Меню

Водный кодекс для реки

Какие ограничения деятельности вводятся в водоохранных зонах водных объектов?

Согласно Водному кодексу РФ земельные участки, расположенные вблизи водных объектов, можно покупать, сдавать в аренду и застраивать. Однако в отношении таких участков на основании ст. 65 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) устанавливаются следующие зоны, ограничивающие хозяйственную и иную деятельность: водоохранная зона, прибрежная защитная полоса и береговая полоса общего пользования.

Водоохранные зоны — территории, которые непосредственно примыкают к границе водного объекта. Ширина водоохранной зоны зависит от протяженности водного объекта и составляет для рек (ручьев) протяженностью до 10 км – в размере 50 м, от 10 до 50 км – 100 м, более 50 км – 200м, для моря водоохранная зона составляет 500 метров. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

Водоохранные зоны являются неотъемлемой частью водного объекта, связаны с ним территориально и функционально, составляют с ним единое целое как природный комплекс, являются собственностью Российской Федерации.

В целях предотвращения загрязнения водного объекта границах водоохранной зоны устанавливаются ограничения хозяйственной деятельности, в том числе установлен запрет на движение и стоянку транспортных средств, размещение автозаправок, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, осуществление мойки транспортных средств, а также сброса сточных вод. В границах водоохранных зон запрещено размещение кладбищ, объектов размещения отходов, пестицидов, авиационные меры борьбы с вредителями и др. Полный перечень запретов изложен в п. 15 ст. 65 ВК РФ.

Вместе с тем, строительство (реконструкция) и последующая эксплуатация объектов капитального строительства в границах водоохранных зон допускается при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения. Выбор типа охранного сооружения осуществляется застройщиком самостоятельно с учетом необходимости соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Такими сооружениями могут быть централизованные ливневые системы водоотведения; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

За невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод предусмотрена административная ответственность по статье 8.45 КоАП РФ.

Прибрежные защитные полосы входят в границы водоохранных зон, их ширина составляет 30 — 50 метров в зависимости от уклона поверхности. В дополнение к ограничениям, установленных для водоохранной зоны, в границах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Береговые полосы общего пользования — часть земли шириной 20 метров, примыкающая непосредственно к водному объекту. Любая территория, находящаяся на расстоянии 20 метров от воды, является местом общего пользования. Береговые полосы могут беспрепятственно использоваться любым лицом для передвижения и пребывания около них, в том числе для рыбалки и причаливания лодок, парусников и иных плавучих средств.

За ограничение свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе предусматривается административная ответственность по ст. 8.12.1 КоАП РФ.

На местности границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос общего пользования водных объектов отмечаются специальными информационными знаками. При этом владельцы участков, расположенных вблизи водных объектов, не должны препятствовать размещению на таких участках информационных знаков.

Источник

Водный кодекс России 2021

Водный кодекс России был принят в 2006 году. Он регулирует взаимоотношения государственных и муниципальных органов, а так же физических и юридических лиц в области водопользования. ВК РФ представляет собой основу совокупности нормативных актов разного иерархического уровня, регулирующих пользование водными объектами на территории юрисдикции России. Все нормативы данной направленности составляют водное законодательство страны.

Объекты и термины

Водопользование – это, конечно, пользование водой. Только объектом взаимоотношений, регулируемых данным кодексом, является специфическая деятельность по использованию воды, находящейся в природных водоёмах. К природным приравнены и водоёмы, созданные человеком, но функционирующие в качестве естественных саморегулирующихся объектов. Например, водными объектами являются подземные и поверхностные реки, моря, океаны, озёра, пруды, водохранилища.

В то же время вода, текущая из крана в квартире, находящаяся в вёдрах, ванной, бочках и батареях отопления объектов уже не является объектом взаимоотношений, регулируемых ВК России. Такая вода обычно является объектом нормирования санитарно-гигиенического характера.

Весь перечень объектов водного законодательства сосредоточен в статье 5 ВК РФ. Если его обобщить, то в сфере действия Водного кодекса окажутся все очерченные береговыми линиями поверхностные водоёмы, снежники, ледники, болота (по границам залежей торфа), подземные воды, их выходы на поверхность суши, водоносные горизонты. Для определения границ подземных вод применяется отсылочная норма. Поскольку подземная вода является ещё и полезным ископаемым, то её месторасположения определяется по нормам статьи 7 ФЗ № 2395-1.

Объектами отношений, регулируемых Водным кодексом, не могут быть признаны временные водоёмы, образовавшиеся в результате обильных осадков или таяния снега. Временный характер водоёма определяется его существованием на протяжении одного сезона. Такие объекты не вносятся в государственный водный реестр, что не позволяет контролировать их состояние в рамках нормативов Водного кодекса (ст. 31).

Регламентация пользования водоёмами

Понятие водопользования выходит за пределы процесса потребления воды для бытовых и промышленных нужд. Это любое использование водоёма, в той или иной степени изменяющее его состояние. Водопользование – это использование воды, находящейся в водоёме, для целей (ст. 37):

  • забора воды;
  • производства электроэнергии;
  • сброса стоков;
  • передвижения транспорта;
  • рекреации.

Пользование водоёмами, находящимися в юрисдикции данного кодекса, может осуществляться с изъятием воды или без него (ст. 38 ВК). Последний вариант так же делится на забор с возвратом или без него.

Кроме того, пользование водоёмами может быть обособленным или совместным. Последний вариант распространяется на объекты, которые находятся в свободном пользовании нескольких физических и юридических лиц. Обособленное пользование производится на фактически закрытом объекте, находящемся в собственности физических и юридических лиц, а так же государства и муниципалитетов. Обособленность водопользования чаще всего продиктована особой необходимостью, исключающей иные виды эксплуатации.

Правовой режим

Использование водных объектов производится на основании решений органов управления субъектами федерации или муниципалитетов. Объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут использоваться по решению Правительства РФ (ст. 21).

Собственники водных объектов могут пользоваться ресурсом без заключения договоров и специальных разрешений. Однако их деятельность ограничивается необходимостью (ст. 39):

  • соблюдения природоохранного законодательства;
  • содержания в исправности сооружений водопользования;
  • своевременного информирования о возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление профилактики возникновения аварий и других ЧС на водоёмах;
  • проведения учёта забора воды или спуска сточных вод;
  • осуществления мониторинга.

Право целевого пользования водоёмами, находящимися в собственности государства и муниципалитетов приобретается на основании договора (ст. 11). При заключении договора лицо приобретает и право аренды водоёма в части разрешённого использования (ст. 12). Это означает, что за реализацию своего права пользователь должен платить сумму, оговоренную в договоре.

Управление

В сфере пользования данной категорией ресурсов управление осуществляется по принципу иерархии полномочий, разделённых между государственными и муниципальными органами власти (глава 4). Кроме того, для целей осуществления мониторинга, сохранения ресурсов в оптимальном состоянии и контроля водопользования вся территория страны разделена на бассейновые округа (ст. 28). В настоящий момент существует 21 округ. В основе выделения округов лежат водосборные бассейны крупных или совокупности мелких и средних рек в их связи с морями. При этом в состав бассейна входят не только наземные, но и подземные воды.

Поскольку границы округов не совпадают с административными границами страны, для управления этими территориями создаются бассейновые советы (ст. 29). В их состав входят представители всех органов власти, общественных организаций, водопользователей, общин коренных народов данной территории. Советы участвуют в разработке схем развития территорий и охраны водных объектов.

Охрана и ответственность

Несмотря на сложные процессы перемещения воды на планете, водные ресурсы считаются исчерпаемыми. Дело в том, что водоёмы могут быть наполнены водой, которую невозможно использовать из-за её низкого потребительского качества.

Охрана водных объектов возложена на их собственников, то есть на физических и юридических лиц, государство и органы местного самоуправления (ст. 55 ВК РФ). Собственники принимают меры по недопущению истощения, засорения и загрязнения водоёмов, а так же по их восстановлению после чрезвычайных ситуаций.

За нарушение водного законодательства предусмотрены три вида наказаний – административная, уголовная и материальная. В зависимости от масштабов содеянного виновные лица не только подлежат наказанию в соответствии с требованиями уголовного и административного кодексов. На них возлагается обязанность возместить ущерб, и устранить последствия правонарушения (ст. 68).

Таким образом, Водный кодекс России построен по принципу создания оптимальных условий эксплуатации одного из самых ключевых ресурсов планеты. Оптимальность заключается не только в обеспечении доступа граждан к данному ресурсу, но и в создании системы, призванной поддерживать допустимый уровень состояния водоёмов.

Источник

Кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Водный кодекс Российской Федерации

Принят Государственной Думой 12 апреля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 26 мая 2006 года

(В редакции федеральных законов от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 19.06.2007 № 102-ФЗ, от 14.07.2008 № 118-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 24.07.2009 № 209-ФЗ, от 27.12.2009 № 365-ФЗ, от 28.12.2010 № 420-ФЗ, от 11.07.2011 № 190-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 19.07.2011 № 246-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ, от 21.07.2011 № 257-ФЗ, от 21.11.2011 № 331-ФЗ, от 06.12.2011 № 401-ФЗ, от 07.12.2011 № 417-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 07.05.2013 № 87-ФЗ, от 02.07.2013 № 148-ФЗ, от 21.10.2013 № 282-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 28.06.2014 № 181-ФЗ, от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 22.10.2014 № 315-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 29.12.2014 № 459-ФЗ, от 31.12.2014 № 499-ФЗ, от 13.07.2015 № 221-ФЗ, от 13.07.2015 № 224-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 13.07.2015 № 244-ФЗ, от 28.11.2015 № 357-ФЗ, от 31.10.2016 № 384-ФЗ, от 26.07.2017 № 208-ФЗ, от 29.07.2017 № 217-ФЗ, от 29.07.2017 № 225-ФЗ, от 29.07.2017 № 261-ФЗ, от 03.08.2018 № 342-ФЗ, от 25.12.2018 № 475-ФЗ, от 27.12.2018 № 515-ФЗ, от 27.12.2018 № 538-ФЗ, от 06.06.2019 № 139-ФЗ, от 02.08.2019 № 294-ФЗ, от 16.12.2019 № 431-ФЗ, от 27.12.2019 № 488-ФЗ, от 24.04.2020 № 147-ФЗ, от 08.12.2020 № 416-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

1) акватория — водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;

2) водное хозяйство — деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод;

3) водные ресурсы — поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;

4) водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;

5) водный режим — изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте;

6) водный фонд — совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации;

7) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 07.12.2011 № 417-ФЗ)

8) водопользователь — физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом;

9) водопотребление — потребление воды из систем водоснабжения;

10) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 07.12.2011 № 417-ФЗ)

11) водохозяйственная система — комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений;

12) водохозяйственный участок — часть речного бассейна, имеющая характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры использования водного объекта (водопользования);

121) донный грунт — грунт дна водных объектов, извлеченный при проведении дноуглубительных, гидротехнических работ, строительстве, реконструкции, эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, искусственных островов, установок, расположенных на водных объектах, создании и содержании внутренних водных путей Российской Федерации, предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий и в иных случаях, установленных федеральными законами; (Пункт введен — Федеральный закон от 07.05.2013 № 87-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 16.12.2019 № 431-ФЗ)

13) дренажные воды — воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты;

14) использование водных объектов (водопользование) — использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц;

15) истощение вод — постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод;

Читайте также:  Скрытые реки нижнего новгорода

16) негативное воздействие вод — затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты;

17) охрана водных объектов — система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов;

18) речной бассейн — территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро;

19) сточные воды — дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади. (В редакции Федерального закона от 21.10.2013 № 282-ФЗ)

Статья 2. Водное законодательство

1. Водное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

2. Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. Водные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

5. Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

7. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

Статья 3. Основные принципы водного законодательства

Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1) значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;

2) приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;

3) сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами;

4) целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;

5) приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов;

6) участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации;

7) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством;

8) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц;

9) регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход);

10) регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;

11) регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;

12) гласность осуществления водопользования. Решения о предоставлении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа;

13) комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями;

14) платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

15) экономическое стимулирование охраны водных объектов. При определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов;

16) использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления традиционного природопользования.

Статья 4. Отношения, регулируемые водным законодательством

1. Водное законодательство регулирует водные отношения.

2. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом.

Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты

1. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

1) поверхностные водные объекты;

2) подземные водные объекты.

2. К поверхностным водным объектам относятся:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6) ледники, снежники.

3. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

4. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

1) моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива;

2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

3) пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды;

4) болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.

41. Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Часть введена — Федеральный закон от 13.07.2015 № 244-ФЗ)

5. К подземным водным объектам относятся:

1) бассейны подземных вод;

2) водоносные горизонты.

51. Классификация водоносных горизонтов (первый, второй и иные водоносные горизонты) утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Часть введена — Федеральный закон от 29.12.2014 № 459-ФЗ)

6. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

Статья 6. Водные объекты общего пользования

1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации. (В редакции Федерального закона от 14.07.2008 № 118-ФЗ)

6. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 244-ФЗ)

7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств. (В редакции Федерального закона от 25.12.2018 № 475-ФЗ)

Статья 7. Участники водных отношений

1. Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Статья 71. Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов

1. Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 — 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Закупки работ на выполнение водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для обеспечения государственных и муниципальных нужд органами государственной власти, органами местного самоуправления осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых юридическими лицами и физическими лицами, не являющимися субъектами регулирования указанного законодательства. (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

(Статья введена — Федеральный закон от 14.07.2008 № 118-ФЗ)

Глава 2. Право собственности и иные права на водные объекты

Статья 8. Право собственности на водные объекты

1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

4. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

5. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.

6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

Статья 9. Право пользования водными объектами

1. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

2. Естественное изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и настоящего Кодекса не следует иное.

3. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, кото

Читайте также:  От чего отходит река нева

Источник

Водный кодекс для реки

«КОММЕНТАРИЙ К ВОДНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(под ред. С.А. Боголюбова)(Юридический Дом Юстицинформ, 1997)

Комментарий к статье 111

Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности на водные объекты.

Статья 65 ВК относит к полномочиям РФ определение порядка установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, режим использования их территорий. 23 ноября 1996 г. Правительство РФ утвердило Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, действующее на всей территории РФ (Российская газета. 1996. 11 декабря).

Согласно Положению водоохранная зона представляет собой территорию, примыкающую к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной или иных видов деятельности. В пределах ее выделяется прибрежная защитная полоса с более строгим охранительным режимом, на которой вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов.

Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также их режим определяются исходя из физико — географических, почвенных, гидрологических условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов. Они утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, согласованному со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно — эпидемиологического надзора и органами Федеральной пограничной службы РФ в соответствии с их положениями.

Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается:

для рек, стариц и озер — от среднемноголетнего уреза воды в летний период;

для водохранилищ — от уреза воды при нормальном подпорном уровне;

для морей — от максимального уровня прилива;

для болот — от их границы (нулевой глубины торфяной залежи).

Для болот в истоках рек, а также для других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегающих к ним территориях.

Минимальная ширина водоохранных зон рек устанавливается от 50 до 500 м в зависимости от их протяженности, для истоков рек — радиусом не менее 50 м.

Минимальная ширина водоохранных зон для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 кв. км — 300 м, от 2 кв. км и более — 500 м. Те же принципы применяются для определения ширины водоохранных зон верховых болот, формирующих сток постоянных водотоков.

Минимальная ширина водоохранных зон водных объектов, для которых установлены запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых видов рыб, принимается равной ширине этих полос.

Границы водоохранных зон магистральных и межхозяйственных каналов совмещаются с границами полос отвода земель под эти каналы.

Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами. Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.

Минимальная ширина прибрежных защитных полос устанавливается в зависимости от видов угодий и крутизны склонов территорий, прилегающих к водному объекту, и колеблется от 15 до 100 м.

Ширина прибрежных защитных полос для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки), устанавливается не менее 100 м независимо от уклона и характера прилегающих земель.

Для морей и горных рек ширина прибрежных защитных полос определяется в каждом конкретном случае с учетом изложенных общих требований.

В городах и других поселениях при наличии ливневой канализации и набережной допускается границу прибрежных защитных полос совмещать с парапетом набережной.

Проектирование водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществляется на основе нормативно — методических документов, утверждаемых МПР России по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Заказчиками по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос выступают бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, а в отношении водохранилищ, предоставленных в обособленное пользование, — водопользователи.

Проекты водоохранных зон утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ.

В установленном порядке проекты водоохранных зон проходят согласование и экологическую экспертизу. Общие требования проведения экологической экспертизы проектных материалов определены ст. ст. 35 — 38 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды».

Границы прибрежных полос на местности закрепляются специальными знаками. Для водохранилищ, предоставленных в обособленное пользование, это делают водопользователи, в остальных случаях — бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда.

До утверждения проектов минимальные размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос должны быть нанесены на генеральные планы застройки городов, других поселений, планы землепользования, а также иные планово — картографические материалы.

Об установленных границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос должно быть проинформировано население. До сведения населения должно быть доведено содержание режима на указанных территориях.

Положением в пределах водоохранных зон запрещено:

— проведение авиационно — химических работ;

— применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

— использование навозных стоков для удобрения почв;

— размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче — смазочных материалов; площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

— складирование навоза и мусора;

— заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;

— размещение дачных и садово — огородных участков при ширине водоохранной зоны менее 100 м и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов;

— размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово — огородных участков;

— проведение рубок главного пользования;

— проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово — огородных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

На территориях водоохранных зон разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к указанным ограничениям запрещаются:

— складирование отвалов размываемых грунтов;

— выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн;

— установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово — огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство;

— движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения.

Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно — кустарниковой растительностью или залужены.

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.

Установление водоохранных зон не влечет изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками за исключением случаев, предусмотренных законом.

На приграничных территориях режим использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос согласовывается с органами Федеральной пограничной службы РФ, а также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Принятое Положение не изменяет норм действующего законодательства о зонах санитарной охраны источников централизованного хозяйственно — питьевого водоснабжения, запретных полосах лесов по берегам водных объектов, а также об иных охранных зонах водных объектов.

При установлении на водных объектах зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно — питьевого водоснабжения минимальные размеры водоохранных зон и режим хозяйственной деятельности в них определяется санитарными правилами и нормами.

Государственный контроль за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос возложен на органы исполнительной власти субъектов РФ, бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, государственные органы управления использованием и охраной земель и специально уполномоченные органы управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Лица, виновные в нарушении режима использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 112. Особенности предоставления земельных участков в водоохранных зонах и контроль за их использованием

Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом управления использованием и охраной земель, специально уполномоченным государственным органом управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Комментарий к статье 112

Как упоминалось выше (комментарий к ст. 6 ВК), приватизация сельскохозяйственных и некоторых других земель осуществлялась земельными органами нередко в узковедомственном ключе. Поскольку землеустроительная служба недостаточно связана с органами по охране памятников истории и культуры, такие памятники попадали в руки новых собственников без надлежащего предупреждения о мерах по их охране и даже без уведомления об их наличии на отводимой земле. Иногда это касалось также памятников природы. Новые собственники обязаны сохранять проходящие по их землям дороги общего пользования, но что касается тропиночной сети и права прохода по ним посторонних (а также даров природы в местах традиционного их сбора) — на этот счет никаких ограничений на собственника обычно не налагалось. Неопределенным во многих местах оказалось и право прохода по фермерским землям рыбаков и охотников к водным и болотным угодьям.

Что касается водоохранных зон, то в тех регионах, где раньше проводилась работа по их выделению, новые собственники были уведомлены о наличии таких зон и о необходимости соблюдения в них водоохранного режима. Однако работа по выделению этих зон на местности обычно не выполнялась (этому способствует и тот недостаток, что границы фермерских владений не всегда отбиты в натуре). Не всегда они отмечались и на земельных планах.

Статья 112 ВК нацелена на то, чтобы свести указанные промахи к минимуму. Для этого устанавливается порядок, согласно которому само выделение земель в водоохранных зонах поставлено под контроль органов Роскомвода. Содержание статьи касается не только сельскохозяйственных земель и не только земель, передаваемых в частную собственность. Она «покрывает» любые отводы земель, если в их составе имеются водоохранные зоны (см. примечание к предисловию).

Слово «предоставляется» означает реальное выделение земель. Оно не относится к земельно — планировочным прогнозам, когда отвод земель, содержащих в себе водоохранные зоны, только намечается. Между тем, контроль водных органов за планами использования прибрежных земель (до их фактического отвода) был бы также вполне уместен.

Комментируемая статья умалчивает о том, как быть с теми отведенными землями, прилежащими к водным объектам, на которых вовремя не были «наведены» водоохранные зоны. Косвенно ответ на этот вопрос содержится в ст. 6 ВК, которая опускает появление новых прав и обязанностей (у водопользователя) уже после того, как первоначальный комплекс прав и обязанностей был определен предыдущим законодательством. Тем не менее, в развитие этого правила полезным является прямое указание закона, что передача земли в частную собственность или иную форму владения не лишает государства права устанавливать ограничения в ее использовании в интересах охраны природы, памятников культуры, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, а также в экстремальных ситуациях (см. ст. ст. 63 и 89 и другие настоящего Кодекса; ст. 1 ГК РФ).

Статья 113. Использование и охрана лесов водоохранных зон водных объектов

Читайте также:  Река в твери впадает в волгу 6 букв

Использование и охрана лесов водоохранных зон водных объектов направлены на предотвращение загрязнения, засорения и истощения водных объектов.

В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществление рубок главного пользования запрещается. Разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.

Предоставление в пользование лесов водоохранных зон осуществляется по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда в соответствии с лесным и водным законодательством Российской Федерации.

Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда осуществляет контроль за использованием лесов водоохранных зон и вправе приостановить либо запретить работы, оказывающие вредное влияние на состояние водных объектов.

Комментарий к статье 113

В целях поддержания гидрологического режима и улучшения состояния рек, озер и водохранилищ в ВК РФ включена статья об использовании и охране лесов водоохранных зон водных объектов.

Эти леса имеют большое водоохранное значение и являются частью водоохранной зоны водных объектов (см. комментарий к ст. 111 ВК).

В пределах водоохранной зоны выделяются прибрежные полосы.

Поскольку от состояния лесов во многом зависит состояние рек, озер и водохранилищ во второй и третьей частях этой статьи сформулирован режим пользования в лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

В этих лесах запрещены рубки главного пользования, которые осуществляются только в спелых и перестройных насаждениях. Они проводятся главным образом для заготовки древесины.

В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.

Рубки промежуточного пользования, в отличие от рубок главного пользования, проводятся в древостоях различных возрастов. Это рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции.

Не все лесные пользования могут нанести ущерб лесам. Например, такие разновидности побочных лесных пользований, как сенокошение, размещение ульев и пасек, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений, ущерба лесам не приносят. Поэтому вряд ли следует требовать согласования предоставления в пользование лесов в подобных случаях (см. ст. 88 ВК об общем водопользовании).

Статья 114. Охрана водных объектов при использовании недр

При геологическом изучении недр, разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

Комментарий к статье 114

Эта статья в общем виде устанавливает обязанности недропользователей по охране водных объектов; указанные обязанности должны быть детализированы в законодательстве об охране природы и других отраслях права.

Охране подлежат как наземные, так и подземные водные объекты. При этом подземные водные объекты должны быть изолированы вдвойне: от попадания в них загрязнений с поверхности земли (например, через пробуренные скважины) и от перетоков загрязненной воды с верхних горизонтов в нижние. Одним из оправдавших себя методов служит тампонирование устий недействующих и заброшенных скважин. Вокруг действующих скважин должна быть организована зона санитарной охраны.

Разведчики недр должны быть готовы к тому, что пробуренная ими скважина наткнется на напорные воды, которые начнут самоизливаться на поверхность. В этом случае они должны принять меры к тому, чтобы сохранить в недрах имеющиеся там запасы воды.

Статья 114 не указывает, что охранять подземные воды должны только геологические и горнодобывающие организации. Аналогичная обязанность лежит на владельцах земной поверхности, если они занимаются добычей полезных ископаемых, извлечением подземной воды. Владельцы земли обычно не являются профессионалами в области разработки недр и добычи воды. Поэтому закон устанавливает разрешительный порядок для этих работ. Лишь в отношении наименее ценных вод, прилегающих к земной поверхности (так называемые верховодки), их добыча допускается без специального разрешения.

Нередко владельцы земель приглашают специализированные организации для бурения на воду. Если при этом нарушается водное законодательство, то встает вопрос, кто должен нести ответственность: подрядчик или заказчик работ. Для некоторых случаев такого рода было бы целесообразно установить солидарную ответственность сторон за допущенное нарушение. В подобных ситуациях желательно использовать типовые договоры, в которых стороны оговаривали бы, кто из них и за что несет ответственность.

Бурение производится не только на суше, но и в море. В этом случае охранять от загрязнения надо морские воды. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, это направление правовой охраны морской среды достаточно сложно и требует специальной разработки.

Сходным образом обстоит дело с процессами добычи со дна рек песка и гравия. Но здесь надо заботиться не только о соблюдении чистоты вод. Такие процессы изменяют формы речного русла и берегов; они могут вызвать оползни и размывы. Расширение поперечного сечения реки влечет за собой замедление скорости течения и осаждение так называемых влекомых наносов. Не исключены побочные явления (как благоприятного, так и неблагоприятного свойства) в области судоходства, рыбного хозяйства, рекреации на воде. Поэтому все такие работы должны производиться только с разрешения водных органов. По своим технологическим характеристикам и экологическим последствиям они близки к землечерпанию — работе, которая нередко выполняется на судовых ходах ради обеспечения необходимых глубин (ст. 108 ВК).

Законодательство о недрах не упоминает в качестве полезного ископаемого озерный ил (сапропель), который используется в качестве удобрения, а также в некоторых химических производствах. Добыча такого ила в ряде случаев улучшает качество вод. Но поскольку одновременно происходит снижение уровня озера (которое может вызвать эрозию его берегов и переосушение прилегающих к нему площадей), такие работы требуют всестороннего прогнозирования их результатов. Проведение этих работ требует согласования не только с водными, но и другими надзорными органами.

Существенные преобразования речных ландшафтов происходят при добыче так называемого россыпного золота (и некоторых других металлов) с помощью драг. Эти работы требуют целого комплекса мер по охране природы. Проекты таких работ подлежат обязательному согласованию с водными органами.

Статья 115. Зоны и округа санитарной охраны

В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно — бытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 115

Зона (округ) санитарной охраны представляет собой территорию, на которой установлен специальный режим и проводятся мероприятия, направленные на охрану водных объектов.

Порядок образования и режим зон (округов) санитарной охраны определен законодательством.

Для источников водоснабжения и водопроводов он установлен Постановлением ЦИК и СНК от 17 мая 1937 г., которое продолжает действовать до издания соответствующего российского правового акта (Сборник нормативных актов по охране природы. — М.: Юриздат, 1977. С.276).

Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим.

Первый пояс (зона строгого режима) организуется для охраны мест забора воды из источника и прилегающих к нему участков, а также головных сооружений водопроводов. Эта территория ограждается, благоустраивается, охраняется. Здесь запрещено проживание и временное нахождение лиц непосредственно не связанных с работой на водопроводных сооружениях, а также строительство, не связанное с техническими нуждами самого водопровода.

Второй пояс (зона ограничений) включает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки. Во втором поясе запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное их ухудшение. В пределах второго пояса строительство, уничтожение насаждений, проведение железнодорожных и автотранспортных путей, использование земельных участков и водоемов для сельскохозяйственных нужд, мероприятия по физкультуре, купание и т.п. допускается только с особого разрешения органов санитарного надзора.

Третий пояс (зона наблюдений) охватывает смежную со вторым поясом территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод. В третьем поясе органы санитарного надзора производят специальный учет инфекционных заболеваний, которые могут распространяться через водопровод и проводят эпидемиологическое обследование каждого отдельного случая таких заболеваний.

Водоохранная зона источника питьевого водоснабжения является особо охраняемой территорией. Ее границы определяются на карте, а границы первого пояса отмечаются в натуре соответствующими знаками (столбы с надписями). Местная администрация обязана оповестить население о границах зоны санитарной охраны и ее режиме.

Для обеспечения охраны водных объектов, признанных лечебными, в соответствии с Законом РФ от 27 января 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно — оздоровительных местностях и курортах» устанавливаются округа санитарной (горно — санитарной) охраны (Российская газета. 1995. 1 марта).

Округ санитарной (горно — санитарной) охраны — особо охраняемая территория, на которой устанавливается особый режим хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающий защиту и сохранение природных лечебных ресурсов от загрязнения и преждевременного истощения. Для природных лечебных ресурсов, относящихся к недрам, устанавливаются округа горно — санитарной охраны, в остальных случаях округа санитарной охраны.

В составе округа выделяется до трех зон.

В первой зоне устанавливается строгий охранительный режим. Здесь запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Обеспечение установленного режима охраны осуществляется в первой зоне — юридическими и физическими лицами, разрабатывающими и использующими природные лечебные ресурсы на основании лицензии; во второй и третьей зонах — пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Санитарно — оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно — санитарной) охраны осуществляются за счет пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной охраны.

Границы и режим округов санитарной (горно — санитарной) охраны утверждаются Правительством РФ для лечебно — оздоровительных местностей и курортов федерального значения и органами исполнительной государственной власти субъектов Федерации — для регионального и местного значения.

Источник



Прекращение права собственности в прибрежной полосе

У меня в собственности находится земельный участок в дачном товариществе в прибрежной защитной полосе реки (полностью примыкает к берегу). Члены СНТ пишут жалобы, что мое право собственности незаконно, так как согласно Водному кодексу РФ ко всем водным объектам должен быть свободный доступ 20 м от берега. Но данный участок зарегистрировал в собственность прошлый хозяин в 1997 году до вступления в силу Водного кодекса РФ. Я приобрел участок в 2010 году и зарегистрировал право собственности. Могут ли у меня отнять этот участок?

Дмитрий

В ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ дано определение водоохранных зон: водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Земли водоохранных зон рек и водоемов относятся к землям особо охраняемых территорий (п. 2 ст. 94 ЗК РФ).

Пункт 4 ст. 97 ЗК РФ устанавливает, что в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель.

Статья 27 ЗК РФ, которая предусматривает ограничения оборотоспособности земельных участков, непосредственно не относит земельные участки, расположенные в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе, к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте.

Таким образом, земельное законодательство не содержит ограничений для получения в собственность земельного участка, расположенного в водоохранных зонах.

Вместе с тем полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования, и ее ширина составляет 20 метров. В связи с этим ограничить пользование береговой полосой нельзя.

Кроме этого, возможны ситуации изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В силу положений пп. 4 п. 1 ст. 9 ЗК РФ у Российской Федерации имеются полномочия по установлению порядка резервирования земель, принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных и муниципальных нужд.

В данном случае собственника должны известить об изъятии и выплатить компенсацию в соответствии с действующим законодательством.

Источник

Adblock
detector