Меню

Угрюм река в новой постановке

Новое русло «Угрюм-реки»

На «Первом канале» стартовал показ «Угрюм-реки». История семьи Громовых получила второе масштабное киновопоплощение спустя больше чем 50 лет. Первое было в 1968 году, когда уральский режиссёр Ярополк Лапшин на Свердловской киностудии снял четырёхсерийный фильм по одноимённому роману Вячеслава Шишкова. И вот вторая экранизация. Для жителей Свердловской области к новому сериалу особое внимание. И с культовой работой Лапшина сравнить, и на родные места посмотреть: для съёмок создатели несколько раз приезжали в наш регион. А некоторым свердловчанам даже удалось сняться в картине.

Съёмки новой «Угрюм-реки» (или же в случае киношной традиции уже проще использовать приставку «младшая» и «старшая»?) начались в 2019 году. Режиссёр Юрий Мороз, автор в числе прочего «Каменской» и «Братьев Карамазовых», ещё на стадии подготовки при каждом удобном случае пояснял, что новая картина – не ремейк. То есть оглядка на образец будет, но с изменениями.

Актёров пригласили самых узнаваемых – Александра Балуева (Пётр Громов), Александра Горбатова (сам Прохор Громов) , Юлию Пересильд (Анфиса), Софью Эрнст (Нина Куприянова), Александра Яценко (Илья Сохатых)…

Съёмки проходили в нескольких регионах, а в нашей области выбрали Каменск-Уральский, Полевской, Алапаевский и Первоуральский городские округа и реки Исеть, Реж, Чусовую.

И вот, кстати, первая оглядка: на Чусовой частично снимал и Ярополк Лапшин. Тогда в кадре было село Слобода, теперь деревня Каменка. Даже остались декорации с советских времён: на крутом берегу издали видны древние сторожевые башни. Потом здесь же снимали и «Семёна Дежнёва», и «Демидовых», и другие картины Свердловской киностудии.

Создатели отмечают, что снимать на Урале было трудно. Лодки и технику нужно было доставлять в труднодоступные места за 100–150 километров от ближайших населённых пунктов. Кстати, на Исети актёрам пришлось преодолевать пороги на шестиметровой деревянной лодке, которую спускали на воду за 50 метров до порогов. За съёмочный день можно было снять всего два дубля с дрона.

Подготовительный этап на локациях начинался, конечно, не за один день. А вот основные задействованные актёры из-за графика и сложной логистики приезжали непосредственно на съёмки, часто всего на один день. Зато массовку набирали из местных. Так, например, в картину попал и главный редактор газеты «Шалинский вестник», корреспондент «Областной газеты» Дмитрий СИВКОВ.

– Я со своими усами подходил на роль городового, – рассказывает Дмитрий. – А потом оказалось, что костюм с «Мосфильма» прислали маленького размера, и он мне не подошёл. Тогда переодели в простого мужика. Надеюсь, что где-то мелькну на экране. По-моему, это в четвёртой серии должно быть. Я ведь уже снимался в массовке ( в 2008 году в селе Чусовое в Шалинском ГО проходили съёмки фильма «Варвара». – Прим.«ОГ») и знал, что надо стараться попасть на первый план, и тогда точно тебя не вырежут ( смеётся).

Дмитрий снимался как раз на Чусовой, в Каменке. По сюжету Громова-старшего хватил удар от пережитых эмоций в трагическую ночь гибели Анфисы, а мужикам было велено унести лежащего героя.

– Актёрам массовых сцен платили, по-моему, около 600 рублей за смену, – добавляет Дмитрий. – Никаких подписей, что мы не могли рассказывать, с нас не брали. Помню только, что нам сказали: никаких интервью без согласования с продюсером. А я взял и подошёл напрямую к Александру Балуеву. Говорю, дайте интервью для местной прессы, надо с кем-то согласовать? Он сказал, что ни с кем не надо. С Александром Горбатовым мы тоже побеседовали. Разговорились на тему рыбалки. Он большой фанат этого дела. Бегал с утра ловить рыбу. Я обещал ему вяленых хариусов привезти, но не сложилось по времени.

Интервью с Александром Балуевым читайте здесь.

Пожалуй, что многие участники ждут увидеть себя на экране и посмотреть готовый продукт. Но что в итоге осталось от романа и «Угрюм-реки«-старшей, судить будем 1 апреля – тогда завершится показ 16-серийного фильма.

– Вышедшие на «Первом канале» серии видел частично, – говорит Дмитрий Сивков. – С «Угрюм-рекой» Ярополка Лапшина мы ровесники: и я, и он 1968 года. Режиссёр картины Юрий Мороз сразу говорил, что они по-другому видели фильм, что не будут делать ремейк. Переписали сценарий. И видно, что это продукт сегодняшнего дня. Он рассчитан на зрелищность. Нет, например, крупных выразительных планов, которые были у Лапшина. Фактуры у актёров сейчас другие, не такие, как были у Епифанцева и Чурсиной. Но это, может, брюзжание человека уже пожившего ( смеётся). Но я понимаю, что у современной экранизации будет свой зритель, которому, возможно, новый фильм понравится больше. К примеру, из-за динамики, которой в старой картине было меньше. Но та «Угрюм-река» была более убедительной в выражении чувств.

Сами же создатели называют новый сериал – премьерой года. По масштабу среди телевизионных проектов – пожалуй, что так.

– Это будет главный проект года и, безусловно, не только для канала, но и для телевизионной индустрии в целом, – приводит «Первый канал» слова продюсера Дениса Евстигнеева. – Я таких масштабов не знаю. Мы пытались снять всё честно, не на крупных планах, а на фактуре и в больших декорациях, найденных и построенных по всей России. Это глобальная стройка деревень и имений, и, я надеюсь, выглядеть это будет также масштабно.

Интересные факты:

* К премьере издательство «Эксмо» выпустило два вида двухтомного одноимённого романа Вячеслава Шишкова в серии «Кинообложка»

*Съёмки сериала проходили на Урале, в Минске, в Суздале, в Кинешме, Москве и Подмосковье. В каждой локации строились декорации. За восемь месяцев состоялось семь экспедиций.

*За новой картиной звезда первой «Угрюм-реки» Людмила Чурсина наблюдает уже в качестве зрителя. Но в съёмках был задействован её однофамилец — актёр Юрий Чурсин, играющий Андрея Протасова.

*На декорации фильма в деревне Каменка ушло больше 80 кубометров пиломатериала. Перед Ключ-Камнем появились: склады, мельница, контора, пристань с помостом для приёма груза, мост через речку Каменка. Старую избу привезли из посёлка Прогресс.

Уже после съёмок, во время паводка в апреле 2020-го декорации смыло. Первым уплыл мостик, следом от берега отчалила избушка, которая позже остановилась на небольшом островке в Нижнем Селе. Воды прибавилось столько, что было видно только её крышу.

«Мы со временем совпали»

Первый фильм «Угрюм-река» вышел в 1968 году на Свердловской киностудии. Впрочем, уральцы и так отлично помнят эту картину, не раз пересматривали и. конечно, будут сравнивать с новой версией. Только время покажет, полюбят ли экранизацию Юрия Мороза зрители так же, как когда-то четырёхсерийный фильм легендарного Ярополка Лапшина.

Увы, многих из тех, кто выпускал одноимённую картину 53 года назад, уже нет в живых. Но «Облгазете» удалось побеседовать с теми, кто остался. Выдержками из их воспоминаний мы делимся с вами.

Светлана ТАРИК, монтажёр, вместе с Ярополком Лапшиным она сделала 11 картин: «Я поняла, что это будет великая работа, когда прочитала сценарий. Этот фильм сразу был событием не только для Свердловской киностудии, но и для всего нашего кинематографа. До «Угрюм-реки» только Сергей Колосов снял что-то подобное — это был исторический сериал о войне «Операция «Трест». Наша киностудия была тогда очень компактная, если не сказать маленькая. И вдруг запускается такая картина, приехали великие артисты: Людмила Чурсина, Гиви Тохадзе, Александр Демьяненко, Георгий Епифанцев, Валентина Владимирова.

А после того как фильм первый раз показали по телевидению, к нам пришла гора благодарственных писем. Затем поступило предложение показать картину в кинотеатрах. Окна нашей квартиры выходят прямо на «Космос», а раньше было три сеанса в день — в 12:00, 16:00 и 20:00. Так вот в течение многих дней мы наблюдали, как собирались полные залы, хотя зрителям надо было высидеть больше четырёх часов. А сборы у нас были такие, что не снилось ни Михалкову, ни Кончаловскому…»

Ирина КОЛЕСНИКОВА, гримёр: «Изначально Прохора Громова должен был играть Владимир Гусев, но он в первый же съёмочный день, когда слезал со скал, сломал ногу, и на замену ему приехал Георгий Епифанцев. Он ходил гоголем, всё говорил, что сразу знал, что будет сниматься в этой картине. И ведь действительно всё выдержал. «

Людмила ЧУРСИНА, народная артистка СССР, исполнительница роли Анфисы: «Такие роли, поверьте, выпадают не каждый год и даже не каждое десятилетие. Никаких раздумий у меня не было, согласилась сниматься сразу. Первые пять лет после выхода картины – это было что-то… Слава богу, мозги у нас не поехали! Ярополк Лапшин осчастливил нас этими ролями. Думаю, зрителя цепляли эмоции – сибирская страсть, сибирский колорит. Вообще, каждое время выдвигает своих героев и свои фильмы. Мы со временем совпали. Что касается новой «Угрюм-реки», то это уже не первый случай, когда через десятилетия берутся переснимать. Современный режиссёр видит уже по-своему, исходя из своего мира, отношений, ценностей. Это естественно, дай бог, чтобы у них получилось. Анфису в новой картине играет Юлия Пересильд, на мой взгляд, очень хорошая актриса. Тем интереснее увидеть результат».

Источник

Никого не жалко, никого: рецензия на сериал «Угрюм-река»

Трудно пройти мимо одного из самых масштабных телепроектов года и не задаться вопросом: а нужна ли сегодня новая экранизация знаменитого романа XX века?

Читайте также:  Река синяя якутия рыбалка

Угрюм-река

Угрюм-река (2020)

драма
Режиссер: Юрий Мороз
В ролях: Александр Горбатов, Александр Балуев, Юлия Пересильд, Софья Эрнст, Александр Яценко
Смотрите в за 1 руб

Все читавшие роман Вячеслава Шишкова или не читавшие, смотревшие или не смотревшие 4-серийную телеадаптацию Ярополка Лапшина приблизительно знают, что «Угрюм-река» – это история взлёта и падения Прохора Громова (в версии Юрия Мороза – Александр Горбатов). Если в начале сказания это мечтающий найти в глухой Сибири золотой прииск романтичный юноша, которым движет любовь к прекрасной Анфисе (Юлия Пересильд), то в конце это Громов по локоть в крови, промотавший жизнь и богатство. Помимо этой истории можно проследить и путь его отца Петра Даниловича Громова (Александр Балуев) – алчного сластолюбца и распутного купца, тоже испытывающего влечение к Анфисе. А ещё нам покажут саму роковую Анфису, слишком поздно понявшую истину жизни и природу настоящей любви. И будет Нина Куприянова (Софья Эрнст): сначала прекрасное создание, под конец изуверка. У каждого своя парабола, но неизменно завершающаяся на дне Угрюм- реки (не важно, каким способом).

Александр Горбатов в роли Прохора Громова на промокадре сериала «Угрюм-река»

Александр Горбатов в роли Прохора Громова на промокадре сериала «Угрюм-река»

Александр Горбатов в роли Прохора Громова на промокадре сериала «Угрюм-река»

В литературном оригинале Вячеслава Шишкова акцент делался на деяниях деда, Данилы Громова, вынесенных за скобки: раз уж был душегубом и разбойником, то проклятие падёт не только на его семью, но и на всё, что рядом лежит и ходит. Четырёхсерийная «Угрюм- река» Ярополка Лапшина 1968 года сейчас смотрится как наивная даже для своего времени лента о губительной силе капитализма и тщетной жажде наживы. Таких сюжетов о возвышении и крахе человеческих жизней в мировой культуре не сосчитать. Зачем же нам ещё одна история о том, как алчность губит людей?

Юлия Пересильд в роли Анфисы Козыревой на кадре из сериала «Угрюм-река»

Юлия Пересильд в роли Анфисы Козыревой на кадре из сериала «Угрюм-река»

Юлия Пересильд в роли Анфисы Козыревой на кадре из сериала «Угрюм-река»

16 часовых серий, яркие звёзды российского кино, десятки артистов рангом пониже и сотни статистов, уйма денег, роскошные постановочные работы, масштабные натурные съёмки – это первое, что бросается в глаза в экранизации Юрия Мороза. Но кино-то ведь создано для истории, а о чём здесь пойдет рассказ? Первая половина сериала – это роуд-муви, где герои близятся к цели своего путешествия, получают травмы различной степени (порой несовместимые с жизнью), отряд мельчает, на месте каждого привала Прошка занимается с кем-то из местных девушек любовью и обещает жениться. И вот уже кино про дорожные приключения превращается в бадди-муви, только без полицейских. Два друга – Прохор и черкес Ибрагим (Юрий Миронцев) с рыжей бородой – стремятся к цели, а вокруг них вьются разбойники, бандиты, распутницы, шаманы, тунгусы и прочие представители сибирского люда конца XIX века. Пока что всё сходится: покуда одни, сражаясь со стихией, преодолевают все страдания в спуске по сибирской реке, другие в лице Громова-старшего пьют, проматывают шальные деньги и домогаются Анфисы, закрыв глаза на жену Марию. Тут надо не забывать интригу: Прохор не просто так рванул на полную беспросветного ада Угрюм-реку, а по наущению своего отца, ведь оба влюблены в красавицу Анфису, и пока Громов-младший погибает в пучинах сибирских волн, старший надеется на благосклонность девушки.

Александр Горбатов в роли Прохора Громова на промокадре сериала «Угрюм-река»

Александр Горбатов в роли Прохора Громова на промокадре сериала «Угрюм-река»

Александр Горбатов в роли Прохора Громова на промокадре сериала «Угрюм-река»

Пока не забыли: Прохор ещё в первой серии клянётся, что не вернётся без победы над Угрюм-рекой, но сам постоянно возвращается. Нахлебавшийся сибирских вод, ознакомленный с тунгусскими легендами и обтёсанный каменными переправами, Прохор возвращается в Медведево без золота. Сколько прошло времени, непонятно (в сериале вообще постоянные проблемы с хронологией: пока кто-то замерзает в тайге, другие в это же время загорают в не столь уж и отдалённых местах). Прошка видит в родном селе пьянство, разврат и полный упадок как в своей семье, так и среди «населения» в целом. Всему виной Анфиса Козырева, по которой сходит с ума каждый мужчина в масштабах гусарского полка. Кстати, гусарский полк – это не пошлая метафора, это ещё один скелет в шкафу героини Юлии Пересильд. Всё происходящее ведёт к ещё одной попытке штурмовать Угрюм-реку, к ещё не одним смертям, зато прямо в центре сюжета звучит роковой выстрел, все эти стенания и страдания внезапно прекращаются, и возникает процветающее новёхонькое «Поселение Громова» (Громова-младшего, разумеется).

Евгения Манджиева в роли Синильги Александр Горбатов в роли Прохора Громова на кадре сериала «Угрюм-река»

Евгения Манджиева в роли Синильги Александр Горбатов в роли Прохора Громова на кадре сериала «Угрюм-река»

Евгения Манджиева в роли Синильги на кадре из сериала «Угрюм-река»

Вот тут – стоп машина. Оказывается, что половина сериала – это был пролог, самое интересное впереди. Дальше начнутся предательства, убийства, месть, зависть и прочие экранизации земных грехов. Возникает ощущение телезрителя-наблюдателя с признаками мазохизма, который следит за тем, как именно главные герои поубивают друг друга или съедят, и к концу 16-й серии никого в живых не останется. В морозовской версии «Угрюм- реки» нет ни одного положительного персонажа, поэтому тут попросту не за кого переживать. Даже знакомство с потенциально (даже если не знать сюжет) хорошим героем Прохором начинается с поножовщины, после чего книгу можно не читать и не обязательно смотреть постановку 1968 года: парень плохо начал и, значит, плохо закончит. Нина Куприянова – со всех сторон сильная притягательная личность – к завершению картины становится абсолютно невыносимой. Но всё это каменные скульптуры. Единственные живые персонажи – женские второстепенные образы, разговаривающие на нормальном русском языке без желания вскинуть руки к небу и лишних стенаний. Скромная прислуга в доме Громовых Варвара (Полина Пушкарук, до обидного редко появляющаяся в российском кино), учительница Кэтти (Юлия Хлынина, неожиданно сыгравшая едва ли не единственную в фильме по-хорошему смешную роль, заканчивающуюся, впрочем, как и для каждого в сериале, трагично), революционерка Дарья (Дарья Мороз) и другие неочевидные героини, которые использованы сценаристами как рюшечки, чтобы облепить грандиозный «мужской» фасад.

Евгения Манджиева в роли Синильги Александр Горбатов в роли Прохора Громова на кадре сериала «Угрюм-река»

Евгения Манджиева в роли Синильги Александр Горбатов в роли Прохора Громова на кадре сериала «Угрюм-река»

Евгения Манджиева в роли Синильги и Александр Горбатов в роли Прохора Громова на кадре из сериала «Угрюм-река»

Но центральный персонаж – это сама Угрюм-река. Это подтверждает сам Шишков, описывая её: «Она всё равно, как человечья жизнь: поди пойми её. Поэтому называется: Угрюм-река. Точь-в-точь как жизнь людская». При всей стройности слога Шишкова продраться современному читателю сквозь авторскую манеру повествования романа трудно, но это любопытный текст. Смотреть, как его проговаривают современные актёры с приклеенными бородами, порой невозможно, слова теряются в роскошных усах. Проблема ещё в большой раздробленности сюжета, в большом количестве героев, не помещающихся в 16 часов исторического фильма. Это не запойное смотрение «Снайдерката» и даже не 20 с лишним часов режиссёрской версии «толкиенианы» Джексона, это история формата «4+1», максимум 8 серий для того, чтобы держать в уме каждого героя. Зачем здесь линия Ильи, блистательно сыгранного Александром Яценко, зачем Таня (Василиса Измайлова), зачем содержать прекрасного Кищенко в роли бандита Фильки? Нет ответа, кроме разве что ошеломляющего объёма пресс-релизов, рекламы и пиар-кампании Первого канала. И ведь что печально: этот сериал точно не будут пересматривать на стриминговых сервисах, где царят яркие независимые недорогие и наглые «Бывшие», «Содержанки» (забавно, что Мороз снимал один из сезонов проекта), «Чики» и другие герои нынешнего сериального производства. В связи с мистикой и модой на «советскую» манеру повествования можно было бы поиграть в рукопашную с «Перевалом Дятлова», но и здесь «Угрюм-река» 2021 года отступает перед фильмом Ильи Куликова. Там, где Куликов экспериментирует с формой, Мороз старается крепко держаться на глиняных столпах советского академического киноповествования. И, кстати, здесь приходит рифма с «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова: вот человек же смог уложить несколько десятков лет жизни начала XX века в три часа (и сериала «4+1»), никого не забыл, все говорят на архаичном русском «сибирском» языке, и при этом все понятны, каждому веришь, мотивации разложены по полочкам.

Конечно, всех смущает концовка, придуманная творческой командой «Юрий Мороз – Константин Эрнст – Денис Евстигнеев». Берегитесь спойлеров: вместо самоубийства главного героя, прописанного в романе и в его первой экранизации, здесь Прохор стреляет лазерным взглядом Супермена, когда на него летит метеорит. Но нет никакой причины ругать прибытие Тунгусского метеорита. Смущает столкновение мира «Угрюм-реки», придуманного писателем Шишковым, с вполне историческим явлением. У сценаристов есть такая шутка: если не знаешь, чем закончить, пиши «и тут все проснулись». Жили-жили, и тут на тебе – картина Репина «Прилетело». Как прилетело, так и улетело, вряд ли кто вспомнит позже.

Источник

Рецензия на сериал «Угрюм-река»: сравниваем новую и старую версии

Обозреватель «Вокруг ТВ» Илона Егиазарова посмотрела обе экранизации и выносит свой вердикт.

Первый канал позиционирует показ «Угрюм-реки» как главную премьеру года. Работа над многосерийным телефильмом (режиссер Юрий Мороз), по признанию продюсера Дениса Евстигнеева, началась аж семь лет назад. Зрители давно ждут сериал, телекритики даже считали, что ему придется сражаться за рейтинги с «Зулейхой» канала «Россия 1», но экранизация романа Гузель Яхиной отгремела в прошлом году, лишив нас возможности сравнить разные методы работы над историческим материалом. Наверное, все что ни делается — к лучшему. Сейчас от «события года» ничего в эфире не отвлекает, а смотреть «Угрюм-реку» надо, да, вдумчиво.

Читайте также:  Направление рек в подмосковье

Одноименный роман Вячеслава Шишкова не входит в школьную программу и не считается классикой русской литературы, но это хорошо сделанная вещь с крепко сбитым сюжетом, большущей галереей вкусно прописанных персонажей, детективной составляющей, страстями и моралью. В общем, все как у Достоевского — только в антураже суровой сибирской природы. Прав продюсер сериала Константин Эрнст, который сказал: «Есть великие романы, но они никогда не бывают великими экранизациями. Потому что великая книга уже реализована энергетически и не нуждается в иллюстрациях. А есть хорошая литература, но не великая, которая может быть поводом для чего-то стоящего в кинематографе». «Угрюм-река» — как раз такой случай.

Кадр из сериала «Угрюм-река»

Уже раздаются мнения: зачем, мол, экранизировать то, что было уже успешно реализовано советским кинематографом, разве мало других, «неокученных», произведений? Упрек справедлив наполовину. «Неокученных» произведений, нуждающихся в экранизации, действительно хватает. Но вот что касается советской «Угрюм-реки»… Я честно отсмотрела телефильм Ярополка Лапшина 1968 года, чтобы быть готовой к сравнениям. Да, это мощная постановка с блестящими актерскими работами. Но, во-первых, это черно-белое, если не сказать очень темное кино, в котором не разглядеть ни природы, ни интерьеров, ни костюмов. Во-вторых, роман экранизирован не полностью, ряд деталей, а то и целых линий, обозначены здесь пунктиром. В-третьих, телефильм пронизан идеями классовой борьбы, осуждением общества капитализма и крайнего индивидуализма — сообразно официальной идеологии того времени. Безусловно, для 1968 года телефильм был прорывным. Но новые времена требуют нового языка, новой картинки, нового осмысления, тем более, описываемые события атмосферно пересекаются с тем, что и сегодня витает в воздухе.

Итак, действие начинается в конце XIX века. Россия на стыке эпох — еще нарядная, богатая, с жирующими купцами, с институтом бесправных слуг, читай рабов, по-собачьи преданных хозяевам, с расцветшей коррупцией, которой подвержены все — от батюшек в церкви до следственных органов… И вместе с тем прогрессивные идеи уже долетели до самой глубинки. Люди от природы пытливые понимают ценность образования, стремятся все знать, читать, всем интересоваться. Таков Прохор — сын богатого сибирского купца Петра Громова. Высокий статный красавец, сильный и целеустремленный, он совсем не хочет почивать на папенькином состоянии — наоборот, планирует приумножить его и стать миллионщиком. Возможно, тогда люди забудут нехорошие слухи, которые ходят об их семье, о том, что и бизнес, и хоромы построены на деньги, которые дед Данила добывал, разбойничая и убивая.

Александр Балуев в роли Петра Громова в сериале «Угрюм-река»

Прохор кажется цельной личностью, способной на великие поступки. В старой экранизации Георгий Епифанцев его играл, будто держа в голове образ молодого Петра I — огромного, стремительного, деятельного, харизматичного. Этот Прохор был нравственным человеком, мечтающим делать дело, не забывая о добре и справедливости. Красавец Александр Горбатов в новой «Угрюм-реке» играет сурового грубияна, впрочем, только внешне спокойного и уверенного, его нервы — как оголенные провода, лично меня созданный им образ почему-то заставил вспомнить о Гришке Мелехове из «Тихого Дона». Роковое проклятие, лежащее на этом семействе, дурные гены довлеют над Прохором и в конце концов сделают свое дело…

Мистике в «Угрюм-реке» придается серьезное значение: Прохора все время будет преследовать призрак тунгусской ведьмы Синильги, которая напророчила ему страшную судьбу. Ему бы взять да свернуть с предсказанной дороги, отмахнуться. Но нет, манящая сила золота, алчность врастает в душу, разъедает ее изнутри — и вот шаг за шагом герой меняется, предает себя, свои помыслы, из смельчака превращается в труса, из человека принципов — в подлеца. Этот представленный в динамике сюжет о разложении души, эта история человека, не справившегося со своей гордыней, эти раскаты грома (фамилия-то у семейства тоже раскатистая), ливни, «дурные знаки», сопровождающие главные события, делают сценарий чуть ли не библейским.

Александр Горбатов в роли Прохора Громова в сериале «Угрюм-река»

Помимо денег камнем преткновения, яблоком раздора в семействе Громовых станет женщина по имени Анфиса. Редкая породистая красавица, которая влюбляет в себя всех — от приказчиков до офицеров, от каторжников до купцов, она вертит мужчинами как хочет. Старик Петр Громов совсем потерял голову — готов на ней жениться, отписать все движимое и недвижимое имущество, сослать прежнюю супругу в монастырь. А Анфиса влюблена в сына Петра — в Прохора, и вот уже отец готов идти войной на сына. Александр Балуев (Петр Громов) играет человека именно страстей, скорее жертву сумасшедшей любви, и когда его разбивает паралич, к нему даже проникаешься жалостью. А вот Виктор Чекмарев в старой версии играл темного, недалекого самодура, подлого и трусливого, ему невозможно сочувствовать.

Интересно сравнить образ Анфисы в старой и новой экранизации. Признанная красавица Людмила Чурсина, от ее Анфисы — высокой, статной, с красивыми руками и роскошной косой, действительно глаз не отвести. Симпатии зрителя на ее стороне — она любит, страдает, у нее меняется голос в присутствии Прохора, она — сама нежность и робость, когда он рядом. У Юлии Пересильд в современной версии совсем иной рисунок роли. Она играет эдакую Настасью Филипповну — взбалмошную и дерзкую, ее настроение — качели, и, честно говоря, ее и мне, зрителю, хочется иной раз пристрелить, чего уж ждать от влюбленных мужчин. Юлия — прекрасная актриса, красивая женщина, а тут ей в помощь необыкновенно эффектные наряды (одно красное платье, отороченное черными кружевами, чего стоит!), броские украшения с бирюзой, яшмой и бриллиантами и парик с буйными кудрями (кстати, в новой версии почему-то большинство героев завиты, по тогдашней моде, что ли?), сравнивать с тихой, чистой и глубоко несчастной героиней Чурсиной в общем-то не вполне корректно.

Юлия Пересильд в роли Анфисы в сериале «Угрюм-река»

Анфиса, желая заполучить хоть кого-то из Громовых, шантажирует их страшным документом, «штучкой», по сути признанием деда Данилы в разбоях и убийствах. И «Угрюм-река» делает крутой зигзаг и из саги, истории одной семьи на фоне истории страны, превращается в мощную детективную вещь. И вот тут, безусловно, версия Юрия Мороза выигрывает у экранизации Ярополка Лапшина. В старом фильме как бы все понятно сразу — кто преступник и почему. В новой ты будешь подозревать всех и следить за нюансами расследования. А уж какой актерский ансамбль обеспечивает интригу — глаз не отвести! Я вообще считаю, что новая «Угрюм-река» держится на игре Романа Мадянова, исполняющего роль купца Куприянова, будущего тестя Прохора; недавно ушедшего Сергея Колтакова, исполнившего роль следователя; прокурора Александра Клюквина и Бориса Каморзина, создавшего колоритный образ отца Ипата, все время приговаривающего «зело борзо».

Кстати, при всем трагизме повествования есть в версии Юрия Мороза место и комическим моментам. Особенно по этой части отличается Александр Яценко, играющий роль приказчика Илью Сохатых — фанфарона и вертлявого пустышку. Впрочем, в старой версии Александр Демьяненко, знаменитый Шурик из гайдаевских комедий, тоже был нелеп и смешон. Приказчик якобы влюблен в жену Петра Громова, в новой версии ее играет прекрасная Наталья Суркова — в этом образе видна умная, сильная женщина, с достоинством проживающая свою трагедию. В версии Лапшина Валентина Владимирова играла никакущую героиню, как бы «судьбу порабощенной дореволюционной женщины».

Александр Горбатов и Софья Эрнст в сериале «Угрюм-река»

А вот за феминизм в романе отвечает Нина Куприянова — невеста Прохора, дочь купца Куприянова. Уверенная в себе, образованная барышня с прогрессивными взглядами, совсем не заточенная под замужество, но вместе с тем способная любить — такой она была в исполнении Валентины Ивановой в телефильме Лапшина. В новой версии история строится как поединок Анфисы и Нины, и у последней в изображении Софьи Эрнст тоже есть свои женские, стервозные рычажки, коими она пользуется, борясь за сердце Прохора.

Предполагаю, вызовет споры линия, связанная с Ибрагимом. Верный слуга семьи Громовых, много раз спасавший их жизни и репутации, черкес, мусульманин, перешедший в православие, он окажется обманутым и преданным этими рядящимися в христианские одежды русскими людьми. Довольно опасная и скользкая мысль. В фильме Лапшина по понятным причинам на религии акцента не делалось, и выглядело происшедшее как простая, но глобальная подлость — и масштаба трагедии это совсем не снижало. А вот что касается актеров, сыгравших Ибрагима, то это будто один человек: и Гиви Тохадзе, и Юрий Миронцев — огромные лысые мужчины — сыграли одинаково страстно.

Есть в новой «Угрюм-реке» и придуманные линии — например, любовь Ибрагима к служанке Варе (героиню в старом фильме играла пожилая Валентина Телегина, и, конечно, их с Ибрагимом трудно было заподозрить в романтической связи, а тут, пожалуйста, 30-летняя актриса Полина Пушкарук), или сожительство влюбленного в Анфису каторжника Шапошникова (Виктор Раков) с революционеркой Дарьей Сергеевной. Играющая ее Дарья Мороз предлагает возлюбленному «жить втроем», и это звучит очень смешно, но каждому времени, как говорится, свои песни.

Читайте также:  Река телон северная америка

Дарья Мороз и Юрий Чурсин в сериале «Угрюм-река»

Невозможно не отметить красоту картинки нового сериала — столы, уставленные яствами, интерьеры купеческих домов, костюмы. Меня, правда, немного покоробила по-современному полосатая рубашка с пуговицами на Прохоре, кровь, похожая на загустевший кетчуп, а мою подругу — тюль на окошках, но да ладно, это мелочи. Потрясают натурные съемки. Вся эта безмолвная мощь природы, величие и загадочная энергетика сибирских гор, рек, дремучих лесов, которыми вдруг вздумал управлять человек. «Ты входишь в мои недра, добываешь из меня золото, убиваешь зверей в лесах, чтобы завладеть пушниной, ты пытаешь укротить мои реки?! — как бы вопрошает мать-Земля с экрана и припечатывает: Ты будешь за это наказан!» Чем не урок нам сегодняшним?

В фильме много таких крючочков в день нынешний. Довольно четко звучит мыль о том, что в основе любого большого состояния лежит преступление. Также подробно показан слом эпох и весьма узнаваемая эра наступающей технической революции. Как говорит Константин Эрнст: «Меняются люди, многие не выдерживают нового времени… Мы сейчас находимся в очень похожем периоде, когда одна эпоха разрушает все вокруг себя, меняет другую, и контуры другой еще не очевидны, и очень многие люди не справляются со временем и гибнут в нем. ». В этом смысле «Угрюм-реку» можно воспринимать как знаковое событие и предупреждение. Не пропустите!

Кадр из многосерийного фильма «Угрюм-река»

Смотрите многосерийный телефильм «Угрюм-река» на Первом канале с 9 марта.

Источник

Грандиозный проект Первого канала — многосерийный фильм «Угрюм-река»

С 9 марта вас, наших зрителей, ждет удивительное по красоте и накалу страстей кинопутешествие. «Угрюм-река» по роману Вячеслава Шишкова — больше, чем многосерийное кино о покорении Сибири. Это картина, где величественный и загадочный край испытывает характеры героев. Жажда богатства и власти, любовь как дар и как проклятье. Каждая сюжетная линия — таинственная и глубокая, как и сама Угрюм-река. 16 серий, семь экспедиций, в которые пришлось отправиться съемочной группе, — в общем, это просто надо видеть.

Загадочный край с непостижимыми закатами, безбрежными реками и людьми, бесконечно влюбленными в родную Сибирь. Здесь каждый кадр как произведение искусства, каждый человек как былинный герой, со своими ошибками и мечтами, талантами и страстями.

«Это страсть, которая губительна, затмевает все, это некое помутнение», – говорит Александр Балуев, исполнитель роли Петра Громова.

«Угрюм-река» Юрия Мороза не ремейк известного советского фильма, а новая, более полная экранизация романа Вячеслава Шишкова.

«Мы смогли рассказать не только историю Прохора Громова и его семьи, но мы смогли еще и рассказать и показать параллельные линии, которых в романе достаточно много. Отдельные линии какие-то даже придумывали. Например, у нас есть мистический персонаж Синильга, который в романе присутствует, но в таком пунктирном контексте, а у нас это практически самостоятельная фигура», – говорит режиссер Юрий Мороз.

История освоения Сибири и трагедия человека, который хотел опередить время. Идя к своей великой цели «построить город солнца», мечтатель, капиталист и первопроходец Сибири Прохор Громов не жалел ни других, ни себя.

«Все старые устои рушатся, и под воздействием промышленной революции и капитализма все меняется, и меняются люди, многие не выдерживают нового времени. Мне кажется, мы сейчас находимся в очень похожем периоде, когда одна эпоха разрушает все вокруг себя, меняет другую и контуры другой еще не очевидны, и очень многие люди не справляются со временем и гибнут в нем», – говорит продюсер фильма «Угрюм-река» Константин Эрнст.

Но чем больше богатеет Прохор, тем больше превращается в монстра, уничтожающего судьбы: своего бездельника и кутилы отца, который нещадно ревнует его к любовнице, своей нелюбимой жены Нины и первой красавицы на деревне Анфисы, по которой он сходит с ума.

«Здесь все как оголенные провода, приблизишься поближе – шарахнет. Так и случилось между Прохором и Анфисой», – рассказывает Александр Горбатов, исполнитель роли Прохора Громова.

В свое время эту роль исполняла Людмила Чурсина. Колдовская красота. Она буквально сшибала мужчин наповал одним взглядом. Актриса уже посмотрела фрагменты новой экранизации с Юлией Пересильд и осталась под впечатлением.

«Очаровательная женщина, актриса Пересильд, очень многогранна. И это уже другая женщина, нежели моя Анфиса. Есть вещи, которая она просто блистательно делает, и я надеюсь, что ей удастся как-то по-своему осмыслить этот самобытный, мощный женский характер, эти чувства», – сказала Людмила Чурсина.

«Если в его случае стихия – это Угрюм-река, то он является ее угрюм-рекой, потому что он – природная грубая сила, которая приходит в ее девичий выхолощенный мир», – говорит актриса Софья Эрнст, исполнительница роли Нины Куприяновой.

Грандиозные по своему масштабу съемки и сразу семь экспедиций, в которые вынуждена была отправиться съемочная группа за идеальной натурой. Авторы картины строили целые деревни и имения, чтобы воссоздать атмосферу конца XIX века.

«Самое сложное – это было собрать всю эту историю, собрать этих персонажей, невероятное количество мест съемок, потому что это снималось на Урале, в Минске, Кинешме, на Валдае. Это очень большой разброс, и при этом каждый эпизод, как мозаика, состоял из разных вот этих мест», – рассказывает продюсер фильма «Угрюм-река» Денис Евстигнеев.

Впрочем, главный козырь картины — это уникальный актерский состав. На премьерном показе в столичном кинотеатре «Пионер» гости посмотрели две серии «Угрюм-реки». Зрители Первого канала увидят все 16 уже со следующей недели.

«Я так привык, что современное кино играется на ровном придыхании и практически 90% современных артистов играют на одной краске, что увидеть такую мощную картину маслом – это большой подарок», — признался Максим Галкин.

«Это такое большое кино, потому что такого формата, такой мощи мы уже давно не видели», — сказала Алла Сигалова.

«Это очень будет понятная картина для молодежи, музыкальное оформление, конечно, очень красивые портреты», — сказал Валентин Юдашкин.

Забастовки рабочих и подлые проделки людей государевых, мистические тунгусы и жадные золотоискатели, мужчины ослепленные страстями и женщины, сильные и способные на все ради любви и мести. В «Угрюм-реке» нет ни откровенных злодеев и ни сусально положительных персонажей. Зато есть боль и загадка русской души, разгадать которую мы можем лишь попытаться.

Источник



Как снимался сериал «Угрюм-река», и почему он вызвал столько критики со стороны зрителей

В марте 2021 года на экраны вышел сериал «Угрюм-река» Юрия Мороза, повествующий о трёх поколениях семьи Громовых. Создатели фильма вложили немало средств и сил в новую экранизацию романа Вячеслава Шишкова, а режиссёр представил на суд зрителей своё видение саги, известной не только по литературному произведению, но и по советскому фильму Ярополка Лапшина. Современный сериал вызвал огромный резонанс и, конечно, не обошлось без критики со стороны зрителей.

Сложные съёмки

Кадр из сериала «Угрюм-река». / Фото: www.mosfilm.ru

В отличие от фильма Ярополка Лапшина, использовавшего в своём четырёхсерийном фильме только некоторые сюжетные линии одноименного романа, новый сериал стал первой полной экранизацией произведения Вячеслава Шишкова. Создатели ленты постарались максимально точно воссоздать на экране все три тома романа и избежать при этом стилистических ошибок.

Съёмки были очень масштабными и проходили сразу в нескольких локациях, в каждой из которых возводились свои декорации: в Москве и Подмосковье, на Урале и в Суздале, в Минске и Кинешме.

По признанию создателей фильма, труднее всего пришлось им в экспедиции на Урале и в Сибири, где съёмки велись в труднодоступных местах и вдали от населённых пунктов, находившихся зачастую в 100-150 километрах. На реке Исеть за один съёмочный день можно было отработать всего два дубля, деревянную лодку длиной шесть метров при этом спускали на воду за 50 метров до порогов, которые следовало преодолеть, а сами съёмки велись непосредственно с дрона.

При просмотре сериала кажется, будто Прохор Громов постоянно перемещается в одной местности, но сцены в имении снимались в Подмосковье, рабочие бараки на самом деле находились в Минске, а на Урале разместились завод и лесопилка. И машину, на которой постоянно переезжает с места на место главный герой, нужно было перевозить в эти места. Кстати, специально для съёмок она была предоставлена Екатеринбургским музеем.

Башня Прохора Громова – это шедевр компьютерной графики, а сцены, снятые внутри башни, были поставлены в павильоне. С помощью компьютерной графики воссоздали и падение Тунгусского метеорита, которое по замыслу режиссёра стало символом крушения жизни главного героя.

Специально для съёмок «Угрюм-реки» были изготовлены сотни костюмов, часть из которых шилась вручную. Художникам по костюмам даже понадобилась консультация настоящего шамана, чтобы создать максимально достоверный образ шамана в сериале.

Одна из самых ярких сцен с застольем в доме Прохора Громова потребовала от реквизитора изучения истории. Он специально консультировался с поварами, занимающимися русской кухней, изучая порядок и количество смен блюд в купеческих семьях. А вот наливки, фигурирующие в этой же сцене, были все бутафорскими.

Источник

Adblock
detector