Меню

Варианты перехода через реки

Виды переправы через реку

Виды переправы через реку - фото

Пеший

Поход

ПолезныеСоветы

АктивныйОтдых

Река может стать опасным препятствием для любителей пеших походов. Чтобы без потерь совершить переправу через водную преграду, требуется немало знаний и навыков. Существует несколько способов преодоления подобного препятствия. Прежде чем выбрать один из них, необходимо провести тщательную разведку вдоль берега, измерить силу и скорость течения, а также глубину водоема. Переправляться лучше в наиболее спокойных районах с наименьшей глубиной. Важно помнить о зависимости глубины, силы и скорости потока от погодных условий и времени суток (приливы и отливы). Немалую роль при выборе участка для сооружения переправы играют высота береговой линии и метеорологические условия. Ни в коем случае нельзя переправляться даже через самый спокойный и мелкий ручей во время дождя.

Использование бревен

Один из самых распространенных способов – это использование бревен. Для этого нужны крепкие деревья, тщательно очищенные от ветвей, длина которых на несколько метров превышает ширину водоема. Возможно связывание двух стволов с нахлестом одного бревна на другое не менее чем на 1,5 метра и тугим перетягиванием веревкой в двух местах. Затем толстый конец дерева укрепляют камнями или помещают в яму, а тонкий обвязывают канатом. После тщательной подготовки будущий мост аккуратно приподнимают, поворачивают и укладывают на противоположный берег. Переход лучше осуществлять в самом узком месте водоема, а само бревно должно быть выше уровня воды.
На бурных и глубоких реках вдоль бревенчатого моста дополнительно натягивают веревочные перила для страховки. Располагают их на уровне плеча или головы переправляющихся, немного в стороне от бревенчатого моста. Возможно также использование клади – нескольких тонких деревьев, связанных вместе. Если есть естественные бревенчатые завалы, переход по ним возможен только после проверки на прочность.

По камням

Такая переправа возможна там, где камни располагаются достаточно близко друг от друга – на расстоянии не более одного прыжка. Необходимо учитывать, что камни могут быть скользкими и неустойчивыми. Дополнительной опорой служит шест или ледоруб, упирающийся в дно перед идущим со стороны потока. Чем глубже и стремительнее водоем, тем более нужна дополнительная страховка с суши. Для ее осуществления один конец бечевки обвязывается вокруг переправляющегося, а другой держат несколько человек, находящихся на твердой земле вниз по течению от переправы. Не слишком широкие ручьи можно просто перепрыгнуть, помогая себе шестом.

Переход вброд

Брод лучше искать ниже речной излучины, под острым углом к берегу вниз по течению. Наличие брода можно определить по несильной ряби на воде, расширению прямого участка реки, наличию отмелей и ряду других характерных признаков. Брод преодолевают обязательно в обуви, но без носков. При отсутствии серьезной угрозы сноса переправляющихся водой переходить можно без страховки, используя шест – прочную палку, длина которой не меньше человеческого роста. Прежде чем сделать шаг, дно тщательно ощупывают шестом. Ноги и палку нельзя поднимать высоко.
Широкие и неглубокие водные препятствия можно преодолевать группами по двое либо шеренгами. При этом держатся за плечи или талию соседа и стоят лицом в сторону противоположного берега. В случае повышенного риска (быстрого течения, неопределенной глубины и т. д.), переправа осуществляется при помощи веревочных перил или растяжек.
Основная и дополнительная страховки закрепляются с расчетом, что, перебравшись на другую сторону, человек без проблем сам отвяжет их. Первопроходец закрепляет на противоположной стороне импровизированные перила. Остальные путешественники при переходе держатся за них руками и крепят к ним страховочный канат. В момент переправы человек движется боком, лицом к течению. Переходят строго по одному.

Вплавь

Такая переправа возможна только для отличных пловцов. Вещи и продукты в этом случае перевозят на небольшом плоту с помощью веревки, протянутой с одного берега на другой.

Навесная переправа

Для ее сооружения веревку лучше закреплять с уклоном сверху-вниз. Необходим и дополнительный страховочный канат. Передвижение осуществляется с помощью двух карабинов, спиной к воде и ногами вперед. В случае провисания троса переправляться следует головой вперед. Если группа многочисленная, устанавливают сразу несколько переправ.

Навесной мост

Наиболее удобный и надежный способ преодоления водной преграды. Сборка моста производится на земле, рядом с предполагаемым местом его расположения. Для этого используют три основные веревки, тонкое бревно или несколько связанных палок. Связывается мост таким образом, чтобы перила располагались подмышками переправляющегося. Крепят мост на 1,5-2 метра выше уровня воды.
Переплыть реку и горный поток можно также на лодках, байдарках и других видах плавучих средств. При таком способе главное – не допустить перегрузки плавсредства и его опрокидывания.

Источник

Проектирование переходов через большие и средние водотоки

Классификация рек по типу руслового процесса и типу питания

Реки – это крупные постоянные водотоки, имеющие русла.

Реки протекают по относительно узким углублениям земной поверхности, называемые речными долинами. Первичное образование речных долин связано с тектоническими деформациями земной поверхности и движением ледников. Однако процесс формирования речных долин продолжается почти непрерывно под действием текущей воды, которая поступает с территории, называемой бассейном реки. Речная долина подразделяется на русло и пойму.

Часть ширины русла реки, в пределах которой происходит минимальный сток, называется меженным руслом. УМВ – уровень меженной воды;

УВВ – уровень высокой воды (в период паводка).

Речной системой называется совокупность главной реки, впадающей в море или озеро, и ее притоков. Долина главной реки в каждой речной системе подразделяется на три характерных участка:

1. Зона эрозии – это первый, верхний участок реки с наибольшим продольным уклоном. На этом участке скорость течения воды настолько значительная, что вода размывает грунт и уносит его частицы вниз по реке.

2. Зона традиционных наносов – на этом участке уклон дна русла уменьшается, размыв дна прекращается, но скорость течения воды еще велика и наносы проходят этот участок не откладываясь;

3. Зона аккумуляции наносов – на этом участке уклон дна русла наименьший, скорость течения воды незначительная 9по сравнению с предыдущими участками) и поэтому наносы откладываются на нижнем участке долины и дно реки повышается (конус выноса).

Современный процесс формирования речного русла, т.е. выработка его форм и размеров, называется русловым процессом. Крупные скопления донных наносов могут образовывать в русле побочины – если эти скопления прижаты к берегу русла и осередки (отмели) – если скопления донных наносов с берегом не смыкаются. Побочины образуются под влиянием центробежных сил на поворотах русла, а осередки возникают на малых уклонах под действием поперечной циркуляции.

Долина главной реки речной системы на каждом характерном ее участке, (а именно в зоне эрозии, зоне транзита и зоне аккумуляции наносов) имеет вполне определенные основные типы русла:

Характерный участок реки Основной тип русла
Зона эрозии Каньон
Зона транзита Немеандрирующее русло, а в местности равнинной меандрирующее русло
Зона аккумуляции наносов Блуждающее русло

Каньон – глубокая, узкая речная долина с крупными, нередко ступенчатыми склонами;

Меандр – излучина реки, образующаяся вследствие различных препятствий в ее течении.

Меандрирование русла может происходить по следующим причинам:

1. Излучина реки настолько сближаются, что водный поток прорывается кратчайшим путем, оставляя подковообразную излучину – староречье. Это завершенное меандрирование.

2. Излучины реки находятся далеко друг от друга, но во время паводка вода затопляет пойму реки, а поток ее настолько мощный, что прорезает себе в пойменных грунтах длинную промоину – спрямление. Это незавершенное меандрирование, при котором брошенная излучина (староречье) не имеет ярко выраженной подковообразной формы.

Читайте также:  Ноты как за доном за рекой под зеленым дубом

По типам питания реки подразделяются на четыре большие группы:

1 – реки с дождевыми паводками, питающиеся в течение года преимущественно дождевыми водами;

2. – реки с паводками (половодьями) от талых вод, питающиеся в течение года преимущественно водами от таяния снега;

3. — реки с паводками (половодьями) от таяния ледников;

4. реки с комбинированным (смешанным) питанием, подъемы уровня на которых обусловлены как дождевыми водами, так и стоком от таяния снега и ледников.

Для изучения режима протекания воды в реках составляют водомерные графики, которые отображают изменение уровня воды в реке во времени:

На контур водомерного графика могут повлиять:

1. Образование на реке шуги, которая представляет собой осенний внутриводный лед. Эти скопления образуют заторы, что приводит к значительному подъему воды перед препятствием. Прорыв затора сопровождается увеличением скорости течения.

2. Ледоход. Во время весеннего ледохода. Ледяные заторы на поворотах реки сопровождаются значительным подъемом уровня воды. При прорыве затора скорость течения воды сильно увеличивается.

3. Подпор от другой реки, сливающейся с изучаемой рекой.

4. Учет этих обстоятельств весьма важен при составлении водомерных графиков и переходе от них к гидрографу реки, т.е. к графику изменения расходов во времени:

Площадь фигуры, образованной линией гидрографа и осями координат, представляет собой объем годового стока.

Зависимость между расходами Q и уровнями воды в реке H изображается кривой расхода: H=f(Q). Измеряя скорость течения воды в реке и глубину потока получают расход Q/ По этим данным строят кривую расхода (при нескольких уровнях воды H)

Имея кривую расхода легко перейти от водомерных графиков к гидрографам стока.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРЕХОДОВ ЧЕРЕЗ ВОДОТОКИ

Мостовые переходы устраивают в местах пересечений трассы дороги с водотоком. Водотоки бывают естественные (реки, протоки) и искусственные (каналы искусственного орошения, водохранилища). Естественные водотоки подразделяются на малые и большие. Малые водотоки имеют площадь водосборного бассейна менее 100 тыс. км 2 ; большие – более 100 тыс.км 2 . В свою очередь малые водотоки могут подразделяться на постоянные и периодически действующие. В периодических вода появляется в определенное время года (весной и осенью). Такие водотоки составляют большинство в классе водотоков. Установлено, что более 90% от общего числа искусственных сооружений составляют малые искусственные сооружения (малые мосты, водопропускные трубы, которые устраиваются через малые водотоки).

Мостовой переход – это комплекс инженерных сооружений, служащих для обеспечения непрерывного движения транспорта и пешеходов, а так же для пропуска паводковых вод через отверстие мостового перехода, в состав которого входят:

— Искусственные сооружения, служащие для пересечения собственно водотока (мост);

— подходы к искусственному сооружению (земляные насыпи).

— регуляционные и защитные сооружения.

Рис.1План мостового перехода: 1 – искусственное сооружение, 2 – подходы, 3- струенаправляющие дамбы, 4- траверсы.

Переходы через водотоки классифицируются по типам искусственных сооружений, к которым относятся:

1. мост – сооружение, проводящее дорогу над водным препятствием;

2. тоннель — сооружение, проводящее дорогу под водным препятствием;

3. паром – подвижное устройство для перевозки автомобилей и других транспортных средств.

Мостовые переходы являются основным видом переходов через водотоки. Как правило, устраивают один мост, перекрывающий русло реки, однако на реках с широким разливом во время паводка устраивают несколько мостов. Мосты, расположенные вне русла называют пойменными.

Рис 2. Схемы мостовых переходов: а- с одним мостом, б – с двумя мостами.

1 – мост, 2 – насыпь.

1. Незатопляемые (высоководные);

2. Низководные, на которых подходы, а иногда и мосты затопляются во время паводка,

Рис3. Схемы низководных мостовых переходов:

а — с затопляемой насыпью; б —с затопляемыми мостом и насыпью

3. Разводные, которые разводят во время пропуска судов (устраивают в городах, где из-за необходимости устройства съездов с моста на городские улицы иногда нельзя обеспечить высоту моста, требуемую по условиям судоходства.);

4. Наплавные мосты – работают до зимы (к зиме их разводят и работает ледяная переправа). Наплавные мосты устраивают при пересечении широких и многоводных рек, когда постройка моста на постоянных опорах, обеспечивающего круглогодичное непрерывное движение, еще не требуется в связи с малой интенсивностью движения на дороге.

5. Мосты – трансбордеры. Если дорога проходит через акваторию морского порта, устройство обычного моста становится затруднительным. В этих условиях можно применить мост-трансбордер, представляющий собой легкую ферму, которая расположена на большой высоте, обеспечивающей беспрепятственный пропуск морских судов. По ферме передвигается тележка, к которой на тросах подвешена платформа, перевозящая грузы.

Мосты с ездой:
а — поверху, б — понизу; в — посередине

Классифицируются:
по числу пролетов — одно-, двух-и трехпролетные и т. д.;

Пролеты моста не всегда назначают одинаковыми. На судоходных реках только часть пролетов приспосабливают для пропуска судов. Остальные пролеты могут быть устроены существенно меньшими с размерами, наиболее

выгодными по экономическим соображениям.
по числу главных путей—одно-, двух- и многопутные;
по конструкции пролетного строения — с ездой понизу, поверху и посередине;
по материалу — каменные, металлические, железобетонные, деревянные;
по длине—малые (до 25 м), средние (25—100 м), большие (100- 500) и внеклассные (более 500 м);
по способу передачи давления на опоры (статическая схема) — балочные, арочные, рамные, висячие, вантовые, комбинированные.

В балочных и вантовых мостах пролетное строение передает на все опоры только вертикальное давление, благодаря чему опоры имеют сравнительно легкие конструкции. В мостах других статических схем береговые опоры работают под более сложным воздействием сил, поэтому их строят массивными и не дающими просадок.

Статические схемы мостов:
а — балочных; б — арочных; в — рамных, г — висячих, д — вантовых, R, H — соответственно вертикальная и горизонтальная реакция опор

К группе больших относят также мосты длиной менее 100м, но с пролетами более 25м. Если малые и средние мосты и трубы полностью подчиняются направлению дороги, то большие, так называемые титульные мосты являются определяющими для направления дороги, т.к. их стоимость велика.

Подводные тоннели устраивают при пересечении больших рек в городах, где невозможно поднять мост так высоко, как это требуется для судоходства, а также в тех случаях, когда устройство автодорожного моста нежелательно по каким-либо другим причинам. Тоннели отличаются высокой стоимостью строительства по сравнению с другими видами искусственных сооружений. Поэтому применение тоннельных переходов ограничено.

Рис. 3. Схематический продольный профиль подводного тоннеля.

Рис.3б. Схема поперечного профиля подводного участка; в — поперечного профиля сухопутного участка;

1— шахта; 2— инженерная шахта, 3 — путь для пешеходов; 4— тоннель для автомобилей; 5 — приток воздуха; 6 — вытяжка воздуха; 7 — проезд; 8 — покрытие.

Паромные переправы применяют только на постоянных водотоках, чаще всего как временные сооружения, действующие до постройки моста. Наибольшее распространение паромы получили на автомобильных дорогах местного значения. На реках с ледоставом в работе паромных переправ возникают перерывы в те же периоды, что и для наплавных мостов. Подходы к паромным переправам устраивают чаще всего затопляемыми на время разлива реки, что ограничивает возможность использования паромов во время паводков.

Проектирование мостового перехода должно учитывать: интересы производственных и промышленных предприятий, сельского хозяйства и обеспечить минимально возможную стоимость самого сооружения и последующую его эксплуатацию. Наиболее рациональные проектные решения находятся только на основе вариантного проектирования. В процесс проектирования мостового перехода необходимо сравнивать варианты мест пересечения реки, отверстий моста, конструкций пролетных строений и опор моста.

Читайте также:  Чумыш река алтайский край отдых

При выборе оптимального решения варианты сравниваются по: экономическим, техническим; эксплуатационным; строительным показателям.

Источник

Как в походе безопасно перебраться на другой берег

Здравствуйте, друзья и читатели моего блога! Поход одного дня или многодневный — это всегда проверка на прочность. Причем с появлением опыта, хочется выбирать все более сложные маршруты. Поэтому рано или поздно вы столкнетесь с необходимостью пересечь водную преграду.

Виды переправ через реку

Существует несколько возможностей переправиться через реку. Какую выбрать, зависит от опытности группы или ее кураторов, а также от внешних факторов – рельефа, особенностей речки, погоды и т.д.

Вброд

Речная переправа — это настоящее испытание в походе, причем как для новичков, так и для опытных туристов. Каждый водоем уникальный, также при форсировании реки нужно учитывать много факторов, поэтому перед переходом, следует хорошо подготовиться и взвесить все «за» и «против».

Правила переправы через реку вброд.

Шаг 1. Визуальное определение мелководья.

На наличие брода могут указывать:

  • рябь на поверхности,
  • островки суши,
  • расширение русла,
  • перекаты,
  • наличие тропинок местных жителей идущих к реке.

При этом важно исключить наличие в месте переправы водоворотов воды, торчащих коряг, застрявших деревьев, тины. Все это может сильно усложнить движение.

Также место должно быть удобно для спуска в воду и выхода на берег с другой стороны.

Шаг 2. Вычисление скорости реки.

Удобно определять скорость вдвоем. Первый человек стоит выше по течению, второй ниже. Расстояние между ними должно быть 10 м. Первый кидает в воду легкий предмет, например, шишку, второй в это время включает секундомер, как только шишка с ним поравняется, секундомер выключают и делают простейшие вычисления. Скорость будет равна величине от деления расстояния (10 м) на время (в секундах).

По тому же принципу возможно узнать скорость течения и в одиночку. Вбейте у воды колышек, отойдите выше по течению на 10 м. Бросьте шишку и включите секундомер. Когда шишка поравняется с колышком, секундомер нужно остановить. Для чистоты эксперимента и с учетом поправки на погрешность собственного глазомера желательно повторить операцию с шишкой до 5 раз. Затем вычислить среднее значение времени и только после этого рассчитать скорость.

Чем выше скорость, тем меньше глубина должна быть на мелководье. Т.е. при 1 м/с допустима глубина 1 м, при 2 м/с – 0,5 м. При большем течении, выбирайте другой способ переправы или ищите другой брод на реке.

Шаг 3. Разведка.

Самому опытному участнику похода следует провести разведку. Для этого нужен шест (не менее 2 м). Им прощупывают дно, кроме того, он служит страховкой от падения.

Важно! Шест нужно упирать в дно против течения, иначе его может снести потоком, а заодно и человека.

Через 30 метров по течению должны дежурить, умеющие плавать, участники, их цель подстраховать разведчика в случае его падения в воду. Вооружиться им нужно длинными палками, веревками, всем тем, что поможет вытащить человека.

Шаг. 4 Переправа.

После того, как первый участник прошел, за ним ровно по тому же месту должны идти остальные. Проходить водную преграду нужно в обуви.

У рюкзаков отстегните ремни на груди и поясе, также рекомендуется снять одну лямку. Если в условиях спокойной реки некоторые туристы пренебрегают этим правилом, то для горной реки и при высокой скорости течения, вопрос имеет особую остроту. При падении рюкзак может зацепиться за что-нибудь на дне или своим весом просто помешает вам быстро вынырнуть.

Переправа через горные реки вообще имеет свои нюансы. Часто это высокая скорость течения, холодная вода и непредсказуемое дно. Учитывая все это, не рекомендую пытаться перейти речку, если глубина свыше 1 м, а скорость более 1 м/с. Ищите места с пологим входом-выходом и самой низкой скоростью течения.

Если вы знаете, что по маршруту необходимо будет форсировать горную реку. Имейте ввиду, что на уровень речки могут влиять осадки, т.е. зная погоду можно скорректировать путь. Также помните, утром реки сильно мелеют, а к ночи наоборот наполняются водой.

По бревну

Чтобы организовать переправу по бревну, потребуется сноровка и опыт бывалых туристов.

В случае, когда деревья растут в непосредственной близости от реки, можно срубить дерево, и постараться его уронить, так, чтобы оно легло поперек речки. При этом нужно учитывать, что длина ствола должна быть на 2-3 метра больше, чем ширина реки. После того, как дерево упало, мешающие и крупные ветки нужно обрубить. Сделать это может опытный в походном деле участник. Он сидится на дерево, обхватывает его ногами и таким образом рывками постепенно передвигаться вперед. После того, как он окажется на другом берегу, необходимо посмотреть, требуется ли дерево дополнительно укрепить, чтобы оно не перекатывалось из стороны в сторону при переправе людей.

Источник



Как перейти реку не замочив ног. Просто понравилось, цитата.

Как перейти реку с быстрым течением

Иногда блуждая по лесу в поисках выхода к людям может понадобиться перейти реку у которой быстрое и сильное течение. Эта задача не из самых легких, но вполне выполнимая.

В брод

Конечно же через реку или вообще водоем всегда лучше перебираться с помощью плавательного средства (плот, лодка). Но в аварийных ситуациях не всегда это у вас имеется. А на постройку плота может уйти время, которого у вас нет. Поэтому остается только один способ, переходить реку в брод.

Будет просто замечательно, если у вас в рюкзаке будет запасная пара обуви, которую вы сможете одеть после перехода. Дело в том, что мокрая обувь может плохо сказаться на ваших ногах, буквально через пару часов ходьбы.

Итак, переходим в брод. Для этого необходимо срезать или найти длинную палку. Она нам нужна чтобы прощупывать дно реки и позволит упираться на нее, делая себя более устойчивым сильному течению реки. Это как дополнительная к вашим ногам опора. Переходить такую реку нужно стоя лицом к течению и слегка боком повернутое тело.

Идем не спеша и аккуратно ступая шаг за шагом. При спешке можно запнуться, подскользнуться или просто не удержаться из-за напора воды. А это приведет к падению в реку.

Лучше всего переходить в местах где река изгибается (излучина). Здесь течение уменьшает свою скорость и гораздо легче пройти. Но будьте осторожны, рядом на изгибах где много коряг и палок возле берега. Здесь не переходите, так как большой шанс запутаться в чем-либо или наступить на острую ветку.

Еще можно найти отмели (небольшие островки) на реке. Они облегчат переход. А если их несколько и они рядом, то можно вообще не промокнув перепрыгивать с одного на другой.

Внимательно смотрите на поверхность воды. Если на ней виднеется волна или рябь из нескольких волн. То под водой в том месте могут лежать камни. Аккуратнее в этом месте.

Вплавь

Вплавь без плота или ложки вообще не желательно переплывать реки. Особенно если с вам много снаряжения, а течение реки быстрое и холодное. Но если выхода нет, то придется таким способом.

Очень хорошо если вы взяли с собой что-то вроде мусорного пакета и в него сложите все свои вещи. Причем и те, что надеты на вас, чтобы потом быть в сухой одежде. Завязывать пакет лучше так, чтобы в нем еще остался воздух, так как это дополнительно будет удерживать вас на воде.

Читайте также:  Правило все имена названия рек пишутся

Кстати, можно использовать сухую траву и ваши штаны или футболку. Заполняете их сухой травой, завязываете штанины или рукава. Затем в воде облокачиваетесь на полученное плавательное средство и плывете. Правда этот способ не сильно надежный, но если вы без снаряжения, то вполне себе подойдет.

Перед тем как начать переходить или переплывать реку осмотрите противоположный берег. Сможете ли вы там спокойно выбраться из воды? Если противоположный берег завален мусором или там обрыв, то лучше пройтись немного выше по течению и попробовать совершить переход через реку там.

Предыдущие статьи:

Спасибо за внимание, если вам понравилось поставьте ЛАЙК и ПОДПИШИТЕСЬна мой канал. Это будет хорошей мотивацией писать дальше для вас интересные и полезные статьи.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Сложность и опасностьпереправы через горные реки связаны с силой их течения, низкой температурой воды, неровностями дна и катящимися по нему камнями. Меньше всего воды в 4-8 часов утра, больше в 13-17 часов. Уровень воды может быстро подняться во время и после дождя, в случае прорыва запруды, а при холодной облачной погоде значительно упасть.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Изучив особенности реки, можно выбрать место и время переправы так, чтобы брод оказался сравнительно легким. Ручьи и небольшие горные реки в это время удается преодолеть даже не замочив ноги, прыгая с камня на камень. Для этого надо отыскать место, где выступающие над поверхностью воды камни наиболее многочисленны, близко расположены друг к другу, не покрыты водорослями, мхом и имеют сухую поверхность.

Мелководные горные реки со слабосвязанным дном лучше переходить на четвереньках, лицом к набегающему потоку, упираясь носками ботинок в неровности на дне. Недопустимо переправляться через реку с ходу. Необходимо провести тщательную разведку берегов реки в обе стороны. Лучше задержаться на несколько часов или на сутки, чем подвергать свою жизнь риску.

Самые мелкие места находятся в самых широких местах реки, и наоборот — наибольшие глубины и скорости течения встречаются в сужениях русла. Признаками мелководья могут служить:

Широкие плесы с повышенной скоростью течения по всей ширине реки.
Места, где река разделяется островками на несколько рукавов.
Выступающие над водой камни.
Островки по всей ширине.
Водная растительность.

Днем, в тихую погоду, поверхность воды над мелкими местами — косами, перекатами бывает более ровная и светлая, чем над глубокими, где она имеет волнистый вид и темный цвет. Мелкая рябь на поверхности воды указывает на мелководье.

Переправа через горные реки вброд.

Переправа через горные реки вброд возможна, если глубина не выше середины бедра. В этом случае следует переправляться ниже поворота реки. Для удержания от сноса по реке организуется страховка с берега. Веревка крепится на спине переходящего реку человека и фиксируется еще на нескольких точках.

Страховка при переправе через горные реки вброд.

Переправляться вброд нужно только в ботинках на босу ногу. В этом случае меньше шансов повредить ноги о камни на дне реки. Верхнюю одежду лучше снять, чтобы уменьшить сопротивление набегающему потоку. Если вода теплая, а переход мал, глубокийброд лучше пройти без одежды. Снятую одежду поместите под верхний клапан рюкзака или, связав в узел, держите над головой.

Идти надо мелкими шажками, не торопясь, ощупывая дно ногами. В одиночку можно переправляться через реку навстречу течению, упираясь в дно крепким деревянным шестом. Если поток бурный, с мутной водой, не позволяет просмотреть характер дна, для опоры удобно использовать шест, подстраховав еговеревкой или репшнуром. Если одному переправляться трудно, можно войти в воду вдвоем—втроем.

Система страховки при переправе через горные реки вброд.

Если переправа через горные реки осложнена, лучше переправляться вброд по перилам. На рисунке ниже показана организация такой переправы и страховки ее участников.

Переправа через горные реки по бревну.

При массовых переправах организуют переправу через реку по переброшенному или сплавленному бревну. Перебрасывая или сплавляя бревно, комлевую часть надо закрепить. Серединой основной веревки на тонком конце бревна вяжется схватывающий узел. При перебрасывании бревно сначала поднимают вертикально, а затем страховочнымиверевками (веревки разводятся в стороны под острым углом — первоначально 90 градусов), осторожно опускают через поток.

Переправа через горные реки по бревну с перилами из жерди.

Переброска бревна через реку.

При сплаве бревна нужно заранее определить точку на противоположном берегу (большой камень, дерево и др.), в которую бревно упрется своей вершиной. После укладки бревна первый участник переправы безрюкзака (с прикрепленной к грудной обвязке страховкой с берега и вспомогательной страховочной веревкой) проходит по бревну на другой берег и выше от бревна по течению воды натягивает перила. Таким образом организуется переправа и необходимая страховка переправляющихся.

Страховка переправляющихся по бревну.

Подвесная переправа через горные реки.

Если вышеперечисленные способы переправ невозможны из-за чрезмерно бурного потока реки, ее ширины, используется подвесная переправа. При длинных навесных переправах, во избежание чрезмерного натяжения веревки и обрыва, используют двойную веревку. В момент скожения по наклонной веревочной переправе нельзя хвататься за веревку, возможен ожог. Во избежание удара о берег запрещается спускаться головой вперед.

Прикрепление грудной обвязки переправляющегося карабином к несущей веревке обязательно. Поскольку в любом случае посреди реки веревка провиснет, к переправляющемуся пристегивают вспомогательную веревку — ею его подтягивают к берегу. На подвесной переправе рюкзаки, ледорубы, другое снаряжение транспортируют отдельно.

Переправа через горные реки верхом на лошади, верблюде, ишаке.

Возможны переправы через горные реки с помощью животных. Предельная глубина брода для переправы верхом на лошади — 1,25 метра при скорости течения до 2 м/с. Верблюды преодолевают более глубокие броды. Ишаков переправляют без груза, страхуя веревкой с берега, противоположного началу переправы. Лошадей и ишаков обвязывают страховочной веревкой позади передних ног. При переправе верхом во избежание головокружения надо глядеть на противоположный берег или голову лошади.

Основные правила переправы через горные реки.

1. Перед осуществлением переправы необходимо тщательно разведать берега. Дать оценку обстановке с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использования опор, отобрать материалы и снаряжение для организации переправы.
2. Определить способ переправы.
3. Выбрать место и время переправы.
4. Установить место для наблюдения, откуда просматривается вся переправа и можно руководить ею.
5. При особо сложной ситуации пользоваться только двойной страховкой.
6. Прежде чем начать переправу, следует проверить надежность точек закрепления, состояние веревок.
7. Выпускать на переправу первым наиболее опытного.

8. Припереправе с опорой на шест упираться им следует выше по течению.
9. При передвижении с организацией страховки перилами двигаться надо сбоку перил, ниже по течению.
10. Не употреблять при переправе схватывающего узла.
11. Не допускать к переправе одновременно двух и более человек.
12. На подвесной переправе рюкзаки, ледорубы, другое снаряжение транспортируют отдельно.
13. Обязательна надежная страховка и самостраховка.
14. При групповой переправе нужна строжайшая дисциплина и порядок.

По материалам книги SURVIVAL (Выживание).
Коледа С.И., Драчев П.Н.

Источник

Adblock
detector