также приводят к тому, что речные жители, а также мелкие ракообразные и другие представители флоры и фауны, постепенно вымирают. Например, в зоопланктонах развиваются опухоли, что кормят крошечных рыбок. В свою очередь, эти мелкие рыбы потребляются более крупными хищниками, что образует замкнутую пищевую цепь. Учёные насчитывают около десяти разновидностей живой формы жизни, которые, обитая в Ганге десятилетиями, сегодня находятся на грани вымирания. С тех пор как Нарендра Моди стал премьер-министром Индии, он подтвердил, что будет работать над очисткой реки. По оценкам, до июля 2016 года на различные мероприятия по очистке реки было потрачено 460 миллионов долларов США (2958 кроров рупий).
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
священная река, впадающая в Мертвое море, 6 букв, сканворд
Слово из 6 букв, первая буква — «И», вторая буква — «О», третья буква — «Р», четвертая буква — «Д», пятая буква — «А», шестая буква — «Н», слово на букву «И», последняя «Н». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.
Отгадайте загадку:
Если в 12 часов ночи идёт дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? Показать ответ>>
Если в имени Илюха поменять одну букву на “Ш”, то получится… Показать ответ>>
Если в названии одной из планет Солнечной системы переставить буквы, то получится название столицы одной из стран СНГ. Какой? Показать ответ>>
Другие значения этого слова:
- библейская река
- близ устья какой реки стояли города Содом и Гоморра?
- В какой реке крестили Иисуса?
- В какой реке произвел омовение человек, которого в США называют Джон Баптист
- В ней Иисус крестился
- великая еврейская река
- впадает в Мертвое море
- Впадает в Мертвое море.
- Главная река христианства
- Главная христианская река
- Готский историк VI века, принадлежал к духовному сословию; по некоторым данным, был епископом кротонским
- Западный берег реки .
- Какая река впадает в Мертвое море
- мертвое море
- Молдавский политик. (фамилия)
- на какой реке стоит американский город Солт-Лейк-Сити?
- на какой реке стоит город Наблус?
- на какой реке стоит город Эль-Халиль?
- на какой реке стоит палестинский город Рамалла?
- немецкий физик, развивший формализм матричной квантовой механики
- Немецкий физик-теоретик (1902-1980)
- Остготский историк 6 в.
- остготский историк VI в.
- Подпитывает Мёртвое море
- Река близ Содома и Гоморры
- Река в Восточном Средиземноморье, впадает в Мертвое море
- река в Западной Азии
- Река в Израиле
- Река крещения Иисуса
- река крещения Иисуса Христа
- Река крещения Спасителя
- Река крещения Христа
- Река на Бл. Востоке
- Река на Ближнем Востоке
- Река на Ближнем Востоке, впадающая в Мертвое море
- Река на Ближнем Востоке, считается одной из самых священных рек в мире
- Река, в которой крестили Иисуса
- река, в которой крестился Иисус
- река, на которой был крещен Иисус
- Река, чей исток у горы Хермон
- Река-купель Иисуса Христа
- Русский гравёр (1800-1883)
- Русский гравёр. Энциклопедия Брокгауза и Евфрона называет его «одним из лучших» гравёров. (фамилия)
- священная река, впадающая в Мертвое море
- Ф. И. (1800—1883) российский гравер
Случайная загадка:
Упрятались голышки Во лохматые мешки: Четверо вместе, Одна на шесте.
Случайный анекдот:
Встpечаются два дpуга:
— Эй, Сеpега, что у тебя с головой такое?
— Да я к паpикмахеpу ходил. Попpосил, чтоб «под гоpшок» сделали. А что, не нpавится?
— Hу эта. Ты еще pаз сходи, пусть pучку состpигут.
Знаете ли Вы?
Давление крови в сосудах различно. В артериях оно равно 80 — 120 мм ртутного столба, в венах — 50-100 мм. В капиллярах давление крови примерно 20 мм ртутного столба.
Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн
Источник
Священная река Иордан
Ночная Божественная литургия в Годеново
8 МЕСТ 1 день
Июнь 21 — 27
СОЛОВЕЦКИЕ ОСТРОВА История и святыни Соловецкого монастыря
4 МЕСТА 7 дней
Паломничество в Оптину Светлая седмица
7 МЕСТ 2 дня
Поездка в Оптину К старцам на поклон
6 МЕСТ 2 дня
- СПЦ «Святой Афон»
- Места отдыха и паломничества
- Святыни Израиля
- Священная река Иордан
Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Священная река Иордан (евр. « Nahar ha — Yarden »; араб. Nahr al — Urdunn ), в водах которой принял крещение Господь наш Иисус Христос, начинает свое течение у подножья горы Ермон (евр. Хермон). Этимология названия реки не выяснена до конца. Чаще всего ее название производят от древнееврейского слова « yarad » («спускаться», «падать»), что означает источник, постоянно и быстро текущий. Река Иордан образуется из множества потоков, бурно стекающих со снежного Ермона и горных цепей Антиливана, расположенных на границе Сирии, Ливана и Израиля. Вершины горы Ермон покрыты вечными снегами, а зимой почти весь горный хребет исчезает под толстым белым покрывалом.
Истоки Иордана, зарождаясь на высоте 520 м над уровнем моря и потом сливаясь, образуют единое русло. Самые главные из них: Баниас (Паниас), Снир (Эль- Хасбани) и Дан (Леджан). Источник Баниас бьет из подножия естественной террасы, тихо просачиваясь из подстилающей породы южного склона горы Ермон около Кесарии Филипповой. Считается, что в давние времена он вытекал из самой огромной известняковой пещеры, пока сильное землетрясение не изменило ландшафт. Здесь апостол Петр исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф.16:16). Поток Снир (Эль-Хасбани) стекает с Ливанской части горы Ермон, а третий ручей, образующий реку Иордан, берет свое начало близ библейского города Дан (Лаис), который всегда был символом северной границы Израиля (Втор.34:1). На этом месте стоял когда-то один из золотых тельцов, поставленных царем Иеровоамом (ЗЦар. 12:29). Обычно считают, что город Дан дал свое имя реке Иордан, но название реке появилось задолго до прихода сюда колена Дана и основания им города.
Слившись в одно русло, Иордан протекает через осушенное сейчас библейское озеро Мером (Нав. 11:5-7), возле которого Иисус Навин разбил союзное войско северо-ханаанских царей (Нав.11:1-8). Отсюда Иордан течет по дну каменного базальтового ущелья с многочисленными водопадами и через 13 км впадает в пресноводное и богатое рыбой Геннисаретское озеро (евр. Киннерет), или по-другому Тивериадское, оно же и Галилейское море. Примечательно, что воды реки Иордан проходят через Галилейское озеро, не смешиваясь с его водами. Возможно, из-за этой особенности на древних картах Галилейского озера на его середине изображали сплошной линией реку Иордан, как бы желая подчеркнуть этот удивительный феномен.
Вытекая из Галилейского озера, Иордан продолжает свой путь с севера на юг, проходит по Сирийско-Африканскому разлому и окончательно впадает в соленое Мертвое море, поверхность которого сегодня упала до отметки 425 м ниже уровня мирового океана. Таким образом, река Иордан полностью оправдывает свое название, падая за менее чем 150 км почти на 750 м. Длина реки по прямой линии составляет примерно 150 км, но реально, если учитывать все ее многочисленные повороты и изгибы, достигает 330 км. Ширина реки меняется от 5 до 40 м в некоторых местах во время разлива, а ее глубина в северной части доходит иногда до двух метров, но чаще всего она чуть более метра глубины. В нижнем течении Иордан имеет несколько притоков, крупнейшими из которых являются Ярмук и Эз-Зарка (Иавок) с востока и Харод и Тавор с запада.
Примечательно, что на некотором расстоянии от Мертвого моря река Иордан просто исчезает, уходя под землю, а уже оттуда подземным потоком втекает окончательно в Мертвое море.
Река Иордан с древних времен служила восточной границей Земли Обетованной (Чис.34:12) и отделяла ее западные области от Заиорданья, где осело три колена: Рувима, Манассии и Гада. У истоков Иордана преобладает альпийская природа, а в его нижнем течении царит субтропическая жара. Русло Иордана в его нижней части протекает через уникальную тектоническую впадину, называемую Великим Сирийско-Африкансий разломом. Этот знаменитый разлом начинается на территории Ливана, проходит через Галилею и далее, следуя по современной государственной границе между Израилем и Иорданией, доходит до Эйлатского залива, потом проходя по Красному морю, сворачивает в Африку и заканчивается в Мозамбике. Южная часть долины Иордана в Священном Писании названа именем Арава (евр. « HaAravah » — «равнина») или «Моавитская равнина» (Чис.35:1); арабы эту местность называют Эль Гхор, т.е. дно долины (4Цар.25:4; 2Пар.4:17). Она защищена от холодных ветров окружающими ее со всех сторон горами, поэтому имеет совершенно уникальный субтропический климат и с древних времен славилась Особым плодородием. В этих местах берега Иордана покрыты густым кустарником, тамариском, ивами, акацией и олеандрами, а из мира животных нередкими здесь являются газели, лисы, шакалы и гиены. В библейские времена в этой долине, которую пророк Захария называл «красой Иордана» (3ах.11:3), водились львы, леопарды, дикие кабаны и даже бегемоты (Иов.40:18), что подтверждают найденные здесь кости этого животного.
В Иорданской долине, на восточном склоне Самарийских гор, находится возвышающаяся на 736 м над уровнем реки Иордан и на 379 м над уровнем моря гора Сартаба. Сюда доходили сигналы костров, зажигавшихся на Елеонской горе в Иерусалиме для передачи календарных сведений о наступлении ветхозаветного праздника новолуния (Чис. 10:10). Здесь же зажигались новые костры о передавая сведения далее на север в Галилею и на восток до самого Вавилона. На вершине этой конусообразной горы стояла хасмонейская крепость Александрион, построенная в 90 г. до Р.Х. Александром Яннаем. Ирод Великий держал здесь в заточении свою тещу и горячо любимую жену Мариамну; в этой же крепости после казни в Севастии он похоронил двух своих сыновей: Александра и Аристовула.
В Иорданской долине между Сокфоком и Цартаном находились плавильные горны царя Соломона, в которых выливались медные сосуды для Иерусалимского Храма (ЗЦар.7:46; 2Пар.4:17).
В Священном Писании
Река Иордан в Библии упоминается более 180 раз и чаще всего служила образом переправы, перехода границы. Одно из первых упоминаний о реке Иордан находится в древних египетских папирусах (XIII в. до Р.Х.).
Первое библейское упоминание об Иордане связано с историей патриарха Авраама и его племянника Лота, который, воспользовавшись предоставленной ему свободой выбора, избрал себе для жительства богатую и плодородную долину Иорданскую, которая «вся. орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская» (Быт. 13:10).
Ветхозаветный патриарх Иаков юношей с посохом перешел Иордан на пути в Харран, когда, избегая мести своего брата-близнеца Исава, шел в поисках благочестивой жены (Быт.32:10). Возле берегов Иордана сыновья патриарха Иакова остановились и сотворили семидневный «плач великий», когда несли из Египта забальзамированное тело своего отца для захоронения в Ханаане: «И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя. И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем. С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик. И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней. И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя месту тому: плач Египтян, что при Иордане» (Быт.50:10).
Библеисты считают, что это событие происходило на восточной стороне Иордана, поскольку место остановки каравана указывается «на той стороне Иордана» (евр. beeber ha — jiarden ), т.е., по наиболее распространенному библейскому словоупотреблению (ср. Втор.1:1; Нав.2:10), на восток от Иордана. В библейском тексте это место названо Горен-гаатад (евр. Goren — haatad ), что в переводе на русский значит «гумно терновника», возможно потому, что местность изобиловала терновником. В византийские времена, в память о великом плаче сыновей Иакова, здесь была основана знаменитая киновия Пентуклы (Пентаклии), или киновия Плача, в которой совершались Таинства Крещения, в основном, для приходящих от инославия к исповедованию православной веры.
Река Иордан упоминается также в связи с историей Иова Многострадального (Иов.40:18), в поэтических гимнах книги Псалмов (Пс.42:6; 114:3) и во многих пророческих книгах (Ис.9:1; Иер.12:5; Езек.47:18; 3ах.11:3).
За двенадцать столетий до Богоявления воды Иордана чудесно расступились перед Ковчегом Завета Господня (Нав.3-4), в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями (Втор. 10:2), когда еврейский народ после сорока лет скитания по пустыне, ведомый Иисусом Навином, вступал в пределы Земли Обетованной.
Обетования Божии, данные патриархам Аврааму, Исааку и Иакову, когда они еще как пришельцы и странники жили кочевниками в земле Ханаана, начали исполняться в эпоху Иисуса Навина, после смерти пророка Моисея. Кости тосковавших по Египту и помнящих рабство пали по дороге в пустыне, еврейский народ стоял у порога новой земли и новой жизни. Было время жатвы пшеницы (март-апрель) во время разлива Иордана, когда река наполняется дождевыми водами и водами тающих снегов Ермона. Как только ноги священников, несущих Ковчег Завета, коснулись вод Иордана, произошло чудо: «Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла» (Нав.3:16). После того как весь народ и священники пришли на реку по суше, Бог убрал Свою всесильную руку, и воды Иордана вернулись обратно в свое русло. Это чудо было подобно переходу израильтян через Красное море. В память об этом чудесном переходе по повелению Иисуса Навина, во время первой стоянки в Галгале, был воздвигнут памятник из двенадцати камней, взятых со дна Иордана, с того места, где стояли ноги священников. Остатки этого памятника видны были еще во времена блаженного Иеронима (IV в.), а по свидетельству паломников и путешественников VI-VII вв., на этом месте византийцами была построена трехнефная базилика (Додекалитон — «Двенадцатикамение»), в алтаре которой хранились камни, взятые со дна Иордана. Ее изображение сохранилось на мозаичной карте Святой Земли VI в. в православном храме города Мадабы (Медевы) в Иордании.
Во время этой первой остановки на Иерихонских равнинах был совершен обряд обрезания, который не выполнялся во время сорокалетнего странствия по пустыне, впервые был отпразднован праздник Пасхи, а на другой день после того, как стали вкушать произведения земли Ханаанской, перестала падать посылаемая Богом манна с неба (Нав.5:10-12).
Отцы Церкви в Иисусе Навине, в его имени и служении, видели яркий прообраз Иисуса Христа (Евр.4:8-9). Перед пересечением Иордана Господь сказал Иисусу Навину: «В сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что, как Я был с Моисеем, так буду и с тобою» (Нав.3:7). «. Так и наш Иисус после Иордана положил начало учению и чудесам», — говорит блаженный Феодорит Кирский.
Подобно тому, как Иисус Навин ввел народ Израиля в Землю Обетованную через воды Иордана, так и Иисус Христос вводит верующих в Него посредством Таинства Крещения в «землю благодати Его», т.е. в Церковь и в грядущее Царство Божие. Только те, кто перешел через Иордан, считались вошедшими в Землю Обетованную. Такой же границей является река Иордан и в наше время. Нет другого пути для вхождения в Церковь, как только посредством таинства Крещения, а крещенские купели во всем мире символизируют реку Иордан. Завоевание Ханаана и раздел земли были прообразами побед в распространении учения Церкви во всем мире.
Позднее колена Рувима и Гада, а также половина колена Манассии построили большой жертвенник на берегах Иордана в качестве «свидетеля» между ними и другими коленами (Нав.22:10-34).
Река Иордан неоднократно упоминается в последующей Библейской истории как место сражений с врагами Израиля — моавитянами (Суд.3:28), мадианитянами, амаликитянами, аммонитянами (Суд.6:33; 7:24; 8:4), а также место междоусобных браней (Суд. 12:5- 6). У берегов Иордана сражался с филистимлянами царь Саул (Щар. 13:5-7), а царь Давид многократно переходил эту реку как в дни победоносных сражений, так и в дни поражений (2Цар.10:17; 19:15-18 и др.). В страну Заиорданскую, перейдя Иордан, бежал Давид от восставшего на него его сына Авессалома (2Цар. 17:22-24).
В завершении своего земного пути пророк Илия перед сонмом сынов пророческих своей милотью (плащом) — символом пророческого служения — рассек и остановил воды Иордана и вместе со своим учеником Елисеем прошел реку по суше(4Цар.2:8). У берегов Иордана пророк Илия был вознесен в огненной колеснице на небо (4Цар.2:11). Чудо пророка Илии после его вознесения повторил пророк Елисей, получив сугубую благодать своего учителя. Пророк Елисей ударил по воде упавшей на землю милотью своего учителя, после чего вода Иордана «расступилась туда и сюда» и он прошел реку по суше (4Цар.2:14). По молитвам пророка Елисея всплыл топор со дна Иордана, уроненный в воду одним из «сынов пророков» (4Цар.6:6).
В водах Иорданских, по слову пророка Елисея, семь раз омылся военачальник Сирийского царя Нееман, после чего полностью исцелился от проказы. Исцеленный душой и телом язычник дал обещание пророку Елисею больше никогда не поклоняться идолам, а верить и почитать Бога Израилева (4Цар.5:1-15). В благодарность за чудо Нееман предложил пророку Елисею дары, но тот решительно отказался, но нечестивый слуга пророка Гиезий попытался извлечь собственную выгоду из благодарности сирийца. Он взял у него «два таланта серебра в два мешка и две перемены одежд» и спрятал дома. В наказание за этот поступок он сам был поражен проказой (4Цар.5:27).
Исцеление Неемана в водах Иордана было прообразом того, что с пришествием Мессии воды иорданские, а через них и все естество водное, станут источником спасения не только для иудеев, но и для всех народов, уверовавших во Христа.
Крещение Господне. Святое Богоявление
В тридцатый год земной жизни Господа нашего Иисуса Христа наступило время Его Божественного явления израильскому народу (Чис.4:3). Вдали от людей, в глубине суровой Иудейской пустыни, у берегов Иордана был «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк.3:2), посылавший его крестить водою и возвестивший ему знамение, по которому Иоанн должен был узнать пришедшего в мир Мессию.
Согласно ветхозаветным пророчествам, прежде явления Мессии должен был явиться Израилю Вестник, Предтеча, Ангел Господа, чтобы приготовить сердца народа Израиля к принятию обетованного Мессии. О нем еще за 700 лет до Р.Х. пророк Исаия предсказал: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис.40:3). А за 400 лет до Р.Х. пророк Малахия называл Иоанна Крестителя Ангелом Господним: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною. И внезапно придет в Храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета (Мессия), Которого вы желаете. Вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:1).
Само место, которое Иоанн Предтеча избрал для проповеди, глубоко символично, поскольку рядом с ним св. пророк Илия завершил свою земную миссию и был вознесен на небо. Образ Иоанна Крестителя, пророка и обличителя народа, носившего суровую печать пустыни и питавшегося акридами (вид саранчи) и диким медом, его аскетическая внешность, одежда из верблюжьего волоса, кожаный пояс были настолько схожи с образом пророка Илии (4Цар.1:8), что Иоанну приходилось даже отрицать перед своими современниками своё с ним тождество (Ин.1:21). Иоанн Креститель не был пророком Илией, он нес свое служение, по свидетельству Архангела Гавриила, «в духе и силе Илии» (Лк.1:17). Пророчество Малахии о приходе пророка Илии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал.4:5), исполнится при Втором Пришествии Христа.
Повинуясь гласу Божиему, св. Иоанн Предтеча ходил по всей стране иорданской, проповедуя «крещение покаяния для прощения грехов» (Лк.3:3) и приближение Царства Небесного, то есть Царства Мессии (Мф.3:2). Его Сила духа и авторитет слова были настолько сильны, что «выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф.3:6). Подтверждает это также свидетельство Иосифа Флавия: «Народ, восхищённый учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве, и власть этого мужа над иудеями была столь велика, что они готовы были сделать по его совету все, и даже сам царь Ирод [Антипа] боялся власти этого великого учителя».
Во времена всеобщего ожидания Мессии, у многих иудеев возникал вопрос: не является ли сам Иоанн Христом? Но Иоанн Предтеча, последний пророк Ветхого Завета, указывал им на Спасителя: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1:7-8).
Крещение Иоанново не было еще благодатным христианским крещением, оно было лишь приготовлением к нему, мостом, соединяющим иудейское и христианское крещение. Слово «крестить» (по-гречески «Балтию») означает «погружать». Крещение в воде тех, кто каялся и открыто исповедав свои грехи, было связано с ветхозаветными омовениями (Исх.19:10; Лев. 14:8; Лев.8:6). Наряду с этими ветхозаветными образцами практиковалось также появившееся, предположительно, в 1-м в. до Р.Х. крещение прозелитов, которое вместе с обрезанием являлось внешним знаком их обращения в иудаизм.
К берегам Иордана среди толпы народа приходит к Иоанну обетованный Ангел Завета, Царь неба и земли, Тот, Которым вначале все сотворено и Которым доныне стоит мир, являя Собой совершеннейший пример смирения и послушания Небесному Отцу (Фил.2:6-8), чтобы наравне со всеми совершить омовение.
По преданию Крещение Господне имело место ночью, перед рассветом, при значительном стечении народа. Не знавший лично до того времени Спасителя (Ин. 1:33) Иоанн, увидев Его издали, по откровению обитавшего в нем Духа Божия и проникая в тайну домостроительства Божия, своим перстом указал на грядущего Мессию: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин. 1:29-30). Услышав это, двое из учеников Иоанна, Апостолы Андрей Первозванный, брат Симона Петра, и, предположительно, Иоанн Богослов, присоединились к Иисусу Христу (Ин. 1:35-51).
Своим схождением в воды Иордана Господь исполнил волю Божию (Пс.39:7-9), погребая в воде всего ветхого Адама, а прикосновением Своего пречистого тела освятил Собою «всех вод естество» и сокрушил «главы змиев в воде» (Пс.73:13). Будучи безгрешен, во всем подобен нам, кроме греха, Он не нуждался в крещении как очищении от личных грехов. Он взял на Себя все человеческие неправды и беззакония и, не оскверняясь ими, принес Себя Самого в искупительную жертву за нас.
Крещение Господне, как и Рождество Христово, было уже преддверием Голгофы, в котором Агнец Божий предуготовляется на заклание, а Его явление миру было уже началом пути к Распятию. Свет Христова Крещения — это свет Голгофской славы, который освещает весь путь служения Господа на земле, Свет Крестной, жертвенной, самоистощающейся любви. С погружением Спасителя в воды Иордана раскрывается тайна вольного божественного кенозиса-истощания (Фил.2:6-10), который, начавшись в воплощении Бога Слова, через пещеру Вифлеема приведет потом к мраку Гефсиманской ночи и завершится кровавым омовением на Кресте Голгофы. А последней мерой Его единства с нами будет Его сошествие во ад.
Когда Христос выходил из воды, отверзлись небеса, и Иоанн Предтеча увидел Духа Святого, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Христа, и был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17). Как долго мир ждал этого дня, о котором века назад молился пророк Исайя: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» (Ис.64:1).
Этого видимого сошествия Святого Духа на Христа ждал Иоанн Предтеча, потому что Бог в самом начале, посылая его на проповедь, сказал ему: «/Та Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин.1:33). С этого момента Иоанн Креститель без малейшего сомнения свидетельствовал всем об Иисусе как о Мессии и Агнце Божием, берущим на Себя грехи мира.
Описанное в Евангелии явление Духа Святого имеет свои параллели в Ветхом Завете. В самом начале книги Бытия описано, как при творении мира: «Дух Божий носился над бездной» (Быт. 1:2), что буквально означает «парил» (евр. «реял»), подобно тому, как парит в небесах птица. Голубь — вестник, символ примирения людей с Богом и восстановления мира. Голубь, выпущенный из ковчега и возвратившийся с зеленой оливковой ветвью, возвестил Ною об окончания потопа и о прекращении небесного гнева.
В соответствии с предвечным Божиим Советом в Крещении Господнем совершилось явление Триединого Бога: Крещение Сына, глас Отца, сошествие Духа (Мф.З:16-17; Мк.1:9-11; Лк.3:21- 22). Бог Сын приходит на Иордан принять крещение от Иоанна, Бог Дух Святой снисходит на Сына с небес, а Бог Отец свидетельствует о возлюбленном Единородном Своем Сыне, чтобы мир мог узнать Его и принять как Спасителя мира. Крещение Господне стало началом явления Божественного света в мире (1 Ин. 1:5). Говорят об этом и древнее название праздника — Праздник Светов, — и церковные песнопения: «Явился ecu днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас (открылся в нас) . Пришел ecu и явился ecu , Свет неприступный».
Крещение Господне стало основанием таинственно-благодатного возрождения человека водою и Духом в христианском таинстве Крещения и открыло ворота в благодатное Царство Мессии всем желающим стать его членами. Как иорданские струи открыли еврейскому народу вход в Землю Обетованную, так Таинство Крещения открывает нам вхождение в Церковь.
Таинство Крещения водою и Духом именуется также «банею пакибытия», т.е. омовением в жизнь вечную. В ночной беседе с Никодимом Господь сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин.З:5-7).
Святая Церковь еще с апостольских времен празднует день Святого Богоявления. Самым ранним письменным упоминанием о существовании праздника Крещения Господня является свидетельство Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (298-373 г): «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучен от Святых тайн на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесет покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение».
Самое раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах содержится в одной из проповедей святителя Иоанна Златоуста около 387 г. Святитель Епифаний Кипрский (ок. 315-403 гг.) также сообщает, что вода в реке Нил в Египте после освящения в праздник Крещения Господня меняла свои свойства.
Прямо от берегов Иордана Спаситель ушел в пустыню на сорок дней для поста и молитвы по преданию в каменистые пещеры Горы Искушения. После этого Он вышел проповедовать на палимые солнцем дороги Галилеи и Иудеи, заполненные толпами жаждущих Его слова и чудес, а потом через Гефсиманский сад пришел к каменным стенам «побивающего пророков» Иерусалима.
Источник
Священная река, впадающая в Мертвое море
Последняя бука буква «н»
Ответ на вопрос «Священная река, впадающая в Мертвое море «, 6 (шесть) букв:
иордан
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова иордан
Определение слова иордан в словарях
Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
река на Ближнем Востоке. 252 км, площадь бассейна 18 тыс. км2. Протекает по тектонической впадине Гхор, через оз. Хула и Тивериадское, впадает в Мертвое м. Используется для орошения.
Примеры употребления слова иордан в литературе.
Иордан Пока Меркурин Авксентий о судьбах Империи, как умел, пекся, семья его в Македоновке не процветала.
Уже в 1928 году Иордан, Клейн и Вигнер показали, что эта математическая схема может быть истолкована не только как квантование движения частиц, но и как квантование трехмерных материальных волн.
Господа Бога вашего во все дни, доколе вы будете жить на земле, в которую вы переходите за Иордан, чтоб овладеть ею.
Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал: 30 вот они за Иорданом, по дороге к захождению солнца, в земле Хананеев, живущих на равнине, против Галгала, близ дубравы Море.
Египта, 46 за Иорданом, на долине против Беф-Фегора, в земле Сигона, царя Аморрейского, жившего в Есевоне, которого поразил Моисей с сынами Израилевыми, по исшествии их из Египта.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник