Меню

Угрюм река выпуск 1968 года

Трагические судьбы и страшные смерти звезд фильма «Угрюм-река»

А «Экспресс газета» решила навестить могилы актеров, блиставших в 4-серийной советской версии, и напомнить об их не всегда простых судьбах.

Георгий Епифанцев (1939 — 1992)

  • Похоронен на Троекуровском кладбище.
  • Роль: Прохор Громов.

В «Угрюм-реке» герою Епифанцева предрекали: «Начало у тебя будет хорошее, середка бурная, а конец страшный». По злой иронии судьбы у бывшего однокурсника Владимира Высоцкого и отца популярного ныне актера Владимира Епифанцева так сложилась и реальная жизнь. В конце 60-х благодаря телесериалу Георгий Семенович купался в лучах славы. А уже в следующем десятилетии от нее не осталось и следа.

В 80-е Епифанцев ушел из МХАТа и начал гастролировать по провинции с собственным спектаклем. Но прилично заработать на этом не получилось. После развала СССР Георгий Семенович еле сводил концы с концами, бросил профессию и устроился продавцом на рынок. Тоску по творчеству глушил водкой.

— Я переставала с ним разговаривать, муж не выдерживал, что называется, полз на брюхе, клялся, что такого больше не случится, — сетовала его жена — театральный художник Татьяна. — Но все повторялось. Когда человек пьет, он же делает это на какие-то деньги. А их нам катастрофически не хватало. Надо было растить троих детей.

Однажды Епифанцев, возвращаясь с работы, переходил железную дорогу и угодил под товарняк. Вдова утверждала, что в его крови не обнаружили следов алкоголя.

Афанасий Кочетков (1930 — 2004)

  • Похоронен на Троекуровском кладбище.
  • Роль: Данила Громов.

С женой — кинорежиссером Искрой Бабич, снявшей популярный фильм «Мужики!», Афанасий Иванович не раз бурно ссорился и расходился. Но к концу 90-х, когда обоим было под 70, они вновь зажили под одной крышей. Вскоре у Искры Леонидовны обнаружили рак поджелудочной железы, и она скончалась. На этом фоне Кочетков стал еще больше переживать за единственную непутевую дочку. Ольга Кочеткова тогда была известной в узких кругах рокершей и лидером группы «Ю». Приезжая к ней в гости, отец частенько заставал Олю мертвецки пьяной. В марте 2004-го 43-летняя женщина умерла от панкреонекроза, который развился из-за ее хронического пристрастия к спиртному.

После похорон Кочетков мог часами рассматривать фотографии скончавшихся жены и дочери. Жаловался, что жизнь без них опостылела. Вскоре Афанасий Иванович впервые за долгую карьеру не явился на репетицию в родной Малый театр. Обеспокоенные коллеги дома его не нашли, а спустя девять дней актера обнаружили в совершенно другом районе Москвы, лежащим без сознания на газоне. Пролежав в реанимации неделю, Афанасий Иванович скончался. Только после этого поклонникам стало известно, что последние семь лет Кочетков боролся с раком крови и проходил химиотерапию. Вследствие этого у него и могли случиться потеря памяти и инсульт. Но рассматривалась и другая версия: якобы народного артиста могли покалечить из-за двух квартир — его и дочери.

Валентина Владимирова (1927 — 1994)

  • Похоронена на Ваганьковском кладбище.
  • Роль: Марья Кирилловна Громова.

Пережив в юности фашистскую оккупацию на родной Украине (тогда ее фамилия была Дубина), актриса, чьим амплуа стали образы простых женщин, почти всю жизнь сохраняла веселый нрав. Много снималась (например, в «Белом Биме Черное ухо» исполнила роль злюки-соседки), играла на сцене, была счастлива в личной жизни. Воспитала дочь Оксану от мужа-оператора Валерия Владимирова, с которого буквально пылинки сдувала.

В середине 80-х все резко изменилось. Ей перестали давать роли, телефон молчал, а бороться и постоянно напоминать о себе Валентина Харлампиевна не хотела. Она жила в доме напротив «Мосфильма» и, наблюдая в окно за киностудией, страдала, что она рядом, а работы нет. Из театра киноактера уволилась, поругавшись с директором. А вскоре в автокатастрофе погиб ее супруг, которого она выходила после тяжелейшего инсульта. Мужчина решил прокатиться, хотя Владимирова умоляла этого не делать. Но он успокаивал: «Я туда и обратно». Обратно — не случилось… После трагедии Валентина Харлампиевна переехала в деревню. Сама колола дрова, ходила за водой. Жила одиноко, почти ни с кем не общалась. И сетовала, что жизнь прошла зря.

— Умерла очень тихо и спокойно, — вспоминала коллега Надежда Румянцева. — Ее нашла соседка. Валя сидела за столом, положив голову на руки, как будто просто уснула.

Даниил Нетребин (1928 — 1999)

  • Похоронен на Митинском кладбище.
  • Роль: Константин Фарков.

Выпускник ВГИКа играл простых русских мужиков, рабочих и военных. Одна из самых ярких ролей Нетребина — отец Даньки и Ксанки в «Неуловимых мстителях». Актер искренне любил свою профессию и никогда не жаловался на судьбу, хотя знаменитым так и не стал. В 80 — 90-х зарабатывал озвучкой. Был однолюбом: больше 40 лет душа в душу прожил с оставившей профессию художницей Татьяной Вагановной. Пара вырастила дочь Марину, которая сейчас работает на телевидении.

В конце жизни Даниил Матвеевич жил на даче на скромную пенсию. Собирал корни деревьев, из которых мастерил поделки. Известие о кончине артиста прошло незаметно. К тому моменту он был забыт зрителями.

Виктор Чекмарев (1911 — 1987)

  • Похоронен на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга.
  • Роль: Петр Данилыч Громов.

Амплуа злодея закрепилось за ним после роли рецидивиста Шмыгло в послевоенном детективе «Дело Румянцева». Чекмарев настолько вживался в образы подлецов, что иногда на него кидались с кулаками случайные прохожие. Хотя в обычной жизни актер был добродушным и душевным.

Отучившись в юности на землемера, Виктор Константинович стал актером-самородком и долгие годы служил в провинциальных театрах. До войны работал в Благовещенске, потом в Северодвинске. В годы Великой Отечественной войны играл на сценах Передвижного театра Дорпрофсожа Амурской железной дороги. Не раз оказывался на волоске от гибели, когда состав, в котором размещалась труппа, бомбили.

С женой актер познакомился во время войны в дальневосточном городе Свободный. Нина готовила бойцов-лыжников для фронта, но ради любимого переквалифицировалась в актрисы. После свадьбы в 1942-м молодым выделили отдельное купе. В 1943-м у них родился сын Костя.

Зрелые годы Чекмарев провел в Ленинграде. Помимо съемок в кино, рисовал картины, вместе с сыном ходил на охоту и рыбалку. Увлекся водным туризмом и сам строил катера. Стал членом ДОСААФ и судьей по водно-моторному спорту республиканской категории.

Источник

Угрюм-река (1968, фильм) — отзыв

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Tovaroved007 аватар

Сильный фильм, но поведение некоторых героев мне не понятны. Главного героя сначала перепутала с его знаменитым сыном, а Александра Демьяненко даже не узнала

Скоро на экраны выйдет новая версия знаменитого романа Вячеслава Шишкова «Угрюм-река» и в преддверии премьеры хотелось увидеть старую экранизацию, несморя на то, что она черно-белая, чтобы потом было с чем сравнить.

Угрюм-река (1968, фильм) фото

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Год выпуска: 1968

Количество серий: 4

Жанр: драма

Режиссер: Ярополк Лапшин

АКТЁРСКАЯ ИГРА

За что люблю старые фильмы — это за потрясающую актерскую работу.

Это редкий случай, когда актёрская игра затмивает и сюжет, и то, что фильм черно-белый.

Отмечу те роли, которые наиболее запомнились.

​​​​​​Георгий Епифанцев в роли Прохора Громова

Центральная фигура фильма.

Георгия Епифанцева я видела впервые, но когда увидела, то сразу поняла, что он отец российского актёра Владимира Епифанцева, очень они похожи.

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Прохор Громов в 18 лет и в 33 лет как два разных человека и браво Георгию Епифанцеву, который блестяще справился с ролью и передал все изменения своего героя.

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Виктор Чекмарёв в роли Петра Данилыча, отца Прохора.

Ещё одна блестящая работа. Виктор Чекмарёв передал характер своего героя, который «из грязи выбрался в князи», но поведение, манера общения остались на прежнем уровне.

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Валентина Владимирова в роли Марьи Кирилловны

Обычная среднестатистическая женщина, которая не блещет красотой, тем более уже в возрасте, но добрая сердцем.

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Особенно это было показательно, когда после всех бед, которые принесла в их дом Анфиса прощает её и приглашает в гости.

Валентина Владимирова точно передала образ этой героини.

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Людмила Чурсина в роли Анфисы Петровны Козыревой

Передала образ роковой красавицы, из-за которой мужчины сходили с ума.

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Временами безрассудная, она иногда действительно была похожа на ведьму, которая может околдовать.

Лично мне её не было жалко, она в какой-то момент перешла грань, решила, что все должно быть по её, чувства других людей её мало интересовали.

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Людмила Чурсина блестательно показала свою героиню разной: и весёлой, и грустной, и спокойной, и импульсивной.

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Валентина Иванова в роли Нины

Не особо красивая, но образованная, рассудительная и добрая. Притом умная, так как деньги после смерти отца мужу не отдала и ведёт себя с ним на равных.

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Гиви Тохадзе в роли Ибрагима-оглы

Верный и преданный семье Громовых. Гиви Тохадзе передал силу и дух своего народа.

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Александр Демьяненко в роли приказчика Ильи.

Только после просмотра, когда стала смотреть кто играет роли, увидела, что роль приказчика сыграл Александр Демьяненко.

Читайте также:  Перечислите равнинные реки горные реки

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Я его не узнала в этой роли. Игра была блестящая и больше комичная, надо было сразу догадаться, что играет гениальный актёр комедийного жанра.

Угрюм-река (1968, фильм) фото

МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ПРОСМОТРА

Ещё раз отмечу, что игра актёров на высоте.

Также передана атмосфера конца 19 века начала 20 века.

Сюжет думаю приближен к книжной версии, так как раньше старались именно передать сюжет, созданный писателем, а не режиссёром и его командой.

Относительно сюжета. Фильм состоит из 4 серий, каждая имеет свое название.

Красиво показана природа Сибири, несмотря на то, что нет цветных красок.

Мне показались наиболее интересные первые две серии, когда только шло покорение «Угрюм-реки», «Сибири», приключения Прохора, Ибрагима.

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Мистическая составляющая — история о шаманке, а потом видение и предсказание этой шаманки — все это заставляет с интересом смотреть за развитием событий.

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Фильм глубокий и наверное главная мысль, что деньги нажитые нечестным трудом, кровью других людей ни к чему хорошему не приведут, а только будут от них несчастья.

Так как я люблю анализировать и обдумывать увиденное, то действия некоторых героев я не понимала.

✅Например, не пойму деда Прохора, который только перед последним издыханием сообщает сыну о сокровищах. Зачем надо было столько грабить и прятать? Почему раньше не сказал, умер бы во сне и никто не узнал. Мог бы и сам при жизни рассказать сыну о богатстве, отдать часть ему, а оставшуюся часть богатств потратить на строительство церквей и замаливать грехи.

Нет же, получается лучше по молодости грабить непонятно зачем, всю жизнь жить в бедности, а перед смертью надеяться на то, что сын выполнит последнюю волю. Хотя возможно он боялся, что если кто узнает о его богатстве, то к нему будут вопросы откуда они. Но тогда почему к его сыну Петру Данилычу не возникло вопросов как он вдруг разбогател, тем более город небольшой, все друг друга знают?

Угрюм-река (1968, фильм) фото

✅Анфиса тоже мне не понятна. Зачем флиртовать с мужчиной перед лицом его жены, если ты не собираешься ни замуж за него, ни становишься его любовницей и содержанкой. Зачем, если тебе неприятны его ухаживания?

Угрюм-река (1968, фильм) фото

Или она хотела за него замуж, а потом решила, что лучше за сына, так как тот помоложе?

Но и Прохора она решила завоевать, когда он на лошадях её сшиб и она решила отомстить. По мне так она вообще только себя любила.

✅Также не пойму зачем Ибрагим рвал письма Прохора и Анфисы, прям не по кавказки как-то лезть в чужую жизнь. Тем более Прохор мог в любой момент вернуться домой и прийти к Анфисе и выяснилось бы, что письма не доходили.

✅Почему за 9 лет Нина не родила детей от Прохора, он все отморозил себе при покорении Сибири или это как проклятие рода?

✅Больше всего конечно хотелось понять поступки Прохора. Наверное всё таки гены дали о себе знать, и на его примере автор хотел показать, что ничего хорошего не будет от богатств, полученных путем грабежа. К тому же когда деньги зарабатываются потом и кровью, то ты понимаешь обычных людей, так как сам побывал в их шкуре, а когда ты сразу становишься барином, то проблемы трудяг тебя мало волнуют.

Поступок Прохора по отношению к Анфисе продиктован жгучей ревностью и бешенностью, когда он узнал о якобы её беременности от отца.

Его предательство по отношению к Ибрагиму — это трусость.

Он сломил себя, понял, что единственная его цель жизни — деньги, власть над людьми. Но в конце мы видим, что его порядочность, честность, которые были в юном возрасте, победили алчность, тщеславие. Его эмоциональное состояние — это показатель того, что все таки в глубине души он винил себя за все, что совершил, все таки совесть не дала ему спокойно жить.

Фильм динамичный, смотреть наверное сразу все 4 серии тяжело, так как идут они более 4 часов. Возможно именно поэтому первые две серии смотрелись на одном дыхании, а потом уже, чтобы досмотреть.

Жаль конечно, что фильм не сделали цветным, как например «Весна на Заречной улице», так как фильм классика и конечно в цвете его смотреть было было интереснее.

Источник

Угрюм-река

«Угрюм-река»: все серии, описание, актеры

Угрюм-река

Год: 1968
Страна: СССР
Жанр: драма, история
Рейтинг: КиноПоиск: 8.2 IMDB: 7.8
Режиссер: Ярополк Лапшин
Актеры: Георгий Епифанцев, Виктор Чекмарёв, Людмила Чурсина, Валентина Владимирова, Гиви Тохадзе, Александр Демьяненко, Афанасий Кочетков, Валентина Телегина, Евгений Весник, Иван Рыжов

В советском драматическом фильме, режиссером которого является Ярополк Лапшин, а сам мини-сериал снят по мотивам одноименного романа известного писателя Вячеслава Шишкова, показана жизнь главного героя, судьба которому принесла не мало тяжелых испытаний. Еще в девятнадцатом веке Данила Громов славился своими недобрыми делами, связанными с причинением вреда простому и честному человеку, за счет чего этот разбойник и смог скопить свое огромное состояние.

После его смерти все богатство перешло сыну Громова Петру, который смог его приумножить в разы, став успешным и влиятельным купцом.

Как бы он не процветал и не богател, Петр Громов всегда помнил, что его род виноват перед теми, кому пришлось пострадать от рук его отца, ведь только благодаря этим людям, жертвам обстоятельств, сейчас семья Громова имеет все. Но расплачиваться за грехи все равно кому-то придется и такая миссия выпала внуку Данила, сыну Петра, молодому парню по имени Прохор.

После некоторых недомолвок и выяснения отношений, отец отправил своего единственного наследника в дальнюю дорогу по Угрюм-реке. Прохору предстоит выдержать испытания, которые подготовила жизнь: побороть тяжелую болезнь, не соблазниться богатством и властью, но самое главное, испытание любовью…

Источник

Народное кино. Чем интересен старый сериал «Угрюм-река»

С тех пор, как по телевидению в 1968 году прошел телефильм «Угрюм-река», его без всяких накруток и рекламных манипуляций посмотрели десятки миллионов человек. На днях к этим миллионам добавилась и я.

Пожалуй, единственный плюс нового сериала Первого канала – в том, что многие люди, которые раньше не видели старый фильм в силу возраста или иных причин, сядут и посмотрят именно первую экранизацию с Людмилой Чурсиной и Георгием Епифанцевым . Причем, от начала до конца. Причем, на одном дыхании.

Былая слава Свердловской киностудии

Тогда еще не снимали сериалы сезонами. То был телефильм из четырех частей, сделанный не на центральной, а на Свердловской киностудии. Это в последние несколько десятилетий ей похвастаться нечем, а тогда фильмы с Урала гремели на всю страну:

  • В 1965 вышел шпионский фильм будущего режиссера «Угрюм-реки» Ярополка Лапшина «Игра без правил», который посмотрело более 30 млн человек.
  • А в 1967 Свердловская киностудия выпустила фильм о разведчике Николае Кузнецове «Сильные духом». И несмотря на то, что это был дебют 29-летнего режиссера Виктора Георгиева , фильм посмотрело больше 55 млн зрителей.
  • Через несколько лет Лапшин снимет «Приваловские миллионы» по Мамину-Сибиряку – фильм увидят более 23 млн человек.

В общем, снимали телефильм, а получился шедевр, достойный большого кинофестиваля.

Прохор Громов (Георгий Епифанцев)

Достоевщина + ницшеанство = «Угрюм-река»

В «Угрюм-реке» 1968 года по одноименному роману Вячеслава Шишкова гармонично сочетаются и лирика, и страсти, и политика, и этнография, и экологический аспект. В одной рецензии на новую экранизацию я встретила довольно странный аргумент в пользу фильма с Балуевым : мол, старый фильм людям не очень понятен и приятен, потому что он черно-белый, темный, а новый более красочный, поэтому как бы рекомендуется смотреть Балуева-в-цвете. Спасибо, но ведь и сама история довольно мрачная, это вам не радужный флаг.

Эффектные панорамы тайги в старом сериале тоже есть, много замечательных картин природы, вдохновляющих пейзажей, но этот лес вместе с рекой изображены как стихия, непокорная, неподвластная человеку. Ландшафт «Угрюм-реки» населен незнакомыми народами, там водятся дикие звери, свистит ветер, пылает огонь и бродит загадочная шаманка Синильга, которая из потрясающе выразительной колдуньи в исполнении Нонны Тен превратилась в очередную гламурную красотку с отсутствующим взглядом, которые сотнями бродят по подиумам всего мира.

Синильга-1968 (Нонна Тен)

Синильга-2021 (фотомодель Евгения Манджиева)

«Угрюм-река» Ярополка Лапшина состоит из четырех частей:

  1. Громовы
  2. Анфиса
  3. Предательство
  4. Крах

И если в первых двух сериях дана предыстория и общая картина жизни семьи Громовых, зритель знакомится с героями, намечается конфликт (поначалу это просто любовный многоугольник, не более), то далее мелодрама перерастает в экзистенциальную притчу о преступлении и наказании, о человеческих амбициях, о сверхчеловеке и власти, о смысле и цели и предназначении.

Угрюм-река: от мелодрамы к экзистенциальной притче

А последняя часть (моя любимая) и вовсе предвещает революцию, которая вот-вот случится, если наплевать на права рабочих и социальную справедливость, обманывать, воровать, убивать и далее по списку. Фактически глава «Крах», повествуя о забастовках, рабочем движении, буквально показывая расстрел рабочих (события очень напоминают забастовку и расстрел на Ленских приисках в 1912 году), рассказывает о распространении социалистических идей в отдельно взятой стране.

Читайте также:  Описание речки для 2 класса

Естественно, такие вещи мало интересуют продюсеров Первого канала или режиссера Кончаловского , который в своем последнем фильме «Дорогие товарищи» так увлекся туалетной тематикой, что про рабочих совершенно забыл.

Ибрагим (Гиви Тохадзе)

Эстетика кадра

Поразительно, но ведь «Угрюм-река»-1968, точно так же, как и «Угрюм-река»-2021 , – это стилизация, историческая реконструкция. И в первом, и во втором случае режиссеру и художникам нужно было придумывать быт и среду, в которой жили купцы и рабочие на Урале на рубеже XIX -XX веков. Конечно, есть музеи, есть фотографии, есть исторические исследования, есть роман Шишкова, есть много чего еще, но изобразить тот мир в деталях, спустя 50, а то и 100 лет – задача непростая. Только вот после сериала Первого канала население плюется, а посмотрев старый многосерийный фильм, люди поверили и сказали: так и было.

Юрий Истратов. Появление Анфисы в гостиной Громовых. Эскиз. Бумага, тушь. 1967 г. Из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств

Воссоздавать – а точнее, создавать практически с нуля – деревню, чумы, интерьеры, образы «Угрюм-реки» пришлось почетному художнику Свердловской киностудии Юрию Истратову . Серия его чудесных эскизов тушью напоминает скорее книжную графику, чем рабочие (прикладные) материалы к фильму.

Его друг, одноклассник и коллега, художник Виталий Волович писал:

Юрий Истратов. Бурлаки. Эскиз. Бумага, тушь. 1967 г. Из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств

Юрий Истратов. Дом Анфисы. Эскиз. Бумага, тушь. 1967 г. Из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств

Юрий Истратов. На колокольне. Эскиз. Бумага, тушь. 1967 г. Из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств

Юрий Истратов работал с Ярополком Лапшиным и на других его проектах – фильмы «Приваловские миллионы», «Игра без правил». Он подходил к разработке декораций тщательно, как инженер. Именно Истратов инициировал создание Музея Свердловской киностудии.

За волшебство светотени отвечал оператор Василий Кирбижеков . Композитор Юрий Левитин написал изобретательный саундтрек с вибрафоном и ударными – последний раз похожую музыку я встречала в японских фильмах 60-х.

Давайте напоследок послушаем:

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на канал 💡

Источник



«Угрюм-река»: сериал VS фильма 1968 года, а также прототипы и история создания романа

Обозреватель «Вокруг ТВ», посмотрев проект Юрия Мороза, нашла, чем он выгодно отличается от экранизации Ярополка Лапшина и в чем, наоборот, уступает.

Сериал «Угрюм-река» завершается, а страсти по нему не утихают. Зрители продолжают сравнивать проект с версией 1968 года и искать несоответствия с первоисточником — романом Вячеслава Шишкова, увидевшим свет в 1928 году. Экранизировать знаменитые книги трудно — всегда есть риск нарваться на тех, кто скажет «не таким я себе представлял персонажей». И все-таки справедливости ради: большинство из возмущающихся а) не дали себе труд пересмотреть советский телефильм Ярополка Лапшина и доверяются своему старому впечатлению; б) еще большее количество недовольных не держали роман в руках.

Современная версия Юрия Мороза далека от совершенства, но вот чего у нее не отнимешь, так это почти постраничной тщательности в изложении книги, целых 16 серий — это вам не кот начхал. Возможно, в столь медленном повествовании потерялись нерв, надрыв и интрига, зритель к середине сериала подзабыл Анфису, а главная идея так и не оформилась, зато нам в подробностях показали кризис брака Прохора, его ненасытность, желание овладевать всем и всеми — землями, приисками, женщинами — купчихами, аристократками, дикими тунгусками. Нам представили детально проработанный образ Нины, трансформацию ее отношения к мужу — от влюбленности, ревности до разочарования и поиска новых ощущений в объятиях другого мужчины — образованнного и воспитанного управляющего Протасова. Нина и Протасов предстали живыми, подробными персонажами. Софья Эрнст и Юрий Чурсин рассказали на Первом канале, что у создателей даже была мысль продолжить «Угрюм-реку» и дописать за Шишкова историю жизни этой пары после смерти Прохора в революционные годы. Вовремя остановились. Да, в какой-то момент у зрителя появилось ощущение, что сериал перестал интересоваться судьбой главного героя — Прохора, и фокус сместился в сторону Нины. Да, кадр, когда Нина, предавшая Протасова, а заодно и идеи справедливости, равенства и братства, восседает в кабинете мужа в строгом платье и изучает финансовую отчетность, напоминает сцену из фильма Глеба Панфилова «Васса» с Инной Чуриковой. Но видимо, Юрию Морозу показалось важным так наглядно продемонстрировать звериный оскал капитализма.

Александр Горбатов и Юрий Чурсин в сериале «Угрюм-река»

Четырехсерийный телефильм Лапшина рассказывал о событиях быстро, пропуская детали и множество второстепенных линий. Из всего массива романа режиссер вычленил ровно то, что работало на главную идею фильма — историю распада личности, которой было многое дано, но которая не смогла распорядиться дарами и усмирить свою гордыню. По сути Лапшин, посвятивший фильм Прохору, представил свою вариацию на тему «тварь ли я дрожащая или право имею». События в его кино подавались более спрессовано — от убийства Анфисы до финала жизненного пути Прохора всего-то отделяла одна серия. И магия образа Анфисы не терялась, и получалось, что к горькому итогу жизни Прохор пришел во многом из-за того, что предал любовь. Это было мощное высказывание, приближающее роман Шишкова к произведениям Достоевского. С другой стороны, такая стремительность в изложении событий обеднила линии остальных героев, уж Нины и Протасова — точно. Жена Прохора появляется в версии 1968 года в коротких эпизодах, и их связь с Протасовым совсем не выписана. Актеры, играющие эти роли — Валентина Иванова и Павел Махотин, не запоминаются. Нет в фильме и любовной линии Ибрагима и Варвары, да и сами эти герои исчезают на середине повествования и больше не возвращаются. Не почувствовал зритель в старом кино и атмосферы начала XX века, нарождающегося в России технического прогресса, появления всех этих машин, заменяющих людской труд, слома эпох, перехода общества на иную стадию развития. При этом телефильм, подчиняясь официальной идеологии тех времен, уделил большое внимание положению рабочего класса и всяческим пропагандистским речам. Впрочем, всего этого и в самом романе хватает.

Александр Горбатов в роли Прохора в сериале «Угрюм-река»

Важное отличие прочтения Юрия Мороза (и, как мне кажется, самое уязвимое место его сериала) заключается в том, что Прохор изначально в этом проекте не положительный герой. Произведение называется «Угрюм-река», вот и его главный персонаж угрюмый, нелюдимый, необаятельный тип. И ты не понимаешь, почему же его так полюбили неординарные женщины — Анфиса и Нина. Смотреть 16 серий на героя, который тебе неприятен, тяжело. То ли дело старый фильм. Помимо всего прочего, Прохор там необыкновенный красавец, «юноша пылкий со взором горящим». Актер Георгий Епифанцев после картины моментально стал суперзвездой (хотя первоначально на эту роль планировался Владимир Гусев, но сломал ногу перед съемками). Герой влюблял в себя живостью, стремительностью, невероятной тягой к знаниям и желанием изменить мир к лучшему. Прохор пытался побороть родовое проклятие, жить по справедливости, помогать людям.

Епифанцеву на момент съемок было 28 лет, играл он 18-летнего, выглядел на все 40, но харизма была просто потрясающая. В предыдущей статье я уже писала, что он походил на молодого Петра I. И этим Лапшин, конечно, ближе подошел к книге: Шишков в начале романа любуется своим героем, например, рассказывая о его пытливости, пишет, как Прохор в детстве пытался провести воду в баню «при посредстве архимедова винта» и построить железную дорогу от склада, чтоб возить по ней в дом дрова. Парень рос деятельным, страстным, но и наивности на первых порах было хоть отбавляй. Засыпая, он, например, воображал себя Дон Кихотом, а верного друга Ибрагима представлял Санчо Пансой, мечтал о том, как будет рассекать на собственном авто по Америке, а еще работать китобоем в океане. Яркая красочка, да? И падение героя с такой нравственной высоты казалось в сериале 1968 года настоящей катастрофой.

Владимир Епифанцев (слева) в роли Прохора в телефильме Ярополка Лапшина

Первая экспедиция Прохора на Угрюм-реку и в книге, и в версии Лапшина носила воспитательную цель — это была школа мужества: отец Петр Данилович, отправивший сына в опасный поход, пытался сделать из него «человека» и заодно разведать возможности освоения далеких краев. С Анфисой Прохор до поездки даже намека на отношения не имел.

Юрий Мороз почему-то захотел заоострить конфликт отца и сына: в новой версии Петр Данилович отправляет Прохора в ссылку, по сути на верную гибель, потому что видит в нем соперника в борьбе за сердце Анфисы. Поклонники романа не на шутку оскорбились, сочли такой сценарный поворот искусственным. Возможно, они и правы: Громову-старшему по книге все-таки не чужды отцовские чувства.

В отличие от Лапшина Мороз будто снимает историю безумия — и отца, и сына, Прохор у него похож на темного и мрачного купца Рогожина из «Идиота». И в этой связи его Анфиса, конечно, может быть только Настасьей Филипповной, ее и изображала на экране Юлия Пересильд.

Александр Горбатов и Юлия Пересильд в сериале «Угрюм-река»

Читайте также:  Угрюм река 2020 серия4

Два телефильма представляют диаметрально разные трактовки этого женского образа. В старом фильме породистая красавица Людмила Чурсина играла женщину чистую, искренне любящую и несчастную. Образ попал в зрительские сердца, но в романе Шишкова Анфиса была куда более разбитной особой — с ямочками на щечках, высокой грудью, белым телом. Щелкала орехи, любила наряжаться, ходила в тунгусских мехах; кинжалом, отравленным китайским ядом в «вертучей руке» играла; и мучила мужчин, и авансы раздавала всем подряд, была взбалмошной, жестокой — одним словом, ведьмой. А спала ли с Петром Даниловичем — Шишков все время мастерски уходит от прямых ответов.

Кто бы что ни говорил, но Чурсина с ее аристократической внешностью не была шишковской Анфисой, а вот Юлия Пересильд подошла ближе к образу, придуманному писателем. Только вот кудри, делающие героиню похожей на миледи из «Трех мушкетеров»… Неужели по моде тех лет? Почему вообще в новой версии и купцы, и женщины — все так старательно завиты? Долетали ли новинки парикмахерского искусства до отдаленных сибирских уголков — сомневаюсь.

Софья Эрнст и Юлия Хлынина в сериале «Угрюм-река»

А вот летящие епанчи и длинные рубахи Прохора, нижнее белье героинь, роскошные меха, которые русские купцы за бесценок покупали у тунгусов — все это в новом сериале впечатляет. Как и интерьеры домов, сервировка столов. Картинка вкусная, ее хочется рассматривать. Для описания размашистого купеческого быта, нероновских пиров нуворишей все это важно.

Поклонников шишковского романа возмутил еще один факт. В фильме Лапшина путешествующий по Угрюм-реке Прохор встречает жадного и жестокого купца, эксплуатирующего труд бурлаков. Персонаж носил армянское имя Оганес Агабабыч, и актер Валентин Донгузашвили недвусмысленно играл толстопузого чужеродца, пришедшего в эти русские (вообще-то тунгусские) земли зарабатывать деньги. У Юрия Мороза купец не имеет имени, и герой совсем не похож на восточного человека. Времена политкорректности? Возможно. Линия мусульманина Ибрагима в версии Мороза тоже развивается по весьма «политкорректным» лекалам, нам в ярких красках показывают, как несколько богатых, образованных и как бы набожных христиан из трусости предают преданного им всем сердцем иноверца. А ведь он только что принял православие и задумал жениться на Варваре… Кстати, Юрий Миронцев, играющий Ибрагима, очень хорош в сериале Юрия Мороза — такую фактуру и транслируемую внутреннюю энергию надо активнее использовать в кино.

Юрий Миронцев и Александр Горбатов в сериале «Угрюм-река»

И наконец финал. Здесь Лапшин с Морозом снова диаметрально разошлись. В версии 1968 года Прохор, мучимый видениями Анфисы, Ибрагима, отца, пристава, Синильги, сбрасывается вниз головой с утеса — и эта яркая метафора нравственного падения человека, который, взобравшись на самый верх, не удержался, не справился — изменил себе, предал любящих его людей. В новом сериале вконец обезумевший Прохор, брошенный всеми, находящийся в наркотическом угаре, скачет в развевающемся плаще с жутким капюшоном куда-то вдаль — макабрический образ, навеянный то ли толкиеновским Назгулом, то ли ридовским Всадником без головы, то ли булгаковским Фаготом. А может это библейский всадник Апокалипсиса? Прохор проклинает землю и солнце и почти сразу ему «прилетает» — он видит жуткую вспышку на небе, глаза его загораются сатанинским огнем, затем идут титры про то, что в 1908 году в Сибири упал Тунгусский метеорит, и до сих пор существуют разные версии природного катаклизма. Такое впечатление, что небесное тело упало на землю от… огорчения, из-за того, что Прохор, на которого природа возлагала особые надежды, не оправдал ожиданий и превратился в монстра. Странноватый финал. Или эти тревожные всполохи на небе и в глазах героя символизируют конец старого мира, приближающуюся революцию?! Мне кажется, тут создатели сериала сильно перемудрили. У Шишкова в романе все предельно ясно: гонимый призраком Ибрагима, постоянно слышащий голос Анфисы, Прохор сбрасывается с башни, которую сам и построил — метафора прозрачна: Всевышний карает тех, кто городит «вавилонские башни» из тщеславия, гордыни и честолюбия.

А теперь немного истории. Вячеслав Шишков, придумавший роман, который мы обсуждаем четвертую неделю кряду, по образованию совсем не литератор. Окончил техническое училище, работал в Томском округе водных путей сообщения. В 1910-е годы много путешествовал по Сибири и Уралу, в составе исследовательских экспедиций изучал территории, прилегающие к Иртышу, Оби, Енисею, Лене, Ангаре. Знакомился с людьми, их бытом, общался с шаманами. И напитывался атмосферой, нравами и традициями этих суровых мест. Так он узнал историю Синильги — реальной шаманки, названной в честь снега, девушки неописуемой красоты, умершей в раннем возрасте. Ее похоронили ее в выдолбленной из цельного ствола дерева колоде, подвешенной на деревьях, на берегу одной из рек Эвенкии. Тургусы говорили, что недополучившая любви при жизни, она преследовала мужчин после своей смерти, манила, соблазняла, искушла.

А вот Угрюм-реки не существовало в природе, это словосочетание Шишков услышал в одной из сибирских песен и вынес в название романа, намекая на угрюмость людей, живущих в этом суровом крае и живущих не по совести. Литературоведы считают, что, описывая характер реки, автор скорее всего имел в виду Лену и Нижнюю Тунгуску. Кстати, в этих местах, а именно Туруханске, располагались ссыльные лагеря. Одним из отбывавших наказание именно в эти годы был Иосиф Сталин.

Писатель Вячеслав Шишков

Прототипов для романа Шишкову преподнес на тарелочке его коллега по экспедициям — инженер Николай Матонин, происходивший из рода енисейских купцов. По сути в основу сюжета легло семейное предание. Предок Матонина грабил купцов на большой дороге. Перед смертью сообщил своему внуку — успешному купцу Аверьяну место, где был зарыт клад с награбленным. Внук уже через неделю после похорон деда пожертвовал средства Минусинскому уездному правлению на строительство школы и церкви. Далее он оплатил расходы по открытию телеграфной станции в Красноярске. На его же деньги в Кекуре содержалась богадельня. 100 тысяч рублей он выделил на строительство гимназии в Енисейске.

А потом дочь его брата Михаила Косьмича Матонина Александра вышла замуж за купца Арсения Ивановича Емельянова. На свадьбе Аверьян Косьмич подарил племяннице-невесте кулон с бриллиантами. Присутствовавший при этом гость узнал кулон своей матери, убитой по дороге из Енисейска в Красноярск, разразился скандал. На свадьбе случившееся представили как пьяную выходку, однако сразу после торжества Аверьян Косьмич поехал в Кекур и пожертвовал деньги на строительство придела Ильинской церкви. Происшествие настолько произвело впечатление на сибиряков, что пошла гулять в народе легенда, она обрастала разными подробностями, на свадьбе дарили то серьги, то браслеты, но суть оставалась та же — это были украшения убиенной матери.

Фото сибирского шамана и его дочерей, сделанное Вячеславом Шишковым

Несмотря на щедрую благотворительную деятельность, Матонины так и не смогли отмыться от фамильного греха, имена купцов даже не упоминаются в краеведческой литературе. Судьба семейства развивалась зигзагообразно. В период золотой лихорадки Матонины еще больше разбогатели, хотя проблемы с бунтами рабочих на приисках порядком потрепали им нервы. В своем романе Шишков подробно пишет о забастовках и вдохновляется тут не только историей Матониных, но и Ленским расстрелом — событиями 1912 года, когда в одном из золотопромышленных товариществ конфликт акционеров и рабочих вырос в бунт. Бастовали три тысячи рабочих, призванные на помощь правительственные войска открыли по ним огонь, пострадали более 300 человек, 170 были убиты. Историки считают, что это кровавое событие приблизило революцию 1917-го.

А купец, отдаленно напоминающий Прохора, закончил жизнь так. 1 декабря 1883 года в селе Кекур губернатор открыл первое в Енисейской губернии сельское ремесленное училище имени Аверьяна Матонина. Но сам Аверьян не дожил каких-то дней до этого события. Он был похоронен в семейном склепе в селе Кекур, но в 1913 году склеп разграбили. Видимо, вандалы думали, что купца похоронили вместе с его богатством. В 1914 году Матонины обанкротились. В 1931 году плиту с могилы Аверьяна использовали для строительства свинарника… Родовое проклятье все-таки настигло купца.

Роман Шишкова мало совпадает с реальной историей — Прохор не Аверьян, и он не пытался искупить семейный грех. Но общая мораль в придуманном и жизненном сюжетах есть: проклятые деньги счастья не приносят, расплата тебя настигнет даже через годы. А вот какой она будет — в виде надругательства над твоей могилой или в виде наркоманской зависимости (а Прохор у Шишкова употреблет кокаин и морфий, что показано в совремнной версии «Угрюм-реки»), в виде безумия и самоубийства — это уже художественные ответвления. В любом случае «Угрюм-река», ставшая своеобразной энциклопедией русской народной жизни, вместившая приключенческий, мистический, детективный, мелодраматический жанры, напитанная почти библейскими философствованиями на тему предательства, гордыни, преступления и наказания, весьма современно звучит и сегодня. И за эту попытку поговорить на важные темы создателям нового сериала спасибо.

Источник

Adblock
detector