Урок по окружающему миру во 2 классе на тему: «Что такое река»
Технологическая карта урока
Тема: «Что такое река»
Автор: Андреева Марина Юрьевна
УМК: Начальная школа 21 век
Предмет: окружающий мир
Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: изучение нового материала
Цель: сформировать представление обучающихся о строении реки
Планируемые результаты:
— познакомить со строением реки;
— формировать умение ориентироваться на карте;
-формировать умение находить информацию в различных источниках
— расширить знания об окружающем мире
Метапредметные:
познавательные УУД:
— осознано и произвольно строить высказывания в устной и письменной форме;
— уметь формулирование проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-подводить под понятие, выводить следствие;
-строить логическую цепь рассуждений
регулятивные УУД:
— уметь определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
— формировать целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;
— учиться высказывать и аргументировать своё предположение (версию)
коммуникативные УУД:
— поощрять стремление к сотрудничеству с учителем и одноклассниками;
— выражать свои мысли последовательно, чётко и ясно;
— соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи;
— учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
личностныеУУД:
— расширять познавательные интересы, учебные мотивы;
— работать по заданию самостоятельно;
— осуществлять самоконтроль работы;
— проявлять прилежание в учёбе;
— выражать готовность к преодолению трудностей при достижении учебных задач и целей;
— формировать гражданскую идентичность.
Методы: исследовательский метод, проблемный диалог, частично – поисковые методы, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Оснащение: : учебник, карта России, презентация(приложение 1)
презентация «Что такое река»
PPT / 3.68 Мб
конверты с заданиями, карточки для парной работы, макет парусника, схема реки с названиями частей реки, научный дневник.
Технологии: системно — деятельностный подход, проблемное обучение, ИКТ технологии.
1.Самоопределение к деятельности
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг природа!
Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем знакомиться с его тайнами.
Рассаживаются на свои места.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
нацеливать на успешную деятельность
Вы уже наверное знаете, вода занимает 70 % поверхности земного шара, а суша – только 30%.
-Давайте вспомним, какие водоемы вы знаете.
— Возьмите карточку лото, на которой изображены водоёмы, и маленькие карточки, на которых напечатаны слова.
Отгадайте загадку и соотнесите слово-отгадку с картинкой.
Загадка об озере.
И месяц, и звёзды
В нём отражаются…
Как это зеркало называется?
— Как вы поняли, что это озеро?
Загадка о море.
День и ночь о берег бьётся.
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна-
И горька, и солона.
Кругом вода, а с питьём беда.
Загадка о болоте
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя(болото)
-Озеро, море, болото
-Это какие водоемы?(естественные).Почему?(их создала природа)
-А какие ещё водоёмы бывают?(искусственные)Например?
Работают с учителем.
Отвечают на вопросы.
Соединяют изображение водоема с его названием
Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.
3.Постановка учебной задачи.
-Итак, какая картинка на лото осталась не закрытой?(Река)
Верно, тема нашего урока
-На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ?
Рек очень много. Только в России более 2-х миллионов
— Итак, что же такое река?
-Где мы можем узнать эту информацию?
Смотрим информацию в словаре .
Как? образуется река
Откуда ? берется вода в реках?
Какие? бывают реки?
Что делать? чтоб реки оставались чистыми?
— в словаре, у взрослых, в интернете
-Река- постоянный водный поток значительных размеров, с естественным течением по руслу от истока к устью
уметь формулировать цель и учебную задачу урока.
4.Открытие нового знания.
Давайте поговорим о том, как образуется река?
Посмотрим отрывок из мультфильма.
-Почему вода в реке не кончается?
-А кто сможет назвать место, где река берёт начало?
-Ребята, мы с вами отправимся в путешествие по реке, отгадайте на чем
(слышен гудок парохода)
-Возьмите свой информационный лист, поставьте свой пароход к началу реки, и будем находить в тексте информацию о маршруте нашего путешествия.
Начало реки – исток (место ее рождения) Это может быть родник, ключ бьющий из-под земли, болото, озеро или ледник в горах.
Углубление между берегами, по которому течет река-это русло . Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.
Течение- это движение воды в реке. Если плыть по течению, то справа-правый берег, слева- левый берег.
В реку впадают другие реки и ручьи — это притоки .
Место- где река впадает в другую реку, озеро или море называется устьем .
— В реке пресная вода. Что это значит? Подберите синонимы?
Просмотр отрывка из мультфильма «Беги ручеек» 1 минута
Читают информацию по предложениям, ведут корабликом по схеме.
выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
учиться ориентироваться в учебнике, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
развивать умение работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли; учиться проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.
Как приятно в речке плавать…
Как приятно в речке плавать!
Берег слева, берег справа.
(повороты влево, вправо)
Речка лентой впереди.
(ладошки сложить вместе, выполняют волнообразные движения)
Сверху мостик — погляди.
(потягивание – руки вверх)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем
(ходьба на месте)
И на травке отдыхаем.
6.Первичное закрепление с поговариваем во внешней речи
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Открытие новых знаний.
— Как называют начало реки?
-Как называют место, где река впадает в море, в озеро?
— Как называют углубление, по которому течёт река?
— Что расположено с двух сторон реки?
— А теперь выполните самостоятельную работу.
Распределите правильно части реки.
— Найдите на схеме части реки и прикрепите к ним названия.
_Возьмите из коробки фигурки, поставьте человечка у истока, домик у устья, дерево-у правого притока.
Реки, протекающие по ровной земной поверхности – равнине, называются равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное. На равнинах реки полноводные, течение в них медленное.
Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног. Горные реки — мелкие, быстрые, шумные. На таких реках иногда образуются водопады .
Под землёй тоже есть реки – подземные. Иногда подземные воды выходят на поверхность. Образуются родники.
— Послушайте запись и скажите какая река равнинная, а какая горная.
— Исток, русло, устье.
Проверяют работу со слайда
Отвечают на вопросы.
Знакомятся с водоёмами родного края, проявляют познавательный интерес
к изучению предмета и природе родного края.
Рассматривают схему на экране, отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы.
-Ребята, а если бы мы поднялись наверх и посмотрели на реки, что бы мы увидели?
Да, именно так изображают реки на карте.
Работа с картой.
— Рассмотрите карту России найдите на ней реки. Дон, Обь, Енисей, Лена.
— А теперь рассмотрите карту Ивановской области. Найдите на ней самую крупную реку.
-Как она называется?
-Хотите узнать о ней больше?
-Поработаем с научным дневником.
В нем текст про Волгу и вопросы,
на которые нужно ответить.
-Работаем в группе.
-По Волге ходят корабли и поэтому она является судоходной.
-А какая река есть в вашем городе?
А Уводь судоходная?
-А для чего нужны реки?
— Просмотр видеоролика “Загрязняя воду – мы убиваем себя!”
Какие чувства вызвал у вас этот ролик? Почему? Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?
Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!
Что же надо делать для защиты рек?
Игра «Запрещается – разрешается».
Мыть машины в реке.
Купаться под присмотром взрослых.
Бросать мусор в воду.
Гулять по берегу реки.
Рвать водные растения.
Закрывать крепче кран.
-Ленточки синего цвета.
Работа с картой России, картой Ивановской области
Работа с научным дневником.
Находят в тексте информацию по данному вопросу.
Договариваются между собой, выступает делегат от группы,
Работа в группе.
— Реки дают нам воду для питья, полива, являются водными дорогами, служат местами отдыха.
планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
формировать умения работать с информацией (отбирать, анализировать), воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.
применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально — нравственной отзывчивости.
производить убедительные доказательства в диалоге.
Включение в систему знаний
Самостоятельная работа с взаимопроверкой .
— А сейчас проверим, как вы запомнили материал, изученный на уроке. Если вы внимательно работали, то легко справитесь с заданиями на проверочных листах.
-Если вы согласны с моим высказыванием, то поставьте в клетке таблицы знак «х», если нет – знак «о».
1. Реки -это искусственный водоём.
2. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это устье.
3Река-течение которой медленное-горная река
4. Начало реки — это исток.
5. На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают свою воду. Они называются притоками.
6.Волга,Дон ,Лена-это реки
-Поменяйтесь листочками, сосед по парте вам поставит оценку за работу.
-На уроке я узнал много нового и мне было интересно.
-Я еще не все понял в этой теме.
-Я ничего не понял и мне было скучно.
Выполняют самостоятельную работу,
Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность.
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).
Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.
Познавательные: осуществляют рефлексию способов
и условий действия, контроль и оценку.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке
9. Домашнее задание
. Если вы больше хотите узнать о любом водоёме, можете приготовить доклад и оформить его.
— Используйте энциклопедии, Интернет и справочники (по желанию).
Источник
Урок по окружающему миру во 2 классе «Жизнь пресного водоёма»
Светлакова
Урок по окружающему миру во 2 классе «Жизнь пресного водоёма»
Урок по окружающему миру.
Урок — театрализованное представление «Жизнь пресного водоёма»
(2 класс)
Светлакова Эльвира Рафаильевна, учитель начальных классов
Цель урока:
Сформировать представление о природном сообществе как совокупности совместного обитания и нахождения в тесной взаимосвязи организмов, развивать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.
Задачи урока:
Развивать познавательный интерес учащихся. Учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания; учить рассуждать и делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус.
Ход урока.
I. Организационный момент
Ну-ка проверь, дружок
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все в порядке?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
II. Актуализация опорных знаний
На прошлом уроке мы вели речь о водоёмах нашего края.
— Какие бывают водоёмы по происхождению? (естественные и искусственные
— Перечислите типы естественных водоёмов.
-Перечислите типы искусственных водоёмов.
— А что такое река? (это водный поток).
— Назовите части реки (работа с ИД)
— Найдите неверное рассуждение :
— Вода в реке всё время движется
— Вода течёт по естественному руслу
— Река имеет начало (исток) и конец (устье)
— Река – это водоём со стоячей водой
III. Работа над новой темой
-Посмотрите вот сюда.
Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит.
. Всюду бурно жизнь кипит.
Это пресный водоём.
— Тема нашего урока «Жизнь пресного водоёма». (презентация слайд 1)
Водоём-это не просто углубление, заполненное водой. Это удивительный дом, населённый многочисленными жителями. Мы сегодня мысленно перенесёмся к небольшому озеру и узнаем…
— Как вы думаете, какая цель нашего урока, что мы узнаем нового?
— Да; мы узнаем, что растёт и кто живёт в удивительном доме.
Выясним: можно ли назвать водоём природным сообществом.
Узнаем: Если вмешается человек, что произойдёт?
Театрализованное представление: (подготовленные дети класса ведут урок)
Автор: — Однажды маленький мальчик Тимофейка отправился на рыбалку.
Тимофейка: — Как красиво, интересно наше озеро!
-А вот и моё любимое местечко в камышах. (презентация слайд 2)
Автор: — Тимофейка, многие ребята путают это растение с камышом. Это рогоз — растение с красивым бархатистым початком. А камыш имеет круглый безлистый стебель с метельчатым соцветием (метёлка) (показ гербария). Легко узнать тростник — его гибкая соломина сгибается, почти никогда не ломается, используют для различных плетений и для покрытия крыш.
Откроем учебник стр. 103 и рассмотрим ещё растения пресного водоёма.
(презентация слайд 3)
А вот стрелолист. Почему он имеет такое название? (стреловидные листья)
Чем схожи эти растения? (своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья поднимаются над водой)
Но есть растения, широкие листья которых плавают на поверхности водоёма, а корни тоже на дне.Вам они знакомы: Белая кувшинка (водяная лилия). Утром цветки кувшинки раскрываются, а к вечеру они закрываются и уходят под воду. Жёлтая кубышка — украшение водоёма. Но встретить их большая редкость! Почему? (так как уничтожают люди)
Может, Тимофейка, ты преподнесёшь их маме в подарок?
Тимофейка: — Нет, я знаю, они находятся под охраной и занесены в Красную книгу.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
На берегу нашего озера мы установим природоохранный знак: «Не рви кувшинки и кубышки!».
Тимофейка: — Озеро местами покрыто зелёным ковром. (презентация слайд 4)
Автор: — Это самый крошечный цветок — ряска, листьев у неё нет, она состоит из пластинки и корешка, погружённого воду. Занесено в книгу Рекордов Гиннеса (как самое маленькое цветковое растение в мире). Является хорошим кормом для птиц.
На берегах водоёма растёт череда (показ гербария, это лекарственное растение запоминается тем, что его семена – колючки, цепляющиеся за одежду.
-В водоёме столько много растений. Какова их роль? Выслушиваются ответы детей (служат пищей животным; выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания; служат убежищем для животных).
— Работа с ИД. Давайте правильно расставим названия растений.
(презентация слайд 5)
Тимофейка: — А это кто вертится, крутится, описывает круги на воде?
Автор: — Жук-вертячка. Он ныряет под воду и добывает себе личинки насекомых.
Тимофейка:- А вот кто-то стремительно бегает по воде, как на коньках и не тонет?
Автор: — Клопы-водомерки, на длинных ногах, скользя, как бы отмеряют шаги, вот их и назвали так, а ножки снизу покрыты жиром, поэтому они не тонут, охотятся на комаров.
(Анимация пресного водоёма) ИД
Автор: — Сидит Тимофейка на берегу и любуется красотой. День жаркий, рыба капризная и не клюёт. Стал Тимофейка со скуки дремать и бултых – свалился в воду. Свалился, но ничего, не испугался, достиг дна, сел на камень, смотрит вокруг. А вокруг собралось много разных водяных обитателей — числа нет!
Рыбы (дети с масками):
-Гляди-ка!Вот чудовище приплыло: два хвоста!
-И плавников только два!
-И жабр нет! Чем он дышит?
— Ну чего расшумелись? Что случилось?
Тимофейка:- Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними человек? А вы кто?
Водяной: — Я, Водяной- хозяин этого водоёма.
Окунь: — Я окунь! Меня легко узнать по поперечным полоскам и красно — грудым плавникам.
Ёршик: — Самая маленькая рыбка-ёршик. Снимай с крючка меня не спеша! Очень колкий!
Карась:- Я мирная рыба, растительноядная.
Пескарь: — Всё время провожу на дне, копаюсь в песке, вот и получил имя. Очень люблю насекомых, личинок, мелкую рыбу.
Все хором: Ой, спасаемся, хищник!
Щука: — Хорош! Хорош!
— Желаю с вами познакомиться поближе. Я — щука. Окраска моя помогает скрываться среди растений, сама вытянутая, широкая пасть усажена загнутыми внутрь зубами. Да что я, вот тётушка моя весит 30 кг, а длина её полтора метра.
Пора мне подкрепиться, очень я прожорливая. Меню моё рыбка, лягушки, проглочу и утят, водяную крысу. Ой, что-то я заболталась. А где щуки нет, там карась хозяин.
Да, передай своим ребятам, зимой подо льдом рыбам часто не хватает кислорода. Делайте во льду лунки, чтобы в воду поступал кислород, и рыбы могли дышать. Пока!
Тимофейка: — Ой, кто ухо щекочет? А это головастики. Это детёныши лягушек и жаб, которые появляются на свет из икринок и сначала очень похожи на маленьких рыбок. Они растительноядные. Как их много. Но из 100 головастиков будут лягушками только единицы. Почему? (ответы детей)
Работа с ИД. Видео «Развитие лягушки из икринок»
Тимофейка: — А это кто ползёт по ноге?
Моллюски: — Мы – моллюски!- растительноядные улитки.
— Носим раковинки вроде витой башенки, передвигаемся на одной ноге с очень широкой подошвой. Мы санитары водоёмов, поедаем остатки растений, очищаем воду.
Рак: — Чего расхвастались? Это я — подводный санитар, так как поедаю мёртвых животных.
-Вот представьте, что может случиться, если в реке выловить всех раков?
На доске составляется экологическая связь (схемы-рисунки)
Вывешивается природоохранный знак «Не лови раков!»
Учитель подводит вывод: — От существования одного вида зависит благополучие других.
Рак: — Ай – ай — ай. Как вы люди нарушаете природное равновесие. Что ты набрал в карманы?
Рак: — Это двустворчатые моллюски. Вы, наверное, не знаете историю про них.
Недалеко от одного поселка было небольшое озеро с прозрачной водой. Но вот люди заметили. Что вода в озере становится мутнее и мутнее. Пригласили ученых, чтобы они определили, почему вода мутнеет. Учёные пришли на берег и сразу поняли. Ребята, жившие в поселке,часто устраивали такую игру: кто больше найдёт и выбросит на берег двустворчатых моллюсков. Ребятам было совсем не жалко животных, которые на берегу погибали без воды и пищи. Не подумали ребята о том, что двухстворчатые моллюски пропускают через своё тело очень много воды и очищают её от мелких остатков растений, частичек глины. В озере почти не осталось живых «фильтров», которые делают воду прозрачной. Вот озеро и помутнело. И теперь много неприятностей ждет его обитателей. В мутную воду проникает меньше света, значит трудно будет жить подводным растениям, многие из них погибнут. Тогда и кислорода в воду будет поступать меньше, из-за этого нелегко будет дышать рыбам.
Вот к чему может привести бездумное уничтожение обычных «ракушек»
— К чему приводит бездумное уничтожение двустворчатых моллюсков?
Вывешивается природоохранный знак «Не губи моллюсков!»
-Всё связано между собой, если вмешается человек — нарушается природное равновесие. Понял Тимофейка и решил выбраться на берег.
Тимофейка: — Ух, ты! Вот я вынырнул!
Автор: — Оглянулся вокруг!
Тимофейка: — Как хорошо вокруг!Сколько птиц: утки, цапли, аисты. – Чем же они питаются? (ответы) — А чем питаются лягушки?
На доске составляется экологическая связь (схемы-рисунки)
-Если в водоёме исчезнут лягушки, как это повлияет на комаров, на аистов?
-Из-за чего могут исчезнуть лягушки? (по вине человека)
-Ловят и калечат ребята стрекоз. Погубить стрекозу равносильно тому, что выпустить несколько тысяч комаров и мошек. Стрекозы — наши друзья!
-Не лови стрекоз!
Вывешивается природоохранный знак «Не лови стрекоз!»
-Жизнь многих млекопитающих связана с водоёмами. Живут в нём бобр, выдра, ондатра. Прекрасно плавают, ныряют, подолгу остаются под водой, питаются водными растениями, улитками, рыбами.
-Итак. В водоёме обитают разнообразные растения и животные. Все они приспособлены к условиям жизни в водоёме и связаны между собой.
-Водоём – это природное сообщество.
V. Закрепление изученного.
-В природе не бывает ничего лишнего, случайного. Всё имеет свою закономерность и необходимость. Ко всему, что она создаёт, надо относиться разумно и бережно. Все растения и животные нуждаются в охране!
Отметь верные рассуждения
А. Кувшинка – растение луга.
Кувшинка – растение водоёма.
Кувшинка – растение леса.
Б. У какого растения семена собраны в коричневый початок?
В. Почему клопы-водомерки не тонут?
они очень лёгкие
они умеют плавать
их ножки покрыты жиром
Г. Кого учёные называют живыми «фильтрами» водоёмов?
Д. Какое утверждение верное
Водоёмы радуют людей своей красотой.
Водоёмы – дом для водных растений и животных.
Засорять водоёмы нельзя
-Молодцы! Думаю, именно так вы и будете поступать в действительности.
VI.Подведение итогов урока
Я могу себя повалить за…
Я могу похвалить одноклассников за…
VIII. Домашнее задание.
Нарисовать картинку водоёма
Урок по окружающему миру в 1 классе «Что нам осень подарила?» УМК: «Начальная школа 21 века». Учебный предмет: окружающий мир. Составила Кузнецова Е. Г. Автор учебника, учебных пособий, тетрадей: Н.
Дидактическая познавательно-развивающая игра «Обитатели пресного водоёма» Дидактическая познавательно – развивающая игра «Обитатели пресного водоёма». Тема: Дидактическая познавательная игра «Обитатели пресного.
Защита индивидуальных исследовательских проектов по окружающему миру в 1 классе «Моя семья» Цель: Изучить семейные традиции, исследовать значение семьи в жизни человека, роль родителей и детей в семье. Гипотеза: предположение о.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что такое хвоинки?» Конспект урока Класс: 1 Предмет: окружающий мир Тема: «Что такое хвоинки?» Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания о.
Конспект по окружающему миру во 2 классе «Смена времён года» Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Смена времён года. Цель: формирование общеучебных умений в процессе изучения временных изменений.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «В царстве грибов» Окружающий мир 3 класс Тема: В царстве грибов Тип: изучение нового материала Учитель: Маслова Юлия Васильевна ГБОУ СОШ № 606 Цель: познакомить.
Проект урока по окружающему миру во 2 классе «Путешествие по материкам» Пояснительная записка Данная работа представлена по направлению Начальная школа. Предмет, класс: окружающий мир, 2 класс УМК: Образовательная.
Урок по окружающему миру во 2 классе с использованием виртуальной экскурсии «Столицы России» Урок с использованием виртуальной экскурсии. Предмет: Окружающий мир УМК «Гармония» (автор О. Т. Поглазова, 2 класс, ч. 2 стр. 80-85 Тема:.
Урок по окружающему миру (3 класс, школа VIII вида) «Раннецветущие растения. Подснежник» Конспект урока развития речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. в 3 классе на тему: «Раннецветущие растения.
Урок по окружающему миру во 2 классе «Лесные опасности» Конспект урока Предмет: УМК «Школа России», учитель: Окружающий мир. 2 класс. Королева Ольга Владимировна Место занятия в структуре.
Источник
Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме»Вода и обитатели пресной воды»
Конспект урока по окружающему миру 2 класс
Тема урока: Вода и обитатели пресной воды
Цели урока: создать условия для формирования:
Ø ключевых общеобразовательных компетенций через изучение видов водоёмов; частей реки (исток, устье, русло, берега, притоки); сравнение реки и озера;
Ø компетенций личностного саморазвития:
1) развитие творческих способностей через защиту сообщения в групповой работе, составлении синквейна;
2) развитие интеллектуальных способностей через разгадывание загадок, умения поставить цели деятельности, проверить работу друг друга и провести рефлексию;
3) поддержать интерес к предмету посредством применения ИКТ;
Ø социальных компетенций через развитие умений взаимодействовать в парах, фронтально;
Ø коммуникативной компетенции через развитие умения высказывать собственную точку зрения;
Ø компетенции сохранения собственного здоровья через физкультминутки, закаливание организма, соблюдение правил поведения на водоёмах, осознание необходимости проветривать класс,
Оборудование: мультимедийный проектор, доска, карточки, символы для рефлексии, рисунки для инсценировки.
I. Организация начала урока.
( Приветствие учителя, гостей, подготовка рабочих мест.)
Есть храм науки,
А есть еще природы храм —
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
— О каком храме говорится в этих строках? (Храм природы)
II. Проверка д/з
— Молодцы. Садитесь. А сейчас мы посмотрим, какие вы старательные, и как отлично вы подготовили домашнее задание. (Слайд3)
— Что вам было задано на дом? ( Вода. Какие бывают водоёмы?)
Проверку проведём в форме вопроса — ответа.
1. В каком состоянии находится вода при кипении? (Парообразное)
2. В каком состоянии вода в стакане? (Жидкое)
3. О каком состоянии воды говорят снег, иней, лёд? (Твёрдое)
4. Угадай, о каком водоёме я загадываю?
а) Создан людьми для накопления и использования воды? (Водохранилище)
б) Огромное пространство солёной воды. ( Океан или море)
в) Загадка: Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе
Узкий кончик в роднике,
А широкий — в море.
5. Как называется та часть реки, откуда она берёт своё начало? (Исток)
6. Как называется та часть реки, куда она впадает? (Устье)
7. Перечисли 3-4 реки нашего края. (Агидель, Уфимка, Дёма, Сим, Нугуш, Ашкадар, Стерля, Изяк, Бирь)
8. Бывает ли в реках солёная вода? (Нет)
III . Самопроверка в парах .
IV . Постановка учебной задачи.
— Мы с вами живем на планете, которая больше чем на треть покрыта водой. Вода – это жизнь. Что же общего между всеми водоёмами? А есть ли различия? ( Вода в природе никогда не прекращает своего движения. Подземные воды питают реки, озёра, моря…
— Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем изучать?
-Правильно, тема урока «Водные обитатели». Но сегодня мы поговорим об обитателях пресных водоёмов. А на следующем уроке поговорим об обитателях солёных водоёмов.
V . Целеполагание.
— Как вы думаете, а что мы сегодня узнаем нового? ( Какие растения и животные обитают в пресных водоёмах. И узнаем о растениях и животных нашего края, о тех, кто занесён в Красную книгу.)
VI . Изучение нового материала.
— Как появились водоёмы? ( Их создала природа)
— Перечислите, какие знаете водоёмы. (Реки, озёра, пруды, болота, водохранилища, каналы) Озеро, как и река, питается дождями и подземными водами. Вода в реках пресная, а в озёрах может быть и пресной и солёной.
— А как вы думаете, какие растения и животные могут жить в воде?
(В воде могут жить те, у кого для дыхания есть приспособления)
— Правильно. Итак. Узнаем, кто, кроме рыб обитает в воде.
VII . Физминутка для глаз
VIII . Работа в группах
1. По материалу учебника с.90-94, готовят сообщение по теме «Чем рыбы отличаются от других животных»
2. По материалу учебника готовят пересказ о насекомых пресных водоёмов
3. По материалу учебника готовят сообщение о птицах пресных водоёмов.
4. По материалу учебника готовят сообщение о животных водоёмов.
(Можно пользоваться энциклопедией или дополнительными источниками информации)
IX . Защита сообщений
XI . Физминутка. (Стихи сопровождаются действиями)
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Побежим скорее в реку,
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
-Мы провели физкультминутку. — О какой роли водоема она была? Что мы делали? Мы отдыхали
Значит водоем — это и место отдыха людей. Какие правила нужно соблюдать, находясь на водоёме?
XII . Подведение итогов
Вода – одно из главных природных богатств человека . Без нее не выживут ни звери, ни птицы, ни растения, ни человек. Вода нужна для утоления жажды, для умывания, вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы.
К сожалению, некоторые люди нарушают правила поведения в природе. В водоёмы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. От загрязнения воды страдает всё живое.
— Быстро очистить реку можно только в сказке, а в реальной жизни как это сделать?
(Не засорять, ставить очистительные сооружения)
— Как в быту беречь и экономить чистую воду? ( Закрывать кран)
— Действительно, на водоемах нужно ставить очистные сооружения, фильтры, чтобы очищать воду.
XIII . Рефлексия.
— Что для вас сегодня было важным? Что вас удивило?
— Что бы вы ещё хотели узнать?
— О чём вы сами сможете рассказать на следующем уроке? Над чем было интересно работать?
XIV . Домашнее задание.
Подготовить сообщение о водоёме нашего края и его обитателях
(Павловское водохранилище, озеро Асылыкуль, река Уфимка…)
Источник
Конспект урока по окружающему «Какие бывают водоёмы? Реки и болото -пресные водоёмы» 2 класс. Начальная школа 21 века
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Цели: 1. Образовательные
-знакомство с понятием «водоём», знакомство с такими водоёмами как: болото, река. Познакомиться со строением реки.
-развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительные операции сравнения, сопоставления,
-развивать психологические процессы: память, воображение, внимание
-развивать умение работать с дополнительными источниками информации и применять в работе полученные знания;
-развивать умение работать в паре, в малой группе, вести диалог, развивая таким образом коммуникативные способности детей;
-учить детей видеть красоту родной природы,
-воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы,
-воспитывать чувство взаимопомощи, толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kirsanova_a.v._okr.mir_.docx | 368.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Какие бывают водоёмы? Болото и река – пресные водоёмы.
«Начальная школа 21 века»
Цели: 1. Образовательные
-знакомство с понятием «водоём», знакомство с такими водоёмами как: болото, река. Познакомиться со строением реки.
-развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительные операции сравнения, сопоставления,
-развивать психологические процессы: память, воображение, внимание
-развивать умение работать с дополнительными источниками информации и применять в работе полученные знания;
-развивать умение работать в паре, в малой группе, вести диалог, развивая таким образом коммуникативные способности детей;
-учить детей видеть красоту родной природы,
-воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы,
-воспитывать чувство взаимопомощи, толерантности.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
2) Актуализация знаний
— Урок я хочу начать с загадки, внимательно послушайте, подумайте о чем идёт речь?
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что она-
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить. (ВОДА)
-Вспомним: что мы уже знаем о воде? Какие свойства у воды? В каких состояниях может находиться вода?
— Перед вами высказывание Сергея Аксакова. Как вы её понимаете? Согласны ли вы с ним?
-Где находится вода на земле? (МОРЕ, ОКЕАН, РЕКА, БОЛОТО, РОДНИК, ПРУД, ВОДОХРАНИЛИЩЕ)
-Как можно одним словом назвать эти понятия? (Водоём) Проверим. Соберите слово на доске в правильной последовательности.
-А теперь попробуйте сформулировать тему урока. Чему будет посвящен урок? (Изучению водоёмов)
-Посмотрите на доску и скажите, на какие группы мы можем разбить данные понятия?
-А теперь попробуем провести другую классификацию
Ответьте на вопрос: КТО СОЗДАЛ ЭТИ ВОДОЁМЫ? (Природа, человек)
-Как их можно назвать? (естественные(создала природа) водоёмы, искусственные ( создал человек) водоёмы)
— Мы с вами разделили много понятий, а теперь попробуйте определить с какими видами водоёмов мы сегодня познакомимся поближе? Послушайте внимательно загадки:
Не вода и не суша —
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь. (Болото)
Течёт, течёт не вытечет, бежит, бежит – не выбежит (Река)
— Какая вода в этих водоёмах (пресная)
— Дополните тему нашего урока. С какими водоёмами будем работать? ( Водоёмы. Болото и река) –НА ДОСКЕ ЗАПИСЬ ТЕМЫ.
— Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке по нашей теме?
Буги — буги.
Руку правую вперёд,
А потом её назад.
А потом опять вперёд
И немного потрясём.
Мы танцуем «Буги — буги»,
Поворачиваясь в круге,
И в ладоши хлопаем вот так:
Хлоп — хлоп! (ПОМЕНЯТЬ ЛЕВУЮ РУКУ)
Работа в группе и в паре.
— А теперь Вам предстоит подготовиться к совместной работе в группе.
Для этого, вы должны в парах прочитать тексты и ознакомиться с особенностями реки и болота. (На чтение вам даётся 3 минуты). После прочтения, показать готовность.
— Что нового узнали о реке? (У неё есть части) Какие части реки мы можем назвать и показать? (Исток, приток, устье- читают значение по тексту. )
— А есть ли эти части у болота? (НЕТ. У болота есть границы- это ограниченное пространство воды)
-След.этап: 1)Вам в группах предстоит опираясь на данные из прочитанного текста найти сходства и различия реки и болота и отметить их на карточках.
2) Правила работы в группах.
3) ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ ИНСТРУКЦИЮ!
4) На работу в группах у вас будет 5 минут. По истечению времени выберете представителя от группы для защиты проекта. Либо сигнализируем( если закончили работу)
5) Тихонько, садимся в группы ( 1 парты ко 2; 3 к 4)
*Защита проектов у доски. ( по порядку отвечаем на 6 вопросов) – сигналы: согласен\ не согласен
— А теперь посмотрим, какие группы едины в своих ответах. Сравним. У какой группы ответы не совпадают? Почему? В чём причина? Какой группе вы бы хотели задать вопросы?
Поднимите руки та группа, которая работала соблюдая все правила работы в группах, работали на результат.
— Какая река связана с нашим городом? (Обь)
-Куда она впадает? (Карское море)
— А вы знаете на чём строился город Нефтеюганск? ( на берегу реки Обь, на болотах, которые осушали первостроители и строили нефтянной посёлок, который в 1967 году стал городом Нефтеюганск)
Сейчас вы будете работать в паре. Перед Вами — кроссворд, который нужно разгадать, в нём спрятано обращение к Вам. Ваша задача: смотря на иллюстрацию, написать её название в ячейках. Это и будет ответом. Каждая картинка с номером соответствует строке. На задание у Вас ровно 5 минут.
Проверка: выходят к доске и заполняют большой кроссворд.
-К чему нас призывают? (беречь воду)
-Для чего нам нужно беречь воду? Как мы можем её сберечь?
Итог урока+ рефлексия
— Какие вопросы мы ставили перед собой? На все ли мы вопросы ответили?
На столах у вас есть лесенка Вашего успеха. Вы должны оценить свою работу на уроке, прошу каждого поставить значок + на той ступеньке, которая соответствует Вашей работе на уроке. (У кого весь урок всё получалось, трудностей не возникало? Кто на уроке испытывал затруднения?
А кто с трудом усвоил наш урок, кому нужна помощь??
Источник