Меню

Васюткино озеро дедушкина примета вызвездило

В.П. Астафьев «Васюткино озеро» Заполните правую часть таблицы, подобрав цитаты из

В.П. Астафьев quot;Васюткино озероquot; Заполните правую часть таблицы, подобрав цитаты из текста по образчику. Уроки тайги Приготовляться основательно к походу в тайгу / quot;Таков древний порядок: идешь в лес — бери еду, бери спичкиquot;. Обозначать особыми приметами дорогу / . Не трать попусту порох и дробь / . Знать привычки животных и птиц / . Бережно относиться к тайге / . Уметь развести костер, приготовить еду, устроиться на ночлег / . Не утрачивать пребывания духа / . Знать таежные приметы / .

  • Мария Харькова
  • Литература 2019-10-02 13:28:27 16 1

Уроки тайги
Приготовляться фундаментально к походу в тайгу / «Такой старинный порядок: идешь в лес — бери пищу, бери спички».
Означать особыми приметами дорогу / Сделает человек засечку на одном дереве, отойдет немножко, еще топором тюкнет, потом еще.
Не растрачивай попусту порох и дробь / Он снял с плеча ружье, прицелился и щелкнул языком, словно на спуск надавил. Стрелять он не стал. Ему теснее не раз драли уши за попусту сожженные патроны. Трепет перед драгоценным «запасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) сильно вбит в сибиряков отроду.
Знать привычки животных и птиц / Он ведь знал, что кедровка — птица нужная: она разносит по тайге семена кедра.
Бережно относиться к тайге / Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег.
Уметь развести костер, приготовить еду, устроиться на ночлег / «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»
Не утрачивать присутствия духа / Ну и трус же я! Чуть ума не лишился из-за такой чепухи.
Знать таежные приметы / Далеко впереди Васютка заметил уходящую в глубь тайги желтоватую бороздку лиственного леса. Значит, там речка.

Источник

Васюткино озеро дедушкина примета вызвездило

МАТЕРИАЛ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПРИ СОЗДАНИИ ВИКТОРИНЫ ИЛИ КВН ПО ТЕКСТУ РАССКАЗА, Т.Е. ДЛЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

ВОПРОСЫ ПО РАССКАЗУ В.АСТАФЬЕВА «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»

Викторина «Васюткино озеро»

1. Почему стала плохо ловиться рыба? (Из-за осенних дождей, поднявших уровень воды в реке)

2. На какой реке происходили события? (Енисей)

3. Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки? (По нескольку центнеров)

4. Чем снабжал Васютка рыбаков? (Кедровыми орехами)

5. Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба? (Таков старинный порядок)

6. Что такое затесь? (Зарубка на дереве)

7. Какую птицу первой увидел мальчик? (Кедровку)

8. Стрелял ли в нее Васютка? (нет)

9. Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря? (Он подражал собаке)

10.Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь? (5-6 килограммов)

11. Когда Васютка понял, что заблудился? (Когда увидел муху в сетях паука)

12. О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря? (О том, что не взял соли)

13. Сколько патронов осталось у Васютки после того, как он выстрелил в воздух? (10 штук)

14. По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде? (на пути стала попадаться трава)

15. За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра? (За народными приметами)

16. Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу? (В озерах благородная рыба не водилась)

17. Как Васютка выбрался к реке? (Он догадался, что озеро проточное).

Викторина по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»

1. В каком месте нашей родиной страны происходят события? (в Сибири, на Енисее)

2. Чем занималась бригада отца мальчика? (ловила рыбу)

3. Чем снабжал бригаду мальчик? (шишками)

4. Что заставила взять с собой в дорогу мать мальчика? (хлеб)

5. Что такое зАтеси? (зарубки на дереве, чтобы не потерять дорогу)

6. Какая птица отвлекла мальчика с дороги? (глухарь)

7. Каким способом жарил мальчик птицу? (в золе)

8. Почему мальчик отыскивал глазами жёлтую полоску лиственного леса? (он растёт вдоль воды)

9. В какую сторону пошёл мальчик? (на север)

10. Что привлекло мальчика, когда он вышел к воде? (ныряющие утки)

11. Чему удивился мальчик, когда глянул в воду? (там было много белой речной рыбы)

12. Кто спас мальчика? (рыбаки рыбосборочного катера-бота)

13. Что обещал дед подарить мальчику? (новое ружьё)

14. Как назвали открытое мальчиком озеро? (Васюткино, в его честь)

Второй, более сложный, вариант викторины по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»

1. В какое время года происходят события рассказа? (конец лета)

2. На какой реке ловят рыбу рыбаки? (на Енисее)

3. С какой целью ходил в лес Васютка? (за кедровыми шишками)

4. Какой наказ дала мать Васютке? (Дала хлеба и сказала от затесей не уходить)

5. Почему кедровка – птица полезная? (она разносит семена кедра по тайге)

6. На кого отвлёкся Васютка? (на глухаря)

7. Когда Васютка понял, что заблудился? (когда увидел муху в паутине)

8. Каким образом испёк глухаря мальчик? (раскопал костёр и в ямку, в золу, положил птицу)

9. Где спал мальчик ? (на месте костра, чтобы не замёрзнуть)

10. Что пытался различить мальчик среди тёмного моря тайги? (жёлтую кромку лиственного леса)

11. Отчего расплакался мальчик, когда увидел болото? (от бессилия и разочарования)

12. Что увидел в озере мальчик? (речную рыбу)

13. Продолжите дедушкину примету: «Вызвездило — …» (к холоду)

14. Что понял мальчик, когда обнаружил подбитую им утку у перешейка? (озеро проточное!)

15. Что нужно сделать, чтобы развести костёр из подмокших дров? (нужно поджечь берёсту)

16. Как и почему назвали озеро люди? (Вассюткиным. Именно он его нашёл и привёл рыбаков)

Источник

Урок литературы в 5-м классе «Как Васютка выжил в тайге» (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

Цель: развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.

Читайте также:  Тип озерной котловины озера балхаш

Оборудование: портрет писателя, карта России, рисунки учащихся, запись с пением птиц.

Словарная работа: автобиографическая проза, тенета, валежины, ряска, тягун.

  1. Слово о писателе

— Ребята, дома вы прочитали рассказ русского писателя В.П. Астафьева “Васюткино озеро”. А что вы узнали о писателе Астафьеве? Какие факты его биографии, детства? (Астафьев рано потерял самого дорогого ему человека – маму; жил и воспитывался в семье бабушки и дедушки Потылицыных; побывал в детском доме; учился в железнодорожном училище в Красноярске; его гнали из конца в конец страны в толпе раскулаченных; он прошел войну рядовым и вернулся еле живой, его первый ребенок умер от голода…)

— Как вынести это? Как не ожесточиться, не проклясть? Но Астафьев пишет: “За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его, этого счастья? Все ли сделал для счастья других? Всегда ли был честен перед собой?”

Прошло много лет, прежде чем бывший беспризорник и детдомовец, бывший солдат Великой войны стал писать, чтобы рассказать людям о пережитом, о том, что тревожит душу. В.П. Астафьев написал много интересных рассказов для детей и повестей и романов для взрослых. Писать рассказы для детей Астафьев начал давно, в самом начале своего творчества, в 50-е годы. Он создает цикл рассказов о своем детстве, о тех впечатлениях, что были вынесены им из далекой поры. Автор предстает в этих рассказах центральной действующей фигурой, это его глазами мы видим окружающий мир. Героями рассказов являются разные люди, открывшие маленькому человеку мир человеческих отношений, мир природы и взаимосвязь человека и природы.

Один из таких рассказов – “Васюткино озеро”.

  1. Судьба рассказа (сообщение учащегося)

— К какому жанру можно отнести произведение, учитывая, что писатель рассказал в нем о своих приключениях? (Автобиографическое произведение. Автобиография — описание своей жизни (обращение к словарю)).

— Какое название “Жив” или “Васюткино озеро” вам нравится? Почему?

  1. Блиц-опрос (по группам или по рядам).

— А сейчас проверим, насколько внимательно вы читали рассказ. Оценивается скорость ответа и его правильность. За каждый правильный ответ группа (ряд) получает жетончик.

  • На какой реке происходили события?
  • Назовите возраст Васютки.
  • Чем снабжал Васютка рыбаков?
  • Что такое затесь?
  • Какую птицу первой увидел Васютка?
  • Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?
  • Сколько, по мнению Васютки, весил пойманный глухарь?
  • О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?
  • Сколько патронов осталось у Васютки после того, как он стрелял в воздух?
  • По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?
  • Как звали Васюткину собаку?
  • Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать?
  1. Беседа по тексту

— Как связано начало рассказа с его названием? ( В основе сюжета рассказа лежит такое событие: мальчик по имени Васютка заблудился в тайге и провел там несколько дней один.)

— Зачем Васютка пошел в лес? (Он снабжал рыбаков кедровыми орехами. Но эта работа была не в тягость).

— Почему Васютка не стал спорить с матерью перед походом в тайгу? (Таков старинный порядок: идешь в лес – бери еду, бери спички).

— Расскажите, как Васютка заблудился? (Васютка бросился за подбитым глухарем. Птица уходила небольшими перелетами. Они становились все короче. Глухарь слабел. А Васютка припустил сильнее).

— Какие чувства испытал мальчик после того как понял, что потерял затеси? Давайте понаблюдаем за поведением Васютки в лесу, за его состоянием: (“он спохватился: где затеси. ” — “Лес был такой же. И все же от него веяло чем-то чужим… Васютка заговорил вслух, чтобы отогнать подступающий страх…”)

Чтение учащимся наизусть отрывка со слов “Где же затеси?” до слов “Страх начал давить еще сильнее”.

— За что ругает себя Васютка? (В пылу охотничьего азарта погнался за глухарем, забыл о затесях ).

— А как бы вы стали вести себя в данной ситуации? — Какое решение принимает Васютка? (Идти на юг к Енисею). О чем говорит такое решение? (Он пытается взять себя в руки, успокоить себя).

— Васютка бодрится, но … легко ли ему? (“Но бодрости хватило ненадолго – затесей все не было…” — надежда сменяется отчаянием. “… с замирающим сердцем бежал он к дереву…” — вновь Васютка надеется на удачу. “В лесу сделалось совсем тихо…” — что теперь делать? “Уж несколько раз менял направление” — все – таки он не сдается).

— Когда Васютка окончательно понял, что заблудился? (“Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета (обращение к словарю)”. “И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!”).

— Как передает писатель состояние мальчика в этот момент? (“Открытие было простым и потрясающим”, “он вскрикнул и бросился бежать”, “он спотыкался, падал, вставал и снова бежал”. “Заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин (обращение к словарю) лицом вниз в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. “Будь что будет”, — отрешенно подумал он”).

— Что кроется в словах “Будь что будет”? (Равнодушие к своей жизни, к судьбе).

— “В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод”, — говорит Астафьев. Какие слова вспомнил Васютка, когда им овладело отчаяние? (Он вспомнил слова отца и дедушки: “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!”). И Васютка стал припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.

— Что сделал Васютка в первую очередь? (Развел огонь, приготовил из глухаря охотничье блюдо, собрал на ночь дрова, на ночлег устроился по-охотничьи).

Читайте также:  Бассейн это озеро или река

— Занятый хлопотами, Васютка немного успокоился. “Но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой”. Тревога о чем? (Заполярная тайга не страшна зверьем. И все-таки было жутко. Тревожила мысль о том, куда идти утром).

— Что помогло Васютке провести первую ночь? (Его знания и умения).

На фоне записи с пением птиц читается отрывок со слов: “Где это я?” — изумленно подумал Васютка до слов: “Тайга не откликалась”.

— Васютка один, а вокруг… “Тайга, тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная…” Почему тайга показалась мальчику “молчаливой, равнодушной…”? Почему она напомнила Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? (… облака делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем). Что пытается найти Васютка среди тайги? (Полоску лиственника, лиственничный лес обычно тянется по берегам реки).

— Куда решает идти Васютка и почему? (На сервер, километров через сто тайга кончится, начнется тундра. А в южную сторону тайга тянется на тысячи километров).

-Что заметил Васютка на исходе второго дня среди однообразного мха? (Тонкие стебли травы). Приметой чего является трава в тайге? (Приметой водоема). На что надеялся Васятка? (Что это Енисей). А оказалось? (Лесное озеро, подернутое у берегов ряской (обращение к словарю)).

— Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу? (В озерах благородная рыба не водилась. А это озеро полно белой рыбы. Не щуки, сороги или окуня, а пелядь, чир, сиг).

— Васютка устраивается на ночлег. Это уже вторая ночь в тайге. Что вызывает беспокойство в его душе, что его тревожит? (Кровянистое небо – к дождю или снегу, вызвездило – к холоду).

— Почему Васютка так обрадовался, когда на следующий день нашел утку, подстреленную накануне вечером? (Раз не было ветра, а утку отнесло, значит есть тягун (обращение к словарю), озеро проточное!). Васютка это заметил. Это характеризует его как человека наблюдательного.

— Значит, скорее в путь! Что замечает впереди Васютка? (Входящую в глубь тайги желтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка!).

— Но до спасения еще далеко… Какие трудности стоят на пути Васютки? (Дождь, холод, наступление осени – “осинник за ночь разделся почти донага”; вода в речке заметно прибыла, лесная жизнь примолкла; кончились и Васюткины силы; хотелось есть и спать, хотелось лечь и не двигаться).

Чтение учащимся наизусть отрывка со слов: “Мальчик брел, почти падая от усталости” до слов: “Енисеюшко! Славный, хороший…”.

— Как мальчик добился спасения? В чем была его заслуга в эти последние, самые мучительные часы? (Васютка не растерялся: развел костер, начал палить вверх из ружья).

— Почти 5 дней шел Васютка по тайге один, без помощи. Каким вы представляете этого мальчика? (Обыкновенный, из простой семьи, просто одетый, ничем особенным не выдающийся…; необыкновенный, не отчаялся; сумел преодолеть страх; Васютка наблюдательный, внимательный, смог прокормить себя в тайге охотой, ягодами, орехами).

— Как относится автор к своему герою? (Он ему сочувствует, переживает за него). Каким вы представляете себе автора? (Это человек мудрый, неравнодушный, значит и любит природу).

— Можно ли у Васютки чему-либо научиться? (Он знает как определить стороны света, найти по типу леса реку, понять проточный характер озера, выбрать направление выхода из тайги в тундру, предсказать погоду на завтра. Он умеет добывать кедровые орехи, пользоваться затесями, разводить огонь, запастись дровами; подстрелить, разделать и запечь птицу, подготовить ночлег; экономить заряды, хлеб и другое).

— Что же помогло Васютке спастись? (Знания о жизни леса. Умение самостоятельно выжить в тайге).

— На районной карте Васюткино озеро – это голубое пятнышко с ноготь величиной. На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны в низовьях Енисея можно найти пятнышки, будто ученик брызнул голубыми чернилами. Среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткино озеро.

— Почему это озеро стали называть Васюткино озеро? Только потому, что его нашел Васютка? (Не только, а еще и в честь Васютки, в честь его мужества, в честь того, что он сумел найти в себе силы преодолеть трудности и спасти свою жизнь). Тайга хлипких не любит. Васютка не такой. Поэтому природа не подвела мальчика, она дала ему пищу, тепло, помогла выйти к людям.

  1. Сочинение – миниатюра

Источник



Васюткино озеро — Астафьев В.П.

Это озеро не оты­щешь на карте. Неболь­шое оно. Неболь­шое, зато памят­ное для Васютки. Ещё бы! Мала ли честь для три­на­дца­ти­лет­него маль­чишки — озеро, назван­ное его име­нем! Пус­кай оно и не велико, не то что, ска­жем, Бай­кал, но Васютка сам нашёл его и людям пока­зал. Да, да, не удив­ляй­тесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каж­дого есть своё назва­ние. Много ещё, очень много в нашей стране безы­мян­ных озёр и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь нахо­дить что-нибудь новое, интересное.

Рыбаки из бри­гады Гри­го­рия Афа­на­сье­вича Шад­рина — Васют­ки­ного отца — совсем было при­уныли. Частые осен­ние дожди вспу­чили реку, вода в ней под­ня­лась, и рыба стала плохо ловиться: ушла на глубину.

Холод­ная измо­розь и тём­ные волны на реке наго­няли тоску. Не хоте­лось даже выхо­дить на улицу, не то что выплы­вать на реку. Заспа­лись рыбаки, рас­со­ло­дели от без­де­лья, даже шутить пере­стали. Но вот подул с юга тёп­лый ветер и точно раз­гла­дил лица людей. Засколь­зили по реке лодки с упру­гими пару­сами. Ниже и ниже но Ени­сею спус­ка­лась бри­гада. Но уловы по-преж­нему были малы.

— Нету нам нынче фарту, — вор­чал Васют­кин дедушка Афа­на­сий. — Оску­дел батюшко Ени­сей. Раньше жили, как бог при­ка­жет, и рыба тучами ходила. А теперь паро­ходы да моторки всю жив­ность рас­пу­гали. При­дёт время — ерши да пес­кари и те пере­ве­дутся, а об омуле, стер­ляди и осетре только в книж­ках будут читать.

Читайте также:  Озеро как человек у него своя юность зрелость старость

Спо­рить с дедуш­кой — дело бес­по­лез­ное, потому никто с ним не связывался.

Далеко ушли рыбаки в низо­вье Ени­сея и нако­нец оста­но­ви­лись. Лодки выта­щили на берег, багаж унесли в избушку, постро­ен­ную несколько лет назад учё­ной экспедицией.

Гри­го­рий Афа­на­сье­вич, в высо­ких рези­но­вых сапо­гах с отвер­ну­тыми голе­ни­щами и в сером дож­де­вике, ходил по берегу и отда­вал распоряжения.

Васютка все­гда немного робел перед боль­шим, нераз­го­вор­чи­вым отцом, хотя тот нико­гда его не обижал.

— Шабаш, ребята! — ска­зал Гри­го­рий Афа­на­сье­вич, когда раз­грузка закон­чи­лась. — Больше коче­вать не будем. Так, без толку, можно и до Кар­ского моря дойти.

Он обо­шёл вокруг избушки, зачем-то потро­гал рукой углы и полез на чер­дак, под­пра­вил съе­хав­шие в сто­рону пла­сту­шины корья на крыше. Спу­стив­шись по дрях­лой лест­нице, он тща­тельно отрях­нул штаны, высмор­кался и разъ­яс­нил рыба­кам, что избушка под­хо­дя­щая, что в ней можно спо­койно ждать осен­нюю путину, а пока вести про­мы­сел паро­мами и пере­мё­тами. Лодки же, невода, плав­ные сети и всю про­чую снасть надобно как сле­дует под­го­то­вить к боль­шому ходу рыбы.

Потя­ну­лись одно­об­раз­ные дни. Рыбаки чинили невода, коно­па­тили лодки, изго­тов­ляли якор­ницы, вязали, смолили.

Раз в сутки они про­ве­ряли пере­мёты и спа­рен­ные сети — поромы, кото­рые ста­вили вдали от берега.

Рыба в эти ловушки попа­дала цен­ная: осётр, стер­лядь, тай­мень, частенько налим, или, как его в шутку назы­вали в Сибири, посе­ле­нец. Но это спо­кой­ный лов. Нет в нём азарта, лихо­сти и того хоро­шего, тру­до­вого весе­лья, кото­рое так и рвётся наружу из мужи­ков, когда они полу­ки­ло­мет­ро­вым нево­дом за одну тоню вытас­ки­вают рыбы по нескольку центнеров.

Совсем скуч­ное житьё нача­лось у Васютки. Поиг­рать не с кем — нет това­ри­щей, схо­дить некуда. Одно уте­шало: скоро нач­нётся учеб­ный год, и мать с отцом отпра­вят его в деревню. Дядя Коляда, стар­шина рыбо­сбо­роч­ного бота, уже учеб­ники новые из города при­вёз. Днём Васютка нет-нет да и загля­нет в них от скуки.

Вече­рами в избушке ста­но­ви­лось людно и шумно. Рыбаки ужи­нали, курили, щёл­кали орехи, рас­ска­зы­вали были и небы­лицы. К ночи на полу лежал тол­стый слой оре­хо­вой скор­лупы. Тре­щала она под ногами, как осен­ний ледок на лужах.

Оре­хами рыба­ков снаб­жал Васютка. Все ближ­ние кедры он уже обко­ло­тил. С каж­дым днём при­хо­ди­лось заби­раться всё дальше и дальше в глубь леса. Но эта работа была не в тягость. Маль­чишке нра­ви­лось бро­дить. Ходит себе по лесу один, напе­вает, ино­гда из ружья пальнёт.

Васютка проснулся поздно. В избушке одна мать. Дедушка Афа­на­сий ушёл куда-то. Васютка поел, поли­стал учеб­ники, обо­рвал листок кален­даря и с радо­стью отме­тил, что до пер­вого сен­тября оста­лось всего десять дней. Потом засо­би­рался по кед­ро­вые шишки.

Мать недо­вольно сказала:

— К уче­нью надо гото­виться, а ты в лесу пропадаешь.

— Чего ты, мамка? Орехи кто-то дол­жен добы­вать? Дол­жен. Охота ведь рыба­кам пощёл­кать вечером.

— «Охота, охота»! Надо оре­хов, так пусть сами ходят. При­выкли пар­ниш­кой помы­кать да сорить в избе.

Мать вор­чит по при­вычке, потому что ей не на кого больше ворчать.

Когда Васютка с ружьём на плече и с патрон­та­шем на поясе, похо­жий на коре­на­стого, малень­кого мужичка, вышел из избы, мать при­вычно строго напоминала:

— Ты от зате­сей далеко не отходи — сги­нешь. Хлеба взял ли с собой?

— Да зачем он мне? Каж­дый раз обратно приношу.

— Не раз­го­ва­ри­вай! На вот кра­юшку. Не зада­вит она тебя. Спо­кон веку так заве­дено, мал ещё таёж­ные законы переиначивать.

Тут уж с мате­рью не поспо­ришь. Таков ста­рин­ный поря­док: идёшь в лес — бери еду, бери спички.

Васютка покорно сунул кра­юшку в мешок и поспе­шил исчез­нуть с глаз матери, а то ещё при­де­рётся к чему-нибудь.

Весело насви­сты­вая, шёл он по тайге, сле­дил за помет­ками на дере­вьях и думал о том, что, навер­ное, вся­кая таёж­ная дорога начи­на­ется с зате­сей. Сде­лает чело­век зарубку на одном дереве, отой­дёт немного, ещё топо­ром тюк­нет, потом ещё. За этим чело­ве­ком пой­дут дру­гие люди; собьют каб­лу­ками мох с вале­жин, при­топ­чут траву, ягод­ники, отпе­ча­тают следы в грязи, и полу­чится тро­пинка. Лес­ные тро­пинки узень­кие, изви­ли­стые, что мор­щинки на лбу дедушки Афа­на­сия. Только иные тро­пинки зарас­тают со вре­ме­нем, а уж мор­щинки-то на лице едва ли зарастут.

Склон­ность к про­стран­ным рас­суж­де­ниям, как у вся­кого таёж­ника, рано появи­лась у Васютки. Он ещё долго думал бы о дороге и о вся­ких таёж­ных раз­но­стях, если бы не скри­пу­чее кря­ка­нье где-то над головой.

«Кра-кра-кра. » — нес­лось сверху, будто тупой пилой резали креп­кий сук.

Васютка под­нял голову. На самой вер­шине ста­рой взлох­ма­чен­ной ели уви­дел кед­ровку. Птица дер­жала в ког­тях кед­ро­вую шишку и орала во всё горло. Ей так же гор­ла­сто откли­ка­лись подруги. Васютка не любил этих нахаль­ных птиц. Он снял с плеча ружье, при­це­лился и щёлк­нул язы­ком, будто на спуск нажал. Стре­лять он не стал. Ему ужо не paз драли уши за попу­сту сожжен­ные патроны. Тре­пет перед дра­го­цен­ным «при­па­сом» (так назы­вают сибир­ские охот­ники порох и дробь) крепко вбит в сиби­ря­ков отроду.

— «Кра-кра»! — пере­драз­нил Васютка кед­ровку и запу­стил в нее палкой.

Досадно было парню, что не может он дол­ба­нуть птицу, даром что ружьё в руках. Кед­ровка пере­стала кри­чать, нето­роп­ливо ощи­па­лась, задрала голову, и по лесу снова понес­лось ее скри­пу­чее «кра!».

Источник

Adblock
detector