Меню

Урок лаборатория река пресный водоем кто живет в пресных водоемах

Конспект урока «Жизнь в пресном водоеме»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь пресного водоема

Тип урока– урок «открытия» нового знания.
Форма урока— урок — экскурсия
Тема урока: «Жизнь пресного водоёма» ( с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»)
Цель урока: Исследовать растения, животных, экологию пресного водоёма как природного сообщества.
Задачи урока.
Образовательные:

Ø На основе имеющегося жизненного опыта учащихся расширить и углубить знания о разнообразии обитателей водоёма;
Ø Формировать общеучебные умения и навыки: умение работать с текстом, дополнительной литературой, гербарием; вести поиск нужной информации в словарях, Интернет, книгах, текстах.
Ø Учить учащихся правильно строить рассуждения и делать выводы по изучаемому материалу
Развивающие:
Ø Развивать познавательный интерес к объектам окружающего мира через содержание текстов учебника и дополнительной литературы о природе, Интернет и практической работы по составлению сообщения по теме урока;
Воспитательные:
Ø Воспитывать любовь и бережное отношение к водоёмам родного края;
Ø Уметь планировать работу в группе; брать ответственность за коллективный и собственный результат труда; оказывать помощь товарищам в решении задач урока.
Ø Соблюдать правили поведения в природе.
Ø Воспитание внимания и аккуратности при работе на ПК.
Целевое назначение урока: первичное усвоение знаний.
Методы и методические приёмы проведения урока: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, практический, игровой.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемый результат:
Ø у учащихся систематизируются знания о пресном водоёме, как о природном сообществе, где совместно проживают растения, животные, которые хорошо приспособлены к условиям обитания;
Ø учащиеся неравнодушно будут относиться к экологическим проблемам водоёмов родного края, постараются оказывать посильную помощь в решении проблем.
Предварительная работа: учащиеся готовят презентацию ( сообщения) о водоёмах родного края, сочиняют стихотворения о реках и родниках г.Артёмовского.
Представление о планируемых результатах: ученик научится или получит возможность научиться:
Предметные результаты:
Ø осознать значение природного сообщества (пресного водоёма) для всей природы;
Ø уметь составлять «цепочки» питания в сообществе пресного водоёма
Личностные результаты учащихся:
Ø ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе
Регулятивные:
Ø ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
Ø корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата.
Познавательные:
Ø самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему поискового характера;
Ø применять методы информационного поиска(с помощью компьютерных средств);
Ø проводить рефлексию результатов деятельности;
Коммуникативные:
Ø слушать и вступать в диалог;
Ø участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем
Ø управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Жизнь в пресном водоеме» »

Жизнь пресного водоема

Тип урока – урок «открытия» нового знания.
Форма урока — урок — экскурсия
Тема урока: «Жизнь пресного водоёма» ( с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»)
Цель урока: Исследовать растения, животных, экологию пресного водоёма как природного сообщества.
Задачи урока.
Образовательные:
 На основе имеющегося жизненного опыта учащихся расширить и углубить знания о разнообразии обитателей водоёма;
 Формировать общеучебные умения и навыки: умение работать с текстом, дополнительной литературой, гербарием; вести поиск нужной информации в словарях, Интернет, книгах, текстах.
 Учить учащихся правильно строить рассуждения и делать выводы по изучаемому материалу
Развивающие:
 Развивать познавательный интерес к объектам окружающего мира через содержание текстов учебника и дополнительной литературы о природе, Интернет и практической работы по составлению сообщения по теме урока;
Воспитательные:
 Воспитывать любовь и бережное отношение к водоёмам родного края;
 Уметь планировать работу в группе; брать ответственность за коллективный и собственный результат труда; оказывать помощь товарищам в решении задач урока.
 Соблюдать правили поведения в природе.
 Воспитание внимания и аккуратности при работе на ПК.
Целевое назначение урока: первичное усвоение знаний.
Методы и методические приёмы проведения урока: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, практический, игровой.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемый результат:
 у учащихся систематизируются знания о пресном водоёме, как о природном сообществе, где совместно проживают растения, животные, которые хорошо приспособлены к условиям обитания;
 учащиеся неравнодушно будут относиться к экологическим проблемам водоёмов родного края, постараются оказывать посильную помощь в решении проблем.
Предварительная работа: учащиеся готовят презентацию ( сообщения) о водоёмах родного края, сочиняют стихотворения о реках и родниках г.Артёмовского.
Представление о планируемых результатах: ученик научится или получит возможность научиться:
Предметные результаты:
 осознать значение природного сообщества (пресного водоёма) для всей природы;
 уметь составлять «цепочки» питания в сообществе пресного водоёма
Личностные результаты учащихся:
 ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе
Регулятивные:
 ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
 корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата.
Познавательные:
 самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему поискового характера;
 применять методы информационного поиска(с помощью компьютерных средств);
 проводить рефлексию результатов деятельности;
Коммуникативные:
 слушать и вступать в диалог;
 участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем
 управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия.
Оборудование для учителя:
 презентация, карточки – «помогайки»
Для учащихся:
 Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2010.
 Рабочая тетрадь.
 Атлас – определитель « От земли до неба»;
— Компьютер.

I. Мотивирование к учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включиться в учебный процесс.
УДД:
• личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
• коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Учитель: Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Новое путешествие ожидает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.

II. Актуализация знаний.
Цель: обсудить затруднения, возникшие при повторении пройденного, проговорить тему и цель урока.
УДД:
• регулятивные (целеполагание; планирование);
• познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство)).

Учитель: Вспомните, какие природные сообщества вы уже изучили?
Дети: Лес, луг.
Учитель: Почему лес и луг называют природным сообществом? Что такое сообщество?
Дети: Луг и лес – это сообщество, т.к. растения, животные, грибы и микроорганизмы
тесно связаны между собой.
Природные сообщества – это единство живой и неживой природы, которое
складывается в определённых условиях окружающей среды.
В толковом словаре Ожегова написано, что сообщество – это группа растительных или
животных организмов, живущих вместе
Учитель: Предлагаю отгадать загадки ( или выложить пазлы с изображением животных).
Объедините в группы животных и растений в зависимости от того, к какому
сообществу они принадлежат.
(Дети выполняют задание, но затрудняются в классификации растений и животных водоёма)
Учитель: Ребята, а к какому сообществу принадлежат оставшиеся изображения растений и
животных?
Дети: (предполагают) к сообществу водоёма.
Учитель: (предлагает детям поработать в парах и заполнить схему «Водоёмы», отвечая на вопросы)
На какие группы делятся водоемы?
Какие водоёмы называют естественными? Приведите примеры естественных водоёмов.
Какие водоёмы называют искусственными? Приведите примеры.
Какие типы солёных водоёмов вы знаете?
Определите, к какому типу относятся водоёмы нашего края?
Дети: К типу пресных водоёмов.
Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом уроке?
Дети: О сообществе пресного водоёма.
Учитель: Как вы думаете, на какие вопросы будем отвечать в течение урока?
Дети: Какие растения живут в пресном водоёме?
Какие животные обитают в водоёме?
Как связан между собой животный и растительный мир водоёма?
Экологические проблемы пресного водоёма.
Учитель: сегодня мы попробуем доказать, является ли пресный водоём природным сообществом.

III. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: зафиксировать причину затруднения; выбрать и построить план достижения цели урока и определить средства – алгоритмы, модели.
УДД:
• личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
• регулятивные (целеполагание, планирование);
• логические (анализ, обобщение);
• познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение))

Учитель: Ребята, сегодня нам пришло музыкальное письмо. Догадайтесь, от кого оно?
(Звучит песенка водяного).
Водяному грустно, давайте отправимся к нему в гости. Но куда идти – непонятно.
Давайте вспомним водоёмы нашего города.
(Дети рассказывают и показывают презентацию «Водоёмы родного края»).
Учитель: Водяной приготовил для нас хитрое задание. Заселить пустой водоём растениями и животными.
По каким трем направлениям мы исследуем географические объекты?
Дети: Исследуем растения, животных, экологию.
Учитель: В каких источниках информации сможем найти материал?
Дети: В учебнике, в энциклопедии, в Интернете.
Учитель: Предложите план заселения пустого водоёма.
Дети: 1. Делимся на группы – «биологи», «зоологи», «экологи»
2. Собираем материал, работая с разными источниками:
текстом в учебнике, энциклопедии, дополнительной литературой, Интернет,
гербарий
(используют технологию «Развитие критического мышления через чтение и
письмо»).
3. Готовим сообщения в творческой форме
4. «Заселяем» пустой водоём, используя картинки, фотографии растений и
животных.
5. Оцениваем ответы своей группы и ответы одноклассников.
Учитель: Напомните правила работы в группе.
Дети: 1. Работать сообща.
2. Уметь выслушать друг друга.
3. Слушать других, не перебивая, внимательно.
4. Уметь распределить обязанности между собой, долю работы каждого.
5. Уметь договориться, помочь друг другу.
(Лидер группы вытягивает карточку названия своей научной группы и ставит в центре стола. Выдаются карточки — «помогайки» с планом выступлений. Обучающиеся самостоятельно работают, используя учебники, энциклопедии, фотографии, открытки, Интернет и т. д. . Учитель – консультант оказывает необходимую помощь).

1 группа «Ботаники».
Вопросы для самостоятельной работы:
1.) Как надо поступить, если увидишь красиво цветущее растение?
2.) Надо ли рассматривать неприметные растения?
3.) Подумайте, на какие группы можно разделить растения водоёма, если принять
во внимание их приближенность к воде. Расскажите о таких растениях.
Карточки – помогайки для группы «биологов».
На берегу
На глубине
На поверхности воды
В толще воды
Какую роль выполняют растения в водоеме? Растения являются пищей и домом для животных, вырабатывают кислород, поглощают углекислый газ

2 группа «Зоологи».
Вопросы для самостоятельной работы:
1.) Отгадайте загадки:
— С крыльями, а не летает?
— Кто дважды родится, один раз умирает?
— Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
2.) Можно ли этих животных назвать обитателями водоёма? Ответ обоснуйте.
3.) Расскажите о животных водоёма.
4) Вспомните правила наблюдения за насекомыми.
5) Сделайте предположение: какие насекомые могут встретиться во время
экскурсии? Где их искать – на берегу или в воде?
«Расселим животных по водным этажам»

Карточки – помогайки для группы «зоологов».
Название животного
Где живёт
Чем питается
Чем полезен для водоёма

Карточки – помогайки для группы «экологов».
3 группа «Экологи».
Вопросы для самостоятельной работы.
1.) Можно ли назвать водоём природным сообществом?
2) Докажите, что любое животное нельзя лишать тех условий, в которых оно
живёт.
3) Какие нарушения природного равновесия могут произойти на водоёме по вине
человека?
Карточки – помогайки для группы «экологов».

Укажите стрелочками, к чему приводит необдуманное вмешательство человека в сообщество пресного водоёма.
В водоёмы спускают воду из промышленных предприятий Начинают образовываться болота
Выловили двустворчатых моллюсков В воду поступает кислород для дыхания рыб
Всё озеро заросло камышами, тростником, стрелолистами, водорослями Загрязняются водоёмы, и погибают растения и животные
Зимой рыбаки наделали лунок во льду Вода стала мутной в водоёме

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
1) – фронтально.
УДД:
• регулятивные (волевая саморегуляция);
• познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));
• коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);

Группа 1 биологов рассказывают поочередно о том, что узнали о растениях пресного водоема и «заселяют» водоём рисунками с изображениями растений.

Группа 2 зоологов рассказывают поочередно о жителях пресного водоема и «заселяют» водоём рисунками с изображениями животных.

Группа 3 экологов рассказывают поочередно о том, что они узнали о вмешательстве человека в жизнь водоема. Экологи знакомят с памяткой «Как вести себя у водоема», составленной группой, расставляют знаки бережного отношения к водоёму.
(Учитель дополняет сведения детей, используя слайды).

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цель: Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий;
УДД:
• регулятивные (прогнозирование; контроль; коррекция; оценка);
• познавательные (моделирование); логические (анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование);

Разыгрываются заранее подготовленные сценки.

«Уж и Головастик».
-Ты чего, Уж. Задумался? Шипишь – меня, что ли , ругаешь?
-Не мешай, Головастик, я считаю!
-Кого же ты, долговязый, считаешь — ворон, что ли?
-Каких там ворон! Считаю я, сколько вас, головастиков, проглотил. Одиннадцать штук насчитал. Вот бы ещё одного — для ровного счёта!

« Щука и Окунь».
-Отчего это, Щука, глаза у тебя, как у волка, горят?
-От голода.
-А по реке чего мечешься, на месте не стоишь?
-От голода.
-Вот и поговори с тобой! Заладила одно: «от голода, да «от голода»! Чего это ты такая неразговорчивая?
-От голода!

Учитель: Послушав эти диалоги, какой вывод вы сделали?
Дети:
-В природе всё взаимосвязано.
-Теперь мы с уверенностью можем сказать, что водоём – это природное сообщество.
Учитель: Теперь попробуем построить цепи питания. ( Каждая группа составляет одну цепь питания).
Ряска – водомерка;
Стрелолист – карась – окунь;
Ряска – карась – щука;
Рогоз – карась – цапля;
Ряска – карась – щука – ондатра, выдра.
Учитель: Вспомните вопросы, возникшие в начале урока (должны были узнать, что растет, кто живет в пресном водоеме, а также как живут обитатели водоема).
Мы нашли ответы на эти вопросы?
Кто не согласен? У кого есть вопросы?
Где могут пригодиться сегодняшние знания?
Учитель: Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
VI. Рефлексия деятельности
Цель: осознать обучающимися свою учебную деятельность, дать самооценку результатов деятельности группы.
УДД:
• личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
Учитель: Подведем итог урока. Что мы сегодня исследовали? (пресный водоем) Можем ли мы водоем назвать природным сообществом? Почему? Что очень важно для любого природного сообщества?
Оцените свою работу в группе.
Домашнее задание
Цель: применить полученные знания на практике.
Учитель
Сегодня на уроке своими примерами вы доказали, что водоём – это природное сообщество. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвёт редкие растения, ловит раков – санитаров, губит головастиков и лягушек.
Мне бы хотелось предложить вам домашнее задание на выбор:
1. Нарисовать знак, говорящий о том, что нельзя делать, чтобы не нарушать экологического сообщества водоёма.
2. Придумайте конец экологической сказки.
Послушайте начало сказки и подумайте, что могло бы произойти дальше.
«Жил-был Пруд. Он очень обрадовался, когда однажды стал разноцветным, как радуга. А случилось это так. Завод, находящийся неподалеку, подарил Пруду немного красной воды; люди вылили в него остатки бензина – поплыли по воде цветные пятна; женщина, живущая на берегу постирала в Пруду белье и вода окрасилась в белый цвет. Весело было Пруду, но вдруг…»
3. Подготовить сообщение об обитателях водоемов.

Читайте также:  Река эйр норт карта

Источник

Конспект урока окружающего мира «Пресный водоём и его обитатели»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Карпова Анастасия Вячеславовна

Цель деятельности учителя: формирование представления о пресном водоёме как сообществе, искусственно созданном человеком.

Планируемые результаты

— знать растения пресных водоёмов;

— знать животных пресных водоёмов;

— уметь устанавливать взаимосвязь между обитателями пресных водоёмов.

-развивать устную речь;

-воспитывать чувство уважительного и бережного отношения к природе;

-развивать умение формулировать свои мысли;

-развивать внимание, наблюдательность, сообразительность.

Скачать:

Вложение Размер
presnyy_vodoem_pechat.docx 28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 10.04.2020. ФИО учителя: Рощупкина С.В.

Школа: МАОУ СОШ №91 ФИ студента: Карпова А., 42 гр.

Класс: 3 «в» ФИО методиста: Лебедева Е.Ю.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Пресный водоём и его обитатели»

Цель деятельности учителя: формирование представления о пресном водоёме как сообществе, искусственно созданном человеком.

— знать растения пресных водоёмов;

— знать животных пресных водоёмов;

— уметь устанавливать взаимосвязь между обитателями пресных водоёмов.

-развивать устную речь;

-воспитывать чувство уважительного и бережного отношения к природе;

-развивать умение формулировать свои мысли;

-развивать внимание, наблюдательность, сообразительность.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник окружающего мира «ПНШ» 3кл., 2 часть/Федотова О.Н.; презентация, рабочие тетради.

Методы и приемы

Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой, организация урока.

— Прозвенел и смолк звонок,

К уроку все готовы?

Девиз нашего урока:

Если трудно – мы поможем,

Всё узнать на свете сможем!

Готовятся к уроку.

Р: организация своего рабочего места под руководством учителя

Методы и приемы:

Словесный, учебный диалог, наглядный, практический.

— Предлагаю вам отгадать загадки:

2)Вильнёт хвостом туда-сюда,

И нет её, и нет следа.

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

— Где живут названные животные?

Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем;

П: анализ объектов с целью выделения признаков;

Постановка учебной задачи

Методы: словесный, учебный диалог.

— Сформулируйте тему урока. Слайд 1

— Определите цель урока.

— Сформулируйте задачи урока.

— По оглавлению учебника определите, на каких страницах мы будем работать.

— Сегодня на уроке вы будете работать с листами самооценки.

— Оцените свою работу на этапе постановки цели и задач урока.

(Пресный водоем и его обитатели)

(Изучение обитателей пресного водоема).

(Задачи: 1)изучить растения пресных водоемов;

2) изучить животных пресных водоемов;

3)изучить взаимосвязь между обитателями пресного водоема)

Р: отслеживание цели учебной деятельности;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Открытие нового знания

Методы и приемы:

Словесный, учебный диалог, наглядный, практический.

— Какие водоемы есть в нашей местности?

— Они пресные или солёные?

— Предлагаю обратиться к странице 59 учебника, прочитайте 3 абзаца и ответьте на вопрос: Какое значение имеют пресные водоёмы в жизни человека и в природе?

— Итак, какое значение имеют пресные водоёмы в жизни человека и в природе?

— Вспомните, что вы видели на берегу водоёма. Какие там растут растения, и какие животные обитают?

— Оказавшись у водоёма, мы можем видеть тех обитателей, которые живут на поверхности, а ведь жизнь в водоеме есть везде: у берегов, на поверхности, у самого дна и на дне.

Прочитайте текст на странице 60. Рассмотрите на карточках изображения названных в тексте растений.

— Назовите растения пресных водоемов, о которых вы узнали. (Камыш, тростник, рогоз, стрелолист, кувшинка белая, кубышка жёлтая, ряска)

— В стеблях, корнях, листьях водных растений есть воздухоносные каналы, по которым попадает кислород в подводные части растений. Срывая растение, человек наносит ему вред, через место разрыва попадает вода, и растение загнивает. Слайд 3

— Часто поверхность пресных водоемов покрыта тиной. Тину можно увидеть, если её большое количество. Если взять одну водоросль, то её невозможно рассмотреть невооружённым глазом.

Предлагаю вам группами подойти к микроскопам и рассмотреть её.

— Оцените свою работу на данном этапе.

— Какую роль играют растения в жизни других жителей водоема?

— Предлагаю вам поработать в парах. Рассмотрите рисунок на странице 61 учебника. Один ученик назовёт обитателей водоёма, а второй расскажет, чем они питаются.

— Озвучьте свои ответы.

— Прочитайте про себя текст учебника на с. 62-63. Кого из обитателей водоёмов вы не назвали?

(Река, пруд, ручей)

(Водоём украшает Землю, без воды не обойтись в быту, в производстве, по воде передвигаются суда; место обитания растений и животных. Пресная вода – условие существования человека на Земле.)

(Служат пищей для животных)

(Пары озвучивают ответы)

(Водомерки,улитки, дафнии, циклопы, аисты, кулики, зимородки, чайки….)

П : сопоставление информации, представленной учителем;

П: сопоставление информации, представленной учителем;

К: согласование выполнения совместной деятельности;

Методы: практический, упражнение.

— Ребята, а знаете ли вы, кто в реке без головы живёт?

1) Беззубка – пресноводный малоподвижный моллюск с раковиной из 2 пластинок. Сначала раковина лежит неподвижно, потом её створки приоткрываются, и хозяйка высунет из раковины… нет, не голову – ногу. Головы у неё нет. Высунет беззубка ногу, воткнёт её в песок или камешки, раковина дрогнет и подвинется с места на 2-3 см. Отдохнёт беззубка и снова в путь. (Видеоролик «Беззубка» — слайд 4 )

2) Над водой и под водой живут у реки и пруда стрекозы. Красотки, стрелки, лютки живут у воды постоянно. А вот большая стрекоза прилетает к воде редко. Всем стрекозам нужна вода, потому что в воду или на водные растения они откладывают яйца. И только в воде могут жить их личинки. (Видеоролик «Стрекоза» — слайд 5 )

3)Дафнии – это рачки. Размером они не больше запятой в книге. Рассмотреть дафний можно только через увеличительное стекло. У них есть усы, похожие на ветки. Взмахнут дафнии усами-ветками, оттолкнутся от воды и подпрыгнут. Ещё взмахнут – ещё подпрыгнут. Дафнии очищают воду, потому что питаются умершими невидимыми глазу животными, растениями, бактериями. (Видеоролик «Дафнии» — слайд 6 )

4)В капле речной воды открывается удивительный мир. Вот какой-то почти прозрачный комочек. Он всё время меняется. Только что был круглый, и вдруг сбоку появился отросток. Отросток становится больше, и комочек переливается в него. Округлился, опять появилась «нога». Это амёба. Так она шагает. (Видеоролик «Амёба» — слайд 7 )

5)Еще одно странное существо – туфелька. Всё её тело покрыто ресничками. Каждая ресничка как маленькое весло. Туфелька умеет управлять сразу всеми «вёслами» и быстро плывёт, куда ей надо. (Видеоролик «Туфелька» — слайд 8)

6)Видеоролик «Водомерка» — слайд 9)

— Мы познакомились с некоторыми животными – обитателями пресных водоемов. Оцените свою работу на данном этапе.

Р: проверить результаты вычисления;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Самостоятельная работа с самопроверкой

Методы и приемы:

-Пришло время поработать самостоятельно. Сейчас я предлагаю вам интересное задание составить цепи питания, используя предложенные картинки.

-Замечательно. Давайте сверим ваш вариант с моим.

(составляют цепь питания)

К : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Включение в систему знаний

Методы и приемы:

Словесный, учебный диалог, наглядный, практический.

— Как вы думаете, существует связь между обитателями пресных водоёмов? Какая?

— Предлагаю поработать в группах.

1) Задание «Кто лишний?»: на экологическом панно оставить только обитателей пресных водоёмов.

2) Задание «Животные пресных водоёмов»: найти на картинках, размещенных в классе, животных -обитателей водоемов.

3) Задание «Растения пресных водоёмов»: найти на картинках, размещенных в классе, растения пресных водоемов.

Группы озвучивают ответы.

Оцените работу на данном этапе урока

— Можно ли пресный водоем назвать природным сообществом? Почему? Слайд 9

— Какие обитатели пресного водоёма нашей местности нуждаются в охране?

— Какое участие в охране водоёмов можем принять мы с вами?

Источник

Урок «Жизнь пресного водоема»

Тема: «Жизнь пресного водоема»

МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 2»

Учитель начальных классов

Петрова Людмила Витальевна

Тип урока : изучение нового материала.

Цель: усвоение учащимися понятие о пресном водоёме, как природном сообществе.

Обучающие: сформировать представление учащихся о жизни пресного водоема; познакомить с растительным и животным миром пресного водоема.

Развивающие : развитие познавательных интересов учащихся, умения применять полученные знания, работа с определителем, формирование исследовательских навыков у младших школьников.

Воспитательные : воспитать любовь к родному краю; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоема, их охране.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, презентация по теме «Жизнь пресного водоема», глобус, карточки для индивидуальной работы с заданием.

Подготовительная работа: созданы 3 группы по интересам, которые провели исследовательскую работу и подготовили сообщения:

Группа ботаников – «Растения водоёма»

Группа зоологов – «Животные водоёма»

Группа ихтиологов – «Рыбы местных водоёмов»

Каким нужно быть на уроке, что бы освоить новые знания? внимательным, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, доказывать свою точку зрения, убеждать, относиться уважительно к мнению собеседника.

Я тучка и туман,

И стеклянной быть могу.

2.Актуализация знаний.

-Какие знаете водоемы? Перечислите их.

(Река, пруд, ручей, море, океан, озеро, водохранилище, канал.)

-Каким цветом обозначена вода на карте? (Голубым цветом.)

-Посмотрите, пожалуйста, на глобус.

-Чего больше на нашей планете: воды или суши? (Воды больше.)

-На какие 2 группы по происхождению можно разделить водоемы?

(Естественные и искусственные.)

-Назовите естественные водоемы. (Ручей, река, море, озеро, родники, океаны.)

-Назовите искусственные водоемы. (Пруд, канал, водохранилище.)

-Одинаковая ли вода в водоёмах? (Нет.)

-Какая в них вода? ( Пресная и солёная.)

-В каких водоемах вода соленая? (В морях, океанах.)

-Какая вода в водоемах, которые окружают наш городок? (Пресная.)

-Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме? Приведите примеры.

3. Постановка учебной задачи.

-Молодцы! Соблюдая всё, что вы сказали, отвечая на мои вопросы, мы сейчас вместе сформулируем тему нашего урока.

-Какова же тема нашего урока? (Различные варианты названия темы урока.)

-Да, речь будет идти о пресных водоемах. СЛАЙД 1

Тема: «Жизнь пресного водоёма». Мы уже изучали природные сообщества: леса, луга. Как вы думаете, что мы должны узнать и чему научиться на этом уроке? (Узнать о разнообразии животного и растительного мира, доказать, что водоём – природное сообщество.)

Знать особенности природного сообщества «Пресный водоём».

Уметь выделять основные признаки природного сообщества «Пресный водоём» и использовать их в учебной и практической деятельности.

Тема урока очень большая, содержит массу новых знаний. Поэтому мы будем работать по группам. Для этого вы разделились на группы и каждая будет выполнять своё задание. Сегодня вы исследователи, а они всегда записывают нужную информацию в записные книжки. Вашими записными книжками на уроке станут ваши тетради. Итак, познакомимся с группами наших учёных.

Группа ботаников – «Растения водоёма» А кто такой ботаник, ребята? (Специалист, изучающий растения.)

Группа зоологов – «Животные водоёма» Кто такой зоолог? (Специалист, изучающий животный мир.)

Группа ихтиологов – «Рыбы местных водоёмов» Кто такой ихтиолог? (Специалист, изучающий рыб).

4. «Открытие нового знания». Как вы думаете, в какое время года лучше всего изучать жизнь пресного водоема? (Летом.)

-Почему? Да, лучше всего летом изучать жизнь пресного водоема. В это время года растения цветут, а животные наиболее активны.

Водоем – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Мы с вами совершим заочную экскурсию на летний водоем и к концу урока мы должны сложить общую картину жизни пресного водоёма. Согласны?

-Подходя к водоему, на что вы сразу обратите внимание?

СЛАЙД 2 . Наши зелёные друзья – растения заселили и водную среду. В реках, ручейках, протоках, озёрах и прудах растут и развиваются растения. Растительный мир водоёмов очень разнообразен. Это водные и околоводные растения: камыш, тростник, рогоз, ежеголовник, роголистник, рдест, ряска малая, элодея канадская, в толще воды плавают мельчайшие водоросли. Сегодня мы расскажем о некоторых из них, постарайтесь запомнить растения и научитесь их узнавать в природе.

— «Группа ботаников», познакомит нас с жизнью растений водоёма.

(дети рассказывают о растениях)

СЛАЙД 3 Ряска часто покрывает всю поверхность стоячих вод, сильно ветвится. Её безлистные маленькие стебли похожи на листочки, от каждого такого стебелька отходит один корешок. Ряска очищает водоёмы от углекислоты и снабжает их кислородом.

СЛАЙД 4. Рогоз широколиственный многолетнее растение от 1- 2 метров в высоту, с ползучим корневищем. Цветки собраны в цилиндрические початки. Цветёт с июня по июль.

СЛАЙД 5 . Рдест плавающий так же многолетнее растение от 60 – 150 см в высоту, с длинным корневищем. Соцветие – многоцветковый колос над поверхностью воды. Цветёт с июня по август. Рдестами питаются водные моллюски, насекомые рыбы. В зарослях рдестов многие рыбы мечут икру.

СЛАЙД 6. Кувшинка белая — самое красивое растение водоёма. В народе её называют ещё водяной лилией. Крупные белые цветки её всплывают каждое утро, открываются, а вечером закрываются и уходят под воду.

СЛАЙД 8 Кубышка жёлтая – её красивые жёлтые цветки многие видели, и они привлекают внимание своей яркой окраской. Форма её напоминает круглую колбу с очень коротким горлышком. Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоёма. Листья крупные, плотные, округло- сердцевидной формы, с блестящей, глянцевой поверхностью. Обитает в водоёмах со спокойной водой: в озёрах, прудах, реках с медленным течением. Широкие листья кувшинок и кубышек плавают на поверхности воды, а корни находятся на дне водоемов.

СЛАЙД 9 Элодея канадская

СЛАЙД 10. Роголистник

-Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоеме?

-Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоеме?

Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для водных животных.

-Какой вывод вы сделали изучая растения водоёма?

Вывод ботаников: Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей животным, выделяют кислород, необходимый для дыхания.

О каких растениях водоёма вы узнали, ребята? Какие растения запомнили? Какие самые красивые растения водоемов?

Физминутка: Утром стрекоза проснулась,

Раз – водой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

2. «Группа зоологов», познакомит нас с животным миром водоёма. Для многих животных (пиявки, личинки насекомых, водные насекомые, моллюски, рыбы и др.) пресные водоёмы – это среда обитания, где они живут. Для других (водоплавающие птицы, некоторые звери) водоёмы и побережья – места, в которых они находят обильный корм и надёжные убежища. А некоторые животные (лягушки, тритоны и др.) используют водоёмы в основном как места размножения. Сегодня мы расскажем о некоторых из них.
(дети рассказывают о животных водоема)

СЛАЙД 11 Плавунец окаймлённый — достаточно крупный жук: длина его тела достигает 30 – 35 мм. Верхняя часть тела тёмная, а нижняя светло- жёлтая. Вокруг тела идёт широкая желтоватая кайма. Плавунец окаймлённый живёт в прудах, небольших озерцах, в тихих затонах. Он хорошо приспособлен к жизни в воде. Питается мелкими водными животными: насекомыми, рачками, улитками. Основная добыча-головастики, личинки насекомых, улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.

СЛАЙД 12 Водомерки-хищники . Еды им надо много. Вот и бегают они весь день в поисках пищи. Водомерки «обуты» в особые башмачки. Не настоящие, конечно. Просто на концах ног у них есть густые волосики, смазанные жиром. Поэтому и не проваливаются их ноги в воду.Они легко скользят по воде. Они хищники. Охотятся на комаров.

Дети рассказывают об обитателях водоема ( Поденки, ручейник, клопы, комары, мухи, веснянки, стрекозы и т.д.)

Одна из самых больших стрекоз в нашей стране- большое коромысло . У нее голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам ее головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит их нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром перелете. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки приносят пользу. Они истребляют личинки комаров и жуков-плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров

МОЛЛЮСКИ. Обыкновенный прудовик живёт в небольших озёрах, затонах рек, заросших растениями. Прудовик, как и другие улитки, передвигается очень медленно, примерно со скоростью от 30см до 1 м в час. Это объясняется тем, что ему не приходится отыскивать пищу. Живя среди зарослей растений, он с помощью терки соскабливает кожицу с поверхности листьев. Не брезгует прудовик и животной пищей: поедает икру рыб, упавших в воду мух.

Беззубка- это ракушка, у которой нет головы, а есть нога, похожая на острый клин. Высунет беззубка ногу, воткнет ее в песок, ракушка дрогнет, потом сдвинется с места. Переместится беззубка на два-три см, отдохнет и снова в путь. Она –тихоход: за 1 час может проползти 30-40 см.Через одну трубочку беззубка втягивает воду, а через другую выбрасывает. При этом и дышит, и ест. Ведь в каждой капле воды много крошечных животных и растений.

За сутки беззубка очищает до 40-50 л воды.Улитка-прудовик, беззубка, катушка –моллюски, их называют «фильтрами».

Прудовая лягушка имеет средние размеры 75 – 85 мм, максимальная длина тела до 100 мм. Сверху тело ярко- зелёное или оливкового цвета с тёмными пятнами, вдоль спины проходит светлая продольная полоса. Снизу тело белого цвета. Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми (мухами, жуками, стрекозами, комарами). Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью. Этот язык закреплён во рту необычно: не задним, а передним концом. Как только мимо лягушки пролетает насекомое, она мгновенно выкидывает вперёд язык, к которому и прилипает добыча.

Из ракообразных животных, обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак . Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей очищают реки. Их называют «чистильщиками». Речные раки — очень древние животные, появились примерно 130 миллионов летназад, обитают практически во всех пресноводных водоемах. Живут раки до 10 лет, достигают длины 35 см . Подумайте и попробуйте ответить, кого можно назвать чистильщиком? (Того, кто что-то чистит. Он приводит в порядок определенный участок.)-Пресные водоемы -место обитания многих животных.

-Кто может назвать млекопитающих, которые обитают около водоемов. (Бобры, выдры, ондатры, водяные крысы.)

Бобр – один из крупных грызунов. Длина его тела до 100 см, хвоста 25 -35 см; масса – 20 -25 кг. Голова небольшая округлая. Глаза маленькие. Хвост несколько уплощён. Окраска меха от рыжевато — бурой до почти чёрной. Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр с высокими берегами, обильным травостоем и зарослями кустарников. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры издавна славятся своими строительными способностями. Они строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины, используя для этого ветки деревьев, стволы, крепкие колья. Бобр – ценный пушной зверь. Однако в настоящее время его добыча запрещена.

Ондатра, или мускусная крыса. Длина тела ондатры 25 – 32 см, длина хвоста 27 – 30 см; масса 1, 5 кг. Окраска верха от тёмно — рыжей до тёмно – бурой, низа – более светлая. Ондатра живёт на мелководье небольших озёр, рек и ручьёв с густой травянистой растительностью. Она ведёт полуназемный образ жизни, хорошо плавает и ныряет, может в течение 5 минут находиться под водой. Живёт ондатра в норах и хатках. Норы строит в высоких берегах, вход находится под водой. Ондатра питается в основном водными растениями (рогозом, тростником, камыш и др.). Значительно реже она поедает мелких животных, таких, как моллюски, речные раки, лягушки. Ондатра служит важным объектом пушного промысла.

-Какой же вывод вы сделали изучая животный мир водоёма?

Вывод: Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие.

-Ребята, а жизнь птиц связана с водоемами? Жизнь каких птиц связана с водоёмами назовите? (Цапли, журавли, аисты, утки, гуси.)

-Чем питаются аисты, цапли? (Рыбами, головастиками, лягушками.)

— О каких животных пресного водоёма вы узнали? Перечислите.

— Ребята, а почему нельзя уничтожать раков, моллюсков, стрекоз?

Рассказ ихтиологов: — «Группа ихтиологов», познакомит нас с жизнью рыб местных водоёмов.

Самая крупная река Чувашской Республики — Волга. У Волги много притоков, самая крупный приток – река Сура.

Рыбы, которые постоянно обитают в реке Волга- сазан, лещ, стерлядь, судак, щука, сом, налим, окунь, ерш, жерех.

В Волгу заходят из Каспийского моря следующие рыбы: белуга, осетр, минога, севрюга, белорыбица, проходные сельди.

(дети рассказывают о рыбах)

Ёрш . Наружность ерша, конечно, знакома каждому. Вид у него, прямо скажем, угрожающей, особенно когда он расправляет свои колючие плавники и вытягивает щёки с острыми шипами. Эти колючки составляют единственное средство защиты от хищных рыб. Рыбёшка мелкая, неповоротливая. Вот природа и дала ей защиту от врагов. А за то, что взъерошивается, и назвали ершом.

Окунь. Окуня легко отличить от других рыб. Он красиво и ярко окрашен. Спина тёмно- зелёная, бока зеленовато — желтоватые, брюшные плавники ярко- красные, грудные – жёлтые. Первый спинной плавник сизый, второй – зеленовато- жёлтый. Глаза оранжевые.

Щука – одна из крупных рыб; размеры её достигают полутора метров, масса – 24 кг и более кг. Тело удлинённое, стреловидное, голова большая, рыло вытянутое; рот также большой с многочисленными острыми зубами. Спинной плавник отодвинут назад. Окраска спины серо- зеленоватая, бока более светлые и покрыты буроватыми или оливковыми пятнами, брюхо беловатое с серыми крапинками. Щука питается разнообразной пищей: мелкими ракообразными, насекомыми, икрой и мальками других видов рыб. Взрослые щуки тоже хищники, они поедают рыб, птенцов, крупных насекомых.

-Какой вывод вы сделали изучая различных рыб наших водоёмов?

Вывод: Можно сказать, что жизнь рыб, как и любых живых существ, очень разнообразна и достаточно сложна для изучения. Но пытливый ум, пусть даже не специалиста, а простого любителя природы, всего живого на земле, найдёт при знакомстве с подводным миром столько захватывающих подробностей, любопытных фактов, что это само по себе представляет исключительный интерес. А как важно всем нам знать окружающий мир, чтобы сберечь его, сохранить в первозданной красе для себя и последующих поколений.

О каких рыбах мы узнали? Чем питаются рыбы? А каких рыб вы знаете ещё? Спасибо, ребята за ваши интересные сообщения. Посмотрите, какой прекрасный водоём у нас получился! Мы продолжаем работу в группах самостоятельно.

5. Самостоятельная работа.

1.Подчеркнуть только обитателей водоёма.

Животные : ящерица, стрекоза, кузнечик, щука, волк, бобр, водомерка, пчела, сазан, крот, рак, заяц.

Водные растения : рдест, ромашка, камыш, роголистник, клевер, колокольчик, кувшинка белая, ряска малая, тростник, купальница, василёк, рогоз, спирогира.

Самопроверка по ключу. А теперь давайте попробуем установить цепи питания. Одну цепь питания мы установим вместе, а затем вы ещё по одной цепи питания установите в своих группах, записав их в свои записные книжки. Необходимо заполнить пропущенные звенья использую картинки изображённые на слайде.

Водоросли – головастики – карп – цапля

Ряска малая– комар – водомерка – лягушка

Рогоз – карась – щука – выдра

Стрелолист – карась – окунь — выдра

6. Включение нового знания в систему знаний.

-В пресном водоеме обитают различные живые организмы. Покажите на примерах, что они связаны между собой.

(Растения выделяют кислород, а им дышат животные. Рыбы и животные питаются растениями. Хищники питаются животными организмами. Щука — мелкой рыбой, клоп- водомерка -комарами.)

-Как живут все обитатели водоема? ( Сообща.)

-Какой вывод можно сделать? (Пресный водоем является природным сообществом, его надо охранять.)

-Кто может изменить жизнь обитателей водоема, вмешиваясь в жизнь этого сообщества? ( Люди.)

-Каким образом? (Люди бросают мусор в водоемы, моют машины. Промышленные производства сливают отработанную грязную воду. Люди ловят раков, дети- моллюсков.)

-К чему это может привести? (Гибнет рыба, растения, живые существа. Отлов раков, приведет к загрязнению водоемов, увеличению больных рыб, угрозе растениям. Уничтожение моллюсков — к замутнению воды, угрозе растениям.)

-Что надо делать, чтобы экологическое равновесие не нарушилось? (Сохранять редкие растения, не ловить раков, моллюсков, не губить лягушек, головастиков — будет много комаров. Охранять и беречь природу.)

7.Рефлексия деятельности. (Итог урока.)

-Какую тему мы сегодня изучали на уроке? Какая задача стояла перед вами? Удалось ли решить ее? Что нового, интересного узнали о растениях водоема? О животных водоема? Что удивило вас? Где можно применить полученные знания? Сегодня на уроке мы говорили о разнообразии обитателей водоёма. Все они тесно связаны между собой и приспособлены к условиям жизни в водоёме. Водоём – это природное сообщество, где всё взаимосвязано и одно зависит от другого.

8. Информация о домашнем задании. Оценка работы на уроке.

Выполнить задание в виде сообщения « Определение растений, животных, рыб, насекомых, личинок насекомых по определителям». Вы еще раз побудете учёными: ботаниками, зоологами, ихтиологами.

Урок по теме «Жизнь пресного водоема» 2 «А» класс.

Тип урока : закрепляющий полученные знания.

Цель: усвоение учащимися понятия о пресном водоёме как природном сообществе, а для этого научить детей работать с определителями.

Обучающие: сформировать представление учащихся о жизни пресного водоема; познакомить с растительным и животным миром пресного водоема через определители.

Развивающие : развитие познавательных интересов учащихся, умения применять полученные знания, научиться работать с определителями.

Воспитательные : воспитать любовь к родному краю; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоема, их охране.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, презентация по теме «Жизнь пресного водоема», определители, материал для определения ( заспиртованные личинки насекомых, крылья бабочек, гербарии, засушенные насекомые, картинки рыб)

Подготовительная работа: созданы 3 группы по интересам, которые провели исследовательскую работу и подготовили сообщения:

Группа ботаников – «Растения водоёма»

Группа зоологов – «Животные водоёма»

Группа ихтиологов – «Рыбы местных водоёмов»

1. Организационный момент. Прежде, чем начнём наш урок, скажите мне, пожалуйста, чтобы что–то узнать новое, интересное, каким нужно быть на уроке? (Внимательным, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, доказывать свою точку зрения, убеждать и т. д.)

Сегодня мы будем работать в группах. Какие правила в группе необходимо соблюдать? (ответы детей)

2.Актуализация знаний. На прошлом занятии мы с вами получили знания о жизни пресного водоема. Мы уже изучили природные сообщества леса, луга. Как вы думаете, что мы должны узнать и чему научиться на этом уроке? Какова же цель нашего урока? (Узнать о разнообразии животного и растительного мира, доказать, что водоём – природное сообщество.)

Сейчас, чтобы закрепить наши знания мы условно разделимся на шесть групп по 2-3 человека. Каждая группа будет сегодня зоологами, ихтиологами, ботаниками, и помогать и учить работе с определителями вас будут наши консультанты.

3. Постановка учебной задачи. Каждая группа получает определители и материал для определения растений, личинки насекомых, рыб.

Знать особенности природного сообщества «Пресный водоём».

Уметь выделять основные признаки природного сообщества «Пресный водоём» и использовать их в учебно-исследовательской и практической деятельности.

4. «Открытие нового знания». Для чего мы учимся определять растения, личинки насекомых, рыб. Как вы думаете? Совершенно верно, нам это пригодится в дальнейшем, когда мы будем изучать водоемы и можем использовать наши знания для проведения исследовательских работ, т.к. многие личинки насекомых являются биоиндикаторами класса чистоты воды в водоеме. Поэтому так важно научиться собирать материал, обрабатывать его и затем определять.

5. Самостоятельная работа . Дети делятся на группы и учатся определять по гербариям, заспиртованным личинкам, сборам насекомых, цветным картинкам рыб с помощью определителей.

7.Рефлексия деятельности. (Итог урока.)

-Сегодня перед вами на уроке стояла сложная задача, научиться определять собранные материал по определителям. Как вы считаете, удалось ли справиться с поставленной задачей? Что нового, интересного вы узнали ? О животных водоема? Что удивило вас? Где можно применить полученные знания?

8. Информация о домашнем задании. Оценка работы на уроке.

Я считаю, что вы прекрасно справились с поставленными задачами, я вижу перед собой готовых исследователей природы. Давайте похвалим себя и скажем «Ах какой я молодец»
Пресный водоем
PPT / 4.98 Мб

Источник



Урок по окружающему миру во 2 классе «Жизнь пресного водоёма»

Светлакова
Урок по окружающему миру во 2 классе «Жизнь пресного водоёма»

Урок по окружающему миру.

Урок — театрализованное представление «Жизнь пресного водоёма»

(2 класс)

Светлакова Эльвира Рафаильевна, учитель начальных классов

Цель урока:

Сформировать представление о природном сообществе как совокупности совместного обитания и нахождения в тесной взаимосвязи организмов, развивать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.

Задачи урока:

Развивать познавательный интерес учащихся. Учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания; учить рассуждать и делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус.

Ход урока.

I. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все в порядке?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

II. Актуализация опорных знаний

На прошлом уроке мы вели речь о водоёмах нашего края.

— Какие бывают водоёмы по происхождению? (естественные и искусственные

— Перечислите типы естественных водоёмов.

-Перечислите типы искусственных водоёмов.

— А что такое река? (это водный поток).

— Назовите части реки (работа с ИД)

— Найдите неверное рассуждение :

— Вода в реке всё время движется

— Вода течёт по естественному руслу

— Река имеет начало (исток) и конец (устье)

— Река – это водоём со стоячей водой

III. Работа над новой темой

-Посмотрите вот сюда.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

. Всюду бурно жизнь кипит.

Это пресный водоём.

— Тема нашего урока «Жизнь пресного водоёма». (презентация слайд 1)

Водоём-это не просто углубление, заполненное водой. Это удивительный дом, населённый многочисленными жителями. Мы сегодня мысленно перенесёмся к небольшому озеру и узнаем…

— Как вы думаете, какая цель нашего урока, что мы узнаем нового?

— Да; мы узнаем, что растёт и кто живёт в удивительном доме.

Выясним: можно ли назвать водоём природным сообществом.

Узнаем: Если вмешается человек, что произойдёт?

Театрализованное представление: (подготовленные дети класса ведут урок)

Автор: — Однажды маленький мальчик Тимофейка отправился на рыбалку.

Тимофейка: — Как красиво, интересно наше озеро!

-А вот и моё любимое местечко в камышах. (презентация слайд 2)

Автор: — Тимофейка, многие ребята путают это растение с камышом. Это рогоз — растение с красивым бархатистым початком. А камыш имеет круглый безлистый стебель с метельчатым соцветием (метёлка) (показ гербария). Легко узнать тростник — его гибкая соломина сгибается, почти никогда не ломается, используют для различных плетений и для покрытия крыш.

Откроем учебник стр. 103 и рассмотрим ещё растения пресного водоёма.

(презентация слайд 3)

А вот стрелолист. Почему он имеет такое название? (стреловидные листья)

Чем схожи эти растения? (своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья поднимаются над водой)

Но есть растения, широкие листья которых плавают на поверхности водоёма, а корни тоже на дне.Вам они знакомы: Белая кувшинка (водяная лилия). Утром цветки кувшинки раскрываются, а к вечеру они закрываются и уходят под воду. Жёлтая кубышка — украшение водоёма. Но встретить их большая редкость! Почему? (так как уничтожают люди)

Может, Тимофейка, ты преподнесёшь их маме в подарок?

Тимофейка: — Нет, я знаю, они находятся под охраной и занесены в Красную книгу.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

На берегу нашего озера мы установим природоохранный знак: «Не рви кувшинки и кубышки!».

Тимофейка: — Озеро местами покрыто зелёным ковром. (презентация слайд 4)

Автор: — Это самый крошечный цветок — ряска, листьев у неё нет, она состоит из пластинки и корешка, погружённого воду. Занесено в книгу Рекордов Гиннеса (как самое маленькое цветковое растение в мире). Является хорошим кормом для птиц.

На берегах водоёма растёт череда (показ гербария, это лекарственное растение запоминается тем, что его семена – колючки, цепляющиеся за одежду.

водоёме столько много растений. Какова их роль? Выслушиваются ответы детей (служат пищей животным; выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания; служат убежищем для животных).

— Работа с ИД. Давайте правильно расставим названия растений.

(презентация слайд 5)

Тимофейка: — А это кто вертится, крутится, описывает круги на воде?

Автор: — Жук-вертячка. Он ныряет под воду и добывает себе личинки насекомых.

Тимофейка:- А вот кто-то стремительно бегает по воде, как на коньках и не тонет?

Автор: — Клопы-водомерки, на длинных ногах, скользя, как бы отмеряют шаги, вот их и назвали так, а ножки снизу покрыты жиром, поэтому они не тонут, охотятся на комаров.

(Анимация пресного водоёма) ИД

Автор: — Сидит Тимофейка на берегу и любуется красотой. День жаркий, рыба капризная и не клюёт. Стал Тимофейка со скуки дремать и бултых – свалился в воду. Свалился, но ничего, не испугался, достиг дна, сел на камень, смотрит вокруг. А вокруг собралось много разных водяных обитателей — числа нет!

Рыбы (дети с масками):

-Гляди-ка!Вот чудовище приплыло: два хвоста!

-И плавников только два!

-И жабр нет! Чем он дышит?

— Ну чего расшумелись? Что случилось?

Тимофейка:- Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними человек? А вы кто?

Водяной: — Я, Водяной- хозяин этого водоёма.

Окунь: — Я окунь! Меня легко узнать по поперечным полоскам и красно — грудым плавникам.

Ёршик: — Самая маленькая рыбка-ёршик. Снимай с крючка меня не спеша! Очень колкий!

Карась:- Я мирная рыба, растительноядная.

Пескарь: — Всё время провожу на дне, копаюсь в песке, вот и получил имя. Очень люблю насекомых, личинок, мелкую рыбу.

Все хором: Ой, спасаемся, хищник!

Щука: — Хорош! Хорош!

— Желаю с вами познакомиться поближе. Я — щука. Окраска моя помогает скрываться среди растений, сама вытянутая, широкая пасть усажена загнутыми внутрь зубами. Да что я, вот тётушка моя весит 30 кг, а длина её полтора метра.

Пора мне подкрепиться, очень я прожорливая. Меню моё рыбка, лягушки, проглочу и утят, водяную крысу. Ой, что-то я заболталась. А где щуки нет, там карась хозяин.

Да, передай своим ребятам, зимой подо льдом рыбам часто не хватает кислорода. Делайте во льду лунки, чтобы в воду поступал кислород, и рыбы могли дышать. Пока!

Тимофейка: — Ой, кто ухо щекочет? А это головастики. Это детёныши лягушек и жаб, которые появляются на свет из икринок и сначала очень похожи на маленьких рыбок. Они растительноядные. Как их много. Но из 100 головастиков будут лягушками только единицы. Почему? (ответы детей)

Работа с ИД. Видео «Развитие лягушки из икринок»

Тимофейка: — А это кто ползёт по ноге?

Моллюски: — Мы – моллюски!- растительноядные улитки.

— Носим раковинки вроде витой башенки, передвигаемся на одной ноге с очень широкой подошвой. Мы санитары водоёмов, поедаем остатки растений, очищаем воду.

Рак: — Чего расхвастались? Это я — подводный санитар, так как поедаю мёртвых животных.

-Вот представьте, что может случиться, если в реке выловить всех раков?

На доске составляется экологическая связь (схемы-рисунки)

Вывешивается природоохранный знак «Не лови раков!»

Учитель подводит вывод: — От существования одного вида зависит благополучие других.

Рак: — Ай – ай — ай. Как вы люди нарушаете природное равновесие. Что ты набрал в карманы?

Рак: — Это двустворчатые моллюски. Вы, наверное, не знаете историю про них.

Недалеко от одного поселка было небольшое озеро с прозрачной водой. Но вот люди заметили. Что вода в озере становится мутнее и мутнее. Пригласили ученых, чтобы они определили, почему вода мутнеет. Учёные пришли на берег и сразу поняли. Ребята, жившие в поселке,часто устраивали такую игру: кто больше найдёт и выбросит на берег двустворчатых моллюсков. Ребятам было совсем не жалко животных, которые на берегу погибали без воды и пищи. Не подумали ребята о том, что двухстворчатые моллюски пропускают через своё тело очень много воды и очищают её от мелких остатков растений, частичек глины. В озере почти не осталось живых «фильтров», которые делают воду прозрачной. Вот озеро и помутнело. И теперь много неприятностей ждет его обитателей. В мутную воду проникает меньше света, значит трудно будет жить подводным растениям, многие из них погибнут. Тогда и кислорода в воду будет поступать меньше, из-за этого нелегко будет дышать рыбам.

Вот к чему может привести бездумное уничтожение обычных «ракушек»

— К чему приводит бездумное уничтожение двустворчатых моллюсков?

Вывешивается природоохранный знак «Не губи моллюсков!»

-Всё связано между собой, если вмешается человек — нарушается природное равновесие. Понял Тимофейка и решил выбраться на берег.

Тимофейка: — Ух, ты! Вот я вынырнул!

Автор: — Оглянулся вокруг!

Тимофейка: — Как хорошо вокруг!Сколько птиц: утки, цапли, аисты. – Чем же они питаются? (ответы) — А чем питаются лягушки?

На доске составляется экологическая связь (схемы-рисунки)

-Если в водоёме исчезнут лягушки, как это повлияет на комаров, на аистов?

-Из-за чего могут исчезнуть лягушки? (по вине человека)

-Ловят и калечат ребята стрекоз. Погубить стрекозу равносильно тому, что выпустить несколько тысяч комаров и мошек. Стрекозы — наши друзья!

-Не лови стрекоз!

Вывешивается природоохранный знак «Не лови стрекоз!»

-Жизнь многих млекопитающих связана с водоёмами. Живут в нём бобр, выдра, ондатра. Прекрасно плавают, ныряют, подолгу остаются под водой, питаются водными растениями, улитками, рыбами.

-Итак. В водоёме обитают разнообразные растения и животные. Все они приспособлены к условиям жизни в водоёме и связаны между собой.

-Водоём – это природное сообщество.

V. Закрепление изученного.

-В природе не бывает ничего лишнего, случайного. Всё имеет свою закономерность и необходимость. Ко всему, что она создаёт, надо относиться разумно и бережно. Все растения и животные нуждаются в охране!

Отметь верные рассуждения

А. Кувшинка – растение луга.

Кувшинка – растение водоёма.

Кувшинка – растение леса.

Б. У какого растения семена собраны в коричневый початок?

В. Почему клопы-водомерки не тонут?

они очень лёгкие

они умеют плавать

их ножки покрыты жиром

Г. Кого учёные называют живыми «фильтрами» водоёмов?

Д. Какое утверждение верное

Водоёмы радуют людей своей красотой.

Водоёмы – дом для водных растений и животных.

Засорять водоёмы нельзя

-Молодцы! Думаю, именно так вы и будете поступать в действительности.

VI.Подведение итогов урока

Я могу себя повалить за…

Я могу похвалить одноклассников за…

VIII. Домашнее задание.

Нарисовать картинку водоёма

Урок по окружающему миру в 1 классе «Что нам осень подарила?» УМК: «Начальная школа 21 века». Учебный предмет: окружающий мир. Составила Кузнецова Е. Г. Автор учебника, учебных пособий, тетрадей: Н.

Дидактическая познавательно-развивающая игра «Обитатели пресного водоёма»Дидактическая познавательно-развивающая игра «Обитатели пресного водоёма» Дидактическая познавательно – развивающая игра «Обитатели пресного водоёма». Тема: Дидактическая познавательная игра «Обитатели пресного.

Защита индивидуальных исследовательских проектов по окружающему миру в 1 классе «Моя семья» Цель: Изучить семейные традиции, исследовать значение семьи в жизни человека, роль родителей и детей в семье. Гипотеза: предположение о.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что такое хвоинки?» Конспект урока Класс: 1 Предмет: окружающий мир Тема: «Что такое хвоинки?» Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания о.

Конспект по окружающему миру во 2 классе «Смена времён года» Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Смена времён года. Цель: формирование общеучебных умений в процессе изучения временных изменений.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «В царстве грибов» Окружающий мир 3 класс Тема: В царстве грибов Тип: изучение нового материала Учитель: Маслова Юлия Васильевна ГБОУ СОШ № 606 Цель: познакомить.

Проект урока по окружающему миру во 2 классе «Путешествие по материкам» Пояснительная записка Данная работа представлена по направлению Начальная школа. Предмет, класс: окружающий мир, 2 класс УМК: Образовательная.

Урок по окружающему миру во 2 классе с использованием виртуальной экскурсии «Столицы России» Урок с использованием виртуальной экскурсии. Предмет: Окружающий мир УМК «Гармония» (автор О. Т. Поглазова, 2 класс, ч. 2 стр. 80-85 Тема:.

Урок по окружающему миру (3 класс, школа VIII вида) «Раннецветущие растения. Подснежник» Конспект урока развития речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. в 3 классе на тему: «Раннецветущие растения.

Урок по окружающему миру во 2 классе «Лесные опасности» Конспект урока Предмет: УМК «Школа России», учитель: Окружающий мир. 2 класс. Королева Ольга Владимировна Место занятия в структуре.

Источник

Adblock
detector