Меню

Внеклассное мероприятие реки россии

Комплект сценариев образовательных мероприятий Тема: «Большие реки России»

Комплект сценариев образовательных мероприятий

Тема: «Большие реки России»

Возраст: Старший дошкольный возраст (5-6лет)

Актуальность: В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта необходимо изменить требования к методическим разработкам, к образовательной среде.

Познакомить детей с необъятными широтами великой страны – Россия; дать понятие, что Россия самая могучая, красивая страна, с множеством красивых рек; систематизировать знания детей о реках России; совершенствовать умения вступать в диалог — рассуждение с взрослыми и сверстниками в процессе отгадывания загадок; расширять умения описывать серии картинки – фотографии, похожие друг на друга; закрепить умение детей работать с технологией «синквейн» и моделью-алгоритмом.

Развивать познавательный интерес к природе России – большим и малым рекам; развивать умение анализировать, делать гипотезы, выводы;

Формировать глубокие чувства к природе родных мест, желание любоваться ею, прославлять ее; воспитывать потребность проявлять интерес к охране за природными богатствами России – реками.

Материал и оборудование:

аудиозапись «Журчание воды»; гимнастические палки – весла; удочка с приманкой; географическая карта, где вдоль рек расположены фотографии; серии фотографий – картинок с изображением рек: Волга, Урал, Обь, Енисей, Лена (фото-галерея); макет для эксперимента «Почему река течет и наполняется, что ее питает»: на поддоне с конечным желобком и прикрепленными берегами (или из пластилина, или из пенопласта) реки с

притоками; магнитофон с аудио – материалом: припевы песен о реках Волга, Урал, Обь, Лена; художественное слово: загадки, пословицы, легенда о реке Енисей, строки стихотворения о реке.

Воспитатель обращается к детям:

— Ребята послушайте, что это? Что вы слышите?

— Да это журчание воды. Давайте узнаем, откуда это? Нам нужна лодка.

Совместное конструирование лодки из объемных модулей.

— А вот и весла. Садимся в нашу большую лодку.

— Мы отправляемся в путешествие. Чтобы она плыла ровно, нужно грести веслами всем одновременно. Давайте попробуем: и-и-и раз; и-и-и два. Поплыли!

Появляется географическая карта в свернутом виде

— Остановка! Суши весла. Эта остановка – «Загадочная». Чтобы узнать куда мы приплыли, нужно отгадать загадки:

Бежит, журчит, волнуется.

Все на нее любуются!

Никак не остановится,

Назад не поворотится.

— Правильно – Река (приоткрывается часть карты с линией фотографий реки Волга). Как вы догадались? (дети объясняют, проговаривая свойства воды и рек: журчит, течет, берега, бережки, повороты, быстрая…)

— Это река под названием Волга. Теперь следующая загадка:

Мели и водовороты.

— Молодцы, правильно – Река (приоткрывается следующая часть карты с линией фотографий реки Урал). Это река под названием Урал. Какими словами в загадке об этой реке сказано? (дети вспоминают слова загадки). Слушайте следующую загадку.

Синяя сестрица, быстрая водица

Вдоль дружков, бережков в океан стремится.

— Вновь отгадали, молодцы! (приоткрывается часть карты с линией фотографий реки Обь). Это река под названием Обь. Посмотрите на нее. Правильно она описана в загадке? Следующая загадка:

Меж камней теснится.

— Правильно – Река (приоткрывается часть карты с линией фотографий реки Енисей). Это река под названием Енисей. Какими словами в загадке об Енисее сказано? (дети вспоминают слова загадки)

Среди Лесов, среди Полей

Протянулся синий Змей — до Морей.

— Молодцы, внимательно слушаете, поэтому и загадки правильно отгадываете (приоткрывается часть карты с линией фотографий реки Лена). Это река под названием Лена. С чем сравнили реку Лена в загадке?

— Молодцы, всю карту раскрыли. Теперь нам понятно, где мы будем путешествовать. Кто запомнил, по каким рекам проходит наше путешествие? (ответы детей)

— У рек есть берега, на которых растут деревья, появляются города.

— Садимся в лодку и продолжаем путешествие. Взяли весла и погребли. Звучит аудио – припев песни «Река Волга» 1

— Остановка – Фотогалерея рек России. Посмотрите, карта приготовила нам целую фотогалерею о своих реках. Вот эта река Волга.

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо

Русская народная река.

— Кто знает, как величают реку Волга. (Отвечают на вопросы: Матушка, кормилица, щедрая, широкая, раздольная, величавая, своенравная)

— Молодцы! А теперь продолжаем наше путешествие. Садимся в лодки и поплывем к другой реке. А к какой вы узнаете, прослушав песню. (звучит аудио песни про Урал)

— Остановка — Рассказ. Посмотрите, как извивается река Урал, беря начало с вершины гор. Она делит Восток нашей страны от Азиатской части России. Как ее можно описать? (Описывают реку Урал по фотографиям: Река Урал длинная, извилистая. По берегам рек растут деревья. На ней построили города, рыбаки ловят рыбу, проплывают корабли)

— Молодцы! Мы уже проплыли половину нашей страны России. На следующем занятии мы продолжим наше увлекательное путешествие.

— Какая река вам понравилась больше всех? Почему?

— Чтобы вы хотели узнать о реках еще?

Вводная часть: Воспитатель обращается к детям:

— Ребята, вы помните, как мы с вами путешествовали по рекам? По каких большим рекам проходило наше путешествие?

— На чем же мы путешествовали? Значит, нам вновь понадобиться лодка? Приступаем к строительству пароходного судна.

Совместное конструирование парохода из строительных модулей.

— Садимся на корабль. (Звучит пароходный гудок).

Основная часть: Появляется географическая карта в свернутом виде

Посмотрим, куда поплывет наш пароход. Наш путь сегодня ляжет по Симбирской земле. Пора в путь! Усаживайтесь удобней. (звучит аудио конец песни про реку Обь)

— Остановка – «Игровая». Познакомьтесь с рекой Обь. (Рассматривание линию фотографий, расположенных на карте вдоль реки Обь). Она тихая и нежная, то широкая, то узкая, как ручеек.

-Давайте поиграем в игру «Синквейн». Послушайте условия игры. Ребята Вы глазами выберите себе фотографию и составьте нерифмованное стихотворение « синквейн » по предложенной схеме.

( t1603572650aa.pngСхема синквейна .)

— Что делает река ?

— Составьте предложение о реке .

— Обобщение или ассоциация.

— Молодцы! Хорошо поиграли.

Легенда о реке Енисей 2:

Енисей — Великая река. Когда то, давным-давно, еще ручейком ушел Енисей из дома, из Саян, прогуляться по СреднеСибирскому плоскогорью. Пока бежал сил набирался, возмужал. Однажды встретил он в пути свою подругу Ангару, которая тоже убежала от своего отца Байкала. Дальше вместе они уже пошли по жизни.

Вдогонку им их родители отправили войска, но возможно боги решили, что нельзя мешать молодым и преследователей их превратили в камни! Так до сих пор они стоят застывшими. В нынешние времена в том месте организован заповедник «Столбы». Туда ходят люди отдыхать и полюбоваться на необычные исполины.

Потом у Енисея с Ангарой две дочки появилось, две Тунгуски. Все вместе ушли они для дальнейшего проживания к берегам Северного Великого Ледовитого Океана и там до сих пор живут счастливо.

— Остановка – «Экспериментальная». Посмотрите вот она река Енисей. Она течет по Сибирской земле. У нее очень много притоков. Они помогают ей быть полноводной. Давайте попробуем сделать реку с притоками на макете и посмотрим, как наполняется река и почему она течет, а не стоит на месте как озеро. Нужно заполнить вот эти дорожки. Чем нужно заполнить? Правильно, водой.

Дети под руководством воспитателя проводят эксперимент на макете:

Ставят цель – определить, как течет вода по реке, как и чем река наполняется.

Рассуждают и предполагают, что река наполняется за счет дождевой воды, таяния снега, льда, которая стекает с земли.

Делают действия: поливают лейкой сверху – дождь. Проводят наблюдение: углубления наполняются. Приподнимается одна сторона — вода начинает течение. Чем выше – тем быстрее. Через некоторое время вода вся вытекает в сосуд.

Делают вывод, что дождевой воды недостаточно. Нужен постоянный источник – это родник. Имитируют родник – из трубочки медленно выливается вода. Когда притоки добавляются к основной реке, то воды становится больше, и река становится глубже. Теперь продолжим подпитывают реки дождевой водой – река наполнялась и выходила из берегов.

Вывод: река начинает с родника, течет сверху вниз, наполняется дождевой водой и если ее много, то может выйти из берегов – река разливается. Молодцы.

— На полноводных реках строят гидроэлектростанции, которые обеспечивают свет в домах, на заводах, фабриках (показ слайда). Наше путешествие еще не закончилось. Берем свои весла и гребем к следующей реке (звучит припев песни о реке Лене)3.

— Остановка – «Рыболовная». В реках водятся много рыбы. Они бывают разных видов. Кто знает называния рыб? (Отвечают на вопросы: лещ, сом, карась…)

— Давайте поиграем в игру «К». Кто будет рыбаком? (п/и «Рыбалка»)

— Молодцы! Славно попутешествовали. А теперь нужно возвращаться. Берем свои весла и обратно домой!

— Люди во все времена были благодарны рекам. Придумывали добрые слова, которые превратились в пословицы и в поговорки (постепенно сворачивается карта):

Мелка река, да круты берега.

— Кто знает пословицы и поговорки о реках?

И за рекой люди живут.

Каждая река к морю течет.

Красна река берегами.

Около реки колодца не копают.

По которой реке плыть, ту и воду пить.

И большой реке слава до моря.

Волга — всем рекам мать.

— Вот мы и прибыли опять к нашей реке Волга. Спасибо вам за такое интересное путешествие.

Итоговая часть. Рефлексия:

— Понравилось ли вам наше путешествие?

Читайте также:  Реки это кровеносная система земли

— Что вам понравилось больше всего?

— О чем расскажите своим родным?

— Кто может нарисовать большую реку?

t1603572650ab.jpg4

t1603572650ac.jpg

t1603572650ad.jpg6

t1603572650ae.jpg7

t1603572650af.jpg

t1603572650ag.jpg8 река Волга

1.Акименко В. М. Новые педагогические технологии : Учеб. -метод. Пособие Ростов н/Д., 2008.

2. Казаченко И. И. Использование дидактического синквейна в работе с дошкольниками//Управление ДОУ №8 2015

3. Ковинько Л. В. Секреты природы так интересны! – М.: Линка-Пресс2004.

Источник

Внеклассное мероприятие «День Рек»
занимательные факты по биологии (7 класс) на тему

Курчавая Галина Владимировна

Внеклассное мероприятие «День Рек»

Скачать:

Вложение Размер
ogbou_den_rek2.docx 479 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» город Смоленск

Классный час : «Международный день рек»

Подготовил: классный руководитель 7Б класса

Классный час : «Международный день рек»

Цель:: расширение представлений и знаний учащихся о значении рек для жизни человека и животных.

14 марта – Международный день рек

«Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь». «Странное высказывание», — подумаете вы. А между тем ничего незаурядного в нём нет и в помине. В данной цитате не стоит искать скрытого смысла – вся суть на поверхности, если внимательнее вчитаться. Но не буду томить вас: преграды, заставляющие течь реки вспять, — хорошо всем известные плотины, порождение человеческих рук. Каждый год 14 марта участники антиплотинного мирового движения пытаются привлечь внимание населения всей планеты к довольно острой природной проблеме, добиваясь в промежутках между знаменательными датами определенных шагов по снижению уровня нанесения вреда естественным водам Земли.

История «Дня действий в защиту рек, воды и жизни»

Необычный праздник, который вернее будет назвать акцией в защиту природы от пагубного, разрушительного воздействия человечества, появился более 10 лет назад, в 1998 году, благодаря американскому экологическому сообществу под названием «Международная сеть рек». Учреждению интернациональной даты предшествовала конференция в Бразилии, участники которой оказали поддержку выдвинувшей идею организации. Уже в первый день в двух десятках мировых держав, таких, как Россия, США, Таиланд, Австралия и пр. прошло полсотни демонстраций в знак протеста против вмешательства властей в естественный земной ландшафт, коим являются сооружения металлических и бетонных конструкций, задерживающих первозданное течение рек.

В целом людей, проявивших живое участие в попытке спасти матушку-природу, оказалось не так уж и мало: 10000 человек. К великой радости активистов движения эта цифра всего год спустя возросла в 10 раз. Сегодня акции протеста продолжают совершаться в раз и навсегда назначенный день.

Москва — река в России. Протекает по территории Московской и немного Смоленской области. Берет свое начало на Смоленско-Московской возвышенности, впадает в Оку. Длина реки 473 км., площадь бассейна 17 600 кв. км.

На Москве-реке стоят города: Москва, Можайск, Звенигород, Красногорск, Дзержинский, Лыткарино, Жуковский, Раменское, Бронницы, Воскресенск, Коломна.

Крупные притоки: Руза, Яуза, Истра, Коломна, Пахра, Городня. Водохранилища: Можайское, Рузское, Озернинское, Истринское.

Питание реки снеговое, дождевое и грунтовое.

Дон — река в Европейской части России. Протекает по территории Тульской, Липецкой, Воронежской, Волгоградской и Ростовской области. Свое начало берёт на склоне Среднерусской возвышенности рядом с городом Новомосковск, впадает в Таганрогский залив Азовского моря. Длина реки 1870 км, площадь бассейна 422 000 кв.км.

Кубань — река в России на Северном Кавказе, берущая свое начало в горах Карачаево-Черкесской Республики.

Географические сведения. Длина 870 км, площадь бассейна 58 тыс. км². Протекает по территории Карачаево-Черкесии , Ставропольского края , Краснодарского края (662 км) и Адыгеи . При впадении в Азовское море река образует крупную заболоченную, но высокопродуктивную кубанскую дельту площадью около 4300 км². Общий сток Кубани в Азовское море составляет около 11,0 км³ в год.

Ход классного часа

II .Основная часть.

1.Загадка. Введение в тему.

Течёт, течёт — не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит(река0

Я и тучка, и туман.

И стеклянной быть могу (Вода).

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на классном часе?

— Верно, сегодня мы поведём беседу о волшебной воде. Почему волшебной, спросите вы? Да потому, что вода бывает разной, непостоянной и порой действительно волшебной. (Звучит фонограмма – журчание воды). Попробуем во всём разобраться.

Вода бежит в ручейке, плещется в океане, становится холодными льдинками или горячими капельками пара. Вот она, какая разная!

— Ребята, что это такое? (Демонстрация глобуса)

— Посмотрите на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём больше всего. Голубым цветом на нём изображены моря, океаны, реки нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша.

2.Чтение стихотворения о воде.

Учитель. Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Ученик 1. В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В дом туманом к нам вползает.

Ученик 2. Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся

Средь высоких стройных елей.

Рушится потоком селей.

Ученик 3. На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Ученик 4. Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Учитель. Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить,

Без воды нам не прожить!

В озере её найдёте

И в сыром лесном болоте,

Наша спутница вода!

4. Отгадывание загадок.

Облака, облака, всё летят куда – то,

Облака, облака, белые, как вата,

Поскорей их разгадать нужно нам, ребята!

— Из чего состоят облака?

— Да, из капелек воды.

— На капельках написаны загадки о воде. Вы, ребята, берёте капельки, читаете загадку и все вместе отгадываете.

1.Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (дождь)

2.Пушистая вата плывёт куда – то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. ( туча)

3. Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (снег)

4.Я вода, да по воде же и плаваю. (лёд)

5.На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. (град)

Утром умирает. (роса)

7.Растёт она вниз головой.

Растёт не летом, а зимой.

Но солнце её припечёт-

Она заплачет и умрёт. (сосулька)

8.Молоко над речкой плыло

Ничего не видно было.

Стало видно далеко. ( туман)

5. Значение воды для всего живого.

— Ответьте на вопрос: где используют воду?

-А что значит вода для всего живого, для вас?

— Какое бы животное или растение мы не взяли, в него входит вода. Посмотрите на этот слайд, на нём показано содержание воды в организме человека, начиная с первых дней жизни и заканчивая пожилым возрастом.

Вода не только поит, но ещё и кормит – по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни лекарств – ничего не сделать без воды. .

8. Знаете ли вы, что…

1.Сколько океанов и морей на нашей планете?

Океанов – 4, а с недавнего времени — 5, морей – 54

2. Самое большое озеро на Земле…Каспийское море.

3. Самое глубокое озеро…Байкал.

4. Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер равен 9 см.

5. Самый сильный дождь шёл целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.

6. Великий снегопад продолжался 24 часа на Серебряном озере в США с 14 – 15 апреля 1921 года.

III . Вывод. Подведение итогов.

Реки – одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. В результате деятельности человека в реках Сена, Волга, Дунай и многих других купаться нельзя. В реке Амур столько минеральных удобрений, что тело после купания покрываются сыпью. В организме рыбы происходят мутации (изменения): увеличивается в размере печень, рыбы рождаются с двумя хвостами. Чистой воды становится всё меньше и меньше. От загрязнения воды страдает всё живое.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ae/Don_%28Voronezh_Oblast%29.jpg/230px-Don_%28Voronezh_Oblast%29.jpg

— Ребята, как нужно охранять воду?

— Почему воду можно назвать волшебницей?

— Реки украшают нашу природу. Берегите еих от загрязнения! Ведь человек – это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.

Источник

«Великие реки России». Праздник знаний на уроке окружающего мира. 3-й класс

  • развивать познавательную активность учащихся;
  • развивать речь, память, внимание, эмоциональную сферу учащихся;
  • развивать творческое мышление и воображение;
  • развивать умение работать в группах;
  • применять методы театральной педагогики и деятельностный подход;
  • воспитывать у детей бережное отношение к природным богатствам Родины;
  • развивать интерес к окружающему миру, расширять кругозор.

Оборудование: карта России, презентация «Реки России», схема реки, газеты, подготовленные детьми. Костюмы гусляров, картины для легенды, костюмы для детей, исполняющих роль рек, музыкальное сопровождение.

Подготовка к уроку-празднику: за две недели до праздника дети делятся на три группы. Каждая группа готовит интересные материалы про разные реки: научные статьи, стихи, легенды, пословицы, выпускают газету, готовит презентацию.

Звучит песня группы «Любэ» «От Волги до Енисея». Дети выходят «ручейком».

Реки России, как вы весной широки!
Реки России, ваши чисты родники.
Я вашей влаги живой зачерпну,
С вашей лаской на землю взгляну.

Реки России, ваши светлы имена,
Реки России, вы откровенны до дна.
Чувствуя радость, иль вспомнив вину,
Я, словно в совесть гляжу в глубину.

Ведущий: Посмотрите на карту России. Вы увидите на ней множество голубых нитей, покрывающих Землю сложным узором. Это реки нашей страны, их в России свыше 2,5миллионов.

Через горы, равнины, леса несут они свои воды – чистые и мутные, студёные и тёплые, быстрые и медленные. «Реки – посланцы неба» – писал древнегреческий поэт Гомер.

– Ребята, а какая река самая главная?

Предполагаемые ответы детей:

– А я думаю, что это река Ока. На её берегах стоят старинные русские города. Где Ока Широка, там Ка ШИра, где Ока меж Лугов, там Ка ЛУга, где Ока петляет Ломанная, там Ко ЛОмна – городок.

Учитель: Давайте же отправимся в путешествие по великим рекам России.

Звучит песня «Амурские волны».

Выходит первая группа детей с репродукциями, картинами рыб, с заранее приготовленными панно.

Ученик: Славная земля амурская раскинулась по берегам дальневосточных рек – Амура и Зеи. Амур – батюшка …широкий, могучий, величавый! Начинает свой разбег Амур из Забайкалья. На своём пути к Тихому океану мчит по тайге, долинам, раздвигает горные хребты, опоясывает голубой лентой Дальний Восток.

Ученик: На разных языках название реки Амур произносится по-разному. По-китайски она называется «Чёрная река» или река «Чёрного дракона». Существует одна теория, объясняющая происхождение слова «амур». По мнению некоторых исследователей, оно могло произойти от имени первобога Ура. Бог Ур присутствует и в названии самого народа – урусы (т.е. русские).

Река Амур занимает четвёртое место по длине среди рек России и девятое место среди рек мира. А длина Амура – батюшки 2824 км, а от истока Аргуни 4440 км.

А ещё Амур занимает первое место в России по разнообразию рыб. Здесь обитает 99 видов рыб.

Ученик: Первые русские появились на Амуре в 1644 году вместе с отрядом землепроходцев во главе с Василием Даниловичем Поярковым. А в 1649 году совершил поход на Амур Ерофей Павлович Хабаров.

Амур – великий труженик. За время навигаций речники перевозят по реке десятки тонн различных грузов.

Кто хоть раз побывал на Амуре, навсегда запомнит удивительную красоту дальневосточного края.

Звучит песня «По Ангаре». Выходит вторая группа детей. Дети рассказывают и обыгрывают легенду.

Ученик: Озеро Байкал… Немало сложено о нём легенд, песен, сказаний. Ведь это озеро самое большое в Европе и Азии, самое глубокое на Земле. Его глубина 1620 метров. Самое древнее по происхождению, оно существует уже 25 миллионов лет, а также самое разнообразное по животному миру.

Ученик: Расположено оно в Восточной Сибири. Потому и называют его жемчужиной Сибири. В это удивительное озеро вливается более 300 больших и малых рек, а вытекает только одна – Ангара, которая впадает в Енисей. А Енисей несёт свои воды в Северный Ледовитый океан.

Гусляр: Стоит мне услышать слово «Байкал» как придёт на память старинная легенда. Давным-давно жил могучий суровый старик Байкал. Много рек и речушек было у него на посылках. Была у старика – Байкала единственная дочь – красавица Ангара. Очень любил её отец, но и строг к ней был. Держал её отец в недоступных глубинах, не давал ей наверх подняться. Но полюбила Ангара красавца Енисея и сбежала от отца к желанному богатырю. Бросил покинутый отец вослед беглянке камень. Камень так и остался в устье реки. В самом деле, виден и сегодня в горловине Ангары камень. Называется Шаманским камнем.

Гусляр: Легенда гласит, что у старика Байкала 336 сыновей, которые приносят ему воду. А раздаёт богатства единственная дочь – Ангара. Неудержимым потоком вытекает она из озера, разрезает горы и леса и мчится она к Енисею. Велика сила Ангарской воды. Вот почему и выросли на реке небывалой мощности гидроэлектростанции.

Звучит песня о Волге. Выходит третья группа детей.

Ученик: Великая русская река – Волга берёт своё начало на Валдайской возвышенности и впадает в Каспийское море. Длина реки больше трёх с половиной тысяч километров. Природные богатства волжского края привлекали на берега Волги людей, уже начиная с каменного века. За прошедшие века великая река сменила не одно название. Древние греки именовали её «Ра», то есть «Щедрая». Арабы называли её «Итиль», то есть «Река рек». Угро-финские плена название реке Волга, которое переводится , как «Светлая», «Блистающая».

Ученик: Каждый год флот этой реки перевозит больше 10 миллионов тонн грузов и 40 миллионов пассажиров.

В Волгу впадает около 150 тысяч рек, речек, ручейков. А принимает Волга более 200 притоков.

Ведущий: Много песен и стихов сложено про Волгу – матушку. И живёт в народе легенда о споре реки Волги с её притоком – Вазузой.

Под музыку «Течёт река Волга» выходят девочки в голубых платьях.

«Волга»: Я – главная из всех рек. Истоки мои далеки – далеки, воды мои глубоки – глубоки, берега зелены – зелены. Все реки – младшие мои сёстры.

«Вазуза»: Может, ты и глубока, и плывёшь издалека, да медленна, неповоротлива, тяжела, не, то, что я. Я старше тебя, а поэтому главнее.

«Волга»:Я родилась раньше тебя на многие лета, а ты говоришь, что ты старшая.

«Вазуза»: Меня народ любит. В честь меня устраивают игрища, хороводы водят, рыбы испрашают.

«Волга»: Нет, сестрица, меня народ больше любит. Рыба моя и тяжелее и вкуснее твоей. На моих берегах столько селений, что и не сочтёшь. А, чтобы окончить спор наш, решим так: обе спать ляжем, и та, которая встанет раньше и скорее добежит до Хвалынскоко моря, будет главнее.

Обе наклоняют головы и засыпают.

Ведущий: Ночью Вазуза встала раньше и неслышно, прямым и ближним путём потекла вперёд . («Вазуза» просыпается и удаляется от «Волги»). Проснувшись, Волга пошла ни тихо, ни скоро, а как надо. Но в Зубцове она догнала Вазузу. (Девочка «Волга» настигает «Вазузу»). Волга была грозна.

«Волга»: Вазуза! Разолью я свои воды глубокие, уничтожу тебя силой грозною.

«Вазуза»: (испуганно) Не губи меня, сестрица старшая, возьми меня к себе на руки и донеси до Хвалынского моря. Буду я во всём тебя слушаться, признаю я, что ты старшая.

«Волга и Вазуза», взявшись за руки, уходят.

Ведущий: А всё-таки Вазуза весной раньше просыпается и будит Волгу от зимнего сна.

Ученик: Вот и закончилось наше путешествие по великим рекам России. Известный русский историк 19 века Василий Осипович Ключевский писал, что русский человек всегда жил с рекой душа в душу, любил свои реки. Река указывала ему путь при переселении. На её берегах он ставил свои жилища. Река кормила человека и одаривала его своими богатствами. И наша задача сохранить водные ресурсы и красоту великих и малых рек России для грядущих поколений.

– Реки России –
Руки матери, сильные, нежные,
В путь провожая, миром встречая,
Вы мне дарите счастье бережно.

Звучит песня: «От Волги до Енисея».

Источник



Внеклассное мероприятие по географии. 8класс. Устный журнал «Речной калейдоскоп»

Главная > Внеклассное мероприятие

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Внеклассное мероприятие по географии.8класс.

Устный журнал «Речной калейдоскоп».

1ведущий. Добрый день дорогие друзья! Приглашаем вас на страницы Речного калейдоскопа, которые расскажут вам много интересного о реках нашей планеты.

Представляем вам первую страницу Речного калейдоскопа

1 и 2 ведущие (вместе) «История воды, история реки, история жизни».

(Желательно использовать по возможности слайды, репродукции картин, презентации.)

2 ведущий . Самое распространенное, незаменимое на каждом шагу, знакомое всем и каждому необычайное по своим свойствам вещество-вода с древних времен поражала воображение людей как могучая стихия и не пользовалась ими как привычная повседневность .Они видели в ней первооснову всего существующего на земле, ей поклонялись как всемогущему божеству, дарующему жизнь, ее боялись как неведомую и опасную силу ,ей приписывали магические свойства.

У отважных мореходов древности-греков бог моря- Посейдон считался в то время колебателем Земли. Наводнения стирали с лица земли цивилизации. И тем не менее, они снова и снова возникали на морских побережьях или в долинах могучих рек.

Нил, Тигр, Евфрат, Хуанхэ, реки Средней Азии, Инд, Ганг не только орошали возделываемые земли в их долинах, но и удобряли их плодородным илом, вымывали из почвы вредные соли.

Крупнейшие города возникли и развиваются на реках или их притоках, побережьях морей и озер: Киев — на Днепре, Новгород на Волхове, Москва на реке- Москве, Санкт- Петербург в дельте Невы, Нижний Новгород – на месте слияния Оки с Волгой, Омск- Иртыше, Хабаровск на Амуре- этот перечень можно продолжать очень долго.

1 ведущий . С давних времен вода служила для защиты от врагов. Еще в эпоху неолита люди нередко селились не на суше, на воде — в постройках, возведенных на сваях, вбитых в дно реки или озера. Такой дом был надежно защищен от диких зверей, в нем было легче обороняться от врагов. Позднее люди предпочитали возводить крепости и замки под прикрытием рек, особенно в местах их слияния .Так был воздвигнут много веков назад Московский Кремль на месте впадения реки Неглинной в Москву-реку, Владимирский Кремль — в месте впадения Лыбеди в Клязьму, Псковский Кремль -на реке Великой в месте слияния ее с Псковой.

2 ведущий. Реки служили естественными рубежами между государствами и отдельными владениями. Этот обычай глубокой древности сохранился до наших дней .Так Россия граничит по Амуру с Китаем, большой участок границы Франции и Германии проходит по Рейну, река Меконг разделяет Тайланд и Лаос, Рио — Гранде -США и Мексику .Границы проходят по реке Прут, Аракс, Пяндж — и многим другим.

1 ведущий. Роль рек и озер в жизни любого государства многократно отражается на и их географических административных картах. Из 95 департаментов Франции 65 носят название протекающих по их территории рек– Сены, Роны, Марны, Луары. Из 50 североамериканских штатов 11 также названы именем рек- Миссисипи, Огайо, Алабама, Теннеси. Молодые республики Африки взяли себе имена рек- Нигер , Сенегал

2 ведущий. Вода сопутствует человеку всю его жизнь, от первого до последнего дня. Она поит, кормит, греет и охлаждает. И основной запас пресных вод суши, имеющих наиболее практическое значение для ее обитателей, сосредоточен в реках. Реки- великий дар природы! И нашу страну- могучую Россию можно смело назвать речной державой.

1 ведущий. Какие «они», реки, мы узнаем из следующей страницы речного калейдоскопа…

1 и 2 ведущие (вместе)- «Фейерверк могучих русских рек!» (Выступление сопровождается слайдами «Реки России»)

1ученик . О количестве рек в нашей стране хорошо сказал В.Маяковский

Сверху взгляд на Россию брось-

словно плетью исполосована.

2 ученик .В самом центре древней Русской Земли зарождаются великие ее реки: Волга, Днепр, Западная Двина. Прямо из колыбели они расходятся в разные стороны, навсегда покидая друг друга. У каждой из них свой путь, своя судьба.

Западная Двина, избрав более короткую дорогу, устремляется на северо — запад к Балтийскому морю.

Воспетый народами Украины, течет на юг, седой легендарный Днепр.

А Волга направляется в ту сторону, откуда над нашей Родиной восходит солнце, а затем резко избирает дальний путь на юг.

3 ученик . Волга! Каждая прядь земли, по которой струит свои воды, Волга, связана с историей нашей страны, начиная от древнейших времен и кончая современной эпохой.

Сказочные богатства Волги- леса, обилие рыбы, диких зверей и птиц, тучные черноземы, живописность мест всегда привлекали к себе народы .В центре Волги возникла Москва- сердце Русского государства.

1 ученик . От заснеженных вершин Алтайских гор к Северному Ледовитому океану несет свои воды могучая сибирская река Обь. Если плыть по Оби на север от ее истоков до океана, можно наблюдать как высокие горы сменяются низкими, а те переходят в холмистые равнины со степной и лесостепной растительностью, затем все равнинное пространство захватывает тайга на тысячи километров вокруг ,пока не уступит место тундре, образовавшейся от сурового дыхания Северного Ледовитого океана. Обь- огромное скопление пресных вод. Она выносит в Карское море столько воды, сколько дают вместе пять больших рек: Волга, Дон, Днепр, Амударья и Сырдарья.

2 ученик . Енисей — могучий богатырь! Енисей катит свои воды через всю Сибирь. Сказочно хорош он своим величавым течением , природой и живописными городами , селами , горделиво возвышающимися на крутых берегах . яркими звездами ГЭС – Красноярской , Саянской.

3 ученик . Лена – она из самых крупных рек не только Азии, но и всего мира. От истоков Лены, берущих начало на западном склоне Байкальских гор, на высоте 1000 метров над уровнем моря , до ее дельты , где суровой каменной громадой возвышается остров Столб – 4400 километров .На этом огромном протяжении Лена принимает около 250 притоков , общей длиной 60 тысяч километров и из маленького ручейка превращается в величественную , могучую , многоводную реку.

1 ученик . Амур – один из самых больших речных потоков мира. Он почти на 700 километров длиннее Волги. Могучий Амур местами бурными потоками несется по ущельям и прорывает вставшие на его пути горные гряды. Но чаще он течет по свободной, широкой долине среди расступившихся лесистых сопок и рукавов , разделенных островами с невысоким , но густым лиственным лесом.

2 ученик . Тихий Дон… Неторопливо собирая водную дань с земель тульских , воронежских , тамбовских и пензенских , Дон образует постепенно могучую реку. Почти 2 тысячи километров петляет донская вода по земле, соединяясь по пути с такой же тихой водой Хопра, Воронежа, Битюга, Медведицы, Красивой Мечи и Тихой Сосны. Берега тут пахнут полынью и донником. Трава с желтой кисеей мелких цветков донника имеет неповторимый дразнящий запах.

3 ученик . Рек незначительных нет! И маленькая речушка и огромная река дают жизнь. У каждого из нас есть «своя речка», неважно какая, номы должны понимать какое это сокровище.

1 ведущий. Следующая страничка нашего калейдоскопа…

1 и 2 ведущие(вместе) «Веселые реки».

1 ученик проводит игру со зрителями.

1). Какая река растет на дереве? ( Прут)

2)Название какой реки у нас во рту? (Десна)

3)Какая река России носит название стороны света? (Юг)

4)Река , протекающая в Турции и Ираке ,носит название хищного животного? (Тигр)

5)В какую реку можно упаковать какой-либо товар? (Тара)

6)Какая река на Дальнем Востоке (без последней буквы) и какое женское имя образуют вместе реку в Средней Азии? (Аму/р/Дарья)

7)Какая уральская река носит название шахматной фигуры? (Тура)

8)Один из притоков Днепра состоит из предлога и количественного числительного. Теперь нетрудно назвать реку Белоруссии. (Припять)

9)Приток реки Теша и приток реки Ловать носят одноименное название – имя мужчины. Какое? (Сережа)

2 ведущий .Речной калейдоскоп открывает страницу…

1 и2 ведущие (вместе ) «Литературная!»

1 ученик. А.С.Пушкин, отрывок из поэмы «Медный всадник»

Над омраченным Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом

Плеская шумною волной

В края ограды стройной

Нева металась, как больной

В своей постели беспокойной.

Уж было поздно и темно;

Сердито бился дождь в окно,

И ветер дул печально воя.

2ученик. Алексей Толстой в своем стихотворении выражает ряд желаний, — увы неисполнимых.«Эх кабы Волга-матушка

да вспять побежала,

Кабы можно, братцы

начать жить сначала.»

3 ученик. Последние слова Ильи Муромца стали названием реки.

Будто вздох прошел:

«Надо мощь ковать!»

Так и стала зваться

4 ученик . И.Якимов «Хоть в это поверить не очень легко»

«Хоть в это поверить не очень легко

Но волги вода есть в реке Лимпопо.

И путешествуя облаком пара,

Воды из Волги текут в Ниагару.

Волги воды и в Байкале и в Ниле,

И в Таганьике, и в нашей квартире.

Значит должны понимать это все мы:
Реки — часть водной единой системы.

Но, чтоб не быть с географией в споре,

Волга впадает в Каспийское море»

1 и 2 ведущие (вместе)- « Знаете ли вы….»

2 ведущий . Так называется следующая страница нашего калейдоскопа.

1 ученик .1)Близ города Мюнхена протекает река , носящая имя французского физика и математика .Назовите реку.(Ампер)

2) Название рек на языке индейцев значит «Великая Река, Отец Вод»

Впишите в название рек три ноты и прочтите их название.

3) Реки Западной и Восточной Европы полноводны, но отличие есть. Какое? (На западе ученик проводит игру со зрителями.

4)Назовите длиннейшую реку Азии и скажите, где она протекает и куда впадает?(Янцзы -китайская река, впадает в Восточно-Китайское море.)

5)Самая большая по площади в мире, самая полноводная, одна среди других лидеров по протяженности. Назовите реку- трижды чемпион на Земле.( Амазонка)

6) На юге Африки протекает река с названием цвета, но цвет здесь ни при чем. В этой местности появились переселенцы из Голландии-буры, которые назвали реку в честь принца Оранского, а как эта река утвердилась в географии?(Оранжевая)

7) В какой республике нет ни одной реки, ни одного пресного озера? ( В Мальдивской, Земля островов состоит из коралловых и известковых почв)

1 ведущий. Предлагаем вам страничку….

1и2 ведущие «Поиграйка»

2 ученик. 1) Переставьте буквы так в словах, чтобы получились названия рек России и Украины.

1ведущий. Жизнь с изначальной поры тяготеет к воде. Но если маленькая речка определяет судьбу десятка селений, то есть реки, судьба которых слилась с судьбой народа.

2 ведущий .Свою любовь, свое отношение к рекам люди издавна отражали в песнях. Речной калейдоскоп завершает последняя страница…

1и2 ведущие(вместе )- «Музыкальная!»

1ведущий .Предлагаем вам вспомнить песню, куплет или несколько строчек из песни о реке.

1ведущий.В исполнении….звучит русская народная песня(по желанию) «Вниз по матушке, по Волге.» «По Дону гуляет казак молодой.»

1ведущий . Жизнь зародилась, осела и развивается около рек . Все мы понимаем какое это сокровище. Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но речку если она умирает, возродить невозможно.

2ведущий .Надо беречь каждый ключик чистой воды. Судьба воды зависит от того, как мы хозяйствуем на берегах рек. Всякий соблазн рубить лес, который поближе, осушать без надобности пойменные озерки и болотца до сей поры нужным образом не пересекался. А именно это требуется, чтобы сохранить на земле воду.

Источник

Adblock
detector