Меню

Усадьба державина наб реки фонтанки 118

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Музей-усадьба Г. В. Державина

Музеи

Музей Державина

Краткое описание

Музей-усадьба Г. В. Державина – литературно-мемориальный комплекс, расположенный в особняке на набережной Фонтанки. Здание является Объектом культурного наследия федерального значение, а учреждение – частью филиала Всероссийского музея А. С. Пушкина.

История и архитектура музея

В 1791 году владельцами двухэтажного каменного дома на Фонтанке стали супруги Державины. Здание оставалось недостроенным, и Гавриил Романович попросил своего друга-архитектора Н. А. Львова завершить стройку и провести внутреннюю отделку. Он также оформил территорию приусадебного участка. На нем он поместил огромное количество кустарников и деревьев.

В планах была постройка оранжерей и теплиц для разведения теплолюбивых и заморских плодов и растений

Для того чтобы начать строительные работы, Державин был вынужден отдать под залог несколько своих деревень и установить строгий контроль над всеми расходами. Его супруга усердно занималась обустройством семейной усадьбы, но не успела насладиться теплом своего дома: в 1794 году она скончалась. К моменту ее смерти построили дом и закончили оформление интерьера. На придомовой территории возвели 2 служебных здания – кухню и конюшню. Их автором стал архитектор Пильников.

На протяжении 25 лет дом поэта оставался некой основой русской культуры конца XVIII — начала XIX века. Также в усадьбе Державина построили театр.

Дом и усадебный участок не меняли внешний вид вплоть до смерти хозяев. В 1816 году не стало Гавриила Романовича, а через 26 лет умерла его вторая супруга Дарья Алексеевна.

Музей Державина оранжереи

После ее смерти у владений на протяжении нескольких лет не было хозяина. Но в 1846 году дом с участком приобрела Римско-католическая духовная коллегия. Сразу же началась перепланировка участка. Многие постройки отвели под канцелярии, архивы и помещения для служащих.

Руководителями этих работ были архитекторы А. М. Горностаев и В. И. Собольщиков. Согласно их проекту к дому добавили еще один этаж, убрали колоннаду, поменяли внешний облик фасадов. Перестроили служебные корпуса, убрали лестницу, сделали новые перегородки, то есть увеличили количество комнат. В зале Беседы встроили перекрытие, а колонны и хоры вовсе снесли.

В дальнейшем внешний облик усадьбы Державины много раз перекраивали. Самым заметным изменением стали третьи этажи в двух флигелях в 1901 году, которые сделал Л.П. Шишко.

С 1918 года для бывших владений Державиных настало трудное время. Новая власть на протяжении нескольких лет не могли прийти к решению о том, как необходимо использовать дом, который к этому году вновь остался без владельца.

усадьба Державина парк

А в 1924 году дом покойного поэта стал обычным жилым зданием с квартирами. Были проведены новые перепланировки, практически полностью уничтожили сохранившиеся на тот момент остатки художественной отделки. Через 10 лет ничего не осталось от прудов, а послевоенные посадки деревьев и кустарников проводили хаотично, не придерживаясь никакой системы.

В 2003 году в восстановленном Центральном корпусе особняка открыли музей Г. Р. Державина и русской словесности его времени

С момента открытия музея Центральный корпус объединили полуциркульными крытыми галереями с Кухонным и Конюшенным корпусами. Постепенно отреставрировали Домашний театр и Центральную оранжерею.

В 2011 году закончились работы над историческим видом владений Гавриила Романовича. Их композиция включает в себя большой луг, который примыкает к небольшой части усадьбы. По периметру участка провели водную систему. Она представляет собой узкий ручей с тремя маленькими прудами.

В музее находится 16 залов. В них можно увидеть предметы мебели и декоративного искусства, живопись и графику эпохи поэта. Отдельную роль играют книги и рукописи современников Гавриила Романовича. Эффект «присутствия» владельца дома создается за счет размещенных портретов Державина. В столовой можно увидеть портрет Дарьи Алексеевны Державиной, второй супруги поэта.

Усадьба Державина экспонаты

Одной из главных комнат музея является кабинет поэта, который воссоздали с помощью рисунка П. А. Кожевникова. Весь интерьер был создан по идее поэта: шкафы-обманки, которые маскировали входные двери, стол с подъемным механизмом, диван с тумбочками по сторонам. Все это было воссоздано.

Билеты

от 60 до 300 рублей

Бесплатно посетить музей можно трижды в году: 18 апреля, 18 мая и 3 июля

Официальный сайт

Телефон

Экскурсии

В музее можно посетить около 10 различных экскурсий. Каждый найдет что-то для себя. Экскурсии можно заказать заранее для группы в сопровождении гида, а также есть возможность воспользоваться аудиогидом, в том числе и на иностранных языках.

Профессиональная фотосъемка стоит 2 000 рублей. Любительская фото- и видеосъемка без дополнительного оснащения — бесплатно.

Месторасположение музея

Адрес

Набережная реки Фонтанки, дом 118

Метро

Технологический институт, Садовая, Сенная площадь

Автобус

№ 50 и 70 – остановка Набережная реки Фонтанки

№10 – остановка Троицкий проспект

Как добраться

Ближайшей станцией метро является Технологический институт.

От станции метро Технологический институт до музея необходимо пройти около километра по Троицкому проспекту до перекрестка, потом свернуть направо.

Ориентиром является Троицко-Измайловский собор с левой стороны. От него остается около трехсот метров до главного входа музея.

Интересные факты

  • В западном корпусе музея расположен действующий Медиацентр. Он представляет собой библиотечную систему, с помощью которой каждый год удается оцифровать редкие издания на русском языке начала XIX века. Здесь можно увидеть впервые опубликованное стихотворение Пушкина в журнале Вестник Европы.
  • Ежегодно в усадьбе Державина проводят елку. Новогодние представления подойдут любому возрасту – это могут быть утренники для малышей или балы для детей подросткового возраста. Запись на программы начинается за несколько месяцев, поэтому у желающих принять участие есть возможность заранее приобрести билеты и подготовиться к празднику.
  • Существует гипотеза, что оранжереи усадьбы были уничтожены в годы революции, но на самом деле они исчезли еще в середине XIX века, когда владельцем дома стала Римско-Католическая коллегия. Когда-то там выращивали ананасы, которые мог позволить себе только состоятельный дворянин, а сейчас эта оранжерея представляет собой кафе и банкетный зал.

Усадьба Державина музей

Отзывы

Те, кто побывал на экскурсии в музее отзываются об увиденном с восторгом. Интересные и подробные экскурсии с профессиональными гидами погружают в историю конца XVIII — начала XIX века, а воссозданный интерьер: мебель, картины, личные вещи великого поэта, позволяют окунуться в ту эпоху и почувствовать себя ее частью.

Посетители, воспользовавшиеся аудиогидом, остались не менее довольными. Есть больше времени задержаться в одном из мест, подробнее рассмотреть выставленные предметы. Кроме того, есть возможность слушать запись сразу нескольким посетителям, например, если Вы пришли вдвоем.

В плеере предусмотрен не один разъем, однако наушники в таком случае должны быть свои

К плюсам можно отнести:

  • невысокую стоимость обычного посещения
  • наличие большого выбора экскурсий
  • возможность воспользоваться аудиогидом
  • архитектура и интерьер периода владения домом и усадьбой Державиным
  • после экскурсии можно подкрепиться в уютном кафе Оранжерея

Минусов у музея не много. Некоторые посетители отмечают не совсем удачный график работы музея в будние дни, но это с лихвой окупается в выходные.

Источник

Усадьба Г. Р. Державина — Римско-католическая духовная коллегия —
Музей Усадьба Г. Р. Державина

фото

Усадьба Г. Р. Державина Классицизм

см. продолжение публикации — Интерьеры наб. р. Фонтанки, 118
Пам. арх. (арх.)

Дом М. П. Захаровой

— арх. Пильников Григорий Петрович (?)

Усадьба Г. Р. Державина (с 1791)

1791- 1794 — арх. Львов Николай Александрович — оформление интерьеров

1794 — арх. Пильников Григорий Петрович — двухэтажные каменные флигели – конюшенный и кухонный

1803-1806 — западное и восточное крыло

Римско-католическая духовная коллегия (с 1846)

1846-1850 — арх. Горностаев Алексей Максимович, Собольщиков Василий Иванович — перестройка

1901 — арх. Шишко Лев Петрович — надстройка флигелей

Жилой дом (с 1924 до серед. 1990-х)

1924 — перепланировка, утрата интерьеров

Музей Усадьба Г. Р. Державина (2003)

2000–2003 — воссоздание усадьбы —

гл. арх. проекта Одинцова Л. А., арх-ры Белова Л. И.,

Колоницкий Г. Б., Лаврова О. К., вед. инж. Степанова Н. Н.,

инж. Полушкина Н. А., ландшафтный арх. Майорова Е. Д.

2002–2003 — воссоздание главного дома

Усадьба построена арх. Н. А. Львовым, другом выдающегося русского поэта Г. Р. Державина. Державин прожил здесь с 1791 по 1816 гг.

В 1840-х гг. здание перестроено по проекту арх. А. М. Горностаева для Римско-католической духовной коллегии.

фото

(из книги «Сочинения Державина»
с пояснения Я.Грота.
Изд. Имп. Академии наук. Том 8. 1880.)

фото

План нижнего этажа.

фото

План верхнего этажа.
(добавил Элеонора)

фото

фото нач. ХХ в.
(из книги «Повседневная жизнь Петербурга
на рубеже XIX— XX веков; Записки
очевидцев» , Засосов Пызин)

фото

Фото нач. 1900-х гг.

фото

Из книги: «Решетки Ленинграда
и его окрестностей.
«Гермонт Г.Н. 1938
Добавил — YURIY ALEKSANDROV.

фото

Усадьба со стороны сада.
Фото 1965 г. (сайт oldspb.ru)
(добавил Данелия)

фото

фото

Моя прабабушка
в Польском саду.
Начало 1950-х гг.
Добавил — Данелия .

фото

С сайта goskatalog.ru.

фото

фото

Вид на дом № 118 с садом
и оградой на левом берегу
Фонтанки. Май 1971.
Фото Овчинников К.В
(добавил Данелия).

фото

Вид главного дома усадьбы
Г.И.Державина со стороны
сада. 05.04.1978.
Фото Овчинников К.В.
(добавил Данелия).

фото

фото

Усадьба. Фото 1980-х гг.
(добавил matim?)

фото

Вид на дом Державина.
Фото Наровлянский И.А.
1980-е гг

фото

Общий вид фасада дома поэта
Г.Р. Державина со стороны сада.
10.05.1986 г. Фото Овчинников К.В.

фото

Общий вид фасада дома поэта
Г.Р. Державина со стороны
сада. 10.05.1986 г.
Фото Овчинников К.В.

фото

Вид фасада дома
Г.Р. Державина
из сада. 1988
(добавил
Данелия).

фото

Фото из книги «По рекам и
каналам Ленинграда» (1986).
Добавил — Данелия .

фото

фото

19 ноября 1986 г.
*** см. ниже
ЦГАКФФД СПб
Ар 225966
(добавил Виктор М)

фото

* Вид с набережной Фонтанки на ограду с воротами дома поэта Г.Р. Державина по набережной реки Фонтанки, 118.

Фото Овчинников К.В. 12.05.1978

** Вид вывески ресторана Державинский во дворе усадьбы Г.Р.Державина на набережной Фонтанки, 118. 30.07.1994. Фото Овчинников К.В.

*** Чугунная консоль воле парадного входа восточного флигеля дома поэта Г.И.Державина по набережной Фонтанки, 118 ( 1791-1793 гг..

1846- 1850 гг.). Дата съёмки: 19 ноября 1986 г. Автор съёмки: Овчинников Кирилл Владимирович

Усадьба Державина — однa из немногих, сохранившихся в городе с конца XVIII в. Ядро усадьбы — бывший господский дом, каменный и первоначально двухэтажный. Его в 1791 г. супруги Державины купили у жены сенатора М. П. Захаровой. На тот момент здание было отстроено «вчерне» и не имело внутренней отделки. Занимался проектом арх. Г. П. Пильников.

К 1794 г.оформление интерьеров завершилось. Тогда же появились пристроенные к центральному корпусу двухэтажные каменные флигели — конюшенный (западный) и кухонный (восточный), обращенные торцами в сторону набережной (арх. Г. П. Пильников).

Примерно в 1803-1806 гг. к центральному объему господского дома сделали две пристройки: западное крыло с двусветным залом «Беседа», в котором с 1811 г. собирались члены общества «Беседа любителей русского слова», с домашним театром и восточное крыло, отведенное под большую столовую.

В те же годы к торцам служебных флигелей пристроили двухэтажные павильоны, соединенные колоннадой. Похожая колоннада обрамляла и внутренний двор.

Надо отметить, что если «вчерне» господский дом был построен Пильниковым, то автором оформления его интерьеров, судя по и меющимся свидетельствам, был близкий друг (а впоследствии и свойственник) Гаврилы Романовича – Н. А. Львов.

Немногие сохранившиеся документы говорят о том, что интерьеры державинской обители отличались богатым убранством. В аванзале и двусветном зале, гостиных, столовых, спальнях и кабинетах имелись колонны и пилястры, облицованные искусственным мрамором. Радовали взоры гостей штофная обивка стен, живописные плафоны, сплетенные из соломы и расшитые цветной шерстью панно, шкафы красного дерева, барельефы на стенах, люстры, зеркала и изразцовые печи.

В 1811-1816 гг. в доме Державина проходили собрания литературного общества «Беседа любителей русского слова». Общество создано по инциативе А. С. Шишкова, автора «Рассуждения о старом и новом слоге», ставшего анифестом общества. Среди членов общесва были: В. В. Капнист, А. Н. Оленин, граф Д. И. Хвостов, кн. А. А. Шаховской и др. Деятельность «Беседы. » была направлена на утверждние жанров классицизма в русской литературе, сохранение в ней старославянского языка. ([ 128 ].С.84)

фото

фото

фото

фото

фото

Г. Р. Державин —
ск. Литовченко М. Т.,
арх. Гепнер Ф. А., 1994 г.

фото

Фото — yuri.sedunov, 08.2011.

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

Фото — Andrey Damir
04.2011.

фото

После смерти Державина в 1816 г. и кончины его второй жены в 1842 г. усадьба былa проданa в 1846 г.

Римско-католической духовной Коллегии. Та немедленно приступила к перестройке дома и приспособлению его под свои канцелярии, архивы и квартиры служащих.

Руководили этими работами арх. А. М. Горностаев и В. И. Собольщиков. По их проектам на один этаж надстроили центральную часть господского дома и расширили служебные флигели. Колоннаду, соединявшую павильоны на набережной, разобрали и заменили чугунной оградой на высоком цоколе. Была ликвидирована и колоннада, обрамлявшаяю внутренний двор. Изменена была и отделка фасадов дома и флигелей.

Подверглись переделке и интерьеры. Изменилась их планировка, была сломана одна из внутренних лестниц, появились новые перегородки, пробиты новые проемы. Значительная часть внутренней отделки была утрачена. Помещение домашнего театра занял архив коллегии. В основном перестройки дома завершились к 1850 г., но отдельные работы производились и позднее.

Последней серьезной перестройкой в ансамбль усадьбы, стала надстройка третьих этажей на двух павильонах, выходящих на набережную, произведенная в 1901 г. арх. Л. П. Шишко.

После 1918 г. Римско-католическая духовная Коллегия прекратила существование.

В 1924 г. стоявшую бесхозной усадьбу превратили в обычный жилой дом с десятками коммуналок. Этому сопутствовали новые перепланировки и едва ли не полное исчезновение еще сохранившихся к тому времени остатков художественной отделки. Видимо, тогда в двусветном зале «Беседа» появилось встроенное перекрытие, а хоры, колонны и пилястры были уничтожены.

В середине 1990-х гг.по решению Правительства усадьба со всеми постройками была передана Всероссийскому музею А. С. Пушкина для создания в нем филиала, посвященного жизни и творчеству Державина и русской словесности его поры.

фото

Сад при музее-усадьбе
Г.Р. Державина.

Читайте также:  Торговая система 2 реки

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

Фасад со стороны сада
Фото — Анчар, 08.2016.

Установлены мемориальные доски поэту Г. Р. Державину (1743-1816):
1890-е : — наб. р. Фонтанки, 118
«Здесь жил Гавриил Романович Державин. Род. 1743 г., сконч. 1816 г.»
Доска мраморная фигурная. Установлена в 1890-х годах по проекту арх. Н. Л. Бенуа.
— наб. р. Фонтанки, 118 (в одной из комнат квартиры 27)
«Здесь был кабинет Державина». Доска мраморная.

(Калинин Б.Н., Юревич П.П. Памятники и мемориальные доски Ленинграда. — Л., 1979. С. 406., nikspb )

Проект воссоздания дома был выполнен в 2000-2001 гг. группой специалистов института «Ленпроектреставрация» в составе гл. арх. проекта Л. А. Одинцовой, арх. Л. И. Беловой, Г. Б. Колоницкого, О. К. Лавровой, вед. инж. Н. Н. Степановой, инж. Н. А. Полушкиной и специалиста по ландшафтной архитектуре Е. Д. Майоровой. Общее научно-техническое руководство проектом осуществлял главный архитектор «Ленпроектреставрации» М. Г. Колотов.

Вернуть фасадам их первоначальный облик не представлялось возможным, так как для этого требовалось разобрать верхние этажи центральной части самого дома и павильонов на набережной. Поэтому пришлось ограничиться их реставрацией на период до 1918 г. Была воссоздана отделка: лепнина, тяги, балюстрады. Удалось восстановить исторический рисунок дверей и ворот и капитально отреставрировать художественную чугунную ограду на набережной.

При реставрации была восстановлена первоначальная планировка обоих этажей державинского дома. По сохранившимся чертежам кон. XVIII — нач. XIX вв. были разобраны перегородки, раскрыты заложенные проемы, удалено встроенное перекрытие двусветного зала, воссоздана разобранная внутренняя лестница.

Частично восстановлено оформление интерьеров многих парадных помещений. В Соломенной гостиной были заново исполнены соломенные панно, расшитые многоцветными миниатюрами (художники по тканям Е. Шнайдер и Е. Пластун).

В зале «Беседа», вновь ставшем двусветным, появились хоры, зеркала, колонны и пилястры желтого искусственного мрамора.

По рис. А. П. Кожевникова восстановлен кабинет поэта со шкафами красного дерева. Восстановлено и оригинальное убранство гостиной «Диванчик» на втором этаже, с задрапированным тканью шатром.

Возродился и интерьер маленького домашнего театра, рассчитанного на 50 зрителей. Дошедшие до нас фрагменты старой отделки были отреставрированы. В том числе и гипсовые барельефы работы Ж. Д. Рашетта в аванзале и столовой первого этажа. Изразцовые печи в доме Державиных также были сохранены, хотя и относятся уже ко второй половине XIX в. Хотя лишь в кабинете Державина и Соломенной гостиной был воссоздан их первозданный облик.

Большинству парадных помещений дома Державиных удалось придать облик, максимально приближенный к их изначальному виду.

Все реставрационные работы осуществляли ООО «Ника» и РБМ «Реконструкция».

28 мая 2003 г. к 300-летию Петербурга в возрожденном доме Державина был открыт мемориальный и литературный музея.

Сейчас (2004) успешно реализуется проект реставрации четырех служебных корпусов, построенных Римско-католической коллегией на заднем («черном») дворе усадьбы. Там будут размещены реставрационные мастерские, различные культурно-просветительские учреждения. На том участке, где во времена Державина находилась оранжерея, будет построено современное литературное кафе.

(Л. А. Одинцова, М. Г. Колотов — Дом Державина. История и реставрация.

Включением в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527

Источник

Музей-усадьба Г.Р. Державина

Официальная группа музея-усадьбы Г.Р. Державина Вконтакте» > Музей-усадьба Г.Р. Державина
Рейтинг TripAdvisor - 5.032 отзыва

  • История
  • Экспозиция
  • Интересные факты
  • Как добраться

Русский поэт Гавриил Романович Державин — личность для современного поколения полузабытая. Едва ли кто-нибудь вспомнит о его жизни и творчестве больше, чем написано в школьном учебнике, что совершенно несправедливо. Литературное наследие и его значимый вклад в историю Санкт-Петербурга, да и всей страны, переоценить невозможно, и в память о поэте на Фонтанке работает мемориальный музей, созданный в фамильном особняке Державина.

Музей-усадьба Г.Р. Державина

История

В отличие от других аристократических семей семья Державиных создала свой дом, не на голой земле, а выкупила недостроенный двухэтажный особнячок возле Измайловского моста. По желанию главы семейства, будущее дворянское гнездо должно было стать «прекрасною рамою» для городских пейзажей, и в качестве архитектора наняли Николая Львова, проектировщика Невских ворот Петропавловской крепости и Приоратского дворца в Гатчине.

Строительство велось с 1791-го по 1794-й год, и проходило оно крайне тяжело. Чтобы осилить расходы, уже немолодому Державину пришлось заложить несколько своих имений вместе с крепостными крестьянами, и вести весьма скромный образ жизни. По неординарной задумке поэта возводились не только жилые корпуса, но и несколько десятков оранжерей для выращивания заморских фруктов, ягод и целебных трав.

Как только усадьба открыла свои двери, она тут же стала центром культурной жизни Петербурга. Вплоть до увольнения владельца с государственной службы в 1803-м году, державинские балы и литературные вечера были на слуху у всей столицы. Сюда приглашали иностранных послов, здесь проводились переговоры и подписывались важные указы, а к началу XIX столетия начал работу усадебный театр, на премьерах которого бывали высшие люди страны.

Золотой век усадьбы Державина закончился, не успев начаться. Доживший до преклонного возраста поэт умер в 1816-м году, и почти 30 лет после этого непростыми делами особняка на Фонтанке заведовала его жена Дарья. Наследников у них не было, поэтому, как только супруга скончалась, дом отошёл к городской казне, и несколько лет стоял пустым, пока его не выкупила католическая коллегия, именно они перестроили фасад в нынешний облик.

После революции 1917-го года и национализации имущества державинский дом оказался никому не нужным — большевики посчитали его слишком большим. Только в 1924-м было принято решение о перепланировке дворянского гнезда в коммунальные квартиры — таким здание и запомнилось ленинградцам, пережившим блокаду. В послевоенные годы территория усадьбы активно облагораживалась, и пришлось засыпать пруды, чтобы увеличить посадки.

Окончательная судьба здания решилась лишь в 1998-м году, когда по распоряжению губернатора Петербурга его отдали Всероссийскому музею А. С. Пушкина на правах филиала. К 300-летию Северной столицы усадьба Державина наконец-то стала музеем, но работы по реконструкции продолжались до 2011-го года. Именно эту дату принято считать полноценным днём рождения уникального выставочного центра, посвящённого русской культуре.

Музей-усадьба Г.Р. Державина

Экспозиция музея-усадьбы Г. Р. Державина

Сегодня музейная площадка представляет собой несколько зданий, исторический облик которых кропотливо воссоздавался по уцелевшим архивным документам и литографиям XIX века. Коллекции фондов посвящены не столько личности самого поэта, сколько эпохе, в которую он жил, и ни один зал не пустует — в каждом из них сотни уникальных экспонатов.

Центральный корпус

Сердце державинского дома — жилые блоки, гостиные и рабочие кабинеты. Всего здесь 16 залов, вмещающих постоянную экспозицию «Музея русской словесности». Ключевая идея — сохранить дух рубежа веков — уходящей эпохи Екатерины II и недавно взошедшего на престол Александра I. Личность хозяина отражена везде — от прижизненных портретов до богатейшей библиотеки, которую по крупицам собирали из частных коллекций и государственных запасников.

Парадный зал — то самое место, где собирались «Беседы любителей русского слова». За огромным столом, покрытым суконной скатертью, читал свои басни Крылов, тут же обсуждались главы исторических трудов Карамзина, а Шишков с молодым Пушкиным спорили о чистоте языка. Многочисленные виновники литературных встреч увековечены в портретах — каждая иллюстрация хранит свои тайны о том, что происходило этих стенах 200 лет назад.

Читайте также:  Пограничная река польши 4 буквы

Отдельная гордость музея — рабочие кабинеты Державина с мебелью, восстановленной по его чертежам. Среди них — уникальные диваны с секретными ящиками, двери «обманки», ведущие в платяной шкаф, и другие сюрпризы неординарного поэта. Венчает центральный дом парадная соломенная гостиная — она выполнена в стиле барокко, и кроме знаменитого на весь мир екатерининского портрета в ней собрана антикварная мебель из красного дерева.

Музей-усадьба Г.Р. Державина

Восточный корпус

Здесь находятся самые большие по площади экспозиционные залы усадьбы, и весь первый этаж посвящён двум темам — литературному обществу «Арзамас» и Отечественной войне 1812-го года. Сражения с наполеоновской армией стали краеугольным камнем для многих писателей той поры, и посетители смогут увидеть зарисовки, исторические издания стихов и рассказов, а также уникальные трофейные экспонаты, подаренные Державину офицерами.

Второй и третий этаж корпуса — официальные запасники пушкинского музея. Начинается выставка с освещения легендарного события — встречи Гавриила Романовича с будущим «солнцем русской поэзии» на экзамене Царскосельского лицея. Дальше постоянных витрин нет — они периодически обновляются, в том числе в памятные даты, связанные с жизнью Пушкина. Время от времени эти помещения арендуются под вернисажи современных питерских художников.

Музей-усадьба Г.Р. Державина

Западный корпус

В отличие от остальных зданий, в западной пристройке всё гораздо компактнее и уютнее. Это будто совершенно другой дом, где вместо печек-буржуек большие камины, а кабинеты обставлены так, будто талантливый хозяин вот-вот вернётся, чтобы написать очередное стихотворение. Постоянная экспозиция одна — единственная в России коллекция антикварного фарфора, собиравшегося в аристократических домах с середины XVIII века.

Усадебный сад

Настоящее украшение музея, площадью с полноценный городской сквер, появилось ещё в годы строительства самого особняка. Известно даже имя садовника — Густав Мейсель — ему поручили разбить не простую зону отдыха, а территорию с огородами и теплицами. Где можно было выращивать продукты для дворянского стола. Со своей задачей он справился, взяв за основу лучшие французские парки, где естественный ландшафт сочетался со строгой геометрией.

К сожалению, годы революции и Великой Отечественной войны нанесли саду наибольший ущерб. Почти 80 лет газоны находились в запустении, превращаясь в вытоптанные пустыри, а ценнейшие деревья гибли без должного ухода. Парк восстановлен не совсем в первоначальном облике, зато теперь он выигрышно смотрится на фоне большинства скверов в районе Фонтанки. В тёплые дни площадка усадебного сада используется для концертов и театральных постановок.

Музей-усадьба Г.Р. Державина

Домашний театр

Во время глобальной реставрации усадебную сцену восстановили первой — уже в 2005-м году здесь проводились полноценные экскурсии. Что интересно, при жизни Державина театр, в самом деле, был «домашним», потому что актёрами назначались многочисленные родственники поэта, прислуга, да и он сам иногда выходил на подмостки. Ценители музыки приходили сюда на клавесинные концерты — поиграть для высшего сета собирались лучшие исполнители.

Сейчас площадка театра — это, скорее, камерный зал, который используется в сугубо образовательных целях. Тут ставятся спектакли и оперетты по произведениям современников Державина — Сумарокова, Крылова, Озерова и даже юмористические пьесы самой Екатерины II. Каждую постановку предваряет лекторий на тему русской литературы XVIII века, забытых имён и традиций, присущих для той эпохи.

Музей-усадьба Г.Р. Державина

Интересные факты

В западном корпусе усадьбы работают залы Медиацентра. Это современная библиотечная система, которая ежегодно оцифровывает редчайшие издания на русском языке, относящиеся к началу XIX века. Например, тут можно увидеть первое опубликованное стихотворение Пушкина на отсканированной странице журнала «Вестник Европы», или пролистать цифровую версию собрания сочинений Карамзина в масштабе 1:1.

Канун Нового года — пора чудес, и для маленьких петербуржцев в усадьбе Державина организуют ёлку. Праздничные представления рассчитаны на разный возраст — они могут проходить как в формате классических утренников, так и в виде пышных балов для подростков и старшеклассников. Программы анонсируются за несколько месяцев, чтобы у всех желающих оставалось время забронировать билеты и подготовить костюмы.

Вопреки популярной гипотезе оранжереи из усадебного сада исчезли не в годы революционных потрясений — их уничтожили ещё в середине XIX века по распоряжению католической коллегии, не пожелавшей тратиться на садовников. Когда-то в них росли ананасы, которые мог купить себе только очень богатый дворянин, в настоящее время ананасовая оранжерея реконструирована — теперь в ней кафе и банкетный зал для частных вечеринок.

Музей-усадьба Г.Р. Державина

Как добраться до музея-усадьбы Г. Р. Державина в Санкт-Петербурге

Ближайшая станция метро — «Технологический институт», прошагать пешком от неё придётся ровно километр, но другого варианта нет. Выйдя из центра зала, нужно идти прямо по Троицкому проспекту до перекрёстка, после чего повернуть направо. Набережная Фонтанки уже должна хорошо просматриваться, ориентир — Троице-Измайловский собор по левую руку. От него останется чуть больше 300 метров до главных ворот музея.

Заказывая машину через Uber, Maxim или Яндекс-такси, следует понимать — парковочной зоны возле центрального входа фактически нет. Отсюда — не каждый водитель захочет ехать в сторону Фонтанки, особенно в час пик, туристов часто высаживают ещё на Измайловском проспекте, и идти получится немногим меньше, чем от метро, что совсем не порадует.

Аналогичная ситуация и у тех, кто путешествует на своём или арендованном автомобиле. Даже введя координаты навигатора — 59.918901, 30.310254 — нет никакой гарантии, что у входа будет свободное стояночное место. Тогда единственный выход, чтобы не попасть на серьёзный штраф — платная парковка во дворе дома № 2 на измайловском проспекте.

Источник



Музей-усадьба Г. Р. Державина

Музей-усадьба Г. Р. Державина (наб. реки Фонтанки, 118) является уникальным мемориальным объектом, воссозданным в 2003–2011 годах. Городская усадьба поэта, помимо особняка, в котором Державин жил с 1791 по 1816 год, и Домашнего театра, включает Оранжерею и Усадебный сад.

Режим работы музея с 1 по 10 мая:

открыт: 2, 6, 7, 8 мая
закрыт: 1, 3, 4, 5, 9, 10 мая

В доме поэта (Центральный корпус) находится Музей Г. Р. Державина и русской словесности его времени, литературно-мемориальная экспозиция которого занимает шестнадцать интерьерных залов. С максимально возможной точностью воссозданы большой двусветный зал заседаний литературного общества «Беседа любителей русского слова», Соломенная гостиная, Домашний театр, гостиная «Диванчик», кабинет поэта, кухни, ледник. В экспозициях музея представлены книги и рукописи, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Живописные портреты хозяев и гостей дома создают «эффект присутствия» давно ушедшей эпохи и ее героев в залах музея.

В Восточном корпусе размещена литературная экспозиция «“Владельцы русской лиры”. От Г. Р. Державина к А. С. Пушкину». Здесь представлены живопись, гравюры, иконография, прикладное и медальерное искусство, портретная галерея деятелей литературы, истории и культуры второй половины XVIII — начала XIX века, копии рукописных текстов на архивной бумаге, книги, журналы и другие реликвии.

В Западном корпусе представлена постоянно действующая экспозиция «В белом глянце фарфора» (изделия из фарфора конца XVIII–ХХ веков).

Источник

Adblock
detector