Меню

Виды с реки в касимове

Всем привет с теплохода «Сергей Образцов» — 3. Река Ока, г. Касимов.

Вчера мы прошли «экватор» нашего путешествия — город Касимов Рязанской области. И после экскурсии по Касимову повернули в обратный путь. Еще немало интересных мест мы посетим по дороге обратно, и у нас будет время насладиться рекой — но все же это уже вторая часть круиза, которую сопровождает неизменный оттенок грусти. Нет-нет, да и закрадется предательская мысль «Вот уже шесть дней прошли, еще пять». — стараемся гнать эту «бухгалтерию» прочь и смаковать каждый момент нахождения на реке. Тем более что сейчас мы находимся не просто на реке, а на реке Оке, встречи с которой мы так долго ждали!

Маршрут у нашего путешествия вот такой: Москва — Нижний Новгород — Касимов — Москва. То есть мы вышли из Москвы по направлению к Нижнему, останавливаясь в Мышкине, Костроме, Нижнем Новгороде. И в Нижнем случилось историческое для нас событие: мы прошли Стрелку не с привычной нам правой стороны, как это делали уже три раза в предыдущих круизах по Волге, а с левой — и вошли в Оку!

По Оке мы прошли 100 км до древнего Мурома, где была продолжительная стоянка — целых девять часов! А оттуда продолжили наш путь в самую дальнюю точку по маршруту — город Касимов. В Касимове развернулись и пошли по Оке обратно. Сегодня стоянка в городе Павлово-на-Оке. После Павлова мы вернемся к Нижнему Новгороду (без стоянки), обогнем Стрелку и пойдем вверх по Волге на Москву, останавливаясь в Плесе, Ярославле, Тутаеве, Угличе и Калязине. И поздним вечером одиннадцатого дня круиза подойдем к Северному речному вокзалу Москвы. Вот такой сложный маршрут у нас в этом году.

Сложный — и уникальный. Уникальный потому, что Ока до сего времени была недоступным до нас местом. Вот как Енисей пока что, как Лена, как Северная Двина. Только эти реки труднодоступны из-за высоких цен на круизы, а Ока — из-за своей недостаточной глубины в летние месяцы, когда мы обычно путешествуем. Ока очень сильно мелеет в последние годы, поэтому судоходство по ней довольно проблематично.

Есть отличные круизы «кругосветки», выходящие с Южного речного вокзала Москвы. Они захватывают Оку сверху, где река очень-очень красива: Рязань, Коломна, Константиново — есенинские места, Касимов. Но проходят эти круизы обычно в мае и в самом начале июня. Потом река мелеет так сильно, что даже суда с небольшой осадкой там пройти не могут.

Поэтому когда я увидела в расписании навигации рейс до Касимова в июле, сначала не поверила своим глазам: как теплоход пойдет в июле по Оке? Неужели и у нас есть шанс увидеть Оку?

Пошла я консультироваться у знающих людей, которые подтвердили: до Мурома пройдем, а там при подходящей глубине воды, сочетающейся с большим опытом и мастерством наших судоводителей, отлично знакомых с этими местами, возможно, дойдем и до Касимова. И в то время, как другие капитаны (волжские) скорее всего не рискнут подняться по мелееющей Оке так высоко, то наш капитан — окский, из этих мест. И если кто-нибудь пройдет по Оке в это время, то это будет «Сергей Образцов».

И действительно, вчера был уникальный день: мы были свидетелями того, как ювелирно и мастерски наша команда вела теплоход по коварной Оке — красивейшей, долгожданной, но все же коварной. Ока мелка, и шли мы по ней очень осторожно. Фарватер часто извилистый, и как нам показалось на наш любительский взгляд, довольно сложный — иногда прижимается прямо к берегу. Плюс довольно сильное течение и временами ветер. Теплоход то бодро бежит вперед, то замедляет ход, обходя опасные места.

А я стояла на палубе и вспоминала долгое томительное ожидание круиза и мучившие сомнения: пройдем в итоге до Касимова или нет? Каждый день в последние месяцы я следила за новостями с Оки: за уровнем воды, подъемом ее и спадом, за обсуждениями, какие теплоходы и суда прошли по Оке — и думала и гадала, пройдем мы тоже или нет? Вдруг природные обстоятельства подведут, уровень воды будет недостаточным и до Касимова мы не пройдем?

Вчера, подходя к Касимову, я поверить не могла, что мы дошли — хоть и вижу живописный касимовский берег своими глазами — а все равно пока еще не верю :))))

В Касимов я хотела попасть давно, с тех пор, как стала интересоваться историей Казани. Ведь именно в Касимов увезли казанскую царицу Сююмбике после взятия Казани Иваном Грозным. В Касимове ее выдали замуж за местного хана, а сына у нее отняли, крестили и воспитывали при московском дворе. Жила она с ханом плохо, он ее не любил, да и она его тоже, была она ханшей непокорной и держал он ее практически взаперти. Здесь она и умерла, вдалеке от родных мест.

Гуляя по Касимову, мы увидели мечеть с очень старым минаретом постройки 1467 года. Недалеко от него стоит текие — мавзолей с захоронениями касимовских ханов. В мавзолей внутрь зайти, к сожалению, нельзя. Внутри, как рассказывала экскурсовод и касимовские путеводители, находятся могильные плиты, восемь плит с эпитафиями — там похоронены касимовский хан, его любимая жена и другие родственники. И есть девятая плита, на которой не написано ничего. По преданию это и есть могила Сююмбике, непокорной жены касимовского хана, память о которой он хотел стереть — и поэтому велел не указывать ее имя на могильном камне.

Очень пожалели мы, что не увидели второй мавзолей касимовских ханов, а также было обидно, что не удалось попасть в краеведческий музей, находящийся в старой мечети. Во-первых, мы не поднялись на старинный минарет, а во вторых, мне было бы очень интересно осмотреть экспозицию по истории и этнографии касимовских татар. Но в музее неожиданно добавили еще один выходной — теперь они отдыхают не только по понедельникам, но и по вторникам — и нас в музей не пустили.

Ну, пусть непосещенный касимовский музей будет нашей заветной монеткой — залогом того, что мы еще вернемся в Касимов.

Ока очень живописна. Она совсем другая, нежели Волга или Кама. Просто другой мир, и мы поражаемся такому различию. Невысокие берега, у воды растут дивные ивы, за которыми раскинулись широкие луга. Аромат лугов этих — что-то невероятное. Когда мы вошли в Оку, то нас удивил необычный аромат: густо пахло медом. Откуда мед — подумали мы, что за чудеса? А потом сообразили — не медом пахнет, а разнотравьем, воздух пряный напоен ароматом луговых цветов.

Ивы растут у самой воды, это так красиво, что мне впервые в жизни даже фотографировать не хочется, а хочется просто смотреть и смотреть на эту красоту, не отрываясь. Деревья, уходящие корнями в воду, сменяет берег с не очень высоким песчаным откосом. А откос сплошь усеян дырочками по всей длине — это ласточкины домики. Ласточек на Оке мы видели очень много. Вообще много птиц, которых нам сложно опознать — только вот цапель и узнали.

Читайте также:  Какая река протекает в россии в обратном направлении

Источник

vittasim

Река Бабенка и Ильинская церковь.

На окраине Касимова протекает и впадает в Оку маленькая речушка с забавным именем Бабенка.

IMG_8135.JPG

В устье речка более широкая и илистая, а пока течет, извиваясь, как серебристая змея, между холмами — спокойная.Существует легенда, что в древние времена эта маленькая речушка была судоходной и в весенний разлив здесь перевернулась ладья Степана Разина. Любители кладов до сих пор тешат себя надеждой, что сокровища разбойника все еще лежат где-то в толще земли.

IMG_8134.JPG

Издавна здесь селились люди. Первичный городок был небольшим, преимущественно с угро-финским населением, а затем, предположительно в кон. IX – нач. X вв., сюда пришли славяне. Об этом свидетельствуют археологические находки, случайно сделанные местными жителями. В 1939 г. при рытье траншеи под теплицу был обнаружен скелет с украшениями. Украшения были исследованы археологами, которые сделали заключение о принадлежности их к X-XI вв. По форме и особенностям украшений их можно отнести к вятическим. Среди различных изделий (два шейных обруча, три массивных браслета, множество височных колец, несколько ажурных перстней, серьги с мелкими коническими привесками), явно принадлежавших славянской девушке, были найдены и раковины каури, имевшие распространение среди угро-финнов. Это говорит о совместной жизни и начавшемся симбиозе двух народов – славян и угро-финнов.

IMG_8136.JPG

Именно здесь в 1152 г. суздальский князь Юрий Долгорукий среди болот и лесов Мещёры при впадении речки Бабенки в Оку на крутом её берегу на стыке Рязанского и Муромского княжеств поставил небольшую пограничную крепость, получившую название Городец Мещёрский.

IMG_8146.JPG

Так Городец Мещерский стал форпостом на юго-восточных рубежах суздальской земли. В 1239 г. Городец Мещерский был взят татаро-монголами. В летописи о 1239 годе, когда отряды татар, усмиряя восставшую мордву, пришли на Оку: «А инии Тотарове Батыевы Мордву взяша, и Муром, и Городец, и град святыя Богородица Володимерския (Гороховец)».

IMG_8137.JPG

Городцом Мещерским в XIV в. владел Мещерский князь Александр Укович (Окович, Окский). Между 1362 и 1373 гг. этот князь Мещерский Александр Укович продал свои земли, в том числе и Городец Мещерский великому кн. московскому Дмитрию Ивановичу. Существует договорная грамота великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского с великим князем рязанским Олегом Ивановичем. Согласно этому документу Дмитрий Донской «прикупил» у мещерского князя Александра Уковича два города — Городец Мещёрский и Елатьму, сделав их своими крепостями и укрепив тем самым свои восточные границы с беспокойным в то время соседом — Казанским ханством.

IMG_8139.JPG

В 1371 г. Дмитрий Московский возвращается из Орды с ярлыком и с «многими должники»- ярлык стоил недешево. Окрыленный ярлыком, да чтобы и подзаработать, Дмитрий уже зимой нападает на Олега Рязанского и разбивает его под Скорнищевым, ставя в Рязани марионетку Владимира Пронского. Олег ищет спасения в Мещерском княжестве, возвращается оттуда с ратью и свергает марионетку уже в 1372 г. Дмитрий этого не простил ни мещерякам, ни Олегу. В 1373 г. татары Мамая (союзного Дмитрию до 1374 г.) разорили Рязанщину и Мещеру. Дмитрий стоял со всей ратью на Оке, готовый вмешаться, если татары не справятся. Но они справились, порушив с особым чувством Городец Мещерский и убив Уковича, которого Дмитрий, очевидно, «заказал» лично. Укович погиб в Городце Мещерском 1373 г. после вторжения большеордынцев Бегича. Крепость была полностью сожжена и разорена. Пожар начисто уничтожил городок.

IMG_8140.JPG

Еще в кон. XVIII в. были видны валы Городца Мещерского. В основе своей он представлял типичное для того времени «мысовое городище», защищенное почти со всех сторон естественными преградами: речкой Бабенкой, протекавшей вокруг крепости с севера и северо-востока, полноводной Окой — с юго-запада и запада.

IMG_8150.JPG

Правда, сама крепость находилась не на самой стрелке мыса, которая расположена в низине, а повыше, от Оки к северо-западу, ближе к предпоследней излучине Бабенки. Город имел и обычные для того времени древо-земляные укрепления. Это был и крутой земляной вал, по верху которого шел частокол из бревен, поставленных вертикально, вплотную друг к другу. По углам крепости и над воротами возвышались деревянные башни. Вокруг Городца Мещерского, на ближних подступах к нему, располагалось еще пять небольших земляных крепостей.

IMG_8142.JPG

Ока у Старого Посада, бывшего Городца Мещерского

Сейчас за долиной реки Бабенки на высоком плато, на месте Городца Мещерского находится Старый посад, один из районов Касимова, украшенный стройным силуэтом Ильинской церкви, стоящей у самого обрыва над Окой, на Круче — высоком обрыве, возвышающемся над рекой, словно парус. Наверное, именно из-за красивого вида, который открывается отсюда, Круча стала излюбленным местом сбора молодежи.

IMG_8138.JPG

Церковь установлена на месте Славянского Капища Макоши (Бабы). Возможно, от этого места получила название река. В советское время, для того чтобы окончательно отучить Славян поклоняться Макоши и лечиться священной водой Бабенки, на реке был выстроен канализационный коллектор, но родник Макоши бьющий из высокого берега реки — остался не тронут. Существует еще одна версия древнего названия этого места. Опять же, возможно, здесь было капище Перуна, которого в период христианизации стали называть Ильей Пророком. Над обрывом ещё не так давно росли многовековые дубы, а уж они то всегда посвящались Перуну и считались его деревом. Сейчас на их месте оползни да остатки коры.

4.jpg

Фотография из интернета

Вот что говорится об Ильинской церкви в «Истории города Касимова с древнейших времен» Н.И.Шишкина: «. Первоначально на Старом Посаде были две деревянные церкви: одна во имя Николая Чудотворца, другая — во имя Илии Пророка. О них упоминается в писцовых книгах Воейкова и Ракова, составленных по повелению Государя Михаила Феодоровича в 1623 г. »

img_2143.jpg

Фотография из интернета

«… В 1799 году на Старом Посаде были две деревянных церкви — Ильинская и Преображенская. Ильинская церковь деревянная находилась на месте нынешней каменной Ильинской церкви. Преображенская церковь находилась на месте нынешнего кладбища на Старом Посаде, которое старопосадскими жителями называется «Спас-Преображенье»; на том месте, где находилась деревянная Преображенская церковь, построена каменная часовня. Около Ильинской церкви находится кладбище со старинными камнями и древними на них надписями на славянском языке. Ильинская церковь находится на крутой горе, что придает ей очень красивый и живописный вид.»

IMG_8145.JPG

Большое количество могильников недалеко от храма говорит о существовании на этом месте древнего, по всей видимости, ещё дохристианского кладбища. Оно расположено, если смотреть со стороны Оки на Ильинский храм, слева от него через небольшой овраг, на пологом склоне горы, ныне занятым огородами. А на плато прямо перед церковью находилось, как и было принято в старину, христианское кладбище с одним до наших дней сохранившимся памятником, большого, добротного, грубо отесанного надгробия и креста с датой на нём – 1734 год.

IMG_8144.JPG

Кроме кладбищ и могильников старопосадские жители при копке огородов находили много разнообразных предметов в виде наконечников стрел, копий, женских украшений, монет, а на остатки разнообразной керамики лопата натыкается практически всюду, и на эти черепки никто не обращает внимания. Повсюду культурный слой в 60-70 сантиметров. При прокладке дороги бульдозер обнажил напротив Ильинского храма остатки кирпичной стены, протяженностью примерно 15 метров, со следами пожара.

Читайте также:  Город реке урал сканворд

IMG_8149.JPG

IMG_81451.JPG

Кирпичная трёхпрестольная церковь «кораблём» с трапезной и колокольней построена на средства купца Дмитрием Семеновичем Какушкина с детьми и освящена в 1848. Приделы: справа – тёплый, в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости, освящен 21 ноября 1820 г., слева — Николая и вмчц. Екатерины на одном престоле, освящён в 1858. В 1860 г. в нем возобновлен был иконостас..

IMG_81371.JPG

Архитектура Ильинской церкви носит элементы как классицизма, так и ампира, но отличается цельностью и изяществом. Основной объём — ротонда на двусветном четверике. Стройная трёхъярусная колокольня с большой главой, завершающейся шпилем, выстроена в 1866.

125_0077972b.jpg

Фотография из интернета

125_0077970b.jpg

Фотография из интернета

Церкви принадлежал деревянный дом, в котором с 15 сентября 1898 года помещалась церковно-приходская школа. На кладбище была построена часовня.

22995222.jpg

Фотография из интернета

. Церковь закрыта в 1941, разграблена, пустовала.

316_0138198b.jpg

Фотография из интернета

Восстановление Ильинской церкви началось в 2002 году. Первый молебен состоялся в 2003

02003_20120423_183749.jpg

Автор фотографии: Андрей Агафонов Снято: 1 июля 1990

карта-центра-Касимова.jpg

Схема Касимова. В нижнем правом углу красной линией обведен участок Старого Посада с Ильинской церковью – 29 и устьем реки Бабенки.

Источник

Поездка в Касимов: история города и прогулка по набережной

Отдыхая в деревне в Рязанской области, мы совершили несколько поездок по ближайшим городам и поселкам и осмотрели довольно много местных достопримечательностей. Самым насыщенным путешествием за неделю оказалась поездка в Касимов с посещением поселка Гусь Железный.

Дорога в Касимов и святой источник

Дорога в Касимов лежит через бескрайние леса. На полпути мы остановились у святого источника Ильи Пророка возле населенного пункта Ерахтур.

По дороге в Касимов

До поездки мы ничего не знали об этом месте, но так как выдался довольно жаркий день и мы увидели указатель на источник, решили набрать водички. У обочины останавливается много дальнобойщиков, которые, как мы поняли, хорошо знают это место. Мало того, что здесь умиротворенно и красиво, так еще и вода вкусная, и даже говорят, обладает целебными свойствами. Питают источник 75 подводных ключей.

Источник Ильи Пророка

Территория вокруг ухожена: высажены цветы, берега выложены камнем, а на пригорке возвышается небольшая деревянная часовня. Поодаль есть еще и купель. Говорят, что вода источника Ильи Пророка лечит болезни желудка и мочеполовой системы. Так это или нет, не знаю, но для того, чтобы отдохнуть в пути в хорошую погоду и набрать воды это очень удачное место. По пути выяснилось то, что железнодорожная станция «Касимов» находится в нескольких километрах от самого города, поэтому сюда лучше добираться автотранспортом. Хорошо, что я не поехала в Касимов на электричке, как собиралась вначале.

Впечатления от Касимова

Мы въезжаем в Касимов со стороны набережной, оставляем в переулке машину и идем гулять. Красота перед глазами открывается необыкновенная: с одной стороны широкий разлив Оки, с другой аккуратные древние особняки, которые придают Касимову особый колорит. Здесь время как будто остановилось, кажется, сейчас из-за тяжелых ворот выйдет купец или проедет мимо повозка, запряженная лошадьми. На набережной что ни особняк, так памятник архитектуры.

Самым заметным, безусловно, является деревянный дом Баркова с каменными колоннами, предположительно построенный по проекту И.С. Гагина. Выстроил его богатейший человек, владелец чугунно-литейных заводов Андрей Родионович Баташев для своего крепостного врача Дмитрия Баркова. По слухам Барков вылечил хозяина от дурной болезни, за что получил вольную и значительные средства в подарок. Кроме добротного дома он завладел соседними землями и разбил парк с аллеей, оранжереей и прудами. Внутри дом был очень богато оформлен, стены были покрыты материалом, имитирующим мрамор. Говорят, у Барковых была даже отведена комната для остановившегося в 1837 г. в Касимове цесаревича Александра Николаевича.

Дом Баркова. Касимов

За домом Барковых вверх ведет улица, которая упирается в Троицкую церковь, построенную в середине XVIII века на месте более старого деревянного храма, из которого были перенесены в нее древние иконы.

Идем далее по набережной и видим с одной стороны очень красивый деревянный дом купцов Вереиных, которые занимались обработкой кожи. Напротив здание бывшего речного порта, построенного в 50-е гг. XX века. Сейчас на нем висит табличка «Продается» и состояние его просто ужасное.

К сожалению, в последнее время речное судоходство постепенно загибается, а раньше, я помню, довольно часто по Оке курсировали пассажирские и грузовые суда.

дом купцов Вереиных

Некоторые купеческие роды строили на набережной несколько домов. Так, например, купцам Шемякиным принадлежит аж три соседних особняка.

Заканчивается набережная так называемыми «Водными воротами», которые представляют собой две колонны, увенчанные двуглавыми орлами.

Говорят, что именно в этом месте ступил Петр I со своего корабля на касимовскую землю, поэтому еще одно название у колонн Петровская застава. Набережная в Касимове одно из красивейших мест в городе, где приятно погулять и полюбоваться на потрясающие виды города и реки Оки.

О прогулке по центральным улицам и площадям Касимова я расскажу в следующем отчете.

Немного истории

Любое место интересней осматривать, когда знаешь его историю: кто его основал, какие люди в нем жили. О Касимове, который в давние времена назывался Городец Мещерский, стало известно с 1152 г. Но скорее всего финно-угорские племена жили здесь задолго до появления в крепости наместников Юрия Долгорукого, которые решили укрепить границы своего княжества. Тот древний город находился немного в стороне от современного Касимова, но в XIV веке его сожгли дотла татаро-монголы. Через какое-то время вверх по течению был построен Новый Низовой Городец. В середине XV века в жизни города произошли важные изменения. Московский князь Василий был разбит под Суздалем казанским ханом и захвачен в плен. В качестве выкупа он заплатил баснословную сумму, равную чуть ли не казне всего государства, и отдал татарам на кормление многие города. Сыну казанского хана царевичу Касиму был отдан мещерский Городец, который с 1452 г. стал столицей Касимовского ханства. Столетие спустя, когда Иван Грозный покорил Казань, которой правила царица Сююмбике, плененную правительницу отправили в Касимов. А было это так. В 1535 г. бывший касимовский хан Джан-Али, которого пригласили править Казанью, женился на дочери нагайского хана Юсуфа Сююмбике.

Но, несмотря на ее красоту, он не любил свою жену и пренебрегал супружескими обязанностями. В результате переворота он был убит, многие считают, что к заговору и убийству мужа приложила руку и его молодая супруга. После смерти Джан-Али она вышла замуж за крымского хана и родила ему наследника. Когда умер ее очередной супруг, Сююмбике стала первой из мусульманских женщин, править Казанью, так как сын ее был еще слишком мал. Но как только Иван Грозный завоевал Казань, местная знать выдала ему царицу. Ее отец хан Юсуф, просил царя вернуть ему дочь, но Иван Грозный решил выдать ее замуж за брата ее первого мужа правителя Касимова Шах-Али. Естественно, ни сама царица, ни ее нареченный не были в восторге от такого решения. По традиции, невеста должна была собственными руками сделать для жениха подарки: вкусное кушанье и расшитые золотыми нитями одежды. Шах-Али наслышан был о коварстве Сююмбике, поэтому полученную от нее еду он отдал собаке, а одежду одел на провинившегося раба. В итоге и собака, и раб умерли в страшных муках от сильного яда. Тем не менее, Шах-Али пришлось жениться на плененной Сююмбике, но в Касимове ее поселили в тяжелых условиях, и она жила всеми нелюбимая. До сих пор неизвестно ни когда умерла царица, ни где она похоронена.

Читайте также:  Помню тот день у реки долго с тобой мы бродили

Говорят, что Шах-Али запретил упоминать о ней, чтобы ее имя стерлось из памяти. Сам Шах-Али не оставил детей, поэтому престол Касимова после его смерти занял потомок большеордынского хана Саин-Булат, которому спустя какое-то время сам Иван Грозный передал российский престол. Сначала Саин-Булат крестился в православную веру под именем Симеона, а затем его венчали на царство в Успенском соборе Кремля, а Иван Грозный называл себя всего лишь «холопом Ивашкой» при царе Симеоне Бекбулатовиче. Правда через год русский царь передумал и отозвал Симеона, наградив его Тверью и Торжком.

Ока при въезде в город Касимов

С городом Касимов связана жизнь еще одной женщины с трагической судьбой. В 1647 г. состоялись смотрины невест для молодого царя Алексея Михайловича. Среди сотни претенденток царь выбрал дочь касимовского воеводы Афимью Всеволжскую. Отец ее был не самого высокого происхождения, поэтому для царского окружения Афимья была нежеланной партией. Да и многие бояре хотели выдать за царя своих дочерей. Афимью поселили в женской половине дворца и стали готовить к браку с царем. Во время приема в честь официальной помолвки невеста неожиданно упала в обморок. Тут же ее обвинили в слабом здоровье и, следовательно, невозможности подарить царю наследников, и сослали вместе с семьей в Сибирь. Было выдвинуто много версий причины обморока касимовской красавицы: и отравление ее завистниками, и слишком тесные одежды, и элементарное волнение. Однако сейчас об истинной причине ее недомогания можно только догадываться. Когда позже Алексей Михайлович женился на Марии Милославской, он сжалился над бывшей невестой и разрешил ей вернуться в Касимов, покидать который ей запрещалось до конца жизни.

В конце XVII века последнюю правительницу Касимовского ханства задушили приближенные, прознавшие о ее намерении покреститься в православную веру. После этого Касимов и окрестности присоединили к дворцовым имениям. Известно, что дважды Касимов посещал Петр Великий. С ним во второй поездке в 1722 г. был придворный шут Иван Балакирев, который узнав о том, что в городе нет больше ханов, выпросил у государя право называться «ханом касимовским». Позже Екатерина I разрешила своему приближенному отправиться в Касимов и владеть там бывшими ханскими землями. У Георгиевской церкви, одной из старейших в городе, говорят до сих пор сохранилась могила шута Балакирева. Кроме Петра Великого из царских особ Касимов посещал наследник престола Александр Николаевич со своим воспитателем В.А. Жуковским.

Вид с набережной

Деревянные постройки Касимова не раз выгорали дотла, поэтому в конце XVIII века в городе развернулась каменное строительство. Автором большинства зданий того времени, в том числе красивейшего архитектурного ансамбля Соборной площади является архитектор-самоучка И.С. Гагин. Он был выходцем из купеческого рода, но довольно скоро разорился. Всю свою жизнь он занимался самообразованием: увлекался историей, археологией, механикой. Но главным делом его жизни стало проектирование домов. Он придал Касимову тот неповторимый и уютный облик провинциального городка, который сохранился и в наше время. Современники по достоинству оценили его архитектурные способности: многие богатые купцы заказывали Гагину проектирование своих имений. За многочисленные заслуги перед городом жители Касимова даже решили подарить Ивану Сергеевичу дом в самом центре Касимова, однако Гагин отказался от такого щедрого подарка. Всю жизнь он ютился в небольшом домишке на окраине города, а перед смертью замуровал свои рукописи в печь. Только спустя несколько десятилетий при сносе дома их обнаружили рабочие. Его научными исследованиями долгое время пользовались ученые в разных областях науки.

Вот такие вот страшные истории. Продолжение следует.

Источник



Прогулки по Касимову: набережная Оки и Татарская горка

Приветствую всех, кто гуляет со мной по Касимову, значимому городу Рязанской области! Мы уже прошлись по главной улице Советской , осмотрелись на Соборной площади . Но достопримечательности всё никак не кончаются, поэтому двигаемся дальше.

По улице Набережная спускаемся к смотровой площадке.

Набережная никак не обустроена. Кроме 100 метров смотровой это пересечённая местность.

До революции вдоль реки размещались сплошь особняки да купеческие дачи, утопавшие в зелени фруктовых садов.

Набережная Оки в начале 20 века. Двухэтажный дом на первом плане принадлежал владельцам чугунолитейного предприятия, братьям Черновым. Фото vittasim.livejournal.com

Сейчас большинство домов, что сохранились, имеют унылый обветшалый вид.

Вот так выглядит этот особняк в наши дни: балконная дверь в никуда, уставший фасад. И это ещё не самый ветхий экземпляр! Фото vittasim.livejournal.com

Видите башенку со шпилем чуть правее от центра фото? Это всё, что осталось от Казанского собора, украшавшего набережную Касимова в дореволюционное время. Листайте, чтобы увидеть монастырь. Фото vittasim.livejournal.com

Этот снимок увидела в городском парке.

Находятся возле смотровой площадки. Их также называют Петровской заставой. Считается, что именно в этом месте в 1695 году черту города переступил Пётр I.

Ворота представляли собой две колонны в стиле ампир, увенчанные двуглавыми орлами. Снимок 1900-х годов. Фото: vittasim.livejournal.com

Раньше на заставе проверяли документы, собирали пошлины. «Воровских людей» в город не пускали.

Со временем функцию пропускного пункта застава утратила, а орлов снесли. Снимок был сделан в советский период. Фото: vittasim.livejournal.com

И только к 850-летию Касимова (2002 г.) колонны отреставрировали, а орлов - символ самодержавия - вернули на место. Как в воду глядели :)

Глядя на эти колонны, их снова хочется отреставрировать. Может, к 870-летию города деньги в бюджете на это найдутся.

Пришло время рассказать, какую роль в истории Касимова сыграли татары. Роль это была самая что ни на есть важная, поскольку с 15 по 17 век в этих землях просуществовало Касимовское ханство.

В 1452 году Василий Тёмный пожаловал город казанскому царевичу Касиму за то, что тот помог великому князю взойти на московский престол. Так, город Нижний низовой получил нового правителя, название Касимов , а также русско-татарский микс религий и культур на последующие 229 лет.

Посмотрите на разрез глаз и черты лица Иисуса Христа. Эта деревянная скульптура 15-16вв. лучше всего иллюстрирует сказанное.

В Касимове татары селились на Татарской горке , здесь же стоит ханская мечеть.

Ханской мечеть называется, потому что именно здесь касимовских ханов возводили на престол.

Мечеть была построена в 16 веке при Шах-Али хане. Она третья в России по значимости после Дербентской и Бахчисарайской.

Есть легенда, что здание мечети было разрушено по приказу Петра I в 1722. Якобы он спутал её с церковью и перекрестился, рассердился и велел. И остался от мечети фундамент и минарет.

При Екатерине II на старом основании возвели новую мечеть, а в 1835 году и второй этаж с куполом достроили.

Мечеть действует и сегодня. А ещё в её стенах расположена экспозиция «Фрагменты истории татарского народа».

Мы хотели посетить экспозицию и подняться на минарет, но нас не пустили; видно не с той ноги зашли:) Ну ничего, покажу я вам эти

Пара слов о минарете. Он совсем не похож на тонкие, взмывающие ввысь минареты, которые я видела в Стамбуле и Казани . Это скорее, бастион с толстыми стенами и окошком-бойницей.

Выстоявший под натиском гнева Петра Великого, этот каменный ветеран является самым древним сооружением Касимова.

Компанию по возрасту ему может составить разве что усыпальница Шах-Али хана, расположенная неподалёку.

Уже на подходе стало понятно, что смотреть особо не на что. В Касимове чтят традиции и уважают постоянство: как и набережная, гробница в запустении.

На двери текие (правильное название) висит замок и, судя по всему, давно.

Надпись над входом:

Судя по путеводителям, текие разделено на две части: в одной похоронен сам хан, его жена и родственники, а другая предназначена для чтения Корана.

Дорога кричит:

Влияние татарской культуры чувствуется и сегодня. Оно в окнах старых домов без резных наличников. В названии окрестных деревень (Сынтул, Кусмор) и полумесяцах на деревенских воротах, которые постарше.

Видите кирпичное строение без окон-без дверей напротив жилого дома? Тоже татарская тема; там принято хранить все ценные вещи. Деревня Пустынь.

А своего «Мусульманина» Владимир Хотиненко снимал в деревне Урдово Касимовского района.

Евгений Миронов в фильме

Спасибо за внимание и за компанию в сегодняшней прогулке! Совсем скоро мы отправимся в краеведческий музей, где я больше расскажу о быте и укладе разнонационального касимовского народа.

Другие публикации о Касимове:

Источник

Adblock
detector