Меню

Вилли вонка по шоколадной реке

Название книги

Золотой билет, или Чарли и шоколадная фабрика

Дал Роулд

Глава 18.

ВНИЗ ПО ШОКОЛАДНОЙ РЕКЕ

— Ну а теперь все вперед — воскликнул Вилли Вонка .- За мной И, пожалуйста, не беспокойтесь об Августусе. Все образуется самым лучшим образом. Эту часть пути мы с вами проделаем по реке. Смотрите

Из паровой дымки, поднимавшейся от величественной шоколадной реки, вдруг появилась лодка совершенно необыкновенного розового цвета. Это была большая гребная лодка с высоким носом и плоской кормой (похожая на старинное судно викингов), сиявшая и сверкавшая так, словно была сделана из чистейшего розового стекла. По обоим её бортам торчало множество весел, и, как только лодка приблизилась, все увидели, что ими управляли умпа-лумпы — по десять на каждое весло.

— Это моя личная яхта — сияя от удовольствия, воскликнул Вилли Вонка. — Я сделал ее, растопив огромную розовую карамель. Посмотрите, разве она не прекрасна А как рассекает волны

Сверкающая леденцовая лодка подплыла к берегу. Умпа-лумпы разом подняли весла, весело вглядываясь в посетителей. Затем, неизвестно почему, они вдруг дружно залились смехом.

— Что тут смешного? — нахмурилась Виолетта Бюрегард.

— О, не обращай на них внимания — успокоил её Вилли Вонка. — Они все время смеются Им все кажется веселой шуткой Пожалуйста, прыгайте в лодку Смелее Смелее!

Как только все разместились, умпа-лумпы налегли на весла, лодка отчалила от берега и стремительно заскользила по реке.

— Эй, Майк Тиви — неожиданно закричал Вилли Вонка. — Пожалуйста, прекрати лизать лодку языком, а то она станет омерзительно липкой

— Папуля,— потребовала вдруг Верука Солт. — Я тоже хочу такую же лодку Ты должен купить мне леденцовую лодку, чтобы она была в точности, как у мистера Вонки И я хочу, чтобы ей правили умпа-лумпы, а еще я хочу шоколадную реку, я хочу. я хочу.

— Она хочет хорошего ремня,— прошептал дедушка Джо, сидевший вместе с внуком на корме лодки.

Чарли крепко держался за худую руку деда. Он был чрезвычайно взволнован. Все, что он уже успел увидеть — величественую шоколадную реку, водопад, разноцветные стеклянные трубы, мятные сахарные луга, крошечных умпа-лумп, великолепную розовую лодку из леденцов и, конечно же, самого мастера Вонку,— было так удивительно, что он начал бояться, а вдруг впереди их уже не может ждать ничего интересного. Куда они сейчас направляются? Что еще увидят? Что произойдет в следующем цехе.

— Разве это не замечательно? — словно угадав мысли внука, спросил дедушка Джо.

Чарлик только кивнул ему в ответ и счастливо улыбнулся.

Вилли Вонка, сидевший по другую сторону, наклонился, взял со дна лодки большой ковш, опустил его в реку, наполнил шоколадом и протянул Чарли.

— Попробуй-ка мой шоколад, дружок, похоже, тебе это будет в самый раз.

Затем он наполнил второй ковш и предложил его дедушке Джо.

— Вы тоже Надеюсь, вам это понравится. Вы что — сто лет не ели?

— Да, в общем-то почти так,— смущенно улыбаясь, ответил дедушка Джо.

Чарли поднес ковш к губам, и когда горячее тепло шоколада побежало по горлу в пустой желудок, все его тело с головы до пят ощутило чувство неописуемого блаженства.

— Ну как, нравится? — спросил Вилли Вонка.

— О, это просто великолепно — восторженно ответил Чарли.

— Самый вкусный шоколад, который я когда-либо пробовал,— мечтательно пробормотал дедушка Джо, облизывая губы.

— А все потому, что он смешивается водопадом,— объяснил Вилли Вонка.

Тем временем лодка все плыла и плыла вниз по реке, которая постепенно начала сужаться. Впереди показалось что-то вроде темного туннеля — огромная дыра, похожая на отверстие гигантской трубы.

— Гребите, гребите — вскочив с места и бешено размахивая тростью, закричал Вилли Вонка. — Полный вперед

Умпа-лумпы налегли на весла и лодка влетела в темный туннель.

— Неужели они хоть что-нибудь здесь видят? — испуганно заверещала Виолетта Бюрегард.

— Куда они гребут, никто не знает,— заметил Вилли Вонка, давясь от смеха.

— Он сошел с ума — в ужасе зажмурила глаза мама Майка Тиви.

И только дедушка Джо уверенно возразил:

— Нет, он знает свое дело

— Зажечь свет — вдруг приказал Вилли Вонка.

Туннель тут же ярко осветился, и все увидели, что плывут внутри гигантской трубы с безукоризненно чистыми, без единого пятнышка, стенами. Шоколадная река здесь текла еще быстрее, а поскольку и умпа-лумпы гребли, как бешеные, что лодка мчалась словно стрела. К тому же Вилли Вонка, возбужденно подпрыгивая на корме, все время требовал, чтобы они гребли еще быстрее. Казалось, эта бешеная гонка в белоснежной трубе приводила его в неописуемый восторг — от удовольствия он потирал руки и заразительно смеялся, все время поглядывая на своих пассажиров, как бы желая убедиться в том, что им это доставляет такую же радость, как ему.

— Смотри, дедушка — закричал Чарли,— там в стене дверь

Да, это была зеленая дверь в стене туннеля почти на уровне реки. Вот карамельная лодка поравнялась с ней, и все смогли прочитать крупную надпись:

«Склад □ 54. ВСЕ ВИДЫ КРЕМА: МОЛОЧНЫЙ, ВЗБИТЫЙ, ФИАЛКОВЫЙ, КОФЕЙНЫЙ, АНАНАСОВЫЙ, ВАНИЛЬНЫЙ, ВОЛОСЯНОЙ».

— Как это волосяной? — усомнился Майк Тиви. — Ведь его же нельзя есть

— Вперед, вперед — закричал Вилли Вонка. — У нас нет времени на глупые расспросы.

Они пронеслись мимо черной двери, на которой было написано:

«Склад □ 71. ВЗБИВАЛКИ ВСЕХ ФОРМ И РАЗМЕРОВ».

— Взбивалки? — воскликнула Верука Солт. -А для чего Вам нужны взбивалки?

— Для взбивания крема, конечно,— ответил Вилли Вонка. — Разве можно взбить крем без взбивалки? Никакой крем не получится, если его не взбивать взбивалкой. Точно так же, никакое яйцо нельзя считать краденным, если его не украли темной ночью в курятнике.

Лодка приблизилась к ярко-желтой двери с надписью:

«Склад □ 77. ВСЕ ВИДЫ БОБОВ КАКАО: КОФЕЙНЫЕ, ЖЕЛЕЙНЫЕ, БЫВШИЕ».

— Бывшие бобы? — удивилась Виолетта Бюрегард.

— Одна из них ты сама! — тихо пробормотал Вилли Вонка. — У нас нет времени на споры. Поднажмите-ка, поднажмите

Но, когда через пять секунд впереди показалась ярко-красная дверь, он вдруг взмахнул в воздухе своей тростью с массивным золотым набалдашником и приказал:

Источник

Золотой билет, или Чарли и шоколадная фабрика

Ребята! Чего там долго думать, немедленно покупайте эту книгу или берите ее в библиотеке и читайте.

Только не читайте на уроке, потому что учительница отберет книгу и будет читать сама. (Если у нее, конечно, не возьмет книгу директор.)

Написал эту книгу английский писатель Роулд Дал. Это, наверное, самый веселый английский писатель за последние семьдесят лет. И его невероятно любят английские, американские и всякие другие дети. Потому что его книги давно гуляют по всему миру.

А к нам пригуляла только первая его книга.

Не все герои этой книги вам понравятся. Боюсь, на страницах собраны далеко не ангелы. Но главный герой Чарли — это наш человек. Он абсолютно бедный и ужасно честный.

Что касается шоколада, то его на страницах этой книги столько, и описан он так вкусно, что во время чтения вы будете себя чувствовать людьми, живот которых набит целой коробкой шоколадных конфет.

Итак, открывайте обложку этой коробки… то есть книги. И смело читайте ее. Если вам попадутся незнакомые названия конфет и сладостей, обращайтесь к родителям и к бабушкам. Они их помнят и вам объяснят.

Ваш Э. Успенский

Роулд Дал — Чарли и шоколадная фабрика — Фантастическая повесть 1

Глава 1 — ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ЧАРЛИ 1

Глава 2 — ФАБРИКА ВИЛЛИ ВОНКИ 2

Глава 3 — ШОКОЛАДНЫЙ ДВОРЕЦ ИНДИЙСКОГО ПРИНЦА 2

Глава 4 — ТАИНСТВЕННЫЕ РАБОЧИЕ 3

Глава 5 — ЗОЛОТЫЕ БИЛЕТЫ 3

Глава 6 — ПЕРВЫЕ ДВА СЧАСТЛИВЧИКА 3

Глава 7 — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЧАРЛИ 4

Глава 8 — НАЙДЕНЫ ЕЩЕ ДВА ЗОЛОТЫХ БИЛЕТА 5

Глава 9 — ЗАНАЧКА ДЕДУШКИ ДЖО 5

Глава 10 — СЕМЬЯ БАКЕТОВ НАЧИНАЕТ ГОЛОДАТЬ 6

Глава 11 — ЧУДО 6

Глава 12 — О ЧЕМ ГОВОРИЛОСЬ В ЗОЛОТОМ БИЛЕТЕ 7

Глава 13 — ДОЛГОЖДАННЫЙ ДЕНЬ НАСТУПИЛ 8

Глава 14 — ВИЛЛИ ВОНКА 8

Глава 15 — ШОКОЛАДНАЯ РЕКА 9

Глава 16 — УМПА-ЛУМПЫ 9

Глава 17 — АВГУСТУС ГЛУП ПОПАДАЕТ В ТРУБУ 10

Глава 18 — ВНИЗ ПО ШОКОЛАДНОЙ РЕКЕ 11

Глава 19 — ЛАБОРАТОРИЯ ИЗОБРЕТЕНИЙ 12

Глава 20 — УДИВИТЕЛЬНАЯ ЖВАЧКА 12

Глава 21 — ПРОЩАЙ, ВИОЛЕТТА 12

Глава 22 — СНОВА ПО КОРИДОРУ 13

Глава 23 — КВАДРАТНЫЕ КОНФЕТЫ-ГЛЯДЕЛКИ 14

Глава 24 — ОРЕХОВЫЙ ЦЕХ 14

Глава 25 — СТЕКЛЯННЫЙ ЛИФТ 15

Глава 26 — ШОКОЛАД ПО ТЕЛЕВИЗОРУ 16

Глава 27 — МАЙКА ТИВИ ПЕРЕДАЮТ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ 17

Глава 28 — ОСТАЛСЯ ТОЛЬКО ЧАРЛИ 18

Читайте также:  По над речкой ходят кони

Глава 29 — НЕУДАЧНИКИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ДОМОЙ 18

Глава 30 — ШОКОЛАДНАЯ ФАБРИКА ЧАРЛИ 19

Роулд Дал
Чарли и шоколадная фабрика
Фантастическая повесть

Пересказали: С. Кибирский и Н. Матреницкая

Иллюстрации: В. Мочалов

Посвящается всем детям

Глава 1
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ЧАРЛИ

То, о чем мы собираемся тебе рассказать, наш юный читатель, чистейшая правда. Произошла эта история не так давно, хотя, конечно, и не вчера. Но люди, о которых пойдет речь, наверное, живы-здоровы и поныне.

Итак, на окраине одного большого города в крошечном деревянном домике — в нем было только две комнатки и всего одна кровать — жила довольно-таки большая семья: маленький мальчик по имени Чарли, его папа и мама, которых звали мистер и миссис Бакет, а также родители его родителей — дедушка Джо и бабушка Джозефина, дедушка Георг и бабушка Георгина.

Все они были очень-очень хорошие и добрые люди, но, увы, очень-очень бедные. Единственная кровать была отдана четырем старикам — совсем старым и слабым. Они были так слабы, что практически никогда с нее не слезали.

Дедушка Джо и бабушка Джозефина располагались на одной стороне, дедушка Георг и бабушка Георгина — на другой.

Мистер и миссис Бакет вместе с маленьким Чарли спали в другой комнате на матрацах, постеленных прямо на полу.

В летнее время все было вполне терпимо, но ранней весной, осенью и особенно зимой по полу постоянно дули такие леденящие сквозняки, что временами становилось просто невыносимо.

Почему они не покупали дом получше или хотя бы еще одну кровать? К сожалению, об этом не могло быть и речи, слишком уж они были бедны.

Единственным в семье, кто имел работу, был мистер Бакет. Он трудился на заводе зубной пасты и весь день сидел на скамейке, навинчивая крышечки на тюбики, конечно, после того, как они заполнялись пастой. Но за завинчивание платили слишком мало, и как бы усердно бедный мистер Бакет не работал, как бы быстро он не завинчивал крышки, ему никогда не удавалось заработать достаточно, чтобы купить хотя бы половину того, в чем нуждалась его большая семья. Денег не хватало даже на еду. Все, что они могли себе позволить — это хлеб и маргарин на завтрак, вареную картошку на обед, и капустную похлебку на ужин. В воскресенье еды было чуть побольше, поэтому вся семья с нетерпением ожидала конца недели.

Конечно, им не грозила голодная смерть, но все — и старики, и родители, и особенно маленький Чарлик с утра до вечера жили с ужасным ощущением пустоты в желудке. Чарли, естественно, страдал от этого больше всех. И хотя отец или мать нередко подсовывали ему свою долю обеда или ужина, его растущий организм постоянно требовал еды. Ему нужно было что-нибудь более сытное, чем картошка и капустная похлебка. Однако больше всего на свете, как ни странно, он мечтал о… ШОКОЛАДЕ.

Каждое утро по дороге в школу Чарлику приходилось проходить мимо магазина, в витрине которого красовалось множество великолепных плиток шоколада. Он невольно останавливался, пристально разглядывал их, прижимаясь носом к стеклу, и каждый раз его рот наполнялся слюной. Не раз и не два в день он наблюдал, как другие дети вытаскивали из карманов плитки сливочного шоколада и жадно их поедали, что для Чарли, конечно же, было сплошной пыткой.

Только раз в году, на собственный день рождения он получал возможность полакомиться шоколадом. Вся семья целый год копила деньги, и когда наступал этот счастливый день, Чарли получал в подарок маленькую шоколадку, всего одну, но зато всю ее мог съесть целиком. И каждый раз, когда наступало это самое замечательное, самое прекрасное утро его дня рождения, он осторожно укладывал свое сокровище в маленькую деревянную коробочку, которая считалась его личной собственностью, и лелеял ее, будто она была сделана из чистого золота. Первые несколько дней Чарли только смотрел на свое сокровище, не позволяя себе даже прикоснуться к нему. Наконец, когда дольше терпеть уже не было сил, он осторожно надрывал бумажную обертку с одного уголка, отламывал малюсенький кусочек, клал его в рот и… ждал, пока волшебная сладость не растечется по языку. На следующий день он отламывал еще один крошечный кусочек, и так день за днем, растягивая удовольствие от шестипенсовой шоколадки более чем на месяц.

Но мы еще не поведали тебе, наш юный читатель, о том, что мучило маленького любителя шоколада больше всего на свете, что было для него даже большей пыткой, чем плитки шоколада в витринах магазинов или то, как другие дети жуют шоколад прямо у него на глазах. Насколько это было ужасно, ты не можешь себе и представить: прямо напротив дома, в котором жил Чарли, высилась ОГРОМНАЯ ШОКОЛАДНАЯ ФАБРИКА. Представляешь?

Причем это была не просто огромная шоколадная фабрика. Это была самая большая и самая знаменитая во всем мире шоколадная «ФАБРИКА ВИЛЛИ ВОНКИ» — величайшего изобретателя и мастера шоколадного дела из всех, когда-либо существовавших на свете. Какой же огромной и таинственной она была! Вокруг нее высились мощные стены, ворота охранял электронный сторож, из труб шел густой дым, откуда-то из глубины доносились диковинные звуки, а снаружи на полмили вокруг в любом направлении воздух был буквально пропитан восхитительно сладким запахом жидкого шоколада.

Дважды в день по дороге в школу и обратно маленькому Чарли приходилось проходить мимо ворот фабрики. И каждый раз он невольно замедлял шаг и поднимал нос как можно выше, стараясь досыта насладиться волшебным шоколадным ароматом.

О, как он любил этот запах!

О, как он мечтал хоть когда-нибудь попасть внутрь фабрики и увидеть все своими собственными глазами!

Источник

«Чарли и шоколадная фабрика»: о детской травме, трудностях прощения и семейных ценностях + интересные факты о фильме

В основе сюжета — одноименная сказочная повесть Роальда Даля. В 1971 году на экраны вышел фильм «Вилли Вонка и шоколадная фабрика». Новая картина Тима Бертона не является его ремейком — это самостоятельное произведение с собственным осмыслением повести и ее событий.

В картине сохранены основные сюжетные линии, только ее действие перенесено из 60-х годов в 2000-е. Тим Бертон добавил в повествование современных элементов, а у мистера Вонки появилась предыстория, которой не было в книге, от чего фильм приобрел более глубокий смысл, нежели просто погоня за призом.

Итак, Вилли Вонка. Он, безусловно, самый интересный персонаж картины. Мужчина неопределенного возраста, но явно не слишком молодой, иначе когда он успел бы развить бизнес, а главное — ему почему-то понадобился преемник. В молодости о преемниках не задумываются. Авторы фильма показывают нам его детство: его отец — преуспевающий стоматолог, страдающий чрезмерной тревожностью и довольно нелепо заботящийся о ребенке: он стремится оградить его от всего вредоносного, и в первую очередь от сладкого, потому что оно портит зубы, а сыну стоматолога стыдно иметь плохие зубы. Из этих же соображений он надевает на голову сына уродское приспособление для выравнивания зубов, аналог брекетов. Мальчик страдает, но отец, потопивший свою любовь к сыну в жестокости, уверен, что эти страдания во благо сына, а значит, ничего, потерпит.

А где же мать Вилли? Ее нет. О ее судьбе ничего неизвестно. Похоже, что Вилли растет без материнской ласки. Он — типичный травматик, недополучивший родительской любви и одобрения. Подросший Вилли сбегает из дома, но так и не может справиться со своей травмой — он вырастает таким же эмоционально глухим человеком с неразвитой эмпатией, поэтому его выходки по отношению к детям, пришедшим на фабрику, такие идиотские и жестокие. И он много лет вытеснял воспоминания о своем несчастливом детстве — его травма настолько глубока, что он даже не может произнести слово «родители».

Между прочим, поводом к написанию этой статьи и именно в таком ключе стала моя недавняя беседа с одной женщиной. Ее мать обладает крайне тяжелым характером. Так вот в разговоре эта женщина точно так же не могла произнести слово «мама» — ей стоило невероятных усилий выдавить из себя хотя бы «мать». И тогда мне вспомнился Вилли Вонка — он точно так же запинался на слове «родители». Это страшно. Очень страшно.

Вернемся к Вонке. Как истинный травматик, он не может любить, его чувства заблокированы, он не умеет их проявлять, поэтому ему кажется смешным то, что на самом деле ужасно, он не понимает, почему родители так переживают за своих попавших в переделку «плохих» детей — по его мнению, из-за них переживать совершенно не стоит, а все неприятности, которые с ними происходят, забавляют его. И, кстати говоря, четверо из пяти детишечек, получивших приглашение на фабрику, такие же холодные и эмоционально черствые.

Читайте также:  Как найти самородки в реках

Вонка боится любого проявления ласки, например, объятий — это хорошо показано в сцене, когда дети только вошли в помещение фабрики и Виолетта обнимает его — лицо Вонки искажается от ужаса. Типичный травматик.

При просмотре фильма складывается впечатление, что Вонка знал, чем закончится для его гостей визит на фабрику. К тому же, когда Умпа-лумпы начинают петь первую песенку, Вонка говорит, что у них давно не было слушателей — Вонка ранее уже приводил на свою фабрику детей? К тому же как объяснить тот факт, что Умпа-лупмы настолько молниеносно придумывают песенки с именами детей? На самом деле очень похоже на то, что все подстроено. Дело в том, что для каждого травматика во избежание окончательного слета с катушек необходимо самому стать агрессором и наносить травму кому-то. Вероятно, Вонка удовлетворяет эту потребность, приглашая на фабрику «плохих» детей и подвергая их таким испытаниям.

Но в этот раз что-то пошло не так — то ли неожиданно для самого Вонки, то ли опять же, в результате его тайного выбора среди гостей оказывается мальчик по имени Чарли Бакет. Он из очень бедной семьи, но семьи, которая обладает колоссальным психологическим ресурсом: они все любят друг друга и заботятся друг о друге. Чарли Бакет в фильме выступает в роли психотерапевта для Вонки. Непосредственный мальчик обладает главным качеством — он умеет прощать и принимать окружающих такими, какие они есть. Его поведение — ресурс для Вонки. Чарли Бакет в ответ на предложение оставить семью ради владения фабрикой, отказывается — нет ничего важнее семьи, это главный ресурс для любого человека. И Вонка, поначалу отказав ему, потом все равно обращается к нему, потому что уже не может без него — Чарли единственный на свете человек, от которого Вонка получил тепло. В конце концов Чарли помогает Вонке переступить через прошлые обиды и помириться с отцом, который, как оказалось, все эти годы следил за успехами сына, но не давал о себе знать из боязни быть отвергнутым. Вилли Вонка наконец-то получил что-то более значимое, чем богатство: любящую семью.

А теперь обещанные интересные факты

К выходу фильма компания Нестле запустила линию продукции под маркой Willy Wonka.

Компания Нестле изготовила для фильма тысячу восемьсот пятьдесят плиток настоящего шоколада. Остальные 110 тысяч плиток были искусственными.

Трость Вилли Вонки заполнена конфетами Nerds, которые продаются под брендом Willy Wonka от компании Нестле.

Джонни Депп за год до съемок работал вместе с Фредди Хамором в фильме «Волшебная страна» и был так впечатлен его игрой, что порекомендовал Бертону взять его на роль Чарли Бакета.

Всех Умпа-лумпов играл один актер — Дип Рой. По несколько сотен раз он повторял одни и те же движения перед камерой, чтобы создать иллюзию множества человечков.

Для сцены с белками были отдрессированы 40 настоящих белок. К их изображению позднее добавили нарисованных.

Отец Чарли работает на фабрике, которая производит зубную пасту Smilex. « Smilex » — названиее ядовитого газа, придуманного Джокером в фильме «Бэтмен» (1989), режиссером которого тоже был Тим Бертон.

В некоторых сценах, например, в сцене, где показывают, как делают жвачку из трех блюд, показывается настоящее оборудование компании Нестле.

В сцене с шоколадной рекой деревья, цветы, плоды и другие растения были созданы магазином Choccywoccydoodah (Брайтон, Великобритания) из карамели, патоки и настоящего шоколада. После выхода фильма б о льшая часть этих сладостей была распродана.

А вот шоколадный водопад и шоколадная река были сделаны при помощи искусственной жидкости, имитирующей консистенцию и цвет шоколада. На это ушло 927 403,1 литра поддельного шоколада, и лодка на самом деле плыла по этой реке.

Ассистенты плохо закрепили один из объективов камеры при съемке сцены на шоколадной реке. В результате объектив стоимостью 500 000 $ упал в «шоколадную реку» и был сильно поврежден без возможности восстановления.

Вилли Вонка говорит «Я думал, что веррука это бородавка» На самом деле, «Verruca plantaris» — это болезненная бородавка, вызываемая вирусом папилломы человека, которая возникает на подошве или пальцах ног.

На роль Виили Вонки претендовали: Роуэн Аткинсон, Николас Кейдж, Джим Керри, Джон Клиз, Роберт Де Ниро, Эрик Идл, Дуэйн «Рок» Джонсон, Адам Сэндлер, Майкл Китон, Стив Мартин, Билл Мюррей, Майк Майерс, Лесли Нильсен, Майкл Пэйлин, Брэд Питт, Уилл Смит, сэр Патрик Стюарт, Бен Стиллер, Кристофер Уокен и Робин Уильямс.

Джонни Депп заявил, что он основывал свою внешность на облике Мэрилина Мэнсона.

Задний план декораций фабрики Wonka был тот же самый, что в фильме «Бетмен» 1989 г. у декораций Готэм-сити.

На 27:40 в кадре появляется автомобиль ВАЗ 2104:

Источник



Войдите в ОК

ФИЛЬМ «ЧАРЛИ И ШОКОЛАДНАЯ ФАБРИКА» (2005): САДИЗМ В КОНФЕТНОЙ ОБЁРТКЕ

Итак, сегодня мы рассмотрим отнюдь не шоколадную историю с очень шоколадным названием, а именно – «Чарли и Шоколадная Фабрика». В статье предлагается оценка всех недостатков и достоинств данного продукта.

Прежде всего, поговорим о минусах, т.к. в этом фильме они явно преобладают:

1. Первое, на что стоит обратить внимание, это перестановка понятий добра и зла. Так, в фильме якобы «положительные» герои постоянно проявляют необъяснимую агрессию к «отрицательным», которые представлены в виде обыкновенных детей, с теми или иными незначительными недостатками. Далее обо всех них в списке персонажей.

-— Вилли Вонка – сумасшедший кондитер-убийца, якобы положительный главный герой (на самом деле его амплуа больше соответствует образу ярого злодея). По сюжету заманил «на конфетки» (основная уловка маньяка) пятерых детей на ужасную фабрику, где подвергал их пыткам и бесчеловечным мучениям якобы за недостатки – на деле обычные качества, присущие многим детям, про которых и не скажешь, что они «недостойны жизни», какую идею в результате продвигает фильм. Вонка олицетворяет собой образ маньяка, специализирующегося на детях – вполне реальную опасность современного мира. Выглядит и ведёт себя соответствующе.

Самое страшное, что он не просто убивает детей, а делает из них сладости и продаёт, что открыто подтверждается кондитером в ситуации с Августом Глупом – мальчиком, из которого вытопили жир и сделали сливочную помадку. Это подтверждается также тем фактом, что Вонка не останавливал и не пытался спасти детей на фабрике, а значит, ловушки он наставил специально, и всё было изначально продумано. В конце, боясь судебных разбирательств, он сбежал в город, где скрывался до встречи с Чарли, который впоследствии помог ему воссоединиться с жестоким отцом. В результате всего Вонка передал семье Чарли фабрику и, таким образом, подставил их (поскольку на фабрике произошло множество сомнительных инцидентов, которые описываются в этой статье).

Через Вилли Вонку детям-зрителям передаётся посыл: «Убийцы – не плохие люди, они просто запутались в себе, им надо помочь!».

-— Август Глуп – мальчик из семьи мясника, страдающий от неправильного обмена веществ и излишней полноты. Первым нашёл золотой билет, надкусив его вместе с шоколадкой, и, попав на фабрику, был единственным, кто сохранял спокойствие и даже радовался шоу аниматроников (горящих механических кукол с плавящимися лицами, испугавших даже привыкшего к компьютерному насилию Майка Тиви, о котором речь пойдет позже). В сладком цехе Август повёл себя естественно – подошёл к шоколадной реке и попробовал вкусный, ароматный шоколад, за что жестоко поплатился – был сварен в помадочном цеху, а из его вытопленного жира приготовили помадку «Августовский Глуп в шоколадной глазури» и стали продавать по всему миру. Никакими конкретными недостатками ребёнок не обладал и ни в чем, по сути, не провинился, т.е. с воспитательной точки зрения это наказание героя в истории абсолютно незаслуженно.

-— С Виолеттой Боригард несколько посложнее. Выросшая в неполной семье, она с пелёнок всеми силами пыталась доказать, что неполная семья – это не порок, что она не хуже других, и восполняла заниженную самооценку напускным высокомерием. Живёт с амбициозной матерью, ставящей перед ней явно завышенные планки. Когда девочка не может преодолеть их, мать, судя по всему, попрекает её в неидеальности, публично унижает и наносит сокрушительные удары по психике – их взаимоотношения держатся лишь на рекордах и достижениях Виолетты. Пострадала девочка сразу после Августа – увидев недоработанную жвачку, девочка по настоянию матери (привыкшей к вечному первенству дочери) съела её и стала синей и круглой, как черника. В глазах матери при этом не читалось жалости, наоборот – отвращение к своей родной, пусть и покалеченной дочери…

-— Верука Соль – девочка из богатой семьи, одна из наиболее несчастных. Её мать, вышедшая замуж по расчёту за орехового бизнесмена, топит беды от его равнодушия в алкоголе, в то время как очень мягкотелый бизнесмен во всём потакает избалованной дочери, неправильно понимая её. Девочка постоянно просит, однако не дорогих подарков, а простой человеческой любви, бесценной, но вместе с тем и не стоящей никаких денег. Девочка настойчиво просила любви, именно любви, пламенной, кристально чистой и тёплой, капризничала, пытаясь обратить на себя внимание. Но слёзы одиночества они воспринимали как каприз, боль ненужности – как желание обладать. И вместо ожидаемого понимания, тепла и участия девочка вновь получает яркий свёрток, от обёртки которого веет лишь холодом, и новая, не распакованная кукла строго встаёт на полку, не принося никакого счастья, ведь деньги не заменят подлинной, чистой любви, по-видимому, чуждой её родителям – ведь в критической ситуации отец её не проявил.

Читайте также:  Какая может быть река замбези

Все зачатки любви к дочери, как оказалось, были упакованы лишь в красочные коробки, сердце же представляло собой бездонную пропасть вечной, непоколебимой державы равнодушия и холода. Гибель дочери оказалась тестом для мистера Соль. Веруке очень понравились милые белочки, и она по своему обыкновению попросила отца купить одну, но Вилли Вонка, вместо того, чтобы спокойно объяснить, что к чему, начал смеяться над Верукой, и девочка решила сама достать белку, однако те напали на неё, совершив акт насилия и сбросили в печь, которая по случайности не работала в тот день. И всё это – на глазах у отца – который притворялся любящим, но, видя мучения родной дочери, остался стоять на месте, ничего не предприняв для её спасения.

-— Майк Тиви, сын учителя географии, выбыл последним. Будучи вундеркиндом, умственно превосходящим и отца, и самого Вонку, он заметно отстал в физическом развитии, и, постоянно терпя унижения, отыгрывался в компьютерных играх. Как и многие другие дети, мальчика опутала паутина компьютерной зависимости, увлекая в свой манящий и яркий, однако опасный мир. Мальчик ровным счётом ничем не отличается от современных детей, а его мнимая жестокость не превосходит границы озлобленности обиженного. В его телевизионно-компьютерном «офонарении» виноват отчасти отец-учитель, у которого особого времени на ребёнка нет, и он просто оставил свое чадо в компании ТВ и компьютера. Как результат – гиперактивность и погружённость в выдуманный мир. Бросившись к телепортатору, мальчик долго подвергался бесчеловечным пыткам (его жарили на сковородке, избивали, поливали кипятком на разных каналах, цинично переключаемых Вонкой), а после он оказался спрессован и раскатан в бумагу.

-— И последний из героев-детей – Чарли. Чарли – мальчик-нищий. Вырос в крепкой, но крайне циничной и озлобленной семье. Родители абсолютно нормальны, но предыдущее поколение вызывает подозрения. Так, один дед присвоил серебряную монету, видя муки голода близких. Это жестокое равнодушие нашло себе отражение и в Чарли – будучи якобы положительным персонажем, он так и не попытался помочь кому-либо из детей, видя их страдания. В конце фильма Вилли Вонка, боясь судебных разбирательств касательно происходящего на его фабрике, избавился от своего предприятия, подарив его Чарли и его семье. Дальнейшая их судьба неизвестна, но, скорее всего, окрашена в мрачные тона.

Из образов героев-детей, не наделённых какими-то существенными недостатками, но по сюжету жестоко карающихся, следует такой посыл детям-зрителям: «Оценивайте своих ровесников так же! Посмотрите, например, на своих одноклассников: вероятно, там найдутся подобные героям-детям в этом фильме – так вот, они плохие, недостойные жизни! Можете с ними расправиться, они этого заслуживают, а вам за это ничего не будет».

3. Дискредитация образа семьи. И, хотя создатели фильма утверждают обратное (внушение семейных ценностей), противоположность их замысла очевидна. Сами посудите: сын маньяка, не интересующегося своим сыном и, напротив, издевающегося над ним, сам ненавидит даже слово «семья» и всё, что с ней связано; девочка из неполной семьи; мальчик, родители которого сухо поинтересовались лишь о том, не будут ли его продавать по всему миру; девочка, нелюбимая отцом, и мальчик, оставленный наедине с телевизором. Есть сомнения в антисемейной направленности фильма? Посыл детям здесь такой: «Семья – это зло, способное принести вам лишь боль и страдания, либо сделать из вас маньяка-убийцу!».

4. В фильме присутствует очень много кадров и моментов, способных нанести серьёзный вред детской психике: это горящие детские игрушки с искаженными лицами и вытекающими глазами, избиваемая розгами по вымени корова (что Чарли прокомментировал: «О! Сливки взбивают!»), зверские и неадекватные «убийственные» наказания детей.

5. Отвращение детей от сладостей. Посыл детям: «Сладости – это зло, их делают из детей, а могут и пустить на конфеты вас, не ешьте сладости и не позволяйте другим!».

6. Максимальная жестокость по отношению к детям. Писатель создал книгу (по которой, собственно, и снят фильм) после смерти одного из своих детей. Возможно, это событие губительно повлияло на его психику, подвигнув на написание сего «шедевра». О книге: здесь жертвами особенных наклонностей кондитера пали вовсе и не пять, а ДЕСЯТЬ детей! И погибли дети крайне жестоко. Два мальчика, Уилбур Райс и Томми Траутбек, въехали на конвейере в Цех Дробления и Резки. Кларенс Крамп, Берти Апсайд и Теренс Роупер – три ни в чём не повинные милые девочки – съедают по горсти разогревающих изнутри конфет, когда для полного согревания достаточно всего одной. Результат очевиден и явно не предназначен для детской аудитории. А самая маленькая посетительница Фабрики, печально известная как Миранда Мэри Пайкер, вообще оказывается затянута в конвейер, где из неё изготовили карамель с арахисом и ещё отметили трагическую гибель ребёнка весёлыми песенками (скорее, песнопениями): «И ее родители бы точно поняли, что вместо того, чтобы сказать: «Миранда, безобразница, ты невыносима!», они сказали бы: «Ой, как вкусна и хороша!».

Таким образом, родителям девочки предлагается съесть карамель из собственной дочери! Другие герои-дети истории попадают в ситуации, приводящие к медленной и крайне мучительной смерти. После чего в конце вновь появляются живыми, правда, слегка помятыми – одна остаётся фиолетовой, другой – растягивается, как закладка – короче, ничего существенного с ними не происходит (правда, Томми и Уилбур гибнут). В фильме происходит тоже самое – искусанная белками Верука не обнаруживает никаких видимых следов насилия, Майк Тиви растягивается (потом он снова станет обычным, подростки пластичны, как сказал Вонка), Виолетта становится фиолетовой (и то, возможно, на время), а Август (из него вытопили жир, о чём ясно говорится в песне, жир тёк также и из щелей в трубах в видеоряде) – так вообще «отделался испугом». Посыл детям (и в книге, и в фильме): «Зачем нам инстинкт самосохранения, когда, даже погибнув в адских муках, мы вновь побежим здоровыми и весёлыми?».

7. Яркая, красочная Фабрика внешне сравнима с Раем, а вот из-за происходящего в ней по существу скорее похожа на Ад. Т.е. можно говорить, что здесь зрителю с болью, смертью и муками навязываются ассоциации с красотой, волшебством, удовольствиями. Ребёнок видит яркую картинку, обилие сладостей и т.п., и это всё, что он воспринимает, на чём фокусируется его внимание. Происходящее словно уходит на задний план, вместо страха ребёнок испытывает влечение, стремление попасть туда, где его на самом деле ждут пытки. Также через красоту и привлекательность Вонки зрителям-девочкам прививается любовь и интерес к маньякам. Одним словом: страшное показывается ярким, красивым и привлекательным, Ад позиционируется как место, где много сладостей и конфет, можно проплыть по шоколадной реке, полюбоваться на дрессированных белок, получить массу впечатлений и подарков, маньяк расценивается как «завидный жених», в то время как невинные убитые дети всеми силами выставляются как отвратные, вызывающие презрение существа, «получившие по заслугам». Посыл детям: «Зло привлекательно, убийца красив, жертва же – отвратна, убитый получил по заслугам; стремись в ад!».

8. Резкая смена образов, красок и спецэффектов на экране очень вредна для психики и зрения детей.

9. Дискредитация России – русский мальчик подделал золотой билет, убогий телевизор нищего Чарли и не менее убогий автомобиль – русского производства.

Помимо перечисленного кинолента обнаруживает и некоторые достоинства. Их ничтожно мало, но, вместе с тем, они всё же имеют место быть:
1. Яркие, неповторимые декорации, зрелищность, красивые персонажи, атмосферная музыка могут принести удовольствие зрителю.
2. Неплохой состав актёров, но это больше заинтересует взрослых зрителей.
3. «Урок от обратного». Понимание подноготной фильма может сыграть роль прививки от маньяков и послужить ценным жизненным уроком – не подходи, мол, к доброму дядечке на конфетки, черничкой станешь! Очень важный фактор отвращения от многочисленных извращенцев и детоубийц.
4. Отвращение от вредной китайской кондитерской продукции, в некоторых случаях кроющей в себе опасность.

На основе всего этого делаю твёрдый вывод:
Фильмы подобного рода нельзя показывать маленьким детям. Просмотр возможен, когда ребёнок достиг возраста хотя бы двенадцати-пятнадцати лет – и только лишь после предварительного самостоятельного просмотра и при полном контроле с объяснениями, что такое хорошо и что такое плохо.

Делитесь своими мнениями и отзывами о фильме.

Источник

Adblock
detector