Меню

Такая грустная трава росла только по берегам озера потому что здесь достаточно было влаги

Книги онлайн

. . . все ваши любимые книги онлайн

«Приемыш»

Дождливый летний день. Я люблю в такую погоду бродить по лесу, особенно когда впереди есть теплый уголок, где можно обсушиться и обогреться. Да к тому же летний дождь – теплый. В городе в такую погоду – грязь, а в лесу земля жадно впитывает влагу, и вы идете по чуть отсыревшему ковру из прошлогоднего палого листа и осыпавшихся игл сосны и ели. Деревья покрыты дождевыми каплями, которые сыплются на вас при каждом движении. А когда выглянет солнце после такого дождя, лес так ярко зеленеет и весь горит алмазными искрами. Что-то праздничное и радостное кругом вас, и вы чувствуете себя на этом празднике желанным, дорогим гостем.

Именно в такой дождливый день я подходил к Светлому озеру, к знакомому сторожу на рыбачьей сайме[1] Тарасу. Дождь уже редел. На одной стороне неба показались просветы, еще немножко – и покажется горячее летнее солнце. Лесная тропинка сделала крутой поворот, и я вышел на отлогий мыс, вдававшийся широким языком в озеро. Собственно, здесь было не самое озеро, а широкий проток между двумя озерами, и сайма приткнулась в излучине на низком берегу, где в заливчике ютились рыбачьи лодки. Проток между озерами образовался благодаря большому лесистому острову, разлегшемуся зеленой шапкой напротив саймы.

Мое появление на мысу вызвало сторожевой оклик собаки Тараса, – на незнакомых людей она всегда лаяла особенным образом, отрывисто и резко, точно сердито спрашивала: «Кто идет?» Я люблю таких простых собачонок за их необыкновенный ум и верную службу…

Рыбачья избушка издали казалась повернутой вверх дном большой лодкой, – это горбилась старая деревянная крыша, проросшая веселой зеленой травой. Кругом избушки поднималась густая поросль из иван-чая, шалфея и «медвежьих дудок», так что у подходившего к избушке человека виднелась одна голова. Такая густая трава росла только по берегам озера, потому что здесь достаточно было влаги и почва была жирная.

Когда я подходил уже совсем к избушке, из травы кубарем вылетела на меня пестрая собачонка и залилась отчаянным лаем.

– Соболько, перестань… Не узнал?

Соболько остановился в раздумье, но, видимо, еще не верил в старое знакомство. Он осторожно подошел, обнюхал мои охотничьи сапоги и только после этой церемонии виновато завилял хвостом. Дескать, виноват, ошибся, – а все-таки я должен стеречь избушку.

Копирование материалов сайта www.mnogobook.ru
допускается только с письменного разрешения
администрации сайта.

Информационная продукция сайта
запрещена для детей (18+).
© 2010 -2021 «Книги онлайн»

Источник

Занятие № 48

Уважаемый одиннадцатиклассник (и девятиклассник)!
Чтение предложений с готовыми фрагментами анализа способствует развитию навыков синтаксической характеристики предложения. Советуем в ходе подготовки к ЕГЭ (и ГИА) читать сложноподчинённые предложения , обращая особое внимание на все элементы анализа:

  • схемы : [ ], ( ); ( ), [ ]; [ , ( ), ];
  • выделенные союзы;
  • вопросы

Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИЧИНЫ , в которых обозначены:

  • [ ] — главное предложение (главная часть);
  • ( ) — придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союза ПОТОМУ ЧТО;
  • вопрос, который можно задать к придаточному предложению – почему? ;
  • сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).

1.[ Даже Великое Солнце не хотело уходить с небосвода ], → почему?→ ( потому что не видало ещё более счастливых людей). (Из сказки североамериканских индейцев).
2.[ Такая густая трава росла только по берегам озера ], → почему?→ ( потомучто здесь достаточно было влаги). (И.Соколов-Микитов).
3.[ Высокий замысел делается доступным ], → почему?→ ( потому что художник говорит очень человечным языком о человеческих радостях и страданиях: о красоте материнства, о смешанном чувстве нежной радости и смутного беспокойства). (Г.Недошивин).
4.[ Перед человеком открылась радость жизни ], → почему?→ ( потому что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи). (В.Сухомлинский).
5.[ В Яснополянской школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками ], → почему?→ ( потому что Л.Толстой был противником каких-либо строгих рамок и правил в деле воспитания и преподавания).
6.[ Была грустная августовская ночь – грустная ], → почему?→ ( потому что уже пахло осенью…) (А.Чехов).
7.[ На пахоте нужно быть душевным человеком ], → почему?→ ( потому что земля любит ровное, ласковое к себе отношение). (М.Шолохов).
8.[ Во всяком создании и усовершенствовании художественной формы не может быть никакого предела ], → почему?→ ( потому что к построенному всегда можно добавить ещё что-нибудь…) (По В.Солоухину).
9.[ Для тебя я, Русь, эти сказки пел ], → почему?→ ( потому что был я правдив и смел). (С.Есенин).
10.[ В городе Павел не видел звёзд ], → почему?→ ( потому что мешали фонари). (А.Серафимович).
11.[ Люди стали жить соседскими общинами ], → почему?→ ( потому что появилась возможность обрабатывать участки земли силами одной семьи).
12.[ Купцы Строгановы помогли организовать экспедицию Ермака ], → почему?→ ( потому что они были заинтересованы в развитии торговли с местным населением.)
13.[ Появление книгопечатания в ХYІ в. было закономерным ], → почему?→ ( потому что с образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях.)
14.[ Я вздохнул ещё глубже и поскорее поспешил проститься ], → почему?→ ( потому что ехал по весьма важному делу.) (А.Пушкин).
15.[ Весь день мы простояли на месте ], → почему? → ( потому что сушили имущество и отдыхали.) (В.Арсеньев).
16.[ Должно быть, я долго пробыл в отлучке ], → почему?→ ( потому что в отряде подняли крик.) (В.Арсеньев).
17.[ Я и сейчас помню все эти детские стихи Маршака наизусть ], → почему?→ ( потому что Маршак создавал их буквально у меня на глазах.) (К.Чуковский).
18.[ Тёму особенно трогала перемена в отце ], → почему?→ ( потому что с ним отец был всегда строже и суровее, чем с другими.) (Н.Гарин-Михайловский).
19.[ Полюбил я седых журавлей с их курлыканьем в тощие дали ], → почему?→ ( потому что в просторах полей они сытных хлебов не видали.) (С.Есенин).
20.[ Ничего домой не принесу, исходив пригорки и тропинки ], → почему?→ ( потому что нынче я в лесу без ружья и даже без корзинки.) (К.Ваншенкин).
21.[Идти было легко ], → почему?→ ( потому что снега оказалось меньше с подветренной стороны.) (Л.Леонов).
______________________________________________________________________________________________________________________ Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИЧИНЫ , в которых обозначены:

  • [ ] — главное предложение (главная часть);
  • ( ) – союз потому что распался на две части: в главном предложении указательное слово ПОТОМУ; в придаточном предложении союз ЧТО;
  • вопрос, который можно задать к придаточному предложению – почему? ;
  • сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).
Читайте также:  Расположение озер в кировской области

1.[ Предсмертные слова запорожцев похожи потому ], → почему? → ( что эти люди составляют единое целое, сражаются и умирают не за себя, а за веру, за Родину, за товарищей.) (По В.Красовскому).
2.[ Мы не любили пафоса, очевидно, потому ], → почему? → ( что не умели его выражать.) (К.Паустовский).
3.[ Небо и земля долговечны потому ], → почему? → ( что они существуют не для себя.) (Лао-цзы).
4.[ Матвеев луг в моих воспоминаниях играет большую роль потому ], → почему? → ( что на нём мы проводили много весёлых юных дней.) (Д.Мамин-Сибиряк).
5.[ Новые пьесы потому и привлекают зрителей повсеместно ], → почему? → ( что в них ищут новых ответов на жизненные вопросы.) (В.Немирович-Данченко).
6.[ Власть безграничная природы нам потому не тяжела ], → почему? → ( что чувство видимой свободы она живущему дала.) (С.Маршак).
7.[ Природа нравится, влечёт к себе и воодушевляет только потому ], → почему? → ( что она естественна.) (В.Гумбольт).
8.[ Суворов потому и является выдающимся полководцем ], → почему? → ( что сумел обнаружить и развить прогрессивные тенденции в боевой практике своей эпохи, закрепить и усовершенствовать новые формы и способы ведения войны, несмотря на господствовавшую тогда линейную тактику.)
___________________________________________________________________________________________________________________
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИЧИНЫ , в которых обозначены:

  • [ ] — главное предложение (главная часть);
  • ( ) — придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союза ТАК КАК;
  • вопрос, который можно задать к придаточному предложению, — почему? ;
  • сложноподчинённое предложение соответствует схеме: ( ), [ ].

1.( Так как свет проникал на арену только через стеклянное, заваленное снегом окно в куполе), ← почему? ← [то в полумраке цирк казался огромным, пустым и холодным сараем ]. (А.Куприн).
2.(А так как расстроенная мать была молчалива), ← почему? ← [то Чук с Геком молчали тоже ]. (А.Гайдар).
3.( Так как во время уроков я постоянно вертелся около стола и не на шутку мешал занятиям), ← почему? ← [тётушка решила усадить за букварь и меня ]. (С.Маршак).
4.( Так как Каштанка взвизгнула и попала незнакомцу под ноги), ← почему? ← [то он не мог не обратить не неё внимания ]. (А.Чехов).
___________________________________________________________________________________________________________
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИЧИНЫ , в которых обозначены:

  • [ ] — главное предложение (главная часть);
  • ( ) — придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союза ИБО;
  • вопрос, который можно задать к придаточному предложению, — почему? ;
  • сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).

1.[ Не будьте равнодушны ], → почему? → ( ибо равнодушие смертоносно для души человека.) (М.Горький).
2.[ Всякий труд важен ], → почему? → ( ибо облагораживает человека.) (Л.Толстой).
3.[ Нельзя жить только сегодняшним ], → почему? → ( ибо оно чаще всего незаконченное вчерашнее.) (Н.Островский).
4.[ Сам он не увеличивал отцовского состояния ], → почему? → ( ибо был, как говорится, жуир, эпикуреец на русский лад.) (И.Тургенев).
5.[ Меня лечил полковой цирюльник ], → почему? → ( ибо в крепости другого лекаря не было.) (А.Пушкин).
6.[ Писать лучше смеясь, чем со слезами ], → почему? → ( ибо смех – особенность человека.) (Ф.Рабле).
7.[ Верить хотелось ], → почему? → ( ибо книги внушали мне веру в человека.) (М.Горький).
8.[ Марья Ивановна сильно была встревожена, но промолчала ], → почему? → ( ибо в высшей степени была одарена скромностью и осторожностью.) (По А.Пушкину).
_____________________________________________________________________________________________________________
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИЧИНЫ , в которых обозначены:

  • [ ] — главное предложение (главная часть);
  • ( ) — придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзов ОТТОГО ЧТО, БЛАГО, ПОСКОЛЬКУ;
  • вопросы, которые можно задать к придаточному предложению, — почему? отчего? ;
  • сложноподчинённое предложение соответствует схемам: [ ], ( ); ( ), [ ].
Читайте также:  Озеро верхнее канада карта

1.[ В самолёте потемнело ], → почему? → ( оттого что вокруг стали громоздиться не прежние белые, а сине-чёрные мрачные тучи.) (В.Кочетов).
2.( Оттого что солнечные дни всё время перемежались с дождями), → отчего?почему? → [деревья в этом году умирали царственно ]. (Г.Николаева).
3.[ Мишутка не ходит в школу ], → отчего?почему?оттого что он босой. (Г.Успенский).
4.[ Я решил зайти на могилу Борисова-Мусатова сейчас ], → почему? → ( благо она была недалеко от пристани). (К.Паустовский).
5.( Поскольку участок оказался сильно заболоченным), ← почему? ← [ пришлось срочно приняться за осушку его ]. (А.Куприн).

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».

Автор-составитель — учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.

Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь

Источник

Придаточные предложения причины

1. К сожалению, приятная прогулка длилась недолго, потому что грибов было множество. (Пан.) 2. Такая густая трава росла только по берегам озера, потому что здесь достаточно было влаги. (М.-С.) 3. Избушка была довольно просторная, потому что зимой во время рыбного лова в ней помещалась целая артель рабочих. (М.-С.) 4. Дверь не закрывалась, потому что тесный коридор и следующая за ним комната битком были набиты людьми. (Ник.) 5. Особенную красоту придавала (…) группа лесистых островов. Один такой островок отдалился на самую середину озера и назывался Голодаем, потому что, попав на него в дурную погоду, рыбаки не раз голодали по нескольку дней. (М.-С.) 6. Мы хотели пойти в лес, но ввиду того, что пошел сильный дождь, наша прогулка не состоялась. 7. Мы принесли из лесу мало грибов вследствие того, что у нас не было во что их собирать. 8. Погонщик предпочел переправить лошадей вброд, так как мост был ненадежен. 9. Докладчику не было задано ни одного вопроса, ибо слушателям все было ясно. (145 слов.)

1. Многие вещи изнашиваются скоро не потому, что мы их много носим, а потому, что плохо относимся к их сбережению. 2. Вот деревья и начали сохнуть, оттого что жуков и гусениц развелось слишком много. (М. Ильин, Е. Сегал.) 3. Оттого люди кусты вырубили, что они из-за деревьев леса не видели. (М. Ильин, Е. Сегал.) 4. Дикий баран был, наверно, еще молодой, так как Антипа стал замечать его только недавно. (Ив.) 5. Я вздрогнул от неожиданности, так как не рассчитывал в этом глухом уголке встретиться с людьми (Заб.) 6. Старуха подняла ведро, опрокинула его в бочку и сразу отскочила, потому что вода с шумом и брызгами выплеснулась из уже наполненной до краев бочки прямо ей под ноги. (Гайд.) 7. Базар кипел народом, потому что было воскресенье. (Л.) 8. Оттого, что зубы оставались плотно стиснутыми, улыбка казалась жестковатой и озорной. (Никол.) 9. Оттого, что лето выдалось сырое и холодное, все в саду глядело неприветливо, уныло. (Чех.) (131 слово.)

Источник



Тест с ответами: “Сложное предложение”

1. Сложное предложение – это:
а) предложение, состоящее из 2-х или более простых предложений +
б) предложение, осложнённое однородными членами
в) предложение с прямой речью

2. Какое из записанных предложений является сложным:
а) Ручьи, сбегающие с горы, звенели.
б) Сбежали ручьи, зацвели ландыши. +
в) Зацвели ландыши, напоённые сбегающими с горы ручьями.

3. Какое предложение называется сложносочинённым:
а) Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией
б) Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами
в) Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами +

4. Какое предложение называется сложноподчинённым:
а) Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами +
б) Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией
в) Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами

Читайте также:  Озеро ханка в дальнем востоке

5. Какое предложение называется бессоюзным:
а) Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами
б) Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами
в) Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией +

6. Нужно ли поставить запятую в приведённом ниже предложении:
После обеда туман рассеялся и выглянуло солнце.
а) Да
б) Нет +
в) По желанию

7. Какой союз связывает части сложносочинённого предложения:
Местами зеленели небольшие кустики, да белели стволы карельских берёз.
а) противительный
б) разделительный
в) соединительный +

8. Нужно ли поставить запятую в приведённом ниже предложении на месте скобок:
Вера сказала, что()если он не расскажет всё подробно, она не сможет уснуть.
а) Да +
б) Нет
в) По желанию

9. Какое из записанных предложений является сложноподчинённым:
а) Все уже были дома к моему возвращению.
б) Все уже были дома, и я вернулся.
в) Все уже были дома, когда я вернулся. +

10. Сложноподчинённое предложение состоит из:
а) Главного и дополнительного
б) Главного и придаточного +
в) Двух равноправных между собой предложений

11. Укажите, в каких примерах союз и не соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены):
а) Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно. +
б) Бездонны любви материнской глубины и ею не зря дорожат.
в) Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.

12. В каком предложении(ях) части сложноподчинённого предложения связаны союзным словом:
а) Мой брат решил, что поедет учиться.
б) Мой брат решил, что ему делать. +
в) Мой брат решил, что пойдет учиться.

13. Определите тип придаточного в предложении:
Я зашёл в тот лес, что издалека казался тёмной стеной.
а) Определительное +
б) Изъяснительное
в) Обстоятельственное

14. Определите тип придаточного в предложении:
Чтобы жить честно, нужно быть сильным человеком.
а) Обстоятельственное образа действия
б) Обстоятельственное причины
в) Обстоятельственное цели +

15. Определите вид подчинительной связи в предложении:
Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.
а) Однородное подчинение +
б) Многородное подчинение
в) Последовательное подчинение

16. Определите вид подчинительной связи в предложении:
Я хотел, чтобы жизнь наполнилась радостью, которой можно поделиться с другими.
а) Многородное подчинение
б) Последовательное подчинение +
в) Однородное подчинение

17. Какой знак необходим между простыми предложениями в составе сложного:
Спокоен я () со мной мои друзья
а) Запятая
б) Тире
в) Двоеточие +

18. Какой знак необходим между простыми предложениями в составе сложного:
Настанет ночь () отправимся в дорогу.
а) Двоеточие
б) Тире +
в) Запятая

19. Какой знак необходим между простыми предложениями в составе сложного:
Поезд ушёл () огни его исчезли.
а) Тире
б) Двоеточие
в) Запятая +

20. Какой вид связи отсутствует в данном предложении:
Переулок был весь в садах, и у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень, так что за­боры и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках.
а) Союзная сочинительная
б) Бессоюзная +
в) Союзная подчинительная

21. Сложное предложение содержит:
а) Несколько грамматических основ +
б) Одну грамматическую основу
в) Не имеет грамматическую основу

22. Средствами связи в сложном предложении являются:
а) Вводные слова
б) Союзы и союзные слова +
в) Грамматическая основа

23. В зависимости от средств связи частей сложного предложения все сложные предложения делятся на:
а) Главные и придаточные
б) Сложносочиненные и сложноподчиненные
в) Союзные и бессоюзные +

24. В зависимости от типа союзов и союзных слов сложные предложения делятся на:
а) Главные и придаточные
б) Сложносочиненные и сложноподчиненные +
в) Союзные, бессоюзные

25. Одна из частей сложного предложения синтаксически подчиняется другой и зависит от нее в:
а) Простом предложении
б) Сложном предложении
в) Сложноподчиненном предложении +

26. Определите вид придаточного обстоятельственного предложения:
Когда человек утомлен и хочет спать, то ему кажется, что то же состояние переживает и природа.
а) Места
б) Причины +
в) Времени

27. Определите вид придаточного обстоятельственного предложения:
Такая густая трава росла только по берегам озера, потому что здесь достаточно было влаги.
а) Причины +
б) Образа действия и степени
в) Места

28. Определите вид придаточного обстоятельственного предложения:
Веревка была длиною почти во всю комнату , так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного врага.
а) Места
б) Времени
в) Образа действия и степени +

29. Определите вид придаточного обстоятельственного предложения:
Грей так задумался, что позабыл о хозяине.
а) Места +
б) Условия
в) Образа действия и степени

30. Определите вид придаточного обстоятельственного предложения:
Я открыл глаза и увидел человека , лицо которого показалось удивительно знакомым.
а) Образа действия и степени
б) Определительное +
в) Условия

Источник

Adblock
detector