Меню

Урок реки россии 8 класс полярная звезда

Открытый урок по географии в 8 классе на тему «Реки России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Обобщить и углубить знания учащихся о реках как одном из важных компонентов природы.

2. Сформировать представление о реках России их особенностях — распределении по бассейнам, истоках питания, режиме, размерах.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии в 8 классе на тему «Реки России»»

Открытый урок по географии в 8 классе на тему

«Реки России»

Цели урока: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек.

Оборудование: физическая карта России, учебник, рабочие тетради, атласы, справочный материал, презентация.

Задачи урока:

Образовательная:

1. Обобщить и углубить знания учащихся о реках как одном из важных компонентов природы.

2. Сформировать представление о реках России их особенностях — распределении по бассейнам, истоках питания, режиме, размерах.

3. Определить особенности влияния на реки климата и рельефа.

4. Сформировать представление о падении и уклоне реки.

5. Отработать навыки определения падения и уклона рек.

Развивающая:

1.Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний.

2. Стимулирование творческой мыслительной деятельности.

3.Развитие ответственности, организованности, самостоятельности.

Воспитательная:

1. Воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям.

2. Формирование чувства любви к родной природе.

Тип урока: Изучение нового материала.

1. Организационный момент

Дети улыбнитесь друг к другу. Я надеюсь, что мы можем создать ситуацию успеха на уроке!

2.Актуализация знаний

-Ребята для чего нам нужна вода?

— Сколько дней может прожить человек без воды?

-А какая нам нужна вода ?

Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды.

Давайте вспомним, что включает в себя понятие “внутренние воды”.

Сегодня мы посветим наш урок самому распространенному компоненту внутренних вод.

-Отгадайте пожалуйста загадку, разгадка которой нам и подскажет что это за компонент внутренних вод.

-Течет, течет – не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит. (река)

-Ребята как будет звучать тема нашего урока?

Тема нашего урока «Реки России

С реками мы с вами уже знакомы, вы с ними познакомились в 6 классе. А что мы с вами уже знаем о реках?

Ответ: исток, устье, бассейн и т.д.

Вопросы для повторения ранее изученного материала:

— Поток воды в выработанном им углублении — река.

— Как называется начало реки — исток.

— Что может быть истоком реки — озеро, ледник, болото.

(Например: р. Ангара – исток озеро Байкал, р. Волга – исток Валдайская возвышенность)

— Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море — устье.

( например: устье р. Волга Каспийское море. Р. Лены – море Лаптевых и т.д.)

— Что образует главная река со всеми притоками — речную систему.

— Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку — речной бассейн.

3. Изучение нового материала

-Мы вспомнили составные части реки.

-А знаете куда впадают реки? — А куда впадают моря? -Таким образом мы подошли к самому главному, что река относится к бассейну трех Какого-то океана, а если не имеет выхода к океану то к внутреннему стоку.

— Я предлагаю вам поработать в парах. На слайде выведен список рек, вам нужно распределить их по бассейнам океанов и обозначить на контурной карте. Основным вашим помощником будет Физическая карта России в ваших Атласах. Ребята, те кто выполнит работу полностью попрошу поднять руку. Я вам помогу определить к бассейну какого океана относится река Дон.

— А теперь посмотрите на слайд и проверьте правильность выполнения работы. При выполнении работы, какие вопросы у вас возникли?

Изображение физической карты России на слайде. — Почему крупнейшие реки России текут на север? – большая территория России имеет уклон к северу

— Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере – на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов

Сведения о крупнейших реках России нам приведены в

Табл. 10 стр. 152. Крупнейшие реки России.

1.Назовите реку бассейна С-Л океана, чья площадь бассейна самая большая. ОБЬ.

2. назовите реку бассейна Тихого Океана, чья площадь бассейна самаябольшая. АМУР

3. назовите реку Атлантического океана, с самой большой площадью бассейна. ДОН

4. назовите реку внутреннего стока, с самой большой площадью бассейна. ВОЛГА

Отметить эти реки на к/к. в раб. тетр. на стр. 47.

— Как вода в реке движется, как работает река?

Давайте найдем ответ, в тексте на стр. 153

Обратимся к рис. 134 стр.153

Итак: Река живет и живет в своем определенном режиме.

Для чего необходимо знать режим реки?

Ответ: Режим реки важно знать для планирования работы ГЭС, транспорта, лесосплава, рыбного хозяйства, орошения. А также режим определяет величину речного стока.

А что такое речной сток?

Ответ: Вода в реке постоянно перемещается в виде потока, этот процесс представляет собой речной сток.

— Как определить речной сток? Текст учебника стр. 154

Ответ — Речной сток определяется количеством воды, которое река выносит за определенный период (год, сезон, месяц), а также количеством осадков и величиной испарения

Речной сток – процесс перемещения воды в виде потока по речному руслу.

Какой вывод мы можем сделать, от чего же зависит жизнь реки?

Вывод: Чем больше осадков и меньше испарения, тем больше сток и наоборот.

А кроме осадков, какие еще источники питания рек вам известно.

Ответ: Рис. 136 стр. 156

Ребята, в каком климатическом поясе мы с вами живем?

Ответ: В умеренном.

А чем питаются реки в умеренном климатическом поясе?

Ответ: дождь, снег, подземные воды.

Что такое режим реки?

Ответ: Режим реки – это поведение реки в течении года: когда бывает половодье, паводок, межень, ледостав, ледоход.

— Когда на реках бывает половодье?

Ответ: когда лед на реке начинает таять, уровень воды поднимается и затопляет пойму.

Например: половодье весной можно наблюдать на реках Волга, Обь, Печора и др. Питание у таких рек снеговое и дождевое. Такое питание называется смешанным. А вот например, р. Амур. Река с летним половодьем. Разливается в сезон муссонных дождей. т. к протекает в муссонном климате. Питание у таких рек дождевое

— А, что такое паводок?

Ответ: Паводок – это внезапный непредсказуемый подъем уровня воды.

— Реки с паводковым режимом разливаются после ливневых дождей.

— Межень, что это такое?

Ответ: Межень – это низкий уровень воды в реке.

Летом бывает межень в результате засушливости климата, а зимой в результате замерзания реки и в основном источником питания реки становятся грунтовые воды.

Таяние ледников вызывает на горных реках летнее половодье.

Осадки и испарение, режим реки, питание снеговое, ледниковое, дождевое и т.д. это показатель какого компонента природы? Как мы можем уже сейчас ответить на проблемный вопрос? (слайд)

На слайд вынести стихи из учебника

— О каких видах рек ведут речь поэты?

Ответ: Равнинные и горные.

— В чем различия равнинных и горных рек?

Равнинные текут по равнине, течение плавное, спокойное, а горные берут свое начало в горах, вода бурная.

4.Закрепление

Перед учениками тесты Тест 1. Самая длинная река России:

г)Амур. 2.Большинство рек России имеют питание: а)дождевое;

3.Главная река со всеми ее притоками:

а) речная система;

4.Большинство рек России относится к бассейну: а)Атлантического океана;

б) Тихого океана;

в)Северного Ледовитого океана;

г)внутреннего стока. 5.Внезапный подъем уровня воды в реке: а)половодье;

6.От климата зависит:

7. Самая полноводная река России:

Ответы:1-в; 2-в; 3—а; 4-в; 5-в; 6-а;7-г.

Что нового узнали на уроке?

Полезен ли вам был сегодняшний урок? Чем?

Предлагаю дополнить предложения:

Я знаю что такое…….

6. Домашнее задание

Прочитать страницы учебника 107-111, характеристика реки по плану.

Источник

§ 27. Наши реки

Как «измерить» реку. Каковы особенности российских рек.

Как «измерить» реку?

Для того чтобы понять, каким «речным богатством» владеет Россия по сравнению с другими странами, достаточно оценить водоносность — количество воды в реке за определённый период времени. Водоносность зависит от увлажнения территории — соотношения количества осадков и испаряемости, а также от площади речного бассейна. «Стекает то, что не успело испариться», — отмечал А. И. Воейков. Основные показатели водоносности — расход воды и годовой сток.

Расход воды — количество воды, проходящее через поперечное сечение русла за единицу времени.

Расход воды измеряют, как правило, в кубических метрах в секунду, а годовой сток — в кубических метрах или кубических километрах (рис. 54). В России наибольший расход воды (и наибольший годовой сток) у Енисея. Он в среднем за 1 с сбрасывает в Карское море около 17,5 тыс. м 3 воды. По величине общего годового стока всех рек — 4270 км 3 — Россия занимает второе место в мире после Бразилии.

Годовой речной сток

Для использования речных вод в хозяйстве очень важно знать падение и уклон реки. Падение и уклон зависят от рельефа и определяют скорость течения реки, характер долины, количество переносимого рекой материала. Большинство рек России — равнинные. Их русла имеют небольшие падения, малые уклоны (например, уклон Оби 4 см/км). Горные реки имеют большие уклоны (например, уклон Терека 5 м/км) и обладают колоссальными запасам и гидроэнергии.

Читайте также:  Крупная река пересекающая экватор два раза

Падение реки — превышение истока над устьем, выраженное в метрах.

Каковы особенности российских рек?

1. Обратимся к карге на рисунке 55. Вы видите, что реки нашей страны питаются снеговыми, дождевыми, ледниковыми и подземными водами. Надо заметить, что равнинные реки летом питаются в основном дождевыми, зимой — подземными, а весной — талыми снеговыми водами. Для горных же рек основной источник — талые воды горных ледников и снегов, хотя, строго говоря, у всех рек питание смешанное.

Типы питания рек

С питанием тесно связан и режим реки. Для России это очень важно — ведь большинство наших рек зимой замерзает (рис. 56) и широко разливается в весеннее половодье (вспомните, чем оно отличается от паводка). Это реки преимущественно снегового питания. Летнее половодье характерно для рек, питающихся от таяния горных ледников (главным образом, в Южной Сибири и на северо-востоке страны) или от муссонных дождей (например, Амур). Паводковый режим наблюдается у незамерзающих рек. Такие реки протекают в низкогорьях Кавказа, питание у них в основном дождевое и неравномерное.

От климата зависят питание и режим рек, густота речной сети, установление ледового покрова.

Скорость течения реки и особенности горных пород, слагающих территорию, по которой протекает река, определяют величину твёрдого стока рек. Наибольший твёрдый сток у горных рек. Равнины чаще всего покрыты чехлом рыхлых осадочных пород. Такие породы легче размываются речными водами и оседают в русле, затапливаемой пойме и устье реки в виде наносов.

2. На карте на рисунке 57 вы видите, что вся речная сеть России распределена между тремя океаническими бассейнами: Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов — и замкнутой областью внутреннего стока. Посмотрев на физическую карту России (см. Приложение, с. 244—245), вы увидите, как ограничены водоразделами эти бассейны.

Принадлежность рек к бассейнам океанов

1) Почти 2/3 площади страны занимает бассейн Северного Ледовитого океана. На физической карте хорошо видно, что именно общий уклон поверхности в сторону этого океана определяет такую огромную площадь его бассейна. Самые могучие реки России: Енисей, Лена, Обь — относятся к этому бассейну. Кроме размеров, бассейн Северного Ледовитого океана имеет и другие особенности.

Источник

Конспект урока по географии в 8 классе «Реки России»

Алена Шумилова
Конспект урока по географии в 8 классе «Реки России»

План-конспект урока по географии «Реки России».

ФИО учителя Шумилова Алена Геннадьевна

8 класс

Тема: «Природа». Номер урока № 16. Тема урока: «Реки России».

Алексеев А. И. и др. География. Россия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М. :Просвещение,2011.

Цели урока:

Цели и задачи урока.

1. Расширить и углубить знания о реках. Формировать понятия «режим реки», «падение реки», «уклон реки», «годовой сток», «расход воды в реке».

2. Воспитывать патриотизм и уважение к своей стране, любовь к ее природным богатствам.

3. Продолжить формирование умения составлять характеристику реки по плану,обобщая и систематизируя знания, отрабатывать умения самостоятельной работы с различными источниками географической информации.

Тип урока:

Урок актуализации знаний.

Формы работы учащихся:

Фронтальный опрос, работа с картой и схемами.

Необходимое техническое оборудование:

физическая карта России, физическая карта Ивановской области, учебник «География России» 8 кл., под редакцией А. И. Алексеева, М., «Просвещение», 2013;медиапроектор;раздаточный материал для учащихся: таблицы по характеристике рек; карточки с проблемными и частично поисковыми заданиями.

Этапы урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Изучение новой темы, постановка проблем для работы в парах.

IV. Коллективный поиск решения проблем.

V. Обобщение и закрепление знаний.

VI. Задание на дом.

Эпиграф к уроку:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни

запаха, тебя невозможно описать, тобой

наслаждаться, не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать что ты необходима для

жизни, ты сама жизнь»

Вода – один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале.

В хозяйстве человек использует главным образом пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании, т. к. к ней относится о. Гренландия. Основные источники пресной воды – внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд

1. Углубление, выработанное рекой.

2. Место, где река впадает в другое реку, озеро или море.

3. Начало реки.

4 Река, которая впадает в другую реку

1. Углубление, выработанное рекой.

2. Часть речной долины, которая заливается во время половодья.

3. Начало реки

4. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.

Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать? Верно, тема урока “Внутренние воды. Реки России”. Откроем тетрадь и запишем дату и тему урока.

Основные источники пресной воды — внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.

— Перечислите, пожалуйста, внутренние воды России.

Одним из главных источников воды являются реки.

Как вы считаете, какие вопросы мы должны рассмотреть в этой теме?

А знаете ли вы что такое питание реки, режим реки, уклон реки?

И кроме рек России, мы с вами познакомимся с крупными реками Ивановской области.

-Таким образом, сегодня мы с вами будем работать по плану

1. Крупнейшие реки России.

2. Основные параметры реки.

3. Главные реки Ивановской области.

(План урока спроецирован на экран)

Есть в мире много всяких рек,

Великих, сильных, полноводных,

Коварных, тихих, благородных,

Воспел их в песнях человек.

Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,

Есть Волга матушка-река

Россия – страна величайших речных систем. На территории России более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. Россия занимает второе место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии Длина ряда рек нашей Родины измеряется тысячами километров, а площадь бассейна – миллионами квадратных километров.

Реки Обь, Енисей, Лена и Амур относятся к величайшим рекам мира. Волга является крупнейшей рекой Европы

Прошу открыть контурные карты и с помощью физической карты в атласе, мы познакомимся с крупными реками России. Вы внимательно смотрите на карту, изучаете информацию о местонахождении реки – отмечаете реки на контурной карте

Найдите и отметьте реки : Северная Двина, Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.

После того, как отмечены реки,учитель задает вопросы:

— Что объединяет отмеченные вами реки?

(Ответы учащихся: они впадают в Северный Ледовитый Океан)

Найдите и отметьте реки : Амур, Анадырь.

— Что объединяет эти реки?

(Ответы учащихся: они впадают в Тихий Океан)

Найдите и отметьте реки : Волгу, Урал.

— Что объединяет отмеченные вами реки?

(Ответы учащихся: они впадают вКаспийское море и не имеют выхода в океан, значит относятся к области внутреннего стока

Найдите и отметьте реки : Терек, Кубань, Дон и Кубань

— В какое море впадает Кубань, Дон, Терек?

(Ответы детей: в Черное море)

— В какое море впадает Нева?

(Ответы детей: в Балтийское море)

— Что объединяет эти реки?

(Ответы учащихся: они относятся к бассейну Атлантического океана)

-Куда текут крупнейшие реки России? Почему?

(Ответы учащихся:большая территория России имеет уклон к северу)

1. Самой длинной рекой является Обь с Иртышом (5410км).

2. Из рек, бассейн которых полностью находится в России, самая длинная река Лена.

3. Обь имеет наибольший бассейн (около 3 млн. км).

4. Самя полноводная река России – Енисей.

II. -Посмотрите, пожалуйста, на термины на экране.

Исток режим реки

годовой сток русло

паводок падение реки

уклон реки расход воды в реке

-Какие из этих терминов вам знакомы? Объясните их значение.

-Что незнакомо? Знакомство с этими понятиями и есть цель нашего урока.

Обратимся к первому пункту плана? Какими источниками информации вы будете пользоваться?

Фронтальная работа с учебником. Учитель задает вопросы, дети ищут ответы в тексте параграфа и отвечают.

1).Что называют падением реки? Уклоном?

Падение и уклон реки. Зависят от рельефа

ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем в метрах

3).Как уклон реки влияет на характер течения? Приведите примеры.

– Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.

– Уклон реки в XII в. определил судьбу епископа Иоанна. (Зачитывается отрывок из летописи)

В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.

Читайте также:  Карта мира с течениями рек

Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.

3) Давайте вспомним из курса 6 класса на какие два вида делятся реки в в зависимости от рельефа. В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные.

– Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)

– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. Они мало пригодны для судоходства.

– Примером одной из горных рек является река Терек. Вот как описывает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов.

«Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят».

Физкультминутка. А теперь отдохнем. Гимнастика для глаз

— по северному побережью России

— по восточному побережью России

— по южной границе России

— по западной границе России

по побережьям и по границе

РФ, начиная от Кольского полуострова.

Посмотреть на контур материка, острова, моря, экономического района. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом.

На питание и режим рек большое влияние оказывает климат.

— Какими бывают типы питания рек?

С помощью карты на экране определите типы питания рек.

(Ответы учащихся :снеговое, ледниковое, дождевое).

— Какое питание характерно для рек Северного Ледовитого океана

(Ответы учащихся:снеговое)

— Какое питание характерно для Амура

(Ответы учащихся:дождевое)

— Объясните, почему? Какой климат, характерен для Дальнего Востока

(Ответы учащихся:муссонный, летний муссон приносит с собой большое количество дождей

— Какое питание характерно для Терека и Кубани

(Ответы учащихся:ледниковое)

— Один ли источник питания у рек России

(Ответы учащихся:нет несколько, значит питание смешанное)

Сделайте вывод: Питание российских рек смешанное.

— Что такое режим рек? Чем он характеризуется?

С помощью карты на экране определите три разных режима рек России – с весенним половодьем, с половодьем в летний период, с паводочным режимом.

— Какой режим рек преобладает на территории России? – с весенним половодьем.

— Приведите примеры рек с половодьем в весенний период – Енисей, Лена и т. д.

Вводятся новые слова (учащиеся записывают определения в тетрадь)

Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.

Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками.

Вспомните произведение Некрасова “Дед Мазай и зайцы”, во время половодья или паводка дед Мазай спасал зайцев?

(Ответы учащихся:во время половодья).

Сделайте вывод, что оказывает влияние на режим и питание рек?

(Ответы учащихся:на питание и режим рек большое влияние оказывает климат)

Таким образом, внутренние воды тесно связаны со многими компонентами природы., такими как рельеф и климат.

IV. Молодцы! Справились с заданием. Переходим к 3 пункту плана. Говоря о реках России, нельзя не упомянуть о реках нашей области. Сейчас мы совершим заочное путешествие по рекам Ивановской области. По области протекает 160 рек, в том числе Волга с Горьковским водохранилищем, Теза, Елнать, Лух, Нерль, Уводь

Главной водной артерией Ивановской области является, конечно же, река Волга с несколькими приютившимися на ее берегах городках, как будто перенесшихся к нам из века позапрошлого, и потому привлекающих каждый город тысячи туристов, — Плес, Кинешма, Юрьевец. Само Иваново, к примеру, расположено на реке Уводь, Шуя — на Тезе.

В качестве домашнего задания ребята подготовили сообщения на тему «Крупные реки Ивановской области».

Ответьте на вопросы:

1) Какая из рек, протекающих по территории области самая длинная?

2) Каков тип питания у рек нашей области?

4) Как используют реки области?

V.Первичное закрепление материала

Чтобы определить, как вы поняли тему, поиграем в игру «Глухие телефоны». На первые парты учащимся дается написанное на листочке слово, они должны передать его шепотом следующему ученику. Последний ученик встает и называет слово. Учащиеся определяют, что это такое. Это может быть и неизвестное учащимся слово или понятие, которое они должны вскоре изучить,например: половодье, Уклон реки. Падение реки. Межень. Половодье, паводок. Режим питания реки. Годовой сток.

VI.Задание на дом.

Дома вы продолжите знакомство с реками России. Составить синквей на тему «Реки России» или сообщение стих явления.

VII. Итак, мы заканчиваем наш урок. Подведем итоги. Ребята, посмотрите на экран.

Ученики по кругу высказываются одним предложением,выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

-Вы сегодня очень хорошо работали, справились со всеми заданиями!

УМНИЦЫ! CПАСИБО ЗА УРОК!

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Золотое кольцо России» Тема: Золотое кольцо России Класс: 3 Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с золотым кольцом России. Задачи: Образовательная:.

Конспект урока математики в 1 классе на тему «Многоугольники» по УМК «Школа России» Конспект урока математики в 1 классе Тема: «Многоугольники» (УМК «Школа России») Составила: Хромова Наталия Сергеевна Цель: создать условия.

Конспект урока по математике в 3 классе «Единицы массы. Грамм» по УМК «Школа России» Тема урока: Единицы массы. Грамм Цель: познакомить с новой единицей массы – граммом и соотношением между граммом и килограммом. Формировать.

Конспект урока по музыке в 1 классе на тему «Баба-яга» по УМК «Школа России» КОНСПЕКТА УРОКА Тема: «Баба-яга». Класс: 1В УМК: «Школа России» Дата: 29.03.19 Цель: создание условий для ознакомления учащихся с отрицательными.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по математике во 2 классе «Знакомство с уравнением» по УМК «Школа России» Тема урока: «Знакомство с уравнениями» Цель: познакомить обучающихся с понятием «уравнение», его отличительными особенностями. Задачи: дать.

Конспект урока «Природные зоны России. Зона арктических пустынь» в 4 классе Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Цель: создания условия для формирования представлений детей о зоне арктических пустынь,.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе «Н. Н. Носов «Живая шляпа» по УМК «Школа России» Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа» Цель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа». Задачи: учить анализировать.

План-конспект урока математики в 1 классе «Знаки плюс и минус» по УМК «Школа России» Формулирование темы и деятельности на уроке. Цель: формулировка главных целей и темы урока, Физкультминутка.

Источник

Конспект и презентация к уроку географии «Наши реки в курсе географии» 8 класс по УМК «Полярная звезда»

Данная разработка содержит технологическую карту урока, слайдовую презентацию, рабочие листы учащихся. Урок был проведен в рамках работы творческой группы учителей географии по теме » Методика проведения уроков-практикумов в курсе географии по УМК «Полярная звезда». Особенностью данного урока является формирование компетентностей школьника, с использованием системно-деятельностного подхода, приёмов технологии критического мышления. Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке — индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. Разработка данного урока может быть использована учителями географии, работающими по УМК «Полярная звезда».

Целевая аудитория: для 8 класса

Автор: Калабина Анна Васильевна
Место работы: МКОУ СОШ «Образовательный центр» г. Зуевка Кировской области
Добавил: AnnaVasilevna

avatar

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Почтовая рассылка

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Новости образования

350 лет Петру I

День Победы

Маркер СМИ

© 2007 — 2021 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Источник



Наши реки
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Самохвал Наталия Павловна

Разработка урока по географии 8 класс на тему:»Наши реки»

Скачать:

Вложение Размер
Наши реки 30.88 КБ

Предварительный просмотр:

География. 8 класс

— познакомить с главными речными системами России;

— определить бассейны крупных рек;

— познакомить с особенностями питания и режимом рек.

— реки России, к бассейнам каких океанов они относятся;

— особенности питания и режима рек России;

— классифицировать реки по питанию и по режиму;

— рассчитывать характеристики реки;

— развивать умение работать со схемами, справочным материалом,

картами атласа и учебника.

— физическая карта России;

— картины, фотографии, слайды, видеоматериалы по теме;

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы обучения: рассказ, беседа, работа с картой и другими изображениями рек, статистическими данными, анализ текста и карт учебника.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Тест по теме «Наши моря»:

1.Самое большое и глубокое море у берегов России:

а) Охотское; б) Баренцево ; в) Берингово; г) Японское.

2.Самое мелководное море на Земле и самое маленькое по площади море России:

а) Азовское; б) Аральское; в) Белое; г) Балтийское.

3.Самое чистое море у берегов России:

а) Чёрное; б) Берингово; в) Баренцево; г) Чукотское .

4.Самое холодное и ледовитое море:

а) Карское; б) Баренцево; в) Берингово; г) Восточно-Сибирское.

5.Самый большой остров России:

а) Новая Земля; б) Сахалин; г) Врангеля.

6.В 1984 году в соответствии с нормами международного права была установлена экономическая зона шириной:

а) 200 миль; б) 20 миль; в) 2000 миль.

7.Окраиннным морем является:

а) Балтийское; б) Белое; в) Охотское ; г) Чёрное.

8.Из морей Северного Ледовитого океана важное промысловое значение имеет лишь:

а) Белое; б) Баренцево; в) Карское.

9.В каком море наибольшая высота приливов?

а) в Баренцевом; б) в Чёрном; в) в Охотском; г) в Белом.

10.В морях какого океана возникают тайфуны и цунами?

а) Тихого; б) Северного Ледовитого; в) Атлантического.

11.Самое тёплое море России:

а) Чёрное; б) Японское; в) Азовское.

12.На каком море построена Кислогубская ПЭС?

а) на Белом; б) на Баренцевом; в) на Охотском.

III. Изучение нового материала.

Значение воды в природе огромно. Без воды не может быть ничего живого на Земле. В природе существует большой круговорот воды, в котором вода, проникая вовсе земные оболочки, снабжает их микроэлементами и взаимодействует со всеми природными компонентами.

Воды России – это наше национальное богатство. У нас много рек и морей, озёр и болот. Кроме того, внутренние воды представлены ледниками и подземными водами, водохранилищами. Это – большие запасы пресной воды.

1.Как «измерить» реку?

Работа с текстом учебника «Как «измерить» реку?».

Для того, чтобы понять, каким «речным богатством» владеет Россия по сравнению с другими странами, достаточно оценить водоносность – количество воды в реке за определенный период времени. Водоносность зависит от увлажнения территории – соотношения количества осадков и испаряемости, а также от площади речного бассейна. «Стекает то, что не успело испариться», — отмечал А.И.Воейков. Основные показатели водоносности – расход воды и годовой сток.

Возможности хозяйственного использования рек связаны с их характеристиками: падение, уклон, режим, годовой сток, расход.

Падение реки – превышение истока над устьем, выраженное в метрах.

[Чтобы вычислить падение реки, надо определить высоту её истока и устья по физической карте. Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой её устья. Если река вытекает из озера (Ангара вытекает из озера Байкал), то уровень поверхности воды в Байкале является высотой истока реки. Определяем падение реки Волги, которая начинается с Валдайской возвышенности. Высота истока ≈300м, Волга впадает в Каспийское море, уровень поверхности воды в котором равен -28м. Падение Волги: 300м – (-28м)=328м.]

Уклон реки – величина отношения падения реки к её длине.

По этим показателям можно определить характер реки. Например, уклон Волги – 7 см на 1 км, значит, Волга – равнинная река (небольшой уклон ). Горные реки имеют большие уклоны (например, уклон Терека 5 м/км) и обладают колоссальными запасами гидроэнергии.

Большинство рек России – равнинные. Их русла имеют небольшие падения , малые уклоны (например, уклон Оби 4 см/км).

Расход воды в реке – это количество воды, проходящее через поперечное сечение русла за единицу времени. (Обычно измеряется в кубических метрах в секунду.)

Сток — расход воды в реке за длительное время.

Годовой сток – объём воды, который проходит в реке за год.

Работа с рис.54 на стр.108 учебника «Годовой речной сток».

Проанализируйте рисунок и сделайте вывод, какие реки имеют большой годовой сток.

(В России наибольший расход воды (и наибольший годовой сток ) у Енисея. Он в среднем за 1 с сбрасывает в Карское море около 17,5 тыс.куб м воды.)

(Равнинный рельеф уменьшает сток, горный – увеличивает.) Вывод запишите в тетрадь.

По величине суммарного годового речного стока (4270 куб.м) Россия занимает второе место в мире после Бразилии.

Твёрдый сток – это переносимый водой материал, состоящий из растворённых в воде химических и биологических веществ.

Наибольший твёрдый сток у горных рек.

( Термины записать в тетрадь и выучить. )

Работа с учебником «Каковы особенности российских рек?»

2.Классификация рек по питанию.

Работа с картой на рис.55 «Типы питания рек» учебника на стр.109.

Вспомните, что вы знаете об источниках питания рек.

Обратимся к карте на рис.56. Вы видите, что реки России питаются снеговыми, дождевыми, ледниковыми и подземными водами. Особенность в том, что равнинные реки летом питаются в основном дождевыми, зимой – подземными, а весной – талыми снеговыми водами. Горные реки питаются в основном талыми водами ледников и снегов. А в общем-то у всех рек питание смешанное.

Задание: назовите типы питания крупнейших рек России (Обь, Енисей, Лена, Амур, Волга, Дон).

3.Классификация рек по режиму.

Работа с картой на рис.56 «Сроки замерзания рек» учебника на стр.109.

С питанием тесно связан и режим рек.

Вспомните, что такое режим реки ?

Режим реки – изменение во времени состояния реки: уровня воды, скорости течения, расхода воды. ( Ледостав, паводок, межень ).

Вспомните, что вы знаете о режимах рек .

Для России очень важен режим рек – ведь большинство рек зимой замерзает и широко разливается в весеннее половодье (вспомните, чем половодье отличается от паводка ?) Это реки преимущественно снегового питания. Летнее половодье характерно для рек, питающихся от таяния горных ледников (главным образом, в Южной Сибири и на северо-востоке страны) или от муссонных дождей (например, Амур). Паводковый режим наблюдается у незамерзающих рек. Такие реки протекают в низкогорьях Кавказа, питание у них в основном дождевое и неравномерное.

4.Классификация рек по принадлежности к бассейнам океанов.

Работа с картой на рис.57 «Принадлежность рек к бассейнам океанов и области внутреннего стока» учебника на стр.110.

Работа с физической картой России Приложения на стр. 244-245.

Вы видите, что речная сеть России распределена между тремя океанами и областью внутреннего стока.

Читая текст на стр. 110 учебника (абзацы под №№ 1-4), выделите особенности речных бассейнов.

5. Самостоятельная работа.

Покажите на картах путь «из варяг в греки», укажите места волоков. Для работы у вас есть описания маршрутов.

  1. От Балтийского моря путь проходил по Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать; затем волоком до Западной Двины; далее волоком до Днепра и далее выходил в Чёрное море. По морю вдоль побережья Болгарии до Константинополя. Перед тем как выйти в Чёрное море, суда требовали дополнительной оснастки. Близ устья Днепра на острове Березань купцы делали остановку для этих целей.
  2. Балтийское море – Финский залив – Нева – Ладожское озеро – река Волхов – озеро Ильмень – реки Мета, Тверца, Волга – Каспийское море. Это был водный маршрут с небольшими сухопутными участками; его называли «путь из варяг в арабы». По такому пути до Греции не доберешься, но он давал выход в южные русские земли, а также в страны Средней Азии и Ирана. Чтобы попасть «в греки», т.е. в бассейн Эгейского моря, варягам приходилось перебираться из Волги в Дон, из Азовского моря в Чёрное и далее по каналам.

IV. Закрепление изученного материала.

— Назовите самую длинную реку России. ( Обь с Иртышом )

— Назовите самую полноводную реку России. (Енисей)

— Почему Волга разливается весной, а Амур – летом? ( Волга имеет смешанное питание, а Амур – дождевое питание – муссонными дождями. )

— Чем отличается паводок от половодья? ( Паводок – внезапный подъём уровня воды в реке, а половодье – ожидаемый, закономерный, ежегодный подъём уровня воды в реке. )

— Что такое годовой сток? ( Годовой сток – это расход воды в реке за год, т.е. вся вода, протекающая через поперечное сечение русла в устье реки за год. )

— Во сколько раз годовой сток Волги меньше годового стока Енисея? ( По табл. 4 на стр.236 определяем годовой сток Енисея – 624 куб.км, Волги – 259 куб.км. 624куб.км : 259куб.км = 2,41 раза. )

V. Домашнее задание.

1.Изучить §27 учебника на стр. 108 – 111.

2.Ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа.

Бассейн Северного Ледовитого океана (2/3 площади страны)

Бассейн Атлантического океана (≈3%)

Бассейн Тихого океана (20% территории страны)

Область внутреннего стока (Каспийское море,

Источник

Adblock
detector