Меню

Торговый путь по реке ока

Средневековье: Поволжский торговый путь от Астрахани к Москве

Средневековье: Поволжский торговый путь от Астрахани к Москве

Поволжский путь проходил по рекам Москва, Ока и Волга, а затем через Каспийское море в Персию, Хиву и Бухару. Большое развитие этот торговый путь получил во второй половине XVI века, в связи с присоединением Казани и Астрахани. Этот путь начинался в Москве, откуда путники спускались по Москве-реке и Оке до Волги. Водный путь от Москвы до Астрахани продолжался 1,5-2 месяца. В Астрахани товары перегружались на морские суда и путь продолжался в восточные страны вдоль берегов Каспийского моря.

Несколько сухопутных дорог вело от Астрахани в Среднюю Азию и Иран.

По течению Волгу традиционно принято делить на три части:

Верхняя Волга — от истока до устья Оки. Исток Волги — ключ у деревни Волговерховье в Тверской области. В устье реки Оки — раскинулся город Нижний Новгород.

Средняя Волга — от устья реки Оки до устья Камы. Ниже впадения Оки Волга становится еще более полноводной.

Нижняя Волга — от устья Камы до Каспийского моря. После впадения Камы Волга становится просто могучей рекой. Дельта Волги является самой большой речной дельтой в Европе и начинается севернее Астрахани отделением от Волги ее многочисленных рукавов, притоков и мелких речушек.

У этого пути очень длинная история, и начинается она еще в первом тысячелетии до нашей эры. Через Нижнюю Волгу проходило северное ответвление Великого Шелкового пути. В эпоху средневековья Волга приобретает серьезное транспортное значение. Рождение Великого Волжского торгового пути связано с возникновением в VII веке в низовьях Волги могущественной державы – Хазарского каганата. Оно с самого начала своего существования установило контроль над важнейшими торговыми путями из Восточной Европы в страны Передней Азии. Причем, решающую роль играл маршрут вдоль западного побережья Каспийского моря, к устью Волги, затем вверх по ней до Переволоки, где он разветвлялся на два направления: одно – вверх в земли булгар, а другое – на Дон, к Азовскому и Черному морям в Византию и земли славян. Данная Переволока для Поволжского торгового пути, возымевшего особое значение в период становления, расширения и укрепления Московского, а затем и Российского государства, остается в стороне. В этом очень удобном в географическом плане месте позже возник другой славный город — Царицын.

ПЕРЕВОЛОКА — междуречье, разграничивающее бассейны двух великих рек Волги и Дона в месте их наибольшего сближения, ещё с незапамятных времён носило это название. На карте Гесселя Герритса (1614 г.), оно так и было обозначено. Эту карту Герритс выгравировал и издал в Амстердаме «Карта Руссии по рукописи, начертить которую озаботился Фёдор, сын царя Бориса…» с планом Москвы на врезке. В 1614 году Герритс исправил и дополнил эту карту, уточнив фигуру Ладожского озера и др.

Ещё во времена хазар, владеющих нижним течением Волги и Дона, русские пользовались Переволокой. Получив разрешение перетащить свои суда из Дона в Волгу, они двинулись потом на них в сторону Каспия. Несколько позже, в 969 году, князь Святослав также Переволокой спустился вниз по Волге, взял приступом крепость Итиль и разорил её.

Со второй половины XVI века Переволокой начинают постоянно пользоваться донские казаки. Наиболее излюбленный их путь был следующий: войдя с Дона в устье речки Иловли, они на лёгких стругах поднимались вверх по её течению, а потом, перетащив их посуху в речку Камышинку, по ней спускались в Волгу. Дважды со своею вольницей по Иловле и Камышинке переволакивался Степан

Контроль над Волжским путем и его ответвлениями был для хазар особенно важен, потому что с начала 8 века водные пути Восточной Европы использовались скандинавскими купцами — основными поставщиками в страны Востока мехов, янтаря, моржового зуба. Русы были единственными на Волге, кто использовал корабли. Не просто так в мусульманских письменных источниках X века Волга называется «Русская река». Стремление хазарской верхушки держать в своих руках транзитную торговлю с Востоком становится одной из причин переноса столицы в дельту Волги, в город названный Итиль. Это был город, где проживали мусульмане, христиане, иудеи и идолопоклонники-язычники. В источниках нет упоминания о хазарских купцах. Видимо, торговля находилась в руках купцов, прибывающих в страну, а также еврейских торговцев, проживавших во всех городах Хазарии. Хазарские же владыки обогащались за счет пошлин в размере десятой части от стоимости провозимых товаров. Однако хазары не только собирали пошлины, но и обеспечивали безопасность торговых трасс. Под контролем каганата Волжский путь более двух столетий являлся основной торговой магистралью Восточной Европы. Именно конкуренция вокруг Волжского пути привела русских князей Святослава (966-968 годах) и Владимира (он в 988 году обложил данью хазар) к ряду походов, которые и разрушили Хазарию. В эпоху монгольского завоевания Нижнее Поволжье становится центром обширного и сильнейшего государственного образования – Золотой Орды. Как и в эпоху Хазарского каганата, Золотая Орда контролировала не только Волжский путь, но и маршрут Восток – Запад. Монгольские ханы всячески поощряли торговлю. Они отлично понимали, что военной добычей невозможно обеспечить процветание государства. Уже при Батые в его столицу город Сарай “торговцы с разных сторон привозили различные товары; все это, что бы то ни было он брал и за каждую вещь давал цену, в несколько раз превышавшую ее стоимость”. В нижневолжские города сходились товары из стран Закавказья и Ирана, Руси, Прикамья, Средней Азии и Китая. Не могли миновать их и торговцы из Западной Европы, прежде всего генуэзцы и венецианцы, осваивавшие и просторы Каспийского моря.

В XIV — XV веках Волжский путь становится для Северо-Восточной Руси (будущей Московии) доминирующей внешнеторговой артерией. Даже после распада Золотой Орды, когда один из ее наследников — Астраханское ханство — промышляет разбоем на Волге, не прерывался поток русских купцов в страны Каспийского бассейна не прекращается. Важное значение этого торгового пути для Русского государства приводит в XVI веке к завоеванию Казани и Астрахани. С этого момента наступает новый период в истории Нижнего Поволжья. Как в эпоху Хазарии и Золотой Орды, ключевым в волжской торговле становится район низовий Волги. Там возводится русский город. И в течение полутора столетий Астрахань остается единственным крупным торговым центром в Нижнем Поволжье. Можно смело сказать, что именно в Астрахани начинается Волжский путь, поскольку именно через нее шли высококачественные восточные товары: шелковые ткани, изделия из кожи, оружие и другие металлоизделия, драгоценные камни. До XVI века Русское царство в ответ могло предоставлять лишь традиционные меха. Но момента утверждения в Нижнем Поволжье Русского государства, этот регион стал выполнять роль не только транзитного пункта, но и поставщика собственной продукции – рыбы и соли. С XVII века Астрахань стала снабжать Москву виноградом и вином.

В концу XVII века к товарам, производимым в Астрахани добавились изделия из шелка-сырца, привозимого из Персии, причем объем произведенной в Астрахани продукции превышал количество ввозимых с Востока готовых шелковых изделий. Специализация Нижнего Поволжья как поставщика рыбы и рыбной изделий, икры, соли, продукции садоводства, бахчеводства и виноградарства, каракуля (в английском языке слово каракуль до сих пор называется Astrakhan) В течение 18-19 вв. окончательно определилась только в XIX веке.

Сделаем короткую остановку в некоторых средневековых городах на Волжском торговом пути.

АСТРАХАНЬ расположена на Прикаспийской низменности, на реке Волга, в верхней части её дельты. В районе, где находится Астрахань, издавна располагались городские поселения, через которые шли торговые пути персов и арабов. На протяжении нескольких столетий здесь, несмотря на разрушения, постоянно возникали города хазар, половцев, монголо-татар. Первые письменные известия относятся к XIII веку, когда среди татарских поселений упоминается деревня Аштархан на правом берегу Волги. Окончательно занята русскими войсками и присоединена к Русскому государству в 1557. После вхождения в состав России Астрахань сохранила свое значение в торговле России со странами Востока. К середине XVIII века она стала главным местом сосредоточения российско-иранской торговли. Раньше ведущее значение в астраханской торговле играли иностранные купцы: на долю индийцев приходилось 41,5 % товарооборота, иранских и закавказских – 42,1 %, русских – всего 16,4 %. Но к середине XVIII в. ситуация кардинально изменилась и на долю российских торговцев стало приходиться до 80 % товарооборота с Ираном и Закавказьем. На астраханском направлении восточной торговли России экспортными товарами были меха, сукно, писчая бумага, сахар, мыло, зеркала и т. д. В Россию из стран Востока ввозились шелк-сырец, ковры, хлопчатобумажные и шелковые ткани, драгоценные камни и т. д. Рост купеческих капиталов в Астрахани создавал благоприятные условия для инвестирования их в собственное мануфактурное производство. Так, еще в 1742 г. астраханские купцы-армяне во главе с Ширвановым основали фабрику по производству шелковых и хлопчатобумажных изделий; в 1757 г. в Астрахани и Кизляре открылись фабрики по изготовлению красителей. Большое значение для астраханской торговли имели соляные промыслы и селитровые казенные заводы на реке Ахтубе, которые отдавались купцам в откуп. Но основной поток мануфактурных изделий в Астрахань в последней четверти XVIII века шел из Поволжья.

Плавание вниз по Волге всегда было связано с опасностью нападения казаков или кочевников, и поэтому суда по-прежнему ходили в Астрахань и из Астрахани, а также в промежуточные пункты большими-большими караванами. Еще при Иване Грозном караваны составляли до 500 больших судов, которые нередко становились жертвой разбоя. Сопровождал государевы товары особо усиленный конвой. Караваном руководил назначенный государем начальник, который имел в своем распоряжении значительную охрану и даже пушки. Для охраны торгового сообщения были основаны остроги Самара, Саратов и Черный Яр и другие. Вниз по течению плавали на веслах, при попутном ветре ставили паруса, против течения шли на лямках. Волжские перекаты и мели вынуждали строить плоскодонные суда.

ЧЕРНЫЙ ЯР — «уездный город Астраханской губернии, в 256 верстах от города Астрахани, на правом крутом берегу Волги, имеющем черный цвет. Этот обрывистый берег (яр) ежегодно подмывается в половодье и обваливается, вследствие чего жители города, в начале XIX столетия, вынуждены были переселиться дальше от берега, часть которого, со строениями, обрушилась. В 1627 г., в царствование Михаила Феодоровича, заложена была на этом месте небольшая крепость, названная «Черным острогом», для охраны волжских судовых караванов от нападений кочевников и «понизовой вольницы». Несмотря на свое расположение на берегу реки Волги, Черный Яр никогда не имел торгово-промышленного значения. Главные занятия жителей — хлебопашество, скотоводство и рыболовство. Торговля незначительна, базары ничтожны. 4 ярмарки, на которые привозится товаров на 322500 руб., а продается на 146300 руб., в том числе скота пригоняют на 226400 руб., а продают на 119200 руб. В 1901 г. собственно в городе было 5264 жителя (2812 мужчин и 2452 женщины). Больница, богадельня, аптека, 25 лавок, 1 казенный винный склад, 2 питейных заведения, 11 ветряных мельниц и 4 конные, 12 кузниц, 1 рыболовная ватага, 1 миножный завод и 1 кирпичный; ремесленников 103; благотворительное общество, городской общественный банк. Главные занятия жителей — хлебопашество, скотоводство и рыболовство. Торговля незначительна, базары ничтожны. 4 ярмарки, на которые привозится товаров на 322500 руб., а продается на 146300 руб., в том числе скота пригоняют на 226400 руб., а продают на 119200 руб.»

В результате походов русских войск все Поволжье находилось под контролем Русского государства. Но когда при царе Федоре Ивановиче было решено строить на Волге новые города, ногайский князь Урус, узнав об этом, послал в 1586 году Федору Ивановичу письмо, в котором спрашивал: «Ты на четырех местах хочешь города ставить: на Уфе, да на Увеке, да на Самаре, да на Белой Воложке. А теми места твои деды и отцы владели ли?» Но, несмотря на протест князя нагайского, на берегах Волги построили города-крепости по всем правилам фортификации. Летом 1586 года на Волге, при впадении в нее реки Самары, в хорошо защищенном от кочевников месте появилась крепость Самара. Через три года на Волге у Переволоки основана еще одна крепость — Царицын. И наконец, в 1590 году на полпути между двумя крепостями, в местности, где существовала хорошая переправа через Волгу, был основан город-крепость Саратов. Кроме того, на пути кочевников в лесах устраивали засеки, в степных, равнинных местах сооружались валы и рвы, выжигалась кругом трава. Между крепостями постоянно разъезжали конные стрелецкие отряды, называвшиеся «станицы». Основанные на Волге города стали мощным заслоном против набегов крымских татар и соседних ногайцев.

ЦАРИЦЫН (ВОЛГОГРАД) — расположен на западном берегу реки Волги при правом ее притоке — реке Царица. Первые 10-15 лет Царицын располагался на острове, напротив Царицы. В следующие годы был перенесен на угол, образованный берегами рек Волга и Царица. Судьбы городов, их возникновение и дальнейшее развитие в значительной степени связаны с географическим положением. Что касается Волгограда, то его военно-стратегическое значение в момент основания и торгово-промышленное развитие прямо или косвенно связаны с Волгой. Здесь в нижнем течении она близко подходит к Дону, из которого есть выход через Азовское море на мировые торговые пути. Здесь за сотни лет до «официального» основания Царицына (1589 г.) образовались «переволоки», по которым проходили кочевые и торговые пути многих народов, идущих с востока. Здесь же в дальнейшем пролегали торговые пути с севера на юг. По мере политического и экономического укрепления Российского государства Царицын становится воротами, через которые развивающаяся Россия выходила в Индию, Персию, на Кавказ и в другие южные страны. Город превратился в значительный стратегический узел, которому суждено было отражать многочисленные набеги племен и народов. До конца XVIII века Царицын оставался пограничным поселением с военным гарнизоном.

САРАТОВ основан как сторожевая крепость для охраны южных рубежей Российского государства в 1590 году, и, видимо, ничем не отличался от других городов-крепостей того времени. Деревянные крепостные стены с башнями окружали небольшой по размерам город и защищали его от нападений. В городе были построены воеводская канцелярия и двор самого воеводы, рядом находились дворы детей боярских и стрелецких сотников. Остальная территория была занята усадьбами ремесленников и торговцев, а ближе к крепостным стенам — стрельцов, пушкарей и других служилых людей. Отдельно стояли хлебные амбары, пороховые погреба, тюрьма и другие государственные постройки. Над всеми строениями возвышалась деревянная церковь. Население города состояло в основном из служилых людей. Они несли сторожевую службу, следили за передвижением кочевников-ногайцев, боролись с «воровскими» казаками. Стрельцы занимались охраной Волжского пути, сопровождая торговые караваны до ближайшего города. В свободное от военно-сторожевой службы время жители занимались хлебопашеством и огородничеством, разводили домашний скот, промышляли ремеслом, торговлей, рыбной ловлей и охотой. Зимою 1613-14 года город сгорел, то ли от неосторожности с огнем, то ли вследствие нападения воровских шаек. Обстоятельства сожжения города неизвестны. Был вновь построен на левом берегу Волги. В 40-е годы XVIII века достигают своего расцвета саратовские рыбные промыслы. Добычу рыбы, а также торговлю рыбными товарами и рыбой в середине XVIII века держали в своих руках крупные саратовские, московские, нижегородские и коломенские купцы.

Читайте также:  Река ведийского семиречья 3 буквы

Разглядывая карту Волжского бассейна, нельзя не заметить петлеобразный изгиб Волги — знаменитую Самарскую Луку. Река здесь делает почти 200-километровую излучину, обходя высокий массив Жигулевских гор. Правый приток Волги — река Уса в одном месте подходит к расположенному ниже ее устья участку русла Волги всего на 2 километра. Пешком через этот перешеек можно перейти за полчаса неспешным шагом, а вот плыть по воде — все 170 километров. Это место с древних времен использовалось для перетаскивания судов — при движении вверх по реке это экономило много времени и сил, да и позволяло миновать опасный участок вдоль Жигулей, где на торговые суда нападали скрывающиеся ущельях разбойники.

Этот древний волок дал название расположенному здесь селу — Переволоки.. Путь через перевал известен издревле, им пользовалась волжская вольница, встречая купеческие и царские караваны. Еще в XVI в. Иван Грозный, понимая всю важность владения этим путем, предполагал построить здесь город. А сделал это его сын, последний из московской ветви Рюриковичей — Федор I Иоаннович. Город получил название от реки Самары.

САМАРА — город в среднем Поволжье России. Расположен на левом возвышенном берегу реки Волги напротив Самарской Луки при впадении в нее реки Самара. Для Самарского городка было выбрано тактически выгодное место в двух верстах от Волги на возвышенном мысе правого берега реки Самары. Так в 1586 году по приказу царя Федора Иоанновича была заложена государева город-крепость Самара. В Самарском городке начала устанавливаться торгово-экономическая связь народов среднеазиатских ханств и Русского государства. В 1600 году в Самаре была образована таможня, а ниже по Волге — устроена пристань. К XVII Самара была непросто сторожевой крепостью на Среднем Поволжье, но и крупным торгово-экономическим центром. Туда наезжало много купцов, поставщиков различных товаров и откупщиков, собиравших пошлины. Удобные пути сообщения, плодородные земли, природные богатства способствовали освоению края, переселению русских, украинцев, мордвы. немцев, поляков.

Задолго до завоеваний Ивана Грозного торгово-экономическим центром Среднего Поволжья был город Казань, в то время столица Казанского ханство. У этих земель древняя и славная история. Торговля была важной отраслью экономики и Волжской Булгарии, так называлось государство, расположенное в X веке в среднем Поволжье и бассейне реки Камы. Волжская Булгария была центром транзитной торговли. Для международной торговли государство использовало реки – Каму, Волгу, Свиягу. Булгары торговали пушниной, медом, воском, юфтью, изделиями из железа, меди, и др., а в свою страну привозили те товары, которыми были богаты Русь, Кавказ, Ближневосточные страны, Индия, Китай, Скандинавия (оружие, воинское снаряжение, шелк, южные сушеные фрукты, украшения, бумагу и др.). Особенно тесные торговые отношения были установлены между Волжской Булгарией и Киевской Русью. Правитель булгар брал десятую часть товаров с каждого иностранного судна и каравана в пользу государства, как было принято по международным правилам. Булгария подвергалась неоднократному разгрому. К 1236 году земли булгар были подчинены монголами. Оказавшись подданными Золотой Орды, булгары приступили к восстановлению своего разрушенного хозяйства. Значение булгарских городов, как традиционных торговых центров, усиливается. Здесь снова появляются иностранные купцы. Торговые караваны снова начинают ходить по Великому шелковому пути. Когда Золотая Орда распалась, на территории Волжской Булгарии образовалось Казанское ханство. Основным занятием населения было земледелие. В городах было развито ремесло. Значительную роль играла торговля с Русским государством, Сибирью, странами Кавказа и Востока. Казанскую ярмарку, известную с XIII века, считают самой древней на территории страны. На главную ярмарку съезжались арабские, персидские купцы. Товары привозились с низовьев Волги, из Московии, Закавказья и Средней Азии. Раскидывалось более тысячи шатров, многолюдная и разноязычная толпа заполняла торг. С целью лишить татар важных торговых позиций и из соображений безопасности великий князь Московский и всея Руси Василий III запретил русским купцам ездить на казанскую ярмарку и основал в 1523 г. близ Нижнего Новгорода новую, получившую впоследствии название Макарьевской, ярмарку. Однако следствием этого явились дороговизна и недостаток в весьма многих товарах, которые привозились по Волге с Каспийского моря, из Астрахани, а также из Персии и Армении.

На рубеже 40-х и 50-х годов XVI века в русской внешней политике в отношении стран Востока, в целом, и в отношении Казанского ханства, в частности, происходит существенный перелом. Когда стало ясной невозможность соблюдения экономических и политических интересов крепнущей России в данном районе, в связи с турецким протекторатом над Казанским ханством, возникла идея проведения активной завоевательной политики. И проект присоединения к Московии пространств от Волги до Урала и от Казани до Каспийского моря включительно стал реальностью. В 1552 году Казанское ханство было завоевано и его территория вошла в состав Руси. Контроль над водными путями привел к тому, что жизнь Казанского края была парализована. Прекратился торговый обмен, нарушился подвоз продуктов, волжская торговля была уничтожена. Во второй половине XVI веке в Казань с товарами наезжали ногайцы, бухарцы, иранцы, однако главный восточный торг до середины XVII в. переместился в Астрахань. Через нее шли постоянные торговые сношения Москвы с Хивой, Бухарой, Персией, Закавказьем, отчасти Китаем и Индией. Казань же постепенно приобретает значение крупного транзитного пункта на пути персидских и восточных товаров. Татарские купцы вывозили различные товары в Нижний Новгород, Троицк, в уральские города на ярмарки.

К концу XVII в. весь торг европейской части, связанный с Сибирью, Уралом и Приуральем, стал совершаться не иначе, как через Казань, и это способствовало быстрому восстановлению ее торгового значения.

КАЗАНЬ находится на левом берегу Волги, в месте впадения в нее реки Казанки. Была основана как форпост на северных границах Волжской Булгарии, согласно официальной версии не менее 1000 лет назад. После захвата татаро-монголами территория Волжской Булгарии включается в основанное татаро-монголами государство — Золотую Орду. Казань переживает рост, становится важным торговым и политическим центром в составе Золотой Орды. Росту города способствует и удачное географическое положение на пересечении крупных торговых путей, соединяющих Восток и Запад. После распада Золотой Орды горд стал столицей Казанского ханства. Череда конфликтов с Московским княжеством в итоге привела к взятию в 1552 году войсками Ивана Грозного Казани с последующим разрушением большей части города и переселением татар на болотистые берега озера Кабан. После окончательного подавления восстаний в Казанском крае у города началась новая эпоха в истории — в составе Российского государства. Началось строительство нового, белокаменного Кремля. В посаде стали жить ремесленники, торговцы, переводившиеся по указанию Ивана Грозного иногда целыми слободами из разных русских городов, простой люд, неугодные Грозному бояре. Торговый обмен прекратился, волжская торговля была уничтожена. В XVII веке в городе наблюдался экономический рост, были заложены ремесленные слободы, появились первые мануфактуры. К XVIII в. относится завязывание постоянных экономических связей с Китаем. После отмены государственной монополии на торговлю с Китаем, она была поставлена под контроль так называемых компаний, создаваемых по принципу землячеств и объединявших купцов, специализирующихся на купле-продаже сходных товаров. Компании устанавливали цены для всех российских купцов на китайские товары и контролировали их соблюдение. Таких компаний было семь, одна из них – казанская, члены которой обменивали на чай сафьян, выделанную козловую кожу, хлопчатобумажную ткань – китайку. Эти компании действовали до 1800 года. Во второй половине XVIII в. возрастает значение Казани как одного из крупнейших торгово-экономических центров Российской Империи. Она, по существу, превращается в один из главных транзитных пунктов российско-восточной торговли. Татарские купцы занимают ведущие позиции в этой торговле. Бухарское правительство оказывало содействие татарам в торговле. С казанских купцов взимали пошлину в два раза меньшую, чем с торговцев из других стран или русских. Казанские купцы, привозившие товары из государств Востока, по возвращении в Россию доставляли их на многочисленные ярмарки.

Общность языка, религии, традиций и обычаев, многовековые культурные, политические и экономические связи поволжских татар с мусульманскими народами Востока способствовали росту авторитета России в этом регионе и укреплению позиций торгового капитала татарских купцов на рынках Среднего Востока. Являясь посредниками и одновременно активными участниками российско-восточной торговли, татарские купцы расширяли сферу внешнеэкономических интересов России на Востоке, способствовали распространению отечественных товаров в сопредельных странах. Коренные изменения в России в целом, и в Казани, в частности, тесно увязаны с петровскими преобразованиями начала XVIII века. Для Казани наступает время экономического расцвета. По территории губернии протекали крупные и мелкие реки, которые многие века служили транспортными магистралями, а речной транспорт и после строительства сети железных дорог, оставался более дешевым и удобным. По водным грузовым перевозкам на Волге Казань уступала лишь Нижнему Новгороду и Рыбинску.

В Среднем Поволжье, еще в начале XIII века на семи Дятловых холмах, расположенных по берегам двух великих рек Волги и Оки в месте их слияния, князем Юрием Долгоруким был основан город, как деревянная крепость для защиты границ Руси. Город этот, названный Новгородом, находился в «нижних землях» государства: ниже его простирались владения народа мордва и волжских булгар. С основание Нижнего Новгорода усилилось русское влияние на мордовские земли. Русские князья далеко не с мирными целями ходили на мордву. Однажды и князья мордвы в отместку подступили к городу и пытались захватить его, но потерпев поражение, больше этого не пытались делать. Деревянно-земляная крепость занимала выгодное стратегическое положение. Она располагалась на господствующей высоте. Во времена Золотой Орды Нижний Новгород перешел во владение суздальского князя, образовалось самостоятельное Суздальско-Нижегородское княжество, которое в 1440 году окончательно было присоединено к владениям Москвы. Войдя в состав Московского княжества в XV веке, Нижний Новгород становится надежным оплотом в борьбе Руси за Волжский торговый путь. Создание государства усилило экономическое значение Нижнего Новгорода, который был важным торговым центром еще в период новгородской торговли. Но его значение еще более возросло, когда в 1524 году Василий III основал близ Нижнего Новгорода Макарьевскую ярмарку. Ярмарка окрепла после взятия Казани и Астрахани. В XVII в. Нижний Новгород стал центром Поволжской торговли, отобрав эту привилегию у Казани. Теперь этот город в Верхнем Поволжье стал центром торговли с азиатскими странами и центром внутренней хлебной торговли. Весь Двинский край, часть Новгородских земель, Вятский и Пермский края, Москва и те местности, где возникал неурожай зерновых, покупали хлеб в Нижнем, куда он доставлялся из ближних хлебных местностей и по Оке. Макарьевская ярмарка собиралась ежегодно в июле. На нее привозили европейские товары из Архангельска через Ярославль и из Москвы, азиатские товары доставляли перекупщики из Казани и Симбирска и сами азиатские купцы. Хлеб привозили купцы со всего Поволжья. Издавна здесь было распространена скупка товара у непосредственных производителей для перепродажи оптовику. Этот вид торговой деятельности назывался прасольством. Он способствовал формированию местных и региональных рынков.

НИЖНИЙ НОВГОРОД расположен на Восточно-Европейской равнине в месте слияния Оки и Волги. При военных походах русских князей на Волжскую Булгарию удобное место в устье реки использовалось как место сбора для муромских и суздальских войск. В 1220 году великий князь Юрий Всеволодович провел удачный поход на булгар, после этого в следующем году основал город в устье Оки, чтобы закрепить за Русью важное место. Так в 1221 году начинается история города Нижнего Новгорода. После покорения Казанского ханства складываются благоприятные условия для торговли. Неподалеку от Нижнего Новгорода у стен Макарьевского Желтоводского монастыря основывается Макарьевская ярмарка. Благодаря выгодному расположению, на средине волжского пути, ярмарка развивалась все более и более. Она была противопоставлена Казани как крупное средневолжское торжище и после захвата Казанского и Астраханского ханств и установления Москвою контроля надо всей Волгой Нижний Новгород окончательно формируется как крупнейший торговый центр Русского государства.

Далее к Москве от Нижнего Новгорода торговый путь лежал по Оке: или до левого ее притока реки Клязьмы, исток которой находится близ Москвы, или до впадения в нее доступной для судоходства Москва-реки. Она была основной водной магистралью, служившей для перевозки товаров к Москве. Город Коломна, что стоит при слиянии двух рек, Оки и Москвы, имел исключительно важное стратегическое значение, позволяющее контролировать территории верхнего и нижнего течения Оки с бассейном Москвы-реки. Этот город стоит на столбовой дороге важных исторических событий в жизни государства Российского. Исторические судьбы города Коломны тесно переплетаются с судьбами Москвы. Не столько с экономической, сколько со стратегической целью нужна была Коломна молодому, растущему княжеству Московскому. Ему надо было укрепить свои позиции в бассейне рек Москвы и Оки, где как раз стояла рязанская Коломна. В результате похода Москвы на Рязань Коломна с прилегающей к ней густонаселенной округой первой из всех русских городов в 1301 году была присоединена к московским владениям. С тех пор Коломна неразрывна с Москвой. Москва берегла свой стратегический форпост на юго-востоке, обладание которым обеспечивало и ее экономическое влияние на северо-востоке Руси Коломна, расположенная на пути из плодородной Рязани в Москву, превращается в крупнейший торговый цент. Сюда из рязанских земель и из Камской Булгарии поступает не только хлеб, но и рыба, мед, соль и другие товары. Гости “господина Великого Новгорода” привозят полученные из Западной Европы товары: полотно, сукна, вино и металлические изделия. Начинают складываться и торговые связи Москвы с восточными странами. В Коломне товары перегружают, отправляют на север и юг, размещают на складах в ожидании навигации или пока установится санный путь.

Читайте также:  Часть реки в месте впадения в море

КОЛОМНА расположена у впадения реки Москвы в Оку. Условной датой основания города считается 1177 год. В Лаврентьевской летописи именно в этом году Коломна упоминается как торгово-ремесленный центр и пограничный пост Рязанского княжества. Место основания города с экономической точки зрения было выбрано очень удачно, ведь слияние рек Оки и Москвы было перекрёстком важных водных торговых путей. К тому же расположение Коломны на границе Рязанских и Владимиро-Суздальских земель было стратегически выгодно и позволяло производить контроль над территориями Окско-Московского бассейна. По мере роста усиления влияния Москвы всё больше накалялись её отношения с Рязанью. Увеличивающемуся Московскому княжеству для укрепления своих позиций была нужна Коломна, но город располагался на территории рязанских земель. В 1300 году московский князь Даниил двинул войска на Рязань, в результате чего Коломна и прилегающая к ней густонаселённая округа присоединилась к московским владениям. Коломна стала первым городом, с которого и началось объединение русских территорий вокруг Москвы. Новые владельцы, московские князья, перестроили коломенский кремль, укрепив его башни и стены и возведя новый дворец — государев двор. За эти годы Коломна превратилась в важнейший торговый центр. Сюда из Рязани и Камской Болгарии поставлялся хлеб, мёд, соль, рыба и другие продукты. Из Великого Новгорода привозились западноевропейские товары: сукна, вина, полотно и изделия из металла. Южная граница Московского княжества требовала постоянного укрепления. В Коломне началось каменное строительство, были созданы сторожевые монастыри. Долгие годы город являлся важным стратегическим объектом. Коломна всегда надёжно защищала Москву, первые удары принимая на себя. Постепенно, в связи с расширением границ государства, к середине 17 века город утратил своё оборонное значение. Его жители занялись торговлей и ремеслом. Через Коломну в Москву иностранные купцы везли шёлк, индиго, материю, сафьян, пряности, хлопок, а взамен приобретали отличное сукно, соболиный мех, клыки моржа и другие товары. В связи с реформами Петра I в Коломне возникли промышленные предприятия: шёлковые, полотняные и суконные фабрики, кирпичные, солодовенные и кожевенные заводы. Торговля с Западной Европой, которая началась с основанием Петербурга, послужила ещё большим импульсом для развития Коломны. Город являлся главным посредником в торговле юга и Москвы.

Вот таким долгим и длинным был путь от берегов Каспийского моря к торговым рядам и гостиным дворам Москвы, которая всегда поражала гостей разнообразием товаров. Длинный по протяженности, долгий в истории и значительный по тому влиянию, которое имел он для Руси экономической и Руси политической. Неустанно изо дня в день, из века в век трудилась могучая река на благо Москвы и нашего Отечества.

1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. — СПб.: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона), 1890-1907 гг.

2. Большая Советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1969-1978 гг.

3. Валеев Р. М. Торговля и торговые пути Среднего Поволжья и Приуралья в эпоху средневековья (IX — начало XV вв.) — Казань : Изд-во Казанского гос. ун-та, 2007

4. Джувейни, Ала-ад-Дин Ата-Мелик (1226-1283). Чингисхан : история завоевателя Мира — М. : Магистр-Пресс, 2004

5. Фехнер, Маргарита Васильевна. Коломна. — М. : Госстройиздат, 1963.

Источник

Торговые отношения, разбойники и казаки

После религии самое могущественное влияние на развитие народного быта, как известно, оказывает торговля. Торговая деятельность в Рязанском краю прежде всего обуславливалась его отношением к водным путям сообщения в древней России. Ока с давних времен была одною из главных торговых жил восточной Европы. В эпоху домонгольскую по ней шел водный путь из Киева в Болгарию. С XIII в. направление торговых путей несколько изменилось. С упадком матери русских городов и запустением Южной Руси жизненные силы народа отошли далее к северу и сосредоточились около берегов Москвы; богатый болгарский край также пришел в упадок, и роль посредницы между русской и азиатскою торговлей перешла на Золотую Орду. Рядом с путем из Оки вниз по Волге существовал другой путь, из Оки вниз по Дону. Последний особенно оживился с тех пор, как мимо берегов Черного и Азовского морей направилось главное движение Европейско-Азиатской торговли в Средние века, и Приазовская Тана сделалась складочным местом этой торговли в конце XII и начале XIII века. Таким образом, вместо прежнего движения от северо-востока на юго-запад русская торговля частью приняла новое направление: от северо-запада, т.е. от Новгорода, Твери и Москвы, к юго-востоку на Волгу и Дон. Ока и при новом направлении сохранила свое прежнее посредствующее значение. Волжская дорога не имела для Рязани такой важности как путь по Дону, отчасти по ее значительному уклонению на север, отчасти потому, что с Окою вступала в соперничество Клязьма, которая сокращала переезд от Москвы до Волги. Кроме того, для северной России существовала еще третья ветвь Волжского пути верхнее течение самой Волги.

Между Окою и Доном, по указанию источников, существовали две главные дороги: западная сухопутная и восточная водная с небольшою переволокою. Последняя довольно подробно описывается в наказе Ивана III к Агриппине: «А ехать ему Якуньке с послом турецким от Старой Рязани вверх Пронею, а от той реки Прони по Рановой, а из Рановой Хуптою вверх до Переволоки, до Рясского поля». Переехав небольшое пространство по Рясскому полю, путники снова садились на суда, и по рекам Рясе и Воронежу спускались на Дон. Хотя нет прямых указаний на то, чтобы этот путь служил проводником торгового движения, и такие речки, как Хупта и Ряса, по своему мелководью не могли носить больших судов, нагруженных товарами; но при обилии лесов они, без сомнения, были гораздо полноводнее тогда, нежели в настоящее время; а весною и осенью были судоходны во всяком случае. Не забудем при этом, что к свите восточных послов обыкновенно присоединялись купцы со своими товарами; очень могло быть, что и турецкого посла в 1502 г. также сопровождал торговый караван. Другая дорога от Оки до Дона обозначена в известном «хождении Пимена». Из Переяславля Рязанского путешественники отправились на юг сухим путем: суда везли за ними на колесах и спустили их опять на воду где-то в верхнем течении Дона. На тот же путь намекает свидетельство Герберштейна: «Здесь (у Донкова) купцы, отправляющиеся (конечно, из Московии) в Азов, Кафу и Константинополь, нагружают свои суда; что обыкновенно делают осенью в дождливое время года, потому что в другое время Танаис в этих местах по мелководью не может поднимать нагруженных судов». «Едущие из Московии в Азов сухим путем – говорит Герберштейн несколько ниже – переправляются через Танаис около Донкова, старинного и разрушенного города; а отсюда направляют путь немного к востоку». Поход Димитрия Ивановича в 1380 г. к устью Непрядвы также заставляет предполагать довольно хорошо известный в те времена путь, соединявший среднее течение Оки с верховьями Дона. Кроме естественных затруднений прямая дорога в Азов и Кафу представляла большие опасности от степных обитателей; поэтому купцы делали иногда объезд на запад по литовским владениям.

Более подробностей мы знаем о сухопутном сообщении средней России с Прикаспийскими странами, благодаря запискам Контарини. Постоянная опасность при переезде через степи заставляла русских и татарских купцов не иначе отваживаться на это долгое путешествие, как присоединяясь к свите какого-нибудь знатного посольства и собираясь в значительном числе. «Ежегодно государь Цитраканский, именуемый Казимом, пишет Контарини, отправляет посла своего в Россию к великому князю не столько для денег, сколько для получения какого-либо подарка. Этому послу обыкновенно сопутствует целый караван татарских купцов с джедскими тканями, шелком и другими товарами, которые они променивают на меха, седла, мечи и иные необходимые для них вещи». Караван, с которым путешествовал сам автор, состоял из 300 человек русских и татар, имевших при себе более 200 заводных лошадей, для прокормления своего на пути и для продажи в России. Из слов путешественника выходит, что главной целью караванов, отправлявшихся из Персии, Бухарии и Золотой Орды была Московия: но, во-первых, под Московиею здесь можно разуметь всю северную Россию; во-вторых, чтобы достигнуть Москвы, надобно было проходить по Рязанской области; следовательно, в этой торговле русских с Востоком значительную долю участия принимали рязанцы. В числе русских купцов, с которыми Контарини познакомился в Цитрахани очень могли быть и рязанские торговцы. Впрочем, в русских летописях мы имеем прямое указание на то, что и в Рязань приходили купцы с татарскими послами; именно, под 1397 г. читаем: «Тохтамышев посол Темир Хозя был на Рязани у великого князя Олега; а с ним много татар и коней и гостей». Кроме восточных тканей, шелка, соли и многочисленных конских табунов татары продавали рязанцам большое количество пленников; причем последним часто приходилось выкупать своих родственников и земляков. Так в рассказе о царевиче Мустафе мы видели, что татары вышли из Рязанской земли со множеством полону, потом остановились в степи, и открыли торг, послав к соседям предложение выкупать пленных; а рязанцы не замедлили воспользоваться этим предложением. Статья о пленниках в договорных грамотах с Москвою также указывает на ту важную роль, какую они играли в отношениях рязанцев к татарам.

Независимо от выгод, которыми пользовались жители Рязанской области вследствие транзитной торговли и непосредственной мены с восточными народами, этот край, изобилующий разного рода естественными произведениями, сам по себе привлекал много торговых людей, которые приходили сюда для покупки меду, воску, хлеба, рыбы, мехов, кожи, сала и пр. Река Москва служила проводником торговой деятельности между Рязанью и северо-западными русскими областями. Нет никакого сомнения в том, что предприимчивые новгородцы вывозили отсюда сырые материалы и сбывали их в Западную Европу. О непрерывных торговых отношениях между жителями Московского и Рязанского княжества свидетельствуют статьи о мытах и пошлинах, которые постоянно включались в договорные грамоты. «А мыты нам держати старые пошлые, а новых мытов нам не замышлять, ни пошлин, а мыт с воза в городах и всех пошлин деньга, а с пешехода мыта нет; а тамги и всех пошлин с рубля алтын, а с лодьи с доски по алтыну, а с струга с набои два алтына, а без набои деньга; а с князей великих лодьи пошлин нет». В договорах московских князей с тверскими статья о мытах и пошлинах гораздо полнее, нежели в договорах с рязанскими; вообще торговый класс в Рязани своим числом и предприимчивостью, по-видимому, далеко уступал тому же классу в других больших княжествах.

Между условиями, которые стесняли развитие торговой деятельности, первое место занимало плохое состояние безопасности. Не говоря уже о частых войнах и татарских набегах, дороги и в мирное время не были безопасны от разбойничьих шаек, которые находили себе широкое приволье в дремучих лесах посреди редкого населения. О величине подобных шаек и страхе, который они внушали, дает некоторое понятие путешествие Пимена: Олег Иванович, простившись с митрополитом, велел боярину Станиславу проводить его до реки Дона со значительным отрядом и на походе наблюдать большую осторожность от нападения разбойников. Из рассказа Контарини видно, что, только проехавши Переяславль Рязанский, путешественники вздохнули свободно, потому что опасности миновались. Иван III, отправляя обратно турецкого посла в начале XVI в., наказывал Агриппине Рязанской, чтобы она дала ему провожатых сотню и более, да на сотню накинула бы десятка три своих казаков; кроме того, деверь ее князь Федор должен был от себя выставить еще 70 человек. Воспоминания об удалых разбойниках до сих пор в полной силе живут между рязанским населением. Предания народные обыкновенно связывают с ними курганы и остатки древних укреплений; между тем как наоборот, шайки грабителей не любили соседства крепостей и укрывались в лесных трущобах.

С понятием о разбойниках прежнего времени находится в связи славное имя казаков. Всем известно, что городовых казаков не должно смешивать ни с донскими, ни с волжскими, ни с кайсаками известными у татар. К какому же разряду мы отнесем тех людей, которые под именем рязанских казаков являются в битве с царевичем Мустафою под 1444 г.? Вооружение их на этот раз составляли копья, рогатины и сабли; по причине глубокого снега они действовали на лыжах. По всем признакам это было легкое войско, которое противополагалось пешей рати. Другое известие о рязанских казаках находим в наказе Ивана III. Из слов: «на сотню десятка три своих казаков понакинь», можно заключить, что эти люди принадлежали именно к городовому (станичному) служилому сословию. Тут же, несколько ниже, казаки противополагаются лучшим ратным людям: «и ты бы у перевоза десяти человеком ослободила нанявшись казаком, а не лучшим людям ратным». Далее Иоанн приказывает ратным людям сопутствовал послу только до Рясской переволоки: «а ослушается кто и пойдет самодурью на Дон в молодечество, их бы ты Аграфена велела казнити». О каком же молодечестве говорит Иоанн, как не об донских казаках? Эти два известия, летописи и наказа, подтверждают то мнение, что в XV веке с одной стороны образуется в Рязанском княжестве особый класс служилых людей из передовой украинской стражи; а с другой в Придонских степях собирается вольница из русских беглецов – разбойников.

Читайте также:  Какие реки в суммах

Источник

Пароходства на Оке

January 6 2019, 14:21

Путеводитель В. Н. Добрынкина «Муром прежде и теперь», выпущенный в 1903 году, сообщал, что первым судном, прошедшим мимо Мурома, был буксирный пароход «Касимов» касимовского купца Д. С. Баркова. Было это в 1845 году.

Прибытие парохода было целым событием, горожане приходили посмотреть на судно и считали такое событие достойным отметки в дневнике. Так купец В. М. Емельянов записал: «В 1856 году в Муроме был 1-й раз пароход под названием «Скороход», шел на Выксу принять клад, народа собралось до 5000 человек, набрав пассажиров человек 12 прокатил и ставши на мель возвратился обратно через 24 часа».

С тех пор пароходов на Оке прибавилось: в 1859 г. в свой первый рейс из Мурома в Нижний Новгород отправился буксирный пароход «Илья Муромец», построенный в Выксе по заказу купца Г. Д. Зворыкина, «и шел целую неделю». В 1860-х годах рейсы по Оке стали более регулярными. Их осуществляли пароходы купцов А. Я. Бородачева из Выксы, Куракина, муромского купца Н. В. Зворыкина, москвича И.В. Колчина. Пароходы последнего «Друг» и «Радость» отправлялись в Нижний Новгород два-три раза в неделю и прибывали туда на третий день. В 1869 г. линию по Оке открыло Общество «Самолет». Его пассажирские пароходы с названиями мифических водных существ «Нимфа», «Нереида» и «Ундина» проделывали путь от Мурома до Нижнего Новгорода за двое суток.

В 1872 г. по верхней Оке, между Касимовым и Рязанью, начал ходить пассажирский пароход «Дмитрий Донской», принадлежавший крестьянину села Ерахтур Касимовского уезда Рязанской губернии А. В. Качкову и его партнеру А. П. Самгину. Вскоре ими был приобретен второй пароход — «Касимов». В 1873 г. начались ежедневные рейсы Рязань-Касимов, а вскоре их пароходы начали ходить до Нижнего Новгорода. В 1881 г. А. В. Качков выкупил пароходы и пристани компании «Самолет» и последняя перестала работать на Оке.

Монополия Качкова пошатнулась в 1886 году, когда Н. Ф. Гладков, «торгующий бакалейным товаром и имеющий в Муроме один из лучших магазинов» открыл компанию «Легкопассажирские пароходы Н. Ф. Гладкова и К» и начал сообщение по Оке. Сначала он пустил один пароход от местечка Ватажки до Нижнего Новгорода, в следующую навигацию пустил еще два парохода и установил сообщение 4 раза в неделю. Пароходы Гладкова назывались по-простому: «Первый», «Второй» и «Третий».

Остальные пароходчики попытались задушить конкурента ценой, понизив ее вполовину от Ватажек до Нижнего Новгорода. Гладков так же понизил цену. Еще одна неприятность его ждала в Нижнем Новгороде. Чтобы подойти к пристаням при понижении уровня воды, пароходства строили деревянные мостки. Гладков, чья пристань располагалась рядом с пристанью конкурентов, предложил пароходствам войти в долю, но они отказались. Тогда Гладков договорился с соседями по берегу — купцами Башкировыми, от мельницы которых был построен такой же помост и продлил его до своей пристани. Помосты оказались рядом и пассажиры стали пользоваться обоими, не разбирая, где чьи пароходы. Конкуренты поставили посредине своего кассу и двух матросов, но в конце концов возник скандал и губернатор распорядился кассу убрать.

О Гладкове вспоминала Н. П. Вощинина-Киселева, его внучка:

В 1889 году было учреждено «Товарищество по реке Оке», которое объединило касимовцев А. В. Качкова, А. П. Самгина, А. Я. Бородачева, К. К. Штейерта, Н. В. Кленова с принадлежавшими им пароходами «Густав Струве» и «Император Александр III», построенными на Коломенском заводе, и муромского купца Н. В. Зворыкина с пароходом «Ярославль».

К концу 1890-х гг. «Товарищество по Оке» прекратило существование. Качков учредил пароходство«Потомственного почетного гражданина А.В. Качкова». 13 декабря 1904 г. он скончался и предприятие перешло к сыновьям Ивану и Василию под названием «Товаро-пассажирское пароходство на Оке, Москве и Клязьме В.А. Качкова и наследников».

В 1906 году они открыли буксирное пароходство между Москвой и Нижним Новгородом и товарно-пассажирское от Рязани до Москвы, а с 1911 года пошли по Клязьме. В 1916 году в пароходстве Качковых работали 10 пароходов американского типа, 2 полуамериканского, 1 товарный, 4 буксирных, 25 пассажирских дебаркадеров, около 20 баркасов и барок, затон в Касимове, имелись собственные склады в Москве на Комиссариатской набережной.

Еще одним пароходовладельцем на Оке был муромский купец К. Н. Зворыкин (пароходная компания «Зворыкин и Кo»). Пароходством он владел с 1905 года. Его компаньоном был К. А. Зворыкин. Контора пароходства в зимнее время находилась в доме К. А. Зворыкина на улице Никольской (современная Первомайская, 4). Штат конторы был немногочисленным, в него входили бухгалтер и двое конторщиков.

Товариществу первоначально принадлежало 4 парохода: «Владимир», «Зворыкин», «Николай» и «Ярославль», затем «Владимир» и «Ярославль» были проданы.

Сын К. А. Зворыкина, будущий изобретатель телевидения, Владимир, писал в воспоминаниях:

Источник

Окская тропа

Пеший Средняя сложность

Авторы маршрута

У маршрута есть свой сайт http://okatropa.ru/

Что интересного на маршруте

На Оке, в 16 веке был организован Волжский торговый путь, а по берегу реки проходили Старо-Московский и Владимирский почтовые тракты. Отсюда и слоган тропы: «Иди вдоль реки Оки!».

Промаркированный, оборудованный стоянками маршрут к 2021 году соединит г. Павлово и Нижний Новгород. 130 км троп и дорог, скальные обнажения, природные и архитектурные памятники, родники, редкие растения, красивые виды реки Оки, кемпинги и крупнейшие спортивные комплексы прямо на тропе.

Культурные объекты: город Горбатов, Абабковский монастырь, музей города Павлово.

Природные объекты: река Ока, Окуловская гора, Чубаловское обнажение, Нижегородский Кавказ, родники, редкие растения (Венерин Башмачок) и потрясающие виды.

Встречаются лоси, кабаны, лисы, зайцы.

Маршрут отлино подходит для любителей пеших прогулок, в том числе новичков, благодаря удобной инфраструктуре для размещения. Он будет интерсен для пеших туристов с палатками, трейлраннеров (перепады высот до 100 м на склонах), ориентировщиков и рогейнеров (50% района отрисовано в картах для рогейна), а также исследователй (на тропе исторические, архитектурные памятники).

Особенностью тропы является ее наполнение спортивными и культурными событиями. В 2018 году был запущен первый линейный трейл-забег в Нижегородской области «Окская тропа», который призван ежегодно знакомить участников с новым участком маршрута. На 2019 год запланировано проведение марш-броска «Ока», массового похода по тропе, а так же регулярные организованные волонтерские походы.

Культура, спорт, походы, эко-туризм и волонтерство — отправьтесь в свое путешествие! Узнать больше можно на сайте http://okatropa.ru или в группе ВК https://vk.com/okatropa

Важно знать

Ограничения и особенности

Хорошая проходимость всего маршрута: лето, осень. Весной имеются затопленные участки, но предусмотрен обход. Зимой дикая часть маршрута, проходящая по пешеходным тропам не чиститься.

Перепады высот на склонах до 100 м. На маршруте чередуются участки по верху склона с участками по подножью и пойме реки Оки.

На маршруте встречаются крутые спуски и подъемы с натянутыми перилами. Имеются обходы.

Среди опасных животных можно отметить гадюк, особенно весной.

Как добраться

До города автостанции г. Павлово из Н. Новгорода ежечасно ходит автобус с автостанции Щербинки 2.

До Абабковского монастыря (с. Абабково) можно добраться на поезде, который ходит два раза в сутки по направлению Нижний Новгород – станция Металлист (г. Павлово).

До г. Горбатов из Нижнего Новгорода:

С жд вокзала до автостанции Щербинки на автобусе 43 или маршрутке 3. Потом до

Ворсмы с автостанции Щербинки, затем на автобусе (ходит 2 раза в сутки) или на такси до г. Горбатов около 400 руб. 8 (920) 294-71-32

До Ворсмы идут все автобусы в Павловском направлении.

Места для отдыха и ночевок

Город Павлово – гостиницы.

Стоянка Окуловская гора у реки под горой. Имеется родник. В настоящий момент разведение костров регулируется законами РФ.

город Горбатов – Санаторий Ока. Размещение в номерах и кемпинге (туалет, вода, место для костра.

Магазины

Магазины в г. Павлово, с. Абабково, г. Горбатов. В деревнях на маршруте магазинов нет.

Источник



Торговый путь по реке ока

«Представляется — о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
facebook.com/bogorodsk1781
vk.com/bogorodsk1781

  • Главная
  • О проекте
    • От редакции
  • Публикации
  • Общение
  • Напишите нам

Рубрикатор

  • Новости краеведения
  • Наша библиотека
    • Наш архив
    • Аннотации
  • Богородский атлас
  • В помощь краеведу
  • Фотогалерея
  • Люди Богородского края
    • Объемные списки
    • Родословные
  • Богородский Некрополь
  • У церковных стен
    • Пимен
  • Богородские староверы
  • Власть и общество
  • Война и армия
    • 1812 год
    • Первая мировая
    • Великая Отечественная
  • Народное хозяйство
  • Социум
  • Воспоминания, дневники
  • Наши путешествия
  • Труды наших земляков
  • Богородск-Ногинск
  • Балашиха
  • Каменка-Электроугли
  • Купавна
  • Обухово
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Черноголовка
  • Щёлково
  • Электросталь

свернуть

Дата публикации: 28 января 2015 года

Древнейшие пути – водные. Мыты и волоки

Первым средством передвижения для наших предков были реки. Практически все древние городища, селища, погосты, курганные группы расположены на крупных и мелких реках. Река для славян – транспортная артерия, источник питания, промысла и мистический символ.

Основными древними речными путями восточного Подмосковья являлись реки: Москва, Ока, Клязьма и притоки Клязьмы: Воря, Шерна и Нерская.

Свидетелями древних речных путей являются известия о волоках. Волоки – пространства или участки суши между судоходными реками, через которые суда переволакивались или перекатывались на катках из деревянных брёвен. Такие места, которые нельзя было миновать в пути, как мосты, переправы через реки и волоки часто использовались властями для сбора налогов и пошлин. Прежде чем продать тот или иной товар, продавец вынужден был уплатить целый ряд пошлин. Надо было платить за взвешивание товара («весчее»), за перевозку по мосту («мыто») и т.д. Продавец, ехавший в город на возах, при переезде через реку должен был платить «мыто» и «костки». На таможенных заставах в середине XV века платили по деньге с воза и с человека «косток» (1). От слова «мыт» или «мыто» произошло название известного подмосковного города Мытищи, т.к. недалеко от него, в районе нынешнего города Королёва был известный волок из реки Яузы в реку Клязьму. Для охраны Яузского мыта был выстроен городок – небольшое укрепление. Яузский волок, был важен, так как суда сокращали путь из Оки в Волгу и обратно. Кроме того, вместо опасного плавания по Оке в районе Мещеры, плыли по населённому и более благоприятному для судоходства водному пути Московского княжества.

Яузский волок, возможно, являлся участком древнего водного пути XII-XIII веков из Великого Новгорода во Владимир на Клязьме. Как сообщают летописи, около 1200 года водным путём из Новгорода во Владимир ездили архиепископ Мартирий, посадник и прочие чиновники новгородские, по требованию великого князя Всеволода Большое Гнездо. «Сему пути от озера Ильменя способствовали реки: Пола, Явонь, с проездом по суше к озеру Селигеру; далее река Селижаровка, Волга до устья реки Держи, последняя до Волочанова, в Волоколамском уезде, Руза, Москва до Волочка, который был где-то между сею рекою и Клязьмою, ведущею до города Владимира» (2). По всей вероятности, речь в данном отрывке идёт именно о Яузском волоке.

В начале XIV века Коломна перешла от Рязани к Москве и стали пользоваться более коротким – около 1 километра, волоком из реки Нерской в реку Ушну. В связи с этим Яузский волок постепенно прекратил своё существование (3).

С XIII века известен на Клязьме волочёк Зуев – в районе нынешнего города Орехово-Зуево. В этом месте осуществлялся волок судов из реки Клязьмы в реку Нерскую и далее в Москву-реку и Оку.

Рис. 1. Карта-схема из работы В.Н.Алексеева (5).

Впервые о волочке на реке Нерской (Мерской) сообщается в Воскресенской летописи в связи с событиями 1209 года. Тогда два рязанских князя Изяслав Владимирович и Кюр Михаил Всеволодович, услышав, что владимирские полки ушли на Тверь, решили напасть на Москву. Но под Тверью владимирцы с новгордцами уладили дело миром и вернулись во Владимир. Великий князь Всеволод послал на Изяслава и Кюр Михаила сына своего Георгия. «Георгий же поиде через ночь противу на Мерску, той бе ему напереди, и быв на Волочке и оттоле уряди Сторожевой полк за реку Клязьму, а сам поиде за ними же, и в раннюю зарю сретошася сторожеве их, и погнаши Юрьевы сторожи Изяславлих и гнаша их лесом секуще я» (4).

Благодаря Волочку Зуеву из Клязьмы по речке Дрозне уходили на юг, затем переносили лодки посуху и попадали в притоки Нерской, а по ним в Москву-реку и Оку. Таким образом через Волочек Зуев осуществлялся кратчайший путь из Владимира в Рязань, центр Муромско-Рязанского княжества. Благодаря этому волоку дорога между Владимиром и Рязанью сокращалась почти вдовое, по сравнению с дорогой через Яузский волок.

С XIII века торговый путь, связывавший Клязьму и верхнюю Волгу, проходил по реке Воре. Суда поднимались по левому притоку Клязьмы – реке Воре, затем по притоку Вори – реке Торгоше. В верховьях Торгоши, возле села Наугольного, проходил волок на реку Кунью, приток Дубны и далее в Волгу.

Торговое значение реки Клязьмы в XII-XIII веках и в XV-XVI веках доказывают клады, обнаруженные вдоль реки. Так, в 1924 г. на левом берегу реки Клязьмы в районе города Щёлково, был обнаружен клад серебряных слитков XII века (6). В 1901 г. в районе деревни Мизиново, находящейся на реке Воре, был найден горшок с мелкими серебряными монетами Ивана III. В 1948 г. в посёлке Успенский Ногинского района, находящегося на реке Клязьме, найдена кубышка с монетами Ивана IV (7).

Источник

Adblock
detector