Меню

В десяти шагах грохотала река

В десяти шагах грохотала река

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997)

Взойдя на вершину, человек испытывает глубокое удовлетворение не только от тесного общения с нею, но прежде всего от чувства самоутверждения, познания своих физических и моральных сил, познания своей способности к достижению трудной и опасной цели.

Умный в гору не пойдет…

Как в берлоге медведь бывает обложен охотниками и собаками, и ружья со всех сторон заранее нацелены в то место, где должна появиться над снегом для посторонних лохматая и злая, а для самого медведя затуманенная сном тяжелая голова, и нет никакой возможности изловчиться и убежать, так и человек бывает обложен обстоятельствами, обязанностями (кругом обязанностей), многолетними привычками и устоявшимся образом жизни.

Сограждане (когда окажешься с ними в купе вагона, например) ужасно любят все разузнать и выспросить. А кто вы такой? Кем работаете? Где работаете? Вынь да положь.

– А я, знаете ли, нигде не работаю. Я надомник.

Озадачивается взгляд согражданина, а тем более согражданки. Они и не верят, и одновременно завертелись в мозгу колесики, захлопали алюминиевые пластинки, как у автоматического справочного бюро, когда хлопают они, прежде чем выскочит нужный город, нужный номер поезда, часы отправления. Но пластинки хлопают холостые, потому что озадаченный собеседник никак не может подобрать подходящую к внешности специальность, которая допускала бы надомничество. Мелькают в мозгу портной и сапожник, ну, может быть, еще скорняк. Однако не похоже на сапожника, да и не стал бы настоящий надомник хвалиться своим надомничеством, обязательно сослался бы на артель, на мастерскую, на ателье.

Но и правда, мое рабочее место – домашний письменный стол. Я сидячий работник умственного труда. За столом я должен проводить большую часть своего времени. Я могу менять обстановку, переезжая из московской квартиры в другой город, в деревню, в санаторий, в Дом творчества, на берег Черного моря «дикарем», но всюду я первым делом ищу удобный письменный стол и раскладываю на нем свои бумаги.

С одной стороны, хорошо, что жизнь пока обходится без верещания будильника, без давки в пиковые часы в автобусе, электричке или метро, без железной бляшки, называемой табельным номером, без косого взгляда недовольного твоей работой начальника, без сложных отношений с сослуживцами, без премиальных, без графика отпусков.

Но с другой стороны, прибежал бы, протолкавшись сквозь пиковый час, на свое рабочее место, к своему телефону – и можно расслабиться.

Впечатления от вчерашнего футбола, которыми надо обменяться с соседним столом, к месту и вовремя подоспевший анекдот, телефонный звонок, прогулка до туалета, папироса в коридоре на подоконнике… Солдат спит, а служба идет.

Нет, все держится только в твоих руках. Ни начальства, ни подчиненных. Ты сам себе и генерал, и солдат. Сам велишь, сам исполняешь. Никто не спросит, когда ты сел за стол, когда встал. И сел ли ты вообще или пошел прогуляться под мелким дождичком, обдумать сюжет рассказа, найти поворот в статье, поймать необходимую рифму. Казалось бы, вольная воля, райский рай.

Однако запомнилось из биологической книжки опровержение банального представления о птичьей свободе, которая возведена чуть ли не в символ, не в идеал: «Свободен, как птица», «Птичка божия не знает ни заботы, ни труда».

Правда, что птица не знает человеческих – моральных, психологических и государственных – границ. Отсюда, наверное, и сложились представления о птичьей свободе. Между тем у птиц есть свои границы, и всякая птица живет в железных цепях и путах предписанных ей законов, обстоятельств и необходимостей. Участок обитания строго ограничен фактом обитания вокруг других птиц, не допускающих вторжения со стороны. Трудоемкая необходимость из травинок и прутиков сложить гнездо. Изнурительная необходимость сидеть неподвижно и согревать яйца. Занудная механическая работа по доставке птенцам десятков тысяч червяков, мошек и гусениц. Да и для собственного горения надо поглотить пищи в сутки побольше иногда собственного веса. А затем властная необходимость лететь за три, за семь, за двенадцать тысяч километров, набивая себе под крыльями костяные мозоли.

Я тоже называюсь свободный художник. Людям, связанным в жизни с будильниками, пиковыми автобусами и проходной, моя жизнь (и моих собратьев по профессии) представляется, возможно, океаном голубой беззаботности.

Но в сентябре истекает срок сдачи в издательство книги рассказов, а рассказов для книги не хватает и нигде их, представьте, не возьмешь. Надо их написать. Для этого надо (кроме времени), чтобы они уже были во мне, причем в девятимесячной готовности появления на свет.

Если я не сдам рукопись в издательство в срок, никто мне не сделает выговора, но книга не выйдет в будущем году и вылетит из плана издательства. А если не выйдет книга… Отсутствие в жизненном обиходе табельной доски автоматически сопрягается с отсутствием тех двух дней в каждом месяце (третьего и восемнадцатого, кажется), которые столь популярны среди широкой массы трудящихся.

По той же причине для меня очень важно, чтобы в декабре закончить перевод длинного, с пугающей добросовестностью написанного романа (шестьсот страниц), а к четвергу надо написать статью для газеты, которую я опрометчиво пообещал.

На моем столе лежат также четыре папки – четыре рукописи, присланные одним издательством для отзыва. Авторы этих рукописей – живые люди. Они ждут решения судьбы, и, значит, не следует держать эти рукописи у себя слишком долго. Сначала их надо внимательно прочитать (скажем, по два дня на рукопись), а потом написать развернутые рецензии, затратив на каждую из них по два драгоценных рабочих утра.

Еще восемнадцать папок-рукописей лежат на моем окне, сложенные в четыре стопы. Они присланы не издательством, которое все же заплатит за рецензирование, но по почте самими авторами.

Мне бы, свободному художнику, почитать Уоррена, Саган, новый роман Василия Белова «Кануны», перечитать бы «Бесов» (есть такая потребность), а я открываю папку весом в шесть килограммов под названием «Рябиновые рассветы». Рукописей пока что восемнадцать. Если по четыре дня на каждую рукопись…

В моем столе существует ящик, куда складываются письма, на которые не успел ответить. Их накопилось за месяц семьдесят – восемьдесят штук. Если на каждое письмо по двадцать минут… Но стоп. Телефонный звонок.

– Володенька? Старик Ляшкевич…

То есть, значит, Дмитрий Ефимович Ляшкевич, директор Всесоюзного бюро пропаганды художественной литературы.

– Тюмень и Тобольск. – Говорит Ляшкевич предельно кратко. – Семь дней. Большая бригада. Иностранцы. Просьба Маркова. Возглавляет Алим Кешоков. В Тобольске открытие памятника Ершову, автору «Конька-Горбунка». Надо произнести речь.

Читайте также:  Реки кинешмы ивановской области

– Дмитрий Ефимович, погибаю, цейтнот. Поверите ли…

– Володенька, дорогой, я все понимаю. Но – Ершов, «Конек-Горбунок». Кому же, как не тебе. Там уж и в газетах объявлено.

– Но ведь с приездом-отъездом десять дней пролетит.

– Что в наше время десять дней! Надо, Володя. Надо. Нависает декада русской литературы в Грузии. Включен в бригаду. Рукописей на окне становится двадцать три. Они обретают очертания братской могилы. Рукописей на столе (издательских) уже не четыре, а шесть. Писем в ящике стола уже не семьдесят, а сто двадцать. Неудержимо приближаются сентябрь и декабрь. Вот еще одно письмо, открываю. «Союз болгарских писателей хотел бы видеть вас своим гостем сроком на тридцать дней в любое время до конца этого года».

Отрываясь от письменного стола, уезжаешь в редакции газет и журналов, в издательства, на киностудии, в Союз писателей, в Дом литераторов, где сидишь (сидишь), принимая участие в разнообразных обсуждениях и разговорах, иногда требуя и ругаясь, иногда соглашаясь, идя на уступки, выслушивая и доказывая, но всегда торопясь в еще одно похожее место. Эта беготня (за отсутствием слова «ездотня») чаще всего кончается таким разговором:

Источник

Мониторинг УУД по русскому языку 8 класс
тест по русскому языку (8 класс)

Самолетова Ольга Ивановна

Итоговый мониторинг по русскому языку в 8 классе.

Скачать:

Вложение Размер
monitoring_po_russkomu_yazyku_v_8_klasse.docx 19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг по русскому языку в 8 классе. Итоговый. Ключи.

1. Спишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Горы встретили нас непогодой, гигантские потоки воды устремились вниз. В дес…ти шагах грохотала река, несущая под крутой уклон беловатую, словно подбелённую молоком, но вовсе не грязную воду. Сразу же за рекой поднимались скалистые горы, очерченные ломаной линией. на вершинах гор ещё лежал снег. На поляне, ограниченной с трех сторон невысоким кустарником, а с одной стороны горной рекой с ледяной водой, начинающие альпинисты занимались зарядкой .

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) – 4

Допущено не более двух ошибок – 3

Допущены 3,4 ошибки – 2

Допущено 5 ошибок – 1

Допущено более 5 ошибок -0

Пунктуационных ошибок нет – 3

Допущена 1 ошибка – 2

Допущены 2 ошибки – 1

Допущены более 2 ошибок -0

Текст переписан безошибочно (или допущено 3 ошибки) – 2

Допущено 4-7 ошибок — 1

Допущено более 7 ошибок – 0

2. Выпишите из предложения словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Уже осталась внизу травянистая высота, обжитая сурками.

(Осталась уже, осталась внизу)

Все словосочетания с указанным типом связи выписаны верно или в указанном словосочетании тип связи определён верно. – 1

Выписаны не все словосочетания с указанным типом или допущены ошибки в определении типа связи. — 0

3. Расставьте знаки препинания. Выпишите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, разберите по членам.

1) Не грусти, дорогой друг.

2) Из ручейка, текущего по пышному лугу, люди берут прозрачную чистую ключевую воду.

3) Подпрыгнув, она дотянулась до цветущей ветки сирени.

4) Эта священная для меня земля была сегодня туманной и безветренной.

Зна ки препинания расставлены верно – 3

При расстановке знаков препинания допущено не более 1-й ошибки – 2

При расстановке знаков препинания допущено не более 2-х ошибок – 1

При расстановке знаков препинания допущено более 2 ошибок — 0

Предложение разобрано по членам верно – 2

При разборе допущена 1 ошибка – 1 балл

При разборе предложения по членам допущено не более 2 –х ошибок — 0

Выписано указанное предложение верно – 1

Предложение выписано неверно — 0

4 . Расставьте знаки препинания. Обведите вводные слова.

1) Он был, видимо, взволнован.

2) Без сомнения, это работа мастера.

3) Однако пошёл мелкий дождь.

4) Погода, однако, начинала портиться.

Знаки препинания расставлены верно. – 2

При расстановке знаков препинания допущена 1 ошибка – 1

При расстановке знаков препинания допущено 2 ошибки. – 0

Вводные слова обозначены верно – 1

При обозначении вводных слов допущены ошибки. — 0

Прочитайте текст 2 и выполните задания 5-7.

(1)Весною это дерево белое, пушистое, будто облако, спустившееся на землю. (2)И такое оно красивое, что глаз не отвести. (З) Недаром черёмуха воспета многими поэтами. (4)О ней писали Есенин, Жуковский, Мандельштам. (5)Они воспевали нежную красоту дерева, его недолгое цветение, чудесный аромат. (6)И вдруг — это нередко бывает — подойдут на несколько минут к черёмухе люди, и останется после их визита черёмуха жалкая, ощипанная, грустно качая поломанными ветвями. (7)Это как немой упрёк тем, кто погубил её красоту.

(8)Конечно, собирать букеты черёмухи можно. (9)Но собирать надо аккуратно — не обдирать черёмуху чуть ли не до последнего цветка, не ломать ветки и сучки. (10)Ведь иначе может погибнуть одно из самых полезных наших растений.

(11)Ягоды черёмухи (правильнее называть их костянками) не очень вкусные, хотя из них варят кисели. (12)Соком костянок черёмухи подкрашивают фруктовые воды, конфеты, мармелад. (13)Имеют они и лечебные свойства. (14)Однако ценится черёмуха не только за ягоды. (15)Она приносит огромную пользу, потому что убивает очень вредные для человека микробы.

5 . Составьте и запишите план текста из трех пунктов.

5. 1. Черемуха – очень красивое дерево.

2. Собирать букеты черёмухи надо аккуратно.

3. Черемуха – полезное растение.

План близок к содержанию текста -3

В плане имеется 1 недочёт – 2

В плане имеется 2 недочёта — 1

План не соответствует содержанию — 0

6. Определите и запишите лексическое значение слова «Нежную» из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

7 . Объясните значение фразеологизма глаз не отвести, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

6. Нежную – хрупкую

Я очень люблю свою бабушку. Особенно её нежные руки.

Верно объяснено значение слова – 1

Неверно объяснено значение слова. -0

Предложение составлено без ошибок. -2

Предложение составлено, но есть одна ошибка -1

Предложение не составлено — 0

7. глаз не отвести – залюбоваться

Мама посадила разные цветы на клумбе. Когда они выросли и зацвели, то глаз не отвести было от этой красоты.

Верно объяснено значение фразеологизма – 2

Есть неточность в объяснении фразеологизма – 1

Неверное объяснение значения фразеологизма. – 0

Фразеологизм правильно истолкован в предложении – 2

Выбор предложения неудачен с этической точки зрения – 1

Фразеологизм неправильно истолкован в контексте представленной ситуации. – 0

Источник

ВПР по русскому языку за 8 класс 2019 года Никулина М.Ю. — Вариант 5

Горы встрет .. ли нас ( не) погодой гиган .. ские п .. токи воды устр .. мились (в) низ. ( В )дес .. ти шагах гр .. хотала река н .. сущая ( под) крутой уклон бел .. ватую словно подбелё( н,нн) ую 2 м .. локом но вовсе ( не )грязную воду. Сразу( же) за р .. кой подн .. мались ск .. листые горы очерче( н,нн) ые лома( н,нн) ой лин .. ей на в .. рш .. нах гор ещ .. лежал снег. На п .. ляне ограниче( н,нн) ой 3 с трех ст .. рон ( не) высоким кустарн .. ком а с одной ст .. роны горн .. й рекой с лед .. ной водой нач .. нающие альп .. нисты зан .. мались заря .. кой.

Ещ .. когда мы шли сюда п .. днявшись из ущелья и выйдя на горный пр .. стор ( с) права и ( с) лева слыш .. лись св .. стки сурков. Уд .. вительна быстр .. та с к .. торой они ныряют в св .. и норки. Да( же) см .. ртельно ране( н,нн) ый сурок все( же ) усп .. вает скрыт .. ся в н .. ре. Зам .. рев они могут ст .. ять ( в )прод .. лжени .. долг .. го врем .. ни в полной ( не) подвижност .. словно окам .. нев но при р .. зком движени .. кого( нибудь) из нас и .. чезают мгнове .. о. Уже остал .. сь ( в) низу трав .. нистая в .. сота о .. житая сурками 4 . Мы пр .. шли по краю очень глубок .. го ущел (?) я 1 на дне к .. торого ( на) встречу нам б .. жала с ледн .. ков вода стр .. мясь слит (?) ся с другими рек .. ми.

Горы встрет и ли нас не погодой , гиган т ские п о токи воды устр е мились в низ. В дес я ти шагах гр о хотала река , н е сущая под крутой уклон бел о ватую , словно подбелё нн ую м о локом , но вовсе не грязную воду. Сразу же за р е кой подн и мались ск а листые горы , очерче нн ые лома н ой лин и ей , на в е рш и нах гор ещ е лежал снег. На п о ляне , ограниче нн ой с трех ст о рон не высоким кустарн и ком , а с одной ст о роны горн о й рекой с лед я ной водой , нач и нающие альп и нисты зан и мались заря д кой.

Ещ ё когда мы шли сюда , п о днявшись из ущелья и выйдя на горный пр о стор , с права и с лева слыш а лись св и стки сурков. Уд и вительна быстр о та , с к о торой они ныряют в св о и норки. Да же см е ртельно ране нн ый сурок все же усп е вает скрыт ь ся в н о ре. Зам е рев , они могут ст о ять в прод о лжени и долг о го врем е ни в полной не подвижност и, словно окам е нев , но при р е зком движени и кого- нибудь из нас и с чезают мгнове нн о. Уже остал а сь в низу трав я нистая в ы сота , о б житая сурками. Мы пр о шли по краю очень глубок о го ущел ь я , на дне к о торого на встречу нам б е жала с ледн и ков вода , стр е мясь слит ь ся с другими рек а ми.

2) Определите тему текста.

Тема текста — горы, их живописный мир.

3) Определите стиль и тип речи текста.

Стиль речи — публицистический.

Тип речи — повествование с элементами описания.

4) Выпишите из выделенного предложения словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

остались уже, остались внизу

5) Выполните фонетический разбор слова 1 .

ущелья

у [у] — гласный, безударный
щ [щ’] — согласный, мягкий, глухой
е [э] — гласный, ударный
л [л’] — согласный, мягкий, звонкий
ь — звука не обозначает
я [й’] — согласный, мягкий, звонкий
[а] — гласный, безударный
————————————-
6 букв, 6 звуков, 3 слога

6) Выполните морфемный разбор слова 2 .

VPR-rus-8-klass-2018-Nikulina-5-variant-01

7) Выполните морфологический разбор слова 3 .

Ограниченной — причастие

I. На поляне (какой?) — ограниченной.
Н.ф. — ограниченный
II. Пост. — прош. вр., сов. вид., непост. — предел. п., ед. ч., ж. р.
III. На поляне (какой?) — ограниченной.

VPR-rus-8-klass-2018-Nikulina-5-variant-02

8) Выполните синтаксический разбор предложения 4 .

VPR-rus-8-klass-2018-Nikulina-5-variant-03

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Расставьте знаки препинания. Графически объясните их постановку.

  1. Красота это радость твоей жизни.
  2. Слово одежда всех фактов и мыслей.
  3. Азамат был преупрямый мальчишка.
  4. Он был титулярный советник.

В каком предложении отсутствуют знаки препинания и почему?

VPR-rus-8-klass-2018-Nikulina-5-variant-04

В 3) предложении нет тире, так как сказуемое выражено полным прилагательным с глаголом-связкой. В 4) предложении подлежащее выражено местоимением и есть глагол-связка..

Выпишите предложение с составными глагольными сказуемыми и разберите его по членам.

  1. Земля под нами всё увеличивалась.
  2. Полярная звезда светила ярко.
  3. Все готовы были начать занятие.
  4. Всё стало вокруг голубым и зелёным.

VPR-rus-8-klass-2018-Nikulina-5-variant-05

Прочитайте текст. Выпишите из него односложные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставного предложения.

Зима. Смеркается очень рано. Зимние сумраки пахнут мандаринами и морозом. Чувствуется приближение праздника: люди на улицах и в метро более внимательны друг к другу, видны улыбки на обычно хмурых лицах москвичей. Хочется в тепло, в уют родного дома. Там ждёт наряжённая к Новому году ёлка, на ней ярко горят гирлянды, поблёскивает звезда на верхушке. Запах хвои будоражит воображение. Мечтаешь о празднике, о подарках и, конечно же, о чуде.

  • Зима. (безличное)
  • Смеркается очень рано. (безличное)
  • Хочется в тепло, в уют родного дома. (безличное)
  • Мечтаешь о празднике, о подарках и, конечно же, о чуде. (определённо-личное)

Расставьте знаки препинания. Разберите предложения с однородными членами и обобщающим словом. Составьте схему однородных членов.

  1. Шумит река и наполняет душу спокойствием.
  2. На клумбе растут привычные к нашим широтам цветы ромашки колокольчики степные гвоздики.
  3. На зелёной росистой траве остались следы от телег лошадей путников.
  4. Бабочка с золотисто-коричневыми крылышками села на цветок пьёт росу из него складывает свои крылья потом внезапно улетает.
  1. Шумит река и наполняет душу спокойствием.
  2. На клумбе растут привычные к нашим широтам цветы: ромашки, колокольчики, степные гвоздики.
  3. На зелёной росистой траве остались следы от телег, лошадей, путников.
  4. Бабочка с золотисто-коричневыми крылышками села на цветок, пьёт росу из него, складывает свои крылья, потом внезапно улетает.

VPR-rus-8-klass-2018-Nikulina-5-variant-07

Расставьте знаки препинания. Выпишите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, разберите его по членам.

  1. Не грусти дорогой друг.
  2. Из ручейка текущего по пышному лугу люди берут прозрачную чистую ключевую воду.
  3. Подпрыгнув она дотянулась до цветущей ветки сирени.
  4. Эта священная для меня земля была сегодня туманной и безветренной.
  1. Не грусти, дорогой друг.
  2. Из ручейка, текущего по пышному лугу, люди берут прозрачную, чистую ключевую воду.
  3. Подпрыгнув, она дотянулась до цветущей ветки сирени.
  4. Эта священная для меня земля была сегодня туманной и безветренной.

VPR-rus-8-klass-2018-Nikulina-5-variant-06

Исправьте предложение с грамматической ошибкой, запишите его правильно.

  • Понимая мысли автора книга даёт тебе очень многое.

Если ты понимаешь слова автора, то книга даёт тебе очень многое.

Расставьте знаки препинания. Обведите вводные слова.

  1. Он был видимо взволнован.
  2. Без сомнения это работа мастера.
  3. Однако пошёл мелкий дождик.
  4. Погода однако начинала портиться.

VPR-rus-8-klass-2018-Nikulina-5-variant-08

Расставьте знаки препинания, подчеркните уточняющие члены предложения.

  1. Здесь в лесной глуши мелодия звучала неправдоподобно хорошо.
  2. Уже после этих событий поздно вечером он попытался осмыслить происходящее.
  3. Вверху на палубе перекликались матросы.
  4. В берёзовой роще в самой глубине её слышался голос кукушки.

VPR-rus-8-klass-2018-Nikulina-5-variant-09

Письменно объясните постановку пронумерованных знаков препинания.

Ты письмо моё, 1 милый, 2 не комкай,
До конца его, 3 друг, 4 прочти

1,2,3,4 — выделяют обращения

Составьте и запишите предложения с прямой речью.

  1. слова автора стоят в середине прямой речи,
  2. слова автора стоят после прямой речи.

Составьте предложения с прямой речью самостоятельно, используя соответсвующие схемы:

  1. «П — а, — п». или «П — а, — п»! или «П — а, — п»?
  2. «П», — а. или «П», -а! или «П», -а?

Расскажите письменно в 2-3 предложениях об устаревших словах.

Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими. Они подразделяются на архаизмы и историзмы. Архаизмы — это слова, которые были заменены более современными: лик — лицо, уста — губы, очи — глаза, ланиты — щёки. Историзмы — это слова, которые обозначают предметы и явления, ушедшие из современной жизни: царь, веретено, карет.

Источник



Прекрасная Адыгене (16 стр.)

Если я хоть на одну ночь оторвусь от девочек, я буду для них чужая на все это время. Что бы ни было, я буду делать все, что они, и жить вместе с ними. Если они могут – значит, смогу и я.

– Они все лето жили в полевых условиях, в палатках, на практике. Они ко всему привыкли. А ты из-под московского одеяла.

– Когда-нибудь надо привыкать.

– Пошли! – тихо скомандовал Саша.

Мимо прозрачного озерка, которое среди лагерных построек выглядело скорее прудиком, мы пошли по мокрым кустам, с камня на камень перепрыгнули ручеек, по редко положенным камням перебрались через болотце, перешагнули еще один ручей и вышли на поляну среди кустов и деревьев. В десяти шагах грохотала река, несущая под крутой уклон беловатую, словно подбеленную молоком, но отнюдь не грязную воду. Сразу же за рекой, от самой воды, поднимались скалистые горы, так что взгляд не мог брать вдаль и вширь, но только вверх, цепляясь за кусты, нависшие камни, скальные выходы, пока не добирался до гребня, очерченного ломаной линией, и там должно бы начинаться синее небо, но теперь висела серая мгла.

Саша отдавал деловые распоряжения:

– Прежде чем ставить палатку, набросайте на это место веток арчи. Матраца они не заменят, но все же будет теплее… Николай, Игорь, Илья, из больших камней нужно сложить очаг. Дрова собирать сейчас поздно, они к тому же сырые. Володя и Виталий, разводите примуса, воду брать из ручья.

Ночью я проснулся, как от толчка. От внутреннего толчка. За окном хлестал дождь. С вечера я оставил окно открытым – ради свежего (горного!) воздуха. И теперь моя отдельная, но крохотная – не семи ли метровая? – комнатка вполне сравнялась с пятиградусной уличной стужей.

– Что же я наделал? – спросил я сам себя вслух. – Совершенно неприспособленному ребенку разрешил спать в такую ночь на сырой земле в ватном (а бывают пуховые) спальном мешке. Их там, правда, в палатке пять девчонок, улегшихся тесно одна к другой. С боков будет не холодно. Но снизу! Человек ли – крупица тепла – нагреет под собой влажную землю, земля ли пронижет своим холодом и остудит эту крупицу?

С вечера я успел – при помощи Саши, конечно, – позаимствовать у альпинистов кусок поролона, довольно толстый, завернутый в целлофан. Без целлофана, мне объяснили, поролон напитывается от сырой земли влагой. Но кусок оказался квадратным – для сидячего холодного ночлега. Так что, будучи подложенным под спальный мешок, он мог предохранить от леденящей земли только часть тела. Конечно, в свитере, в джинсах и в теплых носках забралась Оля в спальный мешок, но все равно! Все равно! И каково завтра утром ей, продрогшей за ночь, вылезать из мешка на холод и дождь?

Чтобы отвлечься от тревоги, я начал вслушиваться в заоконный шум, стараясь отделить в нем отдаленный шум реки от близкого шума дождя о землю, от еще более близкого шума дождя о крышу и от еще более близкого шума водосточной трубы. Дремота временами одолевала меня, но, едва забывшись, я вздрагивал снова, и снова сжимающая, спазматическая волна непоправимого прокатывалась по мне. Впрочем, когда перестал шуметь дождь, я не слышал.

Условились, что я буду вставать в семь часов (общелагерный подъем – в восемь) и бежать в наш маленький лагерь, для которого Александр Александрович назначил свой распорядок дня, с подъемом в семь. Я должен был успевать на зарядку. Затем – умывание в ручье, завтрак и выход на занятие.

Сначала решили, что я буду питаться в лагерной столовой и вообще чувствовать себя независимым человеком и лишь иногда, по желанию, присоединяться к молодежной Сашиной группе.

Источник

Adblock
detector