«Угрюм-река». История создания и сюжет фильма
При поддержке Первого канала
В 1928 году писатель Вячеслав Шишков выпустил в свет роман «Угрюм-река», в основу которого легла реальная история, которую автор узнал во время службы в Томском округе водных путей сообщения. Он работал вместе с потомком богатейшего предпринимательского рода — Николаем Ефимовичем Матониным, который и рассказал Шишкову о жизни золотопромышленников енисейской тайги. Писатель использовал и богатейший личный опыт путешественника: с 1900 по 1920 год он проводил ежегодные экспедиции на реках Иртыш, Обь, Бия, Катунь, Енисей, Чулым, Лена, Нижняя Тунгуска и Ангара.
Название Угрюм-река — вымышленное. В романе описана Нижняя Тунгуска, а ещё автор немного изменил наименования населённых пунктов: Подволочная — Подволошино, Почуйское — Чечуйск.
В 1968-м году режиссёр Ярополк Лапшин снял одноимённый 4-х серийный художественный фильм, который был признан киноклассикой отечественного кинематографа. Прохора Петровича в картине блестяще сыграл Георгий Епифанцев.
Отец и сын Петр и Прохор Громовы влюбляются в одну женщину –красавицу Анфису Козыреву. Чтобы избавиться от соперника, отец поручает Прохору пройти непроходимую Угрюм-реку. Прохор выполняет волю отца, но возвращается домой другим человеком: теперь он намерен покорить всю Сибирь, не жалея ни себя, ни других. Постепенно жажда золота и одержимость собственным величием приводят Прохора к краху.
Денис Евстигнеев, продюсер: «Мы не хотим повторить фильм 1968 года. Мы экранизируем роман с новым поколением артистов. Это большое произведение про Россию, про людей, про человека, который захотел что-то сделать, про то, что на его пути произошло. Это фильм про стрaсть, в том числе про стрaсть этого человека достичь цели».
Юрий Мороз, режиссёр: «Сегодня тема классовой борьбы, которая легла в основу советской картины, нам кажется неактуальной, — поэтому мы акцентируем мелодраматическую и миcтичeскую линии. Это не прямая экранизация романа. Мы придумали и дописали некоторые сюжетные линии, а также изменили мотивацию Прохора Громова, сделав её более понятной современному зрителю. Мы показали лицевую сторону становления главного героя и освоения Сибири — как Прохор обустраивает дикие таежные места, строит сталеплавильный завод, организовывает и упорядочивает жизнь вокруг. И сторону изнаночную, ведь по мере того, как он богатеет, в корне меняется его характер: из молодого человека, мечтающего «построить город Солнца», он превращается в мoнстрa».
В новом фильме собран звездный актёрский состав — Александр Горбатов (Прохор Громов), Софья Эрнст (Нина), Юлия Пересильд (Анфиса), Александр Балуев (Петр Громов), Наталья Суркова (Марья Кирилловна), Юрий Миронцев (Ибрагим), Роман Мадянов (Куприянов), Леонид Окунев (Груздев), Виктор Раков (Шапошников), Дарья Мороз (Дарья), Юрий Чурсин (Протасов), Александр Яценко (Илья), Виталий Кищенко (Шкворень), Юлия Хлынина (Кэтти), Станислав Дужников (Ферапонт), Светлана Колпакова (Анна), Никита Тезин (Тимоха), Юрий Назаров (Дед Данила), Алексей Вертков (Парчевский). И это далеко не все.
О том, что актёры рассказали о своих персонажах , о подготовительной работе, о выборе локаций, о строительстве декораций, о масштабных съёмках в труднодоступных местах и о многом другом — в следующих публикациях на канале Киносезон — подписывайтесь 👍
Источник
Краткий сюжет, актёры и роли: «Угрюм-река» — советская экранизация романа Вячеслава Шишкова
В 1968 г. Ярополк Лапшин выпустил экранизацию романа В. Шишкова «Угрюм-река». Зрителей покорил не только увлекательный сюжет картины, но также актёры и роли. «Угрюм река» входит в Золотую коллекцию советского кино. О чём повествует эта лента? И кто сыграл в ней главные роли?
Создатели картины
В картине Ярополка Лапшина примечательны не только актёры и роли. «Угрюм-река» — это настоящая панорама жизни сибирского народа, созданная в 1932 г. романистом Вячеславом Шишковым.
Ярополк Лапшин выбрал произведение Шишкова неслучайно: режиссёр большую часть своей жизни провёл в Сибири, в Свердловской области, поэтому произведение показалось ему родным и понятным.
Превращением сюжета романа в увлекательный сценарий Лапшин занимался вместе со своим товарищем Валентином Селивановым. Помимо этого, Селиванов трудился над сценариями к фильмам «Петля Ориона» и «Дневник Карлоса Эспинолы».
За камерой во время съёмок стоял Василий Кирбижеков, также снимавший фильмы «Самый сильный» и «Алло, Варшава!».
В 1969 г. за многосерийную экранизацию романа В. Шишкова «Угрюм-река» Ярополк Лапшин получил специальный диплом ВТФ.
Краткий сюжет
Фильм «Угрюм-река» (1968 г.) повествует о жизни нескольких поколений сибирской семьи Громовых. История рода освещается начиная с описания жизни деда Данилы. В начале XX в. он слыл отъявленным мошенником: в периоды гражданской смуты путём грабежа сколотил завидное состояние на золотых приисках.
Все деньги и имущество Данила после кончины завещал своему сыну Петру и внуку Прохору. Однако перед смертью Громов-старший в письме сознался, откуда у него всё это добро.
Пётр оказался пропоицей, деловой хваткой не отличался. Поэтому все заботы о семейном предприятии легли на Прохора. На глазах у своих друзей и родных мечтательный юноша в один миг превратился в такого же жёсткого и беспринципного человека, как его дед. И хотя Прохор достиг статуса самого влиятельного человека в Сибири, «разбойничьи» гены Данилы Громова всё равно вышли ему боком.
На протяжении всего фильма на семейство Громовых сыплются отовсюду несчастья. Богатство и власть не помогают решить целую вереницу личных и семейных проблем. В конечном итоге Прохор не выдерживает напряжения и сходит с ума. Главный герой бросается со скалы в бурлящую сибирскую реку. На этом фильм заканчивается.
Актёры и роли: «Угрюм река». Г. Епифанцев в роли Прохора Громова
Согласно сюжету, Прохор Громов – это внук разбойника Данилы Громова и его прямой наследник. Прохор — сильный и трудолюбивый человек. Он отличается твёрдыми принципами и моральными устоями. И всё же внуку пришлось расплатиться с лихвой за злодеяния своих предков.
В фильме Ярополка Лапшина роль Громова-младшего сыграл Георгий Епифанцев. Актёр является уроженцем города Керчи. В 1960 г. он окончил престижную Школу-студию МХАТ.
Впервые на экранах Георгий Епифанцев появился в фильме «Фома Гордеев» Марка Донского. В образе богатого купца Гордеева исполнитель выглядел настолько убедительно, что, пожалуй, это и предопределило его участие в проекте «Угрюм-река» Лапшина.
Артиста можно увидеть в образе революционера Марка Елизарова в картине «Сердце матери», а также в фильмах «Приваловские миллионы» и «С любимыми не расставайтесь».
Георгий Епифанцев стал основателем актёрской династии: его трое детей тоже стали актёрами.
В. Чекмарёв в роли Петра Громова
Виктор Чекмарёв в экранизации романа В. Шишкова получил роль Петра Данилыча, отца главного героя.
В делах семьи Пётр Громов не играет ощутимой роли. Он, скорее, похож на иждивенца, чем на главу семьи. Все заботы после смерти Данилы Громова легли на плечи его внука. И это сломило Прохора Громова. Отцу-пропойце оставалось только со стороны наблюдать, как власть и богатство постепенно разрушают неокрепший ум его сына.
Чекмарёв Виктор Константинович — актёр киностудии «Ленфильм», мастер отрицательных ролей. В известном советском фильме «Дело Румянцева» Чекмарёву довелось сыграть опасного рецидивиста. В драме «Во власти золота» исполнитель появился в образе алчного Засыпкина. А в фильме «Поднятая целина» сыграл скрытого врага коллективизации Якова Островнова.
Другие исполнители ролей
Какие ещё впечатлили зрителя в экранизации Лапшина актёры и роли? «Угрюм-река», к примеру, вошёл в фильмографию неподражаемой Людмилы Чурсиной. Актриса редкостной красоты сыграла роль Анфисы – первой возлюбленной Прохора, которую он затем убил.
Роль Нины Куприяновой, жены Прохора, досталась Валентине Ивановой. Согласно сюжету, Прохор женился на Нине раде денег её отца (богатого купца). Анфиса, будучи не в силах простить предательство, пообещала опозорить Прохора перед всеми. За это Громов-младший убил свою любовницу.
Образ деда Данилы на экранах воплотил Афанасий Кочетков – артист Малого театра. Валентина Владимирова сыграла мать Прохора, Марью Кирилловну.
Также в фильме можно увидеть Павла Махотина, Владимира Емельянова и Гиви Тохадзе.
Источник
Угрюм-река. Краткий пересказ романа
Аркадий Казанцев Произведение Вячеслава Яковлевича Шишкова. Первая часть опубликована в 1928 году, полный текст — в 1933-м.
На небольшом таёжном хуторе посреди огромной Сибири живёт семья Громовых, глава которой Данила — мелкий купец и лавочник. Приходит его последний час. Данила призывает сына Петра и сообщает ему тайну своей жизни — по молодости он был разбойником, многих убил, немало скопил. Кубышку с сокровищами закопал в лесу. Данила просит сына Петра, чтобы тот пожертвовал деньги на церковь — пусть там помянут загубленные Данилой души, в том числе его самого. Однако Петру не до сантиментов — несмотря на глухую ночь он сразу же отправляется искать клад.
Данила умер. Из города, не закончив учёбу в гимназии, вернулся младший из Громовых — Прохор, внук Данилы, сын Петра, парень семнадцати лет.
Нечаянное богатство позволило Петру перебраться в большое село Медведево. Только этого ему мало. Теперь Пётр мечтает развернуться по всей Сибири. С этой целью он отправляет своего семнадцатилетнего сына в долгую экспедицию на Угрюм-реку — осмотреться на месте, всё запомнить, наметить, как и с кем торговать. Парень боится, мать плачет, но делать нечего. Вместе с Прохором убывает его верный старший товарищ, бывший каторжник черкес Ибрагим.
На ярмарке в селе Почуйское Прохор знакомится с купцом Груздевым. Груздев преподаёт Прохору торговые азы, учит жизни и советует выбрать себе в невесты дочь богатея Якова Куприянова, который живёт и ведёт дела в городе Крайске.
Прохор полон романтическими представлениями о жизни, он уверен, что однажды его имя прогремит на всю страну. Поначалу экспедиция складывается более-менее благополучно. Первые испытания Прохора — любовная интрижка с девушкой Таней да страшилка про тунгусскую шаманку — похожи на приключение. Прохор ведёт дневник, записывает в него свои впечатления и всё, что позже может пригодиться в деле.
Приходит зима. Проводник Фарков, бывший в их компании третьим, отказывается от дальнейшего путешествия. Найти нового проводника Ибрагиму не удаётся — мужики хорошо знают повадки Угрюм-реки и местные климатические особенности — никто не хочет рисковать жизнью даже за высокое вознаграждение.
Чрезмерные амбиции оборачиваются для Ибрагима и Прохора ловушкой — они из последних сил пробиваются по замерзающей реке, но в итоге оказываются среди дикой заснеженной тайги без еды и без надежды на спасение. Ибрагим ставит чум, добывает лося, кормит заболевшего Прохора, шьёт ему шубу, но лосиную тушу воруют волки, и несмотря на героические усилия Ибрагима путешественников ожидает лютая смерть.
Между тем в Медведево дела развиваются своим чередом. Не обременённый высокими моральными качествами Пётр Громов пьянствует, кутит и ухлёстывает за местной звездой красавицей Анфисой. Жена Марья, которую Пётр откровенно ненавидит, непрестанно молится за отсутствующего сына. Она ходит в церковь к местному священнику отцу Ипату и даже ездит к шаману — лишь бы кто-нибудь помог, уберёг её чадо от погибели. Скоро становится очевидным, что с Прохором произошло нечто ужасное — его следы затерялись и нет никаких обнадёживающих вестей. Пытаясь разобраться в ситуации, Пётр отправляется в уездный город, но и здесь, не найдя утешения, пьёт-дебоширит.
Ибрагима и Прохора выручили случайно проезжавшие мимо якуты. Путешественники добираются до губернского города Крайска, где Прохор останавливается в семье богатого купца Якова Куприянова. Между Прохором и дочерью Куприянова Ниной возникает взаимная симпатия. Яков тоже не против такого зятя. Прохор и Куприянов заключают торговую сделку, у них — совместные деловые планы на будущее. Прохор отправляется домой, Нина считается его невестой.
В Медведево Ибрагима и Прохора встречают как героев. Ибрагима по праву называют спасителем Прохора. Пётр одаривает черкеса конём и ружьём. Ибрагим клянётся служить Громовым до смерти.
Но радость длится недолго. Влюблённый в Анфису Пётр, мучимый страстью, пьёт до чёртиков и жутко избивает жену. Попытки Прохора образумить отца только озлобляют Петра.
Анфиса крутит старшим Громовым, как хочет, но Пётр в качестве любовника ей не интересен. Она проникается чувствами к Прохору и без него не видит своей дальнейшей жизни.
Вот только Прохор намерен жениться на Нине. Нина не так эффектна, как Анфиса, зато приданного за ней — гора и ещё немного. Богатства будущей жены необходимы Прохору как капитал для развития собственного бизнеса.
Наткнувшись на отчуждение Прохора, Анфиса от досады и нетерпения издевается над Петром. Ради неё Пётр готов пожертвовать всем состоянием, развестись, сбагрить Марью в любые руки или в монастырь.
Прохору жалко мать, Прохор не хочет терять своё наследство. В порыве злости он намеревается убить Анфису. Ибрагим спасает его в очередной раз — теперь от преступления.
Сложился любовный треугольник — Анфиса оказалась между отцом и сыном Громовыми. Страсти резко накаляются, когда на пасхальной службе Анфиса прилюдно целует Прохора.
Прохор, как и все прочие местные мужики, не может устоять перед красотой и чарами Анфисы. Анфиса затмевает Нину, и с этим ничего не поделать. Решившись на серьёзный разговор с Анфисой, Прохор оказывается в её объятиях — их любовь становится взаимной.
В этой ситуации Пётр во второй раз отправляет сына на Угрюм-реку, чтобы таким образом избавиться от соперника. Прохор не в состоянии перечить отцу. И снова с Прохором убывает его верный Ибрагим.
За три года Прохор завёл своё доходное дело, выстроил резиденцию «Громово» и сумел неплохо обжиться на Угрюм-реке. Местные тунгусы тянутся к нему, поскольку он честнее и надёжнее прочих купцов. Прохор широко торгует пушниной, примеряется к золотодобыче.
За это время его отношения с Ниной и Анфисой сходят на нет. Если от Нины Прохор сам отказался, то его переписку с Анфисой в тайне от хозяина прерывает Ибрагим — он просто сжигает их письма, о чём бывшие любовники даже не догадываются.
В поисках развлечения Прохор соблазняет юную тунгуску Джагду. Несчастные тунгусы, не способные преодолеть тягу к водке, пропивают всё, что нажили своими охотничьими и оленеводческими трудами.
С точки зрения Ибрагима лучший вариант для женитьбы Прохора — это Нина. Так и выходит — при новом визите к Куприяновым Прохора здесь принимают за своего. Вместе с Яковом и Ниной Прохор едет на Нижегородскую ярмарку.
По дороге Яков, Нина и Прохор знакомятся с уральскими заводами. Прохор строит грандиозные планы на будущее — он закупает оборудование, знакомится с инженерами, вербует себе работников. Одним из таких инженеров становится Протасов, который обещает перебраться к Прохору и помочь ему в организации предприятий, в управлении бизнесом. Рабочим и техникам нравится азарт, с каким Прохор берётся за дела. А ещё людям нравится Нина, люди не прочь оказаться под защитой и опекой такой доброй хозяйки. В эти дни Прохор Громов уверен, что построит в Сибири новую лучшую жизнь.
Нижний Новгород. Прохор уже бывалый купец, но кручёные местные персонажи мало похожи на наивных тунгусов. Прохор становится жертвой аферистов — он попадает в медовую ловушку и лишается большой суммы денег. Страдает и его репутация — бизнесмена и жениха. Однако это не выбивает Прохора из колеи. Его поражают масштабы и объёмы, заводы и торговые площади.
В Нижнем появляется Протасов. Нина пленится его способностями, его кругозором и жизненной позицией. Это — взаимная симпатия. Прохор ревнует.
В Медведево получают телеграмму с известием о том, что Прохор женится на Нине Куприяновой. Скоро молодые должны приехать вместе с Яковом.
Анфиса не готова мириться с тем, что её любимый будет принадлежать другой. Пётр стремится заполучить Анфису себе в жёны. Ибрагим — в соответствии со своими представлениями — пытается оберегать семью Громовых, Марью он искренне жалеет и потому запугивает Анфису своим длинным кинжалом.
Прохор, Нина и Яков прибывают в Медведево. Чтобы добиться Прохора, Анфиса чинит Громовым всяческие козни. А тут ещё огромная беда — в серьгах, которые Пётр подарил будущей снохе Нине, Яков Куприянов признал украшение его убитой матери — стало быть, родителей Якова зарезал не кто иной, как Данила, и дом Громовых — это вертеп потомственных разбойников.
Куприянов грозит прокурором и расторгает все свадебные договорённости. Громовых ожидают позор и крах купеческому бизнесу. Нина сохраняет преданность Прохору и пытается воздействовать на отца.
К Якову является Ибрагим и берёт на себя это давнее убийство. Поначалу Яков не верит черкесу, потом в порыве гнева намеревается его убить, но в последний момент останавливается. Куприяновы уезжают из Медведево.
Спустя некоторое время Яков смиряется и даже прощает Ибрагима. Проблема кажется разрешённой, но тут шантажировать Громовых принимается Анфиса — когда-то она работала в доме Данилы и с тех пор хранит некоторые компрометирующие документы. Анфиса ставит условие — либо Прохор женится на ней, либо дело об «убийственном» прошлом их семьи будет предано огласке, так что их опять ожидают позор и суд. Прижатый к стенке Прохор соглашается. Однако ночью Анфису Козыреву убивают выстрелом из ружья, а спустя сутки её дом сгорает дотла — на пожарище находят лишь останки двух людей — Анфисы и какого-то неизвестного.
История мутная. По одной из версий неизвестным может быть ссыльный политический Шапошников — тоже заметный персонаж. Он учил Прохора разным наукам, помогал в некоторых делах и, подобно прочим, безнадежно любил Анфису.
После известия о гибели Анфисы Петра хватает удар, он на время лишается способности двигаться и говорить.
На месте преступления находят ружейный пыж. Газету, из который был сделан этот пыж, следователь обнаруживает в доме Громовых. В Медведево — помочь Громовым — приезжает купец Груздев. Груздеву удаётся хитростью съесть найденный следователем пыж. Однако это не спасает Прохора из лап Фемиды.
По результатам следственных мероприятий перед судом в качестве подозреваемых предстают Ибрагим и Прохор. Марья Громова, получив известие о происшедшем, умирает — не выдержало сердце.
На похоронах по несчастной Марье плачет всё село, люди её любили. На отпевании гробы Марьи и Анфисы стоят рядом. Останки неизвестного предают земле за пределами кладбища.
Жуликоватый приказчик Громовых, одновременно местный плейбой и «клоун» Илья Сохатых стреляется. Но это больше походит на фарс.
На суде Ибрагим достаточно легко отбивается от подозрений в его адрес, а вот Прохора прокурор загоняет в угол. В итоге — чтобы не оказаться на каторге, Прохор называет убийцей Анфисы Ибрагима, своего верного слугу и старшего товарища. Эти показания Прохор подтверждает некоторыми уликами. Суд признаёт их — Прохор оправдан, Ибрагим проклинает его и отправляется мотать срок. Обвинявший Прохора прокурор Стращалов убеждён, что наказан не тот, кто убил.
Через несколько лет «Громово» на Угрюм-реке превратилось в большое промышленное село. Оно раскинулось вокруг холма, на котором Прохор выстроил башню. Вершина этой башни — его кабинет. Отсюда Прохор руководит процессами и обозревает свои владения. У Прохора несколько крупных предприятий — заводы, лесопилки, золотые прииски, на которых трудятся тысячи рабочих. Но от идеалистических представлений Прохора о жизни почти ничего не осталось — разве что грандиозные планы — Прохор по-прежнему рвётся в самые богатые люди Сибири, да и всей России. Он нещадно эксплуатирует рабочих — выжимает из них все соки, платит ничтожно мало. Рабочие живут и трудятся в жутких условиях.
Прохор женат на Нине, у них дочь Верочка, но счастливым этот брак не назовёшь. У Прохора — куча любовниц, он себя ни в чём не ограничивает. Да и во взглядах на жизнь они с Ниной очень разные люди. Нина искренне сочувствует рабочим и по возможности старается облегчить их существование. В этом ей помогает инженер Протасов, который является правой рукой Прохора. Протасов — человек революционных взглядов, он тайно распространяет запрещённую литературу и участвует в работе забастовочного комитета. Нина и Протасов по-прежнему испытывают друг к дружке взаимную симпатию — с намёком на любовь.
Жизнь в «Громово» полна тягот, жестокости и несуразностей. Здесь процветают дикие нравы и разврат, все пьют, все дерутся — иногда до смерти. Местные чиновники давно куплены Прохором, так или иначе служат ему. Впрочем, не забывая о собственной выгоде.
Пристав Амбреев, которого Прохор привёз с собой из Медведево, конкретно мутит — из незаконно добытого золота он чеканит фальшивые червонцы, не брезгует тем, чтобы мошенничать по-мелкому и грабить по-крупному. К тому же он регулярно тянет деньги из Прохора — шантажирует.
Дело в том, что в своё время именно приставу удалось заполучить из дома покойной Анфисы компромат на семью Громовых. Прохор зол на пристава, но разделаться с ним пока не может. Жена пристава Наденька — бывшая любовница Прохора, дама крайне лёгкого поведения. Она охотно помогает приставу в его тёмных делишках.
Своего отца Петра Даниловича Прохор упрятал в сумасшедший дом. Пётр не успокаивается и во все инстанции пишет жалобы на убийцу сына.
Среди подчинённых Прохора есть откровенно каторжные типы, убийцы, которых Прохор держит для особых поручений — запугивать, поджигать, резать. Таким типом является Филька Шкворень. От безысходности он сам напросился к Прохору — золото добыть может, а вот удержать деньги не получается — либо бездумно пропьёт-прокутит, либо украдут. В момент их знакомства у Фильки тоже имеется при себе полпуда. Это золото у него мошенническим образом отнимает Наденька, жена и подельница пристава. Поступив в услужение к Прохору, Филька продолжает воровать при всяком удобном случае — в том числе у своего хозяина.
Филька Шкворень сообщает Прохору, что знает, где в тайге находится золотоносный участок. Но этот участок принадлежит кому-то в Питере, тот человек здесь ни разу не показывался, а пожалуй, и позабыл про своё владение.
Прохор снаряжает экспедицию в тайгу и действительно обнаруживает богатую золотоносную жилу. Однако в тайге — всё непросто. Здесь хозяйничают чёрные старатели, по большей части беглые или бывшие каторжники, хищные типы, готовые на всё, в том числе на смертоубийство. Среди них выделяется безносый мужик по кличке Тузик. Ночью эти типы нападают на экспедицию Прохора — достаётся многим, фельдшер убит.
Прохор изменяет Нине с богатой тунгуской. Наутро тунгуска является к дому Громовых и в благодарность за ласки приносит для Прохора подарки. Эти подарки тунгуска отдаёт Нине. Нина, конечно, возмущена, но при этом продолжает хранить верность блудному супругу.
У Нины в Громово сложился свой круг общения. Помимо Протасова в него входят учительница Катерина Львовна, которую все зовут Кэтти, и священник отец Александр. Отец Александр помогает Нине в осуществлении благотворительных проектов — в постройке школы, в попечении о нищих и больных рабочих. Кэтти — девушка не местная, она томится в этой глуши и пишет отцу, чтобы тот забрал её в большую Россию. Она ищет любовь и поначалу «охотится» на Протасова. Однако Протасов не разменивает свою жизнь на флирты, а его сердце занимает Нина.
Пока Нина увлечена своими благотворительными проектами, Прохор всецело сосредоточен на расширении бизнеса. Он отправляется в Питер, чтобы получить права на новые месторождения. К тому же у него там куча дел, связанных с приобретением оборудования, машин и агрегатов. В этой поездке Прохора сопровождают Груздев и Яков Куприянов.
В Питере Прохор знакомится с номинальным хозяином золотоносного месторождения поручиком Приперентьевым. За своё месторождение Приперентьев требует серьёзных денег, но Прохор готов пожертвовать не больше тысячи. Приперентьев не кажется Прохору сколь-нибудь серьёзным конкурентом.
Прохор отправляется на приём к товарищу министра. Спустя пару недель в результате коррупционной сделки Прохору удаётся заполучить в своё пользование нужные участки тайги — продажные чиновники всегда рады помочь богатым людям.
По ходу этой министерской истории Прохор знакомится со светскими львицами — баронессой Замойской, её подругой по фамилии Прахова — и их ближайшим окружением. У Прохора с Праховой приключается роман. Прохор даже зовёт дамочку с собой в Сибирь, обещает выстроить ей дом. Но у этой питерской богемы свои взгляды на жизнь.
На втором плане возле Прохора постоянно крутится купец Груздев, который к этому моменту уже превратился во вполне себе комического персонажа.
Протасов не оставляет попыток сделать Нину своей соратницей в деле освобождения рабочих. При всём уважении к нему Нина не поддаётся и держится традиционных христианских взглядов. На руку и сердце Нины также претендуют проворовавшийся картёжник инженер Парчевский, симпатичный молодой человек с амбициями, и американский специалист мистер Кук.
Прохор снова попадает в лапы матёрых аферистов, его опаивают некой гадостью, обыгрывают в карты, обворовывают на большие деньги и лишают бриллиантового перстня. А в результате драматической постановки даже избивают до потери сознания.
События приобретают крутой оборот, когда из Питерской газеты люди в «Громово» узнают о смерти Прохора. Женихи мечтают о богатой и прелестной вдове, рабочие празднуют гибель своего мучителя.
Однако Прохор жив, и он возвращается домой, добившись всех поставленных перед собой деловых целей. Работа закипает с новой силой, предприятия Прохора расширяются, со всей России, особенно из окрестных деревень, к нему едут мужики, ищущие, где бы зашибить деньгу. Но вместе с тем, его психическое состояние начинает ухудшаться. Прохора преследуют призраки, среди них — Анфиса и тунгусская шаманка. Прохор много пьёт, мало спит и принимает наркотики, чтобы взбодрить себя.
Кэтти примеряется ко всем мужчинам, обитающим в «Громово». Кто-то из них не прочь завести с ней интрижку, но из этого всё как-то ничего не выходит. Томление девушки сменяется тоской, и однажды Кэтти пытается соблазнить местного дьякона Ферапонта. Ферапонт — колоритная фигура. Огромный человек с потрясающим басом. Когда-то Прохор переманил его с Урала. Ферапонт работал кузнецом, с подачи Прохора сделался дьяконом и женился на дочери священника отца Ипата из села Медведево. Ферапонт человек светлый, богобоязненный, но мучимый пристрастием к алкоголю. Это один из немногих персонажей, которые искренне благодарны Прохору за его благодеяния.
Однажды Прохор узнаёт имена аферистов, которые кинули его в Питере, и отправляет туда Парчевского с особой миссией — отомстить обидчикам самым жутким образом. Среди обидчиков — кроме светских львиц Замойской и Праховой — также купец Алтынов и его подручные.
У Нины умирает отец — Яков Куприянов. Нина становится наследницей двухмиллионного состояния. С этого момента она чувствует себя самодостаточным человеком и уже открыто оппонирует мужу. Протасов уговаривает Нину открыть собственное дело, чтобы её рабочие жили в достойных условиях и получали хорошую зарплату.
Бедняжка Кэтти по-тихому пьёт и изливает свои чувства в личном дневнике. Она пыталась отдаться в руки Протасова, но тот подарка не принял.
А на заводах и приисках Прохора ситуация — всё хуже. Доведённые до отчаяния люди готовят забастовку. Прохор ужесточает репрессии, и если где-то уступит, то в другом месте сразу прижмёт. Чуть повысив зарплату, он тут же поднимает цены на продукты и гонит со своих территорий всех сторонних продавцов. При этом продукты, которые закупают его магазины, — это часто откровенные помои или нечто непотребное.
Среди приближённых к Прохору персонажей имеются редкостные мерзавцы. Особо выделяется Ездаков, управляющий прииском «Достань». Он нещадно бьёт и притесняет подчинённых, насилует их жён, всех считает скотами.
Казачий конвой, вывозящий золото, добытое на приисках Прохора, подвергается нападению банды разбойников.
Прохор быстро выясняет, что за нападением на «золотой конвой» стоят пристав Амбреев и его Наденька. Он является к злоумышленникам и грозит выдать их властям. Пристав недолго сопротивляется, но в итоге пасует и клянётся в своей преданности Прохору. Он отдаёт хозяину компромат, который копил все эти годы — в том числе документы, выкраденные из дома покойной Анфисы. Теперь Прохор чувствует себя свободным, однако его психическое состояние всё хуже.
Засушливым жарким летом в тайге возникает пожар. Пожар движется к владениям Прохора и грозит всё уничтожить. Прохор отправляет на тушение своих рабочих, но люди противятся. В этих условиях Прохору не остаётся ничего иного, как обещать им выполнение требований — укоротить рабочий день, повысить зарплаты, улучшить жилищные условия и питание, уволить Ездакова.
В результате героических усилий всего трудового коллектива пожар потушен, есть погибшие. Но когда приходит время выполнять обещания, Прохор включает заднюю — у него и без того большие финансовые потери. Рабочие возмущены.
Чтобы покрыть потери и даже значительно приумножить состояние, Прохор решается на аферу. В этом деле ему активно помогают командированные в столицу Груздев и Парчевский. Посредством газет в Питере распространяются слухи, что в связи с пожаром предприятия Прохора Громова находятся в крайне бедственном положении. Испуганные кредиторы Прохора стремятся прояснить, как там и чего, можно ли спасти хоть какие-то свои капиталы. Для них разыгрывают спектакль. В результате кредиторы идут на уступки и с каждого рубля получают только двадцать пять копеек, а Прохор кладёт в карман полмиллиона.
На волнения рабочих вынужденно откликаются государственные власти. В «Громово» прибывают дополнительные полицейские и воинские силы. Силами командуют жандармский ротмистр Пфеффер, а также два офицера — Усачев и Борзятников. Кэтти крутит роман с молодым Борзятниковым.
Пфеффер берётся за дело рьяно. Он навещает всех по очереди — разговаривает по душам, намекает, манипулирует, склоняет к доносительству. Священнику отцу Александру он в мягкой форме предлагает отказаться от тайны исповеди и сообщать о настроениях и поступках рабочих. Священник гонит Пфеффера прочь.
Пфеффер пытается придавить Протасова, но Прохор решительно пресекает эти попытки — Протасов, несмотря на его революционные настроения, фигура неприкасаемая, без него бизнес Громова рискует рухнуть.
Нина в сопровождении Протасова ходит по баракам, ужасается условиям жизни рабочих, помогает, как может.
Предприятия Прохора проверяет государственный инспектор. Он вроде бы и строгий дядька, но если вручить ему денежный подарок, то всё не так уж и плохо.
Тайно от властей действует забастовочный комитет. Выборные от рабочих являются к Прохору с требованиями. Прохор гонит их прочь и давит на жандармов, чтобы те жёстче и активнее прессовали «бунтовщиков». Ближайшей ночью все выборные арестованы.
Протасов требует от Прохора пойти навстречу рабочим. Прохор категорически отказывается. Протасов подаёт прошение об отставке и уезжает. Из-за его отсутствия сбоит производство. Прохор просит Нину, чтобы она вернула Протасова назад.
Убедить Прохора пытаются прочие инженеры и техники, его пытаются вразумить священники — тщетно.
Рабочие тянут волынку, кто-то специально портит инструменты и оборудование. Начинается забастовка. Прохор грозит всех уволить и набрать новых людей. Рабочие шлют жалобные телеграммы губернатору. Атмосфера накаляется. У народа кончаются запасы продовольствия и деньги — наступают голодные времена.
Наконец, в «Громово» объявляется прокурор. Прохор пробует купить прокурора, но у него не получается. Прокурор, конечно, порочный тип, но честь мундира всё же блюдёт.
Люди направляются к прокурору с жалобами — нарядились в лучшее, что у них есть, точно на праздник. Люди полагают прокурора своим защитником. Стараниями Прохора и его подручных мирное шествие обвиняют в экстремизме, в желании устроить бунт и поджоги. Вернувшийся Протасов бросается навстречу рабочим, чтобы их остановить, но у него не выходит. Нелепое стечение обстоятельств провоцирует открытие огня на поражение. В результате шествующие расстреляны солдатами и жандармами. Мертвых собирают до глубокой ночи — стоны, рыдания. Репрессии продолжаются не один день — многие убиты, многие ранены, многие арестованы.
Осознав ужас происшедшего, Прохор пугается и бежит из «Громово» в тайгу.
В «Громово» — трагические дни. Больница переполнена ранеными, убитых отпевают и хоронят десятками. У прокурора не выдерживает сердце, он умирает. Пфеффер всё пытается взять ситуацию под контроль, но известия о расстреле уже распространились по всей России. В Москве и Питере рабочие устроили стачки — в знак солидарности.
Пару дней, выдавая себя за бродягу старателя, Прохор обретается в землянке у ветхой старухи, которая вместе с сыном и внуком производит дёготь. Во время расстрела рабочих сын старухи погиб. Старуха проклинает мироеда Громова, не подозревая, что сейчас ест с этим самым Громовым из одного котелка.
Потрясённая картиной расстрела Кэтти находится в жутком душевном состоянии. Во время одной из прогулок по окрестностям «Громово» компания с Кэтти встречает разбойника по кличке Тузик. Борзятников пытается его преследовать, но Тузик грозит ружьём, и Борзятников сразу ретируется. Это даёт повод Кэтти упрекнуть офицеров в трусости — дескать, вы герои только против безоружных рабочих. Она берёт у них револьвер — якобы потренироваться в стрельбе, ранит Усачева, убивает Борзятникова и третьим выстрелом кончает с собой.
Власти проводят разбирательство в связи с расстрелом рабочих. По итогам этого разбирательства смещён с должности губернатор. Главным виновником объявляют Пфеффера. Его отзывают из «Громово» в Питер. Пфеффер боится мести, и в эти дни его тщательно охраняют солдаты. Наконец, он уезжает.
На похоронах Кэтти Протасов читает письмо, которое только что пришло на имя несчастной самоубийцы. Это письмо от отца Кэтти. Отец управился со своими делами, зовёт дочь бросить всё и выехать к нему — чтобы отправиться на юг — отдыхать, а после и в Европу.
Прохор находит приют в лачуге у старцев-отшельников, живёт с ними долгое время, мучается из-за скудной еды, тайком питается на стороне. Но ни вразумления старцев, ни его собственные бесплодные молитвы не способны умиротворить душу. Прохор удаляется с досадой на себя и на отшельников. После этого в тайге раздаются два выстрела и появляется слух о том, что Прохор покончил жизнь самоубийством.
Во время отсутствия Прохора всеми делами в «Громово» рулят Нина и Протасов. Рабочим повысили зарплаты, для них строят новые комфортабельные бараки, их обеспечили хорошими продуктами. Вместе с тем повысилась и производительность труда, предприятия функционируют, всё крутится.
На слухах о смерти Прохора вокруг Нины снова вьются женихи. Более прочих усердствует инженер Парчевский, он всё пытается устроить свою жизнь на халяву. В этом ему помогает любовница Наденька, она же — жена пристава. У Протасова — иные мотивы, но он тоже делает Нине предложение. Нина остаётся верна Прохору и своим христианским взглядам на жизнь. Всё плохое, что связано с мужем, она воспринимает как крест, который нужно нести. Отец Александр её в этом поддерживает.
Помещённый сыном в сумасшедший дом Пётр Данилович претерпел немало унижений и бед. По поручению Нины Петра навещает Груздев. Нина способствует тому, чтобы свёкор вышел на свободу, она всячески помогает ему тайком от мужа.
Вернувшийся Прохор выслушивает доклады о состоянии дел. Он поражён тем, какие большие суммы потрачены на всю эту «благотворительность». Прохор подозревает Нину и Протасова в том, что они хотят присвоить себе его бизнес. Прохор начинает воспринимать Нину как врага. Ситуация всё более обостряется, поскольку рабочие норовят перейти с предприятий Прохора на предприятия его жены.
По команде хозяина Филька поджигает два новых барака, которые Нина выстроила для рабочих.
За последние десять лет Прохор добился огромных успехов, в его заводы и прииски вложено тридцать три миллиона рублей, его годовой доход составляет два миллиона, однако Прохор мечтает о миллиарде и не намерен останавливаться — ни перед чем, ни перед кем. Прохор задумывается над тем, чтобы убить Нину.
Освобождённый Пётр тайно приезжает в «Громово», живёт на отшибе. Он женится на молодой вдовице Анне, дочке купца Груздева, которая прежде состояла в любовницах Прохора. К моменту этой женитьбы Анна беременна от Прохора. Анна чрезвычайно угнетена этим обстоятельством — её будущий ребёнок будет приходиться внуком её мужу. Измучившись, она делает аборт.
Ярким событием становятся торжества в честь десятилетия основания «Громово». На торжества съезжаются важные персоны со всей России, включая богатых промышленников и нового генерал-губернатора. Прохора хвалят, перед Прохором заискивают, но во время его праздничной речи становится очевидным, что с головой у хозяина большие проблемы. Нине с Протасовым удаётся сгладить углы, но, в общем, всё очень и очень тревожно. Прибывших чиновников ублажают каждого на свой манер. Губернатору устраивают фальшивую охоту на медведя, а после подкладывают под него Наденьку. За это губернатор одаривает Наденьку своей милостью и производит её мужа в исправники.
Пётр намерен востребовать со своего сына большие деньги. Но это — пустое. Деньги Петру тайком от Прохора выдаёт Нина. Пётр вместе с женой уезжает в «Медведево» и ведёт там жизнь состоятельного купца. Однако ни налаженный быт, ни удары судьбы, ни благодеяния снохи не делают Петра лучше, он остаётся всё тем же порочным типом, готовым причинять вред окружающим.
В один из дней, когда сознание Прохора окутывает сумрак, он бросается на Нину с упрёками, а потом и вовсе даёт ей пощёчину. Не смущаясь присутствия маленькой дочки, Прохор требует, чтобы Нина прекратила свой самодеятельный бизнес и отдала ему все деньги, полученные в наследство. Нина сопротивляется. За Нину вступается дьякон Ферапонт. Ситуация кажется разрешённой, но в результате очередной вспышки ярости, Прохор стреляет в Ферапонта и смертельно его ранит.
И вот настаёт время, когда чаша переполнена и солнце начинает клониться к закату. Над Прохором сгущаются мрачные тучи. Те, кого он обманывал — бывшие кредиторы и поручик Приперентьев, — замыслили отжать у него большую часть бизнеса. Они включили мощный административный ресурс и громадные финансы, с которыми Прохору трудно тягаться. К тому же психическая болезнь не позволяет Прохору правильно и вовремя разбираться с делами.
Плюс банда разбойников, которая завелась в тайге возле «Громово». Бандой руководит бежавший с каторги Ибрагим. Цель Ибрагима очевидна — наказать Прохора. Банда совершает налёты на склады и прииски Прохора, грабит всё, что находит, в том числе золото. С бандой не могут справиться вооружённые отряды из жандармов и солдат. От рук банды гибнут ближайшие подручные Прохора, в том числе мерзавец Ездаков и новоиспечённый исправник Амбреев. Ездаков повешен, Амбреев обезглавлен — голова, упакованная в мешок, отправлена в подарок Прохору. Прохора постоянно преследует страх перед Ибрагимом.
Овдовевшая Наденька ищет себе другого мужа и пробует захомутать мистера Кука. Кук противится и отправляет Наденьку к её постоянному любовнику Парчевскому. У всех с этой Наденькой были интрижки.
Из «Громово» в село «Разбой», от Угрюм-реки к Большому потоку, тянутся подводы с теми, кто закончил свои таёжные дела и делишки и теперь возвращается в большую Россию. Среди этих людей много простых рабочих, тихих тружеников, которые поспешают в свои деревни к оставленным семьям. Хватает и всякого лихого народа — диких старателей, бродяг, спиртоносов, воров и каторжников. У этих, последних, накоплено немало левых денег и золота. В одной из таких компаний едут Филька Шкворень, бывший подручный Прохора, и безносый разбойник по кличке Тузик. Неподалёку от села компанию тормозят мужики из банды Ибрагима. Но ворон ворону глаз не выклюет — посидели у костерка, поели, покурили, выпили. Просто бандиты провожали в Россию двух своих товарищей, среди которых и бывший прокурор Стращалов — тот самый, что некогда на суде обвинял Прохора в убийстве Анфисы. Потом этого прокурора уличили в революционной деятельности и отправили в ссылку, из которой Стращалов благополучно бежал. В итоге он примкнул к лихим людям.
Не менее удивительные кульбиты совершает ещё один второстепенный персонаж — Шапошников. Это ссыльный, что жил в «Медведево», учил Прохора наукам, а потом исчез. По одной из версий следствия именно он сгорел в доме погибшей Анфисы. Но вот оказалось, что выжил, перебрался на Большой поток и теперь влачит тут своё жалкое существование, выдавая себя за брата того Шапошникова. Мистификатор. Он общается и со Стращаловым, и с Протасовым — всё это люди одних политических взглядов. На хате у Шапошникова собирается кружок социалистов, здесь решаются вопросы о проведении забастовок и прочих активных действий. Стращалов оставляет Шапошникову свой черновик обвинительной речи, в котором с фактами и аргументами доказывается, что Прохор — реальный убийца. Позже этот черновик у Шапошникова выпросит Протасов. Придёт час и Протасов предъявит бумаги Нине, желая склонить её на свою сторону. Однако Нина в эти документы не поверит.
Однажды в плен к разбойникам Ибрагима попадает и сам Прохор. Разбойники настроены кровожадно, они привязывают Прохора к двум согнутым ёлкам и намереваются разорвать его на части.
В последнюю секунду жизнь Прохору спасает Ибрагим — «потому что ещё не время». Униженный и озлобленный Прохор возвращается в «Громово», он жаждет мести. Эта жажда окончательно лишает его рассудка. Прохора преследуют видения и призраки — Анфиса, тунгусская шаманка, расстрелянные рабочие.
Село «Разбой» оправдывает своё название на все сто. В первые часы оно гостеприимно до самоуничижения. Ради барыша хозяева заманивают к себе пришлых — для уютного ночлега, сытной еды, бани и прочих удовольствий. Тихие труженики сразу направляются на баржу — с намерением провести там всё время до отбытия парохода, а вот лихие люди не могут удержаться от кутежа, пьянки и разврата. Ушлым селянам только этого и надо. К утру они напрочь обчищают вчерашних старателей, кому-то бьют рожи, кого-то увечат, кого-то конкретно мочат. Подкупленные жандармы ни во что не ввязываются — они лишь собирают трупы и сажают в кутузку тех, кто со скандалом пытается вернуть потерянные деньги. Увы, криминальные герои повествования Филька Шкворень и безносый Тузик тоже заканчивают здесь свои жизненные пути, точнее сказать, кривые дорожки.
Раскрывается тайна рождения Анфисы. Её настоящим отцом оказывается один из старцев-отшельников. Некогда он был знатным человеком, потом уехал из Питера в Сибирь и однажды соблазнил здесь насельницу раскольничьего скита. От этой греховной связи и родилась наша погибшая героиня.
Из Питера в «Громово» приезжают богатые купцы и промышленники, им удалось увести у Прохора часть предприятий и месторождений.
Протасов, на котором долгое время держался бизнес, заболел раком, отправился в Петербург, но по дороге был арестован жандармами.
Прочие инженеры тоже уходят от Громовых к новым хозяевам.
Нине не по силам бороться с конкурентами, и она уже жалеет денег, потраченных на благотворительные проекты. Теперь она смотрит на бизнес глазами мужа и оправдывает его жестокое отношение к рабочим. К тому же она беременна — у них с Прохором будет второй ребёнок, и Нина не может позволить, чтобы её дети росли нищими.
Дело, выстроенное с такими усилиями, рушится. Разрушена и личность самого Прохора. В состоянии бреда он погибает, бросившись с высокой башни, в которой некогда был его кабинет.
Это история талантливого и амбициозного человека, который начал с малого и стал самым могущественным предпринимателем Сибири. Он шёл к своей цели по чужим судьбам, но счастья на этом пути не обрёл. Он пытался победить жизнь, но жизнь победила его.
Это семейная сага о том, как бандитское прошлое дедов тяготеет над судьбами потомков.
В этом производственном романе много главных и второстепенных персонажей, много увлекательного, смешного и трагичного — картины народного быта, величавая природа, мистика, детектив, приключения, мелодрама, жуткие преступления, коррупционные схемы, тоскующие романтичные девушки, любвеобильные мошенницы, бравые трусливые офицеры, разбойники и убийцы, благочестивые старцы, политические активисты, ссыльные, рабочие с их семьями, пот и кровь, вечные ценности и проклятые вопросы — объёмное полотно — Россия на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий.
© Copyright: Аркадий Казанцев, 2017
Свидетельство о публикации №217030301679 Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении Другие произведения автора Аркадий Казанцев Аркадий, сейчас смотрю сериал, потому хочется спросить. Так кто все-таки убил Анфису — Прохор? Или отец Прохора? Или это остается до конца непроясненным умышленно? А почему ему мерещится тунгусская шаманка? Ее-то он не убивал.))
Книгу не читала, а сериал вызывает какие- то недоумения.
Галина Богословская 30.03.2021 11:34 Заявить о нарушении Здравствуйте, Галина!
Анфису убил Прохор. Синильга (легенда о ней, её колода) стала самым ярким мистическим переживанием в юности Прохора, потому и осталась с ним на всю жизнь. А уж когда он начал сходить с ума, Синильга и вовсе сделалась его постоянной «гостьей», мало того — привела за собой и других призраков.
Источник
Рецензия на сериал «Угрюм-река»: сравниваем новую и старую версии
Обозреватель «Вокруг ТВ» Илона Егиазарова посмотрела обе экранизации и выносит свой вердикт.
Первый канал позиционирует показ «Угрюм-реки» как главную премьеру года. Работа над многосерийным телефильмом (режиссер Юрий Мороз), по признанию продюсера Дениса Евстигнеева, началась аж семь лет назад. Зрители давно ждут сериал, телекритики даже считали, что ему придется сражаться за рейтинги с «Зулейхой» канала «Россия 1», но экранизация романа Гузель Яхиной отгремела в прошлом году, лишив нас возможности сравнить разные методы работы над историческим материалом. Наверное, все что ни делается — к лучшему. Сейчас от «события года» ничего в эфире не отвлекает, а смотреть «Угрюм-реку» надо, да, вдумчиво.
Одноименный роман Вячеслава Шишкова не входит в школьную программу и не считается классикой русской литературы, но это хорошо сделанная вещь с крепко сбитым сюжетом, большущей галереей вкусно прописанных персонажей, детективной составляющей, страстями и моралью. В общем, все как у Достоевского — только в антураже суровой сибирской природы. Прав продюсер сериала Константин Эрнст, который сказал: «Есть великие романы, но они никогда не бывают великими экранизациями. Потому что великая книга уже реализована энергетически и не нуждается в иллюстрациях. А есть хорошая литература, но не великая, которая может быть поводом для чего-то стоящего в кинематографе». «Угрюм-река» — как раз такой случай.
Кадр из сериала «Угрюм-река»
Уже раздаются мнения: зачем, мол, экранизировать то, что было уже успешно реализовано советским кинематографом, разве мало других, «неокученных», произведений? Упрек справедлив наполовину. «Неокученных» произведений, нуждающихся в экранизации, действительно хватает. Но вот что касается советской «Угрюм-реки»… Я честно отсмотрела телефильм Ярополка Лапшина 1968 года, чтобы быть готовой к сравнениям. Да, это мощная постановка с блестящими актерскими работами. Но, во-первых, это черно-белое, если не сказать очень темное кино, в котором не разглядеть ни природы, ни интерьеров, ни костюмов. Во-вторых, роман экранизирован не полностью, ряд деталей, а то и целых линий, обозначены здесь пунктиром. В-третьих, телефильм пронизан идеями классовой борьбы, осуждением общества капитализма и крайнего индивидуализма — сообразно официальной идеологии того времени. Безусловно, для 1968 года телефильм был прорывным. Но новые времена требуют нового языка, новой картинки, нового осмысления, тем более, описываемые события атмосферно пересекаются с тем, что и сегодня витает в воздухе.
Итак, действие начинается в конце XIX века. Россия на стыке эпох — еще нарядная, богатая, с жирующими купцами, с институтом бесправных слуг, читай рабов, по-собачьи преданных хозяевам, с расцветшей коррупцией, которой подвержены все — от батюшек в церкви до следственных органов… И вместе с тем прогрессивные идеи уже долетели до самой глубинки. Люди от природы пытливые понимают ценность образования, стремятся все знать, читать, всем интересоваться. Таков Прохор — сын богатого сибирского купца Петра Громова. Высокий статный красавец, сильный и целеустремленный, он совсем не хочет почивать на папенькином состоянии — наоборот, планирует приумножить его и стать миллионщиком. Возможно, тогда люди забудут нехорошие слухи, которые ходят об их семье, о том, что и бизнес, и хоромы построены на деньги, которые дед Данила добывал, разбойничая и убивая.
Александр Балуев в роли Петра Громова в сериале «Угрюм-река»
Прохор кажется цельной личностью, способной на великие поступки. В старой экранизации Георгий Епифанцев его играл, будто держа в голове образ молодого Петра I — огромного, стремительного, деятельного, харизматичного. Этот Прохор был нравственным человеком, мечтающим делать дело, не забывая о добре и справедливости. Красавец Александр Горбатов в новой «Угрюм-реке» играет сурового грубияна, впрочем, только внешне спокойного и уверенного, его нервы — как оголенные провода, лично меня созданный им образ почему-то заставил вспомнить о Гришке Мелехове из «Тихого Дона». Роковое проклятие, лежащее на этом семействе, дурные гены довлеют над Прохором и в конце концов сделают свое дело…
Мистике в «Угрюм-реке» придается серьезное значение: Прохора все время будет преследовать призрак тунгусской ведьмы Синильги, которая напророчила ему страшную судьбу. Ему бы взять да свернуть с предсказанной дороги, отмахнуться. Но нет, манящая сила золота, алчность врастает в душу, разъедает ее изнутри — и вот шаг за шагом герой меняется, предает себя, свои помыслы, из смельчака превращается в труса, из человека принципов — в подлеца. Этот представленный в динамике сюжет о разложении души, эта история человека, не справившегося со своей гордыней, эти раскаты грома (фамилия-то у семейства тоже раскатистая), ливни, «дурные знаки», сопровождающие главные события, делают сценарий чуть ли не библейским.
Александр Горбатов в роли Прохора Громова в сериале «Угрюм-река»
Помимо денег камнем преткновения, яблоком раздора в семействе Громовых станет женщина по имени Анфиса. Редкая породистая красавица, которая влюбляет в себя всех — от приказчиков до офицеров, от каторжников до купцов, она вертит мужчинами как хочет. Старик Петр Громов совсем потерял голову — готов на ней жениться, отписать все движимое и недвижимое имущество, сослать прежнюю супругу в монастырь. А Анфиса влюблена в сына Петра — в Прохора, и вот уже отец готов идти войной на сына. Александр Балуев (Петр Громов) играет человека именно страстей, скорее жертву сумасшедшей любви, и когда его разбивает паралич, к нему даже проникаешься жалостью. А вот Виктор Чекмарев в старой версии играл темного, недалекого самодура, подлого и трусливого, ему невозможно сочувствовать.
Интересно сравнить образ Анфисы в старой и новой экранизации. Признанная красавица Людмила Чурсина, от ее Анфисы — высокой, статной, с красивыми руками и роскошной косой, действительно глаз не отвести. Симпатии зрителя на ее стороне — она любит, страдает, у нее меняется голос в присутствии Прохора, она — сама нежность и робость, когда он рядом. У Юлии Пересильд в современной версии совсем иной рисунок роли. Она играет эдакую Настасью Филипповну — взбалмошную и дерзкую, ее настроение — качели, и, честно говоря, ее и мне, зрителю, хочется иной раз пристрелить, чего уж ждать от влюбленных мужчин. Юлия — прекрасная актриса, красивая женщина, а тут ей в помощь необыкновенно эффектные наряды (одно красное платье, отороченное черными кружевами, чего стоит!), броские украшения с бирюзой, яшмой и бриллиантами и парик с буйными кудрями (кстати, в новой версии почему-то большинство героев завиты, по тогдашней моде, что ли?), сравнивать с тихой, чистой и глубоко несчастной героиней Чурсиной в общем-то не вполне корректно.
Юлия Пересильд в роли Анфисы в сериале «Угрюм-река»
Анфиса, желая заполучить хоть кого-то из Громовых, шантажирует их страшным документом, «штучкой», по сути признанием деда Данилы в разбоях и убийствах. И «Угрюм-река» делает крутой зигзаг и из саги, истории одной семьи на фоне истории страны, превращается в мощную детективную вещь. И вот тут, безусловно, версия Юрия Мороза выигрывает у экранизации Ярополка Лапшина. В старом фильме как бы все понятно сразу — кто преступник и почему. В новой ты будешь подозревать всех и следить за нюансами расследования. А уж какой актерский ансамбль обеспечивает интригу — глаз не отвести! Я вообще считаю, что новая «Угрюм-река» держится на игре Романа Мадянова, исполняющего роль купца Куприянова, будущего тестя Прохора; недавно ушедшего Сергея Колтакова, исполнившего роль следователя; прокурора Александра Клюквина и Бориса Каморзина, создавшего колоритный образ отца Ипата, все время приговаривающего «зело борзо».
Кстати, при всем трагизме повествования есть в версии Юрия Мороза место и комическим моментам. Особенно по этой части отличается Александр Яценко, играющий роль приказчика Илью Сохатых — фанфарона и вертлявого пустышку. Впрочем, в старой версии Александр Демьяненко, знаменитый Шурик из гайдаевских комедий, тоже был нелеп и смешон. Приказчик якобы влюблен в жену Петра Громова, в новой версии ее играет прекрасная Наталья Суркова — в этом образе видна умная, сильная женщина, с достоинством проживающая свою трагедию. В версии Лапшина Валентина Владимирова играла никакущую героиню, как бы «судьбу порабощенной дореволюционной женщины».
Александр Горбатов и Софья Эрнст в сериале «Угрюм-река»
А вот за феминизм в романе отвечает Нина Куприянова — невеста Прохора, дочь купца Куприянова. Уверенная в себе, образованная барышня с прогрессивными взглядами, совсем не заточенная под замужество, но вместе с тем способная любить — такой она была в исполнении Валентины Ивановой в телефильме Лапшина. В новой версии история строится как поединок Анфисы и Нины, и у последней в изображении Софьи Эрнст тоже есть свои женские, стервозные рычажки, коими она пользуется, борясь за сердце Прохора.
Предполагаю, вызовет споры линия, связанная с Ибрагимом. Верный слуга семьи Громовых, много раз спасавший их жизни и репутации, черкес, мусульманин, перешедший в православие, он окажется обманутым и преданным этими рядящимися в христианские одежды русскими людьми. Довольно опасная и скользкая мысль. В фильме Лапшина по понятным причинам на религии акцента не делалось, и выглядело происшедшее как простая, но глобальная подлость — и масштаба трагедии это совсем не снижало. А вот что касается актеров, сыгравших Ибрагима, то это будто один человек: и Гиви Тохадзе, и Юрий Миронцев — огромные лысые мужчины — сыграли одинаково страстно.
Есть в новой «Угрюм-реке» и придуманные линии — например, любовь Ибрагима к служанке Варе (героиню в старом фильме играла пожилая Валентина Телегина, и, конечно, их с Ибрагимом трудно было заподозрить в романтической связи, а тут, пожалуйста, 30-летняя актриса Полина Пушкарук), или сожительство влюбленного в Анфису каторжника Шапошникова (Виктор Раков) с революционеркой Дарьей Сергеевной. Играющая ее Дарья Мороз предлагает возлюбленному «жить втроем», и это звучит очень смешно, но каждому времени, как говорится, свои песни.
Дарья Мороз и Юрий Чурсин в сериале «Угрюм-река»
Невозможно не отметить красоту картинки нового сериала — столы, уставленные яствами, интерьеры купеческих домов, костюмы. Меня, правда, немного покоробила по-современному полосатая рубашка с пуговицами на Прохоре, кровь, похожая на загустевший кетчуп, а мою подругу — тюль на окошках, но да ладно, это мелочи. Потрясают натурные съемки. Вся эта безмолвная мощь природы, величие и загадочная энергетика сибирских гор, рек, дремучих лесов, которыми вдруг вздумал управлять человек. «Ты входишь в мои недра, добываешь из меня золото, убиваешь зверей в лесах, чтобы завладеть пушниной, ты пытаешь укротить мои реки?! — как бы вопрошает мать-Земля с экрана и припечатывает: Ты будешь за это наказан!» Чем не урок нам сегодняшним?
В фильме много таких крючочков в день нынешний. Довольно четко звучит мыль о том, что в основе любого большого состояния лежит преступление. Также подробно показан слом эпох и весьма узнаваемая эра наступающей технической революции. Как говорит Константин Эрнст: «Меняются люди, многие не выдерживают нового времени… Мы сейчас находимся в очень похожем периоде, когда одна эпоха разрушает все вокруг себя, меняет другую, и контуры другой еще не очевидны, и очень многие люди не справляются со временем и гибнут в нем. ». В этом смысле «Угрюм-реку» можно воспринимать как знаковое событие и предупреждение. Не пропустите!
Кадр из многосерийного фильма «Угрюм-река»
Смотрите многосерийный телефильм «Угрюм-река» на Первом канале с 9 марта.
Источник