Меню

Технологическая карта урока литературы в 5 классе астафьев васюткино озеро

Технологическая карта урока на тему «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева. Васюткино озеро»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока литературы в 5 классе «Человек и природа в рассказе Астафьева Васюткино озеро», разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Цель: Создать условия для осознания обучающимися неразрывных связей между человеком и природой.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева. Васюткино озеро»»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Жумалиева Венера Юрьевна
Класс: 5
Предмет: Литература
Тема урока: Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева.
Цель: создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности, развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста, коллективной работы.
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Планируемые результаты:
Предметные
научиться давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы.
Метапредметные УУД: познавательные уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков;
регулятивные уметь соотносить свои знания с оставленной целью, комментировать полученную информацию, уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;
коммуникативные уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе, оценивать действия партнёра; личностные формирование личностных ценностей на основе оценки содержания художественного произведения, поступков литературного героя.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

I. Самоопределение

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

— Давайте улыбнемся друг друг!
— Садитесь.

Здороваются с учителем и улыбаются друг другу и учителю.

II. Актуализация знаний

Фронтальная работа
СЛАЙД № 1, 2
-Ребята, послушайте меня и догадайтесь, о чем мы будем говорить сегодня на уроке!?

( На фоне таежной музыки учитель задает вопросы):
1.Она величественна и похожа на океан.
Она щедра и сурова.
Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири.
— Что это? (ТАЙГА)
— Действительно, это тайга.
— Как вы думайте, что скрывает в себе тайга? (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)
Продолжаем слушать музыку тайги…
2.Он беззащитный и в то же время сильный.
Он сын и одновременно хозяин.
Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
Он совершает ошибку и исправляет ее.
— Кто это? (Васютка) – Да, ребята это главный герой рассказа.
Слушают музыку тайги, пытаются понять тему урока.
-Молодцы, ребята!

слушают музыку, отвечают на вопросы.

(Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

III.Постановка учебной задачи, целей урока

— Эпиграфом к нашему уроку станут слова Виктора Петровича Астафьева: «Природа — не только источник жизни. Она и воспитатель души». (Слайд № 7)
— Как вы понимаете эти слова?

— Какие проблемные вопросы ставит перед нами автор? Над чем заставляет нас задуматься

-В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
— Что с ним произошло, напомните?
— Зачем он пошёл в тайгу?
Отправившись в тайгу за кедровыми орехами для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда — он заблудился.

-Какие ловушки устраивает природа Васютке? — Почему он заблудился?

— Всегда ли природа друг человека? Раз она устроила такое испытание для Васютки?

— Какие уроки даёт природа герою и читателю?

— Значит автор ставит перед нами такие проблемные вопросы!

— После того как заблудился Васютка, он погиб? Почему?

— Что он вспомнил, что заставило его действовать?
Какие слова деда он вспомнил?
(“Тайга”, наша кормилица, хлипких не любит!”)

— Ребята, что значит хлипких? Давайте подберем синонимы к слову “хлипких”

-Что значит природа для человека?

-Природа в этомпроизведении это не фон, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.

— Исходя из эпиграфа и проблемных вопросов, давайте сформулируем тему нашего урока и запишем ее в тетрадях.
— Какая тема нашего урока?

( Варианты: «Человек и природа в рассказе». «Уроки мудрости и добра». «Законы тайги» )

-А какова же тогда цель нашего урока? Попробуем сформулировать вместе.

Как вести себя наедине с природой? – на этот вопрос нам предстоит ответить, размышляя над рассказом В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Ответы детей.( Природа – это не только источник жизни, ну и многому может научить. Она может погубить и может помочь.

Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений, которыми обладал наш герой.

Отвечают на вопросы учителя.
(он заблудился)

решил подстрелить глухаря

— Природа друг или враг?

— нужно быть осторожным, внимательным, не торопиться, обдумывать каждый шаг

Он хорошо знал тайгу, не раз там бывал, рос среди рыбаков, охотников. И слышал от них много чего …

(кормилица, матушка, красота,деревья, цветы….)

Называют тему и записывают в тетради.

Формулируют цель урока.

(1.Любить, беречь и охранять природу родного края;
2. Выяснить значение природы в жизни человека, выяснить какова взаимосвязь человека и природы.
3.Какие правила нужно знать и помнить человеку, если он оказался в лесу.

IV. Составление плана

— Что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели? (Работать в группах.)

— Сегодня мы работаем в группах. Каждая группа получила на прошлом уроке индивидуальные задания, которые помогут нам, достичь цели урока.
Мы отправляемся в тайгу вместе с героем. Для того, чтобы наш поход был не только интересным, но и познавательным, я предлагаю вам, ребята, необычную роль – представьте, что вы не ученики 5 класса, а защитники природы – юные натуралисты.

ПОМНИМ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ!

Задание для группы 1: рассказать о том, каким вы увидели главного героя в начале рассказа. Составить памятку «Советы идущему в лес».
(Что взял Васютка с собой в тайгу? Какие оплошности допустил? Что ещё взяли бы вы с собой, отправляясь в лес? Что надо помнить человеку, когда он идёт в тайгу?)
Памятка 1. «Советы идущему в лес»
1. Продумай тщательно маршрут.
2. Не забудь взять компас.
3.Возьми спички для костра.
4. Захвати с собой теплые вещи.
5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

Задание для группы 2:
Проанализировать поведение Васютки в лесу. Составить памятку «Если ты заблудился в лесу»
(С какого события начались приключения Васютки? Найдите описание тайги, как рисует её автор? Почему же Васютка заблудился? Какую оплошность допустил? Что символизирует паутина, изображаемая автором? Что же помогает нам разобраться в чувствах и эмоциях героя?)
Памятка 2 «Если ты заблудился в лесу»
1. Не паникуй, успокойся.
2. Осмотри место, где находишься.
3. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
4. Разожги костер, приготовь пищу.
5. Подготовь место для ночлега.
6. Ищи путь домой, вспоминая сведения о лесе, народные приметы.
7. Если ничего больше сделать не можешь, спокойно ожидай спасателей.

Задание для группы 3: Проанализировать эпизоды «Открытие Васютки» и «Встреча Васютки с Енисеем». Нарисовать иллюстрацию озера, которое открыл Васютка.
(На какой день перед Васюткой оказалось озеро? Как оно выглядело? Найдите его описание. Как озеро спасло мальчика? Какие эмоции испытывал Васютка, когда он вышел к Енисею? Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

— Какие законы тайги помогли выжить Васютке? Давайте их назовём?

— «От затесей далеко не отходи – сгинешь».

— «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички»

— Надо беречь патроны

— «Тайга хлипких не любит!»

V. Реализация выбранного проекта

— Изменился ли Васютка после пяти дней, проведенных в тайге?

Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу.

Читайте также:  Отчет рыбалка с озера иртяш

— Какие уроки преподнесла Васютке «Матушка-природа»?

— Какие черты характера проявила в нем?

— О чём же этот рассказ, как вы думаете?

— Происходили ли с вами истории, подобные этой?

— Как бы вы повели себя на месте героя?

— Что можно взять на заметку для себя из этого рассказа?

Ребята, давайте составим синквейн тему «Образ Васютки» в группах.

— я напомню вам порядок:

1) Первая строка – существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь

2) Вторая строка – два прилагательных

3) Третья строка – три глагола, описывающие действия объекта-предмета

4) Четвёртая строка – фраза из четырёх-пяти слов, выражающая ваше отношение к предмету-объекту

5) Пятая строка – одно слово-вывод, характеризующее суть предмета-объекта

( Васютка оценил мудрость деда, те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.)
Ответы детей

-Природа преподнесла Васютке уроки мужества, уроки доброты:

Мужество, храбрость, смелость, доброту,выносливость, нахочивость.

(о преодолении трудностей, своего страха, о том, что нельзя сдаваться, не поддаваться отчаянию, нужно во что бы то ни стало бороться, не опускать руки и тогда всё получится)

Например, вот мой синквейн к рассказу «Васюткино озеро»:

Не сдаётся, действует, выживает

Восхищает силой своего духа

Васютка.
Наблюдательный, находчивый.
Увлекся, заблудился, выдержал.
Природа не только источник жизни, но и воспитатель души.
Герой. Победитель.

Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности.

VI. Самостоятельная работа

— А сейчас поработайте самостоятельно.
Тест с проверкой по эталону.

Выполняют тест. Проверяют по эталону.

VII. Рефлексия

Подведение итогов урока. Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Любить, беречь и охранять природу родного края; выяснить значение природы в жизни человека, выяснить какова взаимосвязь человека и природы. Открыть для себя законы тайги, которые помогли Васютке выжить.)

Выполнили ли мы эту цель?
Итак, давайте сделаем вывод, каково значение природы для человека?
Человек и природа неразрывно связаны между собой.
Бережное отношение к природе помогает человеку использовать ее богатства себе во благо ( пища, кров, тепло).
Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.
И как общий вывод прозвучит для нас сейчас стихотворение Вадима Шефнера:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
СЛАЙД
Сегодня на уроке я узнал, что…
Урок помог мне…
Урок был интересным, потому что…
После урока мне захотелось…
Я хочу похвалить себя за…

Знание законов природы помогает человеку выжить.

Источник

Технологическая карта урока литературы по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Технологическая карта урока литературы по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Конспект урока

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с интерактивной доской

Основное содержание темы, термины, понятия

Пейзаж, комментирование, анализ, автобиографическая проза

Бережно относится к природе, понимает, что такое твердость духа.

Контролирует процесс и результаты своей деятельности

Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом и дополнительной литературой.

Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками

Оценивание содержания рассказа Астафьева

Умеет действовать по плану

Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном

Умение прогнозировать результат.

Развитие речи и творческих способностей учащихся

Умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера

Умение структурировать знания по теме.

Умение ставить вопрос

Осознанное построение речевого высказывания в устной речи

Умение точно выражать свои мысли

Организация образовательного процесса

Литература, география, ОБЖ, предметы естественно-научного комплекса

Индивидуальная, в парах

Проектор, литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Автор-составитель: Т. Ф. Курдюмова и др. М.: Просвещение, 2004

Цель: Создать позитивный настрой
у учащихся

Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое.

Настроились позитивно на работу

2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся»

Сформировать тему и задачи урока

Деревья, деревья, деревья. Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле.» Вот, что почувствовал Васютка, главный герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Астафьев писал: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».
Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.
Ребята, а как бы вы повели себя, если бы заблудились в лесу?

Использование технологии развития критического мышления

Внимание на доску. «Как бы повели себя, заблудившись в лесу». Задание: расположите пункты памятки «Поведение в лесу» в нужном порядке. Спустя некоторое время мы проверим ваши ответы с помощью интерактивной доски.

Как удалось Васютке выжить в тайге? Тема нашего урока «Человек и природа».

Как вести себя наедине с природой? – на этот вопрос нам предстоит ответить, размышляя над рассказом В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Творчество этого писателя имеет огромное значение в современной литературе. В.П. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.

3 этап «Актуализация знаний»

Цель: повторение того, что необходимо к изучению нового материала :знание текста

Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?
Что рассказывает автор о рыбной ловле?
Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?
Как относился мальчик к взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?
Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых? Какой детский поступок совершил солидный Васютка? Как его можно объяснить?

Потому что мальчик Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям.
Рыбная ловля ведётся бригадами, которые движутся по реке вниз по течению и ловят сетями, на паромах или перемётами. Попадается осётр, стерлядь, таймень, налим.

Частые дожди, вода поднялась, рыба ушла на глубину. Заспались рыбаки, рассолодели от безделья.

Снабжал рыбаков орехами, бродил по лесу, напевал, из ружья палил.

Говорил, что рыбакам надо пощёлкать орехи, кто-то должен их добывать.

Она посоветовала не отходить от затесей, взять хлеб с собой. Таёжные законы не ему менять.

Старинный закон: идёшь в лес – бери еду и спички.

Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди взрослых; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод.

4 этап «Первичное усвоение новых знаний»

Цель: отработка навыков комментированного чтения,

Чтение эпизода со слов «открытие было настолько простым и потрясающим» до «Живем!» стр. 151

Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?
Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

Васютка испугался, потому что он ребенок. Его охватило отчаяние, природа испугала сначала его.

Познавательные: меть объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы
Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли.

Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо? стр. 152

Он вспомнил слова деда, потому что он оказал на мальчика большое влияние. Рассказы рыбаков и охотников.

Что он сделал в первую очередь?

Васютка разжег костер, у костра он вел себя как взрослый человек.

Как он приготовил себе еду?

Когда он готовил себе еду, то оценил наставления матери о хлебе. Краюшка спасёт от голода, к законам тайги нужно относиться с уважением.

В чем корил себя Васютка, когда начал ужинать?

Не взял соль, мало хлеба.

Итак, проверим, как же нужно вести себя в лесу, если заблудился.

Читайте также:  Карты россии с обозначенными озерами

На слайде действия, установить их последовательность. Ученики зачитывают свои ответы, затем проверяют по слайдам.

5 этап «Первичная проверка понимания»

Цель: формировать умения работать с активной доской,

Внимание на слайды: найдите те предметы, которые необходимо взять с собой в лес.
Какие черты характера обнаружились в мальчике? С кем он разговаривал?
Чтение эпизода «Тайга». стр. 156
Почему тайга показалась мальчику «молчаливой, равнодушной»? Почему она напомнила Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использует при описании тайги? Как почувствовал себя мальчик в этот момент? Какое впечатление производит этот пейзаж?

Отчаяние, страх. С пнём, с белкой, укорял себя в трусости. Прислушивался к звукам.
Смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, мужество, терпение и упорство.

регулятивные : уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации.
коммуникативные:
уметь планировать учебное сотрудничество учителя с учеником; уметь точно выражать свои мысли.
познавательные: находить и выделять необходимую информацию; свободно ориентироваться в тексте.

6 этап «Первичное закрепление»

Цель: развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.

Встречи Васютки с миром живой природы. Как и почему относился Васютка к окружающей его фауне?
Чтение отрывка из текста «мальчик внимательно следил…» до «табуны перепуганных птиц». Стр. 158

Васютка убивал дичь, как любой охотник, чтобы прокормиться, заботился о том, чтобы накормить других, но в тоже время он воспринимал животных как равных, сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки.
Рассказать, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Смекалка, вера в себя, сноровка помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях. Мальчик постоянно размышляет, у него пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии. Васютка нашел озеро, полное рыбы и открывает его людям .

7 этап «Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция»

Цель: контроль за усвоением знаний, умений и навыков, самоконтроль

Обсуждают правильность ответов одноклассников

8 этап «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению»

Объяснение домашнего задания

Сочинение – миниатюра «Как и почему человек должен относиться к природе?

Выразить своё отношение к природе.

9 этап «Рефлексия»

Цель: выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Почему рассказ начинается и заканчивается взглядом автора на карту?
Чему можно научиться у Васютки?

Это озеро может найти только сам Васютка. Обращение к карте как бы окольцовывает рассказ, такое построение придаёт произведению завершённость.
Герой — наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни.
Унего можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству.

Регулятивные: оценка достигнутых результатов.
Личностные::нравственно-этическая ориентация.

Источник

технологическая карта урока по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Конструкт урока

Предмет

Класс

Тип урока

Тема урока

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

Цель урока

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с интерактивной доской

Основное содержание темы, термины, понятия

Пейзаж, комментирование, анализ, автобиографическая проза

В распоряжении учителя всегда были два инструмента: мел и доска. Современный же учитель вооружен огромным количеством технических и программных средств: компьютеры, проекторы, интерактивные доски, планшеты, системы опроса, сервисы, ресурсы сети Интернет. Все эти средства призваны сделать образовательный процесс эффективнее.

Использование интерактивной технологии обучения позволяет моделировать жизненные ситуации, использовать ролевые игры, совместно решать проблемы. на этом уроке представлены приемы ИКТ

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_rasskazu_v.p.astafeva_vasyutkino_ozero.docx 734.13 КБ

Предварительный просмотр:

В распоряжении учителя всегда были два инструмента: мел и доска. Современный же учитель вооружен огромным количеством технических и программных средств: компьютеры, проекторы, интерактивные доски, планшеты, системы опроса, сервисы, ресурсы сети Интернет. Все эти средства призваны сделать образовательный процесс эффективнее.

Использование интерактивной технологии обучения позволяет моделировать жизненные ситуации, использовать ролевые игры, совместно решать проблемы. В интерактивном обучении процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс по знания. Обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и информации, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволят реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.

В качестве нового и полезного средства обучения выступает так интерактивная доска. Именно она позволяет экономить учебное время; активизирует мыслительную деятельность, имеет возможность сохранять информацию, создавать анимацию, размещать информацию на нескольких страницах; позволяет учащемуся активно взаимодействовать с виртуальными объектами учебной дисциплины, управлять моделями, конструировать из них системы, проводить опыты на компьютерных моделях, решать задачи и таким образом в процессе творчества приобретать знания.

Однако нужно помнить о том, что и такое замечательное средство может превратить урок в развлечение, поэтому учителю важно понимать, на каком этапе урока и как часто он будет использовать интерактивную доску.

Источник

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по произведению В. Астафьева «Васюткино озеро».

Тема урока: В.П. Астафьев. «Васюткино озеро».

Цели урока: совершенствовать навыки анализа текса, развивать творческие особенности учащихся, прививать любовь к чтению произведений В.П.Астафьева, развивать универсальные учебные действия обучающихся.

Задачи урока :

1. Дидактические – создать условия для понимания такой истины как возможность прислушиваться к советам взрослых.

2. Воспитательные – создать условия для понимания смысла жизни на основе рассказа.

3. Развивающие – работать над философским смыслом произведения.

Метапредметные умения, формируемые на уроке: слушать учителя, внимательно читать, запоминать увиденное, прочитанное, услышанное, применять полученные знания на практике.

  1. Объяснительно-иллюстративные .
  2. Практические.
  3. Репродуктивные.

Формируемые УУД:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике.

Коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь).

Учащиеся вступают в диалог с автором произведения через сотрудничество и кооперацию, через постановку вопросов по изучаемому произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии..

Познавательные: чтение, составление высказывания о героях и их поступках, оформление своих мыслей, осмысление текста, умение анализировать, находить нужную информацию.

Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, передавать информации и отображение предметного содержания, согласованность действий с партнерами, умение строить речевое высказывание.

Личностные: . интерес к изучению литературы, самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героем произведения.

Морально- этическая ориентация и нравственная оценка: формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания, формирование эстетических чувств.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Проверка подготовленности к уроку

Обучающиеся готовятся к уроку. Знакомятся с листами оценки своей деятельности.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Блиц-опрос (по группам или по рядам).- А сейчас проверим, насколько внимательно вы читали рассказ. Оценивается скорость ответа и его правильность. За каждый правильный ответ группа (ряд) получает жетончик.

Отвечают на вопросы, формулируют собственное мнение, анализируют.

Личностные результаты:

1. интерес к изучению литературы

Постановка учебной задачи.

-Откуда Васютка так много знает?

— А почему заблудился?

Но упорство Васютки должно быть вознаграждено. Но как? (ответ на этот вопрос найдём в течение урока)

— За что ругает себя Васютка?

А как бы вы стали вести себя в данной ситуации?

— Какое решение принимает Васютка? О чем говорит такое решение?

— Васютка бодрится, но … легко ли ему?

— Когда Васютка окончательно понял, что заблудился?

— Как передает писатель состояние мальчика в этот момент?

— Что кроется в словах “Будь что будет”?

— “В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод”, — говорит Астафьев. Какие слова вспомнил Васютка, когда им овладело отчаяние? И Васютка стал припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.

— Что сделал Васютка в первую очередь?

Занятый хлопотами, Васютка немного успокоился. “Но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой”. Тревога о чем?

— Что помогло Васютке провести первую ночь?

На фоне записи с пением птиц читается отрывок со слов: “Где это я?” — изумленно подумал Васютка до слов: “Тайга не откликалась”. — Васютка один, а вокруг… “Тайга, тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная…” Почему тайга показалась мальчику “молчаливой, равнодушной…”? Почему она напомнила Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Что пытается найти Васютка среди тайги?

— Куда решает идти Васютка и почему?

-Что заметил Васютка на исходе второго дня среди однообразного мха?

Приметой чего является трава в тайге?

На что надеялся Васятка?

Ответы и выводы детей подталкивают к пониманию того, что беда у Васютки случилась из-за невнимательного отношения к советам взрослых.

(В пылу охотничьего азарта погнался за глухарем, забыл о затесях ).

(Идти на юг к Енисею).

(Он пытается взять себя в руки, успокоить себя).

(“Но бодрости хватило ненадолго – затесей все не было…” — надежда сменяется отчаянием. “… с замирающим сердцем бежал он к дереву…” — вновь Васютка надеется на удачу. “В лесу сделалось совсем тихо…” — что теперь делать? “Уж несколько раз менял направление” — все – таки он не сдается).

(“Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета (обращение к словарю)”. “И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!”).

(“Открытие было простым и потрясающим”, “он вскрикнул и бросился бежать”, “он спотыкался, падал, вставал и снова бежал”. “Заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин (обращение к словарю) лицом вниз в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. “Будь что будет”, — отрешенно подумал он”).

(Равнодушие к своей жизни, к судьбе).

(Он вспомнил слова отца и дедушки: “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!”).

(Развел огонь, приготовил из глухаря охотничье блюдо, собрал на ночь дрова, на ночлег устроился по-охотничьи).

(Заполярная тайга не страшна зверьем. И все-таки было жутко. Тревожила мысль о том, куда идти утром).

(Его знания и умения).

(… облака делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем).

(Полоску лиственника, лиственничный лес обычно тянется по берегам реки).

(На сервер, километров через сто тайга кончится, начнется тундра. А в южную сторону тайга тянется на тысячи километров).

(Тонкие стебли травы).

(Что это Енисей). (Лесное озеро, подернутое у берегов ряской (обращение к словарю).

Коммуникативные УУД:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике.

Коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь).

Учащиеся вступают в диалог с автором произведения через сотрудничество и кооперацию, через постановку вопросов по изучаемому произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии..

Личностные: самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героем произведения.

Морально- этическая ориентация и нравственная оценка: формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания, формирование эстетических чувств.

Познавательные: сравнение, оценивание.

Коммуникативные: передача информации и отображение предметного содержания.

Физминутка.

Мы устали чуточку,

Поворот, наклон, прыжок,

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

Коммуникативные : согласованность действий с партнерами.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление

Чтение 2 части рассказа.

Чтение вслух «по цепочке»

Чтение, составление высказывания о героях и их поступках, оформление своих мыслей

Закрепление изученного материала

— С кем автор сравнивает Васютку?

-Как зовут учительницу Васютки?

-Какой день для Васютки самый тяжёлый?

Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Что вы можете сказать о главном герое? — Почему это озеро стали называть Васюткино озеро? Только потому, что его нашел Васютка? Тайга хлипких не любит. Васютка не такой. Поэтому природа не подвела мальчика, она дала ему пищу, тепло, помогла выйти к людям.

(Не только, а еще и в честь Васютки, в честь его мужества, в честь того, что он сумел найти в себе силы преодолеть трудности и спасти свою жизнь).

Личностные результаты:

1. интерес к изучению литературы

2 . осознание ценности литературы

РегулятивныеУУД.

1.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Источник



Технологическая карта урока литературы «Васюткино озеро»
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Дюкова Елена Викторовна

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков комментированного чтения; развитие навыков групповой, парной и коллективной работы, совершенствование речевых умений; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле

Скачать:

Вложение Размер
tehn.karta_vasyutkino_ozero_-_chelovek_i_priroda.docx 30.92 КБ

Предварительный просмотр:

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков комментированного чтения; развитие навыков групповой, парной и коллективной работы, совершенствование речевых умений; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле

Основное содержание темы, термины, понятия

Пейзаж, комментирование, анализ, автобиографическая проза

Бережно относится к природе, понимает, что такое твердость духа.

Контролирует процесс и результаты своей деятельности

Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом

Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками

Оценивает содержания рассказа Астафьева

Умеет действовать по плану

Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном

Умеет прогнозировать результат.

Развитие речи и творческих способностей обучающихся

Умеет оценивать собственную деятельность и деятельность партнера

Умеет структурировать знания по теме.

Умеет ставить вопрос

Умеет осознанно строить речевое высказывание в устной речи

Умеет точно выражать свои мысли

Организация образовательного процесса

Литература, география, ОБЖ

Индивидуальная, групповая, коллективная

Проектор, ноутбук, Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Автор-составитель: Коровина Т.А. и др. М.: Просвещение, 2012

1 этап «Организационный»

Создать позитивный настрой

Здравствуйте, ребята! Садитесь поудобнее. Посмотрите друг на друга улыбнитесь, и мы приступим к работе.

Настроились позитивно на работу

2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся»

Подвести обучающихся к постановке темы и задач урока

Посмотрите на предметы, лежащие у меня на столе. Попробуйте определить, что тут лишнее. Обоснуйте своё мнение.

Эти предметы мы возьмем с собой в наше сегодняшнее путешествие. Куда? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга. А теперь вторая часть “ребуса”:

  • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
  • Он беззащитный и в то же время сильный.
  • Он сын и одновременно хозяин.
  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он совершает ошибку и исправляет ее.

Вы правы: это главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.

Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)

— Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. (СЛАЙД 1) Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

Источник

Adblock
detector