Меню

Тела погибших в авиакатастрофе над боденским озером

Авиакатастрофа над Боденским озером: причины трагедии и список жертв

Знаете, иногда, кажется, что современный мир стремительно развивается и в начале 2000 годов не могут случаться нелепые и страшные смерти большого количества людей. Но жестокая реальность 2002 года говорит совершенно об обратном. Ошибка техники, безответственность диспетчеров авиалиний – до конца так и неизвестно. Тем не менее, люди погибли и их не вернуть.

1 июля 2002 года над Боденским озером произошла страшная авиакатастрофа. Нет, это не падение одного самолёта. Это столкновений двух Боингов с летальным исходом для каждого пассажира и члена экипажа.

Будущие погибшие авиакатастрофы над Боденским озером в понедельник 1 июля даже не подозревали, что может случиться в роковой для них день. Несколько семей опаздывали на борт самолета, кого-то судьба пыталась уберечь от регистрации. Но после того, как шасси оторвалось от взлетной трассы – участь пассажиров была определена.

Прошло больше 18 лет и после столкновения 2002 года – подобных авиакатастроф больше не было. Но забывать о данной истории не стоит, хотя бы, для того чтобы относиться к своей профессии максимально внимательно и не повторять ошибок прошлого.

Сегодня мы вникнем во все нюансы и подробности о жертвах авиакатастрофы над Боденским озером. Расскажем уникальную историю мужчины, который потерял свою семью и сел за это в тюрьму.

Предисловие:

На борту находилось 9 членов экипажа и 60 пассажиров. Среди 60 человек – 52 ребенка. Это был очень ожидаемый и волнующий день для подростков. Они летели на отдых в Испанию, поскольку каждый из прилежных учеников заслужил поездку за отличную учебу. Путешествие организовал комитет ЮНЕСКО Башкортостана. Конечно, чтобы попасть в список счастливчиков старшеклассники не просто хорошо учились, а являлись детьми госслужащих и руководителей различных высоких должностей.

Изначально, обстоятельства дали шанс уберечь свои жизни. Группа опоздала на рейс, но башкирские авиалинии устранили проблему. И предоставили дополнительный полет.

Грузовой самолет вылетел из Бахрейна в Бельгию, а потом в Италию в 21.06, а пассажирский лайнер полетел из Москвы в 18.48.

Авиакатастрофа 2002 над Боденским озером список погибших, как все произошло?

Что на самом деле привело к авиакатастрофе для многих информация остаётся секретом. Это не государственная тайна, это тайна, которую забрал в могилу экипаж самолета, швейцарский диспетчер и пассажиры борта. Лишь один человек, отец погибшей жены и дочери решил не мириться и не ожидать многолетнего решения суда о том, кто прав, а кто виноват. Он начал своё расследование и привёл весомые доказательства и факты о вине швейцарской диспетчерской группы. Их сумел озвучить в интервью для телеканала RT. Канал в свою очередь провёл собственное расследование и выступил на стороне одинокого мужчины.

Но к этому вернёмся позже. Давайте обратимся к хронологии событий того дня.

Взлёт двух рейсов произошёл в разное время. Грузовой самолёт вылетел в 21.06, пассажирский в 18.48. Приближаясь к катастрофическому событию, два экипажа находились над территорией Германии. Траекторией полёта управляла частная швейцарская авиакомпания, а именно диспетчерский отдел. Фирма называлась «Skeguide».

В ту ночь на дежурстве осталось 2 диспетчера с многолетним стажем работы. Один из них был 34 летний Питер Нильсен. Он был у пульта управления один, поскольку за пару минут до авиакатастрофы его коллега покинул пост и ушёл на перерыв. По неизвестным причинам часть оборудования диспетчерской комнаты было отключено. Аппаратура телефонной связи, автоматическое оповещение экипажа о сближении не работало, а значит, столкновение стало неминуемым.

За 1 минуту до удара самолетов, Питер заметил неизбежную аварию, и попытался передать информацию российским пилотам о том, что срочно надо снижаться. Команда успела отреагировать на предупреждение диспетчера и в тот же час исполнили приказ.

Начался резкий процесс снижения лайнера.

Но случилось самое ужасное и непредсказуемое.

В каждом самолёте есть автоматическое предупреждение об опасном сближении. Оно называется TCAS. По сути, система сработала правильно. Автоматика приказала пассажирскому лайнеру набирать высоту в срочном порядке, а грузовому Боингу снижаться. Но пилоты не предали этой команде значение. Рассчитывали на указание диспетчера, и продолжали понижать высоту. Грузовой самолёт следовал назначению системы и также опускался. Экипаж лайнера сообщил диспетчеру, что продолжает выполнять его указ и снижается. Видно они рассчитывали на то, что Питер Нильсен даст команду Боингу набирать высоту, поскольку их процесс снижения уже начался.

Жертвы катастрофы над Боденским озером – они могли избежать падения?

Оба лайнера до последнего не понимали, что происходит. Но внутреннее волнение на борту возникало у всего экипажа. В последнюю секунду самолеты заметили друг друга, и попыталась избежать столкновения, но было слишком поздно. Удар произошел перпендикулярно.

В левую боковую часть пассажирского лайнера влетел грузовой Боинг и разнес самолет с людьми на 4 части. Экипаж грузового самолета потерял управление и контроль над двигателем и упал в 7 километрах от пассажирского авиатранспорта.

Вырисовывается очевидная картина – спастись бы не удалось.

Диспетчер, который остался один, экипаж не дал информацию о сработавшей защитной системе, а как последствие – удар.

Страшно представить, что ощущали люди в первые секунды столкновения. Поскольку есть вероятность, что смерть была не моментальная. Удивительным фактом остается и то, что несколько тел были раскиданы по деревьям, но не имели значительных и видимых повреждений. Как позже выяснится: девочка, которая повисла на ветвях дерева – дочь архитектора.

О нем нам предстоит поговорить.

Дети погибли в авиакатастрофе, список погибших:

1. Асылгужин И.
2. Асылова Л.
3. Ахметов А.
4. Басырова Е.
5. Биглов Б.
6. Валеева В.
7. Войтко А.
8. Газизова А.
9. Гимаева Л.
10.Григорьева Ж.
11.Данисламов Д.
12.Дегтярев К.
13.Ефремов И.
14.Жиянбаева Г.
15.Калоева Д.
16.Калоева К.
17.Калоева С.
18.Козлова Д.
19.Костенко О.
20.Литвинов С.
21.Мамбетова Л.
22.Масагитов А.
23.Мельничук М.
24.Минченкова М.
25.Муртазин А.
26.Муртазин И.
27.Мусагитова Е.
28.Нелюбина Е.
29.Низаметдинова Г.
30.Новикова В.
31.Поспелова Е.
32.Пушкарева Е.
33.Савчук В.
34.Савчук В.
35.Савчук И.
36.Соловьев С.
37.Субханкулов М.
38.Султанбекова Л.
39.Султанов М.
40.Суфиянова И.
41.Тукаева С.
42.Уразлин Р.
43.Уразлина К.
44.Федотова З.
45.Федотова С.
46.Хамалов А.
47.Ханнанова А.
48.Хасанова Г.
49.Хисматуллина Л.
50.Шагимухаметов Д.
51.Шислуйская А.
52.Шислуйская В.
53.Шислуйская Л.
54.Шислуйская Ю.
55.Шмельков М.
56.Юлдашбаева И.
57.Юсупов Р.

Информация взята с источника: РИА «Новости».

2 июля 2002 год – начало двухлетнего расследования

Для семей, которые потеряли в тот день своих детей – трагедия запомнится навсегда. Но особую халатность на протяжении двух лет после падения самолетов, люди осуждают по сегодняшний день.

Суды, поиски, кто прав, кто виноват, длились 2 длительных года. В 2004 немецкие власти обнародовали решение и подвели итоги расследования. Тут справедливость оказалась на стороне семей погибших. Эксперты заявили, что причиной катастрофы стала работа диспетчерской конторы в Цюрихе. Недостаточный состав диспетчеров-сотрудников в роковую ночь, повлиял на аварию. Ведь уследить за полетами нескольких самолетов одновременно без автоматической поддержки – очень трудно.

Директор частной диспетчерской компании принес извинения семьям погибших даже не сразу после катастрофы. Он понимал, что вина полностью лежит на плечах его сотрудника и тот еще недолго работал на их фирму. Поскольку был уволен. Дождавшись официального подтверждения о вине, Ален Росье посчитал, что будет достаточно принести извинения погибшим семьям за авиакатастрофу. Президент Швейцарии после скандалов также направил письмо с извинениями российскому президенту Путину.

Самым возмутительным фактом является то, что все расходы на похороны, отправки тел к родственникам оплачивала Республика Башкортостан. То есть, страна, которая не была виновником авиакатастрофы, должна была полностью покрыть денежные растраты семей. Заплатить за столь великие потери – конечно же, было необходимой мерой. Но платить за смерть детей, экипажа — должны были настоящие виновники.

Поэтому архитектор и по совместительству отец, который потерял все, принял решение забрать у виновного диспетчера самое дорогое – жизнь.

Боденское озеро, Германия, трагедия – смерть диспетчера.

В 2002 году Виталий Калоев с нетерпением ожидал любимую жену и двух детей в Испании. Он был архитектором и провел на объекте больше 9 месяцев. Жена Калоева решила приобрести билеты по горячей цене и совершила жизненную ошибку.

Как только самолет упал в Германии Виталий, узнав о катастрофе, немедленно покинул Испанию и прилетел на место трагедии. Мужчина скитался по разным структурам, чтобы выяснить, кто виновник смерти его семьи. Но все отказывались брать на себя ответственность. Ему удалось узнать, что главным «убийцей» стал 34-летний диспетчер. Выяснив всю необходимую информацию о сотруднике диспетчерского цента, Виталий прождал 1.5 года, чтобы встретиться с ним и задать главный вопрос.

Он нашел город и жилой адрес и приехал к Питеру Нильсону. Говорить по-немецки не получалось. Со слезами на глазах архитектор произнес лишь одно слово по-испански: «Посмотри». Ожидая извинений и слов раскаянья, Калоев обомлел от действий бывшего сотрудника диспетчерской базы. Тот выбил фотографию из его руки и оттолкнул. Действия бывшего диспетчера настолько разозлили русскую одинокую душу, что Виталий убил убийцу, нанес ему 12 ножевых ранений. А, как сделал это – не помнит.

Калоев не скрывал, что совершил убийство. Швейцарский суд приговорил Виталия Калоева к 8 годам тюрьмы. Через 2 года заключения его выпустили за примерное поведение.

Корреспондент Ксения Каспари написала книгу об ужасной трагедии над Боденским озером. Она лично общалась с Виталием и полностью прониклась его историей и позицией.

Для этого человека, как и для большинства семей, которые потеряли своих детей – жизнь никогда не станет прежней. Цените, любите и дорожите своими близкими людьми. А если судьба просит вас не делать чего-то – доверьтесь ей. Лучше куда-то не успеть, что-то забыть или вовсе не поехать, чем распрощаться с жизнью таким образом.

Источник

Авиакатастрофа над Боденским озером: список погибших, фото

Авиакатастрофа над Боденским озером, произошедшая в 2002 году, — трагедия, унесшая жизни ста сорока человек. Крупнейшее столкновение двух самолетов в воздухе произошло из-за ошибки диспетчера, жизнь которого вскоре тоже оборвалась.

Читайте также:  Какие озера есть в калининградской области

ТУ-154

Российский самолет принадлежал компании «Башкирские авиалинии». Был практически новым, поскольку год его выпуска 1995. Дважды сдавался в лизинг заграничным авиакомпаниям, но 15 января 2002 года вернулся в родные пенаты.

Экипаж судна был достаточно опытным. Командир — А. М. Гросс (пятидесяти двух лет)- налетал 12070 часов. Первым пилотом данного самолета стал в мае 2001 года, до этого выполнял обязанности второго пилота.

В кабине кроме КВС находился также М. А. Иткулов, который работал в «Башкиравиа» уже восемнадцать лет. Он являлся вторым пилотом данного судна с апреля 2001 года.

Штурманом был С. Г. Харлов, наверное, самый опытный член экипажа. В авиакомпании работал уже двадцать семь лет, налетав при этом почти 13000 часов.

В кабине находился бортинженер О.И. Валеев, а также проверяющий — О.П. Григорьев (пилот первого класса). Последний находился на месте второго пилота и наблюдал за действиями Гросса.

В салоне самолета работали четыре бортпроводника. Самой опытной была Ольга Багина, которая провела в небе 11546 часов.

Таким образом, авиакатастрофа над Боденским озером унесла жизни девяти членов экипажа.

Пассажиры Ту-154

На борту авиалайнера находилось шестьдесят человек. Все они погибли.

Самой страшной новостью того дня стала авиакатастрофа над Боденским озером. Список погибших говорил громче всех СМИ, ведь пятьдесят два пассажира были детьми, жизнь которых только-только начиналась.

Практически все летевшие были из столицы Башкирии — Уфы. Практически все погибшие ребята были детьми высокопоставленных лиц республики (например, дочь руководителя администрации президента Башкирии, дочь замминистра по культуре, сын директора Иглинского завода и другие).

Список жертв авиакатастрофы над Боденским озером пополнила Екатерина Поспелова (1973 г. р.), которая была заместителем декана социально-гуманитарного факультета по воспитательной работе.

Остальные пассажиры также принадлежали к элите Башкирии, например, Светлана Калоева, заместитель гендиректора комбината «Дарьял». Она летела вместе с двумя детьми на встречу с мужем, который работал в Испании.

Авиакатастрофа над Боденским озером стала самой крупной для Башкирии. Траур в республике длился три дня.

Boeing 757

Данный самолет был выпущен в 1990 году и среди других судов своей авиакомпании был самым старым (налетал более 39000 часов).

В 1996 году самолет купила грузовая компания и эксплуатировала для транспортировки документации и других материалов.

В злополучный день за штурвалом сидел англичанин Пол Филлипс, сорока семи лет от роду. Он был довольно опытным пилотом. В компании работал тринадцать лет. В качестве командира воздушного судна — с 1991 года.

Вторым пилотом был Брент Кантиони из Канады.

Поскольку самолет был грузовым, на нем находились лишь два члена экипажа, жизнь которых и унесла авиакатастрофа над Боденским озером.

События перед трагедией

Пассажиры рейса 2937 летели из Москвы в Барселону. Для большей части детей эта поездка была поощрением за отличную учебу и внеучебную деятельность. Оплатил эти смертельные каникулы Комитет по делам ЮНЕСКО. Глава Комитета в этом полете потерял свою дочь.

Надо сказать, что вокруг этого полета шумиха началась далеко до отлета из Уфы. Почти все высокопоставленные чиновники стремились получить место для своих детей в самолете, так что некоторым «простым гражданам» эта сила власти спасла жизнь. Например, журналистка Л. Сабитова и ее дочка шести лет должны были сесть в тот злополучный самолет. Директор турфирмы, которая организовала эту поездку, в качестве гонорара за статью обещал Сабитовой путевки в Испанию. Но в последний день все отменил, объяснив это давлением сверху. Места журналистки и ее ребенка заняли дети верхушки власти Башкирии.

Рокового рейса могло бы и не быть, но группа башкирских школьников опоздала на свой самолет. Авиакомпания, понимая всю важность пассажиров, быстро организовала дополнительный. На него также было продано восемь билетов непосредственно в Москве.

«Боинг 757» летел плановым грузовым рейсом из Бахрейна в Брюссель. До столкновения он уже совершил промежуточную посадку в Бергамо. Авиакатастрофа (2002) над Боденским озером произошла через полчаса после их взлета с итальянской земли.

Столкновение

В момент столкновения оба самолета находились в воздушном пространстве Германии. Несмотря на это обстоятельство, движением в небе управляла швейцарская компания. В ту ночную смену на работе было только два диспетчера, один из которых покинул свое рабочее место незадолго до катастрофы.

Поскольку Петер Нильсен находился на посту один и вынужден был следить за несколькими воздушными путями, он не сразу заметил, что два самолета двигаются навстречу друг другу в одном эшелоне.

КВС ТУ-154 первым заметил объект в небе, двигающийся в их направлении. Он принял решение снижаться. Примерно в это же время на связь вышел Нильсен, который также дал указание на снижение. При этом он не сообщил необходимых сведений другому борту, находящемуся в опасной близости.

На «Боинге» сработал сигнал «Опасное сближение» и дал команду на снижение. Параллельно на ТУ-154 этот же сигнал приказал набирать высоту. Пилот «Боинга» начал снижаться, пилот ТУ-154, действовавший по приказу диспетчера, — тоже.

Нильсен также ввел в заблуждение экипаж русского самолета, дав неверные сведения о местоположении «Боинга». Самолеты столкнулись в 21:35:32 практически под прямым углом. В 21:37 обломки воздушных судов упали на землю в окрестностях Юберлингена.

Авиакатастрофа (2002) над Боденским озером была видна с земли. Некоторые, увидев два огненных шара в небе, решили, что это НЛО.

Расследование

Выяснить причины трагедии взялась специальная комиссия. Ее создало Немецкое федеральное бюро, проводящее расследование авиакатастроф. Над Боденским озером столкнулись два самолета, все пассажиры погибли. Отчет данной комиссии был оглашен лишь через два года.

Среди главных причин назвали неправильные действия (а скорее бездействия) диспетчера и ошибку экипажа ТУ-154, который игнорировал систему автоматического предупреждения опасных сближений, полностью подчиняясь Петеру Нильсену.

Также были отмечены неправомерные действия компании «СкайГид», которая занималась управлением воздушным движением. Руководство не должно было позволять дежурить в ночное время лишь одному диспетчеру.

В злополучную ночь в диспетчерской не работала телефонная связь, а также оборудование (радар), которое предупреждает о возможном сближении самолетов.

Все эти факты были учтены комиссией, которая проводит расследование авиакатастроф.

Столкновение над Боденским озером вызвало большой резонанс не только в обществе, но и во всей системе управления полетами. Поскольку, если бы экипаж ТУ-154 действовал по приказу системы предупреждения, трагедии бы не случилось. Однако в нормативных документах такая система была названа вспомогательной, то есть приоритетными были указания диспетчера. После случившегося было принято решение внести соответствующие изменения в руководство полетами.

Убийство диспетчера

1 июля 2002 года произошла авиакатастрофа над Боденским озером. Список погибших включал Светлану Калоеву и двух ее детей: Костю и Диану. Семья летела в Барселону, где находился их отец Виталий.

Мужчина одним из первых прибыл на место трагедии и лично помогал найти останки своих любимых людей.

В феврале 2004 Калоев был задержан по подозрению в убийстве Петера Нильсена, того самого диспетчера. Мужчина был смертельно ранен на пороге своего дома в Цюрихе. Виталий не признал свою вину, но подтвердил, что посещал Петера с целью получить извинения за то, что он совершил.

Калоев был приговорен к заключению на восемь лет. В ноябре 2007 года мужчина был досрочно освобожден и депортирован в Россию.

Авиакатастрофа над Боденским озером, реконструкция которой доказала неправомерные действия диспетчера, послужила причиной громким судебных процессов.

Так, компания «Башкирские авиалинии» подала иск в суд на «СкайГид», а потом и на Германию. Обвинения состояли в том, что ни та, ни другая сторона не проводила необходимых мер для обеспечения безопасности движения в воздушном пространстве.

Суд постановил, что Германия несет ответственность за произошедшее, поскольку страна не имела права передавать УВД заграничной компании. Конфликт между страной и авиакомпанией был урегулирован лишь в 2013 году внесудебно.

«СкайГид» был признан виновным в том, что произошла авиакатастрофа над Боденским озером. Список виновных состоял из четырех человек, один из которых обошелся лишь денежным штрафом.

Память

На месте падения самолетов был установлен памятник в виде разорванной жемчужной нити.

В Цюрихе, откуда происходило управление самолетами, диспетчерская всегда украшена живыми цветами в память о погибших.

Мемориал погибшим в авиакатастрофе над Боденским озером был установлен в Уфе, на кладбище, где покоятся их останки.

Источник

Столкновение над Боденским озером: хроника трагедии

В результате катастрофы погиб 71 человек: два пилота, находившиеся на борту грузового «Боинга» немецкой компании DHL, а также экипаж и пассажиры рейса «Башкирских авиалиний» — всего 69 человек, в том числе 52 ребенка. Трагедия и последовавшая за ней история кровной мести легли в основу сразу нескольких художественных произведений.

Как развивались события в ночь столкновения, почему большая часть погибших в ту ночь не должна была оказаться в небе и как проходило расследование — в материале «Известий».

Случайные пассажиры

Основную часть пассажиров Ту-154 составляла группа детей из расположенной в Башкирии специализированной школы ЮНЕСКО для одаренных ребят. Все они получили путевки на отдых в Испанию за хорошую учебу.

Эта группа должна была вылететь накануне, однако опоздала на рейс. «Башкирские авиалинии» по просьбе сопровождавшей группу туркомпании в экстренном порядке организовали для группы вылет чартера. Билеты на этот рейс авиакомпания также предложила другим пассажирам, ожидавшим вылета в Испанию, — всего было куплено восемь билетов. Три из них приобрела семья Калоевых — 44-летняя Светлана летела в Барселону вместе с детьми — четырехлетней Дианой и 10-летним Костей.

В Испании их ждал отец, Виталий Калоев, бывший глава строительного управления во Владикавказе, в 1999 году по контракту уехавший в Испанию работать архитектором. Накануне он сдал заказчику очередной проект. Светлана с детьми жила в Северной Осетии, в Барселону они летели через Москву, где она и купила билет на рейс «Башкирских авиалиний».

Помимо первого и второго пилотов, в составе экипажа находился проверяющий авиакомпании — пилот 1-го класса, который в этом полете должен был в рамках стандартной процедуры проверки оценить действия КВС борта Александра Гросса. В салоне самолета помимо бортпроводников находились еще трое сотрудников авиакомпании: Шамиль Рахматуллин, авиатехник Юрий Пензин и сопровождавший рейс флайт-менеджер Артем Гусев.

Читайте также:  Карта озера баунт бурятия со спутника

Поздно вечером 1 июля самолеты оказались в воздушном пространстве над немецким Боденским озером — несмотря на то что это была территория Германии, управление полетами здесь было передано частной диспетчерской компании «Скайгайд», расположенной в Швейцарии.

123

Диспетчерская

На дежурстве в диспетчерском центре в этот момент находился один специалист — 34-летний Петер Нильсен. Второй диспетчер с согласия Нильсена в этот момент ушел на перерыв, и на попечении Нильсена и оставшейся с ним ассистентки остались сразу два диспетчерских терминала.

Кроме того, как впоследствии установило следствие, часть диспетчерского оборудования, которая должна информировать диспетчеров об опасном сближении между самолетами, в эту ночь находилась на техобслуживании.

Когда стало понятно, что самолеты двигаются на пересекающихся курсах, обратить внимание коллеги на опасную ситуацию пытался другой диспетчер, работавший в Карлсруэ. Он 11 раз пытался связаться с Нильсеном по телефону, но одна из телефонных линий также находилась на обслуживании, а запасная вышла из строя. По той же причине сам Нильсен не мог попросить аэропорт Фридрихсхафена взять на себя еще один, третий рейс, следовавший с задержкой. Переговоры с командиром этого борта несколько минут до катастрофы не позволят Нильсену расслышать сообщения от летчиков «Боинга» и Ту-154.

Сам Нильсен заметил сближение двух самолетов, двигавшихся на встречных курсах, слишком поздно. Первое сообщение командиру Ту-154 с требованием снизить высоту он отдал меньше чем за минуту до столкновения. Однако в это время в кабине второго самолета уже сработала система предупреждения о возможном столкновении TCAS-RA.

В кабине

Система TCAS была создана специально для предупреждения пилотов об опасных сближениях в ситуации, когда по каким-то причинам это не было сделано диспетчером. Для того чтобы система сработала, необходимо, чтобы на втором самолете также стоял ее датчик, — после этого каждый из лайнеров получает согласованный сигнал о маневре, который необходимо совершить, чтобы предотвратить столкновение.

По международным правилам системой должны быть оборудованы все самолеты, сертифицированные для перевозки 19 пассажиров и более. TCAS была установлена и на Ту-154, и на немецком «Боинге». Но из-за того, что диспетчер попытался предотвратить столкновение слишком поздно, его распоряжения вошли в противоречие с командами TCAS.

Почти сразу после того, как Нильсен вышел на связь с капитаном самолета «Башкирских авиалиний» и потребовал снизиться, TCAS передала российскому лайнеру команду начать набор высоты, а немецкому, напротив, — снижаться. Командир «Боинга», не получавший никаких распоряжений от Нильсена, выполнил команду компьютера. Командир Ту-154 в этот момент уже выполнял аналогичное распоряжение диспетчера и к компьютеру не прислушался. При этом экипаж немецкого грузового самолета сообщил о своих действиях на землю, но Нильсен, занятый в этот момент переговорами с третьим бортом, этого сообщения не услышал.

Два самолета одновременно перешли в снижение на встречных курсах.

123

Разорванное ожерелье

Пилоты «Боинга» и Ту-154 увидели друг друга уже в последние секунды — самолеты столкнулись под прямым углом, при этом хвостовой стабилизатор «Боинга» ударил в середину фюзеляжа пассажирского самолета, отчего тот развалился в воздухе. Лишившийся хвостового управления «Боинг» потерял управление и также рухнул на землю.

Катастрофа произошла около 23.30 по местному времени, однако первые сообщения о ней начали поступать уже после полуночи. Утром 2 июля о случившемся узнал Виталий Калоев, ожидавший свою семью в Барселоне. В тот же день он вылетел в Швейцарию, а оттуда выехал в немецкий город Юберлинген, рядом с которым произошла катастрофа.

Сообщив полицейским в оцеплении, что в упавшем самолете находились его жена и дети, Калоев присоединился к поисковым работам на месте крушения. Позднее он рассказал телеканалу National Geographic, что сам нашел свою дочь, четырехлетнюю Диану, — сначала увидел на земле ее порванные бусы, а затем обнаружил и тело ребенка. Именно этот образ лег в основу мемориала, установленного на месте трагедии и названного «Разорванное ожерелье».

В книге «Столкновение», также со слов Виталия Калоева, описывается другая версия развития событий — во время поисковой операции его привезли на место обнаружения тела для опознания, где он и увидел лежавшее в стороне украшение.

Расследованием обстоятельств крушения занималось Немецкое федеральное бюро расследований авиационных происшествий. В мае 2004 года было опубликовано заключение бюро. В нем говорилось, что в столкновении виновна диспетчерская компания «Скайгайд», не сумевшая обеспечить безопасность воздушного движения, и ее диспетчер. Кроме того, в документе отмечалось, что пилоты Ту-154 совершили маневр вопреки требованиям системы TCAS, а интеграция самой системы была неполной, инструкции к ней не были стандартизированы.

Авиакомпания «Башкирские авиалинии» также подала в суд на Федеративную Республику Германия, в воздушном пространстве которой произошло столкновение. В 2006 году районный суд расположенного на Боденском озере города Констанц постановил, что передача управления движением самолетов частной компании, находящейся на территории другой страны, противоречит немецким законам. Вся ответственность за катастрофу, согласно решению суда, ложилась на Федеративную Республику Германия. Это решение было оспорено ФРГ, впоследствии спор между Германией и «Башкирскими авиалиниями» был урегулирован в досудебном порядке.

В сентябре 2007 года было вынесено судебное решение по делу восьми сотрудников компании «Скайгайд» — четверо обвиняемых были оправданы, четверо признаны виновными в причинении смерти по неосторожности. Трое из них получили условные сроки, один был приговорен к штрафу.

Убийство

Первое время личность диспетчера, находившегося на дежурстве в момент катастрофы, не раскрывалась. Впоследствии представители компании «Скайгайд» сообщили журналистам, что Петер Нильсен был глубоко потрясен трагедией. Вскоре после столкновения он взял длительный отпуск, через несколько месяцев вернулся в компанию, но перешел на офисную работу и управлением воздушным движением больше никогда не занимался.

Спустя почти два года после катастрофы, однако до публикации официального заключения комиссии по ее расследованию, 24 февраля 2004 года к его дому подошел седой человек, одетый во всё черное, и попытался «привлечь к себе внимание» хозяина. Нильсен, в доме которого находились жена и трое детей, вышел к нему. После короткого разговора человек нанес ему несколько ножевых ранений и скрылся с места преступления.

Полиция сразу заявила, что «не исключает» версии мести диспетчеру за катастрофу над Боденским озером, а диспетчерская компания до выяснения всех обстоятельств усилила охрану остальных сотрудников. По подозрению в убийстве вскоре был задержан Виталий Калоев. Следователям он рассказал, что хотел добиться от диспетчера извинений. По словам Калоева, он показал Нильсену фотографию своей погибшей семьи, однако Нильсен выбил фотографии у него из рук и, согласно некоторым источникам, засмеялся. Что происходило после этого, Калоев не помнит.

В октябре 2005 года он был признан виновным в убийстве и приговорен к восьми годам лишения свободы, в 2006 году срок заключения был сокращен, а в 2007-м Калоев был освобожден досрочно за примерное поведение и отправлен в Россию. В Северной Осетии Виталия Калоева встретили как героя. Через год, в 2008 году, он занял пост заместителя министра строительства республики.

123

«Столкновение» и «Последствия»

Про обстоятельства катастрофы было снято сразу несколько документальных фильмов в России и за рубежом.

В апреле 2017 года на экраны в США вышел художественный фильм «Последствия», в основу которого легли события 2002–2004 годов. Роль главного героя, прототипом которого стал Виталий Калоев, исполнил Арнольд Шварценеггер. Сам Калоев после премьеры раскритиковал фильм за ряд неточностей и искажений.

Тогда же, в апреле 2017-го, в России вышла книга «Столкновение: Откровенная история Виталия Калоева». В ней со слов Виталия Калоева описываются обстоятельства проведения поисковой операции и его последняя встреча с диспетчером Нильсеном.

Источник

Эксперты опознали тела всех 69 погибших в катастрофе Ту-154 над Боденским озером

ВСЕ ФОТО

Немецким экспертам удалось опознать тела всех 69 погибших в авиакатастрофе Ту-154 авиакомпании «Башкирские авиалинии» в небе над Германией.

Об этом РИА «Новости» по телефону сообщил представитель полицейского управления города Уберлинген.

Имена погибших, тела которых удалось идентифицировать, пока не называются.

Поисковые работы на месте катастрофы официально прекращены. В то же время полиция не исключает, что в ближайшие дни или недели жители окрестных мест могут обнаружить мелкие обломки столкнувшихся в ночь на второе июля российского Ту-154 и грузового Boeing-757 или личные вещи жертв трагедии.

В ближайшие часы тела жертв катастрофы будут доставлены из Уберлингена в аэропорт Фридрихсхафен, где находится прибывший в пятницу из Москвы самолет. Он доставит тела погибших на родину.

По данным германской стороны, самолет сможет отправиться в Башкирию не раньше 18:00 по местному времени (20:00 по московскому).

Тела погибших доставят в субботу в Уфу, угде пройдет церемония прощания

В субботу, 13 июля на Советской площади Уфы состоится церемония прощания и панихида, после чего уфимцы будут похоронены на кладбище в башкирской столице, а остальные — там, где жили.

В понедельник, 8 июля, в башкирскую столицу были доставлены первые идентифицированные тела погибших в авиакатастрофе. В этот же день 27 человек были похоронены на Южном кладбище Уфы, еще 5 — в различных районах республики.

Президент Швейцарии отказался от поездки в Башкирию из-за «высокого эмоционального настроя» местного населения

Президент Конфедерации, глава Федерального департамента финансов Швейцарии Каспар Филлигер принял решение воздержаться от участия в траурных мероприятиях в Башкирии, связаных с похоронами жертв столкновения Ту-154 и грузового Boeing 757 2 июля в районе Боденского озера в Германии. Об этом в ночь на пятницу сообщило национальное информагентство СДА-АТС со ссылкой на заявление Федерального департамента финансов Швейцарии, передает РИА «Новости».

Как следует из указанного заявления, МИД России информировал швейцарское посольство в Москве, что в условиях «чрезвычайно высокого эмоционального настроя населения», вызванного катастрофой и гибелью людей, власти Уфы «не могут гарантировать безопасность делегации».

Читайте также:  Озеро джека лондона магаданская область описание

В ночь на 2 июля в Германии в районе Боденского озера на высоте 11 тыс. метров столкнулись российский пассажирский авиалайнер Ту-154 компании «Башкирские авиалинии» и грузовой самолет Boeing 757 компании международных авиаперевозок DHL, сообщает РИА «Новости».

На борту Ту-154 находились 12 членов экипажа и 57 пассажиров — 52 ребенка, направлявшиеся на отдых в Испанию, и 5 сопровождавших их взрослых. На борту Boeing-757 было 2 пилота.

1. Асылгужин Ильдар Иршатович — 1988 г. р.
2. Асылова Лена Тахировна — 1992
3. Ахметов Арсен Фатыхович — 1987
4. Басырова Елена Ириковна — 1977
5. Биглов Булат Ирикович — 1987
6. Валеев Венер Юнерович — 1987; отец — Валеев Юнер — глава Администрации Зилаирского района.
7. Войтко Александра Дмитриевна — 1989
8. Газизова Альбина Маратовна — 1987
9. Гимаева Лейсян Ильдаровна — 1987; отец — Гимаев Ильдарруководитель Администрации Президента Башкирии.
10. Григорьева Жанна Александровна — 1987
11. Динисламов Динис Рафаэлович — 1988; отец — Динисламов Рафаэльзав. отделом правовой информации управления правовой работы и административных органов Кабинета министров Башкирии.
12. Дегтярев Кирилл Александрович — 1987; отец — Дегтярев Александрректор Уфимского технологического института сервиса.
13. Ефремов Игорь Анатольевич — 1987
14. Жиянбаева Гульназ Рафиловна — 1990
15. Калоева Диана Витальевна — 1998
16. Калоев Константин Витальевич — 1991
17. Калоева Светлана Пушкиновна — 1958
18. Козлова Дарья Александровна — 1986
19. Костенко Оксана — менеджер турфирмы
20. Литвинов Станислав Сергеевич — 1992
21. Мамбетова Лейсян Исламетдиновна — 1987; отец — Мамбетов Исламзамминистра культуры и национальной политики Башкирии
. 22. Масагутов Арсен Радикович — 1986
23. Мельничук Михаил Васильевич — 1986
24. Минченкова Мария Григорьевна — 1987
25. Муртазин Айрат Маратович — 1968
26. Муртазин Ильдар Айратович — 1994
27. Мусагитова Элина Ильдаровна — 1990
28. Нелюбина Елена Евгеньевна — 1987
29. Низаметдинова Гульназ Рамзилевна — 1988; отец — Низаметдинов Рамзилначальник Финансово-хозяйственного управления Администрации Президента Башкирии.
30. Новикова Валерия Александровна — 1987
31. Поспелова Екатерина Владимировна — 1973
32. Пушкарева Евгения Александровна — 1990
33. Савчук Вероника Владимировна — 1987
34. Савчук Владислав Владимирович — 1989
35. Савчук Ирина Анатольевна — 1964
36. Соловьев Сергей Владимирович — 1990; отец — Соловьев Владимирдиректор Иглинского весового завода.
37. Субханкулов Марат Мавлетович — 1986; отец — Субханкулов Мавлетзамглавы Пенсионного фонда РФ по Башкирии — Единая пенсионная служба.
38. Султанбекова Лиана Маратовна — 1988
39. Султанов Марсель Муратович — 1989
40. Суфиянова Юлия Римовна — 1988; отец — Суфиянов Римисполнительный директор Комитета Башкирии по делам ЮНЕСКО.
41. Тукаева С.
42. Уразлин Руслан Олегович — 1987
43. Уразлина Карина Олеговна — 1986
44. Федотова Зоя Сергеевна — 1988
45. Федотова Софья Радиковна — 1987
46. Хамматов Артур Зульфатович — 1991
47. Ханнанова Алина Римовна — 1990
48. Хасанова Г. —
49. Хисматуллина Линара Батыровна — 1987; отец — Хисматуллин Батырглава территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ в Башкирии.
50. Шагимухаметов Динар Раянович — 1987
51. Шислуйская А. —
52. Шислуйская В. —
53. Шислуйская Л. —
54. Шислуйская Ю. —
55. Шмельков Максим Владимирович — 1987
56. Юлдашбаева Ирина Юлаевна — 1988
57. Юсупов Руслан — 1982

Список членов экипажа Ту-154

Командир экипажа:
1. Гросс А. М., 21.03.50 г.р.

Вторые пилоты:
2. Григорьев О.П., 31.03.62 г.р.
3. Иткулов М.А., 29.09.61 г.р.

Штурман:
4. Харлов С.Г., 28.08.51 г.р.

Флайт-менеджер:
5. Гусев А.М.

Бортинжинер
6. Валеев О.И., 21.01.64 г.р.

Техники:
7. Рахматуллин Ш.М., 29.11.50 г.р.
8. Пензин Ю.Л., 15.06.58 г.р.

Бортпроводники:
9. Багина О.А., 03.02.57 г.р.
10. Билялова Г.А., 07.04.67 г.р.
11. Кулешова Т.Н., 21.12.66 г.р.
12. Якшидавлетов А.Я., 6.07.71 г.р.

Экипаж разбившегося Boeing-757

Пол Филлипс — британский пилот
, Брант Кампиони — канадский пилот.

Источник



Личность «Считаю, что зря прожил жизнь». Как сложилась судьба Виталия Калоева, который убил авиадиспетчера, виновного в авиакатастрофе над Боденским озером

В апреле выйдет фильм «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером о россиянине Виталии Калоеве, чья семья погибла в авиакатастрофе над Боденским озером в 2002 году. Спустя 478 дней после трагедии Виталий Калоев убил авиадиспетчера, из-за ошибки которого погибли его жена и двое детей.

В июле 2002 года российский архитектор Виталий Калоев работал в Испании. Он завершил возведение коттеджа под Барселоной, сдал заказчику объект и ждал семью, которую не видел девять месяцев. Светлана с детьми, 11-летним сыном Константином и 4-летней дочкой Дианой, никак не могла купить билет на самолёт. И лишь за три часа до отлёта в аэропорту ей предложили «горящие» билеты на борт того самого самолёта.

Пилоты Ту-154 к этому моменту ещё не видели «Боинг», приближавшийся слева, но были готовы к тому, что придётся выполнять манёвр для расхождения с ним. Поэтому они приступили к снижению сразу после получения команды диспетчера (фактически, даже до того, как она была окончена). Однако сразу после этого в кабине прозвучала команда автоматической системы предупреждения опасных сближений (TCAS), информирующая о необходимости набирать высоту. Одновременно пилоты рейса 611 получили от такой же системы инструкцию снижаться.

Один из членов экипажа обратил внимание остальных на команду TCAS, ему ответили, что диспетчер дал команду снижаться. Из-за этого никто не подтвердил получение команды (хотя самолёт уже снижался). Через несколько секунд Нильсен повторил команду, на этот раз её получение было немедленно подтверждено. При этом он по ошибке сообщил неправильные сведения о другом самолёте, сказав, что тот находится справа от Ту-154. Как показала в дальнейшем расшифровка бортовых самописцев, некоторые из пилотов рейса 2937 были введены в заблуждение этим сообщением и, возможно, решили, что есть ещё один самолёт, невидимый на экране TCAS. Ту-154 продолжал снижаться, следуя инструкциям диспетчера, а не TCAS. Никто из пилотов не проинформировал диспетчера о противоречии в полученных командах.

В то же время рейс 611 снижался, выполняя инструкцию TCAS. Как только стало возможно, пилоты сообщили об этом Нильсену. Диспетчер не услышал этого сообщения из-за того, что одновременно на связь с ним на другой частоте вышел другой самолёт.

В последние секунды пилоты обоих самолётов увидели друг друга и попытались предотвратить столкновение, полностью отклонив штурвалы, но это не помогло.

Полицейские не хотели пускать Виталия к месту катастрофы, но когда он объяснил, что там его жена и дети, пропустили. По словам Виталия, его дочь Диану нашли в трёх километрах от места падения самолёта. Калоев сам участвовал в поисковых работах и нашёл сначала порванные бусы Дианы, а затем и её тело.

Фото: Winfried Rothermel / AP

Место падения самолета Ту-154М

Виталий Калоев:

— В десять утра я был на месте трагедии. Увидел все эти тела — в столбняке застыл, двигаться не мог. Деревушка рядом с Юберлингеном, в школе там штаб был. А неподалеку на перекрестке, как потом оказалось, сын мой упал. До сих пор себе простить не могу, что рядом проехал и ничего не почувствовал, не узнал его.

Фото: Эдуард Корниенко / Reuters

22 февраля 2004 года его попытка поговорить с авиадиспетчером Питером Нильсеном закончилась убийством диспетчера на пороге собственного дома в швейцарском городке Клотен: двенадцать ударов перочинным ножом.

Виталий Калоев

Виталий Калоев:

— Я постучал. Нильсен вышел. Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил и ему сказал: Ich bin Russland. Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался… Типа как собаке: пошел вон. Ну, я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: «Посмотри!» Он как хлопнул меня по руке — снимки полетели. И там понеслось.

Как признался в одном из интервью Виталий Калоев, тогда в Швейцарию он поехал вовсе не убивать авиадиспетчера, а встретиться с руководством авиадиспетчерского центра «Скайгайд». От компании он ждал извинений за трагедию. Но с Калоевым встречаться отказались.

Виталий Калоев

Виталий Калоев:

— Когда мне отказали, я сказал: «Я все равно приеду в Швейцарию». Зачем мне Росье? (директор «Скайгайд» — прим. ред.). Я уже знаю его мнение. Значит, кто там такое же лицо, через кого можно заставить извиниться? Кроме Нильсена кто там есть? Никого нет. Вот и я пошел к Нильсену. Я пошел, и я же говорю, первый раз, когда пошел, я даже не зашел к нему. Я постоял там на остановке, минут 30 стоял, если не больше, думал. Предполагал, что мне он может отказать, я и это предполагал, и этот вариант обдумывал. А потом, это было воскресенье, мне надо было с Майером (священник цюрихского аэропорта — прим. ред.) встретиться. Думал, что встречусь с Майером и попрошу его, чтобы он пришел со мной. Я в понедельник пошел к Майеру, а он был в отпуске, я не знал этого. И пошел к Нильсену тогда уже один.

Фото: Юрий Васильев

По словам Калоева, если бы диспетчер в тот вечер повел себя как-то по-другому, то остался бы жив. О семье Питера Нильсена, где осталось трое детей, Виталий сказал восемь лет назад: «Его дети растут здоровые, жизнерадостные, жена его радуется своим детям, родители его радуются своим внукам. А мне кому радоваться?»

Источник

Adblock
detector