Меню

В быстром течении реки мелькнула лодка

«В течении», «втечение», «в течение». Как правильно писать и почему

Я рассчитываю на то, что данная статья заинтересует не только авторов, но и учеников старших классов.

Приветствую вас, мои дорогие читатели, на моем канале, где мы вместе с вами разбираемся в тонкостях русского языка.

Статья, сочинение, доклад, эссе. В этих творческих работах всегда могут встретиться слова, написание которых вызывает затруднение. Возможно, что просто от того, что вы забыли какое-то правило или не совсем поняли его в свое время.

Вот к таким сомнительным словам относятся производные предлоги.

Надеюсь на то, что все помнят, что предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении . Делятся предлоги на две группы. Непроизводные и производные .

Непроизводные предлоги не вызывают затруднения. Пишутся со словами они раздельно, потому что между словом и предлогом можно вставить вопрос или другое слово. Например:

За (чем?) кромкой леса садилось солнце.

Дедушка всегда пил чай из (большой) кружки .

Но есть и производные предлоги , которые образовались от различных частей речи.

Пишутся они

через дефис ( из-под, из-за, по-над) . Пример: из-за леса, по-над полем, из-под стола;

а) если предлог образовался от наречий (вблизи, вкруг, вдоль, наперерез);

б) если предлог образовался от существительного (вследствие, ввиду, насчет и др.)

в) а в предлогах несмотря на, невзирая на НЕ всегда пишется слитно.

А теперь разберем, как правильно писать втечение, в течении, в течение .

Источник

Записать предложения, графически показать, чем являются выделенные слова: шли по долине в течени… целого дня. в течени… реки следует опасаться водоворотов. нелегко отыскать ошибки (в)следстви… . ошибка допущена (в)следстви… невнимательности. в течени… дня река неузнаваемо изменилась. в продолжени… романа появляются новые герои. в продолжени… часа слышались шорох и шепот. в быстром течени… реки мелькнула лодка. (в)следстви… непогоды мы задержались в пути. в продолжени… двух дней мои дела продвинулись.  (в)следстви… сильного ветра была нарушена телеграфная связь.  он участвовал (в)следстви… о подж…ге как свидетель.  в продолжени… трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени… речку.  в продолжени… романа который готовится к выпуску мы узнаем о судьбе героя.  яма была довольно узкая и я в течени… получаса пробовал уп…раясь руками в стенки выбраться наверх.

Ответ

Ответы

Ответ

Ответ

1) навстречу с выпускниками

2) ввиду предстоящего отъезда

3) Расположиться ввиду города

4 ) пойнтераваться насчёт путёвки

5 ) переводите деньги на счёт предприятия

6) ввиду недостатка времени

7 ) прибыть в место назначения

8 ) разместить вместо предисловия

9 ) торапитесь на встречу с писателем

10 ) выйти на встречу гостям

11 ) надеть вместо шляпы

12) спросить на счёт здоровья

13) находится ввиду неприятеля

15) ввиду отсутствия транспорта

16 ) брошка вроде бабочки

17. Распорядиться насчёт раненых;

18. Держаться ввиду берега;

19. Согласовать слова в роде и числе;

20. Предмет вроде шара.

1. В течение вечера звучала музыка.

2. Об этом я узнал в последствии

3. В следствии по делу выяснились подробности.

4. В течение реки много порогов.

5. Демобилизация в следстии ранения.

6. В следствии непогоды вылет задерживается.

7. В течении реки был резкий поворот

8. О дальнейшей жизни героев узнаем в продолжение фильма.

9. В следствии начатом прокурором, много неясного.

10. Пётр в последствии хвалил себя за предусмотрительность.

11. Ехать в продолжение дня;

12. Участвовать в следствии

13. Пораниться в следствии неосторожности;

14. Ждать в течение полутора суток.

в последствии о сказанных словах.

16. Бездельничал в течение урока,

17. Всмотреться втечение ручейка.

18. Уволился в следствии контузии.

19. Проиграть в следствии невнимательности.

20. Настаивать в продолжение переговоров на своей точке зрения.

21. В заключение эксперта.

22. Раскланяться в заключение концерта.

23. В заключение речи остановиться на чем-либо.

24. Участвовать в заключение перемирия.

25. В следствии задержки сеанса связи

Ответ

В продолжении переговоров; в продолжении двух часов; ошибки в следствии невнимательности; в следствии начатом прокурором; в заключении специалиста; заминка в течение реки; перелом в течении болезни; в течении ближайших суток; в заключении концерта; находится в заключении, вмешаться в следствии по делу арестованного; узнать в последствии, в заключении доклада, выводы в заключении экспертов, в роде нашем трусов не было; что-то в роде воспоминаний; корабль плыл в виду берега; иметь ввиду; в виду плохой погоды

Ответ

В течение вечера

В следствии по делу

В продолжении фильма

В следствии, начатом прокурором.

В продолжение всего дня

Участвовать в следствии

В течение полутора суток

В течение урока

В течение ручейка

В продолжение переговоров

В заключении эксперта

В заключение концерта

В заключение речи

В заключении перемирия

Вследствие задержки сеанса

Ответ

давай я тебе скину ватсапом

Ответ

ошибки вследствие невнимательности

Ответ

1. Библиотека была закрыта вследствиЕ ремонта. (произв. предлог)

2. Вы можете сообщить данные насчет переписи? (произв. предлог)

3. Нелегко отыскать ошибки в следствиИ. (сущ. с предлогом)

4. Ошибка допущена вследствиЕ невнимательности. (произв. предлог)

5. В течениЕ дня река неузнаваемо изменилась. (произв. предлог)

6. В продолжениИ романа появляются новые герои. (сущ. с предлогом)

7. Декабристы долгие годы находились в заключениИ. (сущ. с предлогом)

8. В быстром течениИ реки мелькнула лодка. (сущ. с предлогом)

Ответ

Обычно производные предлоги употребляются с Родительным, Дательным, Винительным и Творительным падежами.

Согласно правилу, вопреки запрету докторов, наперекор общественному мнению, вследствие болезни, благодаря поддержке друзей, несмотря на неудачу, ввиду предстоящего события, настречу приключениям, по поручению тренера, по прибытии на станцию,по возвращении из отпуска, по приезду в город, заниматься по вечерам.

1. Навстречу выпускникам (предлог)

2. Ввиду предстоящего отъезда (предлог)

3.Расположиться в виду города (существительное с предлогом)

4.Поинтересоваться насчёт путёвки (предлог)

5.Перевести на счёт предприятия (существительное с предлогом)

7.Прибыль в место назначения (существительное с предлогом)

8.Разместить вместо предисловия (наречие)

9.Торопиться на встречу с писателем (существительное с предлогом)

10.Выйти навстречу с писателем (предлог)

11.Надеть вместо шляпы(предлог)

12.Спросить насчёт здоровья(предлог)

13.Находиться в виду неприятности(существительное с предлогом)

14.Иметь в виду (существительное с предлогом)

15.Ввиду отсутствия неприятности (предлог)

16.Брошка вроде бабочки (предлог)

17.Распорядиться насчёт раненНых(предлог)

18.Держаться ввиду берега (предлог)

19.Согласовать слова в роде и числе(существительное с предлогом)

20.Предмет вроде шара(предлог)

1.В течение вечера звучала музыка. (у «вечера» нет реального ТЕЧЕНИЯ)

2.В следствии по делу выяснились подробности (реальное СЛЕДСТВИЕ)

3.В течении реки много порогов. (у реки есть своё течение, поэтому на конце «и»)

Читайте также:  Эльба река в вов

4.Демобилизация вследствие ранения (предлог)

5.Вследствие непогоды вылет задерживается (предлог)

6.В течении реки был резкий переворот.(реальное течение)

7.О дальнейшей жизни героев узнаем в продолжении фильма.(далее)

8.В следствии,начатом прокурором, много неясного.Ехать в продолжение всего дня.(в первом случае реальное СЛЕДСТВИЕ, а во втором предлог)

9.Участвовать в следствии.(реальное следствие)

10.Пораниться вследствие неосторожности(предлог)

11.Ждать в течение полутора суток.(предлог)

впоследствии о сказанных словах.(предлог)

13.Бездельничал в течение урока.(предлог)

14.Всмотреться в течение ручейка(наречие)(куда?)

15.Увалиться вследствие контузии.(предлог)

16.Проиграть вследствие невнимательности(предлог)

17.Настаивать в продолжение переговоров на своей точке зрения(предлог)

18.В заключении эксперта.

19.Раскланяться в заключении концерта(

20.В заключении речи остановиться на чём-либо.

учи программу седьмого класса, чтобы потом не было проблем в жизни.

Источник

Урок русского языка по теме «Правописание производных предлогов»

  • познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов;
  • формирование умения отличать производные предлоги от омонимичных сочетаний существительных с предлогом;
  • работа по формированию речевой компетенции в употреблении произодных предлогов.

Оборудование: Используются таблица и рифмованные алгоритмы Т. Я. Фроловой г. Симферополь, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со слов известного английского писателя Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и у меня и у вас останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

Ваши идеи сегодня будут очень даже кстати.

Итак, мы начинаем…

2. Сообщение темы, постановка целей урока.

– Как звучит тема нашего урока? (Правописание производных предлогов в течение, в продолжение, в заключение, вследствие).

– А какие предлоги называются производными?

(Производными называются предлоги, от самостоятельных частей речи: наречий, существительных, деепричастий)

– Обратимся к таблице (рисунок 1). В чем, по-вашему мнению, заключается сложность в правописании данных производных предлогов?

(Нужно отличать производные предлоги от созвучных сочетаний существительных с предлогом)

– Это и есть основная цель сегодняшнего урока.

3. Объяснение нового материала.

Работа с таблицей.

– В чем отличие в написании предлогов и существительных?

(Производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение отличаются от созвучных сочетаний существительных с предлогом только конечной –е).

– Как же нам научиться различать эти омонимичные формы? Обратимся к сочетаниям существительных с предлогами. Какова начальная форма этого сочетания? Докажите, что перед нами именно существительные с предлогом.

(Течение реки. Можно задать смысловой вопрос и можно вставить между предлогом и существительным прилагательное. Например: в (быстром) течени и (чего?) реки;

в (скором) продолжени и (чего?) книги; в (квалифицированном) заключени и (кого?) специалиста).

– Теперь обратимся к производным предлогам. Скажите, зачем здесь нарисован будильник? Может быть, затем, чтобы указать на то, что предлоги в течение, в продолжение, в заключение имеют временное значение и отвечают на вопросы как долго? когда?

    В течении… дня шел дождь.
    Образец рассуждения: можно задать вопрос как долго? Значит, в течение – производный предлог и на конце – Е

Быстрая в течении… река.
Образец рассуждения: быстрая (в чем?) в течени и – это существительное и, значит, на конце – И.

    В заключени… выступления он привел важные факты.
    Образец рассуждения: он привел важные факты (когда?) в заключени е выступления. Значит, в заключение – производный предлог и на конце пишем – Е

    В заключени… медицинской комиссии рекомендации по проведению лечения.
    Обр. рассуждения: (В чем?) в заключении (чего?) комиссии; В (окончательном) заключении комиссии. Следовательно, в данном предложении в заключени и –существительное и конечное – И.

– Ребята, хорошим подспорьем вам послужит рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ:

Предлоги в течение и в продолжение
Нам говорят о движении времени.
Спроси: как долго? или когда?
В конце пишем е и раздельно всегда.

– Ребята, обратимся снова к таблице. Какой производный предлог, заявленный в теме, мы обошли вниманием?

– Верно. Что вы можете сказать о значении этого предлога и его написании?

(Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного слитным написанием и конечной – е).

Вследстви е непогоды (из-за непогоды)

– Вы заметили, что предлог вследствие отличается по написанию от созвучного сочетания существительного с предлогом уже в двух позициях – слитное написание и конечное –е.

Вам следует знать, что существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»: в следствии по делу, в остальных случаях вследствие – производный предлог, его можно заменить предлогом из-за:

(В)следствии… снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город)— вследствие- предлог, пишется слитно с -е на конце слова.

Но: (В)следствии… по делу допущено ряд ошибок.

(В чем? в (судебном) следствии по делу. В этом предложении в следствии – существительное, а потому пишется раздельно и с — и на конце.

Вследствие – из-за,
ясно вполне:
слитно напишем,
конечная – е.

4. Закрепление.

Орфографическая разминка «Не верь ушам своим»

Задание: списать предложение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите, какой частью речи являются проверяемые слова. Условия выбора комментируются вслух.

  1. Шли по долине в течени… целого дня.
  2. В течении… реки следует опасаться водоворотов.
  3. Нелегко отыскать ошибки (в)следстви… .
  4. Ошибка допущена (в)следстви… невнимательности.
  5. В течени… дня река неузнаваемо изменилась.
  6. В продолжени… романа появляются новые герои.
  7. В продолжени… часа слышались шорох и шепот.
  8. В быстром течени… реки мелькнула лодка.
  9. (В)следстви… непогоды мы задержались в пути.
  • I вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются существительными.
  • II вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются предлогами.

Графически объясните свой выбор. Расставьте пропущенные знаки препинания.

(Предложения можно спроецировать на доску с помощью графопроектора или учащиеся получают индивидуальную карточку)

  1. В продолжени… двух дней мои дела продвинулись (М. Лермонтов).
  2. (В)следстви… сильного ветра была нарушена телеграфная связь.
  3. Он участвовал (в)следтви… о подж…ге как свидетель.
  4. В продолжени… трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени…речку.
  5. В продолжени… романа который готовится к выпуску мы узнаем о судьбе героя.
  6. Яма была довольно узкая и я в течени… получаса пробовал уп..раясь руками в стенки выбраться наверх.

5. Употребление производных предлогов в речи

– Ребята, как вы думаете, где на практике чаще всего используются производные предлоги? В каком стиле речи?

(В официально-деловом стиле. Производные предлоги часто используются в деловых бумагах, носящих объяснительный характер: заявлениях, объяснительных записках).

– Перед вами отрывок из повести Ф. Искандера. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

В течени.. всей своей сознательной жизни брат мечтал стать ш…фером. Каждый клоч…к бумаги он заполнял где(то) вычита…ым заявлением:
Директору транспортной конторы
Прошу пр..нять меня на работу во вере…ую Вам организацию, так как я являюсь шофером третьего класса.

– Прочитайте заявление, которое написал мальчик. Какие нарушения допущены при оформлении заявления? Напишите заявления в исправленном виде. Для этого придумайте фамилию, имя и отчество директора транспортной конторы, а также фамилию, имя, отчество и адрес мальчика. Необходимо ли в заявлении такого типа указывать причину просьбы?

(Учащимися записывается заявление в исправленном виде с соблюдением определенного стандарта, обязательного в его оформлении).

Создание собственного текста.

(Работа в группах)

– Только ли в официально- деловом стиле могут использоваться производные предлоги?

В карточках, которые вы получили, записаны слова. Ваша задача: используя данные слова, а также предлоги в течение, в продолжение, в заключение и вследствие, придумать небольшой репортаж на тему: «Январь в Белгороде»

Зима, день, ночь, туман, снег, снегопад, видимость на дорогах, заносы, сугробы, расчистка, синоптики, температура, ветер, столбик термометра и т.д.

Вариант созданного текста.

Из сводки погоды

В Белгороде в течение всей прошедшей ночи шел снег. Вследствие этого на дорогах образовались сугробы и заносы. В продолжение сегодняшнего дня техника работает на расчистке дорог.

И в заключение синоптики сообщают: в течение следующих суток столбик термометра не опустится ниже – 7°С, вследствие тумана видимость на дорогах ухудшится, ветер юго-западный, умеренный, возможен снегопад.

6. Итог урока:

– Академик Ландау сказал: «Без повторения нет глубины…». Мне бы очень хотелось, чтобы вы вспомнили все, о чем мы говорили сегодня на уроке и на карточках, которые лежат перед вами, написали примеры словосочетаний, где бы омонимичные словоформы являлись производными предлогами и сочетаниями существительных с предлогом.

Вы обратили внимание на то, что карточки у вас разных цветов (синие, зеленые, розовые), так что свои ответы можете написать на карточке понравившегося вам цвета.

7. Домашнее задание.

  1. Фролова Т.Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах. Симферополь, 2005.
  2. Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок II часть. Симферополь «Таврида», 2006.

Источник



Уроки русского языка в 7 классе

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

У р о к 102. Непроизводные и производные предлоги

Цель урока: познакомить учащихся с непроизводными и производными предлогами, с приемами отграничения их от омонимичных частей речи; формирование умений отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять производные предлоги в речи. Работа по развитию речи: предупреждение ошибок на употребление предлогов.

Повторение: написание приставок на з-, с- ; безударные личные окончания глаголов; падежные окончания существительных; знаки препинания в сложном предложении, при причастном обороте.

I . Работа с перфокартой. Написание приставок на з-, с-.

II. Синтаксический разбор предложения Берега стояли во мгле, будто прислушиваясь к немолчному шороху все прибывающей воды.

III. Объяснение нового материала.

— Чем различаются производные и непроизводные предлоги?

I V . Закрепление материала.

1. Упр. 296 (устно).

Учащиеся находят производные и непроизводные предлоги, определяют безударные личные окончания предлогов.

2. Упражнение на замену непроизводных предлогов производными.

Стоять у стола (около стола), прийти за (вместо) другого, из-за (вследствие) болезни, ходить у (возле) дома, отказаться из-за (вследствие) нездоровья.

Внимание семиклассников обращается на то, что предлог обязательно включается в падежный вопрос, а также на способ разграничения предлогов и соответствующих знаменательных слов.

О б р а з е ц р а с с у ж д е н и я: в первом предложении слово впереди зависит от слова шли , к нему ставится вопрос г д е?, оно является обстоятельством, выраженным наречием.

Во втором предложении к данному слову нельзя поставить вопрос, потому что место действия называется не этим, а другим словом — отряда . Слово же впереди не является членом предложения и служит для выражения зависимости существительного от глагола. Следовательно, это предлог.

3. Запись предложений с заданием определить предлоги и омонимичные им части речи.

1) Я знаю этот лес вдоль и поперек. 2) Тропинка шла вдоль обрыва, извиваясь в тени деревьев. 3) Поперек речонки лежало небольшое бревно. 4) Вблизи виднелся лес. 5) Вблизи села протекала речка. 6) Петя надеялся на встречу с товарищами. 7) Товарищи шли навстречу друг другу.

Правило-помощник: производный предлог чаще всего может быть заменен непроизводным или другим производным предлогом: Поперек речонки лежало бревно.— Через речонку лежало бревно.

Предупреждение ошибок в употреблении предлогов.

Домашнее задание: § 50; упр. 297.

У р о к 103. Простые и составные предлоги.

Морфологический разбор предлога

Цель урока: знакомство с простыми и составными предлогами, с порядком и образцом морфологического разбора предлогов; отработка умения разбирать морфологически предлоги.

Работа по развитию речи: употребление предлогов в речи.

Повторение: ь после шипящих в существительных; чередование гласных в корне.

I . Проверка домашнего задания «по цепочке».

II . Объяснение нового материала (§ 51).

III . Закрепительно-тренировочное упр. 303.

IV . Чтение § 52. Учащиеся разбирают морфологически предлоги в предложении Узкими горными тропами вдоль берега реки группа геологов пробиралась к лагерю.

Орфографическая диктовка с заданием морфологически разобрать любые два предлога.

Расположились вблизи дач, показалось из-за туч, появился предо мной, выскочил из-под лыж, изо дня в день, по истечении недели, по прибытии из командировки, сквозь лесную глушь, изо всех сил, пробирались мимо рощ, на протяжении многих месяцев, оторваться ото льда.

V . Запись предложений.

Учащиеся ставят существительные после предлогов благодаря, согласно, вопреки в дательном падеже.

1) Вопреки (прогноз) метеорологов погода установилась хорошая. 2) Благодаря (поступок) таксиста нарушители были задержаны. 3) Согласно (приказ) директора наши ученики будут проходить практику на заводе. 4) Благодаря (обильные дожди) в нашем лесу появилось много грибов. 5) Согласно (указание) агронома в саду высажены фруктовые деревья.

Домашнее задание: § 51, 52; упр. 304.

У р о к и 104—105. Развитие речи.

Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине

(А. В. Сайкина «Детская спортивная школа»)

по данному началу

О работе над репортажем см. в книге: Л а д ы ж е н с к а я Т. А., З е п а л о в а Т. С. Развивайте дар слова.— м., 1990.

Уроки 106—107. Слитное и раздельное написание

Цель урока: познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формирование умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи, правильно писать производные предлоги.

Развитие речи: работа по предупреждению ошибок в употреблении предлогов.

Повторение: падежные окончания существительных.

I . Упражнение на предупреждение ошибок в употреблении предлогов.

Согласно (просьба), (приказ); вопреки (предсказание); наперекор (желание); благодаря (случайность).

II . Синтаксическая пятиминутка.

На доске — предложение На вершине сосны пристроился дятел, и его стук разносился по всему лесу. Учащиеся должны записать предложение, включив в первую его часть причастный, во вторую — деепричастный обороты; обозначить их графически.

III . Объяснение нового материала.

1. Правописание производных предлогов, образованных от наречий.

Запись на доске.

Правило-помощник, помогающее отличать производные предлоги от омонимичных слов: между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.

Закрепление материала — упр. 308.

2 . Правописание производных предлогов, образованных от существительных в косвенных падежах с непроизводными предлогами.

Запись в раздел ученического словаря «Таблицы».

Различайте предлоги и существительные

В течение всего года он усердно занимался.

Сочетания с предлогами в течение, в продолжение имеют значение времени, отвечают на вопросы к о г д а? к а к д о- л г о?

Ремонтировали дом в продолжение месяца = в течение месяца.

В заключение (под конец) статьи были подведены итоги. ( В заключение = «под конец», «в итоге».)

Вследствие (из-за) засухи река обмелела.

Ввиду (из-за) дождя экскурсия не состоялась. ( Вследствие, ввиду = «из-за, по причине».) Сочетания с предлогами вследствие, ввиду указывают на причину, отвечают на вопросы п о ч е м у? п о к а- к о й п р и ч и н е?

В течении реки много поворотов.

1) Начальная форма — течение реки .

2) Вопросы: смысловой — г д е? падежный — в ч е м?

3) Можно вставить прилагательное: в (нижнем) течении реки.

Следовательно, это имя существительное на -ие , в предл. п. окончание -и .

В продолжении (г д е? в ч е м? — П.п.) романа встретились старые герои.

В продолжение (к у д а? в о ч т о? — В.п.) введены новые герои.

Декабристы находились в заключении в Петропавловской крепости. (Заключение — осуждение; в длительном заключении .)

В следствие по делу о хищении вкралась ошибка.

Начальная форма — следствие (по делу).

Существительное на — ие ; к у д а? в о ч т о? — В. п., окончание -е

В следствии (г д е? в ч е м? — П. п., сущ. на -ие , окончание -и ) по делу выяснилось много новых фактов.

Запомните: иметь в виду .

Шел, не смотря себе под ноги.

(Обозначает добавочное к основному глаголу действие — «шел и не смотрел»;

можно заменить деепричастием не глядя ;

относится к глаголу, отвечает на вопрос к а к? ч т о д е л а я?)

Пошли в поход, несмотря на непогоду.

(Можно заменить «вопреки чему-то», имеет значение уступки — «хотя была непогода».)

Соорудили что-то вроде (наподобие) плота.

Условились насчет (об) экскурсии.

Согласовать в роде, числе, падеже.

Деньги поступили на счет Фонда мира.

Запись предложений с комментированием.

1) Ввиду сильных морозов соревнования были отменены. 2) Имейте в виду, что улицу надо переходить в установленных местах. 3) Из газеты он сделал что-то наподобие шляпы. 4) Они договорились насчет совместного похода на байдарках.

Чтение и анализ § 53.

Домашнее задание: § 53; упр. 309.

У р о к и 108—109. Слитное и раздельное написание

I . Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся должны записать предложение Мне навстречу неслись облака, и ракиты тревожно шептались , включив в первую часть его причастный, а во вторую — деепричастный обороты; обозначить их графически, составить схему предложения. Причастие и деепричастие разбирают по составу.

II. Проверка домашнего упражнения.

На доске или экране проецируется через эпидиаскоп или графопроектор работа одного из учеников. Остальные сверяют с ней свою работу, анализируют ошибки.

III. Закрепительно-тренировочные упражнения (по выбору учителя).

1. Предупредительный диктант.

1. 1) Шли по долине в течение целого дня. 2) В течении реки следует опасаться водоворотов. 3) Нелегко отыскать ошибки в следствии. 4) В течение дня река неузнаваемо изменилась. 5) Ошибки допущены вследствие невнимательности. 6) В продолжении романа появляются новые герои. 7) В продолжение часа слышались шорох и шепот. 8) В быстром течении реки мелькнула лодка. 9) Вследствие непогоды мы задержались в пути.

2. 1) В продолжение двух дней мои дела продвинулись. (М. Лермонтов.) 2) Ввиду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым. (К. Станюкович.) 3) Вопреки предсказаниям старожилов погода прояснилась, и мы, погрузив вещи в лодку, благополучно добрались по реке до поселка. 4) Вследствие сильного снегопада была нарушена телеграфная связь. 5) Несмотря на уговоры матери, я уехал учиться в город. 6) В течение дня тень не падает два раза в одно место. (Пословица.) 7) Несмотря на усталость, мы продолжали путь. 8) Письма были чем-то вроде дневника.

2. Выборочный диктант.

Выпишите в два столбика словосочетания, в которых предлоги пишутся: а) слитно; б) раздельно.

Ввиду изменившейся обстановки; иметь в виду правило; говорить насчет похода; рассказать в продолжении романа; действовать вопреки рассудку; посмотрел ему вслед; шли след в след за волком; доходы перевести на счет школы; ввиду недостатка времени; вроде сахара; шел, несмотря на жару; узнал впоследствии; в продолжение часа.

3. Какой предлог употребить?

Запишите, обозначьте падежные окончания существительных.

Лекция (литература, восстание декабристов, творчество Айвазовского); книга (русский фарфор, животный мир Африки); беседа (прочитанное за лето, поэзия).

Рецензия (книга, доклад, сочинение); отзыв (книга, лекция, кинофильм).

4. Верно ли употреблен один и тот же предлог в разных предложениях? Почему? Запишите предложения в исправленном виде.

1) Благодаря упорному труду экзамены были сданы хорошо. 2) Благодаря сильным морозам соревнования не состоялись. 3) Полет был отменен ввиду сильных ливней. 4) Ввиду подготовки к карнавалу школьники украсили зал.

Домашнее задание: упр. 310; подготовиться к контрольному словарному диктанту.

Источник

Adblock
detector