Меню

У каждого из нас есть своя речка микротемы

У каждого из нас есть своя речка микротемы

Учитель русского языка и литературы

ТЕМА УРОКА: «ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ. ФИГУРЫ»

Тест

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)У каждого из нас есть «своя речка». (2)Неважно ка­кая, большая Волга или малютка Усманка. (3)Все ли мы понимаем, какое это сокровище — речка! (4)И как оно уязвимо, это сокровище! (5)Можно заново построить разрушенный город. (б)Можно посадить новый лес, выкопать пруд. (7)Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно. (8) Последние годы во всём мире идёт озабоченный раз­говор о воде. (9)Вода становится одной из главных ценно­стей на земле. (10)Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких Усманок и даже безымянных рек и ручейков. (11)Жизнь зародилась, осела и развивает­ся около рек. (12)Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. (13) Но, кроме благ и ра­достей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речон­ка упорно несёт свою воду в большую реку, в «общий ко­тёл», из которого пьют сегодня огромные города и круп­ные промышленные центры. (14)И если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую причину надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы — на малых речках. (15)Проверим это, к примеру, всё той же Усманкой. (16)Река эта — главный приток Воронежа. (17)Воро­неж — река немалая. (18) На ней, как известно, зарождался российский флот, на ней вырос большой промышленный город. (19)Но город вот уже несколько лет страдает от жажды. (20)И для того, чтобы задержать воду, строится плотина, ибо река уже не в силах напоить промышлен­ный центр. (21)Река, по которой когда-то шли на Азов ко­рабли, основательно обмелела. (22)А это следствие того, что главный её приток и ещё какие-то реки и ручейки недодают воду. (23) В чём я вижу смысл разговора об Усманке ? (24) В том, чтобы каждый из нас понял: рек незначительных нет! (25)Надо беречь каждый ключик чистой воды. (26) Это обращение ко «всем» кажется мне важным, потому что многие беды проистекают от нашего незнания, равно­душия, беспечности. (27)Но было бы ошибкой ограни­читься только «просветительством» и призывом: беречь! (28)Судьба воды зависит главным образом от того, как мы хозяйствуем на берегах рек. (29)Всякий соблазн ру­бить лес, «который поближе», соблазн находить «мест­ную целину» для распашки в водоохранной зоне, осу­шать без большой на то надобности пойменные озерки и болотца до сей поры нужным образом не пресекался. (30)А именно это требуется, чтобы сохранить на земле воду. (31)Реки надо считать важнейшей государственной ценностью. (32)Только так можно уберечь Радость, ко­торую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. (33) Ибо нет на земле напитка луч­шего, чем стакан холодной чистой воды.

(По В. Пескову)

1. Укажите тип и стиль речи текста.

Ответ: 3

2. Укажите предложения, в которых автор сформулировал свою позицию.

Ответ: 4

3. Укажите, в каких предложениях содержится аргумент к тези­су, высказанному в предложении 14.

Ответ: 2

4. Укажите предложения, в каждом из которых используется одно и то же средство выразительности, подчеркивающее глубокую личную заинтересованность автора в поставленной проблеме.

Ответ: 1

5. Укажите три языковых средства, которые передают важ­ность и значимость проблемы текста для каждого читателя.

местоимения: личные, определительные, притяжа­тельные

предложения с прямой речью

односоставные предложения: обобщённо-личные, безличные

Ответ: 1, 3, 4

6. Укажите, какое средство выразительности не используется в предложениях 23-33 с целью усиления эмоционального воздействия текста на читателя.

ряды однородных членов

Ответ: 4

7. Среди предложений 1-12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора.

Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Обстановка старого дома Тургеневых хранится в Орле. (2)Богатая библиотека — пять тысяч старинных книг. (3)Стол, на котором ребёнком Тургенев делал уро­ки и за которым потом писал. (4) Бильярдный стол. (5) Кро­вать. (6)Большая чёрная икона в серебристом окладе, буд­то бы пожалованная роду Тургеневых Иваном Грозным. (7)И тут же красная мантия Оксфордского университета, портрет писателя в этой мантии. (8)Всё подлинное — часы, рояль. (9)Хранитель музея, симпатичный, знающий и, видно, очень любящий свой Орёл человек, поднял крышку рояля и тронул жёлтую клавишу. (10)Бу-ум. протяжный, немного печальный звук. (11)Такой же звук слышал Тургенев. (12)Я не знаю города, который не гордился бы кем-ни­будь из своих земляков. (13)В поездках эта мысль прихо­дила множество раз. (14)Какой-нибудь маленький Рыльск, и вдруг узнаёшь: отсюда произошёл знаменитый путеше­ственник Шелихов. (15) Острогожск — жили Крамской, Рылеев, Маршак. (16)Тобольск — родина Менделеева, город сказочника Ершова. (17)В общем, любой уголок земли может подарить миру способного человека. (18)И всё-таки есть места, загадочно богатые знатными земляками. (19)И в этом смысле орловская земля выхо­дит едва ли не на первое место. (20) В городском музее пи­сателей под портретом Бунина я прочитал слова: «Я рос. в том плодородном подстепье. где образовался богатей­ший русский язык и откуда вышли чуть ли не все вели­чайшие русские писатели во главе с Тургеневым. » (21)Кто же вырос в этих краях? (22)Давайте вспомним: сам Бунин, Тургенев, Фет, Тютчев, Лесков, Писарев, Ле­онид Андреев, Пришвин. (23)Если же взять подстепье шире Орловщины, то надо продолжить: Лев Толстой, Кольцов, Андрей Платонов, Есенин. (24)Можно гадать: откуда такая чаща талантов? (25)Бунин говорит о рождении именно в этих краях русского языка. (26)Мож­но утверждать: и природа этих широт России не в малой степени служила колыбелью писательства. (27)Перечислим отдельно людей, для которых творчество немысли­мо без присутствия в нём природы: Тургенев, Кольцов, Фет, Тютчев, Бунин, Пришвин, Есенин. (28)Это всё уро­женцы полустепной России. (29)Вспомним о соловьях, лучше всего почему-то поющих в садах и перелесках под Курском. (30)Есть у земли какие-то тайны.

(По В. Пескову)

1. Укажите, к какому типу речи принадлежат предложения 1-8.

Источник

Василий Песков: «Любая речка — это сокровище. Но оно уязвимо»

Проблемы, о которых знаменитый журналист писал 40 лет назад, актуальны и по сей день

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читать все комментарии

12 августа исполнится ровно год со дня смерти известного писателя и журналиста, нашего земляка Василия Пескова. На протяжении своей жизни он писал о природе и экологии. К памятной дате «МОЁ!» вспоминает очерки, Василия Михайловича, посвящённые проблемам рек, протекающих в нашей области — Усманки и Воронеж. Написаны они в начале 1970-х годов, но многое ли изменилось с тех пор?

Ниже мы приводим отрывки из произведений писателя.

О реке Усманка

(Из очерка «Речка моего детства», 1970 год)

«Я исполнил наконец старое обещание, данное самому себе: прошел от истоков до устья по речке, на которой я вырастал…

Встречаясь с людьми, я заводил разговор о реке. И все до единого разговоры кончались невесело: речка меняется. «Вот с этой ветлы перед самой войной мы прыгали вниз головой, лет пять назад можно было еще купаться. А сейчас — тапочки не замочишь. »

Около сорока километров прошел я почти умиравшей рекой. Это были знакомые с детства места, знакомые села: Приваловка, Желдеевка, Енино, Лукичевка, Углянец. В тех местах, где были когда-то лески и нависавшие над водой лозняки, не было теперь ни единого кустика, ни единого деревца. Лугов тоже почти не осталось. Пашня подходила местами до самой воды…

Наиболее грустным был час, когда я дошел наконец к местам, особенно мне дорогим. Вот бережок, на котором я любил сидеть с удочкой. Теперь от него до воды по песку шагов сорок. Двое мальчишек, закатав штаны, возились у берега. С этого берега я прыгал вниз головой, а на середине плеса «не было дна». Я попросил мальчонку дойти к середине реки. Мальчик прошел через плес — и везде воды ему было ниже колен.

Остаток пути по Усманке показал: там, где сохранился в пойме кустарник, где сберегли хотя бы малый лесок и земли не тронуты плугом, речка сразу же оживает. Появляются родниковые плесы, тростниковые заводи… В таких местах вода наполняется жизнью…

У каждого из нас есть «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище — речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно…»

О реке Воронеж

(Из очерка «Река и жизнь», написанного в соавторстве с В. Дежкиным, 1975 год)

«На лодках мы прошли реку Воронеж…

Река в некотором роде характерная, если иметь в виду нынешние проблемы водопользования — из Воронежа «пьёт» сельское Черноземье, на реке стоят два крупных индустриальных центра — Воронеж и Липецк…

По нашим прикидкам, на Воронеже летом отдыхает несколько сотен тысяч людей… Рождает ли проблемы многотысячная концентрация людей на реке в летнюю пору? Да…

Моторки шли одна за другой, временами (проверено по часам) с интервалом в сорок секунд. Над водой стоял голубоватый туман выхлопных газов и непрерывный звенящий гул. Искать в такие дни покоя и тишины на реке всё равно что в большом городе в большом городе выйти «подышать воздухом» на забитую автомобилями улицу…

Читайте также:  Самая длинная река азербайджана

Застройщика маленького, индивидуального… вытесняет застройщик солидный — заводы, тресты, строительные организации, учебные заведения, конторы и общества. Причём берег делят азартно, по принципу: кто скорее захватит…

Берега в привычном понимании не было. Дома, заборы (иногда высокие, глухие, возле самой воды), лодочные пристани, карусели, мощные репродукторы, прожекторы, таблички: «Прохода нет!», «Не причаливать!». Проплывая тут, мы чувствовали себя так, как будто нечаянно вторглись в чужую квартиру. Река и берег были поделены между ведомствами… Ни птице, ни зверю, ни человеку с удочкой (без принадлежности к какому-нибудь ведомству) на берегу места нет.

Особая сторона дела — юридически-нравственная. Можно ли реку даже и во благих целях делить между ведомствами, сколь ни велико было наше к ним уважение? Ни в коем случае! Река — общее достояние, она принадлежит всем. Все имеют одинаковое право получить тут свою долю здоровья и радости. Сельский житель, турист, приезжий человек, горожанин, непричастный к какому-либо из ведомств, не должен встречать на реке строений, заборов и табличек «Проход запрещён»…

Какой же выход с базами отдыха? Только один — строить их не на берегу. Так же, как и всегда строили — в стороне, в километре-другом от реки. А к воде, пожалуйста, с удочкой, с купальником, с одинаковыми для всех правами…

Всякое соприкосновение с текущей водой лишний раз убеждает: рек несущественных нет, у каждой своё предназначение, и о каждой можно сказать словом народной мудрости: «Река — это жизнь»…

Александр ЛАПИН: «Река детства должна быть у каждого»

Уже 40 лет как вышла книга Василия Михайловича Пескова «Речка моего детства». Как человек, давно живущий в Воронежской области, свидетельствую: все, о чем он написал, абсолютно актуально и сегодня.

За долгие годы я сам проплыл на байдарках по всем местным рекам: его родной Усманке, Воронежу, Битюгу, Дону… Греб веслами. Ночевал в палатках на берегу. Пел у костра песни под гитару. И вот что заметил. В конце 1990-х — начале 2000-х, когда рухнула промышленность и закрылись многие агрокомплексы, вода очистилась. В ней снова появились рыба и раки, расцвели кувшинки и лилии. Какое-то время все шло к восстановлению. Человеческий нажим на природу ослаб. Но сейчас все повторяется.

Возьмем ту же Усманку. Не раз уже «МОЕ!» писала о бедственном положении реки. Точно так же, как бил тревогу Песков, когда ее пытались спрямить бульдозерами, направить в удобное для человека русло. Василий Михайлович говорил: люди должны не приближать реку к себе, а сами селиться поближе к ней.

Но это не значит, что нужно строить особняки у самой воды, как происходит сегодня. Раньше рекам угрожали крупные предприятия — например, Новолипецкий меткомбинат сбрасывал стоки и в ущерб лесам размещал по берегам базы отдыха (к этому тоже привлекал внимание Песков). А теперь и просто богатые люди обустраивают гигантские спуски от своих домов к воде, где пришвартован собственный катерок. И ради этого все так же рубят деревья, заковывают берега в бетон.

Плюс возвращается промышленность, сельскохозяйственные предприятия — и снова начинают свое грязное дело.

Этим летом мы проплыли от Рамони до Липецка по реке Воронеж. Люди отдыхают, гуляют. Но по-прежнему без учета берут воду насосные станции. Из-за мелей местами на катере уже и не пройдешь, приходится его тащить. В соседней области животноводческие комплексы сливают нечистоты. Лесов становится все меньше.

Смотрел я на это и думал: 40 лет прошло, а ничего не изменилось.

Песков в свое время печалился, что у реки нет хозяина, который следил бы за ней и не давал в обиду. Нет его и сегодня. Казалось бы, Господь дал нам такую красоту. И у нас был прекрасный шанс ее восстановить. Но мы, как дикари, снова все уничтожаем. Грустно.

С другой стороны, та литература, что оставил нам Василий Михайлович, жива и по-прежнему необходима. Его книги и статьи надо печатать, изучать в школе. Чтобы и следующее поколение смогло наслаждаться природой. Чтобы у каждого была своя река детства.

Источник

3. Методические указания по стилистике План разбора публицистического текста

Тема текста, её актуальность.

а) публицистическая лексика;

б) общественно-политическая лексика;

в) эмоционально окрашенные слова;

г) сочетание «высокой» и «низкой» лексики;

д) метафоры, сравнения, эпитеты и другие тропы;

е) фразеологические обороты.

а) употребление единственного числа существительных в значении множественного;

б) употребление личных местоимений;

в) употребление личных форм глаголов.

а) преобладающий тип предложений (простые, осложнённые или сложные);

б) номинативные предложения;

в) неполные предложения;

г) вопросно-ответная форма изложения.

III. Проявление личного отношения автора к проблеме.

IV. Реакция читателя, которую вызывает текст.

Образец разбора текста

У каждого из нас есть «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.

Последние годы во всём мире идёт озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или: «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких Усманок и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. И если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин этому надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы – на малых речках.

В. Песков. Отечество

Тема текста – состояние малых рек. Идея состоит в том, что от благополучия маленьких речек и ручейков зависит снабжение водой больших городов и целых стран. Подчёркивается актуальность темы: Последние годы во всём мире идёт озабоченный разговор о воде.

1. Лексические особенности.

а) лексика публицистического стиля – одной из главных ценностей, озабоченный разговор, всему живущему, страдать от жажды, «капилляры» водной системы (используется научный термин капилляры);

б) книжные слова: уязвимо, сконструировать, организм;

в) эмоционально окрашенная лексика: малютка, сокровище, речек, ручейков, ключик, речонка;

г) книжная и разговорная лексика сочетается: живую речку (разг.) …сконструировать (кн.) заново невозможно; корень проблемы (кн.) лежит на берегах маленьких Усманок (разг.);

д) тропы: речка умирает, пьют города и промышленные центры – олицетворение. Риторические фигуры: можно построить… можно посадить – повтор слова; можно посадить новый лес… Но речку… сконструировать заново невозможно;

е) фразеологические обороты в тексте как книжные (корень проблемы), так и разговорные (общий котёл).

2. Морфологические особенности.

а) необычное употребление множественного числа имени собственного: на берегах маленьких Усманок (название речки употреблено в нарицательном смысле).

б) употребляется местоимение 1 лица множественного числа мы, а также местоимения 3 лица в обычной функции замены существительных;

в) в тексте преобладают глаголы настоящего времени: понимаем, идёт, становится, течёт.

3. Синтаксические особенности.

а) Используются как простые, так и сложные предложения: Вода становится одной из главных ценностей на земле… Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры;

б) встречаются безличные предложения: Можно заново построить разрушенный город. Неопределённо-личная конструкция является частью сложного предложения: Но когда говорят: «Миссисипи мелеет»…

в) неполные предложения употребляются нечасто: Неважно какая, большая Волга или маленькая Усманка;

г) употребляются риторические вопросы: Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?!

III. Отношение автора к теме текста, его тревога за состояние рек и всей природы видны по эмоционально окрашенным словам малютка, сокровище, речонка и социально-оценочной лексике типа озабоченный разговор, одной из главных ценностей на земле. Местоимение мы объединяет автора и читателя.

IV. Текст вызывает сопереживание, делает читателей единомышленниками автора, обращает наше внимание к одной из важнейших экологических проблем.

Источник

Урок-практикум в 10 классе
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Панькина Екатерина Анатольевна

Урок-практикум в 10 классе

Цель урока: сформировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.

Задачи урока: повторение и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении стиля текста.

Развивающие: с помощью разнообразных упражнений развивать у учащихся логическое мышление, аналитические способности; овладение приёмами языкового анализа, сравнения, классификации.

Воспитательные: воспитание эстетического отношения к слову, формирование творческих способностей школьников.

Тип урока: общеметодологической направленности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (с текстами)

1.Оргмомент. Мобилизация внимания школьников. Определение задач урока.

2.Вступительное слово учителя.

На протяжении нескольких уроков мы с вами, ребята, доказывали принадлежность текста к тому или иному стилю, говорили о сфере применения каждого из стилей, о специальных средствах языка, имеющих особую стилистическую окраску. Сегодня мы выполним ряд заданий по теме «Функциональная стилистика.

Читайте также:  Застыли реки земля застыла

Задание 1 Узнайте стили по их характеристикам:

  1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.
  2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.
  3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.
  4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.
  5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.

Задание 2. Определите, в каком функциональном стиле могут быть использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Найдите слова и словосочетания, которые в равной степени могут быть употреблены во всех стилях. Выпишите их по группам (научные, официально-деловые, разговорные). Составьте небольшой текст с использованием слов и сочетаний одной стилистической группы.

  1. Уведомление, дубликат, город, рефлекс, симпозиум, ингредиент, иммунитет, экологический, бестия, книжка, пятый, ворчун, дрыхнуть, явление, нижеподписавшийся, синий, сорвиголова, строить, конституция.
  2. Уполномочен сообщить, обоснованный вывод, вкалывать без обеда, обобщить сказанное, обвинительная речь, замотанный вконец, в соответствии с вышеизложенным, развалился на стуле, привести в соответствие, настоящий закон, коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в голове.

Задание 3. К каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу).

Стиль художественной литературы

Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

  1. Организация речевой практики.

Обсуждение самостоятельно подготовленных высказываний учеников по анализу текста.

Ребятам было дано домашнее задание — подготовить лингвостилистический анализ текста (тексты разные в зависимости от варианта). Приведу в пример один текст и задания к нему.

Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.

-Определите тему текста.

-Определите основную мысль текста.

-Определите тип текста.

-Определите стиль текста.

-Укажите используемые стилистические средства.

-Какова особенность употребления глаголов в данном тексте.

Примерный план ответа:

Тема текста – решение писателя сжечь свою рукопись.

Главная мысль – изображение события и состояния человека, уничтожающего свой сокровенный труд. Текст содержит одну микротему.

Это образец художественного стиля. Слова в переносном значении помогают описать переживания человека, обилие глаголов и глагольных форм даёт ощущение динамизма, стремительности происходящего: ломая ногти, раздирал тетради; пепел душил пламя; сопротивляясь; мелькали; добивал.

Данный текст типологически представляет собой повествование с элементами описания состояния человека. Событие показано в хронологической последовательности. Мы наглядно представляем начало, развитие и конец действия: вынул списки романа – раздирал тетради – вкладывал между поленьями — роман погибал – бумага чернела. Глаголы прошедшего времени, обозначая последовательно сменяющиеся события, помогают развёртыванию повествования.

( На уроке можно выслушать несколько человек, а работы остальных учащихся проверить потом. Ребята, внимательно слушая ответ своего одноклассника, могут внести свои коррективы, исправить недочёты или ошибки, если таковые имеются, прокомментировать, высказать своё мнение)

4. Самостоятельная письменная работа (можно предложить учащимся тексты различных стилей)

Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрёл совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что это пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.

Л.Щерба. Безграмотность и её причины

У каждого из нас «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.

Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или: «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких усманок и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. А если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, — на малых речках.

Проанализируйте тексты публицистического стиля:

  1. примерами из текстов подтвердите, что они: а) написаны на общественно значимую, злободневную тему; б) адресованы массовому читателю;

в) призваны воздействовать на рассудок и чувства читателей с целью

воспитания у них высоких, благородных гражданских чувств;

  1. докажите, что для текстов характерна прямая и открытая оценочность (без обращения к художественным образам), в которой ярко выражена позиция автора, его страстное желание убедить читателя в своей правоте;
  2. найдите языковые средства, создающие общую экспрессивность текста: специальные выразительные средства – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы или восклицания, противопоставления и т.п.; найдите характерные для публицистического стиля слова и словосочетания, обозначающие обобщённые и общественно-значимые понятия – политики, морали, нравственности, культуры, социальных чувств и т.п.

Урок завершается самостоятельной письменной работой учащихся, в которой они продемонстрируют свои знания и умения по данной теме.

Скачать:

Вложение Размер
urok-praktikum-v-10-klasse-tsel-sformirovat-umenii.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-ПРАКТИКУМ В 10 КЛАССЕ

Цель урока: сформировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.

Задачи урока: повторение и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении стиля текста.

Развивающие: с помощью разнообразных упражнений развивать у учащихся логическое мышление, аналитические способности; овладение приёмами языкового анализа, сравнения, классификации.

Воспитательные: воспитание эстетического отношения к слову, формирование творческих способностей школьников.

Тип урока: общеметодологической направленности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (с текстами)

1.Оргмомент. Мобилизация внимания школьников. Определение задач урока.

2.Вступительное слово учителя.

На протяжении нескольких уроков мы с вами, ребята, доказывали принадлежность текста к тому или иному стилю, говорили о сфере применения каждого из стилей, о специальных средствах языка, имеющих особую стилистическую окраску. Сегодня мы выполним ряд заданий по теме «Функциональная стилистика.

Задание 1 Узнайте стили по их характеристикам:

  1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.
  2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.
  3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.
  4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.
  5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.

Задание 2. Определите, в каком функциональном стиле могут быть использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Найдите слова и словосочетания, которые в равной степени могут быть употреблены во всех стилях. Выпишите их по группам (научные, официально-деловые, разговорные). Составьте небольшой текст с использованием слов и сочетаний одной стилистической группы.

  1. Уведомление, дубликат, город, рефлекс, симпозиум, ингредиент, иммунитет, экологический, бестия, книжка, пятый, ворчун, дрыхнуть, явление, нижеподписавшийся, синий, сорвиголова, строить, конституция.
  2. Уполномочен сообщить, обоснованный вывод, вкалывать без обеда, обобщить сказанное, обвинительная речь, замотанный вконец, в соответствии с вышеизложенным, развалился на стуле, привести в соответствие, настоящий закон, коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в голове.

Задание 3. К каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу).

Стиль художественной литературы

Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

  1. Организация речевой практики.

Обсуждение самостоятельно подготовленных высказываний учеников по анализу текста.

Ребятам было дано домашнее задание — подготовить лингвостилистический анализ текста (тексты разные в зависимости от варианта). Приведу в пример один текст и задания к нему.

Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.

-Определите тему текста.

-Определите основную мысль текста.

-Определите тип текста.

-Определите стиль текста.

-Укажите используемые стилистические средства.

-Какова особенность употребления глаголов в данном тексте.

Примерный план ответа:

Тема текста – решение писателя сжечь свою рукопись.

Главная мысль – изображение события и состояния человека, уничтожающего свой сокровенный труд. Текст содержит одну микротему.

Это образец художественного стиля. Слова в переносном значении помогают описать переживания человека, обилие глаголов и глагольных форм даёт ощущение динамизма, стремительности происходящего: ломая ногти, раздирал тетради; пепел душил пламя; сопротивляясь; мелькали; добивал.

Данный текст типологически представляет собой повествование с элементами описания состояния человека. Событие показано в хронологической последовательности. Мы наглядно представляем начало, развитие и конец действия: вынул списки романа – раздирал тетради – вкладывал между поленьями — роман погибал – бумага чернела . Глаголы прошедшего времени, обозначая последовательно сменяющиеся события, помогают развёртыванию повествования.

( На уроке можно выслушать несколько человек, а работы остальных учащихся проверить потом. Ребята, внимательно слушая ответ своего одноклассника, могут внести свои коррективы, исправить недочёты или ошибки, если таковые имеются, прокомментировать, высказать своё мнение)

4. Самостоятельная письменная работа (можно предложить учащимся тексты различных стилей)

Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрёл совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что это пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.

Л.Щерба. Безграмотность и её причины

У каждого из нас «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.

Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или: «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких усманок и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. А если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, — на малых речках.

Проанализируйте тексты публицистического стиля:

  1. примерами из текстов подтвердите, что они: а) написаны на общественно значимую, злободневную тему; б) адресованы массовому читателю;

в) призваны воздействовать на рассудок и чувства читателей с целью

воспитания у них высоких, благородных гражданских чувств;

  1. докажите, что для текстов характерна прямая и открытая оценочность (без обращения к художественным образам), в которой ярко выражена позиция автора, его страстное желание убедить читателя в своей правоте;
  2. найдите языковые средства, создающие общую экспрессивность текста: специальные выразительные средства – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы или восклицания, противопоставления и т.п.; найдите характерные для публицистического стиля слова и словосочетания, обозначающие обобщённые и общественно-значимые понятия – политики, морали, нравственности, культуры, социальных чувств и т.п.

Урок завершается самостоятельной письменной работой учащихся, в которой они продемонстрируют свои знания и умения по данной теме.

Источник



Урок развития речи в 5-м классе «Текст. Тема и микротема»

  • научить определять тему текста, основную мысль текста, выделять микротемы, делить текст на абзацы.
  • развивать творческую, речевую, мыслительную активность, умение отстаивать свою точку зрения.
  • воспитывать чувство любви к родному краю, к Родине.

1. Тема нашего урока: Текст. Тема и микротема.

Сегодня на уроке мы будем учиться правильно определять тему текста, основную мысль текста, делить текст на абзацы. Это очень важное умение, оно вам поможет успешно сдать экзамены в старших классах. Мы с вами уже знакомились с понятием текст и тема текста. Давайте вспомним, что же такое текст. А для этого выполним следующее задание. Перед вами разноцветные листочки. Скажите, можем ли мы назвать их текстом? Докажите свою точку зрения. Что нужно сделать, чтобы эти предложения стали текстом? Разложите листочки так, чтобы получился текст. (Текст предлагается на отдельных разноцветных листочках).

I. Осенью певчие птицы улетают на юг.

II. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.

III. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.

IV. Все они будут ждать возвращения на родину.

Текст – это группа предложений, связанная темой и основной мыслью.

А что же такое тема текста? Где может быть отражена тема?

Тема — о чём или о ком говорится в тексте.

2. О чём этот текст? Какова тема данного текста, попробуйте определить. Как можно озаглавить текст?

3. Какова основная мысль данного текста?

Основная мысль текста – то, что хотел сказать нам автор.

Что хотел сказать нам автор Евгений Чарушин? Где может находиться основная мысль текста? Как её можно сформулировать?

Основная мысль текста может находиться:

  • В заголовке
  • В одном из предложений текста
  • Можем сформулировать сами.
  • Скворцы
  • Скворцы на чужбине
  • Любовь к Родине

В чужих краях тепло и сытно, а скворцы не поют и не выводят птенцов. Почему? Докажите свою точку зрения.

Какие пословицы подтверждают наши мысли?

  • На чужой стороне и весна не красна.
  • Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Всякому мила своя сторона
  • Каждому свой край сладок
  • На чужой стороне родина милей вдвойне
  • За морем теплее, а на родине милее.

Выпишите по две пословицы, которые отражают основную мысль текста Евгения Чарушина.

Мы с вами определили тему текста и основную мысль. А что же такое микротема? Вспомните слова, которые начинаются с микро.

Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого. Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.

А как вы думаете, что такое микротема?

Запишите в тетрадь

Микротема – часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.

Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

Прочитайте текст, определите его тему, озаглавьте.

  • Родина;
  • Любовь к родине.

Сколько можно в этом тексте выделить микротем?

Разделите текст на абзацы.

Родиной мы зовём нашу страну потому, что в ней мы родились, потому, что в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Родина – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней. В жизни человека огромную роль играет любовь. Это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу, городу или селу. Ещё одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране. Мы любим нашу Родину. Мы любим её бесконечные равнины, её величавые леса, её большие и малые реки, её города и сёла. Каждый её уголок, как бы он далеко от нас ни находился, близок и дорог нам.

Вывод: Автор текста говорит нам о том, что любовь к родине начинается с любви к своей семье, своему селу, своей школе.

Закончите предложение и запишите в тетрадь: Родина для меня — это…

  • Составьте текст по данному началу: Я люблю… свою семью, школу, село, родную природу.
  • Напишите сочинение-рассуждение по одной из выбранных пословиц.

Источник

Adblock
detector