Меню

Умирающий лебедь часть лебединого озера

Умирающий лебедь часть лебединого озера

July 23rd, 2016, 02:11 am

В 1908 году Анна Павлова первая станцевала танец «Умирающего лебедя».

Сейчас мало кто знает, что этот танец балетмейстер Михаил Фокин придумал именно для Павловой и это был самый известный танец Павловой.

Говорят, что Фокин расплатился этим моноспектаклем с Аннушкой за денежный долг, но столь ли важно, что натолкнуло его на идею создания этого шедевра. Костюм создал художник Леон Бакст , а Павлова приколола на него алую брошь, символизирующую рану лебедя.

Этим лебедем Анна говорила Дандре о своей боли, о годах разочарования и потерянной любви. Ее нежные, гибкие руки взлетали, точно крылья, и когда лебедь опускался на землю, чтобы испустить последний вздох, она мечтала умереть, чтобы упрекнуть его своей смертью.

Увидев этот танец, композитор Камиль Сен-Санс воскликнул: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!»

«Первая поездка в Ригу. Из Риги мы поехали в Гельсингфорс, Копенгаген, Стокгольм, Прагу и Берлин. Всюду наши гастроли приветствовали как откровения нового искусства», – пишет Павлова.

Лебедь родился из печали и тоски в душе Анны, и уже затем обрел реальные черты под рукой Фокина и Бакста, чтобы подняться в небо, зачарованный музыкой Сен-Санса. Полетел смертельно раненной птицей, чей полет очень скоро закончится. Это ведь Анна приколола к платью лебедя кроваво-красную брошь, она обнажила эту многолетнюю рану, выставив ее на всеобщее обозрение. Пусть все видят, как мне больно. Пусть ОН знает!

Но тот, кто должен был прочесть послание умирающей от любви и унижения женщины, воспринял образ лебедя по-своему. Сделавшись импресарио Анны, Дандре множество раз заставлял фотографов снимать Павлову в компании ее любимого лебедя Джека, живущего в Айви-Хаусе. Изначально у Джека не были подрезаны крылья, так как Анна не желала калечить птицу и надеялась, что тот полюбит их и задержится в имение добровольно. Но после того, как любимец совершил побег, Дандре приказал проделать операцию.

Лебедь с подрезанными крыльями – любимая игрушка Анны Павловой, стал символом другого пленника Айви-Хауса – Виктора Дандре.

Понимая, что вот-вот умрет, Павлова попросила одну из своих балерин Нину Кирсанову сходить в русскую церковь и помолиться за нее.

В разговоре с журналистами рыдающий Виктор Дандре сообщил, что перед смертью Анна обратилась к нему и слабеющим голосом попросила: «Принесите мне мой костюм лебедя», после чего не произнесла больше ни слова.

На следующий день в театре звучала музыка Сен-Санса «Умирающий лебедь», но ни одна балерина не посмела выйти вместо легендарной Павловой, весь ее путь прочертил на совершенно пустой сцене луч прожектора. Зрители смотрели на это действие стоя, многие рыдали. Так администрация театра дала понять, что Анны Павловой больше нет на этой земле.

Замечательно то, что смерть Анны Павловны сделала как бы невозможным исполнение этого танца. Почувствовали ли сами исполнительницы недопустимость этого или поняли, что публика примет это за профанацию, но «Лебедь» исчез».

Когда Анна умерла и Виктор произнес рекламную фразу относительно лебединого костюма, вслед за любимой хозяйкой из Айви-Хауса улетела лебедиха, и лебедь с подрезанными крыльями остался один.

Источник

Умирающий лебедь часть лебединого озера

Анна Павлова в образе «Умирающего лебедя»

«Лебедь» — концертный номер на музыку К. Сен-Санса, балетмейстер М. Фокин.

Впервые исполнен Анной Павловой 22 декабря 1907 года на благотворительном вечере в Мариинском театре.

Номер не имеет сюжета, однако хореограф Михаил Фокин оставил «Общую картину танца», которая и приводится ниже.

При поднятии занавеса в левой от зрителя стороне, в глубине темной сцены, танцовщица в белом балетном костюме, покрытом лебяжьими перьями и пухом, стоит неподвижно. Она освещена лунным светом. Голова ее грустно склонилась, руки опущены и сложены перед слегка склоненным корпусом.

После одного такта вступления арфы с первым звуком виолончели она поднимается на пальцы и тихо и грустно плывет через сцену. Руки ее медленно подымаются над головой, потом раскрываются подобно крыльям. Но при этой попытке подняться она, как бы ослабевая, падает на колено. Метаясь из стороны в сторону, собирая остатки сил своих, она подымается на пальцы левой ноги и, жалобно закинув голову назад, трепетно бьется.

Повторив всю эту фигуру, она затем медленно переплывает на середину сцены с корпусом, упавшим вниз так, что кончики пальцев почти касаются пола. Затем она подымается и плавно вертится на пальцах обеих ног, кутаясь в нежных движениях своих рук. Она как будто себя жалеет. Но вот музыка ускоряется, усиливается. Танцовщица вертится сильнее с рукой, протянутой с выражением мольбы. Затем она выпрямляется и с руками, распростертыми в сторону, устремляется в глубину сцены. Взмахивая руками все выше и выше, она замирает на момент, недвижно на пальцах, вся в стремлении подняться ввысь, уйти от неизбежного.

В музыке звучит повторение начальной темы. Голова танцовщицы склоняется на сторону. Она вся выражает разочарование. Плывет, приближаясь, спиной к зрителю. Вот она жалобно выглядывает из-под правой простертой руки, затем из-под левой. Затем кружится нервно, как будто с новой надеждой движется все так же на пальцах в левую сторону сцены. Она закидывает руки к небу, потом возвращается на середину сцены, склоняется на колено, делает последнюю попытку взлететь, но бессильно опускается и умирает.

Майя Плисецкая. «Умирающий лебедь»

В творчестве плодовитого французского композитора Камиля Сен-Санса (1835-1921) зоологическая фантазия «Карнавал животных» (1886) занимает весьма скромное место. Одна из частей сюиты, состоящей из своеобразных «портретов» ослов и черепах, антилоп и слона, называется «Лебедь». Композитор создал музыкальный образ птицы, прекрасной в своем горделивом спокойствии. Тембр виолончели придает музыке задумчивость, порой мечтательной грусти. Вряд ли кому-либо пришло в голову танцевать под эту музыку, если бы первоклассный танцовщик и начинающий хореограф Михаил Фокин не увлекался в свободное время игрой на мандолине.

Читайте также:  Школы мо озеро долгое

Историю создания хореографической миниатюры ее сочинитель помнил хорошо: «Как-то Павлова пришла ко мне и сказала: „Хор Императорского оперного театра просил меня принять участие в их концерте. Ты не мог бы помочь мне выбрать музыку?» В то время я как раз разучивал на мандолине под аккомпанемент моего товарища „Лебедя» Сен-Санса. „А что, если взять ,Лебедя’ Сен-Санса?» — предложил я. Она сразу же поняла, что роль Лебедя ей подходит как нельзя лучше. А я, оглядев ее тоненькую, хрупкую фигурку, подумал: „Она создана для Лебедя». Для постановки танца потребовалось всего несколько минут. Эта была почти импровизация. Я танцевал перед ней, она — тут же, позади меня. Потом она стала танцевать одна, а я следовал за ней сбоку, показывая, как надо держать руки. Этот танец стал символом нового русского балета. Это было сочетание совершенной техники с выразительностью. Танец может и должен не только радовать глаз, но и проникать в душу».

Трудно переоценить вклад Анны Павловой в реализацию замысла хореографа. Ее личность придала образу и масштаб, и драматизм. Однако, изменение первоначального названия на ныне общепринятое — «Умирающий лебедь» — и соответствующее переосмысление образа «птицы» произошло не только под влиянием гениальной балерины. Образ лебедя один из распространенных в русской литературе. На рубеже двадцатого века он трансформируется, в этом символе идеальной красоты акцентируется ее недолговечность и неминуемое увядание. Вспомним картины Михаила Врубеля, а также известное некогда стихотворение Константина Бальмонта «Лебедь»: «Не живой он пел, а умирающий./ От того он пел в последний час,/ что пред смертью вечной, примиряющей/ видел правду — в первый раз». Известно, что иногда двухминутную миниатюру Фокина исполняли в сопровождении чтения этого стихотворения.

Диана Вишнёва. «Умирающий лебедь»

Успех фокинского шедевра ознаменовал то, что на концертную сцену, на смену эффектной классической вариации, пришел хореографический монолог со своим сюжетом и настроением. Советские хореографы подхватили это нововведение, их концертные номера стали миниспектаклями с одним или несколькими исполнителями.

Не прост, но интересен вопрос о взаимном влиянии хореографии Льва Иванова из второй картины «Лебединого озера» и «Лебедя» Фокина. Сам выбор образа лебедя мог быть подсознательно связан с тем, что и Павлова, и Фокин были превосходными интерпретаторами этого классического балета. Совпадает отбор движений у героинь, а также финальная поза миниатюры с начальной позой Одетты перед началом дуэта с Зигфридом. Интереснее обратное. Под влиянием «Умирающего лебедя» осуществлялись многие добавления и замены в хореографии Иванова. Такова, например, узаконенная ныне первая встреча героев, сочиненная Агриппиной Вагановой в 1933 году. Пластика Одетты стала больше приближаться к подражанию движениям птицы. Драматизировался и характер героини, у многих исполнительниц появилась изначальная безысходность, что, несомненно, упрощает драматургию образа Одетты, да и всего балета в целом.

Приведенный в начале текст не есть описание «содержания» номера. Скорее в этих эмоционально наполненных фразах хореограф пытался передать свое послание будущим исполнителям. Приведем еще несколько замечаний Фокина по поводу задуманного им характера «Лебедя»: «Это танец всего тела, а не танец ног, каким был старый балетный танец. Роль рук не менее, если не более, важна в этом танце, чем движения ног. Всякое реалистическое изображение физического страдания должно быть исключено совершенно. Жизненный жест, из которого развивается танец, должен быть возвышен над подлинной правдой, до правды художественной. Сведение танца к имитации птицы есть заблуждение многих исполнителей. Исполнение может быть более лирическое или более драматическое. Я допускаю оба характера интерпретаций и предлагаю исполнительницам следовать по пути, подсказанному их индивидуальностью».

Последнее замечание хореографа объясняет, почему столь непохожи в этом номере Анна Павлова и Вера Фокина, Галина Уланова и Майя Плисецкая, Галина Мезенцева и Ульяна Лопаткина. Сегодня в России «Умирающий лебедь» стал одним из символов отечественного балета.

Источник

Умирающий лебедь: история шедевра мирового балета

Чувственное, лиричное, проникновенное произведение Камиля Сен-Санса вот уже более ста двадцати лет находит отклик в сердцах любителей балетного искусства.

История невероятного произведения

В 1861 году известный композитор был приглашён работать преподавателем в знаменитую французскую музыкальную школу Луи Нидермейера. Ученики искренне полюбили доброго и ласкового наставника, который занимался индивидуально с каждым из них, и между ними установились прекрасные отношения.

В знак привязанности Камиль Сен-Санс решил сочинить и посвятить своим последователям шуточную музыкальную композицию. Тринадцать миниатюр из сюиты «Карнавал животных» получились эмоциональными, быстрыми и наполненными отличным юмором, а вот четырнадцатая вышла другой, непохожей на остальных.

Её гипнотизирующая, чарующая мелодия завораживала и пробирала до самого сердца — возможно, от того, что пьеса изображала гордого и утонченного лебедя. Премьера композиции принесла оглушительный успех ее автору. В считанные сроки «Лебедь» стал знаменит по всей Европе.

В 1907 году балетмейстер Михаил Фокин поставил хореографическую зарисовку под эту композицию. Первой исполнительницей роли стала российская балерина Анна Павлова, позже своего собственного лебедя станцевала легендарная Майя Плисецкая.

Движения рук — завораживающий элемент постановки

Техническая сложность, уникальность и очарование постановки здесь заключаются именно в движениях рук. Плавные, медленные переходы, гибкость и пластика, слитые в единое целое, передают красоту картины и драматическую судьбу величественной птицы.

Затемненная сцена, белоснежное платье, вкрадчивые ноты мелодии помогают зрителю увидеть настоящую птицу, величественную в своём гордом спокойствии, и прочувствовать на себе ту драму, которая происходит с одиноким лебедем.

Эту постановку часто называют олицетворением всей балетной культуры и лицом балетного искусства — те эмоции, которое вызывает творение Михаила Фокина, невозможно передать словами.

За 113 лет существования «Лебедя» его играли разные танцовщицы, и у каждой из них он получался своим.

Павлова вкладывала в него печальный страх перед неминуемой смертью, Плисецкая — отчаянную борьбу с несправедливостью, Ульяна Лопаткина демонстрировала хрупкость и недолговечность жизни.

Читайте также:  Соленые озера при бесплодии

Одной из самых ярких исполнительниц этой роли считается действующая российская балерина Александра Иосифиди , заслуженная артистка России и солистка Мариинского театра.

Александра Иосифиди

Отличница, пример для подражания, мамина гордость и надежда российского балета Александра Иосифиди попала в хореографический зал совершенно случайно. Пятилетнюю девочку, в шутку пробующую исполнять некоторые танцевальные элементы, заметила профессионал своего дела и сразу же посоветовала ее матери отдать ребёнка в секцию.

До этого юная Саша вообще не задумывалась о карьере балерины и хотела стать олимпийской чемпионкой по прыжкам с шестом. Жизнь расставила все по своим местам — посетив буквально несколько уроков в балетном классе, маленькая Александра поняла, что это дело всей ее жизни, и отдалась будущему призванию полностью.

Ее судьба была нелёгкой: Иосифиди прошла тяжёлый отбор в Академию балета имени Вагановой, несколько раз серьёзно травмировалась, имела проблемы со здоровьем и ощутила на себе все прелести напряжённой конкуренции внутри группы, но ни разу за все время даже не подумала о том, чтобы уйти.

По словам балерины, ее жизненный путь настолько прочно связан с балетом, что бросить его — означает предать саму себя. Александра является самой высокой балериной Мариинского театра: её рост составляет 182 сантиметра и выгодно подчеркивает тонкость и изящество танцовщицы на большой сцене.

Иосифиди принимала непосредственное участие в таких знаменитых постановках, как «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и в настоящее время представляет собой одну из самых уникальных, техничных и музыкальных солисток нашей страны.

Увидеть весь цвет российского балета и открыть для себя новое направление в искусстве вы сможете совсем скоро!

16 мая в 19.00 состоится грандиозный Гала-концерт звезд балета «Созвездие классики» , на котором будут представлены лучшие и известные по всему миру отечественные артисты. Фарух Рузиматов , Игорь Колб , Филипп Стёпин, Кристина Шапран и Александра Иосифиди станут не единственными участниками звездного представления.

ДК Ленсовета по адресу Каменноостровский проспект, дом 42 ждёт всех желающих приобщиться к высокой культуре и посмотреть на людей, которые своими руками пишут историю мирового балета.

Источник



Умирающий лебедьThe Dying Swan

«Умирающий лебедь» (первоначально «Лебедь» ) — сольный танец в хореографии Михаила Фокина на оперу Камиллы Сен-Санс « Лебедь» из «Карнавала животных» в качестве пьесы для балерины Анны Павловой , которая исполнила его около 4000 раз. Короткий балет (4 минуты) повествует о последних моментах жизни лебедя и впервые был представлен в Санкт-Петербурге, Россия, в 1905 году . С тех пор балет оказал влияние на современные интерпретации Одетты в « Лебедином озере» Чайковского и вдохновил на нетрадиционные интерпретации, а также на различные адаптации.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Предпосылки
  • 2 Краткое содержание сюжета
  • 3 Спектакли и критические комментарии
  • 4 Наследие
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Вдохновленная лебедями , которых она видела в общественных парках, и стихотворением лорда Теннисона «Умирающий лебедь», Анна Павлова, которая только что стала балериной в Мариинском театре , попросила Мишеля Фокина создать для нее сольный танец для 1905 года. гала-концерт артистов хора Императорской оперы Мариинского театра. Фокин предложил виолончель Сен-Санса « Le Cygne» , которую Фокин играл дома на мандолине под аккомпанемент фортепиано друга, и Павлова согласилась. Была устроена репетиция, и короткий танец был завершен быстро. Фокин заметил в журнале Dance Magazine (август 1931 г.):

Это была почти импровизация. Я танцевал перед ней, она прямо за мной. Потом она танцевала, и я шел рядом с ней, кривя ей руки и корректируя детали поз. До этой композиции меня обвиняли в склонности к ношению босиком и вообще в отказе от танцев на пальцах ног . «Умирающий лебедь» был моим ответом на такую ​​критику. Этот танец стал символом Нового Русского балета . Это было сочетание мастерской техники с выразительностью. Это было как доказательство того, что танец может и должен удовлетворять не только глаз, но и через посредство глаза должен проникать в душу.

В 1934 году Фокин сказал танцевальному критику Арнольду Хаскеллу :

Небольшая работа, [. ] она была тогда «революционной» и превосходно иллюстрировала переход между старым и новым, потому что здесь я использую технику старого танца и традиционный костюм, а также очень развитая техника необходима, но цель танца не в демонстрации этой техники, а в создании символа вечной борьбы в этой жизни и всего смертного. Это танец всего тела, а не только конечностей; он обращается не только к глазу, но и к эмоциям и воображению.

Краткое содержание сюжета

Балет сначала назывался «Лебедь», но затем получил свое нынешнее название после интерпретации Павловой драматической дуги произведения как конца жизни . Танец состоит в основном из движений верхней части тела и рук и крошечных шагов, называемых pas de bourrée suivi .

Французский критик Андре Левинсон писал:

Сложив руки на цыпочках, она мечтательно медленно кружит по сцене. Ровными плавными движениями рук, возвращаясь к заднему плану, откуда она появилась, она, кажется, устремляется к горизонту, как будто еще мгновение и она полетит, исследуя пределы космоса своей душой. Напряжение постепенно спадает, и она падает на землю, слабо размахивая руками, как от боли. Затем, неуверенно шагая к краю сцены — кости ног дрожат, как струны арфы — одним быстрым скользящим движением правой ноги по земле она опускается на левое колено — воздушное существо борется с земными оковами. ; и там, охваченная болью, она умирает.

Спектакли и критические комментарии

«Умирающий лебедь» был впервые исполнен Павловой на гала-концерте в Дворянском зале в Санкт-Петербурге, Россия, в пятницу, 22 декабря 1907 года. Впервые он был исполнен в Соединенных Штатах в Метрополитен-опера в Нью-Йорке 18 марта 1910 года. Американский танцевальный критик и фотограф Карл Ван Вехтен отметил, что балет был «самым изысканным образцом искусства [Павловой], которое она когда-либо дарила публике». Павлова исполнила это произведение примерно 4000 раз и , как сообщается, на смертном одре в Гааге кричала: «Приготовьте мой костюм лебедя».

Читайте также:  Рыба озера сиг тверской области

Внучка Фокина, Изабель, отмечает, что балет не предъявляет «огромных технических требований» к танцору, но он предъявляет «огромные художественные требования, потому что каждое движение и каждый жест должны означать другой опыт,» который «исходит от того, кто пытается чтобы избежать смерти «. Она отмечает, что современные представления значительно отличаются от первоначального замысла ее деда и что танец сегодня часто выглядит как вариация « Лебединого озера» , которое она описывает как «Одетту на пороге смерти». Изабель говорит, что балет не о том, как балерина может превратиться в лебедя, а о смерти с лебедем в качестве метафоры.

Наследие

1907; Иветт Шовир (10 сек),

1937 год; Наталья Макарова (14 сек)

Павлова записала танец «Умирающего лебедя» в немом фильме 1925 года , к которому часто добавляют звук. Короткометражный балет оказал влияние на интерпретацию Одетты в « Лебедином озере» Чайковского , особенно во время разлуки влюбленных в первой сцене на берегу озера.

Танец почти сразу был адаптирован различными балеринами по всему миру. В результате Фокин опубликовал официальную версию хореографии в 1925 году, выделенную 36 фотографиями его жены Веры Фокиной, демонстрирующих последовательные позы балета. Позже Наталья Макарова , получившая образование в Кирове, прокомментировала:

От оригинальной хореографии [. ] Фокина остались лишь разрозненные фрагменты, [. ] он создал для Павловой только bourrées [шагающий или беговой балетный шаг, обычно исполняемый на кончиках пальцев ног]. Впоследствии каждая исполнительница [. ] использовала произведение на свой вкус и на свой страх и риск [. ] В России я танцевала версию Дудинской и [. ] испытала определенный дискомфорт [. ] ] от всех сентиментальных вещей — бега по сцене, взмахов руками [. ] современному глазу, его условности выглядят почти смехотворными [. ] танец требует полной эмоциональной отдачи, передавая образ борьба со смертью или подчинение ей [. ] Что касается эмоционального содержания, мне помогла Павлова, чей фильм по произведению я видел. Даже сегодня ее « Лебедь» поражает — безупречное чувство стиля, оживленное лицо, — хотя некоторые мелодраматические детали кажутся излишними.

Балет был по-разному интерпретирован и адаптирован. Российский фильм 1917 года «Умирающий лебедь » режиссера Евгения Бауэра — это история художника, задушившего балерину. Майя Плисецкая интерпретировали лебедь , как пожилой и упорно сопротивляются эффекты старения, как и сама. Со временем произведение стало одним из фирменных знаков Павловой. Совсем недавно Les Ballets Trockadero de Monte Carlo исполнили пародийную версию, в которой подчеркиваются все лишние, бездействующие в хореографии. В 2000 году художница уличного театра Джудит Ланиган создала адаптацию хула-хупа , которая была показана на международных фестивалях уличных театров, комедийных и бурлескных мероприятиях, а также в традиционных и современных цирках .

Несколько фигуристов исполнили «Умирающего лебедя» с хореографией, вдохновленной балетом. Бронзовый призер Олимпийских игр 1936 года Марибель Винсон рассказала о профессиональном дебюте Сони Хени в 1936 году для New York Times , отметив:

Толпа быстро настроилась на известную интерпретацию Сони «Умирающего лебедя с Сен-Санса». С прожекторами, придающими льду эффект воды ночью, мисс Хени, обведенная синим светом, исполнила танец, бессмертный благодаря Павловой. Согласитесь ли вы с тем, что такая поза подходит для льда, нет никаких сомнений в том, что исполнение мисс Хени — прекрасная вещь. Слишком большая работа пальцев ног в начале оставляет ощущение, что это не относится к катанию на коньках, но когда она легко скользит взад и вперед, она свободна, как бестелесный дух, и есть легкость движений, которую балет никогда не может произвести.

Некоторые балерины, в том числе Эшли Баудер из New York City Ballet и Нина Ананиашвили , ранее работавшая в American Ballet Theatre и The Bolshoi Ballet , использовали руки Умирающего лебедя в « Лебедином озере» при выходе Одетты в конце второго акта (первая сцена на берегу озера).

Огден Нэш в своих «Стихах для Камиля Сен-Санса« Карнавал животных »» упоминает Павлову:

В ответ на воздействие на 2019-20 коронавируса пандемии на исполнительском искусстве , Карлос Акоста , художественный руководитель Бирмингем Королевского балета , адаптированная хореография Фокина с балериной подняв голову в конце вместо этого, и с Селин Гиттенс , солистки из компании, и музыканты, выступающие в своих домах. Мисти Коупленд , солистка Американского театра балета , пригласила еще 31 танцора на танец «Лебедь», чтобы собрать средства в фонд помощи участвующим танцевальным труппам и другие соответствующие фонды.

Смотрите также

использованная литература

использованная литература

  • Алофф, Минди (2006). Танцевальные анекдоты: истории из мира балета, Бродвея, бальных танцев и современного танца . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN978-0-19-505411-8 .
  • Баланчин, Джордж; Мейсон, Фрэнсис (1975). 101 история великих балетов . Нью-Йорк: якорные книги. ISBN978-0-385-03398-5 .
  • Картер, Александра (2004). Переосмысление истории танца: читатель . Лондон: Рутледж. ISBN978-0-415-28746-3 .
  • Гарафола, Линн (2005). Наследие танца двадцатого века . Нью-Йорк: Издательство Уэслианского университета. ISBN978-0-8195-6674-4 .
  • Герскович, Роберт (2005) [1998]. Балет 101: Полное руководство по изучению и любви к балету . Помптон-Плейнс, Нью-Джерси: Limelight Editions. ISBN978-0-87910-325-5 .
  • Макколи, Мартин (1997). Кто есть кто в России с 1900 года . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN978-0-415-13897-0 .
  • Янгблад, Дениз Жанна (1999). Волшебное зеркало: кинематограф в России, 1908–1918 . Мэдисон, Висконсин: University of Wisconsin Press. ISBN978-0-299-16230-6 .

дальнейшее чтение

  • «Умирающий лебедь» . Оксфордский танцевальный словарь . Издательство Оксфордского университета . Проверено 10 августа 2012 года .
  • «Les Ballets Trockadero de Monte Carlo» . GLBTQ, Inc. 2002. Архивировано из оригинала на 1 июля 2012 года . Проверено 10 августа 2012 года .
  • «Джудит Ланиган» . Джудит Ланиган. 2009 . Проверено 10 августа 2012 года .
  • «Соня Хени делает лебедь» . Исторические изображения фигурного катания SkateWeb . SkateWeb. 1994–2009 гг . Проверено 10 августа 2012 года .
  • Смодырев, Михаил; Перевод Анны Корищ. «Биография и репертуар Нины Ананиашвили» . Проверено 10 августа 2012 года .

Источник

Adblock
detector